Обзор Civilization: Beyond Earth. Пехотный гамбит. Минусы Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth. Дивный новый ад

В предыстории Civilization: Beyond Earth говорится о некой Большой Ошибке, которую совершило человечество в прошлом, расплатившись за это тремястами годами упадка. Вслед за этим последовал новый Золотой Век, который позволил людям вырваться на широкие космические просторы и начать расселяться по другим планетам. Firaxis утверждает, что им не известно, в чем состояла та самая ошибка, но нас-то не обманешь. Единственная Большая Ошибка, которая могла бы повергнуть Землю в хаос на триста лет, - никогда не разрабатывать и не выпускать Civilization: Beyond Earth. Слава Богу - пронесло.

ПОШАГОВАЯ RPG


Firaxis в полной мере удалось то, что доселе получалось только у братьев Голлоп: привнести в пошаговую стратегию ролевой элемент, не уступающий стратегическому по силе воздействия на игрока. Вся эта экспедиция к звездам есть по сути протагонист игрока, главный герой приключения. Для начала нам предлагают выбрать организацию, спонсирующую полет, то есть расу с положенным расовым бонусом. У одних мощнее армия, у других спутники дольше держатся на орбите, третьи быстрее учатся. Неважно, что именно предлагает выбор спонсора. Главное, что этот выбор определяет один из главных векторов прокачки. После этого необходимо укомплектовать экипаж и определить содержимое грузового отсека. Это начальное снаряжение, с которым вы начнете покорять неизведанный мир. Одно дело взять с собой инженеров и побольше энергоресурсов, и совсем другое - забить трюмы оружием и биосканерами. Осталось только выбрать планету и можно отправляться в путь.


Интересно, это передняя часть червя или задняя?


Первые же шаги по нехоженым тропинкам новой родины помогают понять, какой элаймент предпочтителен для данной планеты. Всего предусмотрено три пути. Путь Гармонии (условно говоря, lawful good) предусматривает отказ от всего человеческого и полную ассимиляцию. Путь Праведности (своеобразный chaotic evil) приведет вас к глобальному терраформированию планеты в точную копию Земли, а Путь Превосходства (ни дать ни взять - true neutral) завершается окончательной кибернизацией и абсолютной нечувствительностью к местным условиям жизни. С точки зрения стратегической, если планета богата жизнью, то логичнее жить с ней в гармонии, а если досталось что-нибудь вроде Дюны, то можно и перепахать ее вдоль и поперек: от гигантских червей (а они тут есть) в хозяйстве все равно толку никакого.


Квесты взяты прямиком из ЕГЭ


Однако, прибыв на новое место, с удивлением понимаешь, что действовать хочется не так, как диктует выгода и логика, а как велит выбранная перед полетом роль. И вот уже рейнджеры отстреливают местную фауну, а инженеры собирают ультразвуковой барьер. Дальше-больше: когда через несколько ходов начинают приземляться потенциальные конкуренты, к ним не испытываешь обычной для стратегического жанра вражды. Даже когда они приходят попросить в долг электричества или титана (который вообще-то идет исключительно на строительство военных юнитов), ты помогаешь им с легким сердцем. Они же они братья тебе, так же заброшенные далеко от дома. Притом у них там еще голые стены, а у нас уже ферма, генератор гудит, археологи раскапывают очередной артефакт, и вот-вот запустится метеоспутник. Раздражение и даже злоба придет потом и только по идеологическим причинам. Ты двадцать лет изучал ксеногеном, а эти дикари выжгли все живое на сто километров в округе. Или наоборот - у тебя вся техника брошена на вырубку грибов и засев полей земными растениями, а сосед себе щупальца отращивает, променял, гадина, человеческую сущность на комфортную, сытую жизнь. Такого простить, конечно, нельзя.

Совершенно не похожа на стратегическую прокачка персонажа, которая здесь маскируется под научные открытия. В каждой области знаний имеется основная дисциплина и пара дополнительных. Очень похоже на развитие персонажа в RPG. Можно пробежаться по верхам, набрав побольше базовых навыков, а можно углубиться в пару специальностей и достичь в них вершин мастерства. Выбирая технологии для изучения, ловишь себя на том, что рука тянется не к тем, которые нужнее на данный момент, а к тем, которые дадут дополнительный балл на выбранном Пути. Это то самое чудо, которое сотворила команда Firaxis, - в стратегической игре создана атмосфера, влияющая на выбор игрока больше, чем традиционная для жанра движущая сила - целесообразность. Возможно, это первый случай за всю историю «Цивилизаций», когда решаешь сердцем, а не головой.


Есть, конечно, некоторые огрехи. Непонятно, почему люди, пересекшие космические пространства в поисках нового дома, должны заново изучать, скажем, кибернетику. Ну ладно там экология или генетика, это еще куда ни шло - другая планета и все такое. Но баллистика и робототехника... Как мы вообще в космос-то вышли без баллистики?

По счастью, такого рода условностей немного, поэтому самоощущение ребенка, брошенного одного в темной пустой комнате и вынужденного наощупь искать из нее выход, не покидает игрока до самой развязки.


Фамилия персонажа Козлов. Ведет себя также


ЦИВИЛИЗАЦИЯ НОМЕР ШЕСТЬ


При всем этом собственно стратегическая часть Civilization: Beyond Earth по меркам серии довольна слаба. Она практически полностью повторяет механику Civilization V (она же сильно урезанная Civilization IV), которой мы в свое время поставили рекордно низкий для «Цивилизации» балл именно за бездумное отсечение целых игровых пластов, традиционно составлявших основу серии.

Города-государства, предназначавшиеся на роль яблока раздора, превратились в торговые базы. Добиваться их благосклонности больше не нужно, надо только отправить туда специальный караван, чтобы получить положенный бонус. Социальная политика преобразована в так называемые добродетели, разбитые на четыре раздела. Открываются они, как и прежде, за накопленные баллы культуры и немного меняют общие свойства колонии. Нового тут только одно: при определенной конфигурации приобретенных добродетелей срабатывает их синергия, и фракция получает дополнительный бонус. Исторические личности заменены спутниками. Спутник зависает над указанным гексом на некоторое количество ходов (зависит от его типа и текущих характеристик фракции), давая области под собой специфический бонус. При этом запущенный спутник занимает контролируемую им часть карты, что не позволяет натыкать с десяток спутников над одним и тем же местом. Бонусы могут быть самые разные - от повышенной выработки энергии до автоматического лечения юнитов. Ограниченность области действия спутника с лихвой компенсируется тем, что, в отличие от исторических личностей, спутники можно клепать сколько и какие угодно, а потом вывешивать над любой точкой своей территории.


Спасение утопающих - дело военной авиации


Основным новшеством в боевой части являются, конечно, отряды инопланетного зверья, заменившие традиционных для серии варваров. Туземная фауна ведет себя куда осмысленнее варварских племен Земли. Основным приоритетом местных является охрана гнезд. Если не маячить возле них, то можно вполне мирно сосуществовать. Даже если произошла стычка и отношения испортились, достаточно некоторое время придерживаться нейтралитета, чтобы иконки над стайками жуков и тараканов снова стали зелеными. Одним только гигантским червям политическая ситуация безразлична. Эти ползают где хотят, не обращая внимания на разрушаемые постройки и дороги. С беспределом можно смириться, а можно начать отстреливать дебоширов, но занятие это дорогостоящее и муторное: один червь может элементарно раскидать целую армию, да и мелочь на вас обозлится. Единственный стоящий повод для глобальной конфронтации с целой планетой - начало массированного терраформирования, поэтому, встав на Путь Праведности, надо быть готовым к большой войне.

Широко разрекламированная система квестов большей частью сводится к простому моральному выбору, результат которого заранее объявлен. Есть, однако, и настоящие квесты, которые действительно необходимо выполнять. Они подразделяются на два вида: обучающие, вроде строительства аванпоста или отправки торговых караванов, и сюжетные, связанные с продвижением по выбранному Пути. В целом ощущения от квестовой системы положительные, но не особенно яркие.

Вот что действительно прискорбно, так это отсутствие всепланетного совета, решающего глобальные дипломатические проблемы и устанавливающего общие правила поведения. В некоторой степени это оправдано сеттингом - фракции должны действовать, не оглядываясь друг на друга ввиду различий в подходах к колонизации планеты. С другой стороны – введение аналога ООН существенно разнообразило бы куцую дипломатию, взятую из Civilization V и скукожившуюся до торговли и территориальных претензий. Даже шпионаж в Civilization: Beyond Earth почти целиком выродился в воровство ресурсов, пара продвинутых трюков типа мгновенного захвата города не в счет: для них нужно готовить почву, и даже в самых благоприятных условиях они чаще всего заканчиваются разоблачением агента.

Не рискнула Firaxis перенести из Alpha Centauri и систему сборки боевых юнитов. Вместо этого реализован трехступенчатый апгрейд каждого из базовых типов войск (а их, кстати, не так уж и много) с выбором перка на каждой ступени развития. Апгрейд становится доступен при достижении определенного прогресса на выбранном Пути. Помимо этого, начиная с четвертого шага каждого Пути, можно изучать и производить специализированные юниты, которые серьезно превосходят по параметрам даже усовершенствованные базовые войска. Где-то с этого момента туземная фауна перестает быть значимой угрозой для наших вояк. Исключение составляют все те же черви, которые попортят много крови даже самой развитой колонии. Разве что пойти по Пути Гармонии и приручить проклятых тварей.


На границе танки ходят хмуро...


КУДА ВЫВЕДЕТ КРИВАЯ?


Начиная с пятой части, серия Civilization демонстрирует существенный уклон в тактику и отход от большинства стандартов 4X-стратегий. Перекочевавшая из варгеймов боевая система продолжает совершенствоваться: вот и в Civilization: Beyond Earth стрелки и артиллерия научились прикрывать своих от воздушных атак и сбивать вражеские спутники. Кроме того, юниты сами по себе стали более живучими, что позволяет им зачастую действовать в одиночку или малыми группами. Это решает проблемы перемещения крупных армий на большие расстояния, да еще и в пошаговом режиме. Одновременно происходит последовательное упрощение дипломатической, социальной и в некоторой степени экономической составляющих. Еще пара шагов в этом направлении, и нужно будет ставить вопрос о нынешней жанровой принадлежности прародительницы всех глобальных пошаговых стратегий.


Итоговая оценка: 8,5 баллов из 10!

Большой червь, выползающий из земли в космической колонии. Зверь без политических, военных планов и способностей различать сторонников конфликта, двинулся в направление агломерации. Нам помогли не только отряды пехоты, но даже воздушные истребители. Да, Civilization: Beyond Earth — без сомнения вводит новые элементы в игру.


Civilization: Beyond Earth — Обзор

Игра Civilization: Beyond Earth — Отзывы

После посещения пяти земных карт и несчетного количества добавок, стратегическая команда решила отправиться в космос. Абсолютно этому не удивлен. Производители были поставлены в тупик, из-за чего культовая марка нуждалась в разнообразии, необходим был глоток свежего воздуха, которого не в состоянии был дать ни Джордж Вашингтон, ни Царица Екатерина.

Вместе с Civilization: Beyond Earth мы попадаем не только в невероятное космическое путешествие, но и на новые, экзотические и неизвестные ранее планеты.

Геймплей Civilization: Beyond Earth

Геймплей, в новой стратегической игре, можно разделить на два основных периода. Первый — это изучение окружающей среды, правил, существующих на чужих планетах, а также других форм жизни, которые могут быть как нашими союзниками, так и врагами. Второй этап — это уже «классика», покорение Цивилизации в футуристической оболочке, без крупных и наиболее значительных изменений в самой механике.

Именно эти первые несколько часов, с элементом познания неизвестного, новых возможностей, новых правил и новой окружающей среды, является лучшим из того, что игра может предложить. Изучение космических миров и небывалых ранее видов, а также развитие технологий завтрашнего дня — все это будет радовать любого любителя серии, предоставляя ему совершенно новые ощущения. К сожалению, через некоторое время магия проходит. Без неё остается только старая, хорошо известная нам Цивилизация, которая после премьеры пятой части почти не изменилась.

Как быстро вы поймете, что космическая оболочка — это только косметика. Civilization: Beyond Earth — станерт схожей с Civilization V четырехлетней давности.

Несмотря на почву другого цвета, юнитов и зданий, а также новых, полностью вымышленных лидеров — это все та же игра. Схожесть в интерфейсе, те же ощущения, визуализация, совпадение палитры движений юнитов и такие же значки. Когда вы посмотрите на это с небольшой дистанции, заметите, что Beyond Earth, стал еще одним, большим и платным расширением для Civilization V, в которой игрок с Земли будет обитать в космосе. Ха, обычное явление!

О новой игре и системных требованиях

К сожалению, подтвердились мои худшие опасения. Новое произведение Sida Meiera напоминает модификацию для игры, которая лежит на полках магазинов уже более 4 лет. Наиболее ощутимая разница – в странно и непропорционально высоких системных требованиях. Ну, я думаю, что у вас материнская плата не Radeon. Разработчики сделали возможным запуск игры, с использованием технологии Мантия от AMD. Благодаря этому, Beyond Earth прекрасно работает на слабых, офисных устройствах, что является огромным плюсом для привилегированных игроков. Действие игры в режиме Мантия проверил Давид Кащинский, и его результаты выглядят очень многообещающими.

Это не значит, конечно, что в космической Цивилизации не хватило свежего воздуха. Этого, однако, слишком мало, чтобы говорить о новых впечатлениях во всей серии. Изменений много, но в основном это детали и мелочи.

Нации и кланы

Забудьте о Казимире Великом, Наполеоне или Клеопатре, футуристических лидерах, в которых может играть игрок, тут их гораздо, гораздо меньше. Они имеют некоторые черты, для современных наций. У нас, например, Империи, США, Африканский Союз, Словяне (Россия, вероятно, присоединилась к ней, если речь идет об НАТО), и коллектив Азии в целом.

К сожалению, играть со сторонниками конфликта, даже не на половину так выразительно, как с настоящими нациями. Им не хватило особенностей, характера или богатой культуры. Различия между ними также минимальны, лишь для нескольких специальных модификаторов. Забудьте об уникальных зданиях, единственных в мире чудес света или исключительных единицах для вербования.

В Civilization: Beyond Earth различия между нациями образуются не за счет истории и культурного достояния, а за счет выбора пути или „идеологии”. Пути, в котором каждый придерживается своей галактической технологии. В большом распоряжении у нас, сторонников интеграции с Инопланетянами и наукой, сторонников превосходства человеческой расы над всеми другими и мастерами компромисса, стоит упор на технологическое развитие. В зависимости от выбранной дорожки меняются наши подразделения и города.

И что интересно, мы можем следовать каждой из дорог одновременно. Дизайнеры не ограничивают нас выборами в начале игры. Вы сами решаете, в каком направлении будет развиваться наша цивилизация, выбрав соответствующие технологии. Эти формы жизни превратились в открытую галактику. Благодаря этому, игрок имеет, гораздо большую свободу в принятии решений, что и когда выпускать, без знания предыдущих достижений науки.

Третей по величине, и одновременно интересной новинкой в серии, является, конечно, Чужой. От игрока полностью зависит, в каких отношениях с новыми видами будет жить наша нация.

К сожалению, внеземные существа представлены в роли дикарей. Это дикие, сторонники конфликта, которые почти всё время сохраняют нейтралитет, нападая на каждого понемногу. В более поздней стадии игры, сторонники защиты других видов в состоянии обуздать космические силы. В свою очередь, твердый, безжалостный колонизатор (да-да, это я), получает бонусы за истребления инопланетян и их гнезд.

Производители не проявили чрезмерной креативности. Большие червяки — это, пожалуй, самый интересный пример внеземной формы жизни. Огромные, мощные и невероятно стойкие. Они способны выдолбить подземные туннели, и на начальном этапе игры, действительно, мало кто в состоянии их остановить. Эти звери цари, они заселили целые города, будучи огромной проблемой для большинства игроков.

Целая серия мелких, интересных идей

Благодаря им, Цивилизация дождалась следующего: после водных, воздушных и наземных транспортных измерений — измерения орбитального. К сожалению, возможные разработки и запуск спутника, привели в основном к малой площади улучшений для наших подразделений и участков. Потенциал игры гораздо, гораздо больше.

Другие новинки — это автоматическое улучшение единиц, возможность для изучения руин Чужих, или выполнение побочных квестов, за которые мы получаем дополнительные призы. Это, однако, мелкие исправления, а не улучшения по космической части. Вся остальная сущность игры составляет то, что мы узнали за четыре предыдущих года.

Итог

Хотя и изменены некоторые элементы, изношенные колонны осталось непоколебимыми. Кто-то может спросить — зачем менять то, что работает? Кто-то другой может тогда задать еще вопрос — зачем в очередной раз покупать то, что уже купил?

Наибольшее нарекание Civilization: Beyond Earth — не затуманенные фракции, и неиспользованный потенциал Чужих. Основной немезидой этой игры, является намного более мощная — Civilization V.

Пятая Цивилизация превратилась в комплексную стратегию, в которую на избитом ноутбуке играю и сейчас. С точки зрения возможностей и сложности, Beyond Earth не растет в титуле на подъеме. Конечно, производители будут пытаться изменить положение вещей за счет грядущих дополнений. Я оцениваю то, что имею перед собой. Не то, что может произойти в течение нескольких следующих месяцев. Civilization V потребовало трех лет, чтобы превратиться в отличную стратегию. Можно предположить, сколько времени потребуется разработчики, чтобы привести космических колонизаторов в такой вид.

Civilization: Beyond Earth без сомнения — не плохая. Конечно, производство держит уровень, как и базовое, пятое издание серии. Игра является настоящим покорителем времени, а виртуальный космос, впервые, за несколько часов, кажется удивительным, волшебным и угрожающим одновременно. После более чем 20 часов игры мне вновь хочется вернуться к Civilization V с добавками.

Civilization: Beyond Earth видео трейлер

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Многие ученые спят и видят загнивающее будущее, где запас ресурсов на Земле истощился, и человечеству в срочном порядке необходимо искать новые пути к выживанию. И если в реальном мире это просто мрачные прогнозы, то в новом творении Firaxis Games час глобального голодомора пробил. Объединив усилия, народы всего мира создали проект, цель которого – отправить в далекий неизвестный мир космический корабль, под завязку утрамбованный колонистами. В роли правителя одной из колоний и предлагает выступить , рассказывая, наконец, что же произошло с людьми после постройки звездного крейсера в прошлых частях серии.

Дивный новый мир

Путь к звездам под предводительством бравого игрока начинается еще с Земли, ведь нужно продумать оптимальное направление развития. Разные нации предлагают свои наборы бонусов, Славянский Союз, само собой, нашел место в рядах восьми главных игроков мира будущего. Банкетом же наших соотечественников правит некий Вадим Козлов. Какой бы народ вы не избрали, высадка в чужом мире после столетнего сна в криокамере заканчивается основанием небольшого городка. Столица окружена ядовитыми испарениями, неизвестными растениями и монстрами, напоминающими зергов, но не спешащими совершить «раш» на первом ходу. Да и вообще, местные формы жизни в большинстве случаев не нападают первыми, серьезно проявляя агрессию только если прилетевшие людишки начинают громить их гнезда или превращать сородичей в решето. Наживать врагов в виде инопланетных монстров на ранних стадиях развития не желательно – такие твари, как подземные черви, заимствованные из Дюны, или Кракены размером с остров, могут нанести непоправимый урон вашей колонии. А роль завтрака для инопланетной фауны не очень походит на миссию по спасению человечества.

Оказавшись на неизвестной планете, людям приходится осваивать новый мир и развивать технологии уже с учетом местных условий. Изначально карта покрыта туманом войны, если вы решили не перегружать колонизационный корабль сканером континентов. Что касается исследований, то в Beyond Earth привычное дерево заменено «паутиной», что добавляет системе большей вариативности по сравнению со старой схемой. Развитие влечет не только открытие новых строений, но и движение по трем путям совершенства – Праведности, Превосходству или Гармонии. Набрав определенное количество очков в любом направлении, можно модернизировать свои юниты, выбрав более приглянувшийся перк. При этом ранее построенные войска не придется возвращать на свою территорию и улучшать – они автоматически возьмут на вооружение новые технологии. Мечта Цивиломанов номер семь исполнена.

Эволюция

Горький опыт не научил людей жить в мире. Выбранное направление исследований влияет не только на путь развития юнитов, но и открывает доступ к уникальным боевым единицам. Печальный опыт перенаселенной родины не укротил нрав человеков – они все также стремятся противостоять всему, что не похоже на них, и поклонники генных модификаций не смогут долго прожить в мире рядом с любителями кибернетических улучшений рода людского. До объявления войны со стороны компьютерного оппонента доходит не часто, зато ИИ способен заранее окружить ваш город, отхватить его за пару ходов и предложить мировую. Оказавшись под угрозой тотальной аннигиляции, искусственный оппонент будет пытаться всячески задобрить его величество игрока, иногда предлагая за прекращение огня половину своих городов.


Достичь победы в Civilization: Beyond Earth теперь можно и нужно значительно быстрее, чем в прошлых частях серии. Даже если отключить все дополнительные условия, вроде постройки портала на Землю, трансцендентности или связи с пришельцами, тотальное уничтожение всех наций не займет много времени даже при выборе самой огромной планеты. Причин тому две: во-первых, наибольший размер карты значительно меньше аналогичной из прошлых частей, а во-вторых, продвинутые технологии способствуют более простой осаде городов. Серьезные потери можно понести в основном от мобильных юнитов противника, обходящих ваши основные силы и нападающих на беззащитную в ближнем бою артиллерию.

Шпионы могут отжать целый город. Еще одним путем противостояния является шпионаж, позволяющий не только как следует разнюхать все о противнике, но и разжиться новыми технологиями, юнитами и даже городами. Для последнего потребуется серьезно поднять уровень «интриги», что не всегда возможно ввиду наличия построек, способных ограничить список доступных шпионам операций.

Серьезным нововведением, от которого ни капли не несет старостью, являются квесты. С первых ходов выдаются задания, варьирующиеся от банального уничтожения десяти инопланетян и до целых цепочек с раскопками артефактов и основанием городов в определенных регионах. Тут же небольшое «но» для тех, кто не силен в поглощении большого количества букв – все квесты сопровождаются только текстовым описанием. В случае нехватки информации для понимания задания рекомендуется использовать фантазию. Отдельным типом квестов являются просьбы судьбы, где от игрока требуется лишь одно – принятие решения. Оба предложенных варианта при этом дают бонусы для строений, юнитов или всецелого процветания колонии. Стоит ли говорить, что часть квестов доступны только при определенном пути развития?


Стремясь к победе, не стоит забывать и о цивилизованном развитии поселенцев новой планеты – на этот раз разработчики представили четыре дерева культурных бонусов, разбив их на уровни. Получить дополнительные +10% к производству еды или усилить на 5% все боевые подразделения, теперь можно просто открыв определенное количество бонусов в нужной колонке или строке таблицы. Звучит сложно, но на практике сделано очень наглядно и удобно.

Снова в космос

Спутники добавляют новый слой противостояния. Учитывая серьезное развитие технологий даже на старте игры, было бы недопустимо не развить тему спутников, и разработчики со всей ответственностью подошли к этому вопросу. Начальные экземпляры позволяют рассеивать надоедающую на первых порах миазму, но продвинувшись в развитии можно получить в распоряжение космические жестянки, способные проводить орбитальные удары в зоне своего действия или открывать на ранее пустынных клетках залежи ресурсов. Вершиной развития освоения космического слоя можно по праву считать телепортационный спутник – поместив его в тылу неприятеля, можно легко перебрасывать юниты с любого своего города в зону действия девайса. Главное – позаботиться о защите, ведь оснащенные ракетным оружием войска способны одним выстрелом превратить орбитальный объект в груду мусора.


Вспоминая прошлые части серии и смотря на новое творение, заметен более ответственный подход к тестированию до релиза. В кои-то веки Цивилизация с первого дня после выхода не заставляет компьютер задумываться на долгие минуты в моменты хода оппонента. Графически при этом все выглядит весьма прилично, а обладатели хороших видеокарт смогут насладиться дополнительными эффектами, вроде глубины резкости при переходе камеры в панорамный режим.

Рассматривать новую Цивилизацию без оглядки на прошлые игры серии не получится при всем желании – заядлые фанаты не смогут не заметить торчащих ушей буквально из каждой щели, но это никак не портит общее впечатление от знакомства с Beyond Earth . Хорошие идеи из прошлых частей сохранены и помещены в новую обертку. Кроме того, в затертый жанр добавлено достаточно нового, что освежает игровой процесс и заставляет проводить много часов, кропотливо руководя развитием своей колонии.

Всегда была про экспансию, захват, гонку, если хотите. Застолбить земли, прорваться к двигателям внутреннего сгорания, погубить все чужие культуры! Так или иначе, победа почти всегда достигалась через тесный контакт с оппонентами.

При всем внешнем сходстве с — игра совсем иного толка. Она позволяет побеждать вообще без давления на соседей. Не экспансия, а поиск. Не ралли-трек, а бескрайнее поле без указателей.

Привет, жестокий мир! И что нам с тобой делать?

Tabula rasa

Как начинается партия в Civilization 5 ? Основываем столицу, высылаем исследователя, захватываем земли, мчимся по одной из ветвей научного развития. Почти всегда бонусы вашей нации загодя определяют, к какой победе вам выгодней стремиться: например, бонус корейцев к науке обеспечивает прирост исследований, почти гарантирующий «научную» победу, а туристический бонус Франции дает мощную фору в культурной гонке. Настолько мощную, что пытаться победить войной — просто нерационально. Как копать землю ложкой.

Типов планет пока не очень много, но в настройках есть простор для экспериментов.

В Beyond Earth все иначе. Перед стартом, кроме фракции, предлагают выбрать тип посадочного модуля, груз и класс поселенцев. Они тоже дают бонусы, но все эти переменные больше не дают четкой установки на победу. Это всего лишь инструменты с широким набором функций, которые влияют на стиль игры, но не определяют загодя, каким образом вы придете к господству. Потому что старые условия (не считая победы через завоевание) здесь не действуют. Beyond Earth преодолела земную суету и перешла к совершенно другим, философским, ценностям.

Дивный новый ад

Beyond Earth , словно начитавшись трудов Хелфорда Маккиндера , формирует менталитет нации с помощью рельефа и ландшафта. Три ключевых ресурса — фираксит, антигравий и ксеномасса — мягко намекнут, какую философию будут практиковать ваши колонисты в ближайшие сотни лет.

Вникнуть в запутанную схему исследований непросто, а тут еще и научных понятий уйма... Но это гораздо проще, чем кажется.



На всех этапах избранного философского пути вас осчастливливают подходящей случаю вымышленной цитатой. А на некоторых еще и награждают приятным бонусом. По мере следования пути заметно изменяется вид ваших городов и отрядов. Метаморфозы ждут и лидеров фракций.

Фираксит необходим адептам превосходства — своего рода трансгуманизма, поощряющего рост ментальных и физических способностей, притом любой ценой. Для них победа — это освобождение родной Земли от первобытной глупости путем массовых расстрелов.

Антигравий — ресурс исповедующих праведность , изоляционизм и ксенофобию. Праведники намерены превратить чужую планету в Землю обетованную и подарить ее несчастным землянам.

Ксеномасса требуется сторонникам гармонии , космическим «зеленым», готовым слиться с окружающей средой. Побеждают они при помощи трансцендентности , единения с разумом планеты.

Еще можно победить, установив контакт с инопланетной цивилизацией. Но если для философских путей развития нужны ресурсы, то для контакта — близость торговых партнеров и наличие выходов к морю.

У всех видов победы, кроме завоевания, есть «стресс-тест» в самом конце: отправить тучу солдат на Землю, расселить толпу переселенцев или накопить энергию для маяка.

ФАКТ: в отличие от предыдущих частей, Beyond Earth регулярно выдает задания: построить что-то в нужном городе, провести скрытую операцию и т.п. Это упорядочивает первые партии и помогает быстрее понять, на что мы теперь способны.

Изучив окрестности, вы можете найти (или не найти) залежи упомянутых веществ. Почти всегда они сгруппированы, а потому, обнаружив себя в изобилующей зеленой ксеномассой долине, вы наверняка выберете путь гармонии. Потому что без ключевого ресурса недоступны и уникальные юниты, и особые строения.

Продвижение по тому или иному пути почти целиком обеспечивается наукой. Древо исследований в Beyond Earth — это разветвленное хитросплетение дисциплин, где каждой теории соответствуют два лепестка прикладных наук. Некоторые из лепестков дают толчок в развитии одной из философий. Подход к исследованиям из-за этого сильно изменился: изучение «общих» наук очень скоро уступает место узкой специализации, и вскоре разные нации расходятся по разным краям научного древа, принципиально меняя методы борьбы.

Кроме науки, подстроиться под ситуацию помогают банальные городские здания, после постройки которых предлагают выбрать дополнительную особенность: скажем, ториевый реактор либо дает дополнительную энергию (аналог денег), либо повышает промышленную мощь. А на орбиту можно отправить полезные спутники, которые изменят свойства почвы или повысят боевые качества солдат.



Ракетная артиллерия умеет сбивать спутники. Будьте бдительны! Разведка из необязательного развлечения превратилась в мощный аппарат сдерживания врагов и извлечения выгоды. Даже город можно переманить!

Все вместе эти элементы создают стройную систему общественно-экономического развития, которая побуждает мириться — или бороться с окружающей средой. Если в обычной Civilization государства начинают игру, уже примерно представляя, какое поведение будет выгодней, то в Beyond Earth вы определяете свою стратегию на лету, исходя из того, что вас окружает. И из того, чего вам хочется.

Ты не пройдешь

Планета не отдаст вам свои богатства за просто так. Полуразумные аборигены (пришельцы-то здесь мы) с любопытством принюхиваются к вашим колонистам, но их характер — загадка. Могут напасть, могут пробежать мимо. Со временем их станет больше: экосистема планеты готовится противостоять вторжению. Поселенцы уже не доберутся куда надо под охраной одного бойца — их сожрут! Разве что конвой из полудюжины отрядов прорвется через полчища чужих. И то не факт.

Аборигены никак не развивают своих бешеных инсектоидов, но это, вероятно, временно. Новые виды и новые взаимодействия с чужими — вполне себе вариант для дополнений.

ФАКТ: осадный червь — кошмар во плоти: разбирает города в пару укусов, а пехоту жрет дивизиями. Интересная отсылка к песчаным червям Арракиса… и к Моби Дику.

И сама земля противится освоению: огромные площади отравлены миазмой, не пропускающей караваны и губительной для землян. Причем для местных она — вкусный целебный туман. Последователи гармонии, решившие жить в симбиозе с природой, со временем тоже смогут лечиться в миазмах — и распространять их дальше.

Однако самый неумолимый враг «оккупантов» — рельеф. Кругом сплошь жуткие заросли, пресные водоемы, холмы, а еще непроходимые горы, кратеры и каньоны. Иногда генератор выдает планеты, похожие на тесный лабиринт из ущелий. Тектоническую оригинальность игнорировать не получится никак — полноценного терраформирования тут пока что нет.

Здоровье, которое пришло на смену счастью из Civilization 5 , не так сильно влияет на успех и не парализует вашу колонию, если упадет на пару пунктов ниже нуля.

Новый мир жесток, и укрощать его — дело похитрее, чем захват земель в Civilization 5 . Он будет отчаянно сопротивляться вашему вторжению, создавая новую плоскость геймплея и компенсируя традиционную для «Цивилизаций» миролюбивость ИИ. Это делает Beyond Earth куда интереснее и напряженнее прошлых частей.

Есть ли на свете что-нибудь интереснее и занимательнее космических просторов? Миллионы людей на Земле мечтают когда-нибудь побывать там, где не ступала нога космонавта, или хотя бы на день оказаться в безвоздушном пространстве, где силы тяготения родной планеты уже не настолько сильны, чтобы притянуть человека обратно. В России и СНГ у людей трепетное отношение ко всему, что связано с космосом. Ведь мы первая держава, пославшая человека в космос.

Поэтому неудивительно, что тысячи геймеров ежедневно сражаются за восставших против Доминиона или по сотому разу пересматривают «Звездные войны». Не обойдут они стороной и новую игру Firaxis Games. Наш обзор Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth расскажет вам о том, что нового и интересного создатели смогли предложить на этот раз.

Наш народ долго стоял на передовой научного прогресса.
Мы первыми создали базу на Луне. Первыми восстановили
спутники после Великой Ошибки. Я хотел бы, чтобы эти
традиции продолжились и в новом мире, и буду бороться
с любым, кто встанет на нашем пути.

(с) Из личного журнала Вадима Петровича Козлова

Тем временем на Земле…

Игра встречает игроков очень добротным вступительным роликом, из которого мы более-менее узнаем, что вынудило землян покинуть родную планету. Молодая индианка рассказывает о закате цивилизаций, о необходимости найти новый дом для всего человечества. Вот нам показывают священников, провожающих верующих в долгий путь. И уже радует, что обошлось без штампов а-ля «Сталин, водка, АЭС и медведь».

Православные священники провожают славян в долгий путь по космосу. Благословение актуально, ведь им предстоит серьезнейшая борьба за место под новыми «Солнцами».

В мире, видимо, через несколько веков после победы одной из фракций в Civilization 5, на Земле произошла Великая Ошибка, которая резко ухудшила экологическую ситуацию и привела к необходимости искать новые планеты, пригодные для заселения.

Катастрофические изменения в экологии стали причиной серьезных геополитических изменений. Россия решила пойти по пути «СССР 2.0», создав Славянский Союз, куда, помимо славянских государств, вошли страны СНГ и некоторые из государств Центральной Азии и Восточной Европы. ЕС распался. Франция и Испания объединились, образовав Франко-Иберию и приняв в свои ряды другие страны Западной Европы.

Молодая индианка-мусульманка, попавшая в число лучших людей человечества, в последний раз смотрит на своих близких…

Сейчас в игре всего восемь фракций. Помимо указанных, есть еще Паназиатская ассоциация (союз Китая с другими азиатскими державами), Протекторат Кавиты (Индия), Бразилия, Африканский Союз, АПК (мощнейшая корпорация США, производившая на тот момент большую часть ВВП страны) и Полистралия (Индонезия, Австралия, Полинезия и другие островные государства). Расстраивает, что в игре нет отдельного места для Японии и стран Большого Ближнего Востока, а именно Ирана, Турции, Афганистана и арабских государств. Хотя куда им там?

Изучение истории этих организаций в Цивилопедии понравится всем любителям международных отношений, а также тем, кто любит просчитывать судьбу нашей человеческой цивилизации в ближайшем будущем. Поэтому советую уделить этому некоторое внимание во время игры. Вам понравится!

За пределами Земли

Прежде чем начать игру, необходимо сделать выбор из пяти пунктов. Сначала мы определяем спонсора, то есть фракцию, за которую будем воевать. У каждой из них свои бонусы: у славян орбитальные юниты остаются на орбите на 20% дольше, у Паназиатской ассоциации дают 10% к строительству чудес и 25% к скорости рабочих. Затем выбираем поселенцев: одни дают плюс к науке, другие к пище, энергии, производству, культуре или здоровью.

Восемь стран – восемь спонсоров. Будем надеяться, что все-таки добавят еще кого-нибудь.

Да, теперь вместо золота в игре средством обмена товаров станет энергия, а вместо счастья – здоровье. В принципе логично, что в мире будущего, а особенно в космосе, все решает количество топлива, а не зеленые бумажки, однако назвать это сильным отличием от Civilization 5 нельзя.

Энергия, как и золото, накапливается очень быстрыми темпами, и поскольку теперь нет необходимости тратить средства на модернизацию армии, все деньги уходят в основном на покупку зданий. Но что-то мне подсказывает, что эта ситуация еще несколько раз поменяется в течение ближайшего года.

Здоровье, как и счастье, теперь дает или отнимает (в зависимости от знака минуса или плюса перед цифрой) меньше, чем в Civilization V. Что интересно, в игре теперь нет зданий, дающих процент или некоторое количество баллов за население в городах. На практике это значит, что достижение положительного здоровья нации зачастую достигается постройкой новых городов, а не полной отстройкой оных.

Тяжелый выбор, никто ведь не знает, что ждет впереди. Выберешь 100 энергии и посадишь город прямо на гнездо инопланетян. И все.

Такой ассортимент предоставляет широкий простор для любителей стратегического планирования. Вы можете сразу сделать упор на науку или производство, либо на прирост вашей цивилизации. Все зависит от предпочитаемого стиля. Но выбирать стоит с умом, поскольку неудачное местоположение города может перечеркнуть все бонусы, выбранные в самом начале. К тому же, в игре больше нет культурной, научной и дипломатической побед.

После посадки корабля шефство над новичками возьмет советник, но если вы профессиональный стратег или играли в другие части Цивилизации, то сможете отказаться от назойливых советов аналога Кортаны.

«Siri! Where can I find an alien nest?»

В игре есть три способа победить. Если вы военный от рождения и любите «запах напалма по утрам», можете, как в старые добрые времена, собрать огромную армию и уничтожить все, что движется. Второй способ подходит скорее дипломатам – можно, построив определенные здания и чудеса, установить контакт с внеземными разумными формами жизни. Третий способ - философская победа по одному из трех направлений: превосходству, праведности или гармонии.

Первые всех расстреляют, вторые гаджетоманы, переигравшие в Deus Ex, третьи, по ходу, знакомы с Сарой Керриган.

Адепты Праведности почитают Старую Землю, сохраняют ее традиции и попытаются сделать новый мир идеальным домом для идеальных людей. Основным ресурсом на пути к победе станет Антигравий. В отличие от них, ратующие за Превосходство не поклоняются ни старой, ни новой планете, а будут переходить на новый уровень развития человечества, благодаря технологиям и человеческой изобретательности. Их любимый ресурс – Фираксит.

Последний способ достижения победы – путь Гармонии. Своего рода «Greenpeace» в космосе. Ее поклонники любят местную инопланетную флору и фауну, и сделают все, чтобы вывести нового человека в новую цивилизацию, которая будет жить в гармонии с природой и другими формами жизни. Победа на этом пути достигается за счет использования Ксеномассы.

Помимо ресурсов «Совершенств», присутствует старая добрая нефть, а также титан и геотермальные источники. Они нужны для создания некоторых боевых единиц и работы зданий. Остались и совсем малозначимые ресурсы, вроде источника меди на клетке, дающей бонус к производству, если обработать ее и поставить на нее цех горной добычи. При этом в игре есть уровни развития «Совершенства», а за каждый новый уровень дается определенный бонус.

Разработчики серьезно переработали научную ветку развития. В Civilization V, по сути, было два пути роста: либо упор на изыскания в научной сфере, приводящий к технологическому и военному преимуществу на средних и поздних этапах игры, либо быстрое открытие научных знаний, позволяющих производить мощную армию в начале, с целью быстрого уничтожения противников. Если игра затягивалась, игроки все равно проходили по всем веткам научного развития, причем могли строить абсолютно одинаковых бойцов.

В Beyond Earth все по-другому. Научная ветка была превращена в подобие паутины. Поначалу такая запутанность и такое огромное количество информации приводит в полное замешательство. Что и когда развивать? Но затем вы заметите, что некоторые исследования дают очки к развитию одной из философий, а значит, надо выбирать именно эти технологии. Если пытаться развивать все и одновременно, можно сильно отстать в технологическом плане и быстро проиграть.

Непонятно «что, где, как, зачем?» Firaxis стоило бы немного подправить сетку.

Игра не радует изобилием различных войск, зато у каждого бойца есть несколько модификаций. При постижении новых уровней развития философии можно выбирать определенные бонусы для каждого типа ваших подопечных, причем все они получат улучшения сразу же, то есть не будут требовать денег, как в Civilization V. И это очень серьезное изменение в механике. Вас могут теснить со всех сторон, но если правильно подгадать момент и выучить соответствующие технологии, баланс резко качнется в вашу сторону, и вот уже развалины вражеских городов позади.

С каждой новой модернизацией меняется вид отрядов. Обучение самых мощных и уникальных боевых единиц потребует большого количества одного из трех стратегических ресурсов. Система получения опыта осталась такой же, как в старой Цивилизации, но теперь за каждый уровень дают либо пополнение отряда (+50 к жизни формирования), либо увеличение к урону. Все остальные «плюшки» перетекли или в бонусы философий, или в бонусы заданий.

От обычного космосолдата до сверхразвитого центуриона.

Новшеством для игры стали спутники. Это техника, запускаемая над контролируемой державой территорией, дающая при этом определенный бонус. Например, орбитальный завод прибавляет +1 к производству на охватываемой территории и генерирует от одного до двух новых стратегических ресурсов на клетках без улучшений. Есть спутники, повышающие мощь союзных войск, генерирующие пищу, науку, в общем, все то же самое, как и везде. У каждой разновидности данного вида космической техники свой срок службы, по истечении которого аппараты сходят с орбиты, а на их место можно запустить новый.

Низковато спутник висит. Может, стоило бы его чуть повыше повесить, а то упадет да весь город разнесет.

В Civilization: Beyond Earth появилась система заданий. Ну, как появилась? Если раньше поручения давали города-государства, а их выполнение вознаграждалось дружбой или союзничеством с этим населенным пунктом, то теперь они появляются на протяжении всей игры в различных ситуациях и дают более серьезные бонусы. Эти задания могут потребовать от вас уничтожить отряд живности, находящейся поблизости от города, построить определенное здание или выучить нужную для философской победы технологию.

Иногда вас ставят перед выбором. Например, вы построили клинику в городе. Поскольку медицинские услуги на другой планете – удовольствие дорогое, гражданские и военные специалисты попросят вас сделать медицину бесплатной для кого-то из них. Если выбрать первых, получите +1 к здоровью нации, если вторых – другой бонус. И такие дилеммы будут преследовать постоянно на протяжении всей партии.

Кто же вы? Заботливый жуковод или жестокий охотник на инопланетную живность?

Кстати, вместо городов-государств теперь на карте иногда появляются укрепленные форпосты, к которым можно проложить торговый путь. Занимают они всего одну клетку. В некоторых случаях предоставляется выбор между бонусами, которые эти форпосты дают. Если вовремя не установить с ними торговые отношения, то они со временем пропадают.

Честно говоря, торговля с городами других цивилизаций более выгодна. Надеюсь, что и тут будут сделаны соответствующие исправления.

Из игры полностью пропали религии и великие люди. Общественные институты были переработаны и превратились в направления развития. Всего их четыре: сила, процветание, знание, промышленность. Сила для тех, кто готовится воевать. Процветание помогает увеличивать прирост населения. Знание позволяет быстрее получить технологическое преимущество, а промышленность используется для быстрой постройки зданий.

Изменения затронули и систему специалистов, которые больше не дают очков великих людей, коих больше нет, да и сами по себе их бонусы стали слабее, чем в Civilization V. Видимо, это еще переработают в одном из грядущих патчей.

По сравнению с предыдущей Цивилизацией серьезно порезали количество направлений развития. И это к лучшему.

Изменения затронули систему разведки. Чтобы получить шпионов, необходимо сначала открыть соответствующую технологию, а затем построить нужное здание. Если раньше можно было украсть технологию и совершить переворот в городе-государстве, то теперь у будущего «ГРУ» есть несколько вариантов для действий. Можно своровать технологию или науку, можно своровать энергию, а среди самых серьезных операций – вызов инопланетного червя или взрыв грязной бомбы, убивающей половину населения города.

Но проводить такие операции не так-то просто. У каждого города есть уровень интриги (от нуля до пяти), чем он выше, тем более серьезные спецоперации становятся доступны. По личным ощущениям, на более поздних стадиях игры тяжело завершать успехом и самые легкие задания, и даже старые и опытные шпионы будут жертвовать собой ради победы над общим врагом.

Что будем красть: энергию, науку или создадим шпионскую сеть?

Дипломатия, графика и местная фауна

Варвары, которые к концу партии могли обладать авианосцами, остались дома на планете Земля. В дивном новом мире на новых планетах живут не особо разумные, но от того не менее опасные, формы жизни. Всякие трутни, морские драконы, кракены, волкожуки и другие серьезно мешают на пути к победе.

Но опасны они в основном тогда, когда ваши войска подходят слишком близко к их жилищу. Поэтому, если держать дистанцию, можно с ними и не сталкиваться вообще. На поздних этапах игры эти существа вообще не представляют собой особой угрозы и выносятся с полпинка, но до этого с ними лучше дружить. Хотя как можно дружить с этими подобиями зергов?

Низкополигональный кракен. Привет из King’s Bounty?

Некоторые зоны на планетах заражены миазмой, некоей инопланетной дрянью, портящей здоровье войскам, хотя если выбрать правильный путь к победе, то даже подлечивающей раненых бойцов. Впрочем, она легко рассеивается под воздействием специального спутника или простым рабочим.

Здесь отдыхают зерги после тяжелых боев с Доминионом.

Дипломатия перекочевала в Beyond Earth из Civilization V почти без изменений. Разве что теперь можно сливать свои ресурсы за очки услуги другим фракциям. Эти привилегии потом позволят вам спокойно творить всякие гадости и подлости против землян, в то время как другие потомки Адама и Евы (естественно, те, кого вы подкупали на протяжении всей игры) будут молчать в тряпочку и сидеть-бояться.

“А не славянин ли ты часом?”

Новые пейзажи, та же миазма и прочие области, покрытые зеленой слизью, да и сам инопланетный пейзаж несколько давит на глаза. Нет удобного выделения цветом в паутине науки. Поначалу очень сложно разобраться, что к чему относится, и вообще, зачем все это надо. Но это, скорее всего, дело привычки.

Технически графика осталась на том же уровне, что и в Civilization V: Brave New World, и это неплохо, как для стратегии. А музыкальное сопровождение на приличном высоком уровне, что уже давно стало приятной традицией серии.

Раскраска карты давит на глаза. Стоило ли настолько сильно выкручивать «сочность» в Paint?

Стала ли новая «Цивилизация» тяжелее? Не думаю. Безусловно, некоторые моменты были усложнены, например, больше нет «читерской» вкладки «Демография», где вы с легкостью могли посмотреть, кто и в какой сфере экономики занимает первое место, что позволяло перестраивать стратегию строительства на лету и быть готовыми к вторжению ваших врагов, ведь размеры армии тоже были известны, благодаря советникам. Теперь этого нет, а шпионы предоставляют лишь малую часть информации. Большую часть времени вы будете действовать по наитию, не зная, что происходит у вашего оппонента.

Как и любая игра подобного плана, Beyond Earth сложна в освоении, особенно для новичков, но дорогу осиливает идущий. Если вы любитель подобных стратегий, то ничто не сможет остановить вас на пути к победе. И, безусловно, хардкорщики смогут найти здесь огромные возможности для своих способностей в тактическом и стратегическом планах.

Заключение

Beyond Earth сложно назвать полноценной новой игрой. Это либо очень большое DLC к пятой части Civilization, либо средних размеров дополнение. Но такой вывод не отменяет того, что эта часть серии поймает тысячи жертв в свои путы на десятки и сотни часов, заставляя новичков и ярых фанатов мира Сида Мейера, как заведенных, пробовать все новые и новые пути развития своей цивилизации, переигрывать, уничтожать, крушить, создавать и строить прекрасный новый мир вдали от родного дома.

Да и надо понимать, что в последнее время выходит не так много серьезных и удачных глобальных стратегий. Поэтому можно даже простить цену в 1200 рублей, хоть руки и чешутся. Ну а поклонникам остается лишь надеяться, что это не последнее слово в данной линейке стратегий, и нас ждут как минимум масштабные дополнения или, что еще лучше, шестая часть Sid Meier’s Civilization.

На пути мастера-стратега вас ждут и тяжелые поражения…

Вердикт: Хорошее добротное продолжение глобальной стратегии Сида Мейера, которое будет радовать нас до выхода шестой части и заставлять шевелить извилинами темными зимними ночами.

Оценка: 8.0 («Отлично»).

Тимур Измайлов


«Sid Meier"s Civilization Beyond Earth предъявила умеренные требования к графической подсистеме и процессорам. Несколько протестированных конфигураций в разрешении 1920 х 1080 продемонстрировали комфортную производительность, причем в их числе была связка «Core i3-4130 + Radeon R7 250X».

Однако стоит отметить, что тестировался отрезок, сохраненный после двух часов игры. Проще говоря, городов было еще мало, да и сами они были развиты очень слабо. По опыту Civilization 5 знаю, что после десяти часов игры нагрузка на систему существенно возрастает и скорее всего результаты будут иные. Поэтому обновленные тесты обязательно появятся в других обзорах».

Статьи по теме: