Игры по социализации в подготовительной группе. Картотека игр направленных на успешную социализацию. Игра как средство социализации дошкольников

дошкольный ребенок социализация игра

Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелого человека. Ребёнок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире, усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него уже важно как общество взрослых, так и общество детей, поскольку каждое из них по-своему обогащает его социальный опыт .

Вхождение в социальный мир происходит непосредственно через взаимодействие ребёнка с взрослыми. Это взаимодействие человека и общества обозначается понятием «социализация». Однако функция социализации не исчерпывается лишь возможностью взаимодействия человека и общества. Она также обеспечивает сохранение общества, так как социализация способствует усвоению новыми гражданами идеалов и ценностей.

Социализация - это процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта .

Социализация распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решение определённых задач: формирование адекватной самооценки, умения находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, снижение у детей агрессии и неуверенности в себе, без проработки которых последующий этап может не наступить.

Адаптация - приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды.

Социальная адаптация - активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе .

Интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

Интеграция дошкольника - это совокупность эмоциональной сферы, характера восприятия, адекватного реагирования, собственной деятельности ребёнка.

Персонализация - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский) .

Результат социализации - социализированность.

Социализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом», с другой точки зрения - усвоение личностных и социальных качеств. Основные критерии социализированности включают: содержание сформированных установок, ценностей; адаптированность личности, её норматическое поведение; социальная идентичность. Социализированность выступает как достижение на каждом возрастном этапе определённого баланса приспособления и обособления в социуме. В дошкольном возрасте успешная социализированность определяется сформированностью умения преодолевать трудности в общении со сверстниками, умением находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, а также наличием адекватной самооценки.

Успешному формированию навыков социализации, в настоящее время, способствуют разные средства социализации дошкольников, упражнение, рассказ, беседа, различные варианты наблюдения за детьми, изобразительная деятельность и конструирование, но предпочтение отдаётся средствам игровой деятельности, потому что игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников, в ней они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними . Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя.

Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать.

Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, «врастает» в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту, он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности .

Игра берет свои истоки из предметно - манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания.

В 3-4 года ребёнок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроизведению человеческих взаимоотношений, в его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы. Взрослый, несмотря на потребность ребёнка действовать самостоятельно, интересен ребёнку как носитель разнообразной информации. Поэтому, играя самостоятельно, ребёнок ощущает потребность постоянно общаться с взрослым для того, чтобы тот посмотрел, выразил своё отношение к его постройке, действиям: «Хорошо ли у меня получилось? А как надо?».

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно - ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними .

Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина , ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например, игра в «дочки-матери». Этнографические исследования Д.Б. Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры .

У детей 2-4 лет в сюжетно-ролевой игре с использованием игрушек происходит обогащение её содержания посредством объединения отдельных действий: медвежонок моет лапы - ест - спит. Применяя методы прямого и частично косвенного руководства, воспитатель способствует развитию коротких игровых цепочек. Например, мама причёсывает дочку - дочка надевает платье - мама кормит дочку - ведёт дочку в детский сад. Выстраивать такую цепочку можно с помощью наводящих вопросов («Что теперь будет делать дочка?»).

Театрализованная игра - представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений театрализованное представление по сказкам. Для детей трёх - четырёх лет характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребёнок усваивает нормы повеления, принятые в мире взрослых .

В самодеятельной игре детей отражается литературно - художественный материал, с которым воспитатель знакомит их в течение года. Специалисты утверждают, что только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребёнка, становятся основой для свободной детской игры.

Режиссёрская игра - это разновидность творческой игры. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация .

Через режиссёрскую игру ребёнок приобретает умение разыгрывать сюжеты, действовать за всех персонажей, объединять различные сюжетные линии; совершенствуется его умение вставать на позицию персонажа. В режиссёрских играх отражается повседневный быт, окружающий ребёнка; происходит оперирование понятными ему представлениями. Малыш способен охватить ситуацию в целом: кукла-дочка пришла с прогулки, будет раздеваться, мыть руки, мама покормит её обедом. Постепенно развивается умение принимать на себя роль, говорить от лица персонажа и отражать его настроение, эмоции; ребёнок овладевает ролевым поведением.

Дидактическая игра - это игра обучающая: «Парочки», «Подбери картинку». Такие игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают . Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

В возрасте 3-4 лет дидактические игры могут охватывать целиком всё занятие, включая в себя разные виды деятельности (игру, музыку, слово, движение, изобразительную деятельность). Эти игры включают в себя и драматизации. Имитация образов животных, через героев любимых сказок способствует выражению отношений детей к изображаемому явлению через мимику, жесты, интонацию. Например: «Кот и мыши», «Машины и пешеходы».

У детей 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в их жизнедеятельности. У них появляется не только стремление играть, а исполнять ту или иную роль: продавец, шофёр («Магазин игрушек», «Гараж»).

Игры с правилами - дидактические игры, где требуется выполнение игровых обязательств: «Весёлое лото», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», правила игры имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие - определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие - предупреждают о том, чего и почему нельзя делать .

В этом возрасте у детей начинают преобладать коллективные игры, в которых есть место выдумке, соревновательности, инициативе: «Автобус», «Корабль». Они с удовольствием выполняют просьбу воспитателя обучить игре сверстника, который не знает, как в неё играть, либо не понимает правила игры. В таком случае обучение идёт активно, дети подчиняются правилам и ревностно следят за выполнением правил другими ребятами.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок, приняв на себя роль, ведёт себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. Содержанием игры становятся отношения между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обстоятельств (например, воспитатель учит детей мыть руки, застилать кровать, кормит обедом); это выражает единство предметного и социального содержания игры дошкольника. В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофёром, ребёнок по сигналу светофора отправляется в путь.

Игры с правилами учат детей придумывать новые игровые действия, воспитывают творческое отношение к игре в целом.

Д.Б. Эльконин делает вывод о том, что способ действия с предметом может быть освоен через образец, а смысл действия будет понят только через включение действия в систему человеческих отношений . Дети средней группы живо интересуются профессиональной деятельностью взрослых. Они любят наблюдать как в магазине взвешивают товар, как мама гладит бельё. Ребёнок в реальной жизни ещё не готов к овладению многими деятельностями, но с удовольствием может делать это в игре, например, игры «Магазин», «Семья», «Гараж». Для развития сюжетно-ролевой игры воспитатель должен расширять жизненные и игровые представления детей, рассказывая смысл отношений между людьми в профессиональной деятельности: читать книги, водить на экскурсию и т.д.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников необходимо начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта. У детей среднего дошкольного возраста при условии систематических занятий театрализованной игрой появляется возрастающий интерес к перевоплощению. Дети охотно разыгрывают знакомые сказки и произведения, которые произвели на них сильное впечатление. Воплощаясь в роли, дети средней группы стремятся достоверно изобразить персонаж. Если раньше у них преобладало желание участвовать в драматизации, исполнять роль, то в этом возрасте становится важным качественное исполнение роли.

В этом возрасте развивается и режиссёрская игра. Мальчики устраивают бои, а девочки наряжают кукол. В режиссёрской игре важное место занимает настольный театр. Дети с удовольствием разыгрывают в свободное время сказки: «Лиса, заяц и петух», «Машенька и медведь». Отражаясь в самостоятельной игре, эти сказки способствуют отождествлению с разными героями, вхождению в воображаемую ситуацию, проявлению эмоций и чувств, переживанию всех сюжетных коллизий вместе со своими персонажами. Например, театрализованное представление по сказке «Теремок».

Сюжетно-ролевая игра в 5-6 лет достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики - водители - продавцы - покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики разгружают привезённый водителем товар, продавец уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умением сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. Например, в игре «Магазин», пока грузчики разгружают товар, покупатели решают, по-разному, что им делать: побыть в это время дома, пойти в другой магазин или постоять в очереди до конца разгрузки. Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнёра и может предложить несколько сюжетов, например, в игре «Театр» спрашивает: «Кто работает в театре? Как вести себя в театре? Что можно посмотреть в театре? Что такое антракт?» Наводящие вопросы дают наиболее общее представление о содержании, которое следует конкретизировать.

Неоценимую помощь в развёртывании сюжетно-ролевой игры оказывают драматизации. В играх-драматизациях дети этого возраста разыгрывают сюжеты различных художественных произведений. Представить себе театр, работу его сотрудников, поведение зрителей дети могут на основе имеющегося опыта, (они бывают на спектаклях в детском саду или посещают театр с родителями), получают знания из бесед о театре, сами оказываются в роли бутафоров, режиссёров, костюмеров.

По мере развития самостоятельности у детей появляются всё новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для развёртывания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызывающие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память.

К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсценировках немало ролей. Показывая преимущество той или иной роли, воспитатель призывает их меняться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научиться по-разному, истолковывать один и тот же образ. Обмен ролями предоставляет шанс почувствовать себя другим и в этой «оболочке» осваивать новые роли, подбирая средства выразительности, характерные для данного образа, - интонацию, жесты, позу.

Развитие сознания приводит к тому, что дети начинают понимать социальную ценность тех или иных ролей. У них появляются роли менее и более предпочтительные. При их распределении очень часто могут возникать конфликты. Для того чтобы снять их, необходимо вводить соответствующие нормы игровой деятельности: правила, по которым дети по очереди исполняют привлекательные роли, или стратегию, в соответствии с которой менее привлекательная роль может стать более привлекательной благодаря новым игровым действиям.

В этом возрасте новый уровень развития получает режиссёрская игра. Она становится более развёрнутой, ребёнок использует для неё множество дополнительных деталей: строит укрепления, возводит необходимые постройки.

В дидактических играх дети 5-6 лет проявляют самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач: «Лото», «Собери квадрат», «Логический поезд» .

Если в средней группе детей в основном увлекал сам процесс, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш приз. Дети 4-5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуясь самому действию, а в 5-6 лет проявляют сосредоточенность и целенаправленность, стремясь произвести действие наиболее точно. У них возрастает желание преодолеть препятствия, справиться с заданием. Это положительно влияет на качество проведения игры и вызывает желание играть самостоятельно. Е.И. Радина отмечает самостоятельность и общительность у детей данного возраста, положительно влияющую на способность к самоорганизации .

Дети 6-7 лет в процессе игровой деятельности дети отражают преимущественно отношения между людьми, что выражается в наличии таких сюжетов, которые отображают характерные жизненные ситуации (например, рождение и воспитание ребёнка, выбор профессии, болезнь человека и т.д.) При этом игровая деятельность может охватывать широкое игровое пространство, в котором могут существовать несколько игровых центров, представляющих собой особую систему взаимодействия (например, одновременно могут существовать центр-больница, центр-парикмахерская, центр-магазин), перемещаясь между которыми дети играют то одну, то другую роль.

В этом возрасте сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам. Если раньше в выборе роли главное место занимала её внешняя привлекательность, то теперь осознанная польза роли. Большим успехом у детей этого возраста пользуются рассказы про мужественных людей (спасателей, лётчиков), фантастические приключения, увлекательные истории. Ребята с жаром определяют долю своего участия в игре, стремясь получить наиболее социально значимую роль. Место действия игры неузнаваемо преображается: дети используют различный подручный материал, игрушки, предметы интерьера. Они применяют в игре знания, позаимствованные из разных источников: из жизненного опыта, из книг, кинофильмов, рассказов, произведений музыкального и изобразительного искусства, экскурсионных впечатлений, специальных бесед, тематических вечеров: «Путешествие в космос», «Тушение пожара», «Салон красоты».

У детей 6-7 лет нередко можно наблюдать игры смешанного типа, в которых соединяются драматизация и подвижная игра, забава и дидактическая игра, игра-путешествие и игра-шутка, развлечение и др. Общим является наличие воображаемой ситуации и стремление детей к познанию, а также желание педагога совершенствовать игру, в которой будут развиваться их игровые умения и личностные качества.

В сознании детей этого возраста сюжетно-ролевая игра и драматизация тесно связаны друг с другом. Все внешние структурные элементы игры являются общими: воображаемая ситуация, действие, роль, сюжет; ощущения в роли тоже похожи: в драматизации ребёнок, например, в игре-драматизации «Бал» проигрывает состояние Золушки в предвкушении бала, а в сюжетно-ролевой игре, сражаясь с врагом, по-настоящему ощущает гнев, и чувство мести владеет им целиком. В обоих видах игр ребёнка интересуют отношения людей. И драматизация, и сюжетно-ролевые игры могут иметь только некоторую канву для развёртывания полнокровного сюжета, действия детей в них могут быть творчески свободными; в них есть большой простор для импровизации. Существует мнение, что сюжетно-ролевая игра к концу дошкольного детства угасает, однако если исходить из концепции непрерывности игры в жизни ребёнка, то скорее можно говорить о том, что она трансформируется и соединяется с другими видами игр.

Интересны детям и театрализованные игры. Дети живо интересуются театром как видом искусства; их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, специальные экскурсии, фото- и видеоматериалы, повествующие о внешних признаках театрального здания (реклама, название театра, репертуарный список), внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны им и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник). Детей привлекает приобретение элементарных знаний и умений в этих профессиях (наложить грим, подобрать музыку, придумать оформление), востребованных в непосредственной подготовке к спектаклю.

Исследователи считают, что радость от соприкосновении с искусством с возрастом часто теряется, если в ней не упражняться сознательно. Работая над воплощением средств выразительности, над конкретными навыками, важно не упускать из виду воспитание отношения к театру как к храму искусств; не упрощать и не принижать его воздействие на духовно-нравственное различие детей. Следует помнить, что дети этого возраста ищут в театре своего героя, на которого им хотелось бы быть похожими, и, если такой встречи не происходит, они обращаются к фильмам-боевикам, вынужденно перенимают повадки супергероев и активно им подражают.

Театрализованная игра в детском саду должна дать ребёнку положительного героя, которому хотелось бы подражать и верить.

У детей 6-7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения. В этом возрасте произвольность поведения и интеллектуальная активность эффективно развиваются в играх с правилами. Дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовки детей к школе. К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой опыт дидактической игры: «Сложи квадрат», «Что сначала, что потом?», «Почитай-ка», «Математическое лото». Играя самостоятельно, они могут обучать друг друга незнакомым играм, вводить новые правила, условия в известную игру. Взаимное обучение имеет важную роль в формировании активности детей, развитии их интеллектуальной сферы.

Таким образом, игра является важным условием социального развития детей. В возрасте трёх лет дети познают мир через манипуляцию с игрушками, для этого возраста рекомендованы дидактические игры, которые одновременно являются и формой обучения. К четырём - пяти годам ребёнок начинает познавать систему человеческих отношений, поэтому для детей этого возраста характерны сюжетно - ролевые игры, которые учат ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. Детей шести - семи лет интересуют отношения со сверстниками, в которых нередко случаются конфликты. Для детей этого возраста характерны игры, которые способствуют развитию умения преодолевать трудности в общении со сверстниками, на снижение агрессии и неуверенности в себе это игры смешанного типа.

В игре дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребёнок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их. Игра даёт ему особое ощущение всесилия и свободы. Игра - наиболее естественный и продуктивный способ освоения культуры общества, в котором живёт ребёнок.

Игры на формирование чувства собственной безопасности

Игры на формирование правовой культуры

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

«Я имею право...»

Цель.

  • Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры

Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я не должен...»

Цель.

  • Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
  • Совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

ХОД ИГРЫ

Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

«Скорая помощь»

Цель.

  • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.

Материал. Игрушечная машина «Скором помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты – на каждого участника игры.

Ход игры

На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей».

Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».

«Помогите! Милиция!»

Цель.

  • Сформировать представление о том в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.

Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.

Ход игры

Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно 6ыстрее разложить карточки с

изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.

«Если возник пожар»

Цель.

  • Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем.
  • Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры

Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он

выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.

Воспитатель.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный..,

(передает ребенку воздушный шар)

Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре

у кого пожар...?

Ребенок. В квартире. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Ребенок. Утюг (Передает шар.)

Воспитатель.

Красный отблеск пробегает

Кто со спичками …?

Ребенок. Играет. (Передает шар.)

Воспитатель.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над …?

Ребенок. Газом. (Передает шар.)

Воспитатель.

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег...?

Ребенок. Листву. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым увидел - не зевай и пожарных …

Ребенок. Вызывай. (Передает шар)

Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...!

Ребенок. Ноль один.

«Если чужой стучится в дверь»

Игровой тренинг

Цель.

  • Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации

Примерные ситуации:

Почтальон принес срочную телеграмму;

Слесарь пришел ремонтировать кран;

Милиционер пришел проверить сигнализацию;

Медсестра принесла лекарство для бабушки;

Мамина подруга пришла гости;

Соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

Женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель.

  • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.

Ход занятия

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Купание в море»

Цель.

  • Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.

Материал. Игрушки (разложены на полу) – на каждую пару детей.

Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».

Ход занятия

Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений.

«Войдя в воду» они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой – ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, опускать лицо в воду можно только закрыв рот.

Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».

Дети в парах меняются ролями.

«Съедобный грибок положи в кузовок»

Цель.

  • Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.

Ход игры

Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями».

Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».

По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.

«Снежная королева»

Цель.

  • Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

«Угадай, кто это»

Цель.

  • Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.

Ход игры

Воспитатель выбирает одного ребенка - рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.

Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.

« Колобок»

Цель.

  • Развивать коммуникативные навыки, воображение.
  • Работать над выразительностью речи.

Ход игры

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-«Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!».

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».

«Поводырь»

Цель.

  • Развивать чувство ответственности за другого человека.
  • Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал. Повязка на глаза -по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра-упражнение

Цель.

  • Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-З минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель.

  • Закройте глаза, протяните навстречу друг

другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

  • Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
  • Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Помоги се6е сам»

Игра-упражнение

Цель.

  • Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры

Воспитатель предлагает:

  • медленно, глубоко вдохнуть спокойно выдохнуть;
  • «занять делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;
  • «занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
  • «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.

«Нарисуй узор»

Цель.

  • Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка. Набор карандашей –на каждую пару.

Ход игры

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель.

  • Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до

Трех, четырех, пяти человек.

«Цветик-семицветик»

Цель.

  • Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
  • Поощрять желание заботиться о других.

Материал. Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

«Приятные воспоминания»

Цель.

  • Формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, пepe6ивая друг друга.

После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.


Региональный семинар – практикум

ТЕХНОЛОГИЯ «МЫ ВМЕСТЕ!»

или «10 игр для социализации дошкольников»

В наше динамичное время знания, которые совсем недавно казались незыблемыми, пополняются и меняются так скоро, что для устойчивого развития личности требуются специальные стабилизаторы в виде особых качеств. К таким качествам можно отнести:

Способность выделять из потока информации ту, которая актуальна и важна;

Способность действовать сообща ради общей цели;

Способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своей цели;

Словом, сложилась такая ситуация, когда социальная компетентность и нравственность воспитанников имеют для общества гораздо большее значение, чем совокупность полученных ими знаний.

Сложность педагогической задачи, связанной с позитивной социализацией дошкольников, усугубляется тем, что сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитать поколение, обладающее уровнем способностей и свобод, превосходящим уровень способностей и свобод своих воспитателей.

В таких ситуациях на помощь приходят технологии. Я познакомлю Вас с технологией, предлагаемой Е. Рылеевой для детей 4-7 лет, ориентированной на развитие навыков сотрудничества, адекватной самооценки и начал личностного развития. Технология получила название «Мы вместе!». Основу технологии составляет описание 10 дидактических игр, которые обеспечивают решение образовательных задач через использование всех основных ребенка: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной, двигательной активности.

Данная технология поможет педагогам эффективно реализовать ФГОС ДО, одну из заявленных Стандартом целей – позитивную социализацию детей дошкольного возраста, а также один из базовых принципов Стандарта – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Любую образовательную задачу можно реализовать через одну из 10 представленных игр.

Чтобы провести игру: полное описание игр, цель и задачи, правила, материалы, оборудование, организация игрового пространства, правила (варианты правил) и ход игры, примерная тематика заданий, примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Для построения образовательного процесса: рекомендации по включению игр в образовательный процесс, система обратной связи, дизайн занятий, примерные конспекты непрерывной по познавательному развитию, продуктивной деятельности, бланки анализа мероприятий непрерывной образовательной деятельности, инструкция по проведению экспертизы качества занятия, правила заполнения бланка, его обработки, составление заключения, примеры заполнения бланка анализа занятия, алгоритм проверки познавательной и эмоциональной активности детей в непрерывной образовательной деятельности, лестница социальной зрелости (целевые ориентиры, которые можно использовать по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» дошкольников).

Предлагаемые игры органично дополняют дидактическую систему, значительно расширяя рамки двигательной и коммуникативной активности дошкольников при выполнении заданий. Дети двигаются (по правилам), активно взаимодействуют и общаются (по правилам), отстаивают свою точку зрения или отказываются от нее (тоже по правилам). Соблюдение правил – условия создания равных стартовых возможностей для всех участников процесса, поэтому оно так необходимо. Тогда на выходе мы получим социально компетентного воспитанника с развитыми навыками сотрудничества.

Остановимся на некоторых из 10 игр.

Игра «Волшебная палочка»

Чтобы дети научились выражать свое мнение культурно, нужно приучить их активно слушать ответы всех участников беседы. Игра «Волшебная палочка» имеет такие правила, которые сделают речевой этикет не только доступным пониманию дошкольников, но и приятным в соблюдении.

Данная игра может быть использована в ситуациях, когда возникает необходимость выслушать мнение всех обучающихся или получить ответ на вопрос, предоставив всем участникам равные возможности в привлекательной для них форме.

Взрослому, который возьмется за решение этой задачи, потребуется большой такт и терпение. Главное - не требовать от воспитанников всего и сразу.

Детям демонстрируется заменитель «волшебной палочки» и объясняется его назначение в игре: «Это волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит я – водящий. Выбираю себе партнера в кругу (педагог подходит к любому из детей), задаю ему вопрос.

Если ответ будет правильным, палочка перейдет к отвечающему, если нет – останется у водящего.

Все остальные участники игры будут следить за ответами детей и помогают волшебной палочке. Но делать это надо по правилам: если вы согласны с ответом – сообщить об этом палочке аплодисментами, если нет - вы должны сообщить об этом палочке топаньем.

Дополнительные правила в игру может вносить воспитатель: ответы не должны повторяться, на повторы – сигнал: хлопаем, топаем, если ответы закончились, можно предложить другую тему для разговора, чтобы не было пауз и т. п.

Эта игра поможет воспитать у детей выдержку, терпение, потому что говорит только тот, у кого «волшебная палочка»

Сегодня на занятии вы увидели игру «Волшебная палочка», дети рассказывали о своей мечте, передавая палочку своему соседу.

Игра «Найди свою группу»

Предполагается наличие наборов картинок по определенной тематике. Это могут быть разрезные картинки (сначала дети собирают целую картинку из частей, затем могут объединиться в группы по изображаемым на картинке объектам), оборотная сторона может быть одинаковой или (для усложнения) разной по цветовой гамме. Играть можно за столом, на ковре, на мольберте.

1 вариант игры: детям предлагается взять по одной картинке. «Внимательно рассмотрите картинку и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что – то общее. По окончании игры проводится дискуссия, в которой каждый участник должен защитить свою точку зрения относительно принадлежности к группе.

2 вариант игры: Дети берут фрагмент картинки и подходят к столу, помеченным тем же цветом, что цвет основы картинки. Собравшаяся за столом группа детей, собирают картинку, определяют изображение и всей группой решают, что общего между всеми изображениями.

3 вариант: Задание усложняется: детям необходимо самостоятельно разобраться, в какие группы объединяться и за какие столы садиться. В этом варианте создаются максимально благоприятные условия для социального творчества, но оно требует более высокого группы.

4 вариант: Из каждой собранной картинки вынимаются 3-4 пазла, раскладываются на разные столы. Детям предлагается достать из волшебного мешочка один пазл и определить, за каким столом ему предстоит работать.

Игра используется как организационный момент для введения в тему, когда педагогу необходимо разделить детей для продуктивной деятельности, таким образом, воспитатель решает свои определенные задачи.

Разделение на группы может проходить и без опоры на наглядность. Сегодня на занятиях вы видели эту игру, дети распределялись в пары по цветовой гамме в одежде, в подгруппы по рождению детей в разное время года, по социальной роли в обществе, по половой принадлежности: девочки, мальчики.

Игра «Зрительный зал»

Данная игра ведется по более сложным правилам, чем предыдущая. Усложнение заключается в том, что детям предлагается выполнить последовательно целую серию операций: найти свою группу, найти свой ряд, найти свое место в ряду, оценить правильность выполнения задания.

Например: на столе лежат входные билеты – карточки с изображением людей разного пола и возраста – от младшего дошкольного до престарелого. Задание: разложить на стульчиках кинозала карточки по порядку в два ряда: на первый – представители мужской половины человечества – от рождения до старости, второй – представители женской половины человечества – от рождения до старости.

Дети входят в зрительный зал, на стульях в четыре ряда лежат картинки с изображением мальчиков и девочек, молодых мужчин и женщин, третий – старики и старушки, четвертый – домашние питомцы. Дети рассаживаются произвольно, берут картинку и слушают задание: представьте себе, что вы все одной семьей живете в одной квартире, кем доводится тебе тот, кто изображен на твоей карточке? Давайте посмотрим, кто же может жить в большой человеческой семье.

Карточки в начале каждого ряда – телевизор, книга, игрушка, мяч, мальчик, девочка. Дети занимают места сначала в первом ряду, затем пересаживаются последовательно на следующий ряд.

Вопросы: назови свою любимую телепередачу, какая любимая игрушка у тебя, назови виды спорта, где есть мяч, как зовут твоего друга или подругу?

Сегодня на занятиях вы увидели эту игру, дети рассаживались по рядам, называя свою социальную роль в обществе, рассаживались как дети, взрослые и пожилые люди, рассаживались, если продолжат цепочку произрастания яблока.

В книге представлена разнообразная тематика заданий для детей и множество вариантов игр. Если есть желание педагога научить ребенка быть социально адаптированным к жизненным ситуациям, то эти игры помогут реализовать задуманное.

Социология детства

Игра как один из стимулов социализации относится непосредственно к социологии детства, поскольку именно в раннем, детском возрасте ребенок через игру может воспринимать различные социальные нормы, ценности и формировать свое мировоззрение. Помимо этого, развитие игровой деятельности – это одна из ключевых задач социологии детства.

Определение 1

Социология детства – это отрасль социологического знания, которая объясняет специфические конкретные действия, процессы в обществе в отношении периода детства, изучаемые с помощью специальной социологической техники. Главная проблема заключается в том, каким образом социальные процессы и социальные явления, происходящие ежедневно в повседневной жизни, оказывают влияние на организм ребенка и его психику

Социология детства стоит в одном ряду с другими отраслями:

  1. Социология воспитания;
  2. Социология образования;
  3. Социология молодежи.

Замечание 1

Игра является преимущественно частью жизни детей дошкольного и раннего школьного возраста. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной (первичной) социализации. Несмотря на то, что она полностью контролируется взрослыми (родителями, воспитателями, учителями), все же дети очень легко воспринимают любые проявления в обществе, обладают легкой обучаемостью, их психика гибкая, а нервная система пластичная. В этом возрасте ребенка очень легко избаловать, или наоборот, так же легко обидеть, взрастить в нем комплексы, которые он пронесет через всю свою жизнь, и которые закрепятся в его психическом состоянии.

Таким образом, чтобы создать благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания, а также для развития личности в условиях общественных отношениях, взрослые должны способствовать социальному развитию ребенка, поощрять всевозможные формы игр, но контролировать их процесс, регулировать его, участвовать в нем самим, чтобы узнавать своего ребенка и давать ему поддержку в этот важный период становления личности.

Роль игры в социализации

Благодаря игровым формам деятельности ребенок может достигнуть следующих успехов.

Во-первых, он может освоить первоначальные представления об обществе, его структуре, функциях, различных сферах. Также ребенок включается в систему социальных отношений: с родителями, воспитателями, другими детьми.

Во-вторых, благодаря игре развивается игровая деятельность. Игры могут носить не только развлекательный, но и образовательный характер. Сегодня существует большое количество игр, которые совмещают в себе развлечение и развивающие компоненты. Благодаря рекомендациям на упаковке можно подобрать ребенку игру, которая будет соответствовать его возрасту, уровню развития соответственно возрасту, а также интересам, что является самым важным.

В-третьих, в игре и через игру ребенок приобщается к элементарным принятым нормам поведения, правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми.

В-четвертых, игра помогает формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, а также чувства принадлежности к окружающему миру. Таким образом, через игру осуществляется полноценный процесс социализации ребенка соответственно его физическому и умственному развитию. Это многоэтапный процесс, который начинается в детском саду, и заканчивается обучением в школе.

Воображаемая ситуация учит ребенка основным правилам поведения, которые закрепятся в его мозгу, и которыми он будет пользовать уже во взрослой жизни.

Способы организации игры как формы социализации

Игра является ведущим видом деятельности ребенка в младшем возрасте. Она считается наиболее эффективной формой социализации ребенка, так как в ходе игровой деятельности в личность маленького гражданина закладываются основы будущем уже взрослой и самостоятельной личности.

Организация игровой деятельности может быть разной, но есть и ключевые моменты, которых стоит придерживаться. Например, в каждом заведении с большим количеством детей, или в заведениях непосредственно для самих детей необходимо организовывать игровые зоны, которые должны соответствовать всем требованиям безопасности. Эти зоны могут быть для театрализованных, настольных или дидактических игр.

Во время совместной игры дети начинают выстраивать свои взаимоотношения друг с другом, учиться общению. Иногда могут происходить конфликты, и важно помнить, что взрослые без необходимости вмешиваться в них не должны.

Тем не менее, в воспитательных целях, чтобы конфликт не перерастал в насилие, очень важно научить ребенка правильно выходить из конфликтной ситуации, чтобы не только не давать себя в обиду, но и самому не стать агрессором. Так как самые яркие черты закладываются именно в этом возрасте, необходимо мягко сглаживать неприятные ситуации, научиться слушать ребенка, но все же не позволять ему манипулировать, даже в ходе игровой деятельности.

Если детство ребенка проходит вне игры или совсем без нее, то это ненормальное, и даже аномальное явление. Лишение ребенка игровых практик равносильно лишению главного источника развития: различных импульсов и порывов к творческой деятельности, признаков социальной практики, которая окажет особое влияние на его взрослую жизнь, микроклимата коллективных отношений, а также активизации процесса познания окружающего мира на ранних стадиях развития.

Замечание 2

Таким образом, для гармоничного развития ребенка перед учителем или родителем стоит задача создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность. Для ребенка необходимо создавать специальные игровые пространства, в которых они не просто вступали бы в отношения со сверстниками или взрослыми, но и активно усваивали знания, правила и нормы поведения. Иными словами, игра как аспект социализации формирует социально-компетентную личность на ранних стадиях ее развития.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

    развитие игровой деятельности детей;

    приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

    формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Для этого в групповой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. У нас в группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности – только в случае конфликта, который перерастает в насилие

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию.

При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в “дочки-матери”…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, “примеряет” на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Статьи по теме: