Пять игр для развития зрительного восприятия: разложи по цвету. Картотека (младшая группа) на тему: Дидактическая игра: «Разложи фигуры

Ирина Кузнецова

Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру на закрепление знания основных четырёх цветов . Плюс к этому закрепление основных тем : природа - деревья, кусты, тучки, облака, солнце, цветы . природные явления - солнечно, дождик, листопад. животные. насекомые. фрукты и овощи. Вобщем насколько у вас хватит фантазии. Все фигурки вырезаны из отход АЛЬМЫ. Можно выкладывать сюжет просто на столе, а можно сделать четыре пано из картона и заламинировать. Мы сделали на четыре основных цвета . Все фигурки раскладываем на них. И закрепляем ещё и размер. Есть фигурки маленькие и большие. Подходит так же для летней оздоровительной работы, ТАК КАК ЛЕГКО МОЕТСЯ. Всем желаю удачи.




Публикации по теме:

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения Цель: - познакомить,.

Дидактическая задача:Познакомить детей с процессом заготовки продуктов, для приготовления разных блюд. Закрепить знания детей об овощах.

Цель: 1. Формирование умения детей узнавать и называть виды росписей, обосновывая свой выбор. 2. Развитие умения подбирать предметы с одинаковыми.

Дидактическая игра. Дидактическая игра,Нарисуй картинку с помощью кружков”. Цель: Учить детей изображать различные предметы из частей круглой формы. Развивать.

Дидактическая игра «Кто, что ест». Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; Развивать мышление,.

Игра «разложи по порядку» Вариант Задачи Игровая задача, Игровые действия Правила Атрибуты Выложи сериационный ряд: 1. Воспит. : -Формировать.

Работая не один год в детском саду, я поняла, что очень важно, как можно раньше научить детей различать цвета. Чем меньше ребенок, тем он.

Чтобы детство наших детей было счастливым,основное,главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка.

образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

первая младшая группа

Цель: Формировать умение действовать с предметами.

Задачи:

  • Продолжать учить различать количество предметов «много» и «один». Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету.
  • Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).
  • Формировать у детей первоначальный интерес к познанию. Развивать мыслительные операции. Воспитывать усидчивость и внимание. Учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование:

Мячи большого и маленького диаметра по количеству детей, большая и маленькая корзины, игрушечный медведь, яркая подарочная коробка с крышкой, шарики 4 основных цветов по количеству детей, 4 коробочки основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный), одинаковые по величине бусины по количеству детей, поднос.

Методические приемы:

  • Разговор, беседа: подсказывание нужного слова, напоминание, повторение слова за воспитателем.
  • Показ образца, просьба- предложение.
  • Игра (дидактические, подвижные).
  • Сюрпризный момент.
  • Чтение стихотворения.
  • Игровая ситуация (сейчас мы будем мячиками).

Предварительная работа:

  • Приход игрушки мишки.
  • Знакомство с основными цветами.
  • Физкультминутка «Мой весёлый звонкий мяч».
  • Чтение стихотворения «Мишка косолапый» А.Барто.
  • Сравнение количества предметов «один - много».
  • Сравнение величины однородных предметов «маленький - большой».
  • Группировка предметов по цвету.
  • Пальчиковая гимнастика.

Словарная работа:

Один, много, большой, маленький, синий, красный, желтый, зеленый, круглый.

1.Организационный момент (1 мин.)

Цель: настроить детей на занятие. Установление положительного эмоционального фона.

Дети заходят в группу, садятся полукругом. Раздаётся стук в дверь. Появляется медведь.

2. Основная часть (8 мин.)

Воспитатель: - Здравствуй, мишка! Дети, поздоровайтесь с мишкой.

Дети: - Здравствуй.

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Медведь: (За него говорит воспитатель)

– Дети, я к вам из леса шёл, шёл, нёс мячики. Но они упали и раскатились по полянке (обращает внимание детей на мячи, которые в произвольном порядке лежат на полу) . Помогите мне, пожалуйста, их собрать.

Воспитатель: - Не расстраивайся, мишка, мы тебе поможем.

Игра «Большой и маленький» (2 мин.)

Цель: Сравнение мячей разной величины, раскладывание однородных предметов разной величины на две группы. Учить понимать слова большой – маленький.

(Обращается к детям).

Воспитатель: - Давайте поможем мишке собрать мячики. (Дети собирают мячи ). Вот они! Сколько мячиков! И большие, и маленькие! Варвара, какой ты мячик взяла?

Ребенок: - Большой.

Воспитатель: - Кристина, какой ты мячик взяла?

Ребёнок: - Маленький.

Воспитатель: - Дети, давайте большие мячи положим в большую корзину, а маленькие - в маленькую корзину. Где у нас большая корзина? Клади туда большой мячик, Варвара. И т.д. Молодцы! Большие мячики мы собрали в большую корзину, а маленькие - в маленькую. Оставайся, мишка, с нами играть!

Дидактическая игра «Один - много» (2 мин.)

Цель : учить различать один и много предметов, формировать практические знания о цвете: красный, зелёный, синий и жёлтый.

Воспитатель достаёт красочную коробку, в которой лежат разноцветные шары по количеству детей. (4 основных цвета).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Трясет коробочку).

Слышите, что же там такое? (Дети высказывают свои предположения).

Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. (Открывает ее ).

А тут шарики! Сколько шариков?

Дети: - Много.

Воспитатель: - Возьми, Максим, шарик. И Данила возьми один шарик.

В процессе раздачи шаров, спрашивает детей о цвете шаров и их количестве у каждого.

Воспитатель: - Алина, какого цвета у тебя шарик?

Ребёнок: - Синий.

Воспитатель: - Сколько шариков у Дарины?

Ребёнок: - Один.

Воспитатель: - У Юры, у Вари один… у всех по одному. А в коробке сколько шариков?

Дети: - Ни одного. Пуста коробка.

Воспитатель: - Посмотрите, у меня еще есть коробочки.

Дидактическая игра «Разложи по цвету» (3 мин.)

Цель: развивать умение группировать однородные объекты по цвету.

Выставляет 4 коробочки основных цветов.

Воспитатель: - Какого цвета эта коробочка?

Дети: - Красного.

Воспитатель: - Несите красные шарики. Положите в эту коробочку только красные шарики. У кого еще такие же шарики?

Воспитатель: - Алина, какого цвета у тебя шарик? В какую коробочку ты его положишь?

Воспитатель: - Максим, у тебя красный шарик, положи его в красную коробочку.

Аналогично группируем по цвету шарики в остальные 3 коробочки.

Воспитатель: - Арина, у тебя такой шарик, как эта коробочка, зеленый. Положи зеленый шарик в зеленую коробочку.

Вот какая красота, правильно нашли цвета!

Молодцы, ребятки. Все шарики положили в коробочки.

Мишка. Ой, ребятки, засиделся я, а давайте поиграем в мячик?! Вы согласны?

Физкультминутка «Мой весёлый звонкий мяч» (1 мин.)

Цель: обучение прыжкам, развитие координации движений.

Воспитатель: - Какой у мишки мячик, большой или маленький?

Дети: - Большой.

Воспитатель: - Сколько мячиков?

Дети: - Один!

Воспитатель: - Как мячик прыгает? Вот как он прыгает. Высоко, еще выше!

Воспитатель бросает мячик об пол, говоря при этом:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался в скач?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

А теперь вы тоже мячиками стали! Вот как много у нас мячиков!

Как мячики детки прыгают!

Воспитатель, положив на голову ребенку ладонь, еще раз проговаривает стихотворение.

Мишка: - Как мне понравилось с вами играть!

Воспитатель: - А вам, ребята, понравилось играть с мишкой?

Дети: - Да.

Пальчиковая гимнастика «Игра с бусинками» (2 мин.)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитатель: - Посмотрите, что у меня ещё есть. (Высыпает бусины на поднос ). Сколько здесь бусин?

Дети: - Много.

Воспитатель: - Какие они?

Дети: - Круглые.

Воспитатель: - Давайте, ребятки, сейчас мы с вами поиграем с бусинами. Возьмите по одной бусине. Юра, сколько бусин ты взял?

Ребёнок: - Одну.

Задаёт этот же вопрос каждому ребёнку. И я взяла одну бусину. У нас у всех по сколько бусин?

Дети: - По одной.

Воспитатель: - Пальчики решили поиграть с бусиной и покатать её, вот так. (Положить бусинку на ладошку и выполнять круговые движения указательным пальцем, а затем в соответствии с заданием всеми остальными пальцами вместе с воспитателем). Увидел это его братец, указательный палец, и ему тоже захотелось поиграть с бусиной.

Воспитатель: - Вот мы и поиграли с бусинами.

Рефлексия (1 мин.)

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось играть с мишкой?

Дети: - Да!

Медведь: - Спасибо, мне тоже очень понравилось.

Воспитатель: - Вы сегодня такие молодцы: помогли мишке собрать мячики с полянки, разложили их по корзинам; сравнивали шарики по величине, количеству и цвету; играли с мишкой в мячик; катали пальчиками бусинки.

Медведь: - Ребята, я принёс вам гостинец из леса – яблоки.

Мишка угощает детей яблоками. Дети благодарят медведя. Прощаются.

Используемая литература:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика - Синтез, 2005.- 208с.
  2. Арапова - Пискарева Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. - 96с.
  3. Журнал «Ребёнок в детском саду» №1-2010г. «Первые шаги в математике»
  4. Журнал «Ребёнок в детском саду» №6-2006г. «Занятия с детьми раннего возраста»
  5. «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.В. Галанова. Худож.: Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).

Цель : формировать представления об основных цветах и о геометрических

развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование : набор геометрических фигур.

Игровое правило : находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Ход игры:

  1. Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.
  2. Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
  3. Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

Цель

умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего

размера и находить среди них такие же;

развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Оборудование : маленькие карточки с изображением геометрических фигур,

отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты,

треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

Игровое правило : маленькие карточки раздаются каждому играющему;

по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и

поискать такую же в обручах;

по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»

После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

Цель : формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур,

умение применять зрительное обследование формы, создавать

зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет;

развивать внимание, память;

воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной

деятельности.

Оборудование: геометрические фигуры, отличающихся по цвету – круги,

квадраты, треугольники, овалы, шестиугольники, звездочки (по 4

штуки каждой, фигуры с одной стороны коричневого цвета, а с другой

– разного цвета);

образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать

дети (треугольник, квадрат, круг).

Игровое правило : выполняют поручение только те дети, кого вызвал

воспитатель;

прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно

представить, что нужно найти;

искать фигуру только на своем столе;

выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».

Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из трех фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.

Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.

Цель : развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

формировать умение различать и правильно называть некоторые

геометрические фигуры;

сравнивать их по величине;

закреплять знания цветов.

Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры

разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники,

овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).

Игровое правило : брать только по одной геометрической фигуре и класть в

нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

Размести «жильцов» в домики.

По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

По форме (в красном домике – круги и т.д.).

По величине (в красном домике –большие треугольники и т.д.).

Цель : учить детей находить расположение фигур на рисунке;

различать круг, квадрат, треугольник;

последовательно анализировать и описывать узор, составленный из

геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и

закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и

том же порядке на двух карточках, составляют пару;

развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,

разные, одинаковые).

Оборудование: Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной

последовательности круг, квадрат, треугольник.

Игровое правило : Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает

парную карточку только тогда, если правильно опишет свою.

Выигрывает тот, кто не ошибается.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.

2 вариант.

Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

Цель : учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

геометрические фигуры;

развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую

моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило : брать только по одной карточке, находить ей нужное место

и только потом брать другую.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

Цель : развивать умение различать геометрические фигуры, определять их

цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические

фигуры по размеру;

развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор

геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило : брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

3.Можно предложить ребенку составить свой узор.

Цель

квадрате), об основных цветах;

операции.

Оборудование:

Игровое правило

Ход игры:

Цель : формировать представления геометрических фигурах, умение

составлять целое из частей;

закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по

развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Оборудование: деревянная платформа с рамками разной формы; детали-

вкладыши.

Игровое правило : ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева на

право (от простого к сложному).

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т.д.

Игру можно повторять несколько раз.

Цель : формировать умение различать предметы по форме и размеру;

развивать цветовое восприятие, внимание, память, мелкую моторику

Оборудование: игровое поле в виде таблицы, в которой слева изображены силуэты

геометрических фигур, маленькие карточки с изображением геометрических

фигур разного размера, цвета и формы.

Игровое правило : брать только по одно карточке и находить ей свое место.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.

Затем воспитатель просит ребенка найти и выложить на игровое поле карточки с изображением фигур, соблюдая при этом определенный порядок.

«Смотри, здесь нарисован круг, а рядом три пустые клеточки. Давай найдем карточки, где изображён круг. Выбери среди них самый большой и закрой этой карточкой первую пустую клетку, затем найди круг поменьше и т.д.»

Цель : формировать умение различать форму предметов и соотносить эту

форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником,

квадратом и прямоугольником);

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, карточки с

предметными картинками.

Игровое правило : перед ребенком хаотично раскладывают карточки

картинками вверх. Ребенок берет любую карточку, называет предмет и

определяет, на какую «улицу» поселит его. Если выбор сделан

правильно, то карточки соединяться в цепочку по принципу пазлов.

Ход игры:

Перед началом игры ведущий раскладывает перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур картинками вверх, знакомит с каждой фигурой и ее названием, а затем рассказывает сказку.

«Очень любят жители сказочного Царства-Государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т.д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу!»

Цель : учить сравнивать предметы по величине,

закрепить знания о цвете и геометрических фигурах,

развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, расширять

словарный запас

Оборудование: большие карты, маленькие карточки с изображением

предметов и геометрических фигур.

Игровое правило : ребенок берет по одной карточке и находит ей место на

большой карте.

Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки на

большой карте.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает: «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот - самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,

квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах;

формировать умение создавать образ предмета из геометрических

развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные

операции.

Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных

из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

Игровое правило : ребенок должен брать только те геометрические фигуры,

из которых составлены предметы на его карточке.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

Дидактическая игра «Что тебе дать? »

Цель : закреплять знание геометрических фигур;

развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: карты с нарисованными на них контурами геометрических

фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона

геометрические фигуры.

Игровое правило : называть только одну геометрическую фигуру для своей карты, соблюдать очередность.

Ход игры:

Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.

Варианты

1) можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).

2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого цветов.

Дидактическая игра «Сложи фигуру»

Цель : закрепить знание геометрических фигур,

упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры,

развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и

сравнивать, мелкую моторику рук.

Оборудование: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические

фигуры, разрезанные на 2 -4 части.

Игровое правило : ребенок выбирает части только одной какой-либо

геометрической фигуры, берет другие части только после

выкладывания предыдущей геометрической фигуры.

Ход игры:

Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру/

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить

предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы,

развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

Оборудование: карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.

Игровое правило : сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой,

брать только по одной карточке с предметом подходящим к данной

фигуре по форме.

Ход игры:

В игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру и собери пазл.»

Цель : развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости,

мыслительные операции;

закрепить знание геометрических фигур.

Оборудование: демонстрационные карточки геометрических ковриков,

игровые поля (по количеству игроков), наборы геометрических фигур (по количеству игроков), призовые фишки.

Игровое правило : Игрок, давший правильный ответ, получает фишку.

Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

Ход игры:

1 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:

Какие геометрические фигуры были использованы?

Сколько тех или иных фигур потребовалось?

Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

2 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.

Цель : продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце;

умение пользоваться словами, определяющими положение предмета

на плоскости;

закрепить умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов,

различать изученные геометрические фигуры;

развивать внимание, мыслительные операции, воображение, речь;

воспитывать желание заниматься математикой.

Оборудование: игровое поле в виде таблицы – «домика», набор

геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с

разноцветными пятнами для обозначения цвета, карточки с контуром

геометрических фигур для обозначения формы (все карточки на

магнитной основе).

Игровое правило : ребенок берет только по одной геометрической фигуре,

определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

Ход игры:

Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).

Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?

Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить словами местоположение этой фигуры.

(Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)

Описание дидактических игр, которые можно использовать при формировании геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра: «Разложи фигуры»

Цель : формировать представления об основных цветах и о геометрических

Фигурах,

Развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование : набор геометрических фигур.

Игровое правило : находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

Дидактическая игра: «Найди свой домик»

Цель

Умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего

Размера и находить среди них такие же;

Развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Оборудование : маленькие карточки с изображением геометрических фигур,

Отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты,

Треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

Игровое правило : маленькие карточки раздаются каждому играющему;

По сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и

Поискать такую же в обручах;

По сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»

После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

Дидактическая игра «Принеси и покажи»

Цель : формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур,

Умение применять зрительное обследование формы, создавать

Зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет;

Развивать внимание, память;

Воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной

Деятельности.

Оборудование: геометрические фигуры, отличающихся по цвету – круги,

Квадраты, треугольники, овалы, шестиугольники, звездочки (по 4

Штуки каждой, фигуры с одной стороны коричневого цвета, а с другой

– разного цвета);

Образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать

Дети (треугольник, квадрат, круг).

Игровое правило : выполняют поручение только те дети, кого вызвал

Воспитатель;

Прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно

Представить, что нужно найти;

Искать фигуру только на своем столе;

Выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».

Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из трех фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.

Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.

Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»

Цель : развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

Формировать умение различать и правильно называть некоторые

Геометрические фигуры;

Сравнивать их по величине;

Закреплять знания цветов.

Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры

Разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники,

Овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).

Игровое правило : брать только по одной геометрической фигуре и класть в

Нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

Размести «жильцов» в домики.

По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

По форме (в красном домике – круги и т.д.).

По величине (в красном домике –большие треугольники и т.д.).

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель : учить детей находить расположение фигур на рисунке;

Различать круг, квадрат, треугольник;

Последовательно анализировать и описывать узор, составленный из

Геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и

Справа;

Закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и

Том же порядке на двух карточках, составляют пару;

Развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,

Разные, одинаковые).

Оборудование: Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной

Последовательности круг, квадрат, треугольник.

Игровое правило : Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает

Парную карточку только тогда, если правильно опишет свою.

Выигрывает тот, кто не ошибается.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.

2 вариант.

Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель : учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

Геометрические фигуры;

Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую

Моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило : брать только по одной карточке, находить ей нужное место

И только потом брать другую.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

Дидактическая игра «Сложи узор»

Цель : развивать умение различать геометрические фигуры, определять их

Цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

Закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические

Фигуры по размеру;

Развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор

Геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило : брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

3.Можно предложить ребенку составить свой узор.

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель

Квадрате), об основных цветах;

Форм;

Операции.

Оборудование:

Игровое правило

Ход игры:

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Цель : формировать представления геометрических фигурах, умение

Составлять целое из частей;

Закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по

Цвету;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Оборудование: деревянная платформа с рамками разной формы; детали-

Вкладыши.

Игровое правило : ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева на

Право (от простого к сложному).

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т.д.

Игру можно повторять несколько раз.

Дидактическая игра «Собери фигуры»

Цель : формировать умение различать предметы по форме и размеру;

Развивать цветовое восприятие, внимание, память, мелкую моторику

Оборудование: игровое поле в виде таблицы, в которой слева изображены силуэты

Геометрических фигур, маленькие карточки с изображением геометрических

Фигур разного размера, цвета и формы.

Игровое правило : брать только по одно карточке и находить ей свое место.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.

Затем воспитатель просит ребенка найти и выложить на игровое поле карточки с изображением фигур, соблюдая при этом определенный порядок.

«Смотри, здесь нарисован круг, а рядом три пустые клеточки. Давай найдем карточки, где изображён круг. Выбери среди них самый большой и закрой этой карточкой первую пустую клетку, затем найди круг поменьше и т.д.»

Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой»

Цель : формировать умение различать форму предметов и соотносить эту

Форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником,

Квадратом и прямоугольником);

Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, карточки с

Предметными картинками.

Игровое правило : перед ребенком хаотично раскладывают карточки

Картинками вверх. Ребенок берет любую карточку, называет предмет и

Определяет, на какую «улицу» поселит его. Если выбор сделан

Правильно, то карточки соединяться в цепочку по принципу пазлов.

Ход игры:

Перед началом игры ведущий раскладывает перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур картинками вверх, знакомит с каждой фигурой и ее названием, а затем рассказывает сказку.

«Очень любят жители сказочного Царства-Государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т.д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу!»

Дидактическая игра «Сравни и подбери»

Цель : учить сравнивать предметы по величине,

Закрепить знания о цвете и геометрических фигурах,

Развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, расширять

Словарный запас

Оборудование: большие карты, маленькие карточки с изображением

Предметов и геометрических фигур.

Игровое правило : ребенок берет по одной карточке и находит ей место на

Большой карте.

Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки на

Большой карте.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает: «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот - самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,

Квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах;

Формировать умение создавать образ предмета из геометрических

Форм;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные

Операции.

Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных

Из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

Игровое правило : ребенок должен брать только те геометрические фигуры,

Из которых составлены предметы на его карточке.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

Дидактическая игра «Что тебе дать ? »

Цель : закреплять знание геометрических фигур;

Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: карты с нарисованными на них контурами геометрических

Фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона

Геометрические фигуры.

Игровое правило : называть только одну геометрическую фигуру для своей карты, соблюдать очередность.

Ход игры:

Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.

Варианты

1) можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).

2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого цветов.

Дидактическая игра « Сложи фигуру »

Цель : закрепить знание геометрических фигур,

упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры,

Развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и

Сравнивать, мелкую моторику рук.

Оборудование: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические

Фигуры, разрезанные на 2 -4 части.

Игровое правило : ребенок выбирает части только одной какой-либо

Геометрической фигуры, берет другие части только после

Выкладывания предыдущей геометрической фигуры.

Ход игры:

Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру/

Дидактическая игра «Найди похожую фигуру»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить

Предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы,

Развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

Оборудование: карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.

Игровое правило : сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой,

Брать только по одной карточке с предметом подходящим к данной

Фигуре по форме.

Ход игры:

В игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру и собери пазл.»

Дидактическая игра «Геометрический коврик»

Цель : развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости,

Мыслительные операции;

Закрепить знание геометрических фигур.

Оборудование: демонстрационные карточки геометрических ковриков,

Игровые поля (по количеству игроков), наборы геометрических фигур (по количеству игроков), призовые фишки.

Игровое правило : Игрок, давший правильный ответ, получает фишку.

Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

Ход игры:

1 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:

Какие геометрические фигуры были использованы?

Сколько тех или иных фигур потребовалось?

Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

2 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель : продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце;

Умение пользоваться словами, определяющими положение предмета

На плоскости;

Закрепить умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов,

Различать изученные геометрические фигуры;

Развивать внимание, мыслительные операции, воображение, речь;

Воспитывать желание заниматься математикой.

Оборудование: игровое поле в виде таблицы – «домика», набор

Геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с

Разноцветными пятнами для обозначения цвета, карточки с контуром

Геометрических фигур для обозначения формы (все карточки на

Магнитной основе).

Игровое правило : ребенок берет только по одной геометрической фигуре,

Определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

Ход игры:

Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).

Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?

(форму).

Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить словами местоположение этой фигуры.

(Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)


Участник выставки:

Пирогова Анастасия Григорьевна,

воспитатель,

МАОУ «Киёвская СОШ» д/сад «Сказка»

соответствует занимаемой должности.

Дидактическая игра «Разложи по цвету»

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте детки учатся различать и называть цвет предметов. У них недостаточно развита мелкая моторика. Для решения этих проблем мною была выполнена эта дидактическая игра.

Игра состоит из набора белых и красных крышечек, разноцветных бусинок, мозаики, контейнера поделённого на четыре цвета и состоящего из четырёх баночек из под гуаши с разноцветными крышечками.

Так же в набор входят: картинки с изображением чашки и мухомора на которых наклеены белые кружочки.

Дополняет игру «картинка» состоящая из баночек с крышечками в виде гусеницы.

  • Игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста. С помощью этой игры дети могут запомнить 4 цвета: красный, зелёный, жёлтый и синий. Действия с бусинками и крышечками развивают мелкую моторику рук. С помощью игры можно усвоить понятия один и много,научиться считать.

Играть можно так:

  1. Совместно со взрослым, т.к. бусинки мелкие. Ребенку предлагается корзина с бусами или мозаикой. Ему необходимо разложить по цвету каждую бусинку в свой блок, при этом ребенок называет цвет бусинки и цвет блока, в который кладет бусинку.

  1. Крышечки белые и красные помещают на картинке с мухоморами и чашкой.

Какие крышечки?(Круглые, красные, белые.)

Сколько крышечек? (Много, мало, одна и т.д)

Кружочки изображённые на картинках можно посчитать. Можно уточнить, что крышечек столько же положили сколько и кружочков. (Или на 1 меньше и т.д)

  1. Можно раскладывая крышечки на столе их посчитать, выкладывая друг за другом. Определить какая по длине, по цвету получилась дорожка.

  1. На картинке с гусеницей нужно подобрать крышечки по цвету: солнышко – жёлтый, облака – голубые, гусеница – зелёная.

  1. Откручивая цветные крышки с гусеницы в пустые баночки тоже можно раскладывать бусинки: в первую 1бусинку, во вторую 2 и т.д.

Дети с удовольствием играют как самостоятельно, так и совместно с педагогом. Данная дидактическая играпомогает усвоить название цвета, развивает мелкую моторику рук, с её помощью можно обучить счёту и некоторым математическим понятиям.

Надеюсь, мой опыт будет полезен и другим воспитателям.

Игры, направленные на закрепление знаний геометрических форм.

«Разложи фигурки по домикам»

Цель: закрепить знания детейо геометрических формах (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник), навыки умения подбирать необходимые формы разными методами.

Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и много маленьких таких же фигур.

Ход игры: нужно разложить перед детьми большие фигуры, которые будут домиками и много маленьких. И сказать детям, что в роли домиков выступают большие фигурки, они должны заселяться такими же фигурками но маленькими. Можно предложить детям разложить маленькие фигурки «по кроваткам». Объяснив это тем, что наступил вечер и фигуркам пора отдыхать.

Дети могут самостоятельно взять по одной маленькой фигурке и найти место каждой из них.

Когда дети разложили все фигуры, подводим итог игры: Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают.

Вариант №1. Фигуры одного цвета и разной формы. Затем закрепить с детьми названия фигур.

Вариант № 2. Подобрать по цвету домик и комнату. Закрепить цвет и фигуру.

«Катится - не катится»

Цель: познакомить с объемными геометрическими телами - кубом и шаром.

Материалы: кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры: Показать детям шар. Рассказать и показать детям, что он катится. Предложить ребятам его потрогать. Затем показать кубик. Спросить у детей, чем он отличается от шара, может ли катиться. Вместе с детьми сделать следующие действия: попробовать покатать кубик и шарик; поставить на пол, на стол, друг на друга и т. д.

Затем предложить ребятам разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.

«Найди пару по форме»

Цель: учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

Материалы:

Ход игры: перед началом игры нужно подобрать пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздать детям фигурки. Попросить малышей внимательно рассмотреть их, а затем найти себе пару - ребенка с такой же фигуркой.

«Найди лишнюю фигурку»

Цель: учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения; закрепление знаний о форме и цвете; сравнивать по величине.

Материалы: плоские геометрические фигуры, разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники) по 5 - 10 штук каждой формы.

Ход игры: Перед каждым ребенком нужно положить по 4 фигурки одного цвета, одна из которой отличается по форме. Предложить ребенку внимательно рассмотреть, найти и показать лишнюю фигурку.

Вариант №1: соотнести фигуры по форме.

Вариант №2: соотнести фигуры по форме и цвету.

Вариант №3: соотнести фигуры по форме и величине.

«Башни»

Цель: продолжать закреплять знания детей о геометрических формах, подбирать фигуры соответствующих форм.

Материалы: пластмассовые или деревянные вкладыши - пирамидки квадратной и круглой формы.

Ход игры: Нужно попросить детей разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите им собрать две башни - пирамиды. Для того чтобы детям было легче справиться с задачей, надо помочь им разделить вкладыши на две группы - квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.

«Такая же фигура как на картинке»

Цель: Соотнесение геометрических фигур с картинками к плоскостным.

Материалы: Картинки с аппликациями (рисунками) фигур, отра-жающие знакомые формы предметов и соответствующие им вырезки. Например, елочка, состоящая из зеленых треугольников, и соответ-ствующего размера треугольники; неваляшка, состоящая из двух красных кругов (большого и маленького), и соответствующие ей круги такого же размера и цвета; домик, состоящий из четырехуголь-ника и треугольника (крыша), и соответствующие им вырезанные формы.

Ход игры: рассказать и показать детям правила и приемы игры. Предложить ребятам выполнить самостоятельно, при затруднении помочь.

«Волшебный мешочек»

Цель: уточнение представлений о предмете, форме.

Материалы: шарик, карандаш, ложка, грибок, тарелка.

Ход игры: п оказывая предметы, рас-сказать т об их свойствах: мягкий, круглый, гладкий и т. д. Затем предложить найти предметы на ощупь в мешочке. Если дети справля-ются с материалом, можно усложнить задание, положив в мешочек предметы, близкие по форме (грибок и матрешку).

«Очень простой пазл»

Цель: формирование из двух-трех частей изображение целой геометрической фигуры.

Материалы: картинки круг, овал, квадрат, теугольник. Сначала одного цвета, затем добавить еще цвета.

Ход игры: показать детям образец с изобра-жением целой геометрической фигуры, затем состоящей из двух, трех половинок. Предложит детям самостоятельно собрать пазл.

Игры, направленные на закрепление знаний о цвете.

«Цветные кубики»

Цель: учить детей сравнивать цвета по принципу «такой - не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зеленые, синие).

Ход игры: разложить на ковре кубики. Затем взять один кубик и показать его детям. Дать ему описание, например, я выбрала красный кубик, помогите мне найти второй такой же. Как правило, дети легко находят второй кубик. Задачу можно усложнить, добавив еще несколько кубиков одного цвета и попросить ребят найти еще такие же. Так же выбрав например синий кубик, можно предложить детям найти не такие кубики (желтый, красный, зеленый).

«Цветная вода»

Цель: закреплять знания детей о цвете, знакомство с оттенками.

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход игры: на стол поставить стаканы с водой. Обмакнуть кисточку в краску одного из основных цветов и развести её в стакане с водой. Так же поступить с остальными цветами. В процессе нужно комментировать свои действия. Затем предложить детям выбрать одну из красок и повторить.

«Ниточки для шариков»

Цель: закреплять знания детей различать цвета по принципу «такой - не такой».

Материалы: воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего, желтого цветов.

Ход игры: перед началом занятия надуть воздушные шары и приготовить ленточки. Показать детям шары и вместе их описать, задавая детям наводящие вопросы. Например, какие шары (величина), какой формы, сколько их и т.д. Предложить детям поиграть с ними, но для этого нужно привязать ленточки к ним.

У каждого шара должна быть ленточка такого же цвета. При затруднении помочь детям и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привязать нужные ленточки к шарикам и дать поиграть детям.

«Наряжаем кукол»

Цель: закреплять умения подбирать цвета по принципу «такой - не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу.

Материалы: куклы и наборы одежды к ним (кофточки, юбочки основных цветов); 2 коробки.

Ход игры: раздать детям кукол и попросите их одеть так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету. Дети подходят к первой коробке, в которой кофточки, выбирают одну. Затем со второй коробки берут такого же цвета юбку.

Когда все справятся можно усложнить задачу, например, одеть кофточки, а такую же по цвету юбочку подобрать дети должны сами. Или же наоборот подобрать не такую юбочку. При затруднении помочь детям.

«Подбери по цвету »

Цель: подбор к образцу разнообразных предметов.

Материалы: дощечки разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого), картинки с изображением предметов такого же цвета.

Ход игры: Детям раздать дощечки разного цвета. Показать изображение картинки определен-ного цвета. Предложить детям найти дощечку такого же цвета и по-ложить на нее картинку. Можно усложнить задание: предложить подобрать дощечку к картинке белого цвета (дощечки такого цвета у ребенка нет). Если ребенок справляется с заданием, предложить подобрать предмет определенного цвета к слову взрослого.

«Цвет предмета»

Цель: называние предметов разного цвета.

Материалы: предметы 4 цветов (красного, желтого,синего, зеленого).

Ход игры: детям предлагается назвать предмет и его цвет.

«Дайте напиться!»

Цель: продолжение знакомства с цветом; создание

игровой ситуации, в которой цвет становится значимым признаком.

Материалы: акварельные краски; кисточки; прозрачные

пластиковые стаканы; вода; куклы; кукольная посуда белого

цвета.

Ход игры: вместе с детьми растворить в стаканах с водой

разные краски: красную, желтую, зеленую, синюю. Затем организовать игру с куклами: накрыть на стол, расставить игрушечную посуду, усадить кукол и мишек и угостить их различными «напитками».

«Разноцветные палочки»

Цель: обучение сличению цвета по принципу «такой — не такой»; использование умения сличать цвета в практической деятельности; закреплять названия цветов.

Материалы: наборы счетных палочек, состоящие из палочек двух контрастных цветов.

Ход игры: подготовить наборы счетных палочек двух контрастных цветов таким образом, чтобы палочек разного цвета было примерно поровну; две миски таких же цветов как и палочки. Высыпать перед детьми все палочки и предложить ребенку взять палочку и положить ее в миску такого же цвета. Игру можно усложнить путем добавления цветов.

Игры, направленные на закрепление знаний о величине.

«Спрячь в ладошке»

Цель: закрепить знания о величине .

Материалы: предметы и игрушки разной.

Ход игры: раздать детям маленькие игрушки (например, шарики) и предложить их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины.

Подвести итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

«Накрой шляпой»

Цели: закрепить знания о величине посредством практических действий.

Материалы: шляпа, предметы и игрушки разной величины.

Ход игры: раздать детям маленькие игрушки и предложить их накрыть шляпой. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины.

Подвести итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать под шляпой, а большие нет».

«Большие и маленькие кубики»

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко отличающихся по размеру.

Материалы: разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру, большое и маленькое ведерки.

Ход игры: пред началом занятия положить большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки.Показать детям ведро с большими кубиками, предложить достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики - вот такие». Аналогично и с маленьким ведерком.

Сравнить маленький кубик с большим кубиком. Поставить их рядом. Затем предложить детям сложить их обратно в ведерки соответствующей величины.

«Два дома»

Цель: закреплять знания о величине предметов; о понятии высокий, низкий, одинаковые по высоте.

Материалы: кубики.

Ход игры: построить из кубиков два дома одинаковой высоты. Затем добавить детали так, чтобы дома стали разные - высокий и низкий. Вместе с детьми сравните их по высоте. Предложить детям самостоятельно построить два одинаковых домика, затем два разных.

«Два поезда»

Цель : закрепить знания детей о таких свойствах величины, как длина; понятиях длинный, короткий, одинаковые по длине; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.

Материалы: кубики, бруски;

Ход игры: вместе с детьми построить из кубиков два одинаковых поезда. Показать детям, как изменить длину поездов, добавляя или убирая детали (вагоны). Построить два поезда, резко различающиеся по длине. Затем постепенно уменьшайте разницу между поездами.

Обыгрывая сюжет, можно посадить в «вагоны» (поставить на кубики) «пассажиров» - небольшие по размеру устойчивые игрушки.

«Игры с матрешками»

Цель: Закрепление знаний величине.

Материалы: матрешки разного размера.

Ход игры: показать детям матрешки, рассмотреть их, сравнить. Предложить детям расставить их по величине, сложить одна в одну. При затруднении помочь детям справиться с задачами игры.

«Игры с пирамидой»

Цель: Закрепление знаний величине.

Материалы: пирамида из 8 колец.

Ход игры: Рассмотреть с детьми величину колец, сравнить их. Спросить какой формы. Предложить детям разложить кольца по величине, сложить пирамиду. При затруднении помочь детям справиться с задачами игры.

Игры, направленные на закрепление знаний о форме и цвете.

«Помоги кукле убрать игрушки»

Цель: Закрепление знаний о цвете и форме.

Материалы: Большие и маленькие квадраты желтого, зеленого и красного цветов.

Ход игры: нужно разложить перед детьми большие фигуры, которые будут полочками для игрушек и много маленьких. И сказать детям, что в роли полочек выступают большие квадраты, а в роли игрушек - маленькие. Поэтому все маленькие квадратики синего цвета положить на большой квадрат такого же цвета и т.д.

«Найди пару по форме и цвету»

Цель: учить подбирать нужные формы и цвета методом зрительного соотнесения.

Материалы: пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники) и коробка.

Ход игры: перед началом игры нужно подобрать пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздать детям фигурки. Попросить малышей внимательно рассмотреть их, а затем найти себе пару - ребенка с такой же фигуркой и таким же цветом.

Игры, направленные на закрепление знаний о форме, цвете и величине.

«Круглый дом или квадратный?»

Цель: закрепить знания о форме и величине.

Материалы: кубики и шарики.

Ход игры: предложить детям построить домик из шариков. Спросить у детей: сможем ли мы это сделать? А почему? Выслушать ответы детей. Построить с детьми большой дом, а затем маленький.

«Солнышко и тучки»

Цель : закрепить знания о форме, величине и цвете.

Материалы: вырезанные кружочки желтого и синего цветов, разного размера.

Ход игры: рассмотреть с детьми форму, цвет и величину предметов. Предложить детям спрятать маленькие тучки за солнышком, и наоборот, спрятать солнышко за большими тучками.

«Наряди матрешку»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, группировка предметов по цвету, соотнесение предметов по форме методом наложения.

Материалы: матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».

Ход игры: перед детьми разложить матрешки и предложить им нарядить их:

Вариант № 1. нарядить такими фигурками по цвету как платочек у матрешки.

Вариант №2: нарядить разными по цвету.

«Посади бабочку на цветок»

Цель: закрепить знания о цвете, величине.

Материалы: вырезанные бабочки и цветы разных размеров и цветов.

Ход игры: на столе или на ковре разложить цветы разных размеров. Дать детям бабочки и предложить им маленьких бабочек посадить на маленькие цветы, а большие на большие цветы. При этом обращать внимание на цвет.

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия

«Пляшущие тени»

Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.

Ход игры : эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду нужно обратить е внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложить детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

«Солнечный зайчик»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материалы: зеркальце.

Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймать с помощью зеркальца солнечный лучик и обратить внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульчикам и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна - поймать солнечного зайчика. При этом передвигайте сначала луч плавно, затем быстрее.

Дидактические игры на развитие слухового восприятия

«Узнай по звуку»

Цель: развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Материалы : звучащие игрушки (погремушки, свистульки, колокольчики, трещотки, ширма).

Ход игры: показать детням игрушки и предложить поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки. Пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрятать игрушки за ширму. Предложить детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают. В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать её.

«Мишка и зайчик»

Цель : развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.

Материалы : барабан или бубен.

Ход игры: объяснить детям правила игры: «Давайте поиграем! Мишка ходит медленно - вот так, а зайчик прыгает быстро - вот как! Когда я буду ударять по барабану медленно, ходите, как мишка, когда буду стучать быстро, прыгайте быстро, как зайчик».

Повторить игру несколько раз. Можно предложить детям попробовать постучать в барабан в разном темпе, а затем выбрать на роль ведущего кого-нибудь из детей.

«Кто там? »

Цель: развивать речевой слух.

Материалы : игрушки: кошка, собака, поросенок, лошадка, мышка, и другие животные; картинки с их изображением.

Ход игры: в этой игре понадобилась помощь помощника воспитателя, который находился за дверью и подает сигнал.За дверью раздаётся крик животного (мяу, гав-гав, пи-пи, ква-ква, и т. д.). Предложить детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там? » Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного или назвать его словами.

Когда дети угадают, открыть дверь, взять игрушку и продемонстрировать ее.

Статьи по теме: