Far cry 5 игромания. «Умный спутник-половина дороги»

Когда компания Ubisoft выпускает действительно хорошие игры, те не просто выстреливают - о них говорят годами.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Когда компания Ubisoft выпускает действительно хорошие игры, те не просто выстреливают — о них говорят годами. Они задают моду. Их изучают, приводят в пример, нежно любят и проходят заново с завидной регулярностью. Prince of Persia , Assassin’s Creed , Far Cry — все эти франшизы, несмотря на их противоречивую репутацию, без сомнений можно назвать культовыми и знаковыми для индустрии.

Но каждый раз, когда Ubisoft удаётся создать новую формулу успеха, компания становится заложницей собственного дизайна: вместо того чтобы двигать серию дальше, разработчики стабильно тратят ещё пять-семь лет на попытки заставить удачную идею срабатывать снова и снова .

Far Cry 3 получилась отличной — здесь в кои-то веки сошлись во мнениях и игроки, и журналисты, — но каждая следующая часть ни на йоту не отступала от её геймплейных находок. Поэтому анонс Far Cry 5 я воспринял с гнетущей апатией: фи, ещё одна песочница... Пройду, напишу, забуду.

Я сел за игру безо всяких положительных ожиданий — а вылез из неё кое-как, с трудом отлепившись от экрана после сорокачасового марафона. Мне тоже в это не верится, но Far Cry 5 всё-таки оторвалась от своих корней.

Cюжетный трейлер

Однажды на цивилизованном Западе

Если судить об игре по трейлерам, видишь только то, за что Ubisoft принято порицать: нерешительность и безыдейность. Аванпосты, взрывы, пиу-пиу, транспорт, а на фоне — большой, красивый и бессмысленный открытый мир. Вот только трейлеры лгут: ощущается Far Cry 5 совсем не так, как её предшественницы. Эту чувственную разницу никакие ролики передать не в силах — она заключена совсем не в перестрелках. Именно фирменное внимание Ubisoft к мелочам, а не убийства и освобождение аванпостов, впивается в игрока орлиными когтями и не ослабляет хватку до финальных титров.

И благодарить за это нужно именно сеттинг — тот самый округ Хоуп штата Монтана.

А точнее, то, как Ubisoft поработала над связью открытого мира и его декораций.

Серия Far Cry побывала везде где только можно: пустынная Африка, джунгли тропических архипелагов, заснеженные гималайские хребты, неоновые ретровейв-восьмидесятые, даже каменный век. Есть всё же дивная ирония в том, что после долгих лет вычурной экзотики Ubisoft решили «удивить» игроков белой колхозной Америкой. На такой почве шутки по аналогии с BioShock («Город под водой, город в небесах... что дальше? Город на ЗЕМЛЕ?!») напрашиваются сами собой.

Но, как оказалось, понапрасну.

Придраться к «обыденности» мира Far Cry 5 можно запросто, но это бессмысленно: как по мне, эта простота и незатейливость сеттинга пошли исключительно на пользу игре. Злая шутка восприятия: наш взгляд сразу находит красоту в диковинном укладе жизни, непривычной архитектуре и пейзажах, как и в предыдущих частях серии.

А вот замечать прекрасное в знакомой и будничной жизни несравнимо сложнее. Ubisoft свою живую Монтану не только заметили, но и достоверно передали: округ Хоуп — место приземлённое и до жути реальное. Это прямая противоположность таинственным джунглям и заснеженным высокогорьям, полным храмов, секретов и мистики. Да, предыдущие части смотрелись намного причудливее, но я не смогу назвать ни одного места из Far Cry 3 и 4, даже если мне приставят пистолет к виску. При всём их колорите одни руины храма островитян не отличить от других, а храм Будды в низине — от храма на горном плато. Вся эта экзотика сливается в один многоцветный калейдоскоп.

Но достопримечательности из Far Cry 5 я забуду нескоро, если забуду вообще. Яблочная ферма на севере долины Холланд. Тюрьма на реке Хенбейн. Горные тропы на хребте Уайттейл. Вид на озеро, открывающийся с причала Аделаиды Драбмен (это, кстати, не кто иная, как мамаша Хёрка из Far Cry 3 и 4). Пожелтевшая, жухлая трава по пояс, пыльные дороги, краски луговых цветов... Всё это — очень простые и ни разу не экзотические вещи, но в них веришь, ими хочется наслаждаться. Ubisoft ещё раз продемонстрировали своё умение создавать обширные, пестрящие мелочами локации: округ Хоуп получился глубоко аутентичным и правдоподобным — то и дело хочется остановиться, чтобы сделать пару снимков.

Куда глаза глядят

На сеттинге и необычайно плотной атмосфере Far Cry 5 хорошие новости не заканчиваются. Та самая чувственная разница, о которой я говорил, нагнетается не косметически, а практически: благодаря структуре открытого мира. В отличие от предыдущих частей серии Far Cry 5 делает куда больший акцент на спонтанном геймплее — ситуациях, в которые вы попадаете не по своему желанию, а из-за взаимодействия игровых систем.

Разработчики отказались от сюжетного ограничения свободы действий игрока: пройдя режим обучения, можно воевать с кем угодно и когда угодно. И на этот раз не в одиночку: во всех регионах вестникам Иосифа противостоит местная ячейка ополчения — небольшая группа союзников со своей сюжетной линией и взаимоотношениями. У каждой области есть собственная фишка, связанная либо с врагами, либо с самим окружением, плюс союзники, памятные места и ворох уникальных квестов. Да, именно квестов . Не «подай-принеси-убей», а неплохих сюжетных заданий.

Реиграбельности это заметно добавляет: в новом прохождении можно выбрать другой маршрут и порядок выполнения миссий. А в зависимости от приобретённых навыков и спутников под рукой будут меняться и ситуации: какие-то станут сложнее, другие — проще. Чем дольше вы ведёте военные действия в регионе, тем живее он становится. И ополченцы, и эдемщики начнут присылать больше войск для участия в конфликте — масштаб и концентрация взрывов в боях будут планомерно расти.

К слову, о спутниках: они замечательные. Я боялся, что товарищ, сбрасывающий авиабомбы на головы врагам, слишком упростит экшен и сделает всю работу за игрока, — но нет. Если не хотите, можете вообще не брать никого в помощники. Или отказаться от компьютерных болванчиков в пользу человека — Far Cry 5 можно от начала до конца пройти в кооперативе.

Но советую всё же присмотреться к чудакам из ополчения. Они хороши как на подбор: каждый неглуп, обаятелен и идеален для решения одного определённого рода задач. Жаль только, что реплик у них маловато: друзья довольно быстро начинают повторяться. Зато у животных — пса, мишки и пумы — такой проблемы нет: они радуют одним своим присутствием. Кроме того, брать в отряд можно не только крутых «спецов», но и простых ополченцев с дороги. Зачем? Полагаю, просто «потому что».

Забыл сказать о главном: вышки! Треклятые вышки, избитый мем и объект воздыхания Ubisoft, остались в прошлом! Вскарабкаться на парочку всё ещё можно, но уже из других соображений: либо чтобы добраться до нычки, либо когда самой Ubisoft приспичит над собой позубоскалить.

Последний из могикан

Без вышек подход к исследованию мира преобразился: теперь всё идёт естественным путём. Поначалу на карте отмечены только базовые вещи: места, где окопались спутники из ополчения (логично, ведь они передают сообщение SOS по радио), и границы регионов. Прочее окутано «туманом войны», виден только ландшафт, поэтому путь к цели теперь далеко не так предсказуем, как раньше. Мини-карты в углу экрана тоже больше нет, и брести куда-то на автопилоте, косясь на шпаргалку, не выйдет. Придётся вглядываться в окружение и обращать внимание на детали — дорожные знаки и звуки стрельбы. То есть по-настоящему исследовать мир.

Одна разведка ничего не решает: точки интереса, спрятанные коллекционные предметы и новые персонажи не появятся на карте сами собой — их надо найти. Что-то отмечено в картах, валяющихся в лесных лачугах (опять же логично: когда живёшь в глуши, лучше иметь карту округи под рукой) и на аванпостах. Что-то можно узнать от местных, на которых вы постоянно натыкаетесь в странствиях. Слово за слово, одно за другое — и вот ты уже пару часов рыскаешь по округу, забыв о глобальном сюжете.

Пока бредёшь по обочине дороги вдоль лесополосы, натыкаешься на ополченца в патруле — даму с РПГ на плече и ротвейлером. Та рассказывает, что её беспокоит судьба ветерана войны, живущего за окраиной Фоллз-Энд: тот уже слишком стар, чтобы дать отпор культистам. Новая локация отмечена — можно топать в ту сторону. Но на полпути дорогу перегораживает блокпост эдемщиков — они вот-вот казнят новую партию «еретиков». После короткой перестрелки один выживший в благодарность рассказывает об устроенной неподалёку нычке. Второй передаёт сплетню ещё об одном персонаже, третий делится локальными новостями и информацией…

Понимаете, о чём речь? Это S.T.A.L.K.E.R. , это The Elder Scrolls или последние Fallout , но никак не привычная Far Cry. Раньше в серии весь контент преподносился на блюдечке: он был создан для вас, и только для вас, — без игрока окружающий мир не имел цели и не существовал вовсе.

Far Cry 5 выбивается из этого описания. Округ Хоуп спокойно живёт и дышит без вашего вмешательства: чудаковатые NPC вовсю общаются друг с другом и сами генерируют непредсказуемые ситуации. Сеттинг раскрывается через непосредственное взаимодействие с его обитателями — ополченцами, у которых и без вас полно дел. И каждый сторонний квест, хоть бы и сбор коллекционных побрякушек, даётся кем-то . Персонажем. Даже если вам всё равно придётся собрать X предметов или убить Y врагов, теперь это подаётся более живым, осмысленным образом. А потому и нет ощущения, что занимаешься бесцельным гриндом.

Есть весомая разница между сеттингом, битком набитым контентом для игрока, и миром, созданным с заботой о его цельности, атмосфере и обитателях. К счастью, мир Far Cry 5 относится ко второй категории.

Безбожье

Кого-то может расстроить, что пятая часть отбросила привычный для серии конфликт «человек против природы». Флора и фауна не пытаются сожрать вас живьём, как в Far Cry 3 и 4, охота и собирательство почти не нужны для развития персонажа, а крафту отведена незначительная роль.

Кроме того, главный герой молчит всё прохождение — и всё ради того, чтобы впихнуть свободную кастомизацию персонажа в игру, которая прекрасно обошлась бы и без неё. Уверен, что протагонист, способный вставить свои пять копеек по поводу происходящего вокруг хаоса, сделал бы всё только лучше. В конце концов, без искренних реакций Джейсона Броди та же Far Cry 3 была бы совсем другой игрой.

Far Cry 5 променяла рассказ о выживании индивида в экстремальных условиях на размышления о непростых социальных вопросах. Это история о столкновении ценностей и мировоззрений. Похожий конфликт уже пыталась реализовать Far Cry 4, но в этот раз его показали правильно. Врата Эдема посягают на главную ценность любого американца — свободу. Они отбирают её силой: непокорные фермеры и городские жители накачиваются «блажью» (местным наркотиком, культисты синтезируют его из дурман-травы) или «случайно» захлёбываются во время крещения. Беспредел оправдывается высшей целью, а личные потребности ценятся меньше, чем нужды большинства.

На фоне идиллии простой жизни, которой когда-то жил округ Хоуп, зверства Врат Эдема не на шутку ужасают. Они неуютно правдоподобны. Реалистичны. Ваас Монтенегро со своими пиратами кажется просто капризным ребёнком в сравнении с эдемщиками. И, к счастью, сценарий достаточно хорош, чтобы даже в компании молчаливого протагониста вы принимали всё это близко к сердцу: пролог Far Cry 5 делает всё, чтобы игрок мигом проникся ситуацией и начал сопереживать. Искренний гнев мотивирует убивать культистов не меньше, чем желание «добить ачивку» или захапать лут.

Чокнутое семейство Сидов (особенно Иосиф и Иаков) отлично впишется в зал славы видеоигровых злодеев. Непростые заблудшие личности, в словах которых, несмотря на фанатичный бред, есть капля истины. У всей четвёрки будет достаточно экранного времени, чтобы раскрыться, и каждому хватит индивидуальности, чтобы не казаться откровенной карикатурой.

Меня покоробила только одна мелочь: когда игра решает, что пришла пора уделить внимание антагонистам, от этого никак не отвертеться. Если один из Сидов решит поговорить с вами по душам, лицом к лицу, он вас достанет, хотите вы того или нет. Даже если герой в этот момент пролетает над каньоном в костюме-крыле или сидит в здании без окон, посланники Врат Эдема заберут его в любом случае. Тут Far Cry 5 слегка перегибает палку.

А в остальном, как говорится, — моё почтение.

Тёмная долина

В нынешнем политическом климате США игра смотрится, пожалуй, даже более злободневно, чем планировали разработчики. Всего два года назад отгремело восстание в Орегоне: группа вооруженных бунтовщиков целый месяц удерживала национальный парк под своим контролем. Реальный северо-запад страны — это вотчина конспирологов, милитари-фетишистов и упёртых радикалов. Во Вратах Эдема угадывается и печально известный Джонстаун, и секта Восточной Молнии. Увы, то, что проповедует Иосиф, более чем популярно в реальности.

В округе Хоуп политические и социальные противоречия обострены до предела. Почти у каждого персонажа своё мнение касаемо оружейной политики, миграции и экономики США. Единственное, что держит ополченцев вместе, — дух солидарности и земля, на которой жили их предки. Всё это очень быстро передаётся игроку.

Неловко признаваться, но в какой-то момент я проникся настроением этого вестерна настолько, что даже начал отыгрывать роль , — раньше со мной такого не случалось в принципе, а в Far Cry и подавно. Я передвигался исключительно пешком, чтобы не привлекать внимание эдемщиков (и любоваться природой). Избегал дорог, обходя перекрёстки и магистрали полями-лесами. Вызывал помощь с воздуха только в крайнем случае. Даже снаряжение подбирал исходя из реализма: только такой комплект оружия, с которым можно путешествовать налегке. Композитный лук, двустволка, маленький автоматический пистолет и компактный гранатомёт М79.

Всё, что нужно, чтобы вершить правосудие.

Эй, партнёр, возьми бутылочку холодненького и послушай, что я тебе расскажу. Знаешь, чего учудили эти канадцы? Сделали чертовски хорошую игру про наш бесхитростный быт. Не очередную криминальную историю в Лос-Анджелесе с его, прости Господи, темнокожими и прочими меньшинствами, а именно про саму Америку, которая, как известно, начинается за МКАДом. Ну то есть за лос-анджелесской окружной. И называется всё это дело Far Cry 5.

Made in USA

Строго говоря, made in Canada, но северные соседи явно изучили жизнь американской глубинки на 5 с плюсом. Всё здесь так и дышит стопроцентной аутентичностью: горы сменяются бескрайними полями, леса кишат дичью, в чистых реках и озёрах полно рыбы, на фермах быки и коровы занимаются пополнением поголовья скота. Монтана - это вам не загазованный Нью-Йорк с офисным планктоном и несбыточными карьерными надеждами.

В Монтане уж если внедорожник - то весь в пламени и черепах, и с пулемётом. Если биг риг (грузовик-тягач) - то в молниях и с белоголовым орланом. А также с двумя пулемётами, ибо местные знают толк в жизни. Любой освобождённый заложник, независимо от пола, вместо нытья о равноправии и долгих благодарностей подбирает с мёртвого культиста AR-15 и отправляется мочить других культистов, так как он из этой AR-15 стрелял ещё с 3 лет, на ферме у дядюшки.

Обычно игропром откровенно издевается над рэднеками: их принято изображать в виде конченых имбецилов, которые круглосуточно пьют 70-ти градусный moonshine и спят исключительно со своими сёстрами. Far Cry 5 решил не идти по этому лёгкому пути, и (если не учитывать ряд чисто игровых перегибов) попытался показать более-менее реалистичную жизнь американской глубинки. То есть помимо всех прочих плюсов, FC5 можно использовать как познавательную интерактивную энциклопедию.

Это только в Far Cry 5 Дуня - ягодка опять

Но всё это имело бы куда меньше смысла без просто обалденной графики, особенно в 4К. Прищурьте глаза. А теперь прищурьте ещё процентов на 15. Вот. В таком фокусе будет казаться, что фотореализм в играх уже достигнут. Оно и не удивительно: движок Cryengine всегда считался одним из лучших, а канадцы, выкупившие франшизу у немцев, наверняка разрабатывали свою Дуню (серьёзно, движок называется Dunia) отталкиваясь от добротного бюргерского продукта.

Недавно я восторгался по поводу леса в Kingdom Come. Так вот, забудьте про этот лес. Вычеркните его из памяти. Far Cry 5 - вот где лес так лес. Никаких больше поисков одного жалкого кролика и попыток его убить при помощи изогнутой палки с бычьим сухожилием. Со всех сторон на вас будут валить олени, рыси и медведи: только и успевай переключаться со снайперки на карбоновый нано-лук с оптическим прицелом, а с него - на пистолет-пулемёт, если какой-нибудь когтистый гад подберётся слишком близко.

Игра света и тени, подлесок, туман, “божественные лучи”, пробивающиеся сквозь кроны деревьев - всё это выполнено на самом высоком уровне, который сейчас вообще можно себе представить. Братьям-славянам конечно тоже респект, но это один из тех случаев, когда ААА-бюджет монстра Ubisoft не просто разбазаривается, а тратится с толком, и однозначно одерживает победу над 2А-затратами независимой чешской студии.

Сам себе режиссёр

Однако же не будем уподобляться наиболее ограниченным геймерам, которые смотрят только на графику. Что с геймплеем? Если по существу - это по прежнему старый-добрый Far Cry, начиная приблизительно со 2-й части. Есть некая диктатура (культ Джозефа Сида), есть Сопротивление (в данном случае относительно адекватные граждане), и вы, конечно, на стороне добра.

У культа есть опорные пункты, их надо захватывать, за захват по стэлсу - хороший бонус. По мере увеличения количества баз Сопротивление становится сильнее и предоставляет доступ к новым видам оружия, на очки опыта развиваете своего персонажа - разве что без татуировок. В общем, стандартный treadmill, “беговая дорожка” Far Cry. Однако есть одно очень хорошее “но”, которое полностью всё меняет. Такое ощущение, что плотность событий в 5-й части увеличена в десятки раз.

В Far Cry 3 или 4 вещи происходили сами по себе - вы могли стать их свидетелем, а могли и не стать, одно из двух. В FC5 “режиссёр” (то есть алгоритм, ответственный за побочные события) буквально сошёл с ума и уподобился своим коллегам из Left 4 Dead 2 и Warhammer: Vermintide 2 - он всё время вам что-нибудь подсовывает, нет ни одного спокойного (читай - скучного) момента.

Атмосферные прогулки и Metal Gear Solid 5

И это, пожалуй, самый огромный плюс игры. Даже на рыбалке, созданной для расслабона, могут произойти забавные события. Вот вам не байка рыбака, а #truestory, bro. Как-то раз рыбачил я на берегу озера - тишь, гладь, 4К-благодать. Рядом сидела снайперша Грэйс. Нахваливала - мол, поймал вооот такую рыбу. И тут наблюдаю картину: на другом берегу двое культистов волокут какого-то бедолагу к воде. Макнули пару раз - мол, покайся во грехах - ну я и попросил напарницу хлопнуть обоих.

Грэйс работает без промаха: раз-два, ваших нет. Промокший пленник взял с трупа винтовку, но на беду в это время в лесу волки гнали оленей. Хищники отвлеклись на кипиш и решили полакомиться человечинкой. Одного бедолага успел ликвидировать, второй перегрыз ему глотку. Я собственноручно отомстил при помощи снайперки (пускай уж Грэйс отдохнёт) и спокойно продолжил рыбачить. Вот вам и Far Cry 5. Как говорится, нигде более.

Кстати, о нововведениях. Если о фундаментальных, это компаньоны и авиация. Ваших спутников разработчики, мягко говоря, “подсмотрели” в MGS V. Бумер - чистой воды афганская овчарка, даже функции те же: вынюхивает врагов и временно нейтрализует самых наглых. Грэйс - эта ваша Quiet: замотанная по самое горло в американский флаг, милитари куртку и бесформенные штаны-карго, без обнажёнки и фэн-сервиса, но такая же смертельная. Потомственный пилот Ник Рай - вертолёт поддержки Pequod, ну и так далее. Разве что двуногого коробкоподобного (человекоподобным Walker Gear язык не поворачивается назвать) робота нет, однако это было бы уже слишком.

Авиация - отдельное достижение франшизы. В третьей части её не было вообще, в четвёртой появился жалкий мопед с пропеллером, а тут сразу такой прогресс. Гидроплан (нет, не тот, хотя тот кстати тоже есть, и называется “орегано”, дабы не палиться) с бомбами, вертолёты с шестистволками и даже истребители Второй мировой с авиапушками и неуправляемыми ракетами - всё в вашем распоряжении. Ну и у врага есть соответственно, что невероятно разнообразит геймплей. Охотитесь вы весь из себя такой спортивный на оленей (за килл стрелой больше лута), а на вас уже с 6-ти часов заходит Spitfire. Приходится брать вместо лука кое-что посерьёзнее: РПГ-7 или хотя бы M60.

Рукав всё же пришили

По традиции - немного критики. Просто чтобы вы понимали, почему эта игра, вызывающая лишь слёзы восторга и умиления, всё же не получит 125 из 10. Мультиплеер. Прохождение в коопе - это более чем замечательно, но PvP сделано на… “отвали”, мягко говоря. Такое ощущение, что за стилистикой 80-х Ubisoft просто скрыла нежелание делать нормальный PvP-режим.

Графика в десятки (без преувеличений) раз хуже, чем в кампании, привязка к сюжету нулевая, некоторые карты вообще без текстур - мол, это ретро; идиотские модификаторы вроде бесконечных гранат, общая бестолковщина и рандомность происходящего такова, что Call of Duty в сравнении с этим вам покажется серьёзным тактическим шутером а-ля Arma III.

А ведь всё уже было. Было ещё в Far Cry 3. Идеальные сбалансированные карты, нарисованные самой Ubisoft (а не безруким “коммьюнити”), привязанный к сюжету team deathmatch пиратов против аборигенов, увлекательный геймплей без претензий на реализм, но и без идиотской аркадности. Неужели так сложно всё это повторить в виде культ VS рэднеки?

Покайтесь, грешники, ибо конец уже близок

Впрочем, для мультиплеера есть Battlefield, CoD, CS:GO - кому что нравится. PvP никогда не было приоритетом Far Cry. Да и вообще, всё познаётся в сравнении. После Primal с его идиотскими мамонтами и кремневыми копьями казалось, что франшиза полностью исчерпала себя и окончательно зашла в тупик, а тут вдруг такой взлёт.

Конечно, злодей не самый лучший. Джозеф Сид, возомнивший себя новым пророком (хорошо ещё хоть не богом), не вызывает особой ненависти, несмотря на свою жестокость и фиксированный взгляд психопата. С другой стороны, к нему не привязываешься, как к Ваасу. Соответственно, и убивать не жалко.

В конечном итоге, если брать персональную шкалу предпочтений, Far Cry 5 неизмеримо выше четвёртой части, и лишь совсем чуть-чуть не дотягивает до абсолютно шедеврального Far Cry 3. Конечно, здесь следует учитывать ещё и огромную роль ностальгии, ведь если запустить Far Cry 3 сегодня, он покажется как минимум несколько угловатым, а как максимум - морально устаревшим.

Так что ежели вы считаете себя истинным фанатом франшизы Far Cry (к коим автор себя и причисляет), смело играйте в пятую часть. Это самый настоящий Far Cry (а не недоразумение Primal, сделанное на волне популярности ARK и Rust), только больше, лучше, красивее, и - что самое главное! - непредсказуемее.

Интерактивная энциклопедия яркого быта американской глубинки
+ Совершенно сумасшедший и непредсказуемый “режиссёр” а-ля Left 4 Dead 2 и Warhammer Vermintide 2, который постоянно подкидывает вам различные события
+ Полноценная управляемая авиация и компаньоны а-ля Metal Gear Solid 5 небывало разнообразят геймплей

PvP-режим - несуразное недоразумение. Понятно к чему пришили рукав
- Маловато воды. Ясно, что Монтана - не тропические острова, но лодки и водные мотоциклы простаивают зря
- Джозеф Сид - куда более слабая фигура, чем Ваас. Так, проходной Джаред Лето из Blade Runner 2049: убил и забыл

Оценка: 9 из 10

P. S.: Если вы ориентируетесь на оценки западных сайтов и удивляетесь, почему некоторые из них занижают, имейте в виду одну специфическую вещь. Оголтелые либералы ожидали, что в Far Cry 5 будет нон-стопом идти критика республиканских ценностей, и, не дождавшись её, затриггерились по полной. Новый Far Cry действительно посвящён современным американским проблемам, но без зацикливания и слишком однобокого взгляда, чего так хотелось бы левакам.

Серия Far Cry разделяет геймеров примерно так же, как Assassin’s Creed – другая франшиза Ubisoft. Её формула тоже пришлась по душе миллионам, но это не значит, что других не раздражает то, насколько мало что-то меняется от части к части. Far Cry 3 была шедевром жанра сюжетного шутера, но четвёртая часть мало что привнесла от себя. Что же из себя представляет ?

Я считаю формулу Far Cry 3 практически идеальной для игры такого плана. Тогда Ubisoft создала потрясающий открытый мир и достигла отличного баланса между сюжетом и полной свободой. Нам предлагали столкнуться с одним из самых ярких злодеев в истории видеоигр, охотиться и освободить целый остров. Примерно то же самое было и в Far Cry 4. Что касается пятой части, то здесь многое остаётся узнаваемо, но я не могу сказать, что это просто всё та же Far Cry 5, но с новыми действующими лицами.

Как и раньше, в центре Far Cry 5 – история. На этот раз разработчики решили пойти рисковым путём, и не выдумывать экзотические островные нации, а перенести нас в современные США, в штат Монтана. Здесь, посреди идиллических озёр и гор, творится настоящий ад: культисты, вооружённые до зубов, захватили города и поселения. Их лидер Джозеф Сид называет себя Отцом, и верит, что скоро жизни на Земле придёт конец.

Отец – ещё один яркий злодей серии, достойно выдерживающий сравнения с такими «звёздами», как Ваас и Паган Мин из предыдущих частей. Но он – не один. Обширная карта Far Cry 5 делится на три региона, каждый из которых находится под управлением доверенных Отца. Речь идёт о брате Джейкобе Сиде и сводной сестре Фейт Сид. Возросло не только количество антагонистов, но и вообще персонажей: словно полноценная РПГ, Far Cry 5 забита под завязку всевозможными героями, с которыми можно встретиться и подружиться. Никогда ещё в игре серии не было столько персонажей – их число поистине впечатляет. Более того: многих можно «завербовать» и сделать партнёрами. Освободите кого-то, и он поможет вам захватить базу или пройти миссию. Помощники самые разные – от пилота и лучницы до собаки Бумера и медведя по кличке Чизбургер.

Far Cry 5 построена на контрастах, как и, собственно, всегда. С одной стороны – это сюжетная игра, затрагивающая многие актуальные социополитические вопросы и рассказывающая о человеческих трагедиях и жертвах. С другой – это «фабрика анекдотов», как её любяще называют в самой студии. Это – полный хаос мира, который живёт своей жизнью; это непредсказуемые результаты скрещивания физического движка, ИИ, фауны и так далее. Порой даже повествование оставляет серьёзный тон и ударяется в нелепицу или откровенную пародию: например, мы встретим безумного учёного, который подарит нам футуристическую пушку, и выполним миссию по возвращению компромата на определённого президента.

Но душа Far Cry 5 – это геймплей. Несмотря на многочисленные перемены и нововведения, игра остаётся всё тем же шутером в открытом мире. Это значит, что поклонники жанра останутся довольны, а скептики вряд ли изменят своё мнение. Успешная формула осталась всё той же: творите хаос, убиваете гадов любым возможным способом и, главное, выживайте. Несмотря на это, я больше не вижу разительных сходств с предыдущими частями. Far Cry 3 и Far Cry 4 были хорошими играми, но у них было слишком много похожих элементов – даже в интерфейсе и звуках. Far Cry 5 же ощущается совершенно иначе.

Связано это и с новой локацией, и с нововведениями. Система крафтинга претерпела изменения – охота теперь гораздо менее важна. Так, шкуры животных можно продавать, но на этом и всё. А если же хочется побольше места для стрел или оружия, то нужно просто зарабатывать очки, выполняя миссии и проходя специальные испытания. Дополнительные миссии больше не напоминают друг друга и кажутся очень разнообразными. А ещё полностью исчезла система радиовышек! Да, теперь не надо забираться на высоченные структуры для того, чтобы открыть карту и найти новые миссии – для этого нужно просто исследовать мир, как в РПГ. Удивительно! Хотя на пару башен залезть всё-таки придётся – традиция.

С момента выхода предыдущей части прошло немало времени, и это чувствуется. Far Cry 5 – совершенно новая игра, без каких-либо заимствований у предшественницы, как это было с Far Cry Primal.

Улучшения коснулись и графики, которая стала намного лучше. Движок Dunia всегда был хорош, но в Far Cry 4 всё ещё чувствовались ограничения предыдущего поколения консолей. В Far Cry 5 ничего такого нет: игра выглядит изумительно – иначе просто не скажешь. Создатели добились чуть ли не фотореалистичного воссоздания природы Монтаны: я с трудом припомню более реалистичную и «живую» природу, чем здесь. При этом графические улучшения никак не сказались на оптимизации: игра хоть и получила улучшалки для сверхмощных PS4 Pro и Xbox One X, но всё равно работает без малейших нареканий и на более слабых старых моделях.

Звук тоже на высоте, начиная музыкой (услышать на радио можно всё – от христианского рока до The Black Keys) и заканчивая превосходной актёрской игрой. И пусть антагониста в этот раз озвучил не великий Трой Бейкер, а менее известный канадский актёр Грегори Брайк, это не отменяет того факта, что исполнители как на главные роли, так и на второстепенные (особо хочется выделить отличную работу актрисы, исполнившей роль помощницы шерифа Хадсон) были подобраны отлично.

Можно долго обсуждать перипетии сюжета и нахваливать графический движок – но стоит ли? Главное, что Far Cry 5 перенял от предшественниц – это фан. Как говорил Сатору Ивата, видеоигры созданы прежде всего для того, чтобы развлекать, и это у Ubisoft получилось с блеском. Она не сдерживает игрока и не пытается создать иллюзию приземлённого реализма – нет, всё сделано так, чтобы мы получили как можно больше свободы как можно быстрее. Только мы решаем, куда отправиться и с кем расправиться. Мощное оружие не требует долгого гринда – уже по истечении десяти часов помощник шерифа (которым мы и являемся) получит в своё распоряжении огромный арсенал из пулемётов, огнемётов, автоматов, гранатомётов, пистолетов, лопат, бит, луков и даже рогатки.

Каждая база требует разного подхода: можно быть незаметным, пряча тела и отключая сигнализации, а можно взять гранатомёт и примерить на себя роль Рэмбо. В этом прелесть всей серии, и было бы кощунством что-то менять в этом плане. Пресловутая свобода относится и к возможным развлечениям внутри игры: игрок может не только сражаться на земле, но и включить режим «Безумного Макса», сев за руль оборудованного пулемётами грузовика, или же вовсе отправиться покорять небеса за штурвалом истребителя времён Второй мировой. Разработчики очень старались разнообразить каждую миссию так, чтобы не возникало ощущения гринда. Чаще всего у них это удавалось.

От предыдущих тайтлов в Far Cry 5 перешли не только позитивы, но и некоторые негативы: например, излюбленный разработчиками режим «наркотического сна», когда героя заражают какой-то дрянью и отправляют сражаться с галлюцинациями, возвращается – к моему великому недовольству. Разумеется, физический движок всё так же непредсказуем и нелеп, что приводит как к уморительным последствиям, так и к обидным смертям, заставляющим переигрывать большой отрезок. Игра так же осталась не без багов, хотя их было поразительно мало, учитывая масштабы. Пару раз мне приходилось делать рестарт с последнего чекпоинта, но, поскольку Far Cry 5 сохраняет очень часто, это не было проблемой. В остальном – удивительно прилизанная игра. Да, прошли времена Assassin"s Creed Unity.

Точно так же можно поблагодарить Ubisoft за то, что компания не пошла путём EA и не включила в игру лутбоксы. Да, в игре есть микротранзакции, но они сугубо косметические, и могут быть проигнорированы. Примерно так же было и в – хоть нам и неприятно видеть подобное в сюжетной игре, полностью избежать такого огромного источника дохода в 2018 году попросту невозможно.

Важно отметить добавление Arcade Mode – режима, который позволяет создавать собственные карты и миссии, используя ассеты из разных игр, в том числе из Far Cry 4, Far Cry Primal, Watch Dogs, Assassin"s Creed IV: Black Flag и Assassin"s Creed: Unity. Благодаря режиму Far Cry 5 не захочется откладывать после 30 часов игры в сюжетную кампанию.

ещё с момента самого первого анонса игры. Фанаты серии, само собой, понимали, что в любом случае будут играть в очередную часть популярного опен-ворлд шутера от компании Ubisoft, в то время как рядовые пользователи и скептики скрестив пальцы вроде бы и ждали "ещё один Far Cry", но в то же время и не исключали эволюции франшизы.

Как никак и сеттинг ушел в более цивилизованную стезю. На смену тропической глуши и забытым всеми горным массивам пришел самый настоящий штат Монтана, тот самый, что на границе с Канадой, да и после весьма неоднозначной Far Cry Primal , стало очевидно, что в серии просто необходимо что-то переделывать или даже вовсе менять. Far Cry 5 должна была стать именно такой игрой и она ей таки стала.

Завязка пятой части "Далёкого крика" цепляет с первых же минут игры неприсущей серии мрачностью и отличной режиссурой! Мы, в лице зеленого новичка из Полицейского участка округа Хоуп вместе с шерифом и федеральным маршалом отправляемся на задание, целью которого стоит захват некоего Отца - лидера подозрительного религиозного культа. Задуманное, конечно же, идёт не совсем по плану, слово за слово, и вот Отец уже показательно сам сдаётся в наши руки, тем самым провоцируя культистов ответить агрессией, в результате чего, наша роль охотника во всём действии сменяется ролью жертвы, а по всей Монтане начинается самая настоящая "Жатва". И вот мы, уже совершенно одни, убегаем сквозь лесные заросли, надеясь не получить пулю в спину...


Из неприятной ситуации нас вскоре выручает местный житель, заботливо спрятавший нас от глаз недругов в своём бункере. Мы не знаем ни где шериф, ни где маршал и прочие члены нашей команды. Мы даже слабо представляем что происходит, и обо всём узнаём из оставленных на автоответчиках сообщениях, записок и прочих источников. Благо, хотя бы помним кто мы такие: Far Cry 5 это первая игра серии, где мы собственноручно создаем своего персонажа, выбираем ему пол, внешность и одежду. Имя, увы, выбрать нельзя, но оно нам и не нужно, ведь для всех остальных мы просто "Помощник".

И всё вышеописанное не случайность, ведь разработчики нас таким образом подталкивают к новой концепции серии: больше свободного исследования и взаимодействия с живым открытым миром и меньше линейности и "проводов за ручку". Вы вольны сами выбирать, куда вам идти. Пройдя небольшую подготовку, местные введут вас в курс дела и расскажут, что мол после восстания секта поделила штат на три сектора влияния, подвластные членам семьи Сид. ну а глава же семейства, Отец Иосиф руководит всем этим безобразием. Как поступать дальше - дело ваше. Местные, выступающие против фанатиков, конечно готовы просить вас о помощи и давать разного рода советы, но уж помогать им и в какой последовательности решать проблемы - вы решите самостоятельно.


И тут подключается симуляция действительно живого открытого мира, которого Ubisoft старались добиться уже очень давно. Весь мир живет по своим законам и насыщен колоссальным количеством событий, квестов, пасхалок и прочих приятных элементов геймплея. Сама карта мира стала несколько меньше, чем в том же Far Cry 4 , но это с лихвой компенсируется происходящим вокруг. Больше никаких монотонных забегов по джунглям и скучных отстрелов вражеских групп врагов. В игре постоянно что-то происходит: от банальных разборок сектантов с жителями до грандиозных стычек нескольких элементов в одном месте.

К примеру ситуация, которая возникла у меня в первом часу игры: вы отправляетесь на охоту, там выслеживаете дикое животное, которое нападает на местного охотника, в этот же момент звуки боя и выстрелов привлекают к вам внимание проезжающего мимо патруля. После того, как я уложил одного из двух патрульных выстрелом в голову, второй начинал убегать и вызывать подкрепление. Завязывается нехилая потасовка и мимо проезжающие повстанцы останавливаются чтобы ввязаться в бой. В этот момент пролетающий мимо самолёт разведчик замечает противников и сбрасывает на вас и остальных бомбу. Выжить удаётся лишь вам и одному из сопротивленцев. Последний же бьёт вас прикладом, садится в вашу машину и уезжает.

И такие ситуации и их комбинации происходят постоянно. Почти каждый случайно-встреченный NPC хочет с вами чем-то поделится: например сообщить координаты аванпоста или тайника выживальщиков. К тайникам, кстати, Ubisoft подошли с должной изобретательностью: они бывают совершенно разными, от банально простых закрытых дверей с запрятанным поблизости ключом, до многоуровневых пещер-головоломок или и вовсе инсталляций своеобразных отсылок к произведениям популярной культуры. Разработчики креативно подошли и к самоиронии как американской культуры, так и персональных "заслуг" франшизы и студии в целом. В игре вы найдёте множество пасхалок, гэгов и прочего фансервиса.

За счёт такой вот механики исследования мира игра и приобретает совершенно новый облик и становится на голову выше предыдущих игр серии. Far Cry 5 стал очень продуманным и играет на том, чтобы пользователь чувствовал себя частью этого мира и ему не бросались в глаза очевидно срежиссированные части игры, открывающиеся от чек-поинта к чек-поинту, как то было в Far Cry 3 и Far Cry 4 . Последствия ваших действий отражаются на состоянии мира, на умонастроении его обитателей, и проведя в игре десяток часов, вы заметите, что в регионах, где вы вели активную деятельность враг станет действовать куда более осторожно и укрепит некоторые рубежи, в то время как местные жители обзаведутся новой экипировкой и техникой.


Место сюжетным заданиям, само собой, во всём этом насыщенном мире нашлось, только теперь настигают они вас совершенно внезапно. Как я уже упомянул, недостаточно просто пройти цепочку квестов и приехать на точку А, чтобы запустилась кат-сцена. Теперь привлечь к вам внимание культа можно будет занимаясь абсолютно любой деятельностью, направленной на борьбу, заполняя шкалу влияния. Постепенно, враг будет настигать вас в самое неподходящее время и уже тогда будут твориться сюжетные вставки и специально сделанные для этого случая локации и квесты.

И сделаны они на должном уровне. Помимо того, что Far Cry 5 удалось превзойти собственный уровень постановки и режиссуры в роликах (они замечательные), кто-то из разработчиков явно отнёсся со всей серьезностью и к созданию локаций, босс-файтов и всяческих мелочей, связанных с нашей личной историей взаимоотношений с семьей Сид. История не идеальна, но хороша и плавно раскрывается на протяжении прохождения.

Немаловажные изменения коснулись и системы прокачки и добычи лута. Теперь вы вовсе не получаете очки опыта и не выслеживаете часами животных, дабы из шкур сшить себе подсумок. Все расширения и улучшения навыков осуществляются посредством траты жетонов, которые вы зарабатываете выполняя челленджи и задания, а также находя иструкции по выживанию в мире. Новая механика ощущается хорошо: она с одной стороны не позволяет вам "перекачаться", с другой же и не оставляет вас беззащитным в тех или иных ситуациях. Исключением разве что могут стать имбалансные навыки охотника, позволяющие чуть ли не вплотную подходить к животным и охотится самыми изощрёнными способами.

Отдельного упоминания заслуживает кооперативный режим. В нём игра предстаёт уж в совсем хорошем ключе. Видно, что в Ubisoft очень заморачивались над кооперативом и делали на него большую ставку. Вдвоём можно пройти абсолютно все задания в игре и посмотреть вместе все кат-сцены, кроме того, количество ваших противников и их "прочность" несколько вырастает, а с включённым friendly-fire"ом играть становится ещё веселее! В кооперативе в ваших силах задействовать и опробовать те элементы геймплея, которые вы практически не будете использовать при игре в одиночку.


Ну а если друзей у вас не нашлось, на помощь придут компаньоны: как животные, так и люди, все со своими специфическими навыками, историей, экипировкой и характером. Девять специальных персонажей станут вам доступны только после выполнения определённых заданий, ну а так взять в напарники вы можете любого сопротивленца с оружием в руках (каждый из них, кстати, тоже уникален). Вообще, внимание к мелочам чувствуется в каждой локации и в каждом персонаже игры. За каждым аванпостом, лагерем и убежищем есть своя история. Вы то и дело будете находить разного рода записки, сообщения и слышать от безымянных NPC рассказы, шутки, песни и наблюдать за их действиями. Причём их очень много и они ну очень разнятся, и редко когда доведётся слышать\видеть одинаковое.

Погружению в эстетику провинциальной Америки способствует и великолепный саундтрек, выполненный преимущественно в стиле кантри (одна заглавная тема чего только стоит). Кроме того, на просторах виртуальной Монтаны раскинулись красивейшие озёра, поля и густые леса, текстуры которых вкупе с динамическим освещением выдают просто потрясающую картинку, одну из лучших в шутерах от первого лица на сегодняшний день. Природа в Far Cry 5 выступает этаким релаксантом и доставляет настоящий визуальный экстаз. Можно не стесняясь проводить часы в лесных чащах слушая пение птичек и шелест листвы.

Ну а от мультиплеера разработчики решили не отказываться, но и унылые дезматчи на километровых картах заменили специальным режимом "Аркады", который делает Far Cry 5 буквально "игрой без конца". Работает это следующим образом: прямо из игрового мира или из главного меню вы переходите в режим, где как разработчики, так и члены сообщества создают разного рода уровни, проходить которые можно как в одиночку, так и в кооперативе, а также и вовсе друг против друга. Режим уже успел показать себя с хорошей стороны, ведь игроки в нём чуть-ли не ограничены одной лишь своей фантазией, что позволяет опробовать на самые разные ситуации.

Статьи по теме: