Какие деньги были у древних славян. Про деньги, белок и куниц, но в основном про деньги. Переводы и традиции Руси

Названия денежных единиц, как элемент любой культуры, подтверждает существование в прошлом единого славянского народа, разрываемого врагами на части в ходе всей его истории, от самого начала и до сего дня.

В каждой национальной системе денежного счета имеется основная единица: в современной русской системе - рубль, у англичан - фунт стерлингов, в древней аттической системе - драхма. Наряду с основной единицей имеются производные. Так, копейка, цент, пфенниг не что иное, как сотые доли рубля, доллара, марки. Но это теперь, а как было раньше?

В научных кругах живет версия, утверждающая, что на Руси-государстве не было национальной валютной системы вплоть до XIV века, когда отмечается возникновение рубля. И это, несмотря на внутреннюю и международную торговлю, какую вели русские купцы!

Однако с такими утверждениями согласны далеко не все. Торговала вся славянская Европа. Сохранились упоминания уникальных денежных единиц на берестяных грамотах. Те же названия находим и в торговых договорах с Византией, и Правде Ярослава. Уникальную терминологию сохранили и современные славянские страны, как след былого единства великой культуры.

Давайте разбираться.

Имеет место как бы отсутствие денег на Руси. Но вот удивление. В каждой пятой берестяной грамоте Новгорода идет речь о финансовых взаимоотношениях: купле-продаже товаров, долговых обязательствах, оплате за работу, завещаниях и проч.

Грамота 526, Новгород, 1050-1075 г., это долговой список.

Перевод прориси:
«За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т. е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны, за Сиромой без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животком 2 гривны обломками [серебра]. На Селигере за Хмуном (или: Хмуной) и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 [кун]».

На различных берестяных грамотах поминаются уникальные денежные единицы: гривны, куны, ногаты, резаны, векши, беле, рубли, полтины.

Куны и ногаты с гривнами встречаются и в "Русской Правде" - древнейшем своде русских законов (XI-XII вв.). В древнем кодексе за преступления и нарушения правил указан определенный денежный штраф именно в этих денежных единицах.

Что это было? Монеты, цветные камушки, или кошачьи лапки? Многих смутило сходство слов Куна с куницей. Даже Карамзин это записал в своей «Истории государства российского». Возникла мысль о кожаных деньгах. Следом в словаре Дьяченко уже встречается девушка = КУНКА, выводимая от слова КУНА как подать жениха за невесту «кунными деньгами». В словаре так и записано, КУНА - шкурка как денежный знак. Однако всем славянам известна шутливая традиция выкупа невесты в день свадьбы.

Действие происходит во дворе дома. Жених должен разгадывать загадки, демонстрируя знания о будущей семье и теще, ему предстоит совершить подвиги во имя любви к своей избраннице. Смысл такого обряда - демонстрация родственникам серьезности намерений жениха. Сам процесс «выкупа» проходит возле дома, где живет невеста. Это конечно не выкуп в смысле приобретения невесты в собственность.

В реальности на Руси девиц не покупали, а наоборот брали за ними приданое. Это и в берестяных грамотах XII века отражено.

Грамота 9, Новгород, 1160-1180, челобитная брошенной жены. «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».

Не ведал Карамзин, а фальсификаторы от истории тем более не догадывались, что истина содержится в берестяных листочках, которые на тот момент ещё предстояло раскопать в новгородской земле.

Прасанскрит, язык славян, тюркские наречия волгарей вот что такое русский язык. «Русскей», «русски» эти слова так близки к известному сегодня понятию. «Русски» означает связь родов (на языке Эрзя) и «ruskej» - красный» в смысле направления на географический юг (на языке корелл).

Несколько веков цвета российского флага как и цветной компас карелл символизируют союз народов востока - синий цвет, запада - белый цвет и юга - красный.

Конечно, случайным это не назвать, но.

Весьма опрометчиво толковать дошедшие до нас древние созвучия с позиций современного русского. Кого-то пленяет очарование таких сходств, кто-то этот факт использует для фальсификаций.

Короче в истории, тем более истории славянской и русской, нельзя спешить с выводами.

Перечисленные выше денежные единицы исключительно славянские. Что особо ценно в старинных документах, так это очевидная связь далеких событий с укладом жизни и с проистекающими от этого терминами. Данный фильтр без жалости отбрасывает фантазии фальсификаторов.

Оглянемся на современность.

На обратной стороне современной банкноты номиналом в 1000 хорватских кун, выпущенных в 1993 году, изображён Кафедральный Собор в Загребе.

А вот 50 хорватских лип. Они равны половине одной куны.

Для справки.

1 куна=100 лип.

В 1990 году были отчеканены монеты с указанием государства «Республика Словения» номиналом в 0,02, 0,05, 0,10, 0,20, 1, 10 и 50 лип. Денежной единицей Словении в этот период был югославский динар. Но помнят славяне свою историю.

Курсы валют в Хорватских Кунах на15.11.2013:

Источник: ru.exchange-rates.org

Евро (EUR) 7,6285

Российский Рубль (RUB) 0,1734

США Доллар (USD) 5,6701

Сторонники норманизма такого прогресса для «дикарей» допустить не могут. Можно встретить утверждения, будто ногата, резана, куна… связаны исключительно с некими обрезками. Обрезки шкурок - резана, головки куниц - куна, лапки - ногаты. А хорватские «копейки» - липы это якобы липовые деревяшки. Только представьте себе массы меховых и деревянных обрезков в качестве разменной монеты и её оборот в торговле. Это ж, какие кошельки надо таскать на базар. А с другой стороны - должен две ногаты, и в чем проблема? Поймай бродячего кота и весь долг отдашь с процентами, да ещё целый хвост на прибыль.

Только славяне жили с природой в ладу и живодерством не промышляли.

Просто обратите внимание на современные деньги Республики Беларусь. На купюрах в зависимости от номинала изображены разные животные. По этой причине белорусские рубли в обиходе именуют «зайчиками».

Перед вами никакой не зайчик, а полноценный белорусский рубль.

Представляю далекое будущее. Прочтут потомки о таком «зайчике» и готов вывод - в постсоветской Беларуси деньгами служили шкурки зайцев.

Меховые и липовые деньги - полная нелепость.

Однако эту чушню продолжают муссировать и сегодня. С какой радостью славянофобы распространяют идеи «историка» Шлёцера. Удивляюсь, как только не додумались толковать название копейки платой за товар копьями.

А на самом деле?

Начнем с лип.

Знаете ли Вы, что семь европейских языков носят видоизмененное название месяца "июль". В этих странах название летнего месяца образовано не от римского женского имени Юлия, а от славянского слова "липа", к примеру, хорватский "lipanj".

Липень - месяц, когда цветут липы. Их аромат используют парфюмеры, липовым цветом бабушки лечат внуков. Вряд ли найдется лучшее средство от простуды, чем исконно славянский продукт липовый мёд. Липе посвящены славянские названия множества городов рек, улиц. На карте до сих пор присутствуют Лейпциг, Липецк. В Европе полным полно населенных пунктов с названием «Липица». Или вот Унтер-ден-Линден. Это берлинский бульвар «Под липами».

У славян и догерманских племен липа считалась святым деревом. Различными добродетелями наделяли Липу древнегреческие поэты Гомер, Вергилий, Овидий, Геродот. В России известно женское имя - Липа. Вот в честь такого почитания и возникла монета Липа. Монета как монета, а нам про деревяшки толкуют.

Теперь разберемся со «шкурными деньгами». Вот интересная работа.

Сторонники версии «кожаных» денег у славян опираются на информацию XIII-го века - Записки путешественника Рубрука, разумеется, на латыни. Записки как записки, но вот перевод… . Первый перевод записок сделали в XVII в. на французский язык. В переводе утверждалось, что в южнорусских степях деньгами якобы служили разноцветные кусочки кожи. На этот перевод опирались авторы словарей, возникших не ранее XVII века и, к сожалению Карамзин. Правильность перевода не вызывала сомнений, пока уже современный перевод не показал, что Рубрук писал отнюдь не о деньгах, а о сортах пушнины.

Историкам начала XIX в., хорошо знакомым с "синенькими" и "красненькими" (народное название ассигнаций), как-то удалось убедить самих себя, что на "разноцветных кусочках кожи" даже стояли печати как на ассигнациях XIX века! Одна незадача - такое чудо в натуре никто ещё не обнаружил.

К "переводам" Рубрука в истории добавились странные документы на латыни времен русско-ганзейской торговли, в которых в качестве платежной ценности фигурируют "capita martarorum" (автоматический перевод - "голова куницы"), или вот записки Гильбера де Ланнуа после посещения Новгорода и Пскова. В сочинении от 1412 года говорится, что у русских крупные платежи осуществляются серебряными слитками, а "монетами" служат "головки" куниц и белок.

Представляете картину. Торговый договор заключается в кабаке. Отметив сделку, ушлый новгородец расплачивается с опьяневшим иноземцем головами от селёдок. По логике норманнских переводов выходит, что ганзейские купцы вместо денег принимали от славян всякую ерунду. Это ж как надо своих не уважать. А может и сегодня кто-то в ЕС готов в обмен за свои товары принять от славянских купцов засаленные от употребления "capita martarorum"?

Хоть и идет речь о головах-капитах, однако налицо безголовый подход к переводу терминов Руси, но скорее предвзятый. Как ещё можно характеризовать подобные «труды», если латинская «capita» - голова основа экономики всего мира, трактуется, как и положено для терминов. От «capita» начинается всеобъемлющий термин - КАПИТАЛ. Сегодня этот термин никто не переводит в значении - «голова скота». От этого слова много производных. «Капитан» - главный на корабле. Жаргонизм «капец» - голову потерять или конец власти. А попробуйте по норманской методе перевести известный труд Маркса «Капитал», полное хи-хи получится. Однако до этого не дошло.

Иное дело сочинения о Руси. Тут позволительны любые уничижительные фантазии. Даже привиделись тряпочные деньги наших предков. А между тем…

И вот оно.

Исключительная роль в развитии денежного обращения Европы принадлежит восточным серебряным монетам - дирхемам арабского Халифата и других возникавших на его территории государств.

«Дирхемы, приходившие в русское обращение с Востока, - отмечал И.Г.Спасский, - чеканились на огромной территории - во множестве городов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Месопотамии и Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря и даже в арабской части Испании».

Приток восточной монеты, начавшийся в конце VIII века, быстро приобрел интенсивный характер, а обращение монет протекало на огромной территории, превышавшей земли славянских народов. Наиболее ранние из этих монет найдены в русской земле и датируются 862 годом. Монеты обнаружились в Москве в районе устья ручья Черторый при его впадении в Москву-реку. Сегодня здесь стоит восстановленный храм Христа Спасителя.

А теперь попробуем сами без переводчиков норманистов растолковать смысл славянских денежных единиц.

Современный взгляд показывает, нельзя спешить с выводами о терминах славянской и русской истории переводимых с латыни.

Слово «ногата» связано с арабским глаголом «накада», в значении — сортировать монеты, отбирать хорошие экземпляры. Уже в то далекое время чеканились монеты в подражание арабским дирхемам. Термин связан с денежным оборотом, а не с чьими-то конечностями.

Тоже и с «куной». Т.Ф. Ефремов, создавая свой Толковый словарь русского языка, обратился к восточным традициям тюркских и кавказских народов, и в результате - опять привязка к денежным отношениям.

1) Выкуп, спасающий от кровной мести.

2) Выкуп родителям жениха в случае расстройства сватовства по вине семьи

За что ни возьмись везде в нашей истории проглядывает связь с Востоком, и уж точно не с норманами и латинами.

Западных переводчиков стабильно подводит формализм и созвучность русских слов со словами тюркского происхождения. Даже Ломоносову не удалось переубедить немцев-академиков в очевидном для любого русского факте. Пришлые академики при царском дворе не ведали ни о культуре, ни о языках народов Поволжья, и тем более не владели языковым многообразием Кавказа.

К большому сожалению и сегодня наблюдается похожая картина. Современная наука на полном серьезе повторяет байки о неких кожаных деньгах. Высокие научные чины не задумываясь, подтверждают многовековую глупость, основанную на недобросовестном переводе.

Переводы и традиции Руси.

Формальные переводы известны и сегодня. Вспомните «кузькину мать», помянутую Н.С. Хрущевым в Сокольниках в 1959 г. в споре с Ричардом Никсоном. Тогда переводчики президента США передали своей делегации приглашение первого лица СССР познакомиться с мамой некоего Кузьмы. В ответ Хрущев так прокомментировал свои слова: «Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела».

Вслед за Хрущевым и наши военные назвали кузькиной мамой, то, что не видела Америка - одну из советских ядерных бомб.

А на самом деле обещание показать кузькину мать это полузабытая шутливая свадебная традиция. Кузька — наименование плётки, которую жених клал в сапог в день свадьбы «на Кузьминки» (1 ноября). Плетка кузька символ супружеской власти. Русские свадьбы всегда наполнены глубокой символикой разноплановых обрядов. Святые Косма и Дамиан (день памяти 1 ноября) считались в русской культуре покровителями свадеб. Свадьбы на Руси сочетались со старинными традициями и скоморошеством. Одной из традиций было переодевание кого-то из гостей в эту самую кузькину мать. Вокруг персонажа разыгрывалось целое представление. От того и носила угроза показать кузькину мать шутливый оттенок. Кузькой прозывали и проказливого домового. На подобных свадьбах во Владимирской области доводилось присутствовать и автору этих строк. Схожие традиции известны и удмуртам и народу Коми. Традиции забываются, а с ними и начальный смысл слов.

Деньги и название единиц - традиция не из последних. Но откуда иноземным историкам времен Петра и Екатерины знать традиции народа, коли даже языка этого народа те «историки» не ведали.

Реальные курсы русских денежных единиц.

Денежная система для гибкости кроме основных единиц должна содержать и их части. При этом эти части должны знать и принимать иноземные купцы и собственные князья.

Согласно Краткой правде (законодательный источник XI в.) 1 гривна = 20 ногат = 25 кун = 50 резан.

После серьезных поисков удалось реконструировать денежно-весовую систему, действовавшую на Руси в то далекое время.

Почему весовая? Поскольку монеты делались из золота и серебра, то главное — не что на них написано, а, сколько золота и соответственно серебра они содержат.

В договорах с греками X века имеются самые первые упоминания о русской гривне. Из древних текстов следует, что 12-ть гривен были равны 5-ти византийским литрам. Византийская литра (монета) весом 327,5 г.

Но такие монеты ни разу не находили на территории Древней Руси. Оказалось, что русские деньги древних времен были просто «привязаны по курсу» к другой византийской монете - половине византийской литры весом 163,7 г. Как это обнаружилось?

Привязка русских денег к иноземной поллитре.

Отсчитываем от веса половины литры известные из «Русской правды» соотношения и получаем:

гривна должна весить 68,22 г,

куна - 2,73 г,

ногата - 3,41 г,

резана - 1,36 г.

Этот расчет полностью подтвердился взвешиванием реальных монет и их обрезков, найденных археологами на территории Древней Руси.

В конце X века появилась и резана. Это были монеты, обрезанные по весу 1/50 гривны.

Перед вами старинный обрезок древнего дирхема.

Если монеты принимались и проверялись на вес, то были просто необходимы их обрезки в качестве довесков. Эти обрезки чем-то напоминают фазу Луны (вспомним толкование слова «монета» как Монт т.е. Месяц).

Поиск среди обрезках арабской монеты других весовых значений как-то 1/3,1/4, 1/8, 1/12 , 1/24 и даже 1/40 доли арабского дирхема ни к чему не привел. Оказалось, что имеющиеся в распоряжении археологов обрезки не просто части монет, а точные весовые стандартные части равные русским ногатам, кунам, резанам…

Вывод.

Национальные русские денежные единицы строились по следующей схеме:

Гривна как основная единица, привязывалась по курсу к византийской поллитре.

У гривны имелись производные единицы - куна, ногата, резана. Позднее добавились и другие. По сути, это были не монеты, а стандартные единицы денежного веса.

Денежные термины вместо монет и слитков.

Собственных монет не чеканили, за исключением кратковременных попыток сразу после Владимирова крещения, однако оперировали национальными денежными терминами. Впоследствии т.н. киевской гривной стал именоваться монетный слиток весом равным половине византийской литры 163-165г.

После прекращения притока арабских дирхемов в Европу начинается т.н. безмонетный период. Однако прежние названия русских денежных единиц в торговой и административной жизни славян продолжают присутствовать. Что они представляли собой в тот период, рассмотрим в следующей статье. А пока монеты не исчезли, продолжим.

Куна - монета. Куной был и дирхем, и сменивший его западноевропейский динарий, и русский сребреник. Чему тут удивляться? Переход к новому весу и даже виду платежной единицы вовсе не требует отказа от привычного отеческого названия. Древнейшее общеславянское название монеты созвучно названию COIN, появившемуся в Северной Европе на почве обращения уже римского динария. Вытеснив термин "сребро", слово «куна» надолго закрепилось в славянских языках в значении "деньги". Да и само слово «деньги» восходит к очевидному восточному слову ТАНЬГА.

Сегодня в просторечии можно услышать слово «гривенник» как название монеты номиналом 10 единиц. Но мы не всегда имеем в виду 10 копеек. Монетой может оказаться и современная десятирублевая и любая иноземная с номиналом 10. Тоже ис другими номиналами. Даже маршрут московского трамвая № 50 старожилы и сегодня именуют полтинником.

Теперь о Литре.

Её начальное применение обнаружилось ещё в Древней Греции в значении выкупа. Lytron, от lyein, освобождать. Литра - выкупные деньги за личность или за имущество раба. (Михельсон А.Д., 1865).

Здесь мы видим единый системный подход в терминологии, как и в случае русской валютной единицы «куна», служившей первоначально как выкуп кровной мести.

Конечно, при большом желании кто-то может увидеть выкуп раба и за две поллитровки. Но это уже их проблемы. Просто в те времена водку ещё не изобрели.

Связь с Востоком.

Кроме кусочков арабских монет в распоряжении историков имеются гигантские клады подражательных дирхемов чеканенных в древнем волжском Булгаре. Кроме дирхемов в кладах Поволжья найдены и динарии. Но этих монет как будто не видят. Иначе придется признать связь Руси с восточной культурой, но ученые как завороженные повторяют норманнские бредни о Киевской Руси, твердят о безмонетной шкурности, словно боясь очевидного - пересмотра современной историографии.

Новости Партнеров

Оригинал взят у yar46 в Имена и термины как история. Часть IV. Денежные единицы Руси

Названия денежных единиц, как элемент любой культуры, подтверждает существование в прошлом единого славянского народа, разрываемого врагами на части в ходе всей его истории, от самого начала и до сего дня.

В каждой национальной системе денежного счета имеется основная единица: в современной русской системе - рубль, у англичан - фунт стерлингов, в древней аттической системе - драхма. Наряду с основной единицей имеются производные. Так, копейка, цент, пфенниг не что иное, как сотые доли рубля, доллара, марки. Но это теперь, а как было раньше?

В научных кругах живет версия, утверждающая, что на Руси-государстве не было национальной валютной системы вплоть до XIV века, когда отмечается возникновение рубля. И это, несмотря на внутреннюю и международную торговлю, какую вели русские купцы!

Однако с такими утверждениями согласны далеко не все. Торговала вся славянская Европа. Сохранились упоминания уникальных денежных единиц на берестяных грамотах. Те же названия находим и в торговых договорах с Византией, и Правде Ярослава. Уникальную терминологию сохранили и современные славянские страны, как след былого единства великой культуры.

Давайте разбираться.

Имеет место как бы отсутствие денег на Руси. Но вот удивление. В каждой пятой берестяной грамоте Новгорода идет речь о финансовых взаимоотношениях: купле-продаже товаров, долговых обязательствах, оплате за работу, завещаниях и проч.

Грамота 526, Новгород, 1050-1075 г., это долговой список.

Перевод прориси:
«За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т. е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны, за Сиромой без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животком 2 гривны обломками [серебра]. На Селигере за Хмуном (или: Хмуной) и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 [кун]».

На различных берестяных грамотах поминаются уникальные денежные единицы:гривны, куны, ногаты, резаны, векши, беле, рубли, полтины.

Куны и ногаты с гривнами встречаются и в "Русской Правде" - древнейшем своде русских законов (XI-XII вв.). В древнем кодексе за преступления и нарушения правил указан определенный денежный штраф именно в этих денежных единицах.

Что это было? Монеты, цветные камушки, или кошачьи лапки? Многих смутило сходство слов Куна с куницей. Даже Карамзин это записал в своей «Истории государства российского». Возникла мысль о кожаных деньгах. Следом в словаре Дьяченко уже встречается девушка = КУНКА, выводимая от слова КУНА как подать жениха за невесту «кунными деньгами». В словаре так и записано, КУНА - шкурка как денежный знак. Однако всем славянам известна шутливая традиция выкупа невесты в день свадьбы.

Действие происходит во дворе дома. Жених должен разгадывать загадки, демонстрируя знания о будущей семье и теще, ему предстоит совершить подвиги во имя любви к своей избраннице. Смысл такого обряда - демонстрация родственникам серьезности намерений жениха. Сам процесс «выкупа» проходит возле дома, где живет невеста. Это конечно не выкуп в смысле приобретения невесты в собственность.

В реальности на Руси девиц не покупали, а наоборот брали за ними приданое. Это и в берестяных грамотах XII века отражено.

Грамота 9, Новгород, 1160-1180, челобитная брошенной жены. «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».

Не ведал Карамзин, а фальсификаторы от истории тем более не догадывались, что истина содержится в берестяных листочках, которые на тот момент ещё предстояло раскопать в новгородской земле.

Прасанскрит, язык славян, тюркские наречия волгарей вот что такое русский язык. «Русскей», «русски» эти слова так близки к известному сегодня понятию. «Русски» означает связь родов (на языке Эрзя) и «ruskej» - красный » в смысле направления на географический юг (на языке корелл).

Несколько веков цвета российского флага как и цветной компас карелл символизируют союз народов востока - синий цвет, запада - белый цвет и юга - красный.

Конечно, случайным это не назвать, но.

Весьма опрометчиво толковать дошедшие до нас древние созвучия с позиций современного русского. Кого-то пленяет очарование таких сходств, кто-то этот факт использует для фальсификаций.

Короче в истории, тем более истории славянской и русской, нельзя спешить с выводами.

Перечисленные выше денежные единицы исключительно славянские. Что особо ценно в старинных документах, так это очевидная связь далеких событий с укладом жизни и с проистекающими от этого терминами. Данный фильтр без жалости отбрасывает фантазии фальсификаторов.

Оглянемся на современность.

На обратной стороне современной банкноты номиналом в 1000 хорватских кун , выпущенных в 1993 году, изображён Кафедральный Собор в Загребе.

Представляю далекое будущее. Прочтут потомки о таком «зайчике» и готов вывод - в постсоветской Беларуси деньгами служили шкурки зайцев.

Меховые и липовые деньги - полная нелепость.

Однако эту чушню продолжают муссировать и сегодня. С какой радостью славянофобы распространяют идеи «историка» Шлёцера. Удивляюсь, как только не додумались толковать название копейки платой за товар копьями.

А на самом деле?

Начнем с лип.

Знаете ли Вы, что семь европейских языков носят видоизмененное название месяца "июль". В этих странах название летнего месяца образовано не от римского женского имени Юлия, а от славянского слова "липа", к примеру, хорватский "lipanj".

Липень - месяц, когда цветут липы. Их аромат используют парфюмеры, липовым цветом бабушки лечат внуков. Вряд ли найдется лучшее средство от простуды, чем исконно славянский продукт липовый мёд. Липе посвящены славянские названия множества городов рек, улиц. На карте до сих пор присутствуют Лейпциг, Липецк. В Европе полным полно населенных пунктов с названием «Липица». Или вот Унтер-ден-Линден. Это берлинский бульвар «Под липами».

У славян и догерманских племен липа считалась святым деревом. Различными добродетелями наделяли Липу древнегреческие поэты Гомер, Вергилий, Овидий, Геродот. В России известно женское имя - Липа. Вот в честь такого почитания и возникла монета Липа. Монета как монета, а нам про деревяшки толкуют.

Теперь разберемся со «шкурными деньгами». Вот интересная работа .

Сторонники версии «кожаных» денег у славян опираются на информацию XIII-го века - Записки путешественника Рубрука, разумеется, на латыни. Записки как записки, но вот перевод… . Первый перевод записок сделали в XVII в. на французский язык. В переводе утверждалось, что в южнорусских степях деньгами якобы служили разноцветные кусочки кожи. На этот перевод опирались авторы словарей, возникших не ранее XVII века и, к сожалению Карамзин. Правильность перевода не вызывала сомнений, пока уже современный перевод не показал, что Рубрук писал отнюдь не о деньгах, а о сортах пушнины.

Историкам начала XIX в., хорошо знакомым с "синенькими" и "красненькими" (народное название ассигнаций), как-то удалось убедить самих себя, что на "разноцветных кусочках кожи" даже стояли печати как на ассигнациях XIX века! Одна незадача - такое чудо в натуре никто ещё не обнаружил.

К "переводам" Рубрука в истории добавились странные документы на латыни времен русско-ганзейской торговли, в которых в качестве платежной ценности фигурируют "capita martarorum" (автоматический перевод - "голова куницы"), или вот записки Гильбера де Ланнуа после посещения Новгорода и Пскова. В сочинении от 1412 года говорится, что у русских крупные платежи осуществляются серебряными слитками, а "монетами" служат "головки" куниц и белок.

Представляете картину. Торговый договор заключается в кабаке. Отметив сделку, ушлый новгородец расплачивается с опьяневшим иноземцем головами от селёдок. По логике норманнских переводов выходит, что ганзейские купцы вместо денег принимали от славян всякую ерунду. Это жкак надо своих не уважать. А может и сегодня кто-то в ЕС готов в обмен за свои товары принять от славянских купцов засаленные от употребления "capita martarorum"?

Хоть и идет речь о головах-капитах, однако налицо безголовый подход к переводу терминов Руси, но скорее предвзятый. Как ещё можно характеризовать подобные «труды», если латинская «capita» - голова основа экономики всего мира, трактуется, как и положено для терминов. От «capita» начинается всеобъемлющий термин - КАПИТАЛ. Сегодня этот термин никто не переводит в значении - «голова скота». От этого слова много производных. «Капитан» - главный на корабле. Жаргонизм «капец» - голову потерять или конец власти. А попробуйте по норманской методе перевести известный труд Маркса «Капитал», полное хи-хи получится. Однако до этого не дошло.

Иное дело сочинения о Руси. Тут позволительны любые уничижительные фантазии. Даже привиделись тряпочные деньги наших предков. А между тем…

И вот оно.

Исключительная роль в развитии денежного обращения Европы принадлежит восточным серебряным монетам - дирхемам арабского Халифата и других возникавших на его территории государств.

«Дирхемы, приходившие в русское обращение с Востока, - отмечал И.Г.Спасский, - чеканились на огромной территории - во множестве городов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Месопотамии и Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря и даже в арабской части Испании».

Приток восточной монеты, начавшийся в конце VIII века, быстро приобрел интенсивный характер, а обращение монет протекало на огромной территории, превышавшей земли славянских народов. Наиболее ранние из этих монет найдены в русской земле и датируются 862 годом. Монеты обнаружились в Москве в районе устья ручья Черторый при его впадении в Москву-реку. Сегодня здесь стоит восстановленный храм Христа Спасителя.

А теперь попробуем сами без переводчиков норманистов растолковать смысл славянских денежных единиц.

Современный взгляд показывает, нельзя спешить с выводами о терминах славянской и русской истории переводимых с латыни.

Слово «ногата» связано с арабским глаголом «накада», в значении — сортировать монеты, отбирать хорошие экземпляры. Уже в то далекое время чеканились монеты в подражание арабским дирхемам. Термин связан с денежным оборотом, а не с чьими-то конечностями.

Тоже и с «куной». Т.Ф. Ефремов, создавая свой Толковый словарь русского языка, обратился к восточным традициям тюркских и кавказских народов, и в результате - опять привязка к денежным отношениям.

1) Выкуп, спасающий от кровной мести.

2) Выкуп родителям жениха в случае расстройства сватовства по вине семьи

За что ни возьмись везде в нашей истории проглядывает связь с Востоком, и уж точно не с норманами и латинами.

Западных переводчиков стабильно подводит формализм и созвучность русских слов со словами тюркского происхождения. Даже Ломоносову не удалось переубедить немцев-академиков в очевидном для любого русского факте. Пришлые академики при царском дворе не ведали ни о культуре, ни о языках народов Поволжья, и тем более не владели языковым многообразием Кавказа.

К большому сожалению и сегодня наблюдается похожая картина. Современная наука на полном серьезе повторяет байки о неких кожаных деньгах. Высокие научные чины не задумываясь, подтверждают многовековую глупость, основанную на недобросовестном переводе.

Переводы и традиции Руси.

Формальные переводы известны и сегодня. Вспомните «кузькину мать», помянутую Н.С. Хрущевым в Сокольниках в 1959 г. в споре с Ричардом Никсоном. Тогда переводчики президента США передали своей делегации приглашение первого лица СССР познакомиться с мамой некоего Кузьмы. В ответ Хрущев так прокомментировал свои слова: «Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела».

Вслед за Хрущевым и наши военные назвали кузькиной мамой, то, что не видела Америка - одну из советских ядерных бомб.

А на самом деле обещание показать кузькину мать это полузабытая шутливая свадебная традиция. Кузька — наименование плётки, которую жених клал в сапог в день свадьбы «на Кузьминки» (1 ноября). Плетка кузька символ супружеской власти. Русские свадьбы всегда наполнены глубокой символикой разноплановых обрядов. Святые Косма и Дамиан (день памяти 1 ноября) считались в русской культуре покровителями свадеб. Свадьбы на Руси сочетались со старинными традициями и скоморошеством. Одной из традиций было переодевание кого-то из гостей в эту самую кузькину мать. Вокруг персонажа разыгрывалось целое представление. От того и носила угроза показать кузькину мать шутливый оттенок. Кузькой прозывали и проказливого домового. На подобных свадьбах во Владимирской области доводилось присутствовать и автору этих строк. Схожие традиции известны и удмуртам и народу Коми. Традиции забываются, а с ними и начальный смысл слов.

Деньги и название единиц - традиция не из последних. Но откуда иноземным историкам времен Петра и Екатерины знать традиции народа, коли даже языка этого народа те «историки» не ведали.

Реальные курсы русских денежных единиц.

Денежная система для гибкости кроме основных единиц должна содержать и их части. При этом эти части должны знать и принимать иноземные купцы и собственные князья.

Согласно Краткой правде (законодательный источник XI в.) 1 гривна = 20 ногат = 25 кун = 50 резан.

Если монеты принимались и проверялись на вес, то были просто необходимы их обрезки в качестве довесков. Эти обрезки чем-то напоминают фазу Луны (вспомним толкование слова «монета» как Монт т.е. Месяц).

Поиск среди обрезках арабской монеты других весовых значений как-то 1/3,1/4, 1/8, 1/12 , 1/24 и даже 1/40 доли арабского дирхема ни к чему не привел. Оказалось, что имеющиеся в распоряжении археологов обрезки не просто части монет, а точные весовые стандартные части равные русским ногатам, кунам, резанам…

Вывод.

Национальные русские денежные единицы строились по следующей схеме:

Гривна как основная единица, привязывалась по курсу к византийской поллитре.

У гривны имелись производные единицы - куна, ногата, резана. Позднее добавились и другие. По сути, это были не монеты, а стандартные единицы денежного веса.

Денежные термины вместо монет и слитков.

Собственных монет не чеканили, за исключением кратковременных попыток сразу после Владимирова крещения, однако оперировали национальными денежными терминами. Впоследствии т.н. киевской гривной стал именоваться монетный слиток весом равным половине византийской литры 163-165г.

После прекращения притока арабских дирхемов в Европу начинается т.н. безмонетный период. Однако прежние названия русских денежных единиц в торговой и административной жизни славян продолжают присутствовать. Что они представляли собой в тот период, рассмотрим в следующей статье. А пока монеты не исчезли, продолжим.

Куна - монета. Куной был и дирхем, и сменивший его западноевропейский динарий, и русский сребреник. Чему тут удивляться? Переход к новому весу и даже виду платежной единицы вовсе не требует отказа от привычного отеческого названия. Древнейшее общеславянское название монеты созвучно названию COIN, появившемуся в Северной Европе на почве обращения уже римского динария. Вытеснив термин "сребро", слово «куна» надолго закрепилось в славянских языках в значении "деньги". Да и само слово «деньги» восходит к очевидному восточному слову ТАНЬГА.

Сегодня в просторечии можно услышать слово «гривенник» как название монеты номиналом 10 единиц. Но мы не всегда имеем в виду 10 копеек. Монетой может оказаться и современная десятирублевая и любая иноземная с номиналом 10. Тоже ис другими номиналами. Даже маршрут московского трамвая № 50 старожилы и сегодня именуют полтинником.

Теперь о Литре.

Её начальное применение обнаружилось ещё в Древней Греции в значении выкупа. Lytron, от lyein, освобождать. Литра - выкупные деньги за личность или за имущество раба. (Михельсон А.Д., 1865).

Здесь мы видим единый системный подход в терминологии, как и в случае русской валютной единицы «куна», служившей первоначально как выкуп кровной мести.

Конечно, при большом желании кто-то может увидеть выкуп раба и за две поллитровки. Но это уже их проблемы. Просто в те времена водку ещё не изобрели.

Связь с Востоком.

Кроме кусочков арабских монет в распоряжении историков имеются гигантские клады подражательных дирхемов чеканенных в древнем волжском Булгаре. Кроме дирхемов в кладах Поволжья найдены и динарии. Но этих монет как будто не видят. Иначе придется признать связь Руси с восточной культурой, но ученые как завороженные повторяют норманнские бредни о Киевской Руси, твердят о безмонетной шкурности, словно боясь очевидного - пересмотра современной историографии.

Известный факт. На монетах Дмитрия Донского русской чеканки имеется как русская надпись, так и татарская. Связь с данническими отношениями тут не причем, их просто не было. Русь подобным образом устанавливала связи своей тогда ещё молодой валюты с рынками Ближнего Востока через Поволжье.

Продолжение следует.

Денежные единицы Древней Руси

Деньги как средство обмена были известны на территории проживания восточных славян задолго до появления Древнерусского государства. Конечно, это не были привычные нам монеты или бумажные деньги. В качестве денежных единиц в Древней Руси использовался натуральный продукт, например скот или ценные меха пушных зверей.
На первоначальном этапе становления Древней Руси в роли денежной единицы по-прежнему выступал скот. Постепенно люди пришли к осознанию, что использовать скот в качестве средства обмена неудобно, ведь его трудно транспортировать из одного места в другое, да и не очень долговечны такие «деньги». Потому на смену скоту приходит мех куниц. Это было гораздо удобнее и практичнее.
Как известно, IX-XIII века – это время, когда на Руси активно развивались экономические отношения, устанавливались торговые связи, как внутренние, так и внешние. Через земли восточных славян в то время проходило несколько крупнейших международных путей: «из варяг в греки», а с XI века – Западно-Двинский и другие. В городах, где проходил обмен товаров, можно было встретить представителей разных народов, как хладнокровного купца-викинга, так и пылкого араба, расчетливого торговца из Германии и высокомерного грека. Вместе со своими товарами купцы, или, как их ещё называли, «гости», привозили и свои деньги, которые постепенно стали входить в оборот на территории Древней Руси. В ходе археологических раскопок было найдено огромное количество кладов с восточными и западноевропейскими монетами. Монет же собственного производства, датируемых этим временем, совсем нет. Это позволяет сделать логичный вывод. Наплыв иностранных монет был таким большим, что нужды в чеканке собственных денег просто не возникало. Однако в X-XI веке в Киевской Руси всё же была сделана попытка чеканки собственных денег – «златников» и «сребреников». Но, в связи с тем, что объективной надобности в этом не было, выпуск вскоре был приостановлен.
Итак, с VIII века основной денежной единицей Древней Руси были арабские монеты – серебряные дирхемы. Внешний вид их периодически изменялся в зависимости от правящей династии. Серебряных монет было так много, что изобретательные славяне придумали новый вид «денег» - серебряные слитки, которые также были широко распространены.
XI век стал временем своеобразного экономического кризиса на Востоке. Серебро значительно поднимается в цене и его приток на земли Древней Руси становится все менее интенсивным. Курс восточнославянского государства меняется на усиление связей с Западной Европой, в том числе и торговых. Потому на смену арабским дирхемам приходят западноевропейские денарии. Они становятся господствующей формой денежного обращения на землях Руси вплоть до прихода завоевателей.
Если открыть один их основных исторических источников по истории Древней Руси «Русскую правду», то не сможем найти там ни одного упоминания ни о дирхемах, ни о денариях. Дело в том, что на Руси всем иностранным монетам давались местные названия. Некоторые из них использовались уже на протяжении многих веков. Так, в «Русской правде» для обозначения денежных единиц встречаются такие термины, как «куна», «нагота», «резана», «векша», «белка». Куна – от бытовавшего ранее «меха куницы», «наготой» обозначались монеты лучшего качества, а резана, векша и белка были более мелкими частями куны. С XI века появляются упоминания о такой денежной единице, как «гривна» (слиток серебра). Часть разрубленной пополам гривны именовалась привычным нам словом «рубль».
Период XII- XIV веков получил название «безмонетного». На 3 века монета пропала с территории Руси. Восточнославянские земли оказались под бременем татаро-монгольского ига. В это время все еще продолжали свое хождение серебряные слитки, а роль мелких «денежных единиц» выполняли украшения из дорогих камней и стекла.
Прекращение татарского господства открыло новый этап в развитии денежной системы на Руси. Со второй половины XIV века на восточнославянских землях начинается повсеместная чеканка собственных серебряных и медных монет.

Многие знают, что у древних славян были свои деньги – куны, мордки, ногаты, гривны и другие, но все они — связанны с пушниной. А были ли давних славян металлические монеты, похожие на современные? По этому поводу между учеными-историками идут активные дебаты.

Так Косинов Л. В. придерживается той точки зрения, что все раннее перечисленные деньги славян никакого отношения к пушнине не имеют. Все эти названия (куны, мордки, ногаты, гривны) происходят из арабского языка и связаны с римскими, византийскими и арабскими монетами. Когда такое мнение высказывается специалистом в истории арабского мира, хорошим знатоком арабского языка, при этом приводятся детальный фонетический анализ, идея существования монет у давних славян выглядит вполне правдоподобно.
Научно доказано, что на русские земли попали еще во времена Римской империи и даже Древней Греции, когда арабский мир еще не вступил в стадию своего расцвета. Так в лесостепной части бассейна Северского Донца найдены греческие монеты III ст. до н. э. и римские – II в. н. э.

Но, все-таки, большая часть историков склонна к мнению, что в основе денежных отношений у славян лежал обмен звериными шкурами. Пушнина также использовалась и для уплаты дани. Шкуры разных зверей имели разную стоимость, так (куньих шкур) равнялись гривне серебра, а 20 беличьих шкур (векш) ценились как одна куна, то есть гривна серебра равнялась 400 белкам. Для удобства принято было возить только мордки куниц и лобки белок. Иногда на мордки и лобки ставился правительственный казенный штемпель.
Позже, для удобства кожаные деньги заменили металлическими бляхами, но названия у них остались прежними – мордки, резаны, векши, ногаты.
В те времена были в обращении и иностранные монеты, которые можно было обменять на товар.

Первые монеты или похожие на них металлические знаки были выпущены во времена правления князей – Игоря, Ольги, Владимира, Ярослава.
В основе финансовой системы славян была гривна, которая в разных регионах имела свой определенный вес, размер, чистоту металла. Но относительно гривны имеется много вопросов и несоответствий: когда и кем контролировалось производство, кто устанавливал размеры и т.д. Также гривна являлась не совсем удобной для торговых операций, так как ее нельзя было рубить на куски (это бы затрудняло точно определять вес отрубаемого куска). Для решения этой проблемы можно было сдавать гривны в залог и получать взамен кусочки кожи, использование которых гораздо облегчало торговые операции.

Таким образом, можно сделать вывод, что у древних славян существовала своя финансовая система, а также довольно развитая внутренняя и внешняя торговля. В основе финансовой системы были натуральный обмен, основные товары как эквивалент обмена (мех разных зверей), монеты из драгоценных металлов.
У славян существовала, аналогичная денежной, система еще с самых древних времен, положившая начало формирования финансовой системы современного Российского государства.

Что может быть привычнее обыкновенной, помногу раз в день используемой монеты? Русский рубль, американский цент, шведская крона или ангольская кванза - всё это маленькие диски, сделанные из разнообразных металлов, с изображениями и "легендой" (т.е. надписями, которые рассказывают о государственной принадлежности, достоинстве и дате выпуска).

Такая, удобная в быту, монетовидная форма денег утвердилась много столетий назад, но отнюдь не всегда деньги были монетами. Для древнего китайца привычными были деньги в форме металлических имитаций гребешков, лопат, колец и даже луковиц лилий. Житель старой Монголии не шёл на рынок без мешка с полуторакилограммовыми глыбами "кирпичного" чая - пропитанной телячьей кровью и высушенной в печи смеси листьев чайного куста и некоторых других растений. Наконец, небольшая красивая раковина каури на протяжении тысячелетий служила денежной единицей в Южной Азии, Африке и на островах Индийского океана.

Так что же объединяет каури с долларом, а "кирпичный" чай с фунтом стерлингов? Всё это - законные, утверждённые государством платёжные средства, принятые в торговле разных стран и народов. Именно законность их хождения и заставляет доверять достоинству этих платёжных средств.

По-гречески закон - "номос". От этого слова произошло другое - "номисма" (законное платёжное средство, монета). Позднее, в эпоху средневековья, возникла наука о монетах и других формах денег, а также материалах и инструментах для их изготовления - нумизматика.

Сведений, которые касаются финансового обустройства допетровской Руси, очень мало. И дело тут не в том, что деньги там не имели большого значения (имели такое же, как везде), а дело в летописцах, которые рассказывали о тех временах. Так как они были истинными христианами, то как-то стеснялись много говорить о деньгах. Документальных данных тоже осталось немного - архивы тех времен хранились крайне скверно и часто гибли.

Однако общую картину представить можно. Во многом благодаря "Россике" - богатой мемуаристике иностранцев, бывавших по разным делам на Руси.

Деньги возникли в период разложения первобытнообщинного строя. Деньгами становился какой-либо наиболее важный предмет, преимущественно предмет потребления.

У многих народов функции денег выполнял скот: Гомер, говоря о некоторых видах оружия, оценивал их в 100 быков, в 9 быков и т. д. У северных народов денежной единицей служил олень. Деньгами некоторых народов были сахар, слоновая кость, меха, опиум, бобы, какао и т. д.

Древнерусское государство обходилось без производства собственных монет. По русским землям проходили важные международные торговые пути. В городах могли повстречать друг друга хладнокровный купец-викинг и пылкий араб, расчётливый торговец из Германии и высокомерный грек. Каждый приезжал со своей звонкой монетой, и монеты эти проходили через множество рук, десятки раз меняя владельцев. Русь вполне могла обходиться иностранной монетой: здесь её прекрасно знали, умели определять соотношения между деньгами различных государств и давали денариям, дирхемам, а также прочим денежным единицам свои названия: "куна", "резана", "ногата"...

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Традиционно торговля называлась "гостьба", сами торговцы или купцы - "гости", а места торговли - "погосты".

Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела свой доход. Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд.

В XI-XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра, то есть в два раза больше, чем за простого смерда. Крупнейшими центрами международной торговли были Киев и Новгород. Особая роль принадлежала здесь Новгороду, который можно назвать первым "окном в Европу" для всей Киевской Руси. Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька, ювелирные изделия, оружие, кольчуги и др. Импорт составляли товары роскоши для знати: шелковые ткани, парча, бархат, оружие, благородные и цветные металлы, пряности, драгоценные камни".

Деньги, как средство обмена, у восточных славян существовали достаточно давно, задолго до образования Древнерусского государства. В древности южные славяне использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические деньги тоже назывались "скот", а княжеская казна - "скотница". В северных краях, где население занималось охотой, в качестве денег служил мех ценных зверей, в частности, куницы - "куна". Со временем это название перешло и на металлические деньги.

В древнейших списках "Русской Правды" скот встречался неоднократно как обозначение денег. В эпоху раннего феодализма термин "скотник" обозначал сборщика податей. Летописи, "Русская Правда" и другие исторические документы свидетельствуют, что слово "скот" выражало когда-то понятие денег. Так, в ст. 18 "Русской Правды" говорится: "А иже изломить копье, либо щит, либо порт, а начнеть хотети его держати у себе, то приати скота у него; а иже есть изломил, еще ли начнеть приметати, то скотом ему заплатити, колько дал будеть на нем"1.

Однако было бы ошибочным считать на основании этих источников, что в Киевской Руси скот служил всеобщим эквивалентом. На определенном этапе хозяйственного развития Древней Руси роль денег выполняли меха, вначале одновременно со скотом, а потом вытеснив его в силу многих преимуществ (большей сохранности, транспортабельности, делимости и т. д.). У восточных славян в период до образования Киевского государства роль денег выполняли главным образом меха куницы ("куна").

Как и любое средневековое государство, древняя Русь не могла обойтись без денег - просто ее первые, еще доваряжские деньги не были монетами. Меха в качестве денег еще в период до Киевского государства постепенно вытеснялись металлическими деньгами, передав последним свои наименования. Встречающиеся в "Русской Правде" слова "куны", "резаны", "векши", "бели" означают, вероятно, уже металлические деньги, к которым перешли названия мехов. Судя по "Русской Правде", можно говорить о том, что гривна и "куна" служили основными металлическими денежными единицами не только в торговле, но и в процессе взимания дани.

В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а использовали арабские и византийские монеты из золота и серебра, в основном во внешней торговле. Однако ж, зная цену серебра и золота, предки наши издревле добывали их посредством внешней торговли. В Олеговых условиях с Империею сказано, что Грек, ударив мечем Россиянина, или Россиянин Грека, обязывался платить за вину 5 литр серебра. Россияне брали также в Цареграде за каждого невольника Греческого 20 золотников, т. е. Византийских червонцев, номисм или солидов.

Нет сомнения, что и внутри Государства ходило серебро в монетах: Радимичи вносили в казну щляги, или шиллинги, без сомнения полученные ими от Козаров. Однако ж мордки или куны долгое время оставались еще в употреблении: ибо малое количество золота и серебра не было достаточно для всех торговых оборотов и платежей народных.

Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. На начальном этапе появления денег на Руси, они изготовлялись из привозного серебра.

Так, с XI века известна единица "гривна" - слиток серебра весом в один фунт, или примерно 400 г. Гривну рубили пополам и каждая половина гривны называлась "рубль", или "рублевая гривенка". На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делили на две части - две полтины, и еще пополам - два четвертака. Именем гривны означалось известное число кун, некогда равное ценою с полуфунтом серебра; но сии лоскутки, не имея никакого существенного достоинства, в течение времени более и более унижались в отношении к металлам, так что в XIII веке гривна серебра содержала в себе уже семь гривен Новогородскими кунами.

Сложившаяся из местных денежных единиц древнерусская денежная система являла собой набор соотношений между этими денежными единицами: 1 золотая гривна = 2 серебренные гривны = 6 рублей = 40 ногат = 50 кун = 100 резан.

И всё же в конце Х в., при князе Владимире Святославиче, появились и первые собственно русские монеты - "златники" и "сребреники". Лишь ничтожная их часть сохранилась до нашего времени - науке известно менее трёх с половиной сотен экземпляров.

Князь Владимир имел все основания считать себя могущественным государем: он был удачлив в войнах, крестил свою огромную державу и породнился с византийским императорским домом. Ему-то и пришла в голову мысль подкрепить собственную власть и новую для Руси христианскую веру выпуском монет. Поэтому златники и сребреники Владимира и других русских князей выпускались в целях скорее политических, чем торговых.

На монетных кружках чеканили - точь-в-точь как это было принято у византийцев - изображения великого князя и Господа с Евангелием в руках; затем появился и родовой знак правящего княжеского дома потомков Рюрика - трезубец.

Чеканка монеты началась в Киевской Руси раньше, чем в некоторых крупных европейских государствах. Имеются неопровержимые доказательства чеканки монеты в Х-XI вв. на Руси. Так, в Государственном историческом музее хранятся образцы монет и слитков: злотник и серебреник Владимира Святославича, серебреники Владимира Мономаха, серебряный слиток, называемый "киевская гривна". Не исключена возможность и более ранней чеканки монеты на Руси.

Причудливые условия денежного обращения на территории Руси нашли отражение в том, что русские мастера следовали арабским образцам в выборе формы и веса монет, но во внешнем их оформлении придерживались византийских канонов. Поначалу грубо изготавливаемые русские монеты при князе Ярославе Мудром превратились в настоящие произведения искусства. В те времена ни в Германии, ни во Франции, ни в Англии не было мастеров монетного дела, которые достигли бы столь же высокого качества чеканки.

Поскольку чисто экономической, торговой надобности в собственных монетах на Руси не было, выпуск их продолжался очень недолго. Этот период охватывал конец Х - начало XI вв. и длился не более 30 лет - при князьях Владимире Красное Солнышко, Святополке Окаянном, а также в годы княжения Ярослава Мудрого в Новгороде. С тех пор на протяжении более трёх столетий монетная чеканка на Руси не возобновлялась.

В период татарского ига, лишившего Русь государственной самостоятельности, чеканка монеты в русских княжествах, судя по отсутствию данных, вероятно, прекратилась. Большинство исследователей считают, что чеканка монет раньше всего возобновилась в Московском княжестве при Дмитрии Донском, после Куликовской битвы.

Есть мнение, что первенство в этом надо предоставить великому княжеству Рязанскому. Он признает собственной рязанской монетой татарские монеты с подчеканкой славянских букв. Чеканка монеты с восточными надписями, возможно, преследовала цель платить этой монетой дань татарам, а также употреблять ее в торговле с восточными странами.

В истории древнерусского денежного обращения XII-XIV вв. считаются "безмонетным периодом". Изменилось направление торговых путей, политическая карта Европы в эти столетия буквально перекраивалась. В результате на Русь стало приходить меньше серебра и золота в виде чужеземных монет. Своих же месторождений драгоценных металлов открыто не было.

Монгольское завоевание ослабило связи русских княжеств с Византией, и отчеканенная в "Империи тёплых морей" монета также стала нечастым гостем на бескрайних просторах от Киева до Новгорода. Ордынское иго высасывало ставшие редкими серебряные кружочки из старых княжеских запасов. Монета пропала на Руси, сгинула, исчезла нa три века. Серебро поднялось в цене, и во всех срупных торговых сделках использовались серебряные слитки - "гривны".

Существовало несколько видов гривен. Киевские слитки имели форму вытянутого шестиугольника весом около 135-170 г, новгородские напоминали продольные бруски или длинные серебряные палочки (весом около 200 г), а черниговские представляли собой нечто среднее между киевскими и новгородскими: по весу они тяготели к последним, а по форме - к первым, только края у них, как правило, бывали расплющены.

Роль мелких разменных денег выполняли в те времена известные по всей Руси изделия: хрустальные и сердоликовые бусы, разноцветные стеклянные браслеты, шиферные пряслица (грузики для веретён).

Московское княжество уже в XIV в. начало выделяться среди других княжеств развитием ремесла и торговли и общим уровнем экономической жизни. Поэтому оно, естественно, первым могло возобновить чеканку собственной монеты. Во всяком случае, во второй половине XIV в. восстанавливается самостоятельная чеканка монеты - показатель начавшегося хозяйственного оживления, в частности роста торговли.

Во второй половине XIV в. после длительного перерыва на Руси началась широкая чеканка собственной монеты из серебра и меди почти в каждом удельном княжестве. Монета чеканилась в Москве, Твери, Новгороде, Пскове, Смоленске, Рязани, Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Чернигове, Серпухове, Угличе, Ростове, Можайске, Дмитрове, Кашине. Новом Торге и др.

Размер и внешний вид монеты периода феодальной раздробленности были различны. Так, новгородский и московский рубли имели разный вес. Образование централизованного государства требовало единой денежной системы. Это было достигнуто ликвидацией чеканки монеты в удельных княжествах.

Статьи по теме: