Русская народная игра яша и маша. Подвижные игры для детей - хвост и голова, яша и другие. Ко мне с кольцом

Подвижные игры являются отличным способом поддержания процесса воспитания и становления ребенка. Благодаря им, все это происходит и приятно и, в тоже время, полезно и для самих малышей, так и для взрослых, занятых с ними.
Не секрет, что играя дети куда лучше познают мир вокруг себя, учатся находить правильные решения и общаться с окружающими.

Рассмотрим несколько , которые можно с интересом проводить с детьми в группах.

Игра «Хвост и голова»
Выбирают «голову» (например, дракона) и «хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладет руки на плечи стоящего перед ним. «Голова» становится в начале колонны, а «хвост» - в конце. «Голова» говорит:

Ах, как весело мне что-то,

Вот бы кости поразмять.

Поиграть сейчас охота,

Разве хвост мне свой поймать?

«Хвост» громко отвечает:

Что ты вздумал, Чудо-Юдо?

Коль меня ты отгрызешь,

Никуда уж ты отсюда

Никогда не уползешь!

«Голова» начинает охотиться за «хвостом», который должен все время увертываться от нее. Пойманный «хвост» должен заплатить фант, а после выполнения задания может сам стать «головой».

***
Яша

Эта игра - хороводный вариант жмурок. По считалке выбирается водящий - «Яша». Играющие встают в круг. В центре круга сажают «Яшу», завязывают ему глаза. Остальные играющие образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, и приговаривают:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

«Яша» делает вид, будто грызет орехи. На последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а «Яша» встает и с закрытыми глазами кружится. Играющие поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании этих слов «Яша» с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него и отгадывает, кто это. Окружающие не должны подсказывать водящему.

***
«Испорченный телефон»

Играют 5-10 человек, усевшись или встав рядком. Ведущий садится первым в ряду, придумывает любую фразу и тихонько шепчет ее на ухо крайнему игроку. Тот передает на ухо следующему по порядку и т. д. Ведущий подходит к последнему в ряду и спрашивает, что ему передали. Тот громко повторяет, что он услышал. Почти всегда с первоначальной фразой происходят удивительные превращения. Например, фраза «Таня же ребенок совсем» превратилась в загадочное предложение: «Там жеребенок вовсе».

Конечно, водящий и старался придумать фразу с «подвохом», чтобы ее легко было понять в каком-нибудь другом смысле. Но свою роль играет также то, что иной игрок не все слова расслышит, а передавать соседу бессмыслицу стесняется - вот и придумывает сам недослышанные слова.

Кто первым исказил фразу водящего? Чтобы выявить это, просят повторить, что он услышал, не только последнего в ряду, но и второго от конца, третьего и т. д. Первому исказившему слова приходится пересесть в самый конец ряда. На освободившееся место садится ведущий. Новым ведущим становится тот, кто оказался первым в ряду.

Изредка случается, что фраза дойдет до конца без искажений. Тогда прежний ведущий еще раз начинает игру, придумав новое сообщение. Передавать фразу надо на ухо и так, чтобы другие не услышали. Но говорить нужно отчетливо, не искажая слов нарочно. Нарушивший правила садится последним в ряду.

Переспрашивать нельзя, но нельзя говорить и бессмыслицу.

***
«Чепуха»
Каждый из играющих выбирает себе название какой-либо кухонной утвари. Например, вилка, кочерга, чашка, нож и т. д.
Выбранный по считалочке водящий задает каждому участнику вопросы, например:

Это что у вас на носу?
Игрок, к которому водящий обратился, должен отвечать на вопрос только задуманным словом, например, «кочерга».

Что у тебя на лице?
- Кочерга!

А на чем ты сидишь?
- На кочерге!

Если отвечающий засмеется или скажет невпопад, то он платит фант. В начале игры договариваются о максимальном количестве собранных фантов, которые затем разыгрываются.

***
«Салочки в два круга»

Играющие образуют два круга: внутренний и внешний, один из которых движется по часовой стрелке, другой - против нее. По сигналу водящего, который предварительно выбирается с помощью считалочки, участники игры останавливаются. Игроки внутреннего круга быстро стараются осалить соперников из внешнего круга, дотронувшись до них рукой раньше, чем те успеют присесть. Осаленные играющие встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется такое количество игроков, о котором заранее договариваются как означающем конец игры.

***
Как у бабушки Ларисы

Все играющие становятся в круг, один из них - водящий - становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на бабушку глядели,
Разом делали вот так!

Игрок, стоящий в центре круга, принимает какую-нибудь необычную позу, остальные участники повторяют ее за водящим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга.

Если водящий - мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы...» заменяются словами «Как у дедушки Ивана».
из пособия «Народные игры в детском саду», 2001 г.

_________________________________________________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Хороводы

Раньше хороводы, как говорили деревенские старожилы, не «водили», а «играли». Специалисты же, обращая внимание на какую-то одну (редко две) стороны хоровода – кто на музыкальную, кто на поэтическую, кто на хореографическую, – по сути дела, оставляли в тени сторону игровую.

Мало того, часто самые существенные для игры моменты даже специально умалчивались, «вырезались» или адаптировались (больше всего от этого страдали хороводы «поцелуйные», что в совокупности с другими причинами влияло на обострение проблем половой невоспитанности подрастающих поколений). После облагораживающих «причесываний» хороводы почти исчезли из быта и молодежи, и даже подростков, оставшись лишь как традиционная часть некоторых детсадовских утренников.

Правда, в последнее время в среде молодежных фольклорных ансамблей происходит возрождение хороводных игр. Многие коллективы увлечены не чинным показом скучающим зрителям хороводов с эстрады, а непосредственным вовлечением всех эрителей в хороводные игры, например, на городских гуляньях. Благодаря этому хороводы все чаще начинают затеваться для собственного удовольствия играющих по ходу досуга, на семейных праздниках и т.д. То есть наступило время, когда хороводам стало возвращаться их естественное бытование.

Воспитателям, интересующимся народными традициями, будет интересно познакомиться с тем, что о хороводах писал выдающийся русский этнограф Д.К.Зеленин (1878-1954) в книге «Восточнославянская этнография» (первое издание в 1927г.) в главе «Общественная жизнь»: «Одно из увеселений, известных всем восточным славянам, – хоровод (укр. коло; русск. корогод, каравод, караван, городок, круг, гулянье, танкú, лумки, белорусск. карагод ), отличающийся соединением разного рода танцев с мимическим искусством, драмой, стихами, и музыкой.
Основная фигура хоровода – круг, движение по кругу, откуда и название коло, круг; однако сюда же включается множество различных действий и драматических сцен, изображающих разные моменты повседневной жизни. Отдельные фигуры хоровода, сопровождаемые хоровым пением имеют особые названия, нередко вытесняющие общее наименование хоровод. Так, например, у белорусов широко распространено название подушечка, под которым, однако, следует понимать лишь один вид хороводной игры.

В качестве действующих лиц отдельных актов хоровода фигурируют заяц, олень, козел, лебедь, ворон, воробей, голубь, парень и девушка, царевич, монах, сонливый, скоморох, сирота и т.д. При этом изображают различные работы: обработку льна, посадку капусты, пивоварение, ловлю птиц, вышивание ковра, и др. Далее – сцены из семейной жизни, например свадьба, как муж покупает жене подарки. В песне «А мы просто сеяли», известной всем восточным славянам, так же как и чехам и хорватам, представлен спор между двумя группами крестьян из-за поля, заканчивающийся уплатой выкупа».
Приводим несколько вариантов народных хороводных игр.

ЗАИНЬКА . Хоровод, взявшись за поднятие руки, движется по кругу со словами:

Заинька серенький,
Заинька беленький.
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие.
Ну-ка, зайка, шоком-боком*
Перед нашим корогодом,
Ну-ка, зайка первернись,
Кого любишь – поклонись,
Ещё поцелуйся.
Больше не балуйся!

В центре круга бегает «заинька», пытаясь выскочить в «ворота». Когда он подбегает, то его не пускают (руки опускают – «ворота» закрыты). Если он выскочил, то те двое, которые его не устерегли, идут, в круг вместо него.

Со слов: «Ну-ка, зайка, шоком-боком…» «зайка» прыгает, пританцовывает и выбирает себе замену. Кланяется (по тексту), целуется. Ему все грозят пальцем (по тексту).
Игру продолжает новый «заинька». Их может быть несколько.

КОЗА . Хоровод движется по кругу:

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, качаем, качаем
И снова начинаем, начинаем, начинаем.

«Коза» в центре; она движется по кругу в другую сторону. Выполняет текст песни: «коза» начинает движения, хоровод повторяет сохраняя особенности показа.

В конце «коза» встает на место того, кому уступает свою роль.

ДЯДЯ ТРИФОН . Хоровод движется по кругу под песню. В центре водящий – «Трифон».

Как удяди Трифона
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Разом делали вот так!

После слов «вот так!» – «Трифон» показывает движение (или позу) – все повторяют. Кто не смог, того «Трифон» отправляет на свое место, а сам становится в хоровод.

Если все смогли повторить, прежний «Трифон» остаётся водящим. И остаётся до тех пор, пока не предложит такое движение, которое кто-нибудь повторить или точно выполнить не сможет.

КАРАВАЙ . Известная многим хороводная игра. У неё много вариантов. Например, в центре круга находится «именинник». Участники берутся за руки и идут простым шагом по кругу вправо, напевая:

Как на (ТАНИНЫ) именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины, –
(все поднимают руки вверх, показывая вышину )
Вот такой нижины, –
(приседают на корточки, руки опускают вниз )
Вот такой ширины, –
(участники, держась за руки,
идут от центра круга, расходясь вширь ).
Вот такой ужины. –
(все бегут в центр круга, держась за руки )
Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай!

При последних словах участники игры отступают на несколько шагов от центра круга и, опустив руки, прячут их за спиной, встают плотно, плечом к плечу. «Слуга», который находится за хороводом, скрытно подает им «подарок» (платок, лас тик, книгу – предметов-подарков может быть несколько). «Подарок» передается за спинами из рук в руки.

«Именинник» должен угадать, у кого находится «подарок», передаваемый по кругу. Участник игры, на которого указал водящий, показывает руки, и если «подарок» находится у него, то они меняются местами (ролями).
Начинается новый кон игры.

« СИДИ, СИДИ, ЯША ». Старинная русская игра. Дети ходят, взявшись за руки, вокруг сидящего в центре и поют:

Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.

«Яша» делает вид, будто грызет орехи. При последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши, а «Яша»с закрытыми глазами (завязанными в начале кона) кружится.

Свои руки наложи,
Имя правильно скажи.

По окончании песни «Яша» с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, то есть «Яшей», и игра продолжается (вариант записан Л. Нисловской в 1982 г. от Хотемцовой Д. А., 1909 г. рожд., Смоленская обл.).

Эта старинная игра по мнению фольклористов является вариантом ещё более старой игры «Ящур», о чем свидетельствуют имеющиеся варианты слов. Ящур или Яшчур (Пращур) означает предок-родоначальник, которого люди очень почитали. С годами это слово забылось и стало непонятным. Тогда народ заменил его более близким по звучанию мужским именем Яша. Со временем игра «Сиди, сиди, Яша…» обрела шутливую форму.

« ВО ГОРОДЕ ЦАРЕВНА ». Хоровод, взявшись за руки, движется по кругу. «Царевна» ходит в центре круга в противоположном направлении. Все поют:

Во городе царевна, царевна, царевна
Зовут её… (например : ЕЛЕНА, ЕЛЕНА, ЕЛЕНА)
По городу ходила, ходила, холила,
Златым кольцом звенела, звенела, звенела.
(«царевна» складывает ладони трубочкой, соединяет их вместе, будто внутри катается колечко и в такт пению потряхивает ими )
Царевича манила, манила, манила.
(берет «царевича» за руку и ведёт за собой )
Поди сюда, царевич, царевич, царевич,
Поди сюда поближе, поближе, поближе
И кланяйся пониже, пониже, пониже,
(кланяются друг другу, или царевна нагибает «царевича», «уча» его низко кланяться )
Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,
(жмут друг другу руки )
Целуйся помилее, милее, милее,
Ещё того милее, милее, милее.
(если, по мнению хоровода, поцелуй был недостаточно милым, то последнюю строчку могут повторять несколько раз ).

Затем «царевна» встает в хоровод, а «царевич» остаётся в центре для нового кона. Ему поют мужской вариант хороводного текста, например: « Сижу, сижу на камушке » или « Ой, ребята-кавалеры ». Когда в центр хоровода становится девочка, опять поют текст « Во городе царевна ».

« СИЖУ, СИЖУ НА КАМУШКЕ ». Хоровод движется по кругу. В центре сидит водящий. Все поют.

Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто же меня верно любит,
А кто же меня сменит.
А кто же меня верно любит
А кто же меня сменит,
Меня сменит, переменит,
Ещё поцелует.

С концом песни все бросаются его (или её) целовать. Кто первый, тот и садится. Вариант: если садится мальчик, то песня повторяется, если девочка, то поется «Во городе царевна».

« ОЙ, РЕБЯТА-КАВАЛЕРЫ ». Хоровод с пением движется по кругу . Мальчик в центре. Выбирает девочку.

Ой, ребяты-кувалеры,
Я жаниться хочу,
Есть на свете девок много,
Я сейчас судьбу найду.
Я сейчас судьбу найду.
За праву ручку возьму,
За праву ручку возьму.
По горенке поведу
По горенке поведу,
Поцалую – прочь пойду.

Целует и встает в хоровод. Теперь в центре девочка. Ей поются слова такие:

Ой горенка-горенка
Сосновенька-новенька.
Как во этой во горенке
Растут алые цвяты,
Растут алые цвяты,
Отросточки золоты.
Я пойду сорву цветок,
Совью милому венок.
Совью милому венок,
Поцалую раз пяток

В центре хороводадевочка делает (пантомимически) все по тексту (собирает цветы, плетет венок). Ищет кавалера, надевает на голову воображаемый венок и целует пять раз.
Когда в центре мальчик, поется текст « Ой, ребята-кавалеры » , когда девочка – « Ой горенка, горенка »или « Во городе царевна » .


КОЛПАЧОК . В центре круга сидит водящий. Все ходят вокруг него, взявшись за руки, и произносят нараспев речитатив:

Колпачок, колпачок.
Тоненькие ножки,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили…

Все бегут к центру со словами «на ноги поставили», приподымают вверх водящего (как правило – приподымают со смехом), ставят его на ноги и опять образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.
(Водящий с закрытыми глазами кружится)
Танцуй, сколько хошь,
Выбирай, кого захошь

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Игра широко известна школьникам Москвы и Московской области. В некоторых местах её называют Паучок , а на Украине она известна как Кабачок .

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА (круговые) . Около половины участников образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти воротца из сомкнутых рук пробегает цепочка остальных игроков, тоже взявшихся за руки. При этом цепочка «змейкой» обегает каждого из стоящих – одного спереди, другого – за спиной.
Стоящие произносят нараспев речитатив:

Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После слов. «Не пропустим вас!» руки опускаются. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Непойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием «ворот» бегущих становится все меньше. Последних трёх непойманных человек чествуют как победителей.

Правила:
1. Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным
2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива. «Пойманных» раньше времени надо отпустить.

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений Борисова Марина Михайловна

«Сиди, сиди, Яша» (игра для детей 5–7 лет)

Дети образуют круг. В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений автора Борисова Марина Михайловна

«Повстречались» (игра для детей 3–5 лет) На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,Два щенка: «Гав-гав!»,Два жеребенка:

Из книги автора

«Дом» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит

Из книги автора

«Елочка» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная

Из книги автора

«По дорожке» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Раз, два, три, четыре, пять, Будем ноги разминать. Мы шагаем по дороге, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) И по этой же

Из книги автора

«Светофор» (игра для детей 4–6 лет) Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый –

Из книги автора

«Три медведя» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.) Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.) Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне

Из книги автора

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:– Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три

Из книги автора

«Это я» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за

Из книги автора

«У жирафов» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У жирафов пятна, пятна, Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу – ставят пятнышки.) На лбу, ушах, на шее, на

Из книги автора

«Зеваки» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из

Из книги автора

«Кто приехал?» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы! (Кончики

Из книги автора

«Лавата» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг.Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося: Дружно мы танцуем - Тра-та-та, тра-та-та, Танец наш любимый - Это лавата. Ведущий говорит: «Мои

Из книги автора

«Ладошки» (игра для детей 5–7 лет) Двое играющих становятся друг против друга.Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и

Из книги автора

«Лягушка» (игра для детей 5–7 лет) Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в

Из книги автора

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один.

Из книги автора

«Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят врассыпную.Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8

Светлана Логинова
Карельские подвижные игры.

Несколько карельских народных игр, с которыми можно познакомить детей старшего дошкольного возраста.

Догонялка.

Пожалуй, самая простая и поэтому самая распространенная игра. Выбирают водящего и окружают его кольцом. Водящий весело припевает:

Стерегу, стерегу овечку

По золотому крылечку.

Не трожь моей овечки

Ни зверь, ни медведь,

Ни лихой человек.

Кыш, овечка, в поле!

Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот, кого он поймает, становится водящим.

Сиди, сиди, Яша!

Кто-нибудь добровольно становится «Яшей».

Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.

Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для моей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.

Кукот

Петухи – известные драчуны. Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге. Сблизившись пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и стал на обе ноги.

Незамедлительно следует накозание: проигравший должен кукарекать во все горло.

К выигравшему подходит следующий «петух» - и игра продолжается.

Особенно азартным «петушиный бой» был в присутствии девочек.

Ко мне с кольцом.

Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!» Все одновременно встают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы к тому, чтобы помешать обладателю кольца передать его ведущему. Тот, кому удается отобрать кольцо, становится ведущим.

«Кислый» круг.

Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к арбитру, у которого в Куках зажаты две спички – одна короткая, другая подлиннее. Если капитану достается короткая спичка, его команде водить.

В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих – «запятнать» мячом стоящих в кругу. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие, конечно стараются поймать мяч, тогда на их счету прибавится «свеча», которая дает право следующий меткий удар по играющим не защитывать. Поэтому водящие стараются попасть мячом по ногам или по спине играющих – так поймать мяч сложнее.

Как только начинается игра, все приходит в непрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому.

Водящие бегают по внешнему кругу то вправо, то влево, стремясь выбрать выгодную позицию и «запятнать» играющих. И все-таки случается, что на счету играющих скапливается столько «свечей», что отыграть их уже невозможно. Тогда оставляют круг «киснуть» (ассоциация с молоком, которое киснет, если долго стоит). Игра прекращается.

Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих.

Литература:

МальмиВ. В. Народные игры Карелии. – Петрозаводск: «Карелия» 1987.

«Сиди, сидя Яша, под ореховым кустом, грызи, грызи Яша, орешки каленые, милому дареные…»
Эта игра была известна нашим прадедам и, возможно, будет известна и нашим потомкам.
Тому, кто водит (его в игре зовут Яша) нужно грызть именно лесной орех.
Точнее – плоды лещины обыкновенной.

Лещина – это кустарник с высокими, до 10 метров, и тонкими стволами, которые прочные и гибкие.
Из них делают удилища, корзины и обручи.
«Каленые» – значит поджаренные на сковороде без воды и масла.
Лещину можно есть и в сыром виде, но в каленом лучше.
Раньше лещина росла повсеместно, теперь в больших городах ее почти нет.
Зато она до сих пор встречается за городом.

Ядра лесных орехов содержат более 60% жира и около 16% белка, а масло, выжатое из ядер, напоминает миндальное.

Помимо лещины обыкновенной, плоды которой считают лакомством, есть еще лещина разнолистная - у нее на верхушке куста не маленькие листочки, а громадные листы.
Родом она с Дальнего Востока, сегодня она встречается в Украине.
У маньчжурской и медвежьей (растет на Кавказе) лещины очень толстая скорлупа, под которой и прячется вкусное ядрышко.
Есть еще лещина понтийская и лещина крупная, средиземноморские виды, которые являются родоначальниками фундука.

Орехи собирают только после полного созревания, когда листовая обертка желтеет или становится бурого цвета и плоды из нее легко вынимаются.
Сидят же они в обвертке то по одному, а то по двое, или по трое.
Помните «Три орешка для Золушки»? :)

Предки наши относились к лещине почтительно.
На свадебных церемониях ореховые ветви служили символом плодовитости.
А еще есть и те самые «магические жезлы», т.е. те самые ореховые рамки, с помощью которых искали и ищут и сейчас – воду, клады, руду.

Главное – есть орехов в меру, иначе может появиться сухой кашель и неурядицы с желудком.

Ах да… А как же народная игра про «Яшу».

А вот она!

В центре круга с завязанными глазами сидит «Яша» и «грызёт орехи».
Все остальные дети ходят по кругу, держась за руки, и поют:

«Сиди, сиди,
Яша под ореховым кустом,
Грызи, грызи,
Яша орешки калёные
Милому дарёные.
Свои ручки подними, кого выберешь скажи!»

На последних словах «Яша» поднимается, идёт с вытянутыми вперёд руками и на кого-нибудь наталкивается (все остальные стоят по кругу и не двигаются).
«Яша» должен угадать имя того, на кого он натолкнулся, потрогав одежду, волосы, нос, уши и т. д.
Если «Яша» угадал, то он становится в круг, а угаданный становится «Яшей» и садится в центре круга.
И всё начинается сначала.
Если «Яша» не угадал, то он водит снова.

Еще один вариант этой игры и если верить Анатолию Рыбакову, то он уходит в далекие времена.

Игра изображала выбор невесты Ящером и, возможно, являлась трансформацией древнего обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру».

Вот как описывает её Рыбаков:
«…в начале XX в. широко распространенная по всей России детская хороводная игра, состоявшая в том, что мальчика сажали посреди круга, и он должен был выбирать себе из числа девочек «невесту».
Хоровод двигался вокруг водящего и пел, прихлопывая в ладоши:

«Сиди-сиди,
Яша, под ореховым кустом,
Грызи-грызи, Яша, орешки каленые, милою дареные.
Чок-чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок,
Где твоя невеста, в чем она одета?
Как ее зовут? И откуда привезут?»

Так дети в шутку выбирали себе тогда «невесту». А может и не в шутку, а на всю жизнь.
Такое тоже бывало.

И древний обряд принесения в жертву девушки стал милой детской игрой.


А Золушка своего суженого тогда нашла.
И помогли ей в этом три орешка.
Добрая и милая сказка, которую я очень люблю до сих пор.

Фото из Сети
Copyright © Текст by sunsinta, 2018

Статьи по теме: