Конспект занятия психологической настольной игры для подростков «Теплая компания. Психологическая игра "поддержка"

В сем известно, что психологу труднее всего работать с младшими подростками. Причины этого различны, хотя вполне понятны. Во-первых, кризис отделения от семьи заставляет подростков несколько отстраняться от любых взрослых. В особенности это характерно для ребят из семей с гиперопекающими родителями, которые всеми силами стремятся сохранить над ними свой контроль. Во-вторых, половое созревание, эмоциональная неуравновешенность делают подростков громкими, подвижными. Им трудно сидеть спокойно на занятиях с психологом, которые, как правило, проходят после уроков. А если они проводятся не с одним подростком, а с группой? А если в соседнем кабинете помещается учительская, кабинет завуча или что-то похожее и шум расценивается педагогами как некомпетентность психолога?

Но в наиболее трудной ситуации оказываются начинающие психологи. Ведь ребята не знают, чего от них можно ждать, не торопятся начать доверять, воспринимают психолога как еще одного учителя, которого надо проверить.

В этой ситуации может помочь такая форма работы, которая:

Будет безопасна для ребят, то есть знакома по предыдущему опыту;

Увлекательна, то есть содержит элементы соревновательности;

Не назидательна, то есть не содержит прямых воспитательных наставлений.

Всем этим требованиям удовлетворяет игра, основанная на принципе детских игр - «ходилок».

Для игры заранее готовится игровое поле и тексты заданий. На игровом поле изображаются: (в левом нижнем углу - старт, в правом верхнем углу - финиш). А между ними извивающейся линией расположены вразброс «кружки». На 12 кружках изображен «вопрос», на 4 кружках надпись «свобода», на 8 кружках - «мнение», на 8 кружках - «засыпка», на 4 кружках - «остановка» и еще на 8 кружках «ситуация». А также есть еще 3 лесенки, по ним можно либо подняться на несколько кружков, либо спуститься назад на несколько ходов.

Тексты заданий можно несколько занятий повторять, а можно менять. В приложении приводятся тексты заданий, которые мы давали в 6-м классе.

В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15. Это обусловлено тем, что чем больше игроков в ней участвует, тем больше она занимает времени. При участии 10 человек игра растягивается на два урока. Перед игрой ведущий заготавливает нужное количество фишек, которыми будут пользоваться игроки. В начале игры фишки ставятся на старт, и задача участников, кидая по очереди кубик, дойти до финиша. Если участник попадает на кружочек с названием «свобода», то он может либо что-то нарисовать, либо станцевать, либо спеть, либо бросить еще раз кубик, либо сделать то, что он хочет. На то она и свобода.

Кидая кубик и передвигая фишки, участник выполняет «задания», отвечает на «вопрос-на-засыпку» и просто на «вопрос», высказывает свое «мнение» в ответ на написанное на карточке умозаключение, придумывает собственные действия в различных «ситуациях», на «остановке» размышляет на какую-то тему.

Игра рассчитана на подростков, но, придумав к ней новые вопросы и задания, ее можно модифицировать для различных задач и возрастов.

Эта игра ненавязчиво дает детям возможность рассказать о себе, причем, отвечая на вопросы, они имеют право сами регулировать степень личностно затрагиваемой информации, а также могут подумать о вещах, о которых раньше не задумывались.

Когда подростки составляют свое мнение по поводу некого утверждения, то они оценивают степень соответствия явления, о котором говорится в утверждении, с реальностью. Это заставляет их задуматься о каких-то жизненных законах, а также в игровой форме узнать о них, что позволит им в дальнейшем лучше ориентироваться в незнакомом взрослом пространстве.

В процессе игры между участниками создается более доверительная атмосфера, подростки учатся слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Также, отвечая на вопросы, подростки делятся своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации или как добиться различных коммуникативных целей. Например: «Как не обидеть человека»? В процессе игры они открывают для себя много нового не только в себе, но и в окружающих, в законах окружающего мира. Это обуславливается еще и тем, что познание происходит в легкой, приятной игровой форме, редко встречающейся на психологических занятиях. Получая удовольствие от психологических познаний, подросток и дальше не перестанет интересоваться ими, так как они будут вызывать положительные ассоциации и чувство удовольствия от психологических занятий и размышлений.

ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ

Задания и вопросы из каждого блока ведущий может предлагать игрокам устно. Однако использовать их гораздо удобней, если они будут записаны на отдельных карточках, располагающихся напротив соответствующего кружка.

Вариант 1

МНЕНИЕ
Что здесь имеется в виду?
Верно суждение или неверно?
Каково твое мнение по данному поводу?

1. Для того чтобы что-то или кого-то изменить, нужно самому для этого что-то предпринять (самому что-то сделать или измениться).

2. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, нужно придумать несколько мини-целей, которые помогут добиться конечной цели.

3. Легче живется человеку, который обижается редко и очень отходчив, так как обида - изматывающее, неприятное чувство. В жизни не так уж много действительно основательных поводов для обиды, большинство поводов - для мелких обид, так что не стоит обижаться подолгу.

4. Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.

5. Смерть встречается не только в конце жизни. Бывает еще символическая смерть, которая во благо. Она нужна для того, чтобы в человеке освободилось место для чего-то нового. Ведь чтобы вырос новый росток, что-то должно умереть, отмереть, для того чтобы удобрить почву, - что-то, что уже не нужно человеку.

6. Взрослость - не только способность себя обеспечивать, но и ответственность как за свои поступки, так и за свою жизнь.

7. Часто люди боятся менять что-то в своей жизни, опасаясь потерять то, что они уже имеют, даже если изменения сулят удачу, успех и приобретения.

8. Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской. Если человек соврет во второй и третий раз, то к нему будут относиться с недоверием. Если это будет повторяться еще, то не будет ему веры. То же самое происходит и с другими поступками человека.

«ЗАСЫПКА»

Ответь на «вопрос-на-засыпку»

1. Как не обидеть человека?

2. Как обратить на себя внимание человека?

3. Как утешить человека?

4. Как завоевать доверие человека?

5. Как найти контакт с человеком?

6. Как обрадовать человека?

7. Как подобрать человеку такой подарок, чтобы он ему понравился?

8. Как узнать, что человек чувствует или думает?

ЗАДАНИЕ

1. Покажи,

какой ты, когда тебя никто не видит;

какой ты в окружении близких;

какой ты, когда тебя видят посторонние;

какой ты, когда тебя видят все?

2.

Каким бы ты хотел быть в будущем?

3. Нарисуй свое прошлое.

4. Нарисуй свое настоящее.

5. Нарисуй свое будущее.

6. Расскажи о какой-то своей проделке, шалости.

7. Покажи, изобрази телом, жестами, мимикой каждому или почти каждому, что ты о нем думаешь?

8. Подумай, на кого из твоего класса ты меньше всего похож, и расскажи, чем вы похожи.

ВОПРОС

1. Каким бы ты хотел быть в своем прошлом?

2. Что для тебя важно в жизни?

3. Твое самое раннее воспоминание?

4. Каким бы ты хотел видеть свое будущее?

5. Хотел бы ты изменить свое прошлое и как?

6. Есть ли у тебя какие-нибудь принципы в жизни? Какие?

7. Как ты думаешь, что тебе надо сделать, чтобы осуществить свои мечты о будущем?

8. Как ты думаешь, изменилось ли в тебе что-нибудь за последние два года? (Взросление, характер, поведение.)

9. Расскажи, о чем ты мечтаешь?

10. Расскажи о пяти своих достоинствах.

11. Что тебе нравится в людях, а что нет?

12. Что бы ты хотел изменить в других? И что бы ты мог сделать для этого?

ОСТАНОВКА

Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать!

1. Подумай про себя, кого ты за последнюю неделю незаслуженно обидел?

2. Кому бы тебе хотелось сделать приятное и почему?

3. Каким ты можешь быть, чтобы людям вокруг тебя было приятно и комфортно?

4. Что в тебе есть хорошего, что ты редко используешь?

СИТУАЦИЯ

Как бы ты себя повел в данной ситуации, что бы почувствовал, что бы сказал?

1. Твой друг (подруга) тебе говорит, что твоя девушка (парень) предложила (предложил) пойти на дискотеку, так как ты не захотел(а) идти…

2. Классный руководитель уговорил тебя выступить на школьном концерте. Ты выходишь на сцену и…

3. Вы со своим другом (подругой) сильно поссорились. Ты на него (нее) сердишься, но тем не менее скучаешь по общению с ним (ней)…

4. Ты хочешь пойти на вечеринку к друзьям, но ты там почти никого не знаешь….

5. Ты нечаянно разбил(а) горшок с цветком в классе….

6. Подходит к тебе на улице парень (девушка) и говорит, что хочет с тобой познакомиться….

7. Все лето ты провел(а) не в Москве и не виделся со своими друзьями. Вы созваниваетесь, договариваетесь погулять, встречаетесь, общаетесь. Вдруг кто-то предлагает закурить, и тут выясняется, что за лето все ребята из твоей компании начали курить…

8. Ты не сделал(а) домашнее задание и не подготовился(лась) к урокам. А тебя как назло вызвали к доске…

Вариант 2

ЗАДАНИЕ

1. Если бы ты вел дневник, то что бы ты написал за прошлую неделю?

2. Изобрази телом, жестами, мимикой, чего ты ждешь от окружающих?

3. Нарисуй свой охранный амулет силы и расскажи о нем.

4. Расскажи чуть-чуть о каждом из присутствующих, что тебе в них нравится.

5. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты умеешь любить своих близких,

как ты умеешь любить своих друзей;

как ты умеешь любить посторонних

тебе людей.

6. Нарисуй маску, которую ты чаще всего «надеваешь» при общении с людьми

7. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты даешь понять человеку, что он тебе не нравится;

как ты даешь понять человеку, что ты ему не веришь;

как ты даешь понять человеку, что ты на него обиделся;

как ты даешь понять человеку, что у тебя плохое настроение.

8. Сделай без слов (жестами) всем или почти всем по подарку.

ВОПРОС

1. Что является смыслом твоей жизни?

2. Нужно ли тебе в жизни понимание себя и других? Почему?

3. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда тебя бы не поняли? Какие?

4. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда ты сделал кому-нибудь добро и тебе это вернулось? Какие?

5. Какова цель твоей жизни?

6. Какой у тебя образ идеального друга?

7. Какой у тебя образ идеального молодого человека (девушки)?

8. Зачем ты живешь?

9. Какой у тебя образ идеального родителя?

10. Какие усилия ты готов(а) затрачивать для достижения своих целей?

11. Как ты оцениваешь свою настоящую жизнь?

12. Насколько легко тебе дается спрогнозировать свою жизнь? Приведи пример.

СИТУАЦИЯ

1. Человек тебе что-то говорит, но ты заведомо знаешь, что человек лжет. Как ты поступишь в данной ситуации?

2. Ты сделал что-то такое, за что самому стыдно. Как ты поступишь в данной ситуации?

3. Ты в новой компании, и тебе дают понять, что ты новенький и отношение к тебе соответствующее. Как ты поступишь в данной ситуации?

4. У тебя есть молодой человек (девушка), но недавно ты где-то познакомился с другим молодым человеком (девушкой), который тебе очень понравился. Тебе сказали друзья, что ты ему(ей) тоже очень понравилась(ся). Как ты поступишь в данной ситуации?

5. Твоему другу назначили встречу («забили стрелку»). Ты знаешь, что вы будете в меньшинстве, а позвать на помощь, кроме вашего одного друга, вам некого. Как ты поступишь в данной ситуации?

6. Ты хочешь что-то скрыть от родителей или боишься в чем-то признаться. Как ты поступишь в данной ситуации?

7. Родители считают, что на улице поздно гулять опасно, а тем более - ходить по злачным местам. А ты как раз хотел пойти туда с друзьями. Как ты поступишь в данной ситуации?

8. Ты считаешь, что твои родители в чем-то не правы или делают что-то не так. Как ты поступишь в данной ситуации?

«ЗАСЫПКА»

1. Что нужно делать, чтобы к тебе хорошо относились окружающие?

2. Как понравиться человеку?

3. Что нужно делать, чтобы родители поняли, что ты уже самостоятельный?

4. Как себя вести на первом свидании?

5. Что нужно делать, для того чтобы добиться успеха в жизни?

6. Как выстроить хорошие отношения с родителями?

7. Как выстроить хорошие отношения со своим парнем / своей девушкой?

8. Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Если не нужно много друзей, то вариант 2: как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)

ОСТАНОВКА

1. Есть ли у тебя в жизни события, которые бы повторялись несколько раз?

2. Подумай и назови пять своих достоинств и пять своих недостатков?

3. Подумай, что тебе нужно для счастья и как этого добиться?

4. Подумай, для чего ты живешь?

МНЕНИЕ

1. Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают. Чтобы понять человека (причины его поступков и слов, его дальнейшие действия), нужно представить себя на его месте.

2. Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек. Иначе бы он не делал другим зло. «Я презираю себя, наверное, поэтому я презираю других» (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени).

3. Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.

4. Женщина - это хранительница очага, помощник, шея и глаза мужа. Она должна быть любящей, ласковой, мудрой, понимающей, хитрой и внутренне сильной. Она ответственна за то, чтобы дома всем было хорошо, безопасно и тепло, чтобы ее семье хотелось возвращаться домой, чтобы дом был крепостью ее семьи.

5. Мужчина - защитник, глава дома. Он должен быть сильным как внутри, так и снаружи, прагматичным, умным, заботливым, добрым, надежным, уметь принимать важные решения. Он ответственен за то, чтобы с его семей ничего плохого не случилось, чтобы все были выслушаны, поняты и обласканы.

6. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали другие и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать себя, а во вторую - уважать других и слушать, что они говорят.

7. Если человек делает кому-нибудь зло, то рано или поздно, так или иначе оно к нему вернется. И уже ему самому будет так же плохо, как тому человеку, которому он сделал что-то плохое, или даже хуже!

8. Человек должен принимать на себя ответственность за себя. Он должен знать, что удачи или неудачи, успех или неуспех в большинстве случаев зависят только от него!

Для кого?

Как играть?

На основании этих результатов можно провести тренировку других форм поддержки, а также...

Читать полностью

Настольная психологическая игра

Для кого?
Поддержка - это новая психологическая игра для взрослых и подростков. Профессионалы (психологи, педагоги и социальные работники) могут использовать игру для диагностики и полноценного тренинга взаимодействия. Участвовать могут все, кто хочет лучше понять себя и потренировать навыки оказания и получения поддержки, а также желающие повысить уровень эмоционального интеллекта.

Как играть?
Один игрок по очереди вытягивает карту ситуации и озвучивает ее от своего имени. Остальные игроки оказывают ему поддержку, согласно вытянутой форме (интеллектуальная, эмоциональная и поддержка действием). Игрок, озвучивающий ситуацию, выбирает лучшую поддержку и этому игроку начисляется балл. Результат фиксируется на бумаге. После нескольких кругов проводиться анализ, какие формы поддержки удаются каждому игроку, и какие формы лучше принимаются.
На основании этих результатов можно провести тренировку других форм поддержки, а также научиться просить поддержку, желаемым для себя способом.

Для чего?
Игра помогает поработать с установкой "другие такие же, как я и им нужно то же, что и мне". Помогает лучше понять себя, продуктивнее общаться с другими людьми. Развивает эмоциональный и социальный интеллекты.
Игра помогает
- определить ведущую форму оказания поддержки
- определить наиболее принимаемую форму поддержки
- потренироваться в других формах оказания поддержки
- потренироваться получать поддержку в разных формах
- улучшить качество общения
- повысить уровень социального и эмоционального интеллекта
Поддержи себя и другого!
Возраст 14+
Время 30-60 мин.
3-6 игроков.

Скрыть

Психологические настольные игры - это отличный способ совместить приятное с полезным. Это прекрасное времяпрепровождение и отличный способ освоить различные навыки, познать себя и решить проблемы.

Психологическая настольная игра «Лепешка»

Психологическая настольная игра «Лепешка» является одной из самых известных социальных игр, которая была разработана психотерапевтом Гюнтером Хорном. Основная цель игры - это развить у игроков умение договариваться, уступать друг другу, отстаивать свое мнение и научиться слушать других. Настольная игра также помогает людям справиться с излишней агрессией. В игре отсутствуют фишки - всем игрокам взамен им предоставляется пластилин, из которого необходимо будет создать своего представителя на игровом поле и играть за него. Почему пластилин? Пластилин позволяет в процессе лепки расслабиться, раскрепоститься и начать общаться с остальными участниками игры. Кроме того создавая своего представителя, игрок тем самым обозначает себя в игре и показывает как он к себе относится. Главная цель игры — дойти первым до замка и при этом остаться человеком.

Психологическая настольная игра «Шкатулка доброго волшебника»

Психологическая настольная игра «Шкатулка доброго волшебника» предоставляет возможность сочинить увлекательную и необычную историю. Оригинальные сюжеты, приключения и герои позволяют игрокам развить свою фантазию, научиться общаться, умение слушать и изъяснять свои мысли в правильной форме. В игре каждый игрок сможет открыть какие-то новые для себя личные качества, посмотреть события с другой с стороны, научиться анализировать ситуацию и при этом пройти незабываемое сказочное приключение.

Психологическая настольная игра «Хранительницы сада»

Психологическая настольная игра «Хранительницы сада» подойдет больше женской аудитории, которые хотят получить ответы на свои вопросы в своем сердце. В этом вам помогут цветы и растения волшебного сада, которые знают все самое сокровенное. Повествование игры гласит, что в древние времена три сестры создали прекрасный Сад женского сердца и в последствии стали его Хранительницами. Игра на самом деле увлекательная и необычная. «Хранительницы сада» — это эффективный способ самопознания для женщин. Простые правила, атмосфера волшебства и увлекательная игра.

Психологическая настольная игра «Поддержка»

Психологическая настольная игра «Поддержка» предназначена для взрослой аудитории и подростков. В игре могут принять участие каждый желающий, кто хочет лучше понять себя и обучиться навыкам получения и оказания поддержки. Каждый участник по очереди вытаскивает карточку ситуации и оглашает ее от своего имени. Все остальные участники оказывают ему поддержку, согласно указанной форме. Игра подойдет для большой компании, корпоративов и семейного отдыха.

Психологическая настольная игра «Фактум. История начинается…»

Особенности настольной игры:

  • С помощью игры вы вспомните и поделитесь различными интересными историями со своими близкими и друзьями
  • Игра построена так, что бы вы могли больше узнать друг о друге
  • Игра позволит вам с пользой провести досуг
  • Отличная командная игра для большой компании, но в нее можно играть и вдвоем

Психологическая настольная игра «Телепат» научит вас лучше понимать людей, подводить итоги и общаться с окружающими. Игра предназначена для подростков и взрослых. В ней вам предстоит читать мысли окружающих, делать выводы и побеждать! Каждый участник игры тайно отвечает на вопрос. Сосед должен угадать ответ. За каждый прочитанные мысли вы получаете очки. В коробке с игрой очень много вопросов и еще больше будет неожиданных ответов. Игра позволяет узнать больше о ваших близких и друзей и все это в развлекательной форме.

Психологическая настольная игра для подростков

Цель: способствовать социализации детей

  • создать более доверительную атмосферу среди участников,
  • развить умение слушать друг друга,
  • дать повод задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни.

Участники: игра рассчитана на подростков. В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15.

Материалы:

  • игровое поле;
  • кубик и фишки
  • карточки с заданиями;

Описание игры:

Подросткам часто необходима такая форма работы, которая:

  • будет безопасна для ребят, то есть знакома им по предыдущему опыту;
  • увлекательна, то есть содержит элементы соревновательности;
  • не назидательна, то есть не содержит прямых воспитательных наставлений.

Всем этим требованиям удовлетворяет игра, основанная на принципе детских игр - «ходилок». Для игры готовится игровое поле и тексты заданий. А между ними извивающейся линией расположены вразброс «кружки». На 12 кружках изображен «вопрос», на 4 кружках надпись «свобода», на 8 кружках - «мнение», на 8 кружках - «засыпка», на 4 кружках - «остановка» и еще на 8 кружках «ситуация». А также есть еще 3 лесенки, по ним можно либо подняться на несколько кружков, либо спуститься назад на несколько ходов.

Тексты заданий можно несколько занятий повторять, а можно менять. В приложении приводятся тексты заданий

В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15. Это обусловлено тем, что чем больше игроков в ней участвует, тем больше она занимает времени. При участии 10 человек игра растягивается на два урока. Ведущий заготавливает нужное количество фишек, которыми будут пользоваться игроки. В начале игры фишки ставятся на старт. Задача участников, кидая по очереди кубик, дойти до финиша. Если участник попадает на кружочек с названием «свобода», то он может что-то нарисовать, станцевать, спеть, бросить еще раз кубик или сделать что-то еще – на то она и свобода.

Кидая кубик и передвигая фишки, участник выполняет «задания», отвечает на «вопрос-на-засыпку» и просто на «вопрос», высказывает свое «мнение» в ответ на написанное на карточке умозаключение, придумывает собственные действия в различных «ситуациях», на «остановке» размышляет на какую-то тему.

В ходе игры подростки учатся слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Отвечая на вопросы, подростки делятся своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации, как добиться различных коммуникативных целей, например, как не обидеть человека? В легкой игровой форме они открывают для себя много нового не только в себе, но и в окружающих.

Игра рассчитана на подростков, но, придумав к ней новые вопросы и задания, ее можно модифицировать для различных задач и возрастов.

Эта игра дает детям возможность рассказать о себе, причем, отвечая на вопросы, они имеют право регулировать степень личностно затрагиваемой информации, а также могут подумать о вещах, о которых раньше не задумывались. В конце занятия участникам задаются вопросы:

  • что нового вы узнали сегодня на занятии?
  • что вы чувствовали, пока играли?
  • как вы думаете, на что направлена эта игра?
  • чему научились в процессе игры?

Задания и вопросы из каждого блока можно предлагать игрокам устно, однако удобней, если они будут записаны на отдельных карточках. Примеры заданий Остановка Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать:

  • Подумай про себя, кого ты за последнюю неделю незаслуженно обидел?
  • Кому бы тебе хотелось сделать приятное и почему?
  • Каким ты можешь быть, чтобы людям вокруг тебя было приятно и комфортно?
  • Что в тебе есть хорошего, но ты редко это используешь?

Мнение

Что здесь имеется в виду? Верно суждение или неверно? Каково твое мнение по данному поводу?

  • Будьте милосердны не только к домашним животным, но и к домашним вообще.
  • Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим, не думая о награде.
  • Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.
  • Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской.
  • Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают.
  • Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек.

Иначе бы он не делал другим зло.

  • Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.
  • Если ты хочешь, чтобы другие тебя уважали и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать других и слушать, что они говорят.

Вопросы

  • Если бы ты вел дневник, то что бы ты написал за прошлую неделю?
  • Каким бы ты хотел быть в будущем?
  • Какие личностные качества ты приобрел за время обучения?
  • Назови три своих положительных качества.
  • Какие преимущества есть у твоего возраста?
  • Чего ты ждешь от окружающих?
  • Расскажи о каждом из игроков, что тебе в них нравится (по 2*3 определения)
  • Выбери изображение лица, которое чаще всего у тебя бывает при общении с людьми
  • Выбери изображение лица, которое чаще всего хочется видеть у собеседника
  • Скажи, что бы ты подарил каждому из игроков?
  • Какие добрые дела ты слетал за последнее время? (назови 3)
  • Какие добрые дела сделали тебе люди за последнее время? (назови 3)

«ЗАСЫПКА»

Ответь на «вопрос-на-засыпку»

  • Что нужно делать, чтобы к тебе хорошо относились окружающие?
  • Как понравиться человеку?
  • Что нужно делать, чтобы родители поняли, что ты уже самостоятельный?
  • Как завоевать доверие человека?
  • Что нужно делать, для того чтобы добиться успеха в жизни?
  • Как выстроить хорошие отношения с родителями?
  • Как подобрать человеку такой подарок, чтобы он ему понравился?
  • Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)

Покажи, изобрази телом, мимикой, жестами:

  • Вулкан
  • Грозовая туча
  • Осеннее дерево
  • Цветок
  • Ветер
  • Водопад
  • Солнце

Ситуация

Продолжи предложение:

  • «Откровенно говоря, я могу помочь…»
  • «Откровенно говоря, мне очень трудно забыть…»
  • «Откровенно говоря, я совсем не умею…»
  • «Откровенно говоря, я могу организовать…»
  • «Откровенно говоря, когда я болею…»
  • «Откровенно говоря, я до сих пор не знаю…»
  • «Откровенно говоря, меня удивляет…»
  • «Откровенно говоря, когда я иду домой…»

Настольные игры в работе психолога как средство повышения коммуникативной активности подростков

педагог-психолог, МБОУ СОШ №3,

г. Амурск

В современном мире подростки не хотят быть отдаленными от технологических новшеств окружающего мира. На сегодняшний день дети владеют информацией порой даже лучше взрослых. Но беспокоит тот факт, что все большее количество детей имеют интернет-зависимость. По наблюдениям педагогов и психологов, учащиеся младшего школьного возраста в свободное от учебных занятий время предпочитают подвижным или разного рода развивающим играм игры компьютерные, непосредственному общению со сверстниками — игры с телефоном или планшетом. Такая же тенденция прослеживается и в подростковом возрасте, когда реальное общение со сверстниками, как необходимое условие развития, заменяется виртуальным. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» подавляющее большинство школьников независимо от возраста отвечают: «Играть в компьютерные игры (общаться посредством социальных сетей)». Учащимся 8 класса предлагалось с помощью диаграммы показать сколько времени они тратят на различные виды деятельности в течение дня (суток). Практически все учащиеся отметили, что интернет, социальные сети (чаще ВК) занимают у них от 40 и до 80% всего времени. Некоторые разделили диаграмму на сон и соц. сети. По результатам диагностики учащихся 5-х классов тестом Филипса, я отмечаю у детей трудности в установлении контактов, в межличностном взаимодействии, боязнь общения и страх самовыражения. Безусловно, это тормозит процесс формирования жизненно важных качеств, умений и навыков подростков.

Одним из самых прогрессивных способов введения ребенка в современный мир и область информации, в процессы обучения и познания жизни, являются игры, чаще - компьютерные. Учитывая этот факт, возможно заменить компьютерные игры на настольные.

Популярность настольных игр в последнее время возросла, появились различные издательства, специализирующиеся настольных играх. В связи с этим, приобретают популярность клубы настольных игр. У подростков высока потребность к общению, но в своевременном мире порой тяжело найти себе компанию, т. к. большинство "сидят в соц. сетях". Поэтому ребята с удовольствием идут в такие клубы, где можно найти партнеров по игре.

Настольных игры положительно влияют на психологическое развитие подростков, так как одним из главнейших критериев игры, по Эльконину, считается свобода действий, что, в свою очередь, принимается подростками как один из важных моментов на этапе приближения их к взрослению.

Работая в общеобразовательной школе, я веду внеурочную деятельность с подростками. Одно из направлений моей работы - это использование психологических настольных игр. Данные игры являются необычным, увлекательным способом решения различных личностных проблем, а также выступают в роли развивающего фактора. Применение настольных игр оказывает положительное воздействие на социализацию детей, формирование коммуникативных навыков, способствует снятию тревожности, благоприятному развитию эмоциональной сферы подростков, воспитанию моральных качеств. Во время игры возможно взаимодействие детей как одной возрастной группы, так и разных возрастов. Так же настольные игры дают возможность детям отвлечься от школьных дел, пообщаться друг с другом в неформальной обстановке. амая коммуникабельная и любимая детьми игра - это «Мафия». Ее плюс еще и в том, что сразу может играть до 20 человек. Для положительного взаимодействия, успешного протекания игрового процесса, подростку необходимо владеть следующими личностными качествами - творчество, лидерство, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением других, уметь договариваться. Все эти навыки и умения формируются и развиваются во время игры. Так же игра «Мафия» развивает аналитическое мышление, логику, память, сообразительность, коммуникабельность, самоконтроль. Кроме того, в ходе игры появляется много поводов решить воспитательные моменты: правила поведения в обществе, вежливого обращения и другие этические нормы поведения.

Среди учащихся среднего звена большую популярность приобрела шпионская настольная игра «Шестая корова». Это очень динамичная игра, развиваем мыслительные навыки, внимание, быстроту реакции, а так же способствует закреплению элементарных математических знаний. Так же в процессе игры формируются стратегические способности, умение предугадать ход игроков. Так кто же это агент 006?

Очень динамичная, позитивная детская игра "Спящие королевы" стала популярной и в кругу подростков. Игра отличается очень увлекательной стратегией. Она развивает память, внимание, элементарные математические и стратегические навыки.

Своей необычностью, оригинальностью, отличается игра "Диксит". Игра "Диксит" — это ассоциативная настольная игра. Во время игры дети подбирают ассоциации к необычным, фантазийным картинам. Карточки я использую в различных вариантах: в классической игре с игровым полем и просто подбираем ассоциации к картинкам, раскрывая свои личностные проблемы (тревожность, страхи). При этом остальные участники могут помочь рассказчику в нахождении выхода из проблемных ситуаций. Например, ребенок взял карту, а объяснить ее не может, начинает волноваться, отказывается работать. В этом случае мы прибегаем к помощи детей, они начинают рассказывать, что видят на рисунке, у рассказчика повышается уверенность и он озвучивает уже свои переживания.

«Диксит» способствует развитию мышления, воображения, интуиции, фантазии, сообразительности, формированию навыков эффективного невербального общения. Игра очень интересна и всегда проходит в дружеской обстановке.

Опыт показывает, что игра и непосредственное живое общение, возникающее в игровом пространстве, очень привлекательны для детей разных возрастов и способны конкурировать за их внимание с пространством виртуальным. При повторной диагностики учащихся (тест Филипса, анкета "Каков я в общении") у подростков отмечаю снижение уровня тревожности, повышение коммуникативных качеств.

Таким образом, настольные игры способствуют социализации школьников, сплочению детского коллектива, а так же снятию эмоционального напряжения после школьного дня.

Список источников информации:

1. сихология игры. — М.: Владос, 1999 г. — 360 с.

2. https://4brain. ru/psy/igry. php

3.http://hobbygames. ru/psihologicheskie-nastolnie-igri

4. А. Пучкова. Из опыта использования салонных игр. Школьный психолог, №3-4/2017

5. Д. Логинов. Репертуар ассоциаций. Школьный психолог, №7-8/2017

Статьи по теме: