Интеллект карта модель трех вопросов. Интеллектуальная карта - лучший помощник в любом деле. Плюсы и минусы интеллект-карт

Приветствую всех читателей сайт. С вами как всегда Екатерина Калмыкова. И сразу у меня к вам вопрос: систематизируете ли вы свои мысли и если да – то как? Есть ли у вас какой-то способ наводить порядок в голове? У меня есть - я использую ментальные карты. И в этой статье я поделюсь с вами своим опытом по их составлению и покажу свои примеры интеллект карты.

Понятие ментальной карты


Нарисованный мной пример достаточно прост и нагляден. Обычно схема выглядит гораздо разветвленнее, так как может фиксировать огромное количество связей между предметами.

Благодаря использованию таких карт человек лучше и легче воспринимает большой объем информации, потому что нашему мозгу тяжело воспринимать информацию в виде простыни текста или кучи таблиц. Намного проще если та же самая информация будет представлена в визуальной форме, которая разбавляется цветом, дополняется рисунками и основана на ассоциациях.

Преимущества использования ментальных карт

1. Отличные помощники в освоении нового материала. Процесс происходит намного быстрее, веселее и эффективнее.

2. Супер планировщики. С ними очень легко составить план на день, написать список задач, выделить самые важные пункты и т.д.

3. Хранилище мыслей. Записывайте все, что приходит вам в голову при работе с картой. Как правило, ваш мозг посылает вам интересную и полезную информацию касательно той задачи или идеи, которую вы визуализируете.

4. Замечательная напоминалка. Здесь нельзя не вспомнить русскую пословицу «что написано пером, того не вырубишь топором». Что внесено на карту, то сложно будет проигнорировать. Значит вероятность исполнения задачи намного выше.

5. Интеллект-карты подходят для больших проектов, за которые первоначально страшно браться. Но как только вы начинаете визуализировать, все раскладывается по полочкам. Весь мега проект как клубок постепенно разматывается, и перед вами возникает упорядоченная карта последовательных действий.

Как создать ментальные карты

Я бы выделила два способа создания ментальных карт (mind maps): ручной и программный.

Для ручного способа вам достаточно взять бумажный лист, лучше альбомный, ручки, карандаши, фломастеры.

Программный способ — это использование компьютерных программ. Рассматривая оба способа, можно заметить, что у них есть как свои плюсы, так и минусы. Используя определенную программу, вы с легкостью можете исправить свою mind map, что-то в ней изменить и вам не придется перерисовывать ее полностью.

Также гораздо удобнее носить ментальную карту на электронном носителе нежели альбомный лист. Минусом работы в программе является ее шаблонность, ограничения в рисовании и визуальном выражении своих мыслей.

Программы для создания ментальных карт

Программы перечисленные ниже с легкостью можно найти в Интернете, при этом обратите внимание они бывают как платными, так и бесплатными. Поэтому выбирайте себе помощника по нраву.

Я выделю следующие:

— Mindmeister. Как работать в этой программе и примеры карт можно посмотреть .

— FreeMind. Я достаточно часто использую именно эту программу. В ней просто и быстро можно создать карту памяти. Подробнее о работе в программе читайте в статье.

Правила создания ментальных карт

При создании ментальных карт необходимо придерживаться нескольких простых правил.

  1. Используйте одну ментальную карту для выражения мыслей или идей по одной тематике.
  2. Лучше всего располагать лист горизонтально (будь то бумажный лист или лист на мониторе компьютера), так как глаз человека именно так лучше всего воспринимает информацию. Вспомните как располагается информация в телевизоре, на классной доске в школе или на мониторе.
  3. В центр, как правило, помещается главный предмет (задача, идея), который постепенно обрастает логическими связями и взаимосвязанными веточками. Это могут быть цели, подцели, пункты, подпункты и т.д.
  4. Все связи желательно выделять разными цветами, использовать значки, символы, картинки. Таким образом вы оформляете все визуально, используя свои ассоциации. Все графические элементы помогают изобразить понятную ментальную карту. Здесь важно не перестараться. Карта должна упростить восприятие представленной информации, а не наоборот. Ментальная карта должна получиться яркой и выразительной, но в то же время простой.

Где можно использовать с помощью интеллект-карты

На мой взгляд, интеллект-карты можно использовать в разных областях деятельности. Майндмэппинг полезен многим категориям: руководителям, сотрудникам любой компании, учителям, журналистам и т.д. Помимо этого, его можно использовать и в нашей повседневной жизни для решения бытовых задач.

Можно выделить следующие области применения:

1. Разноплановые задания на работе. Проекты, целью которых является разработка, внедрение чего-либо. Различные организационные мероприятия.

2. Проекты в своей личной жизни. С помощью интеллект-карт можно спланировать организацию банкета, планирование отпуска или выезд на дачу))

3. Списки задач.

4. Организационные структуры компаний и организаций.

5. Проектирование структуры сайтов, интерфейсов программ.

6. Структурирование текстов. Делать содержание, план выступления, повестку доклада.

7. Презентации в виде интеллект-карты.

8. Конспектирование лекции

Ошибки при использовании ментальных карт

Когда вы будете в первый раз создавать ментальную карту, обратите внимание на самые распространённые ошибки, возникающие при работе:

  1. Слишком сложная и сильноветвистая ментальная карта. Такая карта только запутает, а не разъяснит все.
  2. Одинаковые рисунки и цвета для различных ветвей.
  3. Отсутствие картинок и иконок
  4. Двусмысленность и хаотичность. Все элементы должны быть взаимосвязаны

На самом деле, я давно знакома с ментальными картами. Просто не знала про существование определенных программ и научного понятия. Всегда в институте на лекциях, чтобы все успеть записать и запомнить, я рисовала только мне понятные кружки, стрелки, фигуры. Это и были мои mind maps, которые помогли мне закончить институт с красным дипломом. Сейчас же будучи уже не студентом я активно использую ментальные карты в повседневной своей работе. Очень часто использую интеллект-карту перед написанием статьи на блог.

Наверняка, и вы используете нечто подобное?

Надеюсь после прочтения статьи вы сможете облегчить себе составление интеллект-карт: выбирайте наиболее удобную вам в работе программу и вперед!

И еще хочу познакомить вас с крутецкой книгой Х.Мюллер «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей». Очень интересная и полезная книга. Скачивайте, изучайте и применяйте на практике! Скачать ЗДЕСЬ!

Не забывайте: лучшая благодарность мне — это репост статьи 🙂

С уважением, Екатерина Калмыкова

Интеллект-карта это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.


Автор этой методики английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен.

Будучи еще студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Он не открыл ничего нового, только систематизировал уже имеющиеся в психологии знания о законах мышления.

Наиболее эффективное и плодотворное имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны, за счет активизации нейронов головного мозга. Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти. Такое мышление Бьюзен назвал радиантным мышлением («радианта» - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока). В основе этого мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга.

Ассоциативность нашего мышления – свидетельство того, что процесс обработки информации в нашем мозгу имеет нелинейную форму. Произвольно зарождающиеся мысли никогда не представляют собой стройную логическую цепочку, они как бы распространяются в разные стороны от центральной мысли или образа, перескакивая с одного представления на другое, «цепляя» все новые ассоциации, иногда совершенно неожиданные. В результате этого мысль нередко уходит далеко в сторону от первоначальной посылки, приводит к совершенно неожиданным выводам. Процесс обучения мышлению, как правило, сводится к попыткам упорядочить наше мышление, сделать его последовательным и линейным.

Вспомните, как нас учили в школе решать задачи. Как правило, решение задачи представляло собой некий алгоритм, то есть четкую последовательность умственных действий. Необходимость организации мышления как процесса последовательных операций подчеркивает и логика – древняя наука о правилах мышления, возникшая еще в эпоху античности. Любое интеллектуальное занятие (написание сочинения, реферата, курсовой работы, статьи) должен предварять четкий план, пункты которого отражают последовательность изложения материала. Все это - отражение линейной формы организации информации и, в определенной степени, противоречит характеру нашего мышления. Нередко составление плана отнимает больше усилий, чем решение самой проблемы. Недаром дети (да и не только) не любят этого занятия. А заставить студентов составлять план до написания курсовой, а не после бывает практически не возможно. Не удивительно, ведь сложно планировать то, о чем еще не думал.

Т. Бьюзен доказывает, что стремление построить линейный алгоритм решения проблемы только мешает мышлению, снижает интеллектуальный потенциал и мнемические способности человека. Мы не будем столь категоричны, все же метод алгоритма, как способ решения мыслительных задач зарекомендовал себя как достаточно эффективный. Но, если говорить о действительно творческом мышлении, то следует признать, что подчиняется оно другим законам, и в нем процесс генерирования ассоциаций играют важнейшую роль.

Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенногоявления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение.Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

1.объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

2. основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

3. ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

4.ветви формируют связанную узловую систему.

Упражнение по составлению интеллект-карты



Основные правила составления интеллект-карт

Всегда используйте центральный образ.

Как можно чаще используйте графические образы.

Для центрального образа используйте три и более цветов.

Чаще придавайте изображению объем; а также используйте выпуклые буквы.

Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).

Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики. Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.

Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

Ассоциируйте

Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.

Используйте цвета.

Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

Используйте печатные буквы

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями

Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.

Соединяйте линий с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.

Делайте главные линии плавными и более жирными.

Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.

Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными (для вас).

Старайтесь располагать слова горизонтально.

Вырабатывайте собственный стиль.

Соблюдайте иерархию мыслей.

Используйте номерную последовательность в изложения мыслей (нумеруйте ветви цифрами в зависимости от их важности).

Добавляйте пустые линии.

Задавайте себе вопросы.

Дополняйте карту рисунками.

Всегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга.

Совершенствуйте достигнутое

Пересматривайте свою интеллект-карту.


В силу специфики своей деятельности я постоянно отслеживаю появление и развитие инструментов наподобие методики построения . Естественно, и за ПО, реализующим методики, тоже слежу. Мне казалось, что я знаю все эти программы. Но iMind Map очень удивила меня. Во-первых, потому что слона-то я и не заметил. Во-вторых, потому что программа намного лучше аналогов именно с точки зрения стимуляции мышления.

Впрочем, неудивительно - программа сделана и находится под патронажем основателя данной методики Тони Бьюзана. До сего момента я пользовался самым продвинутым и раскрученным решением - Mind Manager от компании Mindjet. Я продолжаю им пользоваться, когда нужно создать структуру. Но если мне нужно найти решение или поразмышлять, именно iMind Map - то что нужно. Что же такого особенного в этой программе?

Методика построения интеллект-карт основана на визуализации и структурировании мышления. А значит, то, как выглядит карта, имеет решающее значение. Любая интеллект-карта - это дерево. Дерево имеет ствол и ветки, отходящие от него. Чем дальше от ствола, тем тоньше становятся ветки - этот простой принцип визуализации позволяет отобразить ход мыслей в правильном порядке.

Каждая ветка - это отдельное направление или мысль, которую вы развиваете. Чем тоньше участок ветви, тем более новым, свежим или детальным он является по отношению к основной мысли.

По умолчанию все основные ветви дерева имеют разные цвета. Это тоже немаловажно и позволяет отделить одну мысль и ход её развития от другой, при этом сохраняя общую структуру. Цвет и форму веток можно менять по своему усмотрению.

В принципе, с ветками очень удобно работать. Их можно перетаскивать, растягивать, можно менять их форму. Два режима рисования определяют, как будет нарисована ветвь: автоматически или от руки. Рисуя от руки, вы сможете придать ветке любую форму. Кроме того, можно даже изменить рисунок самой ветви. Например, сделать его в виде дороги или стрелки. Визуализация ветви - визуализация мысли.

Ветви могут быть также двух типов: простая (линейная) и в виде прямоугольника. В первом варианте текст располагается на самой ветви. Во втором случае текст находится внутри прямоугольника. Представление ветви в виде прямоугольника очень удобно для отображения ключевых мыслей и комментариев.

Ветви можно соединить между собой, для этого существуют отдельные стрелки.

Для усиления визуализации можно использовать изображения. Их можно размещать на самой ветви, назначать в качестве базовой точки ветви или просто расположить в любом месте. Помимо картинок, ветви можно маркировать значками, выбор которых весьма велик в iMind Map. Кстати, кроме добавления файлов с картинками, можно набросать изображение и сразу добавить его на карту. Просто бесценная функция для мозгового штурма.

Мегакруто то, что в iMind Map можно добавлять блок-схемы прямо в интеллект-карту. Мне этого очень не хватает в том же MindManager. Каждый элемент схемы может быть соединён с любым элементом всей карты.

Очень классно работает функция автоматического наведения порядка. Одно нажатие, и карта приобретает оптимальный вид с точки зрения отображения и размещения элементов. Так что не стоит беспокоиться о беспорядке при работе с картой.

Отдельно стоит рассказать о способах представления карты.

Вид проекта

Как и многое другое ПО для интеллект-карт, iMind Map позволяет преобразовать ветви в задачи. А целиком карта представляет собой единый проект. Для того чтобы было удобнее работать с картой с точки зрения управления проектом, предусмотрен отдельный вид. В данном случае ветви карты представлены в виде списка с указанием сроков, длительности и процента завершения.

К слову, iMind Map работает с сервисом для ведения задач Drop Task . Не сказал бы, что вид проекта сам по себе принесёт большую пользу, но ведение небольших проектов в таком режиме вполне возможно. А вот в связке с Drop Task - совсем другое дело. Очень рекомендую обратить внимание на сам сервис и попробовать его в связке с iMind Map. Выглядит всё необычно, очень и очень круто. Но это, наверное, тянет на отдельную статью.

Карта 3D

Очень необычный режим представления. Программа преобразует вашу карту в трёхмерное изображение, которое можно вращать по вашему усмотрению. Казалось бы, всего лишь визуальная фишка. Но нет. Представление крайне удобно для проведения и акцентирования внимания на той или иной ветви, мысли, задаче. Необычно, интересно, добавляет изюминку - словом, мне понравилось.

Режим текста

В данном режиме интеллект-карта представляется в виде структурированного текста. Подпункты можно сворачивать и разворачивать. Такой вид, к примеру, очень удобен для работы с выстраиванием текста. Количество вложенных подпунктов бесконечно. Можно сначала набросать структуру текста в виде карты с пометками основных тезисов и идей, а затем перейти в режим текста и уже . Картинки и значки в данном виде тоже отображаются. Ещё этот вид очень удобен для подготовки к проведению презентации и работы с тезисами.

Режим презентации

Такого эффектного и эффективного режима презентации нет ни в одной программе-аналоге. Интеллект-карта - это целая история. iMind Map в режиме презентации позволяет рассказать эту историю так и в том порядке, в котором вы решите. Перед запуском презентации вы можете настроить порядок отображения ветвей, комментарии к ним, виды переходов от одной ветви к другой и многое другое. Вы можете настроить переходы по щелчку клавиш или задать время показа каждой ветви. Можно даже зациклить презентацию, чтобы она показывалась постоянно, - режим киоска.

Программа предлагает набор шаблонов представления презентации, что делает её создание ещё проще. Масштабирование, переходы, акценты на ветвях - всё это делается буквально в пару кликов. В результате получается очень качественный продукт. Моя оценка - пять из пяти.

Режим очерёдности ветвей

Похож на текстовый режим и представляет из себя структурированный текст. Но цель данного режима состоит именно в определении очерёдности ветвей. В этом режиме вы определяете, в какой последовательности ваши идеи будут представлены на карте и в . То есть вы можете это сделать как в режиме карты, просто перетаскивая ветки, так и в данном режиме, изменяя уровни ветвей в виде текста. На самом деле очень удобно.

Резюме и некоторые фишки

  • Единственное ПО, полностью соответствующее принципам построения интеллект-карт и визуализации процесса мышления.
  • Разработано при поддержке основателя методики Тони Бьюзана.
  • Очень удобная работа по построению и изменению интеллект-карты.
  • Интеграция с Drop Task позволяет вести нехилые проекты.
  • Гибкие настройки отображения и презентации.
  • Построение интеллект-карт превращается в увлекательный процесс.
  • На сайте ThinkBuzan можно пройти бесплатное онлайн-обучение по построению интеллект-карт.
  • Программа работает на разных платформах: Windows, Mac OS X, iOS, Android.
  • Встроенная оптимизация отображения карты работает просто волшебно.
  • Лучшее ПО для подготовки презентаций на основе интеллект-карт.
  • Возможность добавления блок-схем на карту.
  • Полностью на русском.

В заключение

На мой взгляд, iMind Map - лучшая программа по построению интеллект-карт. Единственная программа в своём роде, которая стимулирует . Очень советую попробовать, благо есть триал-версия. Недавно программа была дополнена новыми фишками и обновлена до 8-й версии. Но об этом в следующий раз. У меня все. ;)

Как много может проявить эмоций наше лицо

Физические ощущение людей в различных эмоциональных состояниях одинаковы. Уже подтвержден тот факт, что расовые принадлежности и этнические истоки человека не влияют на ощущения в период переживания эмоций. Специалистами был проведен опрос более тысячи респондентов, проживающих в различных странах и местностях. Опрошенные рассказали о возникающих чувствах в периоды различных эмоциональных состояниях. По итогам эксперимента было установлено что у всех любовь вызывает тепло по всему телу, а негативные эмоции напротив вызывает затекания, блоки и напряжения человека, а страх и беспокойство чувствуются сдавливанием в грудной клетке.

Данный эксперимент изменил мнение людей о эмоциях человека и подтвердил многие древние подходы отношения человека к себе и окружающему миру. Был сделан вывод об обратной взаимосвязи между мозговыми импульсами и ощущениями - именно тело человека дает сигнал мозгу о том, как распознавать ощущения которые у него возникают.

Эмоции - это сложная волновая энергетическая конструкция, которая через восприимчивость тела человека подсказывает происходящие и предполагаемые реакции в аурическом поле на различные окружающие события и изменения. Только наш ум воспринимает все эти отклики у каждого индивидуально и по разному. Есть условное деление людей на эмоциональных и не эмоциональных. Эти ощущения и реакции очень сильно отличаются друг от друга. Обычно, люди эмоциональные считают себя не эмоциональными и наоборот. Зная механику эмоциональности и такого воздействия можно очень сильно скорректировать свою жизнь в различных сферах взаимодействия и более корректно принимать решения для себя. Но все это сможет подсказать вам только специалист на основе вашей индивидуальной энергетики.

Вы когда-нибудь задумывались, какие ощущения в теле вызывают различные эмоции? Где в теле отражается, например, гнев или любовь? Что чувствует тело, когда испытываешь обиду? Как отзывается в теле эмоция отвращения? Ученым эти вопросы показались очень интересными и они провели исследование, цель которого заключалась в выявлении участков тела, которые максимально активны в момент возникновения той или иной эмоции.

Тепловая карта эмоций

Под активностью в данном случае имеются ввиду любые телесные ощущения: тепло, покалывание, зуд и другие. Обращаем ваше внимание, что «тепловые карты эмоций» построены на субъективных ощущениях испытуемых. Реальные замеры температуры ничего не показали. Что в общем-то не удивительно, ведь эмоции возникали на очень короткое время.

В эксперименте принимали участие около тысячи человек. Им демонстрировали различные стимулы - преимущественно видеосюжеты и картинки, которые должны были вызывать у испытуемых определённые эмоциональные ощущения и чувства. После демонстрации стимула определяли повышение или понижение активности в разных участках тела.

В результате эксперимента получились карты, показывающие какие участки тела наиболее активны в момент переживания той или иной эмоции. В последствии эти карты получили название «тепловых карт эмоций». Такое название «прилипло» скорее всего из-за визуального сходства. В реальности же холодные цвета, как черный, синий, голубой - означают наименьшую активность, а теплые: желтый, оранжевый, красный - наибольшую.

Глядя на эту карту эмоций, первое, что приходит на ум - словосочетание «светится от счастья» не далеко от реальности! Поговорка «От любви до ненависти - один шаг!» тоже попала прямо в яблочко. А депрессия - это действительно пустота в душе... В злости максимально активны руки - возможно потому, что объекту злости очень хочется дать в глаз. Удивительно, правда? Получается, что подсознательно, люди без всяких экспериментов всегда знали какие участки тела активируются в ответ на соответствующую эмоцию. Это как раз тот случай, когда наши предки интуитивно знали и, более того, пользовались этим знанием, а мы только сейчас подтверждаем и до всего этого доходим.

А если вам интересно - ниже представлена карта волновой зарисовки проявления энергии эмоций, можно сравнить ее с тепловой.

ГДЕ И КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ?

Известно, что любая эмоция представляет собой сложную систему взаимодействия энергетического восприятия и биохимических веществ в разных органах организма человека. Любая эмоция – это энергия, и, по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает. Поэтому можно подавить выражение эмоции внешне, но нельзя её уничтожить внутри, если она не корректна для себя и окружающих. Амплитуда ее конечно со временем затихает, но она остаётся жить определенным пластом глубоко в человеке, будучи непроявленной, и не исчезает до тех пор, пока не будет выражена корректно вовне. Ниже представлена общая схема, где и как проявляет себя невыраженная и некорректная эмоция в человеке.


Например, когда начальник доказывает подчиненным, что они - глупые и непригодные для интеллектуальной работы, в организме униженных, благодаря посылу негативных эмоций, начинаются мощные биохимические изменения, а при сопротивлении и подавлении - даже на порядок выше. Мозг, оценивая степень опасности, для сохранения обиженного человека в целом, запускает защитную дофамин-энергетическую систему. Дофамин - гормон радости и комфорта, а опустошение его запасов в ближайшем будущем означает тяжёлую депрессию. Таким образом выбрасывается в кровь большое количество адреналина - самого древнего и простого сигнального механизма и происходит внешнее "защитное" удовлетворение, которое в итоге медленно "пожирает" жизненный потенциал униженного. Обычно ответная реакция приводит к необходимости доказать обратное или вообще ничего не делать - при этом не первая и не вторая реакция считается не правильной. Самое лучшее, что в такой ситуации делать, и не только на работе - это быть нейтральным, знать себя и свои возможности и не реагировать на искусственный сброс или раздражитель, хоть в современном мире это и не легко.

В различных случаях люди проявляют крайнюю активность и возбуждение или впадают в прострацию, а в другом - ведут себя очень сдержанно. При этом именно у второй группы адреналин в этот момент превышает допустимую норму в семь раз. Если такому человеку вовремя не "спустить пар" или не оказать помощь, то через две-три недели он потеряет иммунитет, заболеет какой-нибудь болезнью, а того хуже, при накопленни эмоционального давления можно заработать инфаркт или язвенную болезнь.

Так сложилось, что правое полушарие мозга отвечает за отрицательные эмоции, а левое - за положительные - это по количеству контролируемых нейронов (у левши - наоборот). То есть, когда у человека плохое настроение, ему необходимо активизировать левое полушарие. Для этого лучше затеять какую-нибудь игру типа шахмат, можно разгадывать кроссворд или лучше пофлиртовать. Но традиционно у нас левую половинку мозга активируют при помощи банального спиртного.

Интересно, что вместе с дофаминами алкоголь стимулирует другие левополушарные центры, в частности центр, отвечающий за болтливость. Так что алкоголики живут строго по учебнику нейрофизиологии. Кстати, потребность поговорить бывает так велика, что психологи не раз отмечали случаи, когда двое пьяных, говорящих на разных языках, часами вели содержательные для обоих беседы.

Что происходит с нами при сдерживании себя, ограничении в выражении чувств и эмоций?

Незаметно для нас это приводит к тому, что:

  • Происходят потери жизненной энергии.
  • Формируются неврозы.
  • Истощается иммунитет
  • Возникает внутренние духовные тягостное ощущения.
  • Делаем не то, что нам определено.
  • Доказываем ненужное.
  • Протестуем не к месту.
  • Страдаем и всегда оправдываемся.
  • Недополучаем и не дадаем себе и близким любви и нежности, которые мы просто не умеем корректно выражать.
  • Болеем и «глотаем обиды», вместо того чтобы дать отпор, научиться говорить "ДА" и "НЕТ".

Заблокированная энергия «циркулирует» внутри нашего тела в поисках выхода. Человек продолжает испытывать импульсы невыраженных эмоций, но борется с ними. В результате тело, вместо того чтобы приносить радость и удовольствие, приносит боль и страдание, «зарабатывает» психосоматические болезни.

Эмоции, чувства и производное от этого - настроение человека на поверку оказываются биохемической реакцией молекул тела на энергетическое эмоциональное воздействие. Исследуя, было подтверждено, что «нежность» у человека обитает в голове, а страх - в животе. Кстати, ненависть можно «заесть» вкусной едой, а любовь «подогреть» плиткой шоколада - но это все обратные пищеварительные компенсации, которые не желательно использовать - от них только идет сбой гормонального фона, что приводит к набору излишнего веса.

Возможно, этот список в этом посте выглядит слишком сокращенным. В нём нет многих известных эмоций и чувств: ярость, тоска, вина и других. Мы рассматриваем сейчас базовые эмоции. Остальные эмоции являются «скрытыми» - как бы «скрыты» и вытекают из базовых. Под любой «скрытой» эмоцией всегда есть базовая. Базовая всегда более аутентична и имеет гораздо большую энергетику, чем любая "скрытая". Поэтому при всём возможном многообразии чувств и эмоций рекомендуют в начале всегда выявлять именно базовую эмоцию.

Мы боимся показать людям свои истинные эмоции, и даже самому себе в них признаться бывает страшно...

Подходим к зеркалу. Внимательно смотрим на годами сложившиеся черты лица. Какую эмоцию они выражают? Подняты брови? Удивлённо или от испуга? А может сдвинуты? От ярости? Уголки рта опущены? В печали? Или улыбка годами застыла на устах? А улыбаются ли тогда глаза? Или только губы? А может глаза широко раскрыты? В испуге? Губы вывернуты наружу? От отвращения? Или напряженно втянуты, превратившись в тоненькую линию? От злости? Щёки надуты? Как у ребёнка который вот-вот расплачется? Или лицо осунулось и мышцы напряглись? От боли и страдания? Присмотримся…Это выражение лица человека который хочет оскалиться? А может разреветься? Будем внимательны к себе.

Каждый человек в целях сохранения своего эмоционального здоровья должен корчить рожи своему отражению в зеркале не менее 3-х минут ежедневно!

ПОПРОБУЙТЕ!

Бехтерев С. Фрагмент из книги «Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт»
Издательство «Альпина Паблишерз »

Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.

Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали появляться первые программы для их построения в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для корпоративного применения и решения бизнес-задач. Творческие способности людей, применявших этот метод, стали раскрываться сильнее, что неизбежно повысило их результативность. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь — и в России.

Правила построения интеллект-карт

Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью... самой интеллект-карты (рис. 1).

Рис. 1. Правила построения интеллект-карт

Прокомментируем представленные правила более подробно.

1. Главное!

1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.

1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

2. Центральный образ

Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

3. Оформляйте!

Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден — рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней. Вы можете придумать свои обозначения или воспользоваться нижеприведенной трактовкой автора.

Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже, информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.

Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5-7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Цвет

Значение

Скорость восприятия

Красный цвет

Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание

Синий цвет

Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей

Зеленый цвет

Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа)

Желтый цвет

Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.

Коричневый цвет

Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности

Оранжевый цвет

Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание

Голубой цвет

Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте

Черный цвет

Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ

Связи главного топика показывайте с помощью линии, утолщая ее у основания и постепенно сужая у подчиненного топика.

Если топики из соседних веток связаны друг с другом, соединяйте их стрелками.

Используйте группировку для обозначения односмысловых групп.

Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.

Попробуйте построить свою первую интеллект-карту с помощью выполнения первого урока.

Когда создавалась технология интеллект-карт, удобных персональных компьютеров еще не было в массовом использовании, и первые карты строились вручную с помощью обычной бумаги, цветных карандашей и фломастеров.

Автор этой книги не раз встречал людей, которые вообще не признают создание интеллект-карт с помощью компьютерных программ и строят все свои карты на бумаге. Да и сам автор, хотя ноутбук для него давно уже стал частью тела, тоже иногда с удовольствием закатывает рукава, берет большие листы бумаги, карандаши, фломастеры, стикеры, скотч и начинает рисовать.

Потому что в этом методе есть свои замечательные преимущества (как и недостатки).

Для нарисованных интеллект-карт характерен переформулированный закон Мерфи: «Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места, сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть». Автор не раз убеждался в справедливости этого закона, когда целиком заполнялись листы формата А1 и даже А0.

Поэтому вам потребуются:

  • чистые белые листы, желательно минимум формата А3. Формата А4 может просто не хватить для буйства ваших ассоциаций;
  • цветные фломастеры, лучше — цветные карандаши, так как их можно стирать ластиком, благодаря чему можно корректировать и видеть ход мысли. Чем больше цветов, тем лучше;
  • ластик;
  • стикеры, желательно разных цветов и размеров;
  • скотч. Если вам не хватит одного листа бумаги, вы можете прикрепить к нему еще один.

Лучше всего располагать лист горизонтально. Если лист большой - можно сразу прикрепить его к стене с помощью скотча.

Ниже приведен пример построения интеллект-карты «Отличный отдых летом всей семьей», на котором вы сможете увидеть, как была решена такая актуальная задача.

Алексей Башкеев, руководитель отдела аналитики, Incore Media

После того как на тренинге я познакомился с методом интеллект-карт, я стал его применять во всех сферах своей жизни. Ниже представлен пример карты, нарисованной нашей семьей для решения такой важной задачи, как отличный отдых летом всей семьей.

Сначала мы нарисовали центральный образ. Потом каждый из нас на стикерах записал по 10 вариантов отдыха, по одному на каждый стикер. После этого мы разместили их на карте, связали друг с другом, и получился показанный ниже результат (см. рис. 2).

Что удивительно, все полученные варианты кажутся вполне очевидными, но решение легче принять, когда видишь оформленными их в четкую структуру.

Мы повесили эту карту на кухне и за лето перепробовали лучшие из перечисленных вариантов. Теперь мы составили подобную интеллект-карту и для зимнего отдыха!


Рис. 1.2. Результаты семейного мозгового штурма «Отличный отдых летом всей семьей?»

Как вы заметили, в интеллект-картах, нарисованных вручную, очень важны рисунки. Это существенно упрощает запоминание и восприятие информации, так как рисунки запоминаются надолго.

Часто на тренингах нам говорят: «Но мы не умеем рисовать!» Приходится постоянно доказывать, что это неправда. Что вы сделали в своей жизни раньше: нарисовали человечка или написали первую цифру? Раскрасили солнце или написали слово? К счастью, научиться рисовать гораздо легче, чем научиться писать. Мы умеем рисовать! Просто со временем мы прекращаем использовать эту великолепную возможность для записи информации. Давайте вспоминать и учиться заново!

Визуальная ассоциация на каждое слово у вас появится почти сразу же. Рисуйте именно эту ассоциацию! Потому что потом, вспомнив визуальный символ, ваше сознание легко достанет из бессознательного связанное с ним слово.

Интеллект-карты завоевали популярность во многих развитых странах. Но почему эта технология так работает? Почему подобный способ представления информации настолько эффективен? На каких принципах человеческого мозга основывается эта технология? Она основывается на двух принципах работы человеческого мозга.

Принцип первый. Лево- и право- полушарное мышление

Технология интеллект-карт изначально основывалась на том принципе, что правое полушарие воспринимает информацию по другим законам, чем левое. Разница в работе полушарий показана на рис. 3.

В свое время Тони Бьюзен справедливо заметил, что большая часть информации представляется в виде цифр и букв, удобном для восприятия левым полушарием (достаточно вспомнить линейно представляющие информацию Microsoft Word, Outlook, Excel, Lotus Notes — офисные приложения, с которыми работают большинство офисных сотрудников).


Рис. 3. Полушария головного мозга и «разделение» труда между ними 1

Метод интеллект-карт позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария.

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв. Таким образом, человечество получило возможность использовать по максимуму огромные резервы правого полушария.

Пользуемся ли мы в нашей обычной жизни творческими возможностями правого полушария? Да. Конечно, да. Причем все без исключения.

Представьте себе следующую ситуацию. Вы пытаетесь объяснить собеседнику что-то достаточно сложное или информационно емкое (концепция нового проекта, вывод продукта на рынок, стратегия нового направления, структура новой книги или статьи, текущее состояние по бизнес-процессам и др.), и это никак не удается сделать на словах, а рядом оказывается ручка и лист бумаги. Что вы сделаете? 100% из тех, кому автор задавал этот вопрос, ответили однозначно: «Начнем рисовать». Причем часто даже сами не представляя, что будет нарисовано в итоге, — просто начинаем рисовать. Почему? Потому что во многих ситуациях этот шаг позволяет существенно быстрее найти общий язык и донести нужные мысли. Например, часто результатом такого объяснения являются схемы, подобные показанной на рис. 4.

Или вот еще вопрос: что вы делаете, когда разговариваете по телефону на какую-то неприятную или сложную тему, а рядом лежит та же самая ручка с листом бумаги? Большинство отвечают: «Ну, рисуем что-то». Но зачем? Ведь тот, с кем мы разговариваем, нас не видит. Ответ прост. Мы рисуем для того, чтобы подключить к продумыванию лучших вариантов ответа творческие зоны правого полушария мозга и тем самым задействовать больший объем коры головного мозга, что увеличит количество возможных вариантов ответов и повысит их оригинальность.

Сколько вы сможете вспомнить точных почтовых адресов, где вы когда-либо были, например, ул. Профсоюзная, д. 33, кв. 147? Никто из участников наших тренингов не смог назвать больше 10 адресов. А сколько вы сможете вспомнить адресов визуально, где вы когда-либо были, чтобы добраться туда при необходимости (например, здесь за храмом повернуть налево, потом на развилке направо и во дворе третий подъезд, полированная черная дверь)? Количество таких адресов невозможно сосчитать, и стоит большинству людей оказаться в месте, где они уже когда-то были, они сразу вспомнят, как и куда оттуда выходить. На этом примере также можно увидеть, как работает левое полушарие (физическое запоминание адресов) и правое полушарие (пространственное запоминание).

Вокруг нас существует огромное количество примеров, в которых работает мозговая кора нашего правого полушария.


Рис. 4. Типичная схема, получаемая в ходе спонтанного рисования для объяснения сложных информационно емких вопросов 1

1. Светофор

Пожалуй, это один из наиболее ярких примеров визуализации. Знаете, почему красный цвет выбран в качестве запрещающего? Потому что наш мозг воспринимает его быстрее любого другого. А зеленый цвет воспринимается дольше других цветов, что очень важно перед тем, как переходить дорогу: будет время хорошенько подумать и осмотреться. Именно поэтому мы, находясь на природе среди зеленых деревьев, расслабляемся. Зеленый цвет «затормаживает» наше внимание. Современным новшеством в светофорах стало применение специальных знаков, показывающих, что надо идти или стоять.

Кстати, представьте, если бы на светофоре вместо цветов были бы простые надписи:

И все эти надписи зажигались бы одним цветом, например синим. Как бы вы стали ориентироваться? Большинство ответило на этот вопрос — по порядковому расположению: горит верхний сигнал — стой, горит нижний - иди. Видите, даже здесь мы подключаем к работе более быстрое правое полушарие.

2. Microsoft Outlook

Программа Microsoft Outlook является любимым почтовым органайзером для многих пользователей, в том числе благодаря расширенным возможностям визуализации, которых существенно меньше у ее ближайших конкурентов: Lotus Notes, The Bat, Thunderbird и др.

Например, сотруднику компании хватает нескольких секунд просмотра сводных календарей консультантов, чтобы понять, кто чем занимается и какие есть свободные зоны для назначения встречи. Достаточно знать, что согласно корпоративному стандарту использования Outlook оранжевым цветом раскрашиваются выездные встречи, синим цветом — жестко запланированные встречи внутри офиса, а зеленым — бюджетируемые задачи, которые не имеют жестких рамок начала и окончания. Зная это, вы можете, взглянув на рис. 5, очень быстро понять, что у одного сотрудника на 11 ноября назначены три выездные встречи, и он только в 17.00 будет в офисе, но на это время у него уже запланировано внутреннее совещание с отделом продаж. Так же можно быстро понять, что у его коллеги запланировано две бюджетированные задачи, и на 11 ноября ему можно смело назначить консультацию или тренинг.


Рис. 5. Визуализация в Календаре Outlook 2007


Рис. 6. Обычный невизуализированный Календарь Outlook 2007

Глядя на этот сводный календарь, можно быстро понять, что собрать на 11 ноября консультантов всех вместе вряд ли получится и что необходимо искать для этого другой день.

Посмотрите на рис. 6. Сможете ли вы с такой же скоростью прийти к таким же выводам, если будете анализировать невизуализированный Календарь?

3. Кабина пилота

Огромную информационную нагрузку испытывают летчики. В кабине пилотов находится огромное количество разных приборов, показатели которых надо контролировать. Дополнительный стресс вызывает цена любой ошибки, ведь пилоты несут ответственность не только за свою жизнь.

Правильная визуализация панели управления имеет ключевое значение: пилот должен оперативно анализировать всю поступающую информацию (рис. 7).

Обратите внимание: в современных кабинах пилотов нет такого большого количества однообразных датчиков, как в более старых моделях, задействующих в основном аналитическое левое полушарие. В современных кабинах на жидкокристаллических мониторах отображаются цветовые обозначения ключевых элементов управления и приборов, по максимуму используются системы электронной индикации и комплексная информационная система сигнализации, которые отображают на дисплеях пилотажно-навигационную информацию о состоянии силовой установки и общесамолетных систем. Раньше это все необходимо было представить себе по множеству однообразных темных приборов, как на рисунке выше (информация взята с сайта www.ifc.com)!


Рис. 7. Кабина пилотов устаревшего ТУ-154 (сверху) и современного ИЛ-96 (снизу)

4. Карта генерального сражения

Представьте себе такую картину: в штабе армии генералы стоят у стены, на которую нанесена информация обо всех армиях только с помощью чисел и букв: координаты и описание (количество единиц, состояние) танковых, военно-воздушных, пехотных, артиллерийских, обеспечивающих подразделений, такая же информация о неприятеле по данным разведки, свежая информация о союзных войсках. Никакой карты, никакого пространствен ного размещения — только цифры координат и буквы описания. Сложно представить, правда?

Нетрудно догадаться, какую ценность имеет каждая секунда для того, чтобы успеть проанализировать всю информацию, разработать стратегию и принять окончательное решение о способе наступления.

Неудивительно, что военные пользуются схемами, картами, условными обозначениями дивизий, отрядов и армий, своих и чужих, с самих древних времен. Иначе было бы невозможно обрабатывать огромные регулярно поступающие потоки информации с координатами, новыми сведениями о потерях, отступлениях и атаках, а тем более быстро координировать действия друг с другом (рис. 8).


Рис. 8. Карта генерального сражения. Выработка стратегии штабом армии

Принцип второй. Ассоциаивность мышления

Вы когда-нибудь задумывались над смыслом слова «соображать»? Мы часто называем кого-то сообразительным, но что это означает? В чем глубинная сущность этого удивительного русского слова?

Сообразительный человек — это человек, способный строить в своей голове правильные образы на основе поступающей информации, то есть идентичные образам автора информации, рассказчика и др. (на лекции, во время чтения книги, статьи, письма, проведения деловых переговоров и др.). И наоборот, мы называем человека несообразительным, мягко говоря (или туповатым, говоря не мягко), если он понимает информацию не так, как бы мы хотели, или совсем ее не понимает (хотя проблема может быть в неудобном формате самой информации).

Вспоминается анекдот про преподавателей высшей математики и экспериментальной физики.

Коллега, как вы можете быть в хорошем расположении духа после этой группы? Там же одни тупицы!

Разве? А по-моему, очень способные, даже гениальные студенты. Особенно когда перестаешь им рассказывать и начинаешь показывать...

Любая поступающая информация должна сначала сформировать в нашей голове образ. Как только мы что-то поняли, мы формируем в своей голове образ и запоминаем информацию гораздо легче и на гораздо более долгий срок. Информация, которая не преобразовалась в образы, — это «пустая» информация, которая не имеет никакого смысла и легко забывается (вспомните зубрежку в школе).

Александр Романович Лурия, известный советский психолог и физиолог, отмечал, что «в основе словесной памяти всегда лежит процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный с процессом отвлечения от несущественных деталей и обобщения центральных моментов информации...»


Рис. 9. Как воспринимается словесная информация1

Наталья Петровна Бехтерева, выдающийся отечественный ученый, называла процесс понимания информации схемами: «Схемы бывают разными... Мы называем человека талантливым или даже гениальным, если такая схема, представление, концепция оказываются верными... когда разрозненные факты укладываются в стройную систему и сложные события оказывается возможным излагать просто, представить в виде схемы да еще предсказать что-то на ее основе». Для того чтобы понять, как формируются в нашей голове образы, достаточно увидеть особенности хранения информации в нашем мозге. Для этого посмотрим на увеличенную картину строения нашего мозга (рис. 10).

Как известно, наш мозг состоит из примерно 1 000 000 000 000 клеток, которые называются нейронами. Их количество в течение всей жизни не увеличивается, но может уменьшаться под воздействием сильных стрессов, алкогольных интоксикаций, травм и других неблагоприятных факторов. Но если количество нейронов не увеличивается с момента рождения человека, то где хранится и обрабатывается вся поступающая информация?


Рис. 10. Иллюстрация, демонстрирующая взаимосвязи нейронов. Рисунок упрощен тысячекратно и соответствует микроскопической части мозговой ткани

Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека. Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Это количество изменяется в течение всей жизни человека. Причем чем интенсивнее его интеллектуальная жизнь, тем больше таких связей создается, тем более развит мозг человека и, соответственно, сам человек.

Вся информация, которая распределена в мозгу, ассоциативно передается между нейронами со скоростью электрического тока, и чем больше количество таких связей — тем более способен мозг к восприятию новой информации.

Когда мы воспринимаем информацию, читая книгу или слушая лекцию, в нашем мозгу задействуются все многочисленные нейронные связи, чтобы помочь нам сформировать образ. Как только мы формируем образ, мы понимаем информацию. Нам трудно читать книгу или воспринимать чей-то рассказ, если на основе получаемой информации не удается быстро построить образы. Или нам может просто не хватать предыдущего опыта и подготовки (то есть количества связей между нейронами), чтобы понять новую информацию. Чрезвычайно трудно что-то понять на семинаре по управлению финансами (каким бы талантливым ни был преподаватель), если не умеешь считать, умножать, делить...

ВОСПРИЯТИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Вспомните, как в школе мы учили наизусть множество слов, предложений и определений, так и не поняв их смысла. А что же такое словесная память и есть ли она вообще? Вот какое определение словесной памяти дает психолог Лурия (на работы которого особенно ссылается Тони Бьюзен): «Получая словесную информацию, человек меньше всего запоминает слова, стараясь удержать текстуально дошедшее до неговпечатление».

Для того чтобы продемонстрировать, что такое словесная память, попробуйте запомнить следующие 10 слов :

ночь-лес-дом-окно-кот-стол-пирог-звон-игла-огонь.

Сложно, не правда ли? Усложним задачу. Попробуйте теперь запомнить целую историю.

«Ночью в лесу в дом через окно залез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, из-за чего послышался звон. Он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе боль, как от огня».

Как ни странно, слов стало больше, а запомнить их стало легче. Почему? Потому что мы перевели язык слов в язык образов и впечатлений, что более понятно нашему мозгу и гораздо легче воспринимается.

Теперь становится понятно, почему мы не можем мыслить линейно, особенно в непонятных ситуациях. Наши мысли «прыгают» с одной на другую, и мы в следующий момент времени совершенно неожиданно для нас думаем уже о чем-то другом.

Например, когда мы о чем-то думаем, у нас в голове появляется множество ассоциаций, связанных с этой темой. Мы начинаем думать о том, как провести Новый год, и у нас в голове тут же появляется целый фонтан идей: «Купить больше коньяку! Организовать больше конкурсов! Продумать, куда складировать пьяных. Как всех доставлять до места? Кого выбрать в качестве ведущего? Да как же это все удержать в голове?!» — и мы машинально тянемся к ручке с бумагой и начинаем все записывать, чтобы как-то все структурировать и не потерять ценные мысли.

Принцип ассоциативного мышления заключается в том, что наш мозг в силу своего устройства работает с информацией ассоциативно, а не линейно. При этом у нас в голове создаются образы, благодаря которым мы и понимаем информацию.

На основе этого принципа Тони Бьюзен и предложил фиксировать информацию не линейно, как это принято в большинстве случаев, а ассоциативно (радиантно), связывая мысли друг с другом в пространстве, справедливо предположив, что такая форма будет самой удобной для восприятия, так как мозгу нужно будет провести минимум работы по созданию образа, то есть понимания информации.

Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается быстрее и на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так устроен наш мозг.

Итак, согласно двум изложенным выше принципам, любая информация воспринимается нами в виде образов, которые формируются на основе получаемой информации. И чем больше объема коры головного мозга мы используем при восприятии и анализе информации, тем быстрее можем выстроить нужный образ, то есть понять информацию.

На этих особенностях головного мозга и построены технологии майнд-менеджмента.

Алгоритм майнд-менеджмента

Интеллект-карта — один из лучших способов повышения эффективности интеллектуальной работы, то есть создания интеллектуальных продуктов. А что такое интеллектуальный продукт?

К интеллектуальным продуктам можно отнести написание текстов, реализацию любых проектов, обучение, анализ, целеполагание на квартал, год, жизнь, осуществление личного развития, решение проблем и нестандартных задач, стратегическое планирование и т.д. и т.п. По сути, все работники интеллектуального труда занимаются созданием интеллектуальных продуктов. В чем часто возникает проблема?

В ходе консультационной практики нам неоднократно приходилось наблюдать, как нарушаются естественные законы интеллектуальной работы, когда сначала делают, в процессе выполнения придумывают, а после того, как сделали, восклицают: «А самое главное мы и забыли!»

Создание любого интеллектуального продукта (написание книги, подготовка презентации, разработка стратегии и даже планирование и осуществление мечты) наиболее эффективно происходит в пять этапов, у каждого из которых есть своя четкая цель, которые, скорее всего, вам известны хотя бы на интуитивном уровне. Я назвал эти этапы алгоритмом майнд-менеджмента.

1. Рождение идеи

В какое время вас обычно посещают гениальные идеи, связанные с работой? Большинство тех, кому мы задавали этот вопрос, обычно отвечают что-то вроде: «В душе. В отпуске. Во время сна». Знакомо, правда? А лучшие идеи, связанные с личной жизнью, почему-то приходят на работе.

Рождение идеи, пожалуй, самый загадочный этап. Никогда не знаешь, когда она вынырнет из недр бессознательного. Когда этот момент наступает, кажется, что гениальное озарение останется с нами навсегда и мы его уже не забудем... Ан нет. Стоит неожиданно зазвонить телефону или залаять собаке, как появляется мучительная, до боли знакомая мысль: «Эх, да о чем же это я таком гениальном думал?! О чем-то смелом и новом...» И не всегда ведь удается вспомнить, так?

Берегите свои идеи, помните про основной принцип тайм-менеджмента (принцип материализации) — записывайте! Не допускайте глупых потерь гениальных идей, которые могут изменить вашу жизнь. Первый совет, который давал Владимир Маяковский начинающим писателям, — купить блокнот, иметь его всегда при себе и записывать все наблюдения, которые потом могут лечь в основу сюжета.

2. Мозговой штурм — создание хаоса для интеллект-карты

Итак, когда идея успешно поймана, перед нами возникает задача разработать интеллектуальный продукт. Например, написать статью по новой тематике. Что делают в таком случае большинство людей? Естественно! Берут чистый лист бумаги или открывают Word и начинают писать. Вернее, пытаться писать. Так как постоянно приходится останавливаться, искать в ассоциативном хаосе мыслей нужную и отгонять лишние (хотя как бы они сгодились в следующем разделе!). Вот она, ассоциативная природа мышления!

Получается, что мы пытаемся делать две работы одновременно: писать конкретную часть текста и продолжать думать про другие, что противоречит ассоциативной природе нашего мышления и, естественно, снижает эффективность работы. Концентрироваться необходимо на одной задаче, и в тот момент, когда у нас роятся полезные мысли, необходимо поймать их все максимально быстро, ведь неизвестно, когда они появятся в следующий раз.

Главная задача на этом этапе — провести мозговой штурм, цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом. Если у вас есть хаос полезных и интересных мыслей, вы сами можете определить момент, когда надо начинать их упорядочивать.

3. Создание интеллект-карты / Анализ

Невозможно навести порядок в абсолютно пустой комнате, точно так же, как невозможно создать структуру интеллектуального продукта, не имея перед собой хаоса мыслей, связанных с ним. Это доказывает очень практичный метод ограниченного хаоса, предлагаемый Глебом Архангельским в книге «Тайм-драйв» .

На этапе структурирования главная цель — понимание логики, то есть формирование образа интеллектуального продукта, которое достигается за счет структурирования, например в виде интеллект-карты. Знакомо ли вам приятное ощущение, когда вы вдруг неожиданно понимаете, как ответить на неприятное письмо, полученное несколько дней назад, или понимаете, куда хотите ехать в отпуск. Это происходит, когда мозг обработал полученную информацию и предложил вам наиболее подходящее решение.

То же самое, только гораздо быстрее, происходит, когда вы структурируете (лучше всего — в виде интеллект-карты) результаты мозгового штурма, например, по написанию статьи. В один прекрасный момент происходит понимание, какой будет эта статья, то есть формируется ее образ. Вы четко видите структуру, знаете, где что писать и какие данные и рисунки размещать, понимаете, какую информацию читатель возьмет из статьи и как он вообще будет ее воспринимать.

В момент достижения понимания формирования образа будущего интеллектуального продукта можно переходить к действию.

4. Действие

Если вы успешно прошли первые три этапа, достигнув цели каждого из них, то процесс осуществления задуманного будет проходить с максимальной эффективностью. Упорядоченный в структуру хаос мыслей уже не будет вам мешать, и вы сможете все свое внимание концентрировать на достижении цели. А если к вам придет еще какая-нибудь нужная мысль, упущенная на этапе мозгового штурма, то вы легко впишете ее в свою структуру. Интеллект-карты позволяют сделать это с максимальной быстротой.

На этапе действия главной целью является осуществление задуманного согласно созданной вами структуре.

5. Результат

Естественное следствие достижения целей первых четырех этапов — получение результата. Не всегда он соответствует нашим ожиданиям на первом этапе, но в том-то и прелесть интеллектуальных продуктов: если соблюдать естественную логику их создания, то есть алгоритм майнд-менеджмента, то результат обычно превосходит все ожидания.

Проследим, как решалась с помощью алгоритма майнд-менеджмента такая актуальная для многих российских менеджеров задача, как восстановление жизненных ресурсов.

Наталья Сосновская, менеджер проектов одной из крупных телекоммуникационных компаний

Понимание того, что жизненными ресурсами надо управлять и заставлять себя правильно отдыхать — было, конечно, всегда. «Тебе надо отдохнуть», «ты плохо выглядишь» — часто можно услышать от коллег и друзей. Вот только почему-то никто при этом не рассказывает, как правильно восстанавливать жизненную энергию, эффективно проводя отпущенное на отдых время Ситуация прояснилась на тренинге по тайм-менеджменту, когда мы дошли до темы управления жизненными ресурсами, и все оказалось очень просто: для эффективного восстановления энергии надо заставлять себя правильно отдыхать, восстанавливая физические, эмоциональные и интеллектуальные силы. Регулярность восстановления должна происходить в соответствии с ритмами жизни человека — ежедневно, еженедельно и ежегодно. Причем при неэффективном восстановлении сил сегодня можно сильно потерять в эффективности работы завтра. То же самое верно и для еженедельного, и для ежегодного отдыха. Казалось бы, все ясно, только нет ответа на вопрос: что именно нужно делать, чтобы восстановить свои силы и приобрести новые? Идея проблемы есть. Мотивация ее решить есть. Решения нет.

И вот тут последовал ответ бизнес-тренера: «Занятия, которые восстанавливают ваши физические, эмоциональные и интеллектуальные ресурсы, должны придумать вы сами для себя. То, что годится для одного человека, может не подойти другому».

Для определения таких занятий был проведен мозговой штурм. Группу поделили на три подгруппы, каждая из которых должна была найти максимальное количество способов для ежедневного, еженедельного и ежегодного восстановления жизненных ресурсов.

Каждому участнику выдали по 10 стикеров, на каждом из которых не обходимо было написать по одному способу восстановления жизненных ресурсов. После того как каждый справился с заданием, можно было структурировать полученные идеи и анализировать информацию.

Взяв листы формата А1, участники своих подгрупп начали объединять полученные мысли. Стикер с идеей крепился к подобной области, если она уже была обозначена на листе флипчарта, а если не было, то создавалась новая область (рис. 11).

Мы видели перед собой множество разных способов ежегодного восстановления ресурсов, из которых каждый выбрал тот, который подходил именно ему.

После того как мы обзорно увидели возможные способы восстановления жизненных ресурсов и поняли, что это тоже можно и нужно планировать, осталось приступить к самому сложному — заставить себя что-то сделать.

Благодаря тому что яркие интеллект-карты постоянно привлекают внимание, мне пришлось регулярно задавать себе вопрос «А что я делаю из того, что там написано?». И чем чаще я задавала себе такой вопрос, тем чаще заставляла себя действовать! И потихоньку стал появляться результат...


Рис. 11. Результаты группировки результатов мозгового штурма «Ежегодное восстановление жизненных ресурсов»

Как только я стала осознанно планировать восстановление своих жизненных ресурсов, я заметила интересную особенность: мой организм выделяет гораздо больше энергии под выполнение поставленных задач, если я знаю, что за ними последует гарантированное запланированное заранее восстановление энергии. И чем интереснее планируется отдых, тем больше энергии выделяется, тем больше задач удается выполнить!


Рис. 12. Интеллект-карта для ежедневного восстановления ресурсов

Определение майнд-менеджмента

Итак, наша интеллектуальная деятельность подвержена следующим четким работающим принципам.

  • Мы не можем оперировать одновременно более чем 7±2 объектами информации.
  • Любая мысль может быть тут же потеряна и вытеснена другой, не всегда более важной и приоритетной мыслью.
  • Мы недоиспользуем возможности нашего мозга по восприятию сгруппированной и связанной информации, содержащей в себе смысловые цвета, рисунки, схемы, типовые связи.
  • Информация воспринимается тем лучше, чем больший объем коры головного мозга подключается к ее восприятию.
  • Наш мозг мыслит ассоциативно, выстраивая из полученной информации взаимосвязи мыслей и логичную структуру (на основе нашей и только нашей логики или опыта), после чего у нас формируется понимание информации, то есть появляется образ.
  • Для того чтобы быстро достичь результата задуманного интеллектуального продукта, необходимо сначала собрать все мысли, структурировать их, чтобы понять, что же именно нужно сделать для достижения результата.

Умение правильно структурировать информацию становится необходимым навыком в современном мире, так как 90% информации обычный офисный сотрудник сейчас получает в электронном виде, количество которой удваивается каждые несколько лет.

А так как большинство электронной информации поступает и обрабатывается через такие распространенные офисные программы, как Microsoft Outlook, Word, Excel, Power Point, Lotus Notes и др., которые задействуют в основном на восприятие левым (аналитическим) полушарием, то для большинства современных офисных сотрудников характерна картина, показанная на рис. 13.


Рис. 13. Линейные потоки информации, атакующие офисного сотрудника

При отсутствии необходимых навыков структурирования информация, поступающая в электронном виде, является одним из основных поглотителей времени, и роль способности современного сотрудника быстро обрабатывать электронную информацию, анализировать ее и принимать на ее основе решения является одной из ключевых в повышении эффективности его работы.

Приобрести такие навыки и научиться пользоваться современными технологиями использования огромных ресурсов нашего мозга можно с помощью открытий в области майнд-менеджмента (рис. 14).

Майнд-менеджмент — это технология представления потоков информации в виде, требующем минимального времени и психофизиологических ресурсов для поиска, анализа и понимания


Рис. 14. Майнд-менеджмент. Управление потоками информации

На одном из тренингов в консалтинговой компании, в начале финансового кризиса, была озвучена очень актуальная проблема — как снизить затраты на время кризиса?

В ходе 10-минутного мозгового штурма и последующего структурирования полученных идей была получена наглядная интеллект-карта с массой интересных работоспособных вариантов (рис. 15).

Мы разобрали на адекватность каждый из полученных вариантов, отменив одни, приняв другие и запланировав следующие действия по третьим. По отзывам клиента, через два месяца с помощью конкретных действий по созданной интеллект-карте им удалось снизить затраты более чем на 20% — вот вам и результат.

Пугающе огромное количество идей возникает в нашей голове, когда мы начинаем обдумывать такие масштабные задачи и проблемы, как «снижение затрат». Если хвататься за первые попавшиеся идеи и начинать действовать, вряд ли можно добиться желаемого результата. А вот если четко следовать этапам алгоритма майнд-менеджмента и формировать образ проблемы, то результат не заставит себя ждать!


Рис. 15. Интеллект-карта «Как снизить затраты в эпоху кризиса»
(Для увеличения кликните на картинку)

Бьюзен Т. и Б., Супермышление. Минск: Попурри, 2003. — С. 11.

Цит. по: Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Минск: Попурри, 2003. — С. 31.

Цит. по: Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2007. — С. 211.

Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.

Статьи по теме: