Правда что существует пиковая дама. Кто такая Пиковая Дама? Зачем её вызывают? Что за легенда существует о ней

Эта история случилась с моей подругой. Заранее прошу, никогда не вызывайте Пиковую Даму,как это сделала Олеся.
До описанных здесь событий у нас был девишник, где мне зачем-то пришло в голову рассказать о Пиковой Даме, я даже предложила ее вызвать, но все отказались. По легенде, Пиковая Дама может ответить на разные вопросы, правда, если у нее не возникнет желания вас убить.
Так вот, у Олеси был парень Паша, которого она очень-очень любила. В понедельник после девишника наша подруга Люда попросила нас встретиться после занятий в универе. В кафе она сообщила, что оказывается, Паша встречался одновременно и с ней и с Олесей, и сегодня парень сделал выбор в пользу Люды. Олеся мгновенно выскочила из кафе, я за ней. Но к сожалению, догнать не смогла. Попыталась ей дозвониться – трубку не берет. И как назло, у нее родители уехали. Я уже испугалась, что она вены перережет или таблеток наглотается из-за Людиной лжи. Я сама не знала, верить ли Люде. Но я никогда не могла бы предположить, что придет в голову Олесе. Вызвать Пиковую Даму, чтобы узнать, изменял ли ей Паша. Предполагаю, что Олесе было настолько больно, что смерть ее не пугала. Алой помадой, которую так любил Паша, она нарисовала на зеркале необходимое для вызова злого духа. Пиковая Дама явилась. Худая, бледная, в какой-то белой рясе, с острыми когтями и черными, как смоль, волосами. Но вид Олесю и не испугал, она спросила, изменял ли ей парень. Пиковая Дама ответила, что да. Олеся зарыдала заслонив руками лицо. Когда она открыла глаза, Пиковая Дама стояла возле нее. Но Олесе было настолько больно, что она произнесла:
-Убей меня.
Раздался зловещий холодный смех. Дух посмотрел в зеркало. Олеся явственно запомнила, что отражалась только она.
– Я приду через 3 дня, – сказала она. – И исполню твое желание.
На следующий день я встретила своего парня Диму. Никогда не видела его таким расстроенным. Оказывается, Дима не мог отойти от шока. Дима, как и Паша, жил в общаге. И когда он вошел в умывальник, он увидел лужу крови, в которой лежал Олесин парень. Диме сказали, что Паша переборщил с бритьем, задел артерии и не смог остановить кровь. Паша был гордым и звать на помощь он никого не стал бы. Я, как могла, пыталась утешить своего парня. До Олеси я до сих пор не могла дозвониться, так что успела об этом сказать только Люде, которая расплакалась и начала говорить о том, как же мало они с Пашей успели. Я поняла, что насчет встреч она не лгала. Мы с Людой должны были идти в бассейн, перед этим она долго стояла у зеркала, приводя себя в порядок после слез.
В тот день мы должны были сдавать нормативы, к тому же плавание – это отличный способ отвлечься.
Люда уже приготовилась к прыжку, поправляя лямки на красном купальнике. Брызги, она прыгнула в воду. Быстрые гребки, на середине дорожки ее темп замедлился, и тут я увидела тонкую полосу какой-то красной жидкости. В первую секунду я подумала, что это либо линяет купальник, либо у Люды были месячные. Людины руки перестали подниматься над водой. Преподаватель прыгнул за ней в воду. Когда ее вытащили, пульса не было. Люда была мертва. Кровотечение в мозг.
Вечером я смогла увидеть Олесю и все ей рассказала. Она была очень бледна и не могла произнести ни слова. Я увидела, что среди ее золотистых локонов появился один седой. Этой ночью я осталась ночевать у нее. Мне снился очень странный сон про девушку в зеркале. На следущий день Олеся купила себе шикарное черное платье, бижутерию, попросила у меня мои любимые тени. Она хотела отвлечься от всего. В день похорон Олесе захотелось задержаться на кладбище. Я не могла понять подругу, но н а секунду увидела ее улыбку. После этого мероприятия Олеся потащила меня в парикмахерскую, где нам с ней сделали прически. Гулять в этот день никто не собирался. Вечером мы сидели в кафе, где Олеся, всегда следившая за фигурой, съела два пирожных, запивая молочным коктейлем. Ее поведение меня удивляло, на предложение остаться ночевать у меня она отказалась.
Я увидела Олесю на следующий день, при встрече она крепко обняла меня и рассказала все. Той ночью Дама пришла. Олеся была готова к смерти, но Дама не стала ее убивать. На вопрос Олеси почему, она ответила, что если она это сделает, то душа Олеси будет заключена в зеркале. Когда-то эта дама тоже была девушкой, и вызвала Пиковую Даму. Она тоже сделала это из-за любви. Став духом, она убила парня, изменившего ей. Она решила оказать такую услугу и Олесе. Перед своим уходом она сказала Олесе, чтобы та ценила свою жизнь, и этот седой локон будет вечным напоминанием. Дама вернулась в зеркало, которое тут же разлетелось на сотни маленьких осколков.
Седые волосы Олеси не брала ни какая краска.
…А, совсем забыла: тот дух который явился моей подруге, сказал, что Пиковых дам несколько, так что не вызывайте никого из зеркала, иначе вам может не так повезти, как моей подруге. Кстати, она недавно вышла замуж…

Всегда привлекали незнающих обывателей черные обряды и колдовские ритуалы. А с выходом на экраны одноименного фильма «Пиковая дама: черный обряд» и множества кинолент фантастического содержания, дух злой женщины превратился в демонический персонаж, который реально существует для многих поклонников спиритизма и магии в потустороннем мире.

Но насколько безопасно обращаться к неизведанному науке пространству, почему нельзя вызывать пиковую даму и других сущностей, люди не задумываются.

История происхождения пиковой дамы

Вымышленный образ, черная ведьма или мертвая темная женская душа, существует ли пиковая дама на самом деле и как она выглядит — не знает никто. О происхождении персонажа ведется множество споров. И настоящую историю пиковой дамы окружают только выдуманные легенды:

  • символический образ А. С. Пушкина. До сих пор остается загадкой: или угрызения совести погубили молодого человека, или все-таки месть мертвой души старухи;
  • жена дьявола. Известная блудница Магдалина, которая после встречи с Иисусом Христом, покаялась и стала вести праведный образ жизни. Мать не приняла выбор дочери и приняла демонический облик;
  • легенда о цыганке, которой предсказали смерть дочери Элизы. Пытаясь спасти самовлюбленную красавицу, мать запирала и прятала ее от всего мира. Но девушка влюбилась и утонула в реке после смерти своего избранника. Мать же начала мстить всем людям.

Никто не знает, как звали пиковую даму и реальна ли она была. Из рассказов и страшных историй якобы очевидцев известно, что ничего хорошего от злого духа ожидать не стоит. Даже в гадании карта пиковая дама — это женщина бескомпромиссная, влиятельная и агрессивная.

Когда можно и почему нельзя вызывать пиковую даму

Чтобы магический ритуал увенчался успехом, необходимо вооружиться знаниями по общению со злыми духами, создать соответствующую атмосферу и выполнить все необходимые условия, точно выбрать время и правильное место для проведения. Когда можно провести обряд по вызову пиковой дамы:

  • полночь. Страх, который испытывают люди с наступлением темноты, привлекает злые силы;
  • полная луна. Нечистая сила, оборотни и не упокоенные души активизируются именно в этот период;
  • пятница 13 число. Самый лучший день, чтобы вызвать пиковую даму. Считается, что в этот день людей окружают злые духи.

Слишком разыгравшееся воображение и волнение могут спровоцировать визуальные галлюцинации. Вот одна из основных причин, почему нельзя вызывать пиковую даму ночью и в одиночку. Лучше позвать друзей или единомышленников.

Как и почему нельзя вызывать пиковую даму в домашних условиях

Если Вы человек суеверный и слишком мнительный, боитесь темноты, проводить любые магические действия опасно. Только люди, уверенные в себе и сильные духом, могут провести полный обряд под названием «пиковая дама»:

  • на столе установить два зеркала напротив друг друга;
  • нарисовать помадой на одной отражающей поверхности 13 ступеней и дверь наверху;
  • одну свечу поставить возле зеркал, вторую взять в руку;
  • выключить свет;
  • произнести магические слова: «Пиковая дама явись!». Если пиковая дама страшная, лучше потушить свечи и зеркала опустить поверхностью к столу, включить освещение. Если дух спокойный, можно попросить его исполнить заветное желание или спросить о чем-нибудь важном.

Незаменимыми атрибутами любого ритуального действия является источник света, так как в темноте не будет видно, что делать. Отражающая поверхность является отличным проводником для потусторонних сущностей, а в изображение пиковой дамы вселяется душа. Вот почему нельзя вызывать пиковую даму без карт, свечей и зеркала.

Как и почему нельзя вызывать пиковую даму на улице днем

Верится с трудом, что в солнечный день можно обратиться за помощью к темным силам. Им больше по душе ночь, луна и непогода. А в условиях жизни большого мегаполиса достаточно шумно и многолюдно. Но, если правильно провести обряд не получается на улице днем, почему нельзя вызвать пиковую даму у себя дома:

  • закрыть плотно шторы. Исключить попадание солнечного света в комнату, создать полумрак;
  • на столе установить зеркало. Сесть напротив;
  • взять бумагу. Изобразить равносторонний треугольник. Не пытайтесь искать способы, как нарисовать пиковую даму на листе;
  • положить карту таким образом, чтобы пиковая дама отображалась в зеркале;
  • повторить три раза заклинание: «Пиковая дама, приди!».

Зеркало потемнело, и появилась фигура, задайте вопрос или загадайте желание. После проведенного действия зеркальную поверхность обратите к столу, успокойтесь и откройте шторы, включите свет. Любой неприятный звук, злобный смех или громкие шаги в процессе ритуала указывают на то, что пиковая дама появилась и гадающего в дальнейшем ожидают негативные последствия.

Санкт-Петербург не зря называют самым загадочным и мистическим городом России. Каждая его улочка, каждое здание, хранит свою загадку, узнать которые мы никогда не сможем. Вот и со мной несколько лет назад произошла необычная и необъяснимая история, связанная с этим городом. О ней я и хочу рассказать.

Был канун Нового Года. Та зима была необычайно красивой и снежной. Вот почему нам с друзьями очень захотелось отметить праздник на горнолыжной базе. Мы отправились в «Золотую Долину» — база отдыха Санкт Петербурга , построенная на его склонах. В новогоднюю ночь начала бушевать метель. Ни о каких лыжах, конечно, не могло быть и речи, да и отметить праздник хотелось в тепле. Да вот только из-за непогоды в нашем отеле пропало электричество. Но и при свечах мы прекрасно проводили время. И вот, представьте – ночь, за окнами бушует метель, в номере – таинственный полумрак. Стали мы вспоминать различные необъяснимые случаи, которые происходили с нами, или о которых мы слышали и читали. С нами был страстный любитель истории Питера и замечательный рассказчик Андрей. «Травить байки», как мы это называли – было его излюбленное занятие. Когда очередь дошла до него, он поведал нам легенду о Пиковой Даме.

В Санкт-Петербурге на улице Гороховая (ранее Малая Морская) расположен дом под номером 10. Некогда он являлся особняком княгини Натальи Петровной Голицыной, урожденной Чернышевой. Она была придворной фрейлиной при дворе императрицы Екатерины Второй. Поговаривали даже, что княгиня приходилась Петру Первому родной внучкой. Еще при жизни императора семейство Чернышевых осыпалось различными милостями – им жаловались поместья и титулы, и Чернышёвы очень скоро стали одной из богатейших семей России. После того, как Наталья Чернышева вышла замуж за князя Голицына, она по-мужски твердой рукой стала управлять хозяйством мужа, и очень в этом преуспела. При дворе тем временем ее положение становилось все более твердым, ей даже был пожалован титул статс-дамы.

Княгиня была весьма своенравной и надменной женщиной, имела поистине мужской характер, была очень сурова по отношению к близким. В молодости она была красавицей, но в старости у нее выросли усы и борода, за что ее за глаза называли «Княгиня Усатая». Именно такой образ – надменной, ветхой старухи с отталкивающей, непривлекательной внешностью, и создал А.С. Пушкин в своей «Пиковой даме». Нетрудно было догадаться, кто послужил прототипом этому образу. Теперь Голицына получила еще одно прозвище, Пиковая Дама, а ее особняк называли исключительно Домом Пиковой Дамы. Как гласит легенда, племянник Голицыной самолично рассказывал поэту, как после очередного проигрыша в карты старуха поведала ему тайну «трех карт» — тройки, семерки и туза, поведанную ей графом Сен-Жерменом. Именно эта история и стала ключевым моментом в повести «Пиковая Дама». Там молодой офицер Германн узнает о том, что его бабушка, графиня Томская, владеет секретом «трех карт», поведанным ей некогда известным магом и чародеем. Он решает во что бы то ни стало узнать эту тайну, что приводит к смерти графини. А в ночь ее смерти дух ее является внуку и рассказывает эту тайну, вскоре после чего он сходит с ума.

Интересно и то, что сама княгиня Голицына умирает также при весьма загадочных обстоятельствах. Весьма суеверная старуха долго болела, и рассказывала близким, что ее постоянно навещает… призрак какого-то черного офицера. Она называла его ангелом смерти и думала, что он явился к ней для того, чтобы покарать за грехи молодости. Так и умерла она из-за своих страхов – старая, надменная, прожившая насыщенную событиями жизнь, Пиковая Дама.

История повлияла на нашу компанию очень сильно. До сих пор непонятно, что нами руководило, но – факт остается фактом. Мы решили вызвать дух Пиковой Дамы. Никто никогда раньше подобным не занимался, что неудивительно – взрослые, скептичные люди, привыкшие верить тому, что видят глаза, а не досужим вымыслам и байкам про призраков. Уже не вспомню, как все происходило – вроде как мы взяли зеркало и свечи, проговорили какие-то слова, придуманные на ходу… Все ведь делалось ради смеха, для поддержания веселья в компании. Что тогда произошло – никто из нас до сих пор не знает. Внезапно в номере потянуло сильнейшим холодом, одновременно потухли все свечи, а за окном… промелькнул какой-то белый женский силуэт, и вроде как раздался невнятный шепот… Через несколько минут зажегся свет и мы увидели бледные и перепуганные лица друг друга.

Что это было – таинственность ли истории про Пиковую Даму так повлияла на нас, или сказывалось влияние алкоголя – я не знаю. Но, каждый раз при воспоминании о той ночи, я ощущаю, как по спине начинают бегать мурашки…

«Пиковая дама»

«Медный всадник», в основу которого, как мы видим, положены петербургские предания и легенды, был написан в 1833 году. В следующем, 1834 году в аристократических и литературных салонах говорили о «Пиковой даме», повести глубоко петербургской не только по духу, но и по городскому фольклору - он не только предшествовал ее рождению, но и сопровождал после шумного появления в печати.

Литературная новость взбудоражила и без того склонное к большим интригам и маленьким «семейным» скандалам петербургское общество. Образ безобразной древней старухи, счастливой обладательницы мистической тайны трех карт, вызывал совершенно конкретные, недвусмысленные ассоциации, а загадочный эпиграф, предпосланный Пушкиным к повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность», да еще со ссылкой на «Новейшую гадательную книгу», подогревал разгоряченное любопытство.

Кто же скрывался за образом пушкинской графини, или, как подозрительно часто якобы оговаривается сам Пушкин, княгини? Двух мнений на этот счет в тогдашнем обществе не было. Это подтверждает и сам автор нашумевшей повести. 7 апреля 1834 года он заносит в дневник короткую запись: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной».

С тех пор в Петербурге княгиню Наталью Петровну Голицыну иначе как «Пиковая Дама» не называли.

Княгиня Голицына происходила из рода так называемых новых людей, в избытке появившихся в начале XVIII века в окружении Петра Великого. По официальным документам, она была дочерью старшего сына денщика Петра I, Петра Чернышева, который на самом деле, если, конечно, верить одной малоизвестной легенде, слыл сыном самого самодержца. Таким образом, согласно городскому фольклору, Наталья Петровна была внучкой первого российского императора и основателя Петербурга. Во всяком случае, в ее манере держаться перед сильными мира сего, в стиле ее деспотического и одновременно независимого поведения в повседневном быту многое говорило в пользу этого утверждения, а сама она не раз старалась тонко намекнуть на свое легендарное происхождение. Так, когда ее навещал император или какие-либо другие члены монаршей фамилии, обед сервировался на серебре, якобы подаренном Петром I одному из ее предков.

Н. П. Голицына

Посещать ее обеды многие почитали за честь, а ее сын - знаменитый московский генерал-губернатор В. Д. Голицын - не смел даже сидеть в присутствии матери без ее разрешения. Гордый и независимый характер княгини проявлялся во всем. Однажды ей решили представить военного министра, графа Чернышева, возглавлявшего следственную комиссию по делу декабристов. Он был любимцем Николая I, и перед ним все заискивали. «Я знаю только того Чернышева, который сослан в Сибирь», - неожиданно грубо оборвала представление княгиня. Речь шла об однофамильце графа - декабристе Захаре Григорьевиче Чернышеве, осужденном на пожизненную ссылку.

Отец Голицыной служил дипломатом, и в молодости Наталья Петровна жила за границей. Ее с удовольствием принимали во многих монарших домах. Но знали ее еще и потому, что она была страстной поклонницей игры в карты. Во Франции она была постоянным партнером по картам королевы Марии Антуанетты. Страсть к картам она сохранила до глубокой старости и играла даже тогда, когда ничего не видела. По рекомендации Воспитательного дома карточная фабрика специально для нее даже выпустила карты большого формата.

В молодости Наталья Петровна слыла красавицей, хотя, по мнению многих, особой красотой не отличалась, а с возрастом вообще обросла усами и бородой, за что в Петербурге ее за глаза называли «Княгиня Усатая», или более деликатно, по-французски, «Княгиня Мусташ» (от французского moustache - усы). Именно этот образ ветхой старухи, обладавшей отталкивающей, непривлекательной внешностью в сочетании с острым умом и царственной надменностью, и возникал в воображении первых читателей «Пиковой дамы».

Сюжетная канва пушкинской повести на самом деле не представляла ничего необычного для высшего петербургского общества. Азартные карточные игры были в то время едва ли не самой модной и распространенной забавой столичной «золотой молодежи». Как мы уже знаем, страстным и необузданным картежником был и сам Пушкин, и многие его близкие друзья. Если верить легендам, эпиграф к первой главе повести: «А в ненастные дни собирались они часто» Пушкин сочинил во время игры в карты и записал его прямо на рукаве своего знакомца, известного картежника, внука Натальи Петровны, Сергея Григорьевича, по прозвищу «Фирс». На глазах поэта происходили самые невероятные истории, каждая из них могла стать сюжетом литературного произведения. Из-за неожиданных проигрышей люди лишались огромных состояний, стрелялись и сходили с ума.

И тут в наше повествование буквально врывается небезызвестный граф Сен-Жермен, одна из самых загадочных личностей Франции XVIII века. Напомним коротко его биографию. Великосветский авантюрист, мистик, изобретатель жизненного элексира и философского камня, граф Сен-Жермен по некоторым предположениям был португальцем и носил подлинное, как он сам утверждал, имя Йозеф Ракоци, принц Трансильванский. В то же время в разные годы охотно выдавал себя то за графа Цароша, то за маркиза Монфера, то за графа Белламор, графа Салтыкоф и многих других.

Существует множество биографий Сен-Жермена, каждая по невероятности превосходит другую. Согласно некоторым из них, он жил в XVI веке, во времена французского короля Франциска I. Согласно другим, более поздним, работал с известной русской писательницей Еленой Блаватской, она, кстати, родилась только за три года до описываемых нами событий, в 1831 году. Сам Сен-Жермен утверждал, что ему две тысячи лет, и рассказывал подробности свадьбы в Кане Галилейской, где он чуть ли не давал советы самому Иисусу Христу.

Умер граф Сен-Жермен будто бы в Лондоне, куда сбежал после французской революции 1783 года. По одним источникам, он прожил 75 лет, по другим - 88, по третьим - 93. Но даже через 30 лет после его смерти «находились люди, которые клялись, что только что видели Сен-Жермена и разговаривали с ним».

Граф Сен-Жермен оставил более или менее заметный след в петербургском фольклоре. По одной из легенд, накануне так называемой «революции 1762 года» под именем графа Салтыкоф он тайно приезжал в Россию, сошелся с заговорщиками и «оказал им какую-то помощь» в деле свержения императора Петра III и восшествия на престол Екатерины II.

По одной из легенд, граф Сен-Жермен имел непосредственное отношение к сюжету повести Пушкина «Пиковая дама». Согласно легенде, внук Натальи Петровны Голицыной, начисто проигравшийся в карты, в отчаянье бросился к бабке с мольбой о помощи. Голицына в то время находилась в Париже. Она обратилась за советом к своему французскому другу графу Сен-Жермену. Граф живо откликнулся на просьбу о помощи и сообщил Наталье Петровне тайну трех карт - тройки, семерки и туза. Если верить фольклору, ее внук тут же отыгрался.

Вскоре вся эта авантюрная история дошла до Петербурга и, конечно, стала известна Пушкину, тот ею своевременно и удачно воспользовался. Он сам об этом намекает в первой главе «Пиковой дамы». Помните, как Томский рассказывает о своей бабушке, «Московской Венере», которая «лет шестьдесят тому назад ездила в Париж и была там в большой моде»? Правда, по Пушкину, старуха сама отыгралась в карты, никому не выдав сообщенной ей Сен-Жерменом тайны трех карт. Но ведь это художественное произведение, и автор волен изменить сюжет услышанной им истории. Напомним читателям, что во второй главе повести Пушкин уже от собственного, то есть авторского лица сообщает о том, что это был всего лишь «анекдот (выделено нами - Н. С. ) о трех картах», который «сильно подействовал на его (Германна - Н. С. ) воображение».

Впрочем, по другой версии, Пушкину при работе над «Пиковой дамой» не требовалось нужды так далеко обращать свой авторский взор. У него была своя, собственная, личная биографическая легенда о появлении замысла повести. И если даже предположить, что эта легенда никакого фактического подтверждения не имела, то есть возникла на пустом месте, то исключить ее из жизни поэта все равно невозможно, потому что об этом с утра до вечера злословили в кругах многочисленных московских и петербургских Голицыных. Легенда дожила до наших дней и бережно хранится в семейных рассказах современных потомков старинного рода.

Согласно этой легенде, Пушкина однажды пригласили погостить в доме Натальи Петровны. В течение нескольких дней он жил у княгини и, обладая горячим африканским темпераментом, не мог отказать себе в удовольствии поволочиться за всеми юными обитательницами гостеприимного дома. Некоторое время княгиня пыталась закрывать глаза на бестактные выходки молодого повесы, но наконец не вытерпела и, возмущенная бесцеремонным и вызывающим поведением гостя, с позором выгнала его из дома. Затаив обиду, Пушкин будто бы поклялся когда-нибудь отомстить злобной старухе и якобы только ради этого придумал всю повесть.

Трудно сказать, удалась ли «страшная месть». Княгине в ее более чем преклонном возрасте было, видимо, все это глубоко безразлично. Однако навеки прославить Наталью Петровну Пушкин сумел. В год написания повести Голицыной исполнилось 94 года. Скончалась она в возрасте 97 лет в декабре 1837 года, ненадолго пережив обессмертившего ее поэта. А дом № 10 по Малой Морской улице, где она проживала, в истории города навсегда остался «Домом Пиковой Дамы».

Справедливости ради надо сказать, что в Петербурге широко известны два дома, которые городской фольклор традиционно связывает с героиней известной повести А. С. Пушкина. Второй, претендующий на звание «Дома Пиковой Дамы», находится на Литейном проспекте, № 42. Это известный особняк Зинаиды Юсуповой. Согласно некоторым легендам, именно княгиня Юсупова, прозванная в молодости за необыкновенную красоту «Московской Венерой», в старости стала прообразом героини пушкинской повести. Неисправимые фантазеры даже уверяют, что если долго и внимательно всматриваться в окна второго, господского этажа особняка на Литейном, то можно разглядеть на фоне старинных оконных переплетов стройную старуху, она непременно встретится с вами взглядом, а тем, кто не поверит в ее существование, погрозит костлявым пальцем. И верили. Во всяком случае, петербургскому поэту Николаю Агнивцеву, автору «Блистательного Санкт-Петербурга», в эмиграции грезилось:

На Литейном, прямо, прямо,

Возле третьего угла,

Там, где Пиковая дама

По преданию жила!

В то же время известно, что особняк княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, урожденной Сумароковой-Эльстон на Литейном проспекте построен архитектором Л. Л. Бонштедтом только в 1858 году, более чем через 20 лет после смерти Пушкина. Княгиня бульшую часть жизни провела за границей, и особняк чаще всего пустовал. В 1908 году его помещения арендовал известный театр сатиры и пародии «Кривое зеркало». В годы Первой мировой войны в здании разместился военный госпиталь, затем, в 1930-х годах, здесь находился Дом политпросвещения, на базе которого в 1949 году открыли Центральный лекторий общества «Знание», его лекции и концерты пользовались в Ленинграде успехом.

», «Уединённый домик на Васильевском » и знаменитый отрывок «Гости съезжались на дачу…». Повесть неоднократно экранизирована.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Пиковая Дама - Александр Пушкин (аудиокнига)

    Пётр Чайковский. «Пиковая дама», опера в трёх действиях - Мариинский театр (2015)

    Пиковая ДАМА. Александр Пушкин

    Субтитры

Сюжет

Сюжет повести обыгрывает излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена , но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка , семёрка, туз ») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Второе условие - он должен жениться на Лизе. Последнее условие Германн впоследствии не выполнил. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:

…Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: который час, он отвечал: - без пяти минут семёрка. - Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, - воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила…

В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал (47 тысяч рублей) на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги (94 тысячи рублей) на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (188 тысяч рублей) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн «обдёрнулся» - поставил деньги вместо туза на даму. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных , где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: - Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Работа над повестью

Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка - известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына , урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына .

  1. В рукописных черновиках герой назван Германом; возможно, второе «н» было добавлено издателями под влиянием немецкого написания.
  2. Фраза «его зовут Германном» включает в себя конструкцию «звать + твор. падеж», которая в русском языке того времени употреблялась только с именем; в других произведениях Пушкин также следует этому правилу.
  3. Кюхельбекер, свободно владевший немецким языком, в своем дневнике называет героя повести Германом, то есть наличие двойного «н» не играло для него определяющей роли.

Мнения и оценки

  • Владислав Ходасевич сближал «Пиковую даму» с другими пушкинскими произведениями о «соприкосновении человеческой личности с тёмными силами»:

До разговора с графиней Германн сам шел навстречу чёрной силе. Когда же графиня умерла, он подумал, что замысел его рушится, что все кончено и жизнь отныне пойдет по-старому, с тем же капитальцем и нетронутыми процентами. Но тут роли переместились: из нападающего он превратился в объект нападения. Мертвая старуха явилась к нему. «Я пришла к тебе против своей воли, - сказала она твердым голосом, - но мне велено исполнить твою просьбу» и т. д. Однако те, по чьей воле она пришла исполнить волю Германна, насмеялись над ним: не то назвали ему две верных карты и одну, последнюю, самую важную - неверную, не то в последний, решительный миг подтолкнули его руку и заставили проиграть все. Как бы то ни было, возвели почти на предельную высоту - и столкнули вниз. И в конце концов - судьба Германна буквально та же, что и судьба Павла с Евгением: он сходит с ума.

  • Д. Мирский выделял «Пиковую даму» из произведений Пушкина как «лучшее и характернейшее для него произведение в прозе»:

Изложить её вкратце невозможно: это шедевр сжатости. Как и «Повести Белкина», это произведение чистого искусства, занимательное только как целое. По силе воображения она превосходит все, что написал Пушкин в прозе: по напряженности она похожа на сжатую пружину. По неистовому своему романтизму она близка к «Гимну Чуме» и к стихотворению «Не дай мне Бог сойти с ума». Но фантастический романтический сюжет влит в безукоризненную классическую форму, такую экономную и сжатую в своей благородной наготе, что даже Проспер Мериме, самый изощренно-экономный из французских писателей, не решился перевести её точно и приделал к своему французскому переводу всякие украшения и пояснения, думая, вероятно, что наращивает мясо на сухом скелете.

Экранизации

  • Пиковая дама (фильм, 1910) - немой фильм
  • Пиковая дама (фильм, 1916) - немой фильм
  • Пиковая дама (фильм, 1922) - венгерский фильм
  • Пиковая дама (фильм, 1937) - французский фильм
  • Пиковая дама (фильм, 1960) - экранизация оперы
  • Пиковая дама (фильм, 1982) - фильм Игоря Масленникова
  • Пиковая дама (фильм, 1987) - фильм-спектакль Петра Фоменко
  • Эти… три верные карты…, 1988 - фильм Александра Орлова
  • Дама Пик (фильм, 2016) - фильм Павла Лунгина

Примечания

Литература

Статьи по теме: