Интеллект карта на тему информация. Как составить интеллект-карту. Что такое интеллект-карты. Где можно использовать с помощью интеллект-карты

Дыхание напрямую связано с работой и состоянием нервной системы. Потому дыхательные упражнения для успокоения нервов настолько распространены и эффективны. Многие из них лежат в основе дыхательных практик йоги. Но не нужно обладать специальными знаниями, чтобы научиться дышать правильно, избавляясь от , и перенапряжения.

Каким бывает дыхание для расслабления

Основой любой дыхательной гимнастики будет строго заданный ритм. Нужно знать, что от частоты и скорости, глубины вдохов, от длительности периодов задержки дыхания изменяется и влияние упражнений на организм. Начиная дышать учащенно, поверхностно, вдыхая малые дозы кислорода, вы не достигнете успокоения. Напротив, нервная система получит стимул для усиленной работы.
Любой метод дыхательных упражнений, призванный помочь успокоиться, базируется на глубоком, размеренном дыхании . С помощью него происходит не только абсолютное наполнение легких воздухом, но и обогащение кислородом всех тканей и клеток тела. Это способствует нормализации артериального давления, избавляет от мышечного напряжения, стимулирует правильную работу мозга, помогает нервной системе расслабиться.

Правильная ритмичность при выполнении дыхательных упражнений для успокоения достигается определенными интервалами задержки дыхания как перед выдохом, так и после него. Важно давать организму возможность адаптироваться и между совершаемыми упражнениями, отличными по своим техникам и требующим определенной сноровки.


Дыхательная гимнастика разделяется на четыре варианта:
  • наполнение кислородом верхней части легких, вдохи осуществляются благодаря движению ключиц;
  • дыхание грудью, когда происходит «раскрытие» и «сжатие» ребер;
  • вдохи с помощью живота – «брюшное дыхание»; благодаря таким вдохам и выдохам происходит движение диафрагмы, массаж внутренних органов, усиливается насыщение крови кислородом;
  • волнообразное дыхание, когда задействуют все три указанных участка.
На основе данных вариантов вдохов и выдохов строятся дополнительные техники дыхания для успокоения нервов, укрепления нервной системы.

Правила выполнения упражнений для успокоения нервов


Подбирая для себя простые дыхательные упражнения для успокоения, стоит запомнить основные правила, которые задействованы в любой технике. Несоблюдение таких правил приведет к отсутствию нужного результата.

  • Любые дыхательные упражнения должны выполняться или стоя, или лежа, чтоб спина была абсолютно прямой.
  • Совершать дыхание лучше с закрытыми глазами, прибегая к технике медитаций, представляя приятные образы, пейзажи.
  • Важно полностью сосредоточиться на процессе вдохов и выдохов, который поначалу будет необходимо сознательно контролировать. Постепенно сознательный контроль перестанет быть нужным, однако, сосредоточение все равно должно быть на дыхательном процессе.
  • Необходимо не только очистить разум от негативных мыслей, но и полностью расслабить все мышцы. Расслабление должно плавно проходить от кончиков пальцев на ногах вверх. Особенно стоит уделить внимание плечам, шее и лицу. В этих местах мышцы испытывают значительное напряжение.
  • Совершать упражнения для успокоения нервов нужно 5-10 раз. Не стоит перенапрягаться. Перед переходом к следующей технике стоит выждать некоторое время, чтоб дать возможность организму адаптироваться.
  • В процессе вдохов нужно представлять себе, как все тело вместе с кислородом наполняется новой чистой энергией и спокойствием. На выдохе необходимо «выталкивать» из себя скопившееся внутри напряжение.
  • В некоторых случаях нелишним будет повторять про себя в процессе дыхательных упражнений установки: «Я спокоен», «Я успокаиваюсь», «Я расслабляюсь», «Мне спокойно» и так далее. Следует избегать в формулировках частицу «не» и в целом отрицательный контекст, а также будущее время, например, «Мне не тревожно», «Я скоро успокоюсь».

Простые варианты дыхательных упражнений

Первый комплекс техник основан на дыхании носом. Начинать упражнения следует с полного выдоха.

Комплексное дыхание

  • Дыхание животом. При глубоком вдохе живот «надувается», на неспешном выдохе опадает. Вдох осуществляется в течение 3-4 секунд, затем необходимо задержать дыхание на 2 секунды, выдох – 4-5 секунд. Интервал между дыханием составляет 2-3 секунды.
  • Дыхание грудной клеткой. На вдохе ребра «раскрываются», на выдохе – «сжимаются». Время выполнения такое же, как и в первом этапе.
  • Дыхание с помощью ключиц . На вдохе ключицы приподнимаются, на выдохе – опускаются. Интервалы и время выполнение те же.
  • Волнообразное дыхание . Вдох идет снизу вверх: живот, грудь, ключицы. Выдох – сверху вниз: ключицы, грудь, живот. Завершающий этап следует выполнять особенно размеренно.

Дыхание для активации полушарий головного мозга

Осуществляется техника с помощью поочередного зажатия ноздрей. Задействована только правая рука. Большой палец прикладывается к правой ноздре, мизинец – к левой. Спокойные вдохи и полные выдохи совершаются попеременно одной и другой сторонами носа. При зажатой правой ноздре стимулируется левое полушарие, при зажатой левой – правое.

«Сонное» дыхание

Оно позволяет не только расслабиться, но и побороть бессонницу.


Техника выполнения упражнения для успокоения нервов очень проста: неспешные, легкие вдохи и выдохи совершаются в течение 5 минут, с концентрацией на процессе дыхания, прислушиваясь к внутренним ощущениям. Для большей эффективности этого упражнения следует положить ладони в район солнечного сплетения. Дышать требуется и животом, и грудью.

Для снятия стресса

Необходимо совершить короткий, относительно глубокий вдох. Затем задержать дыхание на 4 секунды и выполнить полный, глубокий и долгий выдох. После чего следует перерыв в 5 секунд перед очередным наполнением легких кислородом.

Расслабляющее и очищающее разум дыхание

В этой технике дыхательного упражнения вновь задействованы руки. Необходимо приложить одну ладонь ко лбу, а вторую – к затылку. Такое положение поможет усилить кровоток в этих долях головы, помогая очистить сознание, и ум от тревоги, напряжения, открывая новые пути решения во время стресса. Не отнимая ладоней, совершаются размеренные вдохи и выдохи с непродолжительной задержкой дыхания между ними.



Второй комплекс основывается на вдохах носом и выдохах через рот. Начинать его также необходимо с полного выдоха.


Первое упражнение

Совершив полный вдох, нужно сделать усиленный, глубокий выдох сквозь плотно сжатые губы. При этом выдох делается как бы порциями, воздух «выталкивается» изнутри.

Упражнение второе

Здесь потребуется вызвать «искусственную» зевоту.

Открывая рот максимально широко, чтоб ощущалось напряжение в нижней челюсти, следует сделать плавный вдох, чувствуя, как воздухом наполняются легкие. На 2 секунды задержать дыхание, а затем размеренно и неторопливо выдохнуть.

Третье упражнение

Совершая полноценный вдох, не задерживая дыхания, воздух выпускается через открытый рот. При этом губы сложены по форме в круг. Выдох делается порционно, толчками. Начальная стадия выдоха – самая длинная, постепенно выходящего из легких воздуха должно становиться все меньше. После завершения следует выждать 5-10 секунд и вновь повторить дыхательное упражнение.

Представленные ниже видео наглядно показывают два дополнительных и эффективных упражнения, которые помогут избавиться от негативных эмоций и нервного напряжения:

Наверное, нет необходимости убеждать наших читателей, что дыхание — это основа жизни. Недостаток кислорода в крови ведет к нарушению обмена веществ во всех системах организма, а следовательно, к болезням и, даже, к смерти. Для здоровья полезнее всего, когда дыхание сочетается с физической активностью, поэтому лучшая дыхательная гимнастика — это аэробные упражнения. Однако существуют и специальные дыхательные гимнастики (системы йогов, Стрельниковой, Бутейко и т.п.).

У большинства нетренированных людей дыхание поверхностное, неглубокое. При этом дыхании "работает" лишь верхняя часть легких и кровь плохо обогащается кислородом, а поскольку все органы в своем обмене веществ зависят от крови, то страдает весь организм. Чтобы хоть как-то это компенсировать, мы непроизвольно учащаем дыхание. Согласно учению йогов, каждому человеку природой отпущено определенное количество дыхания. Тот, кто дышит часто, умирает раньше, и наоборот, медленное, глубокое дыхание удлиняет жизнь. Поэтому, согласно учению йогов, правильное дыхание должно быть полным (глубоким и ритмичным). Именно так дышали наши далекие предки, пока блага цивилизации не изменили характер жизни человека.

Конечно, невозможно постоянно контролировать свое дыхание, но иногда, хотя бы раз в день (а лучше три раза в день), за полчаса до принятия пищи, делать полное дыхание, безусловно, полезно. Сначала выполняйте это упражнение одну минуту, постепенно доводя до пяти. Самое важное правило, которое нужно соблюдать, — дышать необходимо только через нос. Природа снабдила нос всем необходимым, чтобы ни пыль, ни слишком холодный воздух, ни имеющие запах ядовитые газы не попали в организм. Рот для этих целей не приспособлен.

Полное дыхание йогов включает в себя:

Верхнее дыхание — осуществляется за счет поднятия плеч и ключиц (так дышат большинство женщин). Воздух поступает только в верхнюю часть легких.

Среднее дыхание — воздухом заполняется средняя часть легких.

Глубокое, или брюшное дыхание происходит за счет того, что диафрагма (мышечная перегородка, отделяющая брюшную полость от грудной) опускается вниз, выпячивая живот. Воздух при этом поступает в нижнюю часть легких. Глубокое дыхание невозможно, если живот сильно стянут поясом.

Итак, начинаем делать полное дыхание йогов. Встаньте или сядьте прямо, спокойно выдохните и начинайте медленно вдыхать следующим образом. Сначала опустите диафрагму и выпятите живот (чтобы контролировать движения живота, можно положить на него ладонь). В результате воздух заполнит нижнюю часть легких. Теперь наполните воздухом среднюю часть легких. Для этого раздвиньте нижние ребра и среднюю часть груди. В конце раздвиньте верхние ребра, выгнув грудь, поднимите ключицы и слегка втяните живот, чтобы диафрагма служила опорой легким. На этом вдох закончен. Важно, чтобы он выполнялся не как три отдельных движения, а чтобы каждая стадия плавно переходила в другую.

Теперь можно начинать выдох. Сначала втяните живот, затем сожмите грудную клетку, в конце опустите плечи. Движения должны быть плавными, без напряжения.

Глубокое дыхание обеспечивает полную вентиляцию легких, предохраняет от туберкулеза и других легочных и простудных заболеваний. Чтобы избавиться от озноба, подышите по методу йогов несколько минут. Полное дыхание значительно обогащает кровь кислородом, увеличивает сопротивляемость организма, стимулирует обмен веществ и благотворно действует на эндокринные железы, тем самым укрепляет, омолаживает и тонизирует весь организм. Медленное глубокое дыхание является сильным оружием против стресса и помогает организму расслабиться. Когда воздух поступает в нижний отдел легких, где кислородный обмен проходит наиболее интенсивно, замедляется биение сердца, снижается кровяное давление, мышцы расслабляются, проходит чувство беспокойства, спадает напряжение. Помимо всего прочего, при полном дыхании диафрагма и стенки живота сокращаются и проводят массаж брюшных органов, содействуя притоку крови.

Чтобы успокоить нервную систему и восстановить силы, йоги применяют задержку дыхания. Это упражнение делается стоя, сидя или лежа. Вдохните через нос, как при полном дыхании (счет до 8) , задержите дыхание на 8-32 секунды (паузу увеличивайте постепенно), выдохните как в полном дыхании (счет до 8) . Делают это упражнение два-три раза в день.

Если у вас пониженное давление и разболелась голова, то снять или уменьшить боль можно с помощью следующего упражнения. Встаньте прямо, носки и пятки вместе, руки свободно опущены вниз. Выдохнув, сделайте вдох как в полном дыхании йогов. Большими пальцами плотно закройте уши, средними зажмите крылья носа. Раздуйте щеки, опустите подбородок на грудь, закройте глаза, наложите указательные пальцы на веки. Оставайтесь в таком положении сколько сможете. После этого поднимите голову, снимите пальцы с век и крыльев носа и сделайте медленный выдох через нос как в полном дыхании. После этого снимите большие пальцы с ушей и опустите руки. И вы сразу почувствуете облегчение.

Комментировать статью "Дыхательные упражнения"

Дыхательная гимнастика. Девчонки, подскажите, пожалуйста, как правильно дышать на схватках? Самое обидное, что во время первой беременности освоила эту дыхательную Физические нагрузки во время беременности: гимнастика и упражнения для всех триместров.

Обсуждение

на схватках или на потугах? на схватках - одно правило: расслабление. Поэтому обычно говорят: "расслабленный рот - расслабленная матка". мой муж заучил это как мантру и все роды следил, чтобы я выполняла расслабление. схватку надо полностью принимать - для этого в схватке нужно максимально расслабляться, поэтому дыхание должно быть свободное и глубокое, слегка замедленное, вдох носом, выдох ртом. выдыхать надо полностью, "до донышка". мне очень помогала техника с курсов: когда представляешь, как с каждым выдохом ты расслабляешься настолько, что даешь ребенку возможность двигаться ниже и ниже по родовому каналу. и с выдохом я представляла себе, как гравитация мне помогает выдыхать - выпускать. или представляешь себя в каком-нибудь прекрасном месте - для меня это море, и я представляла, как схватка, как волна, проходит сквозь меня. вот это состояние отрешенности и расслабления, что требуется в схватке, надо тренировать.

а вот реально работать надо в потуге. там и дышат по другому. прерывисто, сильно, сдерживая потуги, когда это нужно. 2 вдоха - 2 выдоха, резко. или 3 ступенчатых резких вдоха - 1 сильный резкий выдох. мне, помнится, было удобно 2х2. а уж тужатся на задержке дыхания, вдох и толкаешь воздух внутри себя-тужишься.

по-моему, я ничего не перепутала:)

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Как отучить дышать ртом. Моя дочка после нескольких лет проблем с аденоидами совершенно перешла на дыхание ртом.

Обсуждение

Узнайте в поликлиннике или просто поищите где можно такое делать- есть аппараты БОС "Дыхание", которые корректируют дыхание, процедура веселая:-) Там датчики закрепляют на грудной клетке, и правильность дыхания на мониторе в мультяшном виде отображается. У меня муж на такие процедуры ходил

Мне похвастаться нечем, я воюю с дочкой на эту тему шесть лет. Ничего не помогло. И уговаривали, и напоминали, и пугали, что придется удалять гланды из-за ротового дыхания, и наказывали...
НО. У меня есть надежда, что она дышит все же носом, а рот просто открыт. А если дочка дышит ртом, то это плохо. Ищите способы.

"На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Нет ли у кого комплексов упражнений по Бутейко?

Обсуждение

Спасибо все огромное! Передам им.

Вот что я нарыла. Не знаю, правда, Бутейко это или кто.
Дыхательные упражнения

"На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

1. Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5-6 раз подряд.

2. Исходное положение - лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

3. Исходное положение - сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище.

4. Исходное положение - то же. Руки вытянуты над головой. На выдохе ребенок сгибается вперед, доставая руками и лбом до пола, на вдохе распрямляется, возвращаясь в исходное положение.

5. И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая кисть поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом - левая кисть вниз, правая вверх.

6. Упражнение "пловец". И.п. - сидя на коленях и на пятках, спина прямая. Верхняя часть туловища имитирует пловца кролем. Руки поочередно делают "гребки", вдох с поворотом головы на 90%, выдох на три взмаха руками, голова прямо.

7. Ребенок, сидя в той же позе, разводит руки в стороны, сжимает кисти в кулаки, отведя большой палец. При вдохе большой палец поднимается вверх, при медленном выдохе палец постепенно опускается вниз.

8. Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.

9. Сидя с опущенными руками, ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз.

10. Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, насколько сможет. При групповой коррекции можно ввести элемент соревнования. Когда все приведенные выше упражнения освоены, можно их усложнять за счет введения дополнительных движений (пальчиковые упражнения, глазодвигательные и т. д.). На заключительном этапе коррекции дыхательные упражнения выполняются стоя."

Еще дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики. «Трубач». Для здоровья полезнее всего, когда дыхание сочетается с физической активностью, поэтому лучшая дыхательная гимнастика - это аэробные упражнения.

Всем привет! Сегодня я расскажу Вам об интеллект-картах. Впервые я с ними познакомилась при прохождении одного тренинга.

Для получения доступа к новому занятию требовалось выполнить домашнее задание. И одним из пунктов было составление интеллект-карты пройденного урока.

Сначала мне показалось это бессмысленным. Но сделав несколько карт, я поняла на сколько гениален этот способ.

Теперь чтобы вспомнить некоторые моменты урока нет смысла смотреть его заново. Достаточно взглянуть на карту и сразу все необходимое всплывет в памяти. Это действительно здорово!

Но давайте обо всем по порядку. Я расскажу что, зачем и как.

Что такое интеллект-карты

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.

Структура карты:

  • Центральная идея: вопрос, предмет исследования, цель;
  • Ключевые темы: структура, заголовки;
  • Подтемы: детализация ключевых тем.

Для создания интеллект-карт используются ключевые слова, картинки, символы. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому предлагаю несколько примеров интеллект-карт:

Примеры интеллект-карт

Существует множество способов создания карт, как простых, так и сложных.

Одна из статей на блоге посвящена методу 6 шляп. Если Вы еще ее не читали, то Вам .

И еще парочка примеров:



Используйте оба полушария мозга

Чем интеллект-карты лучше традиционных заметок?

Этому методу, созданному Тони Бьюзеном, учат финских школьников младшего возраста. И Финляндия имеет лучшие показатели успеваемости среди европейских стран.

Этот способ делать заметки является игровым, веселым и приятным в использовании. Нужно просто перечислить несколько ключевых слов, а затем организовать их логически, что может повлечь возникновение новых идей, а также способствует большей вовлеченности сотрудников во время совещаний.

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.

Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество.


При создании обычных заметок Вы используете только левое полушарие, а при создании интеллект-карт Вы задействуете оба полушария.

Ментальная карта объединяет текст с изображениями. Можно провести параллель с разницей между и фильмом: легче запомнить фильм, так как он состоит из образов и звуков.

Хотите больше узнать об интеллект-картах и увеличить свою продуктивность с помощью них, тогда вам сюда .

Сфера применения

Карты можно использовать для:

  • запоминания содержания книг и курсов,
  • создания заметок,
  • поиска новых идей,
  • решения сложных проблем,
  • запоминания речей,
  • структурирования идей,
  • запоминания фильмов,
  • для тренировки памяти
  • для развития творческих способностей,
  • для организации мероприятий,
  • для запуска проекта.

Если Вы блогер, то Вы можете использовать карты при создании курса или электронной книги, для записи новых идей для статей, для составления плана работы над блогом, для проведения презентация.

Вы также можете использовать интеллект-карту в качестве бонуса за подписку. Кроме этого, Вы можете создавать карту, чтобы запомнить основные идеи из .

Как сделать интеллект карту

Для создания карты Вам понадобятся лист бумаги, карандаши или цветные ручки. Заодно отвлечетесь от компьютера.

Вы всегда начинаете с центра страницы. Это сердце вашей ментальной карты. Вы можете написать слово, символизирующую вашу проблему, например, «отпуск 2015» или нарисовать картинку, символизирующую ее.

Нужно ли хорошо рисовать, чтобы создать карту? Нет! Это ошибочное мнение. Вы создаете mind map для Вас. Главное, чтобы Вы могли распознать, что нарисовано!

Вокруг центральной идеи Вы отмечаете ключевые темы. Используйте цвета!

Ваш мозг любит цвета и запомнит лучше информацию! Используйте только одно слово в каждой теме!

Нужно писать не предложения, а понятия, ключевые слова! Больше рисуйте, небольшая картина стоит тысячи слов! Иногда вы можете даже полностью заменить слова картинками.

Например, вместо того, чтобы писать «телефонный звонок», Вы можете нарисовать телефон, Ваш мозг лучше запомнит изображение.

Возможно, первая карта не будет идеальной, но со временем Вы станете мастером в этом деле. Кстати, данный метод можно использовать для создания .

Создание карты мыслей — увлекательное задание, но стоит заранее отвести определенный лимит времени на эту деятельность, иначе Вы можете потратить больше времени, чем это необходимо, и добавить лишние элементы на карту.

Если Вы считаете, что рисовать Вы не способны, то и это не проблема. Существуют специальные сервисы, с помощью которых Вы в два счета создадите интеллект-карту онлайн бесплатно.

Об одном из них я рассказываю в видео.

Интеллект-карта это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.


Автор этой методики английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен.

Будучи еще студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Он не открыл ничего нового, только систематизировал уже имеющиеся в психологии знания о законах мышления.

Наиболее эффективное и плодотворное имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны, за счет активизации нейронов головного мозга. Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти. Такое мышление Бьюзен назвал радиантным мышлением («радианта» - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока). В основе этого мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга.

Ассоциативность нашего мышления – свидетельство того, что процесс обработки информации в нашем мозгу имеет нелинейную форму. Произвольно зарождающиеся мысли никогда не представляют собой стройную логическую цепочку, они как бы распространяются в разные стороны от центральной мысли или образа, перескакивая с одного представления на другое, «цепляя» все новые ассоциации, иногда совершенно неожиданные. В результате этого мысль нередко уходит далеко в сторону от первоначальной посылки, приводит к совершенно неожиданным выводам. Процесс обучения мышлению, как правило, сводится к попыткам упорядочить наше мышление, сделать его последовательным и линейным.

Вспомните, как нас учили в школе решать задачи. Как правило, решение задачи представляло собой некий алгоритм, то есть четкую последовательность умственных действий. Необходимость организации мышления как процесса последовательных операций подчеркивает и логика – древняя наука о правилах мышления, возникшая еще в эпоху античности. Любое интеллектуальное занятие (написание сочинения, реферата, курсовой работы, статьи) должен предварять четкий план, пункты которого отражают последовательность изложения материала. Все это - отражение линейной формы организации информации и, в определенной степени, противоречит характеру нашего мышления. Нередко составление плана отнимает больше усилий, чем решение самой проблемы. Недаром дети (да и не только) не любят этого занятия. А заставить студентов составлять план до написания курсовой, а не после бывает практически не возможно. Не удивительно, ведь сложно планировать то, о чем еще не думал.

Т. Бьюзен доказывает, что стремление построить линейный алгоритм решения проблемы только мешает мышлению, снижает интеллектуальный потенциал и мнемические способности человека. Мы не будем столь категоричны, все же метод алгоритма, как способ решения мыслительных задач зарекомендовал себя как достаточно эффективный. Но, если говорить о действительно творческом мышлении, то следует признать, что подчиняется оно другим законам, и в нем процесс генерирования ассоциаций играют важнейшую роль.

Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенногоявления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение.Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

1.объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

2. основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

3. ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

4.ветви формируют связанную узловую систему.

Упражнение по составлению интеллект-карты



Основные правила составления интеллект-карт

Всегда используйте центральный образ.

Как можно чаще используйте графические образы.

Для центрального образа используйте три и более цветов.

Чаще придавайте изображению объем; а также используйте выпуклые буквы.

Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).

Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики. Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.

Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

Ассоциируйте

Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.

Используйте цвета.

Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

Используйте печатные буквы

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями

Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.

Соединяйте линий с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.

Делайте главные линии плавными и более жирными.

Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.

Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными (для вас).

Старайтесь располагать слова горизонтально.

Вырабатывайте собственный стиль.

Соблюдайте иерархию мыслей.

Используйте номерную последовательность в изложения мыслей (нумеруйте ветви цифрами в зависимости от их важности).

Добавляйте пустые линии.

Задавайте себе вопросы.

Дополняйте карту рисунками.

Всегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга.

Совершенствуйте достигнутое

Пересматривайте свою интеллект-карту.


Статьи по теме: