Как почти всегда побеждать в шахматах. Как добиться прогресса в шахматах Что общего у вас шахматиста и рокера

И почти вся шахматная примудрость которой я владею у меня от этого замечательного учителя.

Как выглядел мой прогресс в шахматах?

1.) На самом раннем этапе следовало избавиться от зевков. В блице со мной такое случается до сих пор, но в партиях со стандартным контролем обычно всё-таки избегаю ставить фигуры на откровенно битые поля или двигать вперёд пешку, которая придерживала тяжёлую фигуру.
Это не так сложно. Просто думать. Просто смотреть.

2.) Потом я усвоил понятие "корректного" и "некорректного" хода. Слоны на e3 и d3 в начале игры лучше не ставить. Коням на A и H делать нечего. Ферзя в начале игры выводить вперёд стоит очень осторожно, а лучше вообще не выводить. Никогда не играл скандинавскую партию.

3.) Немного общих соображений. Слон должен стоять так, чтобы фигачить на максимальное число клеток, а не блокироваться собственной пешкой. Ладьи нужно выводить в центр, спаривать...)) Не нужно торопиться раскрывать свой центр, если отстаёшь в развитии. И как учат детей - желательно не ходить в начале одной и той же фигурой дважды, сначала вытащи их всех.

4.) Поиск уязвимых мест в положении противника. Любой его ход несёт в себе уязвимость. Нападая он одновременно даёт мне возможность контратаковать. Защищая одно место он тем самым ослабляет другое. Важно чувствовать в каком месте продавливать противника.

5.) Ну, само собой нужно смотреть наперёд на несколько ходов не вылезает ли откуда-то вилка, не случится ли неожиданного мата или ещё какой неприятности.

6.) Очень интересно "играть на оборону" и в каждом ходе противника искать для себя угрозы. Смотреть на позицию противника и понимать куда именно он может ударить, откуда мне ждать проблем, пусть даже и через много ходов.

7.) Дебютов, как оказалось, знать особенно не нужно) Я считал раньше, что нужно стараться как Карпов знать защиту каро-канн до 26-ого хода. На самом деле такое вот доскональное знание дебютов начинает играть примерно с уровня КМС, а на моём скромном уровне достаточно просто знать/видеть основные дебютные ловушки и не проигрывать.

У меня есть несколько любимых дебютов. За белых я играю чаще всего королевский гамбит в одном настроении или испанскую партию в другом. Просто для встряски люблю играть гамбит Эванса:)
За чёрных люблю русскую партию, когда-то много играл сицилианскую защиту и каро-канн.

Но в целом - не в дебютах ключик, гораздо важнее правильно почувствовать миттельшпиль, а дебют достаточно сыграть без грубых ошибок.

8.) Конечно нужно знать основные моменты в эндшпиле, ну хотя бы как провести королём пешку или как не дать провести крайнюю)

Но это всё фигня.

Самое главное в шахматах - делать выводы.

Проигранные и выигранные партии тоже надо любовно разбирать.
Повторять их на доске.
ОТмечать для себя переломные моменты.
При помощи программ или более опытных игроков искать другие варианты.

Когда уже с моей точки зрения всё потеряно, это просто офигеть какие ресурсы открываются для обороны, если отдать партию "Фрицу"...

Я начал анализировать свои проигранные и что не менее важно - выигранные партии.

Как сказал великий Гарри Каспаров: если Вы выиграли шахматную партию, это значит только то, что Вы ошиблись предпоследним.

Гарри Каспаров говорил, что если ты занял первое место на турнире, то все обыгранные тобою игроки вернулись домой и внимательно разобрали все партии. А ты в кайфах дома, я самый сильный шахматист, мне всё пофиг. Ну так следующий турнир задвинет тебя далеко назад, потому как народ всё разобрал и понял, а ты щёлкал клювом.

Рауль Капабланка говорил, что одна проигранная и разобранная партия стоит сотни выигранных и забытых.

Михаил Ботвинник когда учил людей шахматам, просил при нём разобрать свои проигранные и выигранные партии. Он слушал разбор и по уровню разбора понимал всё про шахматиста. И помогал уже именно с разбором на основании сыгранных партий, учить шахматиста просто так не очень эффективно.

Никто не хочет работать. Играть весело, разбирать партию - жутко скучно. На разбор одной партии можно потратить и час и два. Просить программу показать варианты во всех переломных моментах, самому пробовать на доске как бы пошла партия сыграй мы так или эдак... Занудно.
Но зато стоит только всерьёз начать анализировать свои партии - результат становится заметен очень быстро, особенно в начале. У меня вот получилось, что я почти все партии проигрываю или по примитивной невнимательности или потому, что я забываю про короля и все силы кидаю в атаку. В итоге стал во время игры отдельное внимание уделять безопасности короля и смотреть всё-таки чуть-чуть вперёд не ждёт ли меня откуда-то авада кедавра. Рейтинг бодро пошёл вверх)) Продолжаю наблюдения.

А у нас в шахматном клубе есть дедки с 1-ым разрядом, которые играют в своё удовольствие много дольше, чем я на свете живу. И первый разряд у них тоже уже последние лет 30-40. Они играют в шахматы как и положено пенсионерам - из года в год, из десятилетия в десятилетие примерно на одном и том же уровне, наступая на одни и те же грабли.


Подумалось мне, что оно и в жизни так.

В чём человек мудак в 20, он ровно в этом будет мудак и в 30 и в 60. Сделать выводы вроде моих шахматных выводов про безопасность короля, например, по жизни мало кому удаётся. А это, между тем, самый важный момент. Наверное.

ЗЫ: Ещё интересно, что нормальный ход партии казался мне раньше скучным. Хотелось действия. Хотелось взрыва на доске. Потому так на душу ложился королевский гамбит. Самый жёсткий вариант - когда на f3 конь отдаётся))) Пешка gxf3 - ыыы!!!))) Зато ферзь выходит на h5 и слон там уже стоит на c4 и в общем может получиться интересно.

Так вот, скучно играть солидный и плавный ферзёвый гамбит, размеренную испанскую партию - хочется экшина, хочется раздавать фигуры и разрубать узлы, рваться вперёд на лихом коне и на чистом кураже ставить мат.

В жизни оно тоже так)) Самые весёлые и лихие варианты далеко не всегда самые эффективные. Самые эффективные - скучные и спокойные. Отсюда расхожее заблуждение "повзрослеть - значит стухнуть".

ЗЫЫ: Да, развивая мысль из комментов: прогресс в шахматах это как правило вопрос времени (несколько часов в день) и желания. Доиграться до мастера спорта или даже выше может почти любой человек с высшим техническим образованием, было бы желание.
Для взрослых людей уже актуальна задача кормить семью, а шахматы как милое хобби должны оставаться в рамках. Заработать шахматами (как и многими другими видами спорта, например кикбоксингом) крайне непросто, реально живёт с шахмат может быть первая двадцатка шахматистов по миру, все остальные работают обычно кем-то в смежных областях. А я, например, лично знаю одного мужика игравшего в силу международного мастера, который по восемь и более часов в день писал программы на Java, а шахматы у него было так, для души.

Нет предела совершенству:-)

Основатель сети "Магнит", миллиардер, рассказывал Тинькову, что у него мозги правильно стоят из-за шахмат.
-Я в них плотно играл два года, потом бросил, но заточка осталась.
-И были у тебя какие-то успехи?
-КМС.

За два года до КМС доиграть... Моё почтение:)
А потом бросить. И заработать 5 миллиардов. Вот как надо:-)

Создано: 03 декабря 2011 Просмотров: 58245

Недавно прочитал очень интересную статью Влада Ткачева, на его шахматном сайте whychess.org, посвященную наболевшей теме: как добиться прогресса в шахматах и перейти планку рейтинга в 2300 пунктов Elo. В данной статье, Влад не только постарался выложить свои соображения и опыт в данном вопросе, но и пригласил для выражения своего мнения нескольких ведущих гроссмейстеров. Вы прочитаете, как каждый из приглашенных шахматистов добился высоких результатов, и добрался для большинства среднестатистических шахматистов до таких высот. Некоторые методы в совершенствовании класса игры, знакомы не всем тренерам, не говоря уже о любителях шахмат. Читайте, учитесь, запоминайте…

Интересная статистика:

129 тысяч игроков в мире обладают рейтингом, при этом, только 20 тысяч из них достигли уровня 2200, 13500 добрались до 2250, а счастливые обладатели рейтинга 2300 и выше насчитывают всего 8150 человек.
Своими секретами делятся гроссмейстеры: Шипов, Моисеенко, Морович, Рублевский, Мирошниченко и Кажгалеев.

С начала моей работы над проектом WhyChess я получил массу вопросов от любителей шахмат; наиболее часто встречающийся: как добиться прогресса после преодоления первых, относительно легко давшихся этапов?

Слышал я это за последние дни настолько часто, что решил обязательно посвятить этому отдельный материал. Итак, речь, судя по всему, идет о переходе от уровня, скажем, 1800-1900 до 2200 и выше.

Интересная статистика: 129 тысяч игроков в мире обладают рейтингом, при этом, только 20 тысяч из них достигли уровня 2200, 13500 добрались до 2250, а счастливые обладатели рейтинга 2300 и выше насчитывают всего 8150 человек. Отсюда очевидно, что именно здесь пролегает тот самый невидимый барьер, перейти который удается далеко не каждому. Ведь именно в этом рейтинговом промежутке игрок должен суметь перейти в новое качество, создать свой собственный стиль, видение игры, дебютный репертуар. В конце статьи мы приводим интереснейшие итоги опроса гроссмейстеров, пока же поделюсь своими соображениями.

1. Пожалуй, необходимо заложить основы правильного мышления. Это касается счета вариантов, тактического зрения, позиционного понимания, владения эндшпильной техникой.

Как когда-то написал великий Бронштейн, тактическое зрение – это тренинг, тренинг и еще раз тренинг. Достаточно довести количество решенных тактических упражнений до нескольких тысяч, как вы неизбежно почувствуете результат. Это, пожалуй, проще всего. Незаменимый помощник в этом – бесчисленные сборники комбинаций.

Не намного сложнее обеспечить минимально необходимый уровень эндшпильной техники. Мне в этом помогли книги "Теория ладейных окончаний" (Смыслов, Левенфиш), "Стратегия эндшпиля" и "Контуры эндшпиля" (Шерешевский). Наверняка, в этой области появилось много чего нового, я же ничего лучше не встречал.

Со счетом вариантов, думаю, всё обстоит намного сложнее. Во всяком случае, для меня:-) Безусловно, главные авторитеты здесь – "Как стать гроссмейстером", "Тайны мышления шахматиста" А. Котова, труды М. Дворецкого и Д. Нанна. Будьте готовы, дорогие читатели, что здесь придется изрядно попотеть, зато и окупится сторицей. Очень трудоемкий этап.

Наконец, построение дебютного репертуара. Полагаю, тут самое важное – суметь понять самого себя. Ведь определенный стиль, свойственный только вам, закладывается с первых ходов в шахматах, и необходимо, чтобы ваш репертуар идеально ему соответствовал. Сердце кровью обливается наблюдать, как шахматист, впадающий в панику при возникновении малейшей опасности для собственного короля, играет вариант Найдорфа или Французскую защиту – только потому, что это любимые дебюты Каспарова и Морозевича. Примеров тому – сотни и тысячи на каждом опен-турнире. Итак, на этом этапе шахматист обязан стремиться к созданию своей "собственной" теории, подходящей ему по стилю игры, мировоззрению, характеру. И Боже вас упаси довериться одному из образчиков бесчисленного потока шахматной макулатуры, которая устаревает, не успев попасть в типографию. Куда лучше отталкиваться от собственных выводов, сделанных на тематических партиях в вашей базе.

2. Один из самых действенных способов совершенствования – угадывание ходов из партий великих шахматистов. Метод очень прост: предположим, вам нравится, стиль В. Ананда. Вы выбираете одну из выигранных им партий и пытаетесь угадать все его ходы так, как будто вы играете на его месте. Сначала итоги будут жутко удручающими, но при известном упорстве прекрасные результаты я вам гарантирую. Простите за нескромность, приведу пример из собственной практики. Примерно через год таких занятий я из длинной партии Сакс-Корчной (1989 г., Люцерн) угадал все ходы за исключением трех. Только тогда-то я и почувствовал, что что-то меняется…

3. Практика, практика и еще раз практика. Сейчас, с появлением бесчисленных игровых серверов, реализовать эту часть программы стало совсем просто. Достаточно посмотреть на темпы роста юной волны элитных шахматистов – Х. Накамуры, У. Со, А. Гири, тех же Карякина и Карлсена, чтобы убедиться в фантастической действенности проверки всего и вся в игровых условиях. Ну, и совсем хорошо, если у вас есть спарринг-партнер примерно вашего уровня. Каждодневная конкуренция заставит вас расти в разы быстрее – проверено!

4. А теперь, возможно, самое важное. До того, как приступить ко всем этим трудоемким и не самым простым упражнениям, неплохо бы понять: а действительно ли вы очень хотите добиться прогресса? У меня сложилось впечатление, что подавляющее большинство игроков сами себя в этом вопросе обманывают. Все описанные мною упражнения – отнюдь не легкая прогулка, и полумерами обойтись не удастся.

Вот и всё. Уверен, вам будет интересно узнать, как этот путь удалось пройти моим коллегам-гроссмейстерам.

Удачи!

Влад Ткачев

С. Шипов: Чтобы дойти до любого уровня, надо увлечься шахматами всерьез - это главное. Ленивое ученическое отношение, мол, отработаю этот урок через силу и получу четверку с минусом в дневник (и сойдет!) - верный путь к бессмысленной трате времени. Надо самому, от души хотеть добиться цели!

Хороших книг - много. Рекомендую начать с советских, проверенных. Я, как и многие другие, учился по классическим хитам: "Первая книга шахматиста" Панова, черная серия "Великие шахматисты мира" (читал их запоем – оторвать не могли), "Контуры эндшпиля" и "Стратегия эндшпиля" Шерешевского.

Плюс тщательный, серьезный критический разбор собственных партий. Не надо тешить себя иллюзиями, мол, играл хорошо, но досадно зевнул, сопернику просто повезло и т.д. Прогрессирует тот, кто сам себе - строгий судья.

Дебюты желательно играть те, которые надежные и по центру. Кривизна в дебюте дает кратковременные выгоды, но при этом замедляет общее развитие шахматиста. Так что если хочется добиться серьезного уровня, не соблазняйтесь дешевыми ловушечными вариантами. Берите пример с хороших гроссмейстеров - тех, кто играет в похожем стиле. Они не подведут.

А. Моисеенко: Книги: Избранные партии (Нежметдинов), "Аналитические и критические работы", 3 тома (Ботвинник), "Шахматное наследие Алехина" (Котов) – хотя мне уже тогда не нравились пятиступенчатые планы из Алехинских партий, "Вопросы современной шахматной теории" (Липницкий)

Мне кажется, для того, чтобы прогрессировать, нужно любить шахматы, желательно живое общение с более сильным игроком и анализ своих партий. мне помогло, что я, изучая шахматные книги, старался найти ошибку, и когда находил, мне это казалось своей маленькой победой.

И. Морович: Возможно, и есть какие-то "методы", но я могу сказать, что с самого начала был настоящим шахматным фанатиком. Я помню, как прочел десятки шахматных книг в возрасте с 9 до 12 лет, в основном, анализируя партии чемпионов мира, начиная с Морфи и Стаунтона и кончая Фишером и Карповым. Мне очень нравилось сравнивать дебюты, взятые из книги Бронштейна "Цюрих 53" с современными, находить новые вариации и применять на практике.

Книги: "Моя система" (Нимцович), Fischer vs. Spassky - The Chess Match of the Century (Глигорич), "Шахматное наследие Алехина" (Котов).

С. Рублевский: Наибольший вклад в мое развитие внесли занятия в школе Панченко. Каждый день у нас было по 2 лекции по избранной теме (слоновый эндшпиль, счет вариантов, дебют и т.п.), плюс практическое занятие для правильного усвоения материала – всего примерно 5 часов в день. Школа Панченко проводила две-три сессии в год, в них участвовало по 20 человек, и не было ни одного, кто бы не дошел до уровня 2350.

Книги: "Акиба Рубинштейн" (Разуваев, Мурахвери), "Международный турнир гроссмейстеров. Цюрих 53" (Бронштейн), "Турнир звезд; Монреаль-79" (Чепижный). Мне очень нравилось переигрывать партии из этих книг на доске, чувствовать сам дух турнира. Думаю, именно это мне очень сильно помогло.

Е. Мирошниченко: Сейчас шахматы очень изменились с появлением компьютерных программ, поэтому не уверен, что мой опыт всё еще актуален… Насколько помню, именно на этом уровне мы занимались действительно серьезным (как мне тогда казалось) анализом партий выдающихся мастеров прошлого, - Алехина, Рубинштейна, Ботвинника и т.д. Еще решали этюды, разыгрывали типовые позиции эндшпиля. Одним из очень полезных упражнений мне кажется угадывание ходов гроссмейстеров в классических партиях.

Для меня знаковыми книгами в тот период были: "300 избранных партий Алехина с его собственными примечаниями" (Панов), пресловутая "Моя система" Нимцовича, "Вместе с гроссмейстерами" Горта и Янсы. Ну, и, конечно, нужно играть и анализировать с противниками, превосходящими в классе (банальность, конечно, но это полезно всякому).

М. Кажгалеев:

1. Я много читал базовой литературы: «Моя система», М.М. Ботвинник, Карпов, Каспаров.
2. Играл во всяких турнирах.
3. Решал тактику по базовым учебникам и изучал эндшпили по Авербаху.
4. Стал иметь свои разработки в дебютах и свое мнение по ряду позиций.
5. Было большое желание хорошо сыграть и выиграть отдельно взятую партию или турнир.

Вот так я и добился уровня 2200-2300.

Посвящается светлой памяти:

Юры Разуваева (1945-2012), товарища
детских лет, гроссмейстера, заслуженного
тренера России

Григория Когана (1901-1979), соседа по
подъезду, пианиста, педагога, великого
теоретика музыки

Жаклин Пятигорской (1911-2012),
очаровательной вице-чемпионке США,
музыкально-шахматному спонсору

На разработку темы «Шахматы и музыка» автора толкнула крамольная мысль: «Отчего это среди музыкантов и шахматистов такое взаимно огромное множество энтузиастов?» В последнее время увлечение шахматами среди выдающихся музыкантов не угасает. В частности, такие знаменитости, как пианист Николай Луганский и виолончелист Александр Князев, много времени посвящают игре в шахматы, активно посещают различные турниры. А на последнем московском матче на первенство мира они обсуждали проблему шахматы-музыка на пресс-конференции.


Нет ли здесь какой-нибудь закономерности? Насколько известно, у основания пирамиды стоял великий французский шахматист и оперный композитор Франсуа Филидор. Выдающий русский музыкант С.И.Танеев, с детства увлекавшийся древней игрой, постоянный шахматный партнер Л.Н.Толстого, следовал рекомендации великого писателя: «Заставь постоянно ум твой действовать со всей возможной ему силой» . Но музыку Сергей Иванович любил больше: "Без музыки человек - ничто. Людям надо всё бросить и предаться одной музыке". Другой русский композитор, А.К.Лядов в 1907 году выразился афористически: «Жизнь - шахматная доска: теперь все человечество на черной клетке, потом перейдет на белую, потом опять на черную - и так без конца. Где истина - на черной или белой клетке?..» Лядов со своим замечательным другом Н.А.Римским-Корсаковым очень интересовались Петербургским международным турниром 1896 года, где яростно болели за М.И.Чигорина. В начале 20-го века пристрастился к шахматам А.Н.Скрябин. В период напряженной работы над «Мистерией» он охотно переключался на партии в шахматы с выдающимся пианистом А.Б.Гольденвейзером. В 20-м веке прославился фанатичной любовью к шахматам С.С.Прокофьев. В 1909 году семнадцатилетний Прокофьев добился ничьей в сеансе против Эм.Ласкера, а вскоре после окончания петербургского турнира гроссмейстеров 1914 года Сергей Сергеевич выиграл партию в сеансе у Х.Р.Капабланки.

Были и другие замечательные события. Так, широко известен шахматный матч музыкальных титанов в 1937 году: С.Прокофьев – Д.Ойстрах.

7-й чемпион мира Василий Смыслов с глубоким почтением относился к вокальному искусству и всерьез задумывался о профессии оперного певца. Выпускник ленинградской консерватории, известный пианист Марк Тайманов все-таки больше времени отдавал шахматам, хотя его записи (на двух роялях, совместно с Л.Брук) вошли в коллекцию дисков фирмы «Филипс» - 100 великих пианистов 20-го века . Впрочем, о феномене Тайманова речь впереди.

Говорят, шахматы - это тихая игра музыки разума. Есть еще крылатая мысль доктора З.Тарраша, что шахматы, как любовь и музыка, обладают способностью делать человека счастливым . Оставим воспевать эту химию гормонов поэтам и художникам, у них описание счастливой любви получится красочнее. Наша задача - подчеркнуть творческую аналогию шахмат и музыки, выявить объединяющее начало между великими, не побоимся этого слова, проявлениями человеческой культуры. Кроме того, постараемся провести меридианы и параллели между их носителями - шахматистами и музыкантами; понять, почему иные персоны, будучи одаренными в одной области, оказываются бесталанными в другой, а некоторые прекрасно ориентируются в нескольких.

На первый взгляд , сравнение музыки и шахмат, столь внешне непохожих предметов, кажется нелепым: шахматисты имеют дело с абстрактной схемой, они склоняются над досками и в тишине делают свои ходы, а музыканты в концертных залах изливают океаны звуков. Но только на первый взгляд...

100 лет назад молодой Сергей Прокофьев, наблюдая игру крупных шахматистов, писал: «...И если сложный, глубокий Ласкер мне представляется величественным Бахом, то живой Капабланка - вечно юным Моцартом, творившим с такой же легкостью, а порой и милой небрежностью, как и Капабланка. В заключение - маленький комплимент доктору Таррашу за его музыкальные таланты. Совершенно случайно я имел удовольствие слышать его играющим на фортепиано. Четкий ритм, ясная фразировка и общая выразительность свидетельствуют о большой музыкальности знаменитого шахматиста» (Газета «День», Петербург, 10.05.1913).

Также и профессор Григорий Михайлович Коган в своих теоретических работах сравнивал творческие стили крупных шахматистов и музыкантов. В частности, он писал: «…Если теперь от шахмат перейти к рассмотрению того, что происходило в области пианистического искусства, то мы положительно поразимся необычайному сходству в этих двух отраслях культуры. В самом деле, разве соперничество Рубинштейн - Бюлов, стоявшее в ту пору в центре пианистической жизни, не напоминает... соперничества Чигорина и Стейница? Разве не напрашивается параллель между комбинационным стилем Чигорина и романтической игрой Антона Рубинштейна, в которой гениальные замыслы и вдохновенные порывы сочетались с не всегда безупречным техническим выполнением (знаменитые «пригоршни» фальшивых нот)? Разве не напрашивается параллель между шахматно-просветительской деятельностью Чигорина и музыкально-просветительской деятельностью Рубинштейна - организатора Русского музыкального общества и Петербургской консерватории (ср. роль Чигорина в истории Петербургского шахматного собрания), пионера русской профессиональной музыкальной культуры? С другой стороны, разве не чувствуется аналогия между аналитическим умом Стейница и немецкого соперника Рубинштейна - Бюлова с его детально обдуманной и вместе с тем временами причудливой игрой? Разве не чувствуется аналогия между стейницевскими комментариями к шахматным партиям и комментариями к фортепианным произведениям классиков в кропотливых редакциях Бюлова, положивших начало целому учению о фортепианной фразировке? ... В годы шахматного первенства Ласкера самой выдающейся фигурой мирового пианистического искусства был Ферруччио Бузони. Его биография имеет некоторое сходство с биографией Ласкера. Почти однолетки (Бузони родился в 1866 г., Ласкер - в 1868 г.), они одновременно достигли мировой славы: Ласкер - со времени матча со Стейницем (сыгранного в Америке в 1894 г.), Бузони - со времени выхода в свет его обработки Баха, изданной в Америке в 1894 г. Затем центром дея-тельности обоих сделался Берлин. Эпоха первенства Ласкера завершилась в 1921 г. проигрышем матча Капабланке, а через год с небольшим закончилась и концертная деятельность Бузони. Сходство между Бузони и Ласкером можно проследить и во многом другом. Как и Ласкер, Бузони был весьма образованным и интенсивно мыслящим человеком, автором философских работ, выработавшим оригинальные взгляды на свое искусство. Особенно любопытно было бы сравнить педагогические принципы обоих: например, мысль Бузони, что большинство фортепианных педагогов учит «осваивать отдельные пассажи и отдельные пьесы поодиночке», в то время как целесообразно за-пастись «связкой немногих крючков и отмычек», дающих ключ ко всему многообразию технических формул, - и аналогичную мысль Ласкера, что вместо запоминания поодиночке бесчисленных вариантов следует «искать правил, которые могли бы в сжатой форме дать итоги тысяч и десятков тысяч вариантов». «Перед призванным к творчеству стоит, прежде всего, ответственнейшая отрицательная задача - освободиться от всего выученного, слышанного», - утверждает Бузони. «Из моих 56 лет я потратил по меньшей мере 30 на то, чтобы забыть заученное или прочитанное мною», - вторит ему Ласкер…». (Г. Коган. «Игра в шахматы и игра на фортепиано», газета «Советский музыкант», № 13(103) от 23 марта 1940 года). Как же глубоко анализировал профессор киевской и московской Консерваторий!

Григорий Коган

Среди наших великих современников можно отметить схожесть творческой фундаментальности Михаила Ботвинника и Эмиля Гилельса. Кстати, между ними существовала и духовная связь, как следует из обоюдной переписки: шахматист восхищался пианистом, а тот являлся постоянным болельщиком 6-го чемпиона мира, хотя сам в шахматы не играл.

Интересно отметить и следующий факт: в юные годы, такой, казалось бы, далекий от шахмат человек, бесконечно погружённый в музыку - Евгений Кисин - обращался за уроками шахмат к известному композитору и сильному шахматному любителю Владимиру Дашкевичу.

Значит, тянутся шахматисты и музыканты друг к другу, а почему? Это нам и предстоит выяснить...

Специфика шахмат и музыкальных произведений имеет идейно похожие структурные элементы. Возьмем дебютную стадию, скажем, испанскую партию. Здесь и гамбит Яниша, и берлинский вариант, и атака Маршалла, всего не перечислить - одним словом, вариации на тему Рюи Лопеса (изобретателя дебюта). Чем они отличаются, скажем, от вариаций на тему Паганини? Здесь - море звуков, там - море ходов! Но подумайте, сущность-то одна - комбинаторика ! В начальном положении на доске имеется всего 16 фигур и 16 пешек. Подсчитано, что в одной, отдельно взятой шахматной партии, ходов на сорок, общее число возможных позиций укладывается в единицу со 130 нулями. Правда, львиная доля их абсурдна, выбираются только реальные, отражающие смысл шахматной игры. Т.е., должна быть реализована бинарная цель: поставить мат королю (победа) либо избежать мата (ничья).

А в музыке? Вы имеете 7 октав с двенадцатью звуками в каждой: всего 84 элементарных звука. Их сочетание даже в пределах часа исполнительства также будет представлять собой астрономическое число. Но, естественно, выбираются только благозвучные. Понятие благозвучности , правда, весьма относительно и зависит от временных пристрастий. То, что в 18-м и 19-м веках сочли бы за какофонию, в наше время горячо приветствуется. Модное ругательство середины 20-го столетия "сумбур вместо музыки", применительно к творчеству Н.Я.Мясковского, С.С.Прокофьева и, особенно, Д.Д.Шостаковича, уступило восторженному отношению к ним сегодня. Трудно пока, даже в 21-м веке, алгоритмизировать точный смысл благозвучности и поэтому невозможно создать соответствующую компьютерную программу, которая могла бы писать хорошую музыку. В этом отношении шахматы проще. Здесь игровые программы продвинулись уже весьма далеко, но, все-таки, еще не могут составлять этюды.

Интересно сравнить природу музыкальных и шахматных способностей. Если присутствие у индивидуума музыкального слуха (внешнего и внутреннего), а также чувства ритма, можно легко "диагностировать" и объяснить их как специфические, то выделение шахматного таланта представляет большие трудности. Вроде бы, шахматный талант должен быть заложен в интеллектуальной сфере: блестящая память, богатая фантазия, искусство дальнего расчета и т.п. Однако, как тогда "примириться" с удивительно слабой игрой Наполеона Бонапарта и "отца кибернетики" Норберта Винера, которые были интеллектуальными гениями и одновременно большими любителями шахматной игры. У автора сих строк возник однажды спор с человеком, знающим все - Юрием Львовичем Авербахом - относительно причины беспомощности Наполеона в шахматах. Гроссмейстер утверждал, что самопровозглашенному императору французов просто не хватало времени на подготовку, а ваш покорный слуга отстаивал патологическую неспособность Бонапарта именно к шахматам. Ибо времени не хватало многим, например, академику Петру Капице, математику Владимиру Макогонову, пианисту Марку Тайманову, но в шахматы они, все-таки, играли здорово!

Есть мнения, что любого нормального человека можно обучить чему угодно. Многие цитируют знаменитого американского психолога Джона Уотсона (1878-1958; не путать, как случается, с нобелевским лауреатом Джеймсом Уотсоном): «Дайте мне десять здоровых грудных детей, и по желанию я выращу из них кого угодно: от ученых до преступников». Его последователь, выдающийся венгерский педагог Ласло Полгар (1946) сумел воплотить эту доктрину в практику. С помощью своей уникальной методики он доказал замечательную теорему: возможность достигнуть сколь угодно высокого уровня шахматного интеллекта с помощью специальных упражнений и целенаправленной тренировки. Из трех своих дочерей со средними (по его мнению!?) способностями он вырастил трех гроссмейстеров мужского уровня!


Значительный вклад в теорию и методику развития интеллекта внес также выдающийся тренер, гроссмейстер Ю.С.Разуваев, который неоднократно указывал на важность шахматных упражнений для развития общей мыслительной способности учащихся. Он подчеркивал актуальность действий в уме , характерную для шахматной игры. Точно так же и концертирующие музыканты держат в уме готовые программы и в нужный момент исполняют их автоматически. То есть, в нужный момент прилагают волевые усилия, активизируя определенную область мозга. Разуваев писал: «... в 6-12 лет решается, будет ли ребенок умным человеком или нет, от этого зависят его интеллектуальные возможности!» Им совместно с крупным ученым Н.Г.Алексеевым была создана соответствующая программа для формирования механизма умственного анализа. Разуваев продолжает: «...мною был придуман слоган для этой программы: "Действие в уме - рождается в игре!" Я начал апробировать эти уроки... Если ребенок по каким-то причинам немного отстает в развитии, не имея при этом никаких органических повреждений, заболеваний, то шахматы являются сильным катализатором. Как доказывает практика, за короткий срок ребенок может догнать и перегнать своих сверстников...» Также и в отношении профессиональных шахматистов Разуваевым были сделаны важные выводы: «...Неправильный расчет вариантов (зевки) - это, как правило, следствие дефектов механизма действия в уме. Я попробовал устранить эти дефекты: взял схему психолога П.Я.Гальперина о разбивке механизма действия в уме на стадии и применил ее к шахматам. И помог ряду шахматистов реально улучшить качество счета. Эта прикладная находка лишний раз убедила в правильности всей схемы. Итак, ребенок должен научиться конкретизировать ситуацию и принимать решение».

Однако в жизни нередко приходится наблюдать иную картину. Отбор способных к шахматам или к музыке учеников производится по принципу больших чисел . Из множества шахматных секций или музыкальных школ опытные специалисты обнаруживают несколько (статистика неизвестна) настоящих талантов. В точности, как сказал поэт В.В.Маяковский: «В грамм добыча – в годы труды». Но случаются и малые числа : выдающиеся в своей области специалисты не могут освоить игру шахматную или игру на музыкальных инструментах. И среди музыкантов встречаются загадочные люди. Например, были в 20-м веке два больших друга, два блестящих пианиста - Яков Флиер и Арнольд Каплан. Оба страстные любители шахмат. Но если первый довольно прилично играл в них, не прилагая особых усилий на подготовку (не было времени!), то у Арнольда Львовича оказалась та самая патологическая шахматная неспособность . Вспоминает его любимый племянник Лев Харитон: «...дядя посещал почти все значительные шахматные события, а в часы досуга не расставался с шахматной доской. Например, расхаживая по пляжу Рижского взморья, садился играть с каждым желающим. Продумав минут двадцать над ходом, обязательно подставлял под удар ферзя или другую фигуру и нисколько не расстраивался. При этом нужно отметить его яркие способности в других областях: прекрасно рисовал, имитировал манеры других людей».

С другой стороны, важно определить, каким образом должен усваивать материал профессионально ориентированный ученик?

Научный опыт свидетельствует, что мозг среднего человека успешно воспринимает обучение, если усвоение предмета происходит дифференциально и равновесно, т.е., с достаточно медленным усложнением материала. Именно так построил Л.Полгар свой знаменитый учебник (CHESS: 5334 Problems, Combinations and Games. Budapest. 1994). Упражнения были подобраны таким образом, что происходил не только переход от простого к сложному, но применялось ничтожно малое приращение трудности – как если бы многоугольник с бесконечно растущим числом сторон вписывался в круг. Никаких скачков, полная плавность. И результаты показали эффективность метода: все три его дочери в своих шахматных партиях почти не допускали грубых просчетов. Потому что их мозг на подсознательном уровне отрабатывал простейшие возможные ляпсусы, а «зевки» случаются обычно на примитивном уровне.

В практике музыкантов-исполнителей также актуальна подобная метода медленного «вбивания» в мозг малых фрагментов из произведений. А уже выученные наизусть пьесы не терпят постоянного быстрого воспроизведения, иначе они, как говорят специалисты, заигрываются . Недаром С.В.Рахманинов, когда ему показывали учеников-виртуозов, просил их сыграть медленно особо бурное место. Если ученики не справлялись, Сергей Васильевич называл их технику «фальшивой монетой»!

А какова динамика информационного процесса в шахматной и музыкальной сферах? Общая блок-схема хорошо известна: у музыкантов звуковая информация последовательно проходит внешнее, среднее, внутреннее ухо, затем по слуховому нерву переходит в нейроны мозга; шахматисты переносят в мозг информацию через зрительный нерв. На следующем этапе музыкант-исполнитель должен выучить произведение и воспроизвести его по памяти (иногда, в качестве подсказки, можно пользоваться нотами). Шахматистам-практикам использовать шпаргалки запрещено, и первую стадию партии им необходимо знать наизусть, а в старые добрые времена был актуален скрупулезный анализ отложенной партии. Предварительная запрограммированная подготовка музыканта перед концертом не может, как правило, заменяться импровизацией по настроению; исключения здесь редки (Шопен, Рахманинов и др.).

Уместно задаться вопросом: «Какие же структуры мозга ответственны в запоминании и воспроизводстве?». В настоящее время эта архисложная нейробиологическая проблема еще далека от решения, но хотя бы сдвинулась с мертвой точки. Следует вспомнить, что еще несколько десятилетий назад выдающийся шахматный специалист гроссмейстер Игорь Зайцев настаивал на существовании в мозгу специфических шахматных клеток , которые развиваются у квалифицированных шахматистов и нуждаются в постоянной активизации. В противном случае эти клетки постепенно атрофируются и уровень игрока резко снижается. Достаточно красноречив пример всемогущего М.М.Ботвинника. Спустя всего три года (1948-51) с момента триумфа, не сыграв ни одной турнирной партии, он подошел к матчу с Д.И.Бронштейном в разобранном состоянии. Разумеется, интенсивная работа Михаила Моисеевича над докторской диссертацией по электротехнике является достаточным оправданием – но только для него лично, а не для его шахматного мозга! Точно такая же ситуация складывается и в случае музыкальных исполнителей. Повседневная инструментальная работа для них совершенно необходима.

Около полутора столетий назад великий пианист Антон Рубинштейн так примерно объяснял необходимость ежедневной работы исполнителя: «...Если я пропускаю один день занятий на фортепиано, то сразу замечаю недостатки в своей игре; пропуск двух дней определяют специалисты, а результат трех дней простоя различает публика!..».

Известно, что и Рахманинов даже во время переездов не расставался с немой клавиатурой, постоянно упражняя пальцы. А такой виртуоз, как Ференц Лист, полностью прекратил концертные выступления, когда у него возник дефицит времени из-за интенсивной композиторской и педагогической деятельности.

Что же, спросим мы, здесь невозможны исключения? Согласно высказыванию бессмертного литературного героя, мистера Шерлока Холмса: «Единственное исключение опровергает правило...». Нет, одно, по крайней мере, такое исключение есть! Это – феномен Тайманова .

Марк Евгеньевич, как пианист, месяцами пропускал систематические занятия, поскольку играл в многочисленных турнирах, разъезжая по городам и странам. Возвращался, мгновенно восстанавливался и продолжал концертную деятельность. Что сказать, чудо, да и только! Но рациональное объяснение, на наш взгляд, существует: Тайманову в музыке помогала его высокая шахматная квалификация. В то время, как ни А.Г.Рубинштейн, ни Ф.Лист, ни С.В.Рахманинов всерьез шахматами не занимались! Но как защита Нимцовича может помочь двигательной памяти пианиста? Только в одном случае – если упомянутые шахматные клетки располагаются в тех же участках мозга, что и выученные музыкальные образы - эти клетки катализируют друг друга! Науке еще предстоит доказать эту гипотезу экспериментально.


Пока что, нейробиологи обнаружили активность мозга шахматистов и музыкантов в конкретных регионах, ответственных за визуализацию образов. Существенный вклад внесли профессор Калифорнийского университета Норманн Уэйнбергер с сотрудниками, которые доказали существование механизма нейронного кодирования информации, используемого мозгом для упорядочивания воспоминаний в зависимости от их эмоциональной нагрузки. Ученые выяснили, что применение «кода памяти» заставляет мозг использовать для хранения особо важной информации большое число нервных клеток, что значительно снижает риск ее забывания. В дальнейшем они планируют изучить, каким именно образом мозг запоминает и упорядочивает получаемую информацию и научиться контролировать этот процесс. Другие исследователи - профессор М.В.Плетников с сотрудниками из Новосибирска - обнаружили структурную асимметрию мозга у музыкантов. В частности, в случае многих выдающихся музыкантов было обнаружено, что размер левой верхне-задней височной извилины (planum temporale ) значительно превышал размер правой.

Результаты исследований с применением позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) показали, что при обработке музыкальной информации кровоснабжение и метаболическая активность указанной извилины у опытных музыкантов заметно возрастает. Более того, среди музыкантов ее наибольший размер отмечается у тех, кто обладает абсолютным музыкальным слухом. Таким образом, получены прямые доказательства преобладания активности левого полушария в регуляции восприятия музыкальной информации у людей, имеющих профессиональную музыкальную подготовку.

Мозг шахматистов в настоящее время изучен значительно меньше, но, очевидно, такие исследования представляются крайне актуальными. Сравним, например, ситуацию усвоения мозгом шахматной и музыкальной информации. Шахматисты, играя вслепую, каждый ход в партии внедряют в мозг через слуховой нерв; затем все изменения позиции визуализируются в зрительный образ. У музыкантов же при чтении партитуры информация поступает по зрительному нерву и трансформируется в звучание. Здесь чередование разных сигнальных каналов приводит к аналогичному результату – восприятию образа .

Таким образом, можно с немалой долей уверенности утверждать, что механизм воспроизведения как шахматных ходов, так и музыкальных фраз имеет общую нейробиологическую природу.

Ладейные окончания не выигрываются!
Зигберт Тарраш.
Молва ошибочно приписывает этот афоризм Савелию Тартаковеру, который сам честно ссылался на авторство Тарраша.

Я чувствую себя превосходно, видя своего противника извивающимся в предсмертных мучениях.
Роберт Джеймс Фишер

Бедные люди! Как вы похожи во всех своих начинаниях на того шахматиста, который "мог бы выиграть свою партию"...
Савелий Тартаковер

Be a threat every time you sit down to play.
Ken Smith

Во время турнира шахматный мастер должен быть воздержанным монахом и хищником в одном лице. Хищником по отношению к сопернику, аскетом в повседневной жизни.
Александр Алехин

Боголюбов: Мат в четыре хода! Тартаковер: Не надо мне надоедать!
Савелий Тартаковер

Капабланка доказал, что можно быть лучшим и тем не менее первым.
Савелий Тартаковер

Слабости характера обычно проявляются во время шахматной партии.
Гарри Каспаров

Компьютер - единственный соперник, не находящий оправданий, когда он мне проигрывает.
Роберт Джеймс Фишер

В том-то и состоят шахматы. Сегодня ты даёшь сопернику урок, а завтра он тебе.
Роберт Джеймс Фишер

Всю жизнь с одной женщиной - это как эндшпиль с разноцветными слонами.
Виктор Корчной

Жизнь - это партия в шахматы.
Мигель Сервантес

Шахматы - это целительный пластырь на тысячах уколах судьбы.
Макс Вайс

Для гроссмейстера характерно то, что выигранную позицию он выигрывает быстро и точно.
Ирвин Чернев

Твоя игра хороша так, как твой самый плохой ход.
Дан Хейсман

Всегда помни о контратаке. Это - лучшая защита и часто выигрывает даже проигранные партии.
Франк Маршалл

Хорошему игроку всегда везет!
Хосе Рауль Капабланка

Тактик должен знать, что надо делать, когда есть что делать, стратег должен знать, что надо делать, когда нечего делать.
Савелий Тартаковер

Проигравший всегда неправ.
Василий Панов

Предпоследняя ошибка выигрывает.
Савелий Тартаковер

Ход второго сорта часто самый точный.
Савелий Тартаковер

Поддержание максимального числа боевых сил соответствует интересам стороны, обладающей в данный момент большим игровым пространством.
Александр Алехин

Ошибки всегда поджидают, чтобы их допускали.
Савелий Тартаковер

Ошибки для того и существуют, чтобы их делали.
Савелий Тартаковер

Ошибочные ходы часто очень трудно найти.
Савелий Тартаковер

Противники ставят себе мат сами. Надо лишь немного подождать.
Зигберт Тарраш

Самое большое искусство в шахматах состоит в том, чтобы не показать сопернику, что он может делать.
Гарри Каспаров

Комбинация - душа шахмат.
Александр Алехин

Люди играют со мной вот уже 15 лет ниже своих возможностей.
Роберт Джеймс Фишер

Партии всегда разные, интервью всегда одинаковые.
Гарри Каспаров,

Эта игра - пробный камень человеческого ума.
Иоганн Вольфганг Гёте

Сильные фигуры противника следует разменивать.
Хосе Рауль Капабланка

Самыми строгими правилами в шахматах являются исключения.
Савелий Тартаковер

Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда твой первый вопрос при встрече с кем-то: Какой у тебя рейтинг?
Билл Уолл

Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда ты покупаешь самый крутой и дорогой компьютер только для того, чтобы играть на нем в шахматы или использовать как базу данных.
Билл Уолл

Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда ты покупаешь газету только потому, что в ней помещена шахматная колонка.
Билл Уолл

Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда ты берешь в туалет шахматный учебник и забываешь туда пойти.
Билл Уолл

Угроза сильнее её исполнения.
Савелий Тартаковер

Изолированная пешка угнетает настроение на всей доске.
Савелий Тартаковер

Ничьей можно достичь путем троекратного повторения позиции или одним слабым ходом.
Савелий Тартаковер

Недостаточно быть хорошим игроком, надо еще хорошо играть.
Зигберт Тарраш

Нет такой женщины, у которой я не выиграл бы, даже дав коня вперед.
Роберт Джеймс Фишер

Нет хороших и плохих игроков. Есть только хорошие или плохие игроки.
Адольф Андерссен

Нет хороших или плохих игроков. Есть только хорошие или плохие ходы.
Зигберт Тарраш

Нет хороших или плохих ходов. Есть только хорошие или плохие сигары.
Эммануил Ласкер

Есть два вида жертв: корректные и мои.
Михаил Таль

В моей жизни бывали такие периоды, когда я почти что поверил, что даже одной единственной партии проиграть не могу.
Хосе Рауль Капабланка

Лучше жертвовать фигуры соперника.
Савелий Тартаковер

Ошибки - это соль шахмат.
Савелий Тартаковер

Не надейся на ошибки соперника, но полагайся на них.
Билл Уолл

Я - чемпион мира и не обязан ни с кем ничего обсуждать.
Вишванатан Ананд

Я не верю в психологию, я верю в сильные ходы.
Роберт Джеймс Фишер

Я не встречал еще ни одного шахматиста, чьи глаза не пылали бы огнем смертной мести после проигрыша партии.
Билл Уолл

Я считаю каждого своего противника мастером до тех пор, пока он мне не докажет обратного.
Василий Панов

Я ненавижу всякого, кто меня обыгрывает в шахматы.
Лиза Лэйн

Я ещё никогда не имел удовольствия обыграть совершенно здорового соперника.
Амос Берн

В первой партии у меня болели зубы. Во второй болела голова. В третьей меня мучал ревматизм, а во время четвертой я себя не очень хорошо чувствовал. А в пятой? Ну нельзя же всё время выигрывать!
Савелий Тартаковер

Я знаю людей, обладающих огромной силой воли, но не умеющих играть в шахматы.
Роберт Джеймс Фишер

Я люблю шахматы за их логичность.
Ефим Боголюбов

Я люблю шахматы за их нелогичность.
Савелий Тартаковер
Гроссмейстер,
1887 - 1956 гг.

Я играю честно и играю на выигрыш. Если я проигрываю, то принимаю лекарства.
Роберт Джеймс Фишер

Я играю в шахматы вот уже 50 лет, но еще ни разу не выигрывал у здорового соперника.
Блэкберн

Я понимаю шахматы лучше любого другого живущего мастера.
Хосе Рауль Капабланка

Я с первого взгляда схватываю суть позиции и знаю, что в ней следует делать. Другие оценивают, а я просто знаю.
Хосе Рауль Капабланка

Я обыграю 30 сильнейших шахматистов США в сеансе одновременной игры.
Хосе Рауль Капабланка

I find that chess is very useful when travelling alone in Turkey. ...Take yourself to the nearest teahouse. Order a glass of tea, and another or Raki, and set up a chess problem. Within seconds Turks will appear. They won"t play chess with you, but it starts a conversation.
Бриан Севелл

Вам, господин Ласкер, я могу сказать только три слова: шах и мат.
Зигберт Тарраш

В блице конь сильнее слона.
Властимил Горт

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.
Давид Бронштейн

В шахматах может быть только одна ошибка: переоценка противника. Всё остальное или невезение, или слабость.
Савелий Тартаковер

В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаешь собственные ошибки и слабости. Точно как в жизни.
Александр Алехин

Интеллект определяется не пройденным путем, а результатом.
Гарри Каспаров

Не ешь бобов перед игрой.
Билл Уолл
Шахматный журналист

I wasn"t sure what square to take the rook to. Because there were three alternatives e8, d8 and c8, I decided to go for the middle one.
Ян Тимман

Да, я однажды сыграл партию в блиц, это было в поезде в 1929 году. (из интервью в 1989 г.)
Михаил Ботвинник

Чем становлюсь я старше, тем больше ценю я пешки.
Пауль Керес

Карпов - это музейный экспонат.
Гарри Каспаров

Все гроссмейстеры ненормальны. Они отличаются лишь степенью своего помешательства.
Виктор Корчной

Комбинирование и торговля из-под полы должны быть запрещены.
Савелий Тартаковер

Лиза Лэйн, чемпионка США по шахматам, как-то назвала Фишера сильнейшим из живущих шахматистов. Ответ: "Это верно, однако Лиза Лэйн, собствено говоря, не в состоянии об этом судить."
Роберт Джеймс Фишер

Long analysis, wrong analysis.
Бент Ларсен

Не всегда надо делать лучший ход. Ход должен быть активным, предприимчивым, корректным и красивым.
Давид Бронштейн

В шахматах учатся только на ошибках. В ошибках всегда заключено нечто правильное.
Савелий Тартаковер

Моей первой целью было не выиграть партию, а пожертвовать фигуру.
Вильгельм Стейниц

Мне не мешает отсутствие зрителей. Мне достаточно борьбы в моих партиях.
Владимир Крамник

Modern Computers have taken the place once occupied by woman chess players.
Роберт Джеймс Фишер

Мама, я только что стал экс-чемпионом мира. (придя домой после поражения в матче Михаилу Ботвиннику)
Михаил Таль

В шахматах нет ничего труднее, чем выбрать из двух примерно равных по силе продолжений сильнейшее, которое часто и бывает единственно верным.
Зигберт Тарраш

Nowadays, when you"re not a grandmaster at 14, you can forget about it.
Вишванатан Ананд

Только хороший слон может быть пожертвован. Плохой может быть только проигран.
Юрий Разуваев

Только действительно сильный шахматист знает, насколько слабо он играет.
Савелий Тартаковер

Без ошибок не может быть блестящих побед.
Эммануил Ласкер

Жертвы возможны только благодаря ошибке соперника.
Савелий Тартаковер

Шахматные законы существуют для того, чтобы их нарушали.
Савелий Тартаковер

Шахматы - это жизнь.
Роберт Джеймс Фишер

Шахматы беспощадны. Ты должен быть готов убивать.
Алексей Широв

Шахматы - это борьба, главным образом со своими ошибками.
Савелий Тартаковер

Шахматы похожи на жизнь.
Борис Спасский

Шахматы как красивая женщина, к которой мы постоянно возвращаемся, независимо от того, как часто она нас отвергает.
Аноним

Позже, ... я стал всё чаще добиваться успеха в решающих партиях. Возможно потому, что я осознал простую вещь: не только меня одолевал страх, но и моего противника.
Михаил Таль

Ставь доску так, чтобы солнце светило в глаза твоего противника.
Руи Лопес

Стиль? У меня нет никакого стиля!
Анатолий Карпов

Стратегия определяет, как завлечь девушку на заднее сидение автомобиля. Тактика - что надо делать потом.
Аноним

The game is far more important than the final result.
Алексей Широв

There are tough players and nice guys, and I"m a tough player.
Роберт Джеймс Фишер

Советы победителю: Пригласи соперника после партии проанализировать его игру на все его ошибки.
Билл Уолл

Советы проигравшему: Помни всегда о том, что у тебя все время была лучшая позиция - до ошибки на последнем ходу.
Билл Уолл

Советы проигравшему: Проси для следующего раза лучшие условия для игры.
Билл Уолл

Советы проигравшему: Обрати внимание соперника на то, что он долго думал и тем самым замедлял игру.
Билл Уолл

Советы проигравшему: Сообщи сопернику, что он стоял на проигрыш из-за отвратительной игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Билл Уолл

Советы проигравшему: Относись с пониманием к сопернику, в конце концов ему просто повезло.
Билл Уолл

В стремлении не стоять на проигрыш, некоторые проигрывают партию.
Савелий Тартаковер

О женщинах: Chess is better.
Роберт Джеймс Фишер

Попробуй играть после того, как соперник плотно пообедал.
Люсена

Что общего между иными женщинами и шахматистами? Их цель - хорошая партия.
Маркус Роннер

Что такое шахматы? - Что такое жизнь?
Гарун аль-Рашид

We like to think. (asked by Hans Ree why he and Karpov get into time trouble so often).
Гарри Каспаров

Если соперник предлагает тебе ничью, попробуй понять, почему он считает, что стоит хуже.
Найджел Шорт

Когда ты играешь с Бобби, речь идет не о победе или поражении. Речь идет о выживании.
Борис Спасский

Когда я посещаю шахматный клуб, все немеют от восхищения.
Хосе Рауль Капабланка

Когда я выигрываю, я гений. Когда не выигрываю, я не гений.
Роберт Джеймс Фишер

Когда я играю белыми то выигрываю потому, что играю белыми. Когда я играю черными, то выигрываю потому, что я - Боголюбов.
Ефим Боголюбов

Если Спасский жертвует фигуру, ты можешь почти сразу сдаваться. Но когда Таль жертвует фигуру, играй дальше. Он может еще что-нибудь пожертвовать и тогда... кто знает?
Мигель Найдорф

Кто берет ход назад, тот ворует и бумажники.
Вильям Фентон

Кто Ваш любимый писатель? "Я сам."
Александр Ермолинский

Кто Ваш сегодняшний противник? "Сегодня я играю против черных фигур."
Акиба Рубинштейн

После того, как я перемолол их одного за другим, мое превосходство стало очевидным.
Хосе Рауль Капабланка

Как побеждает Таль? Он развивает все свои фигуры к центру, а затем жертвует их где-нибудь.
Роберт Джеймс Фишер

Как я могу принимать ничью? Я же не знаю, как я стою!
Фриц Земиш

Шахматы, эта основанная на точном расчете игра, требуют везения, везения и еще раз везения!
Савелий Тартаковер

Победа достигается не хорошей, но лучшей игрой.
Савелий Тартаковер

Я каждый день дома играю в шахматы. С родителями, братьями, — сказала первоклассница.
-Обманывать нехорошо, — ответил тренер, — вот сейчас ты даже неправильно пошла ладьей…
-А я обычно ладьей не хожу!

Преподаватель по физкультуре спрашивает у студента:
-Какой вид спорта шахматы — летний или зимний?
-Если в доме топят, то летний, а если нет, то зимний.

Однажды в детстве я проглотил пешку, но врачи зря волновались, пешка оказалась проходной!

Программист после поражения от шахматного компьютера заявляет: «Проклятый windows, опять глючит».

Я призналась отцу, что ты шахматист.
-И какова была его реакция?
-Он был очень рад.
-Приятное сообщение.
-Но не подумай, что папа любит шахматы.
-Тогда что же его обрадовало?
-Просто мой последний жених, которого отец пытался выбросить за дверь, оказался боксером.

4-разрядник Женя играет партию со 2-разрядницей Викой. Прошло только 5 минут, а у Жени остались только ладья и пара пешек, в то время как у соперницы сохранился почти полный комплект фигур.
-Это уже эндшпиль? Как вы думаете, мне пора активизировать своего короля? — спрашивает Женя у тренера.
-Какой же это эндшпиль? — отвечает тренер, — ты даже не выиграл ни одной фигуры!
-Я понимаю, — парировал Женя, — у неё миттельшпиль, но у меня же эндшпиль!

Одного мастера спросили:
-Ну как, вы довольны своим зятем?
-Как сказать, ведь он совершенно не умеет играть в шахматы.
-И что же тут плохого?
-В том-то и беда, что играть не умеет, а все время играет.

Теперь я буду всех выигрывать в шахматы, потому, что мой папа обещал учить меня и играть со мной каждый день! Вот давайте сыграем с вами партию!
-Давай сыграем, — сказал тренер, — только в начальной позиции надо поставить слонов возле короля и ферзя, а потом уже коней.
-Нет, — ответил ученик, — мой папа сказал, что слоны стоят возле ладей!

Два ученика спросили у тренера:
-А король с королем встречаются на одной клетке?»
-Нет, — ответил тренер.
-А у нас встретились…

Студент-медик спросил своего шахматного приятеля, переходит ли, по его мнению, талант по наследству.
-Вряд ли, - ответил тот. - Возьмем, к примеру, Капабланку. Ты что-нибудь слышал о его отце?
-Абсолютно ничего.
-А о матери?
-Тоже нет.
-Ну вот, видишь.
-Честно говоря, я и о Капабланке ничего не слышал, - признался будущий врач.

Ученик: Можно ли превратить пешку в ферзя, если она не дошла до конца?
Тренер: Нет, это невозможно.
Ученик: А мой дедушка превратил пешку в ферзя, которая ещё не дошла до конца, сказал, что пенсионерам можно!

По утверждению ряда программистов, Гарри Каспаров во время недавней игры с шахматным компьютером использовал секретный код, давший его королю бессмертие.

Сын шахматиста спрашивает у отца, что тот собирается подарить ему на день рождения.
-Я приготовил тебе замечательный подарок, — ответил отец своему любимому сыну, — мы с тобой сыграем партию, и я тебе дам целого коня в фору!

Статьи по теме: