Консультация на тему: Роль настольно-печатных игр в развитии детей. Значение игр для детей дошкольного возраста. Виды настольных игр: описания и примеры

Настольные игры с давних пор популярны среди детей и взрослых. В них играли в Античном Риме и Древнем Китае. Педагоги признают, что их роль в развитии ребенка нельзя переоценить. Сегодня малышам и их родителям есть из чего выбирать: компании по производству игрушек и книжные издательства предлагают настольные игры в широком ассортименте.

Значение настольных игр в развитии дошкольника

Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Проводя время за увлекательным занятием, ребенок:

  • учится играть по правилам;
  • ищет оптимальное решение поставленных перед ним игровых заданий;
  • развивает речь, воображение, сенсорное восприятие;
  • учится считать и решать элементарные математические примеры;
  • тренирует память;
  • развивает логическое мышление;
  • становится более внимательным;
  • учится быстро реагировать на изменения ситуации;
  • тренирует мелкую и крупную моторику, координацию движений;
  • развивает собственные коммуникативные навыки.

Особенности выбора настольных игр

  1. Рекомендации по возрасту. Понятно, что возраст, указанный на упаковке игры или в ее правилах, является ориентировочным. Иногда дошкольники уже «тянут» игры для младших школьников. Но вряд ли им будут интересны наборы для взрослых.
  2. Количество игроков. Если планируется играть в настольную игру с дошкольником в кругу семьи, которая состоит из папы, мамы и ребенка, необходимо выбрать набор для соответствующего количества участников. Если же игровая деятельность будет организовываться в группе детского сада, набор, соответственно, должен быть групповым.
  3. Цель и содержание. Понятно, что первоочередной целью такой игры является развлечение, общение с друзьями или семьей. Но хорошо бы иметь некий педагогический мотив. Например, играя в Скрабл (для малышей) можно выучить буквы, научить ребенка читать слоги и целые несложные слова. А простейшие лото для малышей расширяют круг их знаний об окружающем мире.
  4. Пол ребенка. Большинство настольных игр являются универсальными. Но некоторые тематические наборы могут быть мальчиковыми или девчачьими. Вряд ли девочка с радостью будет играть в стратегию с Черепашками Ниндзя, а мальчик увлечется приключениями диснеевских принцесс.
  5. Дизайн игры. Настольные наборы для малышей 4-6 лет должны быть яркими, иллюстрированными. Одним своим внешним видом они должны привлекать внимание детей.
  6. Наличие мелких деталей. Детали пазлов и мозаик, фишки и кубики все еще представляют для дошкольников определенную опасность. Конечно, в 4-6 лет малыш уже не тянет в рот все подряд. Но случаи, когда ребенок засовывает детальки в носик или ушко, очень распространенные. Поэтому родители должны постоянно контролировать игровой процесс.

Виды настольных игр: описания и примеры

Существует несколько классификаций настольных игр. Приведенные ниже наиболее применимы для детей дошкольного возраста.

По количеству участников они могут быть:

  • с возможностью самостоятельной игры (пазлы и мозаики ребенок может складывать сам, но на первых порах вмешательство родителей более чем желательно);
  • парные;
  • групповые.

По форме и содержанию выделяют следующие виды настольных игр.

1. Настольно-печатные

К таким играм относятся разнообразные тематические карточки и лото, напечатанные на плотном картоне или пластиковые. Дети очень любят играть в «Кто где живет», «Кто что ест», «Моя комната», «Мои игрушки», «В магазине» и прочие тематические игры.

Пример: настольно-печатная игра для детей от 2 лет «Профессии»

Игра представляет собой два набора карточек. На одном из них изображены представители определенных профессий: полицейский, пожарный, врач, учитель, швея, повар, прочее. На карточках из другого набора изображены символы профессий, орудия труда: пистолет с наручниками, пожарный шланг и шлем, шприц и стетоскоп, указка и глобус, швейная машина и сантиметровая лента, кастрюля и половник. Ребенку предлагается сопоставить карточки из обоих наборов. Взрослый просит назвать профессию, рассказать о ее функциях, описать предназначение того или иного рабочего инструмента.

В виде лото игра «Профессии» представляет собой игровые поля с изображениями представителей профессий и карточки с их рабочими инструментами. Игровые поля раздаются участникам. Ведущий по очереди показывает карточки. Тот, у кого на поле изображен «хозяин» инструментов, называет профессию и забирает карточку. Побеждает участник, которому первому удалось собрать инструменты для всех представителей профессий, изображенных у него на поле.

В лото «Профессии» могут играть от 3 до 6 участников.

2. Игры на выделение части и целого

К такому виду игр относятся пазлы и мозаики.

Еще в раннем детстве ребенку, наверняка, предлагали мягкие пазлы из двух-шести частей. Если у него к четырем годам достаточно навыков для их собирания, можно купить ему более сложную игру. Для дошкольного возраста пазл должен состоять из 6-24 элементов.

В комплекте обязательно должна быть картинка-образец. Наиболее популярные темы пазлов у дошкольников, это:

  • мультфильмы;
  • сказки;
  • животные и птицы;
  • природа.

Играя в мозаику из пластика или дерева, ребенок должен собрать из отдельных маленьких деталей целое изображение. Он должен быть усидчивым и аккуратным чтобы научится видеть конечный результат и достигать его последовательно.

Пример: мозаика «Пчелка»

Игра представляет собой решетчатую конструкцию из пластика и детали-гвоздики. Обычно, они представлены в 5-6 цветах. Количество деталей – от 54 до 108. Продевая гвоздики через решетку, ребенок должен собрать картинку.

Малышу 4-5 лет родители могут предложить выложить из мозаики круг, треугольник, квадрат, цветок, солнышко или какие-либо другие простые рисунки. Он может попробовать воспроизвести то, что изображено на картинке-примере, прилагаемой к игре.

Старшие дошкольники уже могут фантазировать и пытаться сложить тот рисунок, который родился у них в воображении.

3. Настольные игры-бродилки

Эти простые и увлекательные игры для дошкольников учат малышей соблюдать правила.

Обычно, в комплект входит игровое поле с пронумерованной «дорожкой», фишки, кубики, иногда фигурки героев или карточки. Поле многих современных бродилок объемное, со световыми и звуковыми сюжетами.

В основе игры – приключенческий сюжет или квест.

Игроки по очереди бросают кубики и ходят фишками по «дорожке». Некоторые ее ячейки могут быть другого цвета, с изображением каких-либо символов. По правилам игры они могут иметь особое значение: встав на ячейку, игрок получает право на дополнительных ход, пропускает ход, прочее.

Пример: бродилка «Свинка Пеппа»

Игровое поле – это маленький мир мультяшной свинки Пеппы. На нем изображены ее дом, дом Бабушки Свинки и Дедушки Свина, детский сад Пеппы, детская площадка, любимые героями мультфильма грязные лужи.

Играющим выдаются фишки (их можно заменить фигурками героев мультсериала, тогда игра станет еще интереснее). Задача – добраться из дома Пеппы в детский сад.

Игровые ячейки окрашены в четыре цвета:

  • желтые – нейтральные поля;
  • синие – ход придется пропустить;
  • зеленые – игрок делает дополнительный ход;
  • красные – игрок бросает кубик и делает соответствующее количество шагов назад.

4. Игры на классификацию, ассоциацию и развитие образного мышления

К таким, в первую очередь, относятся домино. Обычно, предназначенные для дошкольников, они имеют тематическую направленность: времена года, животный мир, транспорт, овощи и фрукты, предметы одежды, прочее.

Также оно может быть похоже на взрослое, с дырочками от 1 до 6 и полем «пусто». С помощью такого можно учить малышей счету.

Детское домино может быть деревянным, пластиковым, картонным или мягким.

Пример: домино «Кто где живет»

Домино украшают изображения животных и их жилищ (пчела – улей, медведь – берлога, курица – курятник, так далее).
Фишки раздаются поровну всем участникам.
Если игроков мало, им раздаются 5-6 фишек, остальные кладутся в банк. По мере того, как участники кладут фишки, они могут брать себе новые.
По жребию первый игрок выкладывает на стол любую фишку.
Задача остальных игроков – в порядке очереди добавлять фишки так, чтобы животные нашли свои домики.
Доставлять фишки можно с обоих концов.
Побеждает тот, кто первым избавляется от своих фишек.

Видео

Консультация для родителей

«Роль настольно-печатных игр в развитии детей».

Настольно -печатные игры – интересное занятие для детей . Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи , которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам – самое простое задание в игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Например, две юбочки, одинаковые по фасону и цвету или две куклы, не отличающиеся ничем. Далее задание усложняется : ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, найти среди всех картинок два яблока, два самолёта. И яблоки, и самолёты, изображённые на картинке, могут быть разные по цвету и форме, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.

Составление разрезных кубиков и картинок. Цель этих игр – развивать у детей логическое мышление , составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание. В младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, а в средней и старшей группах на 8-10 частей. Основным требованием к таким играм является то, что предметы на картинках должны быть знакомы детям. Поэтому, желательно, детям младших групп давать целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание сложить целую картинку из частей.

Рассказ, описание по картинке с показом действий. В таких играх воспитатель не только развивает у детей речь , но и воображение, творчество. Для того, чтобы дети отгадали что нарисовано на картинке, можно прибегнуть к имитации движения животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребёнок, взявший у водящего картинку, внимательно её рассматривает, затем изображает движение и звук (собаки, кошки, коровы и др.) Такое задание даётся в игре детям младших групп.

Запоминание количества, состава и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какая картинка спрятана?» дети должны запомнить содержание картинок, затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти .

Настольно – печатные игры «Лото» , «Ягоды и фрукты» , «Кому, что надо для работы?» и другие предоставляют возможность систематизировать знания детей о животных , растениях, профессиях, формируют умение, по словам восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, а слово предваряет восприятие картинки или сочетается с ним.

«Монополия», «Дженга», «Сет», «Супер-ферма», «Твистер»… Сегодня найти настольные игры, подвижные и логические, на реакцию и внимательность, развитие памяти и пространственного мышления, не составляет труда. Особенно опытным родителям. Но, к сожалению, многие родители малышей не всегда могут остановить свой выбор на какой-то игре.. Они сплотят вашу семью и разукрасят вечера смехом, весельем и духом доброжелательного соперничества. А обзор по играм для детей постарше вы сможете прочитать .

Memory Game

tiger-stores.com

Возраст: от 1 года

Игры-мемори очень распространены и встречаются в разных вариациях: с большими и маленькими карточками, круглыми и квадратными фишками, цветные и черно-белые. Мы остановили свой выбор на игре от магазина Tiger, так как она очень удобна для путешествий. Коробка с фишками невелика, фишки - круглые и удобные для детской руки, а прекрасный дизайн можно изучать долгое время.

Собери и разбери

mazakzabawki.pl

Возраст: от 2 лет

Количество участников: 2-4 игрока

На коробке будет написано, что игра предназначена для детей старше 8 лет. Не верьте! Двухлетние малыши с удовольствием разбираются в игре, особенно увидев яркие детальки. Цель игры - построить то, что изображено на карточках с заданиями. В идеале играть надо на время, но с малышами можно просто изучать цвета и счет, а также развивать моторику и внимание, стараясь повторить фигуру на карточке.

Черепашьи бега

blogspot.com

Возраст: от 3 лет

Количество участников: 2-5 игроков

Суть этой веселой игры проста: с помощью карточек игроки управляют черепашками, которые бегут к финишу по дорожке из 10 кирпичиков. В течение небольшой партии (10-20 минут) черепашки бегут то вперёд, то назад, могут тащить тех, кто забрался на них сверху, или ехать верхом на других. К тому же игра оформлена очень красочно.

Кот в мешке

babyradio.pl

Возраст: от 2-3 лет

Количество игроков: 2-5 игроков

Эта забавная игра поможет малышам развивать все виды памяти, мелкую моторику и пространственно-образное мышление. Первоначально все фигурки рассматриваются, проговариваются и отправляются в мешочек. Малышам выдается карточка и предлагается доставать фигурки из мешочка. Дети учатся узнавать на своих картинках те фигурки предметов, которые достали из мешочка. Потом игра усложняется - дети должны на ощупь доставать те фигурки, которые есть у них на карточках.

Это логично

ditya.com.ua

Возраст: от 4 лет

Игра, помогающая развить логику и усидчивость, подойдет для любителей загадок от 4-5 лет. В игре целых 84 задания - есть где развернуться. Все задания разного уровня сложности. Задача игрока - расположить фигурки животных и людей в домиках. Для этого на каждой карточке есть свои условия решения данной задачи.

Перед началом игры положите перед ребенком в ряд столько домиков, сколько указано на карточке. После этого изучите условия, которые на ней указаны, и начинайте расставлять фигурки. Закончив, проверьте, правильно ли ребенок выполнил задание. Решение головоломки вы найдете на ее обороте.

Дети Каркассона

happytable.ru

Возраст: от 4 лет

Количество участников: от 2 до 4 игроков

Игра «Дети Каркассон» любима многими детьми и взрослыми по всему миру. Игра учит детей правильно распоряжаться доставшимися им участками карты, развивает воображение и вызывает бурю восторга. Игра очень проста и увлекательна. Как правило, партии разыгрываются быстро, и дети просят играть снова и снова.

Составь портрет

mon-bebe.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: от 1 игрока

В инструкции написано, что игра предназначена для детей от 3 лет, но нам кажется, что дети от года смело могут играть с детальками, изучая строение лица человека. Тем более что 49 деталей выполнены из натуральной древесины березы и окрашены нетоксичными красками. А становясь старше, ребенок с помощью мамы сможет создавать настоящие портреты своих родных. Игра поможет ребенку разобраться в море эмоций, настроений и характеров.

Летающие гномы

selectoys.ru

Возраст: от 4 лет

И снова в игре указан возраст 4 года, а играть могут дети с двух лет. Правила достаточно просты: у каждого игрока есть свой гномик, который должен долететь до своего домика. Свой домик - тот, что соответствует цвету владельца. За каждое попадание в цель игрок получает 10 очков, за попадание в чужой дом - 10 очков. Играть можно до 100 очков. Почему это будет интересно детям младше 4-х лет? Да потому, что это весело - отправлять гномиков в полет. К тому же игра учит цветам, счету и координации, развивает внимательность и мелкую моторику.

Шу-би-ду

mir-igrushki.ru

Возраст: от 4 лет

Количество участников: 2-4 игрока

В данной игре каждый игрок, не подглядывая, вытаскивает из мешка 3 ботинка. Их показывать нельзя. Затем все игроки вытягивают руки над столом таким образом, чтобы кулаками с зажатыми в них ботинками касаться кулаков других игроков. Все дети и взрослые хором кричат: «Шу-би-ду», разжимая кулаки, и бросают ботинки в центр стола. Задача быстро-быстро найти пары обуви в образовавшейся куче.

Додо

kubirubi.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: 2-4 игрока

Настольная игра вместо книги перед сном? Легко! Игра «Додо» - это игра, в которой ребенок вместе со взрослым укладывает малыша (девочку или мальчика) спать. Для того чтобы игрушечный малыш уснул, надо пройти задания: найти «подушку», «любимую игрушку»,.. Но вашему ребенку могут попасть в руки и карты-фанты, которые будет исполнять взрослый. А там среди прочего маме придется и поухать, как сове, и поцеловать своего малыша. После прохождения всех заданий главный герой засыпает. Можно пожелать ему и вашему ребенку «спокойной ночи».

Животные Ouaps

profit-shop.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: 2-4 игрока

Задача - найти карточку с изображением того или иного животного, чей голос прозвучал из звукового устройства. И хотя на игре указан возраст 3+, слушать звуки и рассматривать карточки можно вместе ребенком от 1 года.

Съедобное-несъедобное

shusha-toys.ru

Возраст: от 3 лет

Количество участников: до 10 игроков

Очень простая игра на знание, что можно съесть, а что нет. Одновременно принимать участие в этой игре могут 10 человек. И хотя возраст снова стоит от 3-х лет, игрой можно будет увлечь и двухлетнего ребенка, тем более что детальки изготовлены из качественной древесины.

Лото 4 сезона от Djeco

spkopilka.ru

Возраст: от 2 лет

Количество участников: 1 и более

Компания Djeco предлагает малышам красочную и простую игру «Лото 4 сезона». Смысл игры: есть карточки-картинки, которым нужно найти место на игровых полях. В наборе 4 игровых поля - по количеству сезонов. Карточки поровну раздаются между игроками, которые начинают по-очереди искать круглые карточки с теми же рисунками, что и у них.

Зоомагия

igrotime.ru

Возраст: от 6 лет

Количество участников: 2-4 игрока

В одной волшебной стране перепутались все животные. Еще вчера это были слоны, носороги и овцы, а сегодня - совершенно невообразимые звери, которые никак не могут понять, кто они. Задача игроков "Зоомагии" - собрать животных из трёх частей: головы, туловища и задней части.

Маленькая дорожка

igrotime.ru

Возраст: от 2 лет

Количество участников: 2-4 игрока

Эта классическая настольная игра-ходилка, которая на долгое время удержит внимание ребенка. Задача игрока - помочь маленьким зверькам прийти к финишу первыми. Тот, чей герой приходит первым, получает призовую фишку. Игра помогает развить стратегическое мышление, усидчивость, а заодно повторить цвета.

Обзор подготовила Анна Копач

Уважаемые читатели, а какие настольные игры любят в вашей семье?

*Перепечатка материалов сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей – бабушки, дедушки, папы, мамы – играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сейчас вы без проблем можете купить самые разнообразные настольные игры и это абсолютно необходимо для вашего ребенка, ведь по утверждениям психологов – интеллектуальные игры для детей помогают в легкой игровой форме постичь многие премудрости.

Настольные игры укрепляют взаимоотношения между членами семьи, учат лучше понимать друг друга, благотворно воздействуют на психическое и умственное развитие детей. Кроме того, настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий:

У ребенка развивается творческий потенциал и воображение;

У малыша развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;

Происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;

Развивается скорость реакции, моторика, малыш становится более аккуратным;

Развивается смекалка и память;

Малыш учится переключаться между различными видами деятельности;

Ребенок учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи. Заметьте и то, что для правильного развития ребенка необходимо выбирать настольные игры по возрасту, ведь ребенок 4 лет просто не поймет правила игры для школьника. Рекомендованный возраст производитель обычно указывает на коробке.

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей – бабушки, дедушки, папы, мамы – играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.

Взрослые получают не меньшее удовольствие, чем дети. Получается, что мама или папа, даже если они не слишком любят играть с ребенком и делают это потому, что «надо», в ситуации с настольной игрой искренне увлекаются процессом. Вся семья играет, и всем это очень нравится. А что может быть лучше?

Настольные игры развивают у детей навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.

Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.

Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра. Учитывая разнообразие настольных игр, потенциал у них велик. Для развития малыша во всех направлениях можно использовать разные игры.

Чаще всего на коробках с настольными играми можно увидеть надпись: «Детям с 3 лет».

Почему? В основном потому, что в играх есть мелкие детали, с которыми малышам играть, конечно, не рекомендуется. Другая причина заключается в том, что игры подразумевают некие правила, которые ребенок способен осознать лишь с определенного возраста, ведь у маленьких детей иной, чем у взрослых, способ исследования мира и они еще не могут продолжительное время удерживать внимание.

Впрочем, многое зависит от ребенка.

Бывает, дети, освоив понравившуюся игру, легко обыгрывают даже взрослых дядей. Так что, если ребенок не склонен все попадающееся на глаза немедленно тянуть в рот и глотать и игра будет проходить под неусыпным контролем взрослого, почему бы не попробовать?

Кроме того, в одну и ту же игру можно играть по-разному. Во многих из них предусмотрены различные уровни сложности – это раз, и существует вероятность того, что малыш будет играть вообще по-своему – это два.

Современные игры, созданные из различных материалов, с игрушечными фигурками, такие яркие и красивые, что детям легко придумать свой способ общения с ними.

Правила в настольных играх подразумевают нескольких участников, в них играют с кем-то еще или в коллективе. Похожим видом социального досуга можно считать и головоломки, которые вплотную примыкают к настольным играм. Между ними нет четкой границы, потому что существуют игры, на которых написано: «От 1 до 5 игроков», и головоломки с таким же количеством играющих. Хочешь – один играй, хочешь – в коллективе!

Настольная игра – вещь тактильная, что также немаловажно для развития детей. Сегодня игры делают из самых разных материалов, дающих различные ощущения: картона, металла, пластика, дерева, камня, стекла, ткани. Прелесть многих игр (например, популярной «Катамино») заключается в том, что они имеют изменяемый уровень сложности: от доступного трехлетке до уровня, весьма сложного и для взрослого.

А компоненты хорошей игры – это широкий диапазон игроков, легкие в освоении правила. Игры, которые всегда нравятся и детям и взрослым, быстрые, веселые, азартные.


Статьи по теме: