Решение этюдов. Шахматные задачи - этюды

Цитата : “Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям” – М. Ботвинник ()

На этой странице мы собрали 5 самых простых задач по шахматам для детей с ответами. Если вы смогли их решить – переходите в более .

Перед тем как читать статью дальше , ознакомьтесь вот с этим видеокурсом КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ . Благодаря ему ваш ребенок научится играть в течение 1-2 недель даже если ему нет и 5 лет. Он выполнит норму 2-3 юношеского разряда по шахматам и сможет принять участие в каком-либо шахматном турнире. Данная методика опробована уже на десятках детей и дает хорошие результаты.

Задача № 1 – Шахматные задачи для начинающих мат в 1 ход

Самая простая задача – ход белых и мат в 1 ход

Задача № 2

В этой задаче белые начинают и ставят

Задача № 3

Ход белых и снова мат в 2 хода. Не надоело за белых начинать?

Задача № 4

Белые начинают и ставят черным в 1 ход

Задача № 5

Ну и напоследок еще одна шахматная задача в 2 хода. Сделайте верный первый ход!

Шахматы – возвращение к творчеству

Не многим под силу изменить сложившийся образ жизни, дабы посвящать большую часть времени развитию детей. Предложите им шахматы! Это отличная альтернатива проведения досуга, проверенная полуторой тысячью лет! Регулярное самостоятельное обдумывание шагов на черно-белой доске, приведет к видимому преображению характера вашего ребенка. Он постепенно научится

  • быть терпеливым и усидчивым, доводить начатое до конца;
  • проявлять ответственность за свои поступки;
  • максимально концентрировать внимание;
  • понимать собеседника и адекватно действовать;
  • просчитывать любые жизненные ситуации на несколько ходов вперед

Более того, благодаря абстрактно-логическому характеру, игра в шахматы является прекрасной антистрессовой терапией, которая поможет вашим детям на протяжении долгих лет выдерживать психологические и академические нагрузки школы. Не нужно говорить о том, что данное хобби будет чрезвычайно полезно для развития математических способностей. Статистика показывает прямую зависимость успеваемости учеников от их увлечения шахматами.

2. Ладья H1 – A1, Король B8 – C8, Ладья А1 – А8

3. Ферзь С6 – G2, Король G8 – H7, Ладья F1 – H1

4. Ферзь D1 – F3

5. Ладья B7 – D7, Конь A6 – C7, Ладья D7 – D8

Под шахматной композицией понимают вид человеческой деятельности, возникшей из шахмат, результатом которой является некоторая шахматная позиция с заданием и решением. Эти шахматные позиции удовлетворяют ряду критериев, а именно:

  1. Позиция должна быть легальна (то есть существует последовательность ходов, которые приводят к данной позиции из начального положения);
  2. Позиция должна быть экономичной (то есть не должно быть фигур, не участвующих в решении);
  3. Задание должно выполняться единственным образом (требование единственности решения);
  4. Решение должно выражать некоторую идею;
  5. Решение должно быть красивым.

Последний пункт требования является самым абстрактным, однако по такому же критерию оценивают и шахматную партию.

Шахматная композиция делится на две большие группы – шахматные задачи (позиции с требованием поставить мат в определённое число ходов) и шахматные этюды (позиции на выигрыш или ничью). Особенности требований к задачам и этюдам делают их идеальным средством тренировки шахматистов. Шахматную композицию используют в следующих случаях:

  1. Обучение матованию
  2. Демонстрация простейших комбинационных мотивов
  3. Демонстрация типичных комбинаций
  4. Расчет вариантов
  5. Развитие комбинационного зрения
  6. Обучение правильному оцениванию позиции
  7. Изучение эндшпиля

На начальном этапе подготовки шахматистов тренера предпочитают ученикам давать задачи – это приучает учеников видеть и ставить маты. Предпочитаются малофигурные задачи в силу лёгкости позиции. Обычно предлагаются задачи на мат в 2 хода. Когда возникает необходимость продемонстрировать некоторые типичные шахматные приёмы матования – предлагают задачи с большим числом фигур. (см. диаграммы 1-8)

Когда ученик получает некоторые навыки в матовании, наступает этап развития комбинационного зрения. Комбинационное зрение необходимо развивать на всех этапах обучения. Часто комбинационное зрение сводится к узнаванию знакомых или похожих позиций, что позволяет быстро рассчитывать варианты. Определять знакомый рисунок позиции проще всего, когда обучаемый воспринимает только фигуры, участвующие в комбинации.

Д.1 мат в 2 хода

Д.2 мат в 2 хода

Д.3 мат в 2 хода

Д.4 мат в 2 хода

Д.5 мат в 3 хода

Д.6 мат в 4 хода

Д.7 мат в 7 ходов

Д.8 мат в 12 ходов

Простейшие этюды, демонстрирующие типичные тактические приёмы

В этом случае ученику подбираются задания с коротким решением, в котором ярко выражена демонстрируемая идея. Обычно этюды с коротким, но запоминающимся решением показывают тактические идеи, на которых основаны комбинации. Эффективность использования шахматной композиции в данном случае обуславливается требованиям к ней, а именно: она представляет некоторую шахматную идею в художественном и экономичном виде. Это позволяет ученику при ознакомлении с идеей не отвлекаться.

На диаграмме 9 черные проводят отвлечение, однако в ответ белые проводят комбинацию привлечения + сброс материала. На диаграмме 10 реализовано привлечение с целью выигрыша фигуры (или выгодный размен). Диаграмма 11 – вычищение линии / поля. На диаграмме 12 представлено перекрытие.

Д.10 выигрыш

Д.11 выигрыш

Д.12 выигрыш

Этюды для развития счёта

При развитии счёта вариантов у шахматиста, тренер подбирает задания с длинным, но форсированным решением, либо с решением, побочные варианты в котором очень коротки (не превышают, например, 3 ходов – зависит от уровня шахматиста).

Диаграмма 13 показывает пример длинного форсированного варианта. Однако, не стоит забывать о том, что у соперника бывают тихие промежуточные ходы, также создающие угрозу. Например, как на диаграмме 14.

Д.13 выигрыш

Д.14 выигрыш

Д.15 выигрыш

Д.16 выигрыш

Эндшпильные этюды, для демонстрации шахматных законов

Особая группа этюдов – так называемые эндшпильные (аналитические) этюды. Изучение этих этюдов формирует у шахматиста базу так называемых «точных позиций». Эти этюды помогают оценивать правильно окончания, а также указывают стратегии, которых надо придерживаться для достижения цели. Такие этюды часто не рекомендуется решать, но обязательны к разыгрыванию, для того чтобы шахматист ознакомился с идеей этюда и запомнил её. Следует заметить, что эндшпильные этюды регламентируют не только общие принципы разыгрывания окончаний, но также показывают и «исключения» из правил. Тренер должен подбирать задания, демонстрирующие типичные эндшпильные приёмы, «точные» позиции (по определению Марка Дворецкого), а также демонстрировать способы борьбы против этих приёмов, в зависимости от особенностей позиции.

Д.17 выигрыш

Д.18 выигрыш

Д.19 ничья

Д.20 ничья

Диаграммы 17-20 показывают некоторые типичные приёмы, характерные для пешечных эндшпилей.

Этюды с оценкой позиции

Одним из важнейших этапов в развитии ученика является обучение правильной оценке позиции. Умение правильно оценивать позицию существенно влияет на выбор ходов-кандидатов, и, как следствие, сокращает дерево вариантов. В этом случае подходят любые этюды, но для начинающих шахматистов рекомендуется подбирать задания с хорошо видными слабостями сторон.

Д.21 оценить позицию

Д.22 оценить позицию

О пользе знаний тем шахматной композиции

Шахматная композиция шагнула далеко вперёд в области чередования тактических моментов и выстраивания из них комбинаций. Поэтому имеет смысл ознакомиться с этими идеями шахматистам, чтобы в дальнейшем применять эти идеи. Например, стратегическая школа в композиции работает с комбинациями тактических моментов: блокированиями, перекрытиями, отвлечениями и т.д.

Также надо обратить внимание на тематику логической школы, суть которой состоит в том, что при попытке проведения плана некоторой стороной, у противника находится защита. Тогда проводится предварительный план, уничтожающий эту защиту.

Д.23 Мат в 2 хода. тема Новотного

Д.24 ход белых

Д.25 Мат в 4 хода

Д.26 ход белых

Д.27 выигрыш

Д.28 Бронштейн - Ботвинник, 1951, ход черных

Не смотря на то, что современная задачная композиция довольно сильно оторвана от практики, она может быть использована при обучении младших разрядов, и даже рекомендуется. Этюдная же композиция всегда была мощным средством совершенствования шахматистов на любом этапе. Она рекомендовалась как известнейшими тренерами, так и гроссмейстерами. В своё время гроссмейстер Лев Полугаевский сказал так: «Только решив 100 этюдов я почувствовал себя готовым к борьбе за шахматную корону».

Выводы

При подведении итогов лекции можно сделать следующие выводы:

Шахматная композиция полезна для обучения шахматистов-практиков, так как она предлагает широкий арсенал средств, который позволяет охватить различные аспекты шахматного образования. За годы развития шахматной композиции было составлено около 70 000 этюдов и 300 000 задач. Все эти этюды и задачи доступны в специальных базах этюдов и задач. Достоинство этих баз в том, что они хорошо структурированы – а это позволяет с большим успехом найти подходящий пример на тему, чем при поиске позиции из 5 миллионов партий. Кроме того, теория эндшпиля тесно связана с этюдной композицией – часто ценные теоретические исследования в области эндшпиля проводились этюдистами – ими же были составлены этюды, демонстрирующие итоги исследований.

Библиография

  1. Ботвинник М.М., Аналитические и критические работы: Статьи и воспоминания, ФиС, 1987
  2. Полугаевский Л.А., Рождение варианта, ФиС, 1977
  3. Пожарский В., Шахматный учебник в этюдах, Феникс, 2005
  4. Пожарский В., Школа шахмат., Феникс, 2007
  5. Дворецкий М., Перваков О., Этюды для практиков, Новости, 2009
  6. Владимиров Я., 1000 шедевров шахматной композиции, АСТ, 2005
  7. Дворецкий М.И., Учебник эндшпиля, Факт, 2006
  8. Умнов Е., Что такое шахматная композиция, ФиС, 1954
  9. База шахматных задач –

Шахматная задача - позиция фигур на доске, сопровождаемая заданием, которое требуется решить. Таким заданием может быть получение численного перевеса в игре, либо объявление мата противнику за некоторое количество ходов партии, например, мат в 1 ход , мат в два хода.

Постоянное решение шахматных композиций необходимо для улучшения уровня своей игры, развития комбинационного зрения, когда вы можете быстро оценить позицию и найти пути для атаки или защиты, поставь мат и выиграть. Для успешного развития своих способностей достаточно уделять решению тактических заданий 30-40 минут в день.

На нашем сайте задачи делятся на уровни сложности по числу ходов, сколько фигур на доске. Это лучший решебник, можно решать задачи, смотреть видео-уроки на разные темы.

Чем полезны задачи для начинающих?

Регулярные упражнения в решении шахматных этюдов отлично развивает интеллект, причем в любом возрасте. Даже простые задачи с ответами способствуют:

  • Более быстрому поиску верного хода в игре у шахматистов;
  • Развитию логики и мышления, составление интересных комбинаций;
  • Способности находить выход даже в сложной позиции;
  • Для детей развивают способности в математике.

Самыми увлекательными являются задания, предполагающие мат в 1 ход, начинают белые или черные фигуры. Поставить мат в два хода – это уже высший пилотаж, позволяющий переходить к обучению полноценной игре в шахматы для участия в соревнованиях и турнирах. Приступать к ним рекомендуется после успешного освоения более простых шахматных головоломок и правил.

Еще недавно скудные сборники задач были на прилавках книжных магазинов, но теперь огромные возможности дает интернет и интерактивные онлайн шахматные задачи для начинающих с ответами и решениями, некоторые из них разработаны авторами специально для детей дошкольного и школьного возраста. Позволяют играть online, разбирать игровые миниатюры, сложные задачки. Существуют варианты задачников и для взрослых людей с разным уровнем подготовки.

Решение задач по шахматам бесплатно на сайтах может обучить игре в шахматы практически «с нуля», подобно тренеру, такие интернет-ресурсы, как Chessday, чесфилд. Считается рейтинг и активность шахматиста. Правильно подобранные материалы.

Рейтинг: / 13

ПлохоОтлично

Дата публикации

В этой статье я Вам предлагаю познакомится с несколькими известными и очень красивыми шахматными этюдами. Этюдами называют придуманную позицию, в которой одной из сторон нужно добиться выигрыша или ничьи. Самым интересным в этюдах является то, что для выполнения поставленной цели нужно применить оригинальную идею. В каждом оригинальном этюде она разная и очень часто совершенно не похожая на другие. Решение этюдов отлично развивает фантазию и точный расчет вариантов.

Для начала давайте рассмотрим, наверное, самый известный этюд, который должен знать каждый шахматист. Этот этюд создал чешский гроссмейстер Рихард Рети. Эта позиция действительно поражает каждого, кто впервые познакомился с ней. Кажется, что белых здесь ничего не спасет, потому что их король далеко от квадрата черной пешки, а король черных легко остановит пешку белых. Но, невероятное становится очевидным!

Очень яркий и красочный этюд. После того, как Рети его придумал, появилось большое множество родственных этюдов на аналогичную идею. Наиболее ярким из них можно признать Этюд братьев Сарычевых, так как в нем идея Рети хоть и присутствует, но она видоизменена, плюс есть еще очень интересная предыстория! У черных лишняя фигура в отличии от предыдущей позиции и всего одна пешка. Если черные ее потеряют, то выиграть не смогут. Задача белых уничтожить черную пешку. Просто так ее не устранить! Чтобы решить эту позицию нужно применить немалую фантазию и изобретательность!

Братья Сарычевы – не единственные братья этюдисты. Также очень известны и братья Платоновы. Давайте рассмотрим их самый красивый этюд. Он известен не только своей красивой идеей, но и еще тем, что его решал сам Ильич Ленин! Черные стоят очень солидно, но оказывается победить должны белые…

Очень красивыми являются этюды на тему пата. Особенно те, в которых сторона патует сама себя. В следующем этюде Каспаряна белые этим и занимаются.

На тему патования у Троицкого есть очень красивы этюд.

Это красивый этюд, но не самый известный у Троицкого. Наиболее известен его мат при помощи короля и одинокого слона. "Мат Троицкого" - так он называется в композиции.

Не могу обойти стороной еще один красивый этюд Троицкого с яркой иллюстрацией "хорошего" коня против "плохого" слона. Самое впечатляющее, что на доске есть еще всего-лишь по одной пешке, которые по сути не играют особой роли, кроме как стесняют слона черных. Плюс ко всему игра заканчивается матом благодаря красивым маневрам коня!

Как видите, этюды очень красочны и интересны. Вы испытаете особое эстетическое удовольствие порешав их. Также они Вам очень помогут при игре за шахматной доской!

Статьи по теме: