Сравнение глобуса и географической карты. Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Работа с географической картой

  • 1. 17.09.05 г. 4 «Б» класс
  • 2. Тема «Мир глазами географа. Глобус и географическая карта».
  • 3. Цель и задачи урока: а) сформулировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с картой и глобусом.
  • б) развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • 4. Содержательный компонент урока:
    • -материал соответствует требованиям программы и поставленной цели;
    • -информативная ёмкость урока значительная: большой объем теоретического и фактического материала. Поэтому необходимо в ходе урока подробнее останавливаться на новых понятиях, совместно с учениками делать выводы.
    • -в процессе урока были использованы все принципы дидактики: обучающая, развивающая, воспитательная.
    • -тип урока - раскрывающий содержание темы.

Структура урока:

  • 1) организационный момент - 3 мин.
  • 2) проверка домашнего задания (индивидуальная работа по определению созвездий - устно, тест «Звездное небо» - письменно) - 10 мин.
  • 3) объяснение нового материала (изучение карты полушарий и глобуса, заполнение схем, работа с учебником, в ходе объяснения беседа с классом) - 22 мин.
  • 4) подведение итогов (выводы по новому материалу, выставление оценок).

Домашнее задание записано на доске.

Структура урока разрабатывалась в соответствии с целями урока, принципами дидактики, содержанием учебного материала.

  • 5. Методический компонент урока
  • - в соответствии с целью урока, содержанием учебного процесса, принципами дидактики были использованы следующие методы обучения:
    • а) словесный (рассказ, объяснение, беседа)
    • б) печатно-словесный (работа с учебником)
    • в) наглядный (использовались глобус и карта полушарий).

В ходе урока наиболее эффективным оказался наглядный и словесный методы.

Критерии оценки учащихся:

«5» - материал излагается в полном объеме. Ученик демонстрирует навыки самостоятельного анализа, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, хорошо развитую речь.

«4» - материал излагается не достаточно большом объеме, чтобы судить о том, что он усвоен. Ученик демонстрирует навыки анализа, однако это вызывает у него определенные затруднения. Изложение материала развернуто, но встречаются некоторые неточности.

«3» - ученик указывает достаточные знания, но они не носят системного характера. Навыки анализа и систематизации знаний отсутствуют. Речь бедна.

6. Деятельность преподавателя.

В начале урока преподавателем были обозначены цели и задачи урока, что сориентировало учащихся на усвоение нового материала. В ходе объяснения нового материала преподаватель пытался установить обратную связь с учащимися, подтверждая теоретические рассуждения наглядностями (глобусом, картой). Резюмируя, преподаватель неоднократно обращался с вопросами к учащимся. Вопросы были направлены на: воспроизведение материала, понимание, применение. Задавались учащимся дифференцировано. Вопросы задавались разной степени сложности. Ответы по качеству были разные, в зависимости от успеваемости ученика.

7. Деятельность учащихся.

Учащиеся проявили живой интерес пир проведение урока. Учитель давал возможность учащимся самостоятельно формулировать выводы по ходу урока, сильных затруднений эта работа не вызывала у ребят.

Поставленные цели и задачи урока достигнуты.

Урок прошел динамично, в хорошем темпе.

Конспект урока.

  • 1. Сформулировать представление о географии, о глобусе и географической карте.
  • 2. Карточки с индивидуальным заданием раздаются каждому ученику с изображением созвездий и их названиями, нужно соотнести созвездие к названию. Далее пишем тест «Звездное небо»(8)
  • - Выбери верное утверждение:
    • 1. Галактика, в которой мы живем, называется…
    • а) туманность Андромеды;
    • б) большое Магелланово облако;
    • в) млечный путь.
    • 2. Звезда - это…
    • а) раскаленный газовый шар;
    • б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.
    • 3. Созвездия - это …
    • а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
    • б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.
    • 4. Звезда Сириус находиться в созвездии…
    • а) скорпион;
    • б) большой пес;
    • в) большая медведица;
    • г) телец.
    • 5. Полярная звезда всегда находится на…
    • а) юге;
    • б) западе;
    • в) севере;
    • г) востоке.
    • 6. Самые яркие звезды имеют… цвет:
      • а) красный;
      • б) голубой;
      • в) желтый;
      • г) белый.

Ответы к тесту: 1)в, 2)а, 3)б, 4)в, 5)б, 6)в.

3. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Нам предстоит выяснить, что такое география. Прочитайте, что об этом говориться на стр.22 учебника.

География - это наука о земле. В переводе с греческого она означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - земля и «графо» - пишу. Географы - это специалисты по географии. География объясняет, почему земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.

Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - это вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Глобус покрыт линиями, будто сеткой. При вращении на месте остаются полюса: северный и южный.

Главный пояс земли - это экватор. Остальные горизонтальные линии расположены относительно друг друга, их называют параллелями. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите, (тихий, атлантический, индийский, северный ледовитый). Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, северная Америка, южная Америка. О создании глобуса вы прочитаете в учебнике на стр.24. Так как глобусом пользоваться в путешествие неудобно, люди придумали изображать поверхность земли на плоскости, т. е. изобрели географическую карту. Перечислите уже известные вам карты (физическая, политическая, карта полушарий). Обратите внимание на масштаб карты, он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

  • 4. Опрос: а) что изучает, география и почему её так назвали?
  • б) какие географические карты вам известны?
  • в) расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.
  • г) что такое масштаб карты?
  • 5. Д/з: стр.22-29.

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2.

Тестовые задания.

1. Моделью земного шара является

а) географическая карта

б) аэрофотоснимок

в) глобус

г) топографическая карта

2. В чём достоинства глобуса по сравнению с географической картой?

а) глобус изображает поверхность Земли более подробно

б) глобус даёт представление о форме и истинном облике поверхно-сти Земли

в) глобус удобен при транспортировке

г) глобус даёт представление о значениях радиусов Земли

3. Географическая карта — чертёж. Это означает, что она

а) может быть нарисована любым человеком

б) создаётся с использованием определённых правил

в) понятна любому человеку

г) даёт представление о реальном виде объектов

4. Зелёным цветом на физической карте изображаются

б) растительность

Г) низменные равнины

5. В отличие от аэрофотоснимков космические изображения

а) более подробны

б) позволяют охватить огромные участки земной поверхности

в) являются истинным изображением территории

г) могут быть выполнены любым человеком

6. Из предложенного списка выберите слова и термины, имеющие отношение к аэрофотоснимкам. Выпишите их буквенные обозна-чения.

а) физическая карта

б) вертикально вниз

в) самолёт

г) горизонтально

д) фотография

е) подводная лодка

Тематический практикум

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Глобус и карта

Глобус — уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хо-рошо видно, как расположены материки, океаны, моря и их размеры. На глобусе получается наиболее правильное изображение земной по-верхности без каких-либо искажений.

Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них силь-но уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры — десятки метров! Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.

На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изо-бразить мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети, горных хребтов и т. п. Многие государства (например, Дания, Бельгия, Португалия) изображаются такими малыми фигура-ми, что на них едва хватает места для одного кружка — условного зна-ка столицы.

Поэтому создаются географические карты, на которых изобража-ется не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей подробностью. При этом изображение с поверхности шара нужно перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов.

При со-ставлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэ-тому на карте возникают искажения направлений, расстояний и пло-щадей, неодинаковых в разных частях карты. Путём сложных мате-матических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.

Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?

Для того, чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры.

В чём причина имеющихся на картах искажений?

Изображение нужно перенести на плоский лист. Но поверхность шара нельзя развернуть, расстелить на плоскости без складок и порывов.

Можно ли сделать карту полностью лишённой искажений?

Путем сложных математических расчетов и построений искажения пытаются свести к минимуму.

Как вы думаете, какие страны (кроме названных в приведённом выше тексте) тоже сложно показать на глобусе?

Микрогосударства Ватикан, Люксембург, Лихтенштейн, Сан-Марино.

Картографический практикум.

Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечислен ных географических объектов.

1 — Бенгальский залив

2 — острова Новая Зеландия

3 — Австралия

4 — река Конго

5 — Чёрное море

6 — полуостров Индостан

Какова форма Земли?

2 Какими доказательствами шарообразности Земли располагает современная наука?

3 Расскажите об основных величинах, характеризующих размеры Земли: радиусах (полярном и экваториальном), длине экватора и меридиана, площади повер­хности.

4. Какое значение имеют форма и размеры Земли?

5. Как изменилась бы природа Земли, если бы она была значительно меньших или больших размеров при той же плотности вещества?

Вспомните! Как наглядно изображается земной шар, каковы свойства этого изоб­ражения? Что такое географическая карта? Из каких элементов она состоит? Какие трудности возникают при изображении шарообразной земной поверхности на пло­скости? Каким путем они преодолеваются? К каким неточностям приводит изображение земного шара на плоскости? Чем карта отличается от плана? Как подразделя­ются карты по содержанию и масштабу? Как используются карты?

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты

Глобус - уменьшенная объемная модель Земли, передающая ее шарообразную форму. На глобусе сохраняются геометрические свойства изображенных географических объектов (материков, океанов, рек, озер и др.) - их линейные и площадные размеры, углы и формы. Глобус дает подобное изображение земной поверхности, его масштаб одинаков во всех местах. Школьные глобусы обычно изготовляются в масштабе 1:50 000 000, т.е. 1 см наглобусе соответствует 500 км на земной поверхности. Для расстояний по глобусу надо ниткой или полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние с помощью пропорции.

Для определения положения географических объектов на земной поверхности служит градусная сеть - система меридианов ипараллелей. При суточном вращении Земли сохраняются две неподвижные точки - полюса, которые служат точками отсчета.

Географические полюса - Северный и Южный - точки пере­сечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхно­стью.

Экватор (от лат. aequator - уравнитель) - линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения. Экватор делит земной шар на два полушария: северное и южное. Его длина около 40 076 км.

Параллели (от греч. parallelos - идущие рядом) - линии сечения поверхности земного шара плоскостями, параллельными плоскости экватора. Иначе - это линии на поверхности Земли, проведенные параллельно экватору. Длина параллелей уменьша­ется от экватора к полюсам, поэтому длина дуги 1° разных параллелей не одинакова.

Меридианы (от лат. meridianos - полуденный) - линии се­чения земной поверхности плоскостями, проходящими через ось вращения Земли и соответственно через оба ее полюса. Полная длина земного меридиана около 40 009 км. Длина 1° меридиана в среднем 111,1 км. Из-за сплюснутости Земли она больше (111,7 км) у полюсов и меньше у экватора (110,6 км). Направление определяется в полдень по самой короткой тени верт икальных предметов.



Линии градусной сети на гло­бусе являются дугами окружно­стей и пересекаются под прямым углом. Клетки, образуемые при пересечении параллелей и меридианов, представляют собой равнобочные сферические тра­пеции. Площадь трапеций, распо­ложенных на одной широте, одинакова.

Градусная сеть позволяет определить местоположение лю­бой точки на земной поверхно­сти с помощью географических координат - широты и долго­ты (рис. 3).

Географическая широта φ - угол между плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке, иначе - угловое расстояние точки от экватора. Изменяется от 0 (экватор) до 90° (полюса). Различают северную и южную широту. Все точки, лежащие на одной параллели, имеют одинаковую географическую широту. На глобусе параллели подписывают на нулевом и 180°-том меридианах, на картах - на боковых рамках. На практике географическую широту определяют по небесным светилам с помощью прибора секстана. Кроме того, в северном полушарии можно ориентироваться приблизительно по высоте Полярной звезды над горизонтом, которая расположена близ Северного полюса мира (на угловом расстоянии от него 55").

Географическая долгота λ - двугранный угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку, иначе - угловое расстояние точки от начального меридиана. За начальный (нулевой) меридиан по международному соглашению принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию в пригороде Лон­дона. К востоку от него - долгота восточная, к западу - западная. Долгота изменяется от 0 до 180°. Все точки, лежащие на одном меридиане, имеют одинаковую долготу. На глобусе меридианы подписываются на экваторе, на картах - на верхней и нижней рамках. На практике географическую долготу опреде­ляют по разнице местного времени между нулевым меридианом и меридианом пункта наблюдения.

Карта и план

Карта (от греч. сЬаПез - лист) - уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли и относящихся к ней объектов и явлений на плоскости, построенное по определенному мате­матическому закону в системе условных обозначений. Карты отображают размещение на земной поверхности явлений природы и общества, их свойства и взаимосвязи, они позволяют одновре­менно обозревать сколь угодно обширные пространства. Благодаря отбору и обобщению на картах выявляются типические черты и характерные особенности картографируемых явлений. Математиче­ская основа карт включает масштаб и картографическую про­екцию, которые определяют степень уменьшения размеров объек­тов на карте, их правильное географическое положение, а также характер и величину искажений, неизбежных при изображении шара (или эллипсоида) на плоскости. Масштаб карт обширных территорий различен в разных частях карты. С помощью условных обозначений возможен показ на картах не только видимых на местности объектов, но и таких, которые не имеют геометрических очертаний (ветер, осадки, температура воздуха и т.п.).

План - условно-знаковый чертеж небольшого участка мест­ности в крупном масштабе (1:5000 и крупнее), построенный без учета кривизны земной поверхности. Масштаб плана постоянен во всех точках.

Отличия плана и карты:

1. На плане изображаются небольшие участки земной повер­хности: школьный участок, поселок и т.д. Планы составляются непосредственно на местности. На картах изображаются гораздо большие территории и в более мелких, чем план, масштабах. При этом используются разнообразные материалы в зависимости от содержания карты, в том числе космические снимки.

2. На план наносятся все объекты и детали местности в заданном масштабе. На карты отбираются в зависимости от их содержания и назначения самые существенные объекты и их свойства.

3. При вычерчивании плана кривизна земной поверхности из-за ничтожно малой величины не учитывается. Все предметы показываются такими, какие они есть на самом деле, без искажений, сохраняются их очертания, только размер уменьшается в соответствии с масштабом. При построении карт обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неизбежны искажения объектов. Причем те из объектов, показ которых необходим, но они не проходят в масштабе карты, изображают внемасштабными знаками.

4. На планах нет градусной сетки, а на картах обычно есть меридианы и параллели.

5. На планах направление на север показывают стрелкой с
обозначением север-юг. На картах направление север - юг определяют меридианы, запад-восток - параллели. Они могут, быть не только прямыми линиями, но и линиями разной кривизны в зависимости от проекции карт.

Глобус - это точная, но уменьшенная в миллионы раз копия нашей планеты. Без этой модели весьма сложно представить себе такую науку, как география. Глобус "изобрели" еще в XV веке, но и сегодня он активно используется в различных сферах человеческой жизни.

Что такое глобус?

Следует признать, что первым картографическим изображением поверхности Земли была карта. Вернее, это был рисунок местности, начерченный на стене пещеры. Глобусы появились намного позже, когда человек осознал масштабы нашей планеты и выяснил, что она имеет шарообразную форму.

Что такое глобус? Каковы основные свойства этого способа изображения земной поверхности?

Ответ на вопрос "что такое глобус" должен знать каждый школьник. В переводе с латыни слово globus означает "шар". Таким образом, глобус - это изображения земной поверхности, при котором сохраняется геометрическая форма нашей планеты, а также все линии, площади и контуры изображаемых объектов. Единственное уточнение: все это уменьшается в миллионы раз.

По сравнению с географической картой на глобусе все искажения земной поверхности минимальны. Материки, океаны, моря и острова на нем полностью соответствуют их расположению на Точно наносить все географические объекты на глобус помогает градусная сетка, состоящая из линий

Свойства и использование глобуса

К основным свойствам глобуса следует отнести следующие:

  • сохраняется шарообразность Земли;
  • сохраняется взаимное расположение полюсов, параллелей и меридианов;
  • масштаб одинаков на всех участках модели;
  • формы всех фигур на земной поверхности не искажаются.

На протяжении XVII-XVIII веков глобусами активно пользовались мореплаватели, путешественники и первооткрыватели. Сейчас же они применяются исключительно в научной и образовательной (намного чаще) деятельности. Глобус школьный является неотъемлемым атрибутом любого кабинета географии.

История глобуса

Древнейший глобус, который сохранился до наших дней, датируется 1492 годом. Его создал - немецкий ученый и путешественник. За основу он взял данные Птолемея и Тосканелли. Глобус Бехайма хранится в музее в Нюрнберге. Так как Америка на то время еще не была открыта, на ее месте Бехайм изобразил восточную оконечность Азии, а также множество не существующих островов.

Однако самый первый глобус, согласно письменным античным упоминаниям, был изготовлен 1700 лет назад. Его автором стал ученик Аристотеля - древнегреческий мыслитель Кратес. Он создал шарообразную которая, однако, не дошла до наших дней. Но другие античные философы описывают, что на ней была изображена сплошная суша, разделенная на четыре части двумя перпендикулярно пересекающимися реками.

Разновидности глобусов

  • малые (до 60 см в диаметре);
  • средние (от 60 до 120 см);
  • большие (свыше 120 см в диаметре).

Кроме земных, также существуют глобусы других небесных тел Солнечной системы (Луны, Марса, Меркурия и т. д.), а также звездного неба. Шарообразные модели нашей планеты также могут изготавливаться из разных материалов. Это может быть пластик, бумага, стекло или камень.

Заключение

Итак, что такое глобус? Теперь вы с легкостью сможете ответить на этот вопрос. Это модель Земли, которая в точности повторяет её форму, не искажая при этом площади и контуры объектов на всех участках поверхности. Считается, что самый первый глобус создал немецкий ученый Мартин Бехайм в 1492 году. Однако самые ранние упоминания о подобных приборах датируются еще третьим столетием до нашей эры.

По определению, карта – это рисунок или графическое изображение поверхности планеты или отдельного ее участка. Она отображает нашу действительность на плоскости, в уменьшенном виде. Используя координатную сетку и условные значки, современная карта практически точно передает расположение объектов. Добиться такой точности стало возможно только благодаря математике.

Все карты разделяются на категории:

По охвату территории:

  • Карта мира.
  • Карта отдельного материка.
  • Карта страны или определенного региона.

По масштабу:

  • Крупномасштабная (изображение более детальное и точное)
  • Среднемасштабная.
  • Мелкомасштабная (указывает только крупные объекты)

По назначению:

  • Научно-справочная (предоставляет максимально точную и полную информацию)
  • Учебная (служит наглядным пособием в обучающем процессе)
  • Техническая, навигационная или дорожная.
  • Туристическая (отличается указанием конкретных мест и услуг)
  • Физические и топографические (изображают географические объекты и явления)
  • Тематические (имеют узкую направленность на заданную тематику)

Общепринятым для всех карт является расположение сторон света. Север всегда сверху относительно смотрящего на карту.

Создание географической карты – сложный процесс . Для этого используют разные проекции: цилиндрическую, коническую и азимутную. Чтобы появилась карта мира, модель нашей планеты помещается в цилиндр, для проекции на его стенки поверхности Земного шара. Дальше остается только разрезать цилиндр и плоское изображение готово. Конечно, сегодня все это делается виртуально, с помощью компьютера. Но даже в этом случае полностью избавиться от искажений и неточностей не представляется возможным.

Немного истории

Первые карты появились задолго до того, как человек научился записывать свои мысли. И что удивительно, это были карты неба, а не земной поверхности. На стенах пещер сохранились изображения созвездий, сделанные древними людьми. Это были простые ориентиры для возвращения домой после долгих поисков пищи. Когда каждое поселение в отдельности осознало, что оно не единственное, и вокруг есть такие же, появилась необходимость как-то обозначить это. А главное, отметить принадлежность занятого участка конкретному племени. Когда, с течением времени, наши предки додумались, что земля бескрайняя и начали исследовать ее, понадобилось как-то сохранять полученные знания.

Первые карты больше напоминали символические зарисовки, они не передавали точных расстояний и размеров. Да и как можно это сделать на глиняных табличках, которыми пользовались вавилоняне. Карты древних греков уже были куда лучше, хотя их ограниченные знания об окружающем мире поместили Грецию в центр всего мира и окружили ее водами океана. Римляне продвинулись в картографии намного дальше. Их карты давали много полезной информации путешественникам, сообщая некоторые расстояния, расположение необходимых мест и объектов. Но они совсем не имели представления о перспективе и масштабе.

Благодаря найденным картам древнего Китая стало возможным точно восстановить картину рек, которые часто меняли свое русло. Китайцы делали свои карты на шелке и древесине чернилами, что и обеспечило хорошую сохранность. С течением времени карты становились все точнее и подробнее.

Только когда человечество смирилось с мыслью о сферической форме Земли, появился первый глобус . Это уже не плоское, искаженное изображение, а трехмерная модель, точно передающая форму планеты. Первое «земное яблоко», созданное немецким географом Мартином Бехаймом, имело полуметровый диаметр. Так как он был создан до эпохи открытий Колумба, то на нем отсутствуют некоторые территории. В основу его создания легли карты Птолемея, дополненные новыми знаниями путешественника Марко Поло.

Очень скоро новинка стала популярной среди ученых и моряков. Чтобы казаться окружающим просвещенным, каждый монарх спешил украсить свой дворец новомодным изобретением. Новые знания, полученные мореплавателями, вносили поправки и дополнения, превращая глобус в точную трехмерную модель Земли. Многие ученые неустанно трудились над созданием глобусов — маленьких и огромных, простых и сложных, с объемным изображением ландшафта и богато декорированных.

Появление глобуса стало большим скачком в попытках воссоздать окружающий мир, как можно точнее. Почему же тогда он не вытеснил карту совсем? Потому, что оба эти предмета отлично справляются с поставленными перед ними задачами – представить наглядно поверхность Земли. На карте намного удобнее измерять расстояние, чтобы сделать это на глобусе, нужна специальная выгнутая линейка. На карте можно сразу видеть все материки и океаны, а глобус приходится для этого поворачивать. Зато, только благодаря его сферической форме можно легко понять, как сменяются день и ночь, и почему существуют часовые пояса. Глядя на глобус легче представить вращение земного шара и его расположение в космосе.

Конечно, карта может иметь очень крупный масштаб и дать возможность рассмотреть все подробности, вплоть до расположения своего дома. Глобус, обладая довольно мелким масштабом, может ввести в заблуждение относительно размеров материков и расстояний. Но какой бы точной и современной не была карта, она дает погрешности и искажения, которых не избежать при перенесении шарообразной формы на плоскость.

Карта и глобус призваны дополнять друг друга, давая более полную, комплексную картину планеты.

Статьи по теме: