Публикации в печати. Федеральное агенство по образованию

Степанищев А.Т.
Проблемные задачи по истории России:
Практическое пособие для учителей.
М.: ВЛАДОС, 2001

Фундаментальные знания и оригинальная фантазия способны творить чудеса. Но если в этой формуле перепутаны местами некоторые величины, можно получить обратный эффект. Школьные пособия, авторы которых излишне увлекаются теоретизированием, содержат много верных, но на практике трудно-применимых рассуждений и выводов. Понятно стремление таких авторов «идеологически обосновать» значимость своего опыта, но в итоге получается нечто пустопорожнее.
Многие пособия из серии «Библиотека учителя истории» (издательство «Владос») грешат педагогическим фантазированием. Так, например, Л.П.Борзова, автор книги «Игры на уроке истории», пишет: «…деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего… В учебной же деятельности условность направлена на обучение… Если деятельность полностью предсказуема, то она перестает быть игрой» (с.13). От себя могу лишь добавить, что учебная деятельность вообще направлена на обучение, а вот как на практике организовать хорошую игру на уроке?
Для этого в книге есть целый план. Один из подпунктов – «Объяснение правил игры» – гласит: «Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Многое усвоится в самой игре, если кому-то что-то не понятно» (с.19). В целом, конечно, верно, но об этом многие и так давно знают, без методической науки. Кроме этих слов, нет больше ничего о разъяснении правил. Этого, видимо, достаточно. Раньше такой глубиной отличались материалы съездов компартии, когда в каждом докладе говорилось об углублении и расширении всего прогрессивного и никто не мог применить ни одного тезиса на практике.
Оригинальный методический подход к педагогике может привести вот к чему: «Для игры вывешивается настенная карта. Игра происходит в полной тишине. Один из вызванных учителем учеников показывает на карте объект, связанный с каким-либо историческим событием. Те из учащихся, кто знает, какое событие произошло на этой территории, поднимают руку. Вызванный учителем второй ученик, ничего не произнося вслух, записывает на доске историческое событие». Это полное описание обучающей игры под названием «Молчанка». Так можно разнообразить урок истории. К этим незатейливым результатам можно прийти, освоив методологический аппарат книги. На мой взгляд, такой тип работы возможен лишь в ситуации, когда у преподавателя и у всех учеников пропал голос. Тогда даже правила игры оглашать не обязательно.
Игра под названием «Что хотите говорите» содержит яркие образцы утилитарной поэзии:
– Первой стала знать Рязань,
Какова татарам дань.

– Редут в Шевардино построили мы
прочно,
Не смогут взять его французы, это
точно (с. 91–92).

Сразу вспоминается стишок из повести Стругацких «Раскопай своих подвалов и шкафов перетряси…». Стоит попросить автора «Игр на уроке истории» добавить во введение несколько мыслей по поводу эстетической стороны вопроса. Ведь важна не только суть, но и форма произведения.
Если в игре «Что хотите говорите» сохранены основы элементарной логики, то в игре «Рассказ наоборот» нет и тени здравого смысла. К доске выходят несколько человек и повествуют, к примеру, о нашествии монголо-татар на Русь. Каждый произносит по одной фразе из заранее вызубренного текста. Сначала говорится о том, что кочевники удалились в степи, затем – что через семь недель осады пал город Козельск и, наконец, что татары наткнулись на небольшой городок Козельск. Все же недаром было подмечено, что глубоко в народ пошли строки из песни о трактористах: «Мы с железным конем все поля обойдем, соберем, и засеем, и вспашем». Сначала сеять, а потом пахать – это по-нашему.
В комментарии к игре сказано: «…информация, выстроенная подобным необычным образом, имеет дополнительные возможности для осмысленного восприятия материала» (с.82). Какие это возможности – не указывается. К тому же стилистический водоворот создает много препятствий для понимания текста: «осмысленное восприятие», «информация имеет возможности»… Сам автор в предисловии отметила, что игры не будет, если все предсказуемо. Так что же неожиданного в том, что ученики читают параграф наизусть? Можно предложить автору порасспрашивать школьников, поучаствовавших в такой игре, о том, что же им запомнилось. Зная по личному опыту, какие ответы дают, в частности, семиклассники после обычного урока, могу только с ужасом предположить, что же они мне расскажут после «урока задом наперед».
На странице 90 дана игра «Старт-финиш», где ученики передвигают фишки с помощью кубика. Игровое поле выглядит следующим образом: «Старт – Хеопс… саркофаг – Мемфис – мумия – финиш». Выглядит все очень логично: что, кроме финиша, может ожидать человека после мумификации?
На фоне всего перечисленного совершенно невинным выглядит предложение подготовить телепередачу «Спокойной ночи, малыши!» на историческую тему…
Я прекрасно сознаю проблему создания атмосферы заинтересованности на уроке истории. Игры помогают не только детям, но и нам, взрослым, оставаться людьми. Но нельзя перегибать палку и считать игрой мероприятия, осуществленные задом наперед или шиворот-навыворот. Помнится, кем-то из известных людей сказано: «В этой книге все, что ново – неинтересно, а все, что интересно – не ново». С прискорбием можно констатировать, что данный афоризм применим и к книге Л.П.Борзовой.
В серии «Библиотека учителя истории» недавно вышла книга А.Т.Степанищева «Проблемные задачи по истории России». Если портрет Л.П.Борзовой присутствует на обложке «Игр на уроке истории», то А.Т.Степанищев предпочел не афишировать себя. Под заглавием помещена картина художника Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея». К заголовку «Проблемные задачи по истории России», на мой взгляд, подходят также картины «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Бурлаки на Волге».
Что же представляют собой сами задачки? Их порядка семисот. Каждая из них содержит некоторое пояснение к исторической ситуации, над которой надо поразмышлять, а затем следует вопрос. Вопросы чаще всего сформулированы с таинственной невразумительностью: «Это парадокс или что-то еще?», «Как все это понимать?», «Не так ли?». Научная целесообразность многих вопросов и задач непонятна.
Так, в задаче № 243 говорится, что в XVIII веке на российский престол чаще всходили женщины, и автор задается вопросом: «В чем дело? Что за «женский» этот XVIII век?» (с.46). Признаться, смысл вопроса трудноуловим.
Зато в задаче № 240 если не смысл, то по крайней мере шовинистический подтекст очевиден: «Долгое время Россия не принимала Грузию в свой состав. В чем причина этого? Павел I поддался уговорам Георгия XIII и включил Грузию в Российскую империю. В тот период насчитывалось 800 тыс. грузин, в 1900 г. их было 4 млн, в 1985 г. – 5 млн 200 тыс. Грузия не раз выживала за счет России. Однако финиш известен: Грузия вновь стала самостоятельным государством. Почему так произошло?». Куда же они, неблагодарные, бежали от саперных лопаток солдат генерала Родионова в 1989 г.! Их включили, обогрели, а они – прочь. Надо еще припомнить грузинам И.В.Сталина и Л.П.Берию. Что же касается научности стиля, то следует добавить такие формулировки, как «Грузия обломала Россию», «Это полный финиш» и т.д.
Задача № 314 сообщает о том, что Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский никогда не встречались и не общались между собой. Почему? Я осмелился бы только предположить, почему так получилось: видимо, в разные периоды два великих писателя были то разделены обстоятельствами, то попросту не стремились к личному общению. Но как ответит школьник и каков смысл вопроса – для меня загадка. А почему не встретились А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов? Да просто не судьба была.
Как пародийно это ни выглядит, но в тексте встречается вопрос «кто виноват?». В Семеновском полку в 1820 г. произошло восстание. К смертной казни были приговорены и восставшие, и командир полка Шварц. А.Т.Степанищев не может допустить мысли о том, что с точки зрения правоохранительных органов и зачинщики, и командир действовали противозаконно. Но ведь где-то же должна быть одна правда, вот автор и ломает голову.
Иногда вместо проблем истории России автор предлагает подумать над душевной организацией американских историков. В задаче № 366 дана цитата из Р.Пайпса о том, что в России к началу ХХ века прирост населения был наибольшим в Европе, в то же время эффективность сельскохозяйственного труда оставляла желать лучшего. Вопрос А.Т.Степанищева сформулирован поистине проблемно: «Другими словами, чем меньше хлеба, тем выше прирост населения? Или американец не понял российского менталитета?».
Суров автор по отношению не только к Ричарду Пайпсу, но и к евреям, о которых в задаче № 362 тоже все прописано (тут не так важны вопросы, как подсказки к ним): «Не гонение ли на евреев стало основной причиной повышенной революционности этой нации, в наибольшей мере способствовавшей Октябрьской революции?» (с.68–69).
В задаче № 652 предлагается подумать о том, что представляет собой Указ «О гарантии президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий». Вопросы, на мой взгляд, похожи на те, которыми задаются читатели газеты «Завтра»: «Что же такого натворил Б.Н.Ельцин, если одновременно с отставкой вышел указ о его освобождении от любой ответственности? …Если бывший президент, например, выдаст кому-то из зарубежных представителей ценнейшие государственные секреты, т.е. изменит Родине, он также будет неприкосновенным?» (с.124). Это не статья из анпиловских газет, а «хорошо продуманные и дидактически совершенные задания» (см. последнюю обложку). Главное не то, что автор придерживается непарламентского стиля. Важно, что он задает вопрос, на который, как мне кажется, сам не знает ответа: а что будет, если Б.Н.Ельцин выдаст государственную тайну? Прежде чем задавать такой вопрос, стоит как минимум привести текст указа В.В.Путина полностью, чтобы каждый мог судить на основе источника о правомочности акта. Кстати, и вопросы, если верить автору, были составлены не им, они «возникли у граждан». Школьник должен решить вопросы для тех, кто «интересуется».
В задаче № 636 в перечень стран, осуществляющих дискриминационную политику против русскоязычного населения, включена Литва, давшая гражданство всем, кто проживал в республике не менее трех лет к 1989 году. Литва попала под «проблемное колесо» истории, видимо, просто за участие в союзе стран Балтии.
Как уже отмечалось, в книге есть вопрос «кто виноват?» (это понятно, если учесть отношение автора к прибалтам, грузинам и евреям), но нет вопроса «что делать?». Что делать с таким пособием на уроке? Книга больше напоминает агитку, катехизис ура-патриота и амбициозного коммуниста, чем пособие для учителя. Как это понимать?
Можно объединить под одной обложкой книги Л.П.Борзовой и А.Т.Степанищева: задом наперед поговорить о неблагодарной Грузии, молча осудить первого президента, сочинить стишок про евреев или сделать передачу «Р.Пайпс на улице Сезам». Ведь сочетание фантазии, методической образованности и научности должно в итоге привести к закреплению материала, пусть такими необычными методами. Не так ли?

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник центра социально-гуманитарного образования; специалист по методике преподавания истории России, автор публикаций по методике преподавания истории, разработчик средств обучения истории и заданий для подготовки к ЕГЭ.

Научная биография

В 1986 г. окончила Истринское педагогическое училище с отличием. Специальность: учитель начальных классов.

В 1993 г. окончила Московский педагогический государственный университет им. В.И.Ленина по специальности: учитель истории.

В 2000 г. окончила очную целевую внутриведомственную аспирантуру ИОСО РАО. В 2000 г. защитила диссертацию на тему: «Дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала на уроках истории (на материале истории России XIX века)» “), по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения истории и обществоведению.

В 2002 окончила Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров МПГУ по специальности: практический психолог.

В 2002 г. окончила курсы компьютерного обучения для учителей при Московском центре Федерации интернет-образования «Образование для будущего».

В 2011г. Окончила 1 ступень Московского Гештальт Института по специальности гештальт-терапевт.
Послужной список:

После окончания института работала в 1225 школе г. Москвы учителем истории, затем в 45 школе в той же должности, одновременно ведя исследовательскую работу в Институте общего среднего образования Российской Академии образования - сначала в качестве лаборанта-исследователя (1993), затем младшего (1995), а впоследствии старшего (2001 – по наст.мом.) научного сотрудника.

Работа по совместительству:

09.1994 - 06.1996 учитель истории шк.№45

09.1996 - 01. 1997 преподаватель истории / пед. колледж №10

01.1999 - 06. 2002 преподаватель методики преподавания истории / педагогический колледж №6

09.2002 – 07.2005 преподаватель истории / пед. колледж №10

09.2003 – 07.2006 преподаватель методики преподавания истории / МПГУ им. В.И. Ленина

Область научных интересов:

Эвристическое обучение и практикоориентированный подход в преподавании истории: активные формы обучения, игровые методы, тренинговая работа в рамках учебного процесса, проведение мастер-классов, использование наглядных средств обучения, использование видео, аудио, новых информационных технологий, разнообразный контроль усвоения знаний, побуждение к взаимодействию в рамках учебного процесса.


Научные публикации

Книги:

Игры на уроке истории. Изд-во «Владос» - М., 2001 г. .
Игры на уроке истории. Изд-во «Владос» - М., 2004 г
Методика преподавания обществознания в начальной школе. Изд-во «Владос» 2004 г.
История России в рассказах, картинах, путешествиях. Изд-во «РОСМЭН» 2004 г.
История России в рассказах, картинах, путешествиях. Изд-во «РОСМЭН» 2005 г.
История России в рассказах, картинах, путешествиях. Изд-во «РОСМЭН» 2008 г.
История России: путешествия во времени, встречи с волшебником, приключения.

Изд-во «Эксмо». 2009 г. (Со

Учебные пособия:

1. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. ”Генжер” - М., 1997, с. 21-44.(Соавторы: Аппарович Н.И., Дударев М.И., Драхлер А.Б.)

2. Дидактические карточки задания по истории древнего мира. “Генжер” - М., 1999 г. с. 3, 24-41. (Соавторы: Аппарович Н.И., Дударев М.И., Драхлер А.Б.)

3. Комплект плакатов «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс». М., Изд-во «Русское слово», 2009 г. (Соавторы: М.И.Дударев, С.А.Жукова, И.Ю.Демьянюк)

4. ИИСС «Путешествие в прошлое. Россия в первой половине XIХ века». 8 класс. (В соавторстве). Цифровой образовательный ресурс М. «1С». 2008. 700 Мб. (Демьянюк И.Ю., Дударев М.И., Жукова С.А., Драхлер А.Б., Полторак Д.И.,)

Методические пособия:

Методические рекомендации к комплекту демонстрационных таблиц (плакатов) «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс». М., Изд-во «Русское слово», 2009 г. 80 с. (Соавторы: М.И.Дударев, С.А.Жукова, И.Ю.Демьянюк).

Статьи в журналах:

1. Дидактические игры. // Преподавание истории в школе. 2000 г., № 1, с. 46-47.

2. Дидактические игры при изучении нового материала // Преподавание истории в школе. 2000 г., № 3, с.46-50.

3. Тренинг на начальном этапе обучения истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. 2005 г., № 4, с.18-22

4. Народные промыслы (А.Клиентов М., «Белый город»,2003 г.) Книга для дополнительного образования детей //Преподавание истории и обществознания в школе. 2004 №7.

5. Историко-хронологические вертикали в изучении истории и при подготовке к ЕГЭ. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014 г., № 3, с.27-32

Публикации в печати:

1. Рабочие тетради издательства «Росмен». // История. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября,1996, № 32, (0,3 п.л.).

2. Из рабочей тетради по истории древнего мира. // История. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября,1997, № 39 (совместно с Н.И.Аппарович, А.Б.Драхлером, М.И.Дударевым) (0,6 п.л.).

3. Игра как форма организации познавательной деятельности при изучении нового материала на уроке истории.// в Сб. Пути и средства активизации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях.(Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых.) М., 2001 г., с.15-19.

4. Роль разных видов средств обучения в составе учебно-методического комплекса по истории.// В сб. Качество средств обучения-2. Сборник статей. М., 2014 г., с.73-81 (совместно с Д.И. Полторак)

Сданные в печать работы:

Борзова Л.П., Дударев М.И. Работа с изобразительной наглядностью на уроках истории и при подготовке к ЕГЭ. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2015 - 0,7 п.л. (в печати)
Полторак Д.И., Борзова Л.П., Дударев М.И., Жукова С.А. Контрольно-измерительные материалы на основе изобразительной и картографической наглядности. 5 п.л. Изд. «Национальное образование» (в печати)
Борзова Л.П., к.п.н.; Дударев М.И. к.и.н.; Жукова С.А. Использование опорных таблиц-конспектов по истории России при работе на уроке и подготовке к ЕГЭ. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 1 п.л. (подготовлено к печати)

Научное консультирование:

Атлас. История Отечества. Изд-во "РОСМЭН" - М., 2002 г.

Подразделение

Центр социально-гуманитарного образования

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Пособие содержит интересный и живой материал, достоинством которого являются практические разработки и конкретные варианты игр.
Учителю предоставляется возможность сделать урок увлекательным и запоминающимся - уроком радости и творческого поиска.
Пособие адресовано учителям, студентам педагогических вузов.

ЧТО ТАКОЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА?
Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжелый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всем мире такая картина просуществовала до конца XIX столетия. Сам термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф. Фребель и М. Монтессори.

Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е гг. - в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С.Л. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Игровая деятельность в обучении
Роль игры в процессе обучения
Что такое дидактическая игра?
Методика организации дидактических игр
Классификации игровой деятельности
Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении
Глава 2. Игры при изучении нового материала на уроке истории
Методические подходы к проблеме
Игра при подготовке к изучению нового материала
Игра при устном изложении учебного материала и при работе с печатным текстом
Игра и учебная наглядность
Игра и практическая работа учащихся
Выводы и обобщения
Глава 3. Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала
Игры с правилами
Словесно-логические игры
Игры-головоломки
Литература по теме «Игры с правилами на уроках и факультативах по истории»
Ролевые и комплексные игры
Литература по теме «Ролевые игры на уроках и факультативах по истории»
Приложения
Алфавитный указатель игр.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Игры на уроке истории, Методическое пособие для учителя, Борзова Л.П., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Л.П. Борзова методика преподавания обществознания в начальной школе История, краеведение, экономика, право, ОБЖ Учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей по специальности «Учитель начальных классов» Москва ВЛАДОС ПРЕСС 2004

2 УДК:3(075.32) ББК я723 Б82 Пособие подготовлено при научном содействии лаборатории средств обучения социальным дисциплинам Института общего среднего образования РАО Рецензенты: кандидат исторических наук, учитель истории лицея 1524 Москвы И.Ю. Демьянюк; учитель высшей категории школы 548 Санкт-Петербурга Е.В. Хатюшина Борзова Л.П. Б82 Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ: учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей/л.п. Борзова. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, с. : ил. ISBN Агентство CIP РГБ. В пособии наряду с теоретической частью, где раскрываются цели, содержание обучения, приводятся практические разработки, советы, примеры, рекомендации, которые необходимы будущему учителю обществознания. Особенно интересными и актуальными для современной школы являются главы, посвященные использованию наглядности, дидактическим играм и тренингам на уроках. Каждый параграф пособия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогут студентам в закреплении материала, использовании полученных знаний на практике. Учебное пособие адресовано студентам педагогических училищ и колледжей. УДК:3(075.32) ББК я723 ISBN Борзова Л.П., 2004 ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004 Серия «Для средних специальных учебных заведений» и серийное оформление. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004 Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

3 Оглавление Предисловие Глава 1. Методика преподавания обществознания в начальной школе как педагогическая дисциплина Обществознание в начальной школе Предмет, задачи и функции методики преподавания обществознания История преподавания обществознания в российской начальной школе Цели и содержание обучения обществознанию Учебники и учебные комплекты Глава 2. Словесный метод в преподавании обществознания Приемы устного изложения Беседа на уроке. Эвристическая беседа Использование художественной литературы Развитие речи при изучении тем обществознания Глава 3. Наглядность на уроках с элементами обществознания Значение и виды наглядности Работа с изобразительной наглядностью. «Искусство смотреть и видеть» Аппликации и меловой рисунок на уроках Работа с картой Методические приемы и средства изучения хронологии Методика работы с видеоматериалами Глава 4. Игры и тренинги при изучении тем по обществознанию Дидактическая игра Методика организации дидактических игр Классификация игровой деятельности Игры с правилами Ролевые игры Дидактические различия игр с правилами и ролевых игр Тренинговая работа на уроках с элементами обществознания

4 4 Оглавление Приложения. Материалы для практической работе по методике преподавания обществознания Художественная литература для уроков курса «Окружающий мир» Пословицы и поговорки для уроков с элементами обществознания Учебные картины по истории Варианты применения различных приемов работы по отдельным картинам курса «История России» Дидактические игры для уроков с элементами обществознания Тренинги при изучении общественных дисциплин Рекомендации для начинающего учителя Список использованной литературы

5 Предисловие Пособие, которое вы держите в руках, посвящено особенностям преподавания обществознания в начальной школе. Начальная школа имеет ряд отличительных черт, поэтому при разработке подобной методики требуется особый подход. Помимо прочего, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, а также то важное обстоятельство, что именно в начальной школе учащиеся должны овладеть главными элементарными учебными умениями и навыками, основами знаний и представлений по предметам, на которые они будут опираться в дальнейшем в процессе обучения. Именно в начальной школе учащимся должен быть привит интерес к учебе и к изучаемым дисциплинам. При этом учительские неудачи грозят формированием у детей стойких отрицательных стереотипов относительно школьного образования. Вот почему в начальной школе так велика ответственность учителя и столь же важен индивидуальный подход к обучению. Развитие педагогики и, в частности, методик преподавания предоставляет все бо"льшие возможности для индивидуализации обучения, и вполне вероятно, что когда-нибудь мы будем говорить об индивидуальном подходе не только к ученику, но и к учителю. Поскольку личность каждого педагога уникальна и неповторима, учебный процесс будет более эффективным, если выстраивать его исходя как из общих требований, так и из индивидуальных особенностей и предпочтений учителя. Для этого необходимо изучать и открывать разнообразные подходы, методы, приемы, программы, учебники и т. д. Например, общеизвестно, как много значит слово учителя при объяснении нового материала, но если голос у педагога тихий и монотонный (или имеет иные значимые для преподавания погрешности), то ему не нужно уходить из школы или пытаться «исправить» свою физиологию, целесообразно найти другие не менее эффективные методы и приемы и активнее их использовать. Поэтому следует постоянно искать новые формы работы, пополнять методичес-

6 6 Предисловие кий багаж и практиковаться в использовании разнообразного материала. Таким образом, чтобы в полной мере осуществлялся личностно-ориентированный подход к обучению и личность каждого учителя могла раскрыться наиболее многогранно, методика преподавания и вместе с ней современный педагог должны стремиться освоить все возможные формы, методы, средства обучения, раскрыть их методические возможности, проложить и проверить эффективные пути их использования. Разные методы и методические системы позволят подходить к обучению истории не только с точки зрения решения общегосударственных и политических задач, а и с точки зрения наиболее полной реализации личности учителя и учеников.

7 Глава 1 * Методика преподавания обществознания в начальной школе как педагогическая дисциплина 1 * Обществознание в начальной школе В сегодняшнем обществе в связи с увеличивающимися темпами цивилизационного развития и возрастающей сложностью современной действительности все более важной становится необходимость формирования у детей младшего возраста целостной картины мира. В настоящее время в разных школах России в начальном звене появился предмет, основа которого человек и общество в прошлом и настоящем. Называют этот предмет по-разному: в одной школе «Моя Родина Россия», в другой «История Отечества», в третьей «Введение в историю», в четвертой «Народоведение» и др. В обязательном минимуме содержания обучения в начальной школе обществознание представлено интегрированной образовательной областью «Окружающий мир» и включает элементы истории, права, экономики, общей безопасности жизни. При этом особое значение придается краеведению, поскольку 25% знаний усваивается на материале о родном крае. Естественно, в начальной школе происходит предварительное ознакомление с этими областями знаний. При помощи вышеуказанных наук конкретизируются такие опорные понятия окружающего мира, как человек, природа, общество. Перед младшим школьником ставятся вопросы: «Как устроен мир?», «Как жили люди в прошлом?» и т. п. Понятие «образовательная область знаний» (а не «предмет») позволяет школе и учителю самостоятельно называть предмет, расставлять акценты в курсе, исходя из различных мотивов и целесообразности.

8 8 Глава 1 В данном пособии много внимания будет уделено методике работы с историческим материалом в начальной школе. Это объясняется прежде всего требованиями образовательного минимума, в котором большая часть отведена именно историческому материалу. * Вопросы и задания 1. Какой образовательной областью в начальной школе представлено обществознание? 2. Какие дисциплины относятся к общественным? 3. Почему на уроках обществознания особое место отводится краеведению? 2 * Предмет, задачи и функции методики преподавания обществознания Определение понятия Методика преподавания обществознания это отрасль педагогической науки, исследующая процесс обучения предметам общественного цикла с целью его дальнейшего совершенствования, повышения его эффективности и качества. Разберем данное определение по частям. Первая его часть свидетельствует о том, что данная дисциплина не является полностью самостоятельной, а лишь составляющей, или ответвлением, другой более емкой науки педагогики. Такое явление достаточно распространено и в других областях знания. Например, алгебра является частью математики, а ботаника составляющей биологии. Важно отметить, что эта дисциплина педагогическая, а не историческая или обществоведческая, так как она базируется на основных достижениях и закономерностях педагогической науки. Но, как каждая область знания, она связана с другими науками (философией, психологией, историей).

9 * Методика преподавания обществознания в начальной школе как педагогическая дисциплина Следующая часть определения обозначает предмет науки то, что собственно изучает данная дисциплина. Например, ботаника изучает растительный мир, флору планеты; зоология фауну. Методика преподавания обществознания изучает процесс обучения общественным дисциплинам. Заключительная часть определения поясняет, зачем необходимо изучать этот предмет чтобы повысить эффективность и качество обучения общественным дисциплинам, сделать его более совершенным. Следует помнить, что преподавание общественных дисциплин процесс двусторонний. Методика преподавания обществознания включает в себя, с одной стороны, деятельность учителя (мотивация и организация работы учащихся по усвоению знаний, помощь им в достижении образовательных целей по ходу работы, проверка усвоения изучаемого материала), а с другой деятельность учащихся (особенности восприятия ими учебного материала, затруднения, которые они испытывают, причины неудач, качество усвоения материала и т. д.). 9 Задачи и функции предмета Перед методикой преподавания обществознания в начальной школе стоят следующие задачи, которые она призвана решить: Зачем изучать обществоведческие знания в начальной школе? Чему учить? Как учить? Решение этих задач определяет функции данной дисциплины. Так, выясняя, зачем обучать детей обществознанию в начальной школе, мы определяем цели обучения. Отвечая на вопрос: чему учить? производим отбор содержания предмета, которое должно быть научно, но в то же время доступно и посильно для детей начальной школы. И наконец, решая, как научить школьников предмету, выявляем и моделируем эффективные формы, методы, приемы и средства обучения, которые позволят достичь поставленных целей в процессе обучения. * Вопросы и задания 1. Отраслью какой науки является методика преподавания обществознания?

10 10 Глава 1 2. Что является предметом методики преподавания обществознания? 3. Составьте определение методики преподавания обществознания другими словами. 4. Назовите две стороны процесса преподавания общественных дисциплин. 5. Какая функция методики преподавания общественных дисциплин является решением задачи: зачем учить? 6. Какую задачу решает функция методики преподавания обществознания, выявляющая эффективные формы, методы, приемы и средства обучения? 3 * История преподавания обществознания в российской начальной школе Обществознание в русской школе XVII XVIII вв. В русской дореволюционной школе знания о том, как устроен мир и как жили люди в прошлом, учащиеся долгое время постигали через религиозное понимание действительности. В школах в XVII XVIII вв. были в ходу учебные книги, включавшие и сведения о прошлом, и заметки о природных явлениях, и правила поведения в школе, дома, в церкви и на улице, и грамоту, и «счисление». Они назывались «Азбуковники». Материалы в таких книгах размещались по типу словаря, что было свойственно учебным книгам в эпоху Средневековья и в Новое время. История как предмет государственного обучения появляется вместе с первой правительственной академической гимназией, возникшей при Санкт-Петербургском университете в 1726 г. Обучение в гимназии начиналось с пятого класса и заканчивалось первым. Начальные 5, 4, 3 классы составляли так называемую «приготовительную школу». Предмет «История» вводился с 3 класса, ему уделялось три часа в неделю. В русских школах XVIII в. знания об обществе и человеке в прошлом и настоящем передавались в форме катехизиса, т. е.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Л.А. Головчиц ДОШКОЛЬНАЯ СУРДОПЕДАГОГИКА Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования

Этап/ годы Первый этап / 1940 1960 (выделяют два подэтапа: 1) 1940 1950 гг. и 2) 1951 1960 гг.) Отличительные особенности/основные достижения Первый подэтап:1940 1950 гг. Впервые преподавание иностранных

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ À. Å. Äìèòðèåâ, Þ. À. Äìèòðèåâ ÄÈÄÀÊÒÈÊÀ ÍÀ ÀËÜÍÎÉ ØÊÎËÛ УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание, исправленное и дополненное

Аннотация к рабочей программе по дополнительному образованию в 3-Б классе Клуб «Эврика!» Работа в клубе «Эврика!» строится по двум направлениям: ествественнонаучное (математика), филологическое (русский

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Н. В. МАТЯШ, Т. А. ПАВЛОВА МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования

Â. Â. Êóçíåöîâ ÎÁÙÀß È ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÀß ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ

1. АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью, с учетом психофизических

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией Н.В. КЛЮЕВОЙ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

ÏÑÈÕÎËÎÃÎ-ÏÅÄÀÃÎÃÈ ÅÑÊÎÅ ÂÇÀÈÌÎÄÅÉÑÒÂÈÅ Ó ÀÑÒÍÈÊÎÂ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÃÎ ÏÐÎÖÅÑÑÀ àñòü 2 УЧЕБНИК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА Под редакцией È. Â. Äóáðîâèíîé 5-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî

УДК 37.01 Тотикова Б.Г. преподаватель Владикавказский техникум железнодорожного транспорта Россия, г.владикавказ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются основополагающие

Í. À. Çáîéêîâà ÒÅÎÐÈß ÏÅÐÅÂÎÄÀ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ 2-е издание, исправленное и дополненное Êíèãà äîñòóïíà â ýëåêòðîííîé áèáëèîòå íîé ñèñòåìå biblio-online.ru Ìîñêâà Þðàéò 2017 2016 УДК 811(075.8)

1. ВИД ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ Вступительное испытание экзамен. 2. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА Форма проведения экзамена устная, по билетам. 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебной дисциплины «Подвижные игры дошкольников» разработана на основе ООП специальности 050720.65 Физическая культура со специализацией «Физическое воспитание в дошкольных

Ã. Ì. Ñóâîðîâà, Â. Ä. Ãîðè åâà ÌÅÒÎÄÈÊÀ ÎÁÓ ÅÍÈß ÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÈ ÆÈÇÍÅÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПО 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Т. И. Лях, М. В. Лях ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие для бакалавров направлений

64 Беляева М. Ю. учитель начальных классов ВОЗМОЖНОСТИ УМК «ПЕРСПЕКТИВА» В ФОРМИРОВАНИИ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» Программа вступительного

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ È. Í. Êóðî êèíà ÌÅÒÎÄÈÊÀ ÎÁÓ ÅÍÈß È ÂÎÑÏÈÒÀÍÈß ÌËÀÄØÈÕ ØÊÎËÜÍÈÊÎÂ ÝÒÈÊÅÒ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание, исправленное и дополненное

Пояснительная записка к учебному плану средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Алжире на 2017 2018 учебный год 1. Общие положения 1.1 Учебный план СОШ при Посольстве России в Алжире на

Ã. Ì. Ñóâîðîâà, Â. Ä. Ãîðè åâà ÌÅÒÎÄÈÊÀ ÎÁÓ ÅÍÈß ÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÈ ÆÈÇÍÅÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ 2-е издание, исправленное и дополненное Êíèãà äîñòóïíà â ýëåêòðîííîé áèáëèîòå íîé ñèñòåìå biblio-online.ru

Аннотация к рабочим программам по русскому языку 1-4 класс. Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку в соответствии с требованиями

УДК 372.851.046.14 ББК 74.262.21 Г15 Р е ц е н з е н т ы: канд. пед. наук, доц. каф. математики и методики преподавания математики УО «Мозырский гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина» Л. A. Иваненко; учитель

Н.И. КУЗНЕЦОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное

Аннотация к рабочим программам по географии на 2015-2016 учебный год 6 класс (основное общее образование) Цели рабочей программы 6 класс: - создать у учащихся представление о разнообразии природных условий

РОЛЬ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ И ХИМИИ Н.В. Супрун, магистр биологических наук, преподаватель первой категории биологии и химии Гуманитарного колледжа учреждения

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Ò. È. Çèíîâüåâà, Î. Å. Êóðëûãèíà, Ë. Ñ. Òðåãóáîâà ÌÅÒÎÄÈÊÀ ÎÁÓ ÅÍÈß ÐÓÑÑÊÎÌÓ ßÇÛÊÓ ÏÐÀÊÒÈÊÓÌ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание,

Аннотация рабочей программы дисциплины «Методика преподавания химии» Направление подготовки 06.03.01 Биология Уровень высшего образования бакалавриат 1. Цель дисциплины: формирование теоретических знаний

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ПРОДОВОЛЬСТВИЮ И ЗАКУПКАМ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРИ КОМИССИИ Всесоюзный ордена «Знак Почета» сельскохозяйственный институт заочного

УДК 372.8 + 628.74 А.М. Якупов, к.п.н. ШКОЛА, СЕМЬЯ И СРЕДА В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Проведен анализ проблем подготовки школьников к пожаробезопасной жизнедеятельности А.М.

1. Развитие педагогики как науки определяет А) необходимость передачи социального опыта; В) управление работой педагогов-практиков; С) уровень научно-технического прогресса; D) наследие предшествующих

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Дорожная безопасность» Направленность техническая Уровень - углубленный Возраст учащихся 15-18 лет Срок реализации программы 2 год Авторы: педагог дополнительного

Презентация системы работы педагогов МБОУ «Змиёвская СОШ» по использованию технологии Портфолио в начальной школе. Слайд 1 Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие,

Учебный комплект для ФГОС НОО глухих детей В предметной области «Филология (Язык и речевая практика)» основными предметами начального образования глухих обучающихся являются развитие речи и предметно-практическое

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ È. Í. Êóðî êèíà ÝÒÈÊÅÒ ÌÅÒÎÄÈÊÀ ÎÁÓ ÅÍÈß È ÂÎÑÏÈÒÀÍÈß ÌËÀÄØÈÕ ØÊÎËÜÍÈÊÎÂ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПО 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó

ÏÅÄÀÃÎÃÈ ÅÑÊÀß ÐÈÒÎÐÈÊÀ УЧЕБНИК ДЛЯ СПО Под редакцией Í. Ä. Äåñÿåâîé 3-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ â êà åñòâå

Í. Â. Êîðîñòåëåâà ÈÑÏÀÍÑÊÈÉ ßÇÛÊ ÄËß ÞÐÈÑÒΠÏÐÀÊÒÈÊÓÌ ÏÎ ÏÅÐÅÂÎÄÓ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì âûñøåãî

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИИ) Трофимова М.В. Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Самара, Россия Экологические

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Институт повышения квалификации и переподготовки Факультет повышения квалификации специалистов образования

Изучение информатики в условиях ФГОС Левицкова Л.А., методист кафедры информационных технологий ОГБОУ ДПО УИПКПРО В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего

Пояснительная записка к завершённой предметной линии учебников «Алгебра» для 7-9 классов для учащихся общеобразовательных организаций (авторы: Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С.) Представленная

Ã. À. Àëôåðîâà, Ã. Ï. Ïîäãîðíîâà, Ò. È. Êîíäàóðîâà ÃÅÍÅÒÈÊÀ УЧЕБНИК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА Под редакцией Ã. À. Àëôåðîâîé 3-е издание, исправленное и дополненное Äîïóùåíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îáúåäèíåíèåì

1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 2. 608 с. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. М.:

Масловская Екатерина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 24» г. Ульяновска ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Н.А. БИРЮКОВА ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по

И.Л. Третьякова учитель изобразительного искусства МОУ лицей 2 г. Волгограда Коллаж на уроках изобразительного искусства в начальной школе На уроках изобразительного искусства дети обучаются различным

МБОУ СОШ 7 апрель 2016 г.о. КОЛОМНА В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (2009 г.) впервые на государственном уровне умения учиться выделены как самостоятельный и

В.В. Стерликова ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ (структурно-логические схемы) Учебно-методическое пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 372.217 ББК 74.102 С79 Научный

Введение. Во введении сформулирована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, методы исследования проблемы, объект и предмет. Высокая динамика развития биологии в последнее время сопровождаются

Общая педагогика ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Медведева Татьяна Михайловна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 10» г. Дубна, Московская область ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: в статье рассматриваются

АННОТАЦИЯ к образовательной программе по истории 7-9 классы Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации

Управление образования Еманжелинского муниципального района Челябинской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 Согласовано: Зам. директора по

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕОРГИЕВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ИНТЕГРАЛ» «Применение Дальтон-технологии

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Эльдорадо» смотрено на заседании методического совета л!кудо«цвр«эльдорадо» протокол 1 от «31»августа 2016г. Утверждено

ЗАКЛЮЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ о работе экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система "Школа 2100"» и об использовании ее в широкой практике Российской

1 2 Учебный план МБОУ «Школа 70» на 2013 2014 учебный год Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание педагогического процесса образовательного учреждения, отвечает

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МСХА имени К.А.

МАОУ СОШ 1 - "ШКОЛА СКОЛКОВО-ТАМБОВ" Бирева Анна Николаевна, учитель начальных классов РАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ Работа на начальной ступени обучения строится на основе федеральных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Сборник материалов XI Международной молодежной научной

Î. Á. Èîíàéòèñ ÈÑÒÎÐÈß ÐÓÑÑÊÎÉ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ. ÐÓÑÑÊÀß ÑÐÅÄÍÅÂÅÊÎÂÀß ÔÈËÎÑÎÔÈß УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ Т.А. КУРЫШЕВА МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА Рекомендовано Учебно-методическим объединением высшего профессионального образования в области музыкального искусства

Пояснительная записка к учебному плану МБОУ «Козульская СОШ 1» на 2016 2017 учебный год Учебный план на 2016-2017 учебный год является нормативным правовым актом, в нем: - определен состав и последовательность

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дифференцированное обучение математике с позиций гуманизма Васильева В.В. - учитель математики 1 Статья «Дифференцированное обучение математике с позиций гуманизма» Современный этап в развитии школьного

ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ ИСТОРИИ.

В данной статье не преследуется цель показать роль игр в процессе обучения, особенности дидактических игр, психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении. Об этом написано множество статей и монографий . Не секрет, что, в основном, игры используются для повторения и обобщения изученного материала. Это не случайно. Во-первых, обычно, дидактические игры предполагают не изучение, а прежде всего повторение материала. Во-вторых, для проведения викторин требуется накопление материала по целому разделу. В-третьих, дидактические игры позволяют систематизировать материал, по какому - либо признаку. В четвёртых, во время игры можно оценить работу большого количества человек. Исследований данного типа игр множество, несложно найти готовые разработки игр для повторительно-обобщающих уроков.

Исследований игр, используемых на уроке истории при изучении нового материала достаточно мало, да и игры на данных этапах урока используются очень редко. Интересна в этом отношении работа Борзовой Л.П. «Игры на уроке истории» , где данному вопросу посвящена целая глава. Все игры, описанные в работе Борзовой Л.П., использовались на протяжении нескольких лет, некоторые претерпели незначительные изменения, некоторые изменились до неузнаваемости, целый ряд методик не изменился. К сожалению, объем данной работы не позволит перечислять все возможные для использования на уроках истории игры, да в этом и нет необходимости (всегда можно обратиться к оригиналу), приведу лишь наиболее популярные среди моих учащихся игры , без которых не обходится ни один урок истории. Целью приведенных ниже игр, несомненно, становится активизация познавательной деятельности учащихся, тренировка зрительной, слуховой памяти, формирование целого ряда необходимых умений.

Одна из самых популярных игр среди учащихся - игра «Из уст в уста» . Строится на неоднократном повторении вслух учебного текста. При этом текст может содержать максимум имен собственных, дат, терминов. Игра проводится со всем классом. Вызываются 3 человека, двое из них на некоторое время покидают класс. Оставшийся вместе с классом ученик должен внимательно выслушать рассказ, который зачитывает либо учитель, либо один из учеников, для того чтобы потом пересказать его второму участнику. Как только рассказ зачитан, приглашается второй участник игры. Его задача -внимательно выслушать пересказ первого участника, чтобы потом передать его третьему. После этого учитель зачитывает первоначальный вариант, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задает вопросы по содержанию темы.

Важно чтобы игра проходила очень динамично, говорить надо без пауз. Большее количество участников увеличивает время проведения игры, что не всегда возможно в системе исторического образования. В основе игры «Из уст в уста» лежит функция по усвоению информации и передачи ее другому. Занимательность возникает из-за несовершенства пересказа, в результате которого искажается и теряется часть информации. Учащиеся на местах-не просто пассивные зрители игрового действия: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами восстановить первоначальный вариант. Так же учащихся можно попросить исправить ошибки до прочтения учителем исходного текста.

Игра «Мнемотехника» очень тренирует память и при этом не меньше нравится учащимся. Необходимо заранее подготовить 10-20 слов (фамилий, названий, терминов) по изучаемой теме. Затем учитель их зачитывает, ученики ничего не записывают. После этого в течение 1-2 минут ученики их воспроизводят в тетради. Затем выявляется победитель, тот, кто запомнил больше всего слов. Результаты учащихся улучшаются от урока к уроку. А подготовку слов для игры можно поручать и ответственным ученикам.

Игра «Найди ошибки» может с успехом использоваться на уроках обобщения или закрепления изученного материала, при изучении нового материала работа строится на основе работы с текстом правильным в течение определенного времени (в зависимости от сложности текста и количества времени на уроке). Затем учитель собирает эти и раздает другие листы с похожим текстом. Только в нем будут ошибки, которые необходимо найти. Помимо занимательности, при регулярном использовании данной игры заметно улучшается зрительная память учащихся.

Игра «Реставрация» поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз, необходимо на первом предложении показать, что значит расшифровать его.

Так же можно проводить обратную игру - «Зашифруй текст», в которой требуется сократить текст насколько это возможно, чтобы потом воспроизвести первоначальный текст-работа по составлению конспекта. Успешность отработки данного умения в игровой форме очевидна.

Игра «Добудь ответ» опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени. Задания лучше использовать такие, чтобы для поиска ответа в интернете или книге нужно было бы прикладывать различные усилия, побуждающие к выбору оптимального варианта. Само задание составлять так, чтобы оно побуждало к познавательной деятельности . Выигрывает группа, быстро и правильно ответившая на все вопросы. Возможность использовать интернет на уроке очень привлекает учащихся, при этом формируется умение выбирать нужное из всего потока информации.

Игра «Восстанови изображение» пользуется большим успехом у младших школьников. Проводится ков по примеру собирания мозаики - из мелких кусочков в одно целое. Эта игра носит не только развлекательный характер, но и обращает внимание на детали, особенности картины, иллюстрирующей какую-либо тему или событие истории. Созданные карточки-пазлы пригодятся и на повторительно-обобщающих уроках.

Игра «Блеф клуб» может легко использоваться в качестве анонса курса или большого раздела, темы. Учитель заранее готовит целую серию интересных вопросов по типу «верите ли вы, что» с возможными ответами да или нет, и задает их всему классу или двум состязающимся ученикам. Ученики с готовностью узнают подробности и получают определенный стимул для активизации познавательной деятельности.

Игра «Новый учитель» требует дополнительной подготовки избранного заранее ученика (можно использовать как награду или составить определенную схему), который вместо учителя объясняет часть материала на уроке. Учитель должен обязательно проконтролировать подготовку ученика, помочь отобрать материал и подобрать методы и средства. Блок ученика на уроке не должен быть слишком длинным, чтобы не потерять внимание одноклассников. В конце четверти (семестра, триместра), когда все желающие ученики побывали в роли учителей, подводятся итоги и выбирается самый успешный учитель.

Игра «Ожившая картина» успешно пройдет на уроке, если ученикам раздать роли (с репликами, диалогами, монологами) по учебной картине или историческому полотну. Задача участников - «оживить» данную картину или полотно. В этой игре очень проявляется историческое чутье учеников, а сложные события легко запоминаются в ходе таких непринужденных диалогов.

Игра «Дерево познания» помогает учащимся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. По ходу объяснения материала или работы с текстом записать 5 вопросов на отдельных клейких листах и прикрепить к дереву познания, подготовленному учителем (одного такого дерева вполне хватит на учебный год при условии наличия места в кабинете). В конце урока или на следующем уроке на эти вопросы отвечают учащиеся, срывая листочки как плоды.

Игра «Три предложения» помогает научить выделять главное, видеть основную мысль. Ученикам необходимо выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

Игры - головоломки, ребусы, кроссворды так же могут использоваться на уроках изучения нового материала. Чаще эти задания выполняются по ходу рассказа учителя или сразу после него.

Это лишь небольшой перечень игр, используемых на уроке изучения нового материала. И систематическое их использование сделает ваши уроки не только интересными, но и продуктивными по формированию целого комплекса необходимых знаний, умений, навыков. Интересных уроков, коллеги!

Алексеева Н.М игры на уроках.// Преподавание истории в школе.1991. №5. С.114-115.

Борзова Л.П. Дидактические игры.//Преподавание истории в школе. 2000.№1.С.46-47

Борзова Л.П. Дидактические игры при изучении нового материала.//Преподавание истории в школе. 2000.№3.С.46-50.

Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону, 1996.

Драхлер А.Б. Сборник кроссвордов по истории древнего мира. М., 1994.

Козлова И.А., Виницкая А.Д.. Сорокина З.С. игры на уроках истории.//Преподавание истории в школе. 1989. №4. С. 129-132.

Кулагина Г.А. сто игр по истории. М.,1983.

Найдич М.И. Исторические игры.//Преподавание истории в школе.1964. 31. С. 96-99.

Цыренова М.Г. построение и использование системы дидактических игр по истории древнего мира. М., 1994.

Например, для ответа на вопрос «Как характеризует последствия монголо-татарского нашествия историк Гумилев Л.Н.?» можно воспользоваться предложенной книгой «Древняя Русь и Великая Степь» Гумилева Л.Н. или искать ответ в интернете.

Статьи по теме: