Консультация на тему: игры, в которые играют дети. Игры, в которые играют дети. Что дает ребенку игра? Тише едешь, дальше будешь - стоп

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 НИЖНЕКАМИСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ НАШИ ДЕТИ

Выступление на родительской субботе 2-х классов.

Заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Глухарева И.С.

г.Нижнекамск, 2013

Роль игры для младших школьников

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. С приходом ребенка в школу его сознательная позиция изменяется, ведущая деятельность превращается из игровой в учебную. Основным видом деятельности становится учение.

Урок – основная форма учебного процесса в начальной школе. Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации, призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снижает напряжение, способствует более легкому вхождению ребенка в новый коллектив. Игра – это важный развивающий элемент. Участвуя в игре, ребенок не только прорабатывает какие-то навыки, но и обогащает свой внутренний мир, стремится узнать, что будет дальше.

Однако, младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.

Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».

Игра – это также и средство воспитания. В каждой игре ненавязчиво должны звучать идеи доброты и милосердия.

Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание.

Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

Игра для ребенка не просто развлечение. В игре ребенок воссоздает тот мир, который видит в реальности и, наоборот, мир игры переносит в реальность.

Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения основано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т. к игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Практическая работа:

Социологический опрос учащихся 2 –х классов

Любят ли дети играть? Этот вопрос мы задали 46 учащимся 2 – х классов нашей школы. Положительно на этот вопрос ответили 45 учащихся (97,8%).

Конечно, наши дети любят играть!

В какие же игры играют наши дети?

    В футбол, хоккей – 5 чел (10,8%)

    В компьютерные игры -14 чел.(30,43%)

    В подвижные игры(прядки, догонялки, салки, снежки) – 28 чел. (60,8%)

    Настольные игры (шашки, шахматы, лото и др.) – 4 чел. (8,6%)

    Любят играть с игрушками(куклы, машинки, конструкторы и т.п.)- 4 чел.(8,6%)

Как видно из диаграммы, 60,8% опрошенных учащихся любят играть в подвижные игры. Это очень радует, так как подвижные игры являются сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль.

Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резерв, возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.

На втором месте среди любимых игр наших детей стоят разнообразные компьютерные игры , в которые дети играют на телефонах, планшетных компьютерах или стационарных компьютерах. Это 30,43% респондентов. К сожалению, в настоящее время мы замечаем тенденцию увеличения роли компьютерных игры среди любимых игр наших детей.

В младшем школьном возрасте компьютерные игры оказывают следующее положительное влияние на ребенка:

    Позволяют расслабиться Многие игры ярко иллюстрированы, интерактивны, с юмором, что создает положительный эмоциональный настрой во время игры.

    Позволяют освоить различные формы общения. Младшие школьники любят играть в компьютерные игры вдвоем или в небольшой группе сверстников.

    Оказывают психотерапевтическое воздействие.. Используя компьютер, многие младшие школьники начинают петь, рисовать, даже сочинять стихи. Учебные и игровые программы с доброжелательными героями поддерживают ребенка, внушают чувство доверия.

    Позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации. Подобные эксперименты позволяют ребенку "проиграть" множество ситуаций, которые он в последующем мог бы реализовать в жизни.

    Игры могут помочь ребенку в самореализации. Одни дети предпочитают головоломки и логические игры, другим нравятся игры на быстроту реакции, третьих привлекают обучающие игры, четвертые любят раскраски и т. п.

    Коррекционный эффект при работе с детьми с ограниченными возможностями. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития.

    Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса.

Интернет-сайты с обучающими и развивающими играми:
www.logozavr.ru;
www.samouchka.com.ua;
www.detskieigri.ucoz.ru;
www.hunter-hamster.com;
.

Чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. Нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям. Для младших школьников лучше выбирать логические игры, игры-симуляторы, т. к. они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей. По времени игра для младших школьников не должна превышать 10–15 мин, либо должна предусматривать запись промежуточных результатов работы с последующей возможностью ее продолжения.

Однако в западных странах существует официальный термин "патологическое использование компьютера". Признаки компьютерной зависимости у человека:

Психологические признаки

Физические признаки

Хорошее самочувствие, эйфория во время работы за компьютером.

Невозможность остановиться.

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.

Пренебрежение семьей и друзьями.

Ощущения пустоты, депрессии, раздражения вне времени,

проводимого за компьютером.

Ложь членам семьи о своей деятельности.

Проблемы с работой или учебой

Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных

стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).

Сухость в глазах.

Головные боли по типу мигрени.

Боли в спине.

Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.

Пренебрежение личной гигиеной.

Расстройства сна, изменение режима сна

Анализируя диаграмму «В какие игры играют наши дети», мы видим, что все интересными для детей младшего школьного возраста стают настольные игры и игры с игрушками.

Следующий вопрос, который мы задали нашим детям звучал так: «Любите ли вы играть с родителями?» Мы получили следующие ответы:

    Да – 43 чел (93,47%)

    Нет (6,5%)

Как видно из диаграммы, 93,5% опрошенных детей любят играть с родителями.

На вопрос «Играют ли с тобой родители?» мы получили следующие ответы:

    Да – 36 чел.(78,3%)

    Нет – 10 чел. (21,7%)

К сожалению, из представленной выше диаграммы, мы видим, что родители не всегда играют со своими детьми. А вель для ребенка это так важно!

Было очень интересно узнать, в какие игры играют наши родители с детьми?

Учащиеся ответили следующим образом:

    В подвижные игры – 24 чел. (52,2%)

    В интеллектуальные игры – 3 чел. (6,5%)

    В сюжетно-ролевые игры, игры с игрушками, конструктор – 4чел. (8,6%)

    Настольные игры – 10 чел. (21,7%)

    Компьютерные игры – чел. (6,5%)

Как видно из диаграммы, 52,2 % опрошенных учащихся ответили, что родители играют с ними в подвижные игры. Это замечательно!

Очень часто, родители не знают, какую игрушку хочет их ребенок. Мир детства наполнен игрушками. Обратим внимание какими игрушками играют наши дети. «На полках (в коробке, в уголке и т.д) столько всего!» иногда отмечаем про себя. Один папа как-то в разговоре обмолвился «Покупаем чемоданами каждый месяц, каждый месяц столько же выносим» Зачем? Зачем ребенку столько игрушек? С одной стороны, чем больше ребенок испытывает положительных эмоций, тем ярче и богаче его внутренний мир. Помните рассказ В. Драгунского «Друг детства»? Сколько положительных эмоций всколыхнул вид старого мишки у героя рассказа! Как он спал с ним, как кормил его кашей, как говорил ему свои тайны… Тогда у него не было груши для тренировки и мама достала этого медведя… Не смог мальчишка «обидеть» старого друга. И не стал заниматься боксом… Вероятно, не было у него очень-очень много игрушек, но были любимые.

Психологи советуют, не покупать много игрушек детям. Если даже игровой уголок в вашем доме будет заполнен всевозможными игрушками, ребенок будет утверждать, что ему нечем играть. В этом случае, часть игрушек просто убираем в недоступное для детей место. Спустя некоторое время ребенок с удовольствием будет играть в эти, ставшие для него снова интересными, игры.

Итак, какую игрушку наши дети мечтают получить на Новый год?

    Планшет- 22 чел. (47,8%)

    Сенсорный телефон, смартфон – 7 чел. (15,2%)

    Книга, энциклопедия – 2чел.(4,3%)

    Игрушка (кукла, р\у машина, конструктор) – 19 чел. (41,3%)

    Коньки- 1 чел. (2,1%)

    Елку – 1 чел. (2,1%)

Как видно из диаграммы, наши дети мечтают о планшетном компьютере (47,8%), на втором месте все же мечта о хорошей игрушке (кукле, р\у машинке, конструкторе и т.п.).

А есть ли у наших детей любимая игрушка и нужна ли она ребенку?

Вот так ответили наши дети:

    Телефон – 4 чел. (8,6 %)

    Кукла – 8 чел. (17,3%)

    Портфель – 1 чел. (2,1%)

    Планшет – 10 чел. (21,7%)

    Кошка – 1 чел. (2,1%)

    Шайба- 1 чел. (2,1%)

    Мяч – 2 чел. (4,3 %)

    Конструктор Лего – 5 чел. (10,8%)

    Машинка – 3 чел. (6,5%)

    Мягкая игрушка – 7 чел. (15,2%)

Таким образом, любимые игрушки есть у 43 чел. (93,5%) опрошенных. Нет любимой игрушки – 3 чел. (6,5%).

Любимая игрушка ребенка

Психологи настоятельно рекомендуют, чтобы у ребенка была любимая игрушка. Ей он доверит свои тайны, с ней преодолеет некоторые препятствия. Например, когда родителей нет дома, игрушка поможет преодолеть страх одиночества. В минуты злости, он может выбросить игрушку, даже сломать ее, но вскоре достанет ее… постарается починить, утешит ее. Чаще это происходит в минуты детского горя. А если нет? Это повод задуматься….

Игрушка помогает выразить чувства, учит общаться, помогает переживать события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях. Т.о., в какие игрушки играет ребенок, можно судить об его эмоциональном состоянии… Так, пугливый и неуверенный малыш предпочтет поиграть с мягкой игрушкой, которая вызывает чувство защищенности и тепла, выражение мордочки такой игрушки доброе и спокойное. Придет время, малыш поймет, что надо быть сильным! Шаг за шагом он научится преодолевать препятствия.

Но и игрушка тоже передает эмоции! Недаром, покемоны, куклы Барби, игрушки, изображающие свирепых чудовищ запрещены и сняты с производства ряда европейских стран, Японии, США. Ведь если вы подарите ребенку легион воинов со свирепыми лицами, ничего, кроме ужаса ваш малыш не испытает. Может быть, он будет перебирать их, даже расставлять, но какие чувства они вызовут у него… Стоит ли удивляться полемики педагогов, родителей: почему молодые люди такие жестокие, агрессивные, циничные… Это результат их детского мировосприятия, потому что классическая фраза «Все мы родом из детства» будет актуальна всегда.

Лучшие игрушки удивляют и забавляют, развивают интеллект, мыслительную деятельность, физическую активность, психо-эмоциональную сферу ребенка, внимание, память, воображение, творческие способности, художественно-эстетическое восприятие.

Посмотрите на игрушки, которыми играют ваши дети… Посмотрите отношение ребенка к игрушкам. Обратите внимание на количество игрушек в детском уголке. На первый взгляд такие простые вопросы! Но сколько ответов они могут дать на ваши сложные ситуации.

Литература и Интернет источники

    Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М., 2001 - С. 199.

    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?

Надежда Кутор

В последнее время укрепляется тенденция увеличения в дошкольных учреждениях детей с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это патологическое состояние, проявляющееся двигательной расторможенностью (гиперактивностью, снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Итак, предлагаю некоторые примеры игр, в которые мы играем с гиперактивными детьми, которые подобраны в следующих направлениях:

- игры на развитие внимания;

Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

Игры, способствующие закреплению умения общаться.

«Дрессированная муха»

Поместите вашу "муху" на какую-либо клетку игрового поля. Взрослый дает команду, на сколько клеточек и в каком направлении "мухе" нужно перемещаться. Ребенок 5 - 7 лет должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз, попросите ребенка показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Дети 3 - 5 лет выполняют шаги по игровому полю "мухой", называя цвет последней клеточки.

«Рисование со слов»




Взрослый показывает картинку одному из играющих и затем прячет её. Тот, кто её увидел, шёпотом рассказывает второму участнику, что на ней изображено. Второй шёпотом пересказывает Третьему и т. д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет её изображать. То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.

«Путешествие» (релаксация под музыку)

Используется как элемент игрового сеанса. Под тематическую музыку дети расслабляются, совершая путешествие в сказочный лес или на морское дно, или на таинственный остров.

«Вода – берег»


На полу с помощью скакалки либо каната обозначается озеро или река. Между этими линиями -«вода», а по краям - «берег». Все ребята стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все ребята прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ» все выпрыгивают на «берег». Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих.

"Робот"

Взрослый оговаривает правила игры с ребенком: "Ты робот, а я твой хозяин. Поскольку робот делает только то, на что его запрограммировали, сейчас ты попробуешь выполнить мои команды". Так предлагаются команды, направленные на передвижение ребенка в пространстве и др.

«Волк и семеро козлят»


В этой игре детям раздаются карточки с изображением одного волка, козы и семерых козлят. Показывать картинки друг другу запрещается. По сюжету сказки известно, что коза уходит из дома, а козлята остаются одни. Дети с карточками козлят занимают импровизированный домик. «Волк» хочет попасть в дом, а козлята не должны его впускать. Но никто не знает, кто «волк», а кто «коза», ведь она скоро тоже захочет в дом. Задача «козлят» не впустить «волка», а впустить «козу» (тогда козлята выигрывают, а задача «козы» и «волка» доказать, что они «коза», используя различные способы убеждения. Если в дом попадет «волк», то «козлята» будут съедены им, они проиграли.

В заключении хотелось бы отметить, что детям очень нравится играть, хотя им бывает иногда очень трудно придерживаться правил и временного регламента.

Источники:

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2001.

2.http://adalin.mospsy.ru

Публикации по теме:

«Играют дети, играем вместе». Родительское собрание в средней группе «ИГРАЮТ ДЕТИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» Родительское собрание в средней группе Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас. Вот.

Артотека игр. 1. «Клубочек» Цель: Игра полезна в компании малознакомых детей: способствует снижению мышечного напряжения, созданию доверительных.

Рисование- одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.

Игровой образовательный проект во второй младшей группе «Играют мальчики. Играют девочки» ТЕМА ПРОЕКТА: «Играют мальчики. Играют девочки.» Возрастная группа: 2 младшая группа (3 – 4 года). Цель проекта: развитие социального поведения;.

Как играют дети в нашей группе Как играют дети нашей группы. Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается.

Конспект досуга по ПДД в подготовительной группе на тему: «Внимание дети!» (игра путешествие) Цель: формирование знаний, умений и практических.

Прежде чем рассказать об играх, в которые мы играем с детьми, хочу сделать небольшое отступление. А именно объяснить, почему для меня так важно не просто дарить своим малышам , но еще и вместе с ними в них играть.

После рождения Алины, помимо всех прочих вопросов, меня очень стали интересовать всевозможные развивающие игры и игрушки. А когда родился Егорка, я погрузилась в этот вопрос с головой. И всё свое свободное время посвящала (сейчас уже не всё) играм и занятиям с детьми.

Но сразу хочу сказать (оглядываясь назад), что не важно, чем Вы занимаетесь с ребенком, важно как Вы это делаете и насколько сами вовлечены в процесс.

Для меня игра с детьми – это полное мое погружение в деятельность (если, конечно малыш не просит обратного). Именно в таком формате необходимо начинать играть с самыми маленькими.

А вот вариант, дать игрушки и сидеть рядом, смотря в телевизор или в журнал – я отклонила сразу. Лучше, в таком случае, честно сказать, что Вы полчаса будете заниматься своими делами, а потом обязательно поиграете с ребенком. Дети вполне могут какое-то время развлекать себя самостоятельно. Главное, чтобы это не происходило постоянно.

Для меня лучшим объяснением того, почему необходимо обязательно играть (либо что-то делать) вместе с мамой, папой и т.д., стало открытие Льва Семеновича Выготского. Он доказал, что у каждого ребенка есть так называемая «Зона ближайшего развития». Это те умения и навыки, которыми малыш сможет овладеть в ближайшее время, благодаря тому, что родители его этому учат и показывают. И, эта зона тем больше, чем больше времени родители занимаются со своим ребенком.

К сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым важным в раннем возрасте является не интеллектуальное, а эмоциональное и психическое развитие малыша.

В последние годы в моду прочно вошло раннее интеллектуальное развитие
малышей. Уже с 1,5-2 лет детишек обучают счету, чтению, иностранным языкам,
водят на групповые занятия, развивают по новейшим методикам. При этом
родители мало задумываются о том, насколько это действительно необходимо
крохе. И к сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым
важным в этом возрасте является не интеллектуальное, а эмоциональное и
психическое развитие малыша
. Они стараются заполнить жизнь любимого чада
различными познавательными занятиями и спортивными тренировками, строя
график таким образом, чтобы у ребенка не оставалось свободного времени на
«ерунду», типа игр и беготни. Однако, исключая из жизни дошкольника
«примитивные» детские игры, родители, сами того не ведая, наносят огромный
урон культурному и нравственному воспитанию малыша. О том, как важна и
чудодейственная игра, рассказывает педагог-психолог, президент Фонда
социальной и психологической помощи семье и ребенку Татьяна ШИШОВА.

Чем сильна игра?
Еще знаменитый психолог Л.С. Выготский отмечал высокое значение игры для
полноценного психического развития личности. Он разработал систему
периодизации возрастов, где указал, что основная деятельность ребенка (с 2
до 7 лет) – это игра, которая, по убеждению ученого, не просто глупое
развлечение, а основная цель и задача маленького человека. Впоследствии
именно игровой опыт станет крепким фундаментом для учебной, а потом и
трудовой деятельности. «Основной формой развития сверхсознания…служит игра,
требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий в
постижении ребенком окружающего мира», – писал психолог. Вершиной игр
Выготский считал сюжетные и ролевые игры, которые дети при нормальном
развитии начинают осваивать с 1,5–2 лет. Сначала это совсем простые сюжеты «Покорми Мишку», «Уложи куклу
спать», которые постепенно усложняются, обрастают деталями и превращаются в
настоящие спектакли.
Благодаря ролевым играм ребенок не только развивает воображение и природную
смекалку, но и обретает социальные навыки общения. Если же попытаться
«перепрыгнуть» этап игры, и сразу приступать к интеллектуальному развитию,
психический рост малыша может затормозиться, что в дальнейшем аукнется
серьезными проблемами. У подростков и взрослых, которые «недоиграли» в
детстве, зачастую не сформирована способность прослеживать
причинно-следственную связь между теми или иными явлениями, они плохо
разбираются в отношениях и психологии людей, им сложнее адаптироваться в
коллективе, дружить, любить, строить семью.

Согласно ГОСТу, маркировка на игрушке обязательно должна содержать название
товара и страны-изготовителя, фирмы-изготовителя, основные потребительские
свойства и другие необходимые сведения. Их отсутствие или неполнота может
свидетельствовать о том, что игрушка поддельная.

Выбор игрушки
Приобретая ребенку очередной подарок, обратите внимание, чтобы он
соответствовал не только стандартам качества, но и подходил малышу по
возрасту и по психологическим параметрам. Например, различные монстры
противопоказаны детям любого возраста, поскольку могут вызывать страхи или,
наоборот, пробуждать агрессию. Помните, что игрушки и игры оказывают
мощнейшее воздействие на психику ребенка: они могут как деформировать
личность малыша, так и развивать или корректировать.
Игровая прививка
Игра для детей – привычная стихия, наиболее органичный вид деятельности и
общения, ведь «в игровом мире» ребенок не скован условностями и может
свободно выражать себя. Поэтому любые сюжеты, которые ребенок проживает в
игре, он осваивает легко и ненавязчиво. Так, посредством игры дети могут
почерпнуть уникальный опыт социального общения и прочувствовать различные
жизненные ситуации. Можно сказать, что, играя, малыши получают своего рода
«прививку», и в будущем, когда они в реальной жизни столкнутся с подобной
историей, они отреагируют адекватным образом.

В чем соль?
Впрочем, с помощью игротерапии можно не только предупредить развитие
комплексов или фобий у детей, но и вылечить их.
Когда ребенок приходит на первый прием к психологу, игротерапевт составляет
психологический портрет ребенка и выявляет основную проблему поведения. В
процессе терапии психолог установит и саму причину трудностей, и будет уже
работать непосредственно с ней.
Важно, чтобы малыш не знал о том, что с ним занимаются терапией. Он должен
быть уверен, что с ним просто играют.
Существуют две основных формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли
взрослого (родителя, психолога, психотерапевта, воспитателя) в игре:
направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).
В директивной терапии психолог берет инициативу на себя, создает игровую
ситуацию с подсказки ребенка, управляет ходом событий, фиксируя все
проявления активности маленького пациента. Он обрисовывает малышу дальнейшие
действия, дает советы, указывает ребенку правильный выход из ситуации.
Терапевт пользуется методическими приемами, играми со структурированным
игровым материалом и сюжетом. Это могут быть игры по сказкам. Терапевт
подбирает героя, близкого к ребенку по возрасту, полу, характеру, и
описывает его жизнь в сказочной стране, чтобы малыш увидел в ней сходство с
собственной жизнью. С этим персонажем происходят различные истории, и
возникают непростые ситуации, которые случаются с ребенком в реальной жизни.
Герой ищет выход из положения и в итоге находит идеальное решение с помощью
мудрого наставника, которого встречает по ходу сюжета. Цель психолога –
показать ребенку его поведение со стороны и ненавязчиво в игровой форме
подсказать наиболее благоприятный стиль поведения. Проживая трудные ситуации
в волшебном мире сказки, ребенок понимает, в чем ошибка его поведения, и
находит выход из тупика.

Очень часто при директивной игротерапии психологи прибегают к ролевым играм
с куклами. Это могут быть как простые «дочки-матери», так и настоящий
кукольный театр. Через разыгрываемые сценки малыш видит «со стороны»
различные поступки, начинает сопереживать героям и анализировать их
действия. Сюжеты могут быть от самых банальных до фантастических: прием
гостей, драка в песочнице или полет на Луну в целях спасения маленького
принца. В этих играх замечательно то, что ребенок играет не за себя, а «как
бы» за другого персонажа (куклу), и совсем необязательно за того, который
ведет себя, как сам малыш. Даже наоборот если ребенок играет не трусишку
(если малыш трусит), а защитника слабых, – достигается наибольший
терапевтический эффект, поскольку ребенок словно примеряет на себя
правильную роль. Таким образом ребенок начинает понимать, как его поведение
выглядит со стороны и как можно преодолеть собственный недостаток.
Недирективная терапия ориентирована на самостоятельную игру ребенка, которая
помогает ему выразить свои чувства, свой внутренний мир. Такую игротерапию
еще можно назвать импровизированной, поскольку психолог не диктует жестко
сюжет игры, а предоставляет самому ребенку придумать сценарий. Или же
психолог выбирает игру, правилам которой подчиняются все: как дети, так и он
сам. Цель терапии – создание атмосферы взаимопонимания и эмоционального
сопереживания ребенку, а также активная борьба с конкретной проблемой.
Например, для малыша, которого мучат страхи, отлично подойдут «жмурки»,
«привидение» или «прятки». А для снятия напряжения и выплеска агрессии –
«казаки-разбойники», «салочки», «злые-добрые кошки», когда дети поочередно
превращаются то в злых царапающихся и шипящих кошек, то в добрых,
мурлыкающих и ласковых. Для снятия напряжения и налаживания
детско-родительских отношений подойдут игры «Доверяющее падение», когда
ребенок падает спиной к взрослому, а тот подхватывает малыша на руки, или
«Ласковые лапки»: ребенок закрывает глаза, а родитель или психолог
поочередно водит по его ручке то перышком, то ваткой, то листочком бумаги –
и малыш должен угадывать предметы.

В помощь маме
Психологи утверждают, что каждый человек рождается с уже заложенным
характером, талантами и даже вкусовыми пристрастиями. Если понаблюдать за
годовалым младенцем, можно увидеть, что это действительно так. Один малыш
невозмутим, даже когда у него отнимают лопатку в песочнице, а другой – с
криком бросается на обидчика; один любит побегать, другой тихо посидеть на
коленях у мамы.
Учитывая эти наблюдения, можно сказать, что задача воспитания состоит не в
том, чтобы «на белом листе нарисовать нужную картину», а в том, чтобы
развить заложенные достоинства и способности, и максимально приглушить
недостатки. И сделать это можно с помощью обыкновенных игр, многие из
которых мы помним с детства. Главное только проявить побольше фантазии и
терпения.

Статьи по теме: