Карл у Клары украл корону. Платный скачиваемый контент

Clausewitz Engine 2

Режимы игры Управление Сайт

Разработка

Общая информация

Действие игры может происходить в период начиная с Позднего Средневековья до эпохи Наполеоновских войн . Игрок выбирает под своё управление государство, и на него возлагается ответственность правителя. Игру можно начать в любую дату начиная с 11 ноября 1444 года до 1 января 1821 года . Между этими датами традиционно можно переключаться. Игроку подвластны дипломатия , религия (для каждой из которых есть своя особая система), торговля , управление , исследования новых технологий, открытие земель (в том числе Северной Америки , Южной Америки , Африки и Австралии). Каждое государство будет неповторимым, то есть у каждого есть свои национальные идеи, задания и миссии, династия правителей. Неповторимая история и уникальная система цепочки динамических событий делают игру насыщенной. Чёткой цели у игры нет - её ставит сам игрок.

Также можно играть в кампанию (начиная с Crusader Kings II), которая затем преобразуется в Europa Universalis IV, позволяя играть в пределах от 769 до 1821. Это возможно благодаря встроенным функциям этих игр, которые преобразуют сохраненную кампанию в следующую по времени игру Paradox Interactive.

Отличия от Europa Universalis III и новые особенности игры

Изменения в геймплее

  • Были убраны шпионы и система управления ими, так как они ухудшают баланс игры. Но отдельные их функции переданы дипломатам.
  • Были убраны фракции. Но позже были снова добавлены, в несколько изменённом виде.
  • Крупные изменения в системе торговли.
  • Магистраты тоже были убраны, по той же причине, что и шпионы. Вместо них введена новая система развития игроком государства.
  • Культурные традиции для найма советников убрали, вследствие их ненадобности из-за значительных преобразований в системе советников.
  • Новая система национализации провинций и более широкие возможности дипломатии.
  • Ползунки внутренней политики были удалены и заменены на направления развития технологий.
  • Изменена система колонизации незаселенных территорий.

Дополнения

Платный скачиваемый контент

  • Europa Universalis IV: Call-to-Arms Pack
    • Winged Hussars Unit Pack DLC
    • National Monuments DLC
  • Europa Universalis IV: Pre-order Pack
    • The 100 Years War Unit Pack
    • The Purple Phoenix Expansion
  • Europa Universalis IV: Digital Extreme Edition Upgrade Pack
    • The Stars and Crescent Pack
    • The Horsemen of the Crescent Unit Pack
    • The Conquest of Constantinople Music Pack
  • Europa Universalis IV: National Monuments II
  • Europa Universalis IV: American Dream
    • Добавляет более 50 новых событий, 10 тематических иллюстраций к событиям, а также несколько новых моделей для армии США.
  • Europa Universalis IV: Conquistadors Unit Pack
  • Europa Universalis IV: Native Americans Unit Pack
  • Europa Universalis IV: Songs of the New World
  • Europa Universalis IV: Native Americans II Unit Pack
  • Europa Universalis IV: Colonial British and French Unit Pack
  • Europa Universalis IV: Muslim Adviser Portraits

Бесплатный скачиваемый контент

  • Europa Universalis IV: Songs of Yuletide
  • Europa Universalis IV: Women in History

Дополнения

  • Conquest of Paradise (Завоевание рая) - первое дополнение EU4 , добавляющее новые племена в Северной Америке и, по желанию игрока, случайную генерацию земли на месте двух американских континентов. Дополнение выпущено 11 января 2014 года.
  • Wealth of Nations (Богатство наций) - второе дополнение для EU4 , значительно улучшающее торговлю, торговые республики и баланс игры. Дополнение выпущено 29 мая 2014 года.
  • Res Publica (Общее дело) - третье дополнение для EU4 , улучшающее управление государством, торговлю и некоторые события. Выпущено 16 июля 2014 года.
  • Art of War (Искусство войны) - четвёртое дополнение для EU4 , в котором значительно улучшен практически каждый аспект игры, начиная от детализации регионов Африки и замены восстаний на беспорядки, и заканчивая расширенными возможностями при создании вассалов и марионеточных государств. Дополнение выпущено 30 октября 2014 года.
  • El Dorado (Страна сказочных богатств) - пятое дополнение для EU4 , в котором добавилось значительное количество племён в южной и центральной Америке, а также появился конструктор наций.
  • Common Sense (Здравый смысл) - шестое дополнение для EU4 , в котором была значительно переработана система развития провинций, добавлены новые религии, изменена механика ведения войны, доработана дипломатия, а также изменена глобальная карта. Вышло 9 июня 2015 года.
  • The Cossacks (Казаки) - седьмое дополнение для EU4 , в котором была значительно переработана дипломатия, изменена механика генерации «Нового Света», добавлен раздел «Сословий» для каждой страны, а также множество мелких изменений. Вышло 1 декабря 2015 года.
  • Mare Nostrum (Наше море) - восьмое дополнение для EU4 , в котором была добавлена система владений и территорий, появились торговые лиги.
  • Rights of Man (Права человека) - запланированное девятое дополнение для EU4, в котором будет добавлена система великих держав, добавлены особые механики для династии Османоглу , а также религий миафизитов и фетишистов, изменена система вестернизации, регентства и принятия культур. Добавлены черты правителей, полководцев и адмиралов.

Отзывы

Рецензии
Рейтинг на основании нескольких рецензий
Агрегатор Оценка
Metacritic 87
Иноязычные издания
Издание Оценка
GameSpot 90/100
IGN 89/100
PC Gamer (US) 91/100
Русские издания
Издание Оценка
PlayGround.ru 9/10
Riot Pixels 95/100

Системные требования

Linux

  • Intel Core Duo Processor (2 ГГц или лучше)
  • ATI Radeon HD 6750 / NVIDIA GeForce 320 / NVIDIA GeForce 9600 или выше, 1024 МБ

Windows

  • Windows Vista / / /
  • Intel Pentium 2,4 ГГц, AMD 3500+
  • 512 МБ Nvidia GeForce 8800 / 512 МБ ATI Radeon x1900
  • 2 ГБ свободного места на жёстком диске
  • Интернет соединение для многопользовательской игры
  • DirectX 9.0c

Напишите отзыв о статье "Europa Universalis IV"

Примечания

Отрывок, характеризующий Europa Universalis IV

– Боже мой, боже мой! – сказал граф. – Где же манифест?
– Воззвание! Ах, да! – Пьер стал в карманах искать бумаг и не мог найти их. Продолжая охлопывать карманы, он поцеловал руку у вошедшей графини и беспокойно оглядывался, очевидно, ожидая Наташу, которая не пела больше, но и не приходила в гостиную.
– Ей богу, не знаю, куда я его дел, – сказал он.
– Ну уж, вечно растеряет все, – сказала графиня. Наташа вошла с размягченным, взволнованным лицом и села, молча глядя на Пьера. Как только она вошла в комнату, лицо Пьера, до этого пасмурное, просияло, и он, продолжая отыскивать бумаги, несколько раз взглядывал на нее.
– Ей богу, я съезжу, я дома забыл. Непременно…
– Ну, к обеду опоздаете.
– Ах, и кучер уехал.
Но Соня, пошедшая в переднюю искать бумаги, нашла их в шляпе Пьера, куда он их старательно заложил за подкладку. Пьер было хотел читать.
– Нет, после обеда, – сказал старый граф, видимо, в этом чтении предвидевший большое удовольствие.
За обедом, за которым пили шампанское за здоровье нового Георгиевского кавалера, Шиншин рассказывал городские новости о болезни старой грузинской княгини, о том, что Метивье исчез из Москвы, и о том, что к Растопчину привели какого то немца и объявили ему, что это шампиньон (так рассказывал сам граф Растопчин), и как граф Растопчин велел шампиньона отпустить, сказав народу, что это не шампиньон, а просто старый гриб немец.
– Хватают, хватают, – сказал граф, – я графине и то говорю, чтобы поменьше говорила по французски. Теперь не время.
– А слышали? – сказал Шиншин. – Князь Голицын русского учителя взял, по русски учится – il commence a devenir dangereux de parler francais dans les rues. [становится опасным говорить по французски на улицах.]
– Ну что ж, граф Петр Кирилыч, как ополченье то собирать будут, и вам придется на коня? – сказал старый граф, обращаясь к Пьеру.
Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении.
– Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может.
После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать.
– «Первопрестольной столице нашей Москве.
Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.
Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»
– Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем.
Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу.
– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.
– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.
– Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка…
– Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь…
– А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания».
– Ну уж там для чего бы ни было…
В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал:
– Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё…
Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу.
– Вот и договорился! – сказала она.
Но граф в ту же минуту оправился от волнения.
– Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо.
– Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности.
– Полно, полно, глупости…
– Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем.
– Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына.
– А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет…
– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.

Рецензия на Europa Universalis 4


КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Студия Paradox Interactive, ведущий производитель глобальных стратегий на планете, давно размазала конкурентов об стенку. Никто, кроме неё, не выпускает регулярно столь глубокие и увлекательные проекты о разных периодах истории. Но в прошлом году шведы одержали ещё более серьёзную победу — над собственной криворукостью.

Причём сначала кажется, что изменений немного. Вот, к примеру, в поле было разбито на квадратные клетки, куда можно загнать сколько угодно войск, а в — на шестигранники, вмещающие только один юнит. Сразу понятно, что это — разные проекты. Тут же общие принципы почти не трогали, зато очень сильно обновили внутреннее устройство.

С 1444-го по 1821-й год игрок руководит любой из существовавших тогда держав: развивает экономику, заключает соглашения и воюет с соседями, исследует terra incognita и отправляет колонистов на другой конец света. Иными словами, пишет «альтернативную историю».

На протяжении всей партии на экране — лишь всевозможные таблички и пестрая карта с обширным набором фильтров. Но воображение рисует всё в таких красках, что легко заткнёт за пояс движок свежей . Благодарить стоит случайные события, оживляющие виртуальный мир. Из-за них перемотку времени постоянно приходится останавливать, чтобы узнать об очередном происшествии и выбрать, как на него отреагировать.

В четвёртой части авторы отошли от идеи абсолютной вольницы, с которой экспериментировали в . Тогда они считали, что если написать подробные правила, игра сама убедительно смоделирует какую угодно ситуацию. Оказалось же, что люди обожают выдержки из учебников — так лучше чувствуется атмосфера.

Если вы возвели много полезных факторий - не получится интегрировать земли, присоединённые огнём и мечом. Сняли усталость от войны — будет труднее вести переговоры. Изобрели более совершенную артиллерию — не сможете нанять генерала или провести операцию против мятежников. Приходится думать, что вам нужнее сейчас и в дальнейшем, принимать настоящие стратегические решения.

Раньше шведы добивались похожего результата с помощью «костылей» и надстроек, вроде «магистратов» из аддона , необходимых для реформ. В их убрали, заодно поменяв принцип работы прочих чиновников. Когда вы даёте послам, торговцам и первопроходцам задание, они не пропадают, и дождаться появления новых нельзя. У вас всегда есть ограниченное количество специалистов, которыми следует распоряжаться с умом. Хотите заключить ещё один союз или снарядить купца в богатый восточный порт? Затягивайте пояс в другом месте.

Кстати, о коммерции. Ее механику перекроила до неузнаваемости. Весь мир опутывают торговые пути, из Азии и Нового Света — в Европу. В узловые точки, где они пересекаются, мы посылаем негоциантов, чтобы те боролись за долю рынка или направляли поток в выгодную сторону — к региону, где наши позиции сильнее, чем у конкурентов. Прибыль увеличивают и патрульные флоты, а для них, разумеется, не обойтись без баз. Все это делает колонизацию и передел сфер влияния куда осмысленнее.

Хочешь построить империю — спроси меня как

Правда, прежде чем отбирать у кого-то провинции, стоит взвесить «за» и «против». В авторы избавились от надуманной красной черты, после которой на агрессора кидались все окружающие. Отношения с соседями, конечно, портятся, и они наверняка нападут, почуяв слабину.

Точнее, такой момент неизбежно настанет. Аннексированные области, особенно без законных претензий, — серьёзная нагрузка. Если там еретики или представители иных культур — и того хуже. Да и затяжные войны карают рядом штрафов. Позаритесь на кусок, не сумеете его прожевать - глазом моргнуть не успеете, как страну охватят бунты.

При этом конфликты протекают реалистичнее. Исход определяют генеральные сражения, «пинг-понга» — нудных погонь за отступающими — почти нет. Важнее всего — свежая система подсчёта победных баллов. Атакуя врага, вы ставите цель: допустим, занять провинцию или доказать превосходство (то есть разбить оппонента в 80% битв). Если вам удалось её достичь, очки будут расти до тех пор, пока вы удерживаете ключевой район. В не нужно оккупировать полстраны, чтобы одержать верх в споре о границах.

Неоднозначнее всего поменялась внутренняя политика — исчезла целая батарея регулирующих её «ползунков». Но изображать, чем отличается одно общество от другого, как-то надо, и сейчас эту задачу переложили на «идеи» — аналог civics и «социальных реформ» из последних «Цивилизаций ».

Выглядит это абстрактно: можно понять, что один отдал приоритет религии, а второй развивает армию, но поставить две страны рядом и сравнить их стало труднее. Зато управлять государством — проще. Ведь игрок всё равно сразу решал, какой он хочет видеть свою державу, и затем соблюдал ритуал: раз в 10 лет нажимал на заветную кнопку и делал ещё один шаг в выбранном направлении.

Интерфейс вообще был бы выше всяких похвал, не испорти его мизерный шрифт, еле различимый при больших разрешениях. Все элементы расположены очень удобно, подсказки дают огромное количество полезной информации, а число щелчков мышью сведено до минимума. Особенно хороши вербовка войск и строительство - на мобилизацию уйдут считанные секунды.

Главное — преодолеть мандраж. После отменных обучающих режимов в и здешний кажется поверхностным. В действительности же доступна любому, кто интересуется историей и неравнодушен к жанру. Потратьте пару часов, разберитесь, что к чему, и вы не пожалеете.

* * *

Константин Фомин

Europa Universalis 4

Если бы где-то в мире проводился конкурс на самую неторопливую игру, Europa Universalis IV финишировала бы в нем... последней и завоевала чемпионский титул. Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Парадокс? Ну да, на логотипе разработчиков так и написано.

Добрый Старый Свет

Мы уже как-то раз писали, что учиться играть в стратегии от Paradox нужно не только в плане освоения и понимания механики и геймплея, но и в более глубоком смысле. Europa Universalis IV требует терпения, усидчивости, умения созерцать — потому что львиную долю времени в игре вы будете именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры — а потом подолгу смотреть, как ваш план (или импровизация) воплощается в жизнь.

На старте карта мира соответствует официальной истории. Но стоит вам внести изменения, как цепочка костяшек домино перевернет все к чертовой матери!

«Европа 4» — такой же инструмент для проведения исторических экспериментов, как и ее предшественница семь лет назад. На нашей совести — судьба отдельного взятого государства. Мы вольны управлять им как нам заблагорассудится: наращивать королевскую рать и драться с соседями по материку, создать целый штат купцов и подчинить себе торговлю, разыскать Новый Свет и присвоить себе его богатства... да мало ли что.

Местные любят бунтовать, когда бледнолицые захватывают их земли. Но некоторые туземцы готовы идти на мировую и даже вливаться в ваши колонии.

Игровые средства довольно точно симулируют внутреннюю и внешнюю политику. Взять показатель стабильности: чем он выше, тем больше собираемый налог, меньше риск восстания — ярче свет и легче дышится. Уйдет в минус — добро пожаловать в тартарары! И инфляция тут есть и любит становиться гиперинфляцией, если вам везет на золотые месторождения. А еще — всевозможные показатели экономики, торговли, усталости от войны, довольства и недовольства, военные и морские традиции, — и за всем нужно посматривать, не забывая про план на случай форс-мажора.

На Западном фронте без перемен

Ну и война, конечно. Здесь война — это частный случай дипломатии, а не хлеб насущный, как где-нибудь в Total War , и не заноза в заднице, как в Civilization V . Война может оказаться полезной только для ее инициатора и для тех, кто был к ней готов и нашел ей применение. Как то — вытрясти деньжат со старых неприятелей, чтобы расплатиться с долгом по кредиту, или принудить побежденного освободить несколько малых народов, которые наверняка захотят с нами дружить.

Война на измор тут не приветствуется. Захват провинций или даже полная аннексия возможны только в случае, если у врага небольшая территория, а у вас — чудовищный перевес в вооруженных силах. При этом показатель агрессивности державы-инициатора взлетит под потолок, что плохо отразится на мнении окружающих стран. Поверьте, они запомнят ваши захватнические аппетиты и пойдут на все, чтобы предотвратить новые жертвы. Поэтому воевать следует аккуратно, оглядываясь на общественность и расходы.

Важно всегда помнить, сражения — это далеко не высшая точка в Europa Universalis. Монаршие интриги, возня в Папской курии, торговые свершения и колонизация — такие занятия куда полезнее и приятнее. А мордобой если и допускать, то дозированно, по случаю и обязательно с выгодой. Впрочем, как уже говорилось, по большей части вы будете следить за результатами своих трудов и ждать новых. Подобный неторопливый, воистину стратегический игровой процесс не всякому окажется по душе. Но попробуйте все же настроиться на эту длинную-предлинную волну — возможно, что государственные дела окажутся интереснее всех прочих.

Карл у Клары украл корону

Paradox не решились на глобальные перестройки механики. Europa Universalis 4 отличается от третьей части довольно сильно, но — незаметно: большинство инноваций видны только наметанному глазу, а не знакомый с серией человек и вовсе не найдет никаких различий, кроме графических.

Серьезной операции подвергли систему внутреннего управления страной: административный, дипломатический и военный ресурсы. Они накапливаются благодаря умениям правителя, навыкам ваших советников и некоторым менее значимым факторам.

Применяются новые «ресурсы» почти всюду. Например, в переговорах — многие действия требуют растраты накопленных «голубков»: например, заключение мирного договора чревато большими расходами этого ресурса. Военные очки можно потратить на обучение военачальников и их содержание. Очки управления расходуются на повышение стабильности (и чем чаще повышаете — тем дороже) или внедрение приобретенной провинции в состав государства (раньше этот процесс происходил сам). Кроме того, все ресурсы тратятся на постройку зданий — понемногу там, понемногу сям. Новая система достаточно гибкая, но в то же время постоянно ставит перед тяжелым выбором: куда вложить очки, а с чем повременить.

Хороший советник проест в казне дыру, а взамен наградит тугим потоком очков управления, дипломатии или военного дела.

Править караваны

Разработчики собрали заново систему национальных идей. Пять групп по шесть проектов переплавили в здоровенную таблицу из пятнадцати идейных последовательностей, разделенных на три группы — дипломатическую, административную и боевую. Каждая из идей составлена из семи «перков», которые придется открывать один за другим. Идей хватит на все случаи жизни и воинствующему монарху, и предприимчивому президенту. Сверх того у каждой страны есть своя персональная идея с «перками» — они открываются сами, когда вы изучаете идеи по выбору. Система довольно громоздкая, зато гораздо шире и глубже, чем раньше.

Поначалу в ворохе идей легко запутаться, но со временем принципы станут ясными как день.

Торговые схемы тоже переписали почти что с чистого листа. По новым правилам торговые центры не просто служат вместилищем для купцов — через них тянутся ниточки торговых путей со всего мира! И чтобы поиметь с них прибыль, придется расставить своих толстосумов на одном из таких путей. Один будет «транслировать» денежную мощь центра «вниз по течению», к следующему «буферу», где должен «караулить» следующий купец, ну и так далее. Естественно, без целого синдиката предпринимателей торговую империю не сколотишь: бизнес теперь не так доступен и прост.

В окне найма и строительства мы выбираем объект и лишь потом провинцию. Для маленьких стран не так уж и полезно, а вот монструозные империи сэкономят кучу времени.

ЭТО ВАЖНО: в Europa Universalis 3 агенты (дипломаты, шпионы и т.д.) работали как ресурс: если вы отправите колониста за океан, назад он не вернется, а новые колонисты будут «рождаться» с определенной частотой. Четвертая часть превращает «людей-расходников» в полноценных личностей, которые возвращаются в штаб, выполнив задание.

Если дела пошли худо и страну раздирают разногласия, на поверхность «всплывает» еще один немаловажный элемент игры — повстанцы. Иногда это озверевшие от засилья буржуев крестьяне, но гораздо чаще — мини-фракции, которые желают добиться своего. Националисты захотят избавиться от вашего господства, еретики — поменять религию, некоторые бунтари намерены примкнуть к другой стране. И если раньше разговор с ними был короткий, то сейчас их можно либо традиционно одолеть в бою, либо выделить объем военного ресурса на усмирение, либо даже согласиться с требованиями, если повстанцы захватили какой-нибудь важный объект. При этом армии восставших могут достигать численности в двадцать полков (что, возможно, не предел), а это серьезная сила.

Дух Европы решил, что в нашей стране должна упасть стабильность. И чем лучше будут дела, тем чаще этот призрак будет устраивать сюрпризы.

Многие детали попросту полетели за борт. Ползунки управления, к примеру, — такая штука гораздо органичней смотрится в «Дне Победы 3». Ликвидировали рыцарей плаща и кинжала: с их куцым списком заданий успешно справляются дипломаты. Ничего такого, о чем стоило бы жалеть.

* * *

Самый большой упрек в адрес Europa Universalis 4 — консерватизм. Не так уж много изменено в игре, не тянет она на продолжение. А ведь раньше у Paradox поколения различались кардинально (сравните хотя бы День Победы 2 и День Победы 3 ). Игра в обновленном виде нисколько не потеряла, только обрела. Но в дружелюбии к новичкам ее по-прежнему не упрекнешь — если уж собираетесь браться за «Европу», готовьтесь тщательно изучать всю подноготную.

Порадовало
Огорчило

  • игра все так же богата на детали и события;
  • убедительная симуляция внешней и внутренней политики;
  • амбиции и дух приключения.

), conducting trade, administration, diplomacy , colonization , and warfare.

Gameplay

The game has been formed to begin historically, with real events occurring in real time. The game itself is an interactive map of Earth divided into the provinces that compose nations. Each of these provinces contribute to their country either positively or negatively, as provinces can both provide resources to a nation and serve as a point of unrest and rebellion. The gameplay requires the player to lead a nation by finding a balance of military , diplomacy , and economy . The player does so through their choices as sovereign of their nation, and through the spending of resources available to them: Prestige , Stability, Gold (Ducats), Manpower, Legitimacy for Monarchies, Republican Tradition for Republics , Devotion for Theocracies , Horde Unity for Hordes and Monarch Power (Administrative, Diplomatic, Military).

Players can choose to conquer the world by military might, become a colonial superpower, establish trade dominance, etc. The game is a sandbox environment, and while there is no strict rule on winning the game, a loss occurs when the player"s nation is removed, or annexed, from the map. Diplomacy is a large aspect of the game, as creating alliances , (or vassal states, and tributaries), improving opinions, and preventing defensive coalitions are vital to a player’s survival. Espionage can also be employed against enemy states in order to claim their territory, or incite rebellion in their provinces , along with other dubious ends. Combat can be waged on both land and sea, during which the game attempts to simulate real world factors such as morale, discipline, competency of leaders, terrain, and supply lines.

Wealth of Nations

Res Publica

Res Publica focuses on governance and trade. New mechanics pertaining to elections are introduced, along with election events for the Dutch republics and a national focus. The Republican Dictatorship form of government is also included. The accompanying 1.7 patch included extra idea groups and Merchant Republic factions. It was released on 16 July 2014.

Art of War

This expansion focuses on military mechanics. It expands on the Thirty Years" War and the Napoleonic era , improves diplomacy (especially surrounding conflict and peace treaties), expands vassal mechanics and adds new options for waging war. The accompanying 1.9 patch amongst other things overhauled rebel mechanics, improved the map and added large interface, AI and gameplay improvements. The map improvements increased the number of provinces on the game map, in regions which previously lacked detail, such as Asia and Africa . It was released on 30 October 2014.

El Dorado

Common Sense

Mare Nostrum

Mare Nostrum , translated as "Our Sea" in Latin, was the Roman name for the Mediterranean Sea. As its name suggests, this expansion introduces new content connected to naval warfare , trade and espionage. Now one can put ships on a naval blockade mission or on a hunting naval mission. One can also create trade leagues, offer Condottieri to other countries to fight and a new timeline feature where one can at any point through the campaign click it and watch how the world has evolved throughout the game. The accompanying 1.16 patch made significant changes to espionage, added new map modes, two new systems for states, territories, and , as well as various new provinces for Ireland and Africa . It was released on 5 April 2016.

Rights of Man

Rights of Man is the ninth expansion for Europa Universalis IV . It was announced on 19 August 2016. It was released on 11 October 2016 along with the 1.18 "Prussia" patch. The DLC and patch included a new Great Powers system where the eight most powerful nations were listed as "Great Powers" and could access new diplomatic features such as making minor nations break their alliances with other Great Powers. The patch also included new governments for Prussia and the Ottoman Empire , and a massive reworking of the technology system called the Institutions, which add penalties to any nation which hasn"t embraced a given institution (such as Feudalism , Renaissance , etc.), and made the process of " westernization " obsolete.

Mandate of Heaven

Third Rome

Third Rome is the eleventh expansion for Europa Universalis IV . Announced on 12 May 2017, it focuses on the Russian nations, Orthodox religion and Siberian territories. It also introduces new ranks of Russian government with new abilities. Third Rome was released on 14 June 2017 along with the free 1.22 "Russia" patch.

Cradle of Civilization

Cradle of Civilization is the 12th expansion for Europa Universalis IV. It was announced on 3 October 2017. The expansion will revamp the

Статьи по теме: