Игра по астрономии для детей. Математическая игра для дошкольников “Возвращение на Землю”. Народная обсерватория на территории Парка Горького

Астрономия

Естествознание

Окружающий мир

Занимательная астрономия для школьников: игры по карточкам

Любая информация запоминается детьми наилучшим образом, если преподносится как игра или в формате соревнования. Психологи и педагоги уверяют: если школьник добывает информацию сам, а не включает пассивный навык зазубривания, то процесс учебы воспринимается легче, а знания - надолго откладываются в памяти.

Ко Дню космонавтики мы подготовили для вас набор игровых карточек «Космические факты». Внутри архива вы найдете 20 цветных иллюстраций в большом формате, которые можно использовать для презентации, а можно распечатать, не боясь потерять качество. Что с ними делать - вы, уверены, придумаете и сами! Фантазия учителя безгранична. Мы же решили предложить вам три игры, которые можно провести на тематическом уроке по физике, на классном часе или обращаться к ним время от времени на астрономии, чтобы разрядить атмосферу.

Игра 1. Скажи мне, кто твой друг

Разделите класс на 3 или 4 команды и раздайте каждой команде одинаковое количество карточек. Задача участников - выстроить между ними связь: например, это планеты, идущие друг за другом; или планеты, обладающие спутниками; или планеты определенного цвета; или интересный факт про Землю, который придется как-то сопоставить с карточкой о Галактике. Ассоциации могут быть любыми, главное - научными! Участники из разных команд могут меняться карточками, главное условие - делать это без шума и с максимальной выгодой для обеих сторон.




Игра 2. А вы знали?

Желающие ученики приглашаются к колоде карточек и тянут одну на выбор. Полученную информацию необходимо дополнить, задействовав собственную память или учебник (по желанию учителя). Например, ученик, получивший карточку № 16 - Астероиды, может вспомнить случаи с падением метеоритов, а счастливый обладатель карточки № 9 - Юпитер, пусть попробует вспомнить имена самых известных его спутников.





Игра 3. Свой путь к звездам

Мы выбрали 20 довольно своеобразных фактов о планетах, явлениях или космических объектах. Наверняка у ваших учеников появятся и свои предложения по дополнению колоды. Раздайте заполненные и пустые карточки на каждый ряд и предложите командам составить описания своих любимых явлений или планет. Главное условие - краткость и научная достоверность. Специально для этого в колоде вы найдете пустую 21-ю карточку. Пользоваться головой и учебником категорически можно!

За основу игры-конкурса принята телевизионная игра "Слабое звено" и адаптирована для проведения в школе. Основное отличие состоит в том, что обучающиеся зарабатывают не деньги, а баллы, которые в конце игры можно перевести в конфеты. Игру можно проводить на предметных неделях или уроках обобщения и систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРГАСОКСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

МбОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 2

Методическая разработка игры-конкурса

по астрономии

«Слабое звено»

Ящук Наталия Александровна - учитель физики МБОУ «Каргасокская СОШ №2»

Каргасок - 2017 год

  1. Пояснительная записка………………………………………………….....3
  2. Материалы и оборудование………………………………………………....5
  3. Содержание игры………………………………………….……………….6
  4. Ход игры…………………………………………………………………….8
  5. Заключение………………………………………………………………….10
  6. Приложение…………………………………………………………………11
  7. Список литературы…………………………………………………………23

1.Пояснительная записка

За основу конкурса принята телевизионная игра «Слабое звено» и адаптирована для проведения в школе. Основное отличие состоит в том, что участники зарабатывают не деньги, а баллы, которые в конце игры можно неожиданно перевести, например, в конфеты.

Игру можно проводить на предметных неделях для старших школьников и на уроках итогового повторения в конце изучения курса астрономии в 10 или 11 классе. Если выбрать из общего списка вопросы простые, то такая игра-конкурс может быть проведена и для школьников среднего звена. Уместно будет посвятить такую игру юбилейным датам в космонавтике, например, в честь 60-ия космической эры (60-ия запуска первого спутника Земли).

Основная цель игры-конкурса:

Провести интересное запоминающееся внеклассное мероприятие по астрономии в честь 60-ия космической эры.

Задачи игры:

Образовательные

  • повторить программный материал по астрономии
  • обобщить и систематизировать знания учащихся
  • отработать умение применять накопленные теоретические знания для решения практических задач

Воспитательные

  • воспитывать познавательную активность
  • воспитывать умение высказывать своё мнение и его отстаивать
  • воспитывать чувство ответственности
  • воспитывать культуру общения

Развивающие

  • развивать сознательное восприятие учебного материала
  • развивать логическое мышление
  • развивать быстроту реакции

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • саморегуляция
  • самоопределение к познавательной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • высказывать своё предположение (версию)
  • отличать верно выполненное задание от неверного
  • уметь давать самооценку своей деятельности и деятельности товарищей

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
  • получать новые знания
  • понимать информацию, представленную устно

Коммуникативные УДД:

  • умение кратко и чётко выражать свои мысли
  • устанавливать и соблюдать очерѐдность действий
  • вступать в диалог
  • корректно сообщать товарищу об его ошибках

2. Материалы и оборудование

Для проведения игры необходимо оборудование:

  • компьютер
  • видеопроектор
  • экран

Следует подготовить материалы:

  • портреты учёных и космонавтов
  • презентация, учитывающая накопленные баллы в банке
  • 200-250 вопросов для основной игры
  • 16-24 вопросов для финальной игры
  • таблицы для регистрации правильных ответов
  • таблицы для регистрации накопления баллов в банке
  • напечатанные на бумаге имена участников игры
  • бумага
  • фломастеры
  • призы

Нужно обучить четырёх помощников:

  • для работы с таблицей регистрации правильных ответов
  • для работы с таблицей регистрации баллов в банке
  • для работы с презентацией, учитывающей накопления баллов в банке
  • для работы с секундомером

Для проведения игры необходимо подготовить около 200-250 вопросов по предмету. Вопросы нужно составлять таким образом, чтобы ответы на них был краткими и состояли из 1-2 слов. Например: «Кто первым полетел в космос?» (Юрий Гагарин) или «Нептун – является планетой-гигантом?» (да). На некоторые вопросы можно предложить варианты ответов . Например: «Как называется ближайшая к Земле точка орбиты движения Луны перигей или апогей?» (перигей). Ответы следует записывать в скобках рядом с вопросом.

Чтобы в финале определить победителя игры, нужно подготовить более сложные вопросы на знание: истории предмета, биографии учёных, происхождения некоторых терминов, понятий, названий планет, созвездий галактик. Примерный список вопросов для основной игры и игры финальной смотри в приложении.

Для проведения игры требуются помощники. Двое из них будут работать с таблицами регистрации правильных ответов и учёта баллов в банке. Таблицы были разработаны для того, чтобы быстро подводить итоги каждого тура и выявлять его самое «сильное звено» и самое «слабое звено» . Таблицы и инструкции к ним смотри в приложении.

Третий помощник отвечает за визуализацию накопления баллов в банке, т.е работает с презентацией. Экран, на котором будет демонстрироваться презентация, необходимо разместить так, чтобы он был хорошо виден как участникам игры, так и их многочисленным болельщикам.

Четвёртый помощник отслеживает время каждого тура. Первый тур по продолжительности должен быть около трёх минут (или меньше в зависимости от ресурса времени проводимой игры), все последующие туры будут на 10с меньше.

Команду участников из 8-10 человек формировать из добровольцев накануне игры. Участников нужно расположить таким образом, чтобы максимально исключить возможность общения. Перед каждым из них поставить напечатанное на бумаге их имя.

Непосредственно перед началом ведущий должен огласить правила игры, а затем провести тренировочный тур с использованием элементарных вопросов, например, по таблице умножения. Это необходимо для того, чтобы участники хорошо уяснили правила игры, а помощники поработали с таблицами и презентацией.

В течение тура ведущий должен выдерживать высокий темп вопросов и ответов, громко называть имя участника и чётко фиксировать, правильно ли ответил участник: в случае правильного ответа говорить «верно», а в случае неправильного ответа - «неверно» и давать правильный ответ.

По окончании каждого тура нужно объявлять, сколько баллов заработала команда, т.е. «положила в банк». Далее следует проводить голосование среди участников, кто, по их мнению, является самым слабым звеном тура, а именно: каждый из них пишет на листке бумаги фломастером имя слабого (по их мнению) участника, и по команде ведущего показывает его. В это время ведущий может выборочно задавать вопросы участникам с просьбой обосновать сделанный выбор. Затем по результатам голосования объявляется «слабое звено», и этот участник покидает игру и присоединяется к зрителям. В спорных случаях объявлять «слабое звено» тура нужно строго следуя правилам игры. Выбывшему и, конечно, расстроенному участнику предлагается нарисовать карикатуру на своих обидчиков, чтобы снять напряжение игры.

После голосования помощники объявляют статистическую информацию тура, составленную по таблицам: кто действительно является «слабым звеном», а кто «сильным звеном» (с него начинается следующий тур) и кто больше всего положил баллов в банк.

Когда остаётся всего два участника, проводится тур на накопление баллов в банке, а «сильное звено» этого тура потом принимает решение о том, кто начнет игру в финале. Финал проводится не на время, а на знание правильных ответов на сложные вопросы. Каждому участнику задаётся по 5 вопросов, и победитель определялся по количеству правильных ответов. В случае если возникает ничья, то задаются дополнительные вопросы и игра продолжается до первого неправильного ответа.

Победителя следует поощрить ценным подарком, а накопленные баллы перевести в конфеты и раздать участникам. Мероприятие завершить чаепитием.

5. Ход игры

Ведущий: Здравствуйте уважаемые участники игры, болельщики и гости. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено 60-ию запуска первого искусственного спутника Земли. Дата запуска 4 октября 2017 года считается началом космической эры. Вклад нашей страны в развитие космонавтики трудно переоценить. Благодаря выдающимся учёным и самоотверженным космонавтам, работающим в советском союзе, а потом и в России, мы можем гордиться нашими достижениями в космонавтике:

  • ПЕРВЫЙ ЗАПУСК РАКЕТЫ;
  • ПЕРВЫЙ ИССКУСТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ;
  • ПЕРВЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ ПОЛЁТ С ЧЕЛОВЕКОМ НА БОРТУ;
  • ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВЫШЕДШИЙ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС;
  • ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ;
  • ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ, ВЫШЕДШАЯ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС И Т.Д.

Советские и российские космонавты стали первопроходцами во многих эпохальных космических событиях XX века, ими были установлены абсолютные мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Россия построила восемь орбитальных станций, аналогичных которым нет ни в одной стране мира.

За последние 50 лет в России сделаны огромные шаги в освоении космоса. Осуществлены с помощью автоматических станций исследования Луны и совершены полёты к планетам Солнечной системы - Венере и Марсу, посадки спускаемых аппаратов на их поверхность с передачей изображений окружающего ландшафта. Созданы обитаемые орбитальные станции, многоразовые транспортные средства, системы космической связи, метеорологии, дистанционного зондирования Земли, координатно-метрические комплексы и многое другое. Россия была и по-прежнему остается ведущей космической державой мира. Именно с Россией связаны важнейшие вехи освоения бескрайнего космического пространства.

Именно вашему поколению предстоит продолжить развитие космонавтики. А для этого вам необходимо иметь знания по астрономии. Их объём и глубину мы и проверим сегодня во время игры.

Итак, мы начинаем. Познакомимся с правилами игры.

Зачитывает правила.

Ведущий: Проведём тренировочный тур. Вопросы буду задавать по таблице умножения.

Ведущий проводит тренировочный тур и указывает на ошибки игроков, корректирует работу помощников.

Ведущий: Приступаем к игре. Участники готовы? Помощники готовы? Время пошло.

Идёт первый раунд, пока помощник не объявит: «Стоп игра».

Ведущий: Кто не справился с напряжением игры? Кто отвечал на вопросы неправильно? Кто не положил баллы в банк? Пришло время определить самое «слабое звено» первого тура.

Участники игры на бумаге пишут имя «слабого звена», а потом по очереди его показывают и аргументируют свой выбор. Игру покидает участник, набравший наибольшее количество голосов.

Ведущий: Кто же на самом деле был «слабым звено»? Кто потерял много баллов команды? Сколько баллов заработала команда. Заслушаем отчёт моих помощников.

Помощники озвучивают статистику.

Ведущий: Мы начинаем второй раунд. Он будет на 10 секунд короче первого. Время пошло.

И т.д. Таким образом, проводится 7 туров. Восьмой тур проводится на накопление баллов в банке.

Ведущий: Мы начинаем суперигру. Не спешите, время теперь не имеет значения.

Ведущий проводит суперигру.

Ведущий: Победителем сегодняшнего интеллектуального шоу становится... Поздравляю! Получите свой главный приз...

Награждение.

Ведущий: Это было «Слабое звено»... Это всего лишь игра. Прощайте!!!

4. Заключение

Игра вызывает большой интерес у участников, удовлетворяя их творческие и познавательные запросы. Игроки радуются правильным ответам и огорчаются, если команда объявляет их «слабым звеном», да ещё и «не заслужено». По словам участников, во время конкурса, находясь в стрессовой ситуации, им правильные ответы запоминались гораздо лучше, чем на уроках. И действительно, был такой момент, когда вопросов не хватило и некоторые пришлось повторить, и участники безошибочно называли правильные ответы, услышанные ранее.

Такое мероприятие в увлекательной форме закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках, формирует устойчивый интерес к астрономии, воспитывает чувство патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей.

Если Вас заинтересовала эта игра, то для удачного её проведения учтите следующие пожелания:

  • Формировать команду участников из 9 человек и не более;
  • Продолжительность первого тура не должна превышать трёх минут;
  • Размещать участников таким образом, чтобы их общение было минимальным;
  • Перед началом игры напомнить участникам её правила;
  • Провести пробный тур, например, с вопросами по таблице умножения;
  • Ведущий игры – учитель-предметник;
  • На протяжении всей игры выдерживать высокий темп вопросов и ответов;
  • Выбывшим участникам предложить нарисовать карикатуры на игроков, которые за них проголосовали, чтобы снять психологическое напряжение;
  • Завершить мероприятие чаепитием, за которым обменяться впечатлениями о прошедшей игре.
  • Победителя игры и участников, набравших наибольшее количество баллов, поощрить хорошими оценками.

5. Приложение

  1. Правила игры

В игре принимают участие 9 человек. Состоится 8 основных туров и 1 супертур - финал.

Каждый тур представляет собой ответы на вопросы ведущего. При правильных ответах на вопросы команда зарабатывает баллы, количество которых увеличивается с каждым правильным ответом согласно таблице: 1, 2, 3, 5, 7, 10. Если цепочка правильных ответов прерывается, то команда теряет баллы. Банк пополняется баллами только в том случае, если один из участников произносит слово «банк». Если вы не уверены, что дадите правильный ответ, то вы должны положить деньги в банк. Слово «банк» вы должны сказать после того, как назовут ваше имя и до того, как ведущий начнёт произносить следующий вопрос. В противном случае, вы не положите баллы в банк. Если цепочка правильных ответов не прерывается до 10, т.е. 6 участников подряд правильно отвечают на вопросы ведущего, то 7-ой участник обязательно после произнесения его имени должен сказать «банк», в противном случае команда потеряет все баллы.

Продолжительность первого тура 3 минуты, т. е. 180 секунд. Каждый последующий тур на 10 секунд меньше. После каждого тура команду покидает один участник – «слабое звено», которого выбирает команда наибольшим числом голосов. Если два участника получают одинаковое количество голосов, то решение выносит игрок, который по результатам данного тура был «сильным звеном». Ранее принятое решение игрок в этой ситуации может изменить. Нельзя голосовать за самого себя.

Первый тур начинается с первого участника, стоящего левее всех. Каждый последующий тур начинается с «сильного звена» предыдущего тура.

Результаты каждого тура оглашаются счётной комиссией.

В 8 туре игра идёт на накопление баллов. Победитель игры определяется по результатам супертура, в котором финалисты отвечают на пять вопросов. Количество правильных ответов определяет победителя. В случае одинакового количества правильных ответов игра продолжается до первого неправильного ответа, который нарушит равновесие.

  1. Работа с презентацией
  • Во время оглашения правил игры вывести на экран таблицу накопления баллов в банке.
  • В начале каждого тура выводить на экран слайд №3, обозначающий, что баллов в банке 0.
  • Во время игры:
    - если ведущий сказал, что ответ игрока верный, то необходимо нажать правую гиперссылку (количество баллов в банке увеличится);
    - если ведущий сказал, что ответ игрока неверный или игрок отказался от ответа на вопрос, то необходимо нажать левую гиперссылку (цепочка прерывается и начинается снова с 0 накопление баллов в банке);
    - если игрок после объявления его имени, но до начала объявления вопроса успел произнести слово «банк», то необходимо нажать левую гиперссылку (цепочка начинается снова с 0).

3) Таблица для регистрации правильных ответов

Имена участников записываются слева направо согласно их расположению в игре. Если участник даёт правильный ответ, напротив его фамилии ставится знак «+», а если неправильный ответ – знак «-». В конце каждого тура подсчитывается количество правильных ответов и определяется «сильное» и «слабое» звено. Если количество правильных ответов одинаково у нескольких участников, то окончательный результат определяется по таблице регистрации баллов в банке. «Сильным» звеном объявляется участник, давший наибольшее количество правильных ответов и положивший в банк наибольшее количество баллов.

Таблица регистрации правильных ответов. Тур:

Имена участников

Количество правильных ответов

Сильное звено: Слабое звено:

4) Таблица для регистрации баллов в банке

Имена участников записываются слева направо согласно их расположению в игре. Если участник кладёт баллы в банк, напротив его фамилии ставится знак «+n», где n – количество положенных баллов. Если участник теряет баллы, так как не положил вовремя баллы в банк и неправильно ответил на вопрос или отказался на него отвечать, то напротив его фамилии ставится знак «-n», где n – количество потерянных баллов. В конце каждого тура подсчитывается количество заработанных и потерянных баллов.

Таблица учёта баллов в банке. Тур:

Имена участников

Потеряно баллов

Отправлено в банк

Общее количество баллов, накопленных в этом туре

Общее количество баллов в банке после этого тура

Игрок, отправивший в банк наибольшее количество баллов:

  1. Вопросы для игры
  1. Как называется основной астрономический прибор для наблюдений? (телескоп)
  2. Как называется единица расстояний между звёздами? (световой год)
  3. Солнце – это звезда или планета? (звезда)
  4. Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин)
  5. На что похоже созвездие «Большой медведицы»? (на ковш)
  6. Как называются шарообразные тела, вращающиеся вокруг Солнца? (планеты)
  7. Когда день весеннего равноденствия? (21 марта)
  8. Как называется явление, при котором Луна находится между Солнцем и Землёй на одной линии? (солнечное затмение)
  9. Сколько звёзд в Солнечной системе? (одна, Солнце)
  10. Как называется любое тело, вращающееся вокруг планеты? (спутник)
  11. Как называется третья от Солнца планета? (Земля)
  12. Какое отчество у Юрия Гагарина? (Алексеевич)
  13. Кто побывал в космосе до человека? (собаки)
  14. Сколько естественных спутников у Земли? (один)
  15. Продолжите фразу. Чем дальше планета от Солнца, тем год на планете… (продолжительнее)
  16. К какому созвездию принадлежит Полярная звезда? (Малая медведица)
  17. Кто был первым человеком, вступившим на Луну? (Нил Армстронг)
  18. Сколько планет в Солнечной системе? (восемь)
  19. Как назывался корабль, на котором полетел Юрий Гагарин? («Восток»)
  20. Венера является планетой земной группы? (да)
  21. Какой величиной характеризуется вытянутость эллипса орбиты? (эксцентриситетом)
  22. Какой учёный открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон)
  23. Как называется одежда космонавта? (скафандр)
  24. Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
  25. Как называется галактика, в которой мы живём? (Млечный путь)
  26. Как называется наука, изучающая движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие? (астрономия)
  27. Можно ли увидеть Луну в новолуние? (нет)
  28. Как называется космическое тело, упавшее на Землю? (метеорит)
  29. Сколько всего зодиакальных созвездий? (12)
  30. Нептун является планетой-гигантом? (да)
  31. В каком году Юрий Гагарин совершил полёт в космос? (1961)
  32. Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полётов? (Звёздный)
  33. Когда день летнего солнцестояния? (22 июня)
  34. Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
  35. Как зовут космонавта, впервые вышедшего в открытый космос? (Алексей Леонов)
  36. Какую планету называют «утренней» или «вечерней» звездой? (Венеру)
  37. Какая страна запустила первый искусственный спутник Земли? (Советский Союз)
  38. Как называется комета, появляющаяся через каждые 75 лет около Земли? (комета Галлея)
  39. Излучает ли Луна свет? (нет)
  40. Какая планета названа в честь бога войны? (Марс)
  41. Чему равна первая космическая скорость? (7,9км/с)
  42. Кто изобрёл первый телескоп? (Галилео Галилей)
  43. Как звали первых собак, благополучно вернувшихся на Землю после полёта в космос? (Белка и Стрелка)
  44. Как называется современная космическая станция? (МКС-международная космическая станция)
  45. В каком году впервые в космос полетела женщина? (1963)
  46. Как называется 12 созвездий, через которые проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь? (зодиак)
  47. Как называют людей, изучающих неопознанные летающие объекты? (уфологи)
  48. Как называется космодром, который арендует Россия у Казахстана? (Байконур)
  49. Сколько минут Юрий Гагарин находился в космосе? (108 минут)
  50. Как называется самая известная планета с кольцами? (Сатурн)
  51. Как называются космические тела размером от километра и больше, которые не являются спутниками планет, а движутся вокруг Солнца самостоятельно? (Астероиды)
  52. Планеты Солнечной системы можно увидеть на ночном небе? (да)
  53. Как называется самый известный метеорит, упавший в тайге Восточной Сибири 30 июня 1908 года? (Тунгусский)
  54. Какого цвета был скафандр Юрия Гагарина? (оранжево-красный)
  55. Какова скорость света? (300000км/с)
  56. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Девы? (да)
  57. Какая самая дальняя от Солнца планета из земной группы? (Марс)
  58. Как называется «хвостатая звезда? (комета)
  59. Как называется состояние тела, при котором его вес равен нулю? (невесомость)
  60. Что означает слово «зодиак»? (круг животных)
  61. Чем объясняется смена дня и ночи на Земле? (её вращением)
  62. Как называется ближайшая к Земле звезда? (Солнце)
  63. Как называется космический транспорт? (ракета)
  64. Сатурн является планетой-гигантом? (да)
  65. Как называется ближайшая к Земле точка орбиты движения Луны перигей или апогей? (перигей)
  66. Как называется основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (метод наблюдения)
  67. Сколько всего созвездий на небе? (88)
  68. Какая планета до недавнего времени входила в состав Солнечной системы? (Плутон)
  69. Правда ли что характерной чертой чёрной дыры является гравитация? (да)
  70. Когда день осеннего равноденствия? (23 сентября)
  71. Как называется «падающая» звезда? (метеор)
  72. Какого учёного под страхом пыток инквизиции заставили отречься от своих взглядов? (Галилео Галилея)
  73. К какому классу звёзд по размерам относится Солнце? (карлик)
  74. С каким созвездием связано происхождение медицинской эмблемы? (змееносец)
  75. Как называется ближайшее к Земле небесное тело? (Луна)
  76. Как называется газовая оболочка, окружающая Землю? (атмосфера)
  77. Как называется основная часть кометы? (голова)
  78. Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
  79. Сколько звёзд в нашей галактике? (150 миллиардов)
  80. На какой планете астрономы уже около 300 лет наблюдают характерное лишь для неё красное пятно? (Юпитере)
  81. Как называется диаметрально противоположная точка зениту? (надир)
  82. В каком году была произведена высадка астронавтов на Луну? (1969)
  83. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Ориона? (нет)
  84. Какой учёный впервые открыл атмосферу у Венеры? (М.В. Ломоносов)
  85. Как звали первую собаку, которую запустили в космос? (Лайка)
  86. Можно ли одновременно наблюдать солнечное и лунное затмение? (нет)
  87. К какому виду галактики относится Млечный путь? (спиральная)
  88. Какая единица измерения расстояний в астрономии является наибольшей? (парсек)
  89. Как называется граница дня и ночи на Луне? (терминатор)
  90. Существуют ли эллиптические галактики? (да)
  91. Кто предположил модель Вселенной, в центре которой находится Солнце? (Николай Коперник)
  92. Как называется совокупность нескольких ярких звёзд, образующих своеобразную фигуру? (созвездие)
  93. Чем вызвано мерцание звёзд? (движением воздуха в атмосфере)
  94. Существует ли средний размер звезды? (нет)
  95. Какой позывной был у Юрия Гагарина во время полёта? (кедр)
  96. Как называется утверждение: квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца? (третий закон Кеплера)
  97. Какой учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля? (Птолемей)
  98. Как называется яркое освещение горизонта перед восходом или заходом Солнца? (Заря)
  99. С помощью, какой звезды определяют стороны света? (Полярной звезды)
  100. Как называется американский космический корабль многоразового использования? (Шаттл)
  101. Существуют ли неправильные галактики? (да)
  102. Правда ли, что планеты-гиганты состоят из тяжёлых химических элементов? (нет)
  103. К какому классу звёзд относится Солнце по цвету? (жёлтые)
  104. У Венеры есть спутники? (нет)
  105. Сколько ярких звёзд в созвездии большой медведицы? (7)
  106. Как зовут первую в мире женщину-космонавта? (Валентина Владимировна Терешкова)
  107. Что означает слово «космонавтика»? (кораблевождение)
  108. Как называется планета, названная именем бога родников, рек и морей? (Нептун)
  109. Чему равно расстояние от Земли до Солнца? (150 млн км)
  110. Как называется специальный научно-исследовательский центр для проведения астрономических исследований? (обсерватория)
  111. Как называется первый космический корабль, доставивший людей на Луну? (Апполон)
  112. Какой временной отрезок определяется по вращению Земли вокруг своей оси? (сутки)
  113. С чем связана смена времён года? (с вращением Земли вокруг Солнца)
  114. Как называется явление, при котором Земля находится между Солнцем и Луной на одной линии? (лунное затмение)
  115. Плутон является планетой-гигантом? (нет)
  116. Какой учёный установил законы движения планет? (Иоганн Кеплер)
  117. Что представляют собой орбиты движения планет в Солнечной системе? (эллипс)
  118. Какая звезда имеет самую высокую температуру: жёлтая или голубая? (голубая)
  119. Марс является планетой земной группы? (да)
  120. Какое созвездие является поэтическим символом и служит своеобразным вдохновением для поэтов и писателей? (Пегас)
  121. Какая планета была открыта американским учёным Клайдом Томбо лишь в 1930 году? (Плутон)
  122. Что означает слово «планета»? (блуждающая)
  123. Как называется видимая часть атмосферы Солнца? (фотосфера)
  124. Обладает ли Луна магнитным полем? (нет)
  125. Как называется гигантская звёздная система? (Галактика)
  126. Чему равен 1 парсек в километрах? (3 10 13 )
  127. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Льва? (да)
  128. У какой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода? (Марс )
  129. Как называется самый распространенный химический элемент в космическом пространстве? (водород)
  130. Какую фразу произнёс Юрий Гагарин во время старта 12 апреля 1961 года? (Поехали!)
  131. Звёзды по цвету бывают зелёными? (нет)
  132. В каком году родился Юрий Гагарин? (1934)
  133. Как называется самая удалённая от Солнца точка орбиты небесного тела? (афелий)
  134. Из мифологии какого народа взяты названия планет? (из греческой и римской)
  135. Как называется наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного диска? (фаза)
  136. Есть ли на Луне вода? (нет)
  137. Какое созвездие лучше наблюдать зимой: Козерога или Ориона? (Ориона)
  138. Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца? (астрономическая единица)
  139. Существует ли у Солнца зона, называемая зоной цепных ядерных реакций? (нет)
  140. Как называется советский космический корабль многоразового использования? (Буран)
  141. Как называется самая ближайшая к Земле и очень большая галактика? (Туманность Андромеды)
  142. Какая планета из видимых самая яркая? (Венера)
  143. Как называется большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце? (эклиптика)
  144. Как называется поверхностный слой Луны? (реголит)
  145. С помощью какого метода определяют химический состав Солнца, звезд, галактик, туманностей ? (спектральный анализ)
  146. Как называется самая горячая планета Солнечной системы? (Венера)
  147. Кто был основателем теоретической космонавтики? (Циолковский Константин Эдуардович)
  148. Продолжите фразу. Если Луна на нашем небе выглядит как буква С, то она является… (убывающей)
  149. Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца? (силы тяготения)
  150. Как называются тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера? (астероиды)
  151. Существуют ли звёзды сверхгиганты? (да)
  152. В каком месяце года Земля находится ближе всего к Солнцу? (в январе)
  153. Какая планета в греческой мифологии отожествляется с Богом торговли – Гермесом? (Меркурий)
  154. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооружённым глазом? (пять)
  155. Сколько суток провёл на орбите первый искусственный спутник Земли? (92)
  156. На карте, какой планеты только женские имена? Здесь есть даже каньон Бабы-Яги? (Венеры)
  157. Как называется часть солнечного излучения, обладающая высокой химической активностью, но в небольших дозах благотворно влияющая на организм человека? (ультрафиолетовое)
  158. Как называется интервал времени между двумя последовательными новолуниями? (синодический месяц)
  159. Какую планету называют красной из-за цвета её пустынь, содержащих много железа? (Марс)
  160. Как называется космодром в США? (Мыс Канаверал)
  161. Существует ли созвездие «Большой Пёс»? (да)
  162. Продолжите фразу. Со скоростью 29,765 км/с Земля вращается вокруг… (Солнца)
  163. Кто предложил геоцентрическую систему мира? (Птолемей)
  164. У какой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров? (у Сатурна)
  165. Кого называли «великим мечтателем»? (Циолковского Константина Эдуардовича)
  166. Как называется самая холодная планета Солнечной системы? (Нептун)
  167. Продолжите фразу. Радиус-вектор планеты за одинаковые промежутки времени описывает… (равные площади)
  168. Как называется точка околоземной орбиты небесного тела, наиболее удалённая от центра Земли? (апогей)
  169. Назовите небесное тело, куда ступала нога человека? (Луна)
  170. В каком направлении движется наша Земля: с запада на восток или с востока на запада? (с запада на восток)
  171. Продолжите фразу. Слоистые, перистые, кучевые, дождевые… (облака)
  172. Название, какого созвездия является названием физического прибора? (весы)
  173. Какова масса первого искусственного спутника Земли? (83,6кг)
  174. На какой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора «Олимп», высотой 25 км? (на Марсе)
  175. На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой почти 200°С? (Меркурий)
  176. У Земли существует внутренний слой, называемый мантией? (да)
  177. Во что превращается звезда-гигант на последнем этапе эволюции? (в нейтронную звезду)
  178. Кто был основателем практической космонавтики? (Сергей Павлович Королёв)
  179. Как называется ближайшая к Солнцу точка орбиты Земли? (перигелий)
  180. Какая планета Солнечной Системы вращается не по движению вокруг Солнца, а наоборот, причем в 243 раза медленнее Земли? (Венера)
  181. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Стрельца? (да)
  182. Название, какого спутника в переводе на русский язык означает «страх»? (Фобос, спутник Марса)
  183. Как называются галактики-спутники млечного пути? (Магеллановы облака: большое и маленькое)
  184. Кто предложил гелиоцентрическую систему мира? (Николай Коперник)
  185. Как называется самоходный аппарат, совершивший путешествие по Луне? (луноход)
  186. Что произошло со станцией «Мир» в 2001 году? (она была затоплена)
  187. С какого космодрома был произведён запуск первого космического корабля с человеком на борту? (с Байконура)
  188. Существует ли у Солнца зона, называемая хромосферой? (да)
  189. Какую планету Уран или Сатурн нельзя увидеть на небе невооружённым глазом? (Уран)
  190. Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)
  191. Во что превратится Солнце на последнем этапе эволюции? (в белый карлик)
  192. В каком году впервые человек вышел из корабля в открытый космос? (1965)
  193. Как называется группа планет, состоящая из Меркурия, Венеры, Земли и Марса? (земная)
  194. Какое носит название небесная путешественница, состоящая из ядра, головы и хвоста? (комета)
  195. Правда ли, что чёрная дыра имеет огромные размеры? (нет)
  196. Как называется самая яркая звезда северного полушария звёздного неба? (Сириус)
  197. Во что превращается сверхгигант на последнем этапе эволюции? (в чёрную дыру)
  198. Продолжите фразу. Каждая планета обращается вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится… (Солнце)
  199. На какой планете бывают дожди из серной кислоты? (на Венере)
  200. Какой цвет у самых холодных звёзд? (красный)
  201. Как зовут впервые вышедшею в космос женщину? (Светлана Евгеньевна Савицкая)
  202. Как называется расстояние, равное трём световым годам? (парсек)
  203. Продолжите фразу. В 81,3 раза масса Луны меньше массы… (Земли)
  204. К какому виду галактик относятся Магеллановы облака? (к неправильным)
  205. В каком созвездии находится звезда Сириус? (Большого Пса)
  206. Как называется самая близкая к Земле планета Солнечной системы? (Венера)
  207. Когда день зимнего солнцестояния? (22 декабря)
  208. Буквами какого алфавита пользуются для обозначения звёзд на звёздных картах? (греческого)
  209. Что обозначает число 365,25? (продолжительность года)
  210. Чему равна продолжительность полной смены фаз Луны? (≈29,5)
  211. Как называется линия, соединяющая любою точку орбиты с фокусом? (радиус-вектор)
  212. Можно ли в невесомости пить из кружки? (нет)
  213. Какой позывной был у Валентины Терешковой? (чайка)
  214. В каком состоянии находятся люди на орбитальной станции? (состоянии невесомости)
  215. Как называется модель Земли? (глобус)
  216. Солнце, совершая свой видимый годичный путь, проходит через созвездие овна? (да)
  217. Продолжите фразу. Если Луна на нашем небе выглядит как перевёрнутая буква С, то она является… (растущей)
  218. Как называется созвездие южного полушария, состоящее из очень тусклых звёзд и обозначающее чертёжный инструмент? (циркуль)
  219. В каком году Светлана Савицкая вышла в открытый космос? (1984)
  1. Вопросы для супертура игры:
  1. Эта оранжево-красная гигантская звезда диаметром 36 поперечников Солнца находится на расстоянии 55 световых лет. В созвездии Тельца, которое лучше всего наблюдать на зимнем небе, она является глазом разъяренного Тельца. Какая это звезда? (Альдебаран)
  2. Эта звезда означает «царская звезда». Она находится в созвездии льва, как бы в сердце льва. Она почти в 2 раза ярче Полярной звезды и находится на расстоянии около 80 световых лет. Какая это звезда? (Регул)
  3. Лебедь - большое, красивое созвездие северного неба. Часть его, состоящая из наиболее ярких звёзд, известна под названием Северный крест. Самая яркая звезда этого созвездия проводит над горизонтом всего 5 часов в сутки, но зато видна на звёздном небе круглый год. Считается, что эта звезда ярче Солнца в 10 тыс. раз и находится на расстоянии 820 световых лет. Какая это звезда? (Денеб)
  4. В созвездии Орла это самая яркая звезда, которая наряду с Вегой и Денебом входит в летне-осенний треугольник Северного полушария неба. Эта звезда наряду с альфа - Центавра является ближайшей к нам звездой и находится на расстоянии 16 световых лет. (Альтаир)
  5. В созвездии Лиры - это самая яркая звезда. Это первая звезда, которую удалось сфотографировать и произошло это в 1850 году. Наша Солнечная система летит к этой звезде со скоростью 20 км/с и через 12 тыс. лет она будет для нас полярной звездой. Какая это звезда? (Вега)
  6. А эту звезду лучше всего наблюдать зимой, так как она является красноватой самой яркой в созвездии Ориона и украшает его левое плечо. В 1920 году были впервые определены её размеры и до недавнего времени считали её самой большой звездой в наблюдаемой части Вселенной, так как её диаметр оказался более 1 млрд км. Какая это звезда? (Бетельгейзе)

Но в настоящее время обнаружена более крупная звезда в созвездии Возничего, которая в 2700 больше Солнца. Звезда Бетельгейзе всего приблизительно в 1 тысячу раз больше Солнца.

  1. В этом созвездии находится одна из знаменитых туманностей М 31 – спиральная галактика, содержащая сотни миллиардов звёзд. В тёмные ясные ночи можно попытаться разглядеть это туманное пятнышко, а в телескоп эта галактика представляет очень эффектное зрелище. Какое это созвездие? (Созвездие Плеяды)
  2. В греческих мифах 7 дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны были превращены Зевсом в звёзды и вознесены на небо в виде созвездия. 6 звезд этого созвездия сияют достаточно ярко, и лишь одна - Меропа- еле видна, так как по легенде она вышла замуж за простого смертного и ей, якобы, стыдно перед сёстрами, которые вышли замуж за богов. Какое это созвездие? (Созвездие Андромеды)
  3. В древнем Китае это созвездие называли «Пе-теу», что означает «кастрюля». В Средней Азии, где много лошадей, про эти звёзды говорили «Конь на привязи». А как это созвездие называется у нас? (Большая Медведица)
  4. Какой из спутников Юпитера помог датскому физику и астроному О.Рёмеру в 1676 году определить скорость света? (Ио)
  5. Кому принадлежат слова: "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна…" (М.В. Ломоносову)
  6. В честь этого советского астронома назван Государственный Астрономический Институт? (в честь Павла Карловича Штенберга)
  7. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде старта? (Челленждер)
  8. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? (Вега)
  9. Как называются почти все китайские ракеты-носители? («Чан Чжен», по-русски «Великий поход»)
  10. Как называется устройство, используемое для моделирования перегрузок, которые космонавт неизбежно ощутит в космосе? (Вращающаяся центрифуга, внешне напоминающая огромную гантель, на одном конце которой закреплена кабина с испытуемым, а на другом - противовес)
  11. Звёзд на небе невооруженным глазом видно так много, что кажется, их не сосчитать. Однако это сделать можно. Сколько на небе звезд, которые видны невооруженным глазом? (Всего около 6000)
  12. Сколько звёзд можно увидеть невооруженным глазом на небе, не сходя с одного места? (Около 3000, так как находясь на открытой местности видно ровно половину звездного неба)
  13. Над каким проектом (программой) работали исследователи космического пространства в конце XX века, но за недостатком средств его временно "заморозили"? (Полет на Марс в начале XXI века)
  14. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы)
  15. Где родился Юрий Гагарин? (село Клушино Смоленской области)
  16. Где родилась Валентина Терешкова? (деревня Масленниково Ярославской области)
  17. Сколько океанов на Луне, и какие? (Один - океан Бурь)
  18. Почему на Луне нельзя услышать звуки? (Нет атмосферы, звуковые волны не могут распространяться)

6. Список литературы

  1. В.М. Чаругин. «Астрономия 10-11». Москва, «Просвещение» 2017.
  2. В.М. Чаругин. «Астрономия 10-11. Методическое пособие. Базовый уровень». Москва, «Просвещение» 2017.
  3. Б.А.. Воронцов-Вельяминов. «Астрономия 10-11». Москва, Дрофа 2017.
  4. Б.А.. Воронцов-Вельяминов. «Cборник вопросов и задач по астрономии». 1982.
  5. «Физика» - приложение к журналу «Первое сентября» (статьи по астрономии).
  6. Э.С. Зигель. «Что и как наблюдать на звездном небе?». 1979.
  7. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин. «Книга для чтения по астрономии. Астрофизика». 1988.
  8. Я.И. Перельман . «Занимательная астрономия» . Москва, 1954.
  9. М.М. Дагаев. «Сборник задач по астрономии» . -Москва, 1980.
  10. Методическая разработка урока-конференции «Россия-космическая держава» Котовой Валентины Ивановны - учителя физики МБОУ-СОШ села Ягодного, Асиновского района, Томской области.

    Внеклассное мероприятие ко Дню космонавтики, 8-11 класс. Сценарий

    Внеклассное мероприятие по физике и астрономии. Игра "Отроки во Вселенной"

    Савостьянова Светлана Анатольевна, преподаватель физики и математики ГБОУ НПО ПУ № 31 МО г. Егорьевск.
    Описание . В данной работе представлена познавательная игра, привожу её, приурочив ко Дню Космонавтики или к Международному Дню астрономии. Материал будет полезен учителям физики для проведения внеклассного мероприятия в рамках предметной недели в 8 – 11 классах. Так же его можно использовать для проведения классного часа в форме игры ко Дню Космонавтики.
    Цели и задачи:
    - привить интерес учащихся к астрономии, к истории освоения космического пространства;
    - расширить кругозор учащихся;
    - развитие патриотических чувств, гордости за свою страну;
    - формирование умений работать в группе.
    Подготовка . Для игры организуются команды по 3 - 5 человек в зависимости от числа учащихся в группах и степени их подготовки. Перед игрой желательно провести беседы в группах, посвящённые астрономии, Дню Космонавтики. Игра проводиться в виде соревнования, выбирается жюри, ведущий (учитель).
    Для проведения игры используется презентация (или на доске таблица).

    Вступительное слово учителя : Здравствуйте, ребята! «Мудрец Луций Сенека сказал однажды, что если бы на Земле было только одно место, откуда можно наблюдать звёзды, к нему непрерывно со всех сторон стекались бы люди. Человек не может не видеть звёзд. Каждый из вас, хотя бы раз в жизни, поднимал лицо к небу и разглядывал звёздное небо. А может и задавался вопросом, где начало и где конец этой звёздной пыли? Что сам я значу, какое место занимаю в этой чёрной бездне?» Поэтому нашу игру я назвала «Отроки во Вселенной». Отроки – это Вы, а игра о звёздах, о первых людях, внёсших свой вклад в развитие астрономии и космонавтики.
    Правила игры . Производиться жеребьёвка команд, затем каждая команда выбирает тему и балл вопроса. На обсуждение не больше 1 минуты. После того как команды прошли все вопросы, жюри подсчитывает баллы, набранные каждой командой, объявляется победитель, проводиться награждение.
    Тема. Сколько?
    1.За какое время Земля обращается вокруг Солнца? (365 дней)
    2.Сколько длился полёт Юрия Гагарина в космосе? (108 минут)
    3.В 1922 г. был окончательно утверждён список созвездий. Сколько названий созвездий он содержит? (88)
    4.В каком веке был сожжён на костре Джордано Бруно? (17 век)
    5.Сколько лет прослужила в космосе орбитальная станция «Мир»? (15 лет)
    6.Сколько времени в общей сложности находился в космосе Алексей Леонов – первый человек вышедший в космос? (24 минуты; принимаю и ответ 12 минут – чистое время в космосе)
    7.Каков был диаметр первого ИСЗ?(58 см)
    Тема. Техника. Название кораблей
    1.Название этого прибора в переводе с греческого «далеко смотрю» (телескоп).
    2. «Это инструмент, с помощью которого можно разделить сутки на маленькие промежутки времени и сделать эти промежутки видимыми» (часы)
    3.Как назывался первый советский многоместный космический корабль?
    («Восход»)
    4.Как называется аппарат, сконструированный для изучения поверхности Луны?
    (Луноход)
    5.Комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических аппаратов (космодром).


    6.Как называлась первая советская орбитальная станция? («Салют»)
    7. Как назывался американский космический корабль, доставивший людей на Луну?
    («Аполлон»)
    Тема. Имена
    1.Первая женщина космонавт (Валентина Терешкова)
    2.Космонавт, который полетел в космос после Юрия Гагарина? (Герман Титов)
    3.Под его руководством был запущен первый ИСЗ, созданы космические корабли «Восток» и «Восход». Его считают Главным конструктором ракетно-космических сил. (Королёв Сергей Павлович)
    4.Этому великому человеку принадлежат слова: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство» (Циолковский Э.К)
    5.В Риме в лабиринте тесных кривых улочек «вечного города» на небольшой площади Цветов стоит скромный памятник, на пьедестале которого высечено: «ему от века, который он предвидел там, где костёр пылал». Кому этот памятник? (Джордано Бруно)
    6.На пьедестале памятника этому человеку высечены слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». (Коперник)
    7.Первая женщина космонавт, вышедшая в открытый космос 25 июля 1984 г?
    (Светлана Савицкая)
    Тема. Солнечная система
    1.У Козьмы Пруткова есть изречение: «Если будет у тебя спрошено, что важнее, Солнце или Луна, ответствуй: Луна, ибо Солнце светит, когда и так светло, а Луна светит в темноте». Объясните, в чём неточность его рассуждений? (Солнце само является источником света, а Луна светит отражённым светом).
    2.О какой планете эти отрывочные сведения: водородно-гелиевый состав, даже в телескоп видны полярные сияния, некоторые спутники могли бы быть планетами. Масса её равна 318 земным массам. (Юпитер).
    3.Эта планета – одно из красивейших светил неба. Самая яркая после Солнца и Луны. У неё самая плотная атмосфера среди планет земной группы, а температура на поверхности достигает +500 С. (Венера)
    4.Закончите стихотворение, ответив на вопрос.
    «Гром! Встрепенулась тайга и затихла./ Пламя! Луч солнца ослабил свой свет,
    С грохотом мчится по небу светило, / Сыплются искры, и тянется след.
    Жуть... Тишина... Лишь удары несутся. / Пламя поднялось у края небес,
    Там, у эвенков, олени пасутся, / Валит там воздухом девственный лес.
    Мечутся звери, в смятении люди, / Рёв и проклятья... А небо гремит.
    Что же виновник всех этих явлений?»
    (Это Тунгусский метеорит)
    5.У какой планеты самое большое число спутников? (Сатурн, более 22)
    6.Древние греки посвящали все планеты богам. И конечно, для бога Ареса не нашлось более подходящего символа, чем красноватая звезда в чёрном небе. На Руси вплоть до 18 века использовалось греческое название планет и эту планету именовали Аррисом или Ареем. А как называем эту планету мы сейчас? (Марс)
    7.Открытие этой планеты было своего рода триумфом небесной механики. Его присутствие в Солнечной системе сначала «вычислили» теоретики, и лишь после этого планету обнаружили на небе в 1846 г.
    («на кончике пера» был открыт Нептун)
    Тема. Созвездия. Звёзды
    1.Звезды, какого цвета имеют самую низкую температуру? (красные)
    2.Эта звезда находиться в созвездии Малой Медведицы – последняя звезда в ручке Ковша. Она располагается примерно в одном градусе от северного полюса мира. (Полярная)
    3.Одно из наиболее заметных созвездий зодиака. Ярчайшая звезда – Гамаль, что по-арабски означает «подросший ягнёнок» (Овен, т. е баран)
    4. Зодиакальное созвездие. Древние называли его Рыба – Коза, и в таком виде оно изображено на многих картах. Расположено ниже и западнее Водолея. (Козерог)


    5.Это крупное северное созвездие, семь ярких звёзд которого, образуют хорошо известный объект. Греческий миф повествует о том, что прекрасную нимфу Каллисто Зевс превратил в это животное, чтобы спрятать от своей ревнивой супруги Геры. Назовите это созвездие. (Большая Медведица)
    6.Рождение этого созвездия имеет точную датировку: оно названо в честь жены египетского царя Птолемея III Эвергета (246-222 гг. до н. э). Согласно преданию, она отрезала свои прекрасные волосы и поместила их в Храме Венеры в благодарность за военную победу, дарованную её мужу богами. А когда волосы из Храма пропали, жрец-астроном заявил, что Зевс взял их на небо. (Волосы Вероники)
    7.В созвездии Большого Пса находиться ярчайшая звезда неба. В Египте её называли «предвосходящей звездой». Римляне называли – «собачкой», что по-латински Canicula. После долгого зимнего перерыва эта звезда впервые появлялась в июле, знаменуя наступление жаркого времени года. Отсюда и произошло слово «каникулы» - «собачьи дни». Назовите эту звезду. (Сириус)
    Литература
    1.Голованов Я.К. Дорога на космодром: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит.,1982. – 551с.
    2.Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. – М.: Аванта +,1998.
    3. Стихотворение Л.А. Кулика «30 июня 1908 года» Как меняются день и ночь (возраст - от 3 лет)

    Любознательный малыш рано или поздно задастся глобальным вопросом: почему бывает день и ночь? И чтобы не объяснять устройство мира на пальцах, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

    Для этой игры лучше всего подойдет глобус. Но можно использовать и обычный мячик.
    На двух противоположных сторонах пластилином или скотчем (можно использовать бумажный скотч) закрепите маленькие игрушки или фигурки человечков из картона. Возьмите фонарик и идите в ванну.

    В полной темноте включите фонарик - «Солнце» и осветите им мяч или глобус - «Землю».

    Крутите мяч или глобус так, чтобы то один человечек, то другой оказывались освещенными. Лучше, если внешне человечки будут заметно отличаться друг от друга.
    Объясните малышу, что вот так же крутится и Земля, на которой мы живем. И когда с одной стороны ночь и все спят, с другой стороны день и все заняты делом.

    Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребенок сам убедится, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен.
    Расскажите малышу про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

    Земля, Луна и Солнце (возраст 3-4 года )

    Конечно, дети постоянно видят и Луну, и Солнце. И многие из них, как и наши предки, уверены, что и Луна, и Солнце - это примерно одно и тоже. Только Луна поднимается на небо ночью, а Солнце - днем.

    Расскажите им, что Солнце - это звезда, а Луна - планета, что Солнце светит, а Луна, как зеркало, отражает свет, что Солнце огромное, а Луна маленькая.
    Предложите поиграть в Луну, Землю, Солнце.

    Пусть Солнцем станет кто-то большой (например, папа), мама будет Землей, а малыш - Луной.
    «Солнце» встает посреди комнаты, взяв в руку фонарик. «Земля» начинает ходить вокруг «Солнца» и кружиться вокруг себя (смотрите, чтобы голова не закружилась). А малыш - «Луна» бегает вокруг мамы - «Земли». В руках у «Луны» может быть зеркало. В идеальном варианте «Луна» старается быть все время лицом к «Земле».

    Живые планеты (возраст 4-5 лет)

    Эта игра - для группы детей (8-9 человек). Взрослый будет изображать Солнце, а ребята - планеты солнечной системы. Кто-то может изобразить Луну. Лучшее место для игры - детская площадка или полянка.
    Чтобы игра удалась, хорошо провести несколько подготовительных игр.

    Запоминаем названия

    По очереди подзывайте к себе детей и называйте им новые имена (можно сделать бейджики с именами): Меркурий, Марс и др. А дальше - игры на внимание.

    1-й вариант. Взрослый громко называет планету и считает до трех. Кто не отозвался - выходит из игры
    2-й вариант. Дети бросают по очереди друг другу мяч («космический корабль») со словами: «Корабль летит с Марса на Юпитер».

    Кто за кем стоит.

    Итак, дети запомнили, в каком порядке расположены планеты. Нарисуйте на асфальте линии (или положите веревочку на траве). Расскажите, что «Солнце» отпускает своих деток - планеты - полетать там, где они хотят. Но время от времени планеты должны прилетать домой, чтобы «Солнце» не волновалось.

    Взрослый будет выкрикивать имена деток - планет в том порядке, в котором они должны бежать домой и становиться вдоль линии, то есть: «Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон». Если в игре принимает участие «Луна», она бежит вместе с «Землей», и они встают в ряд, держась за руки.

    Через несколько игр можно просто кричать: «Дети! Домой!» А потом проверять, правильно ли расположились планеты.

    Можно прокричать порядок расположения планет неверно, тем самым проверив детей.

    Солнечная система (возраст от 5 лет).

    Когда ребенок уже хорошо знает названия планет и не путает их порядок, можно попробовать изобразить макет солнечной системы.
    Расскажите, что планеты не стоят, выстроившись в ряд, а летают вокруг Солнца,каждая по своей дорожке («орбите»).

    Если несколько детей, можно поиграть в такую игру: нарисовать каждому ребенку его орбиту мелом на асфальте. Продумайте расстояние так, чтобы дети не задевали друг друга при движении.
    Когда схема движения будет нарисована, каждая планета должна занять свое место, и все начинают кружиться вокруг Солнца (лучше не бегать, а ходить).

    Можно предложить детям сосчитать, сколько кругов им удалось сделать до условного сигнала. А потом пусть сравнят, кто сделал больше кругов - Меркурий или Марс, Юпитер или Уран, - и сделают вывод: чем дальше планета от Солнца, тем больше времени у нее занимает один полный оборот вокруг Солнца.

    Планеты Солнечной системы.

    Обязательно попросите малыша помочь вам в подготовке материала. Для игры понадобятся:

    • планеты (круги разных размеров из картона - одинакового или разных цветов);
    • игровое поле (большой лист бумаги или кусок старых обоев с нарисованным Солнцем и орбитами планет);
    • карточки с названиями небесных тел (всех планет и Солнца);
    • карточки с символами планет и Солнца.

    Расскажите детям о планетах солнечной системе, о происхождении их названий. Можно вместе с детьми прочесть книги из серии тонких книг Левитана «Астрономия для умненьких детей»

    Разложите планеты по орбитам, вместе с ребенком каждой планете подберите карточку с названием и символ. Предложите ребенку самому расположить планеты на орбитах и подобрать карточки к ним.
    Попросите ребенка по памяти назвать подряд все планеты солнечной системы - от ближайшей к Солнцу или наоборот.

    Выложите на поле все планеты с подписями, допустив ошибку, пусть ребенок попробует ее найти.

    Используя схему солнечной системы, составленную ребенком на поле или по памяти, предложите ему ответить на вопросы:

    1. Какая планета солнечной системы расположена ближе всего к Солнцу, какая наиболее удалена от него;
    2. Какие планеты находятся ближе всего к Земле;
    3. Какая планета расположена между Землей и Юпитером, между Нептуном и Сатурном, между Марсом и Сатурном и так далее;
    4. Какая планета находится дальше Земли, но ближе Юпитера и так далее
    5. .

    Созвездия.

    Возьмите детскую энциклопедию и рассмотрите с ребенком карту звездного неба. Прочитайте о звездах и созвездиях, о происхождении их названий. Возьмите лист черной бумаги и несколько пуговиц желтого цвета или кружков, звездочек из желтого картона.

    Попытайтесь сами изобразить одно из созвездий. Предложите сделать то же самое детям. После многократного повторения детьми таких игр предложите им угадать по памяти, какое из созвездий вы изобразили. Попросите детей по памяти изобразить то или иное созвездие.
    Попросите детей, глядя на картинку или по памяти, исправить ошибки, допущенные вами при изображении того или иного созвездия.

    Астрономическое лото и домино - от 6 лет.

    Чтобы дети лучше запомнили названия планет, их символы, внешний вид созвездий, сделайте из картона такие традиционные игры, как лото и домино.
    Если детям 6-7 лет, они обязательно захотят помочь вам, смело привлекайте их к работе, поручив найти картинки, приклеить и т.п.
    Вместе с детьми вы можете изготовить самодельные книжки или плакаты о планетах и созвездиях.

    Купить книги для детей о космосе вы можете в интернет-магазине Ученый Кот в разделе

    Астрономия для детей, с какого возраста можно говорить об этой науке с ребенком? Для многих родителей становится сюрпризом, что детки сами начинают интересоваться астрономией. И тогда возникает вопрос – как маленькому человечку рассказать о таких серьезных вещах? Как и всё, о чем мы говорим с дошкольниками, данный предмет их интереса должен быть преподнесен только в игре.

    Космос всегда интересовал моего сына и уже в 1 год 9 месяцев он знал не только планеты солнечной системы, но и некоторые факты о них. Мой муж часто говорит, что если до 25 лет Александр не слетает хотя бы на Луну, он хочет чтобы сын вернул ему деньги за образование. Конечно же это в шутку и все мы это понимаем .

    Итак, мы начинаем курс игр по астрономии, через который я хочу вам показать, как далеко могут зайти наши чада, если им предоставить информацию по интересующей их теме. Все занятия будут проходить в игровой форме, уверена, что будет весело.

    Начну с небольшого отступления, утро в нашем доме может начаться вот так (это было пару недель назад):

    (фотографировала через 3 дня после того как делали поделку, пластилин немного рассохся)

    Ну что же, игры с пластилином закончились, а спать ещё не хочется. Решили продолжить чтение по теме астрономия для детей, но на этот раз Александр выбрал другую книгу . Не успели начать, как на 8 странице он оживился:

    – Мама, я буду строить ракету и полечу в космос!

    Подумали как именно он хотел бы строить ракету, я честно сказать подумала, что хочет вернуться к пластилину, но нет, Александр выбрал игрушку магнитный конструктор. Наш чемоданчик я покупала в Амазон.

    Данная игрушка у нас живет уже пару лет и она поистине универсальна, мы возвращаемся к ней при любой теме. Фигурки идеально крепятся к холодильнику, магнитной доске или чемоданчику в котором мы их и приобрели.

    Я подумала, что на этом всё и закончится, но Александр принес книгу открытую на 8 странице и начал ваять свой шедевр.

    Я сидела рядом и наблюдала, пытаясь понять, если это в тысячный раз будет складывание Солнечной системы воедино или что-то большее.

    Да, это оказалось больше чем раньше. Интерес сына в последнее время касался карликовых планет и звезд. Кроме Плутона я признаться не знала ни одной карликовой планеты. Но это было до того как Александра стало завораживать любое упоминание о них в видео и книгах . Вот конечная работа того вечера. Она полностью сделана моим сыном, названия подписаны им же.

    Как видно карликовая планета Церера (Ceres) находится между Марсом и Юпитером. После Плутона располагаются карликовые планеты Хаумеа, Макемаке и Эрис.

    Астрономия для детей становится интересней с еще одной замечательной игрушкой – магнитная доска с солнечной системой. Она не занимает места, фигурки крепятся идеально, помимо планет есть туманность, комета, метеорит, космонавт с космическим кораблем. В общем всё, что может заинтересовать ребенка и поможет маме организовать его игру.

    У меня давно была идея сделать сенсорную коробку на тему космос, но порой приходили мысли, что Александр уже большой, а сенсорные коробки принято делать . Поэтому я несколько раз откладывала идею. На этот раз я четко запланировала, что коробка будет, так как у нас есть всё, чтобы ее заполнить … или почти всё. Мне не хватало солнца!

    Я долго думала если его нарисовать, склеить, надуть. И тут, после нашего возвращения с моря, мысль пришла сама по себе – пляжный мяч! По размеру он более или менее отвечает требованиям по отношению к другим планетам.

    Я открыла несколько наших книг на странице “Солнце”, мы прочли информацию, рассмотрели картинки, а затем посмотрели вот это замечательное видео (я вам очень советую потратить четыре минуты на его просмотр).

    И мы начали творить “Солнце”. Сначала рвали цветную бумагу и обклеивали ею надутый пляжный мяч. За ночь он подсох и мы, вспомнив пламенный дождь на Солнце, стали клеить всполохи из красной папирусной бумаги.

    Макет солнца из пляжного мяча и цветной бумаги. Вскоре наше Солнце было готово и ярко нам светило .

    Теперь можно собирать нашу сенсорную коробку по теме астрономия для детей. Так как космос черный, я насыпала на дно черной фасоли (у меня ушло три кг). Планеты папа подарил Александру на прошлое Рождество.

    Остановлюсь здесь немного подробней. У мужа всю жизнь было хобби собирать модели военных самолетов, это конечно же развивает усидчивость, концентрацию и, чтобы покрасить все детальки самолетов нужны поистине золотые руки. Видя большой интерес сына к планетам, муж никому ничего не говоря, приобрел набор для школьников. В своем офисе по вечерам он оставался после работы и раскрашивал эти модели. А на Рождество Александр получил 8 прекрасных планет. Наш малыш был в таком восторге, что как сейчас помню, я даже прослезилась. На этой фотографии ему 2 года 2 месяца.

    На протяжении всего этого времени модели планет служили нам макетами к занятиям и игрушками для игр Александра. На сколько я поняла из прошедших дней, мне было намного легче объяснять движение планет вокруг Солнца, как случаются солнечные и лунные затмения имея их под рукой. В основу нашей сенсорной коробки легли эти же модели планет.

    По играм с водой вы можете увидеть, что с легкостью умещает в себя моего ребенка . К планетам прибавились наши космические фигурки, которые также живут у нас уже более года. И набор светящихся в темноте звезд и планет, которыми я украсила борта коробки. Ну теперь пора поставить наше Солнце и сенсорная игрушка готова.

    Вот честное слово я не ожидала от неё такого успеха. Конечно я знаю, что мой сын фанат космоса, но ведь ничего нового в этом коробе (кроме солнца и светящихся звезд) не появилось, а Александр играл со всем этим как в первый раз! Да ещё и каждый день по несколько раз! Не буду разбирать пока не наиграется .

    Итак, как вы видите на этом примере, в космос могут играть даже самые маленькие. Пусть малыш поначалу только перебирает фасоль, а родитель создает незатейливый сюжет и знакомит малютку с названиями планет. Но пройдет совсем немного времени и астрономия для детей обернется более серьезными, интересными и информативными играми, ссылки на которые вы также найдете в конце статьи.

    Математическая игра для дошкольников “Возвращение на Землю”

    Представляю вашему вниманию ещё одну . Делала я её на плотном картоне, обклеила его темной бумагой (космическое пространство), распечатала фото планеты Земля и Марса – готово! Успех невероятный, ребенок в восторге. В первых играх у нас перемещался межпланетный лайнер, потом Александр выбрал космическую ракету (всё из нашего набора для сенсорной коробки).

    Количество цифр от 20 до 40 и 2 кубика. То есть, если выпадает 3 и 6, то ребенок должен сначала сложить числа, а потом уже делать ход. Сюжет игры заключается в том, что оба игрока находятся на Марсе и хотят вернуться домой на Землю. Кто первый долетит до Земли тот и выиграл. Проигравший становится марсианином .

    Модель математической игры так прижилась в нашей семье, что я делала ее на разные темы. Мы учились по ней , играли на и вот теперь даже астрономия для детей не обошлась без любимой игры.

    Условия математической игры

    В игре участвуют два игрока. Начало игры с середины (старт), где оба игрока находятся на Марсе. Первым начинает игрок, который должен идти до 1. Он кидает кубики и произносит вслух 5+6 (числа выпавшие на кубиках) будет 11 и высчитывая сколько будет 20-11, ставит лайнер на получившееся число.

    Второй игрок должен привести лайнер к числу 40 и он кидая кубики произносит вслух например: 6+6 будет 12, т.е. он перетянул лайнер на свою территорию. Другими словами один из игроков практикует примеры на вычитание, другой на сложение. Конечно же игра проводится эмоционально . В начале следующего раунда игроки меняются местами – игрок, который вел лайнер до 40, теперь будет вести его к 1. Таким образом чередуется сложение и вычитание.

    Еще больше занимательных занятий математикой для дошкольников, вы найдете .

    Незапланированные занятия по теме

    Конструирование из Лего, нелегко нам это дается, наверное причина всё же во мне. Но на этот раз, я постаралась включить свою фантазию и собрать ракету. Александр внимательно за мной наблюдал, а затем собрал свою.

    Ну что взлетаем?

    И ещё одна вещь, которая получилась совершенно незапланировано. Я покупаю в Икеа замороженные рулеты с корицей, а затем выпекаю их дома. В тот вечер ребенок попросил рулетик и когда я достала их из духовки, первое что услышала:

    – Это же галактика, мама!

    Рулеты всё равно были ещё горячими и я предложила украсить наши галактики звездами. Александр остался в восторге!

    Надеюсь, что вам понравилось наше первое занятие на тему астрономия для детей. Мне будет приятно увидеть в комментариях ваши мысли, впечатления. Напишите пожалуйста, если ваши дети интересуются астрономией в любом ее проявлении.

Статьи по теме: