Сценарий игры умники и умницы. Умники и умницы (познавательно- развлекательное мероприятие для младших школьников) классный час на тему. й тур. Птицы

Действующие лица:

  • участники игры – агонисты и теоретики;
  • судейская коллегия (высокий ареопаг);
  • ведущая игры;
  • зрители.

Ход игры

Звучит музыка: вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель»; музыка к телеигре «Умники и умницы».

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые друзья! Позвольте начать интеллектуальную игру «Умники и умницы», которая будет являться своеобразной проверкой ваших знаний и заключительным аккордом в изучении пушкинской темы в данном учебном году.

Итак, начнем с представления участников игры. Это умники и умницы в количестве девяти человек, сегодня они выступят в роли агонистов (от греч. «состязание, соревнование»). Сидящие в зале умники (кроме педагогов и родителей), которых мы назовем теоретиками, также принимают участие в игре. Задача теоретиков – давать правильные ответы на вопросы, на которые не смогли ответить агонисты, получая за каждый правильный ответ орден «Кота ученого». Теоретики – обладатели трёх таких орденов – автоматически становятся победителями игры.

Позвольте представить вам людей, которые судят состязание – ареопаг – высший судебный орган в Афинах:

  • ____________________;
  • ____________________;
  • ____________________.

Наша игра будет состоять из трёх агонов и финала. Умник, выигравший финал, становится абсолютным победителем состязания!

Итак, мы начинаем!

К участию в первом агоне приглашаются:

Разыгрывание дорожек.

Умнику, стоящему на красной дорожке, из двух ответов ошибиться нельзя ни разу, на жёлтой – возможна одна ошибка из трёх данных ответов, на зелёной – две ошибки из четырёх ответов.

1. О ком эти строчки?

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Эти строки о няне поэта Арине Родионовне.

2. А как начинается это стихотворение? И как оно называется?
Стихотворение «Няне» начинается так:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя...

3. Сколько этажей в здании лицея?
Здание лицея – четырехэтажное (на экране фотография Царскосельского Лицея – рисунок 1).

Рисунок 1

Внимание! 1 агон!

1. Внимательно послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Два чувства дивно близки нам...».

В исполнении ученика.... звучит стихотворение «Два чувства дивно близки нам...».

О каких двух чувствах идет речь в нем?
О любви к родной земле, о любви к своим предкам.

2. Назовите даты жизни А.С. Пушкина.
1799-1837.

3. Где родился А.С. Пушкин?
А.С. Пушкин родился в Москве.

4. Продолжите фразу А.С. Пушкина «Гордиться славою своих предков...»
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

5. Какая птица изображена на гербе рода Пушкиных?
На гербе рода Пушкиных изображен орел (на экране – герб рода Пушкиных – рисунок 2).

Рисунок 2

6. Назовите имя предка А.С. Пушкина, «мышцей бранной» служившего Александру Невскому.
«Мои предок Рача мышцей бранной святому Невскому служил...»

7. Назовите все известные вам (законченные! ) сказки А.С. Пушкина.
«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане...», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке».

8. Прослушаем фрагмент произведения А.С. Пушкина.

Фрагмент «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» читает...

Из какого он произведения? К кому еще обращается Елисей, разыскивая царевну?
В «Сказке о мертвой царевне...» королевич Елисей обращается к солнцу, к месяцу, к ветру.

9. Как начинается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

К участию во втором агоне приглашаются:

Разыгрывание дорожек.

1. Как звали пса, жившего у семи богатырей?
Соколко.

2. Кому злая мачеха дает такое распоряжение:

Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам?

Чернавке.

3. С каким вопросом обращалась к зеркальцу злая мачеха?

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

Внимание! 2 агон!

Звучит музыка к телеигре «Умники и умницы».

1. Как звали родителей поэта?
Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины.

2. У кого и где в детстве каждое лето гостил А.С. Пушкин?
А.С. Пушкин в детские годы гостил у бабушки Марии Алексеевы Пушкиной-Ганнибал в подмосковном имении Захарово.

3. Назовите фамилию Арины Родионовны.
Яковлева-Матвеева.

4. Продолжите фразу «Я чрезвычайно дорожу именем мох предков...»
«Я чрезвычайно дорожу именем мох предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них».

5. Прослушаем монолог.

Звучит отрывок из романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» (Приложение 1).

- Кому он принадлежит?
Это монолог Абрама Петровича Ганнибала.

6. Чем занимался А.П. Ганнибал? Кем он был по роду деятельности?
Ганнибал – фортификатор, гидротехник.

7. Как связано имя А.П. Ганнибала и этот картофель? (Ученикам демонстрируется картофель, который называют синеглазкой.)
Этот сорт картофеля в действительности именуется «Ганнибал» в честь прадеда А.С. Пушкина, который один из первых в России стал выращивать картофель, например, в Суйде.

8. Сколько лет А.С. Пушкин учился в Лицее?
Шесть лет.

9. Где находится Царское Село? Как Царское Село называлось в советское время?
Царское Село – пригород Петербурга. А в советское время город назывался Пушкин.

К участию в третьем агоне приглашаются:

Разыгрывание дорожек.

1. Как звали брата и сестру поэта?
Ольга и Лев.

2. От какова слова (прозвища) произошла фамилия Пушкиных?
Пушка. Дальний предок Александра Сергеевича Григорий носил прозвище Пушка.

3. Про кого эти строки А.С. Пушкина из стихотворения «К Языкову» и о какой деревне идет речь:

В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елизаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны Леты
О дальней Африке своей?

Про Абрама Петровича Ганнибала, про его жизнь на Псковщине, в Петровском.

Внимание! 3 агон!

Звучит музыка к телеигре «Умники и умницы».

1. «В начале жизни... помню я». Так начинается одно из стихотворений А.С. Пушкина. Что помнил в начале жизни А.С. Пушкин?
«В начале жизни школу помню я...»

2. Назовите известные вам лицейские прозвища А.С. Пушкина.
Француз, Помесь обезьяны с тигром.

3. Под какими номерами в лицее были комнаты Пушкина и Пущина?
№13 и №14.

4. Вспомните, что из предметов мебели было в комнате у лицеистов.
В комнате лицеиста (дортуаре или «келье», как называл ее А.С. Пушкин) были железная кровать, конторка, комод, стол для умывания.

5. Какие предметы были у Пушкина в лицее любимыми?
Российская словесность, французский язык, фехтование.

6. Кто из сказочных героев Пушкина легко справлялся с разными делами: запряжет лошадь, затопит печь, закупит продукты, испечет яйцо?
Балда – герой «Сказки о попе и о работнике его Балде».

7. Кем приходится чертенок старому бесу в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
Внуком.

8. Кто звал Балду «тятей»?
Попенок.

9. О какой плате договаривается поп с Балдою, когда нанимает его себе работником?

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.»

К участию в финале приглашаются победители трёх агонов:

Вопросы для разыгрывания дорожек:

1. Внимательно рассмотрите картину (рисунок 3).

Рисунок 3

- Что на ней изображено и кто жил в этом доме?
Это дом арапа в его имении Петровское на Псковщине.

2. Внимание на экран (рисунок 4).

Рисунок 4

- Что это за колонна? Где она установлена? Как связана с А.С. Пушкиным?
Это Чесменская колонна - памятник в честь морских побед русского оружия во время Русско-турецкой войны 1768- 1774 годов. В битве при Чесме особо отличился двоюродный дед поэта Иван Абрамович Ганнибал. Колонна была установлена в Царском Селе, где 6 лет жил А.С. Пушкин.

3. Внимание на экран (рисунок 5).

Рисунок 5

Рядом с кем так уютно расположился маленький Саша Пушкин?
Маленький Саша Пушкин запечатлен здесь рядом с бабушкой М.А. Пушкиной-Ганнибал (памятник установлен в подмосковном Захарове).

Внимание! Финал!

Звучим музыка к телеигре «Умники и умницы».

1. Про кого пушкинист Н. Эйдельман сказал: «Гениальный предок гениального поэта»?
Про Абрама Петровича Ганнибала.

2. Назовите имена детей А.С. Пушкина и Натальи Николаевны Пушкиной.
Мария, Александр, Григорий, Наталья.

3. Какая сказка А.С. Пушкина не закончена?
«Сказка о медведихе.»

4. Внимательно послушаем стихотворение А.С. Пушкина.

Звучит фрагмент стихотворения А.С. Пушкина «Сон» (Приложение 2).

- Кого он в нем называет «мамушкой»?
В образе «мамушки» слились черты двух дорогих поэту женщин - бабушки Марии Алексеевны Пушкиной-Ганнибал и няни Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой.

5. Прослушаем монолог крестьянки Марьи.

Звучит монолог крестьянки Марьи в исполнении.... (Приложение 3).

Где жила Марья и кому из очень дорогих Пушкину людей приходилась близкой родственницей?
Марья – дочь Арины Родионовны, няни поэта. А жила она в Захарове, подмосковном имении бабушки поэта М.А. Пушкиной-Ганнибал.

6. Объясните значение слова. В стихотворении 1815 года «Послание к Юдину» А. С. Пушкин пишет про свое любимое Захарово: «Оно с заборами в реке волнистой...» Что здесь значит слово «забор»?
Заборы – это запруды, в которых собиралась, в которые «забиралась» вода.

7. Объясните значение слова. В стихотворении 1815 года «Послание к Юдину» А. С. Пушкин пишет: «... с балкона могу сойти в веселый сад». Как с балкона можно сойти?
Во времена Пушкина с балконов именно сходили, так как балконом называлось высокое крыльцо первого этажа.

9. Кто занимался устройством А.С. Пушкина в лицей?
Дядя Василий Львович Пушкин.

Ведущий: Право наградить победителей игры «Умники и умницы» предоставляется _____________ (зачитывает список финалистов, особо отмечая победителя финального этапа соревнования, решает вопрос о награждении теоретиков, заработавших три ордена).

Вручение подарков участникам состязания (в т. ч. теоретикам).

Заключительное слово ареопога.

Звучит вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель».

Юдина Диана Николаевна, воспитатель МБДОУ №10 "Светлячок", г.Старый Оскол

Задачи:

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Ход викторины

Ведущая: Доброе утро. Мы рады видеть вас сегодня на нашей викторине «Уники и умницы». В игре принимают участие сборная команда подготовительных к школе групп и команда первого класса школы № 34. Я прошу команд представиться и поприветствовать друг друга.

(Представление команд) .

Команда "Светлячок"

Девиз

"Пусть свет наш слаб и мы малы,

Но мы дружны и тем сильны!!!"

Приветствие

Желаем вам, желаем вам

Чтоб лучший приз достался нам!

И соревнуясь вместе с нами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба вместе с ней

Желаем вам место занять призовое

Но не первое, а второе.

Для объективной оценки нам выбрано компетентное и беспристрастное жюри. Наша викторина состоит из 5-ти туров

В этом туре необходимо каждой команде ответить на 15 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный вопрос команды получают по 1 очку.

Вопросы для 1 команды:

  1. Сколько месяцев в году? (12)
  2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
  3. Колобок, обросший иглами? (еж)
  4. Юный волшебник, у которого есть сова? (Гарри Потер)
  5. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
  6. Кто всю зиму спит? (Медведь)
  7. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
  8. Зимой и летом одним цветом? (елка)
  9. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
  10. В какое время года появляются подснежники? (весной)
  11. Что значит «прикусить язык)? (замолчать)
  12. Какой первый день недели? (понедельник)
  13. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
  14. Мальчик, которого похитила Снежная королева? (Кай)
  15. Пальто, платье, свитер это... (одежда)

Вопросы для 2 команды:

  1. Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой)
  2. Сколько дней в недели? (7)
  3. Курица в детстве? (цыпленок)
  4. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
  5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
  6. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
  7. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
  8. Висит груша нельзя скушать? (лампа)
  9. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
  10. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
  11. Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)
  12. Первый месяц года? (январь)
  13. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
  14. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
  15. Сапоги, туфли, ботинки это... (обувь)

Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура, мы вместе споем песню "Улыбка", которая сплотит нас и поднимет настроение.

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри

2 тур «Заморочки из прозрачной бочки».

Каждый ребенок из команды по очереди достает из бочки заморочку. Ведущий читает вопрос, а ребенок, который тянул заморочку отвечает, если же он не может ответить ему помогает команда. Заморочки лежат в разноцветных конвертах. В синих конвертах заморочки легкие и за каждый правильный ответ на них 1 бал. А в красных конвертах заморочки трудные и при правильном ответе на заморочку из красного конверта команда получает 2 балла. Игроку предоставляется право решать из какой бочки тянуть заморочку

Заморочки из синих конвертов.

  1. С помощью этого предмета можно сшить самые замечательные вещи, а можно даже убить злого и страшного героя русских народных сказок. (игла) .
  2. Каким необычным видом транспорта воспользовался Емеля, чтобы попасть во дворец к царю? Как называется эта сказка? (печь, «По щучьему велению»)
  3. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (на мокрое)
  4. Отгадайте загадку:

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед. (утюг, С. Маршак)

  1. О ком идет речь в этих стихах?

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Белою лебедью в танце плыла,

Кто мастерица эта была? (Василиса Прекрасная)

Как называлась сказка? (Царевна Лягушка)

  1. Каким гребнем волосы не причешешь? (петушиным)

Заморочки из красных конвертов.

  1. Опиши предмет не называя его. (яблоко)
  2. Прочитать слово по первым буквам картинок
  3. Придумай предложение по заданной схеме.
  4. Рассказать стихотворение.
  5. Назови пропущенные числа.
  6. Реши примеры

Пока счетная комиссия подводит итоги 2 тура, объявляется конкурс загадок для болельщиков.

1. Она весну встречает - сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице в полоску. Узнаешь ты... (березку) .

2. Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил, длинноклювый, пестрый... (дятел) .

3. Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель... (ежик) .

4. Наш огород в образцовом порядке.

Как на параде построились грядки.

Словно живая ограда вокруг

Пики зеленые выставил... (лук)

5. Как это скучно без движенья

В воду глядеть на свое отраженье.

Свесила гибкие ветви с обрыва

Нежная, тихая, грустная... (ива) .

6. Он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину - увидишь сердцевину.

Из плодов он тверже всех, называется... (орех) .

7. Он круглый и красный, как глаз светофора,

Среди овощей нет сочней... (помидора) .

8. На спине свой носит дом. Не нуждается не в ком.

При себе всегда пожитки у медлительной... (улитки) .

9. Есть в тайге сибирской кедры, на орехи они щедры.

Знают белки, знают мышки, что искать их надо в... (шишке) .

10. Ковер цветастый на лугу, налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан красивый бархатный... (тюльпан) .

11. Солнце греет и печёт

Ручеёк с горы течёт.

Тает снег, кругом вода,

Значит, к нам пришла (весна)

12. Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это? (олень)

13. Лейся дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по (лужам)

14. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я (капуста)

15. Злая как волчица.

Жжется, как горчица!

Что ж это за диво?

Это же (крапива)

16. Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю (зарядку) .

17. В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс... (звонок) .

18. Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди - ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван... (ежевика) .

19. Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь -

Чистоплотный серый... (гусь) .

20. Кто же ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит... (черепаха) .

21. Долгожданный дан звонок

Это кончился... (урок)

22. На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?... (стрекоза) .

23. То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый... (светлячок) .

24. Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это?... (слон) .

Счетная комиссия объявляет итоги 2 тура и общий счет.

3 тур - Конкурс капитанов

Первое задание включает в себя логические задачи:

  • На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?
  • 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  • На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?
  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?

Второе задание - видео вопросы. Капитанам будет показано по 6 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Ваша задача назвать эти сказки.

Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура, я объявляю музыкальную паузу.

Слово для объявления результатов 3 тура предоставляется жюри

4 тур "Фантазеры"

Я предлагаю оживить геометрические фигуры - дорисовать их до изображения, какого - либо предмета. Команда "Светлячок" будет оживлять круг, а команда их соперников - квадрат.

Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 4 тура, я объявляю музыкальную паузу.

Счетная комиссия сообщает результат 4 го туров

5 тур «Темная лошадка».

Ведущая: В этом конкурсе вас ждет сюрприз вести его, будет сказочный персонаж.

Отгадайте, кто это:

Бабусю знает целый свет,

Ей от роду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Дом её на курьих ножках. (Баба Яга) .

Вбегает Баба Яга.

Баба Яга: Правильно угадали! Здравствуйте! Я к вам прилетела, все самое лучшее надела, и вопросы очень трудные приготовила.

  1. На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)
  2. Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)
  3. Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках - летает? (Ковер-самолет)
  4. Если она лежит на столе, еда появится сама. (Скатерть-самобранка)
  5. Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы)
  6. Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка)
  7. С ее помощью творил чудеса старик Хоттабыч. (Борода)
  8. В ней жил джинн, друг Аладдина. (Волшебная лампа)

А теперь поиграем в мою любимую игру "Кривое зеркало" я буду показывать движение, а вы выполняют движение наоборот (например, вед. наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т.д.)

  • Какие волшебные средства были у данных сказочных героев
  • У Буратино (золотой ключик)
  • У кота (сапоги)
  • У Кощея Бессмертного (яйцо с иглой)
  • У Иванушки-дурачка (клубочек)
  • У Золушки (хрустальные туфельки)
  • У Снежной королевы (волшебное зеркало)
  • Что нужно сделать, чтобы я вас не съела? (спеть)

Музыкальная пауза (Танец с Бабой Ягой)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Краснощёковская СОШ №1»

Сценарий мероприятия для начальной школы

«Умники и умницы»

Аносова Ольга Николаевна,

учитель физической культуры

С. Краснощёково 2014

Сценарий МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ начальной школы

«Умники и умницы»

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Дмитрий Иванович Менделеев

Пояснительная записка.

Гражданское и патриотическое воспитание предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Стремление к знаниям, осознанность и важность получения качественного образования – одна из этих ценностей.

ЦЕЛЬ : развитие мотивации к учебной деятельности, воспитание уважения к себе, уверенности, что Россия умом процветать будет, знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

Для реализации поставленных целей и задач использовались мультимедийные презентации.

Обучающиеся 7-х классов подготовили литературно - музыкальную композицию, танцевальные номера.

Оборудование: проектор, компьютер, костюмы для сценки, жетоны.

Сценарий «Умники и умницы»

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ведущая: В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь!

(Царь и царица сидят на стульях, по краям стоят Шут и Мудрец. Царица вяжет носок. Царь подшивает валенок.)

Царь (напевает):

Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна.

Мудрец (напевает) :

Ну, а без образования

Вам не светит ни фига!

Шут : Ученье – свет, а неучёных – тьма!

Царица: ничего мы и во тьме со своей державою управимся, было бы, чем управлять! Правда, батюшка?

Царь : А чё там управлять? Сиди на печи и царствуй!

Мудрец : А вот и нет, ваше величество, царствовать тоже нужно квалифицированно и профессионально!

Царица : ну-ка Шут переведи!

Шут : Чтоб ничего не делать, надо очень много учиться. Ну, типа, получить хорошее образование.

Мудрец : Но если вам дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили.

Царь : Да ладно, не получим, так отнимем, ты скажи, где его дают?

Царица : Нам какого – нибудь средненького такого, пусть неполного образованьица, хоть немножечко!

Мудрец : Понимаете, ваше величество, образование – это клад! Его нужно добывать по крупицам, биться за каждую частичку.

Царь : А-а, ну если биться, то кликнуть сюда моих трёх богатырей! Они всегда знают, кого бить и что добывать, и где добывать.

Мудрец: Не нужно, ваше величество никого кликать, лучше посмотрите, как свои знания добывают в Краснощёковской средней школе, что расположена в славном селе Краснощёково. Там дети с шести-семи лет бьются, добывают знания! Таких детей прославляют, награждают, ими восхищаются. И сегодня в этой школе праздник. Вот взгляните.

Уходят под музыку «В гостях у сказки»

(Мудрец показывает царю блюдечко, на котором якобы всё видно)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

Если вы, нахмурясь, в зал пришли сегодня

И если вам не в радость пасмурный (солнечный) денек,

Повторяйте все за мной:

Обогреем словом!

Обласкаем взглядом!

Ведь от доброй шутки

Тает даже снег.

Это так чудесно,

Если с нами рядом,

Станет добрым и веселым

Хмурый человек.

Дорогие ребята! Уважаемые учителя. Родители! Слет хорошистов и отличников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 считается открытым.

Звучит Гимн РФ

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы подведем итоги 2013-2014 учебного года. С этой высокой трибуны мы назовем имена тех обучающихся, кто принес славу нашей школе на районных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Сегодня мы назовем имена тех, кто отличился своим примерным поведением и прилежным отношением к учению, имена тех, кто принимал активное участие в общественной и спортивной жизни школы.

Отличники и хорошисты 2 классов, если вы здесь, то помашите правой рукой

Отличники и хорошисты 3 классов, если вы здесь, то помашите правой рукой

Отличники и хорошисты 4 классов, если вы здесь, то помашите двумя руками

Вижу все на месте, значит праздник начинается!

Ведущий: Итак, мы открываем наш слёт номером художественной самодеятельности.

Свою песню вам дарит___________________________________________

Ведущий: Не любить отличника нельзя
Нам они, признаться, симпатичны -
Верные, надёжные друзья,

Те, что носят звание “Отличник”

Ведущий: Мы приступаем к самой приятной части нашего слёта - церемонии награждения и просим выйти сюда цвет нашей школы, наших отличников.

(Поименно приглашаются отличники школы, всё сопровождается презентацией о каждом отличнике).

Ведущий: Слово для приветствия и награждения предоставляется директору (завучу) школы.

(Отличникам вручаются грамоты) Фанфары

Мы просим вас подняться на сцену и занять свои места. Для вас наступает минута славы! Ведущий: Аплодисменты нашим отличникам.

Ведущий: Мы желаем вам -

Шагать вам дальними путями,
Ни перед чем не отступать!
И всё, намеченное вами
Пусть будет скоро сделано на “пять”!

Ведущий: Говорят: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником»

Ведущий: Наши «хорошисты» мечтают об этом, но пока у них есть четвёрки и это тоже хорошо!

Ведущий: Учиться на «отлично» - это здорово, но всё же неплохо быть и ударником. Их у нас ____ударников! Это наш резерв. Мы думаем, что в следующем году будет больше отличников. Давайте поприветствуем дружными аплодисментами наших хорошистов, вон их сколько у нас! Молодцы! Так держать!

Ведущий: Для вас танец.

Ведущий Я предлагаю вам игру, которая называется «Кто хочет стать отличником?». В игре принимают участие хорошисты, а отличники будут у нас судьи. За правильный ответ учащиеся получают жетоны.

Звучит музыка из передачи «Кто хочет стать миллионером»

    Их носил А.П.Чехов, и бабушка Красной Шапочки :

А) очки;

Б) тапочки;

В) рукавички;

Г) стопки книг.

    Какие цветы собирала падчерица в сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»?

А) ромашки;

Б) ландыши;

В) фиалки;

Г) подснежники.

    Как называлась оригинальная музыкальная группа из одноимённой сказки братьев Гримм?

А) Бременские музыканты;

Б) Дрезденкие таланты;

В) Свободные художники;

Г) Запрещённые барабанщики.

    Каким был стойкий солдатик из сказки Андерсена?

А) оловянным;

Б) деревянным;

В) стеклянным;

Г) хрустальным.

    Кого ловил Дуремар на болоте?

А) лягушек;

Б) пиявок;

В) черепах;

Г) пауков.

6. В какой сказке содержится рецепт приготовления неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

А) «Суп из молотка»;

Б) «Каша из топора»;

В) «Котлеты из рубанка»;

Г) «Компот из стамески».

    В какой сказке говорится про необычный брачный союз человека и существа из класса земноводных?

А) «Царевна-лягушка»;

Б) «Княгиня-квакушка»;

В) «Принцесса – черепаха;

Г) «Королева-жаба».

    Назовите героиню сказки Мамина-Сибиряка:

А) Серая спинка;

Б) Серая Шейка;

В) Серая лапка;

Г) Серый хвостик.

    Фамилия почтальона из Простоквашина:

А) Свечкин;

Б) Печкин;

В) Гречкин;

Г) Огуречкин.

    Какое лекарство лучше всего помогало Карлсону при болезни:

А) сладости:

Б) копчёности;

В) солёности;

Г) аспирин.

    Героиня, у которой было семь друзей-гномов.

А) Белоснежка;

Б) Краснозорька;

В) Синеглазка;

Г) Златовласка.

    Мальчик-луковка:

А) Буратино;

Б) Пиноккио;

В) Чипполино;

Г) Джельсомино.

Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием. У кого же больше всего жетонов? (Подводятся итоги)

Ведущий: Мне сегодня от всей души хочется ещё раз поздравить вас с вашими успехами, с вашими победами.

В добрый путь, ребята,

В вечный поиск

Истины, добра и красоты,

Чтобы явью стали в вашей жизни

Самые заветные мечты!

Ведущий: А сейчас вас хотят поздравить ваши родители. (Слово родителям)

Ведущий: Ну что ж, мы сказали немало лестных слов нашим ученикам, а теперь мы даем вам ответное слово.

1 ученик:

Я сегодня вам всем говорю,
Что учителя у нас классные!
Их сегодня благодарю,
За уроки хорошие, разные,
За открытия каждого дня,
За стремление к чудесам!
И за то, что здесь любят меня,
И за то, что люблю я сам.
Я открою им главный секрет,
Что меня здесь счастливее нет.

2 ученик:

Друзья. Мы очень часто говорим слова,
Что написал великий гений:
«Учитель перед именем твоим,
Позволь смиренно преклонить колени!»
Спасибо вам, мои учителя,
За ваш нелегкий и огромный труд!
Учителями славится земля,
Ученики ей славу принесут.

Ведущий: Спасибо за приятные слова.

Звучит музыка «Дорога добра»

Ведущая. Дорогие ребята! Подходит к концу наша встреча и мне хочется вам сказать:

Пусть годы летят, как по расписанью!

Как воды стремительных рек,

Но островом знаний, но островом знаний

Останется школа навек!

Наш бал продолжается праздничной дискотекой.

Список использованной литературы:

    О.Е. Жиренко, Е.В Лапина, Т.В. Киселёва «Я – гражданин России» 1-4 классы. М: «Вако», 2008

    Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Т.Ц. «Сфера», 2001г.

    «Воспитание школьника» - журнал № 1-6, 2004 год

    Журнал «Классный руководитель» № 1, 2, 3, 2002г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Умницы

умники

Интеллектуальная игра для старшеклассников

Учитель: Игольченко С.Н.

Новомосковск

2010 г.

Вечер проводится для обучающихся 9-11 классов.

На сцене на полу закреплены три полосы – красная, жёлтая и зелёная.

Красная дорожка – самая короткая, на ней всего два этапа, но на ней нельзя ни разу ошибаться.

Жёлтая дорожка – «золотая середина» - здесь три этапа и можно один раз ошибиться.

Зелёная дорожка – самая длинная – четыре этапа и можно два раза ошибиться.

Игра включает в себя отборочный тур, три тура на дорожках соответственно для обучающихся 9, 10 и 11 классов и финал.

Отборочный тур проводится отдельно для 9, 10 и 11 классов. Ребятам из каждой параллели задаются по три вопроса из области физики, математики и информатики. Ответившие верно, выходят на дорожки.

Если участники игры, стоя на дорожках, не могут дать верный ответ, вопрос передаётся в зал. Правильно ответивший на данный вопрос получает жетон по соответствующему предмету.

Первый дошедший до конца дорожки в каждом из туров выходит в финал.

Таким образом, в финале встречаются трое участников игры – один из 9-го класса, один – из 10-го и один – из 11-го. Вопросы для финала подобраны так, чтобы на них мог ответить любой из них, в основном, это вопросы на логическое мышление. Выбор дорожек в финале решает жеребьёвка. Первый, дошедший до конца своей дорожки, является победителем игры.

Все трое финалистов поощряются призами и оценками «5» по всем трём предметам. Обучающиеся, получившие жетоны за правильные ответы, также получают «5», но по соответствующему предмету.

Вопросы для игры.

Отборочный тур.

9 класс

1(матем) – Верно ли считать четырёхугольник квадратом, если его стороны имеют равные длины?

Ответ: нет, это может быть ромб.

2(физика) – Как изменится центростремительное ускорение тела, движущегося по окружности, если радиус этой окружности увеличить в 4 раза, а скорость тела увеличить в 2 раза?

Ответ: не изменится.

3(информ) – Чему равен 1 кбайт?

Ответ: 1024 байт

10 класс

1(матем) – Сколько лет было Николаю Лобачевскому, когда ему было присвоено звание профессора?

Ответ: 23 года.

2(физика) – Сможет ли космонавт поднять на Луне автомобиль массой 300 кг?

Ответ: да, на Луне притяжение в 6 раз меньше, чем на Земле.

3(информ) – Несанкционированная программа, способная самостоятельно распространяться с компьютера на компьютер

Ответ: компьютерный вирус.

11 класс

1(матем) – Назовите два числа, сумма, произведение и частное которых равны.

Ответ: -1 и ½.

2(физика) – Учёный, создавший теорию атмосферного электричества

Ответ: М.В. Ломоносов

3(информ) – Интегральная схема в одном корпусе

Ответ: чип 1 тур (9 класс)

Красная дорожка – 1 вопрос

1(физика) – Любое тело, брошенное вертикально вверх, обязательно упадёт обратно на Землю. Верно ли это утверждение?

Ответ: нет, если телу сообщить I космическую скорость, оно станет ИСЗ.

Жёлтая дорожка – 2 вопроса

1(информ) – Что такое двоичная цифра?

Ответ: бит

2(физика) – Где тела тяжелее: в местах, близких к экватору, или близких к полюсам?

Ответ: в местах, близких к полюсам, т.к. Земля немного сплюснута у полюсов, поэтому там ускорение свободного падения больше, чем на экваторе.

Зелёная дорожка – 3 вопроса

1(матем) – Верно ли, что если произведение двух натуральных чисел делится на 6, то хотя бы один из множителей делится на 6?

Ответ: нет

2(информ) – Сколько байт хранит одна ячейка памяти?

Ответ: 12 байт и 16 бит

3(физика) – Где окажется человек, если всё время будет идти на северо-запад?

Ответ: на Северном полюсе. 2 тур (10 класс)

Красная дорожка – 1 вопрос

1(матем) – Упростить…

Ответ: …

Жёлтая дорожка – 2 вопроса

1(физика) – Пуля пробивает две доски – толстую и тонкую. В каком случае она пролетает дальше?

Ответ: одинаково

2(информ) – Когда появились первые ЭВМ?

Ответ: 40

Зелёная дорожка – 3 вопроса

1(матем) – Сумма чисел А и В равна 40. При каких А и В произведение будет наибольшее?

Ответ: А=В=20

2(физика) – Два шарика одного и того же вещества равного объёма, но один из них сплошной, а другой – полый, падают с одинаковой высоты в воздухе. Одинаковые ли скорости будут иметь эти шары при падении на землю?

Ответ: сплошной шар имеет большую скорость, т.к. на шары действует одинаковая сила сопротивления воздуха, но разные силы тяжести.

3(информ) – Как называется имитация реального мира с помощью современных технических и программных средств?

Ответ: виртуальная реальность. 3 тур (11 класс)

Красная дорожка – 1 вопрос

1(информ) – Как расшифровать Интернет?

Ответ: всемирная информационная паутина

Жёлтая дорожка – 2 вопроса

1(матем) – Математик, оказавшись в небольшом городке и желая как-то убить время, решил подстричься. В городке имелось лишь два мастера (у каждого своя парикмахерская). В салоне одной парикмахерской было грязно, сам мастер был плохо одет и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера всё наоборот: чисто, мастер аккуратно одет и безукоризненно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился к первому парикмахеру. Объясните причину столь странного поведения математика.

Ответ: если в городе два парикмахера, то каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того парикмахера, кто лучше подстриг своего конкурента.

2(физика) – На тонких шёлковых нитях подвешены две одинаковые лёгкие бумажные гильзы, одна из них заряжена, другая – нет. Как определить, какая из них заряжена, если не даны никакие приборы и материалы?

Ответ: коснуться рукой одной из гильз, если после этого их взаимодействие прекратится, значит мы коснулись заряженной гильзы.

Зелёная дорожка – 3 вопроса

1(физика) – В каких слоях атмосферы воздух ближе к идеальному: у поверхности Земли или на больших высотах?

Ответ: на больших высотах, где воздух более разрежён, и взаимодействие молекул можно не учитывать.

2(информ) – Что такое сервер?

Ответ: компьютер, управляющий сетью или её частью.

3(матем) – На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20-й день заросло всё озеро. На какой день заросла половина озера?

Ответ: на 19-й. ФИНАЛ

Красная дорожка – 1 вопрос

1(информ) – Как называется фирма, предоставляющая услуги по подсоединению к Интернету?

Ответ: провайдер

Жёлтая дорожка – 2 вопроса

1(физика) – Есть такая народная примета: «Перед дождём ласточки летают низко». Почему?

Ответ: перед дождём влажность воздуха больше, мошки, которыми питаются ласточки, намокают и летают низко.

2(матем) – в бассейне с горизонтальным дном площадью 1 га содержится 1000000 л воды. Можно ли в этом бассейне проводить соревнования по плаванию?

Ответ: нет. 1000000 л воды = 1000000 дм 3 1 га = 10000 м 2 = 1000000 дм 2 , тогда высота уровня воды в бассейне 1 дм.

Зелёная дорожка – 3 вопроса

1(матем) – В ящике лежат разноцветные шарики: 5 белых, 12 красных и 20 чёрных. Какое наименьшее число шариков надо вынуть, чтобы среди них оказалось обязательно хотя бы по одному шарику всех указанных цветов?

Ответ: 20+12+1=33

2(физика) – Если на Земле наблюдается полное лунное затмение, то что увидит космонавт, находящийся в это время на Луне?

Ответ: солнечное затмение

3(информ) – Какой термин объединяет математику, информатику и кинематограф?

Ответ: матрица


Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в Страну знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Достаточно разбить детей на 5 команд-экипажей и подготовить 55 монет-жетонов для оплаты правильных ответов. В качестве ведущего может выступить классный руководитель.

Можно также предложить детям выбрать девиз экипажа, громко произнести его во время представления - это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает детей к общению, к объединению. Автор предлагает несколько вариантов речовок-девизов, по примеру которых дети смогут составить свои.

Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут выявлены при подсчете суммы заработанных командами «умов». Это по сценарию происходит в конце игры, на Острове сокровищ.

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма : интеллектуальная игра.

Подготовительная работа с детьми

Разбить детей на 5 команд методом жеребьевки, выбрать в каждой команде капитана. Каждая команда должна выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления команд.

Примерные слоганы для девиза:

Один ум хорошо, а много умов - лучше!

Ученье - свет, а неученье - тьма!

Грамоте учиться в жизни пригодится!

За ученого двух неученых дают!

Науки и знания - наше призвание!

Кто любит науки, тот не знает скуки!

Хочу все знать!

Учись, учись и больше не ленись!

Оборудование:

а) за день-два до классного часа изготовить 55 маленьких монет достоинством от одного до пяти «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):

1 «ум» - 15 штук;

2 «ума» - 15 штук;

3 «ума» - 5 штук;

4 «ума» - 5 штук;

5 «умов» - 10 штук.

Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа монеты нужно сложить столбиками на столе учителя;

б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина Страны знаний;

в) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по 2 слова с перепутанными буквами:

Оформление класса:

а) если это открытое мероприятие, можно нарисовать карту Страны знаний. На этой карте могут быть нанесены долина Чисел, вершина Рекордов, деревня Узелки, остров Сокровищ, Лесные тропинки, Перекресток трех дорог, столица Пятерочка, Птичий базар и т. п.;

б) можно просто записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина чисел», «Вершина рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятерочка», «Остров сокровищ».

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:

а) конкурс «Разминка на лесных тропинках»;

б) конкурс «Долина чисел»;

в) конкурс «Вершина рекордов»;

г) конкурс «Путаница»;

д) конкурс «Деревня Узелки»;

е) конкурс «Перекресток трех дорог»;

ж) конкурс «Столица Пятерочка»;

з) «Остров сокровищ» - подсчет результатов.

3. Подведение итогов.

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по Стране знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. - в умственных единицах; так называется валюта Страны знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2,3,4 или 5 «умов».

Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия - «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а тот, кто наберёт больше всех, получит звание умника и станет гражданином Страны знаний.

В путешествие мы отправляемся 5 экипажами, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый экипаж должен был придумать девиз, связанный с темой ума, знаний, учебы, учения.

Итак, знакомьтесь: экипаж 1 «Восток», капитан (имя, фамилия); экипаж 2 «Союз», капитан (имя, фамилия); экипаж 3 «Салют», капитан (имя, фамилия); экипаж 4 «Мир», капитан (имя, фамилия) и экипаж 5 «Буран», капитан (имя, фамилия).

Во время представления экипажей команды встают и по сигналу командира громко произносят свой девиз.

Команды готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города Страны знаний. И везде нас ждут интересные вопросы. Команды по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если команда не дает ответа, то на это вопрос сможет ответить следующий по порядку экипаж.

II. Интеллектуальная игра «Умницы и умники»

Конкурс «Разминка на лесных тропинках»

(Для награждения нужны 10 монет в 1 «ум».)

Классный руководитель. А вот и первая остановка - «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка - вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. За правильный ответ на вопрос экипаж получает монету достоинством в 1 «ум». На все вопросы разминки ответ один - название животного или птицы.

Ведущий задает вопросы командам по очереди (по 2 вопроса каждой команде). За правильные ответы ведущий вручает командам монеты.

Вопросы для разминки:

1. Пассажир без билета. (Заяц.)

2. Ее отчество Патрикеевна. (Лиса.)

3. Греки называли его «арктос». (Медведь.)

4. Друг человека. (Собака.)

5. Он всегда в лес смотрит. (Волк.)

6. «А Васька слушает да ест». (Кот.)

7. Ей «где-то Бог послал кусочек сыру». (Ворона.)

8. Кто, «не боясь греха», хвалит петуха. (Кукушка.)

9. Она «в ослепленье бранит науку и ученье». (Свинья.)

10. Он виноват уж тем, что волк хочет кушать. (Ягненок.)

Конкурс «Долина чисел»

(Для оплаты нужны 5 монет в 7 «ум».)

Классный руководитель. С Лесных тропинок мы направляемся прямо в долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, Цена вопроса - 1 «ум». Задача понятна? Поехали!

Учитель задает по одному вопросу каждой команде:

1. Сколько колец на Олимпийском флаге? (5.)

2. Сколько звезд на погонах армейского капитана? (4.)

3. Сколько музыкантов в секстете? (6.)

4. Сколько чудес света? (7.)

5. Сколько цветов на Георгиевской ленточке? (2.)

Конкурс «Вершина рекордов»

(Нужны 5 монет в 2 «ума».)

Классный руководитель. А теперь мы совершим восхождение на вершину Рекордов. Здесь нас ждут вопросы о рекордах природы. Каждый вопрос стоит 2 «ума». Можно обсуждать ответы в течение 1 минуты.

Учитель задает по 7 вопросу каждой команде:

1. Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер.)

2. Назовите самое глубокое место на Земле. (Марианская впадина в Тихом океане.)

3. Назовите самый большой океан? (Тихий океан.)

4. Назовите самые соленые моря на земле. (Красное море, Мертвое море.)

5. Назовите самое большое морское животное. (Кит.)

Конкурс «Путаница»

(Нужны 10 монет в 2 «ума».)

Классный руководитель. Ну что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины - все буквы у них перемешались. Нужно сложить буквы правильно, и птицы вырвутся на свободу. А команда получит в кошелек монетку в 2 «ума». На выполнение этого задания каждой команде дается 1 минута.

Учитель раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по 2 на каждую команду).

1. СТЕКЛ (клест)

ЛЯДЕТ (дятел)

2. АРОСОК (сорока)

АЛГАК (галка)

3.ЛВИНАП (павлин)

ТАИС (аист)

4. ЦЕРВОСК (скворец)

РИНГЕСЬ (снегирь)

5. НАРОВО (ворона)

ЕЛГОЩ (щегол)

Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

Учитель называет команды, те произносят названия птиц, которые зашифрованы в их словах. Учитель вручает монеты за выполнение задания.

Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы, и бедные пернатые радостно полетели в свои гнезда!

Конкурс «Деревня Узелки»

(Нужны 5 монет в 3 «ума».)

Классный руководитель. А теперь мы отправляемся в деревню Узелки. Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. Я буду называть эти слова, а вы должны определить, что их связывает. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся. А вы получите за правильный ответ монету достоинством в 3 «ума». Время обсуждения - 1 минута. Слушаем вопросы.

1. Что общего между капитаном и капустой? (Общий корень: от латинского «caput» - голова.)

2. Что общего между апельсином и Китаем? (Апельсин в переводе на русский - китайское яблоко.)

3. Что общего между астрой и астронавтом? (У этих слов общий корень: «astra» в переводе на русский - звезда, астронавт -звездоплаватель.)

4. Что общего между гладиолусом и мечом? (Слово «гладиолус» произошло от латинского слова «gladius» - меч.)

5. Что общего между стадионом и двумя минутами (стадион по-гречески - это дорожка длиной 125 шагов, которую человек проходит за 2 минуты.)

Конкурс «Перекресток трех дорог»

(Нужны 5 монет в 4 «ума».)

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались... на перекресток 4 дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с 3 ответами. Выберешь правильный ответ - получишь монету в 4 «ума», а выберешь неправильный - останешься с носом.

Итак, вопросы и варианты ответов. Вы выбираете только один. Без обсуждения!

Учитель задает по 1 вопросу командам, оплачивает монетами правильные ответы.

1. После принятия христианства многие славяне не могли читать Библию, так как она была написана на греческом языке. У славян не было азбуки, чтобы перевести Библию на славянский язык. Кто создал славянскую азбуку?

а) Борис и Глеб;

б) Кирилл и Мефодий; +

в) Ярослав Мудрый.

2. Он никогда не нападал внезапно, без объявления войны. «Иду на вы», что значит «Иду на вас» - такими словами он предупреждал противника, давая ему время на подготовку. Как звали этого благородного князя?

б) Святослав; +

3. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет»?

а) Дмитрию Донскому;

б) Юрию Долгорукову;

в) Александру Невскому. +

4. От чего по преданию погиб князь Олег?

а) от стрелы;

б) от инфаркта;

в) от змеиного укуса. +

5. «И пошел Святослав к Царьграду, воюя и разбивая города». Как сейчас называется Царьград?

а) Москва;

в) Стамбул.

Конкурс «Столица Пятерочка»

(Нужны 10 «монет» в 5 «умов».)

Классный руководитель. Вот, наконец, и столица Страны знаний - Пятерочка! Тут водятся такие вопросы, на которые нужно дать не один, а 5 ответов. А значит, можно сразу получить монету в 5 «умов». Отвечают без подготовки и без пауз все члены команды. Как только будет дано 5 правильных ответов, команда получает монеты, если будет допущена хотя бы одна ошибка или пауза больше 3 секунд, команда не получает ничего. Итак, слушаем вопросы.

Учитель задает вопросы командам. Дети отвечают без обсуждения, дополняя друг друга.

1. Какие бывают корабли? (Яхта, теплоход, катер, подводная лодка, крейсер, авианосец и т. п.)

2. Какие бывают летательные аппараты? (Ракета, самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар, спутник, космическая станция, дирижабль и т. п.)

3. Какие марки легковых автомашин вы знаете? («Вольво», «Мерседес», «Жигули», «Волга», «Фольксваген», «Москвич», «Шкода», «Шевроле» и т. п.)

4. Какие бывают народные танцы? (Полька, полонез, краковяк, лезгинка, гопак, чардаш, самба, румба и т. п.)

5. Какие народные русские промыслы вы знаете? (Хохлома, гжель, палех, жостово, городец, дымково и т. п.)

6. Назовите писателей-сказочников мира. (Гримм, Андерсен, Перро, Гауф, Линдгрен, Волков и т. д.)

7. Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, беркут, коршун, гриф и т. п.)

8. Назовите 5 певчих птиц. (Соловей, иволга, дрозд, жаворонок, канарейка и т. п.)

9. Назовите 5 столиц европейских государств. (Париж, Рим, Берлин, Лондон, Мадрид, Осло и т. п.)

10. Назовите 5 ядовитых растений. (Дурман, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, белладонна и т. п.)

Конкурс «Остров сокровищ»

Классный руководитель. Вот мы и прибыли на Остров сокровищ! Здесь вам предстоит подсчитать, сколько же «умов» вам удалось собрать?

Включается музыка, дети считают монеты.

Ну, что ж, самым успешным наше путешествие оказалось для экипажа (название). Этот экипаж собрал самый богатый урожай вопросов и заработал больше всех валюты (называет сумму). Все члены экипажа становятся гражданами Страны знаний и получают паспорт этой страны.

Учитель вручает команде символический паспорт Страны знаний. Дети приветствуют победителей аплодисментами.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Наше путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.

Примерные ответы детей:

Мне понравилось искать ответы на Перекрестке.

Мне понравилось, когда мы вместе подбирали по 5 ответов, заработали 5 «умов».

Интересно было разгадывать вопросы о словах, мы не знали, но догадались о значении многих слов.

Такие путешествия очень нужны, потому что после них хочется что-то искать в книжках, узнавать что-то новое.

Статьи по теме: