Проект (старшая группа) на тему: Проект по игровой деятельности «Мы любим играть» для детей старшей группы























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сюжетно-ролевая игра обладает огромным развивающим значением для ребенка-дошкольника. В ней интенсивно формируются все психические процессы, развивается личность ребенка. В сюжетно-ролевой игре происходит социальное развитие ребенка, ребенок учится ориентироваться в мире людей, выяснять их взаимоотношения, изображать их жизнь и труд, она позволяет ребенку хотя бы понарошку, на время стать взрослым.

Путь развития сюжетно-ролевой игры - это совместная игра воспитателя с детьми, как носителя жизненного и игрового опыта, это создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в самодеятельной игре.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Для детей Для родителей
Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре “Магазин” и поддержка свободной творческой самореализации детей в игре. Пропаганда ценности детской игры для развития дошкольников.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации. Привлечение внимания родителей к назначению детской игры.

Вызвать желание овладевать приемами педагогического взаимодействия, способствующими развитию партнёрских отношений между детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) как субъектами образовательной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

У детей в ходе реализации данного проекта формируется и развивается ролевое поведение: развертывание детьми в самостоятельной игровой деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, парное ролевое взаимодействие со сверстником, взрослым, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

У родителей в ходе реализации данного проекта появляется стремление поддержать интерес детей к сюжетно-ролевым играм, родители используют активные игровые формы взаимодействия с детьми, овладевают приемами педагогического взаимодействия, способствующими развитию партнерских отношений между детьми и взрослыми, как субъектами образовательной деятельности.

У воспитателей в ходе реализации данного проекта повышается профессиональная компетенция, совершенствуется умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию самодеятельных игр детей.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  • Воспитатели, воспитанники и родители второй младшей группы №5 ГБОУ СОШ №514 (здание №6)

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Среднесрочный

ТИП ПРОЕКТА

  • Коллективный, познавательно-игровой.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

С детьми: беседы, НОД,чтение и обсуждение произведений художественной литературы,продуктивная деятельность, оформление выставок продуктов детской художественной деятельности, дидактические игры, строительно-конструктивные игры, обыгрывание сюжетно-ролевых игр-ситуаций.

С родителями: педагогические наблюдения, беседы, индивидуальные консультации, оформление информационного стенда, привлечение к организации совместных с детьми наблюдений, проведение тематического родительского собрания, привлечение к непосредственному участию в образовательной деятельности.

Мероприятие Задачи
I этап. Подготовительный
Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей. Проанализировать поведение детей в сюжетно-ролевых играх с точки зрения реализации игрового замысла, разнообразия игровых действий.
Анализ воспитателями резерва своих знаний по тематике проекта, профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений. Расширить собственные знания по тематике проекта, повысить профессиональную компетенцию.
Подбор и приобретение методической литературы, наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД, подбор наглядной информации для родителей. Организовать совместную деятельность педагогов и родителей.
Разработка тем и содержания бесед, НОД, подбор художественной литературы по теме проекта, подбор иллюстративного материала на темы: “Овощи”, “Фрукты”, “Магазин”. Обогатить жизненный опыт и впечатления детей.
Подбор, приобретение, изготовление обучающих дидактических игр, подбор сюжетно-ролевых игр-ситуаций. Обогатить игровой опыт детей.
Обновление игрового оборудования, обновление и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре “Магазин”. Создать условия, адекватные уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Беседы с родителями. Повысить родительскую компетенцию с точки зрения организации и развития детской игры.
Оформление родительского уголка. Размещение рекомендаций, буклетов, статей по теме проекта. Просвещение родителей.
II этап. Основной
Работа по обогащению жизненного опыта детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания сюжетно-ролевой игры “Магазин”

Беседы
“Куда мы ходим за продуктами?”

“Кто такой продавец?”

“Кто такой кассир?”

“Откуда продукты берутся в магазине?”

“Какие отделы есть в продуктовом магазине?”

“Как правильно вести себя в магазине”

“Полезные продукты”

Дать представление о назначении магазина, его функционировании, о правилах поведения в магазине. Формировать знания об особенностях работы продавца, кассира, водителя, грузчика.

Вызвать у детей интерес к профессии продавец, дать представление об этой профессии, о сфере деятельности продавца, месте его работы.

Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, дать представления о полезной и вредной пище.

НОД
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Тема: “Чем нас осень одарила”.

Формировать умение различать по внешнему виду и называть некоторые овощи, фрукты и ягоды. Формировать элементарные представления об огородных и садовых растениях. Учить объединять овощи, фрукты, ягоды в группы и обозначать группы обощающими понятиями.
Лепка

Тема:“Помидоры и огурцы на подносе”

Учить создавать композицию из овощей, передавая характерные особенности предметов (форма, размер), закреплять приемы лепки, развивать чувство формы и композиции.
Лепка

Тема: “Медовые пряники”

Закреплять умение скатывать шарики кругообразными движениями ладоней. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Учить пользоваться стекой для нанесения рисунка на пряник.
Аппликация

Тема:“Большие и маленькие яблоки на тарелке”

Учить создавать композицию, наклеивая круглые предметы на форму. Закреплять представления о различии предметов по величине, закреплять знания цветов, знания названия фруктов. Закреплять приемы наклеивания.
Аппликация

Тема: “Вишни и яблоки лежат на блюдечке”

Учить создавать композицию, наклеивая предметы на форму. Учить различать предметы по величине. Закреплять знания детей о форме предметов. Закреплять знания о ягодах и фруктах.
Нетрадиционное рисование (пальчиковое рисование)

Тема: “Сварим суп из овощей”

Тема: “Сварим компот из фруктов и ягод”

Формировать умение рисовать, используя приемы пальчикового рисования. Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений. Закреплять названия цветов. Формировать знания детей о продуктах, входящих в состав готовых блюд. Упражнять в классификации, сравнении, обобщении.
Нетрадиционное рисование (рисование тычком)

Тема: “Ватрушки”

Учить заполнять рисунком центр формы, учить рисовать тычком жесткой полусухой кистью, дополнять рисунок деталями.
Рисование

Тема: “Баранки”

Учить передавать в рисунке округлую форму предмета, отрабатывать кругообразные движения руки. Продолжать учить правильно держать кисть, закреплять знание цветов.
Чтение художественной литературы:

Загадывание описательных загадок о о фруктах, овощах, ягодах, продуктах питания. Чтение: Е.Санин “Продавец”,

О. Повещенко “Продавец”,

Н. Кнушевицкая “Продавец”,

В. Душев, И. Мазнин “Веселые весы”, Э. Успенский “Птичий рынок”, Г. Юдин “Как варить компот”, Ю. Тувим “Овощи”,

Т. Собакин “О пользе овсяной каши”, С. Михалков “Про девочку, которая плохо кушала”.

(Приложение 1)

Развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж, обогатить жизненный опыт детей.
Работа по обогащению игрового опыта детей

Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры

Познавательные дидактические игры
“Овощи, фрукты” Учить объединять различные фрукты, ягоды, овощи в группы и называть эти группы обобщающими словами.
“Угадай овощи и фрукты на вкус” Обогащать вкусовые ощущения, развивать вкусовую память, обогащать словарь детей.
“Сварим суп”

“Сварим компот”

Упражнять в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять обобщающее понятие “овощи”, “фрукты”. Развивать познавательный интерес, коммуникативные способности, связную речь.
“Магазин” Учить объединять предметы в группы и называть их обобщающими словами, знакомить с группами товаров разных отделов магазина, развивать наблюдательность, мышление, восприятие, расширять словарный запас.
“Разложим продукты для разных отделов магазина” Формировать знания детей о том, что разные продукты продаются в различных отделах продуктового магазина.
Строительно-конструктивная игра

Тема: “Прилавок для продавца”

Тема: “Обеденный стол”

Формировать у детей умение использовать крупный строительный материал, разнообразно действовать с ним.

Учить выполнять постройку по образцу воспитателя.

Учить создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления.

Малоподвижные игры
“Готовим суп”

“Готовим компот”

Упражнять в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять обобщающие понятия “овощи”, “фрукты”, “ягоды”. Развивать коммуникативные способности, связную речь.
“Съедобное-несъедобное” Развивать моторно-двигательное внимание, быстроту мышления, умение сосредотачиваться на свойствах определенного предмета.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры: “Ягоды”, “Капуста”, “Лимон”, “Огород”, “Муку в тесто замесили”. (Приложение 2) Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Речевые дидактические игры
“Отгадай, что загадали?” Уточнить представления детей о продуктах, учить отгадывать описательные загадки о продуктах.
“Какой сок?” Учить образовывать качественные прилагательные от имен существительных.
“Какое варенье?”
“Угостим гостей” Учить составлять фразу по образцу. Упражнять в образовании и употреблении слов обозначающих продукты питания в творительном падеже. (“Я угощу гостя...конфетой, яблоком, грушей, ватрушкой”и т.п.).
Сюжетно-ролевые игры - ситуации
“В магазин привезли много овощей и фруктов” Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, создать игровую ситуацию. Учить брать на себя роль (продавца, кассира, покупателя), выполнять игровые действия соответственно взятой роли. Учить вести диалог (продавец-покупатель, кассир-покупатель), употребляя вежливые слова и фразы: “здравствуйте”, “что бы вы хотели купить”, “возьмите, пожалуйста”, “ждем вас снова”, “я хотел бы купить”, “дайте мне, пожалуйста”, “спасибо”, “до свидания”.
“Покупатели оплачивают покупку”
“В магазин привезли свежие продукты”
“Вежливый продавец”
“Вежливый покупатель”
“Покупаем полезные продукты” Создать игровую ситуацию. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Закреплять полученные знания о полезных продуктах, здоровом питании.

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры
Создание подсказывающей ситуации:

“Мама идет в магазин за покупками”, “На нашей улице открылся новый магазин”

Побуждение детей к ролевым высказываниям:

“Кто хочет быть продавцом?”

“Что делает продавец?”

Подключение к игре малоактивных детей:

“Шофер, в магазине заканчиваются овощи, привези ещё овощей и фруктов”

Обращения по ходу игры:

“Покупатели, встаньте в очередь”, “Кассир, пробейте, пожалуйста, чек”

Побуждать детей правильно называть себя в игровой роли:

“Я - продавец”, “Я - покупатель”,

“Я - кассир”

Побуждать называть игровые действия:

“Я раскладываю овощи”,

“Я выбиваю чек” и т. п.

Побуждать отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях.

Способствовать развитию самостоятельной игры детей, поиску новых игровых задач и способов их решения.
Взаимодействие с родителями
Рекомендации родителям о проведении с детьми целевых экскурсий в магазин, совместных с детьми наблюдений за работой продавца, кассира, покупателя в магазине, размещением продуктов в разных отделах магазина. Обогатить жизненный опыт и впечатления детей в ходе экскурсий с родителями и бесед об увиденном.
Тематическое родительское собрание

Тема: “Играйте вместе с детьми!”

Показать актуальность развития игровой деятельности для умственного развития детей вследствие ее привлекательности для дошкольников.
Непосредственное участие родителей в образовательной деятельности. Вызвать стремление овладевать приемами педагогического взаимодействия, способствующими развитию партнёрских отношений между детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) как субъектами образовательной деятельности.
Советы к прочтению

книги Л. А. Венгера, А. Л. Венгера “Домашняя школа мышления” (Приложение 4)

Вызвать у родителей стремление поддерживать и развивать интерес детей к различным видам игр, стремление использовать активные формы игрового взаимодействия родителей с детьми, развивать умение проектировать свой образовательный маршрут.
III этап. Заключительный
Создание игровых проблемных ситуаций, побуждающих детей к самодеятельным играм, к принятию и решению игровых задач. Вдохновить детей на самостоятельную игру, разнообразить игру, расширить игровые контакты детей, вводя дополнительные атрибуты, используя по-новому одну и ту же предметную среду и активизирующее общение взрослого с детьми и детей друг с другом.
Отчет о результатах проектной деятельности в форме выступления на педсовете, презентация проекта. Трансляция опыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

  • обогатился жизненный опыт, расширились представления об окружающем
  • обогатился игровой опыт, в том числе, через совместные со взрослыми игры
  • обогатились игровые действия, игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками
  • обогатилась ролевая речь, обращенная к партнеру по игре, умение вести диалог с партнером (взрослым, сверстником)
  • обогатился эмоциональный опыт в процессе совместных игр со сверстниками и взрослыми
  • активизировалась речь
  • созданы продукты детской деятельности

У родителей:

  • обогатилось содержание совместной игровой детско-родительской деятельности
  • проявилась заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности

У воспитателей:

  • повысилась профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры детей

Проект игровой деятельности для детей средней группы ДОУ №108
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «продукты питания», «посуда», «техника»

Задачи:

— Уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин».

— Научить детей умению обращаться к продавцу, воспитывать

— культуре общению.

— Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь.

— Закрепить название чисел и счет чисел до 10.

Предварительная работа: 1)Беседа:

(Чем отличается магазин от супермаркета?

Кто кем работает в супермаркете?

Для чего нужна касса? Человек, который работает за кассой, как называется?

Людей, которые приходят покупать что-нибудь в супермаркет, их как называют?

Что нам необходимо для игры?

2) Расстановка необходимого материала для игры

3) Распределение ролей (с помощью считалки)

4) Покупатели, купив продукты, несут их по своим «домам»

5) Приход на свои «рабочие» места»

6) Игровые действия.

Оборудование: Мебель: полки и прилавок; одежда: фартук и шапка; атрибуты: касса, деньги, чек, ценники; продукты, таблички с названиями продуктов, с вопросами и ответами.

Речевой материал: Название продуктов: шоколад, хлеб, сок, чай, молоко, йогурт, кефир, сыр. Здравствуйте, дайте мне, пожалуйста, я хочу, спасибо, до свидания. Я буду продавцом, что хочешь (те) купить? Сколько…? Хлеб … стоит … рублей, возьмите чек (деньги). Магазин, продукты, продавец, касса, деньги.

Организационный момент: Предложение детей поиграть в игру «Супермаркет».

Организационный момент.

¨ — Мы будем сегодня играть. С начала, повторим словарь, потом вы посмотрите, как мы с Катей будем играть, затем вы будете играть сами. (показать детям план занятия и новый словарь, то есть, что они сегодня узнают, после рассаживаю детей по местам).

¨ — В какую игру мы будем сегодня играть? (выслушать ответы детей и варьировать вопросы по мере их ответов).

¨ — Вы были в магазине? — Да.

¨ — С кем вы были? — С вами.

¨ — В каком магазине были? — Фрукты и овощи, продуктовый.

¨ — Что есть в продуктовом магазине? — Продукты: колбаса, хлеб, сыр…

¨ — Что есть в магазине фрукты и овощи? — Фрукты: яблоко, апельсины, …

¨ — Овощи: огурцы, помидоры, …

¨ — Кто работает в магазине? — Продавец.

¨ — Что это? — Это касса.

¨ — Что это? — Это чек.

¨ — Что это? — Это деньги.

¨ А теперь посмотрите, как мы будем играть с Катей. Я буду продавцом, а Катя, ты будешь покупателем. А вы все смотрите нас и слушайте внимательно. Потом и вы будете играть сами.

¨ В ходе показа, поясняю детям, кто я и что я делаю, что делает Катя.

¨ — Я продавец.

¨ — Я продаю.

¨ — Саша покупатель.

— Саша покупает.

Ход игры:

Покупатель: Продавец:

¨ — Здравствуйте! — Здравствуйте!

¨ — Что хочешь купить?

¨ — Я хочу купить…

¨ — Дайте мне, пожалуйста … — Сколько?

¨ — Один (у) коробку … — Хлеб стоит … рублей.

¨ — Возьмите деньги. – Возьмите, пожалуйста, чек.

¨ — Спасибо, до свидания! — До свидания

Вопросы на повторение и закрепление словаря

¨ — Кто я? — Продавец.

¨ — Что я делала? — продавала.

¨ — Кто Катя? — Покупатель.

¨ — Что она делала? — Покупала

¨ Давайте поиграем, Катя, ты будешь — продавцом, а вы все будете покупателями. Кто будет первым, ты будешь вторым, …Далее наблюдаю и контролирую игровую деятельность.

¨ В ходе самой игры можно спросить у других детей: что купил Рома … и сколько? Можно предложить детям купившим продукты, положить деньги в кошелек, положить продукты в пакет и спросить, что они сделали.

Заключение:

¨- Что мы сегодня делали? (играли, говорили, …).

¨ — В какую игру мы играли? (выслушать ответы детей).

¨ — Хорошо играли? (выслушать ответы).

¨ — Что мы сегодня узнали? (выслушать ответы детей).

¨ — Что делает продавец? — Продает.

¨ — Что делает покупатель? — Покупает.

¨ Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. А тем детям, у которых был слабый словарь сказать, чтобы они еще немного постарались, чтобы продавцу было понятно. Сказать детям, чтобы поблагодарили гостей и попрощались.

Итог игры:

1 — Дети опробовали новую игрушку кассу

2 — получили массу удовольствия от игры

3 — побывали в роли продавцов, кассиров, покупателей

4 – научились создавать сюжет игры, развивать, включать новое в процесс игры.

5 – научились классифицировать предметы по общим признакам.

6 – у детей расширился словарный запас.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» заинтересовала детей так, что она стала их самой любимой игрой. В свое свободное время дети самостоятельно организовывали игру и самостоятельно играли в нее.

Название: Проектная деятельность. Проект игровой деятельности детей средней группы.
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ г. Иркутска д\с №108
Месторасположение: г. Иркутск

Подготовили:

воспитатели группы №6 "Ромашки"

Морозова В.А., Кузнецова З.И .

Проект «Удивительный мир игры»

Проблема : Есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интерес к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал, требующий определённого развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре. Со стороны некоторых педагогов в детском саду, а тем более родителей иногда наблюдается тенденция формального обучения игровым действиям, сюжету без учета интересов личного практического и игрового опыта детей. А на самом деле это важная проблема. Она остро встает при подготовке к школе, когда важные такие качества как наблюдательность, сформированная речь, богатый словарный запас.

Актуальность проекта : формирование интереса к сюжетно-ролевым играм – процесс длительный и сложный, но если мы хотим чтобы в наших детях сформировались представления о мире взрослых, взаимоотношения со сверстниками, развивалось мышление, чувства, воля, заниматься этим просто необходимо. Игра имеет большое значение для развития личности.

Цель : развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

Задачи :

    Помогать детям, объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии.

    Приучать к соблюдению в процессе игры элементарные правила поведения.

    В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.

    Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.

Гипотеза реализации проекта : реализация проекта позволяет более глубоко усвоить программный материал по развитию познавательных возможностей детей.

Основные формы реализации проекта: экскурсии, наблюдения, утренние беседы, чтение художественной литературы, мини-выставка «Дары осени», конкурс «Коса – девичья краса», фотовыставка «Мама, папа, я – дружная семья», работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли.
  2. У детей есть любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют.
  3. В д/и понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею.
  4. Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: дети второй младшей группы № 6 «Ромашки» (коллективный).

Продолжительность : 9 месяцев (сентябрь – май), долгосрочный.

Продукт проекта:

  • Атрибуты к с/р играм.
  • Полифункциональная игра «Волшебная радуга».

Тема, задача игры

Работа с детьми

Работа с родителями

I квартал

Сентябрь. “Семья” Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личных симпатий. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. 1. Заучивание “Приходите в гости”. 2. Чтение Капутихян С. “Мама обедает”. 3. Д/И “Устроим комнату для куклы Кати”. 4. Д/И “Будем заваривать чай”. 5. Беседа о членах семьи детей. Подчеркивать заботу в семье друг о друге. 1. Рекомендации “Играйте вместе с ребенком”. 2. Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, постель, одежду для кукол.
Октябрь. Магазин “Продукты” Учить детей взаимодействию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец-покупатель). Приучать соблюдать элементарные правила поведения в игре. 1. Рассматривание иллюстраций на тему “Продукты”, “Овощи-фрукты”. 2. Д/И “Купим овощи для супа в магазине”. 3. Лепка “Яблоки и груши”. 4. Рисование “Заготавливаем картофель”. 5. Разыгрывание ситуаций. Разговор продавца и покупателя. 1. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры: макаронные изделия, крупы, кондитерские изделия. 2. Выставка “Дары осени”.
Ноябрь. “В гостях у матрешки” Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. В процессе игры обогащать словарный запас. 1. Д/И “Подарки для матрешки”. 2. Д/И “Мебель в доме”. 3. Разыгрывание игровой ситуации “Матрёшкино новоселье”. 4. Д/И “Что изменилось?” 1. Консультация “Проведение праздника дома”.

II квартал

Декабрь. “Семья” Поощрять попытки детей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. 1. Рассматривание картин из серии “Мы играем”. 2. Чтение “Муха-Цокотуха” К. Чуковский. 3. Разыгрывание ситуации “Наши подарки Алёнушке”. 4. Д/И “Подбери посуду для куклы”. 1. Памятка “Поговорите с ребенком”.
Январь. “Парикмахерская” Познакомить с трудом парикмахера. Учить использовать предметы-заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру. 1. Д/И “Радио”. 2. Рассказ о труде парикмахера. 3. Забава “Красивые бантики”. 4. Д/И “Кому что нужно для работы”. 5. Д/И “У кого какое платье”. 1. Привлечь к изготовлению предметов – заместителей: бигуди, ножницы. 2. Конкурс “Коса - девичья краса”.
Февраль. Детский сад” Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самостоятельность в выборе игры. Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре. 1. Разыгрывание ситуации “Мы убираем игрушки”. 2. Д/И “Каждой вещи свое место”. 3. Беседа “Я и детский сад”, “Я и дети”. 4. Развлечение “Наша дружная группа”. 1. Рекомендации “Прогулки вместе с ребенком”. 2. Вечер “Веселые посиделки”. 3. Консультация “Роль отца в воспитании ребенка”.

III квартал

Март. “Магазин игрушек” Разнообразить игру игровыми действиями (в магазин привезли игрушки, продавец раскладывает товар). Развивать умение распознавать свойства предметов. 1. Беседа “Мои любимые игрушки”. 2. Лепка “Наши игрушки”. 3. Д/И “Найди предмет по описанию”. 1. Памятка “Как выбирать игрушки для малыша”. 2. Консультация “Роль игрушки в детских играх”.
Март. “Семья” Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни. Учить поддерживать ролевой диалог. 1. Разыгрывание ситуации “Кукла Таня у нас в гостях”. 2. Общение “За что меня любят мама папа”. 3.Чтение немецкой сказки “Горшок каши”. 1. Папка-передвижка “Дочки-матери”. 2. Фотовыставка “Мама, папа, я - дружная семья”.
Апрель. “Автобус” Познакомить с профессией шофера. Показать игровые действия роли “шофера”. Способствовать объединению в небольшие группы (по 2-3 человека). Развивать умение взаимодействовать друг с другом. 1. Заучивание “Песня машиниста”. 2. Д/И “Транспорт”. 3. Аппликация “Автобус”. 4. П/И “Птицы и автомобиль”. 1. Привлечь к изготовлению атрибутов: руль, кепка, макет автобуса.
Апрель. “Больница” Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение самостоятельно подбирать атрибуты, выбирать роль. 1. Слушание “Кукла заболела”. 2. Лепка “Поможем доктору Айболиту вылечить детей”. 3. Д/И “Кому что нужно для работы?” 1. Изготовление предметов - заместителей: градусники, таблетки.
Май. “Зоопарк” Учить использовать в игре строительный материал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом. 1. Беседа о диких животных “Кто живет в лесу?” 2. Конструирование “Построим загородку для зверей”. 3. Показ театра на фланелеграфе “Лиса и заяц”. 4. Д/И “Чьи детки?” 1. Выставка. Совместное рисование родителей и детей “Необычное животное”.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 2530

(по созданию настольных дидактических игр гусек с правилами для детей старшего дошкольного возраста)
Гусек – это общее название игр на развороте картона, где есть старт, финиш и обозначенный точками путь, а также кубик для определения числа ходов и несколько фигурок или фишек. Такие игры существуют на основе великого множества сюжетов, которые придают игре смысл и азарт. Для дошкольников нужно выбирать понятный и близкий сюжет, в зависимости от индивидуальных интересов ребенка.

В пять лет интересы и возможности ребенка существенно меняются, и в жизнь старшего дошкольника уверенно входят настольные игры с правилами. В младшем возрасте далеко не все дети не в состоянии мириться с очередностью, принимать разделение игрового поля на свое и чужое, понимать и принимать проигрыш. Педагогам и психологам хорошо известно, что дидактические игры способствуют формированию и развитию произвольного внимания, учат соблюдать правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее. После пяти лет у ребенка пробуждается устойчивый интерес к изготовлению различных поделок из всевозможного материала, и это весомый повод к организации деятельности детей по созданию разнообразных настольных игр. Дети сейчас в основном играют в изготовленные игры. К сожалению, сюжет в них однообразный и ребенок быстро устает повторять этот сюжет снова и снова. Деятельность становиться монотонной и скучной. Идея нашего проекта - результат творческой работы, а результат нашего проекта - улучшение психологического климата среди детей. Совместная деятельность помогает детям стать партнерами: вести диалог, учитывать интересы друг друга, договариваться, разрешать возникающие конфликты. Взрослые занимают позицию наблюдателя: не навязывают свое мнение и уважают детскую позицию.
Покажем решение этих задач на примере создания игры «Книга Мастеров». Вместе с детьми педагоги решили создать такую игру, в которой можно менять правила, форму и длину игровой дорожки. Наша техническая находка состояла в следующем: к каждой ее съемной детали с обратной стороны приклеили шершавую сторону тканевой «липучки», что позволило легко отделять и вновь прикреплять эти детали к игровому полю. Благодаря этому можно всякий раз, в зависимости от желания игроков, прокладывать новую игровую дорожку, меняя на ней количество и последовательность ходов, в связи с этим будут изменяться правила игры.
Игра «Книга Мастеров» – вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных (современных или исторических) персонажей, и совместно разыгрывают или создают сюжет игры – становятся участниками приключения. При этом главные аспекты – вербальное общение и живое взаимодействие.
Технология игры:
1.наличие ведущего (мастер игры).
2.определенная система правил (игровая система).
3.конкретное место действия (игровой мир).
4.сюжетная завязка игры, заранее обдуманная мастером-взрослым (запланированные элементы сюжета или весь сюжет), однако существует свобода детской импровизации в этих заданных рамках.
«Книга Мастеров»– это розыгрыш сюжета, придуманного Мастером. Как правило, игра происходит за столом или на полу и состоит из общения игроков между собой и с Мастером, а также взаимодействия игроков с миром, в котором происходит действие. Это взаимодействие может быть любым: общение с жителями деревни, замка или мегаполиса, бой с драконом или врагом, сражение отрядов или армий, расследование убийства или поиск древней реликвии. Сюжет историй может меняться, и стать основой для новой игры.
Участники, играющие каждый за своего персонажа, прилагают совместные усилия по разрешению сюжетных противоречий. Хотя это может быть не единая команда, а соперники и враги, задачей которых является помешать друг другу.
Процесс игры:
Игровой процесс состоит из четырех основных составляющих:
а) игроки вместе с ведущим создают персонажей, зависящих от конкретной игровой системы;
б) ведущий рассказывает игрокам, что происходит, описывает мир вокруг них, дает сюжетную завязку, ставит игроков и их персонажей в определенную начальную ситуацию;
в) игроки обдумывают и заявляют действия своих персонажей.
Например, четверо друзей-подмастеров начинают игру в классических обстоятельствах – гончару недостает глиняного материала; нужно как можно быстрее отправляться в горы, чтобы там в ущелье найти глину.
Персонажи отправляются в путь, по пути преодолевая не только препятствия, но и выполняя определенные задания, например, переправиться через огненную реку, сразиться с драконом, построить корабль. Игра длиться до тех пор, пока первый мастер не достигнет цели – горного ущелья (он и будет победителем – Лучшим мастером).

При любом взаимодействии игроков включается механика игры – свод правил, по которым она происходит. Правила могут быть разными - это зависит от конкретной игровой системы. Во время игры участникам для прохождения уровня необходима помощь других участников (если ты мне поможешь, то на следующем ходе, если тебе понадобиться помощь - я тебе тоже помогу).

Детская ролевая игра носит прежде всего социальный характер, и является неотъемлемым психологическим механизмом создания детско-взрослого
со-бытийного общества посредством:
1) максимальной свободы действий игроков.
Здесь нет ограничивающего поля и правил хода для каждой фигуры, как в шахматах. Единственным ограничением является фантазия ведущего и игроков и рамки соответствия образу (персонажу), которого ведет каждый из участников. К тому же, образовательный и развивающий аспекты ролевых игр предполагают, что игра за персонажа, которому игрок мало соответствует, может способствовать его развитию.
2) минимального уровня ресурсов.
Нет необходимости шить костюм, здесь главное – интересный сюжет, актерские способности ведущего и игроков.
3) творчества.
Творческие качества игроков и особенно мастеров проявляется, пожалуй, ярче, чем в других видах ролевых игр.

Во-первых, это коммуникативное, актерское творчество. В игре есть, куда приложить талант и продуманные усилия, чтобы создать запоминающийся, яркий и живой образ. Есть, где развернуться человеку, наделенному актерским талантом, умением убеждать других людей, вести за собой.
При выборе материала для изготовления фигурок мы остановились на глине, поскольку в этом случае фигурки более долговечны, чем из бумаги, объемны и удобны в обращении. Работа с глиной хорошо знакома нашим детям, потому что педагогом дополнительного образования с ними регулярно проводятся индивидуальные занятия в гончарной мастерской. Продумывая организацию лепки и последующей росписи, мы исходили из их индивидуальных различий детей. Многие дети пяти-шести лет, посещающие детский сад, уже имеют определенный опыт создания глиняного образа. Таким детям достаточно показать образец, и они сами выстраивают последовательность своих действий; помощь педагога им практически не требуется. Другим – нужна дозированная помощь: взрослые лепят части фигурок, а дети примазывают их друг к другу и самостоятельно украшают.

При этом педагог эмоционально сопереживает каждому ребенку, помогает ему обрести уверенность в себе (надо сказать, что среди наших детей было немало таких, кто, увидев красивый образец, засомневался в своих силах: «Я никогда такую красивую не смогу сделать!»).
В ходе работы для оформления игрового поля воспитатель помогал изготавливать старт, финиш. В случае необходимости тактично помогал детям договориться, кто из них какие детали будет склеивать.
Перед сборкой игры коллективно обсуждались ее правила: как должен поступать игрок, если его фишка попадет на кружок черного или белого цвета. Знакомые детям правила – бросание кубика и отсчитывание «шагов» по числу выпавших на кубике точек – были дополнены новыми, связанными с цветом круга, на который попадает фишка: например, черный круг означает «Пропусти ход!». Процесс подготовки игры чрезвычайно увлекает детей: каждый раз можно все изменять! Мы не раз наблюдали, как в свободное время они создавали свой, оригинальный, вариант игры, воплощая в нем собственные фантазии, устанавливая новые правила.
Первое время воспитатели играли вместе с детьми, помогали им договариваться о правилах. Постепенно взрослый переходит на роль равноправного партнера по игре, игроки перед каждой игрой договариваются о ее правилах уже сами и, в зависимости от этого, выкладывают игровую дорожку. Важно не упустить момент, когда детям можно предоставить самостоятельность, а педагогу стать лишь наблюдателем!

Подводя итоги проделанной нами работы, можно сделать следующий вывод:
благодаря выстраиванию взаимодействий и взаимоотношений детей и взрослых определенным образом – в соответствии с принципами организации событийной детско-взрослой общности – в детской субъектной позиции произошли позитивные изменения:
появилась способность устанавливать игровые правила и следовать им;
увеличилась активность и инициативность детей – они чаще стали высказывать свои пожелания, более осмысленно запрашивать помощь взрослых;
у детей появилась большая уверенность в собственных силах, они стали смелее действовать в новой для них ситуации.

Статьи по теме: