Различные типы игровых обучающих ситуаций (ИОС). Игровые обучающие ситуации

Применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей - одно из приоритетных направлений моей работы.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую эмпатии, доброжелательность, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребёнка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребёнка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослыми. В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми – тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.) встроенных в основное содержание обучения.
Сначала игровые технологии использовала как игровые моменты, которые очень важны, в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей». В дальнейшем добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима. Изучила исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, которые составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе.
Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на всё их окружение, прививать любовь ко всему живому.Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Интеграция даёт возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. Поэтому я использую множество игровых приёмов с целью стимулирования познавательных интересов. В построении занятий применяю и художественно - развивающие игры. Например, такие как «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине, «Холодные и тёплые цвета», «Найди картинку по палитре» и другие. Так же в занятия включала нетрадиционные техники рисования. Их использование доставляло детям множество положительных эмоций, дарило неожиданные открытия, раскрывало новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве художественных материалов.
Мой опыт посвящен проблеме развития творческих способностей детей 4-5 лет в процессе рисования нетрадиционными техниками.
Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить? Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.
Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.
Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Мои наблюдения в педагогической практике за изобразительной деятельностью детей группы (среднего дошкольного возраста) показали, что дети очень любят рисовать, рисуют с большим удовольствием, однако для получения изображения пользуются традиционными материалами.
Исходя из полученных наблюдений, я определила влияние на развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: проверить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать нормативно-правовую основу и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить особенности развития творческих способностей детей.
3.Подобрать наиболее оптимальные методы и приёмы для развития творческих способностей в процессе рисования нетрадиционными техниками.
4.В процессе обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов.
5.Осуществить самооценку своей педагогической деятельности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ детей среднего дошкольного возраста.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».
Изобразительное творчество – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.
Развивая творческие способности надо помнить, что ребёнок – не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества, маленький художник. В нашей совместной работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто, кроме него, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. А дело воспитателя - вести занятия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная.
Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями (С.В.Гусарова, Н.Г.Морозова, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукина, В.С.Юркевич), с уровнем мышления и умственным развитием (Л.А.Венгер, Л.В.Занков, В.Т.Кудрявцев, Н.С.Лейтес, Н.Н.Поддьяков, О.К.Тихомиров). Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л.С.Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе (В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, А.И.Кириллова, Е.Е.Сапогова и др.).
Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:
а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («Дорисуй», «Придумай сам», «Что забыл нарисовать художник?»);
д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т.С.Комарова, Н.М.Конышева, М.В.Крулехт, Н.А.Малышева).
Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.
В работе с дошкольниками я исходила из того, что творческий труд должен быть положительно мотивирован, не нести в себе отрицательных эмоций и переживаний. В соответствии с этим,с детьми среднего дошкольного возраста была проведена предварительная работа по формированию мотивационной готовности к предстоящей творческой деятельности.
Обучение детей в основном строилось на использовании вербальных методов и приемов обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью. С детьми проводились беседы, читались и анализировались стихотворения, рассказы, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно, творчески подойти к правильному осознанию и разрешению возникшего противоречия («сегодня у нас на занятии нет кисточек, но волшебница нам оставила листики мятой бумаги. Как при помощи этой бумаги можно нарисовать ёжиков?»)
Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в детском учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. С этой целью проводилось прежде всего анкетирование родителей по изучению художественных интересов детей (приложение 1). Необходимо было показать родителям необходимость развития у детей творческих способностей. Не менее важным считаю работу по обогащению знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования (использовались различные методы работы: папки-передвижки, консультации для родителей, выставки рисунков в нетрадиционных техниках.)
Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.
При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельности были реализованы следующие педагогические условия:
1.Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества в процессе рисования нетрадиционными техниками.
2.Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом:
- проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе рисования, отказ от критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка;
- поощрение высказываний и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению; учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.
В исследовании также учитывала, что система основных знаний и представлений является важнейшей предпосылкой, условием успешного осуществления творческой трудовой деятельности. В связи с этим дошкольникам сначала сообщались необходимые знания, которые затем закреплялись и переводились в практический план.
Считаю, что свою творческую активность дети в полной мере могут проявить на занятиях в кружке «Радуг красок ». Мной были разработаны занятия в кружке, охватывающие разнообразные виды нетрадиционных техник рисования.
Реализация когнитивного компонента творческой активности обеспечивалась соблюдением системы мер:
-рациональным соотношением объяснительно-иллюстративных и исследовательских, эвристических методов обучения;
-расширением кругозора детей за счет самостоятельного, творческого использования ими различных источников информации (книга, компьютер, телевизор, слово воспитателя и т.д.);
-контролем усвоения сообщаемых дошкольникам знаний на каждом из этапов проводимых занятий;
-использованием тренинговых заданий, направленных на повторение, закрепление ранее изученного материала;
-приоритетным использованием интегративных принципов освоения предлагаемого содержания (интеграция с художественной литературой, игровой, театрализованной и др. видами детской деятельности);
-переносом усвоенных знаний и представлений, способов деятельности в творческий ручной труд.
При формировании данного компонента творческой активности,старалась уйти от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоятельному, инициативному поиску информации. Этому способствовало решение дошкольниками «открытых» задач, предполагающих возможность поиска и нахождения нескольких правильных ответов.
Работа по развитию практико-ориентированного компонента творческой активности предполагала обучение детей технологиям и приемам работы с основными, доступными данному возрасту инструментами и приспособлениями (ножницы, карандаш, линейка, кисть, стека), материалами (ткань, нити, картон, бумага различных сортов и видов), вариантами отделки готового изделия (раскрашивание, аппликация и др.).
Основными методами и приемами, используемыми при формировании у дошкольников данного компонента творческой активности, были: беседа; инструктаж с пропущенным действием; тренировочные упражнения на креативное применение умений; решение проблемно - практических ситуаций; вариативные задания на поиск рациональных способов действия; экспериментирование с художественными материалами и способами их обработки; выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка; игровые задания с креативной динамикой.
Место, роль, характер использования отдельных методов существенно менялся. Так, на начальном этапе приобщения дошкольников к творческой трудовой деятельности большое значение придавалось использованию развернутых объяснений, повторению с целью закрепления нового материала. На этапе самостоятельного применения имеющихся знаний, умений и навыков в практических обстоятельствах использовались вариативные творческие работы и задания.
В процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, работ творческого характера дошкольникам давалась установка на выражение ими индивидуальности, самобытности, инициативы, свободы выбора. Для этого детям предъявлялись вопросы поискового характера, такие как: «Подумай, как выполнить данную работу, с чего ты начнешь?», «Какими инструментами будешь работать?», «Какие материалы и в каком количестве тебе понадобятся?», «Из какого еще материала можно изготовить это изделие, как его лучше оформить?» и т.д.
Одним из основных условий развития творческой активности на занятиях кружка «Радуга красок» являлось создание ситуаций незавершенности, ориентирующих детей на поиск наибольшего количества конструктивных решений игровых проблемных ситуаций. Выполняя работу, дошкольники не получали готовых рецептов по воссозданию конкретного образа, повторению заранее заданной педагогом последовательности операций. Детям объяснялись только общие принципы работы, а способ решения поставленной задачи они находили сами. С этой целью широко использовался прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали. Детям были предложены задания оживить листик дерева, ватную палочку, трубочку и т.п. Данные задания были особенно популярны у детей 4-5 лет, так как позволяли им на одной основе создавать самые разные художественные образы.
Постепенно дошкольники подводились от выполнения заданий по образцу к заданиям творческого характера, по собственному замыслу.
Эффективность разработанной методики можно оценить при помощи диагностических методик. Было установлено, что большинство детей теперь характеризуется высоким (47) и средним (21%) уровнями развития творческой активности, низкий уровень составляет лишь 2% .
Выводы.

Социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
При развитии творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования ставятся следующие задачи:
1. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
2.развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца;
5. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников.
Одно из условий проявления творчества в процессе рисования - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
Занимательность работы по ручному труду способствуют развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
В настоящее время есть множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами в натуральном виде, а также через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью художественной литературы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.
Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия.

Маргарита Иванова
Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста . Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией (ИОС, основными характеристики которой являются :

Короткий и несложный сюжет.

Оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой.

Специально организованное игровое пространство .

Наличие дидактической цели и воспитательной задачи.

Обязательное проведение и руководство игрой взрослым .

Можно выделить несколько типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами – изображениями реально существующих предметов и объектов – могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например,живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение , становятся объектами подражания. Такие ОС формируют развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга, условно их можно назвать «Знакомство» .

Рассмотрим некоторые из них.

Игровая ситуация «Мишка –Топтыжка знакомится с ребятками»

Цель : Развивать интерес детей друг к другу, желание заполнить имена сверстников, способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласно игре.

Описание. Воспитатель приносит мишку : «Дети это Мишка Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть» .

Мишка : «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но я не знаю, как вас зовут. Назовите мне свои имена! Ой как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну, кто свое имя назовет, тот мне лапку пожмет»

После знакомства Мишка говорит :

Всех ребяток я узнал,

За собой вас в круг позвал.

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Затем Мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под музыку. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена.

В заключении Мишка прощается с детьми :

Вот какие мы друзья,

Очень всем доволен я.

А теперь мне в лес пора,

До свидания, детвора!

Дети хором прощаются с Мишкой.

Игровая ситуация «Ладушки-оладушки»

Ладушки-ладушки

Напекли оладушки,

Для. (перечисляем имена детей группы)

ИОС в виде воображаемого путешествия в зоопарк, достопримечательных мест города и другие. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.

К игровым ситуациям воображаемого путешествия относятся «Путешествие в Страну обуви» , «Путешествие в мир прозрачного и непрозрачного» , «Путешествие в игрушечное царство» , «Путешествие в страну одежды» , «Инструменты – помощники человека» и другие.

Иллюстрации используются в работе с младшими дошкольниками . Основу содержания ситуаций -иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения . Дети с интересом участвуют в ИОС «Чья эта игрушка?» , «Чьи это вещи?» Кто это? и другие

Игровые образовательные игры-имитации образов животных и птиц, сказочных персонажей, различных состояний природы. В старшей и подготовительной группе игры-имитации становятся более сложными и приобретают черты театрализованных этюдов, в которых дети изображают целое событие с участием нескольких персонажей. Интерес детей к игровым импровизациям возрастает, если при этом используются предметы для ряженья. Театрализация стихотворных произведений и сказок способствует эмоциональному развитию каждого ребёнка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игровые образовательные ситуации – упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение , дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия .

Игровые образовательные ситуации-проблемы и ситуации -оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте .

В ситуациях -проблемах взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях , ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение .

К числу проблемно - игровых ситуаций , побуждающих малышей к сопереживанию и практической помощи, можно отнести такие :

«Потерявшиеся» - задача детей – понять состояние потерявшегося и помочь отыскать своих родителей или хозяев.

«Бездомные» У собачки, котёнка или маленькой обезьяны нет домика, и холодно, одиноко. Дети приходят им на помощь. Строят им домики.

«Голодные» . Дети находят проголодавшееся существо (котенка, щенка) . Они жалеют их, кормят голодных.

Ситуации -оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самых детей. В этом случае игровая проблема уже решена , но от взрослого потребуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Практическая часть.

1. Определите, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации .

Уж ты котенька, коток,

Котя - серенький лобок!

Поздоровайся с детьми,

Сколько деток,погляди!

Как у нашего кота

Шубка очень хорошо!

Как у котика усы

Удивительной красы!

Глазки смелые,

Зубки белые! (ситуация-иллюстрация )

2. Провести инсценировку. Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.

Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд,

Оказалось, длинный он.

Значит, надо долго-долго

Нам ещё искать вагон.

Мама. Вот поэтому пораньше

Пришлось к поезду прийти.

На билетах написали,

Что вагон наш номер три.

Дочка. Долго мы его искали,

Сбились с ног уже совсем,

Вдруг смотрю – в окошке цифра.

Три! Вот, мама, посмотри!

(ситуация-упражнение . Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления поезда)

Я устал смотреть в окно.

Спать пора ложится.

Я б наверх, конечно, лег :

Там ведь интересно!

Отец. Не ложись там, сынок,

Там довольно тесно.

Детям спать вверху нельзя-

Можно и свалиться,

Стукнуться об пол иль стол,

Больно ушибиться.

Сын. Ничего, я подрасту –

Это же несложно.

Вот тогда и наверху

Спать мне будет можно.

(ситуация-упражнение . Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому что они могут упасть.)

3. Ситуация (Ситуация-проблема )

Дина коллекционирует открытки. Её друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождении выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

(Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги.)

Используемые средства и приемы в игровых обучающих ситуациях обеспечивают благоприятную адаптацию детей в детском саду, способствуют сближению детей, проявлению интереса к сверстникам, желание узнать имена друг друга. Обогащать представления о мальчиках и девочках. Способствуют пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь. Понимать эмоциональное состояние других людей. Обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника , сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации.

Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные.

Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.

Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их .

С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Наряду с ситуациями-иллюстрациями в образовательном процессе широко используются ситуации-упражнения. Теперь ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей.

Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций .

Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний дошкольников и повышает эффективность обучения.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой ситуации составляет сценарий активизирующего общения, овладение детьми определенными навыками и умениями .

В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют задачи игровых ситуаций, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. Сценарии игровых ситуаций необходимо разрабатывать таким образом, чтобы реализовать на практике "золотое правило" педагогики: "Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались". Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игровой деятельности ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация - драматизация. Для детей дошкольного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Установка на игровую ситуацию - драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения.

Игровая ситуация - соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности дошкольников. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок - неделю, месяц. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением - соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным .

Среди игровых ситуаций, которые могут применяться воспитателями на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность дошкольника, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми.

Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования дошкольников .

Деловая игровая ситуация - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс.

В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают дошкольники. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается "умственный аппетит", а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.

Решетникова Оксана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска "Детский сад № 13"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы с дошкольниками"
Дата публикации: 21.03.2016
Раздел: дошкольное образование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«
Игровые обучающие ситуации

как одна из игровых форм работы

с дошкольниками»

Форма проведения
: беседа с элементами практикума.
Цель
: Раскрыть значение совместных игр детей и воспитателей для развития ребенка; упражняться в решении педагогических ситуаций, ознакомить с современными игровыми технологиями и использования игровых обучающих ситуации в работе с дошкольниками.
Предварительная работа
:  Мониторинг детей по методике «Незаконченное предложение» Цель: провести исследование игровых интересов детей. Детям предлагается завершить следующие предложения: Моя любимая игра - это... В детском саду я люблю играть…... С (Имя отчество воспитателя) мы играем в... С ребятами мы играем...  На мольберте оформлен девиз метод.объединения: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький), в котором выделены цветом ключевые понятия совместной игровой деятельности: «интерес», «удовольствие», «развитие».  Оформлена выставка книг «Играем с детьми вместе», выставка игр и игрушек.
План проведения
: 1. Открытие методического объединения (игра «Разброс мнений») 2.Анализ результатов социологического исследования «Незаконченное предложение». 3. Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение» 4. Решение педагогических ситуаций (Работа в микрогруппах) 5. Игровые обучающие технологии 6. Практическая часть: определить вид ИОС; фрагмент НОД с использование ИОС. 7.Подведение итогов встречи. Рекомендации по теме метод. объединения. Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, состра дать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Условия сегодняшней школы, дошкольного образования, требуют от нас педагогов внедрение современных образовательных технологий. Разнообразие их велико. Учитывая особенности детской деятельности, а основным видом деятельности детей дошкольного возраста, является игра, особое внимание уделяется применению
игровых технологий.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.
Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников, можно выделить задачи социального и нравственного развития ребенка, а также развития его творчества, воображения, познания. Игра «Разброс мнений» Ведущий раздает карточки с первыми словами предложения, а участники его продолжают: Дети моей группы любят играть….. Мы с детьми играем в игры... Эти игры могут научить ребенка...
Анализ результатов социологического исследования
В е д у щ и й. О результатах анализа «Незаконченное предложение» нам сообщит психолог... (Ф.И.О.)
Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение»
Ведущий: Обратите внимание на мольберт, на котом помещен девиз нашей встречи. Вы видите следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры. - Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку? (Высказывание воспитателей) Игра - путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры - важное средство самовоспитания. Для детей игра - это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами. Игра - это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы. Ведущий: Надо помнить, что игра - ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и ме- тод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии. В игре у детей появляются желания помочь неумелому, проявить сопереживание удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»). Во многом все зависит от того, как мы педагоги создадим условия, сумеем учитывать внутренние особенности детских позиций, мотивы поведений. Рассмотрим несколько ситуаций. Наша задача проанализировать поведение воспитателя в ситуации, правильность выбора его действий в соответствии с особенностями детских мотивов.
Решение педагогических ситуаций
Цель: проанализировать поведение взрослого и подвести итоги решения ситуации. В каждой из приведенных на слайде (фотография играющих детей) ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника. 1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. Должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша - начальником, в игру включились и другие дети. Задание. Определите, каково содержание мотивов поведения дошкольника в ситуации? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми? 1. Мотив поведения дошкольников в данной ситуации вызван созданием условий воспитателем для нормальных взаимоотношений детей в игре. Дети сумели договориться о своих совместных действиях, подчиняясь общему замыслу игры. . Основной мотив поведен детей в этой ситуации - проявление интереса к миру взрослых. 2Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. - Товарищ капитан, - обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля? Саша твердым голосом ответил:
-Запрещаю! Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания. Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре? (В игре «Моряки» формировались такие качества личности, как коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться. Действия педагога были направлены на формирование правильных ролевых отношений, развивающих общение детей.)
Игровые обучающие технологии.
Ведущий: Обратимся к нашему сегодняшнему девизу Игра - дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры. В развивающих играх заключается один из основных принципов обучения – от простого к сложному, когда ребенок может самостоятельно, по способностям, подняться до «потолка» своих возможностей. Ряд современных методик позволяют использовать в работе различные развивающие игры. На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, организованная воспитателем для процесса обучения, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют
игровой обучающей

ситуацией
(НОС), основными характеристиками которой являются: ■ короткий и несложный сюжет; ■ оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой; ■ специально организованное игровое пространство; ■ наличие дидактической цели и воспитательной задачи; ■ обязательное проведение и руководство игрой взрослым. Можно выделить несколько
типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами
- изображениями реально существующих предметов и объектов - могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3-летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на репродукциях картин, наглядных пособиях.
ИОС
с
литературными персонажами
используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания.

ИОС в виде воображаемого путешествия
зоопарка, достопримечательных мест города и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель. Игровые образовательные
ситуации-иллюстрации
используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Игровые образовательные ситуации-упражнения
целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Игровые

образовательные

ситуации-проблемы

ситуации-
оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Практическая часть

Задание № 1. Определить,
к какому типу относятся игровые обучающие ситуации. 1. Уж ты котенька, коток, Котя - серенький лобок! Поздоровайся с детьми, Сколько деток, погляди! Как у нашего кота Шубка очень хороша! Как у котика усы Удивительной красы! Глазки смелые, Зубки белые!
{Ситуация-иллюстрация.)
2 . «Путешествие семьи» (стихотворение «Как вести себя в поезде» из книги Г. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (М: Эксмо, 2006)). Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде. Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд, Оказалось, длинный он. Значит, надо долго-долго Нам еще искать вагон. Мама. Вот поэтому пораньше Пришлось к поезду прийти. На билетах написали, Что вагон наш номер три. Дочка. Долго мы его искали, Сбились с ног уже совсем, Вдруг смотрю - в окошке цифра. Три! Вот, мама, посмотри!

(Ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления

поезда.)
Сын. Едем мы уже давно, Поезд дальше мчится. Я устал смотреть в окно. Спать пора ложиться. Я б наверх, конечно, лег: Там ведь интересно! Отец. Не ложись там, сынок, Там довольно тесно. Детям спать вверху нельзя - Можно и свалиться, Стукнуться об пол иль стол, Больно ушибиться. С ы н. Ничего, я подрасту - Это же несложно. Вот тогда и наверху Спать мне будет можно.
{Ситуация-упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому

что они могут упасть.)
Задание № 3. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью? {Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги и др.)
(Проблемная ситуация.)

Деловая игра. (Поупражняемся в использовании игровых обучающих ситуации в

Занятие в старшей группе Образовательная область:
«Безопасность».
«Электроприборы и электричество» с использованием

игровой обучающей ситуации-оценки

Задачи: (прописаны на слайде)
обобщать и расширять знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах безопасного поведения при пользовании электроприборами в быту; развивать мыслительную активность, любознательность; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; формировать умение осторожного обращения с электроприборами; вызывать радость открытий, полученных посредством опытов; в о с п и т ы в а т ь у м е н и е р а б о т а т ь в к о л л е к т и в е.
На столе разложены необходимые пособия для занятия. (карточки с загадками об

электроприборах,
набор слайдов с изображениями электроприборов; экран; прозрачная пластмассовая труба с шариками внутри; подносы; пластмассовые палочки по количеству
детей; бумажные шарики; кусочки вязаных шерстяных шарфиков; аудиозапись с музыкальным сопровождением; звуковоспроизводящая аппаратура. Ход занятия Профессор (ведущий). Уважаемые друзья, приветствую вас в школе фиксов! Демонстрация мультфильма «Школа фиксиков». Звучит музыка, входят, танцуя, два ребенка: один - в костюме Симки, другой - Нолика. Профессор. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. С и м к а. Вот интересно, для чего они нужны? Нолик. Говорят, что без них человеку было бы трудно. Профессор. Да, да, да! Попробуем разобраться в этом вопросе. Присаживайтесь. Для начала давайте разберемся, какими электроприборами пользуется человек? Пыль найдет и вмиг проглотит, Чистоту для нас наводит. Длинный шланг, как хобот нос, Коврик чистит... {пылесос). Профессор показывает слайд «Пылесос». Профессор. Расскажите, для чего нужен пылесос? Ответы детей. - Если кнопочку нажать, Будет музыка звучать. (Музыкальный центр.) Профессор показывает слайд «Музыкальный центр». - Расскажите, для чего нужен музыкальный центр? Ответы детей. Профессор. Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг. Имя у него - ... (утюг). Профессор показывает слайд «Утюг». - Расскажите, для чего нужен утюг? Ответы детей. - (О чем еще можно еще поговорить используя данный прием ИОС на занятии?) Холодильник, миксер, настольная лампа и т.д.) Профессор. Зачем люди придумали электрические приборы? (Ответы детей.) А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (Ответы детей.) Для того чтобы приборы работали, их включают в розетку. (Показывает слайд «Розетка».) Розетка - это входные ворота в электрическую сеть. А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (Ответы детей.) Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем- то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы - электроны. Профессор показывает модель: в прозрачной трубке двигаются шарики, изображающие движение тока по проводам.
Физкультминутка.
Детям предлагается представить, что они превратились в маленькие электроны, которые двигаются друг за другом по проводам. Профессор. Чтобы не произошли неприятности, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами. Проверим, знаете ли вы их.
Вопросы:
- Можно ли включать в розетку неисправные электроприборы? (Нет.) - Можно ли прикасаться к оголенному проводу? (Пет.) - Можно ли мокрыми руками трогать электроприборы? (Пет.) - Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы? (Пет.) - Можно ли вставлять в розетку предметы? (Нет.)
- М о ж н о л и г о р я щ и й э л е к т р о п р и б о р т у ш и т ь в о д о й? (Нет.) Профессор. Симка и Нолик знают одну поучительную историю, которая приключилась с маленькой девочкой, послушайте ее. Симка. В гости к нам пришла соседка, Мы резвились с ней полдня, Спицу вставили в розетку, Из розетки - столб огня! Мы с соседкой еле-еле Прыгнуть в сторону успели. Папа мой, большой знаток, Нам сказал.. Нолик. ...«В розетке - ток. Вам розетку эту я Трогать не советую. Утюги и провода Не хватайте никогда! Ток невидимый без рук Вас ударить может вдруг!» (М. Монакова «Розетки мне неинтересны!») Профессор. Ребята, чему учит нас это стихотворение? {Ответы детей.) Правильно, если не соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами, может случиться беда, может возникнуть пожар. А еще существует электричество, которое называется статическим. Оно живет повсюду, само по себе, и его можно поймать. Я приглашаю вас на время стать волшебниками и поймать статическое электричество.
Опыт.
Взять пластмассовую палочку и прикоснуться ею к бумажным шарикам, лежащим на столе. После прикосновения положение бумажных шариков не изменилось. Затем взять шерстяной шарф и натереть им пластмассовую палочку. Медленно поднести палочку к бумажным шарикам так, чтобы она не прикасалась к ним. Положение бумажных шариков изменится. Бумажные шарики притянутся к пластмассовой палочке. Палочки наэлектризовались и притянули к себе бумажные шарики. При трении палочки о шерстяной шарф возникает статическое электричество. Профессор. Молодцы! Я готов принять вас в школу фиксиков и вручить эмблему школы каждому, кто вспомнить правила обращения с электроприборами. Дети называют правила и получают эмблему. Профессор. Главное правило пользования электроприборами для дошкольников: «Нельзя включать электроприборы самостоятельно, без взрослого». И если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А более подробно про электроприборы вы узнаете, если будете посещать уроки школы фиксиков Подведение итогов деловой игры: Какие Игровые образовательные ситуации использовались на нашем занятии?
Подведение итогов методического объединения
В е д у щ и й И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей -не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с по - мощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. В конце встречи воспитателям вручается памятка по игровым образовательным ситуациям. (Обзор выставки книг.)

Статьи по теме: