Онлайн обучение игры на бильярде. Учимся играть в русский бильярд. Выбор точки прицеливания

Предлагаемые вниманию читателя начальные сведения по технике бильярдной игры рассчитаны прежде всего на начинающих и любителей, желающих самостоятельно освоить основные технические и некоторые тактические приемы. Они базируются на современных и общепризнанных методических рекомендациях ведущих мастеров. Несмотря на широкое разнообразие бильярдных игр, изложенные ниже основы техники в равной степени присущи всем без исключения видам. Изложение ведется на примере американского лузного бильярда (пула). Это объясняется не только желанием познакомить любителей с техникой и тактикой именно этой, до недавнего времени известной лишь по отрывкам из американских кинофильмов, но приобретающей все большее распространение в России и в мире разновидностью лузного бильярда. Дело в том, что именно по пулу имеется обширная учебная и методическая литература, практически неизвестная отечественному читателю. Эти методические разработки полезно использовать при освоении любой бильярдной игры, будь то пул, снукер или русский бильярд. Кроме того, подытожены и многолетние наблюдения автора за игрой ведущих мастеров русского бильярда на чемпионатах мира и России в качестве судьи всероссийской категории.

При изложении настоящего раздела использована современная бильярдная терминология. В необходимых случаях следует обращаться к разделу «Азбука современного бильярда».

ПРИМЕЧАНИЕ. Для бильярдистов, играющих левой рукой, все нижеследующие рекомендации следует понимать в зеркальном отображении.

1. ПОДГОТОВКА К УДАРУ

В любом деле важна система, которая предусматривает вполне определенный порядок действий. Например, боевой командир действует по следующей проверенной схеме: оценивает обстановку, принимает решение и отдает приказ. Скрестив кии с соперником за бильярдным столом, вы тоже должны действовать в определенной последовательности: во-первых, нужно оценить позицию на столе, во-вторых, принять игровое решение и, в-третьих, подготовиться в удару. Подготовка к прицельному удару, в свою очередь, предусматривает: выбор точки прицеливания и исходного положения кия, подход к столу и занятие устойчивой игровой стойки, легкую хватку кия и постановку надежного упора, правильный прицел и разминочные маховые движения. Следует особо подчеркнуть, что к любому, даже самому простому удару следует готовиться одинаково тщательно, действуя каждый раз по одной и той же схеме. Напоминаем также, что практически перед каждым ударом желательно мелить наклейку кия во избежание кикса.

1.1. Выбор точки прицеливания

Подготовка к любому удару начинается с выбора точки прицеливания. Ниже мы уточним это понятие, а пока

будем понимать под этим точку на игровой поверхности, куда следует направить биток. Действительно, без выбора точки прицеливания нельзя занимать игровую стойку, ведь центр битка и точка прицеливания определяют направление удара, а следовательно, и исходное положение кия.

1.2. Игровая стойка

Игровая стойка должна обспечивать равновесие, устойчивость и свободу ударно-махового движения. Поднесите наклейку кия почти вплотную к битку и расположите в одной вертикальной плоскости три точки - подбородок, биток и точку прицеливания. Развернитесь вправо так, чтобы правый носок располагался непосредственно под кием, а левый - чуть левее линии кия. При этом между кием и туловищем образуется зазор величиной 10 - 15 см, обеспечивающий свободу движений. Равномерно распределите вес тела между правой и левой ногой. Расположите опорную кисть левой руки на расстоянии 18 - 25 см от битка и наклонитесь вперед. Держите кий так, чтобы кисть правой руки располагалась непосредственно под поднятым локтем. Лучше всего, когда при нанесении удара кисть оказывается на 3 - 5 см впереди локтя, но ни в коем случае не сзади (см. илл. 1).

1.3. Хватка

Выше было сказано, в каком месте держать кий. Теперь несколько слов о том, как держать кий. Держать кий следует без напряжения с помощью большого и трех первых пальцев правой руки (см. илл. 2), при этом кий не должен касаться ладони. Важно сохранять легкую хватку на протяжении всей игры. Слишком сильное сжатие кия при нанесении удара по битку является распространенной ошибкой, которая не только сказывается на точности, но и не позволяет

выполнить целый ряд основополагающих технических приемов, предусматривающих передачу битку сильной подкрутки.

1.4. Кистевой упор

Для нанесения точного удара чрезвычайно важен надежный КИСТЕВОЙ УПОР для кия. Постановка руки должна быть естественной и в то же время задавать кию устойчивое направление. Различают два основных упора - открытый и закрытый. При постановке ОТКРЫТОГО УПОРА кисть руки следует положить плашмя на стол, придать ей слегка выпуклую форму и прижать большой палец к указательному, образуя V-образный изгиб (см. илл. 3). Этот изгиб и служит упором для кия (см. илл. 4). Для увеличения высоты упора пальцы нужно потянуть на себя, а для уменьшения - вытянуть вперед. Таким образом можно уверенно наносить удары в верхнюю, среднюю или нижнюю часть битка. На начальном этапе

освоения техники игры, когда основное внимание следует уделить точности и умению регулировать силу удара, начинающему следует подобрать высоту упора таким образом, чтобы удар пришелся в центр битка, то есть чтобы удар получился ЦЕНТРАЛЬНЫМ. РАЗМЕР ОТКРЫТОГО УПОРА определяется как расстояние между битком и большим пальцем. Как правило, используют упоры размером от 18 до 25 см. Опытные мастера используют открытый упор при выполнении ударов, не требующих сильной подкрутки битка. Очень важно использовать открытый упор при нанесении удара по отдаленным шарам, когда приходится вытягиваться и располагать опорную кисть на расстоянии более 30 см от битка (см. илл. 5).

По мере совершенствования техники возникнет необходимость разучить удары по другим участкам битка, расположенным выше, ниже, левее, правее и т. д. Следует отметить, что при сильном ДЕЦЕНТРИРОВАННОМ УДАРЕ становится труднее сохранить не только более

продолжительный контакт наклейки с битком, но и УСТОЙЧИВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ. В этих случаях рекомендуется использовать так называемый закрытый упор. Для постановки ЗАКРЫТОГО УПОРА положите опорную кисть плашмя на стол, прочно оперев нижнюю часть ладони (см. илл. 6). Согните указательный палец так, чтобы его конец касался большого пальца (см. илл. 7). Используя в качестве направляющего желоба внутренние стороны суставов большого и указательного пальцев, вставьте кий в образованную ими замкнутую петлю. А теперь прочно обхватите кий указательным пальцем, при этом петля должна быть свободной ровно настолько, чтобы можно было легко совершать маховые движения кием вперед и назад. После этого растопырьте и твердо обоприте о стол средний палец, безымянный палец и мизинец. Они образуют треногую опору, которая должна быть прочной и в то же время естественной. При правильно поставленном упоре кий легко пере-

мещается, сохраняя точно заданное направление. Для увеличения высоты упора приподнимите стреноженные пальцы (см. илл. 8), а для уменьшения - опустите их так, чтобы большой палец расположился плашмя на игровой поверхности стола (см. илл. 9). Такой упор обеспечивает более устойчивое сопровождение. При этом чем более мягким и плавным является ударно-маховое движение, тем в более высокие или более низкие участки битка можно наносить удар, не опасаясь проскальзывания наклейки кия по поверхности битка (кикса).

Рассмотрим теперь УПОРЫ НА ПОРУЧНЕ. Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным (см. илл. 10). Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем (см. илл. 11). При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление


кия. Если биток отстоит от борта менее чем на 10 см, разместите кий между большим и указательным пальцем. Остальные три пальца положите на поручень, как показано наилл. 12. Если необходимо произвести удар по битку ЧЕРЕЗ ШАР, поступите следующим образом. Оперев все четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца (см. илл. 13 и 14). Это неудобный упор, однако он крайне необходим в практической игре.

(Если биток расположен вне досягаемости, воспользуйтесь МАШИНКОЙ. Обоприте переднюю часть машинки о стол на расстоянии 15 - 20 см от битка, а конец отведите в сторону и придерживайте левой рукой. Установите кий в одном из вырезов. Обхватите турник снизу большим, а сверху остальными четырьмя пальцами правой руки и отведите локоть вправо, как показано на илл. 15.)

1.5. Прицел

Правильный прицел - основа точного удара. Ниже мы уточним способ определения точки прицеливания. Если же точка прицеливания определена, то все внимание следует сосредоточить на том, чтобы точно направить кий в эту точку. Вернемся к игровой стойке (см. илл. 1). В процессе прицеливания взгляд скользит от центра битка к точке прицеливания и обратно, при этом игрок корректирует направление кия, стараясь сориентировать его точно вдоль линии прицеливания. В случае необходимости следует чуть сместить упор и (или) корпус. После того как кий сориентирован и все готово для удара, взгляд должен быть сосредоточен на точке прицеливания.

1.6. Разминочные маховые движения

При выполнении удара рука, а вернее, часть руки от локтя до запястья совершает УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. Поэтому, прежде чем выполнить какой-либо удар, следует убедиться не только в правильности игровой стойки и прицела, но и в том, что кий может свободно скользить назад и вперед на полный размер упора (18 - 25 см). Для этого обычно производят несколько разминоч-ных маховых движений. Это своего рода репетиция удара. Она не только приучает руку двигать кий строго в направлении точки прицеливания. Во время репетиции игрок мысленно прокручивает удар, активизирует мышечную память и подбирает необходимое ускорение ударно-махового движения. Чем сложнее или сильнее удар, тем длительней должна быть репетиция. Обычно опытные игроки перед ударом делают от трех до десяти разми-ночных маховых движений в зависимости от степени сложности удара.

При выполнении разминочных движений взгляд непрерывно следит за правильностью прицела. Необходимо также следить за тем, чтобы маховое, маятникообразное движение строго в плоскости прицеливания совершала лишь часть руки от локтя до запястья. Локоть опускается строго вертикально лишь на этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ (см. ниже). В этом залог точности удара.

1.7 Замах

При замахе рука медленно отводится на исходную позицию. Чем сильнее удар, тем дальше следует отвести руку назад. Важно выполнять замах одинаково медленно, независимо от силы удара, и, отведя руку, выдерживать небольшую паузу.

2. УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

С этого момента начинается плавное ускорение кия вперед с ударом и передачей движения битку. Рука при этом совершает движение, которое мы будем называть УДАРНО-МАХОВЫМ. Внешне оно выглядит как единое движение, однако по существу складывается из трех составляющих: УСКОРЕНИЕ (РАЗГОН) КИЯ, АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ и СОПРОВОЖДЕНИЕ БИТКА.

Таким образом, удар по битку является центральным, но не единственным этапом ударно-махового движения. На этапе УСКОРЕНИЯ рука сообщает кию поступательное движение вперед, разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. На этапе АМОРТИЗАЦИИ разогнанный кий входит в соприкосновение с неподвижным битком, происходит удар как таковой, то есть столкновение и взаимодействие двух тел. При этом важно самортизировать, смягчить удар и отдачу, не допустить преждевременного отрыва битка от наклейки под действием пиковых ударных сил. На этом этапе биток преодолевает инерцию покоя и трогается с места. На этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ, который является завершающей и наиболее важной частью ударно-махового движения, происходит разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. К этому, собственно говоря, и сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом. Следует сразу же подчеркнуть, что сопровождение - это не пропих и тем более не движение вслед, вдогонку битка. В отличие от пропиха сопровождение является неотъемлемой частью любого правильного ударно-махового движения. Здесь все дело в соразмерности. Согласно международным правилам пула именно несоразмерность ударно-маховому движению отличает пропих (толчок) от правильного удара. Пропих, бросок, толчок - это сопровождение без удара. Удар без сопровождения, когда биток сразу же срывается с наклейки, - это жесткий, несамортизированный и, как правило, неточный удар, а то и вовсе кикс. (Единственным исключением является правильно выполненный ПЕРЕСКОК в пуле, который подробно описан в разделе «Азбука современного бильярда».) Обычно нормальное сопровождение составляет 10-15 см. Естественно, что его нужно соразмерять с конкретной позицией шаров на игровой поверхности стола. При этом ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ПРОДОЛЖАТЬ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВПЛОТЬ ДО СОУДАРЕНИЯ БИТКА С ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРОМ. Это можно квали-фицировть и как пропих, и как двойной удар. В любом случае это противоречит всем правилам и наказывается фолом (штрафом).

Таким образом, ускорение, амортизация и сопровождение неразрывно связаны и представляют собой неотъемлемые части одного и того же ударно-махового движения. И на каждом этапе важно одно - плавность, плавность и плавность. На первом этапе важно плавно разогнать кий строго в плоскости прицеливания. На втором этапе важен плавный переход от разгона кия к разгону битка (плавность такого перехода мы будем называть также мягкостью удара). И наконец, на третьем этапе необходим плавный разгон битка. Именно это обеспечивает плавность и целостность всего ударно-махового движения и плавную передачу заданного движения битку.

Итак, мы получили представление о процедуре подготовки к удару и об ударно-маховом движении. Теперь можно приступить к его практической отработке, или, как говорят, к постановке удара. В качестве начального упражнения можно порекомендовать удары по битку с передней отметки в дальнюю угловую лузу. Начинать нужно, естественно, с ЦЕНТРАЛЬНОГО УДАРА или даже удара чуть выше центра битка, используя открытый кистевой упор. Подготовьтесь к удару в полном соответствии с описанной выше последовательностью действий. Обратите особое внимание на устойчивость игровой стойки и упора, легкую хватку и расслабление кистевого сустава, неподвижность локтя. Убедитесь в том, что кий направлен точно в цель, а рука может свободно двигаться назад и вперед на полный размер упора (18 - 25 см). Затем произведите несколько плавных разминочных маховых движений. Остановите кий у битка и проверьте точность прицела, скользя взглядом по прямой линии от кия к точке прицеливания. Если прицел выглядит безупречным, сосредоточьте взгляд на точке прицеливания. Сделайте медленный замах и с необходимым ускорением произведите плавное ударно-маховое движение с сопровождением битка вперед. При этом кий, пройдя строго над передней отметкой, должен остановиться на 10-15 см впереди нее, сохраняя направление вдоль линии прицеливания. Если после выполнения удара кий уходит влево или вправо, повторите упражнение вновь до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.

Очень важно производить замах одинаково медленно, независимо от силы удара по битку. Ни в коем случае не следует отводить кий назад быстрее только потому, что необходимо нанести более сильный удар. Здесь ситуация такая же, как при бросании мяча: чтобы точно попасть в цель, мы медленно отводим руку назад, а затем производим сильный бросок вперед.

На следующем этапе можно практиковать лобовой удар по прицельному шару, установив прицельный шар на прямой, соединяющей биток и центр угловой лузы. В этом случае точкой прицеливания служит центр прицельного шара. Практикуйте удары различной силы, изменяя расстояние между шарами.

3. ПОНЯТИЕ О РЕЗКЕ

Соударение битка с прицельным шаром занимает особое положение в технике бильярдной игры. С одной стороны, мы придаем движение прицельному шару. С другой - изменяем скорость и направление движения битка. Этот вопрос достаточно сложен, и мы рассмотрим пока лишь одну его сторону - придание движения прицельному шару. Будем считать, что шары абсолютно упругие и трение между ними отсутствует. Это почти соответствует действительности. По крайней мере, если шары арамитовые. При соударении прицельный шар приходит в движение под действием ударного импульса, который направлен от точки соударения к центру шара. Это и лежит в основе РЕЗКИ. Правильная резка - основа хорошей КЛАДКИ. Однако закономерности резки необходимо знать и учитывать при выполнении любого удара, независимо от того, сыгрываем мы шар в лузу или нет. Умение направить прицельный шар в заданную точку игровой поверхности стола является важным элементом позиционной игры. Кроме того, от резки во многом

Рис. 39. Соударение на резке.

зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

Посмотрим на рис. 39. Допустим, что нам нужно придать прицельному шару движение в направлении к центру лузы (стрелка а). Тогда ударную силу нужно приложить с диаметрально противоположной стороны. Другими словами, соударение должно произойти в точке А. Эту точку мы так и будем называть - ТОЧКОЙ СОУДАРЕНИЯ. Определить точку соударения несложно. Для этого нужно подойти к прицельному шару со стороны противоположной лузе и внимательно посмотреть в направлении стрелки а. Тогда точка соударения будет смотреть прямо на вас. Для того чтобы соударение произошло в этой точке, центр битка в момент соударения должен находиться в точке В. Это и есть ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ, то есть то место, куда нужно направить биток. ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ ОТСТОИТ ОТ ТОЧКИ СОУДАРЕНИЯ НА ПОЛШАРА. Это принципиально важно для выполнения прицельного удара. (В отечественной бильярдной литературе вслед за Леманом точка соударения называется «истинной точкой прицеливания». На наш взгляд, от этого термина следует отказаться, так как кий при правильном прицеле направлен не в точку соударения, а в точку прицеливания. Предлагаемая терминология соответствует и общепринятой мировой практике.) Прямая линия, соединяющая центр битка с точкой прицеливания, называется ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ. Именно вдоль линии прицеливания должен двигаться кий при правильном ударе. И именно вдоль линии прицеливания следует направить биток. Только тогда удар будет точным. Поэтому нет необходимости доказывать, какое важное значение имеет правильный прицел. Следует добавить, что как только линия прицеливания установлена и взгляд скользит вдоль нее, то любую точку на этой линии можно использовать в качестве ориентира для прицела, иногда даже точку на поручне или игровой поверхности стола. (В некоторых случаях бывает полезно прикинуть, какая точка на поверхности битка войдет в соприкосновение с прицельным шаром. Как это сделать, видно из рисунка. Искомая точка обозначена буквой С. Направление прямой СА совпадает с направлением линии прицеливания.)

Угол между направлением прицеливания и приданным направлением движения прицельного шара мы будем называть УГЛОМ РЕЗКИ. По мере смещения линии прицеливания в сторону от центра прицельного шара он изменяется от 0 до 90 градусов. При ЛОБОВОМ УДАРЕ, когда точка прицеливания совпадает с центром прицельного шара, угол резки равен нулю. Прицельный шар получает движение в направлении первоначального движения битка. При лобовом соударении практически вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. И напротив, при выполнении удара на ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ, когда биток едва касается прицельного шара, угол резки близок к 90 градусам. При этом прицельный шар получает крайне малый импульс поступательного движения, в то время как биток практически сохраняет свою кинетическую энергию.

Остальные случаи занимают промежуточное положение. Представляет особый интерес РЕЗКА В ПОЛШАРА, когда точка прицеливания смещена на полшара в сторону от центра, при этом естественным ориентиром для прицеливания служит край прицельного шара. Угол резки в этом случае в точности равен 30 градусам. Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать о резке. Остальное приходит с опытом. Практикуйте удары под самыми различными углами резки с постепенным увеличением расстояния между шарами. Со временем вы научитесь безошибочно определять точку соударения и точку прицеливания буквально с первого взгляда, как это и делают мастера.

4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ

Центрального удара по битку в принципе вполне достаточно, чтобы освоить кладку прицельного шара. И если читатель открыл книгу только для того, чтобы узнать, как направить прицельный шар в лузу, то, ознакомившись с понятием о резке, он может незамедлительно приступать к игре. Действительно, для многих любителей бильярд - это кладка шаров и не более того. Они даже не подозревают, что битком в принципе можно и нужно управлять, что место его остановки можно контролировать. Сосредоточив все свои усилия на кладке прицельного шара, они всякий раз в случае промаха умоляют биток спрятаться за шары, остановиться у короткого борта, прокатиться немножечко подальше и т.п., как будто вовсе не они привели его в движение. Как ни важна сила и точность удара, для серьезной игры этого, увы, мало. Кладка становится грозным оружием лишь в сочетании с техникой контроля и управления битком. Это нужно не только и не столько для сыгрывания битка в лузу в русском бильярде, сколько для ведения позиционной игры - основы основ лузного бильярда, будь то русский бильярд, пул или снукер. Игра человека, познавшего тонкости контроля и управления битком, с неискушенным любителем - это все равно что поединок мастера каратэ с дворовым хулиганом, разучившим лишь один удар - с размаху в челюсть. Однако дело не только в результате. Если вы освоите технику контроля и управления, перед вами раскроются необычайные красоты и поистине неограниченные возможности позиционной игры, ее глубокие интеллектуальные аспекты. Игра становится более интересной, осмысленной. Вы сможете проявить всю свою фантазию и способности. Разве ради этого не стоит потрудиться?

Между контролем и управлением разница небольшая. Тем не менее поясним, что под УПРАВЛЕНИЕМ мы будем понимать совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом. А под КОНТРОЛЕМ - умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола. И то и другое одинаково важно.

4.1. Накат, остановка и оттяжка

НАКАТ, ОСТАНОВКА и ОТТЯЖКА - это три кита, на которых держится вся техника управления битком. И начинающий должен в первую очередь овладеть именно этими техническими приемами. Понятно, что накат получится в том случае, если биток послеЛОБОВОГО соударения сохранит верхнее вращение; остановка - если биток к моменту соударения не приобретет верхнее или утратит приданное ему нижнее вращение за счет трения о сукно; и, наконец, оттяжка - если биток после соударения сохранит достаточное нижнее вращение. При выполнении наката удар, как правило, наносится в верхнюю половину битка, причем чем выше наносится удар, тем более сильное верхнее вращение получает биток. При выполнении оттяжки, наоборот, чем ниже наносится удар, тем более сильное нижнее вращение придается битку.

Сразу же оговорим, что нижняя подкрутка и ОТТЯЖКА - это далеко не одно и то же, хотя в бильярдной литературе эти понятия безнадежно перепутаны. Нижняя подкрутка битка - обязательное, но не единственное условие выполнения оттяжки. С другой стороны, нижняя подкрутка используется не только для оттяжки. Она используется, например, при выполнении остановки. Автору неоднократно приходилось наблюдать, как начинающие или по наитию, или, прочитав что-то про «клапштос», пытаются остановить биток коротким и жестким центральным ударом, сразу же после соприкосновения наклейки с битком останавливая кий или даже отводя его назад. Из этого конечно же ничего не получится. Для того чтобы остановить биток, ему необходимо придать достаточное нижнее вращение. Тогда за счет трения о сукно он утратит его при подходе к прицельному шару. Разница в технике выполнения остановки и оттяжки в том, «сколько» подкрутки удается «донести» до прицельного шара.

Для придания битку нижнего вращения необходимо довольно быстрое и мягкое «подсекающее» движение с кистевым сопровождением. Но это полдела. Если все усилия сосредоточить только на придании подкрутки, то ОТТЯЖКА не получится. Нижнее вращение не удастся донести до прицельного шара. Его очень быстро «съест» трение о сукно. Главное условие выполнения оттяжки в том, что, ПОМИМО СИЛЬНОГО НИЖНЕГО ВРАЩЕНИЯ, БИТКУ НУЖНО ПРИДАТЬ СИЛЬНОЕ СКОЛЬЗЯЩЕЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Понятие СКОЛЬЖЕНИЕ и СКОЛЬЗЯЩИЙ УДАР подробно описаны в разделе «Азбука современного бильярда». Остается добавить, что только на сильном скользящем ударе можно быстро «донести» нижнее вращение до прицельного шара.

Как же практически обеспечить сочетание сильной нижней подкрутки с сильным скользящим поступательным движением? Во-первых, нужно найти оптимальную точку приложения удара. Тут ситуация такова: чем ближе к центру, тем больше скольжения, но меньше подкрутки, и наоборот. Единых рекомендаций тут нет и быть не может. Все зависит от расстояния до прицельного шара и от того, насколько сильно мы хотим оттянуть биток. Примерная точка приложения

Рис. 40. Примерная точка нанесения удара при выполнении оттяжки.

показана на рис. 40. Она отстоит от центра приблизительно на полрадиуса шара. Во-вторых, нужно нанести сильный, но мягкий удар с устойчивым сопровождением битка. При выполнении остановки и оттяжки следует иметь в виду, что чем дальше отстоит биток от прицельного шара, тем ниже и (или) сильнее следует нанести удар. Для достижения максимального эффекта ударно-маховое движение должно обеспечивать сопровождение битка вперед на 10 - 15 см. (Напоминаем, что мы ведем речь об ударах горизонтально ориентированным кием. Удары приподнятым кием - это удары категории МАССЕ, и о них разговор особый.)

Предлагаем несколько простых тренировочных упражнений для отработки наката, остановки и оттяжки. Вначале упражнение для отработки НАКАТА. Расположите шары согласно рис. 41. Нанесите несильный удар по битку выше центра на полрадиуса так, чтобы после удара он остановился в положении 1. Повторите удар с чуть большей силой так, чтобы биток остановился в положении 2. А теперь ударьте еще сильнее

Рис. 41. Отработка наката

и добейтесь того, чтобы биток остановился в положении 3.

Следующее упражнение - для отработки ОСТАНОВКИ. Расположите шары согласно рис. 42, начав с положения 1. Нанесите удар по битку ниже центра примерно на один диаметр наклейки. Необходимо вы-

Рис. 42. Отработка остановки.

поднять ударно-маховое движение одинаково плавно и стремиться к тому, чтобы биток остановился сразу же после соприкосновения с прицельным шаром. Проделайте это несколько раз, чтобы почувствовать, насколько сильно следует наносить удар. Затем наносите удары по битку немного ниже и с несколько меньшей силой, стараясь получить при этом тот же результат. После этого переходите к положению 2. На этот раз наносите удар по битку ниже центра на полрадиуса и немного сильнее, чем в положении 1. Повторив упражнение несколько раз в новой позиции, вы вскоре почувствуете, насколько сильно следует наносить удар. Продолжите тренировку, используя для битка исходные положения 3 и 4 и каждый раз увеличивая силу удара. Если у вас возникают затруднения в какой-то определенной позиции, повторяйте упражнение до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата. Запомните: чем ниже наносится удар по битку, тем меньшая сила требуется для того, чтобы остановить биток после соприкосновения с прицельным шаром.

Поупражняемся теперь в выполнении ОТТЯЖКИ. Расположите шары согласно рис. 43. Сначала нанесите удар по битку с умеренной силой на полрадиуса ниже центра так, чтобы биток откатился назад в положение 1. Увеличивая силу удара, добейтесь того, чтобы биток откатывался назад все дальше, останавливаясь в положениях 2 и 3. При выполнении этих упражнений обратите особое внимание на то, чтобы кий сопровождал биток вперед на 10 - 15 см. Как при остановке, так и при оттяжке удар по битку наносится примерно на полрадиуса ниже центра. Если ударно-маховое движение руки хорошо отработано, наносите удары по битку, слегка наклоняя кий вперед так, чтобы, продвинувшись на 10 - 15 см, он остановился, почти касаясь сукна.

Рис. 43. Отработка оттяжки.

4.2. Боковик

Поговорим теперь о БОКОВИКЕ. Он также относится к числу основных технических приемов контроля и управления битком и используется при выполнении самых различных выходов, отыгрышей, ударов от борта, а также при сыгрывании битка в лузу в «Московской пирамиде» и «Американке». Боковик - это децентрированный удар с боковой подкруткой битка. Он используется прежде всего с целью расширения или сужения углов отражения битка от борта. Для расширения углов используется боковик с БЕГУЩИМ ВИНТОМ, для сужения - боковик с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Следует всегда помнить о том, что боковик в пуле, как правило, используют не для того, чтобы забить прицельный шар, а для выхода под следующий шар. Хотя роль боковика при игре с выходами чрезвычайно велика, опыт показывает: чем реже используешь боковик, тем меньше промахов по лузе. Дело в том, что боковик влечет за собой побочные эффекты, способные изменить направление движения битка. Они проявляются особенно сильно при выполнении удара наклоненным кием. Это так называемый эффект массе (см. раздел «Азбука современного бильярда»). Однако и при ударе горизонтально ориентированным кием происходит небольшое отклонение траектории движения битка от линии прицеливания за счет ударного импульса в сторону центра битка. Другими словами, правый боковик уводит биток немного влево, а левый немного вправо. Поэтому при исполнении правого боковика точку прицеливания следует сместить немного вправо, а при исполнении левого боковика - немного влево.

Следует подчеркнуть, что на начальном этапе освоения техники не следует увлекаться ударами в удаленные от центра участки битка. Дело в том, что при боковом децен-трированном ударе сохранить устойчивый контакт наклейки кия с битком гораздо труднее. Причем тем труднее, чем сильнее и дальше от центра наносится удар. Мы уже говорили о том, что наклейку необходимо мелить специальным бильярдным мелом. Добавим только, что при подкрутке битка мелить нужно особо тщательно. Иначе вместо подкрутки может получиться кикс. Кроме того, важное значение имеет правильная полусферическая форма наклейки, обеспечивающая «шарнирность» контакта.

Теперь о мягкости удара и плавности сопровождения. Выше было уже сказано, что хорошая амортизация и плавное сопровождение позволяет сохранить контакт наклейки с битком. Остается добавить, что при подкрутке битка эти факторы важны вдвойне. Причем расслабление кистевого сустава и кистевое сопровождение играют особую роль. Почему именно кистевое? Каждый из нас хоть раз в жизни раскручивал велосипедное колесо. Все знают, что импульс нужно прилагать не к центру, а в сторону от него (то есть децентрированно). Попробуйте, однако, сильно раскрутить колесо ударом кулака - ничего не получится. Если же подключить кисть и повторить примерно то же самое движение, то эффект будет совершенно другой. При подкрутке битка происходит примерно то же самое.

Как и любой другой технический прием, боковик следует вначале отработать на тренировке. На рис. 44 представлены примеры изменения углов отражения в зависимости от направления боковой подкрутки при выполнении

Рис. 44. Накат с бегущим и обратным винтом.

НАКАТА. Попробуйте убедиться в этом сами. Вариантов взаимного расположения шаров бесчисленное множество. Практикуйте удары различной силы с БЕГУЩИМ и ОБРАТНЫМ ВИНТОМ, стараясь при этом КОНТРОЛИРОВАТЬ БИТОК. Со временем можно переходить к выполнению боковика в сочетании с ОТТЯЖКОЙ.

5. ЭЛЕМЕНТЫ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ

Освоив основные технические приемы - накат, остановку, оттяжку и боковик, можно перейти к освоению основных приемов ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Не претендуя на полноту освещения всех аспектов позиционной борьбы, многие из которых пояснены выше в «Азбуке современного бильярда», мы остановимся прежде всего на умении делать ВЫХОД. Это элемент активной позиционной игры. Он играет важную роль в любой лузной игре, но имеет особое значение для пула и снукера, поскольку эти игры основаны на умении забить не один шар, а СЕРИЮ шаров. Если, допустим, при игре в «Русскую пирамиду» или «Московскую пирамиду» серия из трех и более шаров является достаточно большой редкостью, то в пуле и снукере при прочих равных условиях успех сопутствует игроку, умеющему построить серию и довести партию до победы.

В основе выхода лежит КОНТРОЛЬ БИТКА. Смысл ВЫХОДА в том, чтобы, сыграв один несложный прицельный шар, поставить биток в такое место на игровой поверхности, откуда можно легко сыграть другой прицельный шар. Проще всего научиться делать выход, отрабатывая на тренировке какой-либо конкретный удар. При этом на сукне следует пометить мелом позицию прицельного шара и битка, для того чтобы можно было начинать каждый раз из одного и того же исходного положения. Расположите шары согласно рис. 45. Забейте прицельный шар в лузу, нанеся удар по битку чуть выше центра, и проследите за тем, в каком месте он ударится о первый борт и в каком направлении отразится от него.Если наносить удары по битку в одно и то же место, но с различной силой, то можно заметить, что траектория его движения остается почти неизменной, изменяется лишь пройденный им путь (РАЗМЕР УДАРА). Регулируя силу удара, сделайте выходы под каждый из показанных на схеме прицельных шаров.

Если же теперь из того же исходного положения наносить удары по битку чуть ниже центра, то траектория его движения существенно изменится. Регулируя силу удара, добейтесь того, чтобы биток, двигаясь по той же траектории, перемещался по столу все дальше и дальше. Продолжайте упражняться, нанося удары по битку еще ниже. Это позволит вам получить основные сведения о том, что произойдет при ударе по битку в различные точки и с различной силой.

Следующее упражнение демонстрирует, как изменится траектория при нанесении удара по битку в точки, расположенные на различной высоте. Расставьте шары согласно рис. 46. Если выполнить НАКАТ, то биток опишет показанную на рисунке кривую. Если нанести жест-

Рис 45 Отработка выхода

Рис. 46. Изменение траектории движения битка.

кий ПЛОСКИЙ УДАР чуть ниже центра, то биток пойдет по прямой к короткому борту. Если ударить по битку на полрадиуса ниже центра, то он оттянется ближе к угловой лузе.

Успешная игра на выходах основана на хорошем ПОЗИЦИОННОМ МЫШЛЕНИИ, которое предполагает быстрое нахождение простейших путей для построения серии. Для развития навыков позиционного мышления рекомендуется выполнить упражнение, которое можно назвать «Тройка с руки». Бросьте на стол три шара. Допустим, что они расположились так, как на рис. 47. Шары занумерованы в том порядке, в каком их проще всего сыграть в лузы. Если ударить по битку выше центра, то он, положив шар № 1, за счет наката ударится о борт и отразится в направлении шара № 2. В зависимости от силы удара биток остановится в одном из показанных на схеме положений. Здесь промахнуться очень трудно. Если вновь нанести удар по битку выше центра, то биток, положив шар № 2, остановится внутри заштрихованного сектора. После этого легко положить шар № 3.

Рис. 47. Тройка с руки.

Многократное повторение одних и тех же ударов - лучший способ обучения игре. Не увлекайтесь сложными ударами через весь стол. Отрабатывать стоит лишь удары простые и средней сложности, при выполнении которых часто ошибаются. Под ошибкой в данном случае следует понимать не просто промах по лузе, а неудачный выход под следующий шар. Поэтому на тренировках следует повторять удар даже в том случае, если прицельный шар сыгран, но выход не получился. Отрабатывайте выход до тех пор, пока не научитесь с уверенностью достигать желаемого результата. Многие полагают, что успех в игре приносит умение выполнять сложные удары. Практика, однако, показывает, что выигрывают не те, кто выполняет сложные удары, а скорее наоборот, проигрывают те, кто не может сделать правильный выход при выполнении простых ударов.

В качестве хорошего тренировочного упражнения как для начинающих, так и для более сильных игроков можно рекомендовать игры в «Восьмерку» и «Девятку» с измененными правилами. Если с разбития падает шар, то можно начинать свою серию ИГРОЙ С РУКИ. После промаха по лузе соперник начинает свою серию также с руки. Преимущество такой игры в том, что игра с руки начинается с осмотра стола. Даже начинающий увидит возможность забить два, а то и три шара. Более опытный игрок очень быстро находит наиболее рациональный способ последовательно забить все шары. Такая тренировочная игра приучает быстро принимать стандартные игровые решения и выбирать наиболее простой путь для организации серии. Час игры в «Восьмерку» или «Девятку» с руки дает для обучения столько же, сколько пятнадцать часов обычной игровой практики.

Следует подчеркнуть, что технику и тактику нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Чем шире арсенал технических приемов - тем больше возможностей для позиционной игры. Выше были рассмотрены довольно простые выходы. По мере совершенствования техники игры можно переходить к более сложным и изощренным выходам. Однако всему свое время. Не следует торопить события. Только освоив основополагающие приемы, можно переходить к разучиванию более сложных, при этом важно правильно оценить уровень своей игры. Начинающему можно дать простой совет: НЕ ТАК ВАЖНО ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ХОРОШО, КАК ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ПЛОХО. Мне приходилось довольно близко общаться со многими известными мастерами. И все они, как правило, не удовлетворены своей игрой. Это вполне понятно. По мере совершенствования мастерства и обретения опыта в корне изменяются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. На плохую игру жалуются даже те виртуозы, которые регулярно заканчивают партию с кия. Понаблюдайте за игрой признанных мастеров на официальных соревнованиях, и тогда вы поймете, что такое современный лузный бильярд высокого уровня.

Русский бильярд, более известный как «Пирамида» — это собирательный образ различных разновидностей бильярдных игр, в частности лузного бильярда. Главным правилом и требованием является размеры стола и шаров, установленные ФРБ, не меньшее значение играет расстановка:

  • Стол должен достигать 3.6 метров в длину и 1.8 метров в ширину;
  • Диаметр бильярдного шара должен составлять 6.8-7 см;
  • Размер луз, расположенных в углу – 7.3 см;
  • Размер луз, расположенных посредине – 8.1 см;
  • Бильярдные шары ставятся максимально плотно друг к другу посредством специального треугольника;
  • Центральный передний мяч необходимо расположить таким образом, чтобы он оказался на задней линии. При этом пирамидное имеет параллельное расположение по отношению к заднему бортику.
  1. Согласно правилам русского бильярда удары выполняются продольно посредством киевой наклейки. Важно, чтобы хотя бы одна нога бильярдиста плотно стояла на полу.
  2. Мячи должны находиться в неподвижном состоянии. Если шарик был забит в лузное отверстие не по правилам, без предварительного заказа или просто выскочил с игрового поля, то он выставляется обратно.
  3. Удар считается оконченным лишь тогда, как все шары останавливаются.
  4. Неправильно выполненные удары грозят штрафом. К ним можно отнести двойной удар, выполненный так, что наклейка кия касается разбивающего шара дважды. Пропих – когда параллельно толкается не только биток, но и прицельный шар, а также нажим либо промах.

Все бильярдисты располагаются возле переднего бортика, но по разным сторонам от продольной линии. Выбрать себе место можно обговорив его друг с другом, либо посредством жребия. В области «дома» каждый участник игры ставит шар, после чего наносится одновременный удар с посылом к заднему бортику. Право выбора достается тому бильярдисту, чей шарик после соприкосновения с задним бортиком ближе всего оказался к борту спереди. Правила русского бильярда предусматривают и прогрыш в розигрыше.

Проигрыш в розыгрыше происходит в тех ситуациях, если шар:

  • Не прикоснулся к заднему бортику;
  • Соприкоснулся с длиной стороной стола;
  • Зашел за границы продольной линии;
  • Попал в лузное отверстие, либо соскочил с игрового поля.

Разновидности шаров в русском бильярде

Сыгранный – это шар, который после удачного удара оказался в лузе. Тогда этот участник игры имеет право сделать еще один удар.

Зависший – если шар оказывается в лузе после завершения «хода» бильярдиста из-за того, что стол пошатнулся, то данный удар не засчитывается, а шарик возвращается на свое изначальное место.

Выскочивший – таким называют шар, покинувший пределы стола. Если этот был прицельный шар, то он просто снова ставится на заднюю отметку, при этом участнику игры не назначаются штрафы. В ситуациях, когда пределы стола покинул биток, то бильярдиста штрафуют, а забитые ранее мячи не учитываются.

Не заказанные шары – правила установки

По правилам русского бильярда: если шары были забиты вне правил или покинули в ходе игры пределы стола, то они размещаются судьей на задней линии поля. В случае если данная позиция занята, то такие мячи выставляются максимально близко и продольно, но не вплотную, к перегораживающему шарику, придерживаясь направления заднего бортика стола. При занятии и этих позиций, шары ставятся около центральной зоны игрового поля.

Правила в русском бильярде предусматривают наложение штрафов в следующих случаях:

  • Если совершенный удар был нанесен любой другой частью кия, кроме наклейки;
  • Если последующий удар выполняется затем, чтобы завершить сделанный ранее ход;
  • Когда биток покидает пределы игрового поля;
  • Во время удвоенного удара, пропиха, нажима;
  • При тушевании шаров с помощью посторонних предметов или частей тела;
  • Если удар выполняется по битку, находящемся за пределами домашней части поля;
  • Если бильярдист не выполняет правила отыгрыша, либо промахивается.

Правила игры в Американку

Данная разновидность русского бильярда весьма популярна среди игроков. В этом случае биток находится в пределах домашней части игрового поля, но не на линии дома. Разбивая пирамиду, игроку разрешается выбирать любой шар, который будет играть роль битка. Если прицельный шар попадает в лузу вместе с битком, то удар засчитывается (при условии, что оба мяча соприкоснулись). Победу одерживает бильярдист, забивший первым восемь шаров.

В наше время бильярд стал очень популярной игрой. Он перестал быть просто развлечением, но стал неким стилем жизни, тренирующим сосредоточенность, ловкость и целеустремленность. Многие варианты этого времяпрепровождения со своими правилами и особенностями могут привести в растерянность любого начинающего игрока. В статье рассказывается об истории этого развлечения и поясняются правила игры в бильярд самых популярных версий.

История бильярда

Вокруг истории возникновения бильярда существует немало споров. Родиной этой игры считаются Китай и Египет. В Европе первые упоминания о бильярде встречаются в Англии. Даже название "бильярд", с древнесаксонского bal-yard - bal-мяч, yard-кий, палка, показывает, что это развлечение было известно в этой стране, только похоже было на современный крокет. Постепенно игра с открытого пространства перешла в помещение, на стол с покрытием зеленого цвета, напоминающим траву на газоне, с небольшими бортиками вокруг. Изначально игра была на столе с шестью лузами и воротцам, игра велась двумя шариками и колышком. В XVIII веке на столе остались только шары и лузы. Это произошло во Франции, поэтому и говорят, что это европейская родина бильярда. Там же, в 1674 г., были изданы первые правила игры в бильярд. В Англии, где почти в каждом городе были публичные бильярдные столы, правила игры были уточнены и расширены. Там же в XVI веке появилось слово «кий».

Эволюция игры

В XVIII веке, игра начала активно развиваться. Немалую роль в этом сыграла индустриальная революция. Для удобства игры сначала стал применяться мел, который уменьшал трение между шаром и кием, а потом стали применять кожаный наконечник чтобы получить крученые удары. Благодаря этой кожаной нашлепке игра заядлых бильярдистов стала настолько виртуозной, что шары стали с легкостью перемещаться по различным траекториям и даже перескакивать друг через друга. Бильярд постепенно претерпевал много трансформаций - стал разборным кий, борта стола стали обивать резиной, сукно в качестве обивки стало использоваться повсеместно. Споры специалистов по бильярду были даже относительно формы внутренних стенок стола, которые тоже претерпели несколько изменений. Правила игры в бильярд постепенно становились едиными. Примерно к 1850 году эта игра стала выглядеть так, как мы видим его сегодня.

История русского бильярда

В Россию бильярд попал при Петре Великом и быстро распространился по публичным местам, особенно по трактирам. Так как это развлечение развивалось в России автономно, то со временем появились русские версии игры, появились свои правила игры в бильярд. В начале XIX века инвентарь для игр был в большом разнообразии и при отсутствии пропорциональности между деталями это часто приводил к тому, что столы были разного размера, шары были или слишком мелкими, или не пролезали в лузы и т. д. Состязания в каждом новом месте уравнивали шансы новичков и профессионалов, из-за чего терялся интерес к игре.

Только в 1850 году А. Фрейберг, который управлял Петербуржской бильярдной фабрикой и сам был неплохим игроком, создал образец шестилузного бильярдного стола, который удовлетворял стандартным требованиям: все шары попадают в лузу только при точных ударах. Чтобы обеспечивалась необходимая сложность игры, диаметр шаров делался лишь на несколько миллиметров меньше ширины луз, было исключено случайное падение шаров в среднюю лузу и у луз сделали короткие устья для исключения застревания шаров.

Русский бильярд. Особенности

Русский бильярд имеет более 40 разных видов. По причине того, что он в нашей стране существовал в полулегальном состоянии, официальных соревнований по нему не проводилось. В каждой бильярдной были свои правила. Изменения пришли в 80-х годах, когда была создана Федерация бильярдного спорта. Были унифицированы правила игры в русский бильярд, выработана система турниров, судейства. Были обобщены общие характерные для русского бильярда особенности в русской и московской пирамидах, американке и других основных русских вариациях этой игры. Правила игры по русскому бильярду были официально установлены Национальной Федерацией бильярдного спорта в 1994 году.

Русский бильярд - это не определенная игра, а больше собирательный термин. Внешне русский бильярд отличается белыми, крупными шарами одного цвета. Для сложности игры лузы меньше и края у нее заострены, поэтому попасть в нее сложнее. Также усложняет игру длинный и тяжелый кий. Внутренняя обшивка стола всегда зеленого цвета.

Русский бильярд. Общие правила

Основные правила игры в русский бильярд описывают ход игры с нанесения удара. Он делается передней частью кия в направлении продольной его оси, при этом хотя бы одной ногой игрок должен касаться пола. Иначе он штрафуется. Право на первый удар разыгрывается нанесением одновременным ударом обоих игроков с руки по битку из дома в направлении заднего борта. Тот, чей шар, отразившись от заднего бортика стола, остановится к переднему ближе, чем у противника, имеет право первого хода. Победитель розыгрыша либо делает первый удар, либо уступает удар сопернику. Следующие партии игроки начинают по очереди, только перед решающей партией розыгрыш проводится заново.

Перед началом игры 15 шаров при помощи специальной формы в виде треугольника устанавливают друг к другу определенным образом. Считается, что биток введен в игру с того момента, как его коснулась наклейка кия. Шары, попавшие при первом ударе в лузу, засчитываются. Шары считаются забитыми, если при правильном ударе они попадают в лузу. Если шар выскочил за ограждение стола, но вернулся обратно на стол - он считается оставшимся в игре. Если при этом он упал на борт или пол, его коснулся любой предмет - рукав игрока, кий, мел и т. д - он считается выскочившим и ставится обратно на стол. Выставляется в разных версиях игры в те места, которые указывают правила игры в бильярд. Американка, например, предписывает выставление битка на общих основаниях. При этом игрок не штрафуется, если вылетел прицельный шар, и штрафуется, если вылетел биток. Начало удара считается с момента соприкосновения кия с битком, а завершение - только после остановки движения всех шаров на столе, включая вращение. Соперник начинает игру, если после удара предыдущего игрока не было касания битка ни по одному шару или имело место нарушение правил.

Русский бильярд. Штрафы

Правила русского бильярда предполагают наложение штрафов. Если, выполняя удар, игрок делает несколько нарушений правил бильярда, то штраф все равно взимается в одинарном размере. При этом шары, которые были положены в лузу с нарушением правил, не засчитываются. Штраф накладывается в случае, если биток после начала движения не коснулся ни одного другого шара, вылетел со стола, при падении битка в лузу (русская пирамида), если было двойное касание кием. При этом некоторые правила предписывают штраф в случае, если удар был нанесен не битком (правила игры в пирамиду). Бильярд также предусматривает штрафы за удар, при котором хотя бы одна нога игрока не касается пола, если был проведен очередной удар до того момента, когда движение шаров еще не закончилось или произошло касание любого шара, кроме битка, кием, рукой, одеждой и пр.

Русская пирамида

Разновидность русского бильярда «пирамида» нравится людям с высоким уровнем мастерства, любящим вдумчивую и серьезную игру. Проводится игра одним «своим» шаром, с помощью которого необходимо загонять другие шары в лузы. Причем, как и правила игры в пул, бильярд «пирамида» тоже обязывает перед ударом называть, какой шар в какую лузу планируется положить. Но в пуле это делается только с шаром №8, а в пирамиде - перед каждым ударом. Если шар попал в лузу, а оповещения не было - он не засчитывается. Целью игры является не только положить шар в лузу, но и отвести в сторону «свой» в неудобное для соперника положение. Правила игры в пирамиду соответствуют общим в русском бильярде, но есть некоторые особенности. Игра идет до момента, когда игрок наберет 71 очко. Биток без номера и пронумерованные прицельные шары расставляются треугольником в определенном порядке - шары с мелкими номерами по краям, а с крупными - внутри пирамиды. Шар с номером «1» имеет название «туз» и добавляет 11 очков при его попадании в лузу. Также 10 очков добавляется к последнему, оставшемуся на столе, шару. Таким образом, максимальная сумма очков в пирамиде равна 140, она и распределяется между игроками. Правила игры в бильярд «русская пирамида» имеют два вида: «шар в лузу» и строгий заказ «по чистому назначению». В первом случае называется только шар и луза назначения. Во втором - еще и прием, которым игрок положит шар в лузу. Если ситуация прошла не так, как объявлено - шар не засчитывается и выставляется на заднюю отметку. Штрафы, полученные в игре, отнимают у игрока по 5 очков.

Американка

Один из видов русского бильярда - «американка», эта игра отличается от американского бильярда. Американка очень популярна и распространена. В ее основе лежат основные правила игры в бильярд. Американка имеет отличие в том, что даже случайный шар, попавший в лузу, считается призовым. Есть мастера, которые забивают все 8 шаров, нужных для победы, не давая сопернику сделать ни одного удара. Битком может быть любой шар. Расстановка идет без учета номеров. Разбивка начинается по жребию, и если упал в лузу хоть один шар - игрок продолжает загонять шары в лузу, пока не допустит промаха. Завершением игры может быть и ничья, когда партнеры положили по 7 шаров и согласились на ничью. При выставлении шаров они выставляются к середине заднего края стола. Правила игры в свободную пирамиду (бильярд «американка» имеет и такое название) также подразумевают систему штрафов. Штраф с игрока взимается в размере одного шара в случае, если биток после удара не имел касания ни с одним шаром, при ударе во время незавершившегося движения после прошлого удара, при вылете шара за пределы стола.

Американский бильярд

Американский бильярд имеет много отличий от русского. Правила игры в американский бильярд намного легче, и их обычно придерживаются на мировых турнирах. Отличия начинаются с того, что все американские столы имеют определенные стандартные размеры, отличаются материалом основания стола, упругостью резины краев, разметкой столов, их синтетическим покрытием и, самое главное, размерами луз. Размеры шаров существенно меньше русских, что при большом размере луз существенно сказывается на легкости попадания. В бильярд играют тремя шарами (два битка и красный), в снукер - 22 шарами. Класть мел на стол строго запрещено, американцы держат его в кармане. Правила игры в американский бильярд тоже имеют свои различия в зависимости от версий игры.

Пул

Пул - это американский лузный бильярд с небольшим размером стола, большими лузами и 16 небольшими разноцветными шарами, которые забивают в лузы по определенным правилам. Эта игра очень динамичная, простая и зрелищная. Партии с участием профессионалов длятся буквально несколько минут, что соответствует коммерческому настрою американского бильярда. В XIX-XX веках пул быстро распространился по всему миру. Этому немало способствовала американская реклама о романтическом образе жизни профессиональных пулистов-бильярдистов, размерах их доходов и быстрых огромных выигрышах. Позднее добавились интересные фильмы о жизни бильярдистов, профессионально играющих в пул. К тому же простота техники игры в пул увеличивает число ее поклонников. Американский пул намного проще, чем русский бильярд, поэтому он подходит для игрока любого уровня - даже для начинающего.

Пул «Восьмерка»

«Восьмерка» - игра по заказу. Бить можно только белым битком. Один игрок пытается положить в лузы только цветные шары, другой - только полосатые. Побеждает тот, кто первый положил все шары своей группы и по заказу положил шар №8. До начала игры шары, чередуя, ставят в виде пирамиды, шар №8 ставят в центре пирамиды. При первом ударе необходимо выполнить одно из двух условий: забить шар и не менее 4 шаров довести до бортов, при этом не загнать в лузу 8-й шар или биток, иначе - ошибка. Правила игры в бильярд «восьмерка» в этом случае дают выбор партнеру: продолжать игру с этой позиции, самому сделать разбой снова или попросить сделать разбой партнера. При нанесении ударов могут быть допущены следующие ошибки: биток не ударяет в прицельный шар, при попадании они не касаются бортов стола, биток попадает в лузу или покидает стол. Так же, как и правила игры в бильярд «американка», пул предписывает наказание за касание шара любым предметом, кроме кия и за повторный удар до полной остановки шаров.

Проигрыш игроку засчитывает в случаях, когда шар №8 забит с нарушениями, преждевременно попал в лузу или в лузу не по заказу, вылетел за борт, упал в одно время с последним шаром своего цвета.

Пул «Девятка»

Правила отличаются от «Восьмерки» тем, что игрок не объявляет заказ. «Девятка» играется битком и 9 шарами с нумерацией от 1 до 9. По правилам, при любом ударе биток непременно должен коснуться шара с самым маленьким номером. Но класть в лузу можно шары с любым номером. Пока в лузу падают шары, игрок может продолжать игру до промаха, нарушения правил или победить, положив в лузу шар №9. Матч заканчивается после оговоренного количества выигранных партий. Шары ставятся в виде ромба, шар №1 в вершине, а №9 в центре, а другие шары произвольно. Правила несильно отличаются от «Восьмерки». Но вводится еще один удар «пуш-аут». Он выполняется сразу после начального разбивочного удара с целью перемещения битка на более выгодное место с точки зрения развития партии, если при разбивке биток не попал в лузу. При выполнении этого удара биток не обязательно должен дойти до стенки или коснуться любого из шаров. Игрок обязан сообщить о выполнении этого удара до его нанесения. Любые шары, забитые при пуш-ауте, не засчитываются. За неправильно выполненый пуш-аут игрок получает штраф. К обычным штрафам пула добавляется еще один - за то, что первый удар битка произошел с шаром, имеющим не самый маленьким номер. При трех нарушениях подряд в одной партии, без промежуточных «правильных» ударов, игроку засчитывается автоматическое поражение.

Бильярд делится на два вида: карамболь и пул. В карамболь играют на столе без луз, цель - попасть битком по двум шарам или по бортам. В пул играют на столе с лузами, цель - забить цветные шары в лузы, выбивая их битком. Если вам интересно, на wikiHow есть также отличная статья о том, как играть в пул. А в этой статье мы рассмотрим основы игры в карамболь и его типы, а также поговорим о стратегиях игры и снаряжении. Для игры в карамболь нужно уметь делать трюковые и двойные удары. Если вы уже иумеете играть в пул, начинайте осваивать карамболь!

Шаги

Часть 1

Изучаем правила

    Берите друга и к бильярдному столу. Для любого вида карамболя нужно два человека. Можно играть и втроем, но стандартные карамболь рассчитан на двоих. Вам понадобится стандартный стол для бильярда без луз -- 4 фута на 8, 4 1/2 фута на 9, 5 футов на 10 или 6 футов на 12. Очень важно, чтобы стол был "без" луз. Вы могли бы играть и на обычном столе для пула (бильярд с лузами), но вскоре вы заметите, что лузы мешают траектории мяча и, потенциально, могут испортить игру. Вот что вам нужно знать о бильярдном столе:

    С помощью жребия, определите чей первый ход. Жеребьевка проходит следующим образом: каждый ставит свой шар возле борта (короткая сторона стола, откуда вы будете бить), бьете по шару и смотрите, чей шар ближе подкатится обратно к борту. Игра еще не началась, а уже необходимы ваши навыки!

    • Если при ударе вы задеваете шар противника, вы лишаетесь возможности объявить, кто будет ходить первым. Если вы выиграли удар, то, обычно, вы объявляете, что будете ходить вторым. Игрок который разбивает, вместо того, чтобы сделать стратегически важный удар, обычно тратит свой ход на то, чтобы установить шары.
  1. Приготовьтесь к игре. Каждому из вас для начала понадобится кий (у вас же они есть, ведь правда?). Кий для карамболя короче и легче, чем кий для пула. У них короче белая насадка под наклейку (белая деталь возле наконечника) и толще турник кия. Затем, вам понадобятся три шара – один белый бильярдный шар (дальше будет называться "биток"), один белый шар помеченный черной точкой ("биток с точкой") и один прицельный шар. Он обычно красный. Иногда вместо шара, помеченного черной точкой, используют желтый шар.

    Определите с напарником правила, по которым вы бы хотели играть. Как и в любой древней игре, в бильярде, есть несколько вариантов для игры. Некоторый правила упрощают игру, а некоторые наоборот, усложняют. Некоторые делают партию быстрее или медленнее. Все зависит от того, как много времени у вас есть, и насколько хорошо вы играете в бильярд.

    Играйте! Плавно отведите руку назад и затем, сделайте движение маятника вперед. Все остальное тело должно оставаться неподвижным во время удара. Шар должен остановиться сам. Все что вам нужно сделать, это ударить так, чтобы шар зацепил остальные два, и вы получаете очко. Технически, каждый удар называется "карамболь." Вот еще некоторые особенности:

    • Игрок, который ходит первым, бьет по красному шару (будет странно, если он ударит по другому)
    • Если вы заработали очко, вы продолжаете ход.
    • Игра в "слоп" (случайно полученные очки) обычно не засчитывается.
    • Одной ногой всегда твердо стойте на земле.
    • Фол засчитывается если шар "подпрыгивает" или если бьют по катящемуся шару.
  2. Смотрите в точку на бильярдном шаре, куда будете бить кием. Вы можете потренироваться на пробных ударах. Направьте кий туда, куда вы бы сразу били шаром, если бы могли. Затем нацельтесь в эту точку.

    • Как правило, вам захочется ударить в центр шара. Иногда, вы можете ударить сбоку, чтобы шар боковым кручением покатился в сторону. Это называется "английский удар". Иногда вы можете ударить ниже центра шара, чтобы перебить шар, который вы не хотите задеть, и попасть в шар, который вы хотите сдвинуть.

    Часть 2

    Упражняемся с кием и принимаем стойку
    1. Правильно берите кий. Вы должны очень спокойно и расслабленно взять кий сильной рукой за толстую часть. Большой палец должен как бы поддерживать кий, а обхватить кий нужно указательным, средним и безымянным пальцами. Кисть должна смотреть вниз, чтобы при ударе, она не сдвинулась в сторону.

      • Вам нужно взяться за кий приблизительно на 6 дюймов (15 см) выше продольного центра тяжести кия. Если вы невысокого роста, можете взяться чуть ближе, и наоборот, если высокого, то можете взяться чуть дальше.
    2. Поставьте пальцы второй руки на точку, чтобы поставить кисть в мост. Этот мост не даст кию сдвинуться в сторону во время удара. Есть три основных моста: закрытый, открытый и бортовой упор.

      • При закрытом мосте, вы указательным пальцем обхватываете кий, а остальными пальцами поддерживайте руку. Это позволит при более сильном ударе, надежно контролировать кий.
    3. При открытом мосте, большим и указательным пальцем сделайте форму V-образной дуги. Кий будет скользить между пальцев, и они не дадут ему отклониться в сторону. Открытый мост больше подходит для более мягких ударов. Этот мост предпочитают игроки, у которых проблемы с закрытым мостом. Одной из разновидностью открытого моста, является поднятый мост, в котором при ударе вы поднимаете руку, чтобы ударить кием над, мешающим удару, шаром.

      • Используйте упор от борта, когда бильярдный шар так близко к борту, что некуда поставить руку. Положите кий на борт и придерживайте его второй рукой.
    4. Подстройтесь под удар. Наклонитесь над битком и шаром, по которому вы хотите попасть. Нога со стороны руки, которой вы держите кий (правая, если вы правша и левая, если вы левша) должна быть согнута под углом 45 градусов. Вторую ногу нужно выставить немного вперед так, чтобы она не мешала другой ноге.

    5. Стойте на удобном расстоянии от стола. Расстояние зависит от 3 вещей: вашего роста, длины рук и и места, где на столе расположены шары. Чем дальше от борта шары, тем дальше вам придется тянуться.

      • Во многих вариантах бильярда, по правилам, во время удара хотя бы одна нога должна касаться земли. Если у вас неудобная позиция, то вам нужно либо бить по другим шарам, либо воспользоваться подставкой для кия. Таким образом во время удара вы можете не придерживать верхнюю часть кия.
    6. Встаньте как бы над линией удара. Подбородок нужно слегка наклонить, чтобы ничто не мешало обзору кия. Если вы высокого роста, вам нужно согнуть колени и наклониться немного вперед. Также нужно немного наклонить вперед таз.

      • Не наклоняясь над кием, нужно стать так, чтобы ваша голова находилась приблизительно над серединой кия. Тем не менее, некоторые профессиональные игроки немного наклоняют голову.
      • Большинство игроков в пул, склоняют голову над кием так, что между ними остается расстояние от 1 до 6 дюймов (от 2.5 до 15 см). Те, кто играет в снукер, практически касаются кия головой. Чем ближе голова к кию, тем больше точность удара, но при этом, у вас меньше возможности замахнуться для удара.

Перед тем, как перейти к основе стоит разъяснить вам, что очень сложно научить человека играть в бильярд с помощью видеоуроков, книг и прочей литературы. Наилучшим вариантом будет хороший квалифицированный тренер ― человек, который реально сможет вас чему-то научить и указать на ошибки при выполнении разных техник ударов по прицельным шарам и как правильно выполнять стойку. Для чего нужен учитель, если можно смотреть онлайн видео уроки бильярда? Тренер необходим, чтобы он стоял у вас за спиной и следил за вашими ошибками, и он обязан организовать тренировку таким образом, чтобы вам тренироваться было значительно интересней, чем играть. Уроки бильярда для начинающего видео предназначены не только для просмотра, но и для понятия техники выполнения ударов и тренировки самых движений, оттачивание мастерства.

Как играть в бильярд видео?

Игра в бильярде начинается со стойки ― правильной постановки ног, рук, туловища. В это все безобразие требуется вписать еще и кий, чтобы обеспечить качественную игру. Вот некоторые моменты, на которые следует обращать внимание: локоть ни в коем случае не должен быть выше макушки во время удара. Такое расположение приводит к удару «сверху ― вниз», иными словами, в стол. Если пренебрегать этим советом, будьте осторожны в том, что ни один нормальный финт или трюк полноценно работать не будет; кием необходимо толкать прямолинейно со свободным ходом; ноги располагаются примерно под углом в 45 градусов к прицельной линии; стойка должна быть с таким учетом, чтобы она являлась источником помехи во время прямолинейного удара;

Хват бильярд видео.

Благодаря ему, обеспечивается наилучший точный удар и не зря его считают главной составляющей. Не стоит держать кий, словно он сейчас выпрыгнет из рук. Нужно преобразовать себя в свободное и расслабленное состояние. Обеспечьте удару легкость, начиная с прицела и заканчивая самым ударом по прицельному шару. Рекомендуется использовать всего лишь три пальца для самого поддержания кия, и большой, чтобы зафиксировать в нормальное положение. Профессионалы советуют избегать излишнего сжимания рукой всеми пятью пальцами, словно вместо кия бейсбольная бита, но и кончиками держать забудьте, это, же не чайная ложка.

Как бить уроки бильярда видео?

Момент, с помощью которого осуществляется движение битка по прицельным шарам называется ударно-маховым. Это действие является результатом движения руки согнутого в локте, словно рычаг толкает кий в сторону битка. Стиль удара у каждого человека разный и он напрямую зависит от роста, например, высокие стараются держать кий ближе к краю в отличие от детей и низкорослых игроков. Как упоминалось выше, локоть не должен быть выше точки расположения головы, а наоборот ― предплечье обязательно располагается перпендикулярно к столу либо к борту. Такая постановка руки обеспечивает плавное движение кия, а расстояние между замахом и сопряжением одинаковое. Данное положение берется за основу, но не является обязательным. Особенности поведения в момент удара: удар по шару производится только наклейкой (думаю это всем и так понятно); независимо от положения тела либо стойки, одна нога обязательно должна быть на полу. Это не значит, что можно лечь на стол и в такой позиции совершать всяческие трюки:), придерживайтесь этого правила.

Что такое мост уроки русского бильярда видео?

Мост ― это своего рода кистевой упор. Его открытый вариант подходит для несильных ударов без использования всяческих прокруток или когда биток в трудном месте. Есть и закрытый вариант ― рекомендуется для тех, кто только начинает постигать азы игры в бильярде.

Глаза имеют значение! Уроки русского бильярда для начинающих видео.

Каждому человеку, который решил постичь основы игры должен определить способности своих глаз, а именно прицельность. Игра в бильярд, немного схожа со стрельбой по мишеням в тире, где нужно закрывать правый либо левый глаз целясь с помощью мушки. Также обстоят дела и в бильярде, ведь тут также необходимо выставлять визуальную точку удара, которая станет началом для удара. Бывают случаи, когда игроки используют полноценность зрения своих обоих глаз. Для того чтобы определить, какой глаз лучше всего подойдет для роли прицела, положите мел на дальний короткий борт стола, а сами расположитесь с противоположной стороны. Теперь, поднимите руки и укажите пальцем на него, фокусируя на нем свой взгляд. Закройте левый глаз, и вы можете обнаружить следующее: если указательный палец продолжает указывать на мел, значит, правый глаз ― прицельный. Для максимальной уверенности, теперь закройте и его, и вы сможете обнаружить, что палец теперь направлен не на мелок, а где-то немного в сторону. С помощью такого нехитрого способа, можно обнаружить, какой глаз наиболее точный в прицеливании. Когда отклонение указательного пальца незначительно ― совсем чуть-чуть, тогда поздравляю вас, вы являетесь обладателем хорошего зрения и вам не нужно закрывать ни один из них.

Учимся бить по шарам уроки бильярда видео

Именно эта часть будет интересна вам, так как она является основной составляющей любой партии в бильярде. Не сомневаюсь в том, что вы часто видели, как истинные мастера своего дела, закатывали шары с удивительной точностью, словно маэстро исполняет очередное мировое произведение на сцене. «В чем секрет?» ― спросите вы. Многие из этих магистров прошли долгий путь, который сопровождался изнурительными тренировками в оттачивании техники и прицельности, а старт был взять еще в раннем детстве. Те, кто решил посвятить свою жизнь этому спорту и стали легендой, а остальные просто сошли с пути, давая дорогу другим.

Разрабатывать технику ударов стоит с малого, а только потом переходить к более сложным комбинациям. Начнем с того, что существует несколько вариантов точек удара по битку: «Клапштос» ― в простонародье его называют ударом по центру. Использование такого варианта обеспечивает максимально применить силу и разбить пирамиду из прицельных шаров; «Накат» ― удар над центральной точкой; «Оттяжка» ― удар под центральную точку; «Правый боковик» ― удар производится правее от центральной точки; «Левый боковик» ― удар левее от центральной точки. В общей сложности, на шаре всего девять ударных точек, с помощью которых можно управлять его движением. Бильярд ― это непросто игра, в которой нужно взять кий и лупить по шарам, ожидая, что один из них обязательно попадет в лузу. В ней нужно учитывать не только положение тела, стойку, технику, но и законы физики. Вот некоторые из них: после простого удара угол падения всегда равен отражению; с использованием боковины, угол падения отличается от отражения. Физика, как наука, хорошо используется при выполнении дуплета и абриколя. Дуплет ― тип удара, после которого шар ударяется об борт, а только потом попадает в лузу. Использовать этот подход можно независимо от расположения прицельного шара на столе, главное правильно прицелится и совершить ударно-маховое движение рукой. Качество выполнения этой техники напрямую зависит от точки нанесения удара и прицела. Различают несколько вариантов дуплета: «прямой» ― бьется прямо без всяких отклонений с подбором силы удара в зависимости от расположения шара; «резаный» ― сложный вид, где падение и отражение неодинаковые, что заставляет игрока создать эффект резаного удара; «круазе» ― разновидность резаного дуплета, в котором биток располагается под тупым углом к линии, что соединяет средние лузы. Еще одним представителем является абриколь. Его очень любят практиковать начинающие игроки, ведь из-за своей простоты в выполнении выходят впечатляющие удары, которые могут восхитить зрителей. Суть его в том, чтобы ударить об борт, создав от него отскок битка и после, с помощью этого способа загнать шар в лузу. Можно выполнять как прямые удары, так и прокрути для наибольшего эффекта.

Чтобы сделать его настоящим оружием в своем арсенале, необходимо придерживать следующих принципов: перед ударом требуется определить точку удара об борт; постараться в уме выстроить траекторию будущего движения; подобрать силу для ударно-махового движения; выбираем, куда будем бить наклейкой по прицельному шару. Вам станет легче строить все эти схемы, если вы будете осведомлены вот в чем: простой удар во время абриколя обеспечивает равномерность угла падения к отражению; боковина наоборот эту равномерность меняет кардинально. Чтобы правильно угадать, как будет вести себя шар после удара его об борт, можно воспользоваться следующими способами: «математический расчет» ― представьте что стол, это чистый лист бумаги, а ваше зрение карандаш. Видя на нем шары и зная, что нужно обязательно задействовать борт как вспомогательный элемент, необходимо визуально провести линию. Надеюсь, все из вас играли в компьютерный вариант, где на начальном уровне, видна длинная линия от шара, также и тут ― нужно максимально точно воспроизвести процесс движения шара по столу; «крестик без нолика» ― один из способов рассчитать траекторию, когда на столе визуально чертиться две пересекающие линии, образуя крест. Первая линия берет начало от битка к точке на борту, которая расположена напротив прицельного шара, вторая также, в обратном порядке. Точка из их пересекания и будет тем центром, по которому следует производить удар абриколь; «прямоугольник» ― подойдет только тогда, когда расстояние между шарами значительное, и использовать вышесказанные методы станет проблематичным; «зеркало» ― нужно включать свою фантазию и кроме линий, еще представлять шар, что будет находиться на таком же расстоянии что и прицельный и, действуя поставленному плану совершить удар. Абриколь требует постоянной тренировки придумывание тактики, что обеспечит идеальное выполнение удара. Именно этот элемент является ключевым, если ударить по шару напрямую не удается, а навыки абриколя с использованием бортов стола является вершиной мастерства игры в бильярд.

Статьи по теме: