Учимся работать с атласами и контурными картами по истории. Россия накануне петровских реформ. Народные движения XVII века. Карта

Основное общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Учимся работать с атласами и контурными картами по истории

Разбираем задания и объясняем решения заданий для контурных карт по истории России для 7 класса.

Сергей Агафонов, учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории: «Знания и умения работать с исторической картой - обязательная компетенция для всех, кто изучает этот предмет. Издательство «ДРОФА» (входит в корпорацию «Российский учебник»*) с 2015 года выпускает полную линейку атласов под ИКС (историко-культурный стандарт), одобренную Российский военно-историческим обществом . Однако стоит отметить, что не все школы завершили переход на этот стандарт, поэтому к новому учебному году мы сможем предложить школам атласы с контурными картами внутри (синяя обложка) , соответствующие программе изучения истории России с 6 по 9 класс (подходят к учебникам, выпущенным до 2015 года в любом издательстве). Также хорошим тренажером в вопросах освоения материала послужит , бесплатное интерактивное приложение, расширяющее возможности печатного атласа».
Лариса Кадырова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ГБОУ Школа № 1317, учитель высшей категории, специальность - история: «При работе с контурной картой и атласом я советую использовать два основных способа решения заданий: 1) Визуальный - найти правильный ответ, основываясь на легенде карты 2) Исторический -восстановить хронологию событий и дать соответствующий ответ)».

Учебник , подготовленный в соответствии с историко-культурным стандартом, охватывает период отечественной истории с XVI до конца XVII в. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника - системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности. Купить учебник по истории для 7 класса

Выполняем и объясняем решение заданий Атлас+ для 7 класса

I. Российское государство при Василии III

Россия при Василии III. Карта

Закрасьте на карте соответствующими цветами территории, присоединённые к Российскому государству в разные годы. Для выполнения задания используйте карту на с. 2 атласа

  • Посмотреть карту с.2 атласа, в котором на присоединённых территориях написана дата присоединения (Смоленск - 1514 г., Рязанское великое княжество - 1521 г., южные удельные княжества - 1523 г.), а затем закрасить территории соответствующими цветами;
  • Определить временной период, о котором идет речь и вспомнить имя правителя - Ивана III, который фактически завершил объединение русских земель вокруг Москвы в следующей последовательности присоединения земель (Псков, Смоленск, Рязань, южные удельные княжества).

Россия при Василии III. Торговля

Напишите, в какие государства вели торговые пути, проходившие через указанные города. Для выполнения задания используйте карту на с. 2 атласа

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Посмотрите легенду карты, на ней есть условное обозначение «основные торговые пути» (пунктирные линии). Теперь давайте найдем на карте Псков, Чернигов, Нижний Новгород и внимательно посмотрим, в какие страны ведут пунктирные линии (Псков - Ливонский орден, Чернигов - Великое княжество Литовское, Нижний Новгород - Казанское ханство);
  • В 1417 г. был заключен договор между Псковом и Ливонским орденом о 10-летнем мире и условиях торговли; во 2-й половине XIV в. Чернигов вошел в состав Великого княжества Литовского, после победы московских войск в войне против Литвы Чернигов в 1503 г. вместе с Чернигово-Северской землей возвращен России. Несмотря на это торговые связи двух земель сохранились; основным занятием населения Казанского ханства было земледелие, ремесло и торговля.

На казанскую ярмарку съезжались купцы из Персии, Закавказья, Средней Азии и Московского государства. С целью лишить татар важных торговых позиций, а также из соображений безопасности, великий князь Московский и всея Руси Василий III запретил русским купцам ездить на казанскую ярмарку и основал в 1523 г. близ Нижнего Новгорода новую ярмарку, получившую впоследствии название Макарьевской.

Россия при Василии III. Монастырь

Определите, какой монастырь находился на Белом море. Для выполнения задания используйте карту на с. 2 атласа

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Найдите Белое море на севере государства, определите название монастыря, отмеченного на карте
  • Вспомните основные монастыри Московского государства и их географическое расположение (Троице-Сергиев монастырь (лавра) - крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви. Расположен в центре города Сергиев Посад Московской области; Спасо-Евфимиев монастырь - мужской монастырь, расположенный в северной части Суздаля; Саввино-Сторожевский монастырь - мужской монастырь, расположенный недалеко от города Звенигорода Московской области; Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь - мужской монастырь, расположенный на Соловецких островах в Белом море.
5 причин использовать атласы на уроках истории


Поход Ермака. Карта

Расставьте на карте объекты, соответствующие указанным условным знакам. Для выполнения задания используйте карту на с. 5 атласа

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Посмотрите легенду карты, найдите условные обозначения маршрута похода Ермака, а хатем определите положение на карте Кашлыка и Пелыма; Далее определяем границу Российского государства к 1552 и границу земель, присоединенных к Российскому государству в результате походов Ермака;
  • Давайте вспомним о том, что история похода Ермака начинается с прибытия казаков на Каму по приглашению Строгановых для защиты их владений. Поход начинается 1 сентября 1581 года. В октябре 1582 года отряд Ермака завоевывает Кашлык - столицу Сибирского ханства, а в 1584 г. столицу Пелымского княжества - Пелыму.

Поход Ермака. Условные знаки

Укажите названия населенных пунктов, находившихся на территории Сибирского ханства. Для выполнения задания используйте карту на с. 5 атласа

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Определяем по карте, что населенные пункты Чардынь, Соль-Камская, Верхне-Чусовая находятся на реке Кама (территория Российского государства), Карачин, Кашлык, Пелым расположены на территории Сибирского ханства
  • Вспоминаем, что города Карачин, Кашлык, Пелым оказывали жесточайшее сопротивление при походе Ермака в Сибирь (Кашлык - столица Сибирского ханства)

Поход Ермака. Гибель Ермака

Определите, в каком году погиб Ермак. Для выполнения задания используйте карту на с. 5 атласа.

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Посмотреть легенду карты, найти условное обозначение «место гибели Ермака 5 августа 1585 г.»
  • Вспомнить об окончании похода Ермака. Ермак погиб вместе с небольшим отрядом в устье Вагая. Казаки и служивые люди, остававшиеся в Кашлыке, собрали круг, на котором решили не зимовать в Сибири. «Седоша в струги своя августа в 15 день и погребоша вниз по Обе… и через Камень приидоша в Русь на свои жилища, град же [Кашлык] оставиша пуст».
Представляем обновленные атласы по истории России

III. Ливонская война. 1558-1583 гг.


Ливонская война. Карта

Перенесите в таблицу цифры, соответствующие названиям населенных пунктов, отмеченных на карте. Для выполнения задания используйте с. 6 атласа

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Найдем с помощью легенды карты обозначения основные направления действий русских, ливонских, литовских, польско-литовских и шведских войск. Соотнесем данные обозначения в виде стрелок разных цветов с картой, все вышеуказанные населенные пункты так или иначе были задействованы в ходе войны. Давайте сооотнесем расположение населенных пунктов с заданием на карте, правильные ответы отметим в таблице (Вайссенштайн - 4, Велиж - 9, Корела - 1, Нарва - 3, Псков - 6, Ревель - 2, Рига - 7, Смоленск - 10, Эрмес - 5, Ям-Запольский - 8);
  • Вспоминаем ареал основных боевых действий (современные территории Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России), отметим населенные пункты на побережье Финского залива (Нарва, Ревель, Рига). Русские города Псков и Смоленск. Отметим для себя ход боевых действий и события, связанные с вышеуказанными городами: В 1560 немецкие силы были разбиты при Эрмесе, в 1562 году произошел набег литовских отрядов на Смоленщину и Велиж. В ноябре 1580 года шведы взяли Корелу, а в 1581 году заняли Нарву. В 1581-1582 гг. проходила героическая оборона Пскова гарнизоном и населением города, а в 1577 г. состоялась неудачная осада Ревеля. В январе 1582 года недалеко от Пскова было заключено 10-летнее Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой, по условиям договора Россия отказывалась от Ливонии и белорусских земель, но ей возвращались некоторые пограничные земли.

Ливонская война. Государства

Ответьте на вопросы. Для выполнения задания используйте карту на с. 6 атласа

Какое государство возникло в ходе Ливонской войны? Какое государство прекратило существование в 1562 г. в ходе Ливонской войны?

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Найти на карте название государства Великое княжество Литовское, под ним написано «с 1569 г. в составе Речи Посполитой»; найти на карте Ливонский орден, под названием указана дата (до 1562 г.);
  • Давайте вспомним, что в ходе Ливонской войны в середине XVI века Орден потерпел ряд поражений от русских войск, после чего в 1561 году прекратил свое существование; В 1569 году между Польшей и Великим княжеством Литовским была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно - с избираемым общим монархом (с двойным титулом короля Польского и великого князя Литовского), общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой

Ливонская война. Дата

Определите, в каком году было заключено Плюсское перемирие. Для выполнения задания используйте карту на с. 6 атласа

Решение возможно выполнить 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «подписание Плюсского перемирия между Россией и Швецией 1583 г.»
  • Вспомнить о том, что в 1583 году между Швецией и Московским государством было заключено Плюсское перемирие сроком на 3 года (впоследствии продлено еще на 4 года), являвшееся одним из дипломатических актов, завершивших Ливонскую войну 1558-1583 годов.

ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем

IV. Опричнина 1565–1572


Опричнина. Карта

Закрасьте на карте соответствующими цветами территории, вошедшие в опричнину в разные годы. Для выполнения задания используйте карту на с. 7 атласа

  • Найти в легенде карты условное обозначение «земли, вошедшие в опричнину». Земли отмечены на карте тремя цветами, соответствующими датам вхождения территории в опричнину - 1565, 1566-68, 1569-71 гг. Отметить территории на карте разными цветами в соответствии с уловным обозначением
  • Вспомнить, что Иван IV разделил все русские земли на 2 части - земщина и опричнина. В опричнину вошли лучшие и стратегически важные земли. В 1565 году в опричнину вошли: в центральной части страны - Можайск, Вязьма, Суздаль; на юго-западе - Козельск, Перемышль, Белев, Медынь; на севере - Двина, Великий Устюг, Каргополь, Вологда, а также дворцовые владения. Позднее, в состав опричного удела дополнительно были включены Кострома, Старица, часть Новгорода, Обонежская и Бежецкая пятины.

Опричнина. Города

Укажите названия городов, в которых происходили массовые казни во время похода Ивана IV. Для выполнения задания используйте карту на с. 7 атласа

Решить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «города, в которых производились массовые казни во время похода Ивана Грозного на Новгород и Псков», отметить соответствующие города на карте (Тверь, Торжок, Вышний Волочек)
  • Вспомнить события 1569 года. Подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю Сигизмунду II Августу, Иван Грозный в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода. Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке, Вышнем Волочке и других встречных городах (документально подтверждается убийство 1505 человек).

Опричнина. Дата

Определите, в каком году опричное войско совершило поход на Новгород и Псков. Для выполнения задания используйте карту на с. 7 атласа

  • Найти в легенде карты условное обозначение «поход Ивана IV на Новгород и Псков в 1570 г.»
  • Вспомнить события 1569 года, когда подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю Сигизмунду II Августу, Иван Грозный в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода. 2 января 1570 года передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях, церквях и частных домах, арестовали и поставили «на правеж» монахов, священников и видных новгородцев. 6 января у города появился сам Иван Грозный. В результате в городе начались массовые казни. Число погибших неизвестно, ученые насчитывают от 4-5 (Р. Г. Скрынников) до 10-15 (В. Б. Кобрин) тысяч человек, при общем количестве населения Новгорода в 30 тысяч. Из Новгорода Иван Грозный отправился к Пскову. Царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества.
Кино на уроках истории: к 100-летию Великой российской революции

V. Культура Российского государства в XVI веке


Культура России в XVI века. Карта

Обозначьте цифрами на карте монастыри. Для выполнения задания используйте карту на с. 9 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «монастыри», найти указанные монастыри на карте и заполнить пропуски в задании (если выполнять задание с юга на север получится следующая последовательность цифр 3,4,2,6,5,1,7)
  • Вспомнить историю Русской православной церкви и основные духовные центры Российского государства. В центральной части России располагаются Троице-Сергиев, Пафнутьев-Боровский, Иосифо-Волоцкий монастыри, севернее (Новгородская область) расположились Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, севернее близ р.Северная Двина распологается Антониев-Сийский монастырь и на Белом море на островах расположен Соловецкий монастырь.

Культура России в XVI века. Центры

Укажите названия культурных центров, которые были присоединены к Российскому государству в XVI в. Для выполнения задания используйте карты атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Для выполнения данного задания необходимо использовать 2 карты на с.2 и с.9 атласа. Для начала необходимо найти условное обозначение на карте с.9 «крупнейшие культурные центры», затем сравнить территории Российского государства к началу 16 века (с.2 атласа) и к началу 17 века (с.9 атласа). Сравнив карты, можно определить, что территории Пскова, Казани и Смоленска не входили в состав Российского государства к началу 16 века.
  • Вспомнить историю присоединения к России новых территорий в 16 веке. Псков вошел в состав Русского государства в 1510 году, Смоленские земли - в 1514 году, а взятие Казани произошло в 1552 году.

Культура России в XVI века. Монастыри

Ответьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 9 атласа

Впишите название города, в котором был основан Новодевичий монастырь.

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «выдающиеся фресковые ансамбли», в перечне найти 1526-1530 - Смоленский собор Новодевичьего монастыря
  • Вспомнить историю православного женского Новодевичьего монастыря в Москве, на Девичьем поле близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы), который был основан великим князем Василием III в 1524 году - в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола.

VI. Смутное время. Польская интервенция в 1604-1618 гг.


Польская интервенция. Карта

Расставьте на карте цифры, соответствующие событиям. Для выполнения задания используйте карту на с.10 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «поход Лжедмитрия I на Москву в 1604-1605 году» из Речи Посполитой (через Киев, Чернигов) (цифра 3), найти обозначение «направления действия русских войск в 1604-1605 г.», на карте отмечено место и дата столкновения противоборствующих сил (Добрыничи, 21.05.1605) (цифра 1). Найти обозначение «поход Лжедмитрия II на Москву в 1607-1608 г. (через города Стародуб, Брянск, Козельск и т.д.) (цифра 5). Найти обозначение «поход Первого земского ополчения под руководством Ляпунова и Трубецкого в 1611 г.» (Шацк, Переяславь-Рязанский, Коломна) (цифра 2). Найти обозначение «поход польско-литовских войск в 1609-1611 г.» (Минск, Орша, Смоленск) (цифра 4).
  • Вспомнить события начала Смутного времени. Лжедмитрий I, претендовавший на русский престол, заручился поддержкой польского короля Сигизмунда III и вместе с 3000 польским войском отправился походом на Москву, занимая фактически без боя города и селения. Самозванцу противостояли правительственные войска под предводительством князя Ф. И. Мстиславского. В помощь Мстиславскому царь направил боярина князя Василия Шуйского. Московские войска ожидали противника у деревни Добрыничи, где и произошло сражение двух сторон. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска. Однако, Лжедмитрий I все таки сумел занять Москву, где пробыл до мая 1606. 17 мая 1606 в результате заговора Лжедмитрий I был убит. Вскоре объявляется еще один претендент на русский пристол - Лжедмитрий II, который также предпринимает попытки взятия Москвы. Лагерь самозванца основывается в Стародубе, совершается Тульский поход, осада Брянска, первый поход на Москву. Затем лагерь переносится в Тушино и совершается второй поход на Москву. Однако, Лжедмитрий II Москвы так и не покорил и был убит Петром Урусовым. В 1609 году начинается этап польско-литовская интервенции в России, которая продлится до 1611 года.

Польская интервенция. Даты и события

Установите соответствие между событиями и годами. Для выполнения задания используйте карту на с.10 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти на карте походы Лжедмитрия I на Москву (даты указаны под стрелочками) (1605 г.); найти на карте обозначение «русские крепости и укрепленные населенные пункты», затем найти Смоленск, под названием указаны даты осады 1609-1611 гг. Западнее Москвы найти населенный пункт Клушино, который отмечен как место сражения и подписана дата 24.06.1610 г. В легенде карты найти условное обозначение «подписание Деулинского перемирия между Россией и Речью Посполитой 01.12.1618 г.»
  • Указанные события были описаны в заданиях выше.

Польская интервенция. Монастырь

Укажите, какой монастырь выдерживал осаду войск Лжедмитрия II в течение двух лет. Для выполнения задания используйте карту на с. 10 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти на карте направление движения Лжедмитрия II, севернее Москвы обозначен Троице-Сергиев монастырь и даты осады 1608-1610 гг.
  • Вспомнить, что осада Троице-Сергиева монастыря продолжалась почти шестнадцать месяцев - с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года, когда она была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди.
Одобрено Российским военно-историческим обществом: атласы по истории России

VII. Смутное время. Шведская интервенция 1610-1617 гг.


Шведская интервенция. Карта

Используя с. 14 атласа, определите, какой буквой обозначено место заключения Столбовского мирного договора

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «заключение Столбовского мирного договора между Россией и Швецией 27.11.1617», затем найти данное обозначение на карте, соотнести с заданием
  • Вспомнить, что 27 февраля 1617 года в Столбово (близ р.Волхов) был подписан мирный договор, положивший конец русско-шведской войне 1614-1617 годов. По условиям договора Швеция вернула России Новгород, Порхов, Старую Руссу, Ладогу, Гдов и Сумерскую волость. Россия уступала Швеции Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу - то есть весь выход к Балтийскому морю, кроме того, Россия должна была заплатить Швеции 20 тыс. рублей.

Шведская интервенция. Город

Определите, какой город был захвачен шведами в 1611 г. Для выполнения задания используйте карту на с. 14 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «походы шведских войск», проследить путь следования шведских войск. Под захваченными городами подписаны даты, нужно найти 1611 г. и соотнести с городом Новгород. К тому же, слева есть изображение детали иконы - приготовление новгородцев к обороне от шведских войск в 1611 г.
  • Вспомнить, что в 1610-1617 гг. проходила русско-шведская война. В 1611 году, воспользовавшись политической ситуацией, шведы начинают захватывать пограничные новгородские земли - были захвачены Корела, Ям, Ивангород, Копорье и Гдов. 16 июля 1611 года Новгород был атакован шведским войском; из-за предательства и отхода московского воеводы Бутурлина со своим отрядом, город оказался быстро захвачен.

Шведская интервенция. Крепости

Расположите в последовательности с севера на юг русские крепости, которые отошли к Швеции по Столбовскому миру. Для выполнения задания используйте карту на с. 14 атласа

  • Найти в легенде карты условное обозначение «территории, отошедшие к Швеции по Столбовскому мирному договору 1617 г.». Найти на карте данные территории и записать их в нужной последовательности с севера на юг (Корела, Орешек, Копорье, Ям, Ивангород)
  • 2 способ в данном случае применять нецелесообразно

VIII. Сибирь и Дальний Восток в XVII веке


Сибирь в XVII веке. Карта

Обозначьте цифрами на карте маршруты землепроходцев. Для выполнения задания используйте карту на с. 16–17 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «пути освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами в 16-17 веках». Найти на карте данные обозначения в виде стрелок, под всеми стрелками подписаны имена землепроходцев и даты экспедиций. Далее необходимо соотнести карту и задание, после чего записать соответствующие цифры (если следовать по направлению с запада на восток, то получится следующий порядок цифр 7,6,5,2,3,1,4.
  • Вспомнить имена землепроходцев и территории, которые были ими освоены: С.Дежнев - открытие пролива между Азией и Америкой, Е.Хабаров - присоединение Приамурских земель к России, В.Поярков - освоение земель по р.Амур, В.Атласов - освоение Камчатки, И.Ребров - первооткрыватель земель Северной Якутии, В.Бугор - первопроходец Сибири, Пянда - первопроходец, открывший р.Лену

Сибирь в XVII веке. Осада

Ответьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 16–17 атласа

Впишите название города, в котором русский отряд в 1685–1686 гг. выдерживал осаду китайских войск.

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «действия китайских и монгольских войск», найти на карте данные обозначения в виде стрелок. Под названиями городов указаны даты осады, в 1685-1686 был осажден город Албазин
  • Вспомнить, что установившаяся в Китае с середины XVII века маньчжурская императорская династия Цин не признавала присоединения к России приамурских земель, которые считала своими родовыми владениями. Осада Албазина - это борьба между Русским государством и Цинским Китаем за главный русский опорный пункт на реке Амур.

Сибирь в XVII веке. Города и реки

Установите соответствие между населенными пунктами и реками, на которых они находятся. Для выполнения задания используйте карту на с. 16–17 атласа

Выполнить задание можно 1 способом:

  • Двигаться по карте с запада на восток, находя крупные реки Сибири и Дальнего Востока и населенные пункты, которые на них располагаются: Обь - Сургут, Енисей - Красноярск, Ангара - Братск, Шилка -Нерчинск, Лена - Якутск, Колыма - Среднеколымское, Амур - Албазин

IX. Городские восстания и народные движения XVII века


Народные движения XVII века. Карта

Расставьте на карте названия городов. Для выполнения задания используйте карту на с. 21 атласа

Выполнить данное задание можно только 1 способом:

  • Соотнести карту и задание, отмечать города по направлению с юга на север (Астрахань, Царицын, Воронеж, Тамбов, Тула, Симбирск, Темников, Казань, Романов, Новгород)

Народные движения XVII века. Города

Укажите названия городов, которые были захвачены повстанческой армией С. Разина. Для выполнения задания используйте карту на с. 21 атласа

  • Найти в легенде карты условное обозначение «походы С.Разина» и «походы атаманов С.Разина», проследить их путь следования и отметить захваченные города (Астрахань, Царицын, Саратов)
  • Вспомнить ход событий восстания под предводительством Степана Разина (1767-1771 гг.). Весной 1670 года разинцы захватили Царицын и подошли к Астрахани, которую им сдали горожане. После этого на сторону Разина добровольно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза).

Народные движения XVII века. Москва

Ответьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 21 атласа

Напишите, под каким названием вошло в историю восстание, произошедшее в Москве в 1648 г.

Выполнить данное задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «места и годы городских восстаний», затем найти город Москва, под которым написаны даты городских восстаний. Ниже карты располагается изображение работы Э.Лиснера «Соляной бунт»
  • Вспомнить, что в 1648 г. в Москве вспыхнул бунт, причиной которого являлось введение налога на соль, цена которой резко подскочила. Напомним, в те годы соль являлась основным консервантом
Скачать методические пособия по истории

X. Российское государство накануне петровских реформ


Россия накануне петровских реформ. Карта

Закрасьте на карте сельскохозяйственные районы. Для выполнения задания используйте карту на с. 22 атласа

  • Найти в легенде карты условное обозначение «основные районы сельского и промыслового хозяйства», соотнести специализацию территорий с заданием. Особо обратить внимание на смешанные районы (Нижний Новгород, Белев)

Россия накануне петровских реформ. Ярмарки

Укажите названия городов, которые были крупными центрами ярмарочной торговли. Для выполнения задания используйте карту на с. 22 атласа

Данное задание выполняется 1 способом:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «основные центры торговли», найти данные обозначения на карте и соотнести с заданием (Нежин, Псков, Архангельск)

Россия накануне петровских реформ. Народ

Ответьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 22 атласа

Определите, какой народ заселил территорию Нижнего Поволжья.

Данное задание выполняется 1 способом:

  • Найти на карте р.Волгу, найти территорию Нижнего Поволжья (впадения Волги в Каспийское море). На данной территории отмечен заселяющий ее народ - калмыки
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Задание 1. Заполните пропуски в схеме.

Нажми, чтобы увеличить

Битва на р. Шелони .
Результат: победа московских войск над новгородским ополчением.
Последствия: Иван III признан новгородским князем; отказ Новгорода от союза с Литвой; уплата контрибуции; сохранение Новгородом независимости.
Договор Новгорода с Литвой. Условия: признание Казимира IV новгородским князем; совместные военные действия в случае нападения Москвы; архиепископ Новгородский получает сан у киевского митрополита.
Примечание. Письменного договора Новгорода с Литвой не существовало, и условия были лишь намерениями сторон.

Задания 2. Проведите соединительные линии трех цветов между между территориями, принадлежавшими к началу княжения Ивана III Москве, Литве, сохранившими свою независимость.


Нажми, чтобы увеличить

Задание 3. Выберите правильный ответ.
1. Самостоятельность Новгорода была ликвидирована в:
а) 1477 году;
б) 1475 году;
в) 1478 году .
2. Конец зависимости Руси от Орды связан с:
а) Куликовской битвой;
б) битвой на реке Воже;
в) стоянием на реке Угре ;
г) битвой на реке Шелони.

Задание 4. На контурной карте:
а) подчеркните красным цветом два крупных города, присоединенные к Московскому княжеству при Иване III (Новгород, Тверь) ;
б) закрасьте зеленым цветом земли, присоединенные к Московскому государству к концу правления Василия III;
в) подчеркните синим цветом старинный русский город, который был возвращен Московскому государству при Василии III (Смоленск) .


Нажми, чтобы увеличить

Задание 5. Используя дополнительный материал, напишите короткое эссе (не более 100 слов) на тему «Иван III: человек и государь».

Ивана III, как государя, замечательно охарактеризовали современники, дав ему прозвище Великий. Иван был умным, расчетливым, хитрым, иногда даже коварным, правителем. Главным итогом его правления стало объединение вокруг Москвы большей части русских земель и становление Московского княжества, как полностью независимого государства. Значительные перемены произошли и во внутренней политике. Был принят "Судебник", заложена система приказов, за что Иван получил еще одно прозвище - Правосуд. Вместе с тем Иван жестоко боролся с политическими противниками и сепаратизмом удельных князей. В правление Ивана закладываются основы русского самодержавия с его обязательными атрибутами, соблюдению которых Иван III придавал огромное значение. Как человек Иван III характеризуется современниками, как строгий, справедливый, любящий прислушиваться к чужому мнению и даже возражениям. Вместе с тем, объединив значительное число русских земель, Иван III не любил участвовать в военных походах, оставаясь всегда в Москве и посылая своих воевод. Можно смело сказать, что Иван III был незаурядной личностью, и прозвище Великий, как нельзя лучше характеризует его, как государя.

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.


2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.


3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.


4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.


5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.


6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.


7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.


8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.


9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.


10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.


11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.


12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.


13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту "лишней информации". Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.


14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).


15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!


16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.


17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.


18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.


19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.


20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 - оз. Ильмень).


21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.


22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.


23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.

ЗАДАНИЯ

1. Закрасьте зелёным цветом территорию Московского государства в 1462 г. Подпишите название его столицы.

Территория Московского государства в 1462 г - зелёный цвет

Столица - Москва

2. Жёлтым цветом отметьте территории, присоединённые к Московскому государству при Иване III, а оранжевым цветом - территории, присоединённые при Василии III.

Территории, присоединённые к Московскому государству при Иване III - желтый цвет

Территории, присоединённые к Московскому государству при Василии III - оранжевый цвет

3. Обозначьте на карте путь московского войска, место и год сражения, описание которого приводится в отрывке: «В год 6979 (1471 г.) впал князь великий Иван Васильевич во гнев на Великий Новгород, начал войско своё собирать и стал посылать на новгородские земли. И взяли сначала Старую Русу… и пошли на Шелонь… и погибло новгородцев много».

В отрывке описан поход великого князя Ивана Васильевича на Великой Новгород.

Путь московского войска обозначен стрелками красного цвета.

Сражение обозначено крестом. Это сражение на реке Шелони, состоявшееся в июле 1471 года.

4. Подпишите названия пяти крупных городов, которые были присоединены Иваном III и Василием III к Москве.

Тверь (1485), Великий Новгород (1478), Псков (1510), Смоленск (1514 г.), Ростов (1474 г.), Ярославль (в 1468 г.)

5. Определите, какое событие на карте обозначено специальным символом. Подпишите его название и дату в легенде.

Статьи по теме: