Игры по валеологии в доу. Дидактические игры по валеологии для детей подготовительных групп. ЗОЖ, валеология, тело человека. Дидактические игры - Дидактические игры по валеологии для детей средней группы ДОУ

Конспект занятия к НОД Область «Познание» (подготовка к обучению грамоте)

Тема: «Звук [ц]. Буква Ц»

  • Знакомить со звуком [ц] и буквами Ц,ц.
  • Учить определять место звука в слове.
  • Продолжать учить звуковому анализу слов
  • Развивать внимание, моторику
  • Материал: мешочек, игрушки, предметы на звук [ц], мяч, схемы слов, предметные картинки со звуком [ц], изображение буквы Ц, фасоль, тетради, карандаши, таблица со слогами, кассы букв, изображение сосулек с буквами.

    Части занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

  • Орг. Момент. Игра «Волшебный мешочек»
  • Педагог предлагает детям достать из мешочка предмет, назвать его и сказать с какого звука начинается его название.

    Дети достают из мешочка предметы (цепь, цветок, цифры, цыплёнок, циркуль), называют их, определяю тпервый звук в словах.

  • Характеристика звука [ц]
  • На какой звук начинаются все предметы, которые вы достали?

    Этот звук гласный или согласный? Почему?

    Звонкий он или глухой? Почему?

    Звук [ц] всегдя твёрдый. Как мы его будем обозначать?

    На звук [ц]

    Согласный, так как при произношении воздух встречает преграду(язык, зубки).

    Глухой, так как горлышко при произнесении не дрожит.

    Синим квадратом.

  • Игра «Будь внимателен»
  • Выполните действие, если услышите звук [ц].

  • Хлопнуть: ц, т, с, ц, ш, з, ц, д, ты
  • Топнуть: ца, от, сы, уц, до, цу, ыц.
  • Дети выполняют действие.

  • Определение места звука в слове
  • На доске схемы слов (звук в начале, конце, середине). Дети по очереди выходят к доске, берут предметную картинку, называю слово, и кладут под соответствующую схему.

    Слова: Цыплёнок, цепь, цветы, цапля, кольцо, яйцо, курица, овца, индеец, палец, огурец и т.д.

    Дети определяют место звука в слове, вешают под соответствующую схему.

  • Физ. Минутка. Игра с мячом «Измени слово»
  • Педагог предлагает детям назвать ласково предметы так, чтобы в них появился звук [ц]:

  • Дерево
  • Кресло
  • Масло
  • Платье
  • Зеркало
  • Блюдо
  • Дети отвечают:

  • Деревце
  • Креслице
  • Оконце
  • Мыльце
  • Маслице
  • Платьице
  • Зеркальце
  • Дельце
  • Блюдце
  • Знакомство с буквой.
  • Звук [Ц] обозначается буквой Ц. (показ на доске)

    На что она похожа?

    Буква Ц стоит бочком

    И цепляет всех крючком.

    Выложите букву Ц из фасоли.

    Обведите её пальцем.

    На стенку с крючком.

    Дети выкладывают букву из фасоли.

    Дети обводят.

  • Задние «Найди букву»
  • Перед детьми на листочках буквы, дети должны найти и обвести только букву Ц.

    Дети находят и обводят букву Ц.

  • Пальчиковая игра «Цыплята»
  • Пять цыпляток,

    Пять комочков

    Во дворе стоят у бочки

    Захотелось им напиться

    Из щелей течёт водица

    Вот из лужи пьют цыплятки

    И у всех озябли лапки

    Вот поджали коготочки

    Побежали греться к квочке.

    Большой и указательный пальцы - клювик, остальные прижаты к ладони.

    Все пальцы сжать в кулак

    Пальцами изобразить бочку

    Приоткрыть пальцы-клювики

    Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз

    Показать, как пьют цыплятки

    Пальцы дрожат

    Прижать скрюченные пальцы к ладони

    «Пробежаться» пальцами по столу

  • Работа в тетради.
  • Написать букву Ц

    Дети выполняют работу в тетради.

  • Чтение слогов по табличке.
  • Дети читают слоги.

  • Работа со словами.
  • На сосульках написаны буквы. Педагог предлагает сложит сначала слово из букв, написанных на длинной, а потом на короткой сосульке (слова: овца, лицо) и сделать их звуковой анализ.

    Дети составляют из букв разрезной азбуки слова, выполняют их звуковой анализ.

  • Итог занятия.
  • Чем мы занимались сегодня? С какой новой буквой познакомились.

    Ответы детей


    Ашарина Марина Павловна

    Алексашина Ирина Вадимовна,

    воспитатель

    МАДОУ детский сад №162 города Тюмени

    Консультация для воспитателей

    «Уголок валеологии в образовательном пространстве группы»

    В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

    Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.

    В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин: упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.); снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.); плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

    Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

    Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

    Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

    1. Соблюдение личной гигиены.
    2. Рациональное питание.
    3. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
    4. Соблюдение режима дня.
    5. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
    6. Профилактика простудных заболеваний
    7. Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.
    8. Создание условий для двигательной активности.
    9. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
    10. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.

    Факторы, обеспечивающие сохранение и укрепление детей:

    Соблюдение режима дня;

    Рациональное питание и режим питания;

    Пребывание на воздухе;

    Закаливание;

    Двигательная активность;

    Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил.

    Психологическая безопасность детей в ДОУ

    Задачи валеологического воспитания:

    1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
    2. Накопление знаний о здоровье.
    3. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

    Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.

    Все эти задачи мы решаем при помощи методов:

    Методы:

    • -словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),
    • -наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),
    • - практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;

    упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)

    Формы организации детей:

    • экскурсии;
    • наблюдения;
    • дидактические игры;
    • чтение художественной литературы;
    • сюжетно-ролевые игры;
    • простейшие опыты;
    • самостоятельное наблюдение;
    • индивидуальным занятиям в уголках здоровья.
    • закаливание,
    • физическая культура,
    • релаксация,
    • физкультминутки,
    • рациональное и полноценное питание,
    • личная гигиена,
    • использование народных средств,
    • активный труд,
    • рациональный отдых,
    • прогулки на свежем воздухе.

    Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.

    Задачи валеологического уголка:

    Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

    Формировать осознанное отношение к своему здоровью;

    Знакомить детей со строением человеческого организма;

    Формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;

    Формировать гармоничную личность.

    Три составляющие валеологического уголка:

    Питание

    Гигиенические навыки

    Физическая культура (спорт)

    Итак, первая составляющая – питание:

    Во время приема пищи используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:

    Хорошее питание - основа здоровья.

    Пища - основа жизни.

    Разумно есть – долго жить.

    Представляю некоторые дидактические и подвижные игры по воспитанию культуры питания

    Цель : Привитие культуры питания.

    -«Полезно – вредно»

    -«Вместе - отдельно»

    -«Чудесный мешочек»

    -«Что можно приготовить из этих продуктов?»

    - «Что, где растет?»

    - «Соберем урожай»

    -«Волшебная кастрюля»

    -«Витаминная азбука»

    - «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.

    Игры для детей от 3 до 7 лет

    Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.

    Детям 3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.

    Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное - красный шнур)

    Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому - полезные продукты, к красному – вредные.

    Вторая составляющая валеологического уголка - гигиенические навыки.

    Схема, как правильно чистить зубы.

    Таблица, как правильно мыть руки.

    Дидактические игры: « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.

    Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.

    Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.

    Третья составляющая уголка - физическая культура

    Дидактические игры « Спорт», « Команда чемпионов», и т.д.

    Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).

    Физкультминутки.

    Картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.

    Папка « Строение тела»

    Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).

    Массаж (мячики - ежики).

    В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.

    Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.

    Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами, ковриком с шипами, ковриками, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.

    Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».

    Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. В этом может помочь плакат «Правильная осанка».

    Также в валеологическом уголке находится информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов, дидактические игры, к примеру «Зуб – неболей-ка».

    -«Валеология»

    Игры-пазлы

    Тематические словари:

    Гигиена и здоровье,

    Я и моя безопасность,

    Я и мое тело.

    Дидактические карточки:

    Азбука здоровья,

    Как устроен человек.

    Картотеки валеологических игр.

    Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

    Организуются экскурсии в медицинский кабинет.

    Проводятся беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

    Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».

    Задачи:

    • Установление доверительно-делового контакта с родителями;
    • Повышение педагогической культуры родителей;
    • Пропаганда ЗОЖ;
    • Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

    Формы работы с родителями:

    1. Общие родительские собрания;
    2. Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
    3. Телефон доверия;
    4. Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
    5. Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
    6. Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
    7. Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.

    Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:

    1. Снижение заболеваемости.
    2. Рост уровня физического и психического здоровья.
    3. Повышение двигательной активности детей.
    4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
    5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
    6. Общая подготовленность к обучению в школе.
    7. Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

    Таким образом, все воспитательно - оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом учит вести здоровый образ жизни с детства.

    Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».

    Литература:

    1. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
    2. Оздоровительные игры. Младшая группа./ авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
    3. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
    4. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
    5. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    К ЗАНЯТИЯМ ПО ВАЛЕОЛОГИИ

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЕ ЛИЦО»

    Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

    Материал: разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧИСТЫЕ РУКИ»

    Цели: Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

    Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

    1 – й вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

    2 – й вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УМЕЮ – НЕ УМЕЮ»

    Цели: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

    Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

    Цели: Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

    Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ»

    Цель. Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

    Содержание. Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВСЕ ПОМОЩНИКИ ВАЖНЫ,

    ВСЕ ПОМОЩНИКИ НУЖНЫ, А КОМУ КАКОЙ НУЖНЕЕ?»

    Цели. Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь: повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.

    Содержание. Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии), либо возвращают обратно. (Например: к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку, на которой изображен нос.) Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

    Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.

    ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО БЫСТРЕЕ СОСЧИТАЕТ ПУГОВИЦЫ»

    Цель. Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

    Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каком случае, получается, считать быстрее и почему.

    ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОГОВОРИМ БЕЗ СЛОВ»

    Цель. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

    ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛУШАЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ»

    Цель. Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ПО ЗВУКУ»

    Цель. Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

    Содержание. Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ»

    («КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?»)

    Цель. Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

    Для усложнения игры детям можно раздать по погремушке. Воспитатель указывает на очередного игрока, который должен погреметь своей погремушкой. Водящий определяет, кто из участников игры погремел погремушкой. При этом водящий может стоять в кругу, глаза должны быть у него закрыты.

    МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОТГАДАЙ, ГДЕ ПУТЕШЕСТВОВАЛ МИШКА»

    Цель. С помощью магнитофонных записей упражнять детей в восприятии различных звуков.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НЕ ПРОПУСТИ СВОЙ ЗВУК»

    Цели. Развивать фонематический слух детей.

    Содержание. Воспитатель предлагает каждому ребенку побыть домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут). Для этого они выбирают нагрудный знак с изображением любого звука русского языка ([р], [о], [y] и т.д.). В процессе слушания стихотворения (рассказа) дети определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со «своего» звука, ребенку нужно быстро встать и сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

    ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ТИХО, ГРОМКО. КОГДА ЛУЧШЕ СЛЫШНО И ПОЧЕМУ?»

    Цели. Развивать слух детей. Активизировать их внимание на силу голоса, при которой будет хорошо слышна их речь. Формировать культуру речи.

    ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧЬИ ГЛАЗА ТЕБЕ ПОМОГУТ?»

    Цель. Закрепить знания детей об особенностях зрения живых организмов.

    ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА

    Цели. Развивать глазомер детей, учить их соотносить величину предметов, длину отрезков и т. п.

    Пометь карандашом центр круга.

    Раздели прямоугольник пополам.

    Проведи линию такой же длины.

    Отрежь полоску такого же размера.

    Вырежи такую же фигуру.

    Затем воспитатель помогает проверить, насколько верно и точно выполнены задания, и по необходимости дает рекомендации.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО МОЖНО КУСАТЬ ЗУБАМИ?»

    Цель. Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу

    Для подготовки по развитию тактильных ощущений ряд игровых заданий.

    Цель – ознакомление с образцами различных видов поверхности (камнем – твердая поверхность; пухом – мягкая; шелком – гладкая; колючкой – колючая; ножом, бритвой – острая; огнем – горячая; снегом, льдом – холодная поверхность).

    1 . Возьми в руки камень. Сожми его пальцами. Чувствуешь, какой он твердый? Отыщи на столе предметы, о которых можно сказать «Твердый как камень» (карандаш, ручка и т.д.).

    2 . Возьми в руки пушинку . Чувствуешь, какая она мягкая? Отыщи на столе предметы мягкие как пух. Как можно сказать о шерсти кошки, щенка? (У кошки шерсть мягкая, как пух. У щенка шерсть тоже мягкая, как пух.)

    3. Разложи отдельно мягкие и твердые предметы.

    4. Игра « Твердый – мягкий ». Принимают участие два человека. По команде ведущего дети поочередно называют твердые и мягкие предметы. В помощь каждому играющему дается мешочек с набором образцов материалов (кусочки камня, железа, льна, шерсти, хлопка) и изделий из них, выигрывает тот, кто назвал последним.

    5. Потрогай семена разных растений. Определи, какие из них тверже (не поддаются лущению с помощью ногтей), а какие мягче. Отложи семена, которые можно расколоть только с помощью молотка (очень твердые): орех, косточки вишни, сливы, абрикоса, персика и др. Скажи у чьего ребенка мягкая одежонка? (У дубового ребенка – желуденка мягкая одежонка. У каштаного ребенка мягкая одежонка и т.п.)

    6. Потрогай колючку ежа. Отыщи на столе предметы колючие, как ежик, как колючка (металлическая щетка, ветка шиповника, розы и т.д.).

    7. Потрогай кусочек шелка, погладь его. Потрогай другие предметы на столе. О каких из них можно сказать «гладкий, как шелк»? (Елочный шарик, полированный шкаф, шерсть у щенка и т.д.)

    8. Игра « Колючий – гладкий». В игре принимают участие два человека. По команде ведущего дети называют поочередно колющие и гладкие предметы (сначала колючие, а потом или вперемешку). Как и в игре «Твердый – мягкий», детям даются в помощь наборы подходящих предметов или изображения (если они с этими предметами прежде знакомились в натуре). Выигрывает тот, кто последним назовет колючий или гладкий предмет. Игру можно проводить в другом варианте, заменив колючие предметы шершавыми (с шероховатой, выпуклой поверхностью).

    9. Осторожно потрогай нож, бритву, шило. Почему их называют острыми? Отыщи на столе острые, как нож предметы, острые, как шило предметы. Называй их, сравнивая с предметом, имеющим такой же наконечник или край поверхности (битое стекло острое, как нож; лыжная палка острая на конце, как копье и т.д.).

    10. Отыщи на столе предметы, не имеющие острых краев (мяч, шарик, шишка, кукла и т.п.). Почему для маленьких детей игрушки делают не острые?

    11. Игра « Острый – тупой». Проводится также, как описанные выше игры.

    12. Вспомни, сидел ли ты когда-нибудь у камина, костра, подносил ли руку к горячим углям. О каких предметах можно сказать, что они горячие, как огонь, как жар?

    13. Потрогай снег и лед. Они холодные. Подумай, о каких предметах говорят «холодный как лед».

    14. Игра « Холодный – горячий» (проводится по той же методике).

    Надежда Алексеева

    Данная дидактическая игра предназначена для детей дошкольного возраста. Она может усложняться в зависимости от возраста и от поставленных задах педагога. Для проведения игры и использования данного дидактического материала вам необходимо всего лишь картинки на определенную тему, в данном случае это валеология . На данном кубике имеются карманчики, в которые как взрослый, так и ребенок сможет с легкостью разместить картинку. Если вы берете тему домашние животные :- ребенок должен разместить во все карманчики животных, которые живут дома. Или другой вариант игры, вы располагаете картинки с домашними и животными и одну картинку с диким, и ребенку дается задание : "Найди лишнюю картинку?". Варианты игры, использование данного дидактического оборудование может быть самым разнообразным. Все зависит от фантазии педагога и возможностей детей! Также одним из вариантов использования данного дидактического материала может быть игра "Эмоции". Расположив в карманчики кубика различные картинки эмоций, для детей младшего дошкольного возраста, даем задание покажи эмоцию, которая тебе попадет и кидаем кубик на пол. Размеры кубика могут быть самыми разными. Желаю вам удачи!. Надеюсь вам пригодиться данный материал.

    Публикации по теме:

    Валеология - наука о здоровье. Каждый человек в своей жизни хочет прожить её спокойно, безболезненно, с пользой. Всего этого, конечно, можно.

    Конспект фронтального занятия по валеологии в средней группе МДОУ детский сад комбинированного вида №60 «Заинька» Конспект фронтального занятия по валеологии в средней группе Воспитатель:.

    Конспект интегрированного занятия по валеологии «Все о глазах» ЗАНЯТИЕ ПО ВАЛЕОЛОГИИ «ПОЗНАЙ СЕБЯ» «ВСЕ О ГЛАЗАХ» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Дать представление о живом и неживом предмете. Познакомить.

    Конспект НОД по валеологии «Сердце» в подготовительной логопедической группе Конспект НОД по валеологии в подготовительной логопедической группе №2 Проводили: Харитонкина О. А Жукова М. А Цель: познакомить детей с.

    Конспект открытого занятия по валеологии в детском саду Конспект открытого занятия по валеологии в детском саду. Занятия по валеологии помогают образовать у деток особые познания, умения и навыки.

    Конспект по валеологии «Мои организм» Цель: углубление знаний детей о строении человеческого организма и функциях органов в организме. Задачи: Продолжать расширять знания детей.

    Конспект по валеологии во второй младшей группе «Мое тело» Открытое занятие по валеологии во второй младшей группе на тему «Мое тело» Программное содержание: 1. Дать детям понятие о частях тела.

    Конспект занятия по валеологии КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОСПИТАТЕЛЯ 1 КАТЕГОРИИ БАЛАМУТОВОЙ АЛЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ МБДОУ № 28.

    Серебрякова Наталия Юрьевна
    Дидактические игры по валеологии для старших дошкольников

    Дидактические игры по валеологии для старших дошкольников .

    Видим, слышим, ощущаем.

    Цели :

    закрепить представления об органах чувств;

    упражнять детей в умении анализировать свои ощущения и выражать их вербально;

    закреплять слова видеть, слышать, ощущать.

    Оборудование : картинки с изображением органов чувств (ухо, нос, рука, баночки с пахучими продуктами и веществами (чеснок, лимон, яблоко, духи, бензин и т. п., предметы с разной поверхностью (гладкой, шероховатой, ворсистой, холодной, влажной, колокольчик, бубен, лист бумаги, аудиокассета с записями театральных шумов, предметные и сюжетные картинки.

    Воспитатель предлагает вспомнить, какие органы помогают человеку видеть, слышать, ощущать предметы, и поупражнять свои органы чувств : соотнести звуки, картинки, запахи, ощущения с изображениями органов чувств. Например, воспитатель включает аудиозапись шума дождя или шторма на море, ребенок называет звук, показывает картинку с изображением уха и говорит, что слышит этот звук ушами.

    Полезные продукты

    Цели :

    закрепить знания о том, какие продукты полезны, а какие вредны для организма;

    подвести к пониманию, что не все вкусное полезно.

    Оборудование : предметные картинки с изображением продуктов (торт, различные фрукты и овощи, копченая колбаса, конфеты, газированная вода, каша, молоко, варенье и т. д.).

    Детям предлагается разложить предметные картинки на три стола : полезные, не очень полезные, вредные продукты.

    Зуб Неболей-ка

    Цель : закрепить знания о необходимости заботиться о здоровье зубов.

    Оборудование : карточки с изображением здоровых и больных зубов, продуктов питания.

    Вариант 1. Воспитатель раздает детям карточки с изображением продуктов питания, показывает изображение больного зуба, предлагает поднять карточки с изображением продуктов, вредных для здоровья зубов, и объяснить свой выбор. То же самое – с изображением здорового зуба.

    Вариант 2. Детям раздаются маленькие карточки с изображением здоровых и больных зубов. Воспитатель показывает изображение продукта и предлагает поднять соответствующую картинку.

    Вариант 3. Детям предлагается приложить картинки с изображением продуктов питания, полезных или вредных для здоровья зубов, к соответствующим изображениям зубов.

    Малыши – крепыши

    Цель : закреплять знания о здоровом образе жизни, понимание того, что занятия физкультурой, закаливание, правильное питание и соблюдение режима способствует хорошему физическому развитию.

    Оборудование : картинки с изображением зарядки, прогулки, посещения стоматолога, занятий спортом и т. д.

    Вариант 1. Водящий показывает картинки, дети описывают их и объясняют, чем полезна та или иная ситуация для здоровья.

    Вариант 2. Детям раздаются картинки с изображением режимных процессов. Дети выкладывают их в соответствующей последовательности, объясняя свой выбор и предлагая изменения и дополнения, которые могут быть внесены в режим дня.

    Кто больше знает о себе

    Цель : закрепить знания о своем организме и функциях его органов.

    Вариант 1. Воспитатель задает вопросы : что умеют делать ваши руки, ноги и т. д., дети демонстрируют.

    Вариант 2. То же, но вербально.

    Аскорбинка и ее друзья

    Цель : конкретизировать знания об основных витаминах и продуктах, в которых они содержатся.

    Оборудование : предметные картинки со стилизованным изображением витаминов и продуктов, в которых они содержатся : А – помидор, облепиха, морковь, тыква; В – овес, гречка, пшено, картофель; С – лимон, капуста, шиповник, апельсин, черная смородина; Е – помидор, перец сладкий, масло растительное, картофель.

    Воспитатель раздает детям картинки с изображением продуктов, показывает картинки с обозначением каждого витамина, уточняет их названия, предлагает поднять картинки с изображением продуктов, в которых содержится каждый конкретный витамин, и назвать их.

    Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем

    Цель : закрепить названия видов спорта и соответствующих действий спортсменов, развивать координацию движений.

    Водящий выходит из комнаты, дети договариваются между собой, движения каких спортсменов будут имитировать. Водящий, зайдя в комнату, говорит : «Где вы были, что вы делали?» . Дети отвечают : «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» и выполняют движения. Если водящий угадывает вид спорта, водящим становится играющий.

    Угадай на вкус

    Цели :

    закрепить представление о своем организме;

    способствовать формированию знаний о роли вкусовых ощущений для человека.

    Оборудование : кусочки различных фруктов и овощей, которые можно употреблять сырыми.

    Воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза и кладет ему в рот кусочек фрукта или овоща, нанизанного на шпажку. Ребенок отгадывает название и говорит, в каком виде этот продукт употребляется : сырым или вареным и что из него можно приготовить.

    Статьи по теме: