Игры для изучения цвета и формы

Развивающие игры для ребёнка 2-3 лет

Развивающая игра «Форма, цвет, размер» для детей 2-3 лет

Описание работы: Данное пособие легко сделать самостоятельно. Заниматься по нему можно с одним ребенком или с группой детей, поэтому оно будет полезно как родителям, так и воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста.
В процессе игры дети:
знакомятся с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый);
знакомятся с основными формами (круг, квадрат, треугольник);
учатся сравнивать и отличать размеры предметов.

Состав игры:

Игра состоит из 4 карточек и дополнительных деталей, которые можно хранить все вместе (например, в конверте). В нашем случае карточки сделаны из картона, но в процессе работы с ребенком, выяснилось, что гораздо удобнее сделать такое пособие из материала, который не скользит и не мнется (например, из фетра).

Ход игры:

Все карточки можно объединить в одной сказке, аналогичной моей.
1. Воспитатель: «Далеко-далеко, в одном сказочном лесу, в красивом доме жил любопытный гномик. Давайте посмотрим, в каком домике он жил?».
Дети вместе с воспитателем «строят» домик из квадрата и треугольника, называя фигуры.
Воспитатель: «В один из солнечных осенних дней, наш гномик, решил прогуляться по лесу».
Помещаем солнышко над домиком, замечая, что оно имеет форму круга.



2. Воспитатель: «В лесу гномик увидел много листьев под ногами. Все они упали с деревьев, потому что настала осень. Давайте поможем гномику найти половинки листьев».
Дети подбирают половинки листьев по цвету, называя цвета.



3. Воспитатель: «Пока гномик гулял, погода испортилась: начался дождь. Но у гномика был с собой большой, разноцветный зонт, давайте скорее его откроем, чтобы он не промок!».
Дети открывают зонтик и называют цвета.



4. Воспитатель: «А когда дождик закончился, гномик увидел на небе красочную радугу. Давайте соберем нашу радугу и еще раз назовем цвета».
Дети собирают радугу, сравнивая разноцветные дуги по размеру.



Мастер-класс по изготовлению игры «Форма, цвет, размер»

1. Необходимый материал:
- цветной картон (3 белых листа; красный, синий, желтый и зеленый листы);
- цветные фломастеры;
- ножницы;
- клей ПВА и кисточка


2. Из белого листа картона вырезаем шаблоны


3. Из оставшихся двух белых листов делаем четыре карточки. При помощи шаблонов и цветных фломастеров наносим рисунки


4. При помощи шаблонов вырезаем детали из цветного картона


5. Приклеиваем половинки листьев и круг с зонтиком на соответствующие карточки:


6. Итак, наше пособие готово:


Играйте с удовольствием и развивайтесь!

Оксана Нестеренко
Игры для изучения цвета и формы

Учимся различать цвета

Игроки становятся в круг. Ведущий командует : "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Дети как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний - выбывает из игры . Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом . Побеждает оставшийся последним.

Дети сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные "лодочкой". Один из детей или взрослый ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные шарики или предметы тех же цветов , что и радуга (Как в игре "Колечко")

Если детей меньше семи, то сначала раздаются шарики первых 3-4 цветов радуги , затем следующих цветов . После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит :

"Радуга, появись! Радуга, покажись!"

Те дети, у кого в ладошках есть цветные предметы , встают в ряд по порядку цветов радуги . Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга.

Первый из детей показывает свой предмет - красный и спрашивает : "У кого есть такой же?" Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными : огонь, цветы , одежда, овощи и т. д. Названия не должны повторяться. Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета , остаются в круге, но выбывают из игры . Победитель тот, кто останется последним в игре. Если играют дети, которые умеют считать, то каждый ребенок, чей цвет разыгрывают , должен посчитать, сколько предметов его цвета было названо , или это может сделать педагог. Потом интересно обсудить с детьми, почему того или иного цвета больше или меньше на земле. После игры дети могут нарисовать рисунки о том, как радуга-дуга раскрасила землю.

Светофор

Вариант той же игры , но с кружками зеленого и красного цвета .

Игра проводится по тому же принципу, Но только на правильный ответ дети показывают кружок зеленого цвета , на неправильный -красного.

Воздушные шары

Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета , полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6-7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги ) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов . Эти полоски будут ниточками, а круги - шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов , и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Давай придумывать (с 3лет)

Развиваем абстрактное мышление, речь.

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало , карандаш, яйцо, яблоко.

ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

Например : карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку ;

ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает :" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает :"У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

Цветные коробочки

Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра , конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка, спичек, зубочисток и т. п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с 5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10.

Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета . Коробки станут красивыми и разноцветными . Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая, величину и форму (большая, круглая, высокая) . Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из киндер-сюрприза.

Игра начинается : дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, я называем признаки заветной коробки.

Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет , если мы учим цвета , или форму , или величину, или два признака сразу : “в маленькой красной”.

Вариант потруднее – “в синей, но не в маленькой”, “в круглой, но не плоской”. Начиная знакомить малышей с определением места предметов в пространстве, называем расположение коробочки : “слева от большой”, или “между синими коробками”. Коробки можно сложить “башенкой” - в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант : “выше красной, но ниже синей” и т. д. Условия игры можно усложнять , ориентируясь на опыт и возможности детей в группе. Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и определить признаки коробки, малыши должны научиться “озвучивать” задачу, что очень непросто маленьким партнерам. Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на коробочках, и будем называть еще один признак : “в красной коробке с цифрой три”, например. При обучении порядковому счету : “четвертая коробочка слева”, “вторая от окна”…

Публикации по теме:

Дидактическая игра "Цвета и формы" Когда подошло время познакомить наших деток с разнообразием цветов и форм в нашей группе появилась.

Дидактическая игра «Разноцветные баночки» Цель: учить детей группировать предметы по цвету. Материалы: баночки разного цвета (желтый, красный,.

Дидактические игры для детей второй младшей группы на развитие чувства цвета. Дидактические игры для детей 2 младшей группы на развитие чувства цвета. «Веселый паровозик» Вариант 1: Материал: Аппликация паровоз Цель:.

Данные игры помогут детям закрепить знание цвета, умение сопоставлять цвет предметов, развивать внимание, зрительное восприятие. Игры можно.

Отличная развивающая игра для детей 3 лет, которая позволит лучше познакомиться с формами, цветами, линиями и другими геометрическими объектами.

Первое задание игры для детей 3 лет с формами и цветами

В первом задании вам нужно будет подобрать блоки для отверстий. Эти блоки должны совпадать не только по форме – треугольные, прямоугольные, круглые, квадратные, но и по цвету – красный, зеленый, желтый, синий. Для ребенка 3-х лет, задание довольно непростое и потребует от малыша собранности, внимательности и выдержки. Хорошим подспорьем будет то, что все фигуры, к которым игрок прикасается мышкой, озвучиваются голосом.

Второе задание игры для детей

Во втором задании все фигуры уже одного цвета, но вот конфигурация их довольно замысловата и подобрать правильно какой именно фрагмент для какого отверстия подходит – задача не из простых. Лучше если это будет происходить не простым перебором, а внимательным изучением фрагментов.

Игра для детей 3 лет с формами: третье задание

Третья часть этой игры самая сложная. Здесь нужно подобрать фрагмент, который совпадает по волнистой линии с плюсами. В этой части нужно обращать внимание на самые маленькие черточки, чтобы выполнить это задание. В любом случае, мы верим, что ваш малыш справится с этим заданием. Удачи!


Перед вами игра для детей дошкольного возраста, при помощи которой малыши смогут усвоить знания о различных растениях и плодах, которые на них растут.
Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям, у вас получится 72 карточки.
1 вариант
Раздайте детям карточки с растениями поровну. Затем поочередно показывайте карточки с плодами. Дети берут себе карточки, которые им подходят. Затем каждый ребенок называет свои растения и их плоды.
2 вариант
Можно раздать детям карточки с плодами, а к ним подбирать карточки с растениями.
3 вариант
Предложите детям разобрать карточки по группам: овощи, фрукты, цветы, деревья, кустарники.
4 вариант
Разложите перед ребенком несколько карточек и предложите их запомнить. Затем попросите отвернуться и поменяйте карточки местами или уберите 1-2. Предложите ребенку сказать, чего не стало и что изменилось.


Перед вами занимательная игра для детей дошкольного возраста, которая поможет малышам развить зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, а также закрепить знания о цветах и размерах предметов. Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям на маленькие карточки.
Варианты игр: см. продолжение...


Перед вами игра для детей старшего дошкольного возраста, при помощи которой малыши смогут развить зрительное восприятие, произвольное внимание, связную речь и расширить словарный запас, научиться использовать в речи слова с противоположным значением.
Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям, у вас получится 72 карточки с картинками.
Содержание вариантов игр: см. продолжение...


Игра для детей 2-5 лет, при помощи которой малыши смогут развивать речь, зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление. Перед началом игры разрежьте большие карты по пунктирным линиям, у вас получится 60 сюжетных карточек с предметами. Предложите ребенку к каждой сюжетной картинке подобрать 8 карточек с предметами, которые изображены на этой сюжетной картинке. Если играет несколько детей, раздайте большие карточки поровну, затем поочередно показывайте маленькие карточки. Те дети, кому они подходят, забирают их себе. Выигрывает тот, кто быстро и правильно соберет свои карточки.


Перед вами игра для детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста, которая поможет им научиться правильно употреблять в речи слова с противоположными значениями, понимать значение выражений со словами-антонимами.
Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям, у вас получится 48 карточек с картинками и 48 карточек со словами.


Перед вами игра для детей старшего дошкольного возраста, при помощи которой малыши на­учатся употреблять в речи слова с противоположным значением (антонимы), а также разовьют внимание, память и речь.
Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям. У вас получится 72 карточки.

Предложите ребенку к каждой сюжетной картинке подобрать 2 карточки с предметами, которые изображены на этой сюжетной картинке.
Если играет несколько детей, раздайте картинки с сюжетами поровну, затем поочередно показывайте карточки с предметами.
Те дети, кому они подходят, забирают их себе. Выигрывает тот, кто быстро и правильно соберет свои карточки.

Статьи по теме: