Как играть в настольную игру шакал. Настольная игра шакал. Небольшая историческая справка

Использованы фото из игры Шакал: Остров Сокровищ

1. Выложите остров 11×11 клеток и поставьте корабли вот так:

2. Ходите пиратами по одной клетке, открывая части острова. Действие каждой клетки описано в правилах — откройте их и смотрите, что происходит в первой партии.

3. Вас ждут разные пиратские приключения:

4. Через некоторое время остров станет почти полностью изученным — и каждый раз новым для новой партии.

5. Задача игры — искать золото и перетаскивать его на свой корабль.

6. Если вы наступаете на клетку с врагом, он оказывается побит (верните его на «родной» корабль)

7. Кто наберёт больше золота — побеждает! Защищайте свои сундуки и отбирайте золото у врага!

Об игре

«Шакал» - стратегическая настольная игра с уникальной игровой механикой. Секрет «Шакала» в том, что фишки поля ложатся В произвольном порядке, благодаря чему игра каждый раз будет разная! Кубика в игре нет, и результат зависит в большей степени от Ваших логических и стратегических способностей, а не от удачи. Всё это делает «Шакала» поистине интересной и захватывающей игрой, в которую хочется играть снова и снова! Игpa рассчитана на двух или четырёх игроков, рекомендуется взрослым и детям с восьми лет. Продолжительность партии примерно 60–120 минут.

Цель игры

Цель игры ясна как день: найти и перетащить к себе на корабль как можно больше золотых монет, спрятанных на острове. Кто принёс на свой корабль наибольшее число монет, тот и победил.

Как ходить

  • корабль (хотя бы с одним пиратом) сдвигается вдоль берега на одну клетку. Корабль может плавать только вдоль своей стороны острова. Поворачивать за угол он не умеет.
  • пират сходит с корабля на берег - только на клетку прямо перед кораблем.
  • пират возвращается на корабль (с добычей или без) с клетки прямо перед кораблем или по диагонали. Для возвращения на корабль также можно воспользоваться другими клетками поля: стрелками, конем, воздушным шаром и др. Пират может зайти только на свой или дружественный (при игре пара на пару) корабль: при соприкосновении с вражеским кораблем пират умирает.
  • по суше пират ходит, на одну клетку по вертикали, горизонтали или диагонали. Если клетка закрыта (перевернута рубашкой вверх), открывает её и выполняет действие, предусмотренное рисунком (см. Значение клеток поля). Переворачивать неоткрытую клетку нужно наугад, не заглядывая под рубашку. Открывать неизведанные земли пират может только с пустыми руками (без монеты). Пират также может ходить по открытым ранее клеткам, выполняя все действия, указанные на них.

Как добывать золото

По проверенным данным на этом богом забытом острове спрятано 16 кладов разной ценности.Если, перевернув клетку поля, вы обнаружили сундук с сокровищами, выложите на клетку столько монет, сколько указано на нём (римская цифра). Но не радуйтесь раньше времени! Золото можно считать своим, только если вам удалось перетащить его к себе на корабль (при этом монета убирается с игрового поля в вашу копилку).

  • каждый уважающий себя пират может тащить на себе только одну монету.
  • перемещаться с монетой можно только по открытым клеткам.
  • бить врага, держа в руках золотишко, нельзя. Нo если уж очень хочется, можно оставить монету на месте и вперёд, на врага!
  • если вас, несущего монету, ударил соперник, вы отправляетесь на корабль с пустыми руками, а поклажа остаётся на месте.
  • плавать с монетой нельзя. Если пират попал в море с монетой, она тонет (выбывает из игры). Пират остаётся на плаву.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made ! В предыдущей статье я писала про в нашей семье. И одним из них является недавно приобретенная настольная игра. Она настолько нам понравилась, что я решила посвятить ей отдельную статью. В сегодняшней статье будет дан краткий обзор и описаны основные правила игры шакал. Именно так она называется.

Немного предыстории

Когда-то давно, когда мне было лет 7-8, мой старший брат нарисовал на большом листе картона карту острова, разрезал ее на квадратики и таким образом создал аналог игры, о которой я пишу в данной статье.

На этих квадратиках были стрелки, ямы, горы, болота, разные страшные животные и, конечно же, клады с золотыми монетами.

Я придумала разные флаги для команд, которые отправлялись на поиски клада на наш остров сокровищ.

Картонные карточки любовно хранились в большой коробке из-под спичек, и я ждала с нетерпением, когда же мы будем играть в эту игру.

Это была моя любимая игра, и память о ней сохранилась у меня и по сей день.

А потому, когда подрос наш старший сын, и я стала изучать предложения настольных игр в интернете для детей от 6 лет, и на глаза мне попалось описание игры «Шакал» — моему восторгу не было предела.

Вот это именно та чудесная возможность, которую дают наши дети – прожить свое детство еще несколько раз (в зависимости от количества детей).

Что такое игра «Шакал»

Если вкратце, то это игра, в которой пираты (в которых вы автоматически превращаетесь) пытаются найти золото на необитаемом острове и перетащить к себе на корабль.

Но не все так просто!

На пути им встречается много препятствий и в игре побеждает хитрейший и сильнейший.

Игра состоит из 117 квадратов плотного картона, на каждом их которых присутствует изображение.

Карточки перемешиваются и кладуются «рубашкой» кверху, образуя остров 11 на 11, со скошенными углами.

Часть квадратов – это просто зеленое поле, они пустые и ничего собой не представляют.

Часть – стрелки с указанным направлением, попав на которую, следует сделать еще один ход в любую указанную сторону. Если указывает только в одну – идете туда. Бывает так, что стрелка укажет прямо в логово людоеда или отправит купаться в море. Ну, тут уж как повезет!

Также на острове есть разные не очень приятные места. Например, болота, горы, пустыни или джунгли. Попав на эту клетку, пират застревает и медленно, в несколько ходов, преодолевает ее. Что дает фору его противникам в погоне за сокровищами.

Есть и клетки-помощники. Например, крепость с аборигенкой, которая может воскресить погибшего в поисках клада пирата. Или же воздушный шар, с помощью которого можно в один ход переместиться на корабль.

А есть людоед и крокодил, встреча с которыми может закончиться совсем не радостно. И если крокодил просто напугает невезучего пирата, то людоед им поужинает и помочь воскреснуть ему может только поход его друзей к аборигенке.

Ну и, конечно же, все самое интересное происходит тогда, когда кто-то из пиратов находят клад.

Вот тут и начинается самая настоящая борьба!

Каждый хочет добраться до этого клада, вырвать его из рук противника и утащить к себе на корабль.

Здесь начинается самая сильная тренировка как обычного, так и эмоционального интеллекта!

Сколько слез было пролито нашим сыном, когда «жадные» родители отбирали у него монетки.

Мы, конечно же, могли бы и подыграть, но уж больно силен азарт в этой игре.

Игра затягивает и хороша тем, что раскладывая игровое поле, каждый раз не знаешь, где тебя может подстеречь опасность, а где закопан клад!

Как играть

Про игровое поле я уже написала.

В игре может участвовать от двух до четырех игроков. Команда каждого состоит из 3 фишек.

Можно объединяться и играть двое на двое.

Корабли пристают к острову с разных сторон и начинают открывать игровое поле.

Пока противники далеко друг от друга игра носит спокойный, размеренный характер. Когда же пираты приближаются к середине поля, начинаются стратегические баталии, погоня за сокровищами и желание обхитрить друг друга.

И вот тут уже трезвый холодный ум просто необходим. А эмоции бурлят – мама не горюй. Даже спокойный, уравновешенный флегмато-сангвиник как я вовлекается в игру, чего уж говорить о моих холериках – муже и старшем сыне!

Страсти кипят, щеки горят!

К игре прилагаются подробные правила на русском языке, в которых описана техника ходов, различные нюансы, значения всех карт поля, поэтому описывать детали в данной статье смысла особого не имеет.

Здесь я скорее пишу о своих впечатлениях и наблюдениях от процесса игры и ее полезных свойствах.

Сколько времени занимает игра

Чтобы полностью открыть поле 11 на 11 двум игрокам нужно примерно час-полтора.

Втроем это происходит быстрее, но там возможно увеличение времени за счет гонок друг за другом в стремлении отобрать золотишко.

Мы с Дениской периодически раскладываем меньшее поле для экономии времени.

Игра не теряет своих полезных свойств, не приходится прерываться на середине, и не успеваешь переутомиться.

Иногда Денис играет сам с собой. Берет две команды, одна его, другая мнимого соперника. Это тоже полезно для развития мышления и воображения.

Полезные свойства игры

  1. Как я уже писала, данная игра отлично тренирует . Такую составляющую как умение понимать эмоции другого человека. В зависимости от этого предсказывать его действия. А также умение управлять своими эмоциями и контролировать их внешнее проявление, чтобы противник не считал вашу стратегию.
  2. Игра прекрасно развивает воображение. Сюжет захватывает, получаешь возможность перевоплотиться из хорошего и благородного человека в хитрого и кровожадного пирата. Хотя и тут возможны разные варианты развития событий. Кто-то будет вести спокойную стратегическую игру, кто-то нападать на других, кто-то помогать союзникам. Тут уж зависит от настроения, состояния и индивидуальных особенностей играющих.
  3. Игра стратегическая, а потому тренирует мышление, умение выстраивать логические цепочки, внимание. А от этого напрямую зависит развитие обычного интеллекта.
  4. Помимо всего прочего, игра отлично улучшает усидчивость. Чтобы сыграть партию нужно потратить час времени, никуда не убегая, следя за процессом. И, несмотря на холерический темперамент, наш старший мальчик прыгает как на иголках от эмоций, но сидит на месте. И это также полезно для будущей учебы и умения концентрировать внимание на одном процессе.
  5. А еще данная игра – это отличный способ собрать всю семью за одним столом и прекрасно провести время. В современном мире скорость жизни настолько высока, что на обычное общение с близкими людьми остается очень мало времени. Взрослые на работе, дети в детском саду и школах, дома каждый «сидит» в своем гаджете. Или в телевизоре. А о том, как это изобретение убивает семью написано у меня в . Если же взрослые с детьми выбираются развлечься в выходные, то опять же – дети отдельно на батутах (например), взрослые отдельно в кафе. А, играя на регулярной основе в подобную игру, есть прекрасная возможность узнать друг друга поближе, посмотреть на яркие эмоции и артистичность родных людей. А это замечательно укрепляет семейные узы!

Подводя итоги

Готовя к публикации данную статью, я увидела, что помимо классического варианта игры, есть еще расширенные варианты.

Например «Шакал: остров сокровищ». Это переиздание обычной игры в более красочный и удобный формат. В дополнение к старой версии идет пазл из 8 частей, который обрамляет игровое поле и некоторые дополнительные возможности, например, помощники. Как раз видео с правилами к этой версии игры я вам и предлагаю посмотреть:

Или же «Шакал: архипелаг». Здесь поиски сокровищ идут не на одном острове, а на россыпи островов.

Есть еще вариант, когда клад ищут не на поверхности земли, а забираются вглубь. Это происходит в игре «Шакал: подземелье».

В любом случае, основная идея в вариантах игр сохранена.

Не знаю, смогла ли я убедить вас в том, что Шакал – отличная игра и необходима в каждом доме, где есть дети, но я не разу не пожалела о том, что ее купила.

И каждый раз, играя в нее, я подтверждаю свой правильный выбор.

И более того, данная игра – достаточно бюджетный вариант среди игр такого качества.

Мы ее купили в интернет-магазине , доставка была в ближайший к нам пункт самовывоза. Все очень быстро, удобно, без задержек и прочих неприятных моментов.

Так что, если вы ищете во что играть с ребенком 6 лет и старше – смело покупайте, получайте удовольствие и делитесь впечатлениями!

Буду рада их увидеть на страницах моего блога!

С уважением, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога и обязательно поделитесь статьей с друзьями в соц сетях

Надоели серые будни? Хочется приключений и пиратской романтики? Ну так надевайте черную повязку на глаз и вперед, на поиски сокровищ. Настольная игра «Шакал» даст вам шанс вступить в схватку за несметные сокровища с такими же авантюристами, как вы. Слышите, как воют ветры приключений? Или, может быть, это воет поджидающий жертву людоед?

История настольной игры «Шакал» начинается приблизительно в семидесятых годах прошлого века в СССР. Чаще всего местом рождения этой настолки называют МГУ, студентами которого она, по легенде, и была изобретена.

Так ли это, сегодня сказать с уверенностью уже нельзя, но сам факт существования игры в студенческой среде в те годы сомнению не подлежит. Правда, названия у игры были разные. Например, игра могла носить название «Шиза» или «Остров сокровищ». Кстати, если я не ошибаюсь, именно под названием «Остров сокровищ» была предпринята первая попытка коммерческого издания этой игры. Правда, в отличие от «Шакала» игровое поле там состояло не из квадратных элементов, а из шестиугольных.

Некоторые моменты игровых правил в студенческих вариациях тоже изменялись, но основной принцип всегда один: необходимо исследовать тропический остров, на котором сокрыто такое количество кладов, которое даже не снилось старине Флинту.

Противники, ясное дело, тоже не зевают, поэтому недостаточно просто найти золото. Его нужно еще перетащить на корабль, что не так-то просто. Ведь за ход можно утянуть не более одной монеты, а врагам проще разграбить вашу добычу, чем самим искать сокровища, рискуя попасть в капкан или лапы людоеда.

Игровое поле собирается из квадратных кусочков, благодаря чему оно каждый раз получается абсолютно разным и вы никогда не знаете, что вас ждет на очередном неисследованном участке.

Итак, посмотрим, что представляет собой издание игры «Шакал», выпущенное издательством «Магеллан».

Коробка с игровыми компонентами имеет размеры примерно 24,5×24,5×4,5 см. Она изготовлена из качественного плотного картона и оформлена в голубых тонах, рисующих в воображении прозрачные лагуны тропических островов и пиратские корабли, бороздящие бескрайние водные просторы в поисках наживы.

Название игры на крышке коробки из каких-то соображений написано по-английски: Jackal. На торцах крышки оно пишется уже на русском языке.

Давайте заглянем в коробку и посмотрим, что скрывается в ее недрах.

Внутренности коробки разделены на три отсека: один большой и два поменьше. В большом отсеке расположено одиннадцать картонных форм, из которых перед самой первой игрой нужно выдавить квадратики игрового поля. Выдавливаются они очень легко, так как предварительно выбиты на форме. Так, вскрыв коробку, я обнаружил, что несколько кусочков самостоятельно отделились в процессе транспортировки.

Элементы поля выполнены из плотного картона, благодаря чему при перемешивании и переворачивании в процессе игры шансов помять и повредить их очень мало. Для этого нужно здорово постараться. Углы кусочков закруглены, поэтому замять их тоже проблематично.


Обстоятельства, указанные в предыдущем абзаце, очень важны, поскольку верхняя часть каждого квадратика имеет одинаковую рубашку, по принципу карточной. Любое повреждение и замятие – это уже крап. Если вы испортите пару карточек, то играть станет уже неинтересно. А при большом количестве приметных элементов вся игра придет в негодность, поэтому такой тщательный подход к изготовлению деталей игрового поля заслуживает высокой оценки.

На обратной стороне каждой карточки изображена маленькая часть острова, на которой находится какой-то объект или часть местности.

Всего на формах находятся сто семнадцать кусочков игровой карты. Там же расположены четыре квадратика с изображением кораблей. Это наши корабли, с которых мы сойдем на берег и трюмы которых постараемся максимально забить драгоценным грузом.

Два маленьких отсека заняты двенадцатью игровыми фишками и тридцатью семью монетками, которые мы будем добывать.


Фишки изготовлены из дерева. Каждая из них – член одной из команд. Всего таких команд четыре, каждая состоит из трех пиратов и имеет свой цвет.

Монетки изготовлены из металла, очень похожего на алюминий.

В игру могут играть от двух до четырех человек. При игре вдвоем под управлением каждого из игроков оказывается по две конкурирующие команды. Если вы играете вчетвером – каждому игроку достанется по одному отряду головорезов. Для игры втроем каждый играющий использует по одной команде, а четвертая, вместе со своим кораблем, в игре не участвует. Правда, при таком раскладе сильно страдает игровой баланс, так что предпочтительнее все-таки играть или вдвоем, или вчетвером, что наиболее интересно. Тем более что при игре вчетвером можно играть и пара на пару.

Также в коробке находится книжечка с игровыми правилами. Она изготовлена из прекрасной глянцевой бумаги и оформлена с использованием цветных иллюстраций.

Перед началом игры части острова выкладываются рубашкой вверх и тщательно перемешиваются, после чего из них собирается игровое поле. На следующем снимке видно, как выглядит готовый остров сокровищ, готовый принять пиратские команды своими гостеприимными ловушками.


Игроки ходят по карте, открывая частицы острова и выполняя различные действия, в зависимости от свойств разведанной местности. Это могут быть как затрудняющие движение участки, типа джунглей, пустыни, болот или гор, на преодоление которых понадобится несколько ходов, так и различные вспомогательные клетки, позволяющие ускорить передвижение по острову.

Например, несмотря на то что за один ход пират переходит на одну клетку, различные вспомогательные участки при правильном расчете маршрута зачастую позволяют преодолеть половину острова одним махом. Поэтому, даже если вы нашли сундук с золотом неподалеку от своего корабля, это совсем не значит, что ваш соперник с противоположного конца острова не успеет отшакалить себе часть добычи. А когда против вас трое противников, которые одновременно бьются за золото между собой, то веселья становится выше крыши.

К таким вспомогательным средствам могут относиться стрелки с указателями, непонятно откуда взявшиеся в тропическом климате ледники, по которым хорошо скользить, лошади, на которых хорошо скакать, пара воздушных шаров и даже самолет, к созданию которого, похоже, приложил руку Леонардо да Винчи. Правда, самолет такой хлипкий, что поднять его в воздух получится только один раз.

Игра продолжается, пока последняя монетка не упадет в трюм корабля одного из игроков. На все про все уходит чуть более часа. После этого производится подсчет монет. Победителем объявляется игрок, собравший наибольшее количество золота.


Игра отлично подходит для игроков различных возрастов. Правила игры незатейливы, благодаря чему их легко усваивают даже дети. Вместе с тем игра очень задорная и веселая, что позволяет с удовольствием рубиться в нее и взрослым. Тем более что игра придумана и популяризована студентами, которые, в общем-то, уже и не дети. А это значит, что «Шакал» – захватывающее приключение для всей семьи.

Но на перечисленных возможностях приключения не заканчиваются. Для игры выпущено дополнение «Шакал: остров сокровищ», содержащее множество новшеств, сразу же переводящих игру на совершенно другой уровень.

Первое, что меняется, – игровое поле. В дополнении доступно двадцать семь новых фрагментов карты. Так что теперь можно выстраивать поле больших размеров, что сделает игру продолжительнее. Но если вы не захотите увеличивать продолжительность игры, то можете попросту заменить новыми фрагментами несколько нейтральных карточек базового набора.

Новые карточки ожидаемо влекут за собой новые возможности. Например, на острове появляется сеть пещер, в которых можно заблудиться, но после исследования ее можно будет использовать для быстрого перемещения по острову.

Также пираты могут найти маяк, с вершины которого можно рассмотреть некоторые участки острова, шлюпку, которую можно использовать в качестве вспомогательного корабля, и тачку, на которой можно перевозить сразу два предмета.

Почему именно два предмета, а не две монеты? Да потому, что предметов тоже прибыло. Пираты могут находить ядра и бутылки с ромом.


Ядра, как им и положено, предназначены для стрельбы из пушки по противникам (в базовой версии из пушки можно пальнуть только самим пиратом, что может использоваться для быстрой транспортировки на корабль). А ром – это вообще универсальная штука. Нахлеставшийся рому пират легко выбирается из ловушек и одним махом преодолевает труднопроходимые участки, но запас рома, к сожалению, не резиновый.

Кроме того, ром можно использовать для взаимодействия с новыми персонажами, также появившимися в дополнении. Таких персонажей три. Это Пятница, миссионер и Бен Ган (именно так, с одной буквой «н»). Ведь, как известно, нормального пиратского капитана хлебом не корми – дай оставить на острове какого-нибудь Бена Гана.

Пятница – это дополнительный рабочий юнит, способный переносить грузы, обходить ловушки и быстро передвигаться по трудным участкам местности. Правда, он совсем не умеет драться и легко переходит на сторону противника, а будучи споенным ромом, выбывает из игры насовсем.

Совсем иначе ром действует на миссионера. Опрокинув стакан, он подается в пираты, увеличивая численность войска своего владельца на одну единицу.

Ну а Бен Ган – он и так пират. Его и спаивать не нужно. Достаточно только найти, и он с радостью присоединится к вам.

Ждут вас и другие новшества, позволяющие сделать игру более интересной и насыщенной. В общем, я рекомендовал бы для начала поиграть в базовую версию и, если игра понравится, обязательно купить дополнение, чтобы окунуться в приключения с головой.

Также существует версия игры, которая носит название «Шакал Люкс». По сути, это базовый комплект игры, но в солидном коллекционном исполнении.

Например, вместо обычных деревянных фишек использованы литые фигурки пиратов, каждый из которых имеет индивидуальную внешность, а металлические кружочки, имитирующие сокровища, заменены самыми настоящими чеканными монетами. Такой «Шакал» станет отличным дорогим подарком любителю настольных игр.

Правда, плашки игрового поля обычной и коллекционной версии различаются размерами, в связи с чем дополнение, предназначенное для стандартной версии, для «Шакал Люкс» не подойдет. Будет ли выпущено для него обновление, пока точно неизвестно.

Теперь хотелось бы поговорить о негативных отзывах об игре «Шакал», которые можно встретить на просторах Интернета. Их можно разделить на две категории: отзывы игроков, игравших в различные варианты игры в ее самиздатовских версиях и недовольных несоответствием правил, а также отрицательные оценки некоторых обозревателей.

С первой категорией вроде все ясно. Люди играли по другим правилам, которые им кажутся интереснее. Почитав в обсуждениях возможные варианты правил, легко убедиться, что зачастую студенческие правила действительно гораздо интереснее.

Например, описываются варианты, при которых пираты могут проникать на вражеские корабли и воровать золото конкурентов или просто выбрасывать его за борт, по принципу «так не доставайся же ты никому».


Есть и другие интересные различия, например, можно заиметь в команду Робинзона, одной из сильных сторон которого является знание острова. Один раз за игру он может открыть местность вокруг себя в радиусе одного хода.

Но ведь никто не мешает играть в игру по своим собственным правилам. Основы ведь те же самые. А клетку с любым новым объектом (хоть с тем же Робинзоном) можно сделать из любой нейтральной карточки.

А насчет прочих отрицательных отзывов – подтвердить могу только один факт. При переворачивании клеток поля соседние участки скользят в сторону, из-за чего остров постоянно разъезжается и многих это нервирует.

С одной стороны, это соответствует действительности. Фрагменты гладкие и скользят по поверхности стола. Тем не менее благодаря плотности фрагментов, о которой я уже упоминал выше, выравнивать остров можно целыми рядами, причем всего за пару движений.

А вообще, как показал опыт, лучше играть на столе, накрытом клеенкой. Это почти полностью решает проблему. А несколько раз поправить пару карточек, я думаю, никого особо не напряжет.

Сразу видно, что человек, написавший это, ознакомился с игрой лишь поверхностно. На самом деле описываемая ситуация еще совсем ничего не значит. Ведь за один ход можно перемещать только одного пирата, который может нести не более одной монеты. Ну, или двух, если с тачкой в дополнении. Против вас же три противника, которые считают, что вам одному столько золота будет жирновато.

Если вы окружены золотоносными сундуками, то, как правило, открываются и растаскиваются одновременно несколько. Так что попытка усидеть на нескольких стульях ни к чему не приведет. А расположение вспомогательных клеток, как я уже говорил, может быть таким, что расстояние практически не будет играть никакой роли.

И ведь что характерно, чем меньше на вашей стороне сундуков, тем больше вариантов выбора хитрых маршрутов, Так что такой довод я просто не принимаю всерьез.


Конечно, при игре вдвоем вы растаскиваете золото в два раза быстрее, ведь вы играете двумя командами. Но ведь и противник грабит вас с удвоенным энтузиазмом.

Еще попадаются жалобы на примитивную боевую систему. Система боев тут действительно простенькая. Если вы ставите своего пирата на клетку с врагом, враг объявляется побитым и отправляется зализывать раны на свой корабль.

Но если так судить, можно и шахматы с шашками начать ругать на примитивную систему боя. Я понимаю, что сравнивать «Шакала» с шашками и тем более с шахматами не совсем правильно. Я просто хочу сказать, что идея тут совсем в другом. «Шакала» можно обвешать какими-то продвинутыми системами боя, причем ничто не мешает доработать под себя правила самостоятельно. Просто после этого он уже не будет легкой веселой игрой-приключением, а превратится в серьезную стратегию.

Статьи по теме: