Категории вопросов в игре самый умный. Методическая разработка (3 класс) на тему: Интеллектуальная игра "Самый умный". Какое из этих животных - насекомое

Интеллектуальная игра по биологии

«Самый умный юный биолог»

Аметова Э.Б.,

учитель биологии МБОУ «Орловской школы – детский сад»

Цель проведения:

    активизация и развитие мышления, создание ситуации успеха и чувства радости от умственного труда;

    расширение кругозора учащихся;

    воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;

    воспитание культуры поведения.

Учитель: Цель игры - углубление знаний по биологии. Чтобы начать игру, мы должны пригласить участников. Давайте дружными аплодисментами пригласим участников игры

Игра есть игра, и, как в каждой игре, есть победители и побеждённые. И не имеет значения, кому сегодня повезёт больше. Главное, чтобы в этом зале царила атмосфера доброты и взаимоподдержки. Пусть всем повезёт!

План мероприятия

Тур 1. «Мир кроссвордов»

Тур 2. «Марафон»

1. Опорно-двигательная система

2. Кровеносная система

3. Иммунная система

4. Дыхательная система

5. Пи щ еваритель-ная система

6. Кожа

7. Выделительная система

8. Эндокринная система

Дешифратор

Тур 3. «Любимая бионаука»

Игра рассчитана на 9 участников в борьбе за звание самого умного биолога 9 класса. После каждого тура количество участников уменьшается (выбывают в зависимости от количества набранных баллов). В финальном третьем туре соревнуются трое участников.

Тур 1. «Мир кроссвордов»

Все участники вытягивают конверты с заданием отгадать слова (все слова начинаются с одинаковой буквы, для каждого участника – своя буква). На отгадывание отводится 5 минут. В случае, если участники набирают одинаковое количество баллов, им задаются дополнительные вопросы.

1-й участник. Буква «Д»

1. Основоположник эволюционного учения. (Дарвин)

2. Короткий отросток нейрона. (Дендрит)

3. Ткань, составляющая основную массу зуба. (Дентин)

4. Собственно кожа. (Дерма)

5. Густая лесная растительность со сплетением лиан, часто непроходимая. (Джунгли)

6. Мышца, отделяющая в теле млекопитающих грудную полость от брюшной. (Диафрагма)

7. Процесс поглощения организмами кислорода и выделение углекислого газа. (Дыхание)

8. Растение семейства Тыквинные . (Дыня)

9. Способ размножения бактерий. (Деление)

10 Жук – вредитель зерновых культур. (Долгоносик)

2-й участник. Буква «К»

1. Птица, которая может неподвижно висеть в воздухе и летать в обратном направлении - хвостом вперёд. (Колибри)

2. Какое животное на протяжении нескольких веков было причиной национальной беды Австралии? (Кролик)

3. Как называется вид паука, у которого после спаривания самка съедает самца? (Каракурт)

4. Какое самое большое пресмыкающееся живёт сегодня на Земле? (Крокодил)

5. Чемпион среди животных по прыжкам в длину? (Кенгуру)

6. Слой клеток, за счёт которого происходит утолщение древесины? (Камбий)

7. Медведь, который питается листьями эвкалипта. (Коала)

8. Чем дышат растения? (Кислородом)

9. Самая ядовитая змея. (Кобра)

10. Как называется зверек, лапы которого вывернуты? (Крот)

3-й участник. Буква «Л»

1. Основоположник современной систематики растений и животных. (Линней)

2. Видоизмененные конечности вторичноводных животных. (Ласты)

3. Парный орган воздушного дыхания. (Легкие)

4. Природное явление опадания листьев с растений. (Листопад)

5. Желтоватая жидкость, которая по химическому составу похожа на плазму крови. (Лимфа)

6. Тип растительности, в котором главную роль играют деревья и кустарники. (Лес)

7. Какую морскую водоросль называют морской капустой? (Ламинарию)

8. Самый простой увеличительный прибор. (Лупа)

9. Самое длинное растение. (Лиана)

10. Боковой вегетативный орган растений. (Лист)

4-й участник. Буква « М»

1. Вымершее млекопитающее семейства Слоновые. (Мамонт)

2. Средняя эра в геологической истории Земли. (Мезозойская)

3. Белок сократительных волокон мышц . (Миозин)

5. Вегетативное тело гриба. (Мицелий)

6. Сезонные перелеты птиц. (Миграции)

7. Кто из животных может поднять груз массой в три раза большей массы своего тела? (Муравей)

8. Сократительные органы движения животных и человека. (Мышцы)

9. Ядовитый гриб. (Мухомор)

10. Органелла, обеспечивающая клетку энергией. (Митохондрии)

5-й участник. Буква «Н»

1. Какое название от органа человека имеет часть корабля? (Нос)

2. Ученый, который открыл двойное оплодотворение у цветковых растений. (Навашин)

3. Американский страус. (Нанду)

4. Нервная клетка. (Нейрон)

5. Отложение рыбами икры с последующим оплодотворением. (Нерест)

6. Вещество, содержащееся в растениях рода Табак. (Никотин)

7. Этого выходца из Центральной Америки часто принимают за крысу. Хотя на самом деле это болотный бобр. Назовите его. (Нутрия)

8. Вещество, ради которого насекомые опыляют цветки. (Нектар)

9. Орган передвижения брюхоногих моллюсков. (Нога)

10.Представитель непарнокопытных животных, имеющих один рог. (Носорог)

6-й участник. Буква «О»

1. Любое живое тело. (Организм)

2. Клетки костной ткани. (Остеоциты)

3. Совокупность чашелистиков и лепестков в цветке. (Околоцветник)

5. Постоянные структурные компоненты клетки . (Органеллы)

6. Часть организма, выполняющая одну или несколько специфических функций. (Орган)

7. Процесс слияния мужской и женской половой клеток. (Оплодотворение)

8. Другое название маслины. (Оливки)

9. Процесс перенесения пыльцы с тычинки на рыльце пестика. (Опыление)

10. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)

7-й участник. Буква «П»

1. Орган высших растений, который имеет стебель, листья, почки. (Побег)

3. Самая большая железа человека. (Печень)

4. Часть тычинки, в которой образуется пыльца. (Пыльник)

5. Окрашенные вещества, которые входят в состав клеток. (Пигмент)

6. Органы движения рыб. (Плавники)

7. Орган млекопитающих, который связывает зародыш с организмом матери.

(Плацента)

8. Какой «пряжи» нет в продаже? (Паутины)

9. Что есть у птиц, и чего нет у других животных? (Перьев)

10.Картина, на которой изображена природа. (Пейзаж)

8-й участник. Буква «С»

1. Наука о создании новых сортов растений и пород животных. (Селекция)

2. Совокупность условий, в которых существуют организмы. (Среда)

3. Необратимое прекращение жизни . (Смерть)

4. Мужская половая клетка. (Сперматозоид)

5. Другое название осьминога. (Спрут)

6. Как называется группа цветков, расположенных в определённом порядке? (Соцветие)

7. Как называется стебель злаков? (Соломина)

8. У какой птицы самое большее яйцо ? (Страус)

9. Растение, из которого получают сахар. (Свекла)

10. Осевая часть побега растения. (Стебель)

9-й участник. Буква «Т»

1. Ученый, который сделал большой вклад в изучение процесса фотосинтеза. (Тимирязев)

2. Гормон щитовидной железы. (Тироксин)

3. Совокупность клеток, которые похожи по строению, происхождению, функциям. (Ткань)

4. Кровь свёртывается с помощью форменных элементов - … (тромбоцитов)

5. Другое название помидора. (Томат)

6. Орган дыхательной системы человека. (Трахея)

7. Тело водорослей . (Таллом)

8. Предок быка. (Тур)

9. Помещение или посудина для содержания мелких животных. (Террариум)

10. Цветок, родиной которого считают Голландию. (Тюльпан)

Дополнительные вопросы

1.Что произойдет, если на перья водоплавающих птиц попадет нефть или мазут?

Ответ: Перья и пух слипнутся, вода будет легко проникать к коже, птицы погибнут от охлаждения.

2.На латинском языке название этого насекомого «Сверчок – крот». Чего оно только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поет. Кто это?

Ответ: Медведка.

3. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые.

Ответ: Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.

4. Почему, испугавшись чего-нибудь лошадь, начинает фыркать?

Ответ: Она имеет очень острое обоняние и, отфыркиваясь прочищает свой нос, чтобы быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожают.

5. Может ли страус назвать себя птицей?

Ответ: Нет, он не может говорить.

6. Одна дама из Хьюстона (США) принесла на прием к ветеринару своего попугая, который беспрерывно кашлял. Какой совет дал ей доктор?

Ответ: Бросить курить

7. Каких людей на Древнем Востоке в течение целого месяца кормили только вареным мясом, от чего те были явно не в восторге?

Ответ: Приговоренных к смерти, т.к. организм без клетчатки быстро зашлаковывается и отравляется.

8. Почему переселенцы вынуждены были завезти в Австралию вместе с клевером и шмелей?

Ответ: Пчелы имеют короткий хоботок и не могут его опылять.

9. Какое растение сырым не едят, а когда сварят, - выбрасывают?

Ответ: Лавр

Тур 2. «Марафон»

Каждый из участников, который прошел в этот тур, получает 9 вопросов по системам органов человека, на которые нужно быстро давать ответ. В случае отсутствия ответа говорить «Дальше»

1-й участник.

1. Выход суставной головки из суставной ямки. (Вывих)

2. Форменные элементы крови, снабжающие клетки организма кислородом. (Эритроциты)

3. Какое заболевание вызывает вирус иммунодефицита человека? (СПИД)

5. Пищеварительный фермент, содержащийся в слюне человека. (Амилаза)

6. Процесс испарения влаги с поверхности кожи, предотвращающий перегревание организма. (Потоотделение)

7. Укажите количество вторичной мочи, которая образуется у человека за сутки. (1,5 л)

8. Железа, которая вырабатывает гормон инсулин. (Поджелудочная)

2 -й участник.

1. Первый шейный позвонок. (Атлант)

2. Заболевание, возникающее при нарушенной свертываемости крови. (Гемофилия)

3. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами чужеродных микроорганизмов. (Фагоцитоз)

4. Дыхательная трубка, образованная из хрящевых полуколец. (Трахея)

5. Червеобразный отросток толстого кишечника. (Апендикс)

6. Какой витамин образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей. (Витамин D )

7. Полый мешковидный орган мочевыделительной системы. (Мочевой пузырь)

8. Железы, которые вырабатывают гормон адреналин. (Надпочечники)

3 -й участник.

1. Боковое искривление позвоночника. (Сколиоз)

2. Самый главный орган в кровеносной системе. (Сердце)

3. Способность организма защищать собственную целостность, биологическую индивидуальность и генетическое постоянство внутренней среды. (Иммунитет)

4. Дыхательные движения. (Вдох, выдох)

5. Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная кислота)

6. Заболевание волосяного покрова кожи, вызываемое вшами. (Педикулез)

7. Структурная и функциональная единица почки. (Нефрон)

8. Железа, которая вырабатывает гормон роста. (Гипофиз)

4 -й участник.

1. Сколько позвонков в позвоночнике человека? (33-34)

2. Самая крупная артерия в организме человека. (Аорта)

3. Введение в организм вакцины, вследствие которой возникает клеточный иммунитет. (Прививка)

4. Хрящевые трубки, которые входят в легкие и многократно ветвятся. (Бронхи)

5. Наиболее расширенная часть пищеварительного канала, имеющая вид выгнутого мешка. (Желудок)

6. Производные кожи. (Волосы, ногти)

7. Конечный продукт обмена в почках человека. (Моча)

8. Укажите железу, на функцию которой влияет наличие в организме человека йода. (Щитовидная)

5 -й участник.

1. Самая длинная кость в теле человека. (Бедренная)

2. Фазы сердечного цикла. (Систола, диастола)

3. Реакция иммунной системы на появление в организме каких-либо соединений, чужеродных для организма. (Иммунный ответ)

4. Распространенное инфекционное заболевание дыхательной системы, возбудителем которого является палочка Коха. (Туберкулез)

5. Орган пищеварительной системы, который вырабатывает желчь. (Печень)

6. Темный пигмент кожи. (Меланин)

7. Первый этап образования мочи. (Фильтрация)

8. Биологически активные вещества, которые вырабатывают железы внутренней секреции. (Гормоны)

6 -й участник.

1. Сколько ребер имеет человек? (24)

2. Как называется кровь насыщенная углекислым газом? (Венозная)

3. Вид иммунитета, который присутствует в организме человека со дня его рождения. (Врожденный)

4. Легочные пузырьки, обеспечивающие газообмен. (Альвеолы)

5. Какой отдел кишечника в среднем равняется ширине составленных вместе 12 пальцев руки. (Двенадцатиперстная кишка)

6. Состояние, при котором температура тела ниже 35°. (Гипотермия)

7. Воспалительное инфекционное заболевание мочевого пузыря. (Цистит)

8. Другое название вилочковой железы человека. (Тимус)

Дешифровщик

В третий тур проходят 3 игроков с наибольшим количеством баллов, полученных во 2туре. Чтобы определить порядок ответов игроков в третьем туре, предварительно проводится конкурс «дешифровщик». «Дешифровщик» - это задание, в котором игрокам предлагается отгадать слово, зашифрованное с помощью буквенно-цифрового кода, где каждая буква заменена соответствующей цифрой по системе . Буквы «Ё», «Й», «Ъ» в дешифровщике не употребляются. Чем раньше игрок справился с заданием, тем раньше он будет в третьем туре отвечать на вопросы, участнику предоставляется право выбрать себе игровой пульт.

Ключ для дешифровщика :

1.
В

2.
ГДЕ

3.
ЖЗИ

4.
КЛМ

5.
НОП

6.
РСТ

7.
УФХ

8.
ЦЧШ

9.
ЩЫЬ

0.
ЭЮЯ

Объект изучения биологии и других естественных наук

5

6

3

6

5

2

1

Ответ: ПРИРОДА

Тур 3. «Любимая бионаука»

Трое игроков определили свои «специальные темы» до игры, и постарались узнать по ним как можно больше информации. «Дешифровщик» определяет порядок следования игроков в третьем туре. После этого вопросы по специальным темам игроков и по теме «общие вопросы» в хаотичном порядке располагаются на поле из 36 клеток (6х6). На короткое время игрокам открывается всё поле, чтобы они запомнили свои и чужие ячейки, затем поле снова закрывается. Клетки открываются поочерёдно игроками. При ответе на вопрос по «общей» теме игрок получает 1 балл, при ответе на вопрос из своей специальной темы - 2 балла, при ответе на вопрос из темы соперника - 3 балла. Первым на вопросы отвечает игрок, стоящий за красным пультом - его ячейки на табло . У второго цвет , у третьего - (). Ячейки общих вопросов имеют светло- цвет.

Табло с ячейками

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Всего задаётся по 9 вопросов каждому игроку. Игрок с максимальным количеством очков выигрывает. Игра может быть завершена досрочно, если лидера даже теоретически никто не имеет шансов обойти. Если после 9-ти кругов вопросов один лидер не определился, вопросы продолжают задаваться. После каждого круга вопросов проверяется, не определился ли лидер. Игра также может завершиться, если победитель определился заранее. Максимальное число «кругов» вопросов - 12, то есть завершается ситуацией, когда открыто всё поле с ячейками. Если победитель не определился при полностью открытом табло, проводится дополнительный конкурс, описанный выше.

Специальные темы участников

Загадки

1. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я … (Капуста)

2. К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбуз)

3. Летом в огороде - свежие, зеленые,

А зимою в бочке – желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут их? (Огурцы)

4. Хоть я и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я… (Свекла)

5. Сидит девица в темнице – коса на улице. (Морковь)

6. Золотое решето черных домиков полно;

Сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов. (Подсолнечник)

7. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

8. Не огонь, а жжется. (Крапива)

9. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки,

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)

10.Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Альгология (Водоросли)

1. Какое другое название имеет морская водоросль морская капуста? (Ламинария)

2. Какое море названо именем водоросли? (Саргассово)

3. Как называется колониальная водоросль пресных водоемов? (Вольвокс)

4. Как называется пресноводная водоросль, клетки которой расположены в ряд и образуют нить? (Улотрикс)

5. Как называется тело водорослей? (Таллом)

6. У какой многоклеточной нитчатой водоросли форма хлоропласта лентовидная, спирально закручена, а ядро поддерживают тяжи цитоплазмы? (Спирогира)

7. Какая водоросль первой побывала в космосе? (Хлорелла)

8. Какие органеллы хламидомонады служат для передвижения водоросли? (Жгутики)

9. Какое явление вызывает массовое размножение в водоеме зеленых одноклеточных водорослей? («Цветение» воды)

Орнитология (Птицы)

1. Какая птица и фрукт имеют одинаковое название? (Киви)

2. Какая птица есть в Африке, Антарктиде, и возле экватора на Галапагосских островах? (Пингвин)

3. У какой птицы самое острое зрение? (Гриф)

4. Какое другое название морских чаек? (Мартыны)

5. Какая птица самая быстрая? (Сапсан)

6. Самый большой хищник среди птиц. (Кондор)

7. Птенцы какой птицы не знают родной матери? (Кукушка)

8. Какая из морских птиц самая большая? (Альбатрос)

9. У кого из птиц есть птичье молоко? (Голубь)

Маммалиология (Млекопитающие)

1. Детеныш какого животного выпивает за сутки 2 тонны молока? (Синий кит)

2. Как называют бамбукового медведя? (Панда)

3. Самое большое животное семейства Кошачьи? (Тигр)

4. Как называется леопард с черной окраской? (Пантера)

5. Самое маленькое млекопитающее в мире. (Малая беззубка )

6. Какой зверь самый быстрый? (Гепард)

7. Кого считают предком собаки? (Волк)

8. Какое животное в Индии считают священным? (Корова)

9. Какое животное питается только эвкалиптом? (Коала)

Энтомология (Насекомые)

1. Сколько пар ног у насекомых? (3)

2. Какие органы дыхания у насекомых? (Трахеи)

3. Самый большой жук на территории Украины? (Жук-олень)

4. Как называется личинка бабочек? (Гусеница)

5. Как называют самцов пчел? (Трутни)

6. Как называются отверстия, через которые дышат насекомые? (Дыхальца)

7. Как называется внешний скелет насекомых? (Хитин)

8. Какое насекомое является переносчиком заболевания малярия? (Комар)

9. Из кокона какого насекомого получают шелковую нить? (Тутовый шелкопряд)

Ихтиология (Рыбы)

1. Какие органы дыхания у рыб? (Жабры)

2. Какое другое название имеет колючая акула? (Катран)

3. Сколько камер имеет сердце рыб? (2)

4. Как называется личинка рыб, похожая на взрослую рыбу? (Малек)

5. Как по-другому называется хамса? (Анчоус)

6. Какая рыба и река имеют одинаковое название? (Амур)

7. Как называется воздушный мешок в теле рыб? (Плавательный пузырь)

8. Самая большая рыба на земле? (Китовая акула)

9. Какая речная рыба не имеет чешуи? (Сом)

Арахнология (Пауки)

1. Как называется покров тела пауков? (Кутикула)

2. Сколько пар ходильных ног у пауков? (4)

3. Как называется защитное образование вокруг яиц пауков? (Кокон)

4. Самка какого паука после оплодотворения съедает самца? (Черная вдова)

5. Как называется группа клещей, которые питаются кровью человека и животных? (Иксодовые)

6. Какой паук может жить под водой? (Серебрянка)

7. У какого животного движения ног похожи на движения косы? (Сенокосец)

8. Какое заболевание нервной системы вызывает пастбищный клещ? (Энцефалит)

9. Сколько отделов тела у паука? (2)

Цель: популяризация детской литературы.

расширить кругозор детей;

воспитывать интерес к литературному творчеству;

в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании литературных произведений.

Ведущий: Я приветствую зрителей и участников клуба “Самый умный”. Да, да, не удивляйтесь – сегодня все желающие станут участниками интеллектуальной литературной игры “Самый умный”. На игровой подиум выйдут все ребята, но по мере прохождения игры в ней останется только несколько участников, которые и поборются за почётное звание “Самый умный”.

Вначале – несколько слов о правилах нашей игры.

Игра состоит из 5 раундов. В отборочном раунде участвуют все ребята. В первый раунд пройдут только те, кто правильно ответит на несколько моих вопросов. Таким образом, переходя из раунда в раунд, останется только один участник – “Самый умный”. Следить за ходом игры будет строгое жюри.

Хочу напомнить, что все вопросы, которые вы сегодня услышите – из области литературы. Итак, мы начинаем.

ОТБОРОЧНЫЙ РАУНД.

С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).

Эта героиня пришла к нам из сказки Г.-Х. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка).

В какой сказке действуют ожившие фрукты и овощи? (“Приключения Чиполлино”).

Игрушка – главный герой книги и мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка).

С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла).

Назовите личный транспорт Бабы-Яги? – Ступа / Помело.

Как звали отца деревянного мальчика, героя известной сказки? – Папа Карло.

Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – Самобранка.

В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? (“Двенадцать месяцев”).

У этого героя на голове зелёный хохолок, подёргав за который можно вдоволь наплакаться. (Чиполлино.)

Как звали девочку-куклу, волосы которой были необычного голубого цвета? (Мальвина)

Героиня этой английской книжки побежала за белым кроликом, а оказалась в необычной стране (Алиса).

Эта героиня не выходила из дома без шапочки (Красная шапочка)

Ведущий: Сейчас жюри назовёт 6 участников сегодняшней игры. Я приглашаю их в центр нашего зала.

I РАУНД “ВСПОМИНАЙ-КА”

(6 участников)

Ведущий: Ребятам предстоит вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, вообразили, что вы в сказочной стране? Я задаю вопрос по очереди каждому участнику игры, если он не отвечает, ход переходит следующему игроку. В игре останется только 5 участников.

Итак, какие слова надо произнести, чтобы:

Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим, Сим, откройся!)

Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)

Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)

Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки “Маша и медведь”, обращаясь к медведю? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)

Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)

II РАУНД – “СКАЗОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ”

(5 участников)

Ведущий: Итак, осталось 5 участников. Я буду называть каждому участнику вопрос. Он должен на него ответить – отгадать сказочное животное, т. е. героя-животное из сказки (по 3 вопроса каждому)

Пудель Мальвины (Артемон)

Собака доктора Айболита (Авва)

Пёс дяди Фёдора (Шарик)

Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик (Тортилла)

Курочка, которая снесла яичко (Ряба)

Друг Чебурашки (крокодил Гена)

Кот из деревни Простоквашино (Матроскин)

Ослик из сказки про Вини-Пуха (Иа-Иа)

Конёк - ... (горбунок)

Слепой кот из сказки “Приключения Буратино” (Базилио)

Кошка, которая помогала бабке вытянуть репку (Мурка)

Крыса старухи Шапокляк (Лариска)

Подруга кота Базилио (лиса Алиса)

Кому попала стрела Ивана? (лягушке)

В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)

Кого встретила Красная шапочка в лесу? (волка)

В кого превратился братец Иванушка, выпив водицы из копытца? (в козлёнка)

От кого не удалось уйти Колобку? (от лисы)

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас жюри объявит 4 участников, которые продолжат борьбу за звание “Самый умный”.

III РАУНД – “ВЫБИРАЙ-КА”

(4 участника)

Ведущий: Я предлагаю всем участникам обратить внимание на экран. В этом раунде каждому игроку нужно выбрать из предложенных вариантов правильные ответы на мои вопросы. Для этого каждый участник получает 4 карточки с буквами а, б, в, г.

Слайд 2 - 3

Какой персонаж произведения К.И. Чуковского был “умывальников начальник”?

а) Бибигон;

б) Айболит;

в) Бармалей;

г) Мойдодыр.

Слайд 4 - 5

Кто из указанных героев сказки “Приключения Буратино” является куклой из театра Карабаса-Барабаса?

а) Папа Карло;

б) Тортила;

г) Дуремар.

Слайд 6 - 7

За какими цветами мачеха отправила в лес падчерицу в сказке “Двенадцать месяцев”?

а) ландышами;

б) тюльпанами;

в) подснежниками;

г) розами.

Слайд 8 - 9

Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка?

г) четыре.

Дополнительные задания

Слайд 10 - 11

За что Чиполлино посадили в тюрьму?

а) перешёл улицу на красный свет;

б) дёрнул Вишенку за косичку;

в) наступил на мозоль принцу Лимону;

г) рассказал плохой анекдот.

Слайд 12 - 13

Кого маленькая разбойница дала в помощь девочке Герде в сказке “Снежная королева”?

а) Жар-птицу;

б) северного оленя;

в) Сивку Бурку;

г) Конька-горбунка.

Слайд 14 - 15

Кого обманула лиса в басне Крылова?

а) ворону;

б) стрекозу;

г) мартышку.

Слайд 16 - 17

Кто из персонажей стихотворения А.Л. Барто всё время вздыхал?

в) лошадка;

IV РАУНД - ДЕТЕКТИВНЫЙ

(3 участника)

(звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму “Приключения Шерлока Холмса....)

Ведущий: Вы слышали когда-нибудь эту музыку? Она звучит в детективном фильме “Приключения....”. А вы знаете, что такое детектив? Это жанр литературы, в котором описываются разные преступления и то, как сыщики их раскрывают по самым незначительным деталям, по отпечаткам пальцев и т.д. Вот и сейчас я предлагаю нашим участникам побыть в роли детективов. Объявляю следующий раунд – детективный.

Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Ведь у каждого уважающего сыщика есть картотека, в которую он заносит приметы интересующих его людей. Такие приметы есть и у нас. Сейчас каждому участнику по очереди будут предложены приметы, по которым он должен будет определить героя и назвать произведение. Если участник отгадывает героя с первой подсказки он получает 5 баллов, если со 2-ой – 4 б., если с 3-ей – 3 б., с 4-ой – 2 б., с 5-ой – 1 б. Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры.

Слайд 18 - 19

Подсказки:

Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.

Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.

Дело кончилось свадьбой.

Самым ценным достоянием главной героини был самовар.

Ответ: Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.

Слайд 20 - 21

Подсказки:

Этот герой любит полакомится рыбкой.

Этот герой достался в наследство одному бедному юноше, младшему брату, братья которого получили после смерти отца мельницу и осла.

Нашему герою удалось обмануть короля, великана-людоеда.

Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса.

Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги.

Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.

Слайд 22 - 23

Подсказки:

Его голова набита опилками.

Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам.

Его увлечение - сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки.

Его любимые блюда - варенье и мёд.

Самый большой его друг - Пятачок.

Ответ: Винни-Пух. “Винни-Пух и все, все, все” А. Милн.

V РАУНД - УГАДАЙ-КА

(2 участника)

Ведущий: Остались самые находчивые, и самые знающие участники. Они показали наилучшие результаты. И сейчас самый трудный раунд – финальная игра.

Я прочитаю каждому участник отрывок из литературного произведения, вы должны назвать произведение и его автора.

1. “- Бабушка, почему у вас такие большие руки?

Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие уши?

Чтобы лучше слышать, дитя мое.” (“Красная Шапочка”. Шарль Перро)

2. “Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе”. (“Дюймовочка”. Г.-Х. Андерсен.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

3. “Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал”. (Н.Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”)

Награждение победителя

Ведущий: В заключение нашей игры я хочу напомнить нашим ребятам пословицы. Помните, как в народе говорят:

Учиться никогда не поздно.

Век живи – век учись.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Ведущий: А моя самая любимая пословица такая:

Книгу прочитал – умнее стал.

И действительно, почётное звание “Самый умный” в нашей интеллектуальной игре получил тот, кто много читает! Чтение – вот лучшее учение. Желаю всем остальным ребятам не огорчаться, а читать больше интересных книг!

Интеллектуальная неделя «Самый умный»

Цели и задачи:

Развитие коммуникативных качеств личности, интеллектуальной грамотности, сообразительности, быстроты реакции в принятии решений;

Привитие интереса к приобретению знаний в различных областях, воспитание интереса к истории своей страны, народному творчеству, народной мудрости, заложенным в сказках разных народов;

Развитие креативных способностей младших подростков.

Предварительная работа. Шоу готовится и проводится по принципу популярной телеигры для одаренных детей «Самый умный».

В ход игры можно внести изменения, которые будут отражать степень подготовленности классного коллектива (учебной группы, кружка, студии, клуба) и общий интеллектуальный уровень младших подростков.

Из группы учащихся (классного коллектива, кружка) предварительно выбирается особо интеллектуальная группа в количестве 8 человек. Игра проходит в 6 туров: в первом туре учащимся предлагаются вопросы, оценивающиеся в 5 баллов, во втором — 10, в третьем — 15 баллов и т. д. В каждом туре ведущий (учитель) в быстром темпе задает по одному вопросу каждому ученику. Время на обдумывание отводится не более 20—30 секунд. За правильный ответ ученик получает 1 балл (в первом туре за правильный ответ 5 баллов). В 1—4-х турах каждому ученику задаются по 2 вопроса, т. е. можно «заработать» в первом туре 10 баллов, во втором — 20, в третьем — 30 и т. д.

В 5—7-х турах, когда уже останется небольшое количество игроков, игра обостряется и участникам задается только по одному вопросу в каждом туре.

Если же ответ неправильный, то можно предложить болельщикам (остальным членам классного коллектива) ответить на него. За каждый правильный ответ учеников — присуждается жетон с баллом данного тура. По окончании игры среди зрителей будет определен «Самый умный» по количеству набранных баллов в ходе игры.

Из основных же 8 участников в каждом туре определяется «слабое звено», т. е. ученик, набравший наименьшую сумму баллов. Он выбывает из основной игры и присоединяется к зрителям. После четвертого тура можно провести музыкальную паузу, чтобы все участники не устали от «интеллектуального прессинга».

Победителю игры, а также победителю из зала обязательно присуждается «титул» «Самого умного ученика класса» и вручаются подарки.

Описание интеллектуального шоу

Учитель: Дорогие ребята и наши гости! Сегодня у нас необычная встреча — мы постараемся выявить в нашем классе (кружке, клубе) самого интеллектуального пятиклассника (шестиклассника). Конечно же, это всего лишь игра, проигравшим нечего расстраиваться, мы ведь хорошо знаем, что в нашем классе (кружке, клубе) много способных и талантливых ребят. А победитель нашей игры хотя бы несколько дней сможет гордо носить титул «Самого умного» ученика нашего класса (кружка, клуба).

Порядок проведения шоу вам уже знаком по известной детской телепередаче. Мы только не имеем возможности так красиво оформить нашу аудиторию, да и некоторые условия игры мы немного изменили. А вот реальные знания, которые вы приобрели за четыре года обучения в школе, вам здесь пригодятся.

Итак, мы приглашаем всех на интерактивное шоу «Самый умный»!

1-й тур. От простого к сложному

(5-балльные вопросы)

1. Какое самое большое озеро в мире? (Каспийское море)

2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)

3. Закончи пословицу: «Из огня, да.» (в полымя)

4. Как называется прибор для измерения сторон горизонта? (Компас)

5. Какой самый крупный город на Дону? (Ростов)

6. Как можно назвать объем, широту интересов, знаний? (Кругозор)

7. Как именовалось древнее осадное орудие? (Таран)

8. Как называется популярный греческий танец? (Сиртаки)

9. Назовите фамилию немецкого изобретателя книгопечатания. (И. Гутенберг)

10. Как называется путь, по которому движется любая планета? (Орбита)

11. Как называется созвездие на небосклоне, имеющее форму «инструмента для питья»? (Большая Медведица)

12. Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожок и горшочек масла)

13. Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и печенье)

14. Где баба взяла муку на колобок? (По амбарам помела, по сусекам поскребла)

15. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

16. Как звали пуделя в сказке «Приключения Буратино»? (Артемон)

17. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)

18. Назовите имена друзей Незнайки (Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунт и к)

2-й тур. Обо всем понемногу

(10-балльные вопросы)

1. Сколько меридианов можно провести через одну точку? (Множество)

2. Какой самый большой остров в мире? (Гренландия)

3. Назовите «цветные» моря мира. (Красное, Желтое, Черное)

4. Назовите самый маленький материк. (Антарктида)

5. Сколько вы знаете материков? (Шесть)

6. Назовите самую полноводную реку Африки. (Конго)

7. Назовите героя популярного научно-фантастического романа Алексея Толстого, создавшего лазерный луч. (Гарин)

8. Как назывался народ женщин-воительниц в греческой мифологии? (Амазонки)

9. Как называется зимнее логовище медведя? (Берлога)

10. Как можно назвать неповторимый, единственный в своем роде предмет? (Уникум)

11. Назовите фамилию первой в мире женщины-посла (A.M. Коллонтай)

12. Как называется высшее, воинское звание? (Генералиссимус)

13. Как можно назвать проявление нежности, уважения, любви? (Ласка)

14. Как называется красивая, гладкая, мягкая, слегка блестящая ткань? (Атлас)

15. Как именуется медицинское учреждение в воинских частях? (Лазарет)

16. Как называется подвесная сетка для отдыха? (Гамак)

17. Как называется искусство составления цветочных композиций? (Икебана)

18. Кто отлил знаменитую Царь-пушку в Москве? (А. Чохов)

3-й тур. Подумай и отгадай

(15-балльные вопросы)

1. Какой великий русский ученый был поэтом и художником, химиком и географом, геологом и сталеваром? (М.В. Ломоносов)

2. Как именовался военачальник или правитель у славянских народов? (Воевода)

3. Как называется вид местности, открывающийся обычно с высоты? (Панорама)

4. Какую батальную картину и под каким названием создал М.В. Ломоносов со своими учениками? (Мозаичную картину «Полтавская баталия»)

5. Кто был первым русским ученым, удостоенным Нобелевской премии? (И. П. Павлов)

6. Назовите фамилию известного русского художника, автора картины «Купчиха за чаем». (Кустодиев)

7. Назовите бога сновидений в греческой мифологии. (Морфей)

8. Руководитель факультета в вузе. (Декан)

9. Как еще можно назвать тонкую, твердую баранку? (Сушка)

10. Назовите имя главной героини знаменитого романа М. Булгакова. (Маргарита)

11. Как назывался на Востоке выкуп, вносимый женихом родственникам невесты? (Калым)

12. Как именуется мастер по изготовлению художественных гончарных изделий? (Керамист)

13. Назовите имя мифологического древнегреческого певца и музыканта. (Орфей)

14. Как можно назвать резное украшение на крыше избы или верхнюю часть палатки? (Конек)

15. Назовите фамилию популярного героя-сыщика романов Ж. Сименона. (Мегрэ)

16. Как назывался вид общественного транспорта в городе до введения трамвайного движения? (Конка)

17. Как именовалась третья буква в славянском алфавите? (Веди)

4-й тур. От смекалки до сообразительности

(20-балльные вопросы)

1. Где прятал ключи синьор Помидор? (В чулке)

2. Как звали шакала? (Тобаки)

3. Откуда взялась в «Руслане и Людмиле» Голова? (Это Черномор обезглавил сказочного великана)

4. Какие акции продавал Незнайка на Луне? (Семена гигантских растений)

5. Как назывался летающий остров? (Лапуту)

6. Как назывались политические партии у лилипутов? (Остроконечники и тупоконечники)

7. Кем был отец жены брата Али-Бабы? (Судьей)

8. Что послужило причиной конфликта Чиполлино с синьором Помидором? (Домик Тыквы)

9. Титулы Апельсина, Лимона, Мандарина и Вишни? (Барон, принц, герцог и графиня)

10. Какое слово Кай выкладывал из льдинок? (Вечность)

11. Как называются молодые рога оленей, используемые для приготовления лекарств? (Панты)

12. Как долго продолжалась борьба украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого, начавшаяся восстанием 1648 года? (Шесть лет, до 1654 года)

13. Как называется знаменитый японский театр, иногда называемый «молчаливым»? (Кабуки)

14. Когда появились первые люди на Дону? (100—150 тысяч лет назад)

15. Как долго держалась опричнина на Руси, учрежденная Иваном IV в 1565 году? (Семь лет, до 1572 года)

16. Кто был издателем русских сатирических журналов «Трутень», «Живописец»? (Н.И. Новиков)

17. Как именуется знак, употребляемый при разделении слова на части? (Дефис, тире)

5-й тур. От сообразительности до знаний

(25-балльные вопросы)

1. Кто такой Генри Пушель? (Пятачок после помывки)

2. Сколько детей было в семье Малыша? (Трое, еще брат и сестра)

3. Для кого рыли яму в «Винни-Пухе» и кто туда попал? (Для Слонопотама, а попал Пятачок)

4. Как называлось собрание лунных капиталистов? (Большой Бедлам)

5. Что за дорога вела в Изумрудный город? (Желтая кирпичная дорога)

6. Назовите имя сапожника в сказке «Приключения Чиполлино». (Мастер Виноградинка)

7. Что сделал Хоттабыч, чтобы аннулировать результаты футбольного матча? (Все футболисты заболели корью)

8. Как называлась первая столица донских казаков? (Черкасский городок)

6-й тур. Диалог призеров

(30-балльные вопросы)

1. При виде чего Пятачок так разволновался, что его пришлось укладывать в постель? (При виде голубых помочей Кристофера Робина)

2. Кто такой Сашка-Букашка? (Самый маленький родственник Кролика)

3. Как назывались лунные деньги? (Фартинги и сантики)

4. Когда борода старика Хоттабыча не работала? (Когда намокала)

5. Немецкий конец сказки «Золушка»? (Летела голубка — выклевала по глазу у мачехи и дочерей)

6. Как Нильсу Хольгерсену снова удалось стать большим? (Сделав доброе дело)

7. Какой травки не хватало в «Пироге Королевы»? (Чи- хай-на-здоровье)

8. Что случилось с Козликом в ночлежке? (Крыса укусила его за шею)

7-й тур. Конкурс болельщиков

Учитель: Итак, мы определили призеров нашей игры. Перед объявлением победителя я приглашаю всех участников нашего шоу принять участие в конкурсе болельщиков.

Конкурс этот немного необычный. Участник (победитель), набравший наибольшее количество баллов в ходе конкурса болельщиков, будет иметь возможность отдать 1 балл одному из наших претендентов, т. е. свой голос, как член жюри, своему «кумиру». Понятно условие?

А теперь об условиях конкурса болельщиков. Задания конкурса связаны с историей древнего мира. Здесь вам понадобятся знания истории Древнего Рима, Древней Греции и Древнего Египта.

Я предлагаю вам прослушать названия нескольких животных, пресмыкающихся и птиц. Вспомните, какие истории в древнем мире связаны с этими животными.

Итак, вот эти животные: волчица, гуси, конь, слоны, змеи, коза, павлин; змея, обвившая посох; паук, дельфин, черепаха, конь крылатый. (Термины можно называть после объяснения ребят.)

Правильные ответы

Волчица («капитолийская»). Статуя ее установлена в Риме в Капитолии за то, что, по легенде об основании города, она якобы выкормила братьев-близнецов Рема и Ромула, основателей Рима в 753 г. до н. э.

Гуси . Есть крылатое выражение: «Гуси Рим спасли», связанное с тем, что якобы гуси разбудили своим криком римских воинов в момент начала штурма Капитолия при нападении галлов на Рим в 390 г. до н. э.

Конь . Конь-сенатор — это почетное звание своему любимому коню по кличке Инцитатус Быстроногий присвоил римский император Гай Юлий Цезарь (Калигула) (37— 41 гг. н. э.), прославившийся за три года своего правления растратой казны, кровожадностью, казнями, убийствами и непомерным восхвалением своей личности и обожествлением при жизни.

Слоны карфагенского вождя Ганнибала, прославились в войнах, особенно в походе 218 г. до н. э.

Змеи , убившие жреца и прорицателя Трои Лаокоона и двух его сыновей. Эта трагическая гибель была уготована ему за то, что он призывал сограждан уничтожить деревянного троянского коня, не ведая, что гибель Трои была предрешена самими богами.

Коза. Есть миф, рассказывающий о том, что молоком божественной козы Амалфеи нимфы, охранявшие покой младенца Зевса на о. Крите, вскормили будущего громовержца.

Павлин — священная птица богини Геры. Легенда гласит, что Гера, обуреваемая ревностью, заставила Аргуса — стоглазое чудовище — днем и ночью стеречь любимицу Зевса Ио. Рассерженный Зевс поручил богу Гермесу убить ненавистного стража, что тот и сделал, усыпив предварительно все глаза чудовища. Опечалилась Гера, собрала все сто глаз убитого и разместила их на хвосте павлина.

Змея , обвившая посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа), считалась символом обновления (выздоровления), так как она ежегодно меняла кожу.

Паук . Разгневанной богиней Афиной была превращена в паука Арахна — смертная девушка из Лидии. Эта кара постигла ее за то, что она, будучи превосходной ткачихой, бросила вызов самой Афине, научившей людей этому ремеслу.

Дельфин — священное животное, по одной из легенд, он был первым свидетелем рождения из морской пены у берегов Кипра прекраснейшей из богинь — Афродиты.

Черепаха. Среди многочисленных животных, посвященных Афродите, черепаха — символ целомудрия.

Конь (белый, крылатый) Пегас, ударом копыта выбивающий глубокий след — «источник коня» — Гипокрену. Пегас — олицетворение поэтического вдохновения.

Определяется победитель конкурса болельщиков. Затем слово предоставляется членам жюри и объявляется победитель шоу. Учитель благодарит всех за активное участие и награждает победителя символической медалью. По окончании игры можно послушать аудиозаписи или поиграть в веселые мини-игры.

Интеллектуальная игра
«Самый умный»
для учащихся с применением компьютерных
технологий
Характеристика проекта
В качестве проекта разработан план – конспект интеллектуальной игры «Самый умный » для учащихся с применением компьютерных технологий. В проведении игры используется презентация, подготовленная в программе Microsoft Power Point . В процессе подготовки проекта был отобран нужный объём материала, разработана структура, т. е. содержимое каждого слайда, затем презентация изготовлялась в программе Power point . При создании презентации использовались материалы с мультимедийных дисков, газета Издательского дома «Первое сентября», энциклопедия «Я познаю мир». В ходе реализации проекта учащиеся просматривают слайды, отвечают на вопросы, компьютер позволяет повторить необходимый слайд.
Данный проект способствует развитию познавательного интереса учащихся, на игре нет равнодушных, каждый старается проявить свой интеллект, чётко прослеживается межпредметная связь, интеграция учебных предметов.
Рекомендуется использовать данный проект во внеклассной работе с учащимися .

Выводы : 1. В результате игры видно в состоянии ли участники, опираясь на свои знания по определённым предметам (математике, биологии, астрономии, географии и др.) отвечать правильно на поставленные вопросы.
2. Преподаватель видит, как усвоен учебный материал, могут ли ребята формулировать свои выводы и заключения.
3. Игра «Самый умный » выявила эрудитов, которые глубоко понимают и на практике объясняют различные процессы и явления.
4. Привлечение учащихся к подобным внеклассным мероприятиям, создаёт благоприятные условия для выявления и развития интеллектуальных, творческих способностей.
5. Преподавателю не требуется усилий для привлечения ребят к такого рода работе. Это может быть проведено в условиях любого образовательного заведения.
6. Игра «Самый умный » способствует развитию творческой активности, эффективному усвоению учебного материала, сплочению коллектива.

Ведущий:
В лицее учимся прилежно,
Каждый день приносит всем
Много новых утверждений,
Правил, формул, теорем.
Как запомнить их надёжно?
Где в уме их сохранить?
Чтобы в нужные моменты
Их с успехом применить?
Кто из нас читает больше?
Кто с компьютером на ты?
Кто ответы в интернете
Может вечером найти?
А, вообще, вопрос - глобальный:
Ты нам, компьютер, помоги,
На игре интеллектуальной
Эрудита нам найти.

ЭТАПЫ ИГРЫ :
1. Отборочный тур
2. Полуфинал
3. Финал

Отборочный тур
Участвуют 24 человека.
Играют одновременно.
Должны ответить на 12 вопросов из самых разных областей знаний о математике.
Предлагается на выбор 4 ответа .

1.Сколько струн у балалайки?
6, 7, 5, 3. /три/
2. Третий цвет радуги?
красный, желтый, синий, оранжевый. / желтый/
3. Деревянный кубик раскрашен в синий цвет, его ребро 3 см . Кубик распилили на кубические сантиметры. Сколько получилось кубиков окрашенных с трех сторон?
27, 4, 6, 8 /8/
4. В какой стране родился великий математик древности Архимед?
Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Хорезм./ Древняя Греция/
5. Кто математик из этих людей?
Леруа, Мегре, Лурье, Пуаро. / Лурье/
6. Среднее арифметическое чисел 5, 15, 40 равно
30, 20, 40, 15 /20/
7.Из скольких частей состоит пропорция?
2, 4, 3, 1. /2/
8. Под каким углом пересекаются диагонали квадрата?
прямой, развернутый, острый, тупой. / прямой/
9.Сколько исполнителей составляют сикстет?
4; 5; 6; 7. /6/
10. Как называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны?
Медиана, биссектриса, гипотенуза, высота. /Медиана/
11. Числа расположенные левее нуля?
Целые, дробные, отрицательные, натуральные /отрицательные/
12. Сколько недель в году?
34; 48; 50; 52. /52/
Дополнительные вопросы/в случае спорной ситуации/
1.Со скольких метров бьёт в гандболе пенальти?
3м; 7м; 9м; 12м. /7/
2. Диаметр окружности 8 см , каков радиус?
5, 8, 4, 2 /4/
3. Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой окружности.
Радиус, хорда, диаметр, биссектриса. / Радиус/
4. Фигура, имеющая 4 оси симметрии?
Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат. /квадрат/

2 тур полуфинал
Правила игры в полуфинале
Каждый играет 1 минуту.
Вопросы читаются быстро.
Вариантов ответов нет.
Если ответа нет, то участник говорит «пас».
Порядок игры определяется игрой «Дешифровка».

Дешифровка
Геометрическая фигура/круг/
Категории
Категория «Анатомия»
1. У младенца 300, у взрослого человека всего 206, различных по форме и размерам…/кости/
2. Нос, глаза, кожа, язык - четыре органа чувств человека, назовите пятое…/уши/
3. Нормальная температура человека… /36,6/
4.Сколько пар хромосом у человека? /23/
5. Около четырех килограмм весит один из органов чувств – это. ./кожа/
6. На человеческом теле растет до 5 миллионов…/волос/
7. Волосы на голове каждый месяц подрастают примерно на…/1см/
8. Около 950км – это общая длина… /кровеносной системы/
9. У взрослого человека -32 зуба, а у двухлетнего малыша - …/20/
10. Трехглавая мышца плеча называется –три…./трицепс/
Категория «География»
1. В какой современной стране находятся знаменитые пирамиды?/Египет/
2. В каком государстве Европы первыми стали применять пропорции?/Венгрия/
3. В какой стране проживал Диофант?/Древняя Греция/
4. Из какой страны ученый Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми? /Хорезм/
5. На каком острове родился Пифагор? /Самос/
6. Какой стране посвятил все свои работы Леонард Эйлер?/Россия/
7. Какой математик впервые определил размеры земного шара?/Эратосфен/
8. Какой национальности Карл Гаусс?/немец/
9. Имя какого города носят название цифры вида XXJJL ?/Рим/
10. Где находятся эталоны метрической системы?/Париж/
Категория «Сказка»
1. Кого из героев сказок можно назвать родоначальниками дачного строительства?/три поросенка/
2. Сколько лепестков у волшебного цветка Жени?/7/
3. Какой пес носит на лапе часы?/Артемон/
4. У Алисы двое часов: одни стоят, другие спешат. Какие часы лучше, с точки зрения математики?/те, которые стоят/
5. Какой великий русский писатель сочинял задачи для детей?/Л.Толстой/
6. У мальчика с пальчик на руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках его братьев?/50/
7. У царя Гвидона 7 сыновей, у каждого его сына по 7 сыновей, у каждого внука царя по 2 дочки, сколько правнучек у царя Гвидона?/98/
8. Сколько попугаев в одном удаве?/38/
9. Сколько разбойников в банде у Али-Бабы?/40/
10. Кто попросил на обед 3 корочки хлеба в харчевне «Три пескаря»?/Буратино/
Категория «Астрономия»
1. На поверхности этой звезды температура 6000 градусов./Солнце/
2. Сколько полюсов у Земли?/2/
3. Сколько планет в Солнечной системе?/9/
4.Первый человек, покоривший космос 12 апреля 1961 года…/Гагарин/
5. Сколько дней в лунном месяце?/28/
6. «Красная» планета, вдвое меньшая Земли…/Марс/
7. В каком месте Земли все тела больше?/на полюсах/
8. Где на Земле день равен ночи?/на экваторе/
9. Сколько созвездий на небе?/12/
10. Каков возраст Земли?/4-5млдр/
Категория «Животные»
1. Вес этого животного 150 тонн, длина 30 метров…/кит/
2. У акулы 1500, у человека…/32/
3. Сколько ног у паука?/8/
4. При рождении имеет рост 2 см , вес 1 грамм…/кенгуру/
5. Кто легко заглянет в окно третьего этажа?/жираф/
6. Кто развивает скорость до 112км/ч на коротких дистанциях?/гепард/
7. «Размах крыльев» больше 6 метров , вес до 2 тонн…/скат/
8. Птица, выполняющая 80 взмахов крыльев в минуту…/колибри/
9. Одним выстрелом посылает 30 стрел в своего врага…/дикобраз/
10. Три бегемота весят 850кг, 850000г, 0,85т. Выберите самого тяжелого. /одинаковы/
Категория «Спорт»
1. Что изображено на Олимпийском флаге?/5 колец/
2. Сколько клеток на шахматной доске?/64/
3. Сколько раундов в боксе?/12/
4. Назовите 3 основных вида хоккея. /на льду с шайбой, с мячом, на траве с мячом/
5. Сколько лыж в биатлоне?/2/
6. В футболе -11, в хоккее- 6…/игроков/
7. Какие по счету Олимпийские игры состоялись в 2008 году?/27/
8. Сколько человек входит в команду волейболистов?/6/
9. Что входит в «пятиборье»?/бег 100м, кросс, прыжки в длину-высоту, плавание, стрельба/
10. Можно ли проводить соревнования в бассейне площадью 1га, содержащем миллион литров воды?/нет, вода глубиной 1см/
Финал
Играют 3 команды.
Порядок старта определяется игрой «Дешифровка».
Дешифровка
Инструмент для измерения /линейка/
Предлагается 3 темы.
1. Геометрия.
2. Алгебра
3. Ученые математики.
За каждый правильный ответ своей темы игрок получает 2 балла.
За каждый правильный ответ темы противника-3балла.
За каждый правильный ответ общих вопросов-1 балл.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Вопросы 3 тура:
1.Какая буква в греческом алфавите первая?/альфа/
2.Сколько прямоугольных разрезов придется сделать, чтобы разрезать цилиндрическую головку сыра на 8 кусков?/2/
3.Сотая часть числа./процент/
4.Назовите число обратное числу 5 / 1/5 /
5.Кто впервые ввел понятие функция? /Лейбниц/
6.Сколько рублей было в русском золотом червонце, выпушенном в обращение при Петре первом? /10/
7.Чему равно среднее арифметическое чисел 9 и 4? /6,5/
8.Профессор лег спать в 8 часов и завел будильник на 9 часов утра. Сколько часов будет спать профессор? /1 час/
9.Назовите имя первой русской женщины-профессора математики./Софья Ковалевская/
10.Существует ли треугольник со сторонами 4,6,10см? /нет/
11.В каком городе есть улицы, носящие имена Лежандра, Реомюра, Паскаля, Бюффона, Карно, Декарта, Лейбница? /Париж/
12.Сколько лет в одном веке? /100/
13.«Пусть сюда не входит тот, кто не знает геометрию»,- написал на воротах своей академии…/Евклид/
14.Кто доказал что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов?/Пифагор/
15.Какова масса ядра в соревнованиях женщин?/5кг/
16.Назовите пару натуральных чисел, сумма которых равна их произведению. /2 и 2/
17.Указом Петра Первого автору учебника математики, которым пользовалось не одно поколение, была присвоена фамилия…/Магницкий/
18.Что случилось 31-го февраля?/нет такого дня/
19.Существует ли такое число, которое делится на любое число?/да, 0/
20.Прибор для построения окружности. /циркуль/
21.Носил ли Пифагор сам те штаны, которые на все стороны равны?/нет, носил трибул/
22.Кто создал первые тригонометрические таблицы?/Гиппарх/
23.Отношение синуса к косинусу. /тангенс/
24.Отрезок, концы которого не соседние вершины многоугольника?/диагональ/
25.Какие числа называли в древности «фальшивыми»?/отрицательные/
26.Автор учебника «Начала…»/Евклид/
27.Ордината точки окружности единичного радиуса./косинус/
28.Сколько сыновей было у мельника в сказке «Кот в сапогах»?/3/
29.Параллелограмм с равными сторонами…/ромб/
30.Какое число является делителем всех чисел?/1/
31.Когда 2 и 2 больше четырех?/22/
32.График функции обратной пропорциональности./гипербола/
33.Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году?/2 января/
34.Какую часть минуты составляют 15 секунд?/ ¼ /
35.Два луча с общим началом./угол/
36.Самая известная премия мира, которую не вручают математикам. /нобелевская/

Если у игроков одинаковое количество баллов , то игра «Связать по парам». Тема «Имена математиков»
Леонард Декарт.
Франсуа Ферма.
Рене Виет.
Пьер Эйлер.

/Подведение итогов, оглашение результата игры, поздравления, награждение /
Ведущий:
Поздравляем победителя!
Идея в воздухе носилась
И вдруг в умы переселилась:
«Самый умный» кто у нас?
Интересная игра
Увлекла всех разом!
Победил! И ты – герой!
Самый умный сразу.
Час сражение всё длилось,
Всех достоинства открылись.
Но никто не ожидал,
Что таким будет финал.
На небосклоне той игры
Мы звезду свою зажгли.
Будет звезд еще немало,
Та игра - традицией стала!
Информационные источники:

1. В основу положены правила телевизионной игры «Самый умный».
2. Я. И. Перельман. «Занимательная алгебра».
3. Энциклопедия для детей «Я познаю мир».
4. Приложение к газете «Первое сентября».

Марина Халимова
«Самый умный». Интеллектуальная игра для старших дошкольников

«САМЫЙ УМНЫЙ »

Интеллектуальная игра для старшей и подготовительных групп ДОУ.

Цель : Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, творчества. Выявить способности детей в разных областях познания.

Ход игры

Ведущий :

День не обычный сегодня у нас

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собрались снова детвора

Конкурс начинать нам пора.

Ведущий : Мы приветствуем зрителей и участников игры "Самый умный "! Здесь нет слабых соперников, а есть решительные и эрудированные, остроумные и находчивые игроки . Я с удовольствием представляю вам участников игры.

Представление участников

Ведущий : А оценивать наших игроков будет справедливое жюри.

Представление членов жюри

Мы начинаем игру. Вначале несколько слов о её правилах. Игра состоит из 4 раундов. Лучшие игроки проходят в следующие туры. В каждом туре остаются сильнейшие. И в последнем раунде определятся победитель.

Внимание! Вы готовы? Итак, начинаем 1-й тур!

Я буду задавать вопросы, и давать два варианта ответа. Карточка с цифрой 1 обозначает первый вариант ответа, с цифрой 2 – второй вариант. Игроки, ответившие правильно на все вопросы переходят во второй тур. Готовы?

Вопросы :

1. Какой цветок мог выполнить только 7 желаний?

(ромашка, цветик - семицветик)

2. как называется период времени из 12 месяцев?

(год, неделя)

3. как называют человека, который придумывает здания и выполняет их чертежи?

(архитектор, строитель)

4. Как называется второй месяц весны

(март, апрель)

5. Что похоже на квадрат?

(куб, кирпичик)

6. Какой первый день недели?

(понедельник, воскресенье)

7. Какая птица относится к хищным?

(сова, воробей)

8. У кого 6 лапок?

(у паука, у пчелы)

9. За кого ухватилась кошка в сказке «Репка» ?

(за внучку, за жучку)

10. Как называется место в природе, где много солнца и мало воды?

(джунгли, пустыня)

11. В какое время года с теплых стран к нам прилетают птицы?

(весной, осенью)

12. Как называется домик для птиц, сделанный человеком?

(скворечник, гнездо)

13. Какую книгу папа Карло купил Буратино?

(азбуку, энциклопедию)

14. Любимое лакомство Карлсона?

(мед, варенье)

Вед. Ну что, молодцы. Приступаем к следующему заданию. Сейчас я каждому по порядку буду загадывать загадки, вы внимательно смотрите на экран и попытайтесь дать правильный ответ.

Презентация загадок.

Вед : Настало время слова жюри. Сейчас мы узнаем, кто пройдет в следующий тур.

Слово жюри

Музыкальная пауза

Итак, 2 тур.

Вам нужно назвать имена героев из разных сказок. Готовы? Тогда начали.

1. Девочка, которая дружила с семью гномами? (Белоснежка)

2. Сын папы Карло? (Буратино)

3. Маленькая красавица, родившаяся в цветке? (Дюймовочка)

4. Веселый шалун, побывавший на Луне и в Солнечном городе? (незнайка)

5. Всех излечит, исцелит это… (Доктор Айболит)

6. Девочка, которая несла корзинку с гостинцами (Красная шапочка)

7. У него было 40 разбойников? (Али - баба)

8. Ее карета превратилась в тыкву? (золушка)

9. Он бегает по Африке и кушает детей. (Бармалей)

10. Кто купил на базаре самовар? (Муха - цокотуха)

11. Она проснулась от поцелуя принца (Спящая красавица)

Вед : Хорошо, с половиной заданий вы уже справились. Для вас уже готово следующее испытание. Вам нужно внимательно послушать звук и назвать, чей он. Называем по очереди.

Звучат звуки

Вед : А пока наше жюри подводит итоги второго тура, мы поиграем с нашими болельщиками. Предлагаю послушать отрывки из детских песен, а вам нужно догадаться из какого она мультфильма. (Сказать название)

Звучат фрагменты песен из известных мультиков

Слово предоставляется жюри.

В третий раунд проходят 6 участников.

Вед : Дети, которые прошли в третий тур очень серьезные игроки. Это уже маленькая ступенька к победе, но мы должны определить, кто сегодня окажется самым умным . Каждому игроку я буду задавать по 5 вопросов, вы должны дать как можно больше правильных ответов.

1игрок :

1. Что ест крокодил на Северном полюсе? (он там не живет)

2. Береза – это дерево, самолет – это? (транспорт)

3. Какое слово лишнее : слон, тигр, воробей, лиса? (воробей)

4. У нее две лапы, хвост и перья, умеет летать. Кто это? (птица)

5. Как ты называешь папу твоего папы? (дедушка)

1. Трава – это растение, весна это-? (время года)

2. Кого в лесу больше : птиц или воробьев? (птиц)

3. Назови одним словом : тетрадь, ручка, портфель – это? (школьные принадлежности)

4. На столе лежат 2 груши и 2 яблока, сколько овощей лежит на столе? (нисколько)

5. У бабушки Маши есть внучка Даша, кот Пушок и собака Жучка. Сколько у бабушки внуков? (1)

1. У собаки Альмы родились котята : один беленький, другой - черненький. Сколько котят у Альмы? (нисколько)

2. Какого цвета волосы у колобка? (нет волос)

3. Сколько орехов в пустом стакане? (стакан пустой, нисколько)

4. Как зовут маму теленка? (корова)

5. Чего больше на Земле воды или суши? (воды)

1. Какие птицы не умеют летать? (пингвины, страусы)

2. У какого дерева белый ствол? (береза)

3. Волк – хищное или травоядное животное? (хищное)

4. ворует кур в деревне? (лиса)

5. Эта птица, которая охотится на лягушек. (цапля)

1. Какое дерево наряжают на новый год? (елку)

2. Ищет желуди под дубом. (кабан)

3. Когда от нас улетают птицы в теплые страны? (осенью)

4. Как называется страна, где мы живем? (Россия)

5. Назовите выходные дни недели. (суббота, воскресенье)

1. Назовите президента нашей страны. (Путин)

2. какая птица не высиживает своих птенцов? (кукушка)

3. Полосатое насекомое, которое может ужалить? (оса)

4. какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточка)

5. Какая цифра получиться, если перевернуть шестерку? (9)

Пантомима

С вопросами справились. В следующем задании вам нужно изобразить (показать движениями) животного, который нарисован на картинке (лиса, заяц, медведь, лягушка, птица, цыпленок) . Или действие : мыть посуду, подметать пол, забивать гвоздь, рубить топором, стирать белье, пилить пилой.

Слово жюри

Вед : Ну вот и наши финалисты, один из них займет первое место и получит звание «Самого умного» игрока.

Для каждого участника предлагаются вопросы. Вам нужно вспомнить и назвать имена героев сказок и сказочных предметов. Я проговариваю первую часть имени или названия, а вы - вторую. Например, Кощей …. Бессмертный

Василиса – (прекрасная)

Мальчик – (спальчик)

Иван – (Царевич)

Змей – (Горыныч)

Крошечка – (Хаврошечка)

Сестрица – (Аленушка)

Скатерть – (самобранка)

Гуси – (лебеди)

Конек – (Горбунок)

Цветик – (семицветик)

Правильные ответы защитаны. И последнее решающее задание «Что Не так?» . Надо посмотреть внимательно на картинку и сказать, что не так. Отвечать надо быстро, и не раздумывая.

Игра «Что лишнее»

Подводятся итоги.

Награждение грамотами.

Ведущий : Вот и подошел к концу наш конкурс, вы ребята достойно выдержали испытания

Молодцы! Мы говорим вам до свидания, до новых встреч!

Статьи по теме: