Экологическая викторина для старшеклассников что где когда. Экологическая игра для старшеклассников «Калейдоскоп. Мы - артисты

Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечёт за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, люди не задумываются о результатах своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия - ролевой игры с детьми — поможет заострить их внимание на актуальных проблемах природы. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.

«Имеет ли человек право на жизнь?»

Цели: показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и узнать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.

Участники: учащиеся 8-11 классов. Из их числа назначаются: судья (им может быть и взрослый), обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели, присяжные заседатели. Каждый участник готовит свою роль, подбирает факты для обвинения или защиты.

Обязанности участников: судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. От того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.

Присяжные заседатели - выносят решение в конце процесса, обязательно аргументируя его.

Возможные варианты процесса

Обвинитель. Природа говорит о том, что человек не имеет права на жизнь, так как он отравил реки сточными водами, например, с бумажных комбинатов, загрязняет воздух

выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.

Выступают свидетели обвинения.

Рыбы рассказывают о том, как они погибают.

Растения, птицы о невозможности дышать воздухом, загрязнённым ядовитыми веществами.

Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.

Свидетели защиты оправдываются.

Например:

Писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги;

Директор ТЭЦ- о необходимости тепла для людей;

Автовладелец - о необходимости транспорта, как средства передвижения человека;

Охотник - о необходимости теплой одежды зимой.

После выступления свидетелей слово предоставляется

человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:

Охотника сделать директором зверофермы и не убивать диких животных в лесу, а разводить их для своих нужд;

Директору ТЭЦ предложит перейти па другую энергию - солнца, ветра и т. п.;

Автовладельцу перевести машину на газ. И т. д.

Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.

Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ним или нет, обязательно указав причину своего решения.

Конечно, данное занятие будет результативным при серьёзной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения могут быть дополнены видеоматериалом.

Игра «Что мы знаем об отходах?»

Цели:

♦ выяснить, что знают учащиеся об отходах;

♦ научить их правильно обращаться с отходами;

♦ показать, какой вред наносят отходы окружающей среде;

♦ познакомить учеников с видами отходов и способами их утилизации.

Ход игры-викторины

Разделить детей на 3 команды. В процессе игры-викторины команды могут заработать баллы, по которым и определяется победитель. Задания могут даваться отдельно каждой команде, а могут всем командам одновременно, в данном случае побеждает та команда, которая быстрее ответит.

Задание 1.

Каждая команда рассказывает о том, какие бывают отходы. Одна - в быту, вторая - в легкой промышленности, третья - в тяжелой промышленности. Побеждает та команда, которая назовет в своей отрасли больше отходов.

Задание 2.

Всем командам называется материал, из которого состоят отходы, например - бумага, железо, пластик и т. п. Им надо ответить, какой из них в природе разлагается дольше всех.

Задание 3.

Кроме вреда химического, отходы наносят вред физический. Команды должны назвать как можно больше примеров такого вреда. (Например, стекло может стать причиной пореза и т. д.)

Задание 4.

Команды должны сказать, что из предложенных вариантов обращения с отходами приносит наименьший вред: сжигание, захоронение в оврагах, утилизация на полигонах ТБО.

Задание 5.

Команды придумывают, как сократить количество отходов в различных отраслях. Например, по тому же принципу, что и в первом задании.

Задание 6.

Команды должны отвечать по очереди, что должен делать человек, чтобы земля не покрылась свалками. Побеждает та команда, которая назовет больше примеров.

В конце каждого задания ведущий комментирует ответы учащихся, называет правильные, присуждает баллы.

Интеллектуальная игра по экологии для учащихся 7 – 8 классов

Запольская Елена Николаевна педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дои детства и юношества»

г.Мамадыш Республики Татарстан

Цели: развить интерес у учащихся к предмету экология; сформировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля; закрепить знания, учащихся о флоре и фауне; развить интерес, бережного отношения к природе родной Земли; доставить чувство радости, создать праздничное настроение.

Оборудование: компьютер, проектор, тематические экологические газеты, фотографии природы родного края, раздаточный материал.

Ход игры

Учитель: Сегодня мы с вами проверим свои знания и умения в области экологии. Наше мероприятие пройдет в форме игры.

Сегодня играют команды 7 – 8 класса. Итак, начнем первый тур нашей игры.

Первый турнир: Команды представляют название, девиз, эмблему команды (жюри оценивает задание по 10-ти бальной шкале.

Второй турнир «Загадки»: команды по очереди отгадывают загадки, за каждый правильный ответ получают 1 балл.

    Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук- серебрянка)

    Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок)

    У кого уши на ногах? (У кузнечика)

    Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи)

    Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)

    Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица)

    Угадайте, это кто ходит в костяном пальто? (Черепаха)

    Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановок! (Стриж)

    Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

    Что видно только ночь (звёзды)

    Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)

    По синему морю белые гуси плывут (облака)

    Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

    Скатерть белая весь свет одела (снег)

    Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)

    Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)

Третий турнир: «Ловись рыбка». Учащиеся импровизированной удочкой вылавливают задания и отвечают на них. За каждый правильный ответ получают по 1 баллу.

1. Знаете ли вы, что хобот может быть не только у слонов, но и у рыб? Причём у нас в России есть такая рыба. Как она называется? (лещ)

2. У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, птиц и даже... часы, моне­ты. Что это за рыба? (щука)

3. Эту рыбу называет водяной лисой. И она действительно хит­ра, как лиса, а оказавшись в садке, она просто-напросто перерезает сетку садка, если та не очень прочная, и сбегает, (карп)

4. В России водится самая большая из пресноводных рыб. Как она называется? (сом)

5. Есть такая рыба - хамелеон. Она может быстро «вписаться в любой интерьер», поменять окраску. Ученые провели эксперимент: к аквариуму с рыбой приставили шахматную доску. И что же вы ду­маете? Рыба тоже стала «в шашечку». Как называют эту рыбу? (камбала)

6. Если вам приходилось пить рыбий жир, вы должны знать, его получают из мяса рыбы. Как она называется? (треска)

Четвертый турнир: «Экологический ребус». Команды получают задание и его выполняют. Какая команда первая отгадает ребус получает 5 баллов.

Экологический ребус

Ответ. «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии». (В.Распутин)

Вовремя работы команд проводится игра с болельщиками.

Задания для болельщиков

«Дружеский конкурс». Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, что растут у нас. Если растут, хлопайте в ладоши, если нет, молчите. Итак, да – хлопок, нет – молчок!

Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.

Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.

Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.

Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.

Слива. Осина. Каштан.

Кофе. Рябина. Платан.

Дуб. Кипарис. Алыча.

Тополь. Сосна. Каланча.

Пятый турнир: «Конкурс капитанов». Капитанам по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ получают балл.

1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

3. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)

4. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)

5. Из нее выводятся головастики…(Икра.)

6. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)

7. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)

8. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)

9. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

10. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)

11. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)

12. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)

13. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)

14. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)

15. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)

16. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)

17. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)

18. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

19. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?

(Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)

20. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)

Шестой турнир: «Живые барометры».

1 .Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)

2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)

3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)

4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)

5. Грачи рано прилетают весной, (весна будет тёплой)

6. Дым столбом, (к морозу)

Седьмой турнир: «Ромашка» . На лепестках склеенной из бумаги ромашки написаны загадки. Команды по очереди открывают лепесток, читают и отгадывают за­гадку:

1. Беленький горошек на зеленой ножке. (Ландыш).

2. Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик).

3. Лик пахучий, хвост колючий. (Роза).

4. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Под­снежник).

5. Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звона нет! (Колоколь­чик).

6. На больших столбах подряд лампы белые висят. (Ландыш).

7. Кувшины и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки).

8. Белая корзина, золотое донце. (Ромашка).

9. Держит девочка в руке облако на стебельке. (Одуванчик).

10.У занесенных снегом кочек нашли голубенький цветочек. (Подснежник).

Восьмой турнир: «Викторина о птицах». Командам по очереди в течении 1 минуты задаются вопросы, на вопросов дают правильный ответ столько баллов и получают.

    Наука, изучающая птиц? (Орнитология)

    Какая птица символизирует доброту, счастье, дом? (Аист)

    Почему птицы зимой улетают на юг? (Им насекомоядным, зимой нечего есть)

    Зачем поют птицы? (Песней птицы устанавливают слышимую границу участка, самцы завлекают самку)

    Какая птица движется по дереву вниз головой? (Поползень)

    У какой птицы оперение напоминает чешую? (У пингвина)

    У какой птицы клюв крестом? (У клеста)

    Какая птица любит лакомиться весной берёзовым соком? (Дятел)

    Какая птица выстилает гнездо рыбьими косточками и выкармливает птенцов рыбой? (Зимородок)

    Когда температура тела воробья ниже – летом или зимой? (Одинакова)

    Кто из птиц с древних времен служит символом красоты, нежности и верности? (Лебедь)

    Из чего делает свое гнездо ласточка? (Из грязи и слюны)

    Птенец какой птицы самый пушистенький? (Совёнок)

    У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см.)

    Как известно, у певчих птиц поют только самцы. А у каких птиц поют и самки? (У снегирей)

    У какой птицы еще не рожденные птенцы отдаются другим на воспитание? (У кукушки)

    У каких птиц точно такое же название, как у грибов? (У поганки)

    Назовите птицу с абсолютно черным оперением. (Ворон)

    Озерный красавец, который похож на «двойку». (Лебедь)

    У какой птицы хвост рожками? (У ласточки)

    Какая птица с древних времен считается символом мудрости? (Сова)

    Птица – «однофамилица» известного русского писателя? (Гоголь)

    Назовите самую крупную птицу в Европе. (Лебедь)

    Кто такой «лесной петух»? (Глухарь)

    Кого из птиц называют «красавец с отвратительным голосом»? (Павлина)

В конце игры жюри подводит итоги. Победившая команда награждается грамотой и ценными подарками.

Место проживания : г. Темрюк, Краснодарский край

Образовательное учреждение : государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Темрюка Краснодарского края

Дисциплина: воспитатель

Тема: Экологическая викторина «Звездный час» для старших классов.

Класс : 8-9 классы.

Продолжительность урока: 40 мин.

План проведения:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово ведущего.

        Представление команд и жюри.

        Первый тур «Секрет русских лесов».

        Вопросы для болельщиков.

        Второй тур «Растения».

        Игра «Золушка» для болельщиков.

        Третий тур « Овощи».

        Вопросы для обсуждения.

3.Подведения итогов игры. Награждение победителей.

Использованные информационные технологии : игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, цифровые.

«Звёздный час»

Экологическая игра - викторина для старших классов.

Цель: повышать экологическую грамотность учащихся.

Задачи:

образовательная : расширять знания учащихся об экологии, продолжать формировать личностное отношение к экологическим проблемам;

коррекционная : развивать логического мышления, познавательную активность, творческие коммуникативные способности учащихся;

воспитательная : воспитывать любовь и уважения к окружающей среде, понимание единства человека и природы, их взаимосвязь.

Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Слайд 1- на экран проецируется картинка природы.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Ведущий.

Первый тур «Секрет русских лесов».

Слайд 2 – на экран проецируется картинки деревьев:1 - сосна,2 - вишня, 3 - рябина, 4 - клён,5 - осина,6 - берёза,7 - дуб,8 - ель.

Вопросы:

1. Какое дерево лишнее? (вишня плодоносящее)

2. Какие деревья самые жаркие? (берёза, дуб)

3. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябина, клён, осина)

4. Определите по описанию названия деревьев.

Это дерево символ России, ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.

(берёза)

5. Это мощное лесное дерево, живёт 300-400 лет, высотой до 40 метров, при обхвате 6-7 метров. Листья легко узнать. Листовая пластинка крупная, продолговатая, с глубокими выемками. Древесина твёрдая, прочная, ценная. Из неё делают мебель, паркет и многое другое.

(дуб)

6. Это дерево символ счастья и мира семье, потому его всегда старались посадить возле дома. О нём слагались песни, стихи, загадки. Чаще всего в народном представлении – это тонкая и нежная девушка. Плоды употребляют для укрепления желудка, благодаря высокому содержанию витаминов, из плодов варят варенье, корой лечат заболевание печени.

(рябина)

7. Интересны биологические особенности этого дерева. Оно имеет белый млечный сок, в котором содержится каучук. Если весной стоят тёплые, солнечные дни, семена его начинают прорастать уже на поверхности тающего снега, при температуре около 0 градусов. Прямо на снегу у них появляются и затем начинают расти корешки. Как называется это дерево?

(клён)

8. Ствол этого дерева верхней части имеет красивую серовато – зелённую окраску. Летом хорошо заметна характерная особенность – чрезвычайная подвижность листьев. Небольшое дуновение ветра – и вся листва на дереве приходит в движение, начинает дрожать. У дерева есть ещё одна изюминка – осенний «ветвепад». Из древесины производят спички.

(осина)

А теперь, пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы поиграем с болельщиками.

Вопросы для болельщиков:

Вам необходимо как можно быстрее собрать пословицы и поговорки.

Слайды 2 –14 на экран проецируются пословицы экологического содержания, которые разделены на две части и перемешаны.

    Враг природы тот …(кто лес не бережёт).

    Лес и вода …(родные брат и сестра).

    Много леса – не губи, мало леса …(береги, нет леса – посади).

    Без корня и … (трава не растёт).

    Без хозяина земля … (круглая сирота).

    Одно дерево погубил …(посади сорок).

    Подкорми птиц зимой … (они отплатят тебе зимой).

    Роща да леса … (родного края краса).

    Где один грибок … (там целый венок).

    Посадившего дерево поблагодарят и внуки, … (погубившего – проклянут и дети).

    Увидел скворца - …(весна у крыльца).

    Зимний денёк - … (с комариный носок).

    Мороз не велик, - …(да стоять не велит).

    Весна красна цветами, а - … (осень плодами).

Жюри объявляет итоги первого тура «Секрет русских лесов».

Второй тур «Растения».

Слайд 15 – на экран проецируется картинки растений: 1- мать и мачеха, 2- цикорий, 3- василёк полевой, 4- зверобой, 5- льнянка, 6- тысячелистник, 7- пижма, 8- кипрей.

Ведущий.

Перед вами растения: 1- мать и мачеха, 2- цикорий, 3- василёк полевой, 4- зверобой, 5- льнянка, 6- тысячелистник, 7- пижма, 8- кипрей. Вам необходимо по описанию отгадать растение.

Вопросы:

1. У этого растения каждый лист как пёрышко птицы, собран из множества небольших листиков – пушинок. Чай из листьев повышает аппетит, листья прикладывают к ранкам, чтобы остановить кровь. Кроме этого это любимая еда кроликов, они ими лечатся. Люди долго относились к нему как сорняку, но как- то заметили, что он отпугивает насекомых от овощей. Поэтому листья заваривают и опрыскивают овощи.

(тысячелистник)

2. Это растение цветёт всё лето до самой осени. Сладкого сока – нектара у него нет, но зато он щедро делится своей пыльцой с насекомыми. Отцветут цветы и на их месте появляются коробочки с семенами. Когда-то считали, что он опасен для домашних животных, но оказалось, что наоборот, он помогает от многих недугов. Целебные свойства знали давным - давно жители степей казахи и называли его «джирабай» - целитель ран, лечит ожоги, снимает боль.

(зверобой)

3. Как только сойдёт снег в лесу, появляются первые цветы – подснежники. Но есть свои подснежники и у поля. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрытая белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Цветы собраны в круглое соцветие потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, после цветения превращаются в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой – парашютом, который помогает ему улететь.

(мать и мачеха)

4. Очень неприхотливый и упорный цветок, может жить, где редко выживают другие растения. Имеет целебные силы, им лечат разные болезни, из корней делают напиток, по вкусу похожий на кофе. Растение многолетнее, его цветы напоминает звёздочки.

(цикорий)

5. Это растение возвращает жизнь лесу после пожара. Он первым заселяет пепелище лилово - розовым цветом, а за ним постепенно возвращаются другие растения. Иногда его называют Иван – чаем за то, что листья и цветы можно заваривать и пить чай. После цветения появляются пушистые султанчики – семена с парашютиками.

(кипрей)

6. Семена этого растения прячутся среди семян хлебных зёрен и если не очистить рожь, то на следующий год поле закроется голубым цветом. В Европе издавна цветок считали одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из голубых цветов входит в изображение государственного герба. После цветения появляются семена, по форме они напоминают зёрна ржи, но есть одно отличие: семена украшены маленьким хохолком из тонких белых волосков.

(василёк полевой)

7. Это растение растёт у края дороги, имеет жёлтые кисти цветов. Возле них всегда вьются насекомые в поисках нектара, но добраться могут только шмели. Сильные шмели раздвигают створки цветка, напоминающие пасть собачек и пьют нектар. Но есть среди насекомых хитрецы – когда им не удаётся добраться обычным путём, они прогрызают сбоку дырочку. Пока растение не цветёт, оно похоже на лён.

(льнянка)

8. Это растение красуется на краю поля, возле дороги. Высоко поднятые жёлтые головки этого растения видны издалека. Зацветёт, загорится огнём, знайте – лето в разгаре. Приносят её домой, повесят на стене, чтобы не водились мухи, паучки и разные жучки, которые не любят её запаха. Посмотришь, на стене висят желтые головки и покажется тебе, что это ягоды рябины, только ещё не зрелые. Вот за это сходство с рябиной и дали люди ещё одно название – дикая рябина.

(пижма)

Пока подводятся итоги второго тура, болельщики могут принять участие в игре «Золушка» - с завязанными глазами нужно разобрать овощи (яблоки, помидоры, картофель) и разложить их на кучки.

Третий тур « Овощи».

Слайд 16. На экран проецируются картинки овощей: 1 – яблоко, 2 – капуста, 3 – тыква. 4 – огурец, 5 – перец, 6 – баклажан,7 - картофель.

Ведущий.

Овощные растения выращивают в огороде, в поле. Многие растения требуют не только полива, но и особого внимание к ним. Овощи незаменимый продукт питания, в них содержится много витаминов.

Внимание! Вопрос:

    Посмотрите внимательно и скажите, все ли картинки относятся к овощам?

(Нет. Яблоки – фрукты)

    Все овощи к осени засыхают и поэтому относятся к однолетним овощным растениям?

(Капуста – двухлетняя)

    Узнай овощ по описанию. Это одно из древнейших культур. Семена – настоящее лакомство для людей. Плоды могут храниться до самой весны. Это однолетнее травянистое растение, цветки жёлтые, крупные, стебель стелющийся. Засухоустойчивое растение, менее требовательное к теплу и свету.

(тыква)

    Это растение – витаминный чемпион. Когда - то это растение выращивалось как лекарственное растение и только в южных районах. Кроме сладких плодов есть и горькие. Цветёт белыми, жёлтыми или фиолетовыми цветками до глубокой осени. Плод кожистый, малосочный, внутри полый. Плоды разнообразные по форме и окраске.

(перец)

    Это обычное растение наших огородов, принадлежит к семейству тыквенных. Родина его – Индия. Но в Европу завезли давно. Цветки жёлтые, крупные. Стебель стелется по земле, шершевато – волосистый, с усиками.

(огурец)

    Это травянистое овощное, однолетнее растение. Цветки крупные, разнообразные по форме. Перезревшие плоды горькие, мякоть грубая, кожица серовато – зелёная. В тропиках, например, на острове Тайвань, это растение многолетнее дерево выше человеческого роста.

(баклажан)

    Родина его – Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чёртово яблоко». Подсказка: В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идёт речь.

(картофель)

Жюри подводит итоги третьего тура.

Ведущий.

А сейчас мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны наши участники с точки зрения экологии. Экология – это наука о доме, жилище. Под жилищем понимается окружающая человека среда. Поэтому давайте рассмотрим с вами знаки и составим правила поведения человека в природе.

Слайд 17. На экран проецируются знаки « Правила поведения в природе».

Вопросы:

    О чём говорят знаки слева?

    Что мы видим справа?

    Что нужно делать с мусором?

    Почему не нужно срезать и ломать ветки?

    Как помочь раненому деревцу?

    Можно ли срывать цветы?

    Что чувствуют муравьи, когда человек нарушает их жилище?

    А что можно сделать полезного для охраны природы?

Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение победителей.

Ведущий.

Спасибо всем за участие! Ещё раз напоминаю, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.

Использованная литература.

Алоева М. А. Классные часы в 5-7-х класса. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Последний звонок: Газета. 2002 №12, 2006 №12,2008 №4, 2008 №7.

Педсовет: Газета. 2002 №5, 2003 №7, 2006 №5.

Шин С. А. Оригинальные праздники, игры, конкурсы для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Экологическая игра-эрудицион для школьников. Конспект «Мы нужны друг другу!»

Легчилина Елена Викторовна, учитель биологии и химии, СОГБОУ "Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Применение:
Данное мероприятие будет полезно учителям биологии при проведении предметной недели в школе или во внеклассной работе.

Цель: расширить и углубить экологические знания школьников о природе.

Задачи:
- развивать творческие способности детей и умение сотрудничать друг с другом;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Предварительная подготовка.

Игру предлагается провести в форме состязания четырех команд, состав которых определяется за несколько дней до проведения мероприятия.
Команды, готовясь к игре, придумывают себе название, оформляют эмблемы в соответствии с выбранным названием, выпускают «экзаменационную работу» - газету-призыв в защиту выбранного ими животного или растения, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе. Также заранее дети готовятся к поэтическому конкурсу, подбирая и разучивая стихи по теме внеклассного мероприятия.
Выбирается состав жюри, которое будет оценивать работу команд, а также качество выполнения домашнего задания.
Кабинет, где будет проводиться мероприятие, оформляется соответствующим образом: вывешиваются репродукции картин с пейзажами, фотографии животных и растений. Можно подготовить выставку книг или выставку детских рисунков. Желательно подготовить музыкальное сопровождение.
Необходимо также установить столы, за которыми будут сидеть играющие команды и члены жюри, подготовить места для гостей и зрителей.

Ход мероприятия.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные… Это – наша природа! Наша жизнь неотделима от нее.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

В. Орлов

А насколько хорошо мы с вами знаем о животных, живущих рядом с нами, растениях, радующих нас своей красотой? Сегодня мы проводим свою игру для того, чтобы еще ближе познакомиться с окружающим нас миром.
Я хочу представить вам команды - участницы. (Представление команд ).
А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри. (Представление жюри ).
Итак, начинаем игру.

Конкурс «Домашнее задание».
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемое жюри. Сейчас мы узнаем, как команды выполнили свое «домашнее задание»: у всех ли есть название команды, девиз и эмблема; как выполнена их экологическая газета, а также
оценим творческое задание участников (Команды показывают свою презентацию, жюри оценивает их работу ).

Ведущий. С первым конкурсом наши уважаемые участники справились замечательно. Переходим к следующему конкурсу.

Конкурс «Живущие в легендах».
Ведущий. Каждой команде по очереди я зачитываю легенду, а участники должны догадаться: о каком хорошо известном вам растении идет речь. Команда, давшая верный ответ, получает балл, а если команда не справилась с заданием, то у команд-соперниц есть возможность забрать это очко.

1. Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды, спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная … (Сирень )
2. Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя носила неласковое – Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела его как-то в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте кудрявое и приветливое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. Как оно называется? (Рябина )
3. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник )
4. В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означает могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд и суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до сотворения мира. В старинной песне поется: «В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море – среди этого моря стояло 2 дерева, а на них сидели 2 голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила». Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом». Как же его называют? (Дуб )

Подведем итоги.

Ведущий. Александр Сергеевич Пушкин писал:
Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.

Конкурс «Предсказатели погоды».
Ведущий. Ваша задача, уважаемые участники, предсказать по сегодняшнему дню погоду на день завтрашний.
Команды выполняют задание.

Вопросы для первой команды:
Если сегодня:
1. Багряные зори, ... (завтра будет ветреная погода ).
2. Утром туман стелется по воде, ... (завтра будет хорошая погода ).
3. Дым зимой над избами «столбом» -- ...(к морозу ).
4. Утром на траве роса -- ... (к хорошей погоде без дождя ).
5. Иней на деревьях -- ... (к ясной, морозной погоде ).

Вопросы для второй команды:
Если сегодня:
1. Вечером с реки поднимается пар, ... (завтра будет дождь ).
2. Ночью был иней, ... (снега не будет ).
3. Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи -- ... (днем жди грозу ).
4. Кошка в доме ищет теплое местечко -- ... (к морозам ).
5. Собака перекатывается с боку на бок по снегу -- ... (к метели ).

Вопросы для третьей команды:
Если сегодня:
1. Рыба выскакивает из воды -- ... (к дождю ).
2. Вечером сильно стрекочут кузнечики и цикадки -- ... (к хорошей погоде ).
3. Клен «плачет» -- ... (к дождю ).
4. Зимой туман -- ... (к оттепели ).
5. Зимой луна бледная -- ... (к метели ).


Если сегодня:
1. Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана -- ... (к ненастью ).
2. Кучевые облака разрастаются в высоту -- ... (к дождю ).
3. Зимой к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков -- ... (к ясной погоде ).
4. Солнце «садится» в тучу -- ... (к дождю ).
5. Ласточки и стрижи летают высоко над землей -- ... (к ясной погоде ).

Ведущий. Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги за конкурс «Предсказатели погоды».

Ведущий. Продолжаем нашу конкурсную программу.
Здесь встарь медведь ходил лесами.
Была такая глухомань, -
Что любоваться небесами
К опушкам выбегала лань.

А мы в этой глухомани будем искать исчезнувших животных.

Конкурс «Найди меня».
Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно за одну минуту отыскать «спрятавшееся» животное.
1. Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (Еноты )
2. Казалось, всё вокруг в огне –
Такой уж сон приснился мне.(Лось )
3. Мочи ж нет терпеть всё это боле!
Эй, хозяин! Птиц на волю! (Чиж )
4. Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (Зебра )
5. Клоп -- он и в Африке клоп! –
Сказал мне как-то кашалот. (Пони )
6. Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (Цапля )
7. Росой как-то утром я умывалась... .
Чистой стала! На щечках румянец! (Сойка )
8. Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня! (Кобра )
9. Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (Крот )
10. Дамы шьют иголками
Очень-очень колкими. (Мышь )
11. С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик. (Скат )
12. Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (Кот )
13. Масло несвежее ел я вчера –
Вот от чего болит голова! (Слон )
14. Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (Страус )
15. На-ка, банку подержи!
Стой! Куда ты? Подожди! (Кабан )
16. Косарь очень долго ныл:
Косу рок мою сломил! (Сурок )

Давайте подведем итоги.

Ведущий. Переходим к нашему следующему конкурсу.

Конкурс «Устами младенца, или Знакомые незнакомцы».
Ведущий. Необходимо отгадать, о каком растении идет речь ниже. Если отгадываете сразу - получаете четыре балла, используете подсказки – число баллов уменьшается соответственно на столько, сколько подсказок затрачено.

Вопросы для первой команды:
1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно, сыро и много лишайников. (Ель )

Вопросы для второй команды:
1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и ребристые.
2. Оно «забирает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Оно быстрее всех заселяет гари.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина )

Вопросы для третьей команды:
1. С его цветков получается самый лучший мед.
2. Из него делали ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа )

Вопросы для четвертой команды:
1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. В апреле из него получают сок.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза )

Итак, жюри может подвести итоги.

Ведущий. Мы приближаемся к заключительной части нашей экологической игры.

Конкурс-викторина «Экологический калейдоскоп».

Ведущий. Задача каждой команды – набрать максимальное число баллов за минуту, ответив правильно на предложенные вопросы.

Вопросы для первой команды:
1. Дикая полосатая лошадь? (Зебра )
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов )
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука )
4. Как называются плоды тыквы или огурца? (Ягода )
5. Назовите «домашних» насекомых. (Пчелы, тутовый шелкопряд и т.д. )
6. Кит – рыба или животное? (Морское млекопитающее )
7. Из какой страны Петр I привез в Россию картофель? (Из Голландии )
8. Какая птица прилетает к нам с севера? (Снегирь )
9. Растет ли дерево зимой? (Нет )
10. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Конек )
11. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод )
12. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит )
13. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да )
14. У какого животного дикий образ? (У дикобраза )
15. В лугах, в полях – сестрички–белые реснички? (Ромашки )
16. Родина помидоров? (Америка )
17. Сколько ног у мухи? (Шесть )
18. Черный барс? (Пума )
19. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (Патиссон )
20. Как называется колючее пустынное растение? (Кактус )

Вопросы для второй команды:
1. Самое крупное наземное животное? (Слон )
2. Сколько ног у паука? (Восемь )
3. «Царица» цветов? (Роза )
4. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины )
5. У кого шея имеет больше позвонков: у свиньи или у жирафа? (Одинаково )
6. Что ест зимой еж? (Ничего, спит )
7. Ископаемый слон? (Мамонт )
8. Хищная пресноводная рыба? (Щука )
9. Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка )
10. Какой зверек спит всю зиму головой вниз? (Летучая мышь )
11. Северная ездовая и охотничья собака? (Лайка )
12. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек )
13. "Короткохвостый" рак? (Краб )
14. Южноамериканское млекопитающее, обычно висит на ветвях вниз головой? (Ленивец )
15. На сучках висят шары – посинели от жары? (Слива )
16. Название какого цветка происходит от слова «звезда»? (Астра )
17. Кто первый землю пашет? (Червяк )
18. Кто родился с бородой? (Козел .)
19. В кого превратился гадкий утенок Х.К. Андерсена? (В лебедя )
20. Какую траву узнают даже слепые? (Крапиву )

Вопросы для третьей команды:
1. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову )
2. Хобот слона – это его …? (Нос )
3. Основная еда гиен? (Падаль )
4. Как называют лист лука? (Перо )
5. Какое хвойное дерево ежегодно осыпается, меняя свои иголки? (Лиственница )
6. Ловчая сеть паука? (Паутина )
7. Какую траву любят кошки? (Валериану )
8. На какой цветок надет белый пушок? (Одуванчик )
9. Самая маленькая птица? (Колибри )
10. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, это одно и то же животное )
11. Косой ли заяц? (Нет )
12. Весной или летом цветет сирень? (Весной )
13. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус )
14. Какие насекомые могут съесть дом без остатка? (Термиты )
15. Зеленый поясок, в траве затерялся? (Ящерица )
16. Животное, которое строит дом на реке? (Бобр )
17. Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи )
18. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние )
19. Самая высокая трава? (Бамбук )
20. Какая птица носит название танца? (Чечётка )

Вопросы для четвертой команды:
1. Как называется жилище бобра? (Хатка )
2. Пестрая крякушка, ловит лягушек? (Утка )
3. Какая птица кричит как кошка? (Иволга )
4. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (На ель )
5. Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей? (Лавровый )
6. Не кузнец, а с клещами? (Рак )
7. "Подкованное" насекомое? (Блоха )
8. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки )
9. Какой гриб растет на березах? (Чага )
10. Какие птицы устраивают танцы на болотах? (Журавли )
11. Самая крупная обезьяна? (Горилла )
12. Сушеный абрикос? (Урюк )
13. Кто на себе лес носит? (Олень )
14. Какое растение называют «корень жизни»? (Женьшень )
15. Цветок солнца? (Подсолнух )
16. У какой птицы нос мешком, шея крючком? (У пеликана )
17. Какая птица ходит круглый год во фраке? (Пингвин )
18. Не зверь, не птица, а нос, как спица? (Комар )
19. Бабочка из платяного шкафа? (Моль )
20. "Волосатый червяк"? (Гусеница )

Ведущий. Предлагаю жюри подвести итоги конкурса и объявить команду – победительницу. (Подведение итогов, награждение команд ).

Ведущий. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня каждый из вас узнал для себя что-то новое о сложной и многообразной жизни природы, а узнав, я надеюсь, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а, значит, от нас с вами.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся...

(Н. Старшинов ).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Паутовская СОШ» Петропавловского района Алтайского края

Дню защиты ЗЕМЛИ
в 8 – 9 классах

«Свалка по имени ЗЕМЛЯ»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Калинина Валентина Ивановна

с. Паутово

2015 г

Экологическая игра, посвященная

Дню защиты ЗЕМЛИ

«Свалка по имени Земля» (слайд № 1)

Образовательные задачи:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;
  • развитие образного мышления;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие восприятия;
  • повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

(слайд № 2) "Даже самые красивые фантазии засоряют нашу планету".

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день! Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш праздник необычный - он экологический и посвящен одной из самых актуальных тем - загрязнению планеты Земля.

Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

(слайд № 3, на фоне музыки читается стихотворение)

Выступление ученика (-цы), чтение стихотворения:

Моя планета - человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком.

Где сточная канава - океан.

Где вся природа поймана в капкан.

Где места нет ни аисту, ни льву

Где стонут травы: больше не могу!

Вот она летит, маленькая, какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая.

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Ведущий: Вопрос "Куда деть мусор?" становится вес актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

В празднике участвуют учащиеся 8 – 9 классов. Для того чтобы начать наш праздник я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Впереди нас ждут конкурсы и развлечения. Посмотрите, на сцене размещено изображение земного шара (глобус), покрытого разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это не просто глобус, это табло, на котором фиксируются результаты игры. При каждом заработанном той или иной командой балле снимается одна бумажка – идет как бы процесс очищения земного шара от мусора. (Предварительно команды выбирают себе цвет бумажек. ) Выигрывает та команда, которая уберет с глобуса больше «мусора». Итак, начнём!

Конкурс 1. «Крылатая фраза» (слайд № 4)

Ведущий: Вам надо правильно назвать химические элементы, знаки которых приведены. Если вы правильно назовете химические элементы, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая? Продолжительность конкурса – 5 минут. Максимальное количество 5 баллов.

(слайд № 5) Au, Ne, Al, Nb, Ir, Eu – Ag, In, Lu, Am.

(Золото, неон, алюминий, ниобий, иридий, европий – серебро, индий, лютеций, америций. Знание – сила . )

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Конкурс 2. «Что мы выбрасываем,

или Золотые россыпи помоек» (слайд № 6)

Ведущий: Команды вы получаете по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос я даю три варианта ответа. По моему сигналу вы поднимаете табличку с номером ответа.

Вопросы:

  1. Пластмасса (правильный ответ).
  2. Стекло.
  3. Металл.
  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо: (слайд № 7)
  1. Рассортировать .
  2. Собрать в одном месте.
  3. Раскрошить.
  1. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
  1. Компостировать.
  2. Сжечь при специальных условиях.
  3. Переплавить.
  1. Первоочередная забота при выборе свалки: (слайд № 8)
  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод .
  2. Ограждение места свалки.
  3. Укомплектование соответствующей техникой.
  1. Вредные выбросы оказывают влияние:
  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  2. На близлежащие регионы.
  3. Даже на территории, удаленные от места,

где загрязнение «увидело свет».

(слайд № 9)

  1. Самая страшная «добавка» к воде:
  1. Бытовой мусор.
  2. Пестициды.
  3. Минеральные удобрения.
  1. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно

Рассеивают в окружающую среду:

  1. Газы .
  2. Жидкости. (слайд № 10)
  3. Твердые вещества .
  1. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,

пролежит без изменения:

  1. 10 лет.
  2. 50 лет.
  3. 100 лет и более .
  1. Поступление в среду обитания вредных веществ

приводит к нарушению функционирования экологических

Систем, называют:

  1. Загрязнением .
  2. Экологическим кризисом. (слайд № 11)
  3. Интродукцией.
  1. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
  1. 1-2 года .
  2. 5-8 лет.
  3. 20 и более.
  1. Гарбология это...
  1. наука о доме;
  2. наука о почве;
  3. наука о мусоре.
  1. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим (слайд № 12)

количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

  1. Их захоронение.
  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
  3. Рециркуляция (повторное использование отходов).

Конкурс 3. «Устами младенца, или не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)» (слайд № 13)

Ведущий: В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д.

(слайд № 14) Задание первое:

1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.

2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.

3. У меня много игрушек сделано из нее.

4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.

(Пластмасса.)

(слайд № 15) Задание второе:

1. Его делают из песка.

2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

3. Чаще всего оно прозрачное.

4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

5. Когда падает, оно разбивается

(Стекло.)

(слайд № 16) Задание третье:

1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.

2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.

3. Это необходимо компостировать.

4. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его производит обыкновенная корова.

(Навоз.)

(слайд № 17) Задание четвертое:

1. У нас это получают из древесины.

2. Это легко горит.

3. Это изобрели китайцы.

4. Из этого получается много мусора.

5. На этом обычно рисуют или пишут.

(Бумага.)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

(После окончания конкурса жюри подсчитывают баллы и с изображения земного шара (глобуса) убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам.)

Конкурс 4. «Что может сделать один?» (слайд № 18)

Ведущий: Задание - необходимо закончить фразы. Фразы будут читаться каждой команде по очереди. Если команда не может закончить фразу, то команда – соперница может закончить фразу за нее. За каждую правильно законченную фразу команда получает по 1 баллу.

(слайд № 19) 1.Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... (сдать в магазин, чтобы они использовались много раз).

(слайд № 19) 2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).

(слайд № 19) 3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут... (кому-то понадобиться).

(слайд № 20) 4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и... (сдай туда ненужную бумагу).

(слайд № 20) 5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать).

(слайд № 20) 6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).

(слайд № 21) 7. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно... (сдать).

(слайд № 21) 8. Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся чаще … (общественным транспортом).

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

(После окончания конкурса жюри подсчитывают баллы и с изображения земного шара (глобуса) убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам.)

Конкурс 5. « Экологический буксир » (слайд № 22) (слайд № 27)

Ведущий: Каждой команде выдается «чёрный конверт». Там даны формулировки экологических понятий и даются карточки с буквами (о, з, о, н/ э, к, о, л, о, г, и, я/ э, в, о, л, ю, ц, и, я ), из которых вы должны составить слова по теме «Экология».

(слайд № 28) Озон – один из атмосферных газов, сильно задерживающий ультрафиолетовое солнечное излучение.

(слайд № 29) Экология – наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.

(слайд № 30) Эволюция – развитие и совершенствование живой природы на протяжении многих миллионов лет.

Игра со зрителями (слайд № 23)

Ведущий: Пока команды выполняют задание, я поиграю со зрителями. Они помогут добыть баллы для своих команд. За каждый правильный ответ игрок - зритель получит по 1 баллов. После игры игрок – зритель может отдать свой балл команде, за которую болеет. А может и не отдавать.

1. Какую часть обуви найдём у холма? (Подошву.)

2. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. (Вода.) (слайд № 24)

3. Дерево – чемпион Сибири по скорости роста. (Тополь.)

4. Цветки, какой культуры придворные дамы французской

Королевы использовали как украшение в причёске? (Картофеля.)

5. Какой золотой цветок даёт белый пушок? (Одуванчик, мать-и-мачеха.) (слайд № 25)

6. У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (У пингвинов.)

7. У собаки, какой породы язык синего цвета? (Чау – чау.)

8. Какую цепь нельзя поднять? (Горную.) (слайд № 26)

9. Кругом вода, а с питьём беда? (Море.)

После проведения игры со зрителями проверяется выполнение конкурса «Экологический буксир»

Жюри оценивают конкурс «Экологический буксир», выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.

(После окончания конкурса жюри подсчитывают баллы и с изображения земного шара (глобуса) убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам.)

(слайд № 31)Ролик «Помойка на небе»

Ведущий: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

(слайд № 32, на фоне музыки читается стихотворение)

Ведущий: Закончить мероприятие хочу стихотворением:

Волнуется Природа неспроста.
Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется Природа неспроста.
Она предупреждает Человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботится от века и до века -
Старается всегда предупредить.
Но Человеку надо слишком много:
Он черпает скорее и до дна.
Берет с собою жадность на подмогу,
А эта дама подведет всегда.
Приходит день - опомнится бедняжка:
Куда спешил, зачем ломал дрова.
И трудно жить становится и тяжко -
Так наступает жуткая пора.
А может и такое вдруг случиться,
Что все живое превратится в прах.
Вот это Человеку не простится!
Как не пугает Человека страх?!
Лишь миг, всего одно мгновенье -
И все живое сгинет без следа.
Что многие создали поколенья,
Все разнесет глобальная беда.
О Люди! Надо быть мудрее!
Любите, берегите шар земной,
Терпимей будьте, мягче и добрее.

И навсегда покончите с войной.
О, царь Природы, дорогой мой Человек,
Каким коротким может быть твой век!
Уж сколько лет молва в народе ходит,
Что жадность до плохого лишь доводит.

Спасибо за внимание! (слайд № 33)

Используемая литература:

1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. О.С. Габриелян «Химия» 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

3. О.С. Габриелян «Химия» 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

5.Стихотворения «Волнуется Природа неспроста» (автор С. С. Нефедова

г. Кузнецк, Пензенская обл., источник http://www.ped-sovet.ru/)

6. Стихотворение «Моя планета - человеческий дом» (автор и источник заимствования неизвестен)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Статьи по теме: