Игра как форма организации жизни и деятельности. Игра как форма организации познавательной деятельности учащихся. Игра как форма организации

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Игра – форма организации жизни и деятельности детей.

В педагогике детского сада распространено понятие игры как средство воспитания.

Играя, ребёнок всегда находится в определённых отношениях с детским коллективом, даже если дети играют вдвоём, втроём.

Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые при этом складываются. Там, где эти взаимоотношения почему-либо не налаживаются, невозможна и игра. Важно и то, что чувства, которые формируются в играх, чрезвычайно жизненны и деятельны. В них виден контур будущего характера человека.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят.

Более полно оцениваются педагогикой ролевые игры. В них вполне ясны взаимоотношения между детьми, поступки. Часто большим признанием пользуются другие возможности ролевой игры, а именно их влияние на развитие знаний у детей.

Особенности игры как формы организации жизни детей.

Как бы широко и интересно ни использовалась игра как средство воспитания, она ещё не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить «страсть» ребёнка к игре. Это значит, что в играх ребёнок находит интересное для него общество детей, переживает радость, горести, разочарования. Игра-эта доступная каждому ребёнку деятельность - служит и своеобразным общим языком для всех детей. В играх могут понять друг друга дети независимо от национальностей и знания языка.

Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребёнка. В этом состоит её важнейшая жизненная сила, которую надо использовать. При развитии игры как формы организации жизни детей объектом воспитательного воздействия явится детский коллектив. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах развития. Важно пристально изучать взаимоотношения, характерные для жизни детских коллективов. Именно в игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все существующие оттенки взаимоотношений. На первом месте, будет стоять воспитание таких общественных качеств, как дружба, умение жить вместе, действовать совместно, взаимопомощь, возможная уже для детей этого возраста, и личные качества – справедливость, правдивость, жизнерадостность, общительность, целеустремлённость, инициатива, смекалка, ловкость. Каждая из задач, от самой простой, такой, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей.

Игры, создаваемые детьми.

Игра как форма организации связана прежде всего с играми, которые создаются самими детьми, - играми ролевыми, двигательными, строительными, словесными. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на все возрастающую способность ребёнка самому создавать игру, когда замысел и его воплощение принадлежат ребёнку, детскому коллективу. Для детей раннего возраста преимущественное значение будут иметь игры, которыми взрослые занимают ребёнка, забавляют его, поскольку ребёнок ещё не проявляет себя самостоятельно даже в игре. Бывает, что дети дошкольного возраста, едва отказавшись продолжать организованную игру, тотчас же и без каких-либо условий с их стороны переходят к той игре, которую они сами задумали, сами же создают её и играют с вдохновением.

Игры для детей.

Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей,- это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни, влияют на детский коллектив, на отдельных детей. Чтобы дети овладели правилами игр, нужно обучение со стороны взрослых. Нужна довольно высокая степень развития самого ребёнка для проявления им самостоятельности в этих играх. Однако, используя для организации жизни детей игры с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их собственные впечатления, не реализуют замыслы детей, а ведут их по пути готовых замыслов.

Игра как форма организации жизни детей должна занять определённое место в педагогическом процессе каждой возрастной группы.

Игра и другие формы организации детской жизни.

Игра как форма организации жизни детей может удовлетворять и развивать детей, только если игры содержательны. Если разные стороны игры не развиваются, дети сами отходят от них, считая игры неинтересными, скучными. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду. Богатый материал для игр дают занятия, причём дети берут в игры не только содержания занятий, но и их форму – поведение воспитателя, детей.

Кроме того, самая система поведения детей, воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создаёт новый уровень этих игр.

Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду, правомерно поставить вопрос о том, кто организует детей в играх и самые игры, то есть о воспитателе.

Если игра – это радость детей, то нужно так организовать детей, чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра – это деятельность ребёнка, то важно организовать эту деятельность так, чтобы она развивала ребёнка.


Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры пренадлежала Фребелю.

Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время прибивания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр.

Завершив одну игру педагог вовлекает ребенка в новую. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н. К. Крупская писала: «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Игра – метод изучения ребенка

Игра имеет разные целевые функции: обучающую, воспитывающую, социализирующую, но особо следует отметить ее диагностическую роль. Игры ребенка - важный показатель общего развития.

Если ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивные по содержанию - это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка, неутешительный прогноз для школьного обучения.

В диагностике развития детей большое значение имеют игры с правилами . В этих играх как бы отрабатывается механизм учебной деятельности. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов больше, меньше, убрать лишние, подобрать недостающие, найти одинаковые и т.д.), чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т.д.). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку - потом достань»). С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения и общения со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.

При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно:

Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативностъ игровых заданий и правил.

Педагогу важно уяснитъ, что игра может быть использована как метод диагностики и как средство коррекционной работы.

Игра – метод обучения и коррекции нарушений развития

Л.С. Выготский считал игру источником развития личности ребёнка. Поскольку именно она создаёт для детей зону ближайшего развития. Значение игры заключается в том, что она способствует:

1) гармоничному развитию у ребёнка психических процессов, включая речь, а также личностных черт и интеллекта;

2) социализации ребёнка, то есть осознанию себя членом общества, через примеривание на себя различных социальных ролей, способов взаимоотношений с людьми;

3) формированию эмоционально-волевой сферы ребенка, через усвоение правил игры и необходимость их выполнения;

4) речевому развитию (в качестве стимула и средства).

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренний смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражение, как в физической, так и в психической сферах.

В ходе игр и игровых упражнений, входя в образы, ребенок выполняет движения или действия более точно и правильно, чем, если бы он просто повторял движения по команде или по показу. При этом у ребенка формируются умения различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуда движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции – умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а так же умение управлять своими ощущениями. Участвуя в играх, дети непосредственно и бурно переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями, эмоциями.

Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребенка. Дети легко перевоплощаются в любое существо или предмет. Превращаясь в героев игры, они относятся к ней с наивной серьезностью. В игре реальный мир и мир фантазии сливаются для ребёнка воедино.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, а деятельность выражается в действии. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, справедливостью, неповторимыми переживаниями.

Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств.

При работе с детьми с нарушениями в развитии все внимание должно быть направленно на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны.

Специально организованную игровую деятельность, включающую разные игры и игровые упражнения, относят к игровому методу. Создается игровая ситуация, в которой, взаимодействуя друг с другом, осуществляется по правилам. Игровой метод широко используется в воспитании и обучении всех возрастных групп. Специально подобранные игры направлены на развитие у детей мелкой и общей моторики, координации и точности движения, на улучшение качества внимания, звукопроизношения, помогают усвоению элементарных математических представлений, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Таким образом, в руках педагога игра является мощным средством воспитания и обучения. Особенная же ценность игры заключается в том, что она всегда интересна детям.

Используя методику игровой деятельности в коррекционной работе, важно учитывать следующие моменты:

Возраст ребёнка;

Структуру и проявления речевого нарушения;

Особенности поведения ребёнка в игре, обусловленные тем или иным речевым нарушением (наличие речевого дефекта у ребёнка приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности, заниженная самооценка и пр.);

Этап коррекционной работы;

Характер игровой деятельности нормально говорящих детей данного возраста.

Кроме того, необходимо опираться на основные дидактические принципы (деятельности, доступности речевого материала, систематичности, учета индивидуальных особенностей, постепенного усложнения игр, ведущей роли взрослого).

Помимо игр на коррекционных, логопедических занятиях, в режиме дня предусматривается использование и проведение игр воспитателем до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры могут быть использованы на разных воспитательских занятиях, занятиях других специалистов, на прогулках. От воспитателя требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру-драматизацию

Решить данную задачу поможет специальная игротека, созданная в группе. Содержание игротеки может состоять из следующих блоков:

1. Игры на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия)

2. Коммуникативные игры

3. Речевые игры:

А) словесные игры;

Б) настольно-печатные игры с речевым содержанием;

В) речедвигательные игры и упражнения;

Г) игры-драматизации;

Д) творческие (сюжетно-ролевые) игры.

В первом блоке представлены игры и игровые упражнения, используемые под непосредственным руководством специалиста в учебном и воспитательном процессах и содержащие в себе:

1. Пространственно-ориентационные задания - графические диктанты, мозаики, пазлы, лабиринты, зашифрованные рисунки.

2. Логические задания: продолжи числовой ряд, закономерность.

3. Задания на развитие различных аспектов памяти: зрительный диктант, найди различие, найди общее, что изменилось.

4. Задания на развитие различных аспектов внимания - корректурная проба, найди различие, что перепутал художник, запутанные линии.

Большим потенциалом в плане воспитания у детей интеллектуальной активности, широких познавательных процессов располагают досуговые интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Конкурс смекалистых» и др. Большинство игр на первом этапе проведения предлагается с обучающим видом помощи со стороны педагога, на втором идет выявление затруднений детей в самостоятельном выполнении действий, на третьем - практическое применение полученных знаний, на четвертом - закрепление.

Для развития у детей произвольного внимания, выдержки, самоконтроля могут применяться такие игры, как «Самолеты», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Чье звено скорее соберется» и др. Общее в этих играх то, что дети должны терпеливо дожидаться команды к переходу от одного действия к другому (прыгнуть, убежать, построиться и т. д.), своевременно реагировать на команду, не опережая и не отставая от нее.

Среди игр, направленных на развитие различных свойств внимания, необходимо выделить группу игр, в которых ставятся и осуществляются частные задачи, например развитие слухового внимания. К таким играм относятся «Колпачок и палочка», «Вот лягушка по дорожке...», «Узнай по голосу», «Кто позвал Мишку» и др. Основная их цель состоит в том, чтобы дети по слуху учились различать голоса товарищей .

Особое внимание следует уделить группе подвижных игр рекомендуемых для детей с нарушениями в развитии:

1. Подвижные игры, переходные к спортивным, для детей с ослабленным здоровьем (включающие в себя бег, прыжки, метание, игры с мячом).

2. Игры, направленные на развитие мелкой моторики кисти руки, координационных способностей, формирование зрительно-двигательной координации.

3. На совершенствование функций дыхания, темпо-ритмических способностей.

Большую группу составляют словесные игры.

Например, такие как «Назови одним словом», «Испорченный телефон», «Вершки – корешки», «Летает – не летает», «Назови три предмета», «Кто больше заметит небылиц», «Да - нет», «Чёрного и белого не называть», «Города», «Сочини загадку», «Радио», «А если бы...», «И я тоже» и др. Эти развивают умение внимательно слушать, быстро находить ответ, чётко формулировать свои мысли.

В словесных играх ребёнок не имеет перед глазами наглядной опоры, что создаёт условия для формирования абстрактного мышления, желания заниматься умственным трудом. В арсенале логопеда словесные игры занимают одно из ведущих мест. Они часто становятся структурными элементами логопедических занятий. Особенно широко применяются в подготовительной группе на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Например, «Письмо от Незнайки», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Один – много», «Кто это? Что это?», «Цепочка слов», «Когда это бывает?», «Найди рифму» и т.д. .

Настольно-печатные игры с речевым содержанием также очень разнообразны. К ним относятся, например, «Логопедическое лото», «Речевое домино», разрезные картинки и кубики, парные картинки, игры-ходилки с фишками. Настольно-печатные игры ценны своей наглядностью и потенциальной возможностью обговаривать изображение. Они позволяют каждому ребёнку сохранять собственный темп мыслительной и речевой деятельности, развивают необходимые в школе усидчивость, выдержку, работоспособность, умение длительно концентрировать внимание.

Речедвигательные игры и упражнения могут быть использованы на любом этапе работы над дыханием, голосом, звукопроизношением, темпом и ритмом речи.

Например, «У медведя во бору», «Два Мороза», «Сова и птички» и др. Эта работа возможна в подгрупповом или фронтальном виде.

Например, подготовительные игры при постановке отдельных звуков. Эти игры могут выступать заключительным этапом занятия (логоритмического, лексико-грамматического, фонетического).

Игры-драматизации дают сюжеты для игр настольного, кукольного и пальчикового театров. В них слово связано с действием персонажей, с рисованием и конструированием декораций, с подготовкой костюмов и сценических атрибутов.

Дети участвуют вначале в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью логопеда и самостоятельно. Роли распределяются с учётом речевых возможностей каждого ребёнка. Подготовка к игре-драматизации обычно происходит на нескольких занятиях подряд. Игры-драматизации готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей. Они способствуют возникновению на их основе творческих игр.

Творческие игры отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. Главный момент творческой игры – выполнение роли. Ребёнок создаёт образ при помощи действий и слов. Это такие игры, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», «Почта», «Приём гостей» и т.д. Переход к творческой игре происходит постепенно. Сначала педагоги последовательно и систематически обучают детей этому виду деятельности. Затем дети начинают самостоятельно придумывать и выстраивать игру, распределять роли, осуществлять ход игры.

Таким образом, содержание всех блоков игротеки направлено на развитие личности ребенка, формирование коммуникативной культуры, активизацию познавательного интереса дошкольников, формирование обще-интеллектуальных и речевых умений и навыков, развитие таких качества, как сосредоточенность, умение быстро сообразить, вспомнить, точно ответить, сообразовывать свои действия с правилами игры.

3. Игра детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с отклонениями в развитии.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

Н. К. Крупская отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста писала: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – для дошкольников – способ познания окружающего».

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.

Направляю игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

Отношения, которые определяются содержанием игры, (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры;

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастает, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н. К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «… игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

Исходя из особенностей вида игры, задачи, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Направляю игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

  • - отношения, которые определяются содержанием игры, (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры;
  • - реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ребенок стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т.е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.3

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А. П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчивые, агрессивные, мало активные, с нарушениями речи и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастает, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

В педлитературе особое внимание уделяется игре как средству воспитания, т.к. именно игра является такой деятельностью, в которой формируется личность. С одной стороны игра - это самостоятельная деятельность детей, а с другой - не возможно осуществить без взрослого. Также важнейшим средством воспитания является игрушка, которая формирует вкус, развивает нравственные качества, формирует представления об окружающем мире. Многие исследования свидетельствуют о том, что игра способствует развитию творческих способностей. «Игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания» (Н.К. Крупская). В игре:

1. отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей), правилами игры.

2. реальные отношения, которые определяются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения.

Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации.

Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные).

П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила.

Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.)

Классификация творческих игр: режиссёрские (основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников); сюжетно-ролевые; игры со строительным материалом; театрализованные.

Классификация по характеру объединения детей в играх:

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

С природными объектами, с животными и людьми; Общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования

Сюжетные самодеятельные игры

Сюжетно-отобразительные; Сюжетно-ролевые; Режиссерские;

Театрализованные

Игры, связанные с исходной инициативой взрослого

Обучающие игры

Автодидактические предметные; Сюжетно-дидактичвекие.

Подвижные; Музыкальные; Учебно-предметные дидактические

Досуговые игры

Интеллектуальные; Забавы; Развлечения; Театральные; Празднично-карнавальные; Компьютерные

Игры народные, идущие от исторических традиций, относа

Обрядовые игры

Культовые; Семейные; Сезонные

Тренинговые игры

Интеллектуальные; Сенсомоторные; Адаптивные

Досуговые игры

Игрища; Тихие; Забавляющие; Развлекавшие

С точки зрения отношения детей к игре Партен выделила 6 типов поведения и соответственно 6 видов игр дошкольников.

1. Неигровое поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.

2. игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.

3. Игра в одиночестве: ребенок играет е игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.

4. Параллельная игра: ребенок играет один, однако е непосредственной близости от других играющих детей.

5. Связанная игра: ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.

6. Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определенного результата.

Партен сделала вывод, что первые три типа (так называемые изолированные игры) более характерны для детей в возрасте от одного года до трех лет, а социальные игры (связанные и совместные) - для дошкольников. Увеличение количества групповых игр и игр с воспроизведением бытовых жанровых сценок (драматических игр) у старших дошкольников связано, по всей вероятности, с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам сверстников.

Статьи по теме: