Боулинг: правила игры. Сколько кеглей в боулинге. Боулинг термины

Спортивные игры - прекрасный способ отлично провести время, особенно если параллельно можно посидеть за столиком и пообщаться с друзьями. Часто хочется не только получить удовольствие от процесса, но и одержать победу. Из этой публикации вы узнаете, как правильно играть в боулинг, его технику и другие особенности.

Краткая история и описание игры

Рассматриваемый стал выглядеть по-современному в конце 19 века. Раньше в нем использовалось 9 кеглей, затем добавилась еще одна. В конце 30-х годов 20 века в США был изобретен пинсеттер - устройство для автоматического выставления кеглей и возврата шара. В 70-х годах автоматизироана система подсчета очков.

Боулинг популярен среди мужчин и женщин разных возрастов и профессий. Цель игры - сбить максимальное количество кеглей при помощи шаров. Существуют разные виды боулинга: из 5 и 10 целей. Они отличаются не только количеством кеглей, но и числом бросков в одном фрейме. Наиболее распространенным является второй вариант. Шар должен направляться по специальной площадке, не выходя за ее пределы (иначе не будет сбито ни одной цели).

Меры безопасности

Вне зависимости от уровня игрока (новичок или любитель), начинать следует с разминки. Мышцы должны быть разогреты и готовы к предстоящим нагрузкам. Если этого не сделать, возникает риск получить травму. Кроме этого, следует соблюдать следующие правила боулинга:

  1. Поскольку игрок постоянно находится в движении, у него должна быть удобная нескользящая и не царапающая обувь (выдается в боулинг-клубах).
  2. Если мышцы рук слабо развиты, не стоит брать слишком тяжелый шар, иначе будет болеть спина. Люди, желающие понять, как правильно играть в боулинг, часто игнорируют этот пункт, а на следующее утро просыпаются в болезненном состоянии.
  3. Запрещается пересекать линию фола, иначе результат не засчитывается. Все дело в том, что перед началом игры поверхность за установленной границей покрывают специальным веществом. Если переступить линию, подошва соприкоснется с ним и станет скользкой. В результате можно получить серьезную травму.

Как играть в боулинг: правила

Одна партия состоит из десяти фреймов, в каждом из которых игроки имеют возможность сделать два броска. Если сбиваются все кегли с одной попытки, это называется страйк (Х), если с двух - спэр (I). Когда после удара остаются дальние угловые, комбинация называется сплит (S). Если после двух бросков не удалось сбить все кегли, фрейм называется открытым.

Когда геймеру удается сделать страйк, сумма очков от следующих двух ударов удваивается. Если получился спэр, то возрастает только результат от одного очередного броска. В остальных случаях баллы начисляются по количеству сбитых кеглей. Бывает, что игрок два раза подряд сбивает все кегли с первой попытки. Такая комбинация называется дабл и ему начисляется 20 очков. Поскольку финальное количество баллов зависит не только от текущего, но и следующего подхода, десятый фрейм получает особый статус. Если в нем игрок с одного броска выбивает страйк, он делает еще два. Когда удается сделать спэр - один бросок.

Выбор и удерживание шара

Желающие получить ответ на вопрос о том, как правильно играть в боулинг, должны уметь правильно выбрать шар. На каждом из них имеются цифры, обозначающие вес в фунтах (1 единица равна 0,45 килограмм). В идеале масса изделия должна составлять 1/10 веса игрока. Для детей предназначены шары с цифрой 6-7. Женщинам и девушкам - номера 8-9, а мужчинам от 10 до 16. Вес шара должен быть средним для игрока: не слишком легким или тяжелым.

В принципе, чем больше весит шар, тем проще его контролировать, поэтому профессионалы предпочитают именно их. Неподготовленным людям, мечтающим понять, как правильно играть в боулинг, такой эксперимент обойдется вывихом, растяжением или разрывом связок. На следующий день может заболеть спина, особенно после употребления алкоголя, не позволяющего почувствовать перегрузку мышц.

Стандартные шары имеют три отверстия (паза), предназначенные для большого, среднего и безымянного пальцев. Большой погружается полностью, а остальные только до второй фаланги. Указательный палец и мизинец свободно располагаются на поверхности, а ладонь слегка касается ее. Самое главное - удобство человеку держать предмет.

в боулинг

Знать правила не достаточно для того, чтобы набрать много очков и выиграть партию. Должна соблюдаться техника боулинга. Весь этот увлекательный процесс не терпит суеты, поэтому перед первым броском после выбора шара следует хорошенько прочувствовать его вес и инерцию. Чтобы попасть в большее количество целей, изделие отпускают на четвертом шаге, на каждом из которых делается небольшой замах рукой назад. На последнем отклоняют шар вперед и делают бросок. При этом важно максимально точно прицелиться.

Если вы хотите понять, как правильно играть в боулинг, нужно знать шара: при ширине 1,6 м длина дорожки составляет 18 метров. Кегли стоят в виде треугольника. Профессиональным считается удар, когда получается страйк.

Как определить результат игры?

Расчет очков - хлопотный процесс, поэтому он поручается автоматизированным системам. Результаты отображаются на отдельном мониторе после каждого попадания в цель. Задача игроков - научиться делать правильный бросок и сбить все кегли, соблюдая правила боулинга. Побеждает игрок, набравший максимальное количество очков.

В одном фрейме можно набрать 30 баллов в случае, если следует три страйка подряд. Участники, набравшие высокие результаты (от 200 баллов), владеют довольно высоким уровнем мастерства. Игра с количеством 300 баллов (12 страйков подряд) называется «Perfect Game», что в переводе означает «Идеальная игра».

Как выиграть в боулинг?

Многие приходят в центр просто отдохнуть, и им не слишком важны очки. Желающим выиграть партию можно дать несколько рекомендаций. Новичкам следует помнить, что они играют для удовольствия и не следует гнаться за результатами профессионалов, которые тратят половину дня на боулинг. Правила и техника игры обязательно должны быть соблюдены, иначе теряются очки. Не нужно никуда торопиться. Для начала лучше использовать нетяжелые шары.

Для того чтобы получить страйк, необходимо целиться не в самую ближнюю одиночную кеглю, а расположенную между двумя или несколькими другими целями. Этот секрет создает эффект домино, благодаря которому возрастают шансы добиться страйка. Самым важным критерием успеха остаются регулярные тренировки. Чем чаще человек посещает боулинг-центр, тем выше его результаты.

Польза от боулинга

Рассматриваемый вид досуга проходит в активном движении. В это время тело испытывает прилив энергии, благодаря чему улучшается кровообращение. Техника боулинга принуждает во время игры делать много наклонов и поворотов, мышцы постоянно активизированы и это в совокупности помогает сбросить лишний вес!

Работа с шаром тренирует руки, улучшает гибкость связок и суставов. Боулинг полезен для психологического здоровья, разгружая организм и укрепляя отношения в коллективе. Он придает настроение и является прекрасным способом снять напряжение и стресс, а значит, продлить жизнь.

Теперь вам известно все основное про боулинг: правила и техника игры, подсчет результатов, польза. Становиться профессионалом или любителем - каждый решает для себя самостоятельно. Важно помнить о мерах безопасности, но главное - провести время максимально хорошо.

По существу, боулинг - несложный вид спорта. Надо просто катать шары по дорожке и сбивать кегли.

Шар должен быть круглым, длина окружности диаметрального сечения шара - 68,58 см, вес шара не должен превышать 7,258 кг. Шары бывают простые (прокатные), реактивные и слабореактивные.

Реактивные и слабореактивные шары вы можете приобрести или заказать в нашем боулинг-центре.

Кегля должна быть 38,1 см по высоте, 12,065 см по ширине и весить от 1,531 кг до 1,644 кг. Дорожка должна быть 18,228 м по длине и 1,668 м по ширине (размеры дорожки должны быть выверены до 0,01 см!). Кегли устанавливаются в форме треугольника. Ближайшая к игроку кегля известна как главная кегля или кегля ¦1. Остальные кегли пронумерованы со 2-й по 10-ю.

Основная терминология по боулингу:

Игра состоит из 10 этапов - "фреймов". В начале каждого фрейма игрок старается сбить все 10 кеглей. Это называется сделать "страйк" . В случае удачи фрейм завершается. Если сбить кегли не удалось, то шар бросается во второй раз. Кегли, сбитые за две попытки, называются "спэа" .

Если двух попыток было недостаточно, то фрейм остается "открытым" и игроку засчитывается лишь количество очков, равное числу упавших кеглей.

В десятом фрейме, игрок, сделавший "страйк" или выбивший "спэа", имеет право бросить третий шар.

Система подсчета очков - это не просто подсчет сбитых кеглей.
"Страйк" и "спэа" предоставляют возможность заработать призовые очки. Система подсчета вознаграждает удачные удары. Максимальное количество очков, которое можно заработать за одну игру, равно 300.

Пример подсчета очков.

Фрейм 1) Обычный удар - 9 очков
Cчет = 9
Фрейм 2) Обычный удар - 8 очков
Cчет = 17
Фрейм 3) Спэа (10), плюс следующий удар (7)
Cчет = 34
Фрейм 4) Обычный удар - 9 очков
Cчет = 43
Фрейм 5) Страйк (10), плюс следующие два удара (6+2=8)
Cчет = 61
Фрейм 6) Обычный удар - 8 очков
Cчет = 69
Фрейм 7) Спэа (10), плюс следующий удар страйк (10)
Cчет = 89
Фрейм 8) Страйк (10), плюс следующие два удара (8+0=8)
Cчет = 107
Фрейм 9) Обычный удар - 8 очков (сплит, состояние, при котором кегли остаются стоять после первой посылки шара, а головная кегля падает, и при этом: по крайней мере одна кегля падает между двумя или более стоящими кеглями, т.е. между 7-ой и 9-ой или 3-ей и 10-ой или одна кегля падает сразу же перед двумя или более стоящими кеглями, например, 5-6. Результат такого удара заключается в рамку)
Счет = 115
Фрейм 10) Спэа (10), плюс следующий "призовой" удар страйк (10)
Общий счет = 135

Терминология

БОУЛИНГ
AMF Bowling Products - компания, которая специализируется на производстве и установке оборудования для боулинга и бильярда.
Pro Shop - магазин товаров для боулинг. В Pro Shop можно приобрести или заказать шары, обувь, сумки, аксессуары.
Бамперы дорожки (Durabowl Bumpers) - боковые части дорожки, которые могут быть подняты таким образом, чтобы шар не выходил за пределы дорожки при неточном броске. Борты, как правило, не используются при проведении соревнований. Дополнительно могут оснащаться "бегущими огнями" из светодиодной ленты.
Болтриггер (Ball trigger) - датчик в пинспоттере, регистрирующей проход шара к пиндэку.
Боулинг-центр - спортивно-развлекательное заведение, включающее в себя, помимо боулинга, бар, бильярдную и другие виды досуга.
Боулер (Bowler) - игрок в боулинг. Различают Regular Bowler (постоянно играющий) и Open Bowler (играющий нерегулярно, время от времени), Pro-Bowler (постоянно (профессионально) играющий на рейтинговых соревнованиях с постоянным спонсорством одного из производителей оборудования или аксессуаров для боулинга).
Боулинг-клуб - спортивная организация игроков (любителей или профессионалов), имеющая свой устав и организационные цели. Игроки боулинг-клуба принимают участие в соревнованиях от лица своего клуба, имеют позицию в рейтинге клуба и т.п.
Брейкпойнт (Breakpoint) - точка на траектории движения шара по дорожке, с которой шар начинает двигаться (в поперечном направлении) в другую сторону (заходит на хук).
Возвратник (Ball Return) - подъемное устройство системы возврата шара с выкатом шаров в зоне отдыха игроков.
Гандикап (Handicap - фора) - система подсчета очков, позволяющая уравнивать шансы мастеров и начинающих игроков. Гандикап, как правило, предоставляют женщинам и детям.
Гаттербол (Gutterball) - шар, упавший в желоб в результате неудачного броска.
Глоу Трэк (Glow Track) - дорожки со светящимися в темноте пунктирными линиями, которые позволяют игрокам точнее прицеливаться в условиях боулинга X-treme. Разработка от компании AMF .
Грабли (Swip Bar) - защитное устройство пинспоттера, сгребающее упавшие кегли.
Дриллинг (Drilling - сверление) - рассверловка шара под индивидуальный хват боулера. См. сверление шаров в "Искре".
Желоб (Gutter) - пластиковые лунки по бокам дорожки, куда попадает шар при неудачном броске. Попадиние в желоб можно предотвратить с помощью бамперов.
Карман - расстояние между первой и третьей выставленными кеглями (см. правила расстановки кегель). Попадание в карман максимально увеличивает шансы на страйк. Для левши такое расстояние (соответственно между первой и второй кеглями) называется "бруклин".
Кингпин (KingPin) - 5-я кегля, находящаяся в самой середине выставленных 10-и кегель. Попадание шара в кингпин увеличивает вероятность страйка.
Лига (League) - добровольное временное объединение боулеров в целях повышения личных результатов игры и экономии средств. Например, лига банкиров, молодежная лига и т.п.
Лифт (PBL Positive Ball Lift) - подъемное устройство, которое посредством ременной передачи закатывает шар на "горку", с которой шар скатывается под действием своего веса по направляющим, проложенным под дорожкой до возвратника. У пинспоттера 8800 GOLD - AMF Fast TrackT Horizontal Ball Return - горизонтальный выкат шара.
Лопата (Paddle) - механизм системы возврата шара в пинспоттере, предохраняющий от попадания кеглей в приемное отверстие лифта.
Маск-панель - щит, закрывающий пинспоттер в зале боулинга; находится прямо над выставленными кеглями. Рисунки на маск-панелях могут быть самыми разнообразными и выбираются владельцем боулинга.
Масло дорожки - специальный раствор, который наносят на поверхность дорожки. Масло предохраняет поверхность дорожки, способствует правильному скольжению шара.
Пинспоттер (пинсеттер) - устройство автоматической подачи кегель. Разработан компанией АМФ (AMF Bowling Products, USA).
Реактивный шар - отличается от нереактивного тем, что имеет сильно смещенный центр тяжести. См. реактивные шары, предлагаемые в продажу в боулинг-центре "Искра".
Ресепшн (Reception) - стойка управления в боулинг-центре, где клиент заказывает дорожки, получает сменную обувь, расплачивается за услуги.
Страйк - игровая ситуация, когда все кегли сбиты первым броском.
Спеа - игровая ситуация, когда кегли выбиваются с двух бросков. Причем вторым броском сбиты все оставшиеся кегли.
Сплит (Split) - оставшиеся несбитыми кегли после первого броска во фрейме, разделенные на две отдельные группы, между которыми проходит шар. Это представляет определенную трудность для сбивания всех кеглей вторым броском. Сбивание сплита не дает дополнительный преимуществ - засчитывается обычный спеа (spare).
Скоринг - система подсчета очков при игре в боулинг. В современных боулингах осуществляется автоматически.
Страйк-Шот (Strike-Shot) - формат игры, когда в каждом фрейме дается всего один бросок. При сбивании первой кегли очки удваиваются. Если первая кегля не сбита, очки считаются по количеству сбитых кеглей. Игра, как и в классическом варианте, состоит из 10 фреймов. Максимальный результат в данной игре 200 очков (10 страйков).
Хаусбол - прокатный шар, который имеет уравновешенный центр тяжести. Хаусболы являются обязательным атрибутом во всех боулингах.
Хук - бросок шара с подкручиванием. Хук применяют при броске реактивными шарами. Это позволяет увеличить процент страйков во время игры.
Флэр-Потенциал (Flare Potential) - динамическая характеристика шара, показатель, определяющий угол смещения оси шара при движении по бэкэнду.
Фол (заступ) - игровая ситуация, когда игрок во время броска заступает линию разбега. Очки, набранные при броске с заступом, не засчитываются.
Фрейм (frame) - этап игры в боулинг. Игра состоит из 10 фреймов. В каждом фрейме - по 2 броска.
Экстрим (X-trime) - особый режим игры в боулинг, больше подходящий для развлечений и вечеринок. Хотя некоторые опытные игроки так же неравнодушны к Экстриму.
Ядро шара - центральная (внутренняя) часть шара. Ядро может иметь смещенный центр тяжести - шары с таким ядром называются реактивными.

По материалам сайта www.izhbowling.ru

Боулинг — не та игра, в которую невозможно играть, не зная её правил. Преследуйте основную цель — сбить больше кегель и, желательно, бросая шар, когда подойдёт ваша очередь. Многие игроки играют «не на корову», а для собственного удовольствия, поэтому, никто не будет вас ругать, если вы пропустите ход, потому что отошли ответить на звонок молодого человека, или в бар за очередной порцией «топлива» для своей вечеринки. Главная ваша задача — получать удовольствие и веселиться! Однако, наши гости, желающие изучить основные правила боулинга, могут это сделать с помощью этого раздела на нашем сайте.

Что такое «страйк»?

Давайте сначала посмотрим на азы боулинга — основные термины, зная которые, вы уже будете выглядеть профессионалом на корпоративе или на свидании с прекрасной девушкой. Самый популярный вариант игры в боулинг — это игра по системе «десяти кеглей». Она состоит из десяти «ходов» каждого игрока — фреймов (frame — «рамка» по-английски). В каждом фрейме игрок может совершить два броска шара, за исключением последнего фрейма (в некоторых случаях).

Если в начале фрейма игрок сразу сбивает одним ударом все 10 кеглей, то фрейм удачно завершается, это называется — страйк (strike — «выбить» по-английски). Если хотя бы одна из кегель устояла, шар бросается во второй раз. Кегли, сбитые за две попытки, называются спэр (spare — «запасной» по-английски). Если игроку не удается сбить все кегли за два броска шара в одном фрейме, то фрейм остается открытым, если только кегли продолжающие стоять после первого броска шара не образуют сплит (split — «разделять» по-английски). Сплитом называется такое положение нескольких кеглей, оставшихся стоять после первого броска шара, при котором первая (головная) кегля упала, а две кегли или более остались, но не рядом стоящие. Два и три последовательных страйка называются соответственно даблом (double) и триплом (triple). В десятом фрейме игрок бросает три шара, если он сделал страйк или выбил спэр.

Подсчет очков.

Очки, набранные в каждом фрейме, рассчитываются как сумма сбитых в данном фрейме кеглей и призовых очков. За открытые фреймы, где не были сбиты все кегли, начисляется количество очков, равное лишь количеству сбитых кеглей. Призовые очки игрок получает, только если он сделал страйк или выбыл спэр. Один страйк оценивается в 10 очков плюс призовые очки, равные числу кеглей, сбитых игроком за последующие два броска шара. За спэр начисляется 10 очков плюс число кеглей, сбитых игроком при последующем броске шара. Прошли времена, когда нужно было вести таблицу очков вручную, поэтому запоминать эти тонкости не обязательно — за вас всё посчитает компьютерная система подсчета очков боулинга AMF, результаты в режиме реального времени вы увидите не плазменных экранах над дорожками. Знаком «X» обозначается страйк, а спэр — «/». В том случае, если ни один шар не сбит, ставится прочерк (-). Сплит обозначается на мониторе как «O».

Идеальная игра.

Максимальное количество очков, которые можно набрать в одном фрейме, равно тридцати (в том случае, если за страйком следуют еще два страйка), а целиком за игру — триста очков, то есть двенадцать страйков подряд. Фактически, игры с высокими результатами (свыше 200 очков) возможны лишь при нескольких подряд сделанных страйках, что является показателем высокого мастерства игрока. Игры с количеством максимальным количеством очков (300) называются perfect game («идеальная игра» по-английски).

Выбор шара для боулинга.

Для пересчета единиц веса и длины, помните что 1 дюйм равен 2,54 см, а 1 фунт равен 0,45 кг. Существует общий стандарт: длина окружности шара и его вес не должны превышать 27 дюймов (686 мм) и 16 фунтов (7.25 кг) соответственно. В идеале вес шара должен быть равен 1/10 веса игрока. Вес шара написан на нём большой цифрой — это и есть фунты. Шары весом до 9 фунтов подойдут детям и подросткам. Женщинам рекомендуется выбирать шары весом 10-12 фунтов, а мужчинам надо играть шарами весом 13-16 фунтов. В принципе, чем тяжелее шар, тем лучше он контролируется. Поэтому профессионалы обычно играют шарами максимального веса.

Однако, слишком тяжелый шар может нанести травму неподготовленному игроку как во время игры (вывихи, растяжения и даже разрыв связок), так и на следующий день могут проявиться проблемы с мышцами спины, особенно если во время корпоративного турнира игрок был под алкогольной «анестезией» и просто не заметил нагрузки на мышцы. Помните, вы играете для удовольствия, выбирайте в первую очередь удобную вам обувь и шары, не гонитесь за результатами, которые ставят профессионалы (они играют по 6 часов в день без выходных и для них это работа).

Стандартный шар с тремя отверстиями берется большим, средним и безымянными пальцами. Большой палец погружается полностью, а средний и безымянный только до второй фаланги. Мизинец и указательный палец свободно лежат на поверхности шара, а ладонь лишь слегка соприкасается с ней. Но все же для игроков-любителей главным критерием выбора должно быть удобство. Если шар удобно ложится в руку, отверстия для пальцев подходят вам и вы легко можете его бросать, то это ваш шар.

Обувь для боулинга.

В нашем боулинг-клубе для игры выдается специальная обувь. Она удобна, так как подошва сделана из кожи и позволяет игроку мягко скользить по покрытию (паркету), а специальный резиновый каблук обеспечивает торможение, что немаловажно при игре. Использование специальной обуви на дорожках обязательно для всех игроков!

Дриллинг (Drilling) - индивидуальная рассверловка шара под хват боулера.

Желоб (Gutter) - пластиковые углубления по бокам дорожки, куда попадает шар при неудачном броске. Попадание в желоб можно предотвратить с помощью бамперов.

Заступ (Foul) - линия между зоной разбега и самой дорожкой, пересекать которую при броске запрещено правилами игры. Соблюдение правил отслеживается фотоэлементом - детектором заступа (фола), соединенным с системой подсчета очков.

Карман (Pocket) - расстояние между первой и третьей выставленными кеглями. Попадание в карман максимально увеличивает шансы на етрайк. Для левши такое расстояние (соответственно между первой и зторой кеглями) называется «бруклин».

Кегля (Pin) - 10 кеглей, поставленных в виде треугольника на пин-дэке, составляют мишень, которую сбивают шаром при игре в боулинг. Высота кегли должна быть 38,1 см, ширина - 12,065 см; весить кегля должна в пределах 1,531-1,644 кг.

Кингпин (KingPin) - 5-я кегля, находящаяся в самой середине выставленных 10-и кегель. Попадание шара в кингпин увеличивает вероятность страйка.
Кондиционер (Conditioner) - масло определенной вязкости, наносимое на дорожку: 1) для ее защиты от перегрева и повреждений при падении шара на дорожку.

Спеа (spare) - игровая ситуация, когда кегли выбиваются с двух бросков. Причем вторым броском сбиты все оставшиеся кегли.

Сплит (Split) - такое положение нескольких кеглей, оставшихся стоять после первого броска шара, при котором первая (головная) кегля упала и, по крайней мере, одна кегля упала между двумя или несколькими стоящими кеглями (например, между 7-й и 9-й или 3-й и 10-й), либо, по крайней мере, одна кегля упала сразу перед двумя или более стоящими кеглями (например, 5-6). Сбивание сплита не дает дополнительных преимуществ, засчитывается обычный спеа (spare).

Страйк (Strike) - результат фрейма, когда с первой попытки сбиты все 10 кеглей. За страйк начисляется 10 очков плюс очки следующих двух бросков.

Страйк-Шот (Strike-Shot) - формат игры, когда в каждом фрейме дается всего один бросок. При сбивании первой кегли очки удваиваются. Если первая кегля не сбита, очки считаются по количеству сбитых кеглей. Игра, как и в классическом варианте, состоит из 10 фреймов. Максимальный результат в данной игре 200 очков (10 страйков).

Стрелки (Arrows) - метки на дорожке, предназначенные для прицеливания при броске шара.

Турнир (Match Play) - метод игры, при котором каждый игрок (команда) играет против другого игрока (команды). Победитель, определяемый сравнением результатов с или без учета гандикапа, получает за победу турнирные очки.

Итак, вы впервые пришли в боулинг-центр, чтобы немного развлечься и покатать шары по дорожке. После того как вам выдадут специальную обувь, без которой обойтись никак нельзя, можно выходить на дорожку и начинать игру.

В чем смысл этой игры? Игроку дается 10 попыток сбить как можно больше кегель, стоящих в конце дорожки. Для получения лучшего результата нужно постараться попасть немного правее или левее центральной кегли. Сбить кегли в каждой попытке - фрейме - можно не более чем за 2 броска шара. Если в этом фрейме вы сбили все кегли первым броском, вас можно поздравить, такой бросок называется страйк (на мониторе обозначается X). Если на дорожке после первого броска остались кегли, то у Вас есть еще одна возможность сбить их вторым ударом. Если вы их сбиваете, то вы произвели удар спэа (на мониторе обозначается /) и закрыли фрейм, что тоже хорошо для новичка и зачтется при подсчете очков. Если же после второго удара на дорожке остались кегли, то фрейм считается открытым, Вам начисляется меньше очков, а попытка считается реализованной и бросок производит следующий игрок (в том случае если вы не один на дорожке).

Как правило, имя игрока, производящего бросок, выделяется на мониторе цветом. Ваша цель - сбивать как можно больше кегель при каждом броске и получить за это как можно больше очков за 10 фреймов. Игра закончена после того, когда сыгран последний десятый фрейм.

Подсчет очков

Многие современные боулинг-центры имеют системы автоматического подсчета очков, которые высвечивают количество очков на видеоэкране. Подсчет очков ведет компьютер, хотя эти правила достаточно просты, и можно считать очки самому.

Вот, вкратце, эти правила. Если за 2 броска все кегли не сбиты, фрейм остается открытым и количество очков, которым оценивается фрейм, равно количеству кегель, сбитых в этом фрейме. Если все 10 кегель сбиты за 2 удара, фрейм считается закрытым, но чтобы оценить его в баллах, игрок должен произвести бросок в следующем фрейме и то количество кегель, которые он выбил первым броском, прибавляется к 10 кеглям предыдущего.

Если игрок произвел страйк, т.е. сбил все кегли одним первым ударом и закрыл фрейм, то, чтобы оценить его, нужно к 10 кеглям прибавить количество кегель, выбитых следующими 2-мя ударами. Например, если игрок выбил 2 страйка подряд (сделал дабл), то к 20 очкам во фрейме, закрытом первым страйком, надо прибавить количество кегель, сбитых ударом после второго страйка. Если подряд следуют 3 страйка, то, соответственно, первый фрейм оценивается в 30 очков. Это максимальное количество очков, которое можно выбить в одном фрейме. Поэтому максимальное количество очков, которое можно набрать за 10 фреймов (выбив все страйки) - 300. Чтобы оценить количество очков в 10-ом фрейме (если в нем сбиты все кегли за 2 броска) нужно произвести дополнительный третий бросок. Если в 10-ом фрейме первым ударом выбит страйк, то необходимо произвести еще два броска, чтобы выяснить его цену.

Нельзя заступать за линию начала дорожки. Если это происходит, то игроку засчитывается фол (заступ) и начисление очков не производится. Если на дорожке остались кегли, расстояние между которыми больше, чем диаметр шара (это упрощенно, на самом деле, эта ситуация определяется несколько по-другому), то у вас комбинация, которая называется сплит. Это сложная ситуация, сбить такие кегли очень непросто, но, может быть, вам повезет и у вас получится. Вот, вкратце, и все.

Как держать шар

Стандартный шар с тремя отверстиями берется большим, средним и безымянным пальцами. Большой палец вставляется в отверстие весь, а средний и безымянный - только до второй фаланги (традиционный захват). В боулинг-центрах имеется набор шаров, различных по весу и по-разному рассверленных, так как руки у всех людей разные. Как правило, на шаре можно увидеть цифру - это вес шара в фунтах. Соответственно, чем больше цифра, тем тяжелее шар. Максимальный вес шара может достигать 16 фунтов (т.е. около 7,2 кг). Вы можете из имеющихся в наличии в боулинг-центре шаров выбрать тот, который Вам больше всего подходит. В этом выборе руководствуйтесь своими ощущениями при броске.

Стартовая позиция

В зоне подхода можно заметить два ряда точек. Первый ряд находится в 15-и футах от линии фола (линия заступа), а второй - в 12-ти футах. Эти точки помогут вам определить вашу исходную позицию. Детям нужно стоять ближе к линии фола, чем взрослым, потому что их шаги меньше. В любом случае новичку желательно стоять ближе к линии фола. После приобретения некоторых навыков можно отойти подальше. Не заступайте за линию фола. Ваша нога должна остановится минимум в футе от линии. Хорошей считается позиция с поставленными рядом ногами и с немного наклоненным вперед телом. Это придаст Вам чувство свободной готовности, а не напряженности. Шар нужно держать правой рукой (если игрок - левша, то левой) снизу на уровне между талией и грудью, а другой рукой лишь слегка поддерживать его.

Принцип маятника и шаги

Если вы возьмете довольно тяжелый предмет - такой же, как шар для боулинга, - и попытаетесь сделать бросательное движение рукой снизу, то заметите, что движение само порождает движущую силу. Это "принцип маятника". Он составляет основу хорошего и последовательного раскачивания. Лучше использовать по весу шар, который можно свободно раскачивать назад и вперед. Если во время раскачивания под весом шара у вас выгибается кисть или опускается плечо, то он слишком тяжелый для вас. А если вы чувствуете, что можете "зашвырнуть" шар, то он слишком легкий.

Новичкам в боулинге рекомендуется использовать 4-х шаговый подход. Опытным игрокам можно добавить пятый шаг. Игрок в боулинг делает простые, прогулочного типа шаги в нормальной манере с-каблука-на-носок. Только последний шаг, который включает скольжение, отличается от остальных. Первый шаг должен быть самым коротким. Последний шаг, так как он включает скольжение, должен быть самым длинным. Считайте 1-2-3-4, чтобы не сбиваться с темпа. Правши должны начинать идти с правой ноги, левши - с левой.

Теперь о положении шара во время подхода:

  • 1 шаг - шар выходит вперед,
  • 2 шаг - шар движется вниз,
  • 3 шаг - шар движется назад,
  • 4 шаг - шар движется вниз.

Если рассматривать каждое из действий в отдельности, то качание шара и шаги - не такие уж сложные физические упражнения. Но то, как вы соедините эти движения, определит, насколько удачным будет подход. Нужно, чтобы вся накопленная энергия шагов и раскачивания, передалась шару в тот момент, когда вы отпускаете его по дорожке. Шар должен максимально уходить назад на третьем шаге. Во время 4-го шага скользящая нога и раскачивающая шар рука двигаются вместе вперед. Если у вас получится правильно соединить шаги и качание шара, то вы достигнете нужного эффекта.

Бросок шара

Размах и походка каждого игрока являются уникальными, так же как и его рост, вес или возраст. Но при броске у всех хороших боулеров можно увидеть общие моменты: перед выпуском шар минует щиколотку скользящей ноги примерно в двух дюймах от нее. Эта позиция идеальна для броска шара в желаемом направлении. Хорошая временная последовательность и правильный бросок приводят к результату идеальной комбинации движущей силы, положения тела и равновесия. Чтобы шар проходил на уровне щиколотки, нужно немного согнуть колено при последнем шаге. То, что сначала может показаться неловкой позой, потом станет вполне обычным. При этом тело тоже наклоняется вперед под углом 15-20 градусов. Для равновесия середина груди должна находиться прямо над коленом скользящей ноги. При подходе голова остается неподвижной, взгляд сфокусирован на цели. Свободная рука отведена немного в сторону и служит для равновесия. После завершения броска рука игрока из точки пуска шара поднимается вверх до уровня плеча или выше. Направление руки должно быть строго вперед, а не влево или вправо. Это движение улучшает функцию размаха и помогает лучше сохранять равновесие.

Выбор цели

Запомните, что в боулинге те, кто достигают хороших результатов, никогда не смотрят на кегли! Прицеливаться намного удобнее, глядя на определенную точку или стрелку на дорожке, чем на кегли в 60 футах от вас. На некотором расстоянии от линии фола вы можете увидеть стрелки, в которые и нужно целиться. Таких стрелок семь. Средняя находится как раз по центру дорожки, на одной линии с первой кеглей. Остальные стрелки также выровнены по соответствующим кеглям. Если вы научитесь обращаться "на ты" со стрелками, то с добивкой, о которой рассказывается ниже, у вас никогда не будет проблем!

Спэа

Чтобы сделать страйк, вам нужно попасть в так называемый "карман" - между кеглями? 1-3. Для попадания шара в "карман" он должен катиться под углом справа налево. При добивке вы сможете достигнуть хороших результатов, если выпускаете шар поперек дорожки. Когда кегли находятся на левой стороне дорожки, то лучшая исходная позиция будет справа - и наоборот. Потренируйтесь выбить "спэа", используя принцип пересечения дорожки. В качестве цели берите разные кегли. Исходная позиция различна для каждого броска. Не нужно высчитывать никакие формулы, вы сами со временем сможете определить ту точку, от которой вам нужно двигаться для добивки каких-то кегель и стрелку на дорожке, через которую проходит шар, чтобы сыграть "спэа". Конечно же, практика и опыт улучшат ваши результаты. Существует множество систем добивки, и если вы более серьезно увлечетесь боулингом, то обязательно о них узнаете (хотя бы из других разделов нашего сайта).

Подкрученный шар

Иногда, придя в боулинг-центр, вы можете наблюдать, что на соседней дорожке игрок в боулинг подкручивают шар, которым играет, и шар идет не прямо, как у вас, а по дуге. Многие новички самостоятельно пытаются осуществить такой бросок, но у них ничего не получается. Тогда начинаются многочисленные вопросы к инструктору, работающему в центре.

Бросок шара с подкруткой - это длинная история. В первую очередь на то, по какой траектории будет двигаться шар, влияет выпуск шара. Затем можно рассказать о различных шарах, выпускаемых сегодня многочисленными производителями. Ну а лучше всего, если вы об этом узнаете от квалифицированного тренера, который расскажет вам о различных стилях игры и школах, которые существуют сегодня.

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

Статьи по теме: