Настольная игра fantasy. Настольные игры фэнтези

Мечом ты можешь не владеть, но фаербол метать обязан.

В своем первом обзоре я решил рассказать про 7 отличных настолок в жанре фэнтези. Все эти игры объединяет элемент ролевки, где каждый игрок преследует свои интересы.

Замес

Стратегическая игра с пародийным элементом. Цель игры - захватывать базы. Каждый игрок берет себе 2 расы, по выбору или случайные, и замешивает их, получая собственный гибрид — уникальную комбинацию.
Есть карты двух типов:

  • карты с приспешниками — это именно те бойцы, которые отправляются на захват базы.
  • карты событий, которые разыгрываются и привносят одноразовый эффект в игру. Одноразовые эффекты зависят от разных рас.

Например, в базовом Замесе есть раса Зомби. Зомби имеют право с помощью карт событий забирать себе на руку уже ранее разыгранные карты сброса. Своего рода воскрешения. Пираты могут без сброса карт переплыть на другую базу и начать ее захват.
А сочетание Зомби-Пираты - это огромная численность (вы можете их воскрешать) плюс стойкость в бою (они не уничтожаются, когда база захвачена не ими, они просто переплывают на другую базу).

Есть несколько игр серии, которые отличаются тематикой и смешиваются между собой. То есть начинать можно с любого Замеса и смешивать с любой версией, просто объединяя все их свойства.
В базовом Замесе и Замес.Манчкин — по 8 раз. В Замес Ктулху и в Замес Казаки против Помидоров — по 4 расы (игры рассчитаны на двоих).

Резюме: Замес идет бодренько, партия длится 30-40 минут. Это не Манчкин, который может быть бесконечно затянут. В Замесе игра идет до конкретного захвата баз. Когда определенное количество баз захвачено — всё, игра окончена. Кто больше очков на захвате базы получил — побеждает!

Расхитители подземелий (Dungeon Raiders)

Полукооперативная ролевая игра от 3 до 5 игроков. Вы берете на себя определенную роль: волшебник, клирик, вор, воин — персонажи классического фэнтези. Вы входите в подземелье с экипировкой, факелами и провизией. Ваша цель: обнаружить как можно больше сокровищ. Но при этом в подземельях вас подстерегает очень много опасностей. Если ваш отряд будет уничтожен - вы все выходите из подземелья.

Фишка игры вот в чём. Есть общая цель и личный корыстный мотив. Игра - кооперативная, у всех есть общая цель — захватить как можно больше сокровищ. Но выиграет тот игрок, который нахватает этих сокровищ больше всех.

Резюме: Dungeon Raiders - карточная игра с фэнтезийным сеттингом и очень несложными правилами. Сама партия игры занимает примерно 20-30 минут. Подойдет как продвинутым, так и начинающим игрокам.

Эпичные схватки боевых магов

Игра от которой многие сейчас прутся. Разбираемся почему.
Во-первых, это дизайн всех этих бешенных мультфильмов с 2х2 в стиле Время Приключений и Футурамы. Мультяшный хардкор.
Во-вторых, элементарные правила.

Цель игры проста и понятна всем: нужно уничтожить всех соперников. Все карты в игре — это либо заклинания (их больше всего), либо разные предметы, которые дают преимущества в процессе игры.

Вы отыгрываете роль сумасшедшего мага, который мечтает уничтожить остальных.

Игроки разыгрывают до 3 карт в свой раунд. Сначала они взакрытую подготавливают 3 заклинания. Одновременно открывают их и у кого самое быстрое заклинание начинает раунд. Дальше по убыванию скорости. Заклинания обычно идут по броскам кубиков с элементом случайности. То есть вы можете кого-то не очень сильно покорежить, а можете и сами отгрести от собственного заклинания, если не повезет. Все сдобрено очень смачным и порой очень черным юмором. Волшебники постоянно пытаются друг друга уничтожить, выпить чужую кровь.

Эпичные схватки боевых магов: Бесчинство в замке Спрутобойни вообще расчитаны на магов-некромантов. Игра отмечена 18+ именно из-за дизайна и контента, правила у нее довольно простые. Партия длится примерно 30 минут и играть можно от 2 до 6 игроков. Чем больше, тем интересней.

Резюме: очень крутая игра, буду пробовать при первой возможности!

Войны магов

Войны магов — дуэльная ролевая игра для тех, кто реально любит подумать. В Войнах Магов — долгие вдумчивые партии. В игре большое игровое поле-арена, на котором стартует дуэль двух волшебников. Тут вы собираете собственную книгу заклинаний. Огромное количество заклинаний, каждое из них принадлежит к одной из школ: природной, божественной, демонической или чистой магии.
Каждый маг специализируется на своей школе. Например, маг-демонолог естественно использует демонические заклинания. Волшебные и природные заклинания даются ему более-менее сносно. Но самые сложные для него — это божественные заклинания, его противоположная стихия.


Каждый волшебник имеет в своем распоряжение уникальные карты. Например, Гидр может призывать только Волшебников. А Друид,спец по животным, может призывать различных других существ.
У каждого игрока есть книжка с файликами, в ней игроки формируют свою уникальную книгу заклинаний и могут пользоваться любимыми заклинаниями в процессе игры. Главное, чтобы это позволяли их магическая энергия и ситуация на игровом поле. Каждый ход игрок может выбрать 2 (или 3) карты из всего набора. Цель: уничтожить соперника, пользуясь своими сильными сторонами, при этом рассчитывая, какие сильные/слабые стороны есть у соперника.

Резюме: игра не без рандома, так как в ней есть кубики — все боевые элементы идут именно на кубиках. Шикарная игра-дуэль для желающих погрузиться в мир фэнтези с головой.

Ранбаунд

Ролевая игра с погружением в мир Фэнтези без активного элемента противостояния. Хотя сражения между игроками в процессе игры бывают. Цель игры: выполнить условия сценария. Как правило, сценарий — это либо уничтожить главного злодея, либо особых его приспешников. Само игровое поле — это карта мира с разными городами, реками, полями.
Как в стандартной компьютерной ролевой игре, каждый игрок получает стартового героя и его запас. Вы ходите по разным местам, выполняете задания, натыкаетесь на случайные события. За уничтожения монстров и выполненные задания вы получаете:

  • уровень
  • жетоны опыта
  • деньги.

Опыт можно тратить на улучшения своего персонажа, деньги - на пропитание, выпивку, снаряжение и наемников.

Битва проходит на кубиках. Особенно интересны уникальные кубики перемещения: на них указано, по каким символам вы имеете право перемещаться в данный ход. То есть, кинули кубик «равнина» и «река», значит вы сначала можете пройти по равнине, потом проплыть по реке, но по горам в этот ход уже не гуляете.
Естественно в игре есть стычки между игроками, кто первый уничтожил — тот и побеждает. Проигравший обычно отдает часть своего снаряжения победителю и уходит в таверну спиваться.
Иногда выгодно тормозить развитие ваших соперников. Мародерствуя на их телах. Партия занимает 2-3 часа.

Резюме: Много игроков, много событий в разных местах, события разного уровня опасности.
Оформление — одна вселенная с Descent. Но если Descent — это кооперативка, то в Ранбаунде — каждый за себя.

Подземелье, гробница повелителя могил и Подземелье. Царство Ледяной Ведьмы

Серия игр Подземелье — это хорошее карточное погружение в мир Фэнтези. Самое интересное в этой игре: вы одновременно являетесь и героем этого фэнтези, и мастером подземелья, то есть злодеем для ваших соперников.
В процессе игры ваша цель: выполнять задания. Не нужно никого убивать или прокачивать персонажа.. Есть разные типы заданий: на поиск и на уничтожение, на сопровождение (которые ненавидят все игроки в компьютерные игры, потому что те, кого надо весть абсолютно тупы и добавляют больше неприятностей чем пользы).

Есть карты самого подземелья, которое строится и исследуется игроками в процессе игры. Есть карты разных снаряжений. В зависимости от роли у вас будет ограничение по их использованию. Например, бойцы могу использовать больше хорошего снаряжения, но меньше заклинаний и навыков в отличие от волшебников.

У каждого игрока две характеристики: очки славы и очки опасности. Чем больше вы гуляете по подземелью, тем больше вы собираете и того, и другого. Если славой распоряжается игрок сам: пытается разыграть как можно больше интересных предметов, то очками опасности этого игрока распоряжаются другие игроки. Чем больше у него очков опасностей — тем больше вредностей ему можно насыпать: ловушки, монстры и прочее. Если игрок будет побеждать монстров, он за это обретет очки славы. Как в Манчкине.
Есть две версии игры, выпущенные в России: «Подземелье. Гробница повелителя мертвых» и «Подземелье. Царство Ледяной Ведьмы». Их можно смешать, получатся два игровых поля: ледяная поверхность и теплые подземелья, между которыми можно перемещаться. Добавляются множество новых героев, множество новых карт.

Резюме: Играть сразу двумя версиями вдвойне интересней именно из-за разнообразия. И еще! Приятное исключение. В оригинальной версии, выпущенной за рубежом, в набор входит просто колода карт. В русской локализации (на этот раз Hobby World порадовал) добавили и фигурки с подставками, и жетоны, и кубики - всё, что нужно для гармоничной игры. Не нужно ничего лишнего искать.

Таверна Красный Дракон

Эта игра в последнее время выстрелила. Тоже пародия на Фэнтези, как Манчкин или Схватки боевых магов, но больше настроена на развлекательный контент. В Подземелье или Ранбаунде вы своими героями ходите, сражаетесь и выполняете задания. В общем покоряете мир фэнтези. Тут герои сели в Таверне и начинают усугублять. Цель игры: не спиться и не потратить все свои нажитые деньги.

Каждый игрок получает своего персонажа. У каждого есть три основные характеристики: золото, стойкость и опьянение.

В базовой версии, которую локализовал Hobby World всего 4 персонажа: клирик, вор, воин и волшебник. Волшебник оснащен магическим кроликом Пуки, который постоянно впадает в бешеный угар.

В процессе игры можно разыгрывать различные карты действия, влияя на ваших соперников, например, снижать их стойкость.
У каждого героя есть свои сильные и слабые стороны:

  • Воин обычно не следит за своим кошельком, но устойчив к выпивке.
  • Жрица пьянеет с удвоенной скоростью, зато умеет превращать воду в вино и наоборот.
  • Вор отлично играет в азартные игры, отчаянно жульничая.
  • Волшебник с трудом усмиряет своего карманного питомца Пуки. ​

В процессе игры придется платить официанткам, и подливать в бокалы своих друзей. Игра переполнена самым разнообразным юмором. Там и шутки про бронелифчик, и про «не тех жриц» и про «извини, я не думал, что этот яд на тебя подействует».

Или чего стоя карты волшебника «текиловорот» и «текилапорт» - чтобы поменять выпивку местами.

Резюме: Очень простые правила и очень занятный игровой процесс.
Юмора в этой игра с лихвой. Отлично подойдет веселой компании, которая не готова тратить несколько часов на полное погружение в сеттинг фэнтези. Можно запускать даже для совсем неподготовленной компании новичков.

Вот такая подборка в жанре фэнтези получилась. Список будет расширяться, но надо было с чего-то начать.


«Warhammer» в переводе с английского «Боевой молот» — это не просто игра, а целая вселенная. Отдельный фэнтезийный мир. Он населен гоблинами, орками, злакрысами, людям нашлось тоже место (куда без них). И многими другими существами. Мрачный мир в котором постоянно идет война со старым светом, который пытается сдержать натиск тьмы. Про все очень много рассказывать. И тут мы не будем это делать. Это долгая и захватывающая история, ею легко проникнуться как и самим миром «Warhammer».

Для ознакомления с миром «Warhammer» добро пожаловать на гигантский обзор на нашем сайте.

Настольная ролевая игра: «Warhammer Fantasy Roleplay 2nd Edition» — это полноценная игра. Это книга в которой вы будете принимать участие. Один из вариантов ознакомится с культурой игр «Warhammer» (Боевой молот). Вот некоторые моменты, которые делают игру захватывающей и увлекательной:

  1. Система создания собственного персонажа. Тончайшие настройки.
  2. Набор правил игры. Они позволят Вам в игре сделать практически все что угодно. Полный открытый мир. И свобода действий.
  3. Продвижение персонажа по карьерной лестнице. Можно развить своего героя от торговца до убийцы королей. Более 100 карьер.
  4. Собственные правила у раздела магии. Которые позволяют выучить около 200 заклинаний. Пользоваться разными школами и орденами. Но и осторожность важна. Разные проклятья или неудачные попытки изучения магии. Болезни и ловушки и многое другое.
  5. Детальное описание Империи. Религии, порядки, для более полного погружения в атмосферу игры.
  6. Несколько вступительных историй, от известных писателей. Они помогут вам войти в мир «Warhammer»(Боевой молот). Дальше только вы властны над своей судьбой.

Игра полностью переведена на русский язык. Все правила и карточки. А также литература и вступительные сюжеты. Вам осталось добыть несколько игральных кубиков и парочку друзей для игры.

Добро пожаловать в ролевую игру мира «Warhammer» «Боевого молота»… Слава и смерть Вас ждут!

Скачать и распечатать «Warhammer Fantasy Roleplay 2nd Edition».

Ниже найдете все необходимые материалы на русском языке:

Мы в Geekster часто играем в настолки и пишем об этом. Но вот настольных ролевых игр до сих пор не касались. Это целая самостоятельная вселенная со своими законами и большими хитами. Мы решили разобраться и с помощью фестиваля “Ролекон ” отобрали 8 НРИ - заслуженную классику и многообещающих новичков.

У каждой игры помечено наличие русских изданий и примерный уровень сложности: какие-то проще для входа совсем неподготовленных к подобным играм новичкам, какие-то требуют уже уверенного приключенца. Но в любом случае все эти НРИ по-своему интересны, а сыграть в них можно будет на “ ” 4-5 ноября 2017 г. по адресу: Москва, Варшавское шоссе, 28А.

Savage Worlds: Дневник авантюриста

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: есть

Авторы игры исходили из принципа «Быстро! Весело! Брутально!» – то есть правила должны быть как можно проще, вхождение в игру быстрым, а сам процесс – максимально динамичным и веселым. И у них это получилось! Из особенностей правил стоит отметить, что игроки контролируют не только своих персонажей, но и союзников.

Savage Worlds не привязан к какой-то конкретной вселенной. Игроки, и в первую очередь мастер, сами выбирают жанр и сеттинг своей игры, что открывает широчайшие перспективы. Впрочем, название - «Дневник авантюриста» - намекает на, прежде всего, авантюрно-приключенческий стиль в духе XIX-XX вв.: ковбои и индейцы, альтернативная Вторая мировая, лавкрафтиана, стимпанк, но также фэнтези и киберпанк. В общем и целом, это pulp-жанр. Есть уже готовые миры и кампании: морозное фэнтези Hellfrost, мистический Дикий Запад Deadlands или Россия времён гражданской войны “Красная земля”, созданный российскими разработчиками.

Собственно для игры, кроме правил, вам потребуется набор игральных костей от D4 до D12, колода карт для покера, ну, и друзья, конечно! В продаже, в том числе на русском, можно найти уже готовые приключения разных жанров, а опытные авантюристы могут сочинять свои истории.

“Отойдите, слабаки. Я сам убью его”

Mouse Guard

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: есть

Mouse Guard или «Мышиная стража» – относительно молодая ролевая игра. Она основана на серии графических романов Дэвида Питерсена, один из которых совсем недавно вышел на русском языке стараниями Jellyfish Jam.

Мир Mouse Guard очень похож на наше средневековье за тем исключением, что вместо людей его населяют разумные мыши, которые куют доспехи и оружие, строят замки, создают секретные организации и борются против хищников – котов, птиц и хорьков.

В НРИ Mouse Guard все персонажи помимо параметров имеют Убеждения, Цели и Инстинкты, которые определяют в идеальном случае их поведение. Мастер игры ставит перед персонажами задачи, который они должны выполнить, кидая D6 на препятствиях. Зато во второй фазе, игроки сами решают что им делать.

В конце января запустилась кампания на CrowdRepublic для издания на русском коробочной версии ролевой игры Mouse Guard, а Ролекон посетил автор перевода и рассказал подробнее о ней и своей работе.

“Меня не победить!…”


Мир ``Мышиной стражи``

Читайте обзор вселенной Mouse Guard в нашем материале!

Pathfinder

Уровень сложности: два эльфа из трех
Русское издание: есть

Pathfinder – ролевая игра, берущая свое начало в правилах D&D 3,5 и пытающаяся исправить ошибки этой редакции. Многие классы и расы перекочевали оттуда, хотя и свои очень много. Кроме того, заявлена обратная совместимость. Так что, если вы знакомы с D&D, то вхождение в Pathfinder для вас будет проще и сможете использовать старые приключения в обновленной игре. Очень быстро Pathfinder стал достаточно популярным, чтобы оттеснить своего предка, чего не случалось с начала 70-ых.

Действие происходит в фэнтези мире Голарионе, где обитают классические для жанра существа: эльфы, гномы, орки, нежить, а игрокам предлагается стать партией приключенцев – магом, воином, плутом, варваром, чтобы отправиться на поиски славы и сокровищ. Помимо собственно игроков потребуется и мастер, который будет вести игру и отвечать за монстров.

Pathfinder отличается хорошей поддержкой от разработчиков, постоянно выходят новые сюжеты, а благодаря Pathfinder Society, официальному сообществу, которые выполняет специальные задания, можно влиять на глобальный мир игры. Кроме того, по системе создаётся официальная компьютерная игра “Pathfinder: Kingmaker”, выход которой ожидается летом следующего года.

“Ну, конечно же, я умею плавать! Какая еще кислота?!…”

Dungeons & Dragons

Стартовый набор 5 редакции Dungeons and Dragons

Уровень сложности: два эльфа из трех
Русское издание: нет

Конечно, в этом ТОПе не могло обойтись без дедушки всех НРИ, самого известной и прославленного представителя этого вида развлечений – “Подземелий и драконов”. Dungeons & Dragons – игра в стиле фэнтези, самая популярная и прошедшая через много редакций и воплощений. В отличие от многих других НРИ, во вселенной Dungeons & Dragons сосуществует несколько миров (известных широкой публике по компьютерным играм, типа Neverwinter Nights), так что всегда есть что выбрать себе по вкусу.

Игроки сами создают себе персонажей, наделяя их биографиями, умениями и особенностями, которые напрямую будут влиять на игру. В качестве фактора случайности, для проверки успешности применения навыков и вероятности событий используется D20. Актуальная на данный момент пятая редакция считается более-менее классической и предоставляет много возможностей для разностороннего отыгрыша роли, а не только боевой части. Конечно, вам потребуется и хороший Мастер игры, куда же безе него?

С учетом возврата интереса к 80-ым, можно сказать, что D&D сейчас в тренде – не зря же именно в нее играли герои “The Stranger Things”.

“Эй, дракон! Своим присутствием ты оскверняешь этот хра…”

Star Trek: Adventures

Уровень сложности: один-два эльфа из трех
Русское издание: идет сбор средств

Игра позволит оказаться на борту кораблей Звездного флота и пережить приключение в популярном научно-фантастическом сеттинге. Все ваши любимые расы, планеты и ситуации из сериала Star Trek, конечно, тут как тут, а если вы настоящий треккер, то оцените возможность оказаться на палубе звездолета. Главное, не одевайте красную униформу.

В основе НРИ интуитивно понятная система 2D20, и помимо разговорной части в “Звездном Пути: Приключениях” есть и две боевые составляющие: наземные сражения на карте с помощью токенов (или миниатюр) и космические бои, в которых игроки управляют целыми истребителями и экипажами. Ведущему доступны как готовые сценарии, так и инструменты для создания своих историй.

Есть набор с упрощенными правилами для новичков (сейчас на его русское издание идет сбор средств), и есть полноценная книга правил с большей детализацией (на русском выйдет позже), но обе обещают достаточную глубину и степень погружения в мир игры.

“Меня не победить!…”

Уровень сложности: два эльфа в прыжке из трех
Русское издание: есть

FATE - дитя краудфандинга, ролевая система без привязки к конкретному сеттингу. Многие элементы, например, список навыков, детали магической системы, отдаются на решение Ведущему. На текущий момент вышло уже четыре редакции.

Особенность FATE - это аспекты, т.е. некие описательные характеристики персонажей, который заменяют привычные параметры и либо выступают как бонусы, либо как проблемы. Такой подход позволяет лучше отыгрывать роль и влиять на сюжет. Например, аспект “с великой силой приходит великая ответственность” емко описывает как преимущества, так и уязвимости персонажа. Хотя здесь достаточно таблиц и “математики”, игра все же в значительно степени рассчитана на сторителлинг.

Для игры требуются особые шестигранные кубики с плюсами, минусами и пустыми сторонами на них. В целом, правила игры достаточно просты для изначального ознакомления, но потребуют серьезного погружения, как от игроков, так и от Ведущего, которому предстоит сочинять истории.

“Дергаю за все рычаги. Какой-нибудь, да сработает…”

Tales from the Loop

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: нет

Если D&D сегодня - это просто отсылка к 80-ым, то ролевая игра Tales from the Loop - это неприкрытая беззастенчивая ностальгия по тем временам. Игра совсем новая, только в прошлом году прошла кампания на Kickstarter, и игроки лишь недавно начали погружаться в мир альтернативных 80-ых.

Какой должна быть идеальная настольная игра, мы знаем по фильму «Джуманджи»: интуитивно понятной, крайне реалистичной и насколько интересной, чтобы не отпускать игроков до конца. Однако идеала, как известно, не существует - это фантастика. Зато существуют настольные игры, внесшие особый вклад в развитие индустрии развлечений. О них вы и узнаете на следующих страницах.

Настольные игры

Простейший пример классических настолок, или настольно-печатных игр (НПИ) - всем известная «Монополия». Как правило, настолка продается целиком в одной коробке (хотя могут быть и расширения-дополнения), рассчитана в среднем на 3-6 игроков и продолжительность партии от получаса до нескольких часов. В комплект могут входить поле, карты, жетоны, фишки, игральные кости, счетчики - практически в любых комбинациях.

«Колонизаторы» (1995)

За прорыв

Больше десяти лет назад «Колонизаторы» стали первой немецкой настолкой, добившейся мирового признания. 25 языков, 11 миллионов экземпляров, три десятка расширений и вариаций, среди которых есть как исторические, так и откровенно фантастические… А в 2002 году русская версия «Колонизаторов» положила начало изданию лучших настолок мира и в нашей стране. Именно благодаря этой дважды первопроходческой игре мы сегодня можем разложить на столе «Манчкина», «Затерянные города» и даже World of Warcraft.

«Манчкин» (2001)

За стёб

Стив Джексон наверняка рассчитывал на успех своей издевательской пародии на «Подземелья и драконы», однако вряд ли предполагал, что он окажется настолько большим. Меньше чем за десять лет «Манчкин» успел тщательно выстебать не только D&D, но и космооперу, «вампирятник», восточный боевик, супергероев, Ктулху, вестерн и пиратов. Некоторым игра кажется однообразной, но она, несомненно, заслуживает включения в наш перечень. Возражения? У вас приблизительно 2,6 секунд, чтобы их высказать…

World of Warcraft (2005)

За размах

Эта игра - наглядное свидетельство того, насколько серьезно можно относиться к настолкам. И дело даже не в бережном переложении культовой MMORPG. В настольном WoW доведено до предела все: качество изготовления, объем правил, число элементов, цена, размеры, продолжительность партии… Не всякий купит ее для личной коллекции, зато игра станет идеальным подарком для любителей настолок, фанатов компьютерной игры и собирателей редкостей.

«Зельеварение» (2005)

За стройную симметрию

Пожалуй, самая гениальная по простоте придумка отечественных разработчиков игр. Из определенных ингредиентов собираются порошки, зелья, эликсиры. Из них, в свою очередь, могут делаться снадобья более высокого уровня - вплоть до Верховного Эликсира или Великого Талисмана. За каждое удачное следование рецептуре начисляются очки в зависимости от уровня полученного магического зелья. Игроки могут вмешиваться в свои и чужие лабораторные опыты с помощью разного вида заклятий. Игра поражает стройной архитектоникой и продуманным дизайном.

Коллекционные карточные игры

Что это за игры, ясно из названия. Основной и необходимый их элемент - карты, хотя иногда могут использоваться и жетоны, счетчики, игровое поле. Распространяются они в разнообразных наборах (стартерах, бустерах), из которых игрок самостоятельно составляет себе колоду. Как правило, в ККИ играют вдвоем, однако многие игры поддерживают «мультиплеер». У большинства ККИ регулярно выходят новые наборы и карты: чтобы идти в ногу со временем, придется поиздержаться.

Magic The Gathering (1993)

За гениальную идею

На самом деле Ричард Гарфилд почти ничего нового не придумал. Почти. Он просто соединил в одно целое два элемента: простую карточную игру и коллекционирование карточек. Попутно родилась идея составления собственных колод. Соединившись, все это дало настолько ошеломляющий результат, что калифорнийский математик быстро стал миллионером, а в игровом мире появился новый жанр. Да, за 15 лет его бурного развития появлялись и более интересные ККИ, но до сих пор как-то принято разделять представителей жанра на две группы: «Магия» - и все остальное.

Guardians (1995)

За красоту

В сентябре Guardians стукнет 13 лет, но ни одна ККИ так и не превзошла ее по качеству иллюстраций. Напротив, некоторые издательства не гнушались использовать вдохновенные работы Кита Паркинсона, Дона Мэйтца, Брома и других художников при оформлении своих настолок. Но не только иллюстрации выделяют эту ККИ: Guardians можно смело отнести к числу лучших карточных варгеймов. Кроме того, поклонники искрометного юмора и стеба полюбили ее еще в доманчкиновский период.

Pokemon (1999)

За внимательность к детям

Когда компания Wizards of the Coast анонсировала эту игру в 1998 году, почти никто из магазинов и клубов не захотел ее заказывать. Зачем нужна игра для детей младшего школьного возраста? Через год продажи этой ККИ уверенно вышли на второе место, уступая только «Магии». Теперь каждый год появляется множество коллекционных карточных игр по аниме-сериалам и видеоиграм - однако коммерческий успех «Покемонов» смогла повторить только Yu-Gi-Oh!

Lord of the Rings TCG (2001)

За дизайн и баланс

Уникальный случай: коллекционная карточная игра создавалась одновременно с фильмами-первоисточниками. Более того, иногда кадры из фильмов Питера Джексона появлялись на картах раньше, чем на киноэкране. LotR TCG выгодно отличалась от рисованной предшественницы Middle Earth CCG простыми правилами и высокой динамикой. А основной «фишкой» карточного «Властелина Колец» стало то, что каждый игрок выступал одновременно и за светлые, и за темные силы. Ну и наконец, оформлена ККИ была на пять с плюсом.

Настольные ролевые игры

В ролевой игре - компьютерной, «живой» или настольной - участник играет за одного или нескольких персонажей. В принципе, собраться небольшой компанией и сыграть в ролевку можно и без всяких правил, но по правилам - интереснее. Помимо книги правил, для ролевых игр выпускают томики-дополнения (описания вселенных, монстров, магии и т. п.), в них почти всегда используются игральные кости и карточки с характеристиками героев. Сражения могут моделироваться с помощью фигурок. Стандартный состав для настольной ролевки - 3-5 игроков и один мастер-ведущий.

«Подземелья и драконы» (1974)

За классику фэнтези

Первая и самая популярная настольная ролевая игра, самая свежая редакция которой вышла пару месяцев назад (читайте наш обзор новинки на следующих страницах). Dungeons & Dragons стали своеобразным стандартом не только для ролевых игр, но и для героико-приключенческого фэнтези. «Темный эльф» Сальваторе и разнообразные «Драконы» Уэйс с Хикмэном - все это официальные новеллизации D&D. А уж сколько книжек написано под впечатлением от сыгранных партий, сколько человек полюбили фантастику благодаря этой игре… Словом, «Подземелья и драконы» - культурное явление мирового масштаба.

Call of Cthulhu (1981)

За сверхъестественный ужас

Игра-долгожитель, которая отличается от D&D не меньше, чем мрачные фантазии Говарда Ф. Лавкрафта отличаются от похождений Темного эльфа. За встречи с непознанным героям «Зова Ктулху» придется расплачиваться психическим здоровьем, а в конце их ждет лечебница либо пасть кошмарного монстра. Дополнения к игре охватывают разные годы, но лучше всего играть в двадцатые прошлого века: атмосфера лавкрафтовских рассказов замечательно сочетается с нуаровой стилистикой того времени. За более чем четверть века своего существования ролевка стала неотъемлемой частью Мифоса - вселенной, созданной Г. Ф. Л. и его последователями.

World of Darkness (1991)

За готик -панк

«Мир Тьмы» - мистическая изнанка нашей повседневной жизни. По его темным улицам бродят оборотни, кланы вампиров тайно управляют людьми, а в обычном человеке может внезапно пробудиться магическая сила… «Мир Тьмы» объединяет больше десятка настольных ролевых игр, наиболее известная из которых - Vampire: The Masquerade. К 2003 году вселенная настолько разрослась, что создатели сочли за лучшее устроить Судный день, и в 2004-м выпустили новую редакцию, объединившую части «Мира Тьмы» не только тематически, но и на уровне игровой механики. Если вы любите ночь, готику, заговоры, мистические тайны - то эта игра создана для вас.

«Эра Водолея» (2000)

За русское аниме

Создатели «Эры Водолея» хотели убить двух зайцев: выпустить первую в России коммерческую настольную ролевку и способствовать популяризации аниме. Были разработаны интересный мир и оригинальная игровая система, однако первый блин вышел комом. Несколько запланированных расширений так никогда и не увидели свет. Раз в год появляются слухи о возрождении системы, но российские издательства с подозрением смотрят на анимешную ролевку. Зато благодаря «Эре Водолея» игроки могут вспомнить то славное время, когда настольную РПГ можно было купить в любом крупном книжном магазине.

Варгеймы

«Варгейм» - жаргонное название военно-тактических игр с миниатюрами, проще говоря, «солдатиков». Настольные баталии разыгрываются между отрядами пластиковых или металлических фигурок, с применением игральных костей, линеек и довольно сложных правил. Считается, что первопроходцем жанра был знаменитый фантаст Герберт Уэллс, составивший в начале 20 века первые своды правил для оловянных солдатиков. А в семидесятые из варгейма Chainmail выросли «Подземелья и драконы», первый представитель нового жанра ролевых игр.

Warhammer (1983)

За масштаб

Не самый первый, но самый известный из варгеймов. «Молот войны» обладает репутацией элитной игры для преданных поклонников жанра. Возиться со сборкой и покраской фигурок здесь придется даже дольше, чем изучать правила. Еще одно достоинство игры - ее многомерность. Под одной маркой объединены две колоритные вселенные - фэнтезийная и космическая, а также более десятка отдельных игр. Warhammer для варгеймов - то же самое, что Magic The Gathering для ККИ или «Подземелья и драконы» для ролевых игр.

Mage Knight (2000)

За массовость

Одни считают эту игру образцом будущего варгеймов, другие - профанацией самой идеи жанра. Уже собранные и покрашенные миниатюры продаются в стартерах и бустерах - система распространения та же, что и у ККИ. Никаких записей делать не надо: боевые повреждения отмечаются поворотами специального диска, встроенного в подставку. Правила занимают несколько страниц. В целом, Mage Knight рассчитан на куда более широкого потребителя, чем тот же Warhammer. Он не требует затрат времени, кропотливого труда или погружения во вселенную. В семейство «варгеймов с поворотными дисками» входят не только фэнтезийный Mage Knight, но и супергеройский Heroclix, и новый MechWarrior.

Популярность жанра «фэнтези» распространяется не только на литературу и кинематограф. В настольных играх вымышленные миры с удивительными существами и чудовищами, волшебством, захватывающими событиями, легендарными героями и загадочной предысторией встречаются чаще, чем где бы то ни было. Настольные игры фэнтези переносят игроков в такие места, где они смогут проявить отвагу и находчивость в противостоянии темным силам или друг другу, и почувствовать себя в роли персонажей знакомых произведений любимого жанра.

Фантастический антураж обладает рядом неоспоримых преимуществ не только для игроков, но и для разработчиков, трудящихся над созданием игры. С одной стороны, это практически ничем неограниченный полет фантазии, который позволяет воплотить множество замыслов и идей, невозможных в реальном мире. Чего стоит одна лишь магия, введение которой в игру создает массу дополнительных опций и уникальных механик, оказывающих заметное влияние на игровой процесс. С другой стороны, большое количество уже придуманных вселенных и известных героев, многие из которых уже стали культовыми, делает весьма заманчивой перспективу воплощения этих миров на игровом столе. Такие настольные игры фэнтези обязательно привлекут поклонников популярных фильмов, книг и комиксов.

Красочное или мрачное оформление, поражающие воображение декорации, неизведанные территории и таинственные квесты – в таких играх каждый сможет найти что-то свое, причем возраст здесь значения не имеет: фэнтези любят и дети, и взрослые. Каждый раз, усаживаясь за стол, игроки попадают в невероятную круговерть событий, принимая решения, оказывающие влияние на судьбы вымышленного мира. Где еще можно одолеть в бою некроманта или разбить воинственную орду орков? Когда может представиться случай обокрасть дракона и унести его сокровища, перехитрив остальных игроков? А что может сравниться с ощущением, когда по мановению руки игрока, устрашающее вражеское создание превращается, например, в овечку? Да, колдовство в фантастических мирах часто играет важную роль.

Универсальность жанра позволяет создавать настольные игры фэнтези в любых вариациях. Это могут быть игры с миниатюрами или картами, кооперативные или дуэльные, стратегические или приключенческие, военные или экономические – список неисчерпаем. Так что игрокам остается только совершить выбор и начать путешествие в увлекательный мир фантазий.

Статьи по теме: