Дидактическое пособие «Крестики-нолики. Крестики-нолики в вариациях

ЗАДАЧИ:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать движения рук и развитие психических процессов (произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти и речи детей).
2. Стимулировать развитие умственных способностей в процессе ознакомления с различными математическими отношениями (освоение действий построения модели количественных отношений, развитие представлений о числе — образование, состав, овладение навыками счёта, развитие умения решать простейшие арифметические задачи).
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления у дошкольников.
4. Формировать навыки учебной деятельности.

ОПИСАНИЕ:

Пособие изготовлено из коробки, внутри которой с левой стороны изготовлено поле 3х3, разделённое на квадратные сектора (как в обычной игре «Крестики – нолики»). В каждый сектор вставлено горлышко от пластиковой бутылки, на которые навинчены крышки оранжевого и зелёного цвета. С правой стороны располагаются два сектора, в которых располагаются фишки с цифрами от 1 до 10, фишки с буквами.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

Вариант 1: Игра «Крестики – нолики» — как обычная игра, которую рисуют в тетради. Игроки по очереди приворачивают на свободные клетки поля 3х3 фишки разного цвета. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фишки по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает. Первый ход делает игрок по выбору.
Усложнение к игре:
Игроки договариваются, какими фишками они будут играть:

С цифрами – выбирают один чётные, другие нечётные.
С буквами – один гласные, другой согласные.

Вариант 2: Учимся считать
Предложить ребёнку разместить на пустом поле 1,2,3 и более фишек. Познакомить его с понятиями «поровну», «одинаковое количество». Выложить на поле несколько цветных фишек, попросить сосчитать и выложить столько же фишек с буквами, убрав с поля цветные фишки или сосчитать цветные фишки и прикрутить соответствующую фишку с цифрой, обозначающей количество.

Состав числа. На поле прикручивается фишка с цифрой. Ребёнку предлагается прикрутить слева и справа фишки с цифрами, входящие в состав заданного числа.

Используя фишки с обозначениями математических знаков (+, -, <, >, =), можно предлагать детям выполнять задания на сравнение двух чисел .
(например, прикрути фишки с цифрами 2 и 6, сравни и найди соответствующий знак), на решение примеров, составление простейших арифметических задач.

Вариант 3: «Где находится, скажи и покажи»
С целью уточнения пространственных представлений предложить ребёнку привернуть 2 фишки, спросив, какая находится справа, какая – слева. Расположить одну под другой, уточняя при этом у ребёнка словесное обозначения взаиморасположения фишек.

— Поместите фишку на одну из клеток поля (это будет точка отсчёта). Далее воспитатель (а потом и сами дети) словесно обозначает месторасположение следующей фишки, как это делается при проведении графических диктантов (например, 2 клетки вниз – приворачивается другая фишка, 1 клетка вправо – следующая фишка и т.д.)
Задание можно усложнить: «диктуйте» в каком направлении необходимо передвигать фишку, при этом ребёнок не совершает никаких действий с ней, оставляя на заданном месте.
Задача ребёнка следить глазами за предполагаемым передвижением фишки. Назовите 3-5 вариантов передвижения фишки, а ребёнок должен привернуть другую фишку на предполагаемое конечное место (развитие внимания, зрительной координации)

Другой вариант этого же задания: можно использовать фишки с цифрами (располагать фишки по порядку – закреплять порядковый счёт, с пропусками цифр – закреплять умение называть соседей числа). При использовании фишек с буквами можно во время «графических диктантов с фишками» давать ребёнку дополнительные задания :
— назови звук, обозначенный буквой на привёрнутой крышке,
— гласный он или согласный,
— назови пару,
— придумай слово на заданный звук.

Усвоив таков вариант игры дети самостоятельно могут организовывать такие задания – игры в парах.

Вариант 4. Составь узор
Предложить ребёнку сделать узор, располагая фигуры определённым образом под вашу диктовку. Например, в правый верхний угол приверните оранжевую фишку, в центре фишку с цифрой 1 и т.д.

Игра "Крестики-нолики"

Психологическое занятие в 4 классе.

Педагог – психолог: Исмаилов Ильяс Сейтбекович

КГУ «Келлеровская средняя школа И.М. Бережного»

Цели и задачи:

обобщение психологических понятий (или знакомство с психологией – что она изучает);

развитие познавательной сферы личности учащихся (внимания, памяти, логического и творческого мышления); навыков взаимодействия, общения;

воспитание коллективизма; развитие познавательного интереса к психологии.

Материалы:

игровое поле – 9 клеток (3 x 3),

карточки с изображением “Х” и “О”,

таблицы к заданиям “Мнемозина” – изображение 25 предметов “рис. 1”,

“Профессор Мышление” – 3 карточки “Найди девятый” “рис. 2, 3 ,4”,

“Лучик Внимания” – изображение геометрических фигур и цифр “рис. 5”,

“Витрина” – карточки со скороговорками,

“Черный ящик” с изображением пирамидки, листы для работы, фломастеры.

Примечание: задания могут варьироваться, их можно упростить / усложнить – в зависимости от уровня знаний, возможностей, подготовленности группы – на усмотрение педагога. Правила игры тоже могут изменяться.

Ход занятия.

Организационный момент.

Педагог сообщает ребятам: на этом занятии мы играем в “Крестики – нолики”. Мы сможем вспомнить, о чем говорили на занятиях по психологии, обобщить наши психологические знания, потренировать свой интеллект, проверить, насколько мы умеем сотрудничать. (Или, если занятие самостоятельное: познакомимся с интересной наукой – психологией, узнаем, что она изучает).

Правила игры:

Участвуют 2 команды – “крестиков” и “ноликов”, на доске – поле из 9 квадратов (3Х3), каждый квадрат содержит задание и имеет соответствующее название, задания – по темам, которые изучались в учебном году.

Команда, которая делает первый ход (по жребию), выбирает квадрат-задание. Задание выполняют обе команды; в игровом поле ставится знак той команды, которая правильно и быстро выполнила задание. Также совместно можно оговорить нюансы (например, если обе команды выполнили задание верно, можно поставить знак команды, выбиравшей задание, а можно объявить ничью и не ставить никакого знака). Выигрывает команда, которая поставит три своих знака в ряд по любому направлению.

Основная часть.

Психология – “наука о душе”; наука, которая изучает наш внутренний мир. Некоторые разделы этой науки представлены на игровом поле.

Игровое поле:

1.“Один за всех, все за одного!”

2.“Фантазия, творчество, воображение”

3. “Мнемозина”

4. “Витрина”

5. “Профессор Мышление”

6. “Черный ящик”

7. “Лучик Внимания”

8. “Конфликты”

9. “Характер”

Задания:

Задание 1 – “Один за всех, все – за одного!” – задание направлено на проявление коллективизма, умения взаимодействовать, сотрудничать, совместно достигать общей цели.

Для этого задания необходимо нарисовать на полу 2 круга – для каждой команды – такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им разместиться на очерченном пространстве.

Каждая команда видит перед собой на полу небольшой остров. Сможете ли вы разместиться на нем всей командой? Кто быстрее и дружнее справится с заданием – тот и победил.

Задание 2 – “Фантазия, творчество, воображение” – задание на проявление творческих способностей.

Сочинить восточное стихосложение – синквейн (например, на психологическую тему: характер, эмоции, настроение, общение и т.д., или на тему “природа”, и т.д.)

Принцип “восточного стихосложения”:

Главное слово (существительное),
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Фраза, выражающая отношение.
Существительное.

Пример:
Друг,
Надежный, веселый.
Поможет, поддержит, улыбнется.
Без него было бы плохо.
Счастье.

У кого получится оригинальнее, интереснее, содержательнее? Время ограниченное – 5 минут.

Задание 3 – “Мнемозина” – задание на активизацию памяти.

Для этого задания используется изображение 25 различных предметов “рис. 1”.

Приглашаются капитаны команд. Задача – в течение 1 минуты рассмотреть картинки, постараться запомнить. Далее – капитаны по очереди называют предметы, последний назвавший приносит своей команде победу.

Задание 4 – “Витрина” – задание на умение использовать невербальные средства общения: мимику, жесты, позу, телодвижения.

Каждая команда получает скороговорку, необходимо изобразить ее так, чтобы соперники как можно быстрее ее разгадали. Чье изображение будет более понятным?

“Ехал грека через реку, видит грека – в речке рак, грека сунул руку в реку, рак за руку греку – цап”.

“Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж”.

Задание 5 – “Профессор Мышление” – задание на активизацию мышления.

Найди девятый. Каждая команда получает по 3 карточки “рис.2, 3, 4”.

Нарисуйте недостающие геометрические композиции.

Оценивается по количеству правильных ответов.

Задание 6 – “Черный ящик” – в нем – изображение пирамидки, тема – Мышление.

В черном ящике – изображение предмета, имеющего какое-то отношение к психологии. Участники команд по очереди задают вопросы, на которые я смогу отвечать “да” или “нет”; надо отгадать, что спрятано в черном ящике.

В черном ящике – пирамидка, это первая игрушка в жизни ребенка, развивающая мышление, а именно – учит анализировать (когда пирамидка разбирается) и синтезировать, выявлять закономерности (когда собирается), сравнивать (по размеру колец) – и другим логическим операциям.

Задание 7 – “Лучик Внимания” – задание на активизацию внимания.

Для этого задания используется таблица с геометрическими фигурами и цифрами “рис. 5”. Команда выбирает самого внимательного для выполнения задания.

Посмотрите на таблицу в течение 1 минуты, приготовьтесь записать ответы на листочках:

Какая цифра в верхнем левом углу?

Какая цифра была в зеленом треугольнике?

В какой фигуре была цифра 5?

Задание 8 – “Конфликты” – задание на конструктивное разрешение конфликтов.

Нарисуйте памятку “Внимание – конфликты!”.

Оценивается оригинальность, вдумчивый подход. Задание 9 – “Характер”

За 3 минуты командам записать как можно больше качеств характера. (Рассматриваться будут именно качества характера, а не внешность и не качества ума)

Подведение итогов игры. Что же все-таки изучает психология? – Помогает лучше узнать себя – возможности, способности, характер – и развивать их; учит общаться, сотрудничать, дружить.

Рефлексия – что вызывало трудности, а что – нет, и почему; в чем причина удач и неудач, что понравилось

Познавательно-развивающая игра

«Крестики – нолики»

Цель и задачи:

Тренировка логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти;

Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы;

Выявление неформального лидера, генератора идей, организатора деятельности;

Снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 9-12 лет

Правила игра:

Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечеркивая клетку с названием выигранного конкурса. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяется игра в следующем конкурсе.

Побеждает команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три свои знака. В этом суть игры «Крестики-нолили».

Если командам не удается выстроить три свои знака подряд, то разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поле «О» и «Х», побеждает та команда, у которой больше знаков на игровом поле.

Игровое поле

Разминка

Сильная рука

Стихоплёт

Веселый художник

Фантазеры

Конкурс капитанов

Секретный ящик

Пародисты

Раз словечко, два словечко

Дорогие ребята, поздравляю вас с началом каникул, с прекрасной радостной порой! Предлагаю вам поиграть в интересную познавательно-развлекательную игру «Крестики-нолики».

Представляю жюри:………………….. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Жюри оценивает каждый конкурс и оглашает его результат. Жюри также сегодня по итогам всех конкурсов определит команду-победительницу. Но самое замечательное, мы узнаем, кто из нас…..

Самый эрудированный участник,

Самый сообразительный участник,

Самый внимательный участник,

Самый артистичный участник,

Самый веселый участник,

Самый спортивный участник,

Самый ловкий участник,

Самый сильный участник.

У нас две команды: команда «крестиков» и команда «ноликов». В процессе подготовки к игре мы с вами выбрали капитанов каждой команды и придумали слоган. Капитан команды «крестиков» - …………………. «Убедитесь вы не раз, мы ребята просто класс!», «ноликов» - ………………… «Хватит радости на всех, впереди нас ждет успех!».

Участники игры, постарайтесь максимально проявить свои способности, знания, изобретательность и выдумку, будьте сплоченными, дружными, чтобы принести победу команде. На доске изображено игровое поле с названием конкурсов. Победитель конкурса ставит свой знак на игровом поле, право открыть название нового конкурса предоставляется команде победительнице. Итак, начинаем игру. Желаем удачи команде «Крестиков» и команде «Ноликов» и лично каждому из нас

1. Конкурс «Разминка»

В этом конкурсе нужно проявить эрудицию, смекалку и сообразительность, быть внимательным.

Вопросы для команды «Крестики»

    Кто родится с усами? - котенок

    Как называется птица, у которой самый большой нос, а клюв как сачок. - пеликан

    Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варятся 6 яиц? – 4 минуты

    Какое существо может прыгать на расстояние, в 100 раз больше собственной длины? – лягушка

    По чему греки в 5 веке в сандалиях ходили? – по земле

    Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? – репа

    Назовите героя сказки, который один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и поплатился за это? – Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Какому герою сказки очень нравилась обувь и как его за это прозвали? – кот в сапогах

    Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи. – приключения Чиполлино

    Вопрос на сообразительность. Что станет с красным шелковым платком, если его опустить на дно Черного моря? – намокнет

Вопросы для команды «Нолики»

    У кого усы длиннее ног? – таракана

    Самец этих птиц выполняет роль матери, сам строит гнездо, сам высиживает яйца, кормит птенцов. Самка только откладывает яйца. – страус

    Сколько яиц можно съесть натощак? – одно, второе будет уже не натощак

    Какое живое существо может взять груз почти в 100 раз больше себя? – муравей

    В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья? – теремок

    Назовите птицу из сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов. Как ее звали? – курочка Ряба

    Какой сказочный герой посеял деньги, надеясь получить прибыль? - Буратино

    Как звали героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила горшки и убиралась в доме? – Золушка

    Что принадлежит только вам, но пользуетесь вы им реже других? - имя

    Вопрос на сообразительность. Какого цвета стоп-кран в самолете? – его там нет

Послушаем мнение жюри.

2. Конкурс «Сильная рука»

В этом конкурсе участники должны проявить ловкость и силу рук.

Из каждой команды необходимо выбрать самого сильного и ловкого участника. Каждому представителю команды выдается газета. Задание такое: кто быстрее соберет ее в кулак, при этом, не помогая другой рукой, тот и принесет победу команде в этом конкурсе. Обязательно будет учитываться размер газетного комка, чем меньше комок, тем лучше выполнено задание.

Что скажет жюри?

3. Конкурс «Стихоплет»

Сочините стихотворение, в котором четыре створочки, и эти четыре строчки заканчиваются такими словами:

    кошка – ложка – окошко - немножко

    кружка – подружка – лягушка – частушка

Послушаем мнение жюри.

4. Конкурс «Капитанов»

Здесь капитаны должны показать свою сообразительность, быстроту реакции.

Капитаны, прошу подойти ко мне. Вам дается задание собрать из разрезанных частей картинку, будет учитываться время и точность выполнения задания.

Послушаем мнение жюри.

5. Конкурс «Веселый художник»

В этом конкурсе участники должны проявить свое воображение и творческие способности. Нарисуйте необычное животное, которое называется - ШВАБРОХВОСТИУС

Послушаем мнение жюри.

6. Конкурс «Раз словечко, два словечко»

Участникам надо проявить свою артистичность и выразительность. В этом конкурсе будет учитываться умение владеть своим голосом и интонацией. Прочитайте стихотворение Агния Барто «Идет бычок качается…», но не так как обычно читаете с выражением, а словно….

    вы хвастаетесь перед ребятами

    вы испугались собаки

Послушаем мнение жюри.

7. Конкурс «Фантазеры»

Придумайте новые применения старому никому не нужному предмету: консервной банке.

Что скажет жюри?

8. Конкурс «Пародисты»

В этом конкурсе нужно быть артистичным, точным и пластичным. Участник команды получает карточку с заданием, прочитав и немного подумав, нужно представить и мимикой, походкой, звуками изобразить такого или иного животного.

    хмурого орла

    встревоженного кота

Послушаем мнение жюри.

9. Конкурс «Секретный ящик»

В этом конкурсе надо проявить эрудицию и начитанность. Задание для всех участников команд, нужно отгадать, что лежит в ящике.

1. В секретном ящике есть то, что указало путь – дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев древней Греции? – клубок ниток

2. Вещь, которая лежит в ящике, никогда не подарят на Новый год в Китае, так как, по преданию, такой подарок не приносит удачу. Эту полезную вещь есть у каждого в доме, а часто даже в некоторых вариантах. Согласно русской пословице на них не смотрят те, кто счастлив. Назовите эту вещь. – часы

3. Очень правдивая вещь. – зеркало

4. Универсальное лечебное средство, по мнению доктора из Цветочного города. – касторка

5. Вещь из этого хрупкого материала помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку. – хрусталь

6. Любимая книга Буратино. - азбука

Оценки жюри.

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Все конкурсы закончились. Давайте посмотрим на игровое поле. По итогам игры победила команда ….. Поаплодируем команде-победителю. Поаплодируем другой команде. Соперники были достойные. Но это еще не все. Все ребята очень старались, были активными, все стремились к победе. Победителем в нашей игре, стал каждый из вас, но в разных номинациях. Жюри, огласите, пожалуйста, победителей в разных номинациях. (Вручение медалей)

Вот и подошла к концу наша игра. Скажите, пожалуйста, какие конкурсы вам особенно понравились? Что запомнилось?

Каждый ребенок высказывает свое мнение.

Литература:

    Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. _ Костром, РЦ НИТ «Эврика-М», 1999 г.

    Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» 10, 2009 г.

Игра, знакомая каждому с детства. Мы играли в нее и в детском саду, и на переменках в школе, на улице с друзьями и дома с родителями. Но кто бы мог подумать, что эта игра имеет богатейшую историю. Однако, четкого ответа на вопрос о том, где же она зародилась, и кто именно был ее создателем так никто из ученых и исследователей не дал. И сегодня существует множество версий. По одной из которых игра «крестики-нолики» появилась в Индии более чем 2000 лет тому назад и была прародителем игры в шашки.

Удивительно простая и увлекательная игра завоевала весь мир, в нее играли и играют жители Запада и Востока, Севера и Юга.

Невероятно, но в Средние века, игра была настолько популярна, что известны случаи открытия крестиконолических кафе. А как известно, спрос – рождает предложение!

Сегодня игра не менее популярна, однако, все чаще соперником в этой игре люди выбирают свой гаджет, что очень печально. Ведь нет ничего лучше общения и игры с живым человеком, пусть даже в век информационных технологий.

Игра покорила сердца миллионов людей по всему миру, научите и вы своего малыша играть в нее, быть может, она покорит и его сердце тоже.

Правила этой незатейливой игры предельно просты – нужно поставить в ряд три фигуры по горизонтали, вертикали, или диагонали и одновременно не дать противнику сделать того же. Игровое поле всего 3х3, что при внимательной игре гарантирует ничью. Но стоит противнику допустить всего лишь один неверный ход, как партия будет проиграна.

Залог успеха в этой игре - не торопиться и внимательно следить за ходами, которые совершает соперник.

Для игры понадобятся всего лишь бумага и карандаш, а летом играть можно и вовсе на асфальте. Однако, педагоги и мамочки умелицы, сегодня уже вовсю мастерят всевозможные варианты этой игры из подручного материала: из крышек от пластиковых бутылок, из фетра, из одинаковых и больших по размеру пуговичек и прочего.

В чем полезность этой игры и деткам какого возраста она подходит?

Игра отлично подходит для детей старшего дошкольного возраста, 6-7 лет, способствует развитию быстроты реакции, логического мышления, сообразительности и формирует у детей умение соблюдать правила игры.

С каждой игрой ребенок будет совершать все более обдуманные ходы, а вместе с тем укрепятся и детско-родительские отношения, появится еще один вариант занимательного семейного досуга.

ВИДЕОСОВЕТЫ

Соколова Мария Владимировна, методист центра Игры и Игрушки, кандидат психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе транспортных средств. Сколько должно быть машинок у ребенка, какие они должны быть смотрите в нашем видеоуроке.

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку на третьем году жизни. В этот период актуальными остаются игрушки и второго года жизни, но они усложняются, а также появляются новые на развитие детского экспериментирования и зарождение игры.

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку в возрасте от 6 до 12 месяцев с точки зрения их развивающего эффекта.

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие еще игрушки необходимы ребенку на втором году жизни: особенности вкладышей, пирамидок, начало предметной деятельности и экспериментирования

Ребенку исполнился год и в его жизни появляются совсем новые игрушки. Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы малыша после года когда он начинает ходить и овладевать разными предметными действиями.

Статьи по теме: