Как пиковая дама стала пиковой дамой. Существует ли Пиковая Дама или это выдумки? Видео: реальный вызов пиковой дамы

    В детстве мы пугали друг друга Пиковой дамой. Еще вызывали матюкливого гномика.

    А Пиковую даму вроде вызывали при помощи карты Дамы Пика. Ее нужно было положить под подушку и что-то сказать (наподобие Я призываю тебя, Пиковая Дама). Те, кто осмеливался так сделать, утром уже не просыпались, и на их теле оставалось клеймо масти Пики.

    Но это чисто детское представление, как было раньше.

    Ну, во-первых, пиковая дама это просто женщина из колоды карт. Однако то ли изображалось она на картах как-то зловеще, то ли масть пик своим чрным цветом символизирует недобро, но пиковую даму стало принято отождествлять с ведьмой, несущей неудачи. Так и пошла молва об этой страшной женщине по белу свету. Люди даже начали придумывать легенды о пиковой даме, как о духе, живущем в зазеркалье, который может даже убить. Вот так образ пиковой дамы набирался таинственности и неблагоприятной энергетики из сотен разговоров и легенд. Мысль, как говорится, материальна, поэтому не стоит думать о том, что дети врут, когда говорят о том, что видели пиковую даму (тем более что детская энергетика самая сильная). Ведь, если вы не верите в не, это отнюдь не означает, что е не существует вовсе. Она существует, для тех, кто в не верит. И они способны увидеть е. Иначе как можно объяснить следующую историю, не помню кем рассказанную мне.

    Как-то раз две девочки решили вызвать пиковую даму, для чего они положили карту с е изображением на пол, поставили 2 стула друг напротив друга и обвязали их ниткой. Далее девочки взялись за руки, сели на стулья и стали повторять Пиковая дама, приди к нам, после чего у одной из них зачесалась нога, чтобы почесать которую подружкам пришлось расцепить руки. Когда же они снова взялись за руки, то заметили, что по нитке бежит яркое пятнышко, которое добежав до одной девочки, переметнулось на не, далее подруги увидели, что на месте этого пятнышка одежда прожжена, а на коже небольшой ожог. Через несколько секунд на телах девочек стали появляться ожоги, и они кинулись бежать на улицу, где встретили бабушку одной из них. Бабушка объяснила им, что нельзя тревожить пиковую даму, для чего нельзя было расцеплять руки, тем самым давая даме выйти из своего круга, а кто это сделает, того ждт долгая и мучительная смерть. Когда они вернулись в комнату, в ней пахло гарью, и все стены были в коричневых непонятных пятнах.

    Стоит ли верить в подлинность этой истории решать не мне. Однако это не одно доказательство того, что женщина из колоды карт существует. В интернете полно вариантов того как можно вызвать пиковую даму. Считается, что в основном она приходит из зеркала, а чтобы она пришла многого не нужно, в каком-то случае достаточно губной помады и свеч, в каком-то несколько конфет, главное, чтобы была полночь ну и, конечно же, искренняя вера в е существование. Однако настоятельно рекомендуется прекратить вызов загадочной незнакомки, как только вы заметите е появление. Так что можете попробовать, если не боитесь, конечно.

    Пиковую даму считают одной из личин Калмавы, Мары, Хозяйки кладбища. Также называют ее Матерью Природой, Королевой Эльфов и даже женой дьявола. Эти представления отчасти переданы в знаменитом романе Пушкина Пиковая дама, где пиковая дама воплощает жестокий рок, карающий главного героя.

    Вызывать даму опасно. Но считается, что она может исполнить желания... Но если вызывать несколько раз, то может даже задушить...

    Пиковая Дама - это мистический персонаж карточной колоды. Ей посвящена одноименная повесть Пушкина. Пиковую Даму просят о исполнении желаний. Она олицетворяет жестокий рок судьбы. Однако часто ее вызывать не стоит. А верить ли в ее реальное существование решать конечно вам.

    Пиковая Дама - мистический образ, созданный воображением людей. Карточную Даму пиковой масти отождествляют с неудачей. О ней ходят легенды и истории, как о женщине, живущей в Зазеркалье. Пытаются вызвать е дух и попросить об исполнении желаний. На мой взгляд, вс это сказка, с налтом таинственности и мистичности.

    Можно верить или не верить различным легендам, быть атеистом или, напротив, глубоко верующим человеком. Это зависит от вас. Но поскольку все это проверить достоверно невозможно, лучше проявить разумную осторожность и уважение.

    Образ Пиковой Дамы всегда олицетворял зло, мир недобрых духов. Изначаль он связывался с картами. Мы все хорошо помним произведение А. С. Пушкина Пиковая Дама, а также одноименную оперу П. И. Чайковского, где представлен один из вариантов легенды о Пиковой Даме.

    Пиковая Дама олицетворяет злые силы, к которым человек обращается в минуты отчаяния, когда ради исполнения своих желаний он готов на все и не думает о последствиях. Но Пиковая Дама - не добрая фея, если она и исполняет желания, то потом приходит расплата.

    Не следует забывать об этом.

    Слышала, что Пиковая дама олицетворяется в легендах с женой самого Сатаны. Являет же она собой злобный дух, приходящий из Зазеркалья, который не очень-то доброжелательно относится к живым людям. Видят ее по-разному, так как и представляют все ее неодинаково: кто-то видит старуху, кто-то - женщину в черном, есть упоминания о черной птице, а также обнаженной девушке. Думаю, все зависит от того, в каком облике человек ожидает ее увидеть.

    Скорее всего, Пиковая дама - это эгрегор, душа, которая оживает благодаря человеческим эмоциям и представлениям.

    Вообще то, пиковая дама, это игральная карта чрной масти, которая считается символом смерти или тяжлой болезни. На самом деле, эта мистическая история стала широко известна благодаря одноименной повести А.С. Пушкина и опере П.И. Чайковского. Прототипом Пиковой дамы послужила княгиня Голицына.

    У меня в картах всегда ровное отношение к масти пик.Хотя если честно всегда если попадает пиковая дама вспоминаю Пушкина.Мистики много вокруг этой дамы,возможно где то и есть доля правды.Вызывать пиковую даму я бы не стал.В мистику я не верю,но лишний раз обезопасить себя не помешает.Не надо будить лихо.

    Какова легенда о Пиковой даме? Кто она?

    Пожалуй, с самого детства все слышали страшные истории про пиковую даму. Многие задаются вопросом, кто такая пиковая дама, как вызвать пиковую даму ?

    Существует множество самых разных историй и жутких рассказов о Пиковой даме - но, разумеется, не представляется никакой возможности узнать, какая из них наиболее реальна, и вообще сказать, скрывается ли что-то за ними - невозможно.

    Легенда о пиковой даме , как считается, берт сво начало от обычной колоды карт. Карта дамы пик сравнивается иногда с ведьмой, колдуньей, приносящей неудачу. Возможно, просто когда-то некто проиграл большое состояние, и это совпало с тем, что карта пиковой дамы сыграла в этом роковую роль. А затем, со временем, история обросла дополнительными подробностями и превратилась в жуткую, страшную легенду, страшилку)

    Многие пиковую даму отождествляют со злым духом, с духом женщины, которая якобы живт в зазеркалье.

    Вызывать пиковую даму крайне не советую. Дело в том, что потусторонний мир, мир злых духов, только и ждт, чтобы какой-нибудь любопытный человек обратился к духам и попытался сам их вызвать. Как правило злые духи не тревожат людей, если они сами не идут к ним навстречу, и Бог не дат им творить что угодно и вступать в физический контакт с этим миром, с людьми. Но если мы возьммся сами призывать и приглашать их к себе в дом, они с удовольствием придут - но добра и помощи от них, как известно, не получишь. А если и помогут, взамен потребуют намного больше, чем Вы хотели бы отдать. А отвадить злых духов намного сложнее, чем их вызвать, поэтому лучше этого вообще не делать, тем более из праздного любопытства.

    Пиковая дама дух старой дамы. Злой и беспощадный дух. Вызывают из любопытства. Исполняет желание на богатство. Капризный дух. Не понравится - начнет сниться. Дети верят в Пиковую даму. Взрослые читали Пушкина про Пиковую даму.

Кто такая Пиковая дама? О ней сложено немало легенд, детских страшилок, и даже великий Александр Сергеевич Пушкин не обошел этот персонаж своим вниманием. Несомненно, что пиковая дама относится к существам из , проще говоря – к духам, и ее нередко вызывают, чтобы попросить исполнить желание или просто удовлетворить свое любопытство и пощекотать нервы.

Этот мистический персонаж связан с картами, где Пиковая дама – это одна из карт игральной колоды. Прообраз Пиковой дамы впервые появляется в XIV веке в средневековой Италии вместе с картами Таро. Доподлинно неизвестно, каким образом карты попали в Европу. Скорее всего, они были завезены крестоносцами, вернувшимися из крестовых походов, или купцами, которые вели торговлю со странами Востока. Похожие игры существовали и в Индии, и в Персии, и в Египте, и в других восточных странах.

Привычная нам колода из 54 карт называется французской, и сложилась она в XV-XVI веках на основе немецкой колоды, которая, в свою очередь, произошла от испано-итальянской большой колоды, состоявшей из старших козырей и карт четырех мастей. Именно во французской колоде Пиковая дама появляется в привычном нам обличье, которое со временем обросло многочисленными легендами и суевериями и стало считаться воплощением злых сил.

Почему из всех 54 карт именно Пиковая дама приобрела такую известность и репутацию? Старшие фигуры французской колоды (короли и дамы) связаны с историческими личностями или богами. Пиковая дама представляет греческую богиню Афину – воительницу, покровительницу знаний и искусств, воплощение мудрости. В Таро образ Пиковой дамы был связан:

  • с королевой-воином, которая отличалась силой и беспощадностью, но с их помощью отстаивала справедливость;
  • со Снежной королевой – бездушной, холодной, злой и эгоистичной.

Скорее всего, именно из-за второго образа люди начали наделять даму пик загадочными и зловещими качествами. На старинных картах Пиковая дама изображена мертвенно-бледной старухой с крючковатым носом и полузакрытыми глазами. Более современные карты представляют ее более молодой женщиной, от которой веет холодом и таинственностью.

В XVIII веке игральные карты становятся орудием предсказания судьбы и получают широкую популярность у магов, гадалок и прорицателей для гаданий. И здесь пики (или вини) получают крайне отрицательное значение, символизируя смерть, печаль, несчастья, раздоры, а также могущество, власть и черную магию. Пиковая дама олицетворяет при гадании женщину – пожилую либо наделенную властью, или вдову, которую чаще всего характеризуют как злобную, безнравственную и жестокую.

В России Пиковая дама обрела широкую известность после выхода в свет мистической повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», но было бы неправильно считать нашего великого соотечественника автором легенды об этом образе. В западной традиции существуют аналогичные персонажи, например, Кровавая Мэри, а сам сюжет – исполнение желания ценой клятвы или зарока навеян легендами о проданных душах.

С Пиковой дамой вязано много леденящих кровь историй о похищении детей, призраках, потерянных душах, но чаще всего ее обвиняют в смерти тех, кто отважился вызвать ее дух. Эта фигура прочно укоренилась в нашем сознании как ведьма, злая колдунья, приносящая смерть и страдания.

На вопрос, существует ли в реальности Пиковая дама, наука отвечает отрицательно. Но в мире есть еще столько непознанного и необъяснимого. Как известно, мысль материальна, и если столько поколений людей на протяжении веков верили в существование Пиковой дамы, такое количество негативных переживаний, страхов, отрицательных эмоций вполне могут обрести какое-либо воплощение на энергетическом уровне.

Существует, как минимум, десять способов, как вызвать Пиковую даму. В основном, они связаны с потусторонним миром, Зазеркальем, где, как считается, она обитает. Главное в обрядах – призвать Пиковую даму и увидеть ее, но не дать ей войти в реальный мир.

Интересно, что конкретного описания внешности Пиковой дамы не существует. Одним она является в виде красивой девушки с белым лицом и длинными черными волосами в темной одежде, другим – в виде злобной фурии в белом саване.

Аналогично описывается и поведение Пиковой дамы. Кому-то ее намерения представляются враждебными и даже смертельно опасными, а кто-то говорит, что Пиковая дама честна по своей сути и настроена помочь. Вероятно, все дело в настрое того, кто проводит ритуал. Если вызывающий делает это без страха и паники и ожидает увидеть справедливую королеву-воина, то Пиковая дама наверняка поможет ему. Если же он представляет ведьму-убийцу, то может быть рискованным для него.

Правда это или излишняя впечатлительность, не стоит забывать, что игры с потусторонним миром могут быть опасны и дорого обойтись легкомысленным людям. На самом деле, стоит задуматься о том, кто такая Пиковая дама, вспомнить легенды и странные случаи, не поддающиеся логическому объяснению. Не стоит тревожить духов по пустякам и испытывать судьбу из-за праздного любопытства. Даже если вызывающему кажется, что исполнение его желания жизненно важно для него, то нужно подумать о последствиях. Все имеет свою цену, и услуги Пиковой дамы в том числе. Возможно, лучше приложить усилия самому, чем просить о помощи потусторонние силы, рискуя своей душой.

Пиковая дама – это женщина из колоды карт. Неизвестно, по каким причинам изображена она зловеще. Конечно, масть пик символизирует зло, соответственно, пиковую даму принято отождествлять с ведьмой, которая приносит неудачи.

Со временем люди начали придумывать страшные легенды о пиковой даме, как о неком злом духе, который обитает в зазеркалье. Мысль материальна, поэтому не стоит думать о том, что все это сказки…

Как мы вызывали пиковую даму. Страшный рассказ очевидца Марии

Эта жуткая история произошла со мной пять лет назад. Мне и моим подружкам было по семнадцать лет. В холодный и пасмурный летний день я и Ксения пошли в гости к Наташе.

Наташа была дома с младшей сестричкой, ее родители были на работе. И тут она начала нам рассказывать о всяких потусторонних сущностях. Впрочем, это было не в первый раз. Вдруг она нам заявляет, что если мне с Ксюшей смешно, и мы ничего не боимся, давайте, вызывать Пиковую Даму. Наташа еще добавила, что это самая опасная сущность из потустороннего мира, и адреналин нам обеспечен.

Наша подруга сняла с прихожей большое зеркало, отнесла его в комнату и поставила напротив другого огромного зеркала. Сделала она это для того, чтобы создать бесконечный зеркальный коридор. К зеркалу Наташа приклеила старинную карту с пиковой дамой и нарисовала вниз от нее тринадцать ступенек ярко-красной помадой. А перед самой картой она нарисовала открытую дверь. Маленькую Наташину сестричку мы выгнали из комнаты. Мы зашторили все окна и сели у зеркал. Наташа достала какую-то книгу по эзотерике и начала читать шепотом.

Ничего не происходило, а Наташа продолжала читать. Спустя некоторое время я внимательно посмотрела на карту и с ужасом заметила, что на ней изображена не дама, а черная фигура с капюшоном на голове. Спустя мгновение эта фигура была уже не на карте, а там, в зеркале, где-то глубоко в коридоре.

Наташа показала мне и Ксении жестом, чтобы мы сидели тихо. Вот только мне уже хотелось кричать от страха. С угла комнаты прямо на нас двигалась тень. Я обернулась и увидела, что за моей спиной стоит Наташина сестричка и тоже смотрит в угол с испуганными глазами. Это была последняя капля, я встала, схватила девочку и вывела ее прочь из комнаты. Ксюша с Наташей тоже встали и побежали за мной.

Эта история произошла со мной недавно, а точнее, 25 января 2013 года. Я учусь в школе, в 7-ом классе. Школа у меня с 8:00 до 16:30. В пятницу у меня шесть уроков и после них очень много свободного времени.

После шести уроков я, Даша, Лина, Рита, Таня заскучали. В последнее время мы увлекались чтением страшилок с этого сайта. Я и Даша предложили , но с нами пошла только Рита. Все знают, что для обряда нужно зеркало и кровь сайт (красная помада). У нас были двухстороннее (раскладное) зеркальце и иголка. Мы зашли в женский туалет, а в нём нет окон, и закрыли дверь. Рита согласилась проткнуть палец, но, сколько мы ни пытались выдавить кровь на зеркало, всё было без толку.

Тогда мы попросили у учительницы труда алую гуашь. Она не спросила зачем и дала ее нам. Мы вернулись в туалет, Рита нарисовала дверку и вниз от неё лесенку. Пока Рита рисовала лесенку, Даша увидела за мной рядом с раковиной тёмный силуэт, и в это время замигал свет. Она потрясла головой, посмотрела туда же, но ничего не увидела. Подумала, что ей показалось. Даша выключила свет, закрыла дверь и села рядом с нами. Три раза мы произнесли: «Пиковая дама, приди» и стали ждать. Было темно, хоть глаз выколи. Я не видела даже подруг, но когда я посмотрела туда, где было зеркало, сайт я впала в шок. Был отчётливо виден кружок зеркала, на котором был рисунок, при полной темноте. И вдруг в дверке на зеркале зажегся свет. Я почувствовала, что Даша повернулась и вдруг закричала «Бежим!». Мы все выбежали и стали спрашивать у Даши, что случилось. Она сказала, что когда повернулась, увидела чёрную женщину. Мы стёрли с зеркала рисунок, вернули гуашь, выкинули зеркало и побежали рассказывать всё Тане и Лине.

Когда мы рассказали, Таня и Лина тоже захотели вызвать этого призрака. Хочу сказать, что Таня мастер вызываний и очень чувствительна к потусторонним силам. Мы взяли красный мелок для рисования на бумаге и одностороннее круглое зеркальце. По дороге Таня и Лина бесились и в туалете тоже шутили и прикалывались. Они шумели, и мы никак не могли вызвать и стали злиться. Но наконец они успокоились. Рита нарисовала на зеркале дверку и лесенку, мы выключили свет сайт от телефонов и три раза сказали: «Пиковая дама, приди!». Я, Даша и Рита стояли напротив двери, а Лина и Таня — возле двери, готовые бежать в любой момент. Я смотрю на Таню. Она почему-то стала медленно открывать дверь. Я начала сердиться, ведь так ничего и не произойдёт. Тут мы все слышим, как Даша сказала своим голосом: «Блин!», а потом жутко страшным рычащим голосом закричала: «Закрой дверь!». Мы выбежали из туалета в мгновение ока. За нами вышла Даша, держась за горло, и спросила: «Что случилось?». Таня и Лина сказали, что видели чёрный силуэт женщины за Дашей и стали открывать дверь, а потом она пропала, и Даша стала кричать. Таня сказала, что Пиковая дама умеет вселяться и тогда вселилась в Дашу, так как она не помнила, как она кричала.

Мы решили ещё раз поэкспериментировать, но оставаться в туалете не больше десяти секунд. сайт Стёрли старый рисунок, и Рита нарисовала новый, вырубили свет и сказали волшебные слова. Я и Рита стояли напротив двери, а Даша, Лина и Таня у двери. Через 5-7 секунд в дверке на зеркальце загорелся свет. Таня, Лина и Даша закричали, и все мы выбежали, кроме Риты. Таня зажгла свет в туалете, и мы зашли туда. Спросили Риту, почему она не выбежала, но она ответила, что не помнит. Значит, Пиковая дама была в ней. Таня, Даша и Лина сказали, что видели чёрный силуэт женщины возле умывальника. Я взяла у Риты зеркало, подошла к раковине и начисто смыла рисунок. Отдала зеркало Рите, а она засунула его в карман. Рита кинула мелок в мусорную корзину, но не попала, и я его подобрала.

Мы поговорили, и девочки вышли. Я взяла сумку, и сайт ко мне подошла Рита и сказала: «Посмотри на зеркало». Я посмотрела и остолбенела. На зеркале была нарисована виселица, причём тем самым мелком, что у меня в руках. Рита сказала, что она видела человечка без рук. Я бегом к девчонкам. Я хотела их позвать, чтобы они посмотрели. Но слышу за собой громкий звук. Я оборачиваюсь и вижу зеркальце на полу, но так как у меня плохое зрение, я не видела, разбилось ли оно, и пошла посмотреть. А Даша, Таня и Лина побежали. Я увидела, что оно разбилось, но я, не смотрясь в него, присела разглядеть рисунок. Но он исчез. А пока я так сидела, Даша и Лина оглянулись и увидели за мной чёрный силуэт женщины. Мы добежали до класса, и Рита сказала, что она не контролировала руки, а у Тани на руке была царапина, и она не помнила, когда она её сайт сделала. Лина провела пальцем по ладони и там, где она провела, остался оранжевый след, когда она приложила снег к следу, он исчез.

Больше с нами ничего не происходило.

«Пиковая дама»

«Медный всадник», в основу которого, как мы видим, положены петербургские предания и легенды, был написан в 1833 году. В следующем, 1834 году в аристократических и литературных салонах говорили о «Пиковой даме», повести глубоко петербургской не только по духу, но и по городскому фольклору - он не только предшествовал ее рождению, но и сопровождал после шумного появления в печати.

Литературная новость взбудоражила и без того склонное к большим интригам и маленьким «семейным» скандалам петербургское общество. Образ безобразной древней старухи, счастливой обладательницы мистической тайны трех карт, вызывал совершенно конкретные, недвусмысленные ассоциации, а загадочный эпиграф, предпосланный Пушкиным к повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность», да еще со ссылкой на «Новейшую гадательную книгу», подогревал разгоряченное любопытство.

Кто же скрывался за образом пушкинской графини, или, как подозрительно часто якобы оговаривается сам Пушкин, княгини? Двух мнений на этот счет в тогдашнем обществе не было. Это подтверждает и сам автор нашумевшей повести. 7 апреля 1834 года он заносит в дневник короткую запись: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной».

С тех пор в Петербурге княгиню Наталью Петровну Голицыну иначе как «Пиковая Дама» не называли.

Княгиня Голицына происходила из рода так называемых новых людей, в избытке появившихся в начале XVIII века в окружении Петра Великого. По официальным документам, она была дочерью старшего сына денщика Петра I, Петра Чернышева, который на самом деле, если, конечно, верить одной малоизвестной легенде, слыл сыном самого самодержца. Таким образом, согласно городскому фольклору, Наталья Петровна была внучкой первого российского императора и основателя Петербурга. Во всяком случае, в ее манере держаться перед сильными мира сего, в стиле ее деспотического и одновременно независимого поведения в повседневном быту многое говорило в пользу этого утверждения, а сама она не раз старалась тонко намекнуть на свое легендарное происхождение. Так, когда ее навещал император или какие-либо другие члены монаршей фамилии, обед сервировался на серебре, якобы подаренном Петром I одному из ее предков.

Н. П. Голицына

Посещать ее обеды многие почитали за честь, а ее сын - знаменитый московский генерал-губернатор В. Д. Голицын - не смел даже сидеть в присутствии матери без ее разрешения. Гордый и независимый характер княгини проявлялся во всем. Однажды ей решили представить военного министра, графа Чернышева, возглавлявшего следственную комиссию по делу декабристов. Он был любимцем Николая I, и перед ним все заискивали. «Я знаю только того Чернышева, который сослан в Сибирь», - неожиданно грубо оборвала представление княгиня. Речь шла об однофамильце графа - декабристе Захаре Григорьевиче Чернышеве, осужденном на пожизненную ссылку.

Отец Голицыной служил дипломатом, и в молодости Наталья Петровна жила за границей. Ее с удовольствием принимали во многих монарших домах. Но знали ее еще и потому, что она была страстной поклонницей игры в карты. Во Франции она была постоянным партнером по картам королевы Марии Антуанетты. Страсть к картам она сохранила до глубокой старости и играла даже тогда, когда ничего не видела. По рекомендации Воспитательного дома карточная фабрика специально для нее даже выпустила карты большого формата.

В молодости Наталья Петровна слыла красавицей, хотя, по мнению многих, особой красотой не отличалась, а с возрастом вообще обросла усами и бородой, за что в Петербурге ее за глаза называли «Княгиня Усатая», или более деликатно, по-французски, «Княгиня Мусташ» (от французского moustache - усы). Именно этот образ ветхой старухи, обладавшей отталкивающей, непривлекательной внешностью в сочетании с острым умом и царственной надменностью, и возникал в воображении первых читателей «Пиковой дамы».

Сюжетная канва пушкинской повести на самом деле не представляла ничего необычного для высшего петербургского общества. Азартные карточные игры были в то время едва ли не самой модной и распространенной забавой столичной «золотой молодежи». Как мы уже знаем, страстным и необузданным картежником был и сам Пушкин, и многие его близкие друзья. Если верить легендам, эпиграф к первой главе повести: «А в ненастные дни собирались они часто» Пушкин сочинил во время игры в карты и записал его прямо на рукаве своего знакомца, известного картежника, внука Натальи Петровны, Сергея Григорьевича, по прозвищу «Фирс». На глазах поэта происходили самые невероятные истории, каждая из них могла стать сюжетом литературного произведения. Из-за неожиданных проигрышей люди лишались огромных состояний, стрелялись и сходили с ума.

И тут в наше повествование буквально врывается небезызвестный граф Сен-Жермен, одна из самых загадочных личностей Франции XVIII века. Напомним коротко его биографию. Великосветский авантюрист, мистик, изобретатель жизненного элексира и философского камня, граф Сен-Жермен по некоторым предположениям был португальцем и носил подлинное, как он сам утверждал, имя Йозеф Ракоци, принц Трансильванский. В то же время в разные годы охотно выдавал себя то за графа Цароша, то за маркиза Монфера, то за графа Белламор, графа Салтыкоф и многих других.

Существует множество биографий Сен-Жермена, каждая по невероятности превосходит другую. Согласно некоторым из них, он жил в XVI веке, во времена французского короля Франциска I. Согласно другим, более поздним, работал с известной русской писательницей Еленой Блаватской, она, кстати, родилась только за три года до описываемых нами событий, в 1831 году. Сам Сен-Жермен утверждал, что ему две тысячи лет, и рассказывал подробности свадьбы в Кане Галилейской, где он чуть ли не давал советы самому Иисусу Христу.

Умер граф Сен-Жермен будто бы в Лондоне, куда сбежал после французской революции 1783 года. По одним источникам, он прожил 75 лет, по другим - 88, по третьим - 93. Но даже через 30 лет после его смерти «находились люди, которые клялись, что только что видели Сен-Жермена и разговаривали с ним».

Граф Сен-Жермен оставил более или менее заметный след в петербургском фольклоре. По одной из легенд, накануне так называемой «революции 1762 года» под именем графа Салтыкоф он тайно приезжал в Россию, сошелся с заговорщиками и «оказал им какую-то помощь» в деле свержения императора Петра III и восшествия на престол Екатерины II.

По одной из легенд, граф Сен-Жермен имел непосредственное отношение к сюжету повести Пушкина «Пиковая дама». Согласно легенде, внук Натальи Петровны Голицыной, начисто проигравшийся в карты, в отчаянье бросился к бабке с мольбой о помощи. Голицына в то время находилась в Париже. Она обратилась за советом к своему французскому другу графу Сен-Жермену. Граф живо откликнулся на просьбу о помощи и сообщил Наталье Петровне тайну трех карт - тройки, семерки и туза. Если верить фольклору, ее внук тут же отыгрался.

Вскоре вся эта авантюрная история дошла до Петербурга и, конечно, стала известна Пушкину, тот ею своевременно и удачно воспользовался. Он сам об этом намекает в первой главе «Пиковой дамы». Помните, как Томский рассказывает о своей бабушке, «Московской Венере», которая «лет шестьдесят тому назад ездила в Париж и была там в большой моде»? Правда, по Пушкину, старуха сама отыгралась в карты, никому не выдав сообщенной ей Сен-Жерменом тайны трех карт. Но ведь это художественное произведение, и автор волен изменить сюжет услышанной им истории. Напомним читателям, что во второй главе повести Пушкин уже от собственного, то есть авторского лица сообщает о том, что это был всего лишь «анекдот (выделено нами - Н. С. ) о трех картах», который «сильно подействовал на его (Германна - Н. С. ) воображение».

Впрочем, по другой версии, Пушкину при работе над «Пиковой дамой» не требовалось нужды так далеко обращать свой авторский взор. У него была своя, собственная, личная биографическая легенда о появлении замысла повести. И если даже предположить, что эта легенда никакого фактического подтверждения не имела, то есть возникла на пустом месте, то исключить ее из жизни поэта все равно невозможно, потому что об этом с утра до вечера злословили в кругах многочисленных московских и петербургских Голицыных. Легенда дожила до наших дней и бережно хранится в семейных рассказах современных потомков старинного рода.

Согласно этой легенде, Пушкина однажды пригласили погостить в доме Натальи Петровны. В течение нескольких дней он жил у княгини и, обладая горячим африканским темпераментом, не мог отказать себе в удовольствии поволочиться за всеми юными обитательницами гостеприимного дома. Некоторое время княгиня пыталась закрывать глаза на бестактные выходки молодого повесы, но наконец не вытерпела и, возмущенная бесцеремонным и вызывающим поведением гостя, с позором выгнала его из дома. Затаив обиду, Пушкин будто бы поклялся когда-нибудь отомстить злобной старухе и якобы только ради этого придумал всю повесть.

Трудно сказать, удалась ли «страшная месть». Княгине в ее более чем преклонном возрасте было, видимо, все это глубоко безразлично. Однако навеки прославить Наталью Петровну Пушкин сумел. В год написания повести Голицыной исполнилось 94 года. Скончалась она в возрасте 97 лет в декабре 1837 года, ненадолго пережив обессмертившего ее поэта. А дом № 10 по Малой Морской улице, где она проживала, в истории города навсегда остался «Домом Пиковой Дамы».

Справедливости ради надо сказать, что в Петербурге широко известны два дома, которые городской фольклор традиционно связывает с героиней известной повести А. С. Пушкина. Второй, претендующий на звание «Дома Пиковой Дамы», находится на Литейном проспекте, № 42. Это известный особняк Зинаиды Юсуповой. Согласно некоторым легендам, именно княгиня Юсупова, прозванная в молодости за необыкновенную красоту «Московской Венерой», в старости стала прообразом героини пушкинской повести. Неисправимые фантазеры даже уверяют, что если долго и внимательно всматриваться в окна второго, господского этажа особняка на Литейном, то можно разглядеть на фоне старинных оконных переплетов стройную старуху, она непременно встретится с вами взглядом, а тем, кто не поверит в ее существование, погрозит костлявым пальцем. И верили. Во всяком случае, петербургскому поэту Николаю Агнивцеву, автору «Блистательного Санкт-Петербурга», в эмиграции грезилось:

На Литейном, прямо, прямо,

Возле третьего угла,

Там, где Пиковая дама

По преданию жила!

В то же время известно, что особняк княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, урожденной Сумароковой-Эльстон на Литейном проспекте построен архитектором Л. Л. Бонштедтом только в 1858 году, более чем через 20 лет после смерти Пушкина. Княгиня бульшую часть жизни провела за границей, и особняк чаще всего пустовал. В 1908 году его помещения арендовал известный театр сатиры и пародии «Кривое зеркало». В годы Первой мировой войны в здании разместился военный госпиталь, затем, в 1930-х годах, здесь находился Дом политпросвещения, на базе которого в 1949 году открыли Центральный лекторий общества «Знание», его лекции и концерты пользовались в Ленинграде успехом.

Статьи по теме: