Методика ментальных карт. Как ставить цели с помощью ментальных карт. Интеллект-карты и я

Наше время требует от человека умения обрабатывать невероятно большие объемы информации, думать стратегически и придумывать новые решения. К сожалению, человек для достижения этих целей чаще всего пользуется старыми методами и моделями мышления. О том, как работать с информацией более эффективно, узнавал журналист сайт

Порядок освобождает мысль.
Р. Декарт

25 июня в студии «Smart Time» прошел тренинг «Ментальные карты: технологии креативности», где участники приобрели опыт использования более продуктивного подхода к запоминанию и обработки информации.

Умение эффективно управлять информацией — уже не желательное, а необходимое для современного человека задача. Ведь каждый из нас ежедневно сталкивается с огромными потоками информации: интернет, телевидение, пресса, реклама. Нам приходится реагировать на эту информацию и поступать соответственно с нашими целями: часть просто игнорировать, часть откладывать «на потом», часть необходимо немедленно обрабатывать (например, директиву от руководства).

Не смотря на значительное количество поступающей информации, в настоящем мы продолжаем использовать те же самые способы ее представления, которые использовали и наши предки, когда объем и интенсивность информационного потока были в десятки раз меньше.

Проверенные временем формы представления информации имеют ряд недостатков

Текст, список, таблица, диаграмма — проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но у которых есть ряд недостатков:

1. При достаточно больших объемах традиционный способ записи довольно сложно запомнить и воспроизвести;
2. Трудно выявить ключевые идеи;
3. Неэффективное использование времени при обработке информации;
4. Тяжело использовать творческий подход и нахождение новых решений при описании проблемы.

Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

Альтернативой линейного метода (например, текста) являются ментальные карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.

Преимущества

Метод имеет ряд преимуществ, которые для демонстрации мы представим в этой статье в виде текста и в виде ментальной карты.

Итак, преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:

1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.

3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

6. Методу ментальных карт легко научиться.

Теперь эта же информация, представленная в виде карты

Как известно, основными функциями мозга являются восприятие, хранение, анализ, воспроизведение и управление информацией.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия:

1. Целостность, законченность образа.
2. Эмоциональная выразительность образа
3. Ассоциативность

Интересным свойством карт является тот факт, что ее в равной степени легко использовать людям с разным подходом к работе. «Креативщикам», бурлящих идеями, карты не ставят ограничений, но в то же время организовывают их творческий пыл в понятную и четкую структуру, которую можно воплотить в жизнь. Сторонники же порядка и четкости смогут видеть в стройной структуре карты новые, свежие решения.

Применение ментальных карт

Креатив. Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей. Кроме того, подобная организация помогает принять взвешенное и обдуманное решение при сложных ситуациях, когда присутствует много различных факторов.

Информационный менеджмент. Ментальные карты также используются при организации большого количества информации — древовидная структура позволяет быстро и эффективно оценивать поступающую информацию и определять ее место в иерархии. Кроме того сокращается время на поиск информации.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия

Планирование. Благодаря методу улучшается работа с проектами, так как видна связь между ресурсами, задачами, сроками, объемами и способами реализации отдельных задач проекта. Часто карты используют в качестве инструмента тайм-мененджмента — вы сможете увидеть полную картину дел, вывести приоритеты выполнения и привязать выполнение задач к времени.

Презентация. Цельность карты дает возможность также четко доносить какую-либо идею людям, избегая ненужных отступлений, укладываясь в сроки презентации. Кроме того, последовательность и логичность презентации с помощью ментальной карты позволит понять слушателям именно то, что вы хотели сказать.

Визуализация. С помощью карт вы сможете наглядно представить исчерпывающую информацию о связях, соотношении, иерархии какого-либо понятия или проекта.

Обучение. При обучении на человека обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом. Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить.

Наталия Павлова привела очень интересный пример опыта использования ментальных карт преподавателем цитологии (наука о клетках) в одном из киевских университетов. Она предложила студентам провести эксперимент и разделила студентов на три равные группы. Первой группе лекции читались с помощью ментальных карт, которые преподаватель сама рисовала для студентов. Вторая группа рисовала карты лекций самостоятельно. Третья группа была контрольная — преподавание велось классическим методом лекций и конспектирования. Кроме того, вводилось дополнительное условие — экзамен по предмету принимал другой преподаватель. В итоге — первая группа имела 100% сдачи предмета со средними и низкими показателями, вторая группа — 100% сдача с высокими показателями, контрольная группа — показатели успешности не изменились — часть группы не сдала предмет или сдала с невысокими показателями.

Кроме организации информации, существенно увеличивается скорость и качество конспектирования. Конспект в виде ментальной карты более целостен, понятен и емок — найти что-либо (дату, определение) намного проще и быстрее.

Метод также может быть использован при составлении расписаний, инструкций, для проверки знаний в какой-либо сфере.

Техника составления ментальных карт

Применение ментальных карт — довольно непростой, имеющий массу нюансов, но все же крайне полезный навык, требующий определенной подготовки и времени. Наталия Павлова отметила, что для того, чтобы метод ментальных карт стал хорошим навыком, необходимо нарисовать их не менее ста штук.

В период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей

Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.

Второй этап — непосредственно составление карты:

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.

2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительсноти. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

Например, если к теме «Использование ментальных карт» приложить вышеуказанный метод, получится следующая схема:

СОВЕТЫ АВТОРА МЕТОДИКИ ТОНИ БЮЗЕНА

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище».

4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

ОТЗЫВ УЧАСТНИКА ТРЕНИНГА

Ирина Запотоцкая,
преподаватель

После тренинга я стала чаще использовать ментальные карты. Метод мне очень поможет в моей профессиональной деятельности: я собираюсь перевести свои лекции, тренинги и проекты в формат карт. Это поможет моим студентам лучше понимать предмет и запоминать информацию.
Я заметила, что теперь при подготовке проектов, конспектировании мне самой хочется использовать карты, так как они интуитивны, просты и эмоциональны.

Кроме того — интересное наблюдение — карты помогают придумывать очень новые, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.

Ментальные карты

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Традиционная система записи

В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему?

    Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами - словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.

    В таком конспекте трудно выделить главное . Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

    Время при такой записи расходуется очень неэффективно . Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Ментальные карты

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

    Вместо линейной записи использовать радиальную . Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

    Записывать не всё подряд, а только ключевые слова . В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

    Ключевые слова помещаются на ветвях , расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Пример

Эту карту я нарисовал, работая над идеями для дизайна настенных календарей на 2005 год. Чтобы посмотреть большую картинку, перейдите по ссылке, нажмите кнопку All Sizes (над картинкой) и выберите самый большой из доступных размеров.

Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт

Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил.

    Важно помещать слова НА ветках , а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

    Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

    Длина линии должна равняться длине слова . Это экономнее и чище.

    Пишите печатными буквами , как можно яснее и четче.

    Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

    Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

    Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков:)

    Старайтесь организовывать пространство , не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы - А3.

    Разросшиеся ветви можно заключать в контуры , чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

    Располагайте лист горизонтально . Такую карту удобнее читать.

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты - она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна - какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание - она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Философия

Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет. Это выводит нас к вопросу о понимании, которое все-таки происходит в наших головах, а не в книгах и учебниках. И здесь очень к месту слова Мераба Мамардашвили:

«Мы попытаемся подойти к материалу так, чтобы в нем почувствовать те живые вещи, которые стоят за текстом и из-за которых собственно, он и возникает. Эти вещи обычно умирают в тексте, плохо через него проглядывают, но тем не менее, они есть. И читать тексты и рассуждать о них имеет смысл тогда, когда ты не догматической ученостью себя наполняешь, а восстанавливаешь именно живую сторону мысли, из-за которой они создавались. […] Лишь в этом случае, когда мы встречаемся с текстом через две тысячи лет после его создания, он оказывается для нас не элементом книжной учености, а, скорее, конструкцией, проникнув в которую, мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся за текстом и возникли в людях посредством этого текста.»

Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность - в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.

Особое изящество идее придают параллели между организацией мышления посредством ментальных карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-майндмэп (ядро с ответвлениями), во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

Как я уже сказал вначале, сфера эффективного применения майндмэппинга чрезвычайно широка. Это и планирование (например, дня, встречи, статьи, проекта), и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в семейном кругу (Бьюзен очень интересно об этом рассказывает). Майндмэппинг - это в каком-то смысле искусство, поэтому требуется практика для того, чтобы научиться рисовать красивые майндмэпы. Но это искусство естественно для нашего мышления и доступно каждому. И оно помогает жить

Источник: MindTools

Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны - например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Как нарисовать ментальную карту: инструкция

    Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.

    От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.

    Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Правила работы с ментальными картами

Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.

    Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты. Это сначала кажется непривычным, - у вас может возникнуть опасение, что вы забудете остальные слова. На самом деле не забудете, если выберете в качестве ключевых слов наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «цепляющие» слова.

    Располагайте лист горизонтально - такую карту будет удобнее читать.

    Пишите ключевые слова печатными буквами, черным цветом, как можно яснее и четче.

    Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.

    Длина линии должна быть равна длине слова - не делайте линии длиннее слов. Не прерывайте линий.

    Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.

    Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.

    Располагайте ветви равномерно - не оставляте пустого места и не размещать ветви слишком плотно.

    Используйте рисунки и символы (как минимум - для центральной темы, лучше - для всех основных ветвей).

    Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организация и читаемость карты.

Ментальные карты - это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам (например, «деревьям» или диаграммам связей). Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память . Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны . Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия : разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Когда использовать ментальные карты?

    В самообучении . Изучение любого материала может идти быстрее, если фиксировать основные мысли в форме ментальной карты. Даже если вы просто читаете книгу, сделайте ментальную карту и вы увидите, насколько это удобный способ осмыслить прочитанное (не говоря уже о том, что эта карта может вам очень пригодиться, если вы впоследствии захотите быстро освежить в памяти содержание книги).

    Для создания идей . Напишите задачу в центре и располагайте на ветках идеи или ассоциации, от них - следующие ассоциации, все время задавая себе вопрос, как это может решить вашу задачу.

    Чтобы разобраться в новой области . Бывают ситуации, когда вы чувствуете, что тема ускользает от понимания. Напишите ее в середине и располагайте на исходящих из центра ветвях все, что к ней относится. Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных.

    Чтобы представить большое количество информации в емкой форме . Вы можете делать это для большей наглядности, например в ходе презентаций, или для себя самого (например, чтобы не забыть что-то важное во время выступления).

Старайтесь получать удовольствие от самого процесса рисования ментальной карты. Сделайте свою карту красивой, ведь для этого ведь нужно совсем немного - аккуратный текст печатными буквами, ровные линии той же длины, что и ключевые слова, разные цвета для ветвей, чтобы они не путались между собой, самые простые рисунки-символы, обозначающие важные для вас моменты… Разумеетс, степень «красоты» может варьироваться в зависимости от задачи, однако не жалейте времени, особенно в начале освоения техники. После определенной практики его будет уходить совсем немного.

Интересный момент в ментальных картах - то, что они являются не только средством наглядного представления процесса нашего мышления, но и одновременно его диагностикой. Сама форма карты, то, как она визульно выглядит, многое говорит о вашем отношении к теме, о том, насколько понятны вам ее отдельные аспекты (представленные основными ветвями), о вашем способе восприятия этой информации.

Очень рекомендуем начать с рисования ментальных карт руками. Для начинающих кажется быстрее и легче воспользоваться компьютерными программами, но это не дает ни навыков самого майндмэппинга, ни полезного эффекта организации собственного мышления в процессе этого. Программа для построения ментальных карт никогда не позволит вам нарисовать неправильно закомпонованную карту, и это на самом деле проблема, потому что, думая за вас, она лишает вас возможности диагностировать свое мышление. Дело в том, что благодаря рисованию руками Вы можете наглядно увидеть, как и насколько эффективно организовано Ваше мышление по какой-то теме.

Принципы

    Ментальная карта должна активировать восприятие и память.

    Стремление к большей четкости и удобочитаемости карты дает больше осознанности в мышлении.

    Анализ уже нарисованной вами карты дает подсказки к «устройству» вашего мышления по теме.

Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления при помощи ментальной карты и устройством человеческого мозга: во-первых, ментальная карта имеет, как и нейрон, радиальную структуру, а во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

    Mind Map Inspiration - блог Пола Формана о ментальных картах с великолепными примерами автора

    Mind42 - онлайн-сервис для создания ментальных карт

    MindMeister - онлайн-сервис для создания ментальных карт (в бесплатной версии только 6 карт)

    Freemind - бесплатная программа для создания ментальных карт

    WikiMindMap - интерфейс к Википедии, который превращает статью Википедии в ментальную карту.

Книги по теме

    На английском: Tony Buzan. The Mind Map Book

    На русском: Тони Бьюзен. Интеллект-карты

Примеры

Приведенные ниже примеры, возможно, выглядят слишком профессионально, но их главная задача - продемонстрировать саму идею ментальных карт, а не художественное мастерство автора.

Законы майндмэппинга

Три метода майндмэппинга (Paul Forman )

50 вдохновляющих идей (Paul Forman )

Выбор пути из противоположностей (Paul Forman )

Тайм-менеджмент (Mindtools )

За пределами зоны комфорта (Paul Forman )

«Ментальная карта… Опять эзотерика?» - подумала я, впервые прочитав это название больше полугода назад. Потом вникла, попробовала нарисовать в таком формате свои планы на неделю. Получилось на удивление легко и интересно.
Здесь бы я могла написать, что с тех пор я стала пользоваться картами постоянно, но это не так. Я про них забыла. И вспомнила лишь в августе, когда планировала поездку в отпуск. Вот что из этого получилось.

Что такое интеллект-карты
После первой встречи с картами прошло несколько месяцев. Я планировала свое время: звенел таймер Pomodoro, работала матрица Эйзенхауэра, календарь пополнялся делами и раскрашивался в разные цвета. Но было ощущение, что есть еще какой-то классный метод, только вспомнить его не могу.

И вдруг, случайно наткнувшись на обзор сервисов для майнд-карт, я поняла, какого инструмента мне не хватает. Пазл сложился и понеслось – карта для похода в магазин, для планирования жизненных целей, для работы. Карты, карты, карты…Они были синими и разноцветными, в mindmaps и на альбомных листах. Сейчас эйфория схлынула, и я более трезво пользуюсь ими. Расскажу, как и когда.

Интеллект-карты и я
Эти штуковины эффективны там, где требуется набросать общее видение ситуации и поэтапно детализировать ее. С помощью карт мои коллеги составляют семантические ядра, проектируют карту сайта, проводят маркетинговые исследования, генерируют идеи, готовятся к презентациям, организовывают мероприятия, планируют бюджет и просто составляют список дел на неделю.

Где можно пользоваться картами

1. Работа с информацией (презентации, выступления)

Что делаю я
С помощью карт собираю информацию, сортирую ее. Что мне известно о предмете: свойства, недостатки, особенности, использование – все это легко укладывается в схему интеллект-карты.

Что делать вам
Замените нудную лекцию простой презентацией, и вы привлечете внимание аудитории. Замените интересной презентацией –завоюете еще и уважение слушателей.

2. Обучение и запоминание

Что делаю я
То же самое, что и в предыдущем пункте: выделяю основной вопрос, раскладываю его по полочкам. Огромный плюс карт – можно дорисовывать ветки, если вдруг в голову пришла новая мысль. Поэтому рисую всегда с запасом. С сервисами у меня не очень пока складывается дружба, я предпочитаю белоснежный лист и цветные фломастеры.

Что делать вам
Создавайте конспекты лекций или книг, пишите различные тексты (курсовые, диссертации, статьи), анализируйте текст. Можно использовать детальные карты (1 карта-1 вопрос), можно записывать основные схемы.
Кстати, большинство из вас видело подобие интеллект-карт в учебниках – это блок-схемы основных вопросов курса.

3. Мозговой штурм.

Что делаю я
Придумываю идеи (что подарить на праздник), решаю проблемы (где найти время на занятия) – так карты помогают при мозговом штурме. Могу рисовать карты одна или с коллегами, в любом случае это эффективно.

Что делать вам
Карты для брейнсторминга рисуются как обычно. В центре – проблема, крупные ветки – решения, мелкие – особенности или последствия. Если нужно генерировать идеи, то в центре будет тема, а сами идеи – это крупные ветки.

4. Принятие решений.

Что делаю я
Я логик до мозга костей. Интуитивные решения – не мой конек. И тут у меня возникают расхождения с Тони Бьюзеном, основоположником метода интеллект-карт. Считается, что рисование, использование символов стимулируют творческое мышление, а значит, мозг настраивается на поиск эффективного и нестандартного выхода из ситуации (с тим не спорю). А еще в такие моменты включается интуиция и мы на ее основании принимаем решение (вот тут закавыка).
Поэтому я просто в центре листа пишу проблему, ветками 2 уровня обозначаю все возможные решения, а ветками 3 уровня – последствия этих решений.

Что делать вам
Записываете проблему и крутите ее со всех сторон, параллельно записывая все, что в голову придет. Упорядочили мысли – увидели решение. Кому легче оперировать фактами и цифрами, тот пишет их на ветках. А кто полагается на интуицию, тот сделает ставку на ассоциативность карт.

5. Планирование.

Планируйте рабочие и личные проекты, бюджет или время.

Что делаю я
Сначала на карте я записала все книги, которые хочу прочитать. Потом от книги выделила форму, в которой буду усваивать материал (конспект, саммари). И создала аналогичную цель на SmartProgress .
И тут вылез жирный такой недостаток карт - их трудно привязывать к срокам. На диаграмме Ганта, например, четко видно, какое событие и когда должно идти, видна временнАя взаимосвязь событий. А на майнд-карте можно только подписать срок, до которого нужно выполнить задачу. В SmartProgress можно ставить промежуточные сроки, там есть напоминания о дедлайнах. Так что в связке эти два инструмента работают хорошо.

Что делать вам
В центре листа обозначьте цель, например, «провести юбилей свадьбы». А дальше записывайте ассоциации. Выбор места проведения, список гостей, меню, бюджет, программа – вот ключевые линии вашей интеллект карты. От каждого крупного луча отходят еще несколько маленьких лучиков, конкретизирующих, кого и каким способом вы пригласите, какие элементы программы будут, и кто за них отвечает.

Почему выигрышна именно такая форма
Любая входящая информация должна сначала сформироваться в образ. Тогда она запомнится гораздо легче и на более долгий срок. Роль карт – упорядочивание, систематизация, наглядное представление информации. Неважно, планируете ли вы юбилей или организовываете командную работу над проектом, все основные данные можно уместить на одном большом листе.

Чем больший объем коры головного мозга подключается к восприятию информации, тем она лучше запоминается. Мозг мыслит не линейно, а ассоциативно, поэтому для большинства людей интеллект-карты – подходящий инструмент планирования или работы с большим объемом данных.

Плюсы и минусы интеллект-карт
О недостатках я уже писала – нет взаимосвязанности со сроками.

А теперь о достоинствах.

Мозг сначала фокусируется на ключевых направлениях проекта. Это помогает расставить приоритеты.
Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы проекта. Заметны и противоречия, помехи, накладки.
Удобно помечать уже пройденные пути.
Легко дополнять проект, дорисовывая новые ветви.
На картах можно размещать неоднородные элементы: мегабайты дружелюбно соседствуют с количеством людей.

Что, если использовать майндмэппинг для планирования целей? В сочетании со SmartProgress получается вполне результативно. На карте определяются основные направления, а дисциплинирование происходит с помощью сервиса.

Как строить карты
Принципы рисования карт

В центре листа или чуть выше нарисуйте центральный образ (идею, цель, проблему). Отведите от него ветки первого уровня (под-идеи), с ассоциациями или ключевыми понятиями, немного раскрывающими центральный образ. От веток 1 уровня отведите ветки 2 уровня. Если необходимо, добавьте ветки 3 уровня.

12 советов по рисованию карт

1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение.
2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого.
3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7.
4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать.
5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки.
6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами.
7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.
8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости.
9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.
10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное.
11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки.
12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.

Сервисы для интеллект-карт
Если вы не любите рисовать от руки (и очень зря!), то выбирайте платные или бесплатные программы для рисования карт на компьютере. Они отличаются дизайном, способами экспорта изображений, возможностью подключать To-do List, совместимостью с платформами.
Я пользуюсь онлайн-сервисом MindMeister. Он совмещается с Meistertask (планировщиком). Плюс можно подключать платные PRO-пакеты. Данные хранятся на облаке, поэтому я могу с любого ноута подгружать карты. Яркий, много возможностей для творчества, интуитивно понятный в управлении. Шаблоноы есть, не знаю, кому как, мне пока хватает.

Психологи считают, что лучше всего рисовать от руки, максимально активизируя творческое мышление, тогда вы будете думать и решать проблемы гораздо эффективнее. А современный ритм жизни предлагает использовать любой понравившийся сервис. Что ж, решать вам. Но интеллект-карты - это инструмент действительно классный, рекомендую.

Ментальные карты (они же карты ума, «умные карты», интеллект-карты и так далее) – это простой и весьма действенный способ преобразования практически любых целей в планы действий. Ментальные карты весьма активно используются в лайф-менеджменте. Они позволяют наглядно рассмотреть что и как нужно сделать для достижения цели, определить, какие следует предпринять действия, какие ресурсы вам потребуются. Ментальная карта – превосходный инструмент для организации и систематизации ваших идей и мыслей. Одно из главных преимуществ ментальных карт – наглядность.

Обычно ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках вы размещаете пояснения или рисунки. Такая схема может неограниченно расти, дополняться и расширяться. Ментальные карты часто используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей. И уж конечно их используют при работе над целями.

При составлении ментальной карты ваша цели или задача размещается в центре. Именно сюда вы направляете всё ваше внимание. На расходящихся ветках вы отмечаете ключевые слова, эти слова должны вызывать у вас эмоции. Не нужно стараться создать логическую структуру, идите за своими ассоциациями и позвольте разгуляться фантазии. От каждой ветки отходят новые ассоциации. Эти новые связи называются ветками второго уровня. Ментальную карту можно расширять практически бесконечно, но психологи рекомендуют составлять не более 4-х уровней для удобства восприятия.

Ментальные карты можно рисовать от руки, можно рисовать на компьютере с помощью соответствующих программ. А можно использовать специальные программы, которые предназначены именно для разработки и создания ментальных карт. Таких программ на сегодняшний день существует довольно много.

Рассмотрим вариант рисования ментальной карты от руки.

Возьмите лист бумаги. В центре изобразите круг (прямоугольник, квадрат, овал – что вам больше нравится) и впишите в него свою чётко и правильно сформулированную главную цель.

Разбейте эту главную цель на несколько целей поменьше. Нарисуйте кружки поменьше и впишите в них так же чётко сформулированные цели второго уровня. При этом соедините основную цель с малыми целями линиями или стрелками.

При необходимости эти малые цели можно аналогичным образом раздробить на ещё более мелкие, а те, в свою очередь на ещё более мелкие. Но это уже по мере необходимости. Не стоит доводить подробность до абсурда. Как правило, хватает трёх-четырёх уровней.

При желании в ментальную карту можно добавлять картинки и рисунки, использовать различные цвета для её оформления и так далее. Всё это сделает вашу ментальную карту более эмоциональной и живой.

Добившись нужного вам уровня дробления целей, рядом с каждой целью напишите список простых и конкретных действий, которые необходимо выполнить для её достижения. Например:

– договориться …

– подготовить …

– узнать …

– сообщить …

Теперь остаётся только назначить точные сроки выполнения этих действий и согласовать их со своим планом, если таковой уже имеется. Таким образом, в итоге вы имеете чёткий и конкретный план действий по достижению своей цели. Остаётся только его реализовать!

Если вы предпочитаете работать на компьютере, то вы можете создавать ментальные карты в какой-либо подходящей для этого программе (например, в том же MS Word) или же использовать для этого специальные программы. Специальные программы для создания ментальных карт вы можете без труда найти в Интернете. Вот так выглядит ментальная карта, сделанная в одной из таких программ:

Есть платные программы, есть и бесплатные. Они отличаются по функционалу и удобству работы. Посмотрите, попробуйте и выберите из них ту, которая вам больше подходит. Воспользуйтесь поиском, и вы будете удивлены, какое количество софта для создания ментальных карт есть в сети.

Подходите к созданию ментальных карт творчески. Найдите для себя оптимальный вариант, который в наибольшей степени будет отвечать вашим требованиям и будет для вас удобен. Успехов вам в постановке целей и их достижении!

С уважением, Михаил Казарин.

Сегодня расскажу про развитие креативности через визуальное упорядочивание.

Интеллектуальная карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мышления, ассоциативная карта, mind map - это всё синонимы одного очень интересного, полезного и эффективного явления - визуализации процесса системного мышления с помощью схем.


рис. Первичная классификация методов развития креативности в моём блоге

Немного истории

Одним из самых ранних примеров графических записей, сильно похожих на ментальные карты, были рисунки Порфирия из Тироса, философа жившего в 3 веке н. э. В своих работах он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля.

Изобретателем же современного вида диаграмм связей, методики ментальных карт, был психолог Тони Бьюзен , как он сам это и утверждает. На создание метода его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта.

Однако, семантические сети разработанные в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, можно считать прототипом методики ментальных карт. Теория семантических сетей получила развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х.

Как это работает?

Вы выбираете ключевой элемент (понятие, явление, проблему), записываете его по центру листа, и начинаете окружать ключевыми словами. Сначала соединяете его с первым ключевым словом, эта связь выполняет функцию логического объединения двух элементов. Далее, выбранное ключевое слово окружаете своими словами второго уровня, и так далее. Затем, для ключевого элемента вы определяете второе ключевое слово. И так до бесконечности.

Попробуйте прямо сейчас

  1. Возьмите чистый лист, чем больше, тем лучше. Расположите его горизонтально
  2. В центре напишите или нарисуйте ключевой образ вашей проблемы или задачи
  3. Обозначьте вокруг ключевого образа главные ключевые слова, разделы или образы, к которым от центра нарисуйте толстые ветви - основные в вашей карте
  4. От основных ветвей нарисуйте более тонкие, к ключевым словам второго порядка
  5. Все ключевые слова должны помочь быстро вспомнить явление, понятие; помочь вызвать аналогию
  6. Используйте разнообразную визуализацию элементов карты - формы, цвета, объём, шрифты, стрелочки, пиктограмки, значки, и др.
  7. Со временем у вас появится свой собственный стиль в рисовании карт, и это будет круто!

Альтернативы использования

Чтобы прокачать этот навык по максимуму, можно создавать карты памяти не только для решения творческих задач, но и:

Для обучения в целом (конспектирования лекций, конспектирования книг)
- при подготовке презентаций, докладов и выступлений
- при проведении мозгового штурма
- в процессе проектной работы, при планировании и разработке проектов
- для , как рабочих, так и личных
- в процессе общения
- при проведении тренингов, конференций
- по ходу интеллектуальных игр
- для решения личных проблем
- при просмотре любимых сериалов

Нарисуйте свою карту мышления с ключевой темой «Где можно использовать карты мышления» и отправьте скрин мне на почту . Я создам галерею с вашими работами. Спасибо!

Плюсы

Вы начинаете много рисовать, много думать, задавать правильные вопросы, систематизируете свою жизнь. У вас появляются карты жизни, которые меняют жизнь к лучшему. Это - магия.

Минусы

Я не нашёл. Давайте так, если найдёте, пишите мне. Опубликую upd. к этому посту с вашими комментариями.

Инструменты

Блокнот, лист А4/А5, чем больше лист, тем лучше
- ручки, карандаши, фломастеры, маркеры
- маркерная доска или любая рабочая поверхность
- огромное количество онлайн-сервисов (приведу всего два, которыми сам пользуюсь):
1. coggle.it - работает через ваш google-аккаунт, бесплатный, можно работать совместно
2. exobrain.co - красивый, удобный, условно-бесплатный, посмотрите видео

Статья про ментальные карты на сайте 4brain.ru
- 5 онлайн-инструментов для создания ментальных карт на сайте internetno.net
- Бьюзен Тони и Барри.

Статьи по теме: