Почему люди собирают коллекции на английском языке. Завершился конкурс рассказов «Почему я коллекционирую…. Для чего стоит этим заниматься

Почему, собственно, мы этим занимаемся? Если покопаться в прошлом, можно обнаружить, что некоторые люди темой своих коллекций выбира­ют то, к чему испытывали влечение с раннего дет­ства. У других начало коллекции положил пода­рок и последующие чистосердечные подношения друзей и родственников.

В любом случае, когда у нас появляется жела­ние коллекционировать какой-то конкретный тип вещей, или даже если мы случайно становимся обладателями такой коллекции, фактически мы потакаем своему интуитивному желанию обладать предметами, имеющими определенное свойство, необходимое нам для персонального роста. Это свойство или субстанция выражается, прежде все­го, специфическими вибрационными частотами, которыми в данный момент нам необходимо до­полнить свой диапазон энергетических частот.

Но жизнь постоянно меняется и движется впе­ред, и по сути дела коллекционирование этих пред­метов интересует нас до тех пор, пока мы не суме­ем интегрировать нужную нам субстанцию в свой духовный мир, после чего ничто не мешает нам перейти к чему-нибудь новому.

В том, что касается свойств, присущих живот­ным, большими специалистами были коренные жители Америки. У каждого индейца было свое тотемное животное, которое являлось для него одновременно защитником и источником силы и мудрости. Часто людям давали имена типа Белый Орел или Танцующий Медведь, чтобы они всю жизнь могли находиться в непосредственном кон­такте со своей тотемной субстанцией. Но времена изменились. Если в старой Англии к имени чело­века прибавляли его профессию, например, Джон-рыбак или Джек-кузнец . Скорость нашей жизни настолько возросла, что современный эквивалент звучал бы примерно так: «Роджер-компьютерный программист, потом таксист, потом фермер, по­том писатель». Большинство людей за свою жизнь меняют несколько профессий, многие несколько раз женятся или меняют партнеров. Можно ска­зать, что за период одной жизни мы умудряемся прожить несколько.

Причина такого явления кроется в невидимых энергетических мирах. Дениза Линн обозначила его термином «скорость завитков», имея в виду скорость, с которой вибрирует энергия. Чем быст­рее эта скорость, тем больше расширяется наш спектр человеческих возможностей. Таким обра­зом нет ничего хуже, чем зацикливаться на ка­ких-нибудь лягушках, когда перед нами целый мир новых, увлекательных возможностей, который только и ждет, чтобы в него постучались!

Человек, который лепил свиней



Один мой знакомый испытывал непреодолимую тягу к изготовлению фигурок свиней. Все нача­лось с того, что однажды его мать купила у старь­евщика алебастровую свинку, и она ему так по­нравилась, что он изготовил форму и скопировал ее. Вскоре он перешел от алебастровых к раскра­шенным фарфоровым свинкам. Затем кто-то посо­ветовал ему приделать свинкам крылья, чтобы сде­лать их еще интереснее, и так родилась летающая свинья. Он открыл лавку предметов китча в пре­стижном лондонском районе рядом с театром «Ковент Гарден» и продавал летающих свиней тыся­чами. Свиньи были разных размеров, и люди по­купали их комплектами, чтобы развесить на сте­нах. К Рождеству он изготавливал специальные партии спящих поросят.

Он говорит, что с самого начала чувствовал не­преодолимую тягу к производству фигурок имен­но этих животных, но ему потребовалось шестна­дцать лет, чтобы понять причину своей необычной страсти и, в конце концов, преодолеть ее. Однажды он узнал, что отец его матери и оба ее деда были... забойщиками свиней! Он подсчитал, что общее число вылепленных им свиней (более 32 000) при­мерно соответствовало количеству свиней, которых зарезали вышеназванные предки. Заплатив кар­мический долг, он закрыл свою лавку и начал но­вую карьеру, занявшись лечебным массажом по методу шиацу!

Любительница уток

Во время экскурсии по дому одной женщины, ко­торая пригласила меня для консультации по фэн-шуй, я насчитала больше сотни уток. «Зачем вам столько уток?» - спросила я ее, но встретила лишь непонимающий взгляд. «Каких уток?» - удиви­лась она.

Мы еще раз обошли дом, и когда я показала ей всех, она не могла прийти в себя от изумления. Утки на обоях, утки на диванных подушках, утки на плитке в ванной, утки на ее пижаме и на сто­ловой посуде. Дом представлял собой настоящее утиное царство, но хозяйка совершенно не осозна­вала, что их было так много. Но примечательнее всего было то, что ни у одной из этих уток не было пары. Как выяснилось, эта женщина была одино­кой, хотя всю жизнь мечтала выйти замуж. Коро­че говоря, она послушалась моего совета, избави­лась от уток и нашла себе мужа!

Известного искусствоведа француза Пьера-Кристиана Броше бьюти-редактор «РБК Lifestyle» встретил на открытии обновленного корнера дома Guerlain в ГУМе. И, пользуясь случаем, узнал его мнение о коллегах — коллекционерах парфюмерии.

«Под коллекционированием духов я понимаю коллекционирование флаконов. Мне не встречался человек, который собирал бы парфюмерию из-за ее «сока». Тут привлекает не то, что внутри, а то, что снаружи. Корни этого увлечения берут свое начало в Европе ХVIII века. В то время там распространилась мода на так называемые snuff bottles. Их привозили из Китая, и они представляли собой крошечные пузырьки из янтаря, панциря черепахи, стекла, украшенные узорами или росписью, в которых хранили снафф - сухой нюхательный табак. Светский этикет предписывал чувствительным дамам (а позволить себе купить snuff bottles могли только состоятельные люди) иметь при себе такой пузырек и подносить к носу при первых признаках обморока - очутившись в душном помещении или получив тайную записку. Со временем больше всего коллекционеров snuff bottles стало в Англии - там они даже объединились в несколько ассоциаций. И до сих пор эти табачные пузырьки покупают на аукционах за десятки миллионов долларов - наполовину наполненные или совершенно пустые. Флаконы именно с парфюмерией начали коллекционировать во Франции, и произошло это сравнительно недавно. Интерес к ним объяснялся прежде всего тем, что над дизайном флаконов работали знаменитые художники - к примеру, Сальвадор Дали. Флаконы для первого аромата под брендом Salvador Dali он оформил в стиле картины «Явление лица Афродиты Книдской» и продал каждый экземпляр за 20 тыс. франков. Или флаконы от хрустального дома Lalique - они всегда считались произведением искусства. И сейчас, в современном мире тоже выпускаются необычные экземпляры. Так что не выбрасывайте флаконы, а еще лучше - храните их вместе с коробками: на рынке раритетов больше ценятся полные комплекты.

Я покупаю парфюмерию исключительно из-за запаха - не люблю слишком сладкие и спортивные ароматы с обилием цитрусовых. Сегодня нанесу Chanel, завтра — Guerlain, на деловую встречу выберу один аромат, на вечер - другой. Но вот серьезное коллекционирование ароматов — не мое. Не потому, что это неинтересно или неперспективно, просто я поддерживаю молодых и малоизвестных пока художников (в коллекции Пьера около 500 работ современных русских мастеров - Юлии Косульниковой, Кирилла Гаршина, Кирилла Макарова), а созданием флаконов, повторюсь еще раз, занимаются люди с большим именем и творческим опытом. И, в конце концов, коллекционирование - это такой огромный труд, что лучше сконцентрироваться на чем-то одном».

Многие люди что-то коллекционируют. А знаете ли вы, что собираемые предметы могут многое поведать о личности и характере ее владельца? Экспонаты коллекции способны выдать наши тайные мечты и желания. Таким образом вы можете узнать неожиданные вещи и о себе, и, скажем, о мужчине, которого вы метите себе в партнеры. Это поможет вам лучше его узнать.

Марки любят собирать натуры интеллигентные и романтические. Если человек коллекционирует марки разных стран и городов, то он, вероятно, мечтает о дальних путешествиях, но сам не имеет возможности путешествовать или является по натуре домоседом.

Если человек коллекционирует марки с портретами знаменитых людей (а такие часто выпускаются), то он, скорее всего, не может реализовать себя в жизни. Заметьте, что люди, которые реально много путешествуют или добились серьезного успеха в жизни, редко занимаются собиранием марок.

Книги коллекционируют также люди, которым чего-то в жизни не хватает. Коллекционеры редких книг нуждаются в самоутверждении. Собирателям книг, скажем, по военной истории в реальной жизни недостает храбрости. Собиратели мемуаров знаменитых людей сами в душе лелеют надежду стать знаменитостями.

Картины или художественные альбомы часто собирают люди, вовсе не тяготеющие к искусству, но желающие прослыть эстетами. Человек, который собирает нестандартные произведения искусства - скажем, художников-модернистов или авангардистов, пытается казаться экстравагантным, хотя на самом деле может вовсе не быть таковым.

Те, кто собирает подлинники известных мастеров, обычно стремятся поднять или утвердить свой социальный статус. Часто такой человек даже не разбирается в живописи, но то, что у него дома висят дорогие полотна, греет ему душу.

Монеты собирают люди, у которых сложные отношения с деньгами. Нередко они декларируют, что не в деньгах счастье. Но в глубине души каждый из них осознает, что деньги ему нужны. Коллекция монет помогает им почувствовать себя увереннее, обрести почву под ногами.

Оружие - символ агрессии и защищенности. Мужчина, коллекционирующий оружие, стремится доказать себе и другим, что он - настоящий "мачо". Но на деле такие люди часто не уверены в себе.

Если оружие собирает женщина (что большая редкость), то она стремится выглядеть роковой и эксцентричной особой, скрыть свою женскую слабость.

Декоративную посуду чаще собирают женщины. Изящные чашки и вазочки могут свидетельствовать о вашем стремлении украсить свою жизнь. Это означает, что в реале вам не хватает красоты и гармонии.

Мужчина, собирающий декоративные кружки или другие подобные изделия - эстет по натуре. В его характере обязательно присутствует нечто женственное, в душе он романтик.

Многие собирают фигурки, изображающие различных животных . Взгляните, каких именно - и вы многое поймете о человеке.

Так, фигурки собак коллекционируют люди, которые в душе одиноки, но им трудно кому-либо довериться. А также те, кто чувствует себя незащищенными.

Статуэтки кошечек собирают те, кто стремится к независимости, но в то же время нуждается в чужом тепле и участии.

Птичек, рыбок и насекомых коллекционируют люди, которым в жизни не хватает "легкости", которым трудно расслабиться, которые вынуждены постоянно играть какую-то роль… Часто это те, кто занимается бизнесом, высоко стоит на карьерной лестнице. Коллекция "легких" существ является для них отдушиной, позволяет хоть недолго побыть самим собой.

Лошадок собирают те, кого не устраивает их нынешнее бытие. В глубине души они мечтают бросить все и "ускакать" куда-нибудь. Но не могут этого себе позволить.

Фигурки коров или свиней - символы благополучия. Их собиратели испытывают сильную неуверенность в себе.

Изображения диких и агрессивных животных - медведей, волков, львов, тигров, драконов, крокодилов, змей собирают люди, которым по жизни не хватает "озверина". Им очень трудно кого-нибудь "укусить" в реале, поэтому они вынуждены довольствоваться "виртуальными" символами агрессии.

Фигурки людей коллекционируют, как правило, те, кто, как им кажется, живет чужой жизнью. Например, если человек собирает бюсты или статуэтки знаменитостей, то он уверен, что достоин большего, чем имеет теперь. А коллекция статуэток, изображающих представителей разных народов и национальностей, указывает на то, что в душе ее владельца уживаются сразу несколько "личностей", но он не решается их проявить.

Некоторые люди собирают очень экзотичные коллекции -к примеру, медицинские инструменты или консервные банки . Но такой человек скорее стремится выглядеть нестандартным и эксцентричным, чем на самом деле является им.

Словом, узнайте, что собирает ваш новый знакомый, и делайте выводы.

С 4 по 13 апреля 2012 года журнал «Золотой червонец» проводил конкурс мини-рассказов «Почему я коллекционирую…», в котором принимали участие интернет-пользователи, увлеченные каким-либо собирательством.

Подробно с правилами конкурса «Почему я коллекционирую….» можно познакомиться в разделе Специальные акции «Золотого червонца».

Согласно условиям конкурса, мы публикуем имена победителей, а также их мини-рассказы.

Вот имена победителей конкурса, которые 5–10 апреля, получили по 500 рублей: Галина Колотухина, Иван Конышев, Слава Хмелёв, Яночка Преснековачка, Александр Васильев, Екатерина Разумова .

11 апреля в сетях «Вконтакте» и «Facebook» был опубликован только один рассказ. Поэтому ее автор, Яночка Преснековачка , опять получила приз. Вот ее рассказ-победитель:

«Сегодня я расскажу вам о моей коллекции брошек. Вообще, у меня и раньше были брошки, но я их не коллекционировала, но после того, как моя бабушка отдала мне фамильную брошь, которая передавалась из поколения в поколение, я стала коллекционировать.

Бабушка сказала, что эта брошь с драгоценными камнями, но я не скажу с какими, так как о таких драгоценностях не говорят. Бабушка не рассказала историю этой броши, так как сама ее не знала. И поэтому мы с сестрой стали строить догадки. Я предположила, что наши предки были богаты, и были дворянами, а сестра сказала, что наши предки были не богаты, и мало обеспечены, и она не знает, как к ним попала брошь.

Жаль, что истину мы так и не узнаем, но, несмотря на это, брошь все равно очень дорога нашему роду и мы будем передавать ее из поколения в поколение и хранить ее должным способом.

На картинке вы не увидите эту брошь, так как она настолько дорога и драгоценна, что я ее вам показать не могу. Но зато вы узнали о том, как зародилась моя коллекция и о самой драгоценной вещи в нашей семье. И еще, тут не все брошки, а только те которые можно показывать».

12 апреля Ольга Шарыгина получила 500 рублей благодаря своему рассказу о коллекционировании кукол :

«Женщина, независимо от возраста, никогда не должна терять ту девочку в душе, которой она была когда-то давно...

Мне кажется, когда мы, женщины, теряем эту девочку, сразу начинаются какие-то проблемы, мы устаем, и жизнь теряет свою яркость и краски. Видимо, я свою девочку не потеряю никогда, потому что я занимаюсь коллекционированием...кукол!

Это удивительное занятие сопровождает меня всю жизнь. Каждая куколка связана с тем или иным событием, тем или иным человеком, который мне ее подарил.

Например, самую первую куклу мне подарил папа, когда мне был годик. Затем я получала кукол на дни рождения от родных. Роскошную красавицу Лиду я получила в день, когда пошла в школу. Самое забавное было наблюдать, как меняются представления о красоте куклы. Все больше и больше менялись черты лица, пропорции тела, наряды становились все роскошнее. По куклам можно читать эпоху, можно узнать, что было в моде, какая была культура, как приблизительно выглядели женщины того времени, какие были ценности.

Когда я стала старше, я стала привозить кукол из различных поездок, мне продолжали дарить их по любым поводам, и сегодня в моей коллекции - 74 куколки! Совершенно разных!

Разумеется, я люблю их всех, но есть все-таки любимчики. Например, Ляля на фото слева и цыганка Заза. Зазу мне подарил мой любимый мужчина, заявив, что она на меня похожа. Видимо, в ней бОльшая частичка моей души, чем в остальных куколках.

Вы спросите, где я их храню? Ой, пыли, конечно, они много собирают, но я тщательно ухаживаю за своей коллекцией. Все стоят на полочках и антресолях, радуют меня и моих гостей. Приходите и вы в гости посмотреть на куколок!»

13 апреля оргкомитет конкурса рассказов «Почему я коллекционирую...» объявил победителем нумизмата Катерину Гнездилову :

«Я хочу рассказать удивительную историю о том, как я начала коллекционировать монеты разных стран. Началось это с того, что моя старшая сестра, находясь в Америке, решила сделать мне подарок. Для этого она начала собирать 25-центовые монеты, посвященные разным штатам Америки.

Первые монеты она приобрела в Вирджинии, Нью-Йорке, Флориде и так далее. Таким образом, у нее получилось 45 монет, не доставало еще 5.

У меня появилась мечта сделать коллекцию полной, и поэтому в прошлом году мы всей семьей поехали в США. В этом путешествии мы были в Вашингтоне, когда там произошло землетрясение; были в Нью-Йорке, когда к нему подходит ураган Айрин; полюбовались Ниагарским водопадом.

В результате этого путешествия нам удалось собрать недостающие пять монет и коллекция стала полной. После этого у меня появилась мечта собрать все памятные монеты мира, которые есть в обращении.

Поэтому в этом году мы всей семьей продолжим путешествовать, поедем в Европу, для того, чтобы мечта сбылась».

Журнал «Золотой червонец» благодарит всех участников конкурса рассказов «Почему я коллекционирую…» , а также поздравляет победителей, заработавших благодаря своим увлечениям по 500 рублей.

Мы искренне надеемся, что и впредь вы будете участвовать во всех акциях и конкурсах, проводимых «Золотым червонцем» .

Социальные мотивы коллекционирования.

  • потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке. Коллекционирование объединяет людей по интересам, задавая общение по данному поводу. Это особенно ярко выражено в новомодных течениях и субкультуре, богеме и околобогеме, в предпочитаемых стилях поведения и общения и других социальных критериях. В данном смысле коллекционирование подразумевает определенную культуру досуга. Увлечение коллекционированием может являться своего рода маркером социального статуса, общественного положения, часто принадлежности к интеллектуальной или финансовой элите, даже если увлекающийся человек реально этому статусу не соответствует. Так приобретение дорогостоящих объектов может быть расценено, как следование социальным кодам, присущим миру роскоши.;
  • потребностей в уважении и признании . Данная потребность во многом вытекает из предыдущей. Это подразумевает придачу ценности самому себе, обусловленную обладанием вещами, этими ценностями наделенными. Увлечение коллекционированием привлекает тщеславным стремлением к констатации собственной интеллектуальности, эрудированности и глубины. В некотором роде противопоставляется обыденности и заурядности.

Итак, до определенного момента коллекционирование представляет человеку возможность выгодного представления себя в обществе . Действительно, в Древнем Риме знание искусства и способность критически судить о нем считались признаками образованности и высокой культуры, что послужило поводом для создания целых частных коллекций произведений искусства. В Новое время, выявившее конфликты аристократии и буржуазии, коллекционирование давало возможность финансово окрепшим буржуа показать, что в своих привычках и обычаях они ни чем не хуже знатной по происхождению аристократии. Сегодня, в условиях общества потребления коллекционированию импонирует принцип “Я есть то, что я покупаю”.

Тем не менее, становится ясно, что в рамках этих уровней потребностей, мотивы коллекционирования не связанны с истиной его природой. Почему одни с увлечением, граничащим с дуростью, скупают по нереальным ценам произведения искусства, взвинчивая рынок, другие собирают коллекции пчел, третьи носятся по миру в поисках редких антикварных книг на тему, скажем, коневодства? Весь остальной мир обычно смотрит на них как на сумасшедших. В данной связи, становится понятно, что истинные мотивы коллекционирования лежат гораздо глубже, нежели стремление выгодно выставить себя в обществе.

Личностные мотивы коллекционирования:

Они находятся на высшем уровне человеческих потребностей, связанном:

  • с самореализацией, потребностью в самовыражении. Здесь заложены такие потребности, как эстетическое удовольствие, эмоции, переживания, духовный опыт, потребность в познании и т.д.

В основе коллекционирования лежит собирательство того, что имеет некую ценность. Но, что есть ценность? Ценность можно определить как некое значение, представляемое известным предметом или духовным явлением для удовлетворения той или иной потребности человека. Существуют предметные и субъективные ценности. Предметные ценности - это все, что имеет овеществленное качество, материальная вещь является в определенном смысле ценностью, которая характеризуется общественной функцией данной вещи. Итак, предметная ценность - это материальная ценность. Но, существует также понятие субъективной ценности, присущей предмету не от природы, а потому что он стал носителем неких других смыслов, абстрагированных от внутренней структуры объекта самого по себе. В своей книге «Система вещей» французский культуролог Жан Бодрийяр пишет: «В этом смысле в определенный момент вещи, помимо своего практического использования, становятся еще и чем-то иным, глубинно соотнесенным с субъектом; это не просто неподатливое материальное тело, но и некая психическая оболочка, в которой я царю, вещь, которую я наполняю своим смыслом, своей собственностью, своей страстью».

И именно эти потайные смыслы и страсти в действительности сподвигают человека к коллекционированию. Существует несколько научных теорий, так или иначе объясняющих этот феномен:

По авторитетному мнению Йохана Хейзинги «человеческая культура возникает и развертывается в игре», и коллекционирование, в том числе тоже - есть игра , в которой «как и в спорте, ставятся цели достижения превосходства над другими (собрать больше и лучше). Возникает форма внутренней иерархии: владелец самой богатой коллекции занимает место на вершине с такой же гордостью, как обладатель олимпийской медали». В данной связи, став частью коллекции предмет частично теряет свою функцию, по крайней мере, в сознании коллекционера он становится еще одним самородком его коллекции. Коллекционирование подразумевает потерю предметом своего функционального назначения, так как его ценность заключается уже не в нем самом, а как в составном элементе коллекции. Соответственно, одной вещи становится мало - коллекция тем лучше, чем она больше . Значит, приобретение новой вещи несет в себе лишь временное удовлетворение, поскольку остаются еще другие предметы, не входящие в конкретную коллекцию. В идеале необходимо собрать все, сделав свою коллекцию наиболее полной. А поскольку коллекционирование само по себе обычно подразумевает собирательство редких или дорогостоящих вещей, а чаще и то и другое, а охоту за вещью обычно ведут еще и другие коллекционеры, то каждое новое приобретение воспринимается как настоящий трофей. Здесь есть момент соперничества, азарта, следовательно - это игра. Так коллекционирование - это страсть быть первым . Согласитесь, удовлетворив свои приоритетные потребности, человек теряет чувство возбуждения от их осуществления, это объясняет, почему многие состоявшиеся личности, были страстными коллекционерами - им необходимо было ставить себе новые задачи для достижения. Академик Павлов еще в 1916 году, в своем докладе, посвященном рефлексу цели, называет коллекционирование самым типичным его примером. У Павлова коллек-ционерская страсть — это «стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остаю-щиеся недостижимыми ». Согласитесь, людям, всего добившимся в жизни, и в тоже время, получающим удовольствие от самого процесса следования своей цели, такая возможность недостижимости цели может показаться весьма заманчивой. Так, Петр I собирал все, что было диковинно, и впоследствии это послужило созданию Кунсткамеры; Сталин и Наполеон собирали наручные часы; Черчилль - оловянных солдатиков; Гагарин начал коллекционировать кактусы; в то время как Армстронг - предсмертные записки самоубийц; Бисмарк увлекался собиранием градусников, а у Гетте была крупнейшая коллекция минералов. Этот список можно продолжать до бесконечности, как ни странно, но все выдающиеся люди что-нибудь да собирали. Павлов пришел к заключению, что коллекционирование:“…есть темное, нервное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе с тем не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его также непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде, влечет к новому приему пищи...». Итак, еще один мотив коллекционирования - это недостижимость цели.

В теории психоанализа Зигмунда Фрейда центральное место занимает теория смещенной энергии, а именно сублимации. “Сублимация — это эффективная защитная реакция организма, направленная на высвобождение излишков сексуальной энергии и перенаправление её в более мирное русло, такое как коллекционирование или любое другое искусство и творчество”. Это объясняет, почему одни более склонны к коллекционированию, чем другие, потому что у одних накопленной невымещенной энергии значительно больше. В данной связи, коллекционирование как бесконечный процесс, подходит здесь как нельзя лучше. Итак, коллекционирование - это сублимация, вымещение сексуальной энергии .

С точки зрения ваше сказанного, может показаться, что главное в коллекционировании - сам процесс, а что коллекционировать не важно. Это, конечно же, не так. Коллекционирование начинается со страсти человека к тому или иному предмету, явлению. По Бодрийяру у каждой вещи имеются две основных функции — быть используемой или быть обладаемой. Большинство людей стремится к обретению в вещах, прежде всего, функциональности. Даже покупая люксовые товары, человек стремится получить за счет бренда, возможность идентификации своего социального статуса, то есть тоже использует вещь по назначению. Но тогда это всего лишь вещь, которую не жалко и выкинуть, вещь, которую не оставишь в наследство потомкам. Когда вещь особенно дорога, когда в ней есть душа, человек начинает стремится сделать ее только своей, обладать ей. Не стоит путать коллекционирование с фетишизмом, в данном случае оно не несет столь очевидного сексуального контекста. Тем не менее, может выступать как “мощный компенсаторный фактор в критические фазы сексуальной эволюции”. Имеется ввиду, что в моменты латентных периодов сексуального инстинкта, в детстве или, наоборот, зрелом возрасте, сексуальная энергия направляется на обладание вещами. Неслучайно, дети часто стремятся иметь не одну, а все игрушки данной серии. Вообще детское коллекционирование достаточно обычное для психологии явление. А в зрелом возрасте, когда эмоции и страсти окружающего мира становятся менее занятными, более обыденными, человек начинает создавать свой мир, наделять его своими страстями и эмоциями. «Вещь для человека, — пишет Морис Реймс, — это что-то вроде неживой собаки, принимающей его ласки и на свой лад умеющей их возвращать, что-то вроде зеркала, верно являющего ему не реальный, а желанный образ».

Более того, коллекция как собрание уникальных вещей, подразумевает одновременно соотношение количества и качества. Каждый предмет в коллекции ценен, с каждым коллекционер имеет некую интимную, лишь ему одному понятную связь, которая подчас равносильна общению с живым человеком, и в тоже время коллекция во всей своей полноте подразумевает целый ряд таких вещей, которые находятся в безграничной власти обладателя. Отношения между людьми никогда не позволят соединить в себе одновременно неповторимую уникальность и приравнивание к остальным, это неизбежно вызовет конфликт. Коллекционирование же способно дать беспрепятственное упорядочивание, распределение и контролирование вещей по собственному усмотрению -“Аромат гарема, вся прелесть которого во взаимопроникновении серийности и интимности”. Итак, коллекционирование - это страсть обладания.

Феномен коллекционирования сопровождает человечество на протяжении всей его многотысячелетней истории, еще и потому что несет в себе экзистенциональные стремления индивида жить и существовать даже после своей смерти. Дело в том, что коллекция, неся в себе художественную, научную, историческую, религиозную и т.д. ценность вовлекается в сферу общественного бытия человека и становится носителем определенных духовно-культурных ценностей для всего человечества, часто определяя национальное богатство страны и тем самым, занося имя ее создателя в мировую историю. Создание обширной и ценной коллекции - реальный шанс увековечить свое имя в памяти потомков. Так, П.М. Третьяков был далеко не единственным русским предпринимателем, однако имена других широкой общественности неизвестны, в то время как его имя как обладателя самой большой коллекции русского искусства, и впоследствии основателя музея, останется в памяти потомков на многие столетия вперед.

Историческая динамика коллекционирования:

В разные культурно-исторические эпохи феномен коллекционирования занимал разные позиции в интегрированном поле духовных ценностей, имел разные формы своего воплощения. Соотношение побудительных мотивов также различалось. Коллекционирование, являясь важной характеристикой развития человеческого общества, во многом транслирует в своих формах ключевые смыслы культурно-исторических эпох. Так в Древнем Риме, собирались коллекции военных трофеев, оружия, доспехов, различных военных знаков отличия. В Средневековье коллекционирование представляло собой главным образом собрания предметов культа и священных реликвий. В Возрождение коллекционирование подразумевало в основном собрание предметов искусства - живописи и скульптуры. В Новое время формируются крупные собрания отражающие приоритеты развития науки и т.д.

Коллекции могут собираться по этническому национальному признакам, различаться по объекту коллекционирования - нумизматика, фалеристика, библиофилия, филателия и т.д. И, тем не менее, всегда присутствуют в жизни человека. Именно частные собрания впоследствии легли в основу большинства европейских музеев, послужили стимулом для научных открытий, содействовали дружественным дипломатическим отношениям между странами и т.д.

Очарование коллекционирования кроется в том, что оно, с одной стороны, связанное с интимным внутренним миром человека, удовлетворяет его, по большей части, эгоистичным страстям - тщеславия, обладания, азарта, доминирования, превосходства, самолюбования. Тем не менее, для всего человечества зачастую становится олицетворением ценностей совсем иного порядка, способствуя содействию и приумножению наследия всего человечества, поднятия национального самосознания соотечественников на многие поколения вперед.

Текст: Долганова Екатерина

кандидат культурологии

Статьи по теме: