Дидактические игры по природе в старшей группе. Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. «Какой фигуры не хватает?»

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Жизнь в семенах.

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Чей след.

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Давайте поселим зверей в наш лес.

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

Наряды матушки – земли.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Речные рыбы.

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Моя комната.

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Город и село.

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Поступи правильно.

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Виды труда

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Светофор

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Снежинки.

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.


Дулина Кристина Андреевна

«Где спрятался зайчик?»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и их связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает) . Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы) , 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы) . И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

«Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода) . Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры:

Дети делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети раскладывают овощи и фрукты по соответствующим картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, не участвующие в бригадах, проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту их произрастания.

Материал: Вывеска «Семена» . На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью» , рассадой) .

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых) , закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец, остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

«С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды) .

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке) . Игра проводится желательно осенью (когда уже есть семена и плоды) , можно летом (только по форме листьев) . Дети гуляют по лесу (парку) , по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!» , дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

ЛУКОШКО «Наша аптека»

Цель: сформировать представления детей о целебных свойствах растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций целебных растений (лимон, герань, фиалка, кислица, алоэ, каланхоэ и др.) .

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о целебных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором» .

Угадай растение по описанию

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

Материал: несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками.

Ход игры: У воспитателя на столе стоят комнатные растения, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми) . Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель) .

Идем в гости к Мудрой Сове

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Формировать умение ориентироваться по карте в лесу. Развивать пространствен-

ное мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материал.

Большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустар-

ники, озеро, тропинка, река, дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север,

северо-восток, восток и т. д.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обознача-

ющие детей.

Задание.

Следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.

Правила:

1. В игре участвуют 5–6 детей.

2. По карте леса двигаться только при помощи фигурок.

3. Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.

4. В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.

5. За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т. п.) фигурка

игрока исключается из отряда.

6. Победителем считается тот, кто сможет повести остальных в правильном направле-

нии и прийти на Совет жителей леса.

Алгоритм проведения

1. Педагог сообщает детям игровую задачу.

2. Читает детям письмо от лесных жителей:

«Дорогие друзья!

Мы, звери и птицы, приглашаем вас на наш лесной Совет, который состоится около

дома Мудрой Совы. Там будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе

со зверями и птицами беречь лес, заботиться о природе. Чтобы вы смогли благополучно

добраться до дома Мудрой Совы и участвовать в лесном Совете, вам нужно внимательно

рассмотреть нижний край карты. Вы увидите могучий раскидистый дуб. Найдите с левой

стороны третью ветвь снизу, она укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад

до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. Вы попадете на лесную поляну, где растет много цветов. Там вы найдете схему пути к домику Мудрой Совы.

С уважением, звери и птицы Волшебного леса».

3. Дети вместе с педагогом внимательно рассматривают карту леса, вставляют в про-

резь в правом углу карточку с обозначением сторон света и выясняют, где север, ю г, северо-восток, юго-запад и т. д.

4. Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать одну из фигурок. Именно они будут двигаться по карте леса. Фигурки выстраивают в ряд, друг за другом.

5. Дети и педагог советуются, где лучше войти в лес, и начинают продвижение по

карте, следуя тексту письма. Добравшись до поляны, находят среди цветов схему дальнейшего пути – план-маршрут. Педагог читает:

«Вы находитесь на поляне. Поверните на северо-восток и идите до опушки леса.

Добравшись до опушки, сверните в северо-западном направлении и идите до озера. Обойдите озеро слева и идите на север до ельника. Пройдите ельник в северо-восточном направлении до дороги. Далее пройдите по дороге на восток пять шагов, сверните на тропинку в юго-восточном направлении. Тропинка приведет вас к домику Мудрой Совы».

6. Дети переставляют фигурки, руководствуясь текстом письма.

Дидактические игры по экологии (картотека)

Что в корзинку мы берем.

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Вершки – корешки.

Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1 . Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Угадай, что в мешочке?

Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Природа и человек.

Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Выбери нужное.

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

Где снежинки?

Дид. задача : закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры:

Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

С какой ветки детки?

Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Прилетели птицы.

Дид. задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

А мухи это кто? (насекомые)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Когда это бывает?

Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Звери, птицы, рыбы.

Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Угадай, что где растет.

Дид.задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Весной, летом, осенью.

Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

Сложи животное.

Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Что из чего сделано?

Дид. задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Угадай - ка.

Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Съедобное – несъедобное.

Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

Назови три предмета.

Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

Ромашка, роза, василек.

Цветочный магазин.

Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Четвертый лишний.

Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Чудесный мешочек.

Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Полезные – неполезные.

Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Узнай и назови.

Дид. задача: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Что я за зверь?

Дид. задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Назовите растение

Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Кто где живёт

Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Летает, плавает, бегает.

Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Береги природу.

Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Цепочка.

Дид. задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Что было бы, если из леса исчезли…

Дид. задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Ходят капельки по кругу.

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Я знаю.

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Что это такое?

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Узнай птицу по силуэту.

Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Живое – неживое.

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Зачем в городе нужны улицы

Цели:

— уточнить и расширить представление детей об устройстве улицы:

Дома расположены по порядку, имеют номера, а улицы — названия,

Вдоль домов идут пешеходные дорожки — тротуары, обсаженные деревьями, кустами, которые защищают пешеходов от пыли, выхлопных газов, холодных ветров и т.д.,

Фонарные столбы освещают улицу в темное время суток,

Посередине улицы — дорога для машин, на перекрестках дорог — светофоры и «полосатые дорожки» — переходы,

На улицах расположены магазины, аптеки, больницы, детские сады, школы и т.д., чтобы жители могли покупать продукты и лекарства, побывать у врача, дети могли учиться;

— закрепить правила поведения на улицах, предупредить детей о последствиях нарушения правил.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок или взрослый в костюме лесного гостя, модели зданий разного назначения (жилой дом, детский сад, школа и т.д.) с номерами, деревья, переходы — «зебры», светофоры, фонари и др., фигурки людей, разные виды машин для игры на построенной улице. Всего должно быть много, чтобы дети могли развернуть игру.

Предварительная работа:

— совершать целевые прогулки по микрорайону детского сада, рассказывать детям об устройстве улиц, повторять правила дорожного движения;

— изучать план микрорайона детского сада или всего района.

В комнату входит встревоженный Старичок-Лесовичок.

Воспитатель . Старичок-Лесовичок, расскажи, что с тобой случилось?

Старичок-Лесовичок . Я так давно не был в городе. Забыл правила, с которыми вы меня знакомили, когда были в младшей группе. По-моему, машин стало еще больше. Так страшно ходить по улицам. У меня в лесу ничего не изменилось. Машин нет, звери ходят где хотят. Я гуляю — никого не боюсь.

Воспитатель . Старичок-Лесовичок, и в городе не нужно бояться. На улице все устроено для удобства людей. Ты пришел вовремя. Мы с ребятами решили построить городскую улицу и поиграть. Уже все приготовили: дома, деревья, светофоры, фонари, машины, фигурки людей. Мы будем строить улицу и напомним тебе все, что ты забыл, а ты смотри и спрашивай.

Старичок-Лесовичок. Как должны быть расположены дома?

Воспитатель и дети расставляют дома в ряд.

Воспитатель . Легко ли людям найти нужный дом, если здания будут стоять как попало? Жильцы, может быть, запомнят свой дом, а кому еще приходится находить нужные дома?

Дети называют врача, таксиста, мастера по ремонту, почтальона, гостей и т.д. Воспитатель может подсказывать, если дети затрудняются с ответом. Старичок-Лесовичок, дома не только расположены в ряд, но и имеют номера, а улицы — названия. На одной стороне улицы номера 1,3,5,7 — нечетные, а на другой — 2,4,6, 8, 10 — четные. Все очень просто и удобно. Например, почтальон смотрит на конверт и несет письмо в тот дом, который указан в адресе. У нас на домах тоже есть номера. Ребята, расставьте дома по порядку.

Старичок-Лесовичок. Это я понял, а зачем две дороги и деревья?

Воспитатель. Сейчас ребята объяснят тебе.

Дети и воспитатель вместе объясняют, что дорога вдоль домов называется тротуаром, по нему ходят люди, а посередине улицы — дорога для машин. Машины не могут наехать на людей. Деревья и кусты защищают пешеходов от пыли, газов от транспорта, холодного ветра; на деревьях живут птицы, жуки, бабочки.

Старичок-Лесовичок. Я согласен с тем, что разные дороги для людей и машин — это хорошо, но зачем столбы с зеленым, желтым и красным светом и полосатые дорожки?

Дети напоминают, что столбы с огнями называются светофорами. Поскольку в городе очень много машин и они едут непрерывно, на светофоре зажигается то красный, то желтый, то зеленый сигналы, чтобы люди могли перейти улицу.

Воспитатель . О светофоре есть стихотворение, послушайте отрывок:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день и ночь,

Зеленый, желтый, красный.

А. Северный

Старичок-Лесовичок. Ребята помнят, на какой сигнал надо переходить дорогу? А машины обязательно остановятся? А если кто-то пойдет на красный свет, что будет?

Дети отвечают.

Светофор — это замечательно придумано, надо только внимательно смотреть! Зачем же фонари на улицах?

Ребята объясняют, что некоторым людям приходится поздно возвращаться с работы, из гостей, из театра. В темноте можно споткнуться, упасть. Чтобы этого не случилось, на улицах зажигают фонари.

Затем дети строят улицу, определяют переходы, расставляют светофоры, фонари, деревья.

Воспитатель . Получилась длинная, прямая широкая улица. Кроме домов, в которых живут люди, что обязательно должно быть на ней?

Дети называют продуктовый магазин, аптеку, детский сад и т.д. и прикрепляют на дома вывески.

Как мы назовем нашу улицу?

Дети обсуждают название улицы.

Посмотрите внимательно, чего не хватает на нашей улице?

Дети . Урн для мусора, цветов около домов, скамеек для отдыха, площадок для детей во дворах.

Старичок-Лесовичок . У вас получилась очень красивая улица, но только пустая. Нет ни людей, ни машин.

Воспитатель. Сейчас будут. Представьте, наступило утро. Из гаражей выехали машины, из домов вышли люди.

Дети расставляют фигурки людей и машин.

Мама с детьми вышла из дома, повела их в детский сад. Они дошли до перехода. Что они сделали?

Дети. Посмотрели на светофор.

Воспитатель . На нем зеленый свет. Что дальше сделают мама и дети?

Дети. Перейдут улицу.

Воспитатель. Что в это время делают машины?

Дети. Ждут для себя зеленого сигнала светофора.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, ты понял, что городская улица устроена очень удобно для жителей. Не бойся ходить по улицам. Бывай почаще у нас в гостях. Мы всегда тебе рады.

Наша улица готова, можно играть. Пешеходы и водители машин, соблюдайте правила дорожного движения.

Старичок-Лесовичок наблюдает за детьми, может о чем-то спрашивать. Когда игра заканчивается, он благодарит детей, прощается и уходит.

Зачем в городе нужны магазины

Цели:

— уточнить представление о назначении магазинов, деньгах как измерителе ценности продуктов, товаров или услуг, о том, что деньги бывают бумажные (купюры) и металлические (монеты) и изготавливаются на специальных заводах и фабриках;

— закрепить общее представление детей о том, кем работают их родители, что за выполняемую работу взрослые получают деньги — зарплату;

— научить детей покупать продукты, платить за них деньги, благодарить за покупку.

Оборудование : атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»: витрины, продукты, касса, деньги (металлические — настоящие, бумажные — изготовленные на ксероксе, 1—2 настоящие купюры для рассматривания на них водяных знаков).

Примечание. Желательно, чтобы вместо куклы роль Старичка-Лесовичка исполнял взрослый.

Предварительная работа:

— провести беседу с детьми о профессии родителей, работе сотрудников детского сада;

— рассмотреть и обсудить картины на тему «Кем быть?»;

— устраивать целевые посещения гастронома, магазинов одежды, мебели и т.д.

Детям следует объяснить, что бумажные деньги для игры, изготовленные на ксероксе, не настоящие. На них ничего нельзя купить в настоящих магазинах.

Продуктов в «магазине» должно быть много, чтобы каждый ребенок мог купить несколько видов товаров. Продавцом может выступить ребенок подготовительной группы, а покупателем — воспитатель, показывающий, как нужно вести себя в магазине.

Дети с воспитателем готовятся к сюжетно-ролевой игре «Магазин»: устраивают витрины, кассу, рисуют ценники. У детей — кошельки с бумажными купюрами и металлическими монетами. Входит Старичок- Лесовичок, здоровается и удивляется необычной обстановке в группе. Дети говорят ему, что хотят играть в магазин.

Старичок-Лесовичок . Ребята, я тоже хочу играть в магазин, хочу купить себе новую куртку.

Воспитатель. Ноу нас не магазин одежды, а продуктовый.

Старичок-Лесовичок . Разве магазины бывают разные? Что в них продается?

Дети объясняют, что в продуктовом магазине продаются всевозможные хлебобулочные изделия: караваи, батоны, булочки, ватрушки, молочные — молоко, сметана, творог, кефир и т.д.

Я все понял. Хочу купить кефир, никогда не пил его, даже не знаю, какой он на вкус.

Воспитатель. Кефир стоит... (цена) рублей. Деньги нужно платить в кассу.

Старичок-Лесовичок . Деньги? Что это такое?

Воспитатель . Ребята, давайте объясним нашему лесному гостю, что такое деньги.

Дети с помощью воспитателя рассказывают о том, что деньги бывают бумажные и металлические. (Показывают.) Бумажные деньги называются «купюрами», металлические — «монетами». Купюры и монеты бывают разного достоинства, т.е. разной стоимости. На деньгах указана цифра. Чем цифра больше, тем выше ее стоимость, значит, на нее можно купить больше продуктов и других товаров. Дети показывают Старичку-Лесовичку деньги разной стоимости и, указывая на ценники, объясняют, что могут купить.

Старичок-Лесовичок . Замечательно! Дайте мне краски, бумагу, я сделаю себе деньги.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, деньги рисовать нельзя. Их изготавливают на фабрике ГОЗНАК, на специальной бумаге с водяными знаками. Посмотри купюру на свет — знаки видны. Если деньги ненастоящие, в магазине тебе ничего не продадут.

Старичок-Лесовичок. Вы меня расстроили. Где же мне взять эти монеты, купюры? Где вы их берете?

Дети объясняют: деньги им дают родители, а те их зарабатывают. Что значит зарабатывать? Где их зарабатывают?

Дети с помощью воспитателя рассказывают о том, где взрослые работают. Кто-то врачом, кто-то учителем, шофером, продавцом. В большом городе много фабрик, заводов, учреждений, там каждый выполняет свою работу. За выполненную работу платят деньги — зарплату. На эти деньги жители покупают продукты, вещи, необходимые в доме предметы: холодильник, телевизор, компьютер, мебель, детям — игрушки и т.п.

У меня в лесу нет никаких магазинов, а у моих друзей, лесных зверей и птиц, нет денег. Я иду по лесу, увидел гриб — сорвал его, встретил кусты малины, смородины — поел ягод, собрал в туесок, принес в свой домик, высушил, чтобы можно было зимой чай попить. Очень хорошо и удобно!

Воспитатель . Люди и лесные звери живут по-разному. Лес для животных — родной дом. Он их кормит, защищает от непогоды, помогает вырастить детенышей, научить их добывать пищу. А в городе нельзя прожить без магазинов. Людям постоянно нужна еда, одежда и очень много самых разных предметов. Ребята, назовите, что вам нужно каждый день, какие предметы?

Дети называют все, что им кажется необходимым: зубная паста, мыло, бумага, книги и т.д.

Старичок-Лесовичок. Я все понял: надо работать, получать деньги и покупать все необходимое для жизни.

Воспитатель. Мы с ребятами играем в магазин. Я тебе дам денег, и ты сможешь что-нибудь купить. Бумажные деньги у нас ненастоящие. Мы учимся понятно объяснять продавцу, что хотим купить, учимся платить деньги, получать сдачу, благодарить за покупку.

Игра продолжается. Как правило, игра в «Магазин» переходит в игру «Семья»: из купленных продуктов готовится обед, приглашаются гости.

Как больной может получить помощь в городе

Цели:

— расширить представление детей о лекарственных растениях: малине, мать-и-мачехе, подорожнике, клевере, познакомить с новым растением — медуницей;

— объяснить, что из определенных растений делают лекарства, которые продают в аптеках, на определенные лекарства врач выписывает рецепт;

— научить узнавать лекарственные растения на картинках;

— воспитывать заботливое отношение к больному.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, лекарственные травы, купленные в аптеке, 2—3 лекарства, приготовленные из трав, картинки с изображением клевера, подорожника, мать- и-мачехи, медуницы, шапочки с изображением знакомых детям луговых цветов, какой-нибудь подарок для лесного гостя, например шарф, рукавички.

Примечание. Лекарственные растения воспитатель выбирает по своему усмотрению; для старших дошкольников их может быть 6—7.

Воспитатель. Я шла в детский сад и встретила Старичка-Лесовичка.

Старичок-Лесовичок грустный, уставший, кивает детям.

Ребята, Старичок-Лесовичок долго добирался к нам из леса и на холоде простудился. Он кашляет, у него болят голова и горло. Он даже не может поздороваться, у него нет голоса. Старичок-Лесовичок очень расстроился. Он сказал мне, что у него в домике много лекарственных трав. Он собирал их летом в лесу и на лугу. Если бы он был у себя дома, то заварил бы чай с малиной или мать-и-мачехой, выпил и перестал бы болеть. Старичок-Лесовичок не знает, как вылечиться в городе.

Ребята, мы сможем помочь Старичку-Лесовичку? Люди в городе тоже лечатся лекарственными травами. Вспомните, кого из вас мама или бабушка поила чаем с какой-нибудь лекарственной травой?

Дети отвечают. Воспитатель обращается к ребенку, который ответил на вопрос.

Что у тебя болело? После чая с лекарственной травой тебе стало лучше?

Ребенок отвечает.

Старичок-Лесовичок, не волнуйся, мы обязательно тебя вылечим. Наши ребята, хотя живут в городе, знают некоторые лекарственные травы. Я приготовила картинки. Сейчас мы их рассмотрим и назовем эти травы. Старичок-Лесовичок, слушай внимательно, правильно ли мы их называем.

Воспитатель показывает картинку за картинкой. Если дети называют растение правильно, Старичок-Лесовичок кивает, и ребенок рассказывает, как узнал растение. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам называет растение и его отличительные признаки.

Например: «Это красный клевер. Его еще называют кашкой. У клевера цветочки собраны в круглый помпон. Каждый листок состоит из трех маленьких листочков».

Лекарственных растений много. Я сейчас покажу новое для вас растение. Оно называется медуница. Посмотрите, какое оно красивое. Цветочки розовые, синие и фиолетовые собраны вместе, чтобы пчелки издалека увидели их. Старичок-Лесовичок, почему у этого растения такое название? У него цветочки медовые?

Старичок-Лесовичок шепчет ответ на ухо воспитателю, а тот говорит его детям.

Сами цветочки не медовые, но у них внутри очень много сладкого сока — нектара. У медуницы раньше, чем у других цветов, начинает появляться нектар. Пчелы достают его, несут в свой дом-улей и там делают мед. А еще медуницу собирают, сушат, заваривают из нее чай и пьют от простуды. Вот какое это замечательное растение! Запомните его название — медуница. Скажите все вместе медуница.

Дети повторяют. Старичок-Лесовичок спрашивает, где же в городе можно найти лекарственные растения, чтобы полечиться?

Дети. В аптеке.

Воспитатель. А что такое аптека? Объясните.

Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы.

Аптека — магазин, в котором продаются лекарства. Там можно купить и лекарственные растения. Они высушены и положены в коробки.

Я сегодня заходила в аптеку и купила мать-и-мачеху. Это растение похоже на одуванчик: желтые цветы со множеством лепестков и длинным стебельком. Но листочки у мать-и-мачехи широкие, округлые, с резным краем. Растет этот цветок на берегах рек, склонах оврагов, в полях.

Воспитатель достает 2—3 коробочки с лекарственными растениями, называет каждое, читает, как их использовать. Дети вместе со Старичком- Лесовичком рассматривают рисунки на коробках.

Из лекарственных растений делают капли, настойки, мази, кремы. Я купила лекарство, приготовленное из корней валерианы. У этого растения очень сильный аромат — и у цветов, и у корней. Капли из валерианы пьют, чтобы успокоиться или когда болит сердце. Некоторые лекарства в аптеке продают по рецепту. Ребята, вы знаете, кто выписывает рецепт? Расскажите Старичку-Лесовичку.

Дети отвечают.

Старичок-Лесовичок, все мы тебе рассказали. Пора тебя лечить. Ребята, кто знает, как сделать чай из лекарственной травы?

Дети отвечают.

Правильно, для этого надо взять ложку сухих листочков, положить в чайник, залить горячей водой, накрыть чайник полотенцем или салфеткой. Постоит чай 2—3 часа и можно его пить. Выпьешь и будешь здоров. Старичок-Лесовичок, мы отдаем тебе это лекарство. Еще я хочу подарить тебе шарф, чтобы ты не простужался. Ребята, наденьте на Старичка-Лесовичка шарф. Наш гость что-то хочет сказать? Как вы думаете, что он сказал? (Спасибо за лекарство и за шарф.) Ребята, Старичок-Лесовичок любит смотреть, как дети играют. Повеселим нашего друга, чтобы он скорее поправлялся. Покажем, как мы умеем играть. Сейчас вы все будете разными цветами. (Раздает шапочки, дети рассматривают картинки и называют цветы.) Сейчас за окном зима. Представьте, что наступило лето.

Взошло солнышко, все цветочки потянулись вверх. Вдруг подул ветер, цветочки закачались. Пошел дождик, цветочки наклонились, закрылись. Дождик закончился, снова выглянуло солнце. Цветочки опять потянулись к небу.

Старичок-Лесовичок, тебе понравилось, как дети играли? Наш гость устал. Где ему в детском саду можно отдохнуть? Сейчас мы отведем его к медсестре. Она приготовит ему чай из мать-и-мачехи.

Вот и закончилась наша встреча со Старичком-Лесовичком. Вы можете дома рассказать, что узнали о лекарственных растениях, как мы лечили нашего лесного гостя.

Примечание. Детям старшего возраста в конце занятия следует задать вопрос: «О каких еще лекарственных растениях вы хотели бы узнать?»

Игру можно закончить чаепитием: дети и Старичок-Лесовичок пьют витаминный чай из лекарственных трав.

Где в городе учатся дети

Цели:

— уточнить представление детей о том, где учатся старшие ребята (например, старшие братья и сестры), кто их учит, чему; как устроен класс и организован процесс обучения (урок, перемена);

— расширить представление о том, чему и как учат лесные животные своих детенышей.

Оборудование: картины из жизни диких животных, картины о школе, колокольчик.

Примечание . Желательно, чтобы роль Старичка-Лесовичка исполнял взрослый.

Предварительная работа:

— провести экскурсию в школе и/или пригласить в детский сад ученика начальных классов — брата или сестру кого- либо из воспитанников;

— рассматривать и комментировать вместе с детьми иллюстрации на тему воспитания лесными зверями своих детенышей.

Воспитатель развешивает в общей комнате картины: «Зайцы», «Белка с бельчатами», «Волк с волчатами», «Купание медведей», «Ежи», «Лиса с лисятами» и др.

Приходит Старичок-Лесовичок, здоровается, подходит к картинам и восхищается ими.

Старичок-Лесовичок. Какие замечательные картины! Звери, как живые! Что нарисовано на этой картине? (Подходит с детьми к любой картине и спрашивает, что делают детеныши, что делает взрослое животное.) Как вы думаете, что говорит лиса или белка на зверином языке своим деткам?

Дети отвечают.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, мы читали интересные рассказы Евгения Чарушина, рассматривали картинки в книге. Наши ребята знают, как зайчиха, белка учат своих детенышей. Ребята, вспомните, что говорит зайчиха зайчатам.

Дети отвечают, после чего воспитатель проговаривает слова зайчихи.

«Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите. Никто вас, сереньких, здесь не увидит. А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет — кто вас найдет?» Белка, лиса, медведица по-своему учат своих детенышей.

Воспитатель читает рассказ о белке, лисе или медведице.

Старичок-Лесовичок. Замечательную книгу написал Евгений Чарушин. В лесу трудно выжить зверятам. Они маленькие, не умеют защищаться, не знают, что есть можно, а что нельзя. Взрослые звери, родители, учат их, как затаиться, как нору копать, как шишки шелушить. Вы тоже еще маленькие. Кто вас учит?

Дети рассказывают о том, как их учат родители, воспитатели, а после детского сада в школе их будут учить учителя.

Что такое школа? Чему учат в школе? Как она устроена? Расскажите, мне это очень интересно!

Воспитатель и дети показывают гостю картины о школе и рассказывают, как устроен класс, какие школьные принадлежности есть у учеников. (Если дети ходили на экскурсию в школу они могут описать Старичку-Лесовичку здание школы, разные кабинеты, рассказать, где ученики обедают, занимаются спортом, читают книги и т.п.)

Воспитатель . В школе есть уроки и перемены. Сейчас нас на такую перемену позовет веселый звонок.

Воспитатель звонит в колокольчик и предлагает детям поиграть в любую подвижную игру.

В школе после перемены ребята снова идут в класс и продолжают учиться. Старичок-Лесовичок, ты, наверное, не знаешь, что есть особые школы, в которых учат музыке, есть спортивные, воскресные, в которых дети могут заниматься по выходным.

Старичок-Лесовичок . Ребята, у кого есть братья или сестры, которые уже учатся в школе? Они вам рассказывают о ней? Вам хочется учиться в школе? Вы все пойдете учиться в одну или в разные школы?

Дети отвечают.

Как много я сегодня узнал. Вас, детей, обучают преподаватели в специальных школах, а звериные детеныши все узнают в «лесной школе». Их учат родители — взрослые звери. Спасибо вам большое за интересный рассказ.

Старичок-Лесовичок прощается и уходит.

На каком наземном транспорте мы ездим в городе

Цель: расширить представление детей о разных видах городского транспорта, его назначении, правилах поведения в нем.

Оборудование : кукла Старичок-Лесовичок, картинки с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая, план города.

Предварительная работа:

— показать детям ближайшую к детскому саду остановку городского транспорта;

— рассмотреть изображения разных видов транспорта, назвать каждый, через какое-то время попросить детей повторить названия;

— узнать у детей, кто из них и куда ездил на городском транспорте, какие правила поведения в общественном транспорте они знают;

— загадывать детям загадки о транспорте.

Примечание. Если в городе есть метро, необходимо добавить в материалы для занятия картинки с изображением поездов, станций, схему метрополитена. Воспитатель должен рассказать детям о системе пересадок, правилах поведения на эскалаторе, на станции и в вагоне электропоезда, о безопасности в метро.

В группу входит уставший Старичок-Лесовичок, тихо здоровается и охает.

Старичок-Лесовичок . Ох, как я утомился.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, что с тобой? Почему ты так устал?

Старичок-Лесовичок. Я очень долго иду пешком из леса, путь не близкий — мне тяжело.

Воспитатель. Почему ты не приезжаешь к нам на автобусе, троллейбусе или трамвае?

Старичок-Лесовичок. Я на улицах видел много разных машин, но как узнать, трамвай это или автобус?

Воспитатель. Ребята, расскажите, как вы узнаете трамвай, автобус, троллейбус.

Дети отвечают и показывают виды транспорта на картинках. Попробуем вместе отгадать загадку:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

Старичок-Лесовичок . Я понял, что в автобусе люди ездят на работу, а почему автобус в резиновых сапожках? Ребята, объясните мне.

Дети . Шины у автобуса резиновые.

Старичок-Лесовичок. Почему люди не хотят ходить пешком? Конечно, ноги устают, но ходить полезно. Можно отдохнуть и идти дальше.

Воспитатель . Наш город очень большой. У нас есть план города. Ребята, давайте покажем гостю, где находится наш детский сад. Вот он. (Помогает найти на плане детский сад.) Не все живут рядом с детским садом, школой или работой. Если идти пешком — потратишь много времени, даже можешь опоздать. А на автобусе, троллейбусе или трамвае доехать получится быстро.

Старичок-Лесовичок. Куда еще люди ездят на трамваях и автобусах?

Дети перечисляют места, куда можно поехать: в магазин, в гости, на работу, в школу, театр, зоопарк, цирк и др.

Воспитатель. Люди привыкли ездить, потому что это быстро и удобно. Старичок-Лесовичок, ты можешь приезжать к нам на... (называет вид транспорта). Вот твой лес, а вот тут — остановка. (Показывает на плане.)

Старичок-Лесовичок . Ребята, научите меня ездить на трамвае.

Ребята с помощью воспитателя рассказывают, как нужно входить в трамвай и выходить из него, покупать билет, слушать объявления об остановках, быть вежливым, уступать место старшим и людям с маленькими детьми.

Воспитатель загадывает загадку о трамвае:

Кто далеко живет,

Тот пешком не пойдет.

Дом на рельсах тут как тут,

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется... (трамвай).

Воспитатель . В большом городе без трамваев, автобусов и троллейбусов не обойтись. Каждый день на них ездит очень много людей. Трамваи, автобусы, троллейбусы имеют номера и маршруты — путь от одного места до другого. Для пассажиров построены специальные павильоны — остановки, где они ожидают нужный им транспорт. Транспорта в городе очень много. Для порядка на перекрестках улиц установлены светофоры и переходы — полоски «зебры», а для пассажиров существуют правила дорожного движения и поведения в транспорте, которые надо запомнить и всегда соблюдать.

Старичок-Лесовичок. У меня в лесу нет ни автобусов, ни трамваев, все лесные звери ходят по тропинкам, которые сами протоптали. Например, лесной великан — лось — преодолевает длинный путь, чтобы полизать соли. Есть такая соленая земля — солонцы. Многие звери любят соль и уходят очень далеко, чтобы ее найти. Я по лесу гуляю не спеша, присматриваюсь, приглядываюсь, обязательно что-нибудь интересное увижу. Вы, когда придете в лес, тоже ходите не торопясь и увидите много чудесного, полюбуетесь его красотой, подышите свежим воздухом, послушаете пение птиц. А я в следующий раз попробую к вам приехать.

Воспитатель. Мы будем тебя ждать, Старичок-Лесовичок. А сейчас давайте поиграем в новую игру «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто из вас в вагоне тесном

Уступает старшим место?

Дети отвечают.

Кто из вас идет вперед,

Только там, где переход?

Дети отвечают.

Знает кто, что красный свет

Это значит — хода нет?

Дети отвечают.

Знает кто, что свет зеленый

Означает — путь открыт?

Дети отвечают.

Старичок-Лесовичок. Мне понравилась ваша новая игра. Буду выполнять все правила.

Старичок-Лесовичок благодарит детей за объяснения, прощается и уходит, а воспитатель предлагает детям поиграть в любую подвижную игру.

Кто заботится о чистоте и порядке на улицах города

Цели:

— уточнить представление детей о том, кто и как поддерживает чистоту и порядок на улицах города и в лесу;

— воспитывать уважительное отношение к труду дворников, потребность у детей выполнять правила поведения на улицах и природе.

Оборудование: пластиковый пакет или корзина с мусором, плакат или отдельные рисунки, изображающие правила поведения на улицах города и природе.

Примечание. Желательно, чтобы роль Старичка-Лесовичка исполнял взрослый.

Предварительная работа:

— обращать внимание детей во время прогулок по улицам микрорайона на чистоту и порядок, урны для мусора, состав мусора и на то, где он брошен, а также на красоту чистых улиц;

— беседовать с детьми о том, кто следит за чистотой, какие машины помогают дворникам в этой работе.

Входит озабоченный Старичок-Лесовичок, здоровается и высыпает посреди группы мусор из пакета.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, что это? Где ты это все собрал: фантики от конфет, пакеты, бутылки из-под воды и сока, консервные банки, обрывки газет?

Старичок-Лесовичок. Подумайте, ребята, где я мог собрать весь этот мусор. Кто догадался? Я его собрал, пока шел по лесу к вам в гости. Чей это мусор? Кто его оставил в лесу?

Дети отвечают.

Правильно, этот мусор оставили в лесу отдыхавшие люди. Поели, попили, а банки и бутылки бросили под кусты. Как нужно было поступить с мусором?

Дети отвечают.

Что может случиться из-за этого мусора?

Дети. В лесу станет грязно, животные могут поранить лапы о консервные банки, может начаться пожар.

Воспитатель . Наши дети знают некоторые правила поведения в лесу. Сейчас они назовут их.

Воспитатель вывешивает плакат с правилами поведения на природе, рисунками и подписями к ним, дети проговаривают правила: «Не оставляй мусор в лесу. Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто» и т.д.

Старичок-Лесовичок . Знаете ли вы, как лесные жители сами поддерживают чистоту в лесу? Куда пропадают шерсть, перья, когда звери и птицы линяют? А рога лося, он их сбрасывает в конце зимы — начале весны? Куда исчезают опавшие с деревьев листья?

Дети высказывают предположения. Если среди них есть верные, Старичок-Лесовичок хвалит ребенка и рассказывает: клочки выпавшей шерсти, перья собирают лесные животные и делают из них мягкие, теплые подстилки в норах и гнездах, листья перегнивают и становятся удобрением, а рога лосей любят грызть лесные мыши и белки.

Я шел сегодня по вашему району и любовался чистыми улицами. Кто в городе поддерживает чистоту и порядок? Расскажите. Я видел машину, которая поливала улицу. Как она называется?

Дети. Поливомоечная.

Старичок-Лесовичок. Зимой так много снега! Как дворники справляются с ним? Как очищают улицы? Я видел на улицах ящики, куда люди бросают мусор. Забыл, как они называются. Подскажите слово.

Дети. Урна.

Старичок-Лесовичок . Всегда ли на улицах чисто? Кто мусорит? Есть ли правила, которые учат поддерживать чистоту и порядок на улицах, в парках?

Дети отвечают.

Воспитатель . Такие правила есть, и дети их знают. Бывают разные случаи, когда ребенку надо самому решить, как поступить. Сейчас я задам ребятам задачи, послушаем, как они их решат.

Вы съели конфету или мороженое. Что делать с фантиком и оберткой, если нет урны для мусора? Вы бросили бумагу в урну, а она упала рядом с ней. Что сделаете?

Дети отвечают.

Воспитатель и Старичок-Лесовичок хвалят детей за правильные ответы. Воспитатель напоминает поговорку «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Встреча может закончиться любой игрой по выбору детей.

Наш родной город

Цель : сформировать первоначальное представление о родном городе как малой родине детей.

Оборудование : образцы продукции некоторых предприятий, крупные фотографии достопримечательностей, рисунки города, выполненные старшими детьми, городской план, кукла Старичок-Лесовичок.

Примечание. Занятие проводится вместе с детьми старшей группы.

В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается.

Старичок-Лесовичок . Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Шел сейчас к вам и думал о том, в каком красивом городе вы живете, но я о нем почти ничего не знаю! Как он правильно называется? А люди, которые в нем живут?

Дети отвечают.

Воспитатель . Ты пришел вовремя, мы с ребятами собираемся поговорить о нашем родном городе. Для этого я приготовила выставку, а дети подготовительной к школе группы — стихи о нашем городе и свои рисунки.

Старичок-Лесовичок . Ребята, в вашем городе столько улиц, больших и маленьких! Как вы их различаете? Вы знаете, как называются улицы, на которых вы живете?

Дети отвечают.

Назовите улицу, на которой находится ваш детский сад.

Дети отвечают.

Воспитатель. А в центре города расположен(ы)...

Дети могут называть главные улицы родного города, достопримечательности (кремль, театры, кинотеатры, музеи, зоопарк, известные здания и др.).

Посмотрите на план города, давайте найдем улицы и здания, которые вы назвали. (Показывает расположение улиц и достопримечательностей.)

Старичок-Лесовичок. Мне так хочется там побывать, но я забыл дорогу. На каком виде транспорта можно доехать от вашего детского сада в центр, на улицу... (название), к театру... (название)? Ребята, расскажите мне, как они выглядят, чтобы я сразу их узнал.

Воспитатель. На улицах нашего города находится много красивых зданий, некоторые из них построены очень давно, но люди сохранили их до наших дней, чтобы мы могли любоваться ими.

Воспитатель подводит детей и гостя к выставке фотографий. Дети описывают изображенные на них достопримечательности и улицы.

Старичок-Лесовичок. Какой огромный магазин! Как он называется?

Дети. ЦУМ.

Воспитатель . Что можно купить в ЦУМе? Посоветуйте Старичку-Лесовичку.

Дети. Продукты, одежду, мебель и другое. Старичок-Лесовичок. Что это за большая поляна? Воспитатель. Это не поляна, а городская площадь, там люди отдыхают. Есть такая пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Всех красот не перечислить!

Воспитатель и дети могут рассказать также о вокзалах, аэропортах, гостиницах, о том, как можно приехать в город и где остановиться.

В нашем городе много фабрик и заводов. Подойдите к выставке и посмотрите, что они производят. А еще наш город знаменит тем, что (например) построен на берегу очень красивой реки. Как она называется?

Дети отвечают.

Мы с вами были на набережной, что вы видели? Что вам понравилось? Опишите реку... (название).

Дети отвечают.

Ребята подготовительной к школе группы тоже ездили на набережную, посмотрите, что они нарисовали. (Показывает рисунки.) Гостям нравится наш город. Здесь красиво, улицы широкие, много деревьев. Вечером все улицы освещаются фонарями и от этого становятся нарядными, словно праздничными.

Старичок-Лесовичок . Кто следит за чистотой и порядком на улицах города?

Дети отвечают.

Воспитатель. Нашему любимому городу посвящено много стихов и песен. Мы выучили с вами стихотворение... (название). Мы послушаем и старших ребят, они тоже хотят прочесть стихи о нашем городе.

Дети читают стихи.

Старичок-Лесовичок, сейчас ты лучше узнал наш город?

Старичок-Лесовичок . Вы так хорошо рассказывали о своем городе, что мне захотелось прогуляться по его улицам, сходить на берег реки. Теперь я понял, почему здесь так чисто и красиво. Вы, ребята, заботитесь о чистоте и порядке на улицах! Я горжусь своими друзьями. Мне хочется сделать для вас что - нибудь приятное! Может, вы хотите поиграть в игру «Золотые ворота»?

Воспитатель. Это русская народная игра, все берутся за руки, образуя круг. В центр круга встают двое играющих, тоже берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с воротами кладут какой-нибудь предмет. Один из участников игры — водящий — проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони размыкает руки одной из стоящих там пар. При этом все проговаривают (поют):

В золотые ворота проходите, господа!

Первый раз — прощается,

Второй раз — запрещается,

А на третий раз — не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к лежащему перед «золотыми воротами» предмету. Первый, поднявший предмет вверх, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

Дети играют.

Старичок-Лесовичок . Молодцы! А мне пора уходить, хочу еще погулять, полюбоваться вашим замечательным городом.

Статьи по теме: