Rome total war 2 онлайн компания обзор. Оптимизация, графика и дизайн локаций. Способности, с помощью которых можно убить или переманить вражеского агента

Первый Рим - тот самый, что на семи холмах, - сгинул под натиском дикарей. Второй - который Константинополь - принял ислам и превратился в Стамбул. Третьим Римом принято считать Москву - вообще, причин тому несколько, но, кроме прочего, московские князья были связаны с византийской правящей династией брачным союзом.

Подсерии Rome в династии Total War повезло больше, чем прототипу: уже и вторая часть выходит, а империи еще очень далеко до заката.

Aeterna urbs

Эллинистическая эстетика англосаксонскому игроку однозначно ближе, чем феодально-ниппонская, которой изобиловала Total War: Shogun II . С какой стороны ни глянь, а у античной эпохи размах куда больше, чем у средневековья в масштабах маленького островного государства. Несколько кланов, отличающихся только гербами-монами, - и десятки народов, взращенных плодородным Средиземноморьем.

Стартовые условия сильно влияют на игровые успехи, поэтому выбор фракции - дело чертовски ответственное.

Описать антураж Rome II можно в двух словах: богатство и простор. И то и другое - очень немаловажно для глобальной стратегии. Тут в наличии все основные очаги европейской, средиземноморской и ближневосточной цивилизации - от Африки на юге и Азии вплоть до индийских границ на востоке до датского полуострова на северном краю.

Макеты городов на карте выглядят прелестно, но в битвах вы обнаружите, что многие из них - близнецы-братья.

Европа разрослась как в целом, так и в деталях. Города и поселения являют собой аккуратную горстку домиков, которая со временем может увеличиться. Леса стали густыми, пустыни - бескрайними, а крупные реки - судоходными (учитывая, что флот участвует в наземных битвах, - весомый довод).

Военная машина на гужевом ходу

Подвластными землями не только любоваться можно, ими еще и управлять надо. Здесь британцы шагнули вперед, хотя административных высот Paradox Interactive им не достичь. В Total War: Rome II все направлено на подготовку к войне, и только.

Разумеется, прежде чем развязывать войну, нужно скопить звонкую круглую сумму и укрепить экономику. И, на наш взгляд, финансовая модель в Rome 2 куда лучше, глубже и понятнее, чем где-либо еще. Одни строения приносят доход в какой-либо отрасли: сельское хозяйство, промышленность (громко сказано!), культура и т.д. Другие увеличивают прибыльность остальных - опять же в зависимости от отрасли. Механизм очень гибкий, позволяет специализировать экономику - и грести золото лопатой.

Античные города волей Creative Assembly объединились в провинции - по четыре на штуку. Ожидаемое и полезное решение в условиях нового масштаба, к которому явно приписали лишний нолик. Провинция служит административной единицей, а города - фундаментами для построек. Если возвести в Александрии лагерь для подготовки солдат, они появятся в поле найма по всему Египту.

Перед ответственным штурмом не скупитесь - пара наемных отрядов не помешает. Только не забудьте уволить их после победы, иначе сядете в долговую яму.

Первый Rome порой смущал списком доступных построек: ограничений не было, и каждый город рисковал пробурить в бюджете осьмнадцатую дыру, потому что здания нужно было содержать. Продолжение упростило градостроителям жизнь: фундаментов в городе немного, а чтобы их стало больше, должно вырасти и население.

НА ЗАМЕТКУ: высокоуровневые здания дают -12 от общественного порядка в ход или пожирают еду в китайских масштабах. Ergo, требуется долгосрочное планирование, и периферия должна кормить столичное ядро.

Обрезали? Обделили? Нет, в данном случае ограничение помогает специализировать поселения. Скажем, отведя участок под поля, мы можем или засеять их, или пустить под пастбища. Одно даст прирост запасов провизии, другое увеличит аграрный доход. Выбирать одно из двух заведомо тяжелее, чем строить все подряд, верно?

Процент налогов определяется сразу для всей страны, поэтому из-за бунтов в свежезахваченных городах придется понижать ставку повсеместно (хотя отдельную провинцию можно совсем освободить от выплат). А вместо массовых игрищ, как в первом «Риме», введены эдикты, которые применяются сразу ко всей провинции.

Разделяй и властвуй

Управление страной в отрыве от военных операций занимает на каждом ходу пару десятков секунд - если не обращать внимания на политику, которую попытались видоизменить.

Стратегический обзор карты - бесценная вещь и отличный детектор грядущих бунтов или потенциально убыточных провинций.

Прежде чем лезть в международные отношения, решите внутренние разногласия. Ну как - решите... заткните дыры и успокойте шумных. При дворе - или в Сенате, или в совете племени - всегда есть несколько охочих до власти клик (перед началом игры, если стартуем за Рим или Карфаген, мы можем выбрать одну из них). Между ними надо сохранять подобие баланса, чтобы вам не организовали к завтраку переворот в столице. Правда, набор рычагов контроля унизительно мал: распустить слухи, женить, добиться повышения или... отправить сплавляться в ладье Харона по Стиксу.

Члены семей - это вам тут не абстрактные портретики, а действующие командиры с разной степенью влияния. Репутацию они наращивают прямо в ходе игры, как правило - длинной цепочкой блистательных побед... А потом генерал-триумфатор вдруг забывает о субординации и решает, что у кого армия, тот и консул. Случается это нечасто, но крови раскол в сенате может попортить изрядно - как и полноценная гражданская война.

ЭТО ДРАМА: Creative Assembly, по мнению горячих голов, достойны колесования за ампутацию семейного древа. Где, когда и у кого родится сын, который в будущем станет знатным полководцем, решит его величество Случай. Недостатка в генералах не предвидится - хоть на зиму заготавливай.

Все факторы дружбы и вражды оформлены в список с циферками: и захочешь - не запутаешься.

Простоват и дипломатический режим. Вопреки похвальбе Creative Assembly о мозговитом ИИ и новинках в области переговоров, со времен Total War девятилетней давности изменилось мало. Торговые соглашения, пакт о ненападении, военные альянсы, вассалитет - и не забудьте, что все ваши внешнеполитические хитросплетения смоет традиционное упорство компьютерных игроков. Воюют до полного разгрома, посылают купцов только после выплаты контрибуции. Военный союз? Нонсенс! Не бывать этому даже за все сокровища Аккада! В конце концов, здесь не Victoria и не Europa Universalis; к услугам дипломатов в Total War прибегают в основном чтобы объявить войну и стребовать дань.

Я плюю на ваши руины!

SEGA однозначно передавила, требуя выпустить Rome II поскорее, поэтому множество проблем решить не успели, но Creative Assembly удержались от соблазна распилить проект на тучу DLC, хотя одно вычленили-таки. Однако трудно представить, почему на Rome 2 обрушились сотни отрицательных отзывов (сплошь 0/10) с раскормленными в слонов мухами и мнимыми трагедиями. Из 1277 отзывов на «Метакритике» аж 747 ругательные, а фраза про «шестьдесят евро за бета-тест», кажется, стала крылатой.

Пресса проявила снисходительность: только два издания из сорока оценили «Рим» ниже, чем на пять из десяти. Зато игру с неожиданной свирепостью порвали на лоскуты сами игроки. Игроманский форум ломится от жалоб на плохую оптимизацию и платное бета-тестирование, хотя игру все равно встретили сдержанно тепло. А вот на «Метакритике» народ основательно запасся тухлыми помидорами: суммарный балл - 4,2 из 10. В последний раз так организованно оценку сбивали новому SimCity (до 1,6!).

Аргументы обвинения все те же. Вот вам примеры.

Нет, подавляющее большинство претензий взято не с потолка. Если ворота сжигаются любым отрядом - зачем тогда тараны и лестницы? А предел численности армий, растущий вместе с расширением империи? Не очень-то он и мешает (благо экспансия тут быстрая и мучительная), зато ограничивает безумный ИИ, который раньше любил плодить десятки крошечных армий и распускать этих тараканов по нашим тылам.

Еще один лидер по числу исков - идентичность агентов. Игроки заявляют, что у шпиона, посла и чемпиона функции одинаковые. Отчасти да, все они умеют убивать полководцев, но и своих способностей у каждого хватает. Только послы умеют подбивать рабов на восстание, только чемпионы - тренировать наши войска, только шпион может отравить гарнизонную еду. Но если рубануть сплеча, то да, функционал одинаковый. Как у полицейского, спецназовца и офицера разведки.

Однако самый внушительный урожай проклятий собрало пропавшее семейное древо. Прежде мы с нетерпением ждали, когда внучатый племянник наконец возмужает и возьмется за меч, выдавали замуж дочерей, и так далее и тому подобное. В Medieval 2: Total War можно было длинной комбинацией из убийств угробить всю династию и покорить страну. Но по нынешним правилам генералы берутся из ниоткуда, причем в солидных количествах - академия, ядрена корень. Оказуалили, не поспоришь, но ставить крест на всей игре из-за пары уступок «простым смертным»?

Катафракт, гастат, фаланга

Военное ремесло - самый смак серии Total War, и к нему относятся бережнее всего. Чем раньше была армия? Списком боевых единиц, желательно - вкупе с командирским отрядом. И что она теперь собой представляет? Автономную боевую формацию, которая сама себе хозяин: обучает бойцов прямо в поле, имеет громкое название и набирает опыт (чтобы потом обрастать полезными преимуществами).



Наградные прибавки такие крошечные, будто их выдавал мольеровский Гарпагон, но за годы службы генерал накопит нехилый суммарный бонус.

Той же дорогой послали и полководцев. Они обучаются, обзаводятся свитой и получают новые боевые возможности - например, грозный рявк на непослушных врагов, чтобы те ринулись обратно к мамкам за новыми штанами.



В конечном итоге почти каждая битва превращается в мешанину рук, ног и клинков - а что вы хотели? Поединки на катанах еще не изобрели, а порох тем более.

Битвы на ручном управлении после Rome: Total War словно бы и не изменились, а вот в «Сёгуне» дела шли иначе из-за отсутствия щитов и присутствия культурных... особенностей (это что за уродец с катаной? самурай? тут что, все самураи?!).

Rome II - это классические столкновения в духе планов, которые рисуют в школьных учебниках истории. Пращники выпустили град камней, отступили за спины мечников, которые оттеснили бронированных увальней к общественным баням, а конница вдоль берега просочилась на вещевой рынок и разгромила там все, что нашла. Умение вовремя выставить против противника именно те отряды, что дадут отпор (и перед битвой предусмотреть вероятность атаки там, где отпора не будет), выжидать и отступать по-прежнему ценно, как вода в пустыне Сахара.

Наши стрелки засели на холме. Враг мог бы бесцеремонно прервать это заседание, да только извилин у него хватило лишь на беспомощное барахтанье у подножия.

ЭТО ДРАМА: град не стрел и пилумов, но шестиэтажных проклятий обрушился на британцев за контрольные точки. Теперь на каждом поле боя, независимо от условий, есть один или несколько флажков. Удержание или захват точки сулят победу. Вроде бы и здравое начинание, да только расположены точки жутко неразумно с тактической точки зрения: например, посреди поля, хотя рядом есть удобный для защиты холм.

Горячие головы не подумали, что флаг можно использовать к собственной выгоде: например, связать армию врага боем, а самим тем временем втихаря сцапать точку без особых потерь.

Беда во всех случаях одна - компьютер. Во-первых, ИИ, который запросто может бросить осадные орудия и ринуться ломать ворота голыми руками (точнее, жечь бросками какой-то горючей дряни). Во-вторых, начинка вашей убермашины: чтобы выкрутить графику на максимум, придется принести в жертву либо производительность, либо немалые деньги на новое железо. Хотя, если оставить настройки «очень высокими», с Rome II справится не только киборг на острие прогресса, но и рабочая лошадка за двадцать килорублей.

В этой статье, я продолжаю рассказывать вам об агентах, доступных в игре Total War: Rome 2, а также об их способностях. Сегодня мы поговорим о Сановнике.

Сановник – очень интересный агент. Это не Воитель с мечем, призывающий всех в бой и не Соглядатай, который действует тихо исподтишка. Сановник это скорее хитрец, непревзойдённый интриган и одновременно с этим, умелый управленец.

Благодаря своим способностям, он универсален и может помочь вам как в военных делах, так и в гражданских.

Его способности помогут вам:

  • Навести порядок в провинции.
  • Устроить беспорядок в провинции врага.
  • Убить другого или персонажа или агента.
  • Переманить персонажа противника.

Все способности Сановника в Total War: Rome 2.

Военное хозяйство. Как я написал выше, Сановники отличные управленцы, поэтому если вы прикажете ему вести дела одной из ваших армий, то он благодаря своим способностям сможет:

  • Снизить расходы на содержание армии.
  • Повысить командные способности генерала.
  • Уменьшить возможность подрывных действий чужих агентов.

Гражданские власти. Сановник умеет не только умело управлять армией, но и вашей провинцией. Благодаря этому таланту, он может:

  • Уменьшить административные расходы.
  • Повысить одобрение населения.
  • Снизить стоимость строительства.
  • Повысить сопротивляемость действиям агентов противника.

Еще Сановник может сделать Генерала противника и его армию, намного уязвимей для следующих атак агентов.

Искажение приказов. Способность очень поможет вам, если вы не успеваете подготовиться к встрече нападающей армии. Просто отправьте своего Сановника к врагу и с помощью способности «Искажение приказов» он сможет затормозить наступление армии на один ход. Также в случае успеха этой способности, в бою вражеской армии повысится время перезарядки способностей полководца.

Смертельная угроза. Эта способность подразумевает то, что ваш Сановник умело распускает слухи, чем ухудшает настроение дух в армии врага. Это действие влияет на:

  • Силу солдат противника при натиске.
  • Силу солдат противника в рукопашной атаке.
  • Понижает эффективность стрельбы.
  • Повышает уязвимость армии противника на стратегической карте.

Коррупция. Если хотите чтобы провинцию вашего недруга захлестнула коррупция, отправьте туда вашего Сановника. С помощью этой способности, он снизит контроль противника над своей провинцией, тем самым повысит коррупцию. Кроме того, Сановник увеличит шансы на успех у других ваших агентов.

Подстрекательство. Подстрекательство подразумевает то, что Сановник отправиться во вражескую провинцию и попытается поднять недовольство граждан, против своих правителей. Эта способность снижает порядок и приводит к беспорядкам.

Подкуп торговцев. Если вы хотите подорвать экономику чужой провинции, в этом вам поможет умение «Подкуп торговцев». Подкупив торгашей, Сановник нанесет ей экономический ущерб.

Насаждение культуры. Вы надеюсь, знаете, что культура в Total War: Rome 2 играет большую роль? Насаждение культуры – очень полезный навык. Как вы знаете, на общественный порядок провинции, влияет однородность культуры. Что это значит? Если в провинции преобладает «родная» для нее культура, это положительно сказывается на общественном порядке. Сановник с помощью умения «Насаждения культуры» распространяет вашу культуру, соответственно чужеродную — для противника.

Способности, с помощью которых можно убить или переманить вражеского агента.

Наемное убийство. Это талант, с помощью которого Сановник может устранить агента неприятеля. В отличие от Воителя, который разбирается с противником собственными руками, Сановник более осторожен и нанимает для этих целей наемников, которые делают всю грязную работу за него.

Предательство. Это, пожалуй, самый изящный способ устранить противника. Сановник втирается к нему в доверие, а затем при удачной возможности предает ничего не подозревающую цель. Если предательство завершиться успешно, вражеский агент исчезнет.

Провокация. Это еще один способ устранить жертву, при этом не навлекая на себя подозрений. Сановник провоцирует противника, в результате чего тот нападает на него. И Сановнику ничего не остаётся, как убить напавшего, якобы в целях самообороны 🙂 Тем самым оставшись чистым перед законом.

Убеждение. Зачем убивать противника, если его можно заставить перейти на сторону вашей фракции? Способность «Убеждение» позволяет вашему агенту, попытаться убедить противника служить вашей фракции.

Принуждение. То же что и «Убеждение» и «Искушение», только Сановник не пытается подкупить или уговорить цель, а попросту угрожает ей. Если угроза сработает, то у вас станет на одного агента больше 🙂

Как видите, Сановник очень интересный и полезный персонаж! Такой себе серый кардинал и хитрец, у которого есть очень большой арсенал различных методов для того чтобы добиться поставленной цели в Total War: Rome 2.

Спустя 12 лет одна из самых лучших (и сложных) стратегий в истории выходит на iPad. Лайф выяснил, как играется классика на современных планшетах.

Мобильные стратегии принято ругать за примитивность - жмёшь на одну кнопку, ничем не управляешь, а только поступательно закидываешь реальные деньги, чтобы ускорить строительство очередного офисного центра. Кажется, расклад сил поменялся, пусть и за счёт компьютерной классики 12-летней давности: Rome: Total War, когда-то наверняка укравшая у вас остаток осени 2004 года, вышла на iPad. И это важное событие - независимо от того, брали ли вы когда-то Каир тремястами лучников или нет.

Pax Romana

Это именно тот "Рим", что мы знали. Как пишут в определённых местах, "ничего не вырезано и не перекодировано" - стопроцентный порт, переносящий все функции оригинала. Кто помнит, игра условно делится на две части: в одной надо руководить страной, заключать дипломатические договоры, подавлять бунтующее население и отстраивать города - этакая Civilization, застрявшая в славном периоде нескольких веков до н.э. В другой - воевать на поле боя, иной раз управляя тысячами солдат. Первый режим на iPad сделан практически идеально: ответственным за переезд пришлось перерисовать интерфейс - вышло слегка простовато, но удобно. Чтобы посмотреть, скажем, общественные настроения в недавно взятом у египтян городе, достаточно сделать одно нажатие. Чтобы нанять армию - ещё парочку. Единственное, слегка неудобно водить солдат по карте: порой игра неверно считывает ваши команды. Но на полном серьёзе на это жаловаться - всё равно что брюзжать о налоге на выигранный в лотерею миллион - мелочно и гнусно.

Со сражениями сложнее. Руководить армией в 500-1000 человек было непросто и на компьютере - по очевидным причинам, на сенсоре это делается с ещё большим трудом. Каждый отряд (численность сильно урезана и зависит от версии планшета) можно выбрать, щёлкнув по его иконке. Когда дивизий много - скажем, больше десяти, - вы превращаетесь в Доктора Октавиуса: нажать сюда, отщёлкнуть этот отряд, спасти лучников от нападения слонов, подключить к бою спрятанную в лесу кавалерию.

Темп в игре довольно высокий для стратегии таких масштабов, и за перемещениями попросту не успеваешь - где-то обязательно образуется дыра, которая вам аукнется. В мобильном "Риме" есть возможность выделить солдат рамочкой (здесь это скорее эллипс), но даже такая штука мало спасает: пока вы будете чиркать, варвары убьют генерала и обратят в бегство несколько полков. Так что перед глобальными сражениями либо морально готовьтесь страдать, либо отдайте всё на откуп компьютеру.
Пострадать придётся ещё и по другим причинам. Во-первых, игра пойдёт начиная с первого Air и едва ли впечатлит визуально. Лучше Air 2 или Pro. Во-вторых, даже если у вас iPhone 7 Plus, можете выдохнуть: только планшеты. В-третьих, Rome: Total War стоит почти 750 рублей - на фоне объявленного ценника грядущего Марио, конечно, не так возмутительно, но всё же: речь идёт о хите 12-летней давности.

Впрочем, излишне говорить, что это тот случай, когда любые требования отбиваются самой игрой.

Лупанарии и акведуки

Rome: Total War - один из лучших выпусков серии, если не лучший. Здесь можно провести пару вечеров, ни разу не попадая на поле боя, потому что сперва надо разрулить дипломатические проблемы с галлами (заключим союз, потом нападём), выстроить во всех городах по канализационной системе и храму Венеры (чтобы плебс не ворчал) и решить, что делать с Сенатом - особенной историей, которая есть только в Rome: Total War (и сиквеле). Сенат расквартировался в нынешней столице Италии и поначалу в чужую жизнь особо не лезет - раздаёт задания и хмурит брови, когда мы его игнорируем. Но потом империя разрастётся, правительству станет страшно - и придётся либо принимать варварские условия Рима, либо идти гражданской войной. Но этого можно и избежать, предварительно воткнув в верхушку своих парней - а для этого придётся много хитрить и заключать династические браки.
Попутно не забывайте заглядывать в характеристики лучших полководцев и мониторить их окружение. Это не для галочки: например, гей-любовник прибавит вашему дипломату пару очков к убеждению, а завоёванная в дальних странах куртизанка докинет несколько баллов 16-летнему командиру. Всё в лучших традициях древнего Рима - Гелиогабалу бы игра понравилась.

Ну и кому-нибудь из талантливых вояк (Сципиону?), потому что без хитрости и тактической смекалки на местных полях не победить - разве что имея многократное преимущество. Наука войны: копейщики против конницы, лучники в арьергарде, подкрепления - скрытые за ближайшим лесом. Не говоря уж о том, что ваши (и чужие) солдаты, как ни странно, тоже люди - и они могут запаниковать, увидев несущихся на них слонов. А слоны - увидев несущихся на них свиней. Вот такие тут расклады.

Которые интересно вновь перебрать даже спустя 12 лет - ведь классика не стареет. Пусть игрой непросто управлять во время сражений, графика слегка смущает, а в списке доступных языков нет русского (многим это важно), но это Rome: Total War, и никакие огрехи не должны вас сбить с толку. Вперёд, к мировому господству!

Достоинства:

  • это Rome: Total War - одна их лучших стратегий в серии и вообще в мире;
  • мощный синтез стратегического и боевого режимов;
  • атмосфера древнего Рима: рабы, куртизанки, слоны, диктаторы;
  • неплохое качество портирования.

Недостатки:

  • управление в бою могло быть и получше;
  • чересчур высокие системные требования;
  • нет русского языка - комментаторы в App Store уже подвергли игру обструкции.
МИХАИЛ ‘XIRURG’ ХРОМОВ

Для человека, искренне и глубоко любящего историю, игры серии Total War всегда были бальзамом на душу. Не перегруженные деталями, они, тем не менее, рисовали яркую, целостную и удивительно живую картину эпохи. не исключение, но за 40 с лишним часов, проведённых в древнем мире, я не сумел прогнать гнетущую мысль: разработчики сознательно не желают двигаться вперёд. Всё, что их интересует - это разнообразие, бо́льшая (по сравнению с предыдущими частями) простота и… деньги.

Ex parvis saepe magnarum rerum momenta pendent

(Исход крупных дел часто зависит от мелочей)

Полгода назад я , что самыми ожидаемыми премьерами 2013-го для меня станут и . Какую свинью нам подложили «друзья»-канадцы, известно, но и англичане, как оказалось, держали фигу в кармане.

Взять хотя бы «улучшенную» глобальную карту. Здешняя провинция, скорее, походит на отдельную страну со столицей и несколькими сателлитами. В часть ключевых объектов инфраструктуры перекочевала за границы поселения, что способствовало более активной игре. В прогресс пошел вспять. Научные, религиозные и производственные центры деградировали до уровня безликих деревушек, лишённых защитных сооружений, а значит, вся надежда на гарнизон. Усилить оборону при помощи регулярных войск нельзя. Каждую армию теперь в обязательном порядке возглавляет генерал, а их количество определяют размеры империи. Собрались подогнать на фронт подкрепления? Наймите «ослика», как в Heroes of Might and Magic , нормальных вариантов нет.

Бедолаге, которому выпала незавидная роль, предстоит изрядно побродить. Здесь разжились мечниками, там - лучниками, а ещё нужна кавалерия, копейщики, баллисты. Купить всё в одном месте не удастся. Игра предлагает неприлично мало слотов для строительства, и потому в районах процветает специализация. Пытаясь решить, какой домик куда воткнуть, испытываешь почти физические муки. Невольничий рынок или кузница? Лавка с деликатесами или школа гладиаторов?..

А как они жрут! Иногда боишься апгрейдить город, потому что потребление пищи подскочит до небес. Голод - худшая из бед, ведь больше всего от нехватки калорий страдают солдаты. Больно смотреть, как элитные подразделения буквально тают на глазах. Другая проблема - мусор. Изнеженные граждане патологически не выносят грязи. Апельсиновая корка на тротуаре вызывает негодование, а если почтенный отец семейства, совершая променад, поскользнулся на чьих-то фекалиях, бунта не миновать (чистоплюйство присуще не только цивилизованным грекам и римлянам, но и каким-нибудь вонючим галлам). Глупости обыкновенные чередуются с глупостями историческими. Например, нам запрещено прокладывать дороги - отныне их качество зависит лишь от экономического развития региона.

Весь этот вагон условностей потихоньку разрушает атмосферу. Не помогают ни шаблонные миссии, ни редкие видеорепортажи (подавление восстания рабов, триумф и т.п.), ни примитивная стилизация. Помните уродливые значки отрядов из ? В псевдохудожества, наконец, исчезли… чтобы наверстать в .

Честное слово, вместо вазописи лучше бы довели до ума политическую систему. В республике главное - баланс; «партия власти» не должна быть чересчур популярна. В монархии наоборот - любое проявление слабости приводит к перевороту. Рычаги давления на истеблишмент традиционные: взятки, слухи, кровопускания… Увы, влияние подковёрной борьбы на геймплей стремится к нулю. Если верховный главнокомандующий не просиживает тогу в столице, то всё у него будет хорошо. Козни соперников и вовсе походят на ворчание старых бабок. Я постоянно получал сообщения о покушениях, но ни разу - ни разу! - кинжал убийцы не задел важных органов. не наказывает всерьёз. В крайнем случае - может слегка пожурить.

Общение с соседями тоже отвечает принципу всепрощения. Исходя из наших действий, игра высчитывает «рейтинг доверия», но особо переживать не стоит - обманы и махинации постепенно забываются. Главное, как обычно, торговые соглашения. Достаточно пожать руки, и в казну потечёт очередной золотой ручеёк (количество маршрутов бесконечно). В остальном, всё стандартно и даже аскетично. Ни заложников, ни матримониальных связей - чистый функционал. Некоторые элементы, правда, не совсем продуманы — я так и не смог заставить своих вассалов заключить мир друг с другом.

Non progredi est regredi

(Не идти вперёд - значит идти назад)

Дипломатия в Total War априори вторична. Размер армии ограничен 20 отрядами, зато под нашим непосредственным руководством может находиться до 40 юнитов (справедливости ради отмечу, что в последней версии это уже было). Десант в реальном времени - вот настоящая новинка! Подплыл, пришвартовался, выгрузил бойцов… Прибрежные поселения беззащитны при атаке с воды - пока основная часть войска с шумом и помпой штурмует каменные укрепления, диверсанты коварно зайдут с тыла.

Звучит потрясающе, только в схватке с компьютером хитрости излишни. Если на стратегическом уровне AI создает видимость разумной деятельности, то в тактике он профан. Враги готовы безропотно терпеть обстрел и гнать собственные баллисты врукопашную, бесцельно бегать туда-сюда и водить хороводы. Верх идиотизма - атаковать город и… ровно час («time limit» на битву) стоять не шелохнувшись.

На YouTube хватает роликов, живописующих бесчисленные «баги», но проблема гораздо серьезнее. Даже после второго патча AI попросту не понимает , что такое стены (в и солдаты самостоятельно, без лестниц, карабкались наверх). Хотя в чистом поле ситуация не столь плачевна. «Туман войны» позволяет наносить неожиданные удары в тыл и фланги. Разобраться в батальной суете тяжело - вышколенная пехота моментально ломает строй, что уж говорить о варварах. Однако ещё сложнее не заплутать среди десятков «близнецов». Легионеры, легионеры-ветераны, первая когорта, преторианцы… Различия в стоимости и кое-каких параметрах, спецумения - и те одинаковые. Порой доходит до абсурда: преторианцы - личная гвардия римских полководцев и императоров - идут в бой под свист кнута!

Такое обращение не всякий стерпит. Немудрено, что мы вынуждены платить наёмникам и набирать нечёсаных дикарей «союзные войска» из жителей оккупированных земель. Вникать в их особенности нет ни малейшего желания, да и не нужно. Будь то туманная Британия, жаркая Африка, загадочная Азия - в любом уголке мира вы сколотите стандартную римскую казарму и наштампуете стандартных римских легионеров.

Кстати, любой отряд можно погрузить на корабль — «сухопутные крысы» запросто превращаются в бывалых мореходов. А полноценный флот тут без надобности. Стремясь к мнимой реалистичности, разработчики загнали себя в тупик. Таран, абордаж, таран, абордаж… В и (да и в ) было повеселее.

Сами корабли выглядят шикарно. А кто откажется посмотреть на боевых слонов, полуголых гладиаторов или чернокожих нумидийцев? Однако лишь обладатели топового «железа» получат истинное удовольствие от зрелища; на средних и высоких настройках картинка не красивее, чем в . Кстати, настраивая качество графики, оставляйте запас мощности, иначе внезапные проседания fps и бесконечные загрузки доведут до белого каления. Вообще, - игра для терпеливых. Ближе к середине кампании, когда империя вырастет и соседи подкачают мускулы, обсчёт каждого хода будет длиться 2-3 минуты.

Искать утешение в объятиях случайных интернет-знакомых бесполезно - сделанный «для порядка» мультиплеер не конкурент великолепной . Вместо глобальной карты, «прокачки» и прочих новомодных радостей - список игр и кнопка «quickmatch». Исчезли «drop-in battles»; раньше мы ставили галочку, и место AI занимал доброволец. Воевать с реальным противником всегда интереснее, при условии, что он не «жульничает», ведь с балансом пока труба. Незачем подбирать идеальное сочетание пехоты, конницы и стрелков, если можно взять толпу «супертяжей» и задавить массой.

Dum spiro, spero

(Пока дышу - надеюсь)

Одна из самых масштабных стратегий современности, но в нынешнем состоянии тратить на неё деньги и нервы нерационально. Технические недоделки, худший за всю историю серии AI, сомнительные дизайнерские решения, контуженный мультиплеер… Что-то исправят патчи, что-то - моды. Увы, это долгий процесс. Если ничего нигде не свербит, лучше вернуться к игре через полгода-год.

13 лет развивали свою орденоносную серию бравые британские разработчики из The Creative Assembly. 13 лет они обкатывали свой фирменный и уникальный геймплей, совмещающий пошаговую стратегию с битвами в реальном времени. Все это время они улучшали и дополняли геймплей новыми деталями, делая его более глубоким. Мы побывали с вами за это время в различных временных эпохах, с различным геймплеем, соответствующим определенной эпохе. Были мы в античности, средневековых Японии и Европе, в эпохе колониальных и наполеоновских войн… в войнах Босин поучаствовали, в конце концов!

Но вот опять пришло время вернуться обратно в античность. Ведь именно этого настойчиво требовали фанаты серии от разработчиков последние пару лет! Ведь именно Рим Тотальная Война стал той искрой, из которой возгорелось пламя всенародной любви к серии. Как бы ни были инновационны и свежи первые Сегун и Медиивал, именно Рим привел в серию несметные полчища поклонников. И некоторые из них (вы не поверите!) до сих пор продолжают в него играть спустя столько лет!

Поэтому, когда в июне прошлого года СА анонсировали , это произвело эффект разорвавшейся бомбы! Весь этого год мы ловили крохи информации от пиарщиков СА и строили догадки, спорили о недостатках, вели кровопролитные холивары на всевозможные темы. И вот час релиза неотвратимо приближается… с чем же мы подходим к нему?

Первое, с чего стоит начать и сразу же усвоить: да, несмотря на то, что сама основа геймплея все та же, что и 13 лет назад со времен первого Сегуна, тем не менее, по общим ощущениям и нововведениям, это совершенно новая, другая игра, которая существенно отличается в деталях от всего, что мы видели в серии Total War ранее.

Изменения коснулись многих аспектов игры, а с первым Римом игру связывает разве что общий сеттинг и пафос)).

Первое, что бросается в глаза, это масштаб происходящего! Действительно, запуская, в первый раз кампанию и глядя на карту мира, реально чувствуешь головокружение. Во-первых, от осознания истинных гигантских масштабов Rome II, и, во-вторых, оттого, что на всей этой гигантской территории (от Гибралтара на западе до среднеазиатских земель на востоке, от британских островов на Севере до мертвого моря на Юге) по-настоящему кипит жизнь! Разработчики постарались на славу. Глобальная карта выглядит настоящей, все благодаря окружению. Если камеру выставить высоко, можно увидеть облака и дымки в небе, на самой карте то птицы пролетят, то какая-нибудь живность проскачет. Даже те же пустыни выглядят по-особенному и можно с уверенностью сказать, что в них так же течет жизнь.

Помимо явных держав-лидеров есть множество стран-миноров, и общее количество всех фракций зашкаливает за сотню!

И все они имеют своё мнение относительно своих соседей, и все друг с другом каким-либо образом взаимодействуют. Здесь следует сказать, что разработчики на этот раз не стали привязывать поведение некоторых стран к тому, какими они были в реальности. Яркий пример тому – Рим. Как вы помните, в первой части римские дома были по-настоящему несокрушимы, по умолчанию имели явное преимущество среди всех остальных фракций, и единственная сила, которая могла их остановить, – это сам игрок. В остальных же случаях все зависело от того, как долго они будут воевать с остальными державами перед тем, как захватят мир. Тот же Карфаген, к примеру, после долгих войн всегда проигрывал.

Теперь разработчики решили отказаться от этой концепции и предоставить все воле случая. И правильно сделали, на мой взгляд! Вот яркий пример: я два раза начинал новую кампанию - сначала за Афины, затем за Парфию. И каждый раз ситуация на глобальной карте была разная. В первый раз Рим вообще за 20 лет игрового времени с момента начала кампании ничего не смог противопоставить Карфагену, еле-еле повергнув Этрусков. В следующий раз они уже активно воевали друг с другом. Причем так же следует добавить и тот факт, что не все фракции-миноры будут эдакими грушами для битья. Далеко не факт, что маленький народ падет от рук более сильного противника. Снова пример из моей, теперь уже парфянской кампании. Мои союзники Даки, будучи с одним ветхим городишкой, с самого начала начали упорно теснить более сильную Бактрию, пока та не согласилась стать их вассалом.

Дипломатия.

Кстати о взаимодействии с союзниками и о дипломатии в целом.

Новая дипломатия стала куда более интересной и проработанной, хотя на первый взгляд кажется, что все по-старому. Действительно, тут все на месте – можно заключать союзы, просить денег или требовать дань, подписывать торговые соглашения и так далее. Но теперь с новым искусственным интеллектом дипломатия заиграла новыми красками. Она стала более осмысленной, логичной, интересной, что ли. Каждая фракция уже имеет определенное отношение к вам и даже может иметь на вас долгосрочные планы, не раскрывая при этом всех своих карт. Но без новшеств также не обошлось. Появились новые варианты взаимодействия. К примеру, теперь вы можете через третью сторону начать войну, потребовать разрыва торговых отношений или союза с неугодной вам державой, уговорить их на войну против ваших врагов. Изменился как таковой и союз между фракциями. Теперь есть два вида союзов – защитный союз и военный союз.

Само собой, они отличаются по своим функциям. Защитный союз нужен для обороны своих границ от неприятеля. При этом вы обязаны будете оборонять своего союзника от того, кто на него напал. То же самое должны выполнять и ваши союзники. Ну и военный союз: на кого бы ни напал ваш союзник, его противник автоматом становится и вашим противником, и ваш союзник может запросить вашу помощь в борьбе. Кстати, реализована эта фича очень интересно. Дело в том, что теперь можно попросить своего союзника об атаке на вражескую армию или поселение. Выглядит это так - вы нажимаете на вызов глобальной карты, выбираете союзника, затем особой иконкой курсора выбираете потенциальную цель. Затем ждете, как на это отреагирует ваш союзник. Если у вас с ним хорошие отношения или если это соответствует его дальнейшим планам, то союзник придет к вам на помощь. Уж не об этом ли долгие годы мечтали все стратеги и полководцы в серии Total War? Теперь такая возможность нам доступна.

Еще одно новшество в дипломатии – пакт о ненападении (прям таки привет Hearts Of Iron).

К примеру, если вы не собираетесь заключать союз с соседней фракцией по различным причинам, но и не хотите с ними воевать, либо она банально сильнее вас, то вы сможете попробовать заключить с ней пакт о ненападении. Изначально каждый пакт о ненападении равен 10 ходам. Если за это время одна из сторон нарушит договор, то затем какая-либо адекватная дипломатия между этими державами долгое время будет невозможной. Одна из сторон будет с полным презрением относится к той, кто нарушил данный договор.

Есть и еще одна интересная особенность. Все играбельные фракции уже со старта имеют первоначальные особенности. К примеру, у Афин есть бонус при переговорах с эллинскими фракциями, у парфян - бонус к коннице, и так далее. Все это так же существенно влияет на геймплей.

У каждой фракции есть свои круги правления и свои семьи, у которых есть рычаги власти. Самыми проработанными в этом аспекте считаются римские и карфагенские семьи. При игре за эти фракции ждите постоянных дворцовых интриг, драматичного развития сюжета и различных неожиданных действий, вплоть до дворцового переворота.

Миссии, которые вам предстоит решать в борьбе за удержание власти, также очень нетривиальны. Где-то вас попросят устранить определенного человека, который мешает текущей верхушке власти, где-то уже вас самих шантажируют и надо принять нужное решение. И это еще самые простые примеры.

У других фракций такого разнообразия нет, самих квестов, связанных с этим, поменьше и они не такие масштабные, но, тем не менее, все равно очень разнообразят геймплей. Играя, к примеру, за Парфию, я решал различные локальные проблемы. Например, однажды ко мне пришел иностранный торговец с просьбой начать торговлю нашими эксклюзивными парфянскими конями. Плюс от этого – увеличение прибыли и денег в казне. Минус – наши потенциальные враги смогут получить прекрасную ударную конницу. В другой раз меня пытались шантажировать семьи-соперники и очернили мое имя. Мне на выбор было предоставлено очистить своё имя, но при этом я должен был потратить чуть ли не половину бюджета своей державы, в противном случае у меня увеличился бы процент дурной славы и моя популярность при дворе и в народе сильно пала бы. И таких примеров можно предоставить множество.

Эволюционировали технологии. Впервые эта фича была введена еще в Empire: Total War и все это время доводилась до ума. В Total War: Rome II базовые, простейшие технологии, которые открывают доступ к более продвинутым, одинаковы для всех. Затем же остальные технологии уже подразделены на культуры. То есть у Рима свои технологии, у Карфагена свои, у Эллинов свои, у восточных фракций и варваров свои. Есть две ветви данных технологий – военные и социальные. Те, в свою очередь, еще подразделяются на подгруппы. Таким образом, получается достаточно ветвистое древо технологий. Грамотный баланс между военными и социальными технологиями – вот ключ к успеху и процветанию вашей фракции.

У каждой фракции есть набор из трех агентов: воитель, шпион и сановник. Их функции и способности примерно аналогичны своим братьям из Shogun 2. Воитель может подбадривать войска, находясь рядом с ними, а также пытаться устранить вражеских агентов; Шпион разведывает обстановку, может поднять бунт в поселении, отравить воду, чтобы уменьшить численность гарнизона, также попытаться устранить вражеских полководцев или агентов, или же попытаться переманить их на свою сторону.

Кроме того появились такие аспекты, как лимит на агентов и лимит на армии, а также шкала мощи фракции. Первоначально лимит на агентов и шпионов существенно сужает ваши действия. Для небольших фракций, таких как Афины или, к примеру, Парфия, лимит на войска изначально равен трем армиям максимум, они имеют право иметь по одному агенту (по одному воителю, одному шпиону и одному сановнику одновременно) и одному флоту. Это существенное изменение теперь самым непосредственным образом изменяет весь ход ведения войн. Теперь, когда есть лимит на войска, агентов и флот придется изрядно подумать головой, прежде чем начинать масштабные военные действия. Ибо всегда есть шанс, что к вам зайдут в тыл, а все силы у вас на передовой. Постепенно с захватом новых земель, и чем больше вы повергнете своих врагов, тем больше заполняется ваша шкала мощи фракции и лимит на войска, агентов и флот увеличивается.

Теперь погорим о менеджменте в Total War: Rome 2 . Теперь все постройки в провинции ведутся из столицы. То есть именно в столице региона можно регулировать налоги и определять, какие строения в каком поселении необходимо возводить. Само собой, то же самое вы можете сделать и в нестоличном городе. Расширяются столицы регионов очень красиво и визуально похоже на то, как это делается в заставке сериала «Игра Престолов».

Баттлфилд!

Теперь поговорим о том, что касается непосредственно боевки, а именно обычных полевых сражений, осад поселений и морских сражений и общем управлением армией.

В самом сражении теперь появился кинематографичный режим камеры. Вы нажимаете на специальную кнопку, элементы интерфейса убираются, камера приближается вплотную к определенному отряду и вам показывается все происходящее вокруг под кинематографичным ракурсом. Рассматривать сражения в этом режиме – настоящее пиршество для глаз, особенно когда собрались многочисленные армии. Так же теперь доступны многочисленные предустановки для войск - в какой формации их можно поставить перед началом битвы.

Сами битвы весьма зрелищны. Обещанная СА качественная анимация действительно впечатляет. Солдаты наступают, предусмотрительно укрываясь щитами от вражеских стрел, некоторые отряды могут сформировать особые построения, к примеру, римские легионеры могут перестроиться в черепаху, гоплиты и сариссфоры могут образовать фалангу, при этом замедлив движение, но соблюдать строй, и так далее в этом роде. Короче говоря, по красоте и проработке битв у СА до сих пор нет равных. Конечно, при стычке многотысячных армий массовой кучи-малы не избежать, ведь и в реальности происходило примерно так же.

Отдельно порадовала конница. Любой вид конницы может спешиваться и сражаться в пешем строю, а конные лучники уже ближе по поведению к своим предкам из первого Рима, нежели к стрелковой коннице-слоупоку из Empire: Total War, что, конечно же, радует. Стреляют на ходу, активно перестреливаются и держат дистанцию.

Осады прогрессировали, и Total War: Rome 2 наконец-таки развеял мнение, что на warscape нельзя реализовать нормальные осады. Мы можем строить различные осадные сооружения, такие как тараны, галереи (приспособление, защищающее солдат от стрел и огня), величественные осадные башни, лестницы, тараны для ворот, метательные осадные машины, такие как онагры и другое. На все это тратятся очки постройки, и придется изрядно подождать, пока все это построится. Кстати, раз уж мы коснулись осад, то стоит отметить еще одну немаловажную вещь. Стенами обладают только столицы провинций, остальные же поселения без стен. Было много негодований по этому поводу среди комьюнити. Дело дошло даже до поливания грязью игры и разработчиков, а попросту говоря - хейтерству. Что же, готовим полотенца для отмывания и посылания в нокдаун данных хейтеров.

На самом деле, пока лично не поиграешь в Total War: Rome II , не поймешь почему СА пошли на такой шаг. А все на самом деле очень просто. Дело в том, что с самого начала кампании осада Столицы региона, то есть поселения со стенами, – это труднейшая для неокрепшей армии задача! Особенно, если помимо изначального гарнизона, там находится регулярная армия противника.

Вот некоторые нюансы. Как мы помним, в первом Риме при осаде города большой армией мы могли сразу же за один ход наклепать множество осадных орудий за раз. Теперь же это ушло в прошлое. Любое осадное орудие, будь то лестница, осадная башня, таран, строятся каждая за один ход, независимо от того, насколько большая у вас армия. То есть, если вы решили снарядить для осады армию двумя лестницами, двумя башнями и одни тараном, извольте ждать 5 ходов, пока все это построится. А еще ведь надо учитывать, что осаждающие несут небоевые потери каждый ход при осаде такого поселения со стенами, причем существенные. Потерять по 100-200 солдат за ход – обычное явление. Осажденные так же несут небоевые потери, но только в том случае, если у столицы региона нет порта, в который приходит снаряжение и провизия. В этом случае придётся сначала блокировать порт, а лишь потом браться за осаду.

Более того, многих раздражал тот факт, что стены онаграми достаточно быстро разносились и что можно было вообще не использовать эти лестницы, башни и все в этом роде. Некоторая доля истины в этом есть, правда стоит помнить, что эти самые онагры или катапульты с самого начала вам недоступны и чтобы их открыть, придется либо изучать технологии военного дела в ветке осадных орудий, либо заполучить для вашей армии традицию в сфере военной инженерии.

Вот так мы плавно перешли к еще одному новшеству со стороны разработчиков. Отныне армия, успешно выступающая в боях, растет в уровнях, и при достижении нового у неё открывается доступ к так называемым «традициям». Это такие трейты, которые дают бонус на выбор и делают ваше войско более специализированным. К примеру, повысить урон от ближнего боя, дать бонус стрелкам или специализировать армию на ведение осад и постройку уникальных осадных орудий.

Никуда не делась и прокачка генералов. Она так же богата на возможности и, в конце концов, можно прокачать универсального генерала, у которого будут бонусы к командованию, хитрости, харизме и тому подобное.

Сами армии на глобальной карте теперь имеют несколько режимов для перемещения.

  • Обычный режим без каких либо особенностей или бонусов. Ускоренный марш – даёт существенный бонус к дальности передвижения на глобальной карте, но при этом налагается штраф к защите всех войск и невозможностью атаковать из этого режима
  • Оборонительный режим. Войска окапываются и встают лагерем. Бонус – увеличение защиты, но войска не имеют возможности передвигаться.
  • Режим засады. Бонус – армия невидима для врага, если только не была предварительно замечена вражьим шпионом. Так же может построить орудия для засады, к примеру, огненные шары. Минусы – передвижение невозможно.
  • Режим налета. Бонусы – содержание войск -20%, боевой дух солдат - +5, но в то же время штраф к дипломатическим отношениям с державой, на которую делается налет, беспорядки в области, по отношению к которой совершается налет, а так же ваша армия передвигается наполовину медленнее, чем при обычном режиме.

Система подкреплений осталась та же, что и в FOTS - 20+20. При этом одновременно вы можете командовать как основными силами, так и подкреплением, сведя общее количество войск к 40 отрядам со своей стороны одновременно. То же самое касается и ИИ. Общее поведение ИИ на глобальной и тактических картах мне показалось весьма адекватным. Он везде ищет для себя выгоду и не будет делать необдуманных поступков. И да, забудьте теперь про уловки и фишки против искусственного интеллекта, которые работали в том же первом Риме или втором Средневековье. Это когда вы чарджем генеральской конницы разбивали превосходящую армию противника или выманивали войска под стены городов. Теперь эти финты не работают более, а если вы пытаетесь победить существенно превосходящие вас силы противника, то знайте: даже на среднем уровне сложности, шансы реализовать это очень и очень низки. Теперь Героические Победы действительно оправдывают своё название и будут вам потом снится по ночам!

А все благодаря грамотному командованию ИИ своими армиями. Кремниевый соперник более не ведет в самоубийственную атаку полководца, грамотно рассчитывает каждый отряд противника и выбирает, какой опасен для него, а по кому лучше сразу нанести удар, более того, он так же учитывает особенности рельефа и местности, грамотно пользуясь этим. Еще стоит сказать, что для ИИ писались отдельные линии поведения во всех режимах передвижения армии. То есть при режиме налета, ИИ будет действовать именно исходя из данного режима, стараясь получить от него как можно больше плюсов. И так же в других режимах.

Море, море...

Ну и на десерт – морские бои в Total War: Rome 2 . На мой взгляд, самые диковинные и необычные во всей серии. Вообще сами корабли разделяются по специальности. Есть корабли с дальнобойной артиллерией – наносят разрушительный урон, но ужасно неточны и попадают в цель раз в сто лет. Есть корабли для перехвата, дистанционной борьбы и самое моё любимое – для прямого боя и тарана. Хотя абсолютно любой корабль можно переключить в режим абордажа или тарана, но, само собой, надо понимать что корабль, не рассчитанный для тарана, будучи направленный на здоровенный флагманский корабль, сам и потонет. Абордаж происходит несколько комично – при сближении с одного из кораблей солдаты начинают натурально перепрыгивать на корабль противника, что бы уже там дать ему решающий бой. Выглядит довольно нелепо - они банально прыгают на другой корабль! Хотя бы анимацию карабкания с корабля на корабль сделали, что ли…. Но и на том спасибо))

Но самое зрелищное, что есть в морских боях, – это, конечно же, прямой таран! Какой урон будет вражьему судну, зависит от самого корабля под вашим управлением. От небольших повреждений до полного уничтожения и разборки корабля на запчасти. При этом смотреть на разлетающихся в разные стороны солдатиков противника – одно удовольствие.

Единственное серьезное нарекание, которое у меня вызывают морские бои, – это их слишком высокая скорость, а точнее высокая скорость передвижения кораблей. И если мелкие морские стычки вы еще в состоянии контролировать, то когда собирается полный комплект флотилии, все превращается в натуральную свалку из досок и трупов. То, что происходит с флотом, - это настоящий хаос. Пока вы пытаетесь навести порядок на левом фланге, вы видите, что правый уже полностью разбит, а в центре непонятная ситуация. Хотя, вполне возможно, я еще не знаю всех хитростей ведения морского боя, так как не проходил обучение, а сразу взялся за кампанию. Но бои на море действительно происходят слишком быстро. Сухопутные бои в этом плане просто таки образец для подражания. По крайней мере, даже при командовании всем стеком, ты успеваешь раздать приказы отрядам и наслаждаться боем. Скорость передвижения у сухопутных войск примерно равна скорости юнитов в Napoleon: Total War

Подводя итог нашего обзора, выводы можно делать самые что ни на есть радужные. Можно заранее начинать отмечать приход, пожалуй, лучшей игры в серии Total War со времен первого Рима. Все подозрения в аркадности и упрощенности игры просто разбились, как волны о скалы: геймплей, вопреки ожиданиям, стал более проработанным и глубоким. Он полностью засасывает тебя с головой! Ваш покорный слуга, к примеру, провел в обнимку с игрой не одну бессонную ночь, и только физическая потребность организма во сне вернула меня в реальность.

Из недоработок пока что следует отметить слишком быстрые и плохо управляемые морские бои (хотя я возможно еще не привык к ним) и тормоза на высоких настройках графики. Но на то они и высокие, что бы испытывать топовые системы на прочность, хотя из предложенных вариантов настроек графики (низкие, средние, высокие, очень высокие, ультра и экстремальные), даже на средних и высоких настройках игра вполне радует глаз своей непревзойденной графикой. Хотя я более чем уверен, что это все недоработки пресс-версии, а релизная версия будет более оптимизированной.

Так что все ждем 3 сентября и вкушаем наконец-таки второе пришествие Великого и Ужасного (точнее скачать Прекрасного) Total War: Rome 2 !

Ave, The Creative Assembly! Ave!

Статьи по теме: