Найденные сокровища на дне морей и океанов. Самые крупные сокровища с затонувших кораблей, найденные в XX-XXI вв

По оценкам уроженца Америки Г. Ризенберга, занимающегося поисками морских кладов, на сегодняшний день под водой находятся сокровища общей стоимостью около 600 миллиардов долларов. Но это не единственная точка зрения, некоторые исследователи морских глубин ведут речь о триллионах!

ЮНЕСКО оценивает количество затонувших кораблей в три миллиона судов. Лишь один Атлантический океан скрывает их от нас в количестве ста тысяч. И эта цифра не соответствует действительности, потому что подсчет жертв стал вестись сравнительно недавно.

Карибское море - это хорошо известная всему миру морская сокровищница. Никто не знает толком, столько здесь затонуло испанских галеонов. А ведь они перевозили на европейский континент отобранные у драгоценности. Многие суда натыкались на рифы, становились жертвой пиратских нападений или жестоких штормов. В самом начале 17-го века на дно Мексиканского залива ушло сразу полтора десятка галеонов. Тогда погибло больше тысячи моряков, и было утрачено драгоценностей на многие миллиарды долларов.

Испанские галеоны и другие затонувшие суда

У побережья Испании существует еще одна знаменитая морская сокровищница. Пройдя сложный и крайне опасный путь, переплыв океан, суда нередко тонули у родных берегов. Юг Испании в те времена был самым гиблым местом, печальную известность приобрел город Кадис. В его заливе затонуло около 200 кораблей, забитых сокровищами. Их приблизительная стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет свыше 30-ти миллиардов долларов. Но по какой причине так часто повторялась трагедия?

Данное место хорошо известно мощными гибралтарскими течениями, а порой к ним присоединяются внезапно налетающие ураганные ветра. Согласитесь, что противостоять этой разбушевавшейся стихии в те времена было очень сложно. Нередко суда тонули и в других местах у испанского побережья. Если пересчитать стоимость в долларах, то речь может идти о сумме, заметно превышающей сто миллиардов.

Немало морских сокровищ находится в других частях света. Знаете, сколько кораблей затонуло в Финском заливе? Свыше шести тысяч! И пусть они были не так богаты, как испанские галеоны, но ценностей тоже везли немало. Например, в начале 18-го века здесь затонуло судно с казной русской армии, базировавшейся в Финляндии. А сколько здесь пошло ко дну фашистских кораблей с награбленными в Советском союзе ценностями за годы войны, доподлинно никому не известно!

К большому сожалению, наши современники мало занимаются исследованиями затонувших судов и находящихся на них ценностей и артефактов. Поэтому вполне естественно, что на этих кораблях можно обнаружить драгоценности и очень ценные исторические реликвии. Между прочим, ценные грузы в балтийских водах сохраняются великолепно!

Пионер подводных кладов

Уроженец Новой Англии молодой капитан У. Фипс - первый и довольно удачливый охотник за подводными сокровищами. Ему удалось обнаружить клад на испанском галеоне «Консепсьон». А вышло все совершенно случайно.

Во время своей прогулки по испанскому побережью капитан увидел, как на пожилого моряка напали бродяги. Будучи человеком справедливым и благородным, он, не раздумывая, поспешил на помощь и вскоре обратил нападавших в бегство.

Спасенный Уильямом моряк поблагодарил капитана и поведал ему тайну галеона «Консепсьон», на котором сам когда-то служил. Вернувшись в Англию, Фипс стал основателем некой организации, которая получила название «Компания искателей приключений». Ему удалось заручиться поддержкой не только богатых вельмож, но и короля. Это произошло во времена Карла Второго.

Первая попытка была неудачной. Однако Фипс обладал невероятным даром убеждения и сумел выбить деньги на организацию второй экспедиции. Долгое время поиски были безрезультатны, но в один прекрасный день все изменилось. Капитан обратил внимание на кусок коралла, который поднял с морского дна ныряльщик. Уильяму показалось, что коралл имеет удивительно правильную форму. Он приказал расколоть коралл, и перед удивленными глазами мореплавателей предстала шкатулка, набитая монетами.

Тут же началась работа по извлечению сокровищ с морского дна. В течение трех месяцев было поднято множество драгоценностей, монет, слитков из золота и несколько тонн серебра. Стоимость клада составила свыше 300 000 фунтов стерлингов, что по тому времени было суммой довольно внушительной.

Прошли века, и число искателей кладов резко возросло до нескольких десятков тысяч энтузиастов. Многие люди надеются отыскать или клад пирата Уильяма Кидда. Изобретение акваланга сыграло в этом деле не последнюю роль. В распоряжение кладоискателей поступили и другие технические средства. К примеру, во Флориде на любом пляже есть пункт проката, где можно получить металлоискатель. Очевидно, поохотиться за морскими сокровищами может любой желающий, было бы время, стремление заработать и определенный стартовый капитал на прокат инвентаря.

Сокровища на дне океана

Человечество занимается мореплаванием уже не одно тысячелетие. За это время на океанском дне оказалось множество кораблей. Сохранилось много легенд о кораблях, перевозивших несметные сокровища, но затонувших во время шторма или пиратского набега. Подобные легенды и заставляют искателей сокровищ год за годом исследовать водную стихию. После открытия Христофором Колумбом Америки в Европу стали переправлять на судах добытое золото. Множество кораблей так и не добрались до родных берегов, и теперь покоятся на морском дне вместе со всеми перевозимыми сокровищами.

Рассматривая тему о затонувших сокровищах, можно смело говорить о настоящей золотой подводной лихорадке, охватывающей искателей сокровищ по всему миру. Развитие современной техники позволяет создать мощнейшую поисковую аппаратуру, с помощью которой становится намного легче отыскать затонувшие корабли. Можно сказать, что в последние десятилетия ведутся активные поиски сокровищ с погибших кораблей, а самих затонувших судов найдено больше, чем в прошлом.

Но у поисков океанских сокровищ есть и обратная сторона. Искатели сокровищ в первую очередь интересуются материальными благами, которые можно обнаружить на затонувших кораблях.

Для историков и археологов важнее получить бесценные артефакты и реликвии прошедших эпох, которые могут помочь пролить свет на многие исторические события. Однако во время извлечения сокровищ большая часть важных артефактов уничтожается.

Затонувшие сокровища Египта

Выставка под таким названием недавно прошла в Париже, Берлине и Бонне и пользовалась большим вниманием публики. И это не удивительно, ведь на выставке представлено настоящее археологическое открытие.

Экспонатами выставки являются как колоссальные по размеру статуи, например, пятиметровая статуя египетского бога Хапи, огромная голова Птолемея XV, или статуя птолемеевской царицы, сделанная из розового гранита, так и гораздо меньшие находки, ценность которых, однако, так же велика. Все эти грандиозные находки были обнаружены на морском дне близ древнего города Александрии. Самые старые экспонаты датируются VII в. до н. э. На выставке присутствуют артефакты, принадлежащие различным эпохам и народам, жившим когда-то в древности в Александрии.

Все эти находки показывают, насколько тесно переплетены были между собой разные культуры и разные верования и как боги одних религий переходили в другие. В египетских, греческих и римских пантеонах присутствуют практически одинаковые боги, отличаются они лишь незначительными деталями.

На океанском дне покоятся руины трех городов, ушедших в море из-за нескольких произошедших одно за другим землетрясений. Это и часть самой Александрии, а также кварталы Канопоса, в том числе и христианский монастырь Метанойя, и торговый город Гераклион, на месте которого была позднее построена Александрия. Эти три города в древности были торговыми и культурными центрами, пока их не поглотила безжалостная стихия. Под водой оказались монеты, статуи, священные реликвии и украшения. Спустя тысячелетия были представлены 500 лучших артефактов, охватывающих временной период с правления Александра Македонского до прихода к власти в Египте римлян.

Историки знают много мест, где тонули корабли, перевозящие золото и драгоценности. Но для их поисков необходимы большие финансовые затраты.

Археологическая экспедиция, которой руководил Франк Годье, состояла из двадцати инженеров, историков, археологов и геофизиков. Учеными было найдено в общей сложности 8 тысяч древних артефактов, и это лишь незначительная часть из тех сокровищ, что до сих пор находится на дне океана. Поднимать сокровища на сушу было очень тяжело. Несколько метров нильского ила сильно затрудняли видимость, зачастую она составляла всего 0,5–1 м, при самых лучших условиях видимость равнялась 10 м.

Обнаруженные артефакты измеряли прямо в воде, фотографировали и снимали на видео, затем осторожно поднимали из воды, а на суше вновь опускали в специально подготовленную воду, без этого предметы могли разрушиться. На выставке были размещены экспонаты, а рядом с ними их фото в воде, также показывалось заснятое на месте раскопок видео. Все это необходимо было делать, так как существует большая вероятность подделок экспонатов в будущем, но раз есть фото оригиналов, то будет намного проще отличить их от подделки.

Франк Годье по профессии является финансистом, несколько лет проработал советником в ООН и других международных организациях. Археология была изначально его хобби, но в начале 1980-х гг. он решил посвятить этому свою жизнь. К настоящему времени Годье является всемирно известным морским археологом, и не только благодаря найденным сокровищам Александрии. Им создан частный Европейский институт подводной археологии в Париже. За время своей деятельности он нашел 14 затонувших кораблей, среди которых испанские галеоны, китайские джонки XI–XV вв., а также корабль из наполеоновского флота. Однако, раскопки в Александрии являются его крупнейшим проектом, над которым он трудился в течение десяти лет.

На подобные исследования уходит много денег. Морские раскопки необходимо снабжать современной дорогостоящей техникой, например, эхолотами, томографами, зондами, системой подводного GPRS. Однако все это окупается при обнаружении сокровищ и древних реликвий за счет полученных фотографий, выпущенных книг, брошюр, данных интервью, всевозможных выставок и туристических экскурсий.

Сокровища испанской короны

В начале 2000-х гг. в Индийском океане у берегов Мозамбикской провинции Нампула был обнаружен португальский парусник «Сау-Жозе», на борту которого находилось 140 тысяч серебряных монет. По предварительной оценке стоимость находки оценивается в 4 миллиона евро, но эта сумма лишь примерная, так как на сушу была поднята лишь часть предметов.

Как известно, в 1622 г. парусник «Сау-Жозе» плыл из Лиссабона в португальскую колонию Гоа в Индии. Неподалеку от мыса Доброй Надежды на флотилию, в которую входил парусник, был совершен пиратский набег, в результате которого корабль затонул, пробитый пиратскими ядрами.

В XVII в. Португалия была под властью Испании, но испанские правители сохраняли за ней автономию, поэтому Португалия свободно управляла своими колониями. Парусник «Сау-Жозе» вез деньги, которые испанский король Филипп II направил губернатору португальской колонии. В то время ей руководил правнук Васко да Гамы, Франсишку да Гама.

Отыскать парусник удалось совместными усилиями африканско-португальской экспедиции. У южного побережья Африки очень часто находят сокровища, по этой причине многие морские археологи ведут там частные раскопки. В этом случае сокровища с затонувших кораблей большей частью достаются зарубежным коллекционерам, которые готовы платить за редкие предметы большие деньги. В государственную казну и в музеи таким образом ничего не попадает. В случае с «Сау-Жозе» мозамбикские власти решили не рисковать и действовать совместно со специалистами из «Аркеонауташ», португальской ассоциации подводных археологов.

Пиратский клад

Частная компания «Вагнер» недавно сообщила о том, что обнаружила на одном из островов, принадлежащем Чили, примерно 800 тонн золота. В распоряжении компании имеется самая современная аппаратура, позволяющая искать металлические предметы на большой глубине. Место захоронения сокровищ находилось на глубине 15 м, там было обнаружено 600 бочек, содержимым которых являлись драгоценности и золотые монеты.

Историки предполагают, что клад, скорее всего, принадлежит пиратам. В XVIII в. английские флибустьеры часто нападали на испанские города на побережье Мексики. По мнению исследователей, пиратская эскадра, перевозившая золото, попала в сильный шторм. В результате капитан мог приказать спрятать золото на одном из ближайших островов.

Самым знаменитым местом на земле, где были найдены сокровища, является один из островов архипелага Хаун Фернандес в Тихом океане, который называют островом Робинзона Крузо. Не так давно там был найден клад, предварительно оцененный в 10 миллионов долларов.

Этот небольшой островок в Тихом океане был известен и до находки. Предполагается, что именно на этом острове жил спасшийся после кораблекрушения английский купец Александр Селкирка, приключения которого в своем романе описал Даниэль Дефо, дав ему имя Робинзон Крузо.

Долго пришлось спорить о том, кому же принадлежат найденные сокровища. Остров с сокровищами пиратов входит в архипелаг, который является национальным заповедником государства Чили. Чилийские власти отстаивали свое право на сокровище, так как оно было обнаружено на принадлежащей им территории. Компания «Вагнер» заявляла, что сокровище является ее собственностью, так как именно ее сотрудники при помощи принадлежащей компании техники отыскали клад. Судебная тяжба продолжалась долго, в результате стороны договорились, что компания покажет место, где спрятан клад, а власти Чили будут спонсировать раскопки.

Многие зарубежные исследователи публикуют данные о том, что большая часть затонувших сокровищ находится у берегов Испании. Они сообщают, что, к примеру, на юге страны на дне залива у города Кадис покоятся сокровища, общая сумма которых может составлять 24 миллиона долларов. А сокровища на сумму 116 миллионов долларов разбросаны вдоль Атлантического побережья на юге Испании.

Также богатые сокровища могут покоиться на дне Карибского моря. Некоторые исследователи указывают на залив около города Картахена, что в Колумбии. Они утверждают, что там может находиться такое количество золотых и серебряных монет, что этого хватит для погашения внешнего долга стран Латинской Америки. В 1601 г. у берегов Мексики произошел сильный шторм, потопивший 14 галеонов, перевозивших ценный груз золотых монет. Это место также может быть очень привлекательным для кладоискателей.

В заливе испанского региона Галисия близ города Виго может находиться один из самых ценных морских кладов. В 1702 г. в этом месте произошла битва между англо-голландским и испано-французским флотами. По мнению историков, на дне залива можно найти примерно 250 тонн жемчуга и других драгоценных камней и около 500 тонн серебряных и золотых монет.

Затонувшие сокровища императрицы

Самым ценным подводным кладом до сих пор считается груз с парусника «Фрау Мария», который затонул в 1771 г. Он перевозил полотна Рембранта и других голландских художников, которые заказала для своей коллекции императрица Екатерина II. Специалисты оценили этот груз более чем в полтора миллиарда евро.

Екатерина была покровительницей искусств, часто занималась благотворительностью и прекрасно разбиралась в живописи. Сама она себя называла «философ на троне», а ее правление историки считают Золотым веком Российской империи. По ее заказу из Голландии для Зимнего дворца должны были доставить работы лучших мастеров той эпохи, а также более ранних художников. За всю коллекцию она заплатила невероятно большую сумму, например, за работу художника Герарда Доу, который творил в XV в., она отдала 15 тысяч гульденов, что составляет около полумиллиона евро. Из-за своей ценности все картины были тщательно запаяны в тубы, сделанные из свинца, с плотно прилегающей восковой крышкой. Всего было 27 произведений художников.

Кроме картин парусник вез изделия из бронзы, фарфор, бочки, наполненные золотыми монетами. Но шторм не позволил кораблю добраться до Санкт-Петербурга, похоронив его вместе с командой и ценным грузом под водой на глубине 41 м около Финляндии. Екатерина II посылала несколько поисковых экспедиций, но обнаружить парусник так и не удалось.

После этого о корабле забыли на целых два столетия. И только в конце XX в. финским дайверам удалось найти останки корабля. Вода в этом месте малосоленая, поэтому судно сохранилось почти в идеальном состоянии. В то время Россия еще не до конца отошла от «черного вторника», когда произошло обвальное падение рубля по отношению к доллару, поэтому российская сторона не могла участвовать в разбирательстве, кому принадлежат сокровища. В результате финский суд постановил, что все сокровища принадлежат Финляндии. Согласно существующему закону, если затонувшее судно пролежало в финских водах более 100 лет, то оно принадлежит Финляндии. Однако даже финские юристы говорят, что это решение весьма сомнительно, так как парусник и его груз принадлежали Российской империи, частью которой в то время был Финляндия.

В древности драгоценные клады, скрытые от людских глаз, называли сокровищами речного карлика. Считалось, что такие клады охраняют неуспокоенные духи, поэтому клады являются проклятыми.

Однако у Финляндии нет достаточных средств и необходимой техники для того, чтобы поднять парусник на сушу. Также финские власти опасаются международного скандала по поводу принадлежности груза. Так как изначально он принадлежал Екатерине Великой, то ее преемницей является Россия. На данный момент финская сторона готова к сотрудничеству в российскими экспертами. Приблизительная стоимость работ по поднятию груза с «Фрау Мария» оценивается в 40 миллионов евро. Существует несколько методов по извлечению сокровищ на поверхность, но пока они обсуждаются. Первоначально планировалось провести поднятие драгоценностей в 2010 г., но из-за разногласия сторон ценные артефакты до сих пор покоятся на морском дне.

Подводные клады второй мировой войны

В 2009 г. американская компания «Sub Sea Research », занимающаяся поиском подводных сокровищ и поднятием их из воды, сообщила о грандиозной находке, сделанной у берегов южноамериканского государства Гайана. Примерно в 40 милях от побережья на глубине 250 м был обнаружен корабль, перевозивший золото, платину и бриллианты, которые по предварительной оценке могут стоить 4 миллиарда долларов. На данный момент это самый крупный из найденных затонувших грузов. Найденный корабль является британским грузовым судном. Американская компания заявила свои права на данный груз, но пока не афиширует ни название судна, ни точных координат его местоположения.

Судно получило условное название «Голубой барон». Историки считают, что в 1942 г. судно плыло в США из одной из стран антигитлеровской коалиции и было потоплено германской подводной лодкой. Груз, находящийся на его борту, был отправлен в Америку в качестве оплаты боеприпасов и вооружения, которые поставляли США своим союзникам в Европу.

Во время Второй мировой войны очень часто подобные ценности отправляли именно водным путем, считалось, что так безопаснее. Каждая такая отправка была окружена ореолом таинственности, что и не удивительно. Но война вносила свои коррективы, и многие корабли с сокровищами на борту в итоге подрывались на торпеде или мине. По причинам все той же секретности такие корабли не сопровождала охрана, чтобы они не привлекали к себе особого внимания. По мнению историков, большая часть драгоценного груза с «Голубого барона» принадлежала СССР, а все остальное Англии. Во время Второй мировой войны именно эти два государства больше всего отправляли в Америку драгоценностей в счет уплаты вооружения или продовольствия.

Из сохранившейся документации стало известно, что «Голубой барон» перевозил 70 тонн платины, 16 миллионов каратов бриллиантов, 10 тонн золотых слитков, 500 кг необработанных алмазов. Также в качестве груза числились тонны меди и олова. Как предполагается, Англия переправляла в Америку бриллианты и алмазы, а все остальное СССР, но исследователи до сих проверяют эту версию.

Ожидается, что кроме компании «Sub Sea Research », обнаружившей затонувшее судно, на драгоценный груз будут претендовать еще несколько сторон. В таком случае возможны судебные разбирательства, которые обычно рассматриваются в течение нескольких лет. Уже многие подводные сокровища постигла такая участь. Так, в 2003 г. у берегов Флориды был обнаружен испанский галеон «Notre Dame de Deliverance », затонувший в 1755 г. На его борту находятся сокровища стоимостью приблизительно 3 миллиарда долларов, за которые идет усиленная борьба между Францией, Америкой и Испанией. Драгоценности транспортировались на французском судне, но их хозяином считается испанский король Карл II, однако найдены они были у берегов Америки.

На дне океанов покоится великое множество сокровищ, и найдется еще немало смельчаков и мечтателей, рискнувших отправиться в далекое путешествие за несметным богатством. В наше время, казалось бы, уже нет места романтике неизведанного и приключениям, но каждое новое найденное сокровище заставляет окунуться в былые времена и хотя бы косвенно почувствовать себя настоящим кладоискателем.

Останки около трёх миллионов затонувших кораблей разбросаны по всему дну мирового океана. И вместе с этими обломками в недрах морской пучины прячутся настоящие сокровища, которые периодически находят исследователи или простые рыболовы - золотые монеты, бронзовые статуи, драгоценности и многое другое.

Вашему вниманию предлагаю небольшой обзор самых известных находок.

Затонувшее судно возле бухты Салькомб е

Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция

Затонувший корабль из Белитунга

Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.


Корабль SS

Центральная Америка Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.


Затонувшие сокровища Антикитеры

Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.

Судно S.S. Republic

У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.

Судно Bom Jesus

Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.

Флагманский корабль Вайда

Этот корабль примечателен тем, что это единственный когда-либо найденный пиратский корабль. На судне было обнаружено много ценного пиратского оружия, монет и других артефактов на общую сумму 400 млн $

К концу XVI века испанские капитаны открыли и обозначили на картах Филиппинские, Марианские, Каролинские и Маркизские острова, остров Новая Гвинея, острова Санта-Крус и Соломоновы, Гавайи, острова Уэйк и Гуам, Иво-Шима, Новые Гебриды и остров Гуадалканал, острова Гилберта и Маршалловы, Галапагосские, Хуан-Фернандес, Флорес и Бикини, Торресов пролив.




Испанская эпоха на Тихом океане длилась целых 250 лет и ознаменовалась, помимо прочего, созданием первого в истории регулярного морского сообщения, соединившего берега величайшего океана, которое обеспечивалось знаменитыми «манильскими галеонами».


Мигель Лопес де Легаспи

Между 1565 и 1569 годами испанский первопроходец Мигель де Легаспи завоевал обширный тихоокеанский архипелаг, назвав его Филиппинами — в честь испанского монарха Филиппа II. Острова стали главным владением Испании в Тихом океане. Этот архипелаг более трёх столетий — до 1898 года — принадлежал Испании.


Почти два с половиной столетия галеоны курсировали в обоих направлениях с завидной регулярностью. Галеоны приходили в Манилу, чтобы заполнить свои трюмы товарами, приводившими в восхищение европейцев: золотом, жемчугом, сапфирами из Сиама, слоновой костью, лаковой посудой, китайским шёлком и фарфором, янтарём, сандаловым деревом, камфорой и нефритом, мускусом, корицей, гвоздикой, перцем и карри.


Испанский галеон

Частые рейсы галеонов не обходились без потерь. По мнению сотрудников Национального музея Филиппин, много кораблей нашли конец в коварных проливах центральной части архипелага и более 40 — у других островов. Например, в 1750 году галеон «Пилар» пошёл ко дну близ берегов Филиппин вместе с двумя миллионами песо на борту

В 1802 году погиб галеон «Ферролена» с грузом золота и серебра…

Галеон «Нуэстра Сеньора де ля Консепсьон»

Первой поисково-исследовательской группой, приступившей к поиску мест гибели галеонов, стала компания «Тихоокеанские морские ресурсы». Началу работ в море предшествовала двухгодичная предварительная работа в архивах Испании, Италии, Мексики, США и Филиппин. Были просмотрены тысячи страниц донесений, отчётов, записок и воспоминаний, судовых деклараций. Так из старинных документов выплыла на свет история гибели галеона «Нуэстра Сеньора де ля Консепсьон» — на то время самого большого испанского корабля с грузом в четыре миллиона песо…

Галеон потерпел крушение 20 сентября 1638 года, направляясь из Манилы в Акапулько с грузом шёлка, фарфора, изделий из слоновой кости и драгоценностями, среди которых были блюдо и набор кувшинов из чистого золота, подаренные испанским королём японскому императору. Трагедия произошла спустя месяц после отплытия из Манилы, у южного берега острова Сайпан — второго до величине среди Марианских островов.


Часть груза была извлечена из прибрежных вод островитянами. В 1684 году испанская поисковая экспедиция обнаружила и подняла 35 из 36 пушек и 7 из 8 якорей. Оставшиеся части галеона и груз разбросало вдоль подножия рифов или вынесло на большие глубины…



Поисковый корабль «Тенгар» подошёл к Сайпану в марте 1987 года и бросил якорь в ста метрах от его юго-западного берега. В течение двух лет на месте гибели галеона велись работы, во время которых было обследовано всё южное и юго-западное прибрежное дно острова Сайпан на глубине от одного до ста двадцати метров.

Команда исследователей состояла из 30 человек семи национальностей — китайцев, малайзийцев, сингапурцев, филиппинцев, австрийцев, англичан и американцев. За время поисков остатков галеона команда совершила более 10 тысяч погружений — при этом без единой серьёзной неудачи

Для обследования дна на глубинах, недоступных аквалангистам, «Тенгар» имел двухместный водолазный колокол. Также использовался робот с видеокамерой, управляемой с поискового корабля. А там, куда не могли спустить колокол, применяли обитаемый подводный аппарат, вмещавший двух пилотов и наблюдателя. Данные глубоководных исследований удостоверили, что обломки крушения сбросило с рифа до глубины 80 метров.


Первые три недели погружений принесли исследователям лишь черепки и разбросанные в разных местах на большом расстоянии друг от друга скопления балластных камней, да и те в небольшом количестве. Около 350 лет тайфуны разрушали остатки затонувшего корабля, но аквалангисты, набравшись терпения, почти шестым чувством угадывали, где покоились перевозимые галеоном предметы. Угроза тайфунов препятствовала проведению работ с июля по декабрь, но уже в течение первый шести месяцев было обнаружено практически всё, что осталось от галеона.



Первые золотые находки стали попадаться ныряльщикам в начале второго сезона работ. Сперва был найден фрагмент золотого блюда ручной работы. На нём была изображена женщина в струящемся платье с вазой с цветами. В левой руке она держала букет роз. Маленькая собачка прыгала у её ног. Цветочный орнамент украшал изделие по краям.

Впоследствии были найдены и другие осколки этого блюда. Согласно документам Севильского архива по делам Индии, галеон перевозил на своём борту блюдо из чистого золота и набор кувшинов — подарок короля Испании японскому императору. Во время официального расследования гибели галеона испанские власти обвинили губернатора Манилы Коркуэра в незаконном присвоении этих предметов и их возвращении в Испанию в качестве личного груза губернатора.

Золотое блюдо с женщиной было важной находкой, но были и другие, которые впечатляли гораздо сильнее. Так, ныряльщик Энт Навин нашёл маленькую золотую туфельку, инкрустированную алмазами и бриллиантами. В туфельке могли храниться духи или другая парфюмерия. Повезло и Майклу Флэкеру, который поднял 32 золотые цепи, каждая из которых была по полтора метра длиной.


Все цепи лежали вместе и были скручены золотой проволокой. Они были погребены под двумя метрами осадков под узким выступом так, что его руки с трудом смогли до них дотянуться. Всего же аквалангисты подняли со дна морского более 1300 золотых ювелирных изделий: цепи, кресты, чётки, пряжки, филигранные пуговицы, кольца и броши с драгоценными камнями. Некоторые из менее ценных находок с галеона также были очень интересны — например, 156 кувшинов для хранения пищевых продуктов, найденных на глубинах от 45 до 60 метров.




Реставраторы тщательно исследовали содержимое кувшинов. В двух из них была застывшая ароматическая смола, в других лежали мелкие кости. На кувшинах были выгравированы имена владельцев или испанские и китайские символы, указывающие на их содержимое: соль, уксус, селитра, вино. Но большинство кувшинов содержало питьевую воду, так как манильские галеоны на своём пути не делали остановок по пять — восемь месяцев.



За долгие века пребывания на морском дне многие предметы обросли кораллами. Так, например, один кусок коралла в действительности содержал 564 изделия — стеклянные бусины китайского происхождения, керамические черепки, фрагменты листового золота, две серебряных рукоятки от шпаг и бронзовые китайские весы, использовавшиеся, вероятно, для взвешивания драгоценных камней. Некоторые предметы были сугубо личными.

Так, на поверхности маленького золотого гребня можно было разобрать надпись «год 1618» и имя «Донья Каталина де Гусман». Архивные поиски выявили, что эта женщина в 1634 году была вдовой и жила в Маниле.

Испанский галеон «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес»

А вот история еще одного галеона,затонувшего в морской пучине
После продолжительных судебных разбирательств в США, поднятые со дна моря сокровища, которые сохранились на потерпевшем когда-то крушение корабле в 1804 году, были возвращены в Испанию и частично выставлены на всеобщее обозрение.




30 ноября 2012 г. министерство культуры в Мадриде объявило, что почти 600 тыс. старинных монет из золота и серебра будут показаны в Музее подводной археологии в южном испанском городе Картахена, потом уже во второй половине 2013 года часть сокровищ будет показана на выставках и в других испанских городах.





Испанский галеон «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес», среди остатков которого и были найдены сокровища, перевозил серебряные и золотые монеты, которые чеканили в Латинской Америке в XIX веке. Галеон был потоплен в 1804 году британскими военными кораблями у португальского побережья в районе Гибралтара. На борту судна в то время было 200 человек.



По расчетным данным, поднятый клад имеет оценивается более чем в 350 миллионов евро.
Галеон был найден американской компанией Odyssey Marine Exploration(поднятые этой же компанией 48 тонн серебра с затонувшего военно-транспортного корабля), которая занимается морскими исследованиями, в 2007 году, найденный клад подняли и привезли во Флориду

Потом были почти пятилетние судебные тяжбы и в конечном итоге апелляционный суд США в январе 2012 года вынес решение о том, что компания должна вернуть клад Национальному Фонду в Испании. Сокровища состоят из более чем 594 000 монет и других артефактов. Испанское Министерство культуры рассматривает монеты, как часть национального наследия, которое может быть продано, чтобы погасить долги государства.

Buen Jesus y Nuestra Senora del Rosario

Недалеко от побережья Флориды обнаружены сокровища, когда-то принадлежавшие испанской короне. Клад нашли всего в 150 м от берега, недалеко от города Форт-Пирс. Находка была сделана членами семьи Шмиттов и их знакомым дайвером, сообщает Daily Mail.

Золотые цепи общим весом в три фунта, пять монет и кольцо оцениваются специалистами в $300 тысяч. "Все дно было усыпано золотом, - говорит глава семейства, 65-летний Рик Шмитт. - Это самое невероятное, что я когда-либо видел".
Крушение Buen Jesus y Nuestra Senora del Rosario и еще семи кораблей уничтожило банк Мадрида и даже способствовало распаду Испанской империи.








Команда дайверов, занимающихся глубоководными погружениями считает, что нашла на глубине 400 метров именно этот знаменитый корабль. На борту затонувшего судна было обнаружено более 17 000 предметов, исследовав которые, дайверы пришли к выводу, что судно перевозило золото, жемчуг и даже попугаев.





Золото оказалось на дне океана, предположительно, после урагана 1715 г., в котором пострадали 12 испанских кораблей. В соответствии с исторической хроникой, во время шторма погибли тысяча человек, 11 кораблей пошли ко дну со всеми сокровищами.




По мнению кладоискателей, обнаружить золото они смогли благодаря недавнему шторму, который вынес на поверхность лишь малую часть груза испанских кораблей. Шмитты уверены: большое количество сокровищ еще можно найти на побережье Форт-Пирс.
В ходе поисковых работ были еще найдены 39 золотых слитков и около 1200 серебряных песо. Кроме того, со дна были подняты более 6600 жемчужин, которые экспортировались в Европу из Венесуэлы.

Этот редкий жемчуг, который добывали из редкого типа устриц, обитавшего в Южной Америки, но оказавшегося на грани исчезновения в начале 17-го века из-за чрезмерной эксплуатации колониальных торговцев. При добыче жемчуга пострадала не только дикая природа. Как полагают 60 000 карибских туземцев умерли во время погружения за устрицами.



Сокровища, находившиеся на борту кораблей, пролежали на дне почти четыре столетия. Золото и драгоценные камни из южно-американских колоний были основой испанской экономики и катастрофа способствовала краху всемогущей колониальной империи.
Исследования на месте крушения продолжаются уже на протяжение более двадцати лет с использованием глубоководных технологий, разработанных британским инженерам.

Предметы, которые удалось поднять из Rosario, собираются на выставке в штаб-квартире компании Odyssey Marine Exploration, в штате Флорида.

Золото с крейсера «Эдинбург», 1981 год.


В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера «Эдинбург». В конце апреля 1942 года крейсер вышел из Мурманска в Англию с 5,5 т золота на борту, но, получив повреждения от немецких военных кораблей, был затоплен по приказу капитана. Лишь в 1980 году английские специалисты определили точное местонахождение судна, и в сентябре 1981-го большая часть золотых слитков была поднята на поверхность. Несколько слитков найти так и не удалось

Сокровища галеона «Аточа», 1985 год


В 1985 году, после 15 лет поисков, были найдены легендарные сокровища испанского галеона «Аточа», который потерпел крушение в 1622 году из-за шторма у берегов Флориды. Поднятые богатства оценили более чем в $400 млн, среди них было 200 золотых и около тысячи серебряных слитков, ювелирные изделия, золотые цепи и целый арсенал оружия XVII века.


«SS Gairsoppa»

48 тон серебра с затонувшего корабля у берегов Ирландии, июль 2012 года.


Этот год выдался весьма удачным на поднятие и находки очень больших кладов и вот в дополнение еще один - порядка 48 тонн серебра было поднято с британского военно-транспортного корабля, который затонул в 1941 году после того, как его торпедировала немецкая подводная лодка.

Корабль «SS Gairsoppa» был назван в честь водопада возле западного побережья Индии. В декабре 1940 г. он отплыл из Калькутты к Великобритании с чаем, железом и тоннами серебра на борту.

Сильные ветры и волны заставили корабль замедлить ход, в результате чего он оторвался от военного конвоя и в феврале 1941 г. попал под атаку немецких подводных лодок. Одна торпеда разорвала корпус судна и оно потерпело крушение в 300 милях к юго-западу от Ирландии. Корабль затонул на очень большой глубине - 4,7 км. Всего на борту корабля было 85 человек. Выжил только один — пробывший 13 дней в спасательной шлюпке второй помощник капитана.

Британское министерство транспорта заключило с американской компанией Odyssey Marine Exploration, которое специализируется на поднятии со дна моря остовов судов, контракт на подъем серебра на поверхность. С борта корабря извлекли порядка 1 тысячи 203 слитков серебра, однако сотрудники Odyssey Marine Exploration уверяют, что это только 20% драгоценного металла, лежащего в трюмах SS Gairsoppa. По условиям контракта компании отходит 80% найденного клада.

В общей сложности судно перевозило 240 тонн серебра, что по нынешним меркам стоит $190 миллионов. Работы на дне Атлантического океана будут продолжаться.

Золото, платина и алмазы на «судне без названия», 2009 год.


Останки британского грузового судна, потопленного нацистами в годы Второй мировой войны, были обнаружены у северо-восточного побережья Южной Америки. Ценность находки заключалась в том, что корабль перевозил большой груз золота, платины и алмазов, предназначавшихся для пополнения казны США. Название судна не разглашалось, условно его называли Blue Baron. Судно потерпело крушение в июне 1942года. Полмиллиона золотых и серебряных монет, 2007 год.

В мае 2007 года компания Odyssey Marine Exploration, специализирующаяся на поисках морских кладов, заявила о находке затонувшего судна с 500 000 золотых и серебряных монет на борту. Сокровища были подняты и переправлены в США, но компания так и не сообщила, кому принадлежал затонувший корабль и где именно он был найден.

Монеты и магический камень в Карибском море, 2011 год.


В Карибском море недалеко от побережья Доминиканской республики американская организация кладоискателей Deep Blue Marine обнаружила сокровища. В XVI веке на этом месте произошло кораблекрушение. Водолазы нашли 700 старинных монет, стоимость которых может достигать миллионов долларов, древние статуэтки и необычный зеркальный камень, который мог использоваться в шаманских ритуалах.

Советская платина на британском судне, 2012 год.


В феврале 2012 года знаменитый искатель сокровищ из США Грег Брукс обнаружил затонувшее британское судно Port Nicholson, которое в 1942 году так и не довезло в Нью-Йорк слитки платины из СССР. Судно было потоплено немецкой подводной лодкой. Его груз предназначался для расчета Советского Союза с правительством США за поставки союзниками боеприпасов, военной техники и продовольствия.

Сокровища «золотого корабля «Флор де ла мар»


История хранит тайны сотен и тысяч кладов по сей день ожидающих своего часа на дне океана. Несмотря на известное местоположение, эти сокровища не удается найти даже самым опытным ныряльщикам. Чем больше мы узнаем о них, тем сильнее желание прикоснуться к тайне, скрытой под толщей воды.


…Это был необычный рейс. В 1512 году флагман португальской эскадры «Флор де ла мар» отплыл из султаната Малакка, находившегося на юго-западном побережье Малаккского полуострова. На борту «Флор де ла мар», входившего в состав португальской эскадры под командованием завоевателя Малакки адмирала Альфонсу д’Албукерки, находились сокровища султанов Малакки, а также богатства, захваченные конкистадорами в Африке и на Аравийском полуострове, в Индии и Сиаме.



Последний рейс «Флор де ла мар» продолжался недолго. Почти сразу после отплытия, попав в сильный шторм, судно наскочило на риф и затонуло, на многие столетия став манящей легендой для кладоискателей. Отлитые из золота скульптурные изображения слонов, тигров, обезьян, украшения из драгоценных камней, китайский фарфор и другие сокровища с португальского корабля, стоимость которых, по оценкам специалистов, может составить миллиарды долларов, до сих пор лежат на дне Малаккского пролива у берегов Индонезии.



Легенды о сокровищах, потерянных в этом районе земного шара, столетиями будоражат воображение искателей сокровищ. Только вблизи берегов Индонезии, по мнению историков, воды скрывают богатства сотен потерпевших крушение судов. Они везли из Китая и бывших колоний пряности, фарфор, ткани, изделия из драгоценных металлов и многое другое. Корабли тонули во время штормов, разбивались о рифы, становились добычей пиратов.


А в 1991 году весь мир облетело сенсационное сообщение о том, что на дне Малаккского пролива в 8 км от северо-восточного побережья острова Суматра под 18-метровым слоем песка и ила обнаружены останки затонувшего почти 500 лет назад португальского корабля с несметными сокровищами на борту. Сообщения о найденном месте крушения «Флор де ла мар» не сходили со страниц печати Индонезии и ряда соседних стран.

В районе предполагаемой находки, куда немедленно устремились местные охотники за подводными кладами, корабли ВМС Индонезии вели круглосуточное патрулирование с целью пресечь несанкционированные попытки поднять с морского дна сокровища, аукционная стоимость которых, по некоторым оценкам, может составить около 9 миллиардов долларов, что составляет почти треть годового бюджета Индонезии.


Поиски «Флор де ла мар» вела в течение двух лет индонезийская компания «Джаятама истикачипта» с разрешения правительства этой страны. Эти поиски обошлись компании в 10 миллионов долларов. Однако её владельцы были готовы вложить ещё столько же в подъём сокровищ с морского дна, рассчитывая, что выручка от продажи ценностей с аукциона составит 7-9 млрд. долларов. По условиям контракта, половина добытых сокровищ должна была достаться правительству Индонезии, при этом предметы, представляющие историческую ценность, должны были быть возвращены правительству Малайзии.

Не исключено, что они находились на борту других кораблей португальской эскадры, которые, как полагают, напоролись во время шторма на рифы у берегов Суматры и пошли на дно вместе с «Флор де ла мар». Да и сам владелец «Джаятама истикачипта» признал, что представитель компании в Сингапуре явно поторопился с сенсационным заявлением, которое было тут же подхвачено информационными агентствами.



Сообщения об обнаружении места гибели «Флор де ла мар» вызвали новую волну интереса к поиску подводных сокровищ. В министерство иностранных дел Индонезии со всего мира посыпались предложения о сотрудничестве в поисках этих богатств, а полиция и береговая охрана с досадой отметили небывалый наплыв в эти места любителей подводных видов спорта.



В дележе сокровищ «Флор де ла мар» поспешили принять участие и кладоискатели из других стран. Одна из австралийских археологических экспедиций объявила, что завершила переговоры с представителями правительств Индонезии и Малайзии о подъёме груза с португальского корабля.

А в Гонконге некий итальянец Бруно де Винсентис, в свою очередь, заявил, что его переговоры с индонезийскими и малайзийскими властями находятся на завершающей стадии. «Мы надеемся отыскать сокровища, хотя это будет довольно дорогостоящее предприятие, — сказал Бруно де Винсентис. — Нас вдохновляет то, что среди обломков „Флор де ла мар“ находится, возможно, самый большой клад в мире».

Но индонезийские власти не спешат идти навстречу кладоискателям. «Мы пока никому не давали разрешений на подводные исследования», — заявили представители правительства. В соответствии с международным правом, найденные ценности должны быть поделены между тремя сторонами: страной, которой принадлежал корабль, страной, в чьих территориальных водах найдены сокровища, и теми, кто их нашёл. Глава индонезийского Управления археологических исследований отметил в этой связи, что его стране не хватает опыта для проведения таких работ.


Озабоченность индонезийцев можно понять, если вспомнить события относительно недавнего прошлого, когда группа авантюристов нелегально подняла с затонувшего в районе Молуккских островов корабля множество антикварных предметов, которые затем были проданы на европейских аукционах за миллионы долларов.

То, что им не удалось поднять, было варварски уничтожено. А в 1990 году в районе острова Бинтан, где, как полагают, находятся обломки пяти затонувших кораблей, были задержаны одиннадцать иностранцев. По мнению полиции, эта группа, в которую входили американцы, австралийцы и англичане, занималась незаконными поисками сокровищ.

Подводные сокровища у берегов Индонезии не дают покоя многим. При этом одни озабочены, как ими завладеть, другие тем, как их сохранить. Борьба идёт с переменным успехом. Да и можно ли вообще говорить о надёжной охране мест кораблекрушений, если в водах Малаккского пролива до сих пор действуют пираты?

Так что история «Флор де ла мар» может иметь самый неожиданный конец.
Даже в наш век продвинутых технологий, ежегодно десятки тысяч человек погружаются в морские и океанские глубины в поисках кладов. И это не пустопорожнеекладоискательство. Морская пучина хранит много тайн и сокровищ! 75 % серебра и золота добытого за всю историю человечества продолжает находиться именно на дне мирового океана.

На Соломоновых островах царит самая настоящая золотая лихорадка. Съехавшиеся с разных концов света кладоискатели ищут японский корабль, затонувший в самом конце Второй мировой войны. В его трюмах находились ящики с 13-килограммовыми золотыми слитками на 1,3 миллиарда долларов.

Их награбил в Малайзии и Сингапуре в годы войны генерал Томоюки Ямашита . Он сдался 2 сентября 1945 года и через 5 месяцев по приговору трибунала был казнен.

Золотая лихорадка началась после того, как один из островитян заявил, что место клада ему указал отец перед смертью и что ему удалось найти золото.

«Найдены пока два золотых слитка»,- сообщил журналистам на прошлой неделе Альфред Сасако , член парламента Соломоновых островов, который утверждает, что встречался и разговаривал с владельцем слитков.

Отец островитянина, работавший коком на японском военном корабле, перед смертью указал на карте место, где лежит золото. Слитки удалось найти в марте этого года, однако известно об этом стало только сейчас, после того, как островитянину не удалось договориться с правительством о совместном подъеме клада. Он сейчас прячется в страхе за свою жизнь.

В правительстве Соломоновых островов рассказу владельца карты и слитков, похоже, поверили. Как заявил директор по международным связям Центробанка, кабинет министров уже даже разработал план, на что потратить деньги.

Пока министры делят золото, воды вокруг островов бороздят лодки и катера с кладоискателями, большинство которых вооружены. Говорят, японским золотом заинтересовался даже миллиардер Пол Аллен , яхту которого видели в прибрежных водах в июне…

Если сложить все легендарные клады, которые якобы лежат на дне морей и океанов, то их суммарный вес значительно превысит вес золота, добытого на Земле за всю историю человечества. Но, несмотря на фантастичность многих легенд и свидетельств о сокровищах затонувших кораблей, они продолжают будоражить воображение кладоискателей.

Поиски подводных сокровищ превратились в многомиллионный бизнес и поставлены на поток. Морские клады ищут тысячи подводников и компаний, находят – единицы, но это не мешает им снова и снова выходить в море в надежде на удачу.

1. В январе 1637 г. «Королевский купец» , 32-пушечный английский фрегат водоизмещением 700 т, вошел в гавань Кадиса для ремонта. Капитан Лимбри был богатым человеком, но как истинный представитель своего авантюрного века он не смог побороть искушение подзаработать еще. Возможность для этого появилась после того, как на борту испанского корабля, на котором должны были перевозить серебряные монеты, жалованье для 30-тыс. испанской армии во Фландрии, вспыхнул пожар.

Джон Лимбри предложил свои услуги по доставке денег. В августе 1641 года его корабль вышел из гавани Кадиса и взял курс на север. Большая часть плавания прошла без происшествий, но в нескольких десятках миль от английского побережья «Купец» попал в сильный шторм и затонул у берегов Корнуолла. Вместе с 80 матросами на дно пошел и весь груз. В трюмах «Купца» лежали деревянные ящики с более чем полумиллионом серебряных песо, 500 тяжелыми брусками золота, сотнями брусков серебра и украшениями, инкрустированными драгоценными камнями; а также дорогими одеждами, специями и многим другим в общей сложности примерно на полмиллиарда фунта стерлингов. О ценности груза говорит хотя бы то обстоятельство, что он составлял треть всей тогдашней казны Испании! Потеря этих денег привела к экономическому кризису в стране.

Вместе с испанским серебром Лимбри потерял и собственное состояние, которое возил с собой, и превратился в нищего. Правда, он сумел быстро встать на ноги, вернулся в море и в дальнейшем сыграл большую роль в колонизации Ямайки.

2. «Наша сеньора Мерседес» , 36-пушечный испанский фрегат, перевозил из Южной Америки в Испанию очень ценный груз - монеты отчеканенные в вице-королевстве Перу, тогдашнем финансовом центре испанской Америки. Фрегат вышел через Магелланов пролив в Атлантический океан и после остановки в Монтевидео отправился в метрополию с сопровождении трех военных кораблей.
Семимесячное плавание прошло без происшествий, но утром 5 октября 1804 года недалеко от португальского мыса Святой Марии испанцы встретились с английской эскадрой, тоже состоявшей из четырех фрегатов.

Испания в то время сохраняла нейтралитет, хотя и явно склонялась к союзу с Наполеоном и объявлению войны Англии. Вице-адмирал Грэм Мур , действуя по распоряжению Адмиралтейства, приказал испанцам изменить курс и следовать за ним в Англию.

Командующий испанской эскадрой, вице-адмирал Хосе Бустаменте ответил отказом и открыл огонь. Одно из английских ядер попало в пороховой погреб «Мерседеса». Корабль затонул с двумястами моряков и 4,436,519 золотыми и серебряными долларами, а также золотыми, серебряными, медными и оловянными слитками. Три остальных фрегата – «Фаму», «Медею» и «Санта Клару» англичане отконвоировали в Плимут, где они получили другие названия и стали фрегатами флота Его величества. Через два месяца после боя у мыса Святой Марии Испания объявила войну Англии.

3. До поднятия груза «Мерседеса» рекордным из уже найденных и поднятых подводных кладов считался груз испанского галеона «Наша сеньора из Аточи» , который входил в состав эскадры из 28 кораблей, перевозившей несметные сокровища в Испанию.

6 сентября 1622 года сильный ураган разметал эскадру у берегов Флориды. «Аточу» огромная волна швырнула, как щепку, на рифы около острова Драй-Тортуга, расположенного в 60 км к западу от Флориды. Судно быстро пошло на дно с ценными грузом. Спастись удалось лишь 3 морякам и 2 рабам.

Останки корабля искали 3,5 столетия десятки искателей кладов, но повезло после 16-летних поисков лишь американцу Мелу Фишеру . Он поднял в 1985 году ок. 40 т золота и серебра и примерно 40 кг изумрудов. Стоимость сокровищ, поднятых со дна Мексиканского залива, составила $400 млн.

4. «Сассекс»

В начале 1694 года эскадра из 12 кораблей во главе с 80-пушечным фрегатом «Сассекс» отправилась из Англии в Савойю. В сундуках лежали 1 млн золотых и серебряных монет и десятки слитков драгоценных металлов. В ценах конца XVII века стоимость груза составляла 1 млн фунтов стерлингов, а в нынешних - 2,5 млрд фунтов (4 млрд. долларов).

19 февраля эскадру, только что прошедшую Гибралтарский пролив, настигла буря. «Сассекс» из-за сильного перегруза пошел на дно вместе с сокровищами. Из 560 матросов и офицеров спастись удалось только двум морякам.

5. «Фрау Мария»

12 лет назад финские водолазы нашли недалеко от острова Юрмо двухмачтовый парусник «Фрау Мария», который перевозил осенью 1771 года из Голландии в Санкт-Петербург произведения искусства для украшения Зимнего и Царскосельского дворцов. На борту находились около 300 картин голландских художников, коллекции мейсенского и саксонского фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек монет, всего примерно на 0,5 млрд. евро.

Кроме России, на деньги которой был куплен груз, на сокровища претендуют Финляндия, в территориальных водах которой он сейчас находится и гражданами которой найден, и Голландия, под чьим флагом ходила «Фрау Мария».

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .

В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.

Пароход, который кроме серебра в 1941 году вез из Индии в Ливерпуль груз железа и чая и был потоплен нацистской подводной лодкой, специалисты обнаружили в 560 километрах от побережья Ирландии.

Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженным в морских глубинах.

Планируется, что работы по подъему серебра и других ценных предметов с Gairsoppa начнутся во втором квартале 2012 года.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

Самые известные клады , обнаруженные у берегов России

У берегов России одной из главных сокровищниц является Финский залив - на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы - корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.

В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку (Финляндия). Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту "Святой Михаил". Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне - резной золоченый кабриолет.

Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета - подарок императрице Елизавете Петровне.

Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".

В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Статьи по теме: