Простые логопедические игры и пособия своими руками. Игра для автоматизации звуков «Ходилка

Екатерина Рязанцева

Цель : Автоматизация поставленного звука «Р» , «Л» , «Ль» изолированно, в слогах, в словах, в связной речи. Дифференциация звуков «Р- Л» , «Рь – Ль» .

Задачи : Закреплять поставленный звук в речи . Научить проговаривать речевые единицы сопряжёно, отражённо, самостоятельно. Мотивировать ребёнка на систематическую продолжительную коррекционную работу над звуком . Обогащать словарь, развивать связную речь.

Игра проводится на коррекционных логопедических занятиях по формированию правильного произношения, развитию речи.

Описание : ставим пальчик на первую пуговицу в верхнем ряду, чётко произносим слово с нужным звуком (например : моРРРоженое) и передвигаемся слева направо. Пальчик перемещается по пуговицам в ряду.

Игра «Посчитай от 1 до 5» (согласование числительных с сущ – ым) .

Игра «Жадина» (мой, моя, моё, мои) . Например : моё мороженое, мой подарок, мои мухоморы, моя клубника и т. д.

Составляем предложения. Например : Дед Мороз на Новый год подарил мне (Роме, Рае.) пять красных автомобилей . На полянке выросло пять красных мухоморов… У Ромы пять точилок, а У Андрея пять самолётов.

Публикации по теме:

Использование презентаций при автоматизации звуков Учителям -логопедам да и не только логопедам, воспитателям, учителям известно, что закрепление учебного материала в игровой форме проходит.

Материал для автоматизации звука [С] для использования при заполнении тетради взаимодействия с родителями ребенка Методическая зарисовка «Будем говорить правильно!» Чтобы ребенок научился правильно произносить звук «С» необходима автоматизация этого.

Настольная дидактическая игра для автоматизации звука [Ц] для детей дошкольного возраста «Собери яблоки в корзины» Настольная дидактическая игра для автоматизации звука Ц для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Собери яблоки в корзины". Жанна.

Игровое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Л]. Это пособие удобно тем, что не требует специальной подготовки картинок и позволяет внести разнообразие в затяжной этап автоматизации звуков у дизартриков.

Кроме того, игровые задания направлены на коррекцию грамматического и синтаксического строя речи. Пособие надо распечатать на цветном принтере, на листе А4 и вставить в файл или заламинировать, тогда оно прослужит не один год. Прилагаются текстовый файл с инструкцией и речевым материалом, и игровое поле в формате jpg.

Ходилка. Помоги Карлсону добраться до варенья.

Автоматизация звуков [Р] - [Л].

Цель: дифференциация звуков [Р] - [Л] в словах и фразе.

Начинаем ходить по картинкам от Карлсона по стрелочкам до банки с вареньем, изменяя слова и придумывая предложения. При ошибке (неправильном произнесении звуков) можно придумать штрафы: сделать ход назад или произнести слоговую цепочку и т.д. Варианты: ребенок бросает игральную кость и перемещается по стрелкам в соответствии с выпавшим числом; или играют несколько детей, бросая игральную кость и делая ходы (выигрывает тот, кто быстрее доберется до варенья).

Условные обозначения:

- значок жадины. Составить словосочетание со словами мой/моя/моё/мои.
нет чего?/ нет кого?
- придумать предложение с заданным словом или словосочетанием
- изменить слово, ответив на вопрос какой? /какая?/ какое?/
какие?
Или чей, чья, чьё, чьи (образование прилагательных от существительных).
- изменить слово, ответив на вопрос что делал?/ что делала?
- изменить слово, ответив на вопрос любуюсь кем?/ чем?
- У гномика маленький … Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- посчитать предмет до пяти. Например, один журнал, два журнала…. пять журналов
- составить словосочетание со словами один…. и два…
- изменить слово: один - много. Например, ведро - ведра


Наталья Глотова

Дидактические игры для автоматизации звуков.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой).

С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация звука включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами, так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в изолированной позиции.

Для того, чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков.

«Лесенка» Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук.

«Звуковые дорожки» Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.

Использование звукоподражаний.

Спеть «песенку водички» с-с-с. «Накачать насос» с-с-с.

Позвенеть, как «комар» з-з-з. комарик зь-зь-зь.

Пошипеть, как змея ш-ш-ш.

Пожужжать, как жук ж-ж-ж.

Порычать, как тигр р-р-р. Тигрёнок рь-рь-рь.

Погудеть, как самолёт л-л-л.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в слогах.

«Часы» ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.


«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.

«Пирамидка» нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог.

«Звенящие баночки»

Каждый слог обозначается своим цветом. Ребёнок берёт кружочек и называет слог соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все слоги будут названы, баночки превращаются в "звенящие".



«Жучок летит к лепесткам»

Жучок подлетает к каждому лепестку, ребёнок называет слог.


«Кнопочки» проговаривая слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на кнопочки (иппликатор Кузнецова). Сколько кнопочек, столько раз нужно повторить слог.


«Повтори столько раз, сколько…» Логопед хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.

“Игра на пианино” , когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: ра-ра-ра-ра-ра.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в словах.

Игра «Собери картинку».

Ребёнок составляет разрезную картинку и называет словом тот предмет, который изображён на собранной картинке.


Игра «Дорожки».

До картинки добегаем и слово называем.

Игра «Найди дорожку для звука»

Пройти по дорожке (картинкам) на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук.


Игра «Вертушка».

Картинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке.


Игра «Ромашка».

Собрать лепестки ромашки к её сердцевине. Назвать картинку, изображённую на лепестке.


Игра «Поезд».

К паровозу прикрепить вагоны с картинками- предметами, содержащими автоматизируемый звук. Проговорить слова.


Игра «Рыболов».

Удочка с магнитом. Рыбки с металлической скрепкой, которыми прикрепляются картинки с автоматизируемым звуком. Ребёнок вылавливает «рыбку» - называет предмет, изображённый на картинке.


«Сухой бассейн».

Коробка с перловой крупой. В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.


«Отгадай загадку - назови отгадку».

Отгадывание загадок в словах-ответах, которых есть автоматизируемый звук.

Игра «Звуковые часы».

Назвать картинки-слова, которые показывает стрелка.


Игра «День-ночь»

Выкладываются 6-8 картинок с автоматизируемым звуком. Ребёнок называет картинки. Наступает «ночь» - ребёнок закрывает глаза. Во время «ночи» убирается какая-нибудь картинка или добавляется новая или картинки меняются местами. Наступает «день» - ребёнок открывает глаза. Он должен назвать, что изменилось?

Игра «Назвать слова по сюжетной картинке».

Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.

Игра «Придумай слова со звуком.»

Придумать как можно больше слов с автоматизируемым звуком.

Игра «Спаси звук».

Приходит звукоед, который “похищает” звук из слова, а ребёнок должен спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла. а – глаЗа, к. от – кРот.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука во фразах и предложениях.

«Договаривание предложения по картинкам».


«Предложения Незнайки».

Незнайка всё время ошибается – в его предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка., или слова стоят не на своём месте: Кошка съела мышку. У шубки красивая Маша. Ребёнок помогает Незнайке исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку.

Игра «Придумай предложение».

Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов с Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова с Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором.

Только для личного пользования!

Многофункциональное пособие включает:

  • 5 листов формата А4 с различными тематическими фонами для выкладывания камешков Марблс (пуговиц, бусин);
  • 4 листа формата А4 с предметными картинками на разные группы звуков (свистящие, шипящие, сонорные; звуки в прямых, обратных слогах, в слогах со стечением согласных). На каждом листе по 20 картинок.

Цель использования данного пособия:

Автоматизировать звуки [С], [Ш], [Л], [Р] в словах.

Задачи:

  1. Корригировать произношение;
  2. Корригировать и развивать фонематический слух;
  3. Развивать фонематическое восприятие;
  4. Упражнять в ориентировке на плоскости листа;
  5. Работать над дифференциацией цветов;
  6. Развивать цветовосприятие и цветоразличение;
  7. Упражнять в счете;
  8. Формировать и закреплять правильный захват камешка;
  9. Развивать мелкую моторику;
  10. Упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;
  11. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребёнка на занятии.

Кроме камешков Марблс, для работы с играми, могут подойти пуговицы, разноцветные конфетки, пластилин, бусины…

Данное пособие пригодится в работе логопедам, психологам, дефектологам, воспитателям, учителям и родителям.

Варианты игровых ситуаций:

  • Помоги Русалочке Ариэль добраться до замка. Для этого ты должен правильно назвать картинки (или повторять слова за мной). С каждым правильно произнесённым словом ты берёшь камешек и выкладываешь дорожку Ариэль к замку. Говори красиво, выделяй звук [Л]. В конце игры можно посчитать количество камешков на дорожке. Для такого варианта игры листы с предметными картинками можно разрезать, чтобы получились карточки с отрабатываемым звуком;
  • Посмотри внимательно на картинки (в данном случае лист с картинками не разрезается). Назови мне те картинки, где звук [Л] стоит в начале слова (середине, конце);
  • Назови и покажи домашних животных, диких животных, фрукты, овощи, продукты (используются листы с предметными картинками);
  • Для дифференциации звуков. Перемешать карточки на звуки [Л - Р], [С - Ш]. Предложите ребёнку разложить карточки на две стопки...
  • Для развития цветовосприятия можно выкладывать камешки разных цветов...

Варианты игры разнообразны.

Используя фоны, можно предложить ребёнку:

  1. Помочь Рапунцель увидеть фонарики, добраться до замка;
  2. Помочь зайчику найти морковку;
  3. Помочь бабочке собрать нектар, долететь до цветочка;
  4. Помочь Винни-Пуху встретиться с Пятачком;
  5. Помочь Ариэль доплыть до замка.

Это платное пособие. Стоимость 350 рублей. Купить пособие можно через сервис Яндекс. Деньги. Перевод производится с любой банковской карты Visa, Maestro, MasterCard. Для оплаты вам потребуется указать действующий адрес электронной почты

Вы можете купить 2 комплекта Игр - бродилок

для работы с трудными звуками

[С], [С’], [З], [З’], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Л’], [Р], [Р’]

по выгодной цене 699 рублей

Сюда входит:

Это платное пособие. Стоимость 699 рублей. Приобрести пособие можно через сервис Яндекс. Деньги. Перевод производится с любой банковской карты Visa, Maestro, MasterCard. Для оплаты вам потребуется указать действующий адрес электронной почты (на этот адрес будет выслано пособие), свои ФИО.

Пособие можно оплатить, перечислив деньги на карту. Для уточнения информации можно обратиться по адресу [email protected]

Высылается файлом в формате PDF по электронной почте (в течение дня). Для длительной службы пособий мы рекомендуем распечатывать картинки на фотобумаге, ламинировать.

Если пособие вам не пришло:

  1. Проверьте папку СПАМ;
  2. Возможно вы указали неверно адрес электронной почты и мы не можем вам ответить;
  3. Обязательно напишите нам, указав дополнительный адрес вашей электронной почты.

Адрес нашей электронной почты [email protected]

Статьи по теме: