Как научится играть на барабанах с нуля. Методика игры на ударных инструментах

Леонид Гурулев

По Вашим просьбам начинается новый раздел. Сразу говорю, что на барабанах я играл весьма посредственно, только в силу "жестокой" необходимости. Теоретически представление имею, но практики - ноль. Прошу простить за плохое качество рисунков: очень уж "затертый" учебник я смог достать. Но с другой стороны, значит, много людей им пользовались, и наверняка, не один человек стал профессиональным барабанщиком. Что ж, будем надеяться, что и на страницах "Уроках музыки" этот "затертый" учебник сыграет свою роль, и кто его знает, может и последнюю.

При игре на ударных инструментах палочками или щетками заняты пальцы и кисти рук, локти и плечи. Всегда следует помнить, что палочки нужно держать крепко, но без излишнего напряжения. Напряжение мышц во время игры допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы удержать палочки. Нельзя также прижимать локти к туловищу, так как это мешает регулировать деятельность всех мускулов рук. Чтобы добиться технического совершенства при игре ногами, необходимо также уделять большое внимание развитию мышц ног. Здесь важна правильность посадки ударника. Он должен сидеть на такой высоте, чтобы мышцы ног находились в расслабленном состоянии, а сами ноги были согнуты в коленях под углом примерно в 135°. Высота посадки должна соответствовать также высотному положению маленького барабана и том-тома, а именно: верхняя плоскость маленького барабана должна находиться на такой высоте, чтобы руки в локтевом сгибе образовывали при игре прямой угол. В свою очередь, поверхность том-тома должна быть на одной высоте с поверхностью маленького барабана. В зависимости от положения рук следует отрегулировать и наклон плоскости маленького барабана. Первый вариант (см. варианты положения рук) предусматривает очень небольшой наклон (не более, чем в два сантиметра). Второй вариант - горизонтальное положение плоскости маленького барабана.



Первый вариант



Второй вариант

Комплектование ударных инструментов. Приступая к комплектованию инструментов, каждый ударник должен руководствоваться прежде всего профессиональными требованиями, но учитывать при этом и свой личный вкус. Один из наиболее распространенных комплектов ударных инструментов: маленький барабан со штативом, большой.барабан, чарльстон (механическое устройство с двумя тарелками), педаль к большому барабану, большой том-том, маленький том-том, большая тарелка, звонок, палочки и щетки.

Установка барабанов. При установке комплекта ударных инструментов следует тщательно отрегулировать высоту верхних плоскостей том-томов и маленького барабана: их поверхности должны быть непременно на одном уровне. Тогда можно будет свободно играть на этих инструментах обеими руками, не меняя в процессе игры высотную позицию рук.
При этом удастся избежать многих ненужных движений и добиться технической непринужденности исполнения.

Прежде чем приступать к освоению техники игры, следует научиться правильной посадке. Сидя за маленьким барабаном, рукам и верхней части туловища нужно придать положение, которое вы видите на рис. Руки в локтях округлены. Локти находятся на расстоянии от туловища и слегка выдвинуты вперед. Руки согнуты под прямым углом (это достигается установкой на правильной высоте маленького барабана). Все вышесказанное относится и ко второму варианту положения рук (см. варианты положения рук).

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Исходная позиция
Позиция № 1
Позиция № 2

Внимательно рассмотрите рисунки. Здесь показана смена pyк при ударах. Чтобы произвести удар (исходная позиция №1), поднимем палочку в правой руке вверх, как это показано на иллюстрации (позиция №2). Из этого положения палочка падает вниз и ударяет по коже маленького барабана. В то время, как правая палочка устремляется вниз, левая палочка, оставив исходную позицию, поднимается вверх, где принимает положение, показанное на иллюстрации (позиция № 3). Таким образом, в тот момент, когда одна палочка прикасается к коже маленького барабана, другая находится в приподнятом положении и готова произвести удар. Этому упражнению следует уделить особое внимание. Упражнение нужно делать очень медленно и отработать его до такой степени, чтобы движения стали механическими. Полное овладение упражнением - предпосылка достижения хорошей техники.

УПРАЖНЕНИЕ ПО РАЗМИНКЕ - Разминка рук имеет очень большое значение. Она помогает избегать переутомления мышц, растяжения связок и других травм, которые могут возникнуть при обучении игры на барабане. К разминке следует приступать за 5-10 минут до начала игры. Разминку можно делать и на инструменте, но это не всегда возможно. Поэтому более удобно пользоваться упражнениями, показанными на иллюстрациях.

ТРЕНИРОВКА - Тренировка на маленьком барабане сопровождается сравнительно большим шумом, что в домашних условиях может служить помехой для окружающих. Поэтому каждому будущему ударнику необходимо приобрести (изготовить) тренировочную дощечку. Она состоит из штатива и деревянного диска, на который наклеена резина. Тренировочная дощечка очень практична и ее легко переносить с места на место. Когда я работал руководителем эстрадного коллектива, то мой "барабанист" говорил, что занимался на мешочках, наполненных песком.

Современная ударная установка может включать в себя разное количество различных барабанов и не только барабанов, но и других ударных инструментов (тарелки, треугольник, коубел и др.). Поэтому барабанщики называют все инструменты, из которых состоит ударная установка - "точками". Например, установка показанная на рисунке ниже, состоит из десяти точек - это пять барабанов, три тарелки и две точки представляет собой хай-хет, так как звук на нём можно извлекать нажимая ногой на педаль, а так же ударяя палочками по его тарелкам. Минимальный комплект, обеспечивающий ритмическую функцию в ансамбле, состоит из трёх предметов - это большой барабан, малый барабан и хай-хет. В народе он называется "тройка", хотя как мы уже видели, состоит из четырёх точек. Этого минимального комплекта достаточно, что бы воспроизвести большинство современных ритмов. Таким образом большой барабан, малый барабан и хай-хет являются основой ударной установки, остальные "точки" используются чаще всего для украшения основной ритмической линии, а так же для исполнения так называемых "переходов", "брейков" и т.д.

В комплект ударной установки, в идеале, входит так же стул для сидения. Это очень важная деталь инструмента, потому что техника игры предполагает участие всех четырёх конечностей и естественно вся нагрузка приходится на то место, которым мы сидим. Поэтому необходимо особо позаботиться о том, что бы стульчик был устойчивый и удобный.

Факторы, которые необходимо учесть, выбирая барабанные палочки, включают в себя: плотность, ровность, породу древесины, вес, длина, диаметр деревянной части или нейлонового наконечника. И еще чувство "баланса" и захвата. Выбирая палочки, ищите древесину хорошего качества, фактура дерева не должна быть ярко выражена, иначе такие палочки быстро сломаются. Некоторые барабанщики предпочитают естественный звук деревянных наконечников. Другие предпочитают наконечники из нейлона для яркого, гулкого звука. К тому же такие наконечники дольше служат. Размер палочки должен соответствовать вашей руке, и по диаметру, и по длине. Вам должно быть удобно и комфортно держать палочки, тогда вы сможете извлечь из барабана именно тот звук, который захотите. Пробуйте несколько различных размеров для сравнения прежде, чем решите купить что-то определенное. Когда у вас накопится уже достаточно опыта в игре на барабане, вы, вероятно, подберете для себя определенную марку и специфическую модель, которая лучше всего подойдет именно вам. В выборе палочек вам может помочь ваш преподаватель или консультант местного музыкального магазина. От того, какую музыку вы будете играть, тоже зависит выбор палочек. Рок, джаз, или классика - для каждого вида свои палочки. Еще надо принять во внимание, где вы собираетесь играть: в симфоническом оркестре, джаз-банде или рок-группе. Почувствуйте палочки. Подержите их в руках. Постучите по всей поверхности палочки, и прислушайтесь к звуку, который издает дерево. Избегайте тех, которые звучат или на ощупь кажутся полыми. Еще предпочтительно, чтобы палочки были одинакового веса по всей длине. Если палочка по всей длине звучит одинаково при постукивании, значит, она и весит одинаково. И еще: палочки должны быть идеально ровными. Это можно проверить, прокатив их по ровной поверхности, столу или полу. Кривые палочки дадут ощущения неуверенности в захвате. Со временем, вы подберете для себя наилучший вариант, хотя время от времени можно пробовать новые модели и бренды.

Основным ударом при игре на барабанах является так называемый запястный удар (wrist). Держа палочку в руке, мы наносим удар не всей рукой, а только кистью, при этом активнее всех работает именно запястный сустав. Если попросить любого человека ударить палочкой по малому барабану, то скорее всего у него интуитивно получится именно запястный удар (wrist), так как бить всей рукой не только неудобно, но и громко. Вобщем запястный удар (wrist) можно назвать ударом по умолчанию. Хоть этот удар и является очень удобным и естественным, всё же на больших скоростях предплечье начинает зажиматься и от этого рука быстро устаёт. К тому же палочка имеет свой собственный вес и отскакивает от натянутого пластика. Это обстоятельство давно заметили барабанщики и поняли, что после определённых занятий эти отскоки можно поставить себе на службу. Во введении мы уже обсуждали такие понятия, как захват (grip) и замок (fulcrum). Именно благодаря этим приёмам, появляется возможность контролировать отскок палочки от пластика.

Обычно на первом занятии мы находим точку баланса палочки. Место хвата, при котором палочка имеет наиболее свободный отскок. Находим точку равновесия палочки и отступаем 2-3 сантиметра в сторону толстого конца. В найденной точке баланса зажмите палочку между подушечкой большого пальца и второй фалангой указательного (ближе к месту сгиба по направлению к ногтю). Образованный зажим в пальцах и называется замок (fulcrum). Его задача создание условий для свободного вращения палочки на созданной точке опоры из фаланги (либо сустава) указательного пальца. Степень зажима палочки каждый определяет для себя сам на практике. Главное условие это избегать напряжения в мышцах, пусть даже и ценой выскальзывания палочек из рук.

Очень важно понять "физику" процесса; как наносится удар, как палка отскакивает и как этот отскок контролировать. Нужно научиться контролировать естественные природные силы, которые действуют на палки во время игры. Другими словами, в идеале нужно подогнать движение своих рук под то естественное движение палки, к которому она тяготеет и добавить эргономичную мышечную работу.

Эти послеударные отскоки называют рудиментами. Официально, история рудиментов насчитывает почти двести лет. В 1812 году Чарльз Стюарт Эшворд опубликовал учебное пособие "Новая, полезная и полная система игры на барабанах". Естественно, что за такой длительный срок рудименты стали основой профессиональной техники игры на барабанах. Современная международная классификация включает в себя сорок различных рудиментов. Рудименты - своего рода упражнения, позволяющие натренировать мышечную память, добиться свободы и лёгкости в игре, а так же точности в передаче ритмической структуры. Отработка рудиментов является основой формирования навыков игры и развития техники исполнения.

Для отработки техники вам и не понадобится целая установка. Вам нужен только тренировочный пэд.

Тренировочные пэды выпускают разные фирмы. На этих пэдах "правильная" специальная резина с "правильным" отскоком.

Можно сделать и "самодельный" пэд, но при этом нужно особое внимание обратить на поиск резины с "правильным" отскоком. Она может быть чуть толще - и отскок уже будет совсем не тот. Отскок должен быть подобным отскоку палочки от малого барабана.

Существуют так же и другие поверхности для отработки различных ударов, например подушечка наполненная песком или другим сыпучим материалом, гасящим отскок. Для отработки кистевого удара (wrist).

Но, конечно же, техники включающие отскок, как составную часть удара, лучше отрабатывать используя пэд. Одно дело - просто отрабатывать рисунок, а другое дело - тренировать руки, играя рудименты. С пэдом у вас не будет никаких проблем, руки будут работать на поверхности с идеально подобным отскоком как у настоящего малого барабана, при этом вы не будете мешать ни близким, ни соседям.

Знакомство со стандартной ударной установкой. Ударная установка может состоять из любого набора барабанов и тарелок. Вариантов добиться уникального звучания масса: разные палочки, барабаны разных производителей и конфигураций, настройка и детали – все будет влиять на звук и является индивидуальным. Но существует классический вид барабанной установки:

  • Бас-барабан, который издает низкий звук, и по которому играют колотушкой, которая приводится в движение педалью.
  • Малый барабан, обычно его располагают между ног и играют на нем более слабой рукой. Малый барабан имеет высокий яркий тон и пружины, прикрепленные возле резонансного пластика. Обычно его настраивают на резкий, сочный щелчок и хруст пружины вместо сустейна (послезвучия).
  • В установке может быть разное количество том-томов разных размеров и конфигураций, но классикой считается наличие двух подвесных томов: хай- и мид-томов и флор-тома (напольного тома). Самые простые установки имеют только флор-томов, а самые большие – десятки, чтобы иметь в арсенале множество разных звуков для заполнений.

Тарелки. Тарелки также могут быть различных форм и размеров. Тарелкой называется круглый музыкальный инструмент, издающий резонанс, когда по нему играешь. Четыре самые распространенные тарелки: хай-хет, райд, крэш и сплеш.

  • Хай-хет - это набор из двух тарелок, которые устанавливаются на стойке с педалью. По педали чаще всего играют левой ногой. Она прижимает тарелки друг к другу, когда нажата, и разводит, когда свободна. Вы можете ударить по тарелкам с отпущенной педалью и, нажимая на педаль, контролировать скорость заглушения.
  • Тарелка райд имеет более тонкий и глубокий звук, чем другие тарелки в установке, так как она используется для ведения ритма в большинстве песен. Звук тарелки не затухает между ударами, что создает красивое плотное звуковое заполнение в песне.
  • Сплэш - это акцент-тарелка, которая издает металлический звук, напоминающий всплеск в воде. Ее звук быстро затухает, что делает ее идеальной тарелкой для акцентов в заполнениях или груве.
  • Крэш - это также акцент-тарелка, ее звук можно сравнить со сплешем, но в нем гораздо больше послезвучия. В поп-музыке по крэшу очень часто акцентируют переход между частями песни, а в оркестровой музыке дробь по этой тарелке используется для придания более драматичного звучания.
  • Научитесь держать палки. Существует два основных хвата палок: традиционный и симметричный.

    • Играя симметричным хватом , вам нужно держать палку между большим и указательным пальцем в 10-15 см от ее конца. Остальные пальцы должны мягко охватывать палочку. Это наиболее распространенный хват, он дает огромные возможности использования пальцев кистей.
    • Играя традиционным хватом , вы должны разместить палочку на кисти между большим и указательным пальцем, оперев ее на безымянный палец. Обхватите палочку сверху большим, указательным и средним пальцами. Этот хват особенно популярен среди джазовых барабанщиков. Меняя хват, вы можете получить различный звук от каждого инструмента, соответственно вашу подачу в целом.
  • Приобретите свой инструмент. Если вы решили заниматься игрой на барабанах, перед покупкой будет ознакомиться со всеми возможными вариантами, представленными на первичном и вторичном рынках. Общайтесь с продавцами в магазинах и более опытными барабанщиками, они дадут вам множество полезных советов и помогут сориентироваться. Для начала подойдет недорогая новая или б/у ударная установка. Не тратьте много денег, пока вы не поймете, что барабаны – это ваше призвание.

    • Если в вашей школе есть музыкальный кружок или оркестр, вы можете к нему присоединиться, чтобы получить доступ к инструменту и советы от преподавателя. Даже если в оркестре нет места, спросите, можно ли вам приходить и заниматься несколько раз в неделю. Музыканты обычно очень дружелюбные ребята, так что не стесняйтесь задавать вопросы.
  • Обзаведитесь подходящими барабанными палочками. Вариаций типов и размеров палочек целая масса, и среди них нет плохих и хороших. 5A - это размер, с которого чаще всего начинают новички.

    • Покупая палочки, проконсультируйтесь со своим преподавателем. Спросите у него, как правильно держать палочку, как бить в барабан. Если вы приобрели ударную установку, узнайте, как ее собрать и настроить. Если у вас нет преподавателя, вы можете найти массу информации на эту тему в интернете.
  • Сразу привыкайте к правильной посадке за барабанами. Правильная посадка обеспечит вам доступ ко всем барабанам и меньшую утомляемость. С правильной посадкой у вас будет лучше звучание, да и вам самим будет комфортнее.

    • Спина должна быть ровной и вертикальной, локти опущены вниз, параллельно туловищу. Максимально придвиньтесь к установке, соблюдая комфортную дистанцию для ног на педалях.

    Часть 2

    Ритм

    Начните барабанить руками. Чтобы стать барабанщиком, вам не нужна огромная установка как у Neil Peart из Rush. Честно говоря, можно начать и вовсе без установки. Все, что вам нужно, это стул, на котором вы сможете сидеть и отбивать ритм ладошками по коленкам.

    Научитесь считать, начиная с четвертных нот. Существует множество способов разбить музыкальный такт, но мы начнем с размера 4/4, который предполагает наличие 4 четвертные нот в такте. Отбейте с одинаковыми промежутками 4 раза по колену. Это и есть четверти.

    • Сперва следует считать вслух и громко. Очень важно чувствовать пульсацию и понимать строение ритма.
    • Занятия под клик трек или метроном очень полезны. Метроном можно найти как онлайн-приложение, как функцию в программе вроде Garage Band, как приложение на вашем телефоне или как отдельное электронное устройство.
  • Научитесь считать восьмые ноты. Каждую 4-ую ноту нужно делить на две восьмые. Отбивайте одной рукой восьмые ноты и не забывайте про счет. Восьмые ноты считаются как "1-и-2-и-3-и-4-и..." Старайтесь, чтобы ударение в слове четко совпадало с ударом рукой.

    Добавьте вторую руку. Одна рука продолжает играть восьмые ноты, а вторая играет по коленке или по столу, на счет "два" и "четыре". Когда вы будете сидеть за установкой, этой рукой вы будете играть по малому барабану.

    Добавьте акценты на сильную долю. Продолжайте играть предыдущее упражнение, но на счет "раз" и "три", топайте правой, а если вы левша – левой ногой. Это доли называются сильными, и вы будете играть ногами по бас-барабану, когда сядете за настоящую установку.

    • Вот и все, вы уже играете простой рок-ритм! Освоение искусства игры на барабанной установке состоит из двух больших частей: освоение ритма и освоение техники. Вы не сможете перейти к технике без доступа к инструменту, но вы можете освоить ритм. Изучая основы ритма и регулярно практикуясь, вы сможете начать играть в первый же раз, когда сядете за барабаны, и ваш прогресс в освоении техники будет идти быстрее.

    Часть 3

    Правильный подход к занятиям
    1. Обзаведитесь метрономом. Игра под метроном может быть очень сложным заданием поначалу, вам придется играть ровно, не плавая в темпе, но это лучший способ развить надежное чувство ритма. Вместо отдельного устройства, вы можете установить приложение на свой смартфон или использовать клик-трек с музыкальной программы на вашем ноутбуке.

      Перенесите рисунок, который вы играли на коленках, на барабанную установку. Играйте 8-ые ноты по хай-хету, левой рукой бейте на счет 2 и 4, и играйте по бас барабану на счет 1 и 3.

      • Считайте вслух и громко. Это не обязательно делать, когда вы играете, но вот когда вы тренируетесь, это будет очень полезно.
      • Чтобы освоиться за установкой, бейте все, что угодно, на счеты 2 и 4 вместо малого барабана.
      • Попробуйте добиться наилучшего звучания вашего ритма, плавности и не забывайте по счет вслух.
    2. Обратите внимание на левую ногу. Научитесь закрывать хай-хет, пока вы по нему играете рукой. Вы получите короткий резкий звук. Большинство барабанщиков используют звук именно закрытого хай-хета.

      • Играйте 8-ые ноты правой рукой. Левой рукой играйте по малому барабану на 2 и 4. Попробуйте отпускать хай-хет на разные доли, чтобы понять, каких эффектов вы можете добиться. Вы можете играть по постоянно открытому хай-хету, можете его приоткрывать на время, можете бить по краю тарелки или по чашке.
    3. Развивайте технику ног. Одновременно отпускайте хай-хет и играйте по бас барабану, это поможет развить координацию и укрепить мышцы.

      • Тренируйтесь одновременно играть ногой и правой рукой, пока левая рука импровизирует, и всеми частями тела одновременно. Это поможет научиться лучше контролировать удары
    4. Меняйте ритм. Играйте тот же ритмический рисунок, но вместо малого барабана на счет 2 и 4 бейте левой рукой по хай-хету. Когда делаете зама правой, переносите левую руку на малый барабан. Вы должны играть левой рукой по малому барабану между ударами по хай-хету.

      • Во время упражнения не забывайте считать "Раз-да-и-да-два-да-и-да-три-да-и-да-черыре-да-и-да-", продолжая играть на "Раз и два и три и четыре и" по хай-хету, но играя при этом левой рукой на малом барабане на "-да-".
    5. Старайтесь играть расслабленным. Если вы напрягаетесь, чтобы угнаться за темпом, уменьшите темп метронома, чтобы вы могли играть расслабленно.

      Часть 4

      Развивайте координацию движений

      Займитесь изучением рудиментов для малого барабана. Базовая "одиночная дробь" и "дробь двойными ударами" - это совершенно необходимые части игры любого барабанщика. Одиночная дробь отличается от двойной тем, что в одиночной вы наносите каждый последующий удар, меняя руку и делая новый замах, а в двойной – даете палочке отскочить от пластика и сделать два удара за один замах.

      • Игра двойками позволяет барабанщиками развивать огромную скорость и играть невероятные рисунки. Все основные рисунки с использованием единичных ударов, двоек, троек и четверок изложены к книге «26 базовых американских рудиментов».
    6. Научитесь играть двумя ногами. Это может вызывать трудности и заставлять поломать голову, но играть на барабанах значит учиться постоянно чему-то новому. Вместо поочередных одиночных ударов, попробуйте делать два, три или четыре удара ногой, исполняя в это время другой рисунок руками.

      • При этом не забывайте считать 8-ые ноты и играть левой ногой по хай-хету на 4-ые или 8-ые слабые доли. Чтобы играть в рамках стандартного рок-бита, играйте 2 и 4 по рабочему барабану. При этом ведите правой рукой ритм по тарелке райд 8-ми нотами, если райда нет – играйте по обручу малого барабана.
    7. Правой ногой играйте по бас барабану. Экспериментируйте с рисунком бас-барабана, пока держите ритм всеми остальными частями тела. Вот тут и начинается все самое интересное. Но не переживайте, если разу не получилось, со временем это станет просто и привычно. Это вопрос координации движений и умения играть отдельной конечностью свой рисунок. К сожалению, не существует быстрого способа этому научиться. Просто сконцентрируйтесь и занимайтесь. Иногда помогает играться отдельно не получающуюся часть партии.

      Часть 5

      Разучите более сложные ритмы

      Научитесь играть триоли. Чтобы научиться играть четвертые триоли, нужно отталкиваться от вторых нот. Считайте 1-три-оль на каждую вторую ноту. Для восьмых триолей все то же самое: три ноты считаются на каждую четвертую ноту.

      • Триоли не так часто используются в рок-битах, но они являются отличным инструментом в заполнениях и часто встречаются в партитурах для школьных оркестров. Триоль – это когда вы играете 3 ноты вместо 2х. Вы можете играть 4е, 8е, 16е и 32е триоли.
      • Существует множество отлично звучащих триольных рисунков 8-ми нотами. Нужно считать "[Раз-три-оль][Два-три-оль][Три-три-оль][Четыре-три-оль]" или любым другим подходящим образом. Играйте этот рисунок с метрономом, играя каждый счет на клик и мысленно деля каждый счет на 3 части.
    8. Научитесь играть 16-ые ноты. Такие ноты вы уже играли, когда играли упражнение на хай-хете. Они считаются " "

      • 16е триоли считаются
    9. Считаем 32е: "

      • Можно играть 32е триоли, но сложная структура субдивизий очень осложняет произношение счета вслух. Если вы хотите услышать, как звучат 32е триоли, послушайте композицию "Hey Joe" Джимми Хендрикса. Это очень сложный размер для игры, так как он требует умения играть очень быстро, распределяя акценты по установке и оставаясь во времени, чтобы не сбиться с основного ритма.
    10. Помните: каждая субдивизия имеет свое место во времени, и сильные доли должны четко совпадать с кликом метронома. Играя в метроном четвертые доли, вы не будете иметь трудности с произношением счета, когда перейдете к более высоким темпам.

      Паузы означают, что ни один инструмент не играет в это единицу времени. Послушайте свою любимую песню и считайте 16-ые или 8-ые ноты, во время множества переходов или заполнений вы обнаружите места, где не играет ни один инструмент – это и есть паузы.

    11. Научитесь чувствовать различные субдивизии и паузы, играя только по малому барабану. Одной из задач в этом упражнении будет делать удары одинаковой силы обеими руками. Акцентированные удары должны звучать громче, чем обычные, независимо от того, играете ли вы их правой или левой рукой.

      • Акцентированный удар, это уда, звучащий громче, чем обычный удар в дроби, иногда он исполняется с касанием обода малого барабана – римшотом. Акцентирование добавляет музыке динамику. В нотной записи, акценты обозначаются математическим знаком "больше" (>).

      Часть 6

      Игра заполнений

      Усложните брейки. Продолжайте играть "1 + 2 +" как и раньше. Теперь разбейте время между счетами"3","4" и началом следующего такта на разные части, например " . Считайте громко и вслух, играйте всеми частями тела.

      • Выберите другие субдивизии для счетов "3" и 4" , например " " или " " или " "и другие всевозможные комбинации. Начинаете понимать? Вы можете играть любые заполнения, пока продолжаете играть ровно.
      • Вы не обязательно должны играть заполнения только на счеты и . Вы можете играть хоть весь такт, делая его одним большим заполнением " ". Или любой другой рисунок. Научитесь играть рисунок и считать вслух, затем переходите к оркестровке и подберите интересный набор звуков.
      • Не концентрируйтесь на скорости. Обращайте внимание на плавность грува и поддержание темпа.
      • Регулярно занимайтесь, даже если у вас нет доступа к барабанной установке, минимум 15-20 минут в день. Заниматься 5 минут каждый день лучше, чем 35 минут раз в неделю.
      • Осознайте, что вы, прежде всего, музыкант, а только потом барабанщик. Лучшие барабанщики подходят очень музыкально к своей игре, ставя на первое место звучание песни, а не показуху своими навыками. Для всего свое время и место.
      • Если вы решили заняться игрой на ударной установке, для начала подойдет недорогая модель стоимостью порядка 10 тыс. рублей. Чаще всего она будет состоять из бас-барабана, двух подвесных томов, одного напольного, рабочего барабана, хай-хета, райда, креша и стоек, стула и педалей. Вы всегда можете докупить элементов позже.
      • Барабанные палочки отлично отскакивают от барабана, выполняя часть работы по замаху за вас, так что не прижимайте их пластику.
      • Не зажимайте палочку слишком сильно, иначе вы порвете пластик, сломаете палочки и можете получить травмы, которые сделают дальнейшую игру на барабанах невозможной для вас. Вспомните Джона Бонэма и Кита Муна – там не все так просто, они знали, что делают. Барабанные перчатки помогут избавиться от мозолей.
      • Не пренебрегайте защитой ушей - берушами или наушниками. Например, малый барабан был сделан, чтобы прорезаться через шум битв, а тут он находится в паре десятков сантиметров от ваших ушей.
      • Найдите обучающую литературу или книги. Изучите отзывы о них, прежде чем тратить деньги. Не все книги будут для вас полезными, некоторые рассчитаны на другой уровень ученика, а другие относятся к конкретному стилю, что может не совпадать с вашими желаниями.
      • Научитесь играть рудименты, а затем попросите кого-нибудь показать вам, как их можно применить в музыке. Просто тренировки на скорость, без музыкального применения, не принесут вам пользы. Обратите внимание на Stick Control for the Snare Drummer , книгу, написанную Джорджем Лоуренсом Стоуном, и Savage Rudimental Workshop , написанную Мэттом Саважем. A Funky Primer for the Rock Drummer от Чарльза Дауна – тоже отличная книга. Тренируйте рудименты до автоматизма, чтобы вы могли спокойно применять их в музыке, а не просто стучать по педу.
      • Если у вас нет возможности разместить акустическую ударную установку, обратите внимание на электронные барабаны, вроде RockBand, вы можете подключить их к компьютеру и играть, используя программу Drum Machinе. Вы можете назначить каждому педу свой звук, но скорость реакции может быть слишком медленной – это их серьезный минус.
      • Возьмите урок у преподавателя и посмотрите, нравится ли вам играть.
      • Вы можете начать стучать по металлическим банкам и ведрам, если у вас нет денег на установку. Другим вариантом будет покупка тренировочного педа.
      • Чтобы не разозлить соседей, родителей и всех в своем районе, звукоизолируйте барабаны и место, где вы играете.
      • На вашей установке ничего не должно отваливаться и висеть на добром слове.
      • Расслабьтесь. Если вы напрягаетесь, снизьте темп и начните снова.
  • Начинающие барабанщики не всегда готовы вкладывать солидные средства в покупку ударной установки. Однако отсутствие сета в полном распоряжении не должно мешать вашему прогрессу. Главное использовать творческий подход! В этом материале мы собрали 5 способов, как репетировать практически в любом месте.

    Возможно , у вас возникнет вопрос: будут ли такие занятия эффективными? Разве это не противоречит здравому смыслу?

    Не противоречит . Дело в том, что обучение игре на барабанах состоит из двух основных элементов:

    1. Развитие координации и мышечной памяти. Это значит , что вы должны научиться двигать четырьмя конечности в разное время , с разной скоростью и интенсивностью.
    2. Развитие чувства ритма, то есть способности делать нужные движения в нужное время .

    Ни ваш мозг, ни ваши мышцы, по сути, не волнует, ударяете ли вы по настоящим барабанам и тарелкам, или, допустим, по подушкам. Они запомнят это движение в любом случае.

    Существует множество разных способов замены ударной установки, и каждый из направлен на развитие определенного навыка. Собрали для вас только самые эффективные.

    1. Подушки

    Возьмите подушку и пару барабанных палочек и начните отрабатывать рудименты также, как вы это делаете на пэде в музыкальной школе. Наличие настоящих палочек здесь важно, так как вы должны держать их строго таким же хватом, который будете использовать при игре на ударной установке.

    Помимо того, что этот метод на 100 процентов переносимый, благодаря ему вы получите преимущество над барабанщиками , которые занимаются только на ударной установке. Дело в том, что подушка гораздо мягче поверхности барабана и, следовательно, она дает значительно меньший отскок. То есть после каждого удара вашим мышцам придется еще и поднимать палочку. Сначала делать данное упражнение будет сложно, но на то это и называется практикой. Зато потом, вернувшись к ударной установке с гораздо большей силой отскока, вам будет легче развить скорость игры.
    Чтобы научиться делать больше упражнений на подушках, смотрите это видео от Хиорки Ньебла.

    1. Воображаемые барабаны

    У каждого барабанщика , начинающего или опытного, случаются моменты, когда он начинает « барабанить » по воздуху в такт понравившейся песне. На самом деле, это занятие - не просто глупая игра. Как уже было сказано выше , ваши мышцы не знают, на какой объект направлено движение . Главное - это само движение . Так что просто возьмите любой отрывок из партии, которую разучиваете, визуализируйте, где находятся части вашего сета и … играйте !

    Ключевой момент в тренировке на воображаемых барабанах заключается в том, что вы должны стараться четко повторять движения, как при игре на настоящей установке. То есть , если вы хотите ударить , например, по хай-хэту, то ваша рука в этот момент должна находиться в той же точке в воздухе, где и реальная тарелка.

    Если все еще сомневаетесь в эффективности этого метода, посмотрите на музыканта из видео ниже. Он достиг в игре на воображаемых барабанах поразительного мастерства.

    В предыдущем пункте мы рассказали о игре по воздуху, а этот метод связан с игрой по земле (вернее по полу или любой другой твердой поверхности под вашими ногами). Однако, относительно направленности действия, он больше похож на метод с подушками, описанный выше. Игра по полу развивает мышечную память, а также дает преимущество при переходе на ударную установку . У пола нет такого сильного отскока , как у педалей на установке , поэтому вы начнете чувствовать мышцы своей голени уже через несколько минут занятия. Такие репетиции помогут вам значительно увеличить скорость исполнения .

    Здесь представлены несложные упражнения на развитие мышечной памяти нижних конечностей.

    1. Хлопанье в ладоши

    В отличие от предыдущих методов, этот направлен на развитие не мышечной памяти , а точности и чувства ритма. Хлопать в ладоши - несложная задача, которая позволяет полностью сосредоточиться на попадании в длительности. В некоторых музыкальных школах дети практикуются таким образом до полугода, прежде чем впервые сесть играть хотя бы на малом барабане , не говоря уже о всей установке.

    1. Тренировочный пэд

    Если вы твердо решили продолжать обучение игре на барабанах , имеет смысл приобрести тренировочный пэд . Как правило, это устройство имитирует малый, рабочий барабан , поэтому на нем удобнее всего отрабатывать основные рисунки. Пэд можно приобрести в любом музыкальном магазине, существуют сотни моделей и конфигураций: со встроенным метроном, со стойкой или специальным креплением. Посоветуйтесь со своим преподавателем по ударным в Jam’s cool, и он поможет вам подобрать подходящий вариант.

    Статьи по теме: