Кто такой меняла определение по истории. Системное ростовщичество. От средневековья до наших дней. Смотреть что такое "Меняла" в других словарях

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы расскажем, чем занимались люди, именовавшиеся менялами. На вопрос "Кто такие менялы?" каждый ответит по-своему, так как представление об этих людях весьма различно. Не забывшие суровые девяностые годы вызовут в памяти группу суровых мужчин крепкого телосложения, тусующихся возле рынков или обменных пунктов с табличками "ЗОЛОТО. ВАЛЮТА". У других перед глазами всплывут яркие кадры фильма "Менялы", где по красивым южным городам нашей страны едет весёлая парочка, выменивая мелочь в одну, две и три копейки перед реформой 1961 года.

Причины появления менял

Однако профессия менялы уходит вглубь веков. Это не столь древнейшая профессия, как охотник или землепашец, но возраст её солиден. Неизбежность её возникновения появилась в момент, когда донельзя актуальной стала проблема одних продуктов человеческого труда на другие. До появления денег проблему решал некий универсальный товар, которого придерживалось население конкретной местности. Где-то это были красивые камешки определённой породы, где-то даже мельничные жернова, а в иных местах ценные шкурки пушного зверя (впоследствии это отразилось в наименовании денег: название мелких монет "куны" произошло от "куницы", а "веверицы" и "векши" получили имена от местных названий беличьих шкурок). Но на пересечении торговых путей становилось непонятно, сколько камешков эквивалентно жёрнову или сколько цветных ракушек отдать за шкурку куницы. В этих местах обязательно должен находиться человек, знающий толк в обмене.

Как работали менялы


Условия труда первых менял нельзя назвать роскошными. Утром меняла приходил в порт или на рынок и ставил в оживлённом месте самую обычную скамейку и целый день вершил обменные дела, не забывая о своей выгоде. Когда "универсальные товары" уступили место деньгам, актуальность труда менялы лишь возросла. Ведь мир тогда состоял из небольших территорий, каждой из которых владел какой-нибудь именитый человек. И этот человек не упускал возможности запустить в оборот собственные деньги . Кроме того, из дальних стран прибывали важные купцы, доставая диковинные монеты, которые тоже требовалось обменять на какую-нибудь из местных валют. Теперь меняла уже не ставил скамью на видном месте, а работал в помещении, заимев штат помощников и охранников.

Особенности работы менялы


Казалось бы, профессия легче не придумать. Сиди себе и меняй одни денежки на другие. Но это далеко не так. Меняла должен был держать в уме гибкий обменный курс всевозможных монет окрестных земель и дальних государств. Меняй он себе в убыток, разорение неизбежно. Обменивай с высокой курсовой разницей , немедленно потянутся слухи о жадном барыге, и народ побежит в другую лавку к более ловкому меняле. Опасности крылись также в огромном количестве фальшивых денег, которые надо было немедленно идентифицировать и с негодованием возвращать посетителю. Но и настоящие деньги таили неприятные сюрпризы. До появления гуртового оформления догадливые люди трудолюбиво опиливали края золотых и даже . А местные царьки то и дело норовили в сплав для монет добавить поменьше драгоценного металла и побольше дешёвого. Кроме того, в кубышке средневекового менялы всегда должен находиться запас наиболее популярных монет крупного и мелкого достоинства, который следовало зорко беречь от воров и грабителей.

Инструменты менялы


Квентин Массейс, "Меняла с женой" (около 1510-1515, дерево, масло. 71x68)

Теперь для работы меняле требовался целый арсенал. Главную роль здесь играли весы. Именно они сразу помогали выявить среди схожих по виду золотых странный экземпляр, сильно отличавшийся по массе. Как только появились увеличительные стёкла, их взяли на вооружение представители данной профессии. Требовалось и оборудование для определения лигатуры неизвестных монет, попавших в распоряжение менялы различными путями. Частенько обменными делами занимались ювелиры. И наоборот, меняла, накопивший достаточное количество монет из благородных металлов , мог сменить профессию. Наверное, именно тогда редкие монеты уже опознавались менялами и откладывались в сторону для продажи их первым коллекционерам.

От лавки менялы до банковского офиса


В этот монет произошла важная эволюция в профессии менялы. Накопленный запас не только осуществлял рабочие обмены "операционного дня", но и позволял одалживать нуждающимся деньги под проценты. Так менялы превратились в ростовщиков, так как проценты дохода здесь заметно превышали прибыль от обменных операций. Грозные и суровые ростовщики навсегда остались героями классической литературы. Но самые гибкие из ростовщиков кроме выдачи денег в рост осваивали и смежные специальности. Лавки ростовщиков переродились в банковские учреждения, охватывающие большой спектр финансовых операций. Отмечают интересную эволюцию английского слова "Bench" и итальянского "Banco" ("скамейка" или "лавка") в общеизвестное значение "Bank". Но обменные операции , утратившие главенствующую роль, продолжают оставаться одним из направлений деятельности банковских учреждений. И около витрин с логотипами известных банков непременно сияют электронные доски с обозначением купли-продажи ряда валют, пользующихся наибольшей популярностью.


Кадр из фильма "Боны и покой" (производство ЧССР)

Свободное хождение валюты в СССР было запрещено. Обмен иностранной валюты являлся уголовно наказуемым деянием. Однако потребность в валюте существовала. Отъезжающим за рубеж туристам по официальному курсу меняли фиксированную и очень незначительную сумму, да и в пределах страны граждан манили витрины магазинов "Берёзка". Поэтому граждане, осуществлявшие обмен советских дензнаков на зарубежные, действовали на свой страх и риск во всех крупных и портовых городах. И не только в СССР, но и в любой социалистической стране. Об их опасной, но полной приключений жизни, может поведать чехословацкая картина "Боны и покой". В нашей стране таких трудяг называли "валютчики". Прозвище закрепилось после крушения социалистического блока. А валютчики стали действовать в открытую, предлагая более выгодный курс, чем банки. Их ряды пополнили бывшие фарцовщики и даже бандиты, поэтому доля криминала в их среде частенько зашкаливала.


Современные менялы

В туристических местах остались и мелкие лавочки, занимающиеся только обменом зарубежных расчётных знаков на местные. А возле рынков мы и теперь можем увидеть суровых людей с табличками "ВАЛЮТА", хоть и не в таком количестве, как в конце прошлого века. Следовательно, можно отметить, что для кого-то обмен продолжает оставаться основной профессией. Тем же, кто не планирует делать это основным источником дохода, будет полезно перенять основные навыки менял: в совершенстве разбираться в нумизматическом материале, который может случайно оказаться в ваших руках. И тогда вместо огорчения, что в автобусе на сдачу вместо российской десятки вам подсунули двадцать евроцентов, будет маленький укол радости, что сегодня выпала удача прикупить чуток валюты по очень выгодному курсу.


Менялами обычно становились ювелиры . Они проверяли подлинность монет и постоянно держали запасы монеты различных государств.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Меняла" в других словарях:

    Меняльщик, пеняжник, меновщик, чейнджер Словарь русских синонимов. меняла сущ., кол во синонимов: 8 аргентарий (2) … Словарь синонимов

    Лицо, занимающееся обменом денег, валюты на коммерческой основе. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    МЕНЯЛА, менялы, муж. (разг.). Занимающийся разменом денег. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Лицо, осуществляющее за определенную плату обмен денег, валют. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Лицо, осуществляющее обмен денег, валют за определенную плату … Энциклопедический словарь экономики и права

    I м. и ж. разг. Тот, кто занимается разменом или обменом денег, получая за это определённый процент. II м. и ж. разг. Тот, кто занимается обменом одних вещей на другие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Меняла, менялы, менялы, менял, меняле, менялам, менялу, менял, менялой, менялою, менялами, меняле, менялах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    Меняла - лицо, занимавшееся обменом монет, а также торговлей ими … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    меняла - мен яла, ы, муж … Русский орфографический словарь

    меняла - лицо, занимающееся разменом денег, покупкой и продажей монеты и денежных знаков … Справочный коммерческий словарь

Книги

  • Меняла , Виктор Ночкин. Он покидал город юным романтиком, мечтавшим повидать дальние страны и познакомиться с интересными людьми... А вернулся калекой, испытавшим на собственной шкуре всеужасы войны. Однако…

Часть III

Иудейско-протестанский период: Банк Амстердама — Центробанк работорговли

Менялы и ростовщики известны с давних времен, но это была совсем не престижная профессия. В Древнем Риме, например, ростовщичеством занимались не римские граждане, а жители итальянских городов - латины. На них, не пользовавшихся правами гражданства, не распространялись и обязанности граждан. Они не подлежали наказаниям, определенным законом за ростовщичество (между тем, одной из причин убийства Юлия Цезаря считается его запрет чеканки монет менялами ).

Христианство изначально отрицало ростовщичество. Между тем, в католической Европе в средние века наиболее известными менялами уже были:

Италийские (ломбардские и венецианские ) менялы - приобрели силу с XII века. Генуя и Венеция, получили преимущества от восстановившейся средиземноморской торговли по «дороге пряностей» с началом крестовых походов - итальянцы покупали товары у арабских купцов в Александрии и перепродавали их по всей Европе. Расцвет Флоренции и Сиены был в основном связан и с банковским делом . Помимо того, что золото, полученное при разграблении православного Константинополя, закладывает основу главных банков, еще и папа римский поручает ростовщикам из этих городов собирать церковную десятину, с которой (при очередном нарушении церковных догматов), им было разрешено получать свой процент. Таким образом, в руках италийских банкиров оказались огромные капиталы, а по их векселям можно было получить деньги у ростовщиков в других городах и странах.

При этом и само слово «банк» происходит от итальянского «banca» - стол, на котором средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты. «Bancherii» - так назывались уже в XII веке менялы в Генуе. Здесь же кроется и происхождение слова банкрот - когда меняла злоупотреблял чьим-либо доверием, происходило «banco rotto» (переворачивание стола).

Тамплиеры – первые «глобальные» ростовщики средневековья, перед разгромом в 1307 году Ордена «финансовых олигархов» успевают вывести значительные средства организации в Италию и Испанию .

Еврейские менялы – «вечные ростовщики» - никогда не были обременены ограничительными христианскими догмами, кроме того, в свое время они фактически слились с кланом жрецов, а затем, после разрушения Иерусалимского храма, распространились по всему миру. При этом в иудаизме ростовщичество стало не просто частью религиозной составляющей, но и финансовым оружием , направленным против последователей конкурирующих религии, в первую очередь христианства.

Финансовый кризис средневековья

и последовавшая за ним эпидемия чумы прошли на убыль, существенно расчистив и экономическое пространство для новых выгодополучателей . При этом в Европе не было ни единого, пускай даже самого мелкого государства, которое бы не претендовало на монету собственной чеканки для целей внутреннего обращения. Вольные города Германии, итальянские города, принципаты-области в составе Империи или западных королевств имели собственные монетарные системы, что значительно усложняло торговые отношения.

Власти неоднократно предпринимали попытки стандартизировать денежное обращение, выпуская постановления, определявшие обменные курсы и законную ценность монет. При этом не всем монетам придавали законный статус – незаконными объявлялись подрезанные или изношенные, а также монеты с пониженным содержанием металла, однако они продолжали обращаться наряду с полноценными деньгами - монетные дворы были заинтересованы в том, чтобы снизить качество монет, поскольку кредиты могли погашаться неполноценными деньгами по курсу, предписанному постановлением. Легковесные копии местных монет создавались и намеренно.

Поэтому не удивительно, что для торговых центров возникла необходимость в урегулировании расчетов и изолирования экономики города и ее платежной системы от издержек мультимонетной денежной системы. Так в европейских городах стали появляться обменные банки.

Муниципальные банки «ренессанса»

Прочтя вышеизложенное, не возникает особых вопросов, почему первые муниципальные банки были образованы сначала в Испании (где сефарды при королевском дворе традиционно занимали посты казначеев и арендаторов налогов ) - в Барселоне в 1401 г., а спустя несколько лет в Валенсии. Чуть позже (уже продолжателями «славных традиций» италийских ростовщиков), в 1407 г. основан банк Генуи, в 1472 муниципальный банк Сиены , а в 1587 г. - в Венеции.

Наученные крахом флорентийских банковских домов и вооруженные системой учета, разработанной тамплиерами , новые расчетные банки имели стопроцентные резервы в форме монет и слитков драгоценных металлов. Коммерческие обязательства урегулировались путем трансферта депозита со счета одного клиента банка на счет другого без какого-либо финансового риска.

Нужно отметить, что уже в то время расчеты по большинству крупных и внешнеторговых сделок проводились не в монетах, а в частных обязательствах. В Европе того времени существовало два типа частных обязательств: «внутренние деньги» менял и векселя. Деньги менял (частных банков) представляли собой обязательства сети менял (в основном связанных между собой родственными связями), которые принимали на хранение депозиты. Менялы работали в крупных международных торговых центрах, таких как Венеция или Амстердам. Помимо операций по размену иностранных монет, менялы предлагали и разнообразные платежные услуги, включая прототипы чеков на предъявителя и денежные переводы. Они также выступали посредниками между кредитором и заемщиком. Должник мог освободиться от обязательств, оплатив свой долг через менялу.

Международные платежи и большая часть коммерческого кредитования формально осуществлялись без посредничества менял. Расчеты по ним проводились с помощью второго типа внутренних денег — векселей. Они представляли собой обращающиеся долговые обязательства, приемлемые для обеих сторон сделки. Если вексель был выписан в отдаленном регионе, его погашали через менялу в крупном торговом центре. Меняла всегда имел выбор — платить в полновесных или легковесных монетах. Снижение качества монет в экономическом плане представляло собой форму их наживы (отсюда и заинтересованность в производстве «легковесных монет»).

За это же время произошло важное событие, резко оживившее экономическую жизнь Старого Света - с открытием нового континента Колумбом, в Европу хлынул поток драгоценных металлов. Так Запад, за счет ограбления Америки, получил мощный финансовый толчок. Второй, после ограбления православного Константинополя.

Но мощный внешний приток золота не пошел Испании, погрязшей в роскоши, на пользу, а лишь взвинтил цены и отвратил людей от повседневного труда. Золото, тем временем, перетекало в Европу. Вместе с ним в Европу перетекли и местные «финансисты» - испанские евреи «сефарды». Они же и во многом и поспособствовали выводу капиталов из страны.

Еврейство в Нидерландах.

Неизвестно, когда евреи впервые появились на территории современных Нидерландов. Первые документальные сообщение о еврейских ростовщиках относятся к 1146 г . Более подробные сведения начинаются с 13 в. После провозглашения независимости Нидерландов от Испании (Утрехтская уния, 1579 г, предоставила право каждой провинции (штату) самостоятельно решать многие вопросы, в том числе вероисповедания), население страны, в первую очередь Амстердама, существенно пополнилось за счет протестантов (из Франции, Фландрии и Вестфалии) и крещеных евреев (марранов) - из Португалии и Испании (от еврейского названия которой - Сфарад - и произошло слово «сефарды»).

Последующий захват Антверпена (1585) испанцами в ходе Восьмидесятилетней войны, приводит к массовой миграции в Амстердам антверпенских торговцев, ремесленников и огромного количества евреев, которые принесли с собой технику огранки алмазов.

2 октября 1596 г. в доме марокканского посланника в Соединенных Штатах Нидерландов амстердамские евреи организовали центр по обращению в иудаизм португальских марранов, переселившихся в Голландию. Первые раввины были приглашены из Германии, которые читали проповеди по-немецки, а переводчик доводил сказанное по-португальски. Большая часть религиозной литературы для них печаталась в Амстердаме на португальском и испанском.

Евреи, за счет вывезенного из Испании золота, очень быстро восстановили свой финансовый статус , в 1602 г. была организована Ост-Индская торговая компания, а в 1608 г. в Амстердаме была отстроена первая синагога. Еврейская община настояла на широкой автономии, включавшей право суда над членами общины, а также право на цензуру печатных изданий, отказавшись при этом от большинства прав и обязанностей граждан Амстердама. Финансовая мощь и численность амстердамской общины евреев в первой половине 17 в. постоянно возрастала, но многие «новообращенные» отвергли «ценности иудаизма». За это в 1624 г. был предан «херему» - отлучению от синагоги (а в последствие и убит) философ Габриэль Дакоста (Уриель Акоста) , а в 1656 г. – философ Барух (Бенедикт) Спиноза .

Во главе работорговли

Во всех энциклопедиях скромно пишут, что Нидерланды стали торговым и финансовым центром Северной Европы, а 17 век называют « Золотым Веком» Нидерландов » . Но чем же таким интересным торговала «свободная Нидерландская Республика», образованная «европейскими изгоями» – протестантами и евреями (последователей религиозных течений, ставящих богатство в ранг религиозных добродетелей), - что позволило им так быстро обогатиться?

Торговцы из Нидерландов продавали специи из Индии и Индонезии, основали колонии в Бразилии, Северной Америке, Южн. Африке и Карибском регионе, но, в первую очередь, богатство Нидерландов увеличивалось посредством работорговли . С 1619 они начали перевозку рабов между Африкой и Америкой, для повышения доходности и централизации работорговли в 1621 г. организована Вест-Индская торговая компания с совместным еврейско-протестантским капиталом. «Вест-индская компания, которой принадлежало право на ввоз рабов из Африки, продавала их на аукционах только за наличный расчет, а наличные деньги в то время были в руках у евреев. Покупатели, которые появлялись на аукционах, также являлись евреями и из-за отсутствия конкурентов скупали рабов по низким ценам. С другой стороны, не существовало конкуренции также и при продаже рабов плантаторам и другим покупателям. Большинство плантаторов покупали в кредит, надеясь на хороший урожай сахара в следующем году. Доходы превышали 300% ставку на живой товар. Если случалось так, что дата аукциона совпадала с еврейским праздником, аукцион откладывался » . Так началось формирование «новой системы международных экономических отношений на кредитно-финансовой основе ».

В 1626 году «новые голландцы» основывают колонию Новый Амстердам (переименованный позже в Нью-Йорк).

Вывоз рабов из Африки, их продажа в Южной Америке , покупка на вырученные деньги сахара и других товаров, с целью их торгового обмена на ром и прочие товары, производимые в колониях Северной Америки, затем их окончательная перевозка в Европу оказалось очень прибыльным делом. Такая схема была названа « Торговлей по золотому треугольнику ». Цена любого товара (будь то рабы, ром или сахар) на каждом звене этой торговой цепи после перевозки возрастала в несколько десятков раз, обеспечивая дельцам быстрое обогащение. При этом многочисленные документы и свидетельствуют о том, что наиболее влиятельными работорговцами в европейском обществе были евреи , которые сосредоточили в своих руках торговлю рабами не только на территории американских колоний, но на территории всего Нового Света .

Ограбление Африки - третье ограбление, совершенное Европой – баснословно обогатило голландских (еврейско-протестанских) работорговцев.

К 1650 «свободные Нидерланды» становятся главной работоргующей страной в Европе (к 1700 это звание перешло к Британии вместе самими торговцами рабами). Порт Амстердама стал европейской столицей работорговли – его использовали до 12 тысяч кораблей, большая часть которых перевозила рабов и для многих соседних европейских стран. За счет работорговли «страна изгоев» - протестантов и евреев - переживала экономический и культурный расцвет. При этом Нидерланды были республикой, ей правил не король, а аристократия торговцев, называемых регентами .

Кстати, именно этот путь «европейской модернизации» позже воспринял и молодой Петр I , прошедший «свои университеты» в наиболее «передовой европейской державе» – окончательное превращение крестьян и ремесленников в рабов произошло в результате его реформ.

После войны с Испанией (1648) в Амстердаме переселилось еще большое число бывших марранов, перевезших с собой много золота, вывезенного Испанией из Америки. Еврейские предприниматели активно занимаются биржевыми операциями, табачной торговлей. Целиком в их руки переходит обработка алмазов. Но основным источником дохода продолжает оставаться торговля по «Золотому треугольнику».

Именно в эту пору быстро стало возрастать участие евреев и в крупном бизнесе. Во второй половине 17 в. увеличились банковские вклады евреев, вскоре появились крупные банкиры-евреи, дававшие ссуды правителям Нидерландов (о чем чуть подробнее мы расскажем ниже).

_______________________

так, например, в «просвещенной» Франции локальная наличность, чеканившаяся параллельно с королевской, стала исчезать лишь только с 1715 г., чтобы освободить место единой валюте.

Banco di San Giorgio учреждён объединением менял Генуи, размещался в палаццо Сан-Джорджо . Банком управляло четыре выборных консула (схема, повторенная позже в Банке Нидерландов). После падения Константинополя банк осуществлял непосредственное управление генуэзскими владениями. В пору своего расцвета банк выдавал ссуды Риму и Карлу V .

Колумбу в основном помогал Мартин Алонсо Пинсон . Один из кораблей, — «Пинта» — был его собственный, и снарядил он его за свой счёт; денег на второй корабль он дал Христофору в долг, чтобы Колумб мог сделать свой формальный вклад по договору. На третье судно деньги выдали местные марраны (крещёные евреи) в зачёт своих платежей в бюджет –

при испанском дворе деньгами распоряжались трое марранов: Луис де Сантагель , арендатор королевских налогов, королевский казначей Габриэль Санхец и королевский камергер Жуан Кабреро . Именно под влиянием их рассказов о бедственном положении казны и неимоверных богатствах Индии, королева Изабелла предложила отдать свои драгоценности в заклад для получения средств на снаряжение экспедиции. Сантагель, арендатор королевских налогов, быстро «нашел» эти деньги.

Любопытно, что Колумб вышел в открытое море 3-го августа 1492 года – на следующий день после того, как более 300.000 евреев, за отказ принятия христианства, были изгнаны из Испании. При этом вместе с Колумбом отправились в путь по меньшей мере пять евреев: переводчик Луис де Торрес (первым высадился на берег и поселился на Кубе, впоследствии стал «отцом» господствующего еврейского влияния в табачной торговле), фельдшер Марко , врач Берналь , Алонзо де ла Калле и Габриэль Санхец . Луис де Сантагель и Габриэль Санхец получили за свое участие в деле большие преимущества; сам же Колумб был изначально заключен в тюрьму, сделавшись жертвой козней корабельного врача Берналя .

Габриэль Да Коста рожден и вырос в Португалии, занимал пост казначея одной из церквей в родном городе Порто. Перебравшись в Голландию в 1617 году он занялся финансовыми делами, примкнув к влиятельному еврейскому банковскому дому Амстердама. После принятия иудаизма, сменив имя на Уриэля Акосту. По его собственному признанию, ему хватило всего нескольких дней, чтобы постичь глубину падения «иудейских мудрецов» и фарисействующих раввинов, за что был отлучен от иудаизма в 1618 г. После чего началась его травля, вынудившая его уехать из Амстердама в Гамбург, где его брат был совладельцем сефардского банка. Но травля продолжалась и там. После попытки примирения, когда ему было предложено пройти унизительное покаяние, Акоста по официальной версии застрелился. По другой информации он был убит.

Барух Спиноза пошел на развенчание мифа об «уникальности» евреев», в 1660 г. принял христианское имя Бенедикт и посвятил себя созданию пантеизма «спиносизма».

Wiznitzer, A. (1960). «Jews in Colonial Brazil» .p. 72-3. (Арнольд Аарон Вицницер , родился в Австрии 20 декабря 1899, доктор философии Венского университета, доктор иудаистики Еврейского Религиозного Семинара Америки, профессор Университета Иудаизма Лос- Анжелеса, публикуется в ряде научных журналов США и Бразилии, включая Journal of Jewish Social Studies и American Jewish Historical Society . Являлся президентом Бразильско-Еврейского Института Исторических Исследований).

Переселение евреев в Южную Америку (особенно в Бразилию) скоро приняло большие размеры. Евреи стали инициаторами захвата Бразилии Голландией в 1624 году, когда оккупанты были разбиты и изгнаны в 1654 году, они бежали в голландскую колонию Нью-Амстердам (Нью-Йорк). Когда их высадку пытался не допустить губернатор Питер Штувесант , его к этому понудила Голландская Вест-Индская Торговая Компания, где евреи владели крупными долями.

Когда же в новой колонии по многим причинам им было воспрещено занимать розничной, они занялись чисто оптовой и экспортной торговлей, в которой быстро стали монополистами. Они создали морское страхование и занялись продажей того, что сегодня называется second hand, особой их любовью пользовалась меховая торговля. Но основной доход им принесла именно торговля по «Золотому треугольнику».

Нью-Йорк сделался центральным пунктом еврейства. Хотя во время американской революции большинство евреев бежало в Филадельфию, но при первой возможности возвратилось обратно. Город «стал местом, где весь американский ввоз и вывоз облагается пошлиной, местом, где продуктивная работа всей Америки платит дань хозяевам денег. Городская территория целиком находится в еврейских руках и в списке домовладельцев лишь изредка можно встретить не еврейское имя.. Неудивительно, что еврейские писатели… вдохновенно провозглашают, что Соединенные Штаты являются обетованной землей, возвещенной Пророками, а Нью-Йорк новым Иерусалимом… В течении 50 лет еврейское население Соединенных Штатов с 50.000 возросло приблизительно до 3.000.000. Между тем, во всей Британской Империи 300.000… Численное отношение еврейского народонаселения в Великобритании и Соединенных Штатах показывает, что громадная сила, которой пользуются международные еврейские финансисты, не является последствием их числа… евреи всегда сохраняли свои особенности, не занимались обычными промыслами или сельским хозяйством и никогда не придавали значения производству предметов потребления, но всегда торговали только готовыми » (Г. Форд). Сегодня только в Нью-Йорке живет около 2 млн. евреев

«Еврейские купцы играли важную роль в работорговле. Практически во всех американских колониях, были ли они французскими, британскими или голландскими часто господствовали еврейские купцы... Исаак Да Коста из Чарльстона в 1750-х, Дэвид Франке из Филадельфии в 1760-х и Аарон Лопес из Ньюпорта в конце 1760-х и начале 1770-х годов лидировали в еврейском работорговчевском бизнесе на американском континенте » (Raphael, Marc. (1983). Jews and Judaism in the United Slates; A Documentary History. New York: Behrman House. Inc. Vol. 14. Марк Рафаэль являлся редактором журнала Истории Американских евреев, Американо-Еврейского Исторического общества Университета Брандиса, Массачучетс).

«В Северной Америке самым крупным работорговческим центром был Ньюпорт в Род Айленде. Ньюпорт образовывал осевую точку трехгранной торговли рабами, ромом и черной патокой. Здесь, в центре работорговли, находится самая старая синагога в Америке и крупнейшая еврейская община в американских колониях. Аарон Лопез, еврей португальского происхождения и житель Ньюпорта, был одним из наиболее могущественных работорговцев Южной и Северной Америк. Ему принадлежала дюжина кораблей, на которых тысячи негров импортировались в восточное полушарие. В результате только двух путешествий его корабля «Клеопатра» погибло около 250 негров » (Platt, Virginia B. (1975). And Don"t Forget the Guinea Voyage: The Slave Trade of Aaron Lopez of Newport. William and Mary Quarterly. Vol. 32, # 4).

Сведения об уровне смертности работорговли Аарона Лопеза не поражают Якоба Маркуса , известного еврейского историка: «Что еще можно сказать об этой выдающейся фигуре? » (Marcus, J. (1970). The Colonial American Jew: 1492-1776. Detroit, Michigan: Wayne State University Press). «Хотя Лопез и обогатился именно за счет колоний, он нарушал антибританское соглашение на ввоз товаров из-за рубежа в период революции, поддерживая интересы скорее Британии, чем колоний » (Marcus, J. (1974). The Jew and the American Revolution. Cincinnati, American Jewish Archives. 3/3)

Шумит рынок. Купцы наперебой зазывают покупателей в лавки, расхваливают товар. Люди спорят, торгуются, дерутся. Звенят глиняные горшки. Это гончар стучит по ним палкой, чтоб показать прочность. В другом конце слышится перебор струн, мелодичный свист. Там продают музыкальные инструменты. Лязгает железо, оглушительно ревут быки, лают бездомные собаки.

Но есть на рынке место, где стоит тишина. Лишь по временам раздаются тихие голоса да чистый звон монет. Здесь лавка менялы. Важно восседает он за столом с весами и кучами монет.

Каких только монет нет у менялы! Монеты старой и новой чеканки, здешние и других стран, целые и обрезанные… Чем только не расплачивается народ на рынке. Все имеет свою ценность. Но поди разберись простой человек в этом разнообразии! Того и гляди, обсчитают тебя или фальшивую монету дадут. Никак без менялы не обойдешься!

Вот и идут к нему все. Он разменяет деньги, одни на другие обменяет, оценит достоинство любой монеты, поможет подсчитать, сколько нужно уплатить за покупку и какими монетами.

В X веке появились менялы в Европе. Восток и Греция знали их гораздо раньше.

Нужный человек меняла, хотя и немалую плату берет за свои услуги. Его стол «банко» - на рынке, на городской площади, а то даже в церкви – всегда окружен народом. Один из храмов города Монпелье так и назывался: «Собор блаженной Марии-менялы». Это потому, что там стоял банко.

Из одного этого можно понять, какой важной и выгодной была профессия менялы: церковь не возьмет под свою крышу бесполезного человека.

К выполнению своих обязанностей меняла допускался лишь после того, как давал клятву, что будет честно вести дела. Но клятва не мешала мошенничать.

Постепенно деятельность менял расширилась.

Слаба была в те времена государственная власть. Князья и короли мало заботились о достоянии своих подданных, каждый сам защищал свою жизнь и имущество. Если в городах еще была кое-какая стража, то сельские дороги кишели любителями легкой наживы. Да и в городах то и дело случались грабежи и разбои.

Дворянин, купец, лицо, состоящее на государственной службе, отправляясь в путь, обязательно брали с собой вооруженную охрану. Монастыри окружали свои владения стенами и держали ворота на крепком запоре. Нередко монахи брались за оружие, чтобы отразить разбойничьи нападения.

Невыгодно было каждому купцу всякий раз нанимать конвой, чтоб переправить монеты в другой город. За это брались менялы. Они собирали несколько поручений, составляли вооруженный караван и перевозили монеты куда нужно. За сохранность отвечал меняла. Купцам выгодно: рисковать не нужно, и меняла наживался.

В городах у менял были прочные сундуки и хитроумные тайники для хранения монет. Они нанимали сторожей. Им покровительствовала могущественная церковь. Вот почему многие состоятельные люди сдавали на хранение свои монеты менялам.

Принимая вклад, меняла записывал его в особую книгу. Забирал вкладчик деньги – все или часть, - и это записывалось. Так появились счета.

Купцы, чтоб не терять времени на кропотливую возню с деньгами, поручали менялам производить разные денежные расчеты: кому уплатить, с кого получить. И тогда менялам пришла в голову замечательная идея: совершать расчеты без денег. Платит один купец другому, меняла в счете первого уменьшает сумму вклада, а у второго – увеличивает. Монеты же в сундуках остаются неподвижными.

Счета были зеркалом, в котором отражалось состояние денежных дел вкладчика. Меняла знал тайны каждого: богат он или на кануне разорения, сколько ему должны или сколько он должен.

У каждого менялы много монет на хранении. Но деньги лежат без движения! А что, если часть их давать взаймы тем, кто нуждается? Но не даром, а за плату: взял сто монет – верни сто двадцать. Меняла знает, что никогда всем вкладчикам сразу не придет мысль забрать у него деньги. Значит, можно без опасения пустить их в оборот. Разве видно, чьи это монеты: свои или чужие?

Менялы появились в древние времена одновременно с возникновением торговли. Даже при примитивном обмене на рынке необходим был человек, который установит эквивалент при обмене шкур на бронзовый топор или глиняный горшок.

Первобытный меняла был человек уважаемый, способный решать споры; устанавливать торговые правила и коэффициент обмена. С появлением всеобщего эквивалента - металлических денег, менялы стали заниматься обменом монет одного государства на деньги другого. Менялы работали уже в Древней Греции. Они знали до тонкостей все пересчеты, сразу же могли определить, какая монета и какого государства лежит перед ними, сколько монет другого города нужно выдать за нее. Опытным глазом меняла мог в куче монет найти фальшивую. Античный философ Эпиктет говорил, что для этого менялы (в Греции они назывались «трапезиты») пользовались четырьмя чувствами: зрением, осязанием, обонянием и слухом.

В средние века менялами обычно становились ювелиры. Они проверяли подлинность монет и постоянно держали запасы монет различных государств. В Генуе с XII века менял начали называть банкирами (bancherii,- от итальянского banco, лавка, скамья; менялы производили свои операции за скамьями, поставленными на городской площади). Менялы, соединяясь в товарищества, часто покупали у сюзеренов и городов право чеканить монету. Купцы начали отдавать свои деньги на хранение менялам. При этом, сосредоточивая у себя их вклады, менялы могли осуществлять безналичные расчёты между торговцами, без той длительной процедуры, которая потребовалась бы для взвешивания и определения качества монеты.

Один из самых популярных библейских сюжетов, нашедших свое отражение в искусстве – Христос изгоняющий менял из Храма. Эта тема множество раз была запечатлена на гравюрах, к ней обращались такие художники средневековья, как Дюрер и Рембрандт ван Рейн. Когда евреи приходили в Иерусалим, то оплатить храмовый сбор они могли только специальной монетой номиналом в пол шекеля. Она представляла собой половину унции чистого серебра, которая в отличие от других монет не несла на себе изображения римского императора. Менялы захватили рынок размена этих монет, соответственно подняв на него цену, как на любой другой рыночный товар, пользующийся повышенным спросом.

Кроме описанного библейского сюжета, известны картины великих художников средневековья Квинтена Массейса - “Меняла с женой” (1514 год), Рембрандта - "Меняла" (1626-й год). Популярность образа была не случайной, в лавке итальянского менялы можно было обменять привезенные из Багдада золотые восточные динары на золотые флорины и при этом узнать, сколько серебра в византийской или венецианской монете можно получить за эти флорины, скажем, в Падуе. Итальянские торговые, финансовые дома и агентства, ведущие свое происхождение от лавок менял, стали прообразом крупных финансовых капиталистических предприятий. Уже в XIV в., на заре капиталистического общества, в Италии банкирские компании обладали колоссальными капиталами и пускали в оборот огромные вклады. Казалось, что меняла сидит безвылазно в своей лавке за широким столом и только перекладывает монеты из одной стопки в другую. На самом деле он в курсе всех политических событий, всех войн и интриг, которые могли повлиять на курс обмена.

В начале ХХ века профессия менялы практически исчезла в цивилизованных и высокоразвитых странах Европы и Америки, она была полностью вытеснена развитой сетью кредитных учреждений, занявших эту нишу финансовых услуг. Менялы изображались на почтовых открытках начала века больше как экзотика и пережиток, существующий преимущественно в слаборазвитых странах со средневековыми пережитками в экономике и финансах. В степных районах Средней Азии и в начале ХХ века еще сохранялись традиции натурального обмена скота, который происходил на специальных меновых дворах. На открытке Ташкент - Размен денег изображена сцена самого примитивного рыночного обмена денег, который по своей сути и форме дошел до нас с древних времен и местами сохранился до наших дней.

В Российской Империи меняльные лавки относились к мелким частно-кредитным предприятиям, занимающимся разменом денег, продажей в рассрочку билетов выигрышных займов, приемом вкладов и многими другими банкирскими операциями. Согласно статистических данных, на начало ХІХ века в России работало 2287 меняльных лавки. Законами от 24 июня 1894 и от 29 мая 1895 года, меняльные лавки были уравнены с банкирскими заведениями, в смысле учреждения над теми и другими одинаково строгого надзора со стороны Министерства финансов. Лица, желающие открыть Меняльные лавки, обязаны были заявить о том губернатору (или градоначальнику), с пояснением, "какие именно банкирские операции будут ими производимы ". Заявление передавалось в МФ, которое было вправе требовать от содержателей лавок сведений и объяснений, командировать уполномоченных для внезапного осмотра и проверки книг и делопроизводства и, в случае замеченных беспорядков или злоупотреблений в ведении дела, воспретить данной Меняльной лавке дальнейшее совершение тех или других операций. В частности установлен особый контроль за производством Меняльными лавками операций на золотую валюту.

Традиционно менялы работали в крупных портовых, торговых и ярмарочных центрах России, там где постоянный спрос на обмен различных валют не мог быть удовлетворен действующими финансово-кредитными учреждениями в силу каких-либо причин: негибкого графика работы, невыгодного курса, отсутствии котировок и т.д. На открытке, изданной в 1905 году В пользу Общины Св. Евгении изображен меняла, расположивший свой рабочий стол прямо на тротуаре перед зданием агенства банка «Лионский Кредит» на Ришельевской улице в Одессе. Напротив, через дорогу от него находилось отделение Южно-Русского Торгового банка, рядом на коротком промежутке до Дерибасовской улицы располагалось 5 банкирских контор и еще пол дюжины уличных менял, что абсолютно не мешало ему успешно вести свой бизнес.

В Иллюстрированном Путеводителе «Одесса» за 1900 год, на рекомендациях по поводу обмена денег было акцентировано особое внимание: «Как менять русские деньги на заграничные». Для едущих за-границу, удобнее всего разменять деньги на необходимые кредитные знаки или золотые монеты в русском городе. Особенно практично покупать перевод в банк на известный заграничный город, или кредитивное письмо. Кредититное письмо адресуется банкиру того заграничного города, в который отправляетесь. Согласно этому письму, банкир открывает вам кредит в франках, марках, фунтах стерлингов и т.п. в сумме приобретенной вами при отъезде. Кредитные письма выдаются и на русские города.

На рекламной открытке цикориевого кофе, выпущенного домом C.BERIOT из города Лилль во Франции, изображена очередь к обменному пункту на Нижегородской ярмарке. Подпись на французском языке под изображением сообщает, что это «Меняла еврей в Нижнем Новгороде». На обороте карточки, кроме самой рекламы торгового дома, дана краткая информация о номиналах банкнотного ряда, имеющих хождение в России и зафиксированный Указом 1897 года курс обмена серебряного рубля на французский франк из расчета 1: 2,6666.

Оригинальным способом организовал рекламу своему обменнику, расположенному на вокзале станции Граница в пункте перехода Австрийско-Польской границы его владелец – Владислав Херц. С 1900 по 1904 год он выпустил в посаде Граница Петроковской губернии небольшую серию открытых писем в стиле коллаж. На некоторых из этих открыток, среди прочих видов местности имеется изображение его меняльной конторы. Открытые письма со зданиями вокзала, таможни, церкви, пограничного моста и караула пограничной стражи вместе с видом меняльной конторы должны были сформировать у путешественников, приобретающих эти открытки целостный образ пересечения границы. Издателем открытых писем с текстом на русском и польском языке прямо указан: «Kantor wymiany pieniedzy Wladyslawa Hertza w Granicy» (Пункт обмена денег Владислава Херца в Границе, станции Варшавско-Венской железной дороги).

Меняльным конторам приходилось работать в условиях жесткой конкуренции. Обмен валют, размен бумажных денег на золото и серебро осуществляли разменные кассы при отделениях и конторах Государственного банка, казначействах, коммерческих банках.

Некоторые финансовые операции менял выходили за рамки простого обмена, приближаясь по своему характеру и объемам к эмиссионным. Так например было с краном, серебряной монетой, являющаяся основной денежной единицей Персии. В 1900-1910 годах ее курс составлял порядка 17 копеек, т.е за 100 рублей давали около 580 кранов. В действительности кран стоил меньше, так как в Персии существовала свободная чеканка монет из серебра. Всякий желающий мог привезти на тегеранский монетный двор свое серебро, купленное в слитках в Одессе и наделать из него кранов. При этом кран обходился в 15,25 копеек. Менялам оставалось только продать кран на русские деньги и получить разницу между действительною ценою крана и курсом. Вот что писал по этому поводу в 1904 году Д.Беляев, путешествовавший по Персии: «Особый соблазн представляют краны. Эта контрабанда самая заманчивая и выгодная. Она поставлена на очень широкую ногу, и ею занимается добрая половина мешедских купцов, и даже мешедское отделение английского банка; последнее, конечно, не лично, но через посредников. Покупателями кранов являются русские туркмены. Население Закаспийской области, привыкшее издавна в торговых сношениях и еще чаще в грабежах и набегах получать персидский кран, до сих пор не может привыкнуть к русским деньгам. В виду устранения этой аномалии, с целью приучения русских подданных к русской монете, ввоз кранов в Россию запрещен, а между тем у туркмен потребность в кране еще осталась. Туркмен, получивший за свои продукты рубли на базаре, не знает, что с ними делать. В его ауле они не ходят; ему надо, во что бы то ни стало, променять их на знакомые краны. Он готов дать за них больше, чем они стоят на самом деле, лишь бы сбыть свои рубли с рук. Благодаря этому обстоятельству, цена на кран в Закаспии выше, чем в Мешеде. Если вы можете продать кран в Мешеде за 17 копеек, то в Закаспии он стоит 18 - 19 и иногда даже больше ».

После Октябрьской революции, менялы почти на 70 лет исчезли с улиц Российских городов и вернулись туда лишь в начале 90-х годов ХХ века, прочно заняв свои позиции. В советское время вместо слова «меняла» появляется разговорный термин «валютчик» - спекулянт, занимающийся незаконными сделками с иностранной валютой. Менялы намного быстрее и гибче банков реагируют на все колебания курсов валют и изменения коньюктуры, но своим присутствием в чем-то возвращают нас к средневековью.

Использованная литература:

1.Уставы Кредитные т. XI, ч. 2., изд. 1893 г., ст. 138 - 140 и продолжение 1895 г., ст. 134 и 138-140.

2. Д.БЕЛЯЕВ «От Асхабада до Мешеда» // Исторический вестник, № 5. 1904

3. Джек Везерфорд История денег. Борьба за деньги от песчаника до киберпространства, 2001

4. Иллюстрированный путеводитель «Одесса» 1900 годъ Коммерческая типография Б.Сапожникова

Иллюстации:

Оренбургъ. №9 Мъновой дворъ. Азіатскія ворота (1743 г.). ПК Изд. Контрагенства А.С.Суворина и Ко. 1915 г. Фототипія Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва.

Ташкентъ. Разменъ денегъ. ОП

RUSSIE. Changeur Juif a Nijni-Novgorod (Россия Меняла еврей в Нижнем Новгороде). Рекламная открытка цикориевого кофе la Maison C.BERIOT, Lille изданная во Франции.

Одесса. У Городского театра. ОП Въ пользу Общины Св Евгеніи. 19-48 Т-во Голике и Вильборг

Граница. Comora celna. Most Graniczny na Przemszy. Kasa wymiany pieniedzy. (Таможня. Пограничный мост на Пшемшу. Касса обмена денег) ОП до 1904 года Kantor wymiany pieniedzy Wladyslawa Hertza w Granicy, stacja Kol. War. Wied.

Граница. Kasa wymiany pieniedzy.Comora celna. Dworec w granicy St. koleji W. W. Kantor wymiany pieniedzy Wladyslawa Hertza w Granicy, stacja Kol. War. Wied. (Касса обмена денег. Таможня. Вокзал ст.Граница Варшавско-Венской ж/д.) ОП до 1904 года

ВАРШ.К-РА ГОСУД. БАНКА. Разменная касса. Фотографическая открытка

Changeur – les petits m?tiers a Salonique. (Меняла - маленький бизнес в Салониках) Edition Bourgeois Aine. - Visee a Paris. Carte Postale

522- Changeur juif. (Меняла еврей)

Changeur Egyptien. 15502 G.Modiano e Co-Milano. EGYPTE Carte Postale

MADAGASCAR - TANANARIVE - Changeur Hovas au Zoma. Gouadou, phot, Toulon-sur-Mer.-Blion-Andohalo, Tananorive Carte Postale

30- Le Changeur Saigon Carte Postale

Статья подготовлена для журнала "Филокартия" за 2012 год. При частичном либо полном использовании материала, ссылка на сайт www.oldbank.info обязательна.

становит эквивалент при обмене шкур на бронзовый топор или глиняный горшок.

Статьи по теме: