Little Nightmares — мрачный хоррор в милой обертке. Рецензия

Утроба. Огромный корабль-ресторан, на верхних палубах которого нескончаемый поток гостей, давясь, поглощает вагоны еды, поднимающейся из трюмов. И лучше вам даже не задумываться, из чего именно приготовлены эти блюда. Где-то там, в глубине, там, где находится зловещая кухня и бродят страшные тени, одинокая крохотная девочка в желтом плаще пытается выжить и найти путь наверх, к свободе и правде.

Little Nightmares

Жанр головоломка/платформер
Платформы Windows, PlayStation 4, Xbox One
Разработчики Tarsier Studios
Издатель Bandai Namco Entertainment
Сайты little-nightmares.com , Steam

Мы не знаем, как Шестая попала в Утробу. Почему, в отличие от других детей, она не сдалась. Откуда у нее этот желтый дождевик с капюшоном, надвинутым на лицо. Шестая просыпается на служащем ей постелью чемодане, она голодна, она всегда голодна, но она почти не боится, потому что бояться уже поздно, нужно искать путь наверх.

Через Тюрьму, кишащую живущими в темноте пиявками и еще неизвестно какими ужасами. Через Логово, где обосновался слепой коротышка Сторож с невероятно длинными руками, заканчивающимися похожими на пауков пальцами. Через Кухню, где два бесполых Повара бесконечно готовят еду из мясных коконов, которые поставляет им Сторож. Лучше не думать, что это, лучше не думать. Через Харчевню, где тысячи гостей поглощают стряпню Поваров, не испытывая голода, не чувствуя вкуса, не делая различий. Они с удовольствием сожрут маленькую девочку, разжуют хрупкие кости и высосут сладкие мозги. Им все равно. Наверх, наверх. В комнаты мрачной Хозяйки, которая питает Утробу своей волей, которая заставляет зловещий конвейер работать.







Шестая – смелая девочка. Она знает, что такое смерть. Ей приходилось умирать, и не один раз. Разбиваться о холодный пол Тюрьмы, получать смертельный удар током, лететь в пропасть, попадать в лапы Сторожа, быть высосанной пиявками, превращаться в камень под взором Сторожевого Ока, быть съеденной, раздавленной, поглощенной. Шестая знает о смерти все. Она не боится почти ничего, кроме Голода, сжирающего ее изнутри. Она готова съесть все, что угодно, чтобы удовлетворить его.







Утроба – овеществление детских кошмаров. Пугающе осязаемое овеществление. Страха темноты, боязни того, кто живет под кроватью и того, кто притаился в шкафу, страха потери, падения, одиночества. Возможно, все это уже не пугает нас так, как в детстве, но это все равно прячется где-то внутри, готовое по первому зову вернуться.







Шестая доберется до двери наружу, вот только принесет ли ей желанная свобода то, что она искала? Путь изменил ее. Голод сделал ее другой. Так ли она отличается от Гостей, пирующих на верхней палубе?







P.S. Бесспорно, внимательные читатели найдут в Little Nightmares прямые аналогии с и от студии Playdead. Как и с проектом от Coldwood Interactive. Что ж, все это платформеры с элементами головоломок, пытающиеся рассказать игроку историю об очень важном путешествии маленького героя, неудивительно, что между ними есть схожесть. С другой стороны, шведской Tarsier Studios, авторам Little Nightmares, есть откуда черпать вдохновение, в их портфеле имеются такие необычные проекты как LittleBigPlanet 3 и Tearaway Unfolded.

В последнее время стало снова модно делать хоррор-платформеры с гнетущей атмосферой и необычной визуальной стилистикой. Вспомнить хотя бы ту же , которая влюбила в себя геймеров и критиков. Перед разработчиками стояла довольно нелегкая задача - сделать игру не копирующую другие пазл-платформеры, и в то же время дать геймерам незабываемый опыт.

Ужас без объяснения

Перед тем как начать говорить о самой игре, хотелось бы немного рассказать предысторию данного проекта. Дело в том, что изначально Little Nightmares называлась и не имела официального издателя. Но после некоторого затишья у игры сменилось название и появилась финансовая поддержка в лице Bandai Namco, которая увидела в проекте большое будущее.

Сама игра выполнена в таком стиле, что мы должны узнавать все сами - где надо додумать историю, включить воображение и изрядно потренировать фантазию. С самого начала нам никто ничего не объясняет. Перед нами главная героиня по имени Шестая и мрачный неизведанный мир, коим является Чрево - подводное судно, таящее в себе множество тайн и скрывающее опасных монстров. Никаких заставок, записок или других материалов, которые могут пояснить суть происходящего, в Little Nightmares нет, и это восхитительно, ведь никакой сценарий или зрелищный ролик не может сравниться с бушующим воображением, которое просто кипит от всего увиденного в игре.

Главной героиней игры является маленькая девочка, которая «маленькая» в буквальном смысле. Все вокруг очень огромное, а Шестая с легкостью поместится даже в небольшой чемодан. Обитатели внутриигрового мира в основном также имеют внушительные размеры, из-за чего несложно догадаться, что как только мы попадемся на глаза своему врагу, он без особого труда сможет нас раздавить. Видимо эта часть игры перекочевала из серии LittleBigPlanet, к которой в свое время приложила руку Tarsier Studios.

Однако атмосфера в Little Nightmares вовсе не такая веселая и дружелюбная, как в играх про Сэкбоя. Здесь мы уже с первых минут прохождения понимаем, что мир игры пропитан злом и страданием, а мы в нем лишь маленький десерт, который с легкостью будет проглочен, если не принять никаких мер.

Прятки или смерть

Сражаться с врагами в игре нельзя, вместо чего большую часть времени мы должны либо убегать от них, либо скрытно передвигаться, прячась за различными объектами, чтобы не попасться на глаза. В этом игра очень сильно похожа на уже упоминаемую выше Inside, где встреча с врагом практически всегда также плачевно заканчивалась для главного героя. Говоря о врагах, нельзя не упомянуть про их внешний вид - монстры разнообразные и нарисованы очень нешаблонно. При виде противников сразу создается впечатление, будто мы спим и видим какой-то кошмар, не имеющий под собой никакого смысла, но нагоняющий сильную тревогу.

Художники Little Nightmares постарались на славу, так как кроме запоминающихся противников в игре также есть интересные локации по которым можно передвигаться в трехмерном режиме, но с видом сбоку. От этого иногда, конечно, бывает тяжело пройти некоторые моменты, учитывая что время от времени можно ненароком выполнить ложное действие.

Стелса в игре много, но кроме него есть и головоломки. Они выполнены довольно простенько и вызывают больше разочарования, нежели положительные впечатления. Мозг включать практически не придется, так как в основном головоломки подразумевают под собой поиск определенного предмета или какое-то нелогичное с ним взаимодействие. В общем ничего интересного в головоломках, к сожалению, нет.

Ждать от Little Nightmares вариативности не стоит, ее в игре попросту нет. Прохождение прямолинейно за исключением разве что поведения противников. Враги будут вести себя всегда по-разному, что заставляет нас подстраиваться под ситуацию. К примеру, если ранее мы прятались в определенном месте, а затем вновь туда залезем, противник уже не попадется на данную уловку дважды и с легкостью найдет нас.

Музыкальное сопровождение в Little Nightmares, как таковое отсутствует, но вместо него мы часто слышим напевы персонажей, что только усиливает общую атмосферу. С окружающими звуками все в полном порядке, как в плане звуков, издаваемых врагами, так и при взаимодействии с объектами.

Новый игровой опыт

Серьезным минусом в игре является управление. Очень часто героиня нас не слушается, когда мы хотим выполнить определенное действие. Учитывая, что иногда реагировать нужно максимально быстро, чтобы не попасться в руки врагу, плохая связь с персонажем вызывает изрядное раздражение. При игре на геймпаде подобных недочетов гораздо меньше, но и полного их отсутствия нет.

В плане картинки Little Nightmares нечто восхитительное. Речь идет даже не о технической стороне графики, а о визуальном стиле, в котором все выполнено как нельзя лучше. Мир игры настолько тщательно и продуманно создан, что погружение в игровой процесс происходит незамедлительно. Игра как будто знает, чем нас можно действительно удивить, и постоянно делает это на протяжении всего прохождения.

К сожалению, прохождение длится недолго - 3-4 часа в зависимости от желания исследовать локации. Однако часы, которые мы проводим в игре, откладываются в памяти и позволяют получить совершенно новый опыт. Нельзя сказать, что игра полностью лишена недостатков. К ним в первую очередь можно отнести небольшую продолжительность, слабые головоломки и местами неудобное управление. Однако на все это закрываешь глаза, когда проникаешься сильнейшей атмосферой игры.

Little Nightmares будто отгораживает нас на несколько часов от внешнего мира и погружает в детский кошмар, выход из которого зависит только от нашего умения преодолевать препятствия. Игру нельзя назвать в полной мере страшной, но она наверняка тревожная, так как путешествие по миру всегда сопровождается живыми стычками с врагами и новым незабываемым опытом.

Tarsier Studios существует уже более десяти лет, но большую часть своей жизни она помогала другим разработчикам — ребята и дополнения к LittleBigPlanet создавали, и в портировании на PS4 участвовали. Поэтому Little Nightmares — это мечта, которую долго вынашивали и при первой же возможности сумели воплотить в жизнь.

Темное царство

В роли девочки в желтом дождевике, получившей прозвище Шестая, игрок пытается выбраться из жуткого места — подводного судна под названием «Чрево». На пути героиню ждет немало препятствий и несколько отвратительных существ, каждое из которых стремится схватить ее и сожрать. Тема голода — одна из главенствующих, именно поэтому изначально игра называлась Hunger. Но спустя пару лет она сменила заголовок, обзавелась издателем и перестала быть эксклюзивом для PS4.

На первый взгляд Little Nightmares кажется очень похожей на Limbo и , но на деле у игры другое направление. Если разработчики из Playdead стремятся добиться максимальной загадочности, великолепно переплетают повествование и геймплей, а заодно добавляют щепотку философии, то здесь история понятна от начала до конца. Никто не разговаривает, на экране не появляются комментарии или субтитры, но действия Шестой и ее неприятелей говорят сами за себя. Прохождение занимает порядка пяти часов, но в игре хватает неожиданных эпизодов, которые не только делают ее увлекательной, но и подстегивают к повторному прохождению. Пережить этот опыт вновь, обращая внимание на пропущенные детали, хочется сразу же.

По структуре и атмосфере Little Nightmares напоминает, как ни странно, особенно первые ее часы. Беззащитный герой попадает в неприятное место, где вынужден спасаться от монстров, убегать и прятаться. Окружение мистическое и пугающее, и никогда не знаешь, что поджидает в следующей комнате. Но если в RE7 персонаж со временем становится сильнее и может постоять за себя, то Шестая никаких новых способностей не получает. Она может лишь хвататься за предметы, притягивать или отталкивать их, а также носит в кармане зажигалку, тусклое пламя которой блекло освещает совсем уж темные локации.

Несмотря на скудный набор умений Шестой, загадки в Little Nightmares разнообразны и не надоедают. Как и в Inside, они достаточно просты, чтобы решение неизменно находилось после пары попыток. Но то, что именно приходится делать, порой выглядит очень оригинально — малейший намек будет спойлером. Скажем лишь, что головоломки не ограничены несколькими действиями, как в , где почти все уровни состояли из завязывания узлов и раскачивания на нитках. Шестая и забирается по полкам и лестницам, и бросает предметы в кнопки, и время от времени носит ключи к замкам.

Во многом разнообразие связано с тем, что героиня может свободно перемещаться по локациям в глубину, а не в одной плоскости, как в 2D-платформерах. Авторы использовали дополнительное измерение не только для эпизодов с перемещением объектов, но и воплотили зрелищные моменты с погонями. Хотя из-за трехмерности порой возникают проблемы, когда при попытке перепрыгнуть с одной платформы на другую промахиваешься и разбиваешься насмерть, — это вынуждает начинать прохождение участка главы заново. Но контрольные точки расставлены щедро, да и случаются такие ошибки редко.

Прыжками и карабканьем дело не ограничивается — довольно часто действие перемежается стелс-эпизодами, в которых Шестая старается пройти мимо противников, не поднимая шум. Ее шагов не слышно, если она передвигается в приседе, но все равно приходится следить за окружением и разбросанным вокруг мусором. Стоит наступить на разбитое стекло или случайно задеть игрушечную обезьяну с ударными тарелками, как о присутствии героини узнают все вокруг. В таких ситуациях зачастую спасает лишь перезагрузка, хотя можно попытаться спрятаться под столом или шкафом.

Пиршество для глаз

Отсутствие возможностей защититься создает очень напряженную атмосферу. Нарочито гротескный дизайн персонажей тоже этому способствует — к примеру, грузные повара с десятью подбородками медленно переваливаются по кухне, разрубая на куски мясо и заглядывая в кастрюли. Контраст между размерами Шестой и врагов нагоняет достаточно жути, чтобы попадаться им на глаза не хотелось ни при каких обстоятельствах. Анимации гибели здесь не такие жестокие, как в играх Playdead, иногда даже забавляют — тот же повар, к примеру, может положить схваченную девочку в духовку или засунуть в огромную рыбу.

Но даже дизайн противников не так восхищает, как огромное внимание к деталям окружения. С одной стороны, открывать каждую следующую дверь страшно, ведь за ней может таиться очередное чудище. С другой стороны, очень уж хочется посмотреть, что еще придумали художники и дизайнеры. Библиотека с множеством шкафов и горами книг, заваленная посудой кухня с клочьями пены там и сям (которая остается на дождевике Шестой). Некоторые элементы интерьера повторяются, но это умело скрывается оригинальными дизайнерскими решениями.

Работа оператора тоже радует глаз — камера иногда отъезжает очень далеко, чтобы показать локацию во всей красе, но это ни разу не мешает геймплею. Подобные эпизоды встречаются, лишь когда Шестая бежит без оглядки и не должна прыгать или с чем-то взаимодействовать. А периодическое покачивание из стороны в сторону напоминает, что история разворачивается на подводном судне — но не переживайте, мутить точно не будет. На лежащие на полу предметы это, кстати, тоже влияет — банки и туалетная бумага, к примеру, часто катаются туда-сюда, что заметно оживляет «Чрево».

Хвалить визуальную составляющую можно бесконечно долго — это не меньшее пиршество для глаз, чем недавняя , просто другого рода. Невольные сравнения с Inside не совсем уместны — Playdead стремится к минимализму, а вот Tarsier прорабатывает каждый объект на экране. Это ничуть не мешает — догадаться, с какими предметами можно взаимодействовать, а какие тут для красоты, достаточно просто. Да и в напряженных эпизодах, когда дорога каждая секунда, глаза обычно не разбегаются и быстро отыскивают путь к спасению.

Даже простые локации, вроде пустых комнат с несколькими шкафами и манекенами, могут вызвать дискомфорт, особенно если выключен свет, а в руках у Шестой зажигалка. Тени прыгают по стенам, во все стороны разбегаются номы — странные существа с колпаками на головах, звучит мрачная музыка, тоскливо скрепят половицы. Каждую минуту удивляешься изобретательности авторов — то дизайну противников, то звуковым решениям, то загадкам. Пять часов пролетают совершенно незаметно, оставляя после себя ворох ярких воспоминаний.

За внимательность и исследование локаций награждают приятными бонусами — концепт-артами в главном меню, которые открываются при обнаружении коллекционных элементов. Они обычно спрятаны очень хорошо — настолько, что иногда приходится светить зажигалкой в каждый угол. Зато это отличная возможность передохнуть и успокоиться — обнял смешного нома, постоял с ним около огня и отправился дальше, спасаться от отвратительных созданий. На игровой процесс «собирашки-обнимашки» никак не влияют — как сказано выше, новыми способностями Шестая не обзаводится вплоть до финала.

На Little Nightmares непременно стоит обратить внимание поклонникам Limbo и Inside. Это большой шаг вперед для двухмерных хорроров и мрачных платформеров — игра в хорошем смысле обречена вдохновлять независимых разработчиков, которые захотят сделать что-то похожее. Inside от Playdead задала очень высокую планку, но Tarsier Studios удалось к ней приблизиться, предложив вдобавок новые и оригинальные для жанра решения.

В закладки

Изначально игра называлась Hunger, а главной движущей силой было чувство голода. Но в процессе разработки произведение студии Tarsier менялось: нескончаемый голод и идея маленького человека в большом и страшном мире остались, но добавилось нечто ещё. Нечто большое и страшное. Тайна.

Червь в Чреве

Из промо-материалов мы можем узнать, что дело происходит в Чреве - небольшом подводном городе, который всплывает раз в несколько лет и принимает гостей. Гости - сплошь жирные безвольные создания, одержимые лишь одним - жрать. Звучит грубо, но иначе это не назвать: все они настолько мерзкие, насколько мерзкая и их еда. Ты - то, что ты ешь.

Можно предположить, что это аллюзия на современное общество нескончаемого потребления

Помимо гостей, обслуживающего персонала Чрева и таинственной Хозяйки есть ещё Номы - забавные маленькие существа с колпачками на головах, которых нужно искать и обнимать. Зачем - игра не сообщает, но это вроде бы важно.

Игра вообще ничего не сообщает: как нынче модно, до всего приходится доходить самому. Отчасти поэтому ближе к концу Little Nightmares становится похожа на Bloodborne: нет, здесь нет лавкрафтовских чудовищ и древних замков, но атмосфера тайны и постоянной опасности не даёт расслабиться - кажется, что вот-вот накопишь достаточно очков озарения и увидишь мерзких существ, свисающих со стен.

Чрево напоминает кукольный домик, так что и местные жители похожи на кукол. Совершенно отвратительных кукол

Шестая одета в яркий жёлтый дождевик, в то время как вокруг всё серое и мрачное. Она - чеховский маленький человек на пире у всемогущих. Ни один из номов не способен преодолеть себя и бросить вызов тем, кто выше в пищевой цепи. А она может. Она - катализатор. И она голодна.

Само Чрево - этакая Страна развлечений из «Приключений Пиноккио», но в тысячу раз более жуткая. Только Шестая не бездельничает и не превращается в осла. Она постоянно испытывает голод, но почему-то отвергает пищу, которую готовят гостям Чрева, предпочитая поедать крыс.

Почти любой предмет в Little Nightmares можно взять в руки. Вот только если бросить, например, бутылку прямо в лицо повару - ничего не произойдёт

Главные идеи Little Nightmares лежат на поверхности, но после прохождения (а игра заканчивается, не успев начаться) остаётся множество белых пятен. Здесь нет какого-то мощного подтекста вроде того, что в Inside, но зато есть тайна. Удастся кому-то её разгадать, или её раскроют потом, в дополнениях - вопрос.

Есть после Little Nightmares совсем не хочется

Избранная

Первым делом Little Nightmares сравнивают с Limbo: беззащитный ребёнок в центре истории, опасность за каждым углом, логические загадки, где нужно куда-то прыгать или что-то тащить.

Некоторые загадки, правда, построены не на логике, а скорее на ловкости, и с этим возникают проблемы. Недопрыги, перепрыги, случайные прыжки не туда - ну вы понимаете. Это всё-таки не как Limbo, здесь передвигаться можно в трёх измерениях. Хватается за уступы девочка не автоматически, а отдельной кнопкой, как в древних частях Tomb Raider: на пользу игре это не идёт. Особенно учитывая местами редкие чекпоинты.

Проработка окружения - одна из лучших в подобных играх, вот только смысловой нагрузки большая часть объектов не несёт

Но когда появляются враги, игра становится изобретательнее. Нет, всё ещё можно случайно прыгнуть не туда и попасть на кухонный стол к братьям-поварам, например, но помимо этого подключается и стелс с различными отвлекающими манёврами. Обслуживающий персонал Чрева занимается своими делами, но едва завидев (или услышав) маленькую девочку сразу же бросаются в погоню, так что действовать нужно умно.

Некоторые загадки разворачиваются сразу в нескольких локациях: в одной - достать ключ, спрятаться от повара, проскользнуть мимо, открыть замок в другой. Большую роль в восприятии играет также и разнообразие взаимодействия с миром. Мир игры продуман, каждый предмет - на своём месте, а каждое движение Шестой прекрасно чувствуется. Технические решения не «торчат», Little Nightmares ощущается цельным произведением, как нарративно, так и механически.

Про этот мир хочется знать несколько больше, чем позволяет игра

В игре нет ни одной строчки текста - весь нарратив подаётся исключительно через игровой мир, звуки и его героев. Действие срежиссировано точно и элегантно: динамика нарастает постепенно, механики подменяют одна другую. Но игра заканчивается, только разогнавшись.

Слишком много вопросов остаётся без ответов. Символ игры - глаз, постоянно следящий за Шестой, этакое око Саурона, но кто там - с той стороны? Какие цели преследует Хозяйка Чрева? И кто такая Шестая: ещё один избранный, который должен покончить с несправедливостью? Первые пятеро погибли, речь о цикличной истории?

В конечном счёте, Little Nightmares - просто ещё одна красивая и отлично сложенная хоррор-головоломка, которая прячет простые мысли за шторкой таинственности, но ничего никому не объясняет.

Написать
Статьи по теме: