Интерактивная игра «Рыбы, птицы и звери". Дидактическая игра «Друзья и недруги». Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Игра «Земля , вода , воздух » иногда ещё называется «Земля , вода , небо » или «Рыбы , птицы , звери ». Она очень проста и не требует специальной подготовки игроков.

Правила игры «Земля, вода, воздух»

В начале игры выбирается водящий, а оставшиеся игроки становятся в линию или вокруг него.

Водящий начинает идти перед игроками и дотрагиваться до каждого рукой по очереди. При этом он говорит: «Вода », «земля », «воздух » (в любом порядке). Перед каким-то игроком он останавливается.

Если водящий остановился на слове «Воздух », то игрок должен назвать птицу или летающего зверя. Если остановился на слове «Земля », то нужно назвать животное-земного обитателя. Если «Вода » - то рыбу или живущее в воде животное. Конечно же, названия не должны повторяться. Если игрок не назвал слово до счёта «три», или если такое слово уже называлось, то он становится водящим.

Другой вариант игры является разновидностью игры «Съедобное-несъедобное ». Для него понадобится мяч. Игроки становятся в круг, а водящий - в его центре. Водящий бросает участникам мяч, произнося одно из слов: «Рыба », «птица » или «зверь ». Участник должен назвать соответствующее животное, не повторяясь и бросить мяч обратно. Тот кто не сказал, ошибся или повторился, выбывает из круга. Последний оставшийся становится победителем. В этом варианте игры можно обойтись без водящего. В таком случае игроки просто бросают мяч друг другу.

Видео игры «Земля , вода , воздух »:

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

/Притопы-прихлопы, Зайка, Две веселые овечки, Мишка косолапый, Два жука, Три веселых братца, Кабачок, Подарки, Теремок, Пузырь, Малечина-калечина, Гуси-лебеди, Золотые ворота, У медведя во бору, Мышеловка, Горелки, Угадай чей голосок, Погремушка, Пять маленьких рыбок, Веселый попугайчик, Передай посылку, Рыба-птица-зверь, Радуга, Ярмарка, Палочка-выручалочка, За мячом, Мячик, У дядюшки Трифона, Молчанка./

***
Хлоп! Раз, еще раз
Мы похлопаем сейчас.
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
Хлопай, хлопай, хлопай!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Топай, топай, топай!

***
Топ-топ, топотушки,
Пляшет зайчик на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет песик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Топ-топ, топотушки,
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут ножки и хвосты.
Что стоишь, пляши и ты!

***
Зайка, беленький сидит,
Он ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Шевелим кистями рук,подняв их к голове

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Хлопаем в ладоши

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Прыгаем на двух ногах

Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг... и убежал.
Убегаем

Две веселые овечки

Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!

Вверх до неба, вниз до травки.
А потом кружились
И в речку свалились.

Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою - топ!

Два жука

На полянке два жука
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?

Заинька

Один из вариантов потешки про заиньку с простыми движениями
Заинька, выходи,
Серенький, выходи,
Вот так, этак выходи,
Вот так, этак выходи!

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, этак топни ножкой,
Вот так, этак топни ножкой!

Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, этак повернись,
Вот так, этак повернись!

Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи,
Вот так, этак поскачи,
Вот так, этак поскачи!

Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, этак попляши,
Вот так, этак попляши!

Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, этак поклонись,
Вот так, этак поклонись!

Три веселых братца гуляли по двору,
Три веселых братца затеяли игру,
Делали головками ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими чик-чик-чик.
Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками топ-топ-топ.

***
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается,
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!

«Кабачок»


Дети идут по кругу держась за руки, В середине круга сидит ребенок - "кабачок".

Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставим,
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

"Кабачок" танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится "кабачком".

«Подарки»


Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг ведущего и говорят:

Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.

Ведущий выбирает один из названных подарков. Если он называет коня, дети изображают лошадку и говорят:

Скачет конь наш чок, чок, чок,
Слышен топот быстрых ног.

Если названа кукла, дети изображают куклу со словами:

Кукла, кукла попляши,
Красной лентой помаши.

Если волчок - дети кружатся на месте, изображая волчка:

Вот так кружится волчок,
Прожжужал и на бок лег.

Если самолет - подражают самолету:

Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в центре ребенок выбирает понравившуюся "игрушку". Тот, кого выбрали становится в круг, и игра начинается сначала.

Игра "Теремок"


Детей должно быть не меньше 6. Заранее нужно договорится, кто будет мышка, лягушка, зайчик... Животные могут быть самые разные, необязательно, как в сказке. Все зависит от количества и желания детей. Только мишка-ловишка должен быть один.
Все берутся за руки, идут по кругу и поют:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стручит.

Мышка выбегает в круг и говорит:

Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?

и остается в кругу.
Остальные дети снова идут по кругу и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку.
Каждый раз названные дети выбегают в круг и спрашивают:

Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?

Им отвечают, стоящие внутри круга:

Я мышка-норушка...
Я лягушка-квакушка... и т.д.
А ты кто?

Услышав ответ, говорят:

Иди к нам жить

Остается один медведь. Он ходит вокруг собравшихся животных и когда его спрашивают:

А я мишка - всех ловишка.

Дети разбегаются и мишка их ловит. Пойманный становится мишкой.

Пузырь


Дети водят хоровод и говорят:
Надуваем пузыри,
Вот какие посмотри!

Постепенно расширяя круг
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.

Когда ведущий говорит:
Пузырь лопнул,
Разлетелись пузыри.
Дети разбегаются

Малечина - калечина

Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина-калечина"
сколько часов до вечера?
Раз, два...десять.

Гуси-лебеди

Среди играющих выбирается «волк». Остальные дети - «гуси». Проводятся две линии - два «дома», и очерчивается логово для «волка».
Дети произносят слова:
Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, ла!
Так летите!
Нам нельзя:
Серый волк, под горой
Не пускает нас домой!
Так летите как хотите!
После этих слов «гуси» пытаются перелететь из одного дома в другой, а волк их ловит. Пойманный становится «волком».

Золотые ворота
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.


У медведя во бору

Одного из детей выбирают «медведем». Очерживают два круга. Одно место для «медведя», другой - дом для остальных детей. Дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

На последнем слове «медведь» с рычанием выбигает из берлоги, а дети бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».

Мышеловка.


Дети становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
Горелки.
Играющие становятся парами. Горельщик - впереди пар, спиной к играющим, и говорит:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!

На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! -

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

“Погремушка”

Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки.
На соседей погляди,
И тихонько посиди.
На соседей погляди,
И тихонько посиди.

Пять маленьких рыбок

Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Плывите быстрей, чтобы не проглотил!»

Веселый попугайчик

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Детям говорят: «Вы - веселые попугайчики, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможете ли вы повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будьте внимательны».

Дети и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде 1 ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые - ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па – па-па-па-па-па.

Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

Передай посылку

Количество игроков: любое

Дополнительно: маленькая игрушка или конфета, бумага.

Перед тем как играть, надо приготовить "посылку" - взять конфету или мальнькую игрушку и завернуть ее во множество кусочков бумаги или бумажных салфеток.

Дети садятся в круг и ведущий говорит:

Мы получили посылку, но я не знаю, для кого она. Давайте узнаем!

Дети начинают передавать посылку друг другу по кругу, разворачивая по одному кусочку бумаги. Кто развернет последний, тому и посылка.

Эта игра учит детей делиться.

"Рыба, птица, зверь"

Все играющие становятся в круг, а ведущий, указывая по очереди на каждого, повторяет: "Рыба, птица, зверь". На ком остановится, тот должен быстро назвать и изобразить какого-нибудь зверя, птицу или рыбу - в зависимости от того, что предложил ему ведущий.

Повторять названия не разрешается.

Если в течение нескольких секунд ответа не последует или если игрок ошибется, с виновного берут фант, или он заменяет ведущего.

Радуга

Количество игроков: 7

Дополнительно: небольшие цветные шарики или предметы

Дети сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные "лодочкой". Один из детей или взрослый ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные шарики или предметы тех же цветов, что и радуга (Как в игре "Колечко")

Если детей меньше семи, то сначала раздаются шарики первых 3-4 цветов радуги, затем следующих цветов.

После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит:

"Радуга, появись! Радуга, покажись!"

Те дети, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга.

Первый из детей показывает свой предмет - красный и спрашивает: "У кого есть такой же?" Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т.д. Названия не должны повторяться.

Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре.

Ярмарка

Количество игроков: любое

Дополнительно: мелкие предметы разного цвета

Дети стоят в кругу. Это - "продавцы". Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов - красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он - покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала "стрелка", спрашивает "покупателя":

Что угодно для души? Все товары хороши!

Ведущий "делает заказ":

Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, "принявший заказ", должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

На тебе грушу, - говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Ход игры может быть разным - смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Палочка-выручалочка

Количество игроков: любое

Дополнительно: палочка из дерева, длиной 50 – 60 см, диаметром 2 –3 см, ярко окрашенная

Дети выбирают водящего считалочкой:

Я куплю себе дуду

И на улицу пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку – выручалочку. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:

Палочка, пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет. После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит:

Палочка-выручалочка нашла … (имя игрока). Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить.

Неслышно за мячом

Количество игроков: любое

Дополнительно: мячи

Эту игру можно проводить только при полной тишине. Играющие располагаются по кругу. В центре водящий, вокруг него на полу несколько больших и малых мячей (булав, городков).

Водящий закрывает глаза и по сигналу ведущего один, двое или трое играющих неслышно подходят к лежащим предметам, тихо берут какие-либо из них (по одному каждый) и возвращаются на свои места. Водящий старается услышать или угадать, когда играющий берет предмет.

Если он более-менее уверен, что услышал, то говорит: “Стой!” - и показывает рукой в направлении играющего, и тот выходит из игры, когда водящий прав. Если водящий не угадал, посылают новых игроков брать предметы.

Мячик

Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик, вверх!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. В кого попал мячик, становится водящим. (Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего).

У дядюшки Трифона

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим .

Молчанка.

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.


Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий говорит:
– Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-лоб-нос-нос-лоб-лоб-ухо!
Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.

Кто подходил - игра для детей

Части тела - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий сидит в середине круга, остальные игроки сидят вокруг него. Ведущий говорит, например, «нос, нос, нос, рот» и сначала 3 раза прикасается к носу, а затем к какой-нибудь другой части лица. Игроки не должны быть загипнотизированы движениями ведущего и делать только то, что ведущий говорит. Побеждает самый внимательный.

Что где? Кто где? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.

Пальчик - игра для детей

Количество игроков: не менее двух
Дополнительно: картинки
Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее (а значит, и интереснее) будет игра.
Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Раз, два, три - говори! - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки
Эта игра может быть первым шагом в развитии целенаправленного внимания, в ней могут участвовать уже2-3-летние дети.
Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это происходит потому, что малыш не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания и реагирует только на первое. Данная игра учит детей придерживаться двух разных условий выполнения задачи: одно из них - узнать предмет на картинке и правильно назвать его; второе - удержать уже известный ответ и не называть предмет раньше времени.

С листком календаря - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Каждый участник получает листок перекидного календаря. Девочка - четное число, мальчик - нечетное. По ходу вечера обладателям календарных листков предлагаются разнообразные задания: собраться по месяцам, собраться по дням недели, составить номер года.
Или: сформировать команду из 12 вторников, сред, четвергов и т. д. (число значения не имеет, но каждый из 12 месяцев должен быть представлен); найти «вчерашний день» (например, 25 сентября, ищет 24 сентября и т. д.).

Вратарь - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок:
Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Ведущий:
Раз, два, три -
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Марина Ревина
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными по теме моего опыта работы.

1. Дидактическая игра «Третий лишний»

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее развивать логическое мышление, внимательность.

Корова, лошадь, медведь.

Заяц, кошка, лиса.

Гусь, белка, петух.

Нужно найти лишнее и объяснить, почему.

2. Дидактическая игра «У кого какой домик»

Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.

Оборудование: Картинки диких животных и их жилища.

3. Дидактическая игра «Назови одним словом»

Цель: развить речевые навыки, внимание, зрительное восприятие, воображение.

Детям предлагается выделить общий признак, который охватывает всё множество объектов наблюдения, и назвать предметы одним словом.

4. Дидактическая игра «Рыбы, птицы, звери»

Цель: Учить правильно соотносить животных по их классам. Закрепить знания о животных, птицах, рыбах.

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

5. Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает».

Цель: закреплять знания детей о способах передвижения различных животных.

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать или прыгать на месте при слове «щука» - имитируют плывущую рыбу при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

6. Дидактическая игра «Друзья и недруги»

Цель: систематизировать знания детей о животных.

Воспитатель называет животное, дети должны назвать врагов и друзей этого животного. Например: у зайчика друзья: белка, ежик, зайчик другой. Недруги - лиса, волк. У белки друзья: другие белки, зайчик, ежик. Недруги- куница, лиса, волк, сова.

7. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: знакомить детей с изменениями в жизни животных в различные времена года.

Воспитатель называет отличительные признаки некоторых животных, дети должны указать, в какое время года это происходит. Например: у белочки шерсть рыжевато- коричневая когда бывает? А в какое время года ее шерсть становится серебристо- серой?.когда у зайчика шубка серая, а когда белая? Когда медведь спит? Когда ежик собирает грибы и яблоки? И т. д.

8. Дидактическая игра «Кто пришел?»

Цель: учить детей узнавать животных по голосу и правильно их называть, воспроизводить их звуки.

Здесь одни дети показывают животных, а другие должны отгадать по движениям и по звукам, которые те издают, какое животное перед ними.

9. Дидактическая игра «Зимние запасы»,

Цель: познакомить детей с особенностями жизни животных зимой. Закрепить знания детей о животных и о том, чем они питаются.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением различных животных и рассказать, чем те питаются. Воспитатель знакомит детей с особенностями заготовки кормов различными животными.

10. Дидактическая игра «Семья»

Цель: познакомить детей с домашними животными, расширить словарный запас ребенка, формирует основы логического мышления (обобщение, разделение на группы).

На столе разложены картинки с домашними животными и их детенышами. Каждый ребенок собирает семью к своему животному.

Дети рассказывают:

Корова, бык и телята.

Овца, баран и ягнята.

Коза, козел и козлята.

Расскажите, какая у вас получилась семья (усложненный вариант).

Рассказы детей.

(У меня корова, бык и телята, значит я собрал коровью семью. У меня лошадь, конь и жеребята, значит я собрал лошадиную семью).

Оборудование: дидактическая игра с карточками с изображением домашних животных.

11. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»

Цель: учить детей называть диких и домашних животных классифицировать их, развивать речь, память, внимание воспитывать любовь к природе.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные» елки, дом.

12. Дидактическая игра «Про мам и их малышей»

Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных. Познакомить детей с детенышами животных, научить правильно их называть.

Материал: картинки.

13. Дидактическая игра «Кто, чем питается»

Цель: закреплять знания детей о домашних животных, что они едят. Развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением животных, рядом картинки с изображением того, что эти звери едят. Дети должны определить, чем питаются все эти животные, т. е. найти нужную картинку.

14. Дидактическая игра «Путаница»

Цель: Закрепить знания детей о животных диких и домашних.

Задачи: Продолжать знакомить детей классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различия.

Материал: картинки или фигурки животных.

Воспитатель сообщает детям, что злой волшебник заколдовал всех животных и теперь они не знают, кто они и что умеют делать. Дети должны помочь животным и вернуть всех на свои места.

15. Дидактическая игра «Дерево во все времена года»,

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе на примере дерева.

Воспитатель просит детей рассказать о временах года и найти картинки, соответствующие определенному времени года.

16. Дидактическая игра «Угадай, кто я?».

Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки воспитывать бережное отношение к ним.

Воспитатель показывает движения, подражая животным, а дети должны угадать, о каком животном идет речь.

17. Дидактическая игра «Один- хорошо, много- плохо».

Цель: формировать понимание относительности количества.

Воспитатель называет различные ситуации, дети соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты).

Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)

Одно ведро воды для муравья?

Одно ведро воды для слона?

Одно солнце в небе?

Один дом для всех людей?

Одна нога у человека?

Одна ножка у гриба? и др.

18. Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: учить устанавливать связи между объектами живой и неживой природы. Подвести к пониманию того, что все в природе взаимосвязано.

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

19. Дидактическая игра «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме»

Цель: учить детей различать диких зверей и домашних животных; гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними; распознавать детенышей и взрослых животных; видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

20. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: Закрепить знания детей о животных диких и домашних, уметь классифицировать животных по среде их обитания.

Воспитатель на фланелеграфе располагает животных таким образом, что допускает при этом ошибки. Например: рыбы на небе; заяц на дереве; лиса купается в реке, и т. д. Дети должны найти ошибки и исправить положение.

21. Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

В: Зимой шубка у зайчика белая - хорошо. Почему?

Д: Потому что на снегу его не заметит лиса и волк.

В: Зимой шубка у зайчика белая - плохо. Почему?

Д: Если волк или лиса не поймают зайчика, они останутся голодными.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

22. Дидактическая игра «Если бы я стал деревом, бабочкой, зайчиком».

Цель: учить детей размышлять, используя систематизированные представления о животном и растительном мире.

Воспитатель вывешивает картинку с изображением дерева и рассказывает: «Если бы я была деревом, то я всех накормила своими плодами». Затем обращается к детям с аналогичным вопросом, при этом указывает на то, что на дереве птицы вьют гнезда, или от листьев образуется тень, подводя детей к выводу, что дерево служит жилищем для птиц и некоторых зверей, а также под тенью дерева можно спрятаться от знойного солнца и т. д.

23. Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу, волк на дереве сидит»- так бывает или нет?

Предложенная игра развивает память, мышление, внимание ребенка, позволяет произвести систематизацию уже имеющихся в памяти ассоциативных рядов. Игра может производиться как в помещении, так и на свежем воздухе.

Количество участников: не ограничено.

Описание игры

Перед началом игры следует по считалке выбрать ведущего. Все участники становятся в круг или садятся на скамейки, а ведущий, указывая по очереди на каждого из них, повторяет: «Рыба, птица, зверь». Тот играющий, на котором он остановится, должен быстро назвать какого-нибудь зверя, птицу или рыбу - в зависимости от того, что предложил ему ведущий. Повторять названия не разрешается. Если в течение нескольких секунд участник не даст ответа или ошибается, с него берут фант, или он заменяет ведущего.

Данная игра подходит для детей, имеющих высокий уровень двигательной активности и учебной мотивации с повышенной познавательной активностью.

Игра улучшает физические характеристики ребенка и позволяет проявить свои интеллектуальные способности. Она также способствует развитию у детей чувства сплоченности, помогает установить между ними дружеские отношения. Рекомендована для проведения в школьных соревнованиях, а также в летних детских лагерях.

Количество участников: от 9 до 25 человек.

Описание игры

В ходе игры дети должны быть распределены на команды. Рядом с судьей - преподавателем или воспитателем - желательно по разные от него стороны, находятся два стола, на которых лежат по горке обыкновенных канцелярских скрепок. По очереди каждой команде судья задает вопросы на знание учебного материала или просто шуточные вопросы, загадки и т. д.

При правильном ответе команда получает право отправить ответившего игрока прикрепить одно звено. Игрок должен пробежать до стола и продолжить цепочку, потом вернуться назад. Если ответ был неверным, то задают следующий вопрос другой команде. Таким образом, проводится соревнование, при котором за отведенное время необходимо изготовить цепь из скрепок. Причем одно звено равно одному звену (скрепке). Судейство производится по количеству звеньев. Команда, чья цепь окажется длиннее, считается победившей в конкурсе.

Примерные вопросы для игры «Цепь»:

1. Самый веселый циркач (клоун).

2. Сильное морское волнение (шторм).

3. Пищеварительный сок ротовой полости (слюна).

4. Коробка для мозга (череп).

5. Белкин дом (дупло).

6. Шоколадное дерево (какао).

7. Тот, кто играет в театре (актер).

8. Религия мусульман (ислам).

9. Лесной дух, хозяин леса у славян (леший).

10. Сиденье всадника (седло).

11. Основатель Рима (Ромул).

12. Бриллиант до обработки (алмаз).

13. Разновидность коралловых рифов (атолл).

14. Финская баня (сауна).

15. Столица Болгарии (София).

16. Скандинавская страна со столицей в Осло (Дания).

17. Старинный русский народный инструмент, который иногда называли горизонтальной арфой (гусли).

18. Земля под копирку (карта).

20. Тип растительности с сомкнутым травостоем (степь).

21. Океанское отступление (отлив).

22. Горная площадь (плато).

23. Населенный пункт, достигший определенной плотности (город).

24. Точка пересечения математического горизонта (Север).

25. Героиня книг Льюиса Кэрола (Алиса).

26. «Красный цветок» у Р. Киплинга (огонь).

27. Сброшюрованные листы печатного материала (книга).

28. То, на что садился медведь, чтобы съесть пирожок (пенек).

29. На какое слово Незнайка не мог придумать рифму (пакля)

30. «Дурень», который кушал «хозяйскую герань» (козел).

31. Летательный аппарат Бабы-Яги (ступа, метла).

32. Еврейская церковь (синагога).

33. Главный праздник мусульман (Рамазан).

34. Массовый молдавский танец (жок).

36. Обувь футболиста (бутсы).

37. Самое быстрое животное на Земле (гепард).

При проведении этой игры в вопросы можно включать загадки или давать задания на составление легких рифм и проч., то есть дать игрокам возможность проявить свои творческие способности. При выборе этих заданий следует учитывать возраст детей и ступень обучения.

Методическая рекомендация: во избежание конфликтных ситуаций при неверном ответе на вопрос одной командой лучше не передавать его другой команде, так как дети могут совещаться между собой, и это может быть услышано соперниками. В таком случае судейство будет сложно произвести, а дети могут изменить свое отношение к игре, что способно сорвать воспитательный процесс.

«Похитители»

Эту игру лучше проводить на свежем воздухе. Она улучшает физические характеристики детей, повышает двигательную активность, развивает выносливость и ловкость. Эта игра также приучает детей работать в коллективе.

Описание игры

Для проведения игры необходимо распределить детей на две команды, выстроить друг напротив друга на расстоянии 10 м. При этом в центре линии, образованной между командами, поместить какой-нибудь предмет: кеглю, булаву или клюшку. Игроки каждой команды должны рассчитаться по порядку. Руководитель игры - ведущий или воспитатель - называет разные номера, а играющие с соответствующими номерами выбегают в центр. Их задача - дотронуться до предмета, ухватив его, и вернуться к своей команде, стараясь это сделать так, чтобы участник другой команды не успел его задеть. Если «похищение» прошло удачно, то есть игрока не запятнал участник другой команды, то исходной команде начисляется 2 очка. Если соперник сумел его запятнать - 1 очко.

«Мышка-норушка»

Предложенная игра способствует сплочению коллектива, при этом развивает сообразительность, ловкость и логическое мышление каждого участвующего ребенка.

Количество участников: от 12 до 30 человек.

Описание игры

Все участники игры должны образовать круг. Находясь в круге, участники должны расставить свои ноги так, чтобы стопы касались соседа. Необходимо выбрать водящего, который должен находиться в центре круга, образованного остальными игроками. Водящему - «мышке» - дают мяч, который он должен выкатить из круга между ног любого из игроков. Участникам игры при этом разрешается останавливать мяч только руками, и ни в коем случае они не должны сдвигать ноги. Пропустивший мяч становится новой «мышкой».

«Вышибалы по цепочке»

Данная игра направлена на развитие физической выносливости детей, тренировку ловкости, координации движений. Игра проводится на свежем воздухе.

Количество участников: от 5 до 12 человек.

Описание игры Для проведения игры следует разделить детей на две команды по 5–6 человек. Одна из команд должна выстроиться в колонну, в которой каждый участник берется за пояс впереди стоящего товарища, образуя цепочку, - по принципу всем известного еще с детства «паровозика». Другая команда должна образовать круг вокруг цепочки и при этом стремится выбить мячом последнего игрока. У них есть право передавать по кругу мяч в любом направлении, тогда как цепь старается защитить от мяча своего последнего игрока. Причем только первый игрок в цепи имеет право отбивать мяч руками. Если последнего в цепочке игрока выбивают, он выходит из игры.

Статьи по теме: