Обозначения на географических картах. Условные тактические знаки. Условные пояснительные знаки возраста и породы лесов

Железные дороги на картах и планах изображаются с подразделением их по числу и ширине путей на трехколейные, двухколейные, одноколейные и узкоколейные, а также по состоянию: действующие, строящиеся и разобранные. Кроме того, выделяются электрифицированные, подвесные, конно-железные дороги и трамвайные линии.

На железных дорогах обозначаются все придорожные сооружения – станции, разъезды, будки и т. п. Исключение составляют лишь линии связи, расположенные в полосе отчуждения дороги, и километровые столбы, которые на карты не наносятся.
Рядом с железнодорожными постройками всегда даются пояснительные сокращенные подписи (Б. – будка, каз. – казарма, ст. – станция, тов. ст. – товарная станция, платф. – платформа, раз. – разъезд и т. д.).

Условные топографические знаки железнодорожных станций учитывают разделение их на три класса. Чем больше пропускная способность станции (развитие путей, число обслуживаемых направлений), тем выше класс станции. Условный знак станции 1-го класса имеет два зачерненных прямоугольника, 2-го класса – один. Станции же 3-го класса изображаются так же, как и станции 2-го, но знаком меньшего размера. Черные прямоугольники условного знака станции помещаются с той стороны дороги, с которой располагается главное станционное здание; если же оно находится среди путей, то прямоугольник ставится посреди условного знака. Собственное название станции подписывается на карте рядом с ее пояснительной подписью – ст.; например: ст. Климашевка. Название станции не подписывается, если она расположена в одноименном населенном пункте или же поблизости от него. В последнем случае название населенного пункта, общее с названием станции подчеркивается тонкой линией. У насыпей и выемок иногда подписывается их высота или глубина в метрах.

Топографические знаки и условные обозначения железных дорог и железнодорожных сооружений

Автогужевые дороги на картах разделяются на следующие виды:

Топографические знаки и условные обозначения автогужевых дорог

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах обозначаются спуски и подъемы круче 10 градусов.

На автогужевых дорогах также обозначаются насыпи, выемки, тоннели, гати, гребли, фишины, мосты, километровые столбы, указатели дорог, линии связи и перевалы (в горных районах).

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах цифрами вдоль оси дороги подписывается ширина проезжей части. На шоссейных дорогах при этом подписываются ширина одетой части дороги и ширина всей дороги – от канавы до канавы. Вторая подпись ставится справ от первой в скобках, например 10 (14).

Цифры при километровых столбах на автострадах показывают километраж. Подписи у условных картографических знаков мостов на шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах дают длину моста в метрах (числитель) и грузоподъемность его в тоннах (знаменатель).

Длина мостов, имеющих протяжение на карте более 1, 5 мм, показывается всегда в масштабе, менее же значительные наносятся вне масштаба, и длину их поэтому нельзя измерять по карте. Если перед знаком моста на шоссейных и улучшенных грунтовых дорогах стоят две черточки, перпендикулярные к оси дороги, то это означает, что мост имеет ширину на две и более автомашины. В населенных пунктах наносятся только крупные мосты.

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ

А
А асфальт, асфальтобетон (материал покрытия дорог)
авт. автомобильный завод
алб. алебастровый завод
анг. ангар
анил. анилино-нрасочный завод
АО автономная область
апат. апатитовые разработки
ар. арык (канал или канава в Средней Азии)
арт. к. артезианский колодец
арх. архипелаг
асб. асбестовый завод, карьер, рудник
АССР Автономная Советская Социалистическая Республика
астр. астрономический пункт
асф. асфальтовый завод
аэрд. аэродром
аэрп. аэропорт

Б

Б булыжник (материал покрытия дорог)
б., бал. балка
Б., Бол. Большой,-ая. -ое, -ие (часть собственного названия)
бар. барак
бас. бассейн
бер. береза (порода леса)
Бет. бетонный (материал плотины)
биол. ст. биологическая станция
бл.-п. блокпост (железнодорожный)
бол. болото
Бр брусчатка (материал покрытия дорог)
бр. брод
бр. мог. братская могила
б. тр. будка трансформаторная
булг. булгуннях (отдельный бугор естественного образования)
бум. бумажной промышленности (фабрика, комбинат)
бур. буровая вышка, скважина
бух. бухта


В

В вязкий (грунт дна реки) (гидрография)
ваг. вагоноремонтный, вагоностроительный завод
вдкч. водокачка
вдп. водопад
вдпр. ст. водопроводная станция
вдхр. водохранилище
Вел. Великий, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
вет. ветеринарный пункт
вин. винодельческий, винокуренный завод
вкз. вокзал
влк. вулкан
вод. водонапорная башня
Выс. Выселки (часть собственного названия)

Г
Г гравий (материал покрытия дорог)
гав. гавань
газ. газовый завод, газовая вышка, скважина
газг. газгольдер (большой резервуар для газа)
гал. галантерейной промышленности (завод, фабрика)
галеч. галечник (продукт добычи)
гар. гараж
гидрол. ст. гидрологическая станция
Гл. Главный (часть собственного названия)
глин. глина (продукт добычи)
глиноз. глиноземный завод
гонч. гончарный завод
гор. горячий источник
гост. гостиница
г. прох. горный проход
гряз. грязевой вулкан
ГСМ горюче-смазочных материалов (склад)
г.-сол. горько-соленая вода (в озерах, источниках, колодцах)
гсп. госпиталь
ГЭС гидроэлектростанция

Д
Д деревянный (материал моста, плотины)
дв. двор
дет. д. детский дом
джут. джутовый завод
Д. О. дом отдыха
домостр. домостроительный завод, комбинат древ. деревообрабатывающей промышленности (завод, фабрика)
древ. уг. древесный уголь (продукт обжига)
дров. дровяной склад
дрож. дрожжевой завод

Е
ер. ерик (узкий глубокий проток, соединяющий русло реки с небольшим озером)

Ж
ЖБ железобетонный (материал моста, плотины)
жел. железистый источник, место добычи железной руды,
железообогатительная фабрика,
жел.-кисл. железнокислый источник

Зап. Западный, -ая, -ое,-ые (часть собственного названия)
зап. запань (заводь, речной залив)
запов. заповедник
засып. засыпанный колодец
зат. затон (залив на реке, используемый для зимовки и ремонта судов)
звер. Звероводческий совхоз, питомник
Зем. земляной (материал плотины)
земл. землянка
зерк. зеркальный завод
зерн. зерносовхоз
зим. зимовка, зимовье
зол. золотой (прииск, месторождение)
зол.-плат. золото-платиновые разработки

И
игр. игрушечная фабрика
изв. известковый карьер, известь (продукт обжига)
изумр. изумрудные копи
инст. институт
иск. волок. искусственного волокна (фабрика)
ист. источник

К
К каменистый (грунт дна реки), камень колотый (материал покрытия дороги), каменный (материал моста, плотины)
К., к. колодец
каз. казарма
кам. каменоломня, камень
кам.-дроб. камнедробильный завод
кам. стб. каменный столб
кам. уг. каменный уголь (продукт добычи)
кан. канал
канат. канатный завод.
каол. каолин (продукт добычи), каолиновый обогатительный завод
каракул. каракулеводческий совхоз
карант. карантин
кауч. каучуковый завод, плантация каучуконосов
керам. керамический завод
кин. кинематографической промышленности (фабрика, за¬ вод)
кирп. кирпичный завод
Кл клинкер (материал покрытия дороги)
клх. колхоз
кож. кожевенный завод
кокс. коксохимический завод
комбик. комбикормовый завод
компрес. ст. компрессорная станция
кон. коневодческий совхоз, конный завод
конд. кондитерская фабрика
конопл. коноплеводческий совхоз
конс. консервный завод
котл. котловина
коч. кочевье
кош. кошара
Кр., Красн. Красный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия
креп. крепость
круп. крупяной завод, крупорушка
кум. кумирня
кур. курорт

Л
лаг. лагуна
лакокр. лакокрасочный завод
Лев. Левый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
лесн. дом лесника
леснич. лесничество
лесп. лесопильный завод
лет. летник, летовка
леч. лечебница
ЛЗС лесозащитная станция
лим. лиман
листв. лиственница (порода леса)
льнообр. льнообрабатывающий завод

М
М металлический (материал моста)
м. мыс
мак. макаронная фабрика
М., Мал. Малый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
маргар. маргариновый завод
маслоб. маслобойный завод
маслод. маслодельный завод
маш. машиностроительный завод
меб. мебельная фабрика
медепл. медеплавильный завод, комбинат
медн. медные разработки
мет. металлургический завод, завод металлоизделий
мет.-обр. металлообрабатывающий завод
мет. ст. метеорологическая станция
мех. меховая фабрика
МЖС машинно-животноводческая станция
мин. минеральный источник
ММС машинно-мелиоративная станция
мог. могила, могилы
мол. молочный завод
мол.-мясн. молочно-мясной совхоз
мон. монастырь
мрам. мрамор (продукт добычи)
МТМ машинно-тракторная мастерская
МТФ молочнотоварная ферма
муз. инстр. музыкальных инструментов (фабрика)
мук. мукомольная мельница
мыл. мыловаренный завод

Н
набл. наблюдательная вышка
наполн. наполняемость колодца
нац. окр. национальный округ
недейств. недействующая
нефт. нефтедобыча, нефтеперегонный завод, нефтехранили¬ще, нефтяная вышка
Ниж. Нижний, -яя, -ее, -ие (часть собственного названия)
низм. низменность
ник. никель (продукт добычи)
Нов. Новый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)

О
о., о-ва остров, острова
оаз. оазис
обсерв. обсерватория
овр. овраг
овц. овцеводческий совхоз
огнеуп. огнеупорных изделий (завод)
оз. озеро
Окт. Октябрьский, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
ор. оранжерея
ост. п. остановочный пункт (железнодорожный)
отд. свх. отделение совхоза
ОТФ овцетоварная ферма
охотн. охотничья изба

П
П песчаный (грунт дна реки), пашня
п., пос. поселок
пам. памятник
пар. паром
парф. парфюмерно-косметическая фабрика
пас. пасека
пер. перевал (горный), перевоз
пес. песок (продукт добычи)
пещ. пещера
пив. пивоваренный завод
пит. питомник
пищ. конц. пищевых концентратов (завод)
пл. платформа (железнодорожная)
пластм. пластических масс (завод)
плат. платина (продукт добычи)
плем. племенной животноводческий совхоз
плодовин. плодовиноградный совхоз
плодоовощ. плодоовощеводческий совхоз
плод.-яг. плодово-ягодный совхоз
п-ов полуостров
погр. заст. пограничная застава
погр. кмд. пограничная комендатура
погруз. погрузочно-разгрузочная площадка
пож. пожарная вышка (депо, сарай)
полигр. полиграфической промышленности (комбинат, фабрика)
пол. ст. полевой стан
пор. порог, пороги
пос. пл. посадочная площадка
пост. дв. постоялый двор
пр. пруд, пролив, проезд (под путепроводом)
Прав. Правый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
прист. пристань
пров. провинция
провол. проволочный завод
прот. протока
пряд. прядильная фабрика
ПС Поселковый Совет
ПТФ птицетоварная ферма
пут. п. путевой пост

Р
рад. радиозавод
радиост. радиостанция
раз. разъезд
разв. развалины
разр. разрушенный
рез. резиновых изделий (завод, фабрика)
рис. рисоводческий совхоз
р. п. рабочий поселок
PC Районный Совет (РЦ -районный центр)
руд. рудник
рук. рукав
рыб. рыбный промысел (завод, фабрика)
рыб. пос. рыбацкий поселок

С
сан. санатории
cap. сарай
сах. сахарный завод
сах. трост. сахарный тростник (плантация)
СВ Северо-Восточный
Св. Святой, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
св. свыше
свекл. свекловодческий совхоз
свин. свиноводческий совхоз
свинц. свинцовый рудник
свх. совхоз
Сев. Северный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
сел. ст. селекционная станция
семен. семеноводческий совхоз
серн. сернистый источник, серный рудник
СЗ Северо-Западный
сил. силосная башня
силик. силикатной промышленности (завод, фабрика)
ск. скала, скалы
скип. скипидарный завод
скл. склад
сланц. сланцевые разработки
смол. смолокуренный завод
Сов. Советский, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
соев. соеводческий совхоз
сол. соленая вода, солеварни, соляные разработки, копи
соп. сопка
сорт. ст. сортировочная станция
спас. ст. спасательная станция
спич. спичечная фабрика
Ср., Сред. Средний, -яя, -ее, -ие (часть собственного названия)
СС Сельсовет (центр сельского поселения)
Ст., Стар. Старый, -an, -oe, -ые (часть собственного названия)
стад. стадион
стал. сталелитейный завод
стан. становище, стойбище
стб. столб
стекл. стекольный завод
ст. перекач. станция перекачки
стр. строящийся
стр. м. строительных материалов завод
СТФ свинотоварная ферма
суд. судоремонтный, судостроительный завод
сук. суконная фабрика
сух. сухой колодец
суш. сушильня
с.-х. сельскохозяйственный
с.-х. маш. сельскохозяйственного машиностроения (завод)

Т
Т твердый (грунт дна реки)
таб. табаководческий совхоз, табачная фабрика
там. таможня
текст. текстильной промышленности (комбинат, фабрика)
тер. террикон (отвал пустой породы у шахт)
техн. техникум
тов. ст. товарная станция
тол. толевый завод
торф. торфяные разработки
тракт. тракторный завод
трик. трикотажная фабрика
тун. туннель
ТЭЦ теплоэлектроцентраль

У
уг. уголь бурый, каменный (продукт добычи)
уг.- кисл. углекислый источник
укр. укрепление
ур. урочище
ущ. ущелье

Ф
ф. форт
факт. фактория (торговое поселение)
фан. фанерный завод
фарф. фарфорово-фаянсовый завод
фер. ферма
фз. фанза
фирн. фирновое поле (снежное поле из зернистого снега в высокогорных районах)
фосф. фосфоритный рудник
фт. фонтан

X
х., хут. хутор
хиж. хижина
хим. химический завод
хим.-фарм. химико-фармацевтический завод
хлебн. хлебный завод
хлоп. хлопководческий совхоз, хлопкоочистительный завод
холод. холодильник
хр. хребет
хром. хромовый рудник
хруст. хрустальный завод

Ц
Ц цементобетон (материал покрытия дороги)
Ц., Центр. Центральный,-ая,-ое,-ые (часть собственного названия)
цвет. цветной металлургии (завод)
цем. цементный завод
чаев. чаеводческий совхоз
чайн. чайная фабрика
ч. мет. черной металлургии (завод)
чуг. чугунолитейный завод

Ш
шах. шахта
шив. шивера (пороги на реках Сибири)
шиф. шиферный завод
шк. школа
Шл шлак (материал покрытия дорог)
шл. шлюз
шпаг. шпагатная фабрика
шт. штольня

Щ
Щ щебень (материал покрытия дорог)
щел. щелочной источник

Э
элев. элеватор
эл. подст. электрическая подстанция
эл.-ст. электростанция
эл. -техн. электротехнический завод
эф.-масл. эфиромасличных культур совхоз, завод по переработке эфирных масел

Ю
ЮВ Юго-Восточный
Юж. Южный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
ЮЗ Юго-Западный
юр. юрта

Я
яг. ягодный сад

Определение 1

Картографические условные знаки - символические графические обозначения, которые используется для изображения на картографических изображениях (картах и топопланах) различных объектов и их характеристик.

Иногда условные знаки называют легендой карты.

Виды условных знаков по масштабу

В зависимости от масштабности выделяют $3$ группы условных знаков:

  • масштабные (площадные и линейные);
  • внемасштабные (точечные);
  • пояснительные.

С помощью площадных масштабных знаков отображают протяженные объекты в масштабе карты. На карте масштабные знаки позволяют определить не только расположение объекта, но и его величину и очертания.

Пример 1

Масштабными знаками являются территория государства на карте масштаба $1:10 000 000$ или водохранилище на карте масштаба $1:10 000$.

Линейные условные знаки используют для отображения существенно протяженных в одном измерении объектов, например дорог. Согласуется с масштабом на таких знаках только одно измерение (по которому объект наиболее протяженный), тогда как другое является внемасштабным. Положение объекта определяется по условной или явной осевой линии.

Внемасштабные точечные знаки используются на картах для отображения объектов, размеры которых не выражаются на карте. Крупнейшие города на карте мира отображаются внемасштабными знаками – точками. Фактическое размещение объекта определяется по главной точке точечного условного знака.

Главная точка размещается у внемасштабных знаков следующим образом:

  • в центре фигуры у симметричных знаков;
  • в середине основания у знаков с широким основанием;
  • в вершине прямого угла, являющегося основанием, если такой угол имеется у знака;
  • в центре нижней фигуры, если знак является сочетанием нескольких фигур.

Пояснительные знаки предназначены, чтобы характеризовать местные предметы и их разновидности. Пояснительными знаками может быть указано количество путей железной дороги, направление течения реки.

Замечание 1

На картах крупного масштаба знаки отдельных объектов указываются раздельно, на картах меньшего масштаба – однотипные объекты группируют и наносят одним знаком.

Условные знаки по содержанию

  1. знаки и подписи населенных пунктов;
  2. знаки отдельных местных объектов;
  3. знаки отдельных элементов рельефа;
  4. знаки транспортной инфраструктуры;
  5. знаки объектов гидрографической сети;
  6. знаки почвенно-растительного покрова;

Знаки и подписи населенных пунктов

На картах масштаба $1:100 000$ и крупнее указывают все населенные пункты вместе с подписью их названий. Причем названия городов наносятся прямыми прописными буквами, сельских населенных пунктов – строчными буквами, городских и дачных поселков – строчными наклонными буквами.

На крупномасштабных картах отображаются внешние очертания и планировка, с выделением крупнейших магистралей, предприятий, выделяющихся знаний и ориентиров.

Пример 2

На картах масштаба $1:25 \ 000$ и $1:50 \ 000$ цветом отображается тип (огнеупорная или неогнеупорная) застройки.

На рисунке ниже - знаки населенных пунктов, использовавшихся на картах различных эпох.

Знаки отдельных местных объектов

Отдельные местные объекты, которые являются ориентирами, наносятся на карту преимущественно внемасштабными знаками. Это могут быть вышки, шахты, штольни, церкви, радиомачты, скалы-останцы.

Знаки отдельных элементов рельефа

На карту соответствующими знаками наносятся элементы рельефа .

Замечание 2

Объект природного происхождения изображаются линиями и знаками коричневого цвета.

Знаки транспортной инфраструктуры

К объектам транспортной инфраструктуры, отображаемым на топографических картах, относятся дорожная і железнодорожная сеть, сооружения и мосты.

При нанесении на карту разделяют дороги с покрытием (автострады, улучшенные шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и без него. На карту наносятся все дороги с покрытием с указанием ширины и материала покрытия.

Цвет дороги на карте указывает на ее тип. Оранжевым цветом наносят автострады и шоссе, желтыми (изредка оранжевым) - улучшенные грунтовые дороги, без цвет – проселочные дороги без покрытия, полевые, лесные и сезонные дороги.

Знаки объектов гидрографической сети

На карте изображаются следующие элементы гидрографической сети – прибрежная часть морей, реки, озера, каналы, ручьи, колодцы, пруды и другие водоемы.

Водоемы, наносятся на карту в случае, если на изображении их площадь более $1 мм^2$. В другом случае водоем наносится только по причине высокой значимости, например в засушливых районах. Рядом с объектами указывается их название.

Характеристики объектов гидрографической сети указывают рядом с подписью названия объекта. В частности, указывают в виде дроби ширину (числитель), глубину и характер грунта (знаменатель), а также скорость (в м/с) и направление течения. Также указываются вместе с характеристиками гидротехнические сооружения – паромы, плотины, шлюзы. Реки и каналы наносятся на карту в полном объеме. При этом вид отображения определяется шириной объекта и масштабом карты.

Замечание 4

В частности, при масштабе карты более $1:50 000$ объекты шириной менее $5$ м, при масштабе менее $1:100 000$ - менее $10$ м изображают $1$ линией, а более широкие объекты – двумя линиями. Также $2$ линиями обозначают каналы и канавы шириной от $3$ м и более, а при меньшей ширине – одной линией.

На крупномасштабных картах синими кружками обозначают колодцы, рядом ставится буква «к» или «арт.к» в случае артезианского колодца. В засушливых районах колодцы и объекты водоснабжения показывают укрупненными знаками. Водопроводы на картах показывают линиями с точками синего цвета: сплошными линиями – наземные, прерывистыми – подземные.

Знаки почвенно-растительного покрова

Часто при отображении на карте почвенно-растительного покрова применяется сочетание масштабных и внемасштабных условных знаков. Знаки, обозначающие леса, кустарники, сады, болота, луга, характер являются масштабными, а отдельные объекты, например, отдельно стоящие деревья – внемасштабными.

Пример 3

Заболоченный луг отображается на карте сочетание в замкнутом контуре условных знаков луга, кустов и болота.

Контуры участков местности, занятых лесом, кустарником или болотом, наносят пунктирной линией за исключением случаев, когда границей служит забор, дороги или другой линейный местный предмет.

Участки, покрытые лесом, указывают зеленым цветом с нанесение символа, указывающего на тип леса (хвойный, лиственный или смешанный). Бледно-зеленым цветом наносятся на карту участки с порослью леса или питомниками.

Пример 4

На рисунке, расположенном ниже, слева показан хвойный сосновый лес со средней высотой деревьев $25$ метров и шириной $0,3$ м, а также типичным расстоянием между стволами деревьев $6$ м. На рисунке справа – лиственный кленовый лес с высотой деревьев $12$ м и шириной ствола $0,2$ м, расстояние между которыми в среднем $3$ метра.

Болота показывают на карте горизонтальной штриховкой синего цвета. При этом тип штриховки показывает степень проходимости: прерывистая штриховка – проходимые, сплошная – трудно- и непроходимые.

Замечание 5

Проходимыми считаются болота глубиной менее $0,6$ м.

Вертикальная штриховка синего цвета на карте указывает на солончаки. Также как и для болот, сплошная штриховка указывает на непроходимые солончаки, прерывистая – на проходимые.

Цвета условных знаков на топографических картах

Цвета, которыми изображаются объекты на картах, являются универсальными для всех масштабов. Штриховые знаки черного цвета – строения, сооружения, местные предметы, опорные пункты и границы, штриховые знаки коричневого цвета – элементы рельефа, синего – гидрографическая сеть. Площадные знаки светло синего цвета – зеркало вод объектов гидрографической сети, зеленого цвета – площади древесно-кустарниковой растительности, оранжевый цвет – кварталы с огнестойкими строениями и шоссе, желтый – кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги.

Замечание 6

На военных и специальные картах наносят специальные условные обозначения.

На первый взгляд, печатные схемы местности потеряли свою актуальность и заменились приложениями для смартфонов и GPS-навигаторами. Электронные варианты ‒ удобные, способствуют быстрому определению собственного расположения на местности, однако обладают рядом существенных недостатков, одним из них является ненадежность. Умение распознавать условные обозначения на топографической карте необходимо для ориентировки в незнакомой местности без электронных устройств. Какой бы современной моделью навигатора вы не обладали, она будет нуждаться в регулярном подключении к электросети или портативным зарядным устройствам для поддержания стабильной работоспособности. Также навигационные программы далеко не всегда правильно определяют месторасположение, что способствует удлинению маршрута и усложняет процесс достижения пункта назначения. Бумажные схемы не нуждаются в таком тщательном уходе и всегда придут на помощь в условиях выживания. В жизни каждого человека возникают ситуации, когда необходимы познания о том, как расшифровываются условные знаки на топографической карте. Благодаря умению их определять можно легко пройти любой маршрут, имея при себе только печатную схему. В условиях выживания или заблудившись, наличие схемы местности в рюкзаке способствует быстрой ориентировке и существенной экономии времени. В статье мы рассмотрим, что такое топографические карты, их классификацию, условные знаки и правильную расшифровку.

Условные обозначения на топографической карте

Для начала рассмотрим, что такое крупномасштабный топографический план местности (Рисунок 1).

Рисунок 1. Пример топографического плана

По умолчанию это универсальная схема, которая предоставляет максимально возможное количество информации об определенном участке и знакомит пользователя со всеми важными деталями ландшафта: от классификации растений и видов почв до автозаправок и железнодорожных переездов. Универсальность заключается в том, что использовать такой план могут в абсолютно разных целях путешественники, автомобилисты, геодезисты, военные, инженеры, агенты строительных компаний, лесники, охотники, рыбаки и многие другие без ограничений.

Определенные запреты накладываются исключительно на объекты военного значения.

Создаются схемы таким же способом, что и онлайн приложения: путем использования снимков, сделанных при помощи летательных аппаратов (в последнее время популярны фотографии, заснятые космическими орбитальными спутниками), после чего переводятся в плоскость и упрощаются. Это позволяет создать максимально точный уменьшенный в масштабе ландшафтный план, на который в дальнейшем наносятся обозначения важнейших объектов. Существует два основных критерия, по которым должна создаваться топография карты, условные знаки.

Критерии создания карты:

  1. Наглядность. Поскольку топографический план передает все детали местности визуально, он должен быть максимально понятным для восприятия. Наглядно отображаются особенности рельефа, наличие флоры (реже фауны), железнодорожные и транспортные развязки, водоемы, крупные сооружения, населенные пункты;
  2. Измеримость. Поскольку любая схема местности имеет масштаб, все обозначения можно замерить линейкой и произвести простой математический расчет, по которому вычисляется протяженность, например, здания или лесополосы.

Рисунок 2. Пример генерализации

Каким образом отбираются условные знаки топографических карт? Данный процесс называют генерализацией, в него входит выборочное размещение значков, которые несут для читателя максимальную важность (Рисунок 2). Маловажные постройки никак не отображаются для экономии свободного пространства.

Значения условных знаков

Схемы местности достигли пика популярности в СССР, почти у каждого жителя страны были карты того или иного района. Но и по сегодняшний день, огромным спросом пользуется книга условных знаков топографических карт. Это связано с тем, что существует более семи основных групп обозначений, в каждую из которых входят десятки и даже сотни разных значков. Все они считаются так называемой легендой (Рисунок 3) любой карты (от схемы в вагоне метро до узкоспециализированных военных или инженерных экземпляров). Подробное разъяснение каждого символа размещено в отдельных полях, что значительно упрощает процесс чтения. В картографии нет стандартов относительно прорисовки значков, поэтому в каждом экземпляре их дизайн может различаться при сохранении общего сходства и обязательного объяснения на полях.


Рисунок 3. Пример легенды разных карт

Распространенные знаки на топографической карте и их значения

Условные символы предназначены для отображения на ландшафтном плане всех явлений и объектов, их основных характеристик.

Разделяются на три группы по критерию масштаба:


Опорные и населенные пункты

Условные знаки военной топографической карты «опорные и жилые пункты (Рисунок 5)» ‒ помогают первично сориентироваться:


Промышленные и сельскохозяйственные объекты

Условные знаки топографических карт, обозначающие промышленные (Рисунок 6) и хозяйственные строения, также могут послужить ориентиром.

Ориентир по промышленным и с/х объектам:

  • Точечный символ трубы применяется для отображения предприятий с трубами, которые выделяются на фоне окружающего ландшафта. Рядом с ним указывается основное направление завода, фабрики или цеха. Однако стоит помнить, что информация о деятельности предприятия может устареть. Именно по этой причине рекомендуется пользоваться современными картами, где указана точная деятельность производства;
  • Сельскохозяйственные постройки также указываются внемасштабными символами, если их размеры средние. При малых размерах указываются сокращенной надписью (например, птицефабрика обозначается «птиц.»), а при крупных имеет четкие масштабированные контуры.

Отличительной чертой нанесения всех промышленных и сельских зданий на план является точность расположения средней точки.


Рисунок 6. Пример обозначения промышленных объектов

Социо-культурные объекты

На ландшафтный план наносятся культурные памятники и социальные объекты, которые размещены на окраинах, вынесены за черту города и служат ориентиром. Однако в туристических экземплярах памятникам и важнейшим постройкам социального назначения уделено особое внимание. В их число могут входить соборы, крепости, руины, поместья, музеи, выставочные центры, а также санатории, больницы, туристические базы, курорты, отбирающиеся по критерию их важности. Рядом с внемасштабным значком указывается мелким наклонным шрифтом основное определение: монастыри «монаст.», памятник «пам.», санаторий «санат.», минеральный курорт «мин.курт» (Рисунок 7).


Рисунок 7. Пример социальных объектов

Железные дороги, шоссе и грунтовые дороги

Такие условные знаки топографических карт, как дорожная и железнодорожная (Рисунок 8) развязка, присутствуют на любых схемах. Дорожная развязка играет наиболее важную роль для читателя и помогает выбраться как пешком, так и на транспортном средстве. Обозначается линейными обозначениями, масштаб которых точно измеряется только в длину.

На всех схемах указывается:


Реки, озера, каналы и прочее

Водные условные знаки на топографической карте разделяются на линейные и масштабные.

Линейными обозначены реки, ключи, родники и водные каналы, имеющие четкую протяженность в длину.

Масштабными указываются озера, моря, водохранилища, которые можно измерить и в длину, и в ширину. Уточнение для водоемов пишется мелким курсивом (для реки «рек.» или озера «оз.»). Все водоемы исполнены в голубом или синем цвете (Рисунок 9), на некоторых картах глубина обозначается более темными оттенками синего.
Рисунок 9. Пример обозначения рек и озер

Рельеф местности

Поскольку все планы местности представлены в двухмерной плоскости вопреки изначальной форме эллипсоида планеты Земля, объем и рельеф изображается при помощи изогипс. Изогипсами называются линии, которые позволяют отобразить объем рельефа в двухмерном пространстве. Рельеф представлен не только сушей и возвышенностями, но и водоемами и впадинами. В зависимости от выпуклости или вогнутости ландшафт обозначается разными цветами. Состоит из элементов: основание, склон, вершина или дно, высота или глубина объекта (Рисунок 10).

Картография как наука возникла еще в бронзовом веке. Археологические раскопки продемонстрировали то, что самые старые образцы создавались на территории Египта, древнего Вавилона, Малой Азии (современной Турции), Маршалловых островов и Италии. Без схематического начертания местности невозможно точное передвижение и реализация военной тактики. Несмотря на абсолютно разное представление о форме планеты, жители Древнего мира, Средневековья, эпохи Ренессанса, Нового века и современности старались зафиксировать как можно достовернее все особенности ландшафта. Древние люди допускали в картографии много географических неточностей, а создание схем можно было приравнивать к искусству – они исполнялись настоящими мастерами и дополнялись множеством художественных элементов. Например, города прорисовывались в виде башен замков с фамильными гербами, леса представлялись несколькими породами деревьев, торговые порты обозначались видом судов, популярных в регионе (Рисунок 1).

Рисунок 1. Используемые до прошлого века карты

Более схожие с современные образцы появились только после XVIII века, когда человечество получило полное представление о географии планеты, расположении всех рек, морей, океанов.

Однако наиболее точные планы стали доступны к середине ХХ века.

В повседневности знание того, что означают условные знаки географических карт, поможет быстро добраться до любой точки назначения. В условиях дикой природы и выживания, заблудившись в лесу, но имея при себе карту, можно сохранить жизнь и легко выбраться. Несмотря на популярность GPS-навигаторов, электронная техника всегда может подвести, неправильно определить координаты или разрядиться. Бумажные аналоги находятся под рукой и приходят на помощь в любых ситуациях. Их легко использовать не только для того, чтобы узнать свое месторасположение в дикой или населенной местности, но и для прокладывания более короткого автомобильного маршрута. Без использования схем сложно представить работу военных, лесников, рыбаков, инженеров-геологов и строителей. Какие существуют виды условных знаков на картах и как определять их точное значение, рассмотрим далее.

Условные знаки географических карт

Условные знаки на карте представлены в виде упрощенных графических символов, обозначающих объекты ландшафта, например, горные кряжи, озера, лесопосадки, тропинки, автострады, общественные и жилые здания, границы между населенными пунктами. Значки различаются в зависимости от типа применения. Например, для городских планов они будут одними, а для загородных – совершенно другими.


Рисунок 2. Основные группы знаков

Выделяют следующие группы знаков (Рисунок 2):

  1. Научные или справочные. Включают типы почв, подробности ландшафта и грунта, расположенные на территории ископаемые, типы водоемов и деревьев, распространенных животных, птиц и рыб, здания, муниципальные и социально-культурные памятники, транспортные развязки и многое другое. Предназначение таких схем – детальное отображение всех важных особенностей ландшафта для точной ориентировки. Также используются в ознакомительных целях;
  2. Учебные. Разрабатываются для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Зачастую интерактивные и интуитивно понятные;
  3. Туристические. Без них невозможно представить багаж любого путешественника. Содержат точные детали ландшафта. Однако больше внимания уделено тропинкам в лесах и горах, переходам по пересеченной или заболоченной местности. В эту группу входят и городские варианты, которые наглядно объясняют новый город. С их помощью легко посетить все экскурсионные места, не заблудившись в переплетении жилых кварталов и многочисленных улиц.

Чем более новая схема, тем больше она соответствует реальному расположению всех объектов. Зачастую представлена в цветном виде для более легкой ориентировки.


Рисунок 3. Пример легенды у разных карт

Структура всех географических карт – и устаревших, и современных – делится на две основных части:

  • Схематически отображенный ландшафт. Расцветки вызывают правильные ассоциации с реальными составляющими рельефа: лесопосадки зеленые, водоемы голубые или синие, возвышенности коричневые, автострады красные или оранжевые, а железнодорожные колеи черные. Иногда указываются детали, например, материал моста или тип леса. Впрочем, на каждом плане отображено гораздо больше знаков, многие из них могут казаться на первый взгляд непонятными;
  • Легенда (Рисунок 3). Легендой называют разъяснения к каждой отдельно взятой схеме. Общей стандартизации в картографии нет, но расшифровка обозначений и содержание должны присутствовать в обязательном порядке, иначе она считается недействительной. Найти легенду можно на свободных полях. Иногда для нее выделяется отдельное место. Даже если вы забыли, что означают пиктограммы на плане, обратившись к легенде, можно интуитивно разобраться.

Вопреки сложившимся стереотипам, для чтения географической карты не нужно обладать специализированными навыками, и справиться с этой задачей может даже школьник. Столкнувшись с новой схемой, достаточно ознакомиться с легендой и приступать к ориентировке.

Виды условных знаков на картах

Условные знаки географических карт необходимы для отображения на плане местности схематических объектов, их особенностей и характеристик. Делятся на три разновидности, которые определяются масштабностью: линейные, площадные и точечные. Каждая из них включает в себя схожие по особенностям объекты: индустриальные постройки и административные объекты (мосты, железнодорожные переправы, границы между областями и странами) или детали природного ландшафта. Каждая группа обозначается простым и легко запоминающимся значком. Например, хвойные леса представлены схематичным символом сосны (Рисунок 4). Он достоверно отображает род предмета и универсален для большинства планов местности, что обеспечит удобную и мгновенную ориентировку в любых условиях.


Рисунок 4. Виды знаков на картах

Основные требования к значкам, по которым можно осуществить подбор подходящей географической карты:

  1. Удобочитаемость и узнаваемость;
  2. Отсутствие перегруженности элементов;
  3. Легкость в запоминании;
  4. Компактность и достоверность.

Что включают в себя условные знаки топографических карт, мы рассмотрим далее.

Линейные знаки

Линейные условные знаки на карте изображают объекты, имеющие определенную протяженность (Рисунок 5).

Среди них:

  1. Дороги (автострады, трассы, шоссе, тропинки). Разделяются на грунтовые и асфальтированные. Современные и пригодные для автомобильной езды выделяются оранжевым. Серым или черным представлены не асфальтированные участки дороги или тропы;
  2. Железнодорожные и трамвайные колеи. Разделяются по количеству путей (одна или несколько пар рельс), ширине (узкая или стандартная), а также общему состоянию (рабочие, закрытые и в режиме стройки). Обозначаются горизонтальной линией, на которую нанесены перпендикулярные черточки в порядке: одна колея – одна черта. На линию наносится прямоугольник, который обозначает здание вокзала или платформу;
  3. Мосты. Различаются в зависимости от материала (железобетонные, деревянные, каменные и другие), количества ярусов, динамики (цельный, раздвижной или подъемный). Понтонные (плавучие) обозначаются отдельными символами;
  4. Газо- или нефтепроводы;
  5. Линии электропередач;
  6. Вышки сотовой или радиосвязи;
  7. Реки любой длины или ручьи, каналы;
  8. Любые ограждения или стены,
  9. Границы между населенными пунктами и странами.

Рисунок 5. Пример линейных знаков

Представлены цветными тонкими, полужирными и жирными линиями (прямыми, кривыми). Стоит отметить, что точной является только их длина в миллиметрах с переводом в масштабе.

На географических картах отсутствует правильное обозначение ширины линейных знаков.

Преувеличенная ширина упрощает процесс чтения. К данной группе относятся также изолинии (изогипсы), необходимые для объемного обозначения форм и особенностей территории.

Площадные знаки

Площадные (они же масштабные) условные знаки на карте местности нужны для правильной передачи формы и очертаний, рельефа, размеров и расположения крупных географических объектов (Рисунок 6). Также носят название «контурные». В их число входят как отдельные участки местности, так и целые города. Имеют достоверную длину и ширину в двухмерной плоскости, представленную в уменьшенном масштабе (например, 1:10000) и максимально приближенные к действительности формы. Их структура делится на контур и цветной фон, штриховку или сетку одинаковых символов, обозначающих свойства объекта.

Статьи по теме: