Что такое новый код нлп

Иногда, когда мы находимся не в самой лучшей мыслительной форме (апатия, голова забита посторонними мыслями и ничего не хочется делать), необходимо взять себя в руки и перенастроиться. Чем-то этот процесс похож на поиск нужного канала в ручном радио: вы слышите помехи и начинаете крутить ручку, чтобы улучшить звук, пока не словите нужный канал.

Для таких целей существует игра «Радуга». Эта игра была привнесена мной в тайм-менеджмент из игр нового кода НЛП (нейролингвистическое программирование).

В двух словах расскажу про особенность игр нового кода НЛП.

Во время этих игр происходит что-то вроде перезагрузки мозга. Мы активизируем оба мозговых полушария и начинаем действовать в сверхпродуктивном состоянии.

Для большинства игр нового кода нужен партнер. Но игра «Радуга» отличается тем, что для нее партнер не нужен.

Правила игры нового кода НЛП «Радуга» .

На экране компьютера перед вами появляются разноцветные прямоугольники со словами. Ваша задача назвать цвет слова на прямоугольнике.

Когда в прямоугольнике написано слово «Хлопок». Ваша задача хлопнуть в ладоши.

Продолжительность игры нового кода «Радуга»

Продолжительность игры -10-15 минут. Этого времени для большинства людей достаточно, чтобы войти в состояние высокой продуктивности (HPS - high performance state).

У некоторых людей существует предубеждение, что игры нового кода нлп, такие как Радуга, могут быть опасными.

В Британии в прошлом веке проводились исследования, которые показали, что игры нового кода положительно сказываются на мышлении людей и никак не влияют на их здоровье. Эти игры можно сравнить с разминкой перед пробежкой. Перед тем, как начать бегать, нужно размяться. Точно также для того, чтобы начать эффективно работать, нужно размять свое мышление.

Тысячи людей и компаний используют эти игры во всем мире.

Советую вам прямо сейчас опробовать игру нового кода нлп «Рудуга» на практике.

С Уважением,

Управление состоянием Булыгин Егор

Игра Нового Кода НЛП «Алфавит»

Алфавит - это одна из самых первых Игр Нового Кода НЛП, и одна из самых легендарных. Возможно, именно поэтому Алфавит широко распространен, причем в самых разных вариациях, не все из которых, к сожалению, оказываются рабочими. Причина этому, как правило, заключается в том, что играя в Алфавит, люди стремятся как можно более точно выполнить условия игры, забывая, зачем они играют на самом деле.

Цель любой Игры Нового Кода НЛП - это получение состояния высокой продуктивности, которое возникает естественным образом, когда вы в нее играете , а условия игры нужны только для того чтобы задать направление вашим действиям в ходе игры. Вспомните, как играют дети - это очень похоже. Игра, это не спорт и не экзамен, в ней вы можете допускать ошибки и не исправлять их, делать игру более удобной для себя, упрощать или усложнять ее, в общем, делать все, что поможет процессу игры быть для вас легким и интересным.

Легкость - отсутствие напряжения и негативных эмоций, это обязательное условие любой Игры Нового Кода НЛП. Если в ходе игры вы заметите, что чувствуете напряжение, или слишком часто ошибаетесь, отрегулируйте уровень сложности игры таким образом, чтобы вам было легко в нее играть, но при этом не слишком просто, чтобы сохранялся интерес и процесс игры полностью захватывал вас.

Выход из игры наступает тогда, когда вы замечаете, что находитесь в состоянии высокой продуктивности. Это может произойти через 15-20 минут, а может и через 5-10, продолжительность совершенно индивидуальна и каждый раз может быть разной.

Как вы узнаете, что вошли в состояние высокой продуктивности?

Скорее всего, когда оно появится, вы его сразу почувствуете на контрасте с тем состоянием, в котором вы начнете играть. Это ощущение полной вовлеченности, в котором играть становится легче и интереснее. Интенсивность не обязательно будет большой - состояние может появляться волнами, постепенно, а может и сразу в полной мере. Для всех индивидуально.

Еще одним критерием того, что вы находитесь в состоянии высокой продуктивности будет тот факт, что вы играете уже довольно долго не совершая ни одной ошибки, и при этом совершенно расслаблены. Хотя это и не обязательный критерий - ошибки допустимы.

И совершенно точным (но тоже не обязательным) критерием будет появление естественного смеха или улыбки при ошибках.

Главное, не пытайтесь себе представить, что бы это могло быть, и вызвать это специально - так можно ошибиться. Вообще не думайте о состоянии, когда будете играть - просто играйте и следите, чтобы в вашем теле не было лишнего напряжения. Состояние придет само.

Правила игры «Алфавит»

Оригинальный вариант Алфавита, предложенный Джоном Гриндером, выполнен на листе А4, разлинованном на 30 клеток, в каждую из которых вписаны по две буквы. Верхние буквы соответствуют алфавиту, а нижние - являются вспомогательными и обозначают слова: П - «правая», Л - «левая», В - «вместе» (иногда буква «В» заменяется буквой «О», что обозначает слово «обе» и имеет тот же смысл). И верхние и нижние буквы должны быть одного размера и стиля.

Алфавит на листе

Для того чтобы играть в Алфавит с листа, его нужно повесить на уровне глаз, так, чтобы хорошо видеть все буквы. Правила игры следующие.

Вы читаете алфавит в естественном порядке, вслух произнося его буквы, и одновременно с произношением , поднимаете правую , левую или обе руки вместе , в зависимости от того, какая вспомогательная буква стоит под произносимой буквой (П , Л или В соответственно). При этом, вы придерживаетесь определенного ритма - того, который будет вам наиболее комфортен. В случае ошибки вы просто продолжаете играть дальше.

Очень высоко поднимать руки нет необходимости - поднимайте их настолько, насколько это вам комфортно, но так, чтобы рука участвовала не меньше, чем от локтя.

Когда вы дочитываете алфавит до конца, можете начать читать его по новому кругу, а можете пойти в обратном направлении (от Я к А), так, как вам будет интереснее. Главное, не усложняйте себе игру чрезмерно.

Если чтение в прямом и в обратном порядке становится уже слишком легким и выполняется практически без ошибок, начните читать алфавит по столбцам, по строчкам, «змейкой» и т.п.

Когда все варианты чтения алфавита выполняются легко, и необходимо еще усложнить игру, добавьте следующий элемент. Поднимая правую руку, одновременно поднимайте левую ногу, а поднимая левую руку - правую ногу. Поднимая обе руки - привставайте или приседайте, как вам удобнее.

Помните, смысл игры заключается не в перегрузке сознания, а в появлении состояния высокой продуктивности - это не одно и то же. Поэтому сохраняйте ту степень сложности, при которой вы остаетесь достаточно успешными. Не бойтесь ошибаться, не цепляйтесь излишне за правила и относитесь к игре легко.

Одного Алфавита на листе обычно хватает на одну-две, максимум три игры, потому что мозг очень быстро запоминает соотношение букв и играть становится слишком легко. Поэтому периодически нужно рисовать новый Алфавит.

Делается это просто. Вы расставляете одинаковое количество вспомогательных букв «Л», «П» и «В» в случайном порядке, кроме трех клеток. Под буквой алфавита «Л» обязательно ставится вспомогательная буква «П», под буквой алфавита «П» - ставится вспомогательная буква «Л», а под «В» - ставится вспомогательная буква «В» (если вместо вспомогательной буквы «В» вы используете «О», она ставится под буквой «О»).

Электронный «Алфавит»

Алфавит на листе очень удобен за счет универсальности своего использования. Кроме того, бумажный Алфавит является самой легкой версией и оптимален для первых шагов. Но по ходу развития ваших навыков игре в Алфавит, вам станет более интересна электронная версия Алфавита.

В электронном Алфавите буквы автоматически генерируются компьютером, что обеспечивает постоянную новизну вариантов. Благодаря этому, его нельзя запомнить, и он всегда новый.

Кроме того, в электронном Алфавите буквы по очереди появляются на экране, за счет чего можно задать фиксированный ритм игры и определенную скорость, регулируя таким образом уровень сложности. Помимо удобства, возможность изменять уровни сложности добавляет в игру спортивный интерес=).

Ну и еще одним достоинством электронного Алфавита является фактор случайного появления букв в разных местах экрана, что заставляет держать широким фокус внимания и дополнительно способствует входу в состояние высокой продуктивности.

Автором электронной версии Алфавита, является мой коллега по Лаборатории НеоКода - Алексей Каптерев. Алексей создал первую версию электронного Алфавита, которая работает в Excel и имеет множество функциональных настроек, нужных продвинутому игроку в Алфавит. В последствии, участниками нашей Лаборатории были созданы другие электронные версии Алфавита (за что им большое спасибо от всех нас), и, в том числе, электронная версия Алфавита для мобильного телефона. В этот самоучитель тоже встроен электронный Алфавит, для его запуска в меню слева выберите «Играть в Алфавит».

Остальные версии электронного Алфавита можно найти на странице Электронный Алфавит Нового Кода НЛП сайта NLPING.ru

Попробуйте поиграть в Алфавит (в любую версию), чтобы освоиться. Сейчас вам не обязательно играть до появления состояния высокой продуктивности - целенаправленно в него входить мы научимся дальше, а на данном этапе я предлагаю вам просто познакомиться с игрой и подобрать наиболее подходящий для себя режим игры.

Когда вы почувствуете, что подобрали подходящий для себя режим, в котором можете играть продолжительное время, переходите к следующей главе.

Калибровка состояния высокой продуктивности

Когда играешь в Алфавит, состояние высокой продуктивности, как правило, приходит волнами, и, на первых порах, оно каждый раз немного разное. Это естественный процесс наработки опыта этого состояния. Но, тем не менее, хочется побыстрее научиться в него входить как можно полнее. Это родило потребность во внутренних критериях, по которым можно было бы определить, находимся ли мы уже в состоянии высокой продуктивности, близки ли к нему, и если мы уже почти в нем, то чего не хватает, чтобы быть в нем полностью?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы решили в ходе работы Лаборатории НеоКода провести следующий эксперимент: описать состояние высокой продуктивности с помощью простых общеизвестных состояний. Собрав в группе те состояния, которые присутствуют у всех нас всегда, когда мы находимся в состоянии высокой продуктивности, мы получили групповую статистику. Из этой статистики, был получен, своего рода, «чек-лист» - список простых состояний, с помощью которого, если ты близок к состоянию высокой продуктивности, можно легко увидеть, чего не хватает и тут же скорректировать свое состояние.

На основе этого материала, Алексеем Каптеревым была разработана мнемоническая модель «О.Р.У.Ж.И.Е.», с помощью которой можно легко запомнить (и, главное, затем вспомнить!=)) список состояний чек-листа. Но, помимо этого, модель О.Р.У.Ж.И.Е. обладает еще и обратным действием: с ее помощью можно очень быстро (в течение 1-3 минуты) войти в особое состояние, из которого перейти в состояние высокой продуктивности с помощью Алфавита можно практически мгновенно! Состояние, вызываемое с помощью модели О.Р.У.Ж.И.Е., не является самим состоянием высокой продуктивности, но между этими состояниями - один шаг.

Итак, давайте познакомимся с этой моделью.

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Из книги С чего начинается НЛП автора Бакиров Анвар

Ничего нового… В этой главе не было ничего такого, с чем бы вы не встречались в повседневности. Рефрейминги приходится постоянно делать политикам и прочим спорщикам. А как еще перевернуть ситуацию с ног на голову и найти признаки процветания в экономическом кризисе? Как

Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

Глава 5. Случайные главы 1: Секрет Кода Свободы. Каждая случайная глава этой книги учит определенным вещам, которые будут полезны и помогут вам выработать новые шаблоны мышления о ваших проблемах.Несмотря на то, что эти случайные главы покажутся вам несвязанными напрямую

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

НЛП нового поколения Предпосылки и обзор НЛП Эта книга посвящена новым, знаковым разработкам в сфере нейро-лингвистического программирования. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – это подход к пониманию человеческого поведения, а также набор точно описанных

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

27. Кода Или, САМООСВОБОЖДЕНИЕ!Итак, «ИГРА обнаруживает себя всюду, где авторитет субъективности выше авторитета объективности, где истинность заменяется потенциальностью; когда творчество моделирует мир, не очень заботясь об адекватности, признавая непознаваемость

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Итак, что нового? Неужели эта идея так уж нова? У нас есть множество поговорок, подчеркивающих, как важно уметь рисковать и проявлять настойчивость. Например: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» и «Рим не сразу строился». (Кстати, я была рада узнать, что у самих

Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев Самуилович

3. Игра в солдатики или игра с куклой Первую группу вариантов образуют факторы, формирующие у индивида социально-половую роль - мужскую или женскую. Это значит получает ли индивид предпочтение к мужским профессиям, мужской одежде, соответствующему положению в обществе и

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Формирование нового поведения Жить своей жизнью – только своей, и ничьей больше! Многие из нас еще в начале жизни приобрели привычку вмешиваться в дела других людей. Мы слышали, как наши родители критически отзывались о своих друзьях или других членах семьи, о соседях, их

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

Формирование нового поведения Не раздувать проблем «Не раздувай проблем – ситуация-то обычная…», – хорошо, звучит успокаивающе, но что это за «обычная» ситуация? И что значит «Не раздувай проблем»? Это значит постоянно держать себя в руках, например, выясняя, почему

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Формирование нового поведения Отвечать исключительно за свои – и только свои действия, и ни за что больше Я почти слышу, как вы усмехаетесь. Когда я впервые услышала об этой идее, я тоже усмехнулась. Как я могу не быть ответственной за то, что должно произойти следующим

Из книги автора

Формирование нового поведения Осознать свой образ мышления Когда я впервые познакомилась с этой идеей, я не сразу оценила ее силу. Я была убеждена, что мои мысли всегда «только там», – либо они плавают в атмосфере, ожидая, когда я выхвачу их, либо составляют основу моих

Из книги автора

Формирование нового поведения Прекратить зависеть от мнения других людей Многие из нас рано усваивают определенные реакции на разные жизненные ситуации и обстоятельства. Мы приучились позволять поведению других людей определять наше самоощущение.К осознанному

Из книги автора

Формирование нового поведения Осуждение плохо отражается на вас Осуждение нами других людей раскрывает наше личное самоощущение, что, как правило, почти незаметно, и поэтому так легко решить, что в нас-то самих нет того, что мы столь рьяно осуждаем в других (ведь нам

Из книги автора

Формирование нового поведения Расслабьтесь Это довольно просто. В первой главе мы уже говорили о необходимости позволять другим людям жить их собственной жизнью. Но сейчас я хочу сказать: Не лезьте не в свое дело! Не идите туда, куда не собирались и не хотели. Не

Первую половину 80-ых годов я находился в несколько странном положении. Когда я созерцал мир , созданный Бэндлером и мной, то отметил несколько серьезно озаботивших меня вещей:

1. Было множество чрезвычайно хорошо подготовленных практиков НЛП, способных творить настоящие чудеса (относительно возможностей других систем работы по изменениям) в работе с клиентами. Однако очевидно, что им никогда не приходило на ум (или, возможно, они просто решили не делать этого) использовать эти паттерны на себе. Таким образом, у меня возникло ощущение, что многие из них неконгруэнтны, то есть в некоторых сферах их личной и профессиональной жизни не было абсолютно никакой возможности для выбора, который они усердно помогали создавать другим.

2. Большинство этих людей были в основном сосредоточены на разработке семинаров по применению НЛП в различных сферах (это я рассматривал как незначительные вариации исходных разработок), но очень мало внимания уделяли основной цели НЛП — моделированию.

3. Центром внимания для многих из них был поиск сверхбыстрых решений проблем, с которыми к ним приходил клиент, независимо от ситуации их возникновения. Казалось, что у этих людей не было никакого интереса к таким широким проблемам, как эстетика, этика, социальные и политические вопросы. При этом я не мог обнаружить у них никакого желания использовать активный подход к этим важным аспектам человеческой деятельности.

Поэтому я решил разработать то, что стало известным в НЛП как Новый код, в некоторых разработках которого участвовала Джудит Делозье.

Я поставил перед собой цель разработать подход, который был бы эффективно представлен ведущим во время тренинга, но лишь при условии, что он сам конгруэнтен тому, что преподает. В то же время я понимал, что реформация имеющихся в НЛП разработок давала мне возможность исправить некоторые ошибки в проектировании, допущенные Бэндлером и мной в порыве энтузиазма при становлении классического НЛП.

Я понимаю, что потерпел неудачу в попытке достижения своей первой цели: существует много неконгруэнтных людей, зарабатывающих на жизнь «преподаванием» Нового кода. Но время покажет, преуспел ли я в достижении второй цели…

Развитие некоторых принципов классического кода НЛП в Новом коде

Теперь Новый код (независимо от первоначальных целей) представляет собой естественное, хотя и радикальное, расширение некоторых переменных, встроенных в стандартные форматы НЛП. В частности, в первых разработках существовало несколько устойчивых принципов:

1) необходимость проверки предполагаемых изменений через калибровку, чтобы убедиться в том, что изменение произошло;

2) последовательное использование прошлых переживаний как источника состояний высокой продуктивности, которые можно использовать в качестве ресурсов в работе по изменениям;

3) преднамеренная работа без содержания — важная часть процесса изменения;

4) использование контекстных якорей для быстрого вызова и поддержания необходимого ресурсного состояния (подстройка к будущему);

5) относительный недостаток интереса к пониманию содержания изменений со стороны как клиента, так и консультанта — этим объясняется отказ от исследования истоков изменяемого поведения (причин), то есть избегание каких бы то ни было «археологических» действий.

В Новом коде эти переменные оценены по достоинству. Например, так называемые ресурсные состояния создаются через прямое участие клиента в деятельности часто в форме игры , что само по себе создает состояние высокой продуктивности , которое, как ни странно, не имеет ни своей истории, ни содержания. Это лишь игра, которая активизирует неврологические схемы, служащие основой для изменений в контексте, предварительно выбранном клиентом. Структура самой игры разработана так, чтобы обеспечить наличие определенных характеристик, типичных для состояний высокой продуктивности. Технические требования Нового кода, по сравнению с классическим кодом, резко сокращены, а это снижает порог развития навыков для людей, желающих его применять.

Новый код

Одна из фундаментальных стратегий, лежащих в основе Нового кода, состояла в том, чтобы разработать такой набор действий или игр, которые естественным образом приводили бы к активизации у человека состояний высокой продуктивности независимо от содержания.

При критическом анализе классического кода мы выявили изъяны проектирования, которые исправляет Новый код. Эти недостатки в наибольшей степени противоречили формату шестишагового рефрейминга, являющегося, согласно нашему предположению, мостом между классическим кодом и Новым. В Новом коде мы обнаруживаем следующее:

1) предполагается, что подсознание клиента несет ответственность за выбор важнейших элементов изменения: желаемого состояния, ресурсов или новых форм поведения;

2) подсознание активно участвует во всех важнейших шагах изменений;

3) новое поведение должно удовлетворять первоначальному позитивному намерению: изменить поведение;

4) изменения происходят не на уровне поведения, а на уровнях состояния и намерения. Кроме того, использование приемов Нового кода, обеспечивающих доступ к подсознательному, приводит к состоянию незнания*.

[* в состоянии незнания у человека выключены вторичные фильтры восприятия, непрерывно рефлексирующие поток восприятия и соотносящие получаемую информацию с уже имеющейся - то есть, создающие "знание". Этот процесс непрерывной рефлексии (как правило, поддерживающийся внутренним диалогом) удерживает человека в стабильном состоянии сознания и препятствует созданию быстрых бессознательных изменений и бессознательному обучению при моделировании.]

Частичный перечень паттернов Нового кода

Ниже приведен частичный перечень паттернов, содержащихся в Новом коде:

    Множественные позиции восприятия, особенно трехпозиционное описание (первая, вторая и третья позиции).

    Эксплицитный фрейминг (результат, намерение, последствия с соответствующими проблемами).

    Отношения упорядочивания, включая такие иерархии, как логические уровни.

    Временн[ы]е линии (первоначально разработанные как упражнение на совместном семинаре Гриндера и Дилтса в начале 80-ых годов).

    Набор лингвистических инструментов с редуцированными вопросами, эксплицитным фреймингом и более тонкими вербальными характеристиками, обозначаемыми терминами «описание», «интерпретация» и «оценка».

    Универсальный формат для изменений из четырех шагов с варьирующимся третьим шагом (стимулятор состояния высокой продуктивности — игры). Набор игр, включающих «Алфавит», NASA, варианты упражнений «Трамплин» Роджера Табба и т.д.

    Продвижение (сдвиги, автоматическое движение к предпочитаемым состояниям).

    Множественные формы непроизвольных сигналов между сознанием и подсознанием.

    Характерологические прилагательные.

«Я особенно доволен тогда, когда мой опыт намного опережает мою способность осознанно представлять эффективные стратегии собственного поведения. Обратите внимание, что это — особая форма деятельности, которая имеет некоторые общие характеристики с моделированием, но весьма отличается от него в ряде аспектов. В проектировании нет никакой внешней модели, которую необходимо копировать. Я прихожу к новым паттернам путем частично осознанных и, что еще более важно, неосознанных изменений определенных параметров опыта. Я использую обратную связь до тех пор, пока не достигну установленного критерия (то есть пока не буду удовлетворен тем, что достиг желаемых результатов). И только тогда я должным образом объясняю разработанный мной подход».

Джон Гриндер,
основатель НЛП

Принципы
Новый код НЛП и наука

Новый код НЛП (Новый код нейролингвистического программирования ) - совокупность моделей и техник, расширяющих и дополняющих оригинальный вариант нейролингвистического программирования , называемый «классическим кодом» или «старым кодом». Новый код был создан Джоном Гриндером , со-автором классического кода, и его коллегой Джудит Делозье в середине 1980-х годов в ответ на критику первого поколения техник НЛП. Последователей классического НЛП критиковали за излишнюю механистичность процессов, личную неконгруэнтность во время применения «техник-ритуалов» и в недостаточном внимании к системным источникам возникновения проблем.

Как и классическое НЛП, Новый код не является направлением академической психологии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Основы мастерства во всём. Новый код НЛП.

    ✪ Новый код НЛП: что это такое?

    ✪ НОВЫЙ КОД НЛП (правила для создания игр)

    Субтитры

Новый код и классическое НЛП

Как утверждает Гриндер, Новый код был разработан под влиянием идей антрополога Грегори Бейтсона о теории информации , книг Карлоса Кастанеды , а также того опыта, который Гриндер получил во время своего визита в Конго, где он обучался местным традициям танца, пения и игры на барабанах. В отличие от классического кода, который во многом являлся продуктом НЛП-моделирования «гениев» психотерапии, таких как Милтон Эриксон , Фриц Перлз и Вирджиния Сатир, Новый код является продуктом сознательной разработки, дизайна.

Список основных паттернов Нового кода НЛП, отличающих его от классического:

  1. Множественные позиции восприятия, в частности, тройное описание (1-я, 2-я и 3-я позиции)
  2. Явное задание рамки взаимодействия (задача, намерение, проверки на существенность)
  3. Упорядоченные взаимоотношения, включая иерархии, такие как логические уровни Бейтсона (в отличие от «нейро-логических уровней» Роберта Дилтса)
  4. Линии времени (разработанные в качестве упражнения на совместном семинаре Гриндера и Роберта Дилтса в начале 80-х)
  5. Вербальный набор (Verbal Package) - усовершенствованная и упрощенная версия Мета-модели
  6. Единый формат изменений (4-шаговая модель)
  7. Упражнения на «выслеживание» состояний («сталкинг»)
  8. Многочисленные способы коммуникации с бессознательным через непроизвольные сигналы
  9. Применение характерологических прилагательных

В настоящее время большая часть из этих паттернов включается в дизайн курсов «НЛП-практик» и «НЛП-мастер», проходящих в России.

Основное заявленное приложение Нового кода - само-мастерство, управление собственными состояниями. Наиболее заметным технологическим отличием Нового кода от классического НЛП является большая степень доверия бессознательному: выбор ресурсов, необходимых для осуществления желаемого изменения, осуществляется не через диссоциированный анализ ситуации, а через погружение в так называемое «высокопродуктивное состояние» (high performance state), в котором выбор осуществляется бессознательно, автоматически.

«Высокопродуктивное состояние» в терминологии Гриндера представляет собой разновидность внешнеориентированного трансового состояния, похожего на то, которое вызывается танцем или активной игрой. В описании «высокопродуктивного состояния» Гриндером прослеживаются параллели с исследованиями «состояния потока» американского психолога М.Чиксентмихайи . Для попадания в «высокопродуктивное состояние» используются специально разработанные процессы - игры Нового кода.

Единый формат изменений (4-шаговая модель)

В наиболее общем виде процесс изменений Нового кода можно описать так:

  1. «Клиент» выбирает конкретную ситуацию в жизни, в которой ему бы хотелось достичь позитивных изменений
  2. «Оператор» помогает «клиенту» настолько подробно, насколько это возможно, перепрожить ситуацию здесь и сейчас, воспроизведя в воображении все стимулы, которые предъявляет ситуация клиенту: образы, звуки, ощущения, внутренний диалог (при работе с сильными травматическими опытами применяется несколько иной подход)
  3. «Оператор» вызывает у «клиента» высокопродуктивное состояние с помощью игр Нового кода
  4. «Оператор» вновь помещает «клиента» в воображаемый проблемный контекст. Критерием успешного выполнения техники являются субъективное улучшение восприятия «клиентом» старой ситуации в новом состоянии. В дальнейшем производится поведенческая проверка: «клиент» в реальной жизни возвращается в проблемную ситуацию и обнаруживает (либо не обнаруживает) там новые, более продуктивные способы реагирования на предъявляемые стимулы

На практике возможно самостоятельное применение данной модели, то есть роль «оператора» может быть выполнена самим «клиентом» либо компьютерной программой.

Игры нового кода представляют собой 10-15 минутные процессы, более всего напоминающие динамические медитации , основная функция которых - перегрузка сознания и создание условий для сильной концентрации на игре. Гриндер предлагает шесть критериев, при которых процесс может быть успешным в вызове высокопродуктивного состояния:

  1. Задействованы оба полушария головного мозга
  2. Задействованы все репрезентативные системы (подробнее см. статью НЛП), причем не только на вход, но и на выход, то есть игрок должен активно взаимодействовать с окружением
  3. Параллельный процессинг - игрок должен выполнять действия, вовлекающие разные полушария и разные репрезентативные системы одновременно
  4. Игрок поддерживает минимальное мышечное напряжение
  5. Игра включает в себя ритмический компонент
  6. Игра масштабируется, то есть существует возможность делать её проще или сложнее в зависимости от навыков игрока

Игры Нового Кода НЛП - это упражнения, основная цель которых - привести играющего в . С помощью приемов классического НЛП это состояние можно затем переносить в проблемные ситуации в реальной жизни.
Состояние Высокой Эффективности (иногда называемое «состоянием потока», «состоянием нерк-нерк», «состоянием незнания») характеризуется остановкой внутреннего диалога, минимальным мышечным напряжением, одновременной согласованной работой периферического и сфокусированного зрения.

Опыты с энцефалографом показывают, что в процессе симуляции* игр Нового Кода НЛП у опытных игроков наблюдаются тета-ритмы головного мозга - волны, характерные для пограничного состояния между сном и реальностью. Это состояние используется во многих школах личностного и духовного развития, и, насколько мы можем судить, Игры Нового Кода НЛП являются наиболее коротким способом попадания в это состояние. В среднем игра занимает 12-15 минут у начинающих и 5-10 минут у опытных игроков, что является заметным продвижением вперед по сравнению с 30-60 минутами для обычных медитаций. Кроме того, в процессе игры необходимо поддерживать постоянный контакт с внешним миром - а это значит, что намного проще становится удерживать внимание, не отвлекаясь.

Игры Нового Кода НЛП, созданные Джоном Гриндером - Алфавит и Н.А.С.А. являются классическими и преподаются почти на всех тренингах по Новому Коду. Вместе с тем, Джон опубликовал правила разработки игр, сделав тем самым возможным создание новых, более интересных и увлекательных упражнений. Такие игры как «Москва-Амстердам» или «Продвинутые ладушки» были придуманы тренерами в России.

Игра Нового Кода НЛП должна отвечать следующим обязательным критериям:

1) Задействованы оба полушария: играющий должен совершать действия, требующие одновременного или поочередного вовлечения разных полушарий головного мозга. Например: использовать как правую и левую половину тела; совершать математические вычисления и петь одновременно.

2) Все репрезентативные системы (визуальная, аудиальная и кинестетическая) должны быть задействованы в игре, причем не только на вход, но и на выход. Играющий должен воспринимать информацию через глаза, уши и ощущения и реагировать на нее: совершать движения, произносить звуки или слова.

3) Параллельный процессинг: одновременное выполнение разнополушарных, разносистемных действий: например, проговаривание текста и движения руками.

4)Ритмический компонент: играющий должен поддерживать постоянный ритм движений и дыхания. Он может поддерживаться ритмичной музыкой, метрономом или собственными движениями или словами игрока.

5)Минимальное мышечное напряжение: при выполнении игры играющий должен поддерживать минимально необходимое мышечное напряжение. Джон говорит о "грациозности" игрока.

6)Масштабируемость: если игра становится слишком простой или слишком сложной, должна быть возможность пропорционально ее усложнить или упростить.

___________________________
* Речь идет именно о симуляции игр, поскольку реальное выполнение игр во время снятия энцефалограммы невозможно: энцефалограф слишком чувствителен к движениям вообще и особенно к движениям глаз. В процессе экспериментов испытуемые только представляли, что они играют в игру, сохраняя при этом неподвижность.

Алексей Каптерев,
тренер НЛП

Статьи по теме: