Коллективные игры для детей. Развлекательная подвижная игра «чернило и перо». Вот так позы

Как только наступает весна, сходит снег, детишки активно играют в коллективные подвижные игры на свежем воздухе! Если же погода плохая, то есть русские народные игры, которые подойдут для игр дома, в детском саду или другом помещении. Как правило подвижные игры имеют одного или двух главных действующих персонажей, для того, чтобы выбрать воду, вожака, волка или ведущего надо рассчитаться, для этого обратитесь к ранее опубликованной странице

Пусть дети играют, через игру они учатся дружить, соблюдать правила и становятся здоровее, особенно, если игры проходят на свежем воздухе, на улице!

Итак, сценарии народных подвижных коллективных игр для ваших детей!

Детская подвижная коллективная игра «КОШКА И МЫШКА»

«Кошка и мышка» — игра весёлая и задорная. Она хорошо известна почти всем ребятам нашей страны.

С чего начинается игра? По считалке выбирают кошку и мышку, затем игроки становятся в круг и берут друг друга за руки. В середине круга —мышка, а кошка расхаживает возле круга и глядит на мышку. И так зайдёт и этак, и шагом пойдёт и побежит: это она высматривает, где бы ей легче было прорваться в круг. Иногда при этом поют песенку. Вот такую:

Кошка на мышку бросается, Ла-ла-ла, ла-ла-ла! Мышка от кошки спасается, Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Участники игры — друзья мышки. Они оберегают мышку, не подпускают к ней кошку. Чтобы хитрая кошка не прорвалась в круг, надо крепче держаться за руки. Если кошка захочет про­скочить низом, надо быстро присесть и не пропускать её. Если кошка вздумает перескочить через круг, надо быстро встать.

Зорко следите за кошкой!

А кошка пусть помнит вот что: она может и прорываться в круг, и подлезать, и перепрыгивать, но не смеет превращать игру в возню и потасовку.

Кошка проворная, ловкая, лукавая: так или этак, а непре­менно проскочит в круг! Что тогда делать? Надо сейчас же тем, возле кого находится мышка, поднять или разомкнуть руки: тогда мышка может выбежать из круга. Понятное дело, кошка тоже бросится к этому выходу. Здесь нельзя дремать: только выбежит мышка, быстро закройте этот выход и как можно крепче держитесь за руки, чтобы кошке нелегко было выбрать­ся из круга. Кошка будет бегать по кругу, а мышка будет бегать снаружи да поддразнивать кошку:

— А ну-ка, выскочи! А ну-ка, поймай меня! Как ни удерживай кошку, она всё-таки выскочит из круга. Тут как можно скорее откройте вход для мышки. Как только она будет в кругу, опять закройте вход, чтобы следом за ней не вбежала кошка...

И опять кошка станет бегать вокруг.

Следите за ней в оба! Очутится она в кругу — немедля вы­пускайте мышку.

Мышка должна быть прыткой, шустрой, догадливой, юркой. Пусть она делает вид, что не знает, как ей спастись от кошки, пусть, как может, показывает, что испугалась кошки: это только больше раззадорит кошку! А на самом деле мышка должна вся­кий раз увёртываться от кошки, у неё должны быть наготове разные уловки.

Бывает, что иной раз мышка оказывается несообразитель­ной, неповоротливой, ротозейкой. Вместо того чтобы проворно отскочить от кошки, увернуться, она с разбега наскочит на кош­ку—и окажется у неё в лапах!..

Если кошка схватит мышку, она становится мышкой, а мышка — кошкой, и игра продолжается. Но можно выбрать и новую кошку и мышку. Это уж как захотят участники игры.

Детская подвижная коллективная игра «Каравай»

Это игра маленьких ребят. Если малыши не знают, чем заняться, научите их играть в «каравай». Сначала надо объяснить малышам, что каравай —это большой круглый хлеб. Затем надо поставить их в круг и сказать, чтобы они взялись за руки. На середину круга пусть выйдет один из малышей, например Алёша. После этого все идут справа налево и поют песенку:

— Как Алёше на рожденье Испекли мы каравай!

Когда запоют:

— Вот такой вышины! —

все должны поднять руки: показать, какой высокий каравай. Когда запоют:

должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, > рук не разнимать и петь:

Вот такой ширины!

И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Алёшу и петь:

Вот такой ужины!

Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:

— Каравай, Каравай,

Кого любишь, выбирай!

Алёша станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумы­вает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою пе­сенку:

— Каравай, Каравай,

Кого любишь, выбирай!

Кого Алёша выберет, тот пусть выходит на середину круга, и можно начать игру снова.

Детская подвижная коллективная игра «Горелки»

А вот ещё одна весёлая игра русских и украинских ребят — горелки. Играют в горелки весной и летом во дворе, на лужай­ке, на площадке. Играющих может быть много —всех прини­майте в игру!

Вожак отходит от других участников игры. Он идёт вперёд, но не очень далеко — шага за три, за четыре. Здесь он становит­ся спиной к ребятам и приговаривает нараспев:

— Горю, горю на камушке! Горю, горю на камушке!

Оглядываться и смотреть по сторонам ему запрещено.

Пока он приговаривает так, все другие берутся за руки и становятся за ним парами — одна пара за другой. Как станут, запевают хором такую песенку:

— Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле —

Гляди на поле:

Ходят грачи

Да едят калачи.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, вожак должен глянуть на небо.

Тут последняя пара в веренице разнимает руки — один по­бежит вперёд вдоль вереницы справа, другой — слева. Вот они поравнялись с вожаком — а он всё стоит и не оглядывается,— и вдруг все громко кричат ему:

— Раз, два,

Не воронь,

Как огонь!

Вожак оглядывается и со всех ног кидается к бегущим. Он норовит поймать одного из них. Но не так-то легко это сделать: бегущие ловко увёртываются от вожака. Иной раз они ещё под­дразнивают вожака такой припевкой:

— Мишка-медведь,

Научи меня лететь!

Мишка-медведь,

Не умеешь ты лететь!

А сами стараются сбежаться и схватиться за руки. Вожак ме­шает им, не подпускает их друг к другу. Если они схватятся за руки, то вожак им больше не страшен: они спокойно идут к ве­ренице и становятся впереди первой пары. А вожаку снова гореть. Он повертывается спиной к веренице и приговаривает

Горю, горю

На камушке!-

И все повторяется сначала.

Бывает и так, что вожак не сумеет поймать бегущих и во второй раз, тогда ему снова гореть. Не сумеет поймать в третий раз - опять гореть! Такого неудачливого вожака дразнят:

Огарушек, огарушек,

Стань на черный камушек!

Плохо стоишь -

Совсем сгоришь!

Но если вожаку удастся поймать одного из бегущих, все сразу меняется: теперь должен гореть тот, кто остался без пары. А бывший вожак и тот, кого он поймал, идут к веренице и становятся впереди всех. Игра продолжается до тех пор, пока не побегают все пары. Без этого нельзя закончить игру!

Русские народные подвижные игры для детей « Игра гуси-лебеди и волк»

Играть в «гуси-лебеди» лучше всего летом на свежем воздухе. Для игры нужно только просторное место, где бы можно было свободно бегать.

Зовите играть всех: чем больше соберётся ребят, тем веселее будет игра.

Сначала — по согласию, или по жребию, или по считалке — надо выбрать хозяйку и волка. Все остальные будут гуси- лебеди.

Хозяйка с гусями-лебедями уходит в одну сторону — там их дом. Волк уходит в другую сторону, «за гору»,— там его дом.

Между домом хозяйки и домом волка будет чистое поле.

Волк сидит в своём доме за горой и посматривает по сто­ронам.

А хозяйка говорит гусям-лебедям:

— Гуси-лебеди! Пора

В чисто поле со двора!

Как скажет это хозяйка, гуси-лебеди захлопают крыльями, закричат: «Га-га-га!» — и побегут в чистое поле.

В поле они ходят не спеша, щиплют траву да покрикивают:

Га-га-га! Га-га-га!

Услышит их волк, выйдет из своего дома и станет подкрады­ваться к гусям-лебедям.

В это время хозяйка хватится:

Где-то мои гуси-лебеди?

Выйдет она из дома и станет кликать:

Гуси-лебеди, домой!

Гуси-лебеди закричат:

Га-га-га! — и побегут к хозяйке.

Глядь — подходит волк.

Испугаются гуси-лебеди, прижмутся друг к другу. Сами с опаской на волка поглядывают. А он всё ближе подходит...

Хозяйка из своего дома не видит волка и опять кличет:

— Гуси-лебеди, домой!

Отвечают ей гуси-лебеди:

— Нам нельзя идти домой!

— Почему? — спрашивает хозяйка.

Гуси-лебеди ей отвечают:

— Серый волк под горой!

— Что он делает?

Гуси говорят:

— Под горою волк похаживает,

На нас волк поглядывает!

То туда идёт,

То сюда идёт,

Нам пройти не даёт...

А волк и вправду быстро ходит взад-вперёд — не пропускает гусей-лебедей. Гуси-лебеди вытягивают шеи, шипят, машут крыльями — это они пугают волка. Да волк не очень-то их боит­ся! Отступит немножко, попятится, а сам теснит гусей-лебедей к своему дому, к своей горе.

Хозяйка опять зовёт:

— Гуси-лебеди, домой!

Хлопают крыльями гуси-лебеди, кричат, хотят бежать к своей хозяйке. А волк не даёт им пройти, загораживает путь, бегает перед ними, рычит страшно да всё подгоняет их к свое­му дому.

И так он напугал гусей-лебедей, что они даже не смогли вырваться!..

Гнал-гнал волк гусей-лебедей и загнал всех в свой дом. За­гнал и говорит:

— Сидите,

Не кричите,

Крыльями не машите!

А хозяйка послушала-послушала — не откликаются гуси- лебеди. Пошла искать их.

Идёт она по чистому полю, смотрит под ноги и приговари­вает:

— Тут волчий след,

Тут гусиный след.

Тут волчий след,

Тут гусиный след...

Так по следам и пришла к волчьему дому. Пришла и зовёт волка:

— Волк, волк! Поди сюда!

Волк вышел и спрашивает:

— Чего тебе надо?

Хозяйка говорит:

— Не ты ли утащил моих гусей-лебедей?

Волк отвечает:

— Да я твоих гусей-лебедей и не видывал! Какие они у тебя были?

Хозяйка говорит:

И белые были,

И серые были,

И пёстрые!

Волк подумал-подумал и придумал хитрость:

— Вон по той дорожке пойдёшь — Всех гусей-лебедей найдёшь:

И пёстрых!

Поверила хозяйка волку, пошла по той дорожке, какую он указал. А гуси-лебеди в это время захлопали крыльями (в ладо­ши захлопали). Хозяйка прислушалась и спрашивает:

— Волк, волк, что это за шум в твоём доме? Волк отвечает:

— Это у меня ложки да плошки с полки на пол падают! Сту­пай своих гусей-лебедей ищи!

Отошла хозяйка от волчьего дома. Идёт не спеша, посматри­вает по сторонам, а сама припевает:

— Я и здесь хожу, Я и там хожу,

А гусей-лебедей Я нигде не нахожу!

Остановилась и говорит:

— Пойду опять к волку!

Приходит и зовёт:

— Волк, волк! Поди сюда.

Волк выходит из своего дома.

— Чего тебе надо?

Хозяйка говорит:

— Я по той дорожке шла, до конца дошла, а гусей-лебедей так и не нашла. Где мои гуси-лебеди?

Волк ей в ответ:

— Иди теперь вон по той кривой дорожке,

Если пойдёшь, Всех гусей-лебедей найдёшь:

И пёстрых!

Хозяйка поверила, пошла по кривой дорожке (в какую-ни­будь сторону, всё равно).

Тут гуси-лебеди стали громко шипеть. Прислушалась хозяй­ка, вернулась и спрашивает:

— Волк, волк, а кто это в твоём доме так шипит?

А волк бесстыжий, ему хоть бы что.

— Это,— говорит,—щи в моей печке кипят!

Пошла хозяйка. Ходит, смотрит по сторонам, припевает:

— Я и здесь хожу,

Я и там хожу,

А гусей-лебедей

Я нигде не нахожу!

Подумала и говорит:

— Обманул меня, видно, волк! Пойду к нему опять!

Приходит к волчьему дому:

— Волк, волк! Поди сюда!

Волк выходит:

— Что тебе надо?

— Я по кривой дорожке шла, да гусей-лебедей не нашла. Скажи, где они? Не у тебя ли?

Волк говорит:

— У меня их нет.

Если в тот овражек пойдёшь, Всех гусей-лебедей найдёшь:

И пёстрых!

Хозяйка говорит:

— Ну что ж, пойду в овражек!

Волк ей в ответ:

— Иди, иди!

Пошла хозяйка. Шага три отошла и вдруг слышит —в вол­чьем доме кто-то ногами топает.

— Волк, волк! — говорит хозяйка.— Кто это в твоём доме так топает?

А волк и глазом не моргнул:

— Это мои кони копытами в конюшне бьют: овса хотят! Пойдёт хозяйка в овражек (в какую-нибудь другую сторону).

Весь овражек осмотрит. И туда посмотрит, и туда, и туда. А са­ма всё припевает:

— Я и здесь хожу,

Я и там хожу,

А гусей-лебедей

Я нигде не нахожу!

Рассердится хозяйка:

— Опять меня волк обманул! Видно, мои гуси-лебеди у него.

Идёт к волчьему дому, зовёт волка:

— Волк, волк, поди сюда!

Волк выходит:

— Чего тебе надо?

— Я по всем дорожкам ходила и по овражку бродила —ни­где нет моих гусей-лебедей! Наверно, ты их утащил!

Волк отвечает:

— Я их не утаскивал!

— Нет, утащил!

— Нет, не утащил!

— Нет, утащил!

— Нет, не утащил!

Тут вдруг гуси как закричат:

— А это кто?! — спрашивает хозяйка.— Это мои гуси-лебеди! Отдай мне их!

Волк говорит:

— Не отдам!

— Отпусти!

— Не отпущу!

Хозяйка догадливая: придумала, как обмануть волка. Под­нимает с земли щепочку (или камешек, всё равно) и спраши­вает:

— Волк, волк! Хочешь съесть овечку?

— Хочу! Где овечка?

— Вон она бежит! Догоняй!

Волк —бегом за овечкой! А хозяйке только этого и надо: подбегает она к волчьему дому и кричит:

— Гуси-лебеди, домой!

Обрадовались гуси: хлопают крыльями, кричат все:

— Га-га-га! Га-га-га! — и выбегают к хозяйке.

Хозяйка им:

— Гуси-лебеди, за мной! — и бегом к своему дому.

Гуси за ней бегут, кричат, крыльями машут.

А волк увидел, какую «овечку» ему хозяйка дала, бросил её и скорее к своему дому!

Видит — убегают от него и хозяйка и гуси-лебеди. Он —за ними, они —от него. Он —за ними, они —от него! Хочет волк схватить гусей-лебедей, а они увёртываются, не даются ему в лапы. А сами кричат громко:

— Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!

И всё ближе и ближе к своему дому.

А хозяйка им:

— Гуси-лебеди, за мной! Гуси-лебеди, за мной!

Если волку не удаётся схватить никого из гусей, все соби­раются в хозяйкином доме и дразнят его:

— Волк-волчище,

Серый хвостище!

Он три года ходил,

Всё гусятинки просил!

И придётся волку ещё раз водить. А если волк схватит кого-нибудь из гусей-лебедей, тот и становится волком, и игра начи­нается сначала.

Если гусей очень много, то игру ведут так. Волк ловит одно­го гуся, второго, третьего, а когда поймает четвёртого, становит­ся—без считалки — хозяйкой; первый попавшийся волку гусь становится волком. А бывшая хозяйка? Она идёт к гусям. К ним перебегают и те гуси, которых поймал первый волк.

Похожая игра есть у белорусских и украинских ребят.

Русская народная подвижная коллективная игра для детей «Краски»

Игру «краски» знают и русские и украинские ребята.

Для этой игры надо выбрать хозяина красок и угадчика — Сеньку Попова. Все остальные будут красками.

Название краскам может давать хозяин, или они сами выби­рают.

Один говорит:

— Я буду белой краской!

Другой говорит:

Я чёрной!

Третий говорит:

— Я красной!

Четвёртый говорит:

— Я зелёной!

Словом, каждый из играющих выбирает себе какой-нибудь цвет. Если участников игры будет больше, чем цветов красок, можно назваться золотой, серебряной, серой, тёмно-голубой, светло-голубой — так, чтобы для каждого участника игры было название.

Но нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин дол­жен хорошо запомнить, кто из играющих какая краска.

Когда названия даны, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают.

Тут с шутками и прибаутками к краскам приходит Сенька Попов. Подходит, топает несколько раз ногой или стучит пра­вым кулаком в свою левую ладонь, будто в дверь, и говорит:

— Тук-тук!

Хозяин просыпается, встаёт и спрашивает:

— Кто тут?

— Сенька Попов!

— За чем пришёл?

— За краской!

— За какой?

Сенька Попов называет какой-нибудь цвет, например:

— За синей!

Если такого цвета среди красок нет, хозяин говорит:

— Такой у нас нет!

А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:

— Пойди по синенькой дорожке,

Найдёшь синие сапожки,

Поноси, поноси

И нам принеси!

После этого Сенька Попов уходит в сторону, потом опять возвращается и ведёт с хозяином прежний разговор:

— Тук-тук!

— Кто тут?

— Сенька Попов!

— За чем пришёл?

— За краской!

— За какой?

— За белой!

Если белая краска есть, она встаёт, и Сенька Попов уводит её в свой дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской.

Так Сенька Попов уводит от хозяина все краски, и игра тем кончается.

Можно сделать ещё и так.

Если Сенька назовёт краску, какая есть среди игроков (на­пример, золотую), хозяин ему говорит:

— Есть золотая! Бери её!

Сенька Попов должен теперь угадать, какая же из красок зо­лотая. Подойдёт к одной, дотронется до неё, а она:

— Я не золотая!

Подойдёт к другой, тронет её, а она:

— Я не золотая!

Подойдёт к третьей, тронет её, а она:

— Я не золотая!

Так ходит Сенька от краски к краске, пока не набредёт на золотую. Тогда он берёт золотую краску за руку и уводит её в свой дом.

Заканчивают игру в «краски» ещё и так. Сенька Попов назы­вает какую-нибудь краску. Ему отвечают:

— Нет у нас такой!

Он называет другую. Ему опять отвечают:

— Нет у нас такой!

И так продолжается до тех пор, пока Сенька не назовёт краску, которая есть среди играющих. Первая краска, правиль­но названная Сенькой, «отгаданная» им, идёт водить, становит­ся Сенькой Поповым, а прежний Сенька уходит к краскам, и игра начинается сначала.

Детская подвижная коллективная игра на свежем воздухе «Пастух и стадо»

Прежде всего выбирают пастуха и намечают место, где будет овчарня. Потом завязывают пастуху глаза плат­ком.

Все играющие — овцы — бегут к овчарне и становятся там.

Пастух подходит к овчарне и говорит:

— Овечки, овечки, вот и я пришёл!

Выбежала из овчарни овца, ударила слегка ладонью пастуха по плечу и спрашивает:

Пастух ей в ответ:

Овечка идёт в какую ей вздумается сторону и громко отсчи­тывает:

— Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Где скажет «пять», там и остановится.

Затем к пастуху подбежит вторая овца, ударит его по плечу и спросит:

— Пастух, пастух, сколько мне даёшь шагов?

Пастух скажет:

Овечка шагает в какую-нибудь сторону и при каждом шаге произносит:

— Один! Два! Три! Четыре! Пять! Шесть! Семь!

Где скажет «семь», там и остановится.

Так подбегают по очереди к пастуху все овцы и спраши­вают, сколько шагов он им даёт.

Скоро в овчарне не остаётся ни одной овцы.

Пастух зовёт:

— Овечки! Овечки!

Никто ему не отвечает — опустела овчарня! Тогда пастух громко спрашивает:

— Где моё стадо?

Тут все овцы отзываются:

— Бя! Бя! Бя! Бя! Бя!..

— А, вот вы где! — говорит пастух и идёт на голоса своих овец.

Когда он идёт, овцы молчат —так ему труднее найти их. А пастух расставит руки и всё ищет своих овечек. А как нащупает какую-нибудь, спрашивает:

— Овечка, овечка, кто ты?

А овца своё имя не называет, только бякает:

— Бя! Бя! Бя!

По этому «бя-бя-бя» пастух должен угадать, кто это (Ваня, Наташа, Алёша).

Да разве сразу угадаешь!

Если пастух не угадал, все овцы начинают бякать, а кто- нибудь из овец уводит его в овчарню и оставляет там, а сам бежит на своё прежнее место.

Пастух снова громко спрашивает:

— Где моё стадо?

Овцы со своих мест начинают бякать:

— Бя! Бя! Бя! Бя! Бя! Бя!

Бродит, бродит пастух, ищет, ищет своих овец и опять натолкнётся на какую-нибудь. Натолкнётся и спросит:

— Овечка, овечка, кто ты?

А овечка в ответ:

— Бя! Бя! Бя!

Вслушается пастух в её бяканье и скажет:

— Овечка, овечка! Ты Ваня Спичкин!

Если он угадал, снимет повязку с глаз и повяжет её Ване Спичкину.

— Теперь ты, Спичкин, будешь пастухом!

Отведёт он Ваню Спичкина в овчарню, а сам займёт его место.

Новый пастух спросит из овчарни:

Где моё стадо? И игра продолжается.

Русская народная подвижная коллективная игра для детей «Корабль плывет»

Игра эта будто и несложная, но в ней все должны быть очень внимательны. Зазеваешься — и сам собьёшься, и других можешь сбить. Начинается игра так. Выбирают по считалке или по жребию вожака.

Затем все становятся Кругом. Вожак выходит на середину круга. Он громко говорит:

— Корабль плывёт!

Все спрашивают его:

С чем корабль?

Вожак отвечает:

— С одной повертушкой! — и вертит правой рукой —пока­зывает, что такое повертушка.

Участники игры должны повторить движение своего вожака и непременно правой рукой. Вдруг вожак говорит:

— Корабль плывёт!

Все спрашивают его:

— С чем? — но не перестают делать повертушку.

Вожак отвечает:

— С другой повертушкой,—и показывает в этот раз уже левой рукой другую повертушку.

Все должны делать так же. Кто ошибётся, тот отдаёт вожаку фант.

Затем вожак неожиданно говорит:

— Корабль плывёт!

Все спрашивают его (а сами всё показывают левой рукой другую повертушку):

— С двумя повертушками! — отвечает вожак и вертит в этот раз обеими руками.

Все делают, как он: показывают две повертушки. Вожак подождёт-подождёт и снова:

— Корабль плывёт!

— С двумя повертушками и с одной потопушкой! — отвечает вожак и вертит руками — показывает повертушки, а ногой при­топывает — показывает потопушку.

И все делают, как он.

Вожак подождёт и опять:

— Корабль плывёт!

—С одной повертушкой и с двумя потопушками!

И все повторяют движения своего вожака. А он подождёт- подождёт и скажет:

—Корабль плывёт!

— С двумя повертушками, с двумя потопушками и с одной похлопушкой! — И покажет и повертушки, и потопушки, и похлопушки — громко хлопнет ладонями. А за ним и все разом показывают повертушки, потопушки, похлопушки. Вожак может показать, что корабль плывёт и с тремя похло- пушками и с одной повертушкой, и с тремя потопушками и с одной похлопушкой, и с двумя повертушками и двумя потопушками... Словом, что вздумает. Может он от одной повертушки дойти до двух повертушек, двух потопушек и двух похлопушек, а затем продолжать игру в обратном порядке — вернуться к одной повертушке. Играют до тех пор, пока не надоест. А после игры начинается выкуп фантов.

Детская коллективная игра дома «Звери, птицы, рыбы»

Эта игра грузинских ребят хороша для ненастных или зим­них дней, когда нельзя играть на улице, во дворе, в саду, на лужайке.

В такой день соберите в комнате ребят, лучше не очень много, человек семь-восемь, прочтите вслух, что здесь на­писано, чтобы запомнить правила, и после этого начинайте игру.

Все садятся на лавки или на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, а то и просто становятся кругом.

Один из играющих начинает игру. Он берёт в руки какую- нибудь вещицу (например, платок, щепочку, шарик, пуговицу, орех — всё годится), передаёт эту вещицу своему соседу справа и говорит:

— Вот птица. Что за птица?

Сосед принимает вещицу и быстро отвечает:

С этими словами он передаёт вещицу своему соседу и сам говорит:

— Вот птица. Что за птица?

— Воробей! — немедля отвечает тот.

Проворно передаёт он вещицу следующему со словами:

— Вот птица! Что за птица?

Принявший «птицу» отвечает:

Вещица («птица») может обойти круг и раз, и два, и три, и четыре: пока участники игры могут называть птиц.

Запомните: отвечать надо не мешкая. Старайтесь освобо­диться от «птицы» как можно скорее!

Ну а если «птица» задержалась у кого-нибудь в руках?

Это значит, что он плохо знает птиц. Все другие -участники игры начинают выкрикивать названия птиц, например:

— Соловьи, синички!

Воробьи, чечётки!

Дрозды, сороки!

Галки, вороны!

Журавли да цапли!

Соколы, дятлы!

Ястребы, утки!

Лебеди, гуси!

И ещё одно запомните: название одной и той же птицы во время игры нельзя повторять. Каждый раз должна появляться новая птица.

А если кто повторит название какой-нибудь птицы два ра­за? У того берут фант, а после игры заставляют выкупать его.

Можно называть не только птиц. В другой раз пусть будут рыбы, звери или насекомые.

Детская коллективная игра для игр дома, в детском садике «ЧЁРНОГО И БЕЛОГО НЕ БРАТЬ, «ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИТЬ»

Игра начинается так. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке.

Кого-нибудь — по жребию или по считалке — выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные — отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал!

На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только

—Чёрного и белого не брать,

«Да» и «нет» не говорить!

Кто оговорился, даёт вожаку фант — какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и т. п. Эти фанты потом надо будет выкупать.

Итак, игра началась!

Вожак обходит всех играющих, останавливается перед од­ним из них и говорит:

— Бабушка прислала

Сто рублей:

Что хотите, Т

о купите,

Чёрное и белое

Не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После этого он начинает вести разговор с играющим, делает ему разные предложения, задаёт вопросы, а сам всё старается, чтобы тот произнёс хоть бы одно из запрещённых слов: «чёр­ный», «белый», «да», «нет».

Идёт примерно такой разговор:

— Какая на тебе рубашка?

— Какая же синяя? Она белая!

Отвечающий хочет сказать: «нет, она зелёная», но говорит без «нет»:

— Она зелёная!

— Какая зелёная? Да она чёрная!

— Голубая.

— Вот так голубая! Да сам посмотри, можно ли её назвать голубой. Она же белая!

И тут игрок вдруг оговаривается.

— Нет, не белая! — возражает он.

За это ему будет двойное наказание:

— Ага, и «нет» сказал, и «белая» сказал! Давай два фанта! Нечего делать, надо давать...

Потом вожак подходит ко второму игроку и говорит:

— Бабушка прислала

Сто рублей:

Что хотите, Т

о купите,

Чёрное и белое

Не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

И снова начинается разговор:

— Что продают в булочной?

Чуть-чуть не ответил игрок: «чёрный и белый», да вовремя удержался и сказал:

— Мягкий.

— А чёрствый?

— И чёрствый!

— А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или бе­лый?

Снова чуть не попался игрок, да быстро нашёлся:

— Всякий!

— Из какой муки пекут булки?

— Из пшеничной.

— Любишь ты калачи?

— А бывает синий хлеб?

— Не бывает.

— Дать тебе сухарь?

— Какой: чёрный или белый?

— И тот и другой!

В этот раз ответчик попался бойкий: никак его не со­бьёшь!

Отходит от него вожак к следующему, произносит приго­ворку и начинает задавать вопросы, а сам всё старается сбить, заставить сказать в ответ «да» и «нет» или «чёрный» и «бе­лый».

Так он обойдёт всех.

Одни не собьются ни разу, другие собьются в тот же миг. Кто собьётся, тот даёт фант. А после игры начинается выкуп фантов.

Это уж новая и тоже очень весёлая игра.

Коллективные игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Описание. Коллективные игры в детском саду способствуют развитию: эмоционального характера детей, игрового коллективного навыка, сплоченности и хорошей работе «в коллективе», а так же к более тесному общению между собой. Во время коллективных игр в детях воспитываются спортивный дух и стремление к победам.
ПО ДОРОЖКЕ...
Цели игры: развитие координации движений, равновесия, умения выполнять команды, навыков ходь-бы по ограниченной поверхности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: дорожки разной длины и ширины. Мягкая, твердая, из-вилистая дорожки.
Ход игры: ведущий читает потешки, побуждая детей действовать в соответствии с текстом.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два.
(Дети идут по импровизированной дорожке).
По кочкам, по камешкам,
По кочкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.
(Дети прыгают друг за другом на двух ногах, и дальнейшем – по поролоновым кругам).
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом -
В нем мы живем.
(Дети останавливаются).
Рекомендации: дорожки можно изготовить из клеенки, плотной бумаги, ткани, поролона.
В игре могут использоваться следующие виды дорожек:
1) прямая широкая;
2) прямая узкая;
3) извилистая широкая;
4) извилистая узкая.
«Кочки» могут быть представлены кругами или квадратами, вырезанными из поролона.
Используя разные виды дорожек, соответственно меняйте текст «По узкой дорожке», «По извилистой дорожке».

СОБАЧКА И УТОЧКИ
Цели игры: развитие координации движений, двигательных и подражательных навыков, формирование чувства коллективизма, положительных эмоций от совместной игровой деятельности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: головные уборы с изображением уточек, маска собачки.
Ход игры: ведущий становится мамой-уткой, дети изображают утят. «Утка» зовет малышей на импро-визированный пруд (специально огороженное место):
Рано-рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит!
Вы плывите, ути-деточки,
Плавно в ряд. (А.Барто)
Дети выстраиваются в ряд, ведущий становится впереди и имитирует движения плавающих уток: плав-но двигается с отведенными назад руками, оглаживает перышки (бока), взмахивает крыльями (руками). «Утята» должны повторять все действия утки-мамы. Второй ведущий берет на себя роль собачки, кото-рая с лаем бегает вокруг пруда. Утка защищает своих утят:
Ты, собачка, не лай!
Наших уток не пугай!
Утки наши белые,
Без того несмелые. (И.Токмакова)
Задача малышей – сгруппироваться возле мамы-утки. После того как собачка убежит, утята опять пус-каются в свободное плавание. Повторите игру несколько раз.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Цели игры: развитие двигательных навыков, внимания, быстроты реакции, формирование умения вес-ти совместную игровую деятельность.
Ход игры: в определенном месте ведущий расставляет стульчики по количеству детей, предлагает ма-лышам выбрать себе домик-стульчик. Ребята занимают свои места. «Солнышко выглянуло, - говорит ведущий, - пойдемте гулять!» Малыши покидают свои домики и следуют за воспитателем. Ведущий читает стихотворение:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку! (А. Барто)
Дети бегают, играют. Внезапно ведущий объявляет: «Дождик капает, бежим в домики!» Дети бегут к своим стульчикам. «Пережидая» дождь, можно вспомнить потешки и стихи:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Рекомендации: детям этого возраста трудно быстро сориентироваться и подбежать к определенному месту, поэтому первое время не следует настаивать на том, чтобы каждый ребенок подбегал именно к тому стульчику, сидя на котором начал игру. В дальнейшем вместо стульев можно использовать круги большого диаметра, вырезанные из картона. Если игра проводится на свежем воздухе, их можно начер-тить на земле.

ЛОВИ-ЛОВИ
Цели игры: формирование положительных эмоций, связанных с игровой деятельностью, совершенствование двигательных навыков, развитие быстроты реакции, координации движений.
Необходимые материалы и наглядные пособия: палочка-удочка крепленным к ней шнуром, к которому привязан маленький поролоновый мячик.
Ход игры: дети встают в круг. Взрослый становится в центре круга. Приближая привязанный мячик то к одному, то к другому малышу, ведущий побуждает их ловить игрушку двумя руками. Палка при этом поднимается и уходит в сторону. Дети должны подпрыгнуть или повернуться для того, чтобы поймать мяч.
Рекомендации: взрослый должен следить за тем, чтобы в игру включились все дети, так как инициатива может перейти к активным, подвижным малышам, в то время как стеснительные и робкие ребята могут стать лишь пассивными наблюдателями.

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ

Цели игры: развитие согласованности движений, артикуляционного аппарата, совместной игровой деятельности.
Ход игры: дети сидят на стульях, воспитатель подходит к одному из них, и приглашает его в игру. Взявшись за руки, они подходят к другому ребенку и повторяют приглашение и т. д. Таким способом дети собираются в хоровод. «Какой большой круг у нас получился, как пузырь! – говорит ведущий, да-вайте сделаем его поменьше». Хоровод сжимается. «А теперь давайте снова надуем пузырь!», – взрос-лый показывает детям, как набирать воздух и громко выдувать его, делая при этом маленький шаг на-зад. Дети повторяют движения ведущего, и круг постепенно расширяется. Ведущий проговаривает
потешку:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
После того как «пузырь раздулся», ведущий громко хлопает в ладоши. «Лопнул пузырь». После этих слов дети отпускают руки друг друга и разбегаются в разные стороны.

Съедобный - несъедобный
Ведущий кидает мяч детям, и называет предмет- если он съедобный, ребёнок ловит мяч, если нет- отбивает. Кто допускает ошибку выходит из игры.

Я знаю
Дети стоят друг против друга или в кругу и кидают мяч со словами: "Я знаю пять названий животных" (имён девочек, мальчиков, названий городов, цветов и т.д.) Количество можно менять. Когда кидается мяч- произносится одно слово.

Удержи шарик
Берется воздушный шарик, наполненный гелием, точнее несколько шариков, по числу участников.
Задача - удержать лбом (не носом, а лбом) шарик как можно дольше, чтобы он не взлетел. Побеждает тот, кто удержал дольше

Кегельбан
Устроить кегельбан дома совсем просто. Для этого надо просто поставить в рядок пластиковые бутылки (для тяжести можно наполнить песком или водой). Берите мячик и играйте!

Игры с разными предметами

Точка, линия, луч, отрезок и окружность.
Каждый ребенок как будто точка.
Если дети возьмутся за руки, то получится линия.
Если где-то посередке один из детей поставит руку на пояс, то получится луч.
Если в луче еще один ребенок поставит руку на пояс - отрезок.
Одна ребенок-«точка», а вокруг нее хоровод «равноудаленных» детей - будет окружность.

«Кот в мешке»
Натягивается веревка, на которую подвешиваются на ниточках мелкие подарочки (конфеты, мелкие игрушки). Детям поочереди завязывают глаза и они срезают себе подарок.

Блошки
Заранее подбирается побольше одинаковых плоских пуговиц. (можно разного цвета для разных участников игры) и несколько больших плоских.
На центр стола ставится большая плоская тарелка, на нее тарелка поменьше, потом блюдце, а в него солонку. Мишень готова.
Игроки надавливают краем большой пуговицы на маленькой. (маленькие пуговицы должны «прыгать»). Игроки стремятся загнать их в мишень пока все мелкие пуговицы не окажутся в ней. Затем подсчитывается кто сколько очков набрал: попадание в солонку дает 100 очков, в блюдце - 50 и т.д.

Игры на скорость

Коснись быстрей
Все присутствующие встают в круг. Ведущий командует: "Коснитесь желтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел, не нашел ничего подходящего или не добежал - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает тот, кто нашел все цвета

Мышеловка
Дети делятся на две команды. Одна группа берётся за руки и образует круг-мышеловка, по команде руки поднимают, чтобы другие дети - мыши, могли свободно вбегать и выбегать из круга. По команде ведущего руки опускаются-"мышеловка захлопывается", мыши должны выбежать из круга. Кто остался, тот становится в круг- "мышеловку".

Перевоплощения

Отгадай
"Кто я?"- спрашивать у ребёнка и изображать- действиями, мимикой, звуками,
вообщем как угодно. Ребёнок должен угадать, кого ты изображаешь. Потом можно
меняться местами.

Магазин
Вариант1: Развиваем память.
Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок-
подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками, большой мяч- это арбуз,мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: "Игрушки", "Хозтовары", "Продуктовый" и т.д.. Посылаем ребёнка в "магазин" и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

Вариант2
Рисуем, лучше с детьми, деньги и ценники на каждый товар. Идём в магазин и покупаем производя расчёт.

Вариант3: Магазин игрушек
Один ребёнок-покупатель, остальные - игрушки. Дети- игрушки принимают "застывшую" позу, изображая задуманную игрушку. Покупатель подходит к понравившейся игрушке и спрашивает, что это за игрушка. Ребёнок-игрушка совершает специфические для той игрушки действия. Покупатель должен отгадать игрушку. Кто не угадает, уходит без покупки.

Поезд
Ведущий - паровозик, дети - вагончики, "едут" держась друг за друга и "вагончики" должны повторять то, что изображает ведущий. Например: проехать через "дремучий лес", обогнуть " большое озеро, море", проехать под "низким мостом" и т.д.

Зеркало
Предложить детям быть твоим зеркалом и повторять все твои движения. Начать с простых движений, а дальше можно увеличивать темп, усложнять движения, при этом менять выражение лица.

Автобус (учим цифры)
Стулья расставляются друг за другом (сиденья в автобусе).
На каждый стул скотчем приклеивается круг с цифрой.
Пассажирам выдаются билеты с номерами мест. Дети должны занять указанное в билете место. Когда все пассажиры расселись, водитель проверяет билеты (Все ли на своих местах?), затем занимает первый стул и автобус «трогается». На остановке все пассажиры выходят.
Можно играть заново.
Если проходит что-то подобное утреннику, то такой автобус можно использовать как переход от одной игры к другой: поехали - остановка - вышли поиграли - сели, поехали дальше.

Развивайки

Летаем-не летаем
Ведущий называет летающие и нелетающие предметы, животных и т. д. Если предмет летает, то дети поднимают руки-изображают крылья, если не летает - руки опускают. Кто ошибся- выходит. Выигрывает тот, кто остался последним.

Повторяй
Обычно, проходит очень весело. Идём с детьми по кругу. Ведущий - обычно взрослый, говорит и показывает движения, знакомя детей со словами- антонимами: Весело-грустно, широкий-узкий, жарко-холодно, высокий- низкий, быстро-медленно и т.д..
Например: ведущий говорит: "Представьте, что мы несём сумки. Сумки могут быть тяжёлыми или лёгкими. Покажите как вы понесёте тяжёлую сумку. А лёгкую? А теперь я буду говорить, а вы должны нести сумку как тяжёлую или как лёгкую". Потом, предупредив детей, чтобы они были внимательны, можно "обмануть" детей. Говорим: "Лёгкая", а сами сгибаемся, как от тяжелой, кто был не внимательным, выходит из игры. Когда хорошо усвоим с одной противоположностью, можно включать сразу несколько.

Рисовалки

Нарисуй-ка
Вешаем на доску или стену большой лист бумаги. Дети решают кого они будут рисовать и становятся друг за другом. По команде ведущего, каждый по очереди, с карандашом или фломастером, рисует задуманное, на время, чем меньше вы даёте время, тем быстрее надо рисовать и веселее получается. Можно вслух отсчитывать секунды. Или можно провести эту игру иначе. Дети делятся на две команды, даётся время, и каждый по очереди, подбегает и рисует. Выигрывает та команда, у которой получилось точнее и красивее.

Подвижная игра — это не только развлечение. Это важная составляющая развития ребенка. В данной статье перечислены наиболее популярные и интересные подвижные игры для ребенка.

Все дети любят подвижные игры. Это способ весело провести время и «выбросить» энергию в «нужное русло». Для детей невероятно полезными будут игры на перегонки, игры с мячом, на велосипеде, со скакалкой и другой атрибутикой.

Как правило, дети всегда с интересом погружаются в увлекательное занятие и всегда рады играм, которые устраивают их родители, воспитатели, учителя и друзья. Подвижные игры способны делать детей дружными и радостными. Они как ничто лучше развивают коллективное мышление и упражняют в спортивном плане.

Подвижная игра развивает ребенка

Новое поколение детей вырастает в весьма неблагоприятных условиях:

  • компьютерная зависимость
  • неправильное питание, перенасыщенная жирами и углеводами
  • отсутствие физической нагрузки
  • малоподвижный образ жизни
  • стрессы и нервное напряжение
  • недостаточное внимание со стороны родителей

Все эти факторы негативно влияют на маленького человека, блокируя его полноценное развитие и ухудшая здоровье. Улучшить качество жизни ребенка способна обычная подвижная игра, которая будет познавательной, активной и интересной.

Активные движения благоприятно сказываются на развитии ребенка. Кроме того, они способны формировать личность малыша с раннего возраста. Можно заметить, как регулярное участия в играх помогает:

  • тренировать настойчивость
  • помогают обрести умение ребенком концентрировать внимание
  • развивают реакцию скорости
  • воспитывают усидчивость и терпение

Интересно знать то, что навыки приобретенные в детстве во время игры, остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Если их регулярно упражнять, они никуда не исчезнут, а наоборот станут более отточенными и слаженными.



Роль игры в физическом развитии и воспитании ребенка

Роль игры в физическом развитии ребенка просто неоспорима. Это важный элемент не только воспитания, но и формирования личности. С уверенностью можно сказать, что ребенок никогда не устает от игры, ему способна наскучить ее однообразие разве что. Ведь для детей, игра- это ведущая деятельность, в которой они способны максимально раскрыться и выразить эмоции.

Кроме физического воспитания игра дарит:

  • умственное развитие — умение мыслить, анализировать, рассчитывать
  • нравственное развитие — формирование личности и характера человека
  • эстетического развития — осознания красоты вещей
  • социального развития — умения налаживать контакты в обществе


подвижные игры на свежем воздухе

По сути, игра — наверное единственный детский труд и за его действие ребенок берется без принуждения. В игре ребенок способен проявить себя со всех сторон. показать все те качества, которые мы ценим во взрослом человеке. Во время даже самой простой игры ребенок учится жить и приспосабливаться к жизни.

Замечено, что именно во время игры ребенок наиболее просто поддается обучению. Неважно в какой форме ему преподносить урок: вербально или невербально.

В игре ребенок учится оценивать происходящую ситуацию. Данный навык ему особенно пригодится во взрослой жизни принятия важных решений. Только в игре можно дать понять малышу, как необходимо сотрудничество и помощь окружающих. Как важно иногда уметь сдерживать себя и проявлять уважение к другим участникам игры.

Игра — это способ скрыть негативные и отрицательные эмоции и взамен выражать только доброжелательные чувства. Да и представить невозможно другую деятельность, способную принести ребенку столько радости и принести пользы для полноценного здорового образа жизни. Игры полезны в любом возрасте, как в яслях, так и в старших классах. Главное — учитывать особенности ребенка и чем старше участники, тем глубже игра должна погружаться в социальный смысл.



подвижные игры в помещении

Вы вольны сочетать несколько видов деятельности в игре, главное — не переусердствовать чрезмерной психологической нагрузки на ребенка.

Соблюдайте некоторые правила:

  • игра ни в коем случае не должна как-либо нарушать душевное равновесие ребенка
  • попробуйте не менять очень резко основные виды деятельности
  • не останавливайте резко игру, это травмирует детскую психику

10 подвижных игр для детей любого возраста

Нет такого ребенка, который не любил бы бегать и прыгать, резвиться и веселиться, смеяться и выполнять забавные задания. Существует ред закомплексованных детей, которые по разным причинам стесняются это делать, но тем не менее они так же в восторге от интересных игр. Подвижные игры должны всегда тренировать у ребенка:

  • ловкие умения
  • выносливость
  • быструю реакцию
  • моментальное реагирование
  • логику
  • внимание
  • умение быстро переключать сознание и мышление


подвижные игры для детей любого возраста

Подвижная коллективная игра «Гуси-лебеди»

Это популярная и очень известная игру. существующая не один десяток лет. игра хороша тем, что способна развивать моментальную реакцию у детей и тщательно тренировать выносливость у каждого участника. Она прекрасно подойдет для детей, старших шестилетнего возраста, способных различать команды и быстро реагировать.

Правила игры:

  • отделите зону на три участка: гусятник, поле и горы — это обязательное условие для игры
  • разделите всех участников игры (х может быть около двадцати и даже больше) на «гусей» и «волков»
  • объясните команды всем участникам, чтобы исключить недопонимание

Разместите всех участников по территориям:

  • «гусятник» — место обитания тех детей, кто воплощает в себе гусей
  • «поле» — место, где гуси пасутся и летают
  • «горы» — место обитания волков


команды для игры «гуси-лебеди»
  • По четкой команде «гуси-лебеди летите» все дети, выполняющие эту роль вылетают из «гусятника» на пастбище и летают там, махая крыльями и забавляясь
  • По команде «волки» гуси лебеди должны отправиться домой, а волки в то время пытаются схватить хотя бы по одному участнику-гусю
  • Выигрывает та команда, которая осталась не схваченная волками

Кроме выносливости, данное развлечение тренирует в детях координацию всех своих движений, ловкость движений и учит их правильно мыслить, планируя свои действия.

Подвижная игра со скакалкой «Удочка»

Это очень веселая игра, которая нравится абсолютно всем детям. Для нее не существует ни времени года, ни ограничений в возрасте. Учит данная забава детей быть выносливыми и точно координировать каждое свое движение. Преимущество игры в том, что ее можно проводить как на открытом воздухе, так и в помещении и для этого задействовать неограниченное количество детей.

Правила игры:

  • для игры необходимо обязательно иметь скакалку или длинную веревку с грузиком на конце
  • в игре есть один ведущий — вращающий скакалку, а все остальные — участники
  • ведущий определяет каков будет характер игры: соревновательный (то есть на выбывание) или развлекательный


подвижная игра «удочка»

Дети формируют круг. В центр круга становится один участник, который и водит скакалку по земле. Его задача вращать скакалку круговыми движениями. Остальные детки должны подпрыгивать в тот момент, когда скакалка касается их ног. Для этого ведущий должен четко предопределить границы территории и запретить остальным участникам за них выходить.

Если кончик скакалки попадает по ногам участника, который не успел либо не смог подпрыгнуть, он считается проигравшим. Тут можно выделить два отличия:

  • В соревновательной игре, каждый участник выбывает из круга постепенно, пока количество участников не сведет их к одному человеку
  • В развлекательной игре, место ведущего занимает человек,по чьим ногам стукнула скакалка и так игра продолжается до тех пор, пока не наскучит

Игра тренирует такие важные качества, как: выносливость, коллективность, быстрая реакция, а так же дает детям небольшую физическую нагрузку.

Развлекательная игра «Стулья» на природе и в помещении

Данная игра стара как мир. В нее часто играют на различных мероприятия взрослые, но начало она взяла свое еще в детском саду. Игра хорошо воспитывает в детях умение быстро реагировать, внимательно относиться к командам и окружающим, ловко выполнять движения. К сожалению, это не многолюдная игра и оптимальное количество участников в ней — около десяти человек.



игра «Стулья» на открытом воздухе
  • Каждый участник обязан иметь свой личный стул. Все стулья (или табуреты) ставятся в центр или по кругу
  • К общему количеству участников добавляется еще один — без стула
  • Все участники становятся в круг, обрамляющий круг из стульев
  • Задание участников по команде постороннего ведущего двигаться по кругу. Это может быть музыкальное сопровождение и танцы, а может быть команда «хаос», где каждый ребенок мечется и передвигается как ему удобно
  • Когда прозвучит команда «стулья» или музыка остановится — все должны присесть на стулья. Одному человеку не хватит места, он выбывает прихватив с собой стул
  • игра продолжается до последнего стула. Победителем становится тот, кто успел присесть

Такая игра больше всего подходит для помещения, где всегда можно найти музыкальное сопровождение и большое количество стульев.

Развлекательная игра на природе «Самый гибкий»

Данная игра очень интересна для детей более старшего возраста. Она тренирует в ребенке умение подстраиваться под условия, умение выгибать тело и координировать все свои движения. Проводить ее следует на природе, где можно найти два рядом растущих дерева. Между ними следует натянуть любую веревку, скакалку или резинку.

Каждый игрок должен пройти под данной веревкой. Здесь разрешается принимать участие неограниченному количеству детей. Сложность игры в том, что с каждым разом, после прохождения последнего участника, веревка опускается на двадцать сантиметров. И порой пройти под ней без сильного прогибания назад просто невозможно.



игра «самый гибкий»

Разнообразить игру можно добавив музыкальное сопровождение во время прогибания под веревкой, а усложнить, добавив еще несколько веревок в разных направлениях. Выбывает участник только тогда, когда задевает собой какую-либо сторону веревки.

Игра «самый гибкий» способствует развитию координирования каждого своего движения и умения проявлять ловкость в сложных ситуациях.

Игра для проведения на улице «Светофор»

Данная игра одна из самых популярных в детских садах и школах. Ее часто проводят и в оздоровительных лагерях,чтобы привлечь и как-то заинтересовать детей. Ее суть очень проста:

  • В игре может принимать участие неограниченное количество детей
  • Ведущий выполняет роль, так называемого «светофора». Он должен четко обозначить границы игры и показать их каждому участнику
  • Территория, предназначенная для игры делится на две половинки. Все участники собираются на одной стороне
  • «Светофор» становится ровно на границе двух половинок и поворачивается спиной к участникам
  • Задание «светофора» назвать один из цветов и резко повернуться к участникам
  • Каждый участник внимательно изучает свою одежду на имение этого цвета и если он есть у него — это проходной билет прямо на противоположную сторону
  • Остальные участники, которые не имеют данного цвета, должны пытаться всеми способами пройти на другую половину
  • «Светофор» пытается поймать кого-нибудь и если ему это удается, пойманный игрок либо выбывает, либо становится новым «светофором»


игра «светофор»

Игра учит детей быстро реагировать на обстоятельства и требует умения быстрого принятия решения, а так же ловкость.

Развлекательная игра «Охотники» для детей

Эту игру можно проводить как на свежем воздухе, так и в помещении. В ней может принимать участие неограниченное количество детей разного возраста. Особенность игры является ее главный атрибут — карточка. До начала игры ведущий перечисляет всех участников и записывает имя каждого на отдельной карточке. Карточки перетасовываются и даются детям для вытягивания.

Чтобы игра получилась забавной и интересной, обязательным условием является полное знакомство детей друг с другом. Только тогда они смогут реагировать должным образом. Всем детям нужно объяснить, что они — охотники. Задание охотника — поймать «дичь». Дичью является тот участник, имя которого написано на карточке.



игра «охотники» на природе

Во время первого розыгрыша игры дети еще не будут знать, что каждый из них одновременно и охотник и дичь. Все дети собираются на одной территории, желательно в это время включить музыку, чтобы они смогли танцевать. Все это время каждый охотник пристально и незаметно следит за своей дичью. Когда музыка заканчивается, охотники хватают дичь. Каково будет удивление и радость всех участников, когда они все вместе схватят друг друга и игра окончится дружными объятьями!

Игра организовывает вместе детей в один дружный коллектив, обучая их общению и способу взаимодействовать друг с другом, тренируя ловкость и быструю реакцию.

Подвижная игра с мячом «Горячая картошка»

Это очень простая и понятная всем игра. Она требует неограниченного количества участников и один мяч, который будет воплощать собой горячую картошку. Почему горячая картошка? — Задача детей молниеносно быстро передавать друг другу мяч, чтобы не «обжечься».

  • Все участники должны построиться дружно в один большой круг
  • Мяч передается быстрыми движениями от участника к участнику
  • Все это время передачу мяча может сопровождать веселая музыка
  • Когда музыка останавливается или же ведущий говорит простую фразу «стоп». участник у которого задержался мяч — выбывает
  • Игра продолжается до тех пор, пока не останется всего один участник — победитель


игра «горячая картошка»

Игра учит детей быстро реагировать на команды, координировать свои движения, проявлять ловкость, смекалку.

Подвижная игра для детей «Море волнуется»

Дети очень любят эту игру и ее успешно можно проводить как на улице, так и в помещении. Она позволяет детям развивать координацию движений, развивать эстетические навыки и тренировать гибкость.

  • Дети делятся на участников — «морские фигуры» и ведущего
  • Ведущий поворачивается спиной к остальным участникам и читает слова:
    «Море волнуется — раз,
    Море волнуется — два,
    Море волнуется — три,
    Морская фигура на месте замри!»
  • Во время чтения ведущим слов все дети выполняют танцующие движения и после окончания принимают любую форму
  • Ведущий оценивает красоту фигур и ходит между ними
  • Проигравшим оказывается тот участник, который пошевелиться или засмеется в то время, пока ведущий будет ходить между фигурами
  • Показывать одну и ту же фигуру несколько раз — нельзя


игра «море волнуется»

Подвижная игра «Кошки-мышки» для детей любого возраста

Эта игра очень популярна в детских садах и начальной школе. Это активное развлечение для детей любого возраста. Принимать участие в игре может неограниченное количество детей. Все они становятся в круг, заранее определив одного в роль «кошки» и еще одного в роль «мышки».

  • Все дети формируют круг и держатся за руке, как в хороводе
  • Мышка должна находится снаружи круга, а кошка — внутри
  • Задача кошки поймать мышку, а задача круга — не позволить это сделать
  • Именно тот факт, что дети держаться за руки — не дает кошке проникнуть в центр круга, они стараются препятствовать всеми способами
  • В это время движения мышки не ограничены и она свободно может передвигаться как в кругу, так и за его пределами
  • Когда кошка наконец-то поймает мышку, мышка принимает роль кошки, а все остальные участники выбирают мышку
игра «кошки мышки» на улице

Игра учит детей быстро реагировать, проявлять смекалку и координировать свои движения, плюс ко всему она учит детей общаться друг с другом.

Развлекательная подвижная игра «чернило и перо»

Эта игра предполагает большое количество детей для игры. Все они делятся на две команды равные по количеству, которые размещаются друг от друга на хорошем расстоянии. Все они становятся в шеренгу и держаться за руки.

  • Одна из команд читает слова:
    «Черное чернило, белое перо.
    Отдайте нам … (имя ребенка) и больше никого»
  • После этих слов названный ребенок разбегается и пробегает сквозь сомкнутые руки команды
  • Если ему удается разорвать цепь, он забирает одного из участников, которого коснулся и уводит его в свою команду
  • Если ему не удается разорвать цепь, он остается в противоположной команде
  • Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один участник


игра «черное чернило, белое перо»

Игра учит детей общаться в коллективе, быть одним целым и с точностью координировать свои движения.

Видео: «Подвижные игры для детей»

Разноцветный шарик

Учитель зачитывает строки стихотворения В. Суслова.

Разноцветный шарик

По дорожке скачет,

По дорожке, по тропинке,

От березы до осинки,

От осинки поворот —

Прямо к Ире

В огород!

Играющие перекидывают воздушный шар (мяч) по кругу. Получивший шар отбивает его от пола, после чего все разбегаются, а водящий старается «осалить» шаром убегающих участников игры. Игрок, в которого попал шар (мяч), вновь приглашает всех в круг и вбрасывает мяч любому игроку. Шар вновь передается по кругу.

Дождик

Учитель предлагает играющим свободно разместиться в классе. Затем объясняет условия игры, после чего декламирует стихи И. Токмаковой.

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал.

И устал, и перестал!

Все исполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры застывают. Ведущий, проходя мимо них, замечает того, кто шевельнулся. Он выходит из игры.

Вновь ведущий и группа ребят, выбывших из игры, декламируют стихотворение. Звучит оно звонко, задорно, но не очень быстро. Движения могут быть самыми разнообразными, но стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения. Возможно поощрение «самого стойкого» участника игры.

Веселый топор

В эту игру можно играть и на улице, и в помещении. Ребята становятся в круг, руки держат за спиной. Ведущий, проходя за игроками, прячет у любого игрока небольшой предмет — «маленький топорик». Затем все вместе (или ведущий) произносят текст стихотворения И. Демьянова. Тот из играющих, на кого пришлись последние слова (но желательно не тот, у кого спрятан предмет), идет искать топор.

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор,

Стал Егор чинить забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор!

Треугольный колпак

Игра развивает внимательность и координацию движений. Играющие произвольно размещаются по кругу в классе. Ведущий объясняет условия игры, затем произносит слов:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если колпачок треугольный,

То это не мой колпак.

Повторяя слова второй раз, игроки на слове «треугольный» показывают треугольник из пальцев. Далее, кроме показа треугольника, играющие должны на слове «мой» легко ударить себя в грудь. Затем, показывая треугольник и на себя, играющие должны на слове «колпак» прикоснуться к голове. В дальнейшем все играющие вместе с ведущим произносят слова и выполняют все 3 действия. Слова повторяются все быстрее и быстрее с каждым повтором. Сбившиеся выходят из игры и только повторяют слова. Выигрывает тот, кто не собьется.

Будь внимателен!

Игра стимулирует внимание, способствует обучению, быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Ребята стоят группой, свободно, но на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Звучит маршевая музыка (или любая ритмическая). Дети маршируют под музыку, возможно выполнение танцевальных движений.

При этом руководитель игры произвольно с разными интервалами дает команды. Дети должны реализовать движения в соответствии с командой.

Например:

«Зайчики!» Дети прыгают, имитируя движения зайца.

«Лошадки!» Дети ударяют ногой об пол.

«Раки!» Дети пятятся назад.

«Птицы!» Дети бегут, раскинув руки (имитация полета птиц).

«Цапля!» Стоят на одной ноге.

«Лягушка!» Приседают и скакачут вприсядку.

«Собачки!» Дети сгибают руки (имитация движения, когда «собака служит») и лают.

«Курочки!» Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «Ко-ко-ко».

«Коровки!» Дети встают на руки и ноги и произносят «Му-му!»

Игра может длиться 20—25 мин. По окончании игры учитель отмечает самых внимательных.

Зеваки

Игра способствует развитию волевого (произвольного) внимания.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. Возможно музыкальное сопровождение в темпе марша. По сигналу ведущего играющие останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры.

Вот так позы!

Игра может быть использована для развития наблюдательности и памяти, она будет способствовать развитию раскованности ребят, их коммуникативных способностей.

По желанию детей из группы выбирают пять игроков. Один из них — водящий, остальные — зрители. Дети показывают водящему «свои позы». Он обходит детей и запоминает их позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет позы в той последовательности, в которой он их увидел.

«Зрители» кричат, правильно повторяется поза или нет. Если неправильно, один из «зрителей» (по желанию) выходит «на сцену» и повторяет позу.

Игра повторяется 2—3 раза, пока все не удостоверятся, что позы показаны верно.

Загадочные пословицы

А эта игра способствует развитию речи младших школьников, логического мышления, приобщает к истокам устного народного творчества.

Учитель предлагает простые пословицы. Ребята должны объяснить, что она означает, какой смысл в нее заложен, почему она возникла в обиходе людей.

Дело мастера боится.

Всякий мастер на свой лад.

На все руки мастер.

Портной испортит — утюг загладит.

Картошка поспела — берись за дело.

Без труда и в саду нет плода.

Каков уход, таков и плод.

Больше дела — меньше слов.

Всякий человек в деле познается.

Горе есть — горюй, дело есть — работай.

Без дисциплины жить — добру не быть.

Заработанный хлеб сладок.

У кого сноровка, тот и действует ловко.

Статьи по теме: