Обзор Civilization: Beyond Earth. Пехотный гамбит

Что такое стратегические игры вообще?
Какое место среди них у Цивилизаций Сида Мейера?

Дисбалансы Beyond Earth и реализация стратегии rush.
Победа троих ИИ на сложности Аполлон за 123 хода.

Для детей от 12-и лет, то есть дядьки около 22-30 как раз справляются.

| | |
Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth (За пределами Земли) - глобальная пошаговая стратегия,
Разработана американской компанией Firaxis Games. Выпуск состоялся 24 октября 2014 года.
Sid Meier’s Civilization одна из лучших серий стратегических игр.
Первая часть вышла в 1991 году и сразу создала свою особую нишу.
В Civ I даже играли в московском ВУЗе, в рамках курса стратегического менеджмента.
Ведь она содержала в себе модель развития общества и принятия решений социальной группой:
В многогрупповой (есть конкуренция с другими группами)
и многофакторной среде (необходимо учитывать несколько десятков показателей).
Beyond Earth не смотря на существенные отличия в игровой механике - это всё та же "Цивилизация".
Причем первые игры наводят на мысль, что в этот раз Firaxis дал маху.

В игре присутствует дисбаланс, а не смотря на кажущееся разнообразие путей игры - всё сведётся к очень простой драке.

1. Что такое игра?

Игра это метод проверки человеком своего понимания мира. С детских игр в дочки-матери до стресс-тестов банков.
"Цивилизация", как и шахматы или го - это модель стратегических решений.
Которая сводится ни много, ни мало - к балансу инь (слабость, пассивность) и ян (активность, преимущество).
Куда направить ограниченные ресурсы? Как выстроить долгосрочный алгоритм действий? Что поставить за цель?

Непосредственный интерес игры - победа. В этом мотиве кроется суть азарта, удовольствия от игры.
Азарт - ощущение принятия риска успешного решения, предвкушение будущих благ, некоего комфортного состояния.
Процесс игры - это тренировка некоего, определенного навыка, стиля решений, которые есть и в реальной жизни.
Если стрелялки тренируют реакцию и принятие решений в условии быстро меняющейся обстановки, стресса.
То "Цивилизация" тренирует решение длительной, многоходовой задачи, мышление на перспективу.
Какую цель можно ставить и как сделать так что бы она была достигнута гарантированно через 1, 5, 10 лет?
Как оценить текущую и искомую ситуацию, как предугадать изменение факторов, действия противника?

2. Постановка задачи

Что есть исход игры? В чем ее суть? В данном случае это максимально гарантированная победа над 3-я конкурентами.
Их уничтожение, или получение над ними безусловного превосходства, или достижение показателя.
Такая же цель, как достижение объема продаж по торговым точкам с заданной рентабельностью.

3. Определение наиболее оптимального пути

В восточной философии есть понятие "дао" (путь, алгоритм), что есть реализацией на практике "дзен" (гармонии явления).
"Дзен" это наилучшее состояние явления, его суть. Например, как чистить картошку тонко или достичь максимальной прибыли в бизнесе.
Каждое явление состоит из "инь" и "ян", дуализма "да" и "нет", "бытия" и "небытия", что-то есть, а чего-то нет.
"Ян" постоянно переходит в "инь", и наоборот. В каждом "инь" (плохом, ослабленном) есть "ян" (хорошее, перспектива).
Выходит, что суть игры достичь некоего максимального "ян" в чем-то, в тот момент когда у противника в этом же - "инь".
Ударить твердым в мягкое или мягким поглотить и рассеять удар твердого. Скала раздавливает корову, но тонет в болоте.
Детальнее об этом в контексте стратегических игр писал Сунь-Цзы.

В Beyond Earth есть два важнейших, дисбалансирующих момента:

1. Обычные юниты при наличии апгрейда за счет очков идеологии резко сильнее чем такие же юниты уровнем меньше.
Это ощущается тем более, что затрат ресурсов на апгрейд юнитов не требуется. Раз - и вся орава стала вдвое сильнее.
Выгоднее строить войска сразу (они тогда дешевле в производстве) и резко качать их открытием единиц идеологии.
А вот заметив прокачку войск противника, практически нет возможности сразу открыть идеологии и себе,
плюс построить юнитов под апгрейд. Белые начинают и выигрывают.
Суть защиты на перспективу означает максимально быстро идти по технологиям открывающим любую идеологию,
что бы иметь возможность апгрейда своих войск (у каждой идеологии разные) для адекватной защиты.

2. И тут второй дисбаланс. Красная идеология Праведность имеет очень мощный, имбовый юнит "бронированная пехота".
Но и к тому же для развития населения (здоровья) и дешевой +1 науки игроку нужно заходить в "Генетику", а там Красная идеология.
Все пути ведут в Праведность, а если не ведут, то пехота Праведности давит спец юниты других идеологий.
Банально Праведность открывается в технологиях - быстрее. Как так могли не сбалансировать в Фираксис мне не ясно.

Таким образом, я свел (упростил, ускорил) задачу к максимально быстрому развитию населения (сеть городов, их рост и здоровье - зеленым), наращиванию производства (отмечено рыжим), достаточного для клепания "солдат" и "ракетных планетоидов", и в момент Х - для клепания бронированной пехоты. Что бы открыть идеологии и нужные здания мне нужна наука (она тоже под рукой - синим). Также, нужно найти и обработать побольше титана.

Вся игра свелась к боданию пехотой Праведности.
Из всего разнообразия веток развития игрок обречен идти по узкому пути. %80 игры не востребовано.

4. Механизм блицкрига.

При выборе фракции берем "Паназиатскую ассоциацию" для скорости рабочих (нам нужно быстро обработать ресурсы, рубить лес). Впрочем может пригодиться и бонус на постройку чудес, может быть возможность построить "Хранилище генов" (дешевое, и уже будут рабочие рубить лес). Далее выбираем "Художники" с +2 культуры +1 здоровья от городов. Культура нам нужна, так как 1-й поселенец очень быстро получится от культуры. Далее "Тектонический сканер" - что бы видеть титан, да и геотермальные скважины тоже пригодятся - от них много энергии. Далее "Оборудование" - ранний рабочий сразу же возьмется за дело.

Для роста населения сразу обрабатываю 1-2-3 тайтла на пищу. Исследую "Первооткрывательство" для постройки поселенца гайками. В культуре жду "Процветания" где 3-й институт это бесплатный поселенец, а к нему 4-й институт бесплатный рабочий, а 5-й +15% скорости обработки клеток. Вырасти по культуре мне помогут капсулы и раскопки. Для этого мне нужны Исследователи минимум 2, а то и 3. Строим их сразу же. Титан обычно недалеко. Стартовый Исследователь быстро находит место для второго города. Который вышло поставить аж на 12-м ходу (обратите внимание там 6+2 титана, это реально уже заявка на победу)!

Очень быстро 3 Исследователя нашли штук 8 капсул, сделали 3-и раскопки, и сел 3-й город на геотермальные источники. Карты в Beyond Earth вообще мне кажутся богатыми, если разведывать места и засаживать туда быстро аванпосты. Здоровье (аналог счастья) менее требовательно и снижает прирост населения на 50% вроде от "-7", и достаточно быстро решается "Эвдемонизмом" (где-то +20 здоровья даст), или обработкой "Резилина" (норки с моллюсками) с "Бионической лабораторией". Причем всё это по пути Праведности и в ее русле.

Как только построили поселенца на 3-й город, здания на производство-здоровье-науку-еду (это всё быстро когда 2-а ускоренных рабочих). Сразу делаем пехоту, далее ракетницы. Пехота, прокачавшись на Идеологии из безусловных квестов, раскопок (успеет раскопать тот у кого сразу много Исследователей) и в технологии "Картирование генов" - способна УЖЕ давить ближайшего врага. Нужны только ракетницы и грамотно подвести дороги, окружить. Первый на выход гарантированно. На картинке ниже Централ взят ходу к 70-у.

Для этого совсем не понадобилось качать очень уж большие города. Просто с некоторого момента вы строите только пехоту и ракетницы. И давите 2-го оппонента в ожидании козырных тузов - бронированных штурмовиков.

Очень быстро получается настрогать столько пехоты
(главное не терять и делать ротацию - ваши рабочие делают дорогу в ход почти с начала игры).

Причем, ваши парни (парни целенаправленного агрессора) существенно мощнее мирных колонизаторов.
Которые идут в ветки технологий не ради военного апгрейда, а ради экономики.

Очень быстро, фактически без сопротивления всё заканчивается.
Механизм полностью не такой как в Сiv V!
Быстро настроить войск вряд ли выйдет, а прокачанная артиллерия сносит города чуть ли не с одного выстрела.

Оценка Beyond Earth:

Такие игры скучны, и в мультиплеере быстро приведут к однообразным, монотонным схваткам.
Снова random будет решать у кого ближе капсулы, раскопки, титан, геотермальные скважины.
И никакого шанса обойти случай, проявить искусство принятия решений - не будет.

Снова сделав приятную атмосферу, Фираксис повторили успех и ауру X-COM.
Добавили немножко StarCraft (рабочие и юниты похожи), Total Annihilation (геотермальные скважины).
И смастерили за цену 60$ совсем не стратегическую игру, а нечто запутанное и не играбельное.
Будут ли покупать тысячами игру на Steam, если у этой игры не будет игрового сообщества?

вообщем слабый плагиат

Не оставляет ощущение дежа вю. Несмотря на смену сеттинга, на первый взгляд перед нами предстает все та же пятая часть. Но при более подробном рассмотрении становится очевидно - проект вышел вполне самобытным. Тем более он попал в тренд года, появившись практически одновременно с фильмом Кристофера Нолана “Интерстеллар ”.

Несмотря на нашу глубокую веру в Сида Мейера и ПК-гейминг, итоговая версия страдает от багов. Во время «медитирования» диапазон ошибок варьируется от черного экрана вместо моделей лидеров до проблем с прогрузкой карты и неадекватного поведения юнитов. Так, функция оптимальной постройки постоянно чудит. Дело в том, что на некоторых клетках можно строить только один тип объекта. И не факт, что, когда туда прибудет строительный юнит, вам, по-прежнему, будут предлагать построить плантацию, а не, допустим, электростанцию. Не отстаёт по корявости и искусственный интеллект других наций. Даже если у вас позитивные отношения с соседями, это не помешает им устроить у вас под боком небольшой майдан. При этом они всегда крайне болезненно реагируют на экспансию около своих границ. Даже если они по уши в долгах, они не побоятся кинуть игрока, разорвав всяческие отношения. Подобное поведение вызывает недоумение, и не знаешь - то ли смеяться, то ли плакать.

Вынужденные покинуть Землю ради поиска “Планеты Обетованной”, колонисты пересмотрели систему личных и религиозных ценностей (видимо, они были в шоке от того, что перед полетом их перекрестили двумя перстами), что нашло отражение в самой игре. Таким образом, мы переходим к обсуждению главного нововведения, вокруг которого и вертятся винтики геймплея - это пришедшие на смену религиям доктрины. Всего их три: Праведность, Превосходство и Гармония. Каждая из них отражает определенную философию по отношению к колонизируемому миру: покорим мы его в стиле конкистадоров, ассимилируемся до полного симбиоза или пойдем по тропе технологического совершенствования и вернемся на Землю как киборги-нацисты. Достаточно стандартные варианты, которые часто можно встретить в научно-фантастических стратегиях. По факту мы можем выбрать обычных людей, бездушных киборгов или мутантов-гибридов. У каждой из доктрин есть своя конечная цель: построить портал на Землю для переселения землян в Новый Мир, построить портал на Землю, чтобы захватить колыбель человечества, или вырастить огромный Цветок, который бы разбудил планету, превратив ее в огромный живой организм, вроде Зонамы-Секот из Расширенной Вселенной Star Wars .

Очень тяжело понять тех, кто пойдет по пути гармонии, ибо инопланетяне не вызывают ничего, кроме раздражения. Они постоянно мешают, уничтожают караваны, а при малейшей стычке выясняется, что их просто толпы на карте. Без армии и кровавой войны не обойтись. Но приходится быть аккуратным - чужие могут задать вполне суровую трепку - их банально больше, и у них есть “Халки” - огромные осадные черви, в момент сносящие ваши города.

От доктрины зависят и другие моменты: пассивные бонусы, внешний вид дипломатов, используемые в промышленности ресурсы (феррокрит, антигравий или ксеномасса), но, что более важно, - набор и развитие юнитов. В Beyond Earth этот момент более подробный и наглядный, чем ранее. Теперь мы не только можем улучшать их характеристики за повышение уровней, но и выбирать модернизацию, которая напрямую зависит от технологий, предоставляемых доктриной.

Уровень доктрины могут повысить и принимаемые по ходу игры решения. Например, колонизировать местную фауну или истребить? За это вас будет ждать самая разная награда - от пассивных бонусов и юнитов до бесплатных технологий.

Собственно, древо (скорее даже паутина) технологий - тоже один из немаловажных элементов Beyond Earth . Глаза так и разбегаются от изобилия вариантов, но, если вы хотите придерживаться установленной доктрины, выбор у вас сужается, так как изучение некоторых веток дает очки развития для конкретного направления. Все направления при этом объединены сетью, и чтобы открыть что-то на ее внешнем радиусе, придется выучить что-нибудь близлежащее.

К новшествам также стоит отнести и систему орбитальных спутников, которые могут обеспечить как оборонительные функции, так и функции по строительству. Особенно полезен спутник, который очищает значительную группу клеток от ядовитых миазмов, отравляющих находящиеся на них людские войска. Аборигенов они, наоборот, лечат.

Что касается видов юнитов, то они претерпели определенное сокращение за счет выпиливания оригинальных водных вариаций. В Beyond Earth достаточно выучить базовые технологии первопроходцев, и любой юнит на ходу может трансформироваться в водный, существенно облегчая игровой процесс.

Развитие также претерпело упрощения. На старте мы сразу можем строить базовые объекты вроде шахт, полей плантаций и энергетических станций. Главной головной болью для вас станет поддержание здоровья населения. Как бы вы ни старались строить здравницы и выучивать зеленые технологии, здоровье всегда будет стремиться к нулю. Особенно это актуально для приверженцев экспансии. Каждый новый город, нефтяная вышка и фабрика отбрасывают жизненные показатели в глубокие минуса.

При всей глубине настройки карт, ландшафт в игре на редкость однообразен. Особенное уныние вызывает экзотический пурпурно-зеленый грунт, от которого уже на двадцатом ходу начинают болеть глаза. Впрочем, при старании можно сделать крайне занимательную поверхность. Например, пустынные континенты с ледовыми морями. Выглядит это, правда, слегка бредово.

Sid Meier"s Civilization: Beyond Earth немного напоминает заготовку, на которую впоследствии планируется наложить новые расширения и дополнения, но затягивает на долгие часы. Если вы интересуетесь научной фантастикой, то игру, определенно, стоит попробовать. Ну а фанатам серии Civilization проект просто обязателен к покупке.

Игра пройдена на PC .

Gmbox

Как в случае с любой «Цивилизацией», при всей новизне Beyond Earth складывается впечатление, будто в эту игру я играл всю жизнь. Это даже не фантастика: скорее, игра о будущем, которое частично уже наступило. С учетом того, что миллионеры из Mars One сейчас всерьез собираются колонизировать Марс, а за частными космическими грузоперевозками SpaceX можно следить в прямом эфире, Beyond Earth оказывается единственно верным вариантом развития «Цивилизации» как культурного явления вообще.

Читать обзор полностью

Игры@mail.ru

Civilization - вечный рай для любого поклонника глобальных стратегий, игра огромных возможностей и самых невероятных исторических казусов. В новой части на первый взгляд работают все те же фундаментальные правила и механизмы, но на самом деле это уже совсем другая игра. Beyond Earth - интерактивная и практически бесконечная научно-фантастическая история для тех, кто в наш век все еще любит жанр умных стратегий и продолжает мечтать о звездах.

Читать обзор полностью

Игромания

Beyond Earth усвоила все уроки Civilization V и ее дополнений, но сама пошла куда дальше. Теперь «Цивилизация» не только стройна и безупречно сбалансирована, но и гораздо более гибка. По пути она методично и толково погружает в сплетение мировоззрений, составляющих целые философские доктрины. Но прежде всего Beyond Earth - это стратегия-сверхгигант, в которой, как у Коммонера, все связано со всем, а природа всегда знает лучше.
Игра завораживает и очаровывает своей гармоничной натурой и нетривиальной оболочкой. Ее точно делали на этой планете?

Читать обзор полностью

Котонавты

Civilization: Beyond Earth - это попросту уникальный, штучный продукт высокотехнологичного и наукоёмкого игростроения. В конце концов, много ли вы знаете TBS про колонизацию других планет? И уж тем сильнее приятно, что перед нами не «халтурка» в духе собранного абы кем на абы каком заводе ракеты-носителя, а прекрасный и величественный корабль, такой, как USS Enterprise. И смело идти туда, куда ещё не ступала нога человека, стоит без каких-либо отлагательств.

Читать обзор полностью

ArgoPlay

Beyond Earth провела серьёзную работу над ошибками, учтя их со времён дополнений «Дивный Новый Мир», «Боги и Короли». У Firaxis получилось создать проект об уникальном исследовании космоса с генератором интересных историй, в которых каждый игрок найдёт что-то узнаваемое. Купить игру, безусловно, стоит только ради таких ощущений.

Читать обзор полностью

GameMag

Начиная играть в Sid Meier"s Civilization: Beyond Earth, не оставляет ощущение дежа вю. Несмотря на смену сеттинга, на первый взгляд перед нами предстает все та же пятая часть. Но при более подробном рассмотрении становится очевидно - проект вышел вполне самобытным. Тем более он попал в тренд года, появившись практически одновременно с фильмом Кристофера Нолана “Интерстеллар”.

Читать обзор полностью

IGN Russia

Playpress

Civilization: Beyond Earth - отличная игра, в ней можно много чего открыть за счет звездообразного развития, но она все равно не дает отделаться от ощущения, что это огромная модификация Civilization 5. Вдобавок, когда вы начинаете подходить к завершению сценария (на самом деле, еще в середине сценария), игра перестает доставлять удовольствие при выборе проектов/чудес и прочего. Начинается пошаговый «гринд» с автоматическим завершением хода, ожиданием хода других наций и инопланетян...

Есть ли на свете что-нибудь интереснее и занимательнее космических просторов? Миллионы людей на Земле мечтают когда-нибудь побывать там, где не ступала нога космонавта, или хотя бы на день оказаться в безвоздушном пространстве, где силы тяготения родной планеты уже не настолько сильны, чтобы притянуть человека обратно. В России и СНГ у людей трепетное отношение ко всему, что связано с космосом. Ведь мы первая держава, пославшая человека в космос.

Поэтому неудивительно, что тысячи геймеров ежедневно сражаются за восставших против Доминиона или по сотому разу пересматривают «Звездные войны». Не обойдут они стороной и новую игру Firaxis Games. Наш обзор Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth расскажет вам о том, что нового и интересного создатели смогли предложить на этот раз.

Наш народ долго стоял на передовой научного прогресса.
Мы первыми создали базу на Луне. Первыми восстановили
спутники после Великой Ошибки. Я хотел бы, чтобы эти
традиции продолжились и в новом мире, и буду бороться
с любым, кто встанет на нашем пути.

(с) Из личного журнала Вадима Петровича Козлова

Тем временем на Земле…

Игра встречает игроков очень добротным вступительным роликом, из которого мы более-менее узнаем, что вынудило землян покинуть родную планету. Молодая индианка рассказывает о закате цивилизаций, о необходимости найти новый дом для всего человечества. Вот нам показывают священников, провожающих верующих в долгий путь. И уже радует, что обошлось без штампов а-ля «Сталин, водка, АЭС и медведь».

Православные священники провожают славян в долгий путь по космосу. Благословение актуально, ведь им предстоит серьезнейшая борьба за место под новыми «Солнцами».

В мире, видимо, через несколько веков после победы одной из фракций в Civilization 5, на Земле произошла Великая Ошибка, которая резко ухудшила экологическую ситуацию и привела к необходимости искать новые планеты, пригодные для заселения.

Катастрофические изменения в экологии стали причиной серьезных геополитических изменений. Россия решила пойти по пути «СССР 2.0», создав Славянский Союз, куда, помимо славянских государств, вошли страны СНГ и некоторые из государств Центральной Азии и Восточной Европы. ЕС распался. Франция и Испания объединились, образовав Франко-Иберию и приняв в свои ряды другие страны Западной Европы.

Молодая индианка-мусульманка, попавшая в число лучших людей человечества, в последний раз смотрит на своих близких…

Сейчас в игре всего восемь фракций. Помимо указанных, есть еще Паназиатская ассоциация (союз Китая с другими азиатскими державами), Протекторат Кавиты (Индия), Бразилия, Африканский Союз, АПК (мощнейшая корпорация США, производившая на тот момент большую часть ВВП страны) и Полистралия (Индонезия, Австралия, Полинезия и другие островные государства). Расстраивает, что в игре нет отдельного места для Японии и стран Большого Ближнего Востока, а именно Ирана, Турции, Афганистана и арабских государств. Хотя куда им там?

Изучение истории этих организаций в Цивилопедии понравится всем любителям международных отношений, а также тем, кто любит просчитывать судьбу нашей человеческой цивилизации в ближайшем будущем. Поэтому советую уделить этому некоторое внимание во время игры. Вам понравится!

За пределами Земли

Прежде чем начать игру, необходимо сделать выбор из пяти пунктов. Сначала мы определяем спонсора, то есть фракцию, за которую будем воевать. У каждой из них свои бонусы: у славян орбитальные юниты остаются на орбите на 20% дольше, у Паназиатской ассоциации дают 10% к строительству чудес и 25% к скорости рабочих. Затем выбираем поселенцев: одни дают плюс к науке, другие к пище, энергии, производству, культуре или здоровью.

Восемь стран – восемь спонсоров. Будем надеяться, что все-таки добавят еще кого-нибудь.

Да, теперь вместо золота в игре средством обмена товаров станет энергия, а вместо счастья – здоровье. В принципе логично, что в мире будущего, а особенно в космосе, все решает количество топлива, а не зеленые бумажки, однако назвать это сильным отличием от Civilization 5 нельзя.

Энергия, как и золото, накапливается очень быстрыми темпами, и поскольку теперь нет необходимости тратить средства на модернизацию армии, все деньги уходят в основном на покупку зданий. Но что-то мне подсказывает, что эта ситуация еще несколько раз поменяется в течение ближайшего года.

Здоровье, как и счастье, теперь дает или отнимает (в зависимости от знака минуса или плюса перед цифрой) меньше, чем в Civilization V. Что интересно, в игре теперь нет зданий, дающих процент или некоторое количество баллов за население в городах. На практике это значит, что достижение положительного здоровья нации зачастую достигается постройкой новых городов, а не полной отстройкой оных.

Тяжелый выбор, никто ведь не знает, что ждет впереди. Выберешь 100 энергии и посадишь город прямо на гнездо инопланетян. И все.

Такой ассортимент предоставляет широкий простор для любителей стратегического планирования. Вы можете сразу сделать упор на науку или производство, либо на прирост вашей цивилизации. Все зависит от предпочитаемого стиля. Но выбирать стоит с умом, поскольку неудачное местоположение города может перечеркнуть все бонусы, выбранные в самом начале. К тому же, в игре больше нет культурной, научной и дипломатической побед.

После посадки корабля шефство над новичками возьмет советник, но если вы профессиональный стратег или играли в другие части Цивилизации, то сможете отказаться от назойливых советов аналога Кортаны.

«Siri! Where can I find an alien nest?»

В игре есть три способа победить. Если вы военный от рождения и любите «запах напалма по утрам», можете, как в старые добрые времена, собрать огромную армию и уничтожить все, что движется. Второй способ подходит скорее дипломатам – можно, построив определенные здания и чудеса, установить контакт с внеземными разумными формами жизни. Третий способ - философская победа по одному из трех направлений: превосходству, праведности или гармонии.

Первые всех расстреляют, вторые гаджетоманы, переигравшие в Deus Ex, третьи, по ходу, знакомы с Сарой Керриган.

Адепты Праведности почитают Старую Землю, сохраняют ее традиции и попытаются сделать новый мир идеальным домом для идеальных людей. Основным ресурсом на пути к победе станет Антигравий. В отличие от них, ратующие за Превосходство не поклоняются ни старой, ни новой планете, а будут переходить на новый уровень развития человечества, благодаря технологиям и человеческой изобретательности. Их любимый ресурс – Фираксит.

Последний способ достижения победы – путь Гармонии. Своего рода «Greenpeace» в космосе. Ее поклонники любят местную инопланетную флору и фауну, и сделают все, чтобы вывести нового человека в новую цивилизацию, которая будет жить в гармонии с природой и другими формами жизни. Победа на этом пути достигается за счет использования Ксеномассы.

Помимо ресурсов «Совершенств», присутствует старая добрая нефть, а также титан и геотермальные источники. Они нужны для создания некоторых боевых единиц и работы зданий. Остались и совсем малозначимые ресурсы, вроде источника меди на клетке, дающей бонус к производству, если обработать ее и поставить на нее цех горной добычи. При этом в игре есть уровни развития «Совершенства», а за каждый новый уровень дается определенный бонус.

Разработчики серьезно переработали научную ветку развития. В Civilization V, по сути, было два пути роста: либо упор на изыскания в научной сфере, приводящий к технологическому и военному преимуществу на средних и поздних этапах игры, либо быстрое открытие научных знаний, позволяющих производить мощную армию в начале, с целью быстрого уничтожения противников. Если игра затягивалась, игроки все равно проходили по всем веткам научного развития, причем могли строить абсолютно одинаковых бойцов.

В Beyond Earth все по-другому. Научная ветка была превращена в подобие паутины. Поначалу такая запутанность и такое огромное количество информации приводит в полное замешательство. Что и когда развивать? Но затем вы заметите, что некоторые исследования дают очки к развитию одной из философий, а значит, надо выбирать именно эти технологии. Если пытаться развивать все и одновременно, можно сильно отстать в технологическом плане и быстро проиграть.

Непонятно «что, где, как, зачем?» Firaxis стоило бы немного подправить сетку.

Игра не радует изобилием различных войск, зато у каждого бойца есть несколько модификаций. При постижении новых уровней развития философии можно выбирать определенные бонусы для каждого типа ваших подопечных, причем все они получат улучшения сразу же, то есть не будут требовать денег, как в Civilization V. И это очень серьезное изменение в механике. Вас могут теснить со всех сторон, но если правильно подгадать момент и выучить соответствующие технологии, баланс резко качнется в вашу сторону, и вот уже развалины вражеских городов позади.

С каждой новой модернизацией меняется вид отрядов. Обучение самых мощных и уникальных боевых единиц потребует большого количества одного из трех стратегических ресурсов. Система получения опыта осталась такой же, как в старой Цивилизации, но теперь за каждый уровень дают либо пополнение отряда (+50 к жизни формирования), либо увеличение к урону. Все остальные «плюшки» перетекли или в бонусы философий, или в бонусы заданий.

От обычного космосолдата до сверхразвитого центуриона.

Новшеством для игры стали спутники. Это техника, запускаемая над контролируемой державой территорией, дающая при этом определенный бонус. Например, орбитальный завод прибавляет +1 к производству на охватываемой территории и генерирует от одного до двух новых стратегических ресурсов на клетках без улучшений. Есть спутники, повышающие мощь союзных войск, генерирующие пищу, науку, в общем, все то же самое, как и везде. У каждой разновидности данного вида космической техники свой срок службы, по истечении которого аппараты сходят с орбиты, а на их место можно запустить новый.

Низковато спутник висит. Может, стоило бы его чуть повыше повесить, а то упадет да весь город разнесет.

В Civilization: Beyond Earth появилась система заданий. Ну, как появилась? Если раньше поручения давали города-государства, а их выполнение вознаграждалось дружбой или союзничеством с этим населенным пунктом, то теперь они появляются на протяжении всей игры в различных ситуациях и дают более серьезные бонусы. Эти задания могут потребовать от вас уничтожить отряд живности, находящейся поблизости от города, построить определенное здание или выучить нужную для философской победы технологию.

Иногда вас ставят перед выбором. Например, вы построили клинику в городе. Поскольку медицинские услуги на другой планете – удовольствие дорогое, гражданские и военные специалисты попросят вас сделать медицину бесплатной для кого-то из них. Если выбрать первых, получите +1 к здоровью нации, если вторых – другой бонус. И такие дилеммы будут преследовать постоянно на протяжении всей партии.

Кто же вы? Заботливый жуковод или жестокий охотник на инопланетную живность?

Кстати, вместо городов-государств теперь на карте иногда появляются укрепленные форпосты, к которым можно проложить торговый путь. Занимают они всего одну клетку. В некоторых случаях предоставляется выбор между бонусами, которые эти форпосты дают. Если вовремя не установить с ними торговые отношения, то они со временем пропадают.

Честно говоря, торговля с городами других цивилизаций более выгодна. Надеюсь, что и тут будут сделаны соответствующие исправления.

Из игры полностью пропали религии и великие люди. Общественные институты были переработаны и превратились в направления развития. Всего их четыре: сила, процветание, знание, промышленность. Сила для тех, кто готовится воевать. Процветание помогает увеличивать прирост населения. Знание позволяет быстрее получить технологическое преимущество, а промышленность используется для быстрой постройки зданий.

Изменения затронули и систему специалистов, которые больше не дают очков великих людей, коих больше нет, да и сами по себе их бонусы стали слабее, чем в Civilization V. Видимо, это еще переработают в одном из грядущих патчей.

По сравнению с предыдущей Цивилизацией серьезно порезали количество направлений развития. И это к лучшему.

Изменения затронули систему разведки. Чтобы получить шпионов, необходимо сначала открыть соответствующую технологию, а затем построить нужное здание. Если раньше можно было украсть технологию и совершить переворот в городе-государстве, то теперь у будущего «ГРУ» есть несколько вариантов для действий. Можно своровать технологию или науку, можно своровать энергию, а среди самых серьезных операций – вызов инопланетного червя или взрыв грязной бомбы, убивающей половину населения города.

Но проводить такие операции не так-то просто. У каждого города есть уровень интриги (от нуля до пяти), чем он выше, тем более серьезные спецоперации становятся доступны. По личным ощущениям, на более поздних стадиях игры тяжело завершать успехом и самые легкие задания, и даже старые и опытные шпионы будут жертвовать собой ради победы над общим врагом.

Что будем красть: энергию, науку или создадим шпионскую сеть?

Дипломатия, графика и местная фауна

Варвары, которые к концу партии могли обладать авианосцами, остались дома на планете Земля. В дивном новом мире на новых планетах живут не особо разумные, но от того не менее опасные, формы жизни. Всякие трутни, морские драконы, кракены, волкожуки и другие серьезно мешают на пути к победе.

Но опасны они в основном тогда, когда ваши войска подходят слишком близко к их жилищу. Поэтому, если держать дистанцию, можно с ними и не сталкиваться вообще. На поздних этапах игры эти существа вообще не представляют собой особой угрозы и выносятся с полпинка, но до этого с ними лучше дружить. Хотя как можно дружить с этими подобиями зергов?

Низкополигональный кракен. Привет из King’s Bounty?

Некоторые зоны на планетах заражены миазмой, некоей инопланетной дрянью, портящей здоровье войскам, хотя если выбрать правильный путь к победе, то даже подлечивающей раненых бойцов. Впрочем, она легко рассеивается под воздействием специального спутника или простым рабочим.

Здесь отдыхают зерги после тяжелых боев с Доминионом.

Дипломатия перекочевала в Beyond Earth из Civilization V почти без изменений. Разве что теперь можно сливать свои ресурсы за очки услуги другим фракциям. Эти привилегии потом позволят вам спокойно творить всякие гадости и подлости против землян, в то время как другие потомки Адама и Евы (естественно, те, кого вы подкупали на протяжении всей игры) будут молчать в тряпочку и сидеть-бояться.

“А не славянин ли ты часом?”

Новые пейзажи, та же миазма и прочие области, покрытые зеленой слизью, да и сам инопланетный пейзаж несколько давит на глаза. Нет удобного выделения цветом в паутине науки. Поначалу очень сложно разобраться, что к чему относится, и вообще, зачем все это надо. Но это, скорее всего, дело привычки.

Технически графика осталась на том же уровне, что и в Civilization V: Brave New World, и это неплохо, как для стратегии. А музыкальное сопровождение на приличном высоком уровне, что уже давно стало приятной традицией серии.

Раскраска карты давит на глаза. Стоило ли настолько сильно выкручивать «сочность» в Paint?

Стала ли новая «Цивилизация» тяжелее? Не думаю. Безусловно, некоторые моменты были усложнены, например, больше нет «читерской» вкладки «Демография», где вы с легкостью могли посмотреть, кто и в какой сфере экономики занимает первое место, что позволяло перестраивать стратегию строительства на лету и быть готовыми к вторжению ваших врагов, ведь размеры армии тоже были известны, благодаря советникам. Теперь этого нет, а шпионы предоставляют лишь малую часть информации. Большую часть времени вы будете действовать по наитию, не зная, что происходит у вашего оппонента.

Как и любая игра подобного плана, Beyond Earth сложна в освоении, особенно для новичков, но дорогу осиливает идущий. Если вы любитель подобных стратегий, то ничто не сможет остановить вас на пути к победе. И, безусловно, хардкорщики смогут найти здесь огромные возможности для своих способностей в тактическом и стратегическом планах.

Заключение

Beyond Earth сложно назвать полноценной новой игрой. Это либо очень большое DLC к пятой части Civilization, либо средних размеров дополнение. Но такой вывод не отменяет того, что эта часть серии поймает тысячи жертв в свои путы на десятки и сотни часов, заставляя новичков и ярых фанатов мира Сида Мейера, как заведенных, пробовать все новые и новые пути развития своей цивилизации, переигрывать, уничтожать, крушить, создавать и строить прекрасный новый мир вдали от родного дома.

Да и надо понимать, что в последнее время выходит не так много серьезных и удачных глобальных стратегий. Поэтому можно даже простить цену в 1200 рублей, хоть руки и чешутся. Ну а поклонникам остается лишь надеяться, что это не последнее слово в данной линейке стратегий, и нас ждут как минимум масштабные дополнения или, что еще лучше, шестая часть Sid Meier’s Civilization.

На пути мастера-стратега вас ждут и тяжелые поражения…

Вердикт: Хорошее добротное продолжение глобальной стратегии Сида Мейера, которое будет радовать нас до выхода шестой части и заставлять шевелить извилинами темными зимними ночами.

Оценка: 8.0 («Отлично»).

Тимур Измайлов


«Sid Meier"s Civilization Beyond Earth предъявила умеренные требования к графической подсистеме и процессорам. Несколько протестированных конфигураций в разрешении 1920 х 1080 продемонстрировали комфортную производительность, причем в их числе была связка «Core i3-4130 + Radeon R7 250X».

Однако стоит отметить, что тестировался отрезок, сохраненный после двух часов игры. Проще говоря, городов было еще мало, да и сами они были развиты очень слабо. По опыту Civilization 5 знаю, что после десяти часов игры нагрузка на систему существенно возрастает и скорее всего результаты будут иные. Поэтому обновленные тесты обязательно появятся в других обзорах».

Статьи по теме: