Тренинг воздушный шар упражнение правильное решение. Сборник психологических игр и упражнений. Вопросы для обсуждения

Тайминг упражнения:

от 1,5 до 2 часов

Целевая аудитория:

Это упражнение подходит для любых категорий участников, которым важно разобрать тему эффективной коммуникации и умения договариваться без споров.

Размер группы:

От 10 - 80 человек

Добавлено на сайт: 18.10.2013

Состав упражнения:

  • Конфигурация упражнения
  • Тайминг упражнения
  • Методика проведения
  • Обработка сложных ситуаций
  • Теория к упражнению

  • Аудиозаписи
  • Распечатки, кейсы к упражнению
  • Музыка подходящая к упражнению

Стоимость: 590 руб.

Упражнение

Воздушный шар

Типы упражнения: Основное упражнение ,

Основные - это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения , за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения на тренинге. Они обычно построены так, чтобы каждый участник тренинга смог потренироваться . Подробнее о типах упражнений можно почитать .

Упражнение-вызов

Вызовы - сильные и запоминающиеся упражнения, цель которых привлечь внимание группы к определенным темам тренинга, привести группу к важным осознаниям . Они часто достаточно сложные, вызывают активный интерес группы, повышают мотивацию участников . Подробнее о типах упражнений можно прочитать .

Темы тренингов:

  • Лидерство, уверенность, риторика
  • Управление, Менеджмент
  • Командообразование, тимбилдинг
  • Тренинги для детей и родителей
  • Личностный рост
  • Коммуникативные тренинги
Цели упражнения:
  • Развитие лидерских качеств у участников тренинга, умения брать на себя ответственность и принимать решения в сложных ситуациях
  • Развитие коммуникативных навыков участников, умения договариваться.
  • Для тренинга руководителей: отработка умения работать в режиме «цивилизованного лидерства», отработка взаимодействия в команде, где все - лидеры, отработка навыка делегирования лидерства.
  • Примечание: в зависимости от тематики проводимого тренинга может быть сделан более сильный акцент на одной или нескольких из этих целей.

сайт предлагает эксклюзивные тренерские методички лучших игр и упражнений для тренингов, содержащиеуникальные рекомендации итренерские "фишки" , позволяющие провести упражнение с максимальным результатом. Методички разработаны тренерами-профессионаламиспециально для портала сайт и такого вы не найдете больше нигде !

Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение. А легенда упражнения «Воздушный шар» такова:

Ведущий просит участников тренинга представить, что они отправляются на воздушном шаре в прекрасное путешествие. И вот они летят над океаном и до ближайшего участка земли не менее 500 км...
И вдруг происходит непредвиденное: на шар нападает орел, кто-то стреляет в орла и в шаре образуется отверстие, через которое выходит газ. Шар начинает снижаться! Все мешки с балластом сброшены в воду, на некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. И шар снова падает с очень большой скоростью.
Весь экипаж собрался вместе, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Участникам предоставляется список предметов, которые остались в воздушном шаре и их задача: принять коллективное решение, что и в какой последовательности они будут выбрасываться. А в списке есть и консервы, и аптечка, и канат, и ружье, и даже чья-то любимая собака…

Легенда упражнения действительно захватывает. Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Не достаточно знать легенду упражнения, чтобы качественно его провести. Нужно знать, КАК ИМЕННО его проводить.

Например, это упражнение можно провести в двух абсолютно разных вариантах:

  • Как основное упражнение (когда большая часть команд «спаслась»)
  • Как упражнение- в ызов (когда большая часть команд «утонула»)

И то, как именно пройдет упражнение, зависит от множества деталей и действий тренера: от того, что именно вы говорите, какие правила задаете, как отвечаете на возможные вопросы группы...

Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц.

Мы предлагаем вам приобрести максимально подробную методичку проведения данного упражнения, которая включает в себя:

    Детально описанную методику его проведения в двух различных вариантах (и как основное упражнение, и как упражнение-вызов) с вариантами примерной речи тренера, с фото-иллюстрациями, с конкретными вопросами, которые стоит задать на рефлексии, с разбором возможных возражений и сложных ситуаций, которые могут произойти на группе.

    Блок теории по лидерству и 3 аудио записи (!) проведения данного упражнения в исполнении одного из лучших тренеров России, профессора, доктора психологических наук Николая Ивановичам Козлова.

    Музыка, подходящая для проведения этого упражнения и все необходимые печатные материалы.

Прочитав нашу подробную методику проведения, у вас будет такое же ощущение, как будто вы только что видели мастерское проведение этого упражнения. А, значит, вы проведете упражнение намного увереннее и результативнее!

“Группа”

Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. “Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)” После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам (или др.)”. Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

“Джойстик”

Игра командная (лучше всего две команды). Команды встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На что кладется монета. Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком" передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на монету.

Цель: повышение сплочение группы, командный дух, соревнование.

“Подъемный кран”

Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:

тренер победившей команды;

полковник, выигравший битву;

балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;

пловец, поднявшийся на гребень волны;

облако, летящее по небу в жаркий день;

бревно на субботнике;

прыгун, зависший над планкой;

цветок лотоса на поверхности озера и т. д.

“Тетрис”.

Эта игра требует некоторой домашней подготовки. Вы должны нарисовать на большом листе бумаги детали строительного конструктора (тетриса), причем число этих деталей должно быть равно числу участников игры. Вы вывешиваете этот плакат, и предлагаете каждому участнику выбрать одну из деталей и сыграть ее. После того, как все участники распределили детали между собой, предложите им построить конструкцию, изображенную Вами на другом листе ватмана. Старайтесь, по мере возможности, не изображать башни и небоскребы, потому что участникам игры трудно будет избежать падения при необходимости создания живой пирамиды из пяти - шести участников.

“Путешествие на воздушном шаре”

Цель деловой игры: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т. д. Одного участника попросите быть наблюдателем).

Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто - то должен выпрыгнуть из корзины.

Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту “своей” профессии, умение выслушивать друг друга, “авторитарные манеры” и т. д.

“Клоун”

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 - 3 команды и приготовить 2 - 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

“Яблочко”

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак... Начали! Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.

“Сантики”

Для этой игры нужно организовать не меньше трех команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, вожатый собирает обувь ребят, сваливает ее в кучу и перемешивает. Вожатым предлагается инструкция: “Это небольшая веселая эстафета. Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться.

Тука - это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные веревки. Сейчас мы, подобно тукану, будем “нанизываться” на длинную, около 15 м. длиной, веревку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первый из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами веревки, привязанными к ней.

“Клубок”

Та же самая веревка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за веревку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутать. Его задача - снова образовать круг.

“Тише-громче”

Вы, наверное, играли в детстве в игру “Холодно - горячо?” Наша игра ей подобна: ребята садятся в круг, водящий выходит из круга и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов круга спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего - найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету. Соответственно, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается.

“Зоопарк”

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего - успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

“Математика”

Дети сидят в кругу. Вожатый дает задание: “Начинаем считать по кругу, Тот, на кого приходится число, кратное трем, произносит вместо цифры свое имя”. Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

“Дрессировка”

Одного из участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают “дрессировщика” и поведение, которое должно быть продемонстрировано человеком, вышедшим из комнаты, например, попрыгать, передвинуть вещи, взобраться на стул. Испытуемый приглашается обратно в комнату, и его просят двигаться по ней и производить любые движения. “Дрессировщик” свистком, хлопком или словами типа “хорошо” подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Может быть правилом, что подопытный должен возвращаться к началу, если отклоняется и перестает получать подкрепления. В упражнении исключаются разговоры, смех, вздохи и другие проявления эмоций.

“Тренировка эмоциональной устойчивости”

Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа: Участники закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом и даже лицом. Ведущий: “Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле”. После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется: “Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите на глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие”. После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера – рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так – несколько раз.

“Внутреннее движение”

Это упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого. В парах, на расстоянии 10 метров один участник стоит, другой начинает медленно приближаться к нему. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать “стоп”.

Анализ: Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше, и почему?

“Семья”

Выбирается участник, которому задается игровая ситуация: Мы все – это семья. Задача выбранного участника – расставить остальных членов группы так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с ними, как с членами семьи (могут быть “семейные сцены”).

“Групповая социометрия”.

а) Каждый участник в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую “дистанцию” по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем “построение” разрушается.

б) После этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему.

в) Затем член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.

Анализ: Процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему?

Возможно неоднократное применение этого упражнения.

(развитие умения коллективного принятия решений, социометрия)

Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 20 минут.

Список вещей:

Золото, драгоценности 100гр.

Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.

Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.

Полезные книги про все 12 кг.

Консервы 10 кг.

Топоры, ножи, лопаты 15 кг.

Питьевая вода 10 л.

Аптечка 3 кг.

Винтовка с запасом патронов 10 кг.

Шоколад 7 кг.

Очень большая собака 50 кг.

Рыболовные снасти 0,5 кг.

Мыло, шампунь, зеркало 2кг.

Теплая одежда и спальники 50 кг.

Соль, сахар, витамины 4 кг.

Канаты, веревки 10 кг.

Спирт 10 л.

В дополнение можно продолжить данную игру, обозначив задание – выбрать по очередность выпрыгивания членов команды с целью предотвращения катастрофы.

5.Упр. «Умей сказать «нет»

(развитие навыков настаивания на своем, умения сказать «нет»)

Подросток должен, аргументировано отстаивать свое мнение при групповом давлении, не соглашаться на уговоры, предложения остальных ребят. Ситуации: попробовать наркотик, выпить за встречу, пойти на дискотеку перед экзаменами и т.д.

6.Упр. «Связующая нить» (сплочение коллектива)

С помощью клубка ниток и называния положительных качеств друг друга в кругу, между ребятами образуется «паутина», разматывание которой происходит с помощью пожеланий.

7.Рефлексия.

Занятие № 8 «Лидер и доверие»

Цель занятия – развитие навыков и умений, необходимых дляуверенного поведения и эффективного взаимодействия. Развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.

    Приветствие.

Называя по имени, к кому обращаемся, произносим фразу: «Здравствуй, лидер!»

    Упражнение-разминка «Фью-фью»

Ведущий называет имя участника. По бокам сидящие подносят ближайшую руку от названного к своему уху, машут и говорят «фью», названный так делает двумя руками и говорит «фью-фью» и называет следующего игрока. Темп ускоряется.

    Информирование. Название закона – Лидер должен быть в доверии.

Лидер должен знать не только куда направляется, но и эффективно работать с людьми. Для этого он должен обладать сердечностью, энтузиазмом, воспринимать интересы и потребности других. Поэтому лидеру необходимо быть в доверии.

Как приобрести доверие? Что значит быть в доверии? (ответы детей)

Для этого лидер должен помогать людям достичь успеха. Делать все для своей команды, чтоб достичь цель. На больших предприятиях это образование и профессиональная подготовка.

Как вы можете помочь членам своей команды, как командир? (ответы детей)

Лидер должен доверять сам надежным людям. Для общего успеха необходимо взаимное доверие. Человек чувствует свою значимость, если ему доверяют конфиденциальную информацию.

Признавать заслуги любого члена и гордиться достижениями всей команды в целом. Необходимы поощрения, ободрения, отдавать должное успехам всех сотрудников.

Лидер должен уметь держать свое слово. Выполнять обещания. Иначе не будет никакого доверия со стороны окружающих.

Лидер должен быть терпеливым. Вы работаете с людьми, а люди все разные, каждый человек- индивидуальность. Поэтому нельзя «ставить крест» на человеке, пока не исчерпаете все возможности для улучшения отношений с ним.

Лидер должен изучать людей и понимать их.

Для чего это нужно? (ответы детей)

Лидеру это необходимо, чтоб знать способности каждого члена команды, тогда лидер сможет распределять поручения исходя из возможностей и способностей каждого члена команды. Это поможет ему быть уверенным в правильности выполнения задания.

Лидер должен уметь вдохновлять других. От того, насколько хорошо выполняет команда свои функции, зависит его успех.

По ходу объяснения на доске оформляется силуэт человека.

Вывод: Команда, добивающаяся успеха, функционирует как единый организм. Успех лидера зависит от успеха команды.

Чтение фрагментов из наблюдений Свиндолла.

«Гуси, ведущие стаю, сменяют друг друга. Когда устает один из них, он меняется местами с тем гусем, который летит на одном из флангов стаи.

Когда один гусь заболевает или получает ранение, вместе с ним стаю покидают два других гуся, которые сопровождают его, чтоб обеспечить ему помощь и защиту. Они остаются с ним до тех пор, пока он не сможет лететь вновь.

Гуси в стае издают характерный гусиный крик. Тем самым они дают знать остальным, что по-прежнему следуют за стаей и с ними все в порядке. Это крик привлекает внимание лидирующих гусей».

Успех лидера зависит также от его стиля руководства. Мы с вами познакомимся с тремя видами:

    Стиль, при котором царит жесткость во всем: дисциплине, контроле. Здесь единовластие и директивное управление – авторитарный стиль управления.

    Стиль, при котором вовлекается команда в совместную деятельность, стремление к коллективному управлению. При котором царит взаимопонимание и дружеские отношения- демократический стиль руководства.

    Стиль, при котором отстраненность от управления, дело пущено на самотек, свобода действий у подчиненных –попустительский стиль руководства.

Задание: определить к какому стилю какая эмоция подходит (на доске изображения эмоций по видам стилей руководства)

    Работа в группах.

Группы выбирают для работы один из видов стиля руководства. Необходимо написать положительные стороны выбранного стиля.

    Мозговой штурм.

Каждый высказывает свое мнение. Все предложенные варианты записываются на большом листе ватмана и отбираются наиболее приемлемые.

    Упражнение «Травинка»

Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу. Любой из участников, по желанию встает в центр и покачивается в разные стороны. Группа придерживает его руками. Так продолжается 1-2 минуты. После этого о рассказывает о своих чувствах.

    Рефлексия.

Занятие № 9 «Ключи к успеху»

Цель занятия - стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию.

    Приветствие «Здравствуй, лидер!».

    Упражнение – разминка «Слон-пальма-крокодил».

Участники встают в круг. Ведущий называет одно из слов (слон, пальма крокодил) и при этом называет кого – либо из ребят. Тот, кого назвали при помощи соседних ребят изображает то, что назвали (Слон – участник левой рукой берёт себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседние ребята изображают уши. Пальма – руками делает корни, а соседи изображают ветви. Крокодил – руками делает пасть, соседи изображают ветви.) Затем называет следующего участника и задаёт ему задание.

    Информирование: IX закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя .

Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот, чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше.

Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие способностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных лидеров, - это способность создавать и развивать свои умения. Заключение – лидеры непрерывно учатся.

Люди, достигшие успеха, отличаются самодисциплиной , которая позволяет им развивать в себе необходимые качества. Они никогда не останавливаются на достигнутом и не находятся в состоянии покоя. Развитие лидерских качеств – это процесс, который не имеет завершения.

Жизнь может измениться только в том случае, если человек изменится сам.

Каждый лидер создает свой собственный стиль. Развивая в себе качества руководителя, очень важно держать перед мысленным взором ваше видение перспективы, ваши цели и мечты. Люди, знающие, что они намереваются сделать в своей жизни, обладают особой притягательностью. Они излучают позитивную энергию и доброжелательность.

Советы относительно саморазвития:

Сохраняйте уверенность.

Размышляйте о своих прежних успехах как основе будущих побед.

Пример: Бог предлагал израильтянам вспомнить, как Он приказал расступиться водам Красного моря, чтобы прибавить своему народу уверенности в том, что они получат Землю Обетованную.

Лидеры развивают в себе творческий подход к проблема.

Лидеры мотивируют себя к тому, чтобы осуществлять позитивные, ориентированные на достижение цели, действия.

Лидеры способны управлять своим психическим состоянием. Не бойтесь просить помощи. Думайте о хорошем.

Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами становятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте со своим стилем общения.

Слова являются инструментами, а чем больше у вас инструментов, тем лучше вы можете справиться с работой.

Граф Найтингел

    Ваш внешний вид должен быть вашей сильной стороной. Приведите себя в порядок. Внешний вид должен быть вашим преимуществом, а не помехой и источником неприятностей. Какое яблоко вы выберете в магазине – красивое или побитое? Люди всегда ищут лучшее.

    Очень важно как себя ведет лидер. Ваше поведение говорит людям о том, контролируете ли вы ситуацию.

Настройтесь на успех.

Лидеры никогда не перестают учиться. Пример: Показательна история о женщине, которая работала учительницей 25 лет. Узнав о работе, которая открывала возможность служебного продвижения, она подала свою заявку. Но вместо неё наняли педагога, который преподавал только год. На её вопрос «Почему её не взяли?», директор ответил: «Мне жаль, но ваш профессиональный опыт не составляет 25 лет. Вы имеете опыт одного года работы, повторенный 25 раз». За время своей карьеры эта учительница никак не усовершенствовала свой опыт.

    Задание – составление портрета лидера.

Участники сначала индивидуально составляют вербальный портрет лидера. Затем совместно в ходе обсуждения приходят к единому портрету.

    Упражнение «Я-это-Я».

Участники двигаются по кругу следующим образом, они топают сначала правой ногой, затем – левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: Я (притопывают правой ногой) – ЭТО (притопывание левой) ИМЯРЕК (подпрыгивание на месте). На выполнение задания дается 2 минуты.

    Рефлексия.

Занятие № 10 «Выбор будущего»

Цель занятия - закрепление приобретенных ЗУН, ориентация на их использование в повседневной жизни.

    Приветствие «Здравствуй, лидер!»

    Упражнение-разминка «Сантики-фантики»

Один участник группы выходит за дверь, в это время выбирается водящий, по команде которого по кругу выполняются разные движения со словами «сантики-фантики, лимпо-по». Задача другого - определить, кто в кругу является ведущим.

    Информирование :

X закон лидера – Лидер излучает вдохновляющую силу.

Ребята, что означают выражения «без тебя как без рук», «ты моя правая рука»? А как вы думаете, какой палец на правой руке самый нужный и важный? Конечно, все! Точно так же и у лидера нет наиболее или наименее важных качеств, есть 5 основных, которые обязательно должны присутствовать у лидера: (по ходу объяснения этих качеств на доске составляется рука, где ладонь - X закон лидера, а пальцы – те самые качества)

    Лидер знает куда идет

Все двери открываются перед человеком, который знает куда идет.

    Лидер обладает энтузиазмом

Энтузиазм подобен пузырькам в лимонаде.

    Лидер проявляет решимость.

Лидер никогда не отступает, пока не добьется успеха, не достигнет цели (как почтовая марка, которая держится на письме до тех пор, пока оно не достигнет адресата).

    Лидер умеет работать с людьми.

Если лидер проявляет заботу, внимание и любовь к людям, они с легкостью будут прощать вам недостатки. Но если люди поймут, что они для вас безразличны, то будут с осуждением относиться к любым вашим действиям.

    Лидер стремится в будущее.

О чем вы чаще всего думаете - о прошлом, настоящем, будущем?

Если вы живете прошлым, то будете склонны к грусти, унынию. Живете настоящем – постоянно будете пребывать в критическом настроении. Думаете о будущем – ваш уровень энергии повышается, отношение к жизни позитивное.

Стержень лидерства – это энергия, а энергия, как правило, порождает энергию. Но лидер не энергетический вампир, а энергетический излучатель и преобразователь.

Но жизнь есть жизнь. И даже самая совершенная машина имеет свойство ломаться. Лидер не вечный двигатель, а человек и порой его энергия иссякает. Тогда на выручку приходят артистические способности: нельзя показывать виду, впадать в уныние. Показывай оптимизм, и он снова вернется.

В заключении можно прочесть стихотворение лидера для лидеров:

Если вы можете держать голову

высоко, когда вокруг теряют

головы, и обвиняют в этом вас…

Если вы можете справиться

с успехом и провалом…

Если вы умеете молниеносно

действовать, и умеете ждать и не

уставать от ожидания…

Если вы можете поставить на

карту все свои победы, и

проиграть, а и начать все сначала,

и никогда не промолвить слова

о своем поражении…

Если вы можете заставить сердце,

мускулы и нервы служить вам долго…

Если вы можете заполнить одну

быстролетящую минуту

шестьюдесятью секундами смысла…

Тогда земля и все на ней – ваше!!!

    Упражнение «Самопрезентация» (самораскрытие)

Участники по кругу должны закончить фразу: «Никто не знает, что я…».

    Упражнение «Фото в середине» (навыки принятия решений)

В центр круга ребят нужно положить их общую фотографию (например, с первого занятия) и объявить, что она достанется одному-единственному человеку, который может распорядиться ей как пожелает. После этого ничего больше не говорить. Группа должна самостоятельно принять решение, каким-то образом выйти из проблемной ситуации. Обсуждение.

6. Упражнение «Лодка» (сплоченность, принятие группового решения)

Ребятам предлагается покататься всем вместе на лодке (лист бумаги или кусок материала). При этом, они сами должны решить как на ней поместиться, кто будет рулевым, пассажиром, на веслах. Обсуждение.

7. Упражнение «Свеча» (рефлексия, самоанализ)

По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывает свое мнение о прошедших занятиях: Что понравилось, чего не хватало, чему научился и т.д.

По окончанию всей программы «Школы лидеров» рекомендуем провести чаепитие – как доброжелательное завершение совместной работы.

Разбивка на команды идет по следующим признакам: 1-кто в группе самый Глубокий - Мудрый? 2-кто самый Добрый - Сердечный - Сострадательный?, 3 ---самый Трудяга - Работяга?, 4---самый Дикий Варвар? (выбрать этих лидеров)

Образуется 4 КОМАНДЫ: МУДРЕЦЫ - ТРУДЯ ГИ - ГУМАНИСТЫ - ВАРВАРЫ.

Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта тачка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из вашего поля зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипенье. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет на удачу – и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей – и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие - то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а, сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего неизвестно: сейчас там тепло, но какова зима?

Все открыли глаза – и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут выкидывать вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решите выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, 17 – то, что будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу дается 10 минут. После того, как свой выбор сделал каждый, дается задание для всей команды:

«Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь, -- погибнете. Выкинуть сразу все равносильно гибели. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом вы теряете время: можете погибнуть, у вас 20 - 30 минут. Раньше решили - больше вещей у вас останется. Закончив работу, подведите итоги, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других». Командная работа идет в течение 30 минут.

Если в группах идет препирательство, то необходимо вмешаться: "все закрыли глаза. Время остановилось. Вы наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, легко перевернуться в корзине, а большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А корзине идут разговоры, и чем дольше они идут, тем ниже падает корзина. Интересно, смогут ли выжить эти люди? И от кого зависит? Время включается снова. Работаем

Те группы, что выработали решение раньше, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список, и есть список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности. Если по пункту 1 у кого-то ранжир 3, а группа поставила это на 5 место, то по этому пункту разница равна 2 .Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение одного оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе. Можно обсудить с группой: что на их взгляд важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы Важно обсудить вклад каждого в обсуждение: кто из нас спасал и наоборот (с кем бы ты не полетел).

Список вещей

1. Миски, кружки, ложки………………………….9 кг

2. Ракетница с сигнальными ракетами…………..6 кг

3. Географические карты и компас.....................2 кг

4. Консервы мясные...........................................20 кг

5. 5.Топоры, ножи, лопаты...............................12 кг

6. Канистра с питьевой водой...........................20 л

7. Вата, бинты, перекись водорода, зеленка......7 кг

8. Винтовка с запасом патронов.......................30кг

9. Шоколад.......................................................10 кг

10. Золото, бриллианты......................................25 кг

11. Большая собака.............................................55 кг

12. Рыболовные снасти........................................1 кг

13. Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь...3 кг

14. Соль, сахар, набор витаминов........................9 кг

15. Медицинский спирт.......................................10 л

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

  • научить принимать коллективные решения в условиях неопределенности;
  • выработать навыки эффективного взаимодействия;
  • обучить сотрудничеству.

Процедуры:

  • принятие индивидуальных решений;
  • выработка коллективного решения в группах;
  • дискуссия;
  • анализ результатов и подведение итогов.

Время. 1 учебный час.

Информация для участников игры. «Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном. До ближайшего участка земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, довольно большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы, в конце концов, приземлиться живыми на землю.

В гондоле остались следующие предметы:

1) канат – 50 м;

2) аптечка с медикаментами – 5 кг;

3) компас гидравлический – 6 кг;

4) консервы мясные и рыбные – 20 кг;

5) секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) – 5 кг;

6) винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг; 7) конфеты разные – 20 кг;

8) спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа);

9) ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг;

10) палатка 10-местная – 20 кг;

11) баллон с кислородом – 50 кг;

12) комплект географических карт – 25 кг;

13) канистра с питьевой водой – 20 л;

14) транзисторный приемник – 3 кг;

15) лодка резиновая надувная – 25 кг.

Ваша задача – принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем создаются команды по 5-7 человек (зависит от количества участников игры) и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение».

Правила игры:

  • Нельзя принимать решение путем голосования.
  • Нельзя высчитывать проценты: кто «за» и кто «против».
  • Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).
  • Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений – компромисс.
  • Высказывать свое мнение может любой член экипажа.
  • Количество высказываний одного человека не ограничивается.
  • Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.
  • Если хоть один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.
  • Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
  • При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не половина).
  • Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.
  • В случае если договориться не удастся – экипаж «погибнет».

Порядок проведения игры. После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

Дебрифинг. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики.

Что способствовало успеху:

  • уровень компетентности участников игры;
  • конструктивность взаимодействия;
  • культура полемики;
  • общность целей (индивидуальных и групповых);
  • эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество);
  • четкая организация обсуждения;
  • умение слушать партнеров;
  • желание победить.

Что препятствовало эффективной работе команды:

  • слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации;
  • неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам);
  • превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми;
  • слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового;
  • низкая культура спора, слабое владение вербализацией;
  • неразвитая эмоциональная культура.

Для завершения игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

Статьи по теме: