«Каркассон. Средневековье. Средневековые интриги в настольных играх. Средневековая академия. Во славу Драфта

Пару сотен лет тому назад каждый уважающий себя рыцарь обязан был завоевать сердце прекрасной дамы, наблюдающей из окна башни за подвигами претендента на её руку и сердце. Чтобы «пустить пыль в глаза» венценосной особе, закованные в железо принцы протыкали друг друга копьями, десятками испепелялись огнедышащими драконами и полностью разорялись, закладывая имущество ради дорогих безделушек. Одним словом, соответствовать статусу рыцаря могли немногие, а выжить и сочетаться с дамой сердца – вообще единицы. Сегодня на Розовом диване – коварнодрафтовая настольная игра Средневековая Академия (Medieval Academy).

Как вы догадались, популяция рыцарей постепенно угасала, что совершенно не нравилось королям, которые десятилетиями не могли выдать дочерей замуж за достойнейших из достойных. Тогда, по распоряжению великого, но весьма коварного короля Драфта V повсеместно были созданы академии, в которых обучались все желающие посвятить свою недолгую жизнь ратным подвигам. Дожившие до выпуска сражались на турнире, победитель которого получал в жёны принцессу и скромную часть спорных земель на дальней границе королевства. Собственно, процессу обучения и посвящена сегодняшняя игра…

При входе в здание вы увидите торчащий из пня пудовый меч, который выдают для ежедневного ношения самому зазнавшемуся ученику академии. Памятка по распорядку дня одна на всех, поэтому изучите её внимательно. Полуистлевший манускрипт укажет направление посещения аудиторий и номер вашего курса.

Обучение проходит в семи локациях, представленных двусторонними картонными тайлами. Вам предстоит постичь премудрости становления обычного простолюдина в особы, приближённые к императору.

Чего вам только не предстоит сделать: поухаживать за принцессой, поджариться в пламени дракона, научиться тратить деньги, научить уму-разуму соратников по аудитории, в конце концов, выучить грамоту и попасть на приём к самому королю!

Опытные, прошедшие огонь и воду рыцари, могут усовершенствовать свои навыки и записаться на дополнительные этапы обучения, а также отточить мастерство в дуэльном классе.

Отмечать успехи на поприще рыцарства в академии принято цветными деревянными маркерами. На каждого из пяти претендентов приходится по десять кругляшков.

Каждый день – горячие отбивные (надпись над пещерой дракона)

Маркер раунда занимает стартовую позицию на манускрипте, колода перемешивается и кладётся неподалёку картинкой вниз. Соперники выбирают цвет и располагают по одной деревянной фишке на начальную отметку каждого из семи треков.

Вручите меч сами знаете кому. Этот счастливчик раздаёт всем по пять карт, а затем… Нет, не торопитесь! Изучите полученные картинки, выберите одну, а остальные передайте сопернику в направлении стрелочки, расположенной вокруг номера раунда. Соответственно, получите от другого игрока карты, снова оставьте себе одну и передайте стопку дальше. Так продолжается до тех пор, пока вы пять раз не отложите карты. Теперь самое время отправиться по аудиториям.

Начиная с владельца меча, соперники выкладывают одну карточку с руки и передвигают маркеры по трекам. Карточка позволяет переместить диск на количество делений, соответствующее числовому значению. Как вы догадались, цвет рисунка и цвет тайла должны совпадать. Если фишка пойдёт на второй круг, то используйте дополнительные маркеры, оставшиеся в резерве.

Каждый тип карт позволяет передвинуть диск только в определённой локации. Исключением является турнир и поединок: карточки для них одинаковые. Рыцарь может переместить маркер в одной из двух локаций по своему усмотрению, но при этом разделять количество очков на обе фишки нельзя.

Как только на руках у соперников останется по одной карточке, раунд немедленно завершается и начинается промежуточное подведение итогов. Первым делом смотрим на даму, с тоской взирающую на ваши достижения. Рыцарь, занявший первое место на треке, может передвинуть один из своих маркеров в любой локации на три деления, идущий за ним – на два, и третий – на одно. Далее переходим к победным очкам.

Принцип аналогичен: победитель получает максимальный приз, аутсайдер остаётся ни с чем. Хотя, существуют варианты, когда аутсайдеру полагается жетон со штрафными очками…

Обратите внимание на левый угол тайла – там указано, по окончании какого раунда происходит выдача призов в данной локации. Маленький манускрипт (справа от основного) информирует, что после третьего раунда достижения «обнуляются» и маркеры вновь стартуют с начального деления трека.

В особых локациях подсчёт ведётся достаточно редко, а королевские апартаменты так вообще отличаются от других принципом получения подарков с царского плеча.

После получения премий маркер раундов передвигается вперёд, меч передаётся следующему игроку и начинается новый этап обучения в академии. Шестой курс – последний, поле него подсчитываются полученные жетоны. Победителя заковывают в доспехи и запирают в одной комнате с драконом – поделом ему, пусть не задаётся…

Помимо стандартного обучения, существуют варианты дополнительных заданий. Для этого переворачиваем тайлы и видим некоторые изменения в облике аудиторий. Например: смертельный поединок между чёрным и белым рыцарем. Отныне игроки перетягивают маркер (чашу) в выгодную для себя сторону, чтобы получить как можно больше очков.

Либо делайте ставки на победу в определённой локации и дополнительно передвигайте свой маркер на количество делений по числу сыгранных карт аналогичного цвета.

Быть может, хотите испытать судьбу и пройти экзамен на знание французской грамматики? Тогда вам потребуется дополнительная карточка и обратная сторона тайла образования.

Свежие консервы от производителя (вывеска над логовом циклопа)

Отличная игра на драфт (передача карт по кругу) для игроков от восьми лет любого уровня подготовки. Дело в том, что в стандартном варианте нет никаких «скрытых нюансов» и всё достаточно «прозрачно». Вы можете разработать стратегию продвижения фишек по трекам в локациях и немедленно увидеть результаты своих трудов. Партии проходят достаточно быстро, и, что самое главное, после итогового подсчёта возникает стойкое желание сыграть снова (мозги не устают, хотя подумать есть над чем).

Оформление выполнено с большой долей юмора, а сочетание тем локаций с изображениями на картах создаёт приятную атмосферу рыцарских времён. Вы отправляетесь на ратные подвиги, побеждаете драконов, теряете деньги и покоряете сердце полусонной принцессы. И всё это менее чем за час! Кстати, поклонникам дуэльного времяпрепровождения будет интересен официальный вариант игры для двух игроков.

Во всех отношениях хорошая игра для поклонников карточных "настолок" с механикой драфта. Остальным, как всегда, настоятельно рекомендую перед покупкой попробовать «Средневековую академию» у друзей или на игротеке, так как личные предпочтения – дело сугубо индивидуальное…

Всем здравствуйте! После небольшого летнего перерыва продолжаю знакомить вас с историей и правилами настольных игр. Сегодня поговорим о «Каркассоне». В прошлом месяце в стенах библиотекинаш клуб «Лабиринт настольных игр» проводил турнир по этой игре. Это был первый турнир нашего клуба и для него была выбрана именно эта игра. Фото турнира по Каркассону и его победителя можете посмотреть . Также небольшой отчет о мероприятии с фотографиями можно прочитать в блоге клуба . Итак, давайте поближе познакомимся с историей игры и ее правилами.

Настольная игра Каркассон (Средневековье)

История

Каркассон, и это не новость, является небольшим городком на юге Франции , известным своей крепостью, которую отчего-то пощадило безжалостное время - башни и крепостные стены там выглядят как новенькие. «Каркассон » (реинкарнация в синей коробке) является игрой, за неполное десятилетие после своего появления ставшей классикой, получившей немало наград и признание по всему миру. Самой престижной премией в области настольных игр в мире является немецкая «Игра года», присуждаемая жюри. Вторая по значению - «Немецкая игровая премия» - избирается согласно голосованию игроков. Так вот, «Каркассон» на данный момент является последней бесспорной «Игрой года» - в 2001 году она завоевала сердца как профессионального жюри («Игра года»-2001), так и любителей настольных игр «Немецкая игровая премия»-2001 (Deutsche spiele preis-2001).

Таким образом «Каркассон» оказалась последней «любимой всеми игрой» новейшей эпохи и вот уже семь лет держит марку «червонца» в мире настольных развлечений. Феномен? Естественно! Культ? Возможно! Классика? А вот это не подлежит сомнению. Все «классические» игры принесли в игровую культуру что-то новое. «Колонизаторы», например, принесли «шестиугольник». Сейчас уже трудно себе представить, но в конце девяностых от обилия игровых элементов в форме шестиугольника глаза поневоле приобретали такую же форму. Вспомним, к примеру, прекрасные «Tikal » и «Java». «Каркассон» же вернул на свое законное место квадрат!Но это далеко не главное: истинным предметом культа стали «meeples» - фигурки человечков-коротышек. Ныне их используют, где ни попадя, так что, встретив их в какой-нибудь другой игре, даже не узнаешь, откуда они берут свое начало. А они, что ни говори, настоящие французы.

Но вернемся к Каркассону-городу: легенда гласит, что приехавший сюда в отпуск учитель гимназии из Кельна Клаус-Юрген Вреде наткнулся на идею игры, озирая знаменитые крепостные стены с высокой башни. Маленький Каркассон (в два раза меньше какой-нибудь Гатчины) является родиной двух лауреатов Нобелевской премии (по физике и химии).

«Изюминкой» игры стала не последовательность выкладывания красивых картинок (это есть и в паззлах) , а оригинальная система подсчета очков плюс свободное решение игрока относительно использования того или иного миплса - разброс карьеры от разбойника до монаха. Сама нехватка фигурок (их просто не удастся поставить всюду, куда захочется) превратилась в тактический элемент - честь и хвала автору. А если к этому прибавить то, что система подсчета очков по сути «разборная», то есть состоит из отдельных компонентов, а значит а) может быть изменена по своему усмотрению (отсюда небывалое количество «домашних правил» игры) и б) появляется пространство для бесконечных дополнений. Игра приглашает игрока к сотворчеству - комбинируй, придумывай, не нравится тебе «правило крестьянина» - гони его прочь. Если выражаться на языке программистов, это софт с открытым исходным кодом - и в этом прелесть игры. К тому же Клаус-Юрген Вреде показал себя настоящим мастером в изготовлении дополнений и вариаций «Каркассона» - причем большинство признаны очень удачными. Семь официальных дополнений (исключая мини-дополнения) и семь отдельных игр (в России выпущено уже четыре игры: Каркассон , Каркассон. Охотники и Собиратели , Каркассон. Новые земли и Каркассон. Замок), вариаций на тему «Каркассона».

Правила

Вы - феодальный правитель одной из провинций средневековой Франции. Вам предстоит расширять свои владения, строить города и монастыри, прокладывать дороги и не забывать мудро управлять своими подданными, ведь именно они приносят вам успех в соперничестве с соседями.

В ходе игры вы постепенно составляете из квадратов земли карту средневековой страны с городами, полями, дорогами и монастырями, при этом принцип немного напоминает домино (или пазл). На каждый выложенный им квадрат земли игрок может поместить своего поданного. В зависимости от того, где он будет выставлен, поданный становится или рыцарем в городе, или крестьянином в поле, или разбойником на дороге, или монахом в монастыре. За каждый достроенный город, окружённый землями монастырь или законченную дорогу, игрок получает очки. В конце игры очки также начисляются за недостроенные объекты. Тогда же приходит и пора собрать урожай выставленным за игру крестьянам - чем больше городов они снабжали провизией, тем больше очков они принесут своему патрону. Из-за этой особенности соотношение сил может здорово измениться в конце игры и участники вынуждены вдумчиво использовать ограниченное количество поданных - ведь рыцарь может успеть поучаствовать в строительстве нескольких городов, а крестьяне принесут доход только в конце игры (зато возможно куда как больший).

А чтобы лучше разобраться в правилах и научиться играть, приходите в библиотеку в зал технической литературы 18 сентября в ауд. 3-38. Мы ждем Вас с 12.00 до 18.00!

Шахматы

Шахматы – одна из древнейших игр. В шахматы играли еще при дворе Карла Великого. В кабинете древностей Французской Национальной библиотеки хранятся несколько фигур из Сен-Дени, принадлежавших этому монарху.

Шахматы были страстью дворянства. Их популярность заставляет несколько изменить сложившееся мнение о знати, т.к. шахматы требуют определенной культуры ума и навыков комбинированного мышления.

Нередко игроки от размышлений над шахматной доской переходили к драке (см. рисунок). В романах и хрониках встречаются упоминания о том, как шахматная партия становилась даже поводом для военных столкновений [Роман об Ожье Арденском].


Шахматные доски и фигуры изготавливались с большим искусством: "Потом послали за шахматами и сели за игру. Принесли их в чехле из бархата на бархатной подкладке, изящно вышитом перьями феникса. Шахматная доска была такой, что лучшей вовек не бывало: окантовка из чистого золота, с прозрачными полями, а поля из изумрудов, зеленых как луговая трава, и алых рубинов, подобных горящему очагу. Фигуры из сапфиров и из богатых топазов во всем их блеске" [Роман об Александре].

В шахматы часто играли и дамы, что изображено на многих миниатюрах (см. рисунок из Романа об Александре).

Фигуры в средневековых шахматах были подобны современным. С XII по XIV вв. в числе шахматных фигур были павлин (paon - пешка), скала (rook - ладья), дева (fierge - ферзь), рыцарь (chevalier - конь), офен (aufin – слон).

Находки по шахматам:

* Шахматы с острова Люис, Шотландия, 1150 г., 2 фигуры хранятся в Британском Музее, остальные 11 в Национальном Музее Эдинбурга. Согласно легенде в 1831, на Острове Льюис, во Внешних островах Шотландии, местный рыбак нашел маленькую пещеру из камня, приблизительно на 15 футов ниже вершины песчаной отмели, которая была частично смыта морем. Будучи особенно суеверным, горец побоялся тревожить "крошечный народец" у их пещеры, иначе он был бы проклят. Его жена была не столько напугана и решилась зайти внутрь, и в пещере были обнаружены шахматные фигуры. Это, вероятно, самые известные из когда-либо находимых шахмат. Они сделаны из клыка моржа, и как полагают, имеют исландское происхождение.

* Шахматы из Лейпцига. Это шахматы четырнадцатого века, находятся в Лейпцигском Музее. Большое количество шахматных фигур этого стиля были импортированы в Англию, особенно в позднее средневековье. Множество подобных фигурок, особенно "скала", были найдены на раскопках в Йорке, Лондоне и Оксфорде.

Шахматы из Лейпцига

Четыре времени года

Одним из видов игры в шахматы были так называемые «четыре сезона». Впервые этот тип игры упоминается в «Книге Игр» испанского короля Альфонса X и датируется 1240 г. Правила игры:

Поле: игра идет на доске 8 на 8 клеток. Через поле прочерчены две диагонали, которые пересекают центральные 8 клеток. Одна диагональ пересекает с3, d4, e5 и f6, другая c6, d5, e4, и f3.

Игроки: играть в игру могут одновременно 4 человека. Каждый из игроков олицетворяет собой четыре времени года, четыре стихии и четыре настроения человека. Зеленый – весна, воздух и возбуждение Красный – лето, огонь и гнев Черный – осень, земля и меланхолия Белый – зима, вода и хладнокровие

Стартовое положение фигур:

* Зеленые – Король (King) a8; Скала / Rook (Конь) b8; Рыцарь / Knight (Слон) a7; Епископ / Bishop (Ладья) b7; Павлин / Pawn (Пешка) a6, b6, c8, c7.
* Красные – a1; b1; a2; b2; a3, b3, c1, c2.
* Черные – h1; g1; h2; g2; g3, h3, f1, f2.
* Белые – h8; g8; h7; g7; h6, g6, f8, f7.

Движение фигур: Король, Скала и Рыцарь двигаются как в обычных шахматах. Епископ может прыгать через одну клетку. Пешки двигаются как обычно, но без первого шага на две клетки. Пешки могут двигаться только прямо. Если пешка доходит до края поля – она становится «Полководцем». Он может двигаться на одну клетку по диагонали. Зеленые ходят первыми. Затем остальные игроки против часовой стрелки. Игрок проигрывает в том случае, если у него «съедают короля». Выигрывает последний оставшийся в живых игрок.

Также есть усложненный вариант – каждый игрок бросает кости. Какая цифра выпадет, та фигура и ходит.

Четыре времени года

Трик-Трак

Игра в «таблички», как ее тогда называли, была ничем иным, как трик-трак. В нее играли имея набор костей и табличек из слоновой кости или дерева.

В книге расходов французского короля Иоанна, находившегося в английском плену (1356-1364), упоминается игра в таблички . Одна из консолей, поддерживающих балки перекрытия в замке Пьерфон (Зал Наемников), изображает даму и рыцаря, играющих в таблички.

Манускрипт XV в., Германия

Манесский кодекс (1300-1330 г.), Германия

Лютрельский Псалтырь (1340 г.), Англия

Поле для игры, 1475-1500, Мюнхен

Иероним Босх, XV век, Фландрия

Шахматы, трик-трак, кости – были излюбленными видами отдыха рыцарей и солдат в военной обстановке. Командиры нередко были вынуждены запрещать такое времяпрепровождение. Иногда оно было причиной серьезных нарушений по службе, и вело не только к трате денег, но и к ссорам.

Людовик Святой хотел наложить штраф на всех, кто играет как в шахматы, так и в кости и трик-трак. Но эти предписания не могли быть исполнены, как и множество других, с помощью которых пытались изменить нравы. Азартные игры были широко распространены во всех социальных слоях общества, несмотря на королевские эдикты, постановления соборов, отлучения.

В «Больших хрониках» Жеана Красивого (середина XIV в.), можно найти такую фразу: «После обеда приключилась великая ссора между слугами горожан Эно и английскими лучниками, стоявшими на постое в городе. Причиной таковой послужила игра в кости; и принесла оная ссора много зла, как вам сие ведомо». Действительно, на шум схватки сбежались вооруженные лучники, и перебили многих слуг, которые разбежались по домам своих хозяев. Те, в свою очередь, взялись за оружие, вступившись за слуг, и три сотни лучников нашли тогда свою смерть.

Манускрипт XV в., Германия

Домик Счастья (Gluckshaus)

Старинная германская игра. Игралась обычно на резной и качественно раскрашенной деревянной доске.

Поле для игры Домик счастья

Правила: В игру могут играть различное количество игроков (оптимальное 4-5 человек). Каждый игрок по очереди кидает кости. Если выпадает:

* пустое поле – то игрок кладет туда монетку
* поле с монеткой – игрок забирает монетку
* Свадьба (7) – игрок всегда кладет монетку, ибо на свадьбу всегда дарят подарки
* Удачливая хрюша (2) – игрок забирает монетки со всех полей, кроме Свадьбы
* Король (12) – игрок забирает все монеты со всех полей, ибо никто не может противиться Королю.

Во времена Ренессанса если игрок выбрасывал 4, он платил монетку владельцу доски. В дружеской игре, если выпадает 4 – или игрок перебрасывает, или теряет ход.

Девять пляшущих мужчин / Nine Men’s Morris

Эта игра имела широчайшее распространение. Она была вырезана в храме в Курне (Египет) 1400 лет д.н.э. Упоминается в Китае 500 лет д.н.э. Доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9- гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии. Поле для игры было вырезано на корабле викингов X в. Gokstad’е.

В средние века игра пришла в Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey). Изображения людей играющих в «ДПМ» встречаются и в «Книге Игр» короля Альфонса X (1240), и во фламандском манускрипте «Романе об Александре» (1338).

Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века. Название Девять пляшущих мужчин первый раз встречается у Шекспира в «Сне в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud». Имеется ввиду, в игру играли на поле нарисованном на земле. Слово «Morris» возможно имеет сходное происхождение, что и термин «Moorish» в танце. А возможно оно происходит от французского фишка – «merrel». В Германии игру называли Muhle (Ряд).

Девять пляшущих мужчин
Роман об Александре (1338), Фландрия

Девять пляшущих мужчин
«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания


Поле для игры, Германия, конец XV в.

У каждого игрока есть по 9 фишек (фигурок). Игра начинается с первой части игры, с установки их на поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»). После выставления фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Игрок, который не может сделать ход – проигрывает.


Поле и фишки для игры


Пример игры в «Девять пляшущих мужчин» на поле из дерева

* стандартный – можно построить ряд, потом вывести из него одну фишку, затем вернуть ее обратно и «съесть» фишку противника. Так можно делать до бесконечности.
* построив один ряд, «съев» им фишку противника, больше «есть» им нельзя. Нужно строить другой ряд, по другим точкам. Этот вариант играется на доске с диагональными рядами.

Игрок проигрывает если у него остается 2 фишки, т.е. он не может построить «ряд». Игрок может также проиграть даже на первом этапе игры, если все его фишки будут заблокированы.

Лиса и Гуси (Fox & Geese)

Данная игра предположительно имеет скандинавское происхождение. Игра под названием «Hala-taft» упоминается в исландской саге «Grettis», в 1300 г. В Европу попала видимо раньше, во время набегов викингов. Следующее упоминание касается заказа Эдуарда IV. Короля Англии (1461-1483) двух лис и двадцати шести собак (это английский вариант) из серебра. Наконец предположительно эта игра названная «Freystafl» в поздних исландских сагах и есть «Лиса и Гуси».

Лиса и гуси
«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания

В игру играют двое. Один играет лисой (1 фишка). Его цель съесть как можно больше гусей. Победа достигается после того как останется Х.

Другой играет гусями (13 фишек). Его цель зажать Лису в угол и не дать ей двигаться. Игра начинается с положения показанного картинке.

Поле и фишки для игры

И лиса, и гуси могут ходить только по линиям соединяющим ближайшие точки. Игроки делают ход по очереди. За один ход можно передвинуть одну фишку, на одну точку.

«Съедание» гусей происходит путем перепрыгивания их лисой, причем это процесс может повторяться (как в шашках). Задача гусей построить стройные ряды из двух гусей которых лиса перепрыгнуть не сможет.

Существует предположение, что первые карты или «наибис» (naibis), были сделаны в Италии, чтобы одновременно забавлять и обучать детей. Позже пришли к мысли, что использовать рисунки на карточках для комбинационных и азартных игр, которые могли заменить игру в кости.

В ХIV в. В Италии была серия рисунков, которая составляла альбом из пятнадцати частей, интересный для детей разнообразием рисунков.

Эта серия рисунков называлась «наибис», и была воспроизведена в анонимных гравюрах, приписываемых художнику Андреа Мантенья.

Cloisters (1400-1600)

Колода так называемых «Монастырских» (Cloisters) игральных карт – единственный известный комплект из 52 карт.

В колоде 52 карты, 4 цвета, в каждом свой король, королева, валет и карты с номерами от 1 до десятки. Дизайн колоды не похож ни на одну из более ранних колод карт. Он выполнен в стилистике собачьей охоты. Ошейники, поводки, охотничьи рога и арканы. Каждая масть лишь частично отличается по цвету – ошейники и рога красные, а поводки и арканы голубые.

Карты сделаны из четырех слоев бумаги склеенных вместе, при этом карты очень жесткие. При создании на карту сначала наносили контур, затем раскрашивали в разные цвета, иногда с применением золота и серебра. Костюмы персонажей на картах выполнены по бургундской моде, господствовавшей в южных Нидерландах в 1475 г.

Венский комплект (1455)

Также существует колода из 48 карт, хранящаяся в музее в Вене. В этой колоде изображена жизнь придворных. Каждая масть имеет свой геральдический символ (Богемия, Священная Римская Империя, Франция и Венгрия). Достоинства карт отражают придворную иерархию.

Предположительно, что эта колода принадлежала Ladislaus’у "Postumus" (1457), герцогу Австрийскому, Королю Венгрии и Богемии.

Источники

1. Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлеченияв Средние века. – СПб.: "Евразия", 2003 г.
2. Йенс Руге (Jens Ruge) "Gesellige Spiele im Mittelalter und heut"
3. Лиса и Гуси –

Чем глубже погружаюсь в реконструкцию, тем больше узнаю нового и интересного. Самое большое удивление у меня вызвали две вещи. Первая это разумеется время боя на мечах, мне всегда казалось, что это довольно долгий процесс, на самом же деле все происходило достаточно быстро. А второе что меня просто поразило - в Средние века была масса настольных игры, нет я не говорю про карты, шахматы и кости, именно настольные игры. С некоторыми хочу вас познакомить.

В правом верхнем углу реконструкция игры "Найн мен моррис",в правом нижнем "Алькерк". Обе игры упоминаются в "Книге игр" Альфонса Х, 13 век.

«Libro de los Juegos» («Книга игр») или «Libro de acedrex, dados e tablas» («Книга шахмат, игр в кости и доски») была заказана Альфонсо X, королем Леона, Галисии и Кастилии в XIII в. и была завершена в 1283 г. Книга состоит из 98 страниц, и содержит 150 цветных иллюстраций. В книге описаны следующие игры: шахматы (включая первые известные шахматные задачи), игры в кости и настольные игры с досками (включая игру в нарды). Некоторые игры описаны в книге впервые, другие заимствованы в арабских государствах.

«Книга игр» - это важный документ для изучения истории настольных игр. Единственный известный оригинал хранится в монастыре Сан Лоренцо дель Эскориал (San Lorenzo del Escorial) под Мадридом в Испании. Переплет книги выполнен из пергамента 40х28 см. Копия 1334 г. хранится в библиотеке Исторической академии Мадрида (Historical Academy of Madrid).

"Найн мен моррис"(девять пляшуших мужчин) имела широчайшее распространение. Она была вырезана в храме в Курне (Египет) 1400 лет д.н.э. Упоминается в Китае 500 лет д.н.э. Доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9- гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии. Поле для игры было вырезано на корабле викингов X в. Gokstad’е.

В средние века игра пришла в Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey). Изображения людей играющих в «ДПМ» встречаются и в «Книге Игр» короля Альфонса X (1240), и во фламандском манускрипте «Романе об Александре» (1338). В 9-10 веке была распространена в Старой Ладоге, Новгороде, Пскове, Старой Рязани

Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века. Название Девять пляшущих мужчин первый раз встречается у Шекспира в «Сне в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud». Имеется ввиду, в игру играли на поле нарисованном на земле. Слово «Morris» возможно имеет сходное происхождение, что и термин «Moorish» в танце. А возможно оно происходит от французского фишка - «merrel». В Германии игру называли Muhle (Ряд).

Роман об Александре (1338), Фландрия

«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания

Поле для игры, Германия, конец XV в.

Правила

У каждого игрока есть по 9 фишек (фигурок). Игра начинается с первой части игры, с установки их на поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»). После выставления фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Игрок, который не может сделать ход - проигрывает.

А вот реконструкция еще двух игр: игра "Лиса и гуси"(в нижней части), сверху - "Глюкхаус" - азартная игра немецких кнехтов

Лиса и Гуси (Fox & Geese)

Данная игра предположительно имеет скандинавское происхождение. Игра под названием «Hala-taft» упоминается в исландской саге «Grettis», в 1300 г. В Европу попала видимо раньше, во время набегов викингов. Следующее упоминание касается заказа Эдуарда IV. Короля Англии (1461-1483) двух лис и двадцати шести собак (это английский вариант) из серебра. Наконец предположительно эта игра названная «Freystafl» в поздних исландских сагах и есть «Лиса и Гуси».

Правила

В игру играют двое. Один играет лисой (1 фишка). Его цель съесть как можно больше гусей. Победа достигается после того как останется Х.

Другой играет гусями (13 фишек). Его цель зажать Лису в угол и не дать ей двигаться. Игра начинается с положения показанного картинке.

Поле и фишки для игры

И лиса, и гуси могут ходить только по линиям соединяющим ближайшие точки. Игроки делают ход по очереди. За один ход можно передвинуть одну фишку, на одну точку.

«Съедание» гусей происходит путем перепрыгивания их лисой, причем это процесс может повторяться (как в шашках). Задача гусей построить стройные ряды из двух гусей которых лиса перепрыгнуть не сможет.

Средневековье – один из самых таинственных и красивых исторических периодов существования человечества. В это время совершались великие открытия, на картах постоянно изменялись границы владений, могущественные правители плели интриги и шли войной на соседние государства. То было время великих свершений, жестоких войн, коварных предательств и безудержной роскоши. Средневековье оставило неизгладимый след в истории человечества и оказало влияние на современную культуру. В этой статье Игровед расскажет вам о стратегических настольных играх, посвящённых Средневековью: Каркассоне, Доминионе, Колонизаторах и Игре престолов.

Настольная игра Каркассон – по тропинке среди крепостей

Путь к замку Каркассон тернист и полон трудностей. В этой увлекательной игре вам необходимо проложить сеть дорог через поля и отправить на работу крестьян, которые снабдят горожан провизией. На пути вам повстречаются разбойники, вы услышите звон колоколов старинных аббатств, а монахи благословят жителей Каркассона на доблестный труд. Вам предстоит создать неповторимый мир из множества квадратных тайлов, а затем заселить его деревянными человечками.

На освоенной территории мы, конечно же, построим крепость! Да не одну, а несколько оборонительных позиций, окружённых высокими каменными стенами. В этих крепостях будут нести службу достойные рыцари, готовые со щитом и мечом встать на защиту Каркассона и принести своему господину славу и... победные очки. Ведь при итоговом подсчёте каждый житель маленького государства принесёт несколько очков славы, которые в сумме приведут вас к победе.

К настольной игре Каркассон существует большое количество расширений, которые существенно преображают игру. Соперникам предстоит посетить предместья славного города и познакомиться с его обитателями, сразиться с драконом и спасти принцессу, покрутить колесо Фортуны, прогуляться по крепостной стене и понаблюдать с высоты за игрой детей Каркассона. Это целый мир, который доставит вам множество удовольствия. Игра Каркассон – это классика, неподвластная времени!

Кстати, Дама Каркасс бесстрашно выступила против превосходящих сил противника и обратила неприятеля в бегство. Прекрасные леди Франции страшны в своём гневе...

Настольная игра Колонизаторы – будни поселенца на острове

Перед тем, как приступить к правлению, соперникам необходимо создать своё королевство. Сделать это можно при помощи карт, которых в Доминионе около пятисот! Изначально каждый игрок получает стартовый комплект, который впоследствии расширяет под свои нужды. Несмотря на разнообразие, существует всего три типа карт: королевства, сокровища и победные очки. Каждый тип даёт владельцу определённые бонусы, но также обладает некоторыми отрицательными моментами.

Карты победных очков дадут возможность игроку одержать верх над соперниками, но практически бесполезны во время партии. Сокровища принесут деньги на покупку новых карт, но не добавят победных очков, а также не позволят выполнять действия. При помощи карт королевств можно бесплатно пополнять колоду картами или мешать соперникам, но... они не дают своему владельцу ни денег, ни победных очков. На протяжении всей партии хозяин колоды должен соблюдать баланс и гармонично развивать её, стараясь набрать максимальное количество победных очков.

Настольная игра Доминион – это своеобразный коллективный «пасьянс». Соперники создают индивидуальные колоды, изредка взаимодействуя с оппонентами. При этом у игроков есть время подумать, взвесить все «за и против» и принять мудрое решение. Именно так и поступают настоящие короли...

Механика сбора колод, а также оригинальные правила игры Доминион были высоко оценены как миллионами поклонников игры, так и членами жюри престижных выставок. Список наград, полученных игрой Доминион, впечатляет: только в 2009 году Доминион занял первое место по выбору Vuoden Perhepeli (Финляндия), Spiel des Jahres (Германия) и Hra Roku (Чехия), а также получил «золото» от мирового портала о настольных играх BoardGameGeek. Согласитесь, такими заслугами может похвастаться далеко не каждая настольная игра.

Заказать игру Доминион, а также купить множество интересных дополнений вы можете в магазине Игровед. Создайте своё карточное королевство!

Игра престолов – коварство и холодный расчёт в борьбе за власть

Соперникам предстоит нелёгкая задача: захватить контроль над Вестеросом. Каждый из оппонентов выступит на стороне одного из Великих домов – займите позиции на границах своих владений и готовьтесь к кровопролитной и беспощадной битве! Пока пехота, осадные башни, корабли и рыцари замерли в ожидании приказов, главнокомандующие совещаются и заключают союзы для уничтожения более сильного противника.

В настольной Игре престолов оппоненты могут объединять усилия и нападать на более успешных игроков. При этом приветствуется подкуп, невыполнение своих обещаний и удары в спину доверившимся вам соседям. Различные события в любой момент могут как сыграть вам на пользу, так и привести к краху вашего Дома. «Ничего нельзя гарантировать» – вот главное правило главнокомандующих на переговорах и во время проведения совместных боевых операций. В Игре престолов интриги и заговоры порой могут гораздо быстрее приблизить вас к победе, нежели искусно проведённые сражения.

Стратегические настольные игры Доминион и Игра престолов можно рекомендовать взрослым поклонникам настольных игр. Особенно это касается «Игры престолов» – достаточно агрессивной по отношению к соперникам игры, требующей большого количества времени.

Как всегда, выбор остаётся за вами, а Игровед всегда поможет вам принять верное решение! Купить настольные игры Каркассон, Колонизаторы, Доминион и игру Престолов можно в любом магазине Игровед.

Статьи по теме: