Упражнение кораблекрушение. Упражнение «Кораблекрушение. Формат проведения упражнения Катастрофа

Цель: опыт групповой дискуссии и принятия решения группой, закрепление навыков командной работы.

Оборудование: бланк для игры.

Бланк для игры.

Предметы Мой ответ Р1 Ответ пары Р2 Ответ группы Р3 Ответ экспертов Р 4 Эффек- тивность личная Р 4 - Р 1 Эффек- тивность парная Р 4 - Р 2 Эффек- тивность группы Р 4 - Р 3
Зеркало для бритья
Канистра с водой
етка Сетка от москитов
Одна коробка с армей- ским рационом
Карты Тихого океана
Надувная подушка (спасат. плав. средство)
Канистра нефтегазовой смеси
Маленький транзистор- ный радиоприемник
Реппелент, отпугиваю- щий акул
20 кв м непрозрачного полиэтилена
Бутылка рома крепостью 80 º
15 м нейлонового каната
2 коробки шоколада
Секстант для ориенти- ровки по звездам
Рыболовная снасть
Сумма


Инструкция. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять тысяч банкнот.

Ваша задача – классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.

Следующий этап – обсуждение вашего спасения и классификация предметов в паре.

После того, как группа сообщила о готовности, зачитывается мнение экспертов (реальных исследователей, путешественников, спасателей МЧС России).

Мнение экспертов . Основными вещами, необходимыми потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды, поэтому они менее ценны.

Список предметов

1. Зеркало для бритья – важно для сигнализации морским и воздушным спасателям.

2. Канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Может быть зажжена (естественно, вне плота) тысячными банкнотами и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Канистра с водой утолит жажду.

4. 1 коробка с армейским рационом обеспечивает основное питание

5. 20 квадратных метров непрозрачного полиэтилена используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. 2 коробки шоколада – резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть – оценивается ниже, чем шоколад, потому что в этой ситуации «лучше синица в руках, чем журавль в небе».

8. 15 метров нейлонового каната можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка – если кто-то упадет за борт, может служить спасательным средством.

10. Репеллент для отпугивания акул – назначение очевидно.

11. 1 бутылка рома крепостью 80 º - содержит 80 º алкоголя – достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, в других ситуациях имеет малую ценность, т.к. употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник имеет незначительную ценность, т.к. нет передатчика.

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка – в Тихом океане москитов нет.

15. Секстант – без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

После того, как выяснили разницу с мнением спасателей, считается общая сумма каждой колонки (по модулям):

· 0-30 – высокая эффективность

· 30-60 – средняя эффективность

· 60-120 – низкая эффективность

· свыше 120 – практически отсутствует.

Эти цифры – хорошая основа для анализа (рефлексии):

· Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия?

· Была ли выработана общая стратегия спасения?

· Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

· Ты не согласен с принятым решением?

· Почему тебе не удалось отстоять собственное мнение?

· Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения?

· На какой стадии появился лидер?

· Что заставило прислушаться к его мнению?

· Какими способами участники добивались согласия с их мнениями?

· Какие способы поведения только мешали общей работе?

· Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

В случае ограничений, технических, временных и проч., для реализации целей организации групповой дискуссии, принятия решения командой может быть использована

Игра «Необитаемый остров» (модификация игры «Потерпевшие кораблекрушение»).

Ведущий зачитывает описание ситуации:

«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала не­известно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть усло­вия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от слу­чайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожи­данно открылась. В ней есть любые предметы.

Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка - 7-8 минут».

После выполнения этой части задания группе дается следую­щая инструкция:

«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация та­кова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предме­тов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый список.

Рефлексия.

При анализе упражнения группа обсуждает следующие воп­росы:

· Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?

· Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие - препятствовали?

· Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

В процессе обсуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:

1. Постановка (выявление) проблемы.

2. Прояснение ситуации.

3. Перевод проблемы в задачу.

4. Формулирование и заслушивание вариантов решения.

5. Обсуждение последствий каждого из вариантов.

6. Принятие единого решения.

психологические упражнения для тренингов

деловые игры, упражнения:

Упражнение «Кораблекрушение»

Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.


25.12.2009
Макс
Есть еще такое упражнение:
Вы находитесь посреди океана на корабле, который медленно идет ко дну. Радио связь не работает. Все пассажиры уже заняли места на спасательных шлюбках, осталась только одна свободная шлюбка. Для того, чтобы в безопастности добраться до берега, нельзя превышать загрузку этой шлюбки - на ней есть место только для провианта и 6 человек.

На корабле остались:
(м – мужчина, ж- женщина)
Врач-диетолог (ж)
Политик (м)
Олимпийский гребец с поломанной рукой (м)
Эксперт-лингвист (ж)
Беременная женщина (ж)
Учитель географии (ж)
Яхтмен – любитель (ж)
Генерал в отставке (м)
Полицейский (м)
Первоклассный повар (м)
Лидер скаутов (м)
Гимнастка (ж)
Адвокат (м)
Электрик (м)
Механик (м)
Медсестра-пенсионерка (ж)

В течении 40 минут обсудите в группах, кого из перечисленных выше людей, необходимо взять на спасательную лодку. Не забудьте, что на лодке только 6 мест!"

Это проективный тест, одна из его версий. Первоначальный вариант был у немецких психиатров нацисткой Германии. Это - американская версия.

Ключи:
1. Спасение врача-диетолога - голосующие за, не воспринимают стрессовые ситуации в серьез, склонны к психосоматике, озабочены здоровьем и продолжением рода.
2. Спасение политика - за: формалисты, ориентированные на имидж и карьеру.
3. Спасение чемпиона - за: ориентированные на прошлое, не заинтересованные в развитии, обижаются, если их прошлые заслуги не учитываются.и т.д. и тт.п.


15.01.2010
Ирина
допишите плиз, ключ к игре, без расшифровки в ней нет смысла((((
15.01.2010
тучка
Ирина, вот тут есть
15.01.2010
бублик
А может кто-нибудь может подсказать ключ именно к данной игре? Очень нужен!
27.02.2010
Валентина
Классная игра, я бы добавила в нее одно правило, чтоб кто-то из участников, выбранный группой, выполнял должность капитана, который утверждал бы кандидатуры тех, кто сядет в шлюпку, т.е. группа обсуждает выдвигает кандидатов, а капитан утверждает.
12.03.2010
алина
Максим, напишите, пожалуйста, полный ключ к тесту. Или дайте ссылку. Спсибо
19.03.2010
Анна
Макс, присоединяюсь к просьбе Алины и Ирины.
23.03.2010
Виктор
Максим, мы уже все тебя просим. Дай ключ.....)), плз.
28.03.2010
Виктория
Максим, Пожалуйста дай полный ключ
27.05.2010
Ну, Максим
16.06.2010
Елена
да там же все очевидно, господа! Или Вы не психологи?
17.09.2010
если такая умная, напиши, люди же просят и не все психологи на этот сайт заходят
18.09.2010
профессор психологии
Елена
не умничай

17.10.2010
Алёна
На самом деле это упражнение больше направлено на взаимодействие внутри группы, не важно кого они в итоге выбирут, главное, чтобы это было общее решение, плюс логическое объяснение поступка. В итоге можно будет выявить лидера, скрытого лидера, изгоя (не всегда он есть) и среднюю часть группы.
09.11.2010
пипка
хорошая игра, но хотелось бы более подробную легенду
09.11.2010
конкретная хомячина
мне понравилось...
10.11.2010
маруся
макс! спасибо. игра интересная.можно взять за основу и накрутить своё.
17.02.2011
Анна
Дамы и господа! Раз Максим молчит, может, кто-нибудь опытный поделится соображениями насчет ключа? Или давайте мозговой штурм затеем:)
19.02.2011
Уважаемые коллеги, проводила эту игру, но немного её разнообразила, каждому члену в группе дала конкретную роль из списка профессий, задание было следующее: составить список из 6 человек, которые будут способны выжить в дальнейшем, и с другой стороны, каждый должен убедить всех, что именно ты должен оказатся в лодке, так как ты - самый полезный из всех. Проходит очень увлекательно, потом анализируешь, как стихийно формируется команда, сначала появляются лидеры, потом они меняются, наблюдать за групповой динамикой, в конце мы пришли к выводу, что оставить нужно наиболее способных к выживанию в диких условиях, а именно: лидер скаутов, врач-диетолог (врач все-таки), полицейский и т.д. Беренная женщина остается за бортом, как не парадоксально. Обычно участникам эта игра очень нравиться.
30.10.2011
если бы вы слово нравится написали без мягкого знака, я бы прислушалась...
08.01.2012
попахивает самодеятельностью..Где психологи??
19.01.2012
Психолог
Ё-ё-ё! Почитал. Особо ничего нового. Опять педагоги играют в психологию! Особенно опасно желание "накрутить свое". Больше всего меня порадовали "улучшения", про распределение ролей и назначение капитана. О таком эффекте, когда первым делом убивают неудачников/изгоев в реальной жизни во время игры в "Мафию", несмотря на их статус в игре, не слышали? Ужас!!!
Никто не говорит об обреченности на смерть. Никто не говорит о прагматичном подходе к личности человека. Это в нацисткой Германии была норма, когда человеков по форме черепа оценивали, а здесь по профессии, половому признаку. Разницы никакой. Короче, обучение принятию решений на основе стереотипов. О каком развитии личности можно тут говорить? Тут не развитие, а поиск выгоды. Деградация полная!!! Эта игра для манипуляторов. Как использовать людей, чтобы получить максимальный выгоду.
И в большинство кричат как в "Королевстве кривых зеркал" "Ключ! Дайте ключ!!!"
Есть множество игр под общим названием "Катастрофа", где группе предлагается выбрать(проранжировать) вещи. Там, действительно, происходит обучение взаимодействию, принятию решений, отстаивание своей позиции, поиск компромиссов... И ключ там не важен! Т.к. для разных групп существуют разные способы выживания. Важен процесс взаимодействия и совместного принятия решения. Именно этот навык развивается.
А тем, кому понравилось хочу напомнить, что китайцы тухлые яйца любят есть, китайцев больше 1 млрд. чел. Тухлые яйца вкусные?)))

23.06.2012
Психолог-1
ужас! за такие игры с детьми диплома надо лишать
18.07.2012
Артём
надеюсь, кому-нибудь мой пост будет полезен.

Во-первых, никакого командного взаимодействия тут нет и быть не может.
во-вторых, приведённый "ключ" тоже лишён смысла.
и для детей это явно не в тему.

Задание - каждый индивидуально выбирает, кем заполнить шлюпку, а потом ведущий рассказывает и каждый делает выводы для себя.
это тест, в котором есть правильные ответы. правильные ответы выбраны эффективными топ-менеджерами (которые дают схожие ответы)

Итак, "на ней есть место только для провианта и 6 человек."
первый вопрос который задаёт ведущий: взяли ли вы в шлюпку себя - помните ли вы о себе, или ваша жизнь для вас совершенно не важна.
ещё важный момент - берёте ли вы к себе в команду других лидеров, или вы сами являетесь лидером т берёте исполнителей.

Врач-диетолог (ж) - толку от него абсолютно никакого. некоторые берут зачем-то. отказать

Политик (м) - совершенно бесполезная личность, болтун и больше ничего, к тому же наверняка любит покомандовать. отказать

Олимпийский гребец с поломанной рукой (м) почему-то в "ключе" за его взятие критикуют. однако его мы берём, т.к человек ориентирован на победу (иначе олимпийцем не станешь) и даже одной рукой наверняка нагребёт гораздо больше (1)

Эксперт-лингвист (ж) - кто-то берёт его в надежде, что он сможет разговаривать с туземцами. но реально толку от него никакого. отказать

Беременная женщина (ж) - практически все берут из жалости или "их тут двое". но, кто будет принимать роды в океане, сил на то, чтобы работать на спасение команды у неё скорее всего нет, наоборот, всей команде придётся её опекать, так что отказ.

Учитель географии (ж) - во-первых, человек, любящий покомандовать, во-вторых, от знания географии в таких условиях мало, тем более, это ж. отказ,

Яхтмен – любитель (ж) - даже если ж, но яхтсменом со слабой волей быть тяжко, тем более, яхтсмены разбираются и в навигации в том, как продержаться в условиях океана, так что берём (2)


18.07.2012
Артём
Генерал в отставке (м) - старик, грести не может. любит командовать (опять же - кто лидер "я", или другие). отказ

Полицейский (м) - это не наша полиция, это америка. стало быть: человек физически вынослив - может грести. исполнительный (привык выполнять приказы). знает основы медицины - способен оказать ПМП. так что берём (3)

Первоклассный повар (м) - чудесно. будем деликатесами посреди океана объедаться. отказ.

Лидер скаутов (м) - любит командовать, в остальном толку никакого. медицины мы обеспечили полицейским, географию - яхтсменом, так что отказ.

Гимнастка (ж) - физически вынослива. берём (4)

Адвокат (м) - болту ни и ничего более, отказ

Электрик (м), Механик (м) скорее всего физически выносливы и не болтают,а делают. берём любого (т.к. мест не хватает) (5)

Медсестра-пенсионерка (ж) - кто-то её берёт в компанию с беременной (роды принимать), кто-то просто для оказания ПМП. но реально медицину обеспечивает полицейский, а грести она не может, так что отказ.


23.09.2012
legofox
проводил это упражнение два раза в одной группе. Сначала слушателям было предложено придумать профессию кем они бы хотели быть в своих мечтах и записать на карточке так, чтоб другие не видели. Потом исходя из профессий ставилась задача - оставить на плоту только 6 человек. Обсуждение в группе было логичным и оставляли действительно только нужные профессии.
Второй раз эта же ситуация игралась в открытую, то есть каждый представлял свою профессию и доказывал что взять надо именно его.
Цель игры была показать, как влияет наше личное мнение о людях на принятие решений. (например в команде из 8 человек была одна женщина, которая была флористом. В первый раз ее сразу выкинули, но во второй оставили - так как она единственная женщина)

13.12.2012
Елена
Можно по-разному проводить эту игру. Например, катастрофа не в океане, а конец света (актуально))), можно спрятаться в бункере с запасами воздуха, еды и проч., но только нескольким человекам (не более половины группы, например, если в группе 13 человек, то спасительных мест - 6). В начале игры тренер прикрепляет участникам таблички с названием социальных ролей (можно взять не такие как в примере выше, а свои, исходя из Ваших целей. Например, я с подростками в занятии по толерантности использовала такие: военный, наркоман, беременная женщина, старик, крепкий парень (зараженный ВИЧ), повар, ученый, бомж, электрик, водитель, медсестра, психолог, освободившийся преступник (сидел за убийство), механик, студентка, бандит. Свои таблички участники не должны видеть, и другие участники не должны их прямо называть. (В конце игры они могут сказать - догадались или нет о своей социальной роли)
Сначала проходит обсуждение, кого брать (условие с подростками - ты сам уже точно попадаешь в бункер). В конце игры самое интересное и поучительное, все зависит от тренера. Предлагает вопросы: по каким признакам вы отбирали людей? кто-нибудь задумывался над тем, какие личностные характеристики у кандидатов на спасение? и т.п. Вывод делается о том, что к сожалению очень часто в современном обществе звучит вопрос об использовании людей для получения выгоды, о нетерпимости к людям социально незащищенных категорий и проч.

03.12.2013
Я использовала эту игру на факультативе по профориентации в 10-11-х кл. Все (все!) мои дети сразу посадили в шлюпку беременную женщину. На мой провокационный вопрос: "Зачем её брать?" (в гр. №4 я уже не выдержала и стала что называется вякать)получила ответ:"Ну мы же люди!" Всплакнула отвернувшись к окну (от этих деток учителя плакали и ругались), в гр.5 ответили: "Так сразу спасёмдвоих". В гр.6 - "есть смысл для спасения, не только ради себя, но и благороднокак-то".Дай Бог всего наилучшего моим детям. НО! Адвоката, политика, учителя, экономиста (ввела вместо гимнастки,диетолога, лингвиста не брали. На мой вопрос: "А зачем тогда выбирать для себя эти профессии?" было гробовое молчание.
10.11.2016
Максим
Выбирать эти профессии? Вы шутите? Чему детей научили?
11.04.2017
Настя
учителя бы тоже фиг взяли
04.10.2018
Азамат Шихаев
Артём ты конечно тут так красиво все расписал в ответе на мой взгляд ты таким эгоистким мышлением не куда не пойдёшь и не а кокой команде речи быть не может, ты не только не сможешь ей командовать ты её собрать и Сёму то научить не сможешь, может твой ответ кому то зашёл но мне вообще не вставил, так пересмотри своё мышление руководитель командор)))

Потерпевшие кораблекрушение Цель: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой; учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи; предоставляет информацию относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе и может внести вклад в сплоченность членов группы (Pfeiffor & Jones, 1975, р). Необходимое время: 1,5 часа. Материалы: Копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши. Подготовка: Руководитель должен иметь навыки исследования группового процесса. Процедура: Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.


Потерпевшие кораблекрушение Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара на борту большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго- западу от ближайшей земли.


При взаимодействии людей в сложных условиях совместной деятельности возникает необходимость перейти от индивидуального мышления к групповому. Сравнение результатов группового и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу группового, хотя, казалось бы, увеличение количества умственных усилий должно привести к соответствующему повышению. Имеющиеся экспериментальные результаты показали, что разные формы интеллектуальной деятельности, особенно сложной, ухудшаются даже в случаях простого присутствия других людей. Очевидно, в группах начинают действовать социально-психологические законы типа конформизма, адаптации к принятым в группе эталонам, уменьшения индивидуального вклада каждого в общий результат деятельности при увеличении численности группы (закон Рингельмана). Однако коллективные умственные действия это реальность, и при свободном обсуждении результатов, отсутствии страха наказания и напряженности, равноправном положении всех участников дискуссии возможно не только повышение групповых результатов по сравнению с индивидуальными (вспомните русскую пословицу Ум хорошо, а два лучше), но и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач. Метод мозгового штурма основан на соблюдении именно этих условий, и он активно используется в современных бизнестехнологиях. В предлагаемой методике Кораблекрушение (Кьелл Рудестам, 1994) испытуемые должны оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи и проанализировать собственное поведение, например степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.


Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот... Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.


Секстан Зеркало для бритья Канистра с водой Противомоскитная сетка Одна коробка с армейским рационом Карта Тихого океана. Надувная подушка (плавательное средство). Двухгалонная (ок. 9 литров) канистра нефтегазовой смеси. Маленький транзисторный радиоприемник Репеллент, отпугивающий акул Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика Одна бутылка рома крепостью 80 градусов. Пятнадцать метров нейлонового каната Две коробки шоколада Рыболовная сеть


После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:


1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически. 2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти. 3. Избегайте таких методов "уменьшения конфликта", как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи. 4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.


Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.












7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица в руке лучше журавля в небе". Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.














При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывается разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Например, если испытуемый ставит для карт Тихого океана цифру 5, считая их достаточно необходимыми, а в контрольном списке они стоят на цифре 13, цена ошибки составляет 13-5=8 баллов. Подсчитывается также общая сумма баллов по обоим спискам. Если сумма оказывается больше 60 баллов, испытуемым угрожает неудачное плавание.


Каждый испытуемый оценивает преимущество индивидуального или группового мышления, а также с помощью метода самонаблюдения свое поведение при проведении дискуссии. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимали участники группы для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решения группой? В качестве варианта один или несколько наблюдателей, не принимающих участия в групповом процессе, могут предоставить после выполнения задачи обратную связь о групповом или индивидуальном поведении.

Сценарий психологической игры: «Кораблекрушение»

для учеников 11-го класса

Маслакова Надежда Алексеевна, педагог-психолог

В период ранней юности (15-17) лет человек переживает кризис идентичности. Этот возраст сопровождается активным поиском самого себя в социуме сверстников и взрослых. Конфликты, как эмоционально переживаемые противоречия, в юности просто неизбежны. Формирование новых и более зрелых отношений с партнерами по общению в конфликтной ситуации - задача развития в психологической игре “Кораблекрушение”. Это игра-драма. Предполагаемый психологический результат игры состоит в осознании участником собственных ценностно-смысловых ориентиров при выборе стилей поведения в ситуации конфликта; в применении и закреплении навыков самоанализа и рефлексии. Для разработки сценария использованы материалы из книг М. Р. Битяновой “Практикум по психологическим играм с детьми и подростками”, Л.П. Пономаренко “Психология для старшеклассников”, а также идеи П. Коэльо и С. Лукьяненко.

В игре ученики проживают несколько ситуаций провокационного выбора в конфликтных ситуациях, при этом каждому участнику придется дать нравственную оценку этих выборов. В рамках отдельных ситуаций участникам необходимо решать вопросы, связанные с ответственностью за собственный выбор, с необходимостью принятия жизненно важных групповых решений, умение слушать друг друга, действовать сообща.

Сюжет игры очень простой: путешествие на корабле в поисках клада.

Игровая цель: найти клад на необитаемом острове, заполнить дневник, и получить звание “Воин света”. Время на игру и на обсуждение: 1 час 40 минут (два урока, включая перемену). Возраст участников 16-17 лет (ученики 11 класса). Размер группы – 12-18 человек. В качестве основного ведущего выступает педагог–психолог, который ведет для этих учеников психологический практикум общения. Двое коллег: также педагоги-психологи - выступают в ролях жрецов Пятой горы. Игра проходит в кабинете ГАУСС, помещение затемнено. Организация пространства приведена на схеме вприложении 1 .

Для игры-драмы с относительно реальным сюжетом, приукрашенным фэнтази, которую я выбрала в теме “Конфликт”, особенно были важны моменты рефлексии. Но передо мной встал вопрос, каким образом, не нарушая игровую ситуацию, дать участникам возможность отреагировать на свои переживания сначала из роли на каждом этапе, а потом из личной позиции? Поэтому я решила ввести в игру “Дневник воина света” (приложение 2 ) и богов Пятой горы. Записи в дневнике и Беседы с богами позволяли участникам высказываться о своих переживаниях, не выходя из роли. Когда я предложила коллегам играть роли богов, то они сказали: “Трудно быть Богом”. Поэтому в первой половине игры они представились жрецами. Но во второй половине игры хорошо включились в роль, и сами стали называть себя богами. На результатах игры это не отразилось. Боги беседовали с участниками на первых четырех этапах игры. Это объясняется тем, что на первых этапах были очень сложные ситуации, связанные с приобретением опыта нравственного выбора. Беседы с богами помогли создать атмосферу определенной духовности. Во второй части игры ситуации были более близки к реальности, их обсуждение требовало большой доверительности участников к ведущему. Поэтому эти этапы вела я, как педагог, который уже второй год работает с этими ребятами. В финале боги разоблачились, сели в круг вместе со всеми, и участники уже могли высказываться об игре из личной позиции. Мне трудно было отречься от дидактических целей. Поэтому в конце “Дневника воина света” для ребят есть информация к размышлению, которую они прочитывают перед обсуждением. Это дает эффект озарения, как в педагогических мастерских по Ривину.

Материалы, необходимые для проведения игры. Магнитофон и диск с заранее подготовленной музыкой в соответствии со сценарием игры. 1 этап: микрофон для ведущего, “Дневники воина света” (билет на корабль) для каждого участника; лист ватмана, на котором написан заголовок: “Мои жертвы” и приведен список жертв, авторучки. 2 этап: свечи, пустой стакан, чайные ложки для каждого участника, вода в ведерке; костюмы для жрецов; костюм совы Ольги для ведущего, барабан или гонг для жрецов. 3 этап: три табурета, составленные вместе, имитируют шлюпку. 4 этап: пластиковая доска формата А3, на которой написано начало фразы: “Тебе важнее остаться в живых, потому что…”. 6 этап: газировка, минерала, печенье, одноразовые стаканчики, салфетки, зажженные свечи на сервировочном столе, цветок в горшке. 7 этап: коробка с разными предметами, не менее 20 штук – таинственный клад. 8 этап: в руках у каждого участника, предмет, выбранный им на предыдущем этапе. 9 этап: лист ватмана, в центре которого написано слово “конфликт”, фломастеры, звездочки из цветного картона - 18 штук.

Этапы ведения.

Участникам необходимо пройти таможенный контроль, определиться с жертвами, приобрести билет на корабль, занять место на корабле и сделать первую пометку в дневнике. Задачи этапа : введение в игровую ситуацию. Подготовка к путешествию. Создание эмоциональной атмосферы новизны, ожидания, интриги.Время на проведение : 5 мин. Участники игры располагаются в игровом пространстве перед началом игры по своему усмотрению.

Ведущий: “Уважаемые девушки и юноши! Сегодня я приглашаю вас в путешествие на корабле в далекие неведомые земли, которые скрывают несметные сокровища. Путешествие будет долгим, поэтому вы сможете не только обрести эти сокровища, но и окрепнуть духом, повысить свой статус и получить в конце путешествия звание - Воин света. Билет на наш корабль – это не просто билет - это определенная жертва. Многие наши поступки сопряжены с жертвами. Подумайте об этом. Прежде чем попасть на корабль, вы проходите таможенный контроль. Подходите к нашей таможне (указывает рукой на доску), берите ручку или фломастер, внимательно посмотрите на список жертв и поставьте крестик напротив той строчки, которая соответствует вашей жертве. Когда вы сделаете это, то взамен получаете от меня билет на корабль, который будет одновременно и вашим дневником. Оформите дневник, можете оживить букву “Я” на обложке и написать несколько слов, характеризующих вас”. Это нужно для того, чтобы вы по ходу игры легко могли отличить свой дневник от других. Когда вы будете подписывать свои дневники, можете располагаться за столами как вам удобно, в вашем распоряжении фломастеры”.

Помощники включают музыку. Будущие путешественники определяются со своими жертвами. Потом участники получают билеты, берут авторучки, занимают места на корабле и подписывают свои билеты.

Когда все путешественники получили билеты и расположились в креслах, ведущий обращает внимание участников на плакат “Мои жертвы”: “Вы видите, чем пожертвовали вы и ваши спутники, ради того, чтобы отправиться в дальнее путешествие. (Далее ведущий называет те пункты, которые отметили участники). Вы можете еще раз подумать об этом и даже поменять свою точку зрения. В своем дневнике найдите такую же таблицу и крестиком в столбике №1 пометьте истинную жертву, которую вам пришлось принести ради этого путешествия”.

Бал на корабле, знакомство с богами, выбор девиза, первое испытание богов, записи в дневнике, беседа с богами. Задачи этапа: дать участникам возможность пережить внутриличностный конфликт, когда они должны одновременно развлекаться на балу и пройти первое испытание; включение в совместную деятельность при выборе девиза.Время на проведение : 15 мин.Организация пространства: в центре много места для танцев, стол для жрецов расположен у стены и оформлен в виде горы. На отдельном столике стоит ведерко, наполненное водой, с наклейкой “источник” и стакан с наклейкой “мечта”, здесь же лежат ложки. Стены оформлены картинами импрессионистов и плакатами с высказываниями П. Коэльо. После речи жрецов включается дискотечная музыка. При заполнении дневников включается спокойная музыка. По возможности использовать цветомузыкальное сопровождение или слабое освещение, можно зажечь свечи. На столе у жрецов горят свечи внутри керамической головы овцы. При заполнении дневников включается полный свет.

Ведущий предстает перед участниками в образе совы Ольги и говорит: “Пришло время познакомиться с теми, кто будет сопровождать вас в этом путешествии. Это жрецы, их устами говорят боги Пятой горы: Туммим и Урим - Белый и Черный (перед участниками встают боги, на одном - черная накидка, на другом – белая). Они будут посылать вам разные испытания, после которых вы будете беседовать с богами и рассказывать им, как вам удалось справиться с этими испытаниями, что вы чувствовали, переживали, о чем думали. Вы можете задавать богам вопросы. Но давать ответ или нет - Боги решают сами. Я – Сова - Ольга, не помню точно, сколько мне лет 305 или 2004. Я просто буду вести вас в этом путешествии к славе Воина света”.

Жрецы берут микрофон и по очереди дают задание участникам.

Урим ударяет в гонг (или в барабан): “И воин света сознает, что судьба посылает ему повторение опыта с единственной целью – научить его тому, что он не пожелал усвоить сразу. Настало время первого испытания. Вы гости на этом корабле, и пора вам развлечься. Когда заиграет музыка, вы можете потанцевать на нашем балу, прочесть плакаты и рассмотреть картины”.

Туммим: “Перед тем как отправиться на бал, каждый из вас зачерпнет ложкой живительную влагу из этого источника. Вы будете ходить с ложкой и беречь каждую каплю пока не закончится бал, потом вы сольете воду в этот сосуд вашей мечты. Я жду вас. Подходите и черпайте воду”.

Участники подходят к ведерку с водой, берут чайные ложки, черпают воду и идут на бал. В этот момент включается цветомузыка, зажигаются свечи. Бал длится 3 минуты. Музыка отключается. Участники сливают воду в стакан и занимают свои места.

Ольга: “Вы видели наши лозунги и прошли первое испытание. Теперь возьмите свои дневники. В таблице “Мои жертвы” в столбике № 2 отметьте крестиком, чем вам пришлось пожертвовать в этом испытании, потом переверните страницу, прочтите и выполните задание под заголовком “Первое испытание”. На это вам дается две минуты”. Засекает время и включает спокойную музыку.

Урим ударяет в гонг: “Воин предается отдохновению и веселью, но он всегда настороже”.

Сказав это, Урим беседует с участниками игры и задает им следующие вопросы:

Кто хочет высказаться о том, что сейчас происходило?

Как вы повеселились?

Какие картины вам понравились?

Какое высказывание вы можете преложить в качестве девиза нашей игры?

Туммим берет стакан, наполненный живительной влагой усилиями участников: “Воин света не считает себя свободным. Он волен в поступках, но он раб своей мечты”. Затем он продолжает беседу с участниками игры:

Расскажите, как вы старались беречь живительную влагу вашей мечты?

Насколько трудно было вам одновременно веселиться на дискотеке и носить воду в ложке?

Происходит ли что-нибудь подобное с вами в жизни?

Расскажите о своих жертвах.

Кораблекрушение, спасение в шлюпке для трех человек, беседа с богами, второе испытание, заполнение дневника. Задачи этапа : моделирование поведения участников в ситуации конкуренции (соревнования), направление сознания на осмысление мотивов поведения в ситуации конкуренции.Время на проведение 10 мин.Организация пространства: участники располагаются на палубе (у боковой стены) перед ними поставлены 3 табурета (можно невысокую лавочку), которые символизируют борт корабля. У противоположной стены – стоит шлюпка (журнальный столик) для трех счастливчиков. Потом стулья ставятся в полукруг который завершается столами для жрецов. Во время кораблекрушения включается тревожная музыка. Мерцающий свет в момент кораблекрушения и беседы с богами. Полный свет при заполнении дневника.

Сова: “Вы оказались на Титанике за несколько мгновений до его погружения на дно океана. Сейчас вы собираетесь на палубе (рукой указывает на место сбора). Пред вами (указывает рукой) – борт корабля, за которым бушующий океан. - Пауза для организации пространства. - Вы все хотите спастись. Эта шлюпка - ваша последняя надежда – шлюпка для 3 человек. По команде богов (удар гонга) - вы все побежите к шлюпке и посмотрим, кто спасется?”

Гонг. Включается тревожная музыка. Сова предлагает участникам, оказавшимся в бушующем океане, кричать, звать на помощь, погружаться на дно, пытаться плыть. Действие длиться 1 минуту.

Урим ударяет в гонг и говорит: “Все замерли в тех позах, в которых находились в последний момент. Воин не проводит дни свои в стремлении исполнить ту роль, которую ему предназначили другие. В такие трагические минуты люди обращаются к богам. Поговорите с нами.

Расскажите о своих чувствах, мыслях те, кому удалось спастись?

Какие чувства вы испытываете, когда видите погибающих на ваших глазах людей?

Погибающие, расскажите о своих последних мыслях и чувствах.

Какие переживания у вас возникают, когда вы видите тех, кому удалось спастись?”

Туммим: “Мы Боги - мы можем все. Мы даруем вам жизнь! Все живы, все спаслись”.

Ольга: “Поставьте стулья в круг, снова возьмите дневники, в таблице “мои жертвы” напротив цифры 3 поставьте крестик напротив своей очередной жертвы. Потом найдите страницу с заголовком “Второе испытание” и заполните ее”. Пока ребята заполняют дневник, звучит спокойная музыка.

Туммим бьет в гонг: “Как вы решили мою задачку: “Представьте себе ситуацию: в тонущей лодке находятся три человека: президент России, твоя мама и неизвестный тебе ребенок 5 лет. Спасательный жилет только один, следовательно, спасти можно только одного человека. Кого, по-твоему, надо спасать:

Президента.

Зачем? ___________________”

У кого есть другие варианты?

Ольга сидит в кругу и вступает в разговор:

Как ведет себя человек в конкурентной борьбе?

Чем он жертвует в первую очередь?

Спасательная доска только для одного человека. Заполнение дневника. Задачи этапа: эмоциональная поддержка каждого участника игры. Направление эмоций на переживание радости от благородных поступков.Время на проведение : 10 минут.Организация пространства: участники сидят в кругу вместе с Совой. Звучит приглушенная минорная музыка. Горят свечи.

Сова: “Уважаемые путешественники. Боги прислали корабль для вашего спасения, но, к сожалению, вас очень много. Корабль перегрузился и сейчас пойдет ко дну. Эта доска может выдержать на волнах только одного человека. Вы отдаете ее соседу справа от вас и говорите фразу, начиная со слов: “Тебе важнее остаться в живых, потому что…”

Когда все участники высказались, Сова продолжает: “В такие трагические минуты, я ведущая вас к славе, чувствую свою ответственность за вашу жизнь и хочу с вами поговорить. Сейчас каждый из вас принес в жертву собственные интересы ради интересов другого. Что вы чувствовали, когда передавали доску?” Ведущая ведет дискуссию с участниками. Потом ведущая просит участников: “В своем дневнике сделайте отметку в таблице “мои жертвы” в столбце 4. Можете также записать свои переживания на этом этапе”.

Участники прекратили борьбу, каждый погружен в себя. Заполнение дневника. Задачи этапа : моделирование поведения в ситуации ухода. Направление сознания на размышления о ценностях собственной жизниВремя на проведение : 5 мин.Организация пространства . Стулья в полукруг, который завершают столы для богов. Релаксационная музыка. Приглушенный свет

Урим бьет в гонг: “Наступило время следующего испытания. Только что, каждый из вас проявил себя самым благородным образом. Поэтому спасательная доска есть у всех. Но вы так долго уже находитесь в холодном океане, что каждому из вас осталось жить одну минуту. Я предлагаю ровно одну минуту каждому петь любимую песню, кто какую хочет, каждый сам по себе или просто выстукивать ритм ногами, или сидеть молча”.

Туммим: “Минута прошла... Воин остается глух к насмешкам, ибо знает - без воодушевления и опыта всякое обучение пропадет впустую”

Сова сидит с участниками в кругу и ведет дискуссию:

Насколько свойственно вам использовать стиль ухода, уклонения, отказа от цели, от борьбы, погружение в себя, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию?

Заполните свой дневник: поставьте крестик в таблице “мои жертвы” в столбце с цифрой 5. Можете также записать свои переживания на этом этапе.

Начало этапа совпало с переменой, поэтому перерыв на перемену включен в игровую ситуацию. Участники оказываются на острове и находят еду. Разрешается выйти из комнаты. Задачи этапа .Эмоциональная разгрузка участников.Время на проведение : 10 мин.Организация пространства: на столе - газировка, печенье, горшок с цветами. Играет легкая, ритмичная музыка Приглушенный свет.

Урим ударяет в гонг: “Мы - боги даруем вам спасение. Вы заслужили это. Видите этот остров с пышной растительностью (указывает рукой на стол и горшок с цветами). Вот та Земля, к которой вы стремились. На этой земле есть даже пресная вода! Я даю вам 10 минут для отдыха, и мы продолжим наш путь в поисках клада”.

Участники пьют газировку, отдыхают, играет легкая музыка.

Путешественники находят клад в сундуке. Задачи этапа: предложить участникам использовать компромисс в разрешении конфликтных ситуаций.Время на проведение : 10 мин.Организация пространства : стулья стоят по кругу, в центре которого коробка с предметами. Спокойная, тихая музыка. Полное освещение.

Туммим ударяет в гонг и говорит в микрофон: “Пора поискать клад. Кажется он где-то рядом”. Участники ищут ящик с предметами, который был спрятан заранее в этой комнате.

Урим: “Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достичь этого”.

Один из участников находит клад.

Сова приглашает участников в круг, в центре которого стоит коробка с предметами и говорит: “Перед вами сундук, выберите из него только одну вещь, которая вам пригодится на необитаемом острове, покажите эту вещь группе. Но если, кто-то из членов группы скажет, что вам следует взять другую вещь, вы ему уступите, но при этом, он должен взять ту вещь, на которую укажите ему вы”.

Ведущая сидит в кругу вместе с путешественниками и помогает им определяться с выбором.

Когда все определились с выбором, сова спрашивает участников: “Итак, у всех есть одна вещь. Что вы переживали, когда пользовались этой стратегией: компромисс – человек соглашается с другим на основе взаимных уступок? Поставьте крестик в столбик № 6 в таблице “Мои жертвы”.

Выбор 3 предметов. Жертва богам. Беседа с богами. Записи в дневнике. Задачи этапа: организация участников на групповое сотрудничество, принятие своих и чужих интересов.Время на проведение : 10 мин.Организация пространства: стулья стоят по кругу, в центре которого коробка с предметами. Тихо звучит ритмичная музыка. Полное освещение.

Ольга: “Итак, у каждого из вас есть вещь, но группа должна включить в список только три вещи из всех, которые можно взять на необитаемый остров. Остальные вещи вы должны пожертвовать в дар богам. Попробуйте решить эту проблему с использованием стратегии сотрудничества. То есть, вы должны сделать выбор, полностью удовлетворяющей интересы всех сторон”.

Путешественники вместе с Ольгой обсуждают конфликтную ситуацию, выбирают 3 предмета.

Ольга спрашивает участников: “Насколько вы удовлетворены групповым выбором?” Затем Ольга предлагает участникам, в благодарность за спасение, отнести дары богам.

9 этап. Заполнение плаката “Конфликт – это”. Присвоение титулов “Воин света” участникам игры. Задачи этапа: извлечение субъективного опыта, связанного с конфликтами. Самоопределение в конфликте.Время на проведение : 10 минут.Организация пространства. стулья стоят по кругу, в центре которого столик на колесах. Фоном звучит ритмичная музыка, в момент присвоения титулов звучит торжественная музыка. Полное освещение.

Ольга: “Мы пережили разные ситуации и опробовали разные способы разрешения конфликтов. Это была игра, вы все живы, в безопасности, все с вами хорошо. Каждый из вас пережил определенный опыт, который может пригодиться и другим людям. Поэтому я приглашаю вас на мозговую атаку. Вы легко создадите плакат: “Конфликт - это..” и украсите его своими рисунками, записями своих мыслей и чувств, которые отражают ваш опыт, переживания конфликта и не только в этой игре, но и в обыденной жизни”.

На подвижном столике лежит лист ватмана, в центре которого написано слово “конфликт”, столик пускается по кругу. Все участники по очереди пишут слова-ассоциации, записывают свои мысли или рисуют пиктограммы.

Одновременно каждый записывает в свой дневник, понравившиеся ему ассоциации с общего листа.

Ольга: “Вы уже научились стратегии сотрудничества и сейчас легко выберете двух человек, которые представят ваш плакат богам”.

Представление плаката.

Ольга: “Наше путешествие завершается. Я прошу всех подняться и встать в один ряд. Положите руки на плечи друг другу. Смотрите: боги спускаются с Пятой горы к вам”.

Участники встают в шеренгу. Боги идут к ним.

Урим и Туммим Поздравляют участников с завершением путешествия и всем дарят звезды с небес - отличительный знак Воина света. В это время звучит торжественная музыка.

Ведущая приглашает всех участников игры в круг: “Трудно расстаться после стольких испытаний. Я приглашаю всех участников в круг для обсуждения игры. Пока наши Боги растворяются и превращаются в психологов, у вас есть 2 минуты, чтобы прочесть в своем дневнике информацию к размышлению”.

Чтение дневников и обсуждением записей в группе. Задачи этапа : дать возможность всем участникам испытать момент озарения и потом высказаться о своих переживаниях по ходу игры, получить обратную связь от ведущих и своих сверстников, рассказать о приобретенном опыте, высказать свои пожелания.Время на проведение : 15 минут (может быть больше, пока все участники игры не отреагируют свои переживания).Организация пространства: стулья стоят по кругу, в центре которого столик на колесах, на столе горят свечи, играет тихая спокойная музыка.

Боги спустились с небес и разоблачились, сели в круг вместе с участниками. Ольга также - уже просто ведущая.

Психологи задают участникам открытые вопросы:

Как вы совершали выборы?

Какие жертвы вы приносили в нашей игре?

Чем бы вы могли пожертвовать в реальной жизни?

Что нового вы узнали о себе, о своих одноклассниках?

Как вы можете использовать опыт, полученный в игре?

Ведущий: “Мы закончили игру и ее обсуждение. В конце вашего дневника есть несколько страниц, посвященных описанию стилей поведения в конфликте. Вы можете сравнить написанное там с тем, что вы сегодня пережили, написали на большом плакате, рассказали во время обсуждения. Теперь вы легко можете делать сознательный выбор поведения в ситуации конфликта. А сейчас я прошу высказаться об игре наших богов”…

Благодарю всех за участие.

Возможности игры:

Знакомство участников между собой;

Объединение в группу;

Определение статусности участников в группе;

Реализация потенциала активности в деятельности и др.

Инструкция:

«Представьте, что Вы плывёте на корабле по Тихому океану. Прямо по курсу - остров. Вы в предвкушении интересных приключений на берегу. Неожиданно прибрежные рифы про­парывают обшивку корабля, и он начинает стремительно тонуть. У Вас есть только несколько минут, чтобы собрать минимум необходимых ве­щей и на плоту добраться до острова».

Уча­стникам тренинга раздаются бланки с перечнем предметов, из которых нужно выбрать только 10:

1. Две коробки шоколада

2. Фляга с ромом

3. Канистра с горючим

4. Карта Тихого океана

6. Транзистор

7. Противомоскитная сетка

8. Брезент

9. Рыболовная снасть

10. Топорик

11. Канистра с водой

12. Спички

13. Ружье и патроны

14. Репеллент (от акул)

15. Зеркало для бритья

16. Спасательный круг

17. Бинокль

18. Спальный мешок

19. Секстант

20. Гарпун

«У каждого сейчас перед глазами список из 20 предметов. Любой из них пригодился бы на острове. Но Вы мо­жете выбрать только 10 - больше плот не выдержит».

1-ый этап:

Каждый из участников работает со списком предметов самостоятельно. Отмечает необходимые 10 предметов и ранжирует их по степени значимости (1-ый самый необходимый, 2-ой менее и т.д.)

2-ой этап:

Участники создают группы по 3-4 человека. Перед группой ставится задача сформировать общий список из 10 предметов таким образом, чтобы туда вошли предметы из индивидуальных списков. Каждый участник имеет право и отстаивать свою позицию, и соглашаться с мнением других. Отобранные предметы ранжируются по значимость (см. 1-ый этап).

3-ий этап:

Участники тренинга объединяются в одну команду и работают по схеме, как и на 2-ом этапе, обсуждая значимость каждого необходимого предмета.

Важно!

Всё происходящее во время поэтапных обсуждений фиксируется на видеокамеру оператором (ведущим, соведущими и др.).

4-ый этап:

Группе предоставляется возможность просмотреть, обсудить видеоматериалы и сделать выводы о вкладе каждого члена команды в общее дело.

Пояснения для ведущего:

Самыми необходимыми предметами являются те, которые слу­жат для привлечения внимания и помогают выжить до прибытия помо­щи. Средства навигации в этих условиях имеют второстепенное значе­ние, так как знание места кораблекрушения не может улучшить положение потерпевших. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья (для сигнализации воздушным и морским спасателям) и ка­нистра с горючей смесью, а также бинокль.

Вторыми по значимости являются канистра с водой, шоколад и фляга с ромом (для дезинфекции и профилактики возможных болез­ней).

Третьими по значению можно считать те средства, с помощью которых в ближайшем будущем можно добыть пищу - гарпун, ружье и патроны, рыболовная снасть, а также те подручные средства, которые могут способствовать выживанию (спальный мешок, брезент, топорик, канат).

Противомоскитная сетка не пригодится, так как в Тихом океане нет москитов. Транзисторный приемник без передатчика практически бесполезен.

Приведенная классификация является приблизительной и допу­скает изменения при условии достаточной аргументации.

Статьи по теме: